Когда и почему стал складываться этнос. Как формируется и что это такое этнос: определение и виды

этническая группа стратификация конфликт

Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такое этнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что этнография - это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, а также особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. (Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении «мы группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией.

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, так как этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее среди других социальных образований.

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы, то есть определение его как «своего» или «чужого».

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - это один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, например, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приготовления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинской Америке - кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением - убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту «выкуп» - калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Гобино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зрения, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интеллектуальных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологический источник, единую биограмму человека, что дает основание говорить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указывают на важную роль биологической компоненты в поведении человека, подчеркивают генетическую обусловленность отдельных форм поведения. Такая позиция естествоиспытателей порождает споры среди обществоведов, большая часть которых продолжает придерживаться традиционной позиции социокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубежном обществоведении имеется немало ученых, подчеркивающих определенную роль природно-биологических факторов поведения. В отечественной этнографии подобную позицию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев, развивающий «пассионарную теорию этногенеза», заметно выделяющуюся на фоне распространенного в нашей этнографии культурологического подхода.

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева

Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. «Мы - порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса» (Гумилев Л.Н. Биография научной теории).

Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, традиционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы является присутствие в ее составе "пассионариев" - наиболее энергичных, даровитых и талантливых людей и субпассионариев, обладающих противоположными свойствами. Из этой категории людей формируются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «безответственность и импульсивность». «Именно эта категория людей погубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев - это результат генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря жизнедеятельности энергичных пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к вырождению и гибели этнической группы.

Особенно важна роль природно-климатических условий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для того или иного этноса. «В единой системе этносов, например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианским миром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно было пренебречь. Но в системе, условно именовавшейся «мусульманскими народами», он был настолько иным, что переход отмечался специально». (Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению).

Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традиционную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факторам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что обществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и природных факторов в становлении человеческой культуры и общества. Однако подобная позиция недостаточно аргументирована, не имеет строгой эмпирической базы, так как генетический фактор оказывает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как например, брачно-семейные отношения, особенности ролевого поведения мужчин и женщин, групповое поведение подростков и т.п.

Типы этносов - племя, народность, нация

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей ярко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими социальными группами - классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этничность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным показателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этнические группы и отношения анализируются в рамках принятой в социологии концептуальной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках системно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социальными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом пристального изучения этнографов. В социологии этнографический материал используется учеными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относились к области так называемых «социальных проблеем», имеющих сугубо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За последние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин - экономических, политических, социокультурных, психологических, демографических и др. вопросы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели такую актуальность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследований. Волна национально-этнических конфликтов, прокатившихся по миру в последние десятилетия, побудила социологов, как впрочем, и представителей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических отношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс образования национальных государств в ведущих странах мира был завершен. Обострение национально-этнических процессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как составное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др.

Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально закрепленных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Российской Федерации.

Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского континента - Франции, Германии, Испании и др.. В России подобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой национальный вопрос стал решаться с позиций марксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе термины «этнический» и «национальный» часто используются как синонимы или в словосочетании «национально-этнический».

Этнографы, изучающие быт и культуру различных этнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей территории существенным признаком этнической общности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда проживают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этнических групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего этноса - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители одного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных государств - Франции, Германии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различных этносов. Графа «национальность» во многих западных странах вообще не используется, говорят о французском, немецком, американском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и политическая характеристика этнической общности здесь совпадают. Термин «американец», например, означает не столько этническую принадлежность сколько гражданство.

Этнос - центральное понятие этнологии . Однако в современной этнологической науке не существует единого понимания, что же такое этнос, какова его сущность, природа и строение. Между тем, не разобравшись в сущности этого феномена, мы не сможем правильно понять множество производных понятий и терминов, трудно будет адекватно осмыслить явления и процессы этнического характера.

Этническая терминология появляется в научной литературе еще во второй половине XIX в. В нашей отечественной литературе термин «этнос» появляется в начале ХХ в. Первая его обстоятельная характеристика была дана в 20-е годы русским этнографом С.М. Широкогоровым. Согласно его определению, «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, «хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других». Такое понимание этноса у С.М. Широкогорова удивительным образом сочетается с причислением этой общности к биологическим.

С начала 70-х годов XX в. развернулась дискуссия вокруг понимания зтничности, стали появляться исследования теории этноса. В ходе дискуссии выявились две основные позиции по определению понятия «этнос» . Согласно одной точке зрения, этносы представляют собой биологические единицы - популяции. Природное биологическое понимание этноса представлено в отечественной науке концепцией Л.Н. Гумилева . Сторонники другой позиции отстаивают представление об этносе как социальном явлении в широком смысле этого слова. С точки зрения этих ученых каждый этнос сопряжен, тесно связан с определенной человеческой популяцией как биологической общностью, но живет по законам социальным, управляется общественными законами.

Наибольшее распространение получили представления об этносе как социально-культурном явлении, сформулированные Ю.B. Бромлеем. Этнос (греч. ethnos - племя, народ) - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании .

Согласно данным представлениям, этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях: территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Этнос - это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос - это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого. Такая общность складывается и развивается естественноисторическим путем, она не зависит непосредственно от воли отдельных входящих в нее людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Самое главное, что общность эта осознаваема самими людьми, находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей в наличии самоназвания или общего имени для своей группы.

Введение в научный оборот термина «этнос» обусловлено, прежде всего, многозначностью слова «народ», которое употребляется ддя обозначения различных социальных образований (население государства, поселенческая группа, толпа и т. д.). Применение термина «этнос», позволяя избежать многозначности слова «народ», дает возможность для выражения того значения слова, которое оно имеет, когда речь идет о народах мира, т. е. о племенах, народностях, нациях. Если мы говорим, например, «русский народ», то имеем в виду общность людей, которые считают себя русскими и по многим признакам отличаются от других подобных исторически развивающихся коллективов. В этом же смысле мы говорим «украинский народ», «белорусский народ», «польский народ», «французский народ» и т. д. Очевидно, люди, принадлежащие к этим народам, могут относиться к разным социальным группам населения.

Факторы образования и признаки этноса различаются . Так, сформирование каждого этноса обусловлено непосредственными контактами входящих в него людей, что, как правило, возможно лишь в том случае, если люди живут по соседству, т. е. на одной территории. Общность территории выступает, таким образом, прежде всего как условие формирования этноса . Общность территории содействует также самовоспроизводству этноса: она обеспечивает развитие хозяйственных и других видов связей между частями этноса; природные условия этой общей территории влияют на жизнь людей, отражаясь в некоторых общих особенностях их хозяйственной деятельности, культуры быта и ценностно-нормативных систем. Однако и территориально разобщенные группы этноса могут длительное время сохранять свои специфические черты в области культуры и прежнее самосознание общности. Значит, следует четко разграничивать территориальную целостность как условие возникновения этноса и фактор его существования. Целостность территории - важнейшее условие формирования этноса, но уже сформировавшийся этнос не обязательно сохраняет ее.

Первичная территория, на которой происходит становление этноса, может затем расширяться в результате расселения этноса или утратить компактность, уменьшиться в своих размерах, расчлениться на части из-за миграций в его пределы иноэтнических групп . Однако и территориально разобщенные группы этноса могут длительное время сохранять свои специфические черты в области культуры и прежнее самоназвание общности. И носители одного самосознания, проживающие даже на отдаленных друг от друга территориях, нередко из поколения в поколение сохраняют свою этническую принадлежность (например, армяне в России, Ливане, Сирии, США, украинцы в России, США, Канаде и т. д.).

Народы мяо и яо расселены и в Южном Китае, и во Вьетнаме, и в Лаосе, и во всех этих странах они живут островками среди основного населения.

Мексиканцы есть не только в Мексике, миллионы их живут и работают в США.

Индейский народ кечуа живет не только в Перу и Боливии, где его язык признается одним из официальных, но и в Эквадоре, Аргентине, Чили.

Этнос может на протяжении своей истории даже менять территорию, целиком или почти целиком перебираясь на новое место . Калмыки всего лишь четыре века назад жили в Центральной Азии, а с XVII в. они живут в Нижнем Поволжье (точнее, в западной части Прикаспийской низменности). Венгерский этнос за последние полторы тысячи лет сменил четыре, а возможно, и пять территорий расселения.

Таким образом, выступив как условие формирования этноса, целостность территории не является строго обязательным фактором последующего воспроизводства этноса .

Важнейший отличительный признак этноса - язык. Он является либо условием его формирования, либо итогом этногенеза. Последнее особенно заметно и в случае формирования этносов из разноязычных групп населения. В результате такой тесной связи язык обычно выступает как одно из важнейших объективных свойств этноса, а также как символ этнической принадлежности. Однако роль общности языка как этнического признака в полном смысле этого слова не согласуется со случаями, когда части одного этноса говорят на разных языках. Так, в России отдельные группы единого мордовского народа говорят сейчас на трех языках: часть - на мокшанском, часть - на языке эрзя, третьи, оставаясь мордвинами, создают собственную национальную культуру, пользуясь русским языком, который стал для них единственным и родным.

Следует иметь в виду и случаи, когда части одного этноса говорят на очень сильно расходящихся диалектах. Это относится, например, к немцам и особенно к китайцам, северные, восточные и южные группы которых попросту не понимают друг друга.

С другой стороны, немало примеров, когда разные этносы говорят на одном языке. Англичане и австралийцы, например, говорят на дном языке - английском. На нем же говорят жители США, большая часть канадцев, население острова Ямайки в Центральой Америке, новозеландцы и большинство ирландцев. Тем не менее все это - разные народы.

И все же язык занимает важнейшее место среди основных признаков народа, несмотря на все исключения. В том случае, когда несколько этносов говорят на одном языке, как правило, каждый этнос вносит в этот язык свою специфику. Она может заключаться в ином алфавите или правописании, в фонетике, лексике, специфических оборотах и фразеологических сочетаниях, но в той или иной форме обычно присутствует. У разных народов, пользующихся одним и тем же языком, в речи непременно есть этнические различия и в деталях произношения, и в обращении. Например, американцы зовут друг друга уменьшительными именами. В Англии это возможно, как правило, только при довольно близких приятельских или родственных отношениях.

На ряду с языком важнейшее значение для устойчивого функцонирования этноса имеют специфические элементы их материальной и духовной культуры
. Это, прежде всего, те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: обычаи, обряды, народное искусство, нормы поведения и т. п. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная. К особенностям культуры в широком значении относятся этнические черты образа жизни народа.

В чем он, собственный особенный образ жизни каждого народа, как выражается этническое своеобразие в культуре в широком смысле этого термина? В чем оно проявляется или может проявляться?

Разумеется, во многом. В том, например, как люди работают, какими орудиями они при этом пользуются. Сложна ли, скажем, «конструкция» сохи - одного из древнейших пахотных орудий, которым на протяжении долгих веков возделывали землю крестьяне Восточной Европы? Между тем, их конструкций насчитывалось несколько десятков. Разными сохами пользовались жители центра России, Литвы, Белоруссии.

Украинский воз, в который большей частью запрягают волов, сильно отличался от русской телеги, которую обычно тащит лошадь. Но традиционная латышская телега тоже отличается от русской, хотя и в ту, и в другую запрягают лошадей.

Своеобразны традиционные жилища у различных народов мира. Здесь и свайные постройки, и плавучие жилища, и переносные жилища и т. п. Русские крестьяне в прошлом почти в любых природных условиях по традиции строили дома из дерева. Даже если они переселялись в районы, где нет леса. В полярной тундре срубы возводили из плавника - бревен, прибитых к берегу моря или реки.

Особой приметой этноса является и одежда . По одежде русской крестьянки начала XIX в. нередко удавалось определить ее «малую» родину. По одной лишь тюбетейке у узбеков когда-либо можно было определить, из какой местности происходит человек. И теперь в обиходе говорят о народной русской, таджикской или латышской одежде. Однако одежда разных народов становится все более однотипной, теряет свой этнический характер. Национальные же костюмы во многих случаях становятся лишь праздничной одеждой.

Иногда формированию этноса способствует общность религии входящих в него групп людей . Например, у хорватов, сербов и боснийцев в Югославии один и тот же язык, но хорваты - католики, сербы - православные, боснийцы - мусульмане; и хорватов, и сербов, и боснийцев рассматривают как три разные народа. (Кстати, боснийцы сами себя называют «муслимане».) Однако есть в Югославии и небольшие группы сербов-католиков и хорватов-православных.

Но вот ливанские арабы - частью мусульмане, частью христиане, да еще разных толков. Однако это не привело к их разделению на разные этносы.

Этносам свойственно сознание и чувство принадлежности к данной общности - этническое самосознание . Самосознание членов этноса как бы фокусирует представление об общности происхождения и исторических судеб входящих в него людей.

Даже в том случае, если, например, отдельные группы русских, испанцев, армян, поляков проживают в разных странах, любая из этих групп осознает определенную общность со всеми группами, носящими то же самое название. Кроме того, представители каждой из таких одноименных совокупностей людей обычно отличают себя от членов всех иных подобных общностей. При этом огромную роль играет антитеза: «мы - они». Примечательно, что само представление (в том числе обыденное) о существовании рассматриваемой нами категории человеческих общностей неизбежно предполагает подобное различие.

В чем бы конкретно ни находило свое выражение этническое самосознание, сам факт его проявления, отделения в сознании людей с одними этническими признаками от людей с другими этническими признаками знаменует формирование нового этноса. Когда белорусы стали думать и говорить о себе как о людях, в чем-то отличающихся и от древних русичей, и от живущих к югу украинцев, и от литовцев на севере, и от русских на востоке, причем отличающихся не по одной лишь территории расселения, но и по обычаям, языку, чертам быта, они перевели на уровень сознания - уровень субъективный - некоторые объективные показатели своего существования, осознали их.

Или например, когда речь идет о венграх как этносе, то всегда само собой разумеется, что венгры представляют себе, что тем-то отличаются
от немцев, японцев, от любого другого этноса. То есть, мы, венгры такие-то, а все прочие - другие.

Каждый из этносов имеет непременный внешний признак - самоназвание (собственное имя, этноним). Само существование самосознания - этнонима - предполагает, что у этой общности сформировалось этническое самосознание .

Таким образом, для этноса характерно не только обладание общностью определенных объективных свойств. Этносом является только та совокупность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей . Это осознание членами этноса своего группового единства и есть этническое самосознание, внешним выражением которого является самоназвание. Такое этническое самосознание, сформировавшись в ходе этногенеза, фактически выступает затем не только как важнейший определитель этнической принадлежности (оттесняющей в этом отношении даже признак родного языка), но и как сила, объединяющая членов этноса и противопоставляющая их в этническом отношении другим этносам.

В этот день:

Дни рождения 1839 Родился Карл Хуман - немецкий инженер, архитектор и археолог, знаменит своими раскопками в Пергаме, приведшими к обнаружению Пергамского алтаря. 1956 Родился Павел Владимирович Волков - доктор исторических наук, специалист в области экспериментальной археологии эпохи камня (трасология, технология, планиграфия).

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа по курсу

«Социология»

Тема 9: «Этносы и этнические процессы».

Выполнила:

студентка группы Бз-24

Имайкина Эльвира Н.

зачетная книжка № 1655

Проверила:

Преподаватель Люц Е.П

Дата проверки:.

Подпись преподавателя:.

Пермь 2010

Введение…………………………………………………………………….…3

1. Понятие этноса в социологии……………………………………………..…4

2. Этнические процессы в современном обществе…………………………...6

3. Современные концепции национализма…………………………………....7

4. Русское национальное самосознание в условиях переходного общества..11

5. Этнические стереотипы и их роль в межличностных отношениях………14

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………….17

Введение

Этногенетические построения российских специалистов ведут историю этнонаций от верхнего палеолита, снабжая нынешние групповые идентичности на основе культурных различий непрерывной исторической родословной. Для российских обществоведов отправной категорией является понятие этноса, одна из многочисленных и схожих дефиниций которого следующая: «Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении с другими, окружающими их общностями, т.е. формируется этническое самосознание… В современной науке этническая общность выступает как национальная общность, т.е. как более высокий и развитый тип этноса. Ибо этносы, возникнув еще в первобытном обществе, консолидируясь и развиваясь, представлены в мировой истории такими типами, как племя, народность, нация».

В последние годы термин «этнос» стал чрезвычайно популярен среди политиков и даже на обыденном уровне, в то время как в научном сообществе не только нет единства по поводу смысла данного понятия, но порой даже возникают сомнения в его состоятельности. Фактически отсутствуют общепризнанные конвенции по самым фундаментальным категориям этнологического знания – этносу и этичности.

Как представляется, суть научной проблемы заключается в следующем: существует ли этнос (этническая общность) как самостоятельный социальный феномен, т.е. можно ли раскрыть сущность собственно «этнического», либо данное понятие есть изобретенный учеными артефакт, не имеющий сущностного соответствия (подобно «флогистону» или «эфиру»). Вопрос же о наличии или отсутствии определенной сущности решается через поиск соответствующей субстанции. В данном случае субстанции этнической.

1. Понятие этноса в социологии

Этнос (греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие «этнос» как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.

Современное определение этноса как группы людей, связанных единством своего происхождения и общностью культуры, включая язык, является практически общепризнанным и в значительной мере восходит к определению, данному еще в 1923 году С.М.Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп». Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 1960-1980-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (этнос в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (этнос в широком значении слова) как этнос, сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.

Последовательно немарксистский подход к феномену этноса отличает работы Л. Гумилева. В них этносы представлены как элементы этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос, по Гумилеву, может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. По Гумилеву, этнос проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции этноса имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этнос крайне затрудненным. Понятие " этнос " отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие " этнос " оказалось непродуктивным (например, категория «народность»). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие " этнос " употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие «этничность», отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.

2. Этнические процессы в современном обществе .

Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы:

1) этническая консолидация народов, проявляющаяся в развитии их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочении национально-государственной целостности (к концу ХХ в. отдельные народы стали субъектами не только внутригосударственной, но международной политики);

2) межэтническая интеграция – расширение и углубление сотрудничества народов во всех сферах жизни ради более полного удовлетворения их потребностей (эта тенденция проявляется в процессе глобализации и регионализации (16));

3) ассимиляция – как бы «растворение» одних народов в других, сопровождающаяся утратой языка, традиций, обычаев, этнической самобытности и этнического самосознания.

В современном мире набирают силу такие негативные для миропорядка и международной безопасности явления, как сепаратизм – стремление к обособлению, отделению этнических групп друг от друга, сецессия – выход из состава государства какой-либо его части в силу победы сепаратистского движения этнически однородного населения данной территории, ирредентизм – борьба за присоединение к государству приграничных земель соседнего государства, заселенных представителями титульной национальности данного государства.

Многие негативные явления в межнациональных отношениях связаны с формированием этнонаций. Этот процесс стал определяющим в возникновении этнического парадокса современности – значительного повышения роли этничности в общественных процессах, возрастания интереса к этнической культуре на фоне усиливающейся интернационализации культурной, экономической и политической жизни человечества. Возвышение этничности стало закономерным ответом людей на процесс глобализации, охвативший сегодня все страны и народы мира. В этих условиях этничность выполняет интегративную функцию – она объединяет представителей этносов, независимо от их классовой, социально-статусной или профессиональной принадлежности.

Сегодня возрастание роли этничности стало мощнейшим конфликтогенным фактором, вызывающим появление все новых очагов межэтнической напряженности, чреватых не только локальными, но и региональными и даже мировыми войнами (чеченский конфликт в России, арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке, этнорелигиозные столкновения в Великобритании и т.д.).

3. Современные концепции национализма.

Национализм - форма выражения национального интереса. Он является мощным источником социальной энергии, обладающей как разрушительной, так и созидательной силой. Одни исследователи считают национализмом все национальное, а другие - различают национализм официальный, государственный, преобладающей нации.

Для исследователей национализма самого последнего времени характерно выделение субъективных аспектов национализма. Так М.Биллиг, Р.Брубекер, С. Кэлбау, Н.Юваль-Дэвис мало внимания уделяют формированию собственно социологических моделей исторического развития национализма. И значительно больше используют методы постмодернисткие и критические теории. Эти авторы меньше стремятся объяснить национализм в терминах силы и вместо этого они анализируют националистический дискурс в качестве едеологем или практики как естественное разделение на национальные квартиры. Но, по мнению Э. Смитта, отсутствие исторической перспективы делает труды некоторых авторов неполными и фрагментарными. Для этих авторов важно, что национализм является важной частью в современном обществе и может быть объектом исследования. А исторический анализ национализма важен в той степени, в которой он анализируется для структуирования национальной памяти и управления ею. Эндрю Томас и Ральф Февр считают целесообразно для анализа феномена национализма в современном мире использовать оба эти подхода.

Если верно, что “нация есть начало духовное ”, то истинный национализм не может быть ничем иным, как безусловным уважением к единственному реальному носителю и субъекту духовного начала на земле, к человеку. Описание национализма в категориях ценностного сознания малопродуктивно. Это - объективное явление, само по себе не относящееся ни к злу, ни к добру. Национализм есть определенное состояние духовной, коллективной экзистенции общности, как коллективного переживания её социального бытия, и оценка ему может быть дана только в конкретной исторической ситуации. Постепенно термин “национализм” начинает использоваться в российской науке не только в привычном, априорно негативном смысле, а и в контексте мировой научной традиции, для обозначения этнополитического феномена, характеристика и направленность которого могут быть различными. В этом контексте В.Тишков выделяет две формы национализма: “ гражданский (или государственный) национализм и культурный (или этнический) национализм. Первый основывается на понятии нации как политической общности или согражданства; второй рассматривает нацию как этнокультурную категорию, как общность, имеющую глубокие исторические корни, социально-психическую или даже генетическую природу. Первый чаще всего отождествляется с патриотизмом, но может обрести формы государственной агрессивности, шовинизма или изоляционизма. Второй, выходя за рамки культурной деятельности и становясь политической программой, служит для этнических предпринимателей средством обеспечения доступа к власти и ресурсам и порождает попытки подавления меньшинств. Гражданский национализм, основываясь на понятии “народа” как территориального сообщества и понятии “ нация” многокультурной политической общности, считается как бы нормой человеческого общежития (18, c.79-80). В государственных доктринах присутствие основ гражданского национализма считается морально приемлемым. Даже при неблагоприятном социально-культурном фоне государственный национализм существует как доминирующая и общеразделяемая доктрина в большинстве стран. Наиболее убедительно высказывание Г. Попова о том, что заботу о своей нации называть национализмом, так как в национализме ничего отрицательного нет. “ Бог или природа создали разные народы, и это генетическое разнообразие - генеральная страховка человечества в целом: и от обледенений, и от потеплений, и от роста радиации и т.д. В этом разнообразии - одна из главных баз своеобразия и культуры, и науки, и религий. Поэтому забота о поддержке своего, национального обоснована. Но когда заботу о своем народе дополняют враждой к другим народам, тогда появляется шовинизм и расизм” (19). Шовинизм утверждает собственную культуру путем отрицания чужой культуры и презрения ко всему чужому.

Национализм, формируя нацию, делает это на основании определенной культуры. В этом отношении, т. е. в контексте культуры, национализм является разнообразным, как разнообразны формирующие его культуры. Если же полагать национализм как идеологию, то он един. Не существует универсальной теории нации и национализма. И как полагает У. Альтерматт, дефиниция национализма, вероятно, никогда не будет выработана, хотя он и является реальностью. Хью Селтон -Уотсон также пришел к выводу, что нет и не может быть научной дефиниции национализма. В неопределенности национализма заключена его сила.

Таким образом, “нация”, “национализм” и другие категории этнического дискурса в значительной степени остаются произвольными. Так понятие “ нация” в теории национальных отношений с классических времен и до сегодняшнего дня в мировой науке, оставаясь неоднозначным, используется и в значении этнос, и в значении государство (согражданство). Многие ученые считают, что в такой ситуации понятие ""нация"" не может быть квалифицировано как научная категория. В том, как нужно дефинировать и исторически классифицировать национализм, существуют большие расхождения учёных в области социальных наук. Это не мешает им, однако, понимать, что в новой европейской истории национализм является одной из самых эффективных интеграционных идеологий, с помощью которой мобилизуются народные массы. Национализм представляет самую мощную политическую силу. Если национализм - это теория и практика строительства национального государства, то образовавшаяся при этом социальная общность - нация. В конечном итоге, проблема нации и национализма является частью взаимоотношений этноса и государства, а в более широком смысле - этноса и власти. Приоритет национальной политики должен быть четко согласован с раздельными понятиями “этнос” и “нация”. Только при условии проведения именно национальной политики, но не этнической, возможно достижение результатов в области возрождения национальной гордости, превращения социокультурной общности в нацию. В ходе дискуссий об этносе, этничности, национализме, нации выдвигаются новые варианты постановки вопроса для научного исследования, но при этом по-прежнему отсутствует общий категориальный аппарат. Даже междисциплинарный язык находится в стадии зарождения, хотя литература на эту тематику значительно выросла. В генезисе понятий дискурса этничности отражена смена парадигмы в социальных науках.

4. Русское национальное самосознание в условиях переходного общества.

Говоря о межнациональных отношениях в нашем государстве, мы не можем не остановиться на теме национального самосознания. Понятие «национальное самосознание» состоит из двух слов. Одно из них, самосознание, означает способность «Я» сознавать самого себя как индивидуальность и как члена определенной общности. А иначе говоря, это способность индивида идентифицировать себя с самим собой и с определенной общностью. Степень развитости самосознания может быть различной и зависит от глубины идентификации личности с самим собой и общностью. Чтобы верно построить концепцию национального самосознания, необходимо прежде определиться с понятием нация. Можно выделить два основных значения понятия нации. Во-первых, нация отождествляется с этнической общностью. Во-вторых, нация трактуется как гражданская общность. Мы же будем называть их соответственно этническим и национальным самосознанием. Так как речь идёт о самосознании русских, то остановимся на его этническом и национальном аспектах. Нужно ли в русском человеке акцентировать его этническое происхождение и способствовать актуализации его этнического самосознания? Да, безусловно, нужно и это связано с тем, что русские больше всех других народов бывшего СССР потеряли свои этнические качества, именно у русских оказалось размытым этническое самосознание. Русский был более советским человеком, чем представители других этносов. В результате этого он плохо различал другие этнические группы и общности как в нашей стране, так и за рубежом. Этническое самосознание русским необходимо не для того, чтобы блюсти чистоту крови, но для того, чтобы знать себя и других. Однако, чтобы быть русским, мало иметь этническое самосознание. Русское национальное самосознание не тождественно этническому самосознанию. Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру. Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Если гражданин России, независимо от места проживания и этнического происхождения, изъявляет готовность защищать ее интересы и действительно их защищает, то он, несомненно, имеет в себе очень важный компонент русского национального самосознания. Во-вторых, важным фактором национального самосознания для граждан любой страны является их родной язык.(так для русских граждан это, конечно же, наш русский язык) По-русски говорят и мыслят не одни этнические русские. Этнически не русские в той мере русские, в какой освоили русский язык. Так что можно быть одновременно осетином (принадлежать осетинскому этносу) и русским или, по крайней мере, русскоязычным. Но для того, чтобы быть не просто русскоязычным (каковыми, кстати, и, к сожалению, являются многие этнически русские люди), необходимо приобщиться в максимальной полноте к русской культуре, которая составляет третий важный компонент национального самосознания. Принадлежность же к русской культуре означает не эрудицию в области литературы, музыки, философии и т.д., даже не любовь к ней, а приятие и практическое утверждение ее основополагающих ценностей. Для русской культуры характерно свое специфическое понимание и переживание таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, свобода, справедливость, смысл жизни, любовь и другие. Важно отметить, что эти ценности по-разному преломляются в конкретных формах культуры: философии, морали, праве, искусстве, фольклоре, мифологии и даже науке. Чтобы их усвоить в процессе социализации, обучения и воспитания, необходимы специфические приемы и методики, свойственные для каждой из названных форм культуры. Одно дело поучить знания по математике, другое - усвоить нравственные нормы и ценности, третье - овладеть правовой культурой, четвертое - приобрести художественный вкус и т.д. Самый лучший способ овладения русской культурой и параллельно с ним - формирования национального самосознания - это участие в процессе культурного творчества в продолжении национальной традиции. Так же надо отметить еще один из последних, но не маловажных компонентов национального самосознания русских, усвоение и принятие которого свидетельствует о полноте и предельной глубине национального самосознания. Это - религия. Для русских - это православие. Не случайно до революции считалось, что быть русским - это, значит, быть православным. Конечно, многие граждане России не могут принять православие как свою религию, ибо исторически связаны с другими религиозными направлениями: исламом, буддизмом, иудаизмом и т.д., но уважать православие, знать его историю, основы вероучения, роль в жизни семьи, общества и государства должны все: верующие и неверующие, этнические русские и представители других народов. Религиозный компонент национального самосознание необычайно важен, ибо только с позиции высшей Божественной истины каждый народ может осознать свою правоту, свои грехи и свое высшее предназначение на земле. Русское национальное самосознание нельзя себе представить без покаянного принятия своей судьбы. Смирение и покаяние - высшие религиозные переживания, которые являются предпосылкой для искупления грехов, для нравственного совершенствования, для развития во всех областях человеческой деятельности. Это касается и отдельного человека и нации в целом. Таким образом мы можем выделить такие особенности русского национального самосознания как толерантность, умение уживаться рядом с другими народами, уважать их культуру и историю. Именно эти качества на протяжении всей нашей истории помогали и продолжают помогать русским людям мирно сосуществовать с другими этносами, не вступая в противостояние, умножать культурное наследие своего народа и рядом с ним живущих народов.

5. Этнические стереотипы и их роль в межличностных отношениях.

Понять содержание и смысл этнического стереотипа не так сложно, как решить вопрос о взаимовлиянии межэтнических отношений и самих этнических стереотипов. Сила влияния реальных отношений между этносами на стереотипы может быть продемонстрирована на примере феномена “зеркального образа”, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе (автостереотипы), а идентичные пороки - противникам (гетеростереотипы). В настоящее время в западной социальной психологии все большее распространение получает точка зрения, согласно которой “содержание стереотипов скорее результат, чем причина существующих межгрупповых отношений”. В многочисленных эмпирических исследованиях доказано, что контакты ведут к изменению стереотипов, причем не столько в направленности, сколько в степени их благоприятности и неблагоприятности. В исследовании Н.В. Бахаревой (1979) было выявлено, что одним из факторов, приводящих к ослаблению и преодолению негативных этнических стереотипов, является “увеличение знаний об объекте отношения”. Роль межэтнических взаимодействий в формировании и функционировании стереотипов можно выявить лишь с учетом характера этих отношений, их социально обусловленых форм: сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения. Именно от их характера зависит направленность и степень благоприятности стереотипов. Было обнаружено, что автостереотипы, как правило, более благоприятны, чем гетеростереотипы. Однако на фоне общей тенденции встречаются и обратные явления, главной причиной возникновения которых является различие в социальном статусе групп: неравенство в политическом, экономическом и других отношениях. Сообщества с низким статусом, угнетаемые этнические меньшинства склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы.

Но можно взглянуть на проблему с другой стороны: воздействуют ли стереотипы на межэтнические отношения? Действительно, наличие стереотипов, особенно согласованных, отчетливых и эмоционально окрашенных, в какой-то мере способствует стабильности существующих отношений. В спокойной межэтнической ситуации широко распространенные схематичные характеристики этносов могут быть отодвинуты на периферию человеческой памяти или могут восприниматься с юмором и не играть практически никакой заметной роли в отношениях между соседями. Но актуализированные или мобилизованные в момент любой начинающейся напряженности в обществе, стереотипы, особенно негативные, могут существенно усугубить конфликт, резко размежевав людей на этнические или этноконфессиональные группы, вызывая обиды и усиливая противостояние. Хотя более очевидным является воздействие стереотипов не на межэтнические отношения как разновидность социальных отношений, а на межличностные взаимоотношения представителей различных этнических групп и на их совместную деятельность. Так, разрушение негативного стереотипа может “улучшить” отношение к конкретному человеку иной национальности, но такие локальные изменения не определяют характер межэтнических отношений в целом.

Заключение

В современных антропологических исследованиях термин «транснационализм» занял прочные позиции в описаниях мировых тенденций развития. Деньги, труд, образы и стили жизни, информация и идеи не знают сегодня границ. Вместе с тем, тенденции глобализации отнюдь не означают кризиса национальности. Более того, национальные и этнические проблемы являются одними из наиболее острых и болезненных в современном мире. Это явление (получившее в литературе название «этнического парадокса») стало своеобразной реакций на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. В результате, сегодня человечество столкнулось с проблемой актуализации различий – не только национальных, но и культурных, гендерных, расовых, религиозных. Несмотря на мощные интегративные тенденции, универсализм не вытесняет партикуляризма, а лишь дополняет его. Таким образом, для современного человечества особую значимость приобрела проблема сочетания универсальных принципов и ценностей с позитивным (а не просто нейтральным) отношением к различиям (в том числе, этническим).


Список использованной литературы.

2. Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002.

3. Нации и национализм. - М.: Геллнер Э. Прогресс, 1991.

4. Нации: психология, самосознание, национализм. (интегральная теория). - М.: Мнацаканян М.О. Анкил,1999.

5. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика // Общественные науки и современность, Малыгина ИВ. 2004.

6. Национализм: идеология и политика. - Казань, 1996.

7. Национальное самосознание и национализм в Р.Ф. начала 90-х годов. - М.: Ксерокоп, 1994.

8. Национальное самосознание и факторы этнической идентификации Татаринова Л.Н. Саратов, 1998.

9. Социологический словарь. - Казань: Издательство КГУ, 1997.

10. Характер русского народа// Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

11. Человек и этнос: философия, социология, этнология. - Сыктывкар: Сыкт-ий гос. ун-тет,1998.

12. Человек. Нация. Общество, - М.: Абдулатипов Р.Г. Политиздат, 1991.

1. Этногенез и его основные факторы

2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез

3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева

1. ЭТНОГЕНЕЗ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

Исследование процесса этногенеза - происхождения и развития этносов - ученые-этнологи относят к одному из самых сложных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и других факторов.

Исходным пунктом исследования этногенеза является вопрос о понимании и употреблении самого термина «генезис» по отношению к этносам и этническим группам. В мировой и отечественной литературе по этнологии, культурной и социальной антропологии под этногенезом, как правило, понимается процесс исторического происхождения этнических групп в периоды плейстоцена (от 2 млн до 20 тыс. лет назад) и начала голоцена (от 20 тыс. до 3 тыс. лет до н.э.), когда, согласно данным археологии и палеонтологии, протекали процессы антропогенеза, развития вида Homo sapiens, социогенеза ранних форм человеческих обществ, зарождение основных форм труда, языка, религии, искусства и т.п. В силу большого числа факторов, оказавших влияние на группы людей, участвовавших в этногенезе, не имеет смысла говорить как о конкретной точке отсчета этого процесса, так и о какой-либо дате его завершения. Ведь и за последние 5 тыс. лет человечество не сохранило свою первичную этническую морфологию. Совершенно очевидно, что в течение всего этого времени порождение новых этнических образований не прекращалось, как продолжается оно и в наши дни. Конкретных тому примеров можно привести множество.

В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить только начиная с эпохи неолита, когда произошло окончательное оформление племенных отношений.

Если применить гипотезу о едином центре происхождения человечества, то, возможно, в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением числа людей шло их расселение по новым территориям (вначале по тропикам и субтропикам, затем по менее благоприятным для жизни районам умеренного пояса). Поскольку этот процесс расселения шел на протяжении тысячи лет, людям приходилось приспосабливаться к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными становились эти признаки.

Аналогичные процессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения расселялись люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы. Согласно гипотезе С.П. Толстова о «первичной языковой непрерывности», те многочисленные языки, на которых говорило человечество на заре своей истории, произошли из единого центра и постепенно переходили друг в друга на смежных территориях и составляли в целом как бы единую непрерывную сеть.

Косвенным подтверждением этой гипотезы служит то, что следы древней языковой дробности в некоторых странах сохранились до недавнего времени. В Австралии, например, существовало несколько сотен языков, между которыми было нелегко провести четкие границы. Н.Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особый язык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики, однако языки более отдаленных групп уже значительно отличались друг от друга. Таким образом, в языке-основе постепенно образовывались диалекты, которые в дальнейшем могли становиться самостоятельными языками.

По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территориальном отношении, стимулировало формирование общих экономических, социальных и других интересов.

На процессах этногенеза, проходивших на рубеже ранней истории человечества, сказывались массовые переселения, сопровождавшиеся завоеваниями одних этнических групп другими. Массовые миграции значительно ускоряли процесс замены первобытных ячеек-племен новыми, более крупными этносоциальными общностями - народностями. При этом перемещение той или иной этнической общности на новую территорию, как правило, вело за собой ее столкновение с уже обитавшей здесь другой общностью. Этот контакт нередко завершался тем, что автохтонное население оказывалось завоеванным пришельцами.

Этнические последствия переселений были самыми разными. В частности, истории известно немало случаев переселения отдельных частей этносов на слабо или полностью неосвоенные территории (переселение предков американских индейцев из Азии в Америку). В этом случае, как правило, не происходило возникновения новых этнических общностей. Иную форму и результаты имел этногенез при активном взаимодействии переселенцев с автохтонным населением, в ходе которого у тех и других появлялись новые характерные черты.

В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (пришлого населения), в ходе которого и возникает новый этнос. Однако синтез этот принимает чрезвычайно многообразные формы, особенно в тех случаях, когда он касается весьма отличающихся друг от друга этнических общностей. Дело в том, что в подобной ситуации взаимодействие в этногенезе различных этнических групп происходит не только с различными темпами и интенсивностью для каждого из них, но и нередко в различных направлениях. В этом отношении следует подходить дифференцированно ко всем аспектам этногенеза: изменениям языка, базовой культуры, физического типа, этнического сознания, включая самоназвание.

В процессе этногенеза во все времена была и остается непреходящей роль языка, как одного из определяющих элементов существования и развития любого этноса.

Вслед за лингвистами этнологи исходят из того, что родство языков, как правило, означает родство их носителей. Поэтому одним из результатов переселения народов становилось и смешение, взаимодействие языков.

При этом важными оказывались обстоятельства и причины, предопределявшие победу одного языка над другим. Решающее значение имело наличие письменности хотя бы у одной из взаимодействующих этнических общностей. Хорошо известно, что отсутствие письменности особенно благоприятствует смене языков. Как свидетельствуют многочисленные материалы из истории бесписьменных народов, последние в наибольшей степени подвержены языковой интеграции, связанной с переходом на язык другого этноса. Однако истории известно много примеров, когда в этногенезе взаимодействовали две бесписьменные этнические общности. В этом случае бесписьменность становится лишь благоприятным условием, но не причиной победы языка пришлого населения над языком аборигенов. В такой исторической ситуации решающими становятся религиозные или хозяйственные факторы.

Хорошо известно, что установление новой веры обычно влечет за собой широкое распространение определенного языка и появление у части населения двуязычия (например, католицизм и латинский язык). В некоторых случаях религии явно принадлежала весьма активная роль в победе соответствующего языка. Общепризнано, в частности, что такую роль сыграл ислам в распространении арабского языка в Египте.

Особое значение в процессе этногенеза имел такой фактор, как политическое господство пришлого населения. Особая сплоченность завоевателей, обусловленная военной демократией, создавала благоприятные условия для победы одного языка над другим и оказывала значительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития.

Типы этногенетических процессов. Этногенетические процессы, сопровождавшие и сопровождающие возникновение новых этносов и этнических групп, не ограничиваются лишь отмеченными вариантами. Этническими (этногенетическими) процессами мы будем называть процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов духовной и материальной культуры, языка, социальной структуры, самосознания и др.

Этнические процессы весьма многообразны, поэтому необходимо систематизировать и классифицировать их. (Классификация дается по книге О.Е. Кузьминой, П.И. Пучкова «Основы этнодемографии». - М., 1994.) Прежде всего мы должны выделить этноэволюционные и этнотрансформационные процессы. Процесс называется этноэволюционным, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его часть остаются самими собой, так как не меняется этническое самосознание входящих в него людей. При этнотрансформационном процессе самосознание изменяется и этническая принадлежность человека становится иной.

В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этническое разделение. Процессы этнического объединения весьма различны по своему характеру, но у них есть общие черты, среди которых - культурное и языковое сближение вовлеченных в этот процесс лиц, а также нивелировка имеющихся между людьми различий.

Выделяют несколько форм этнического объединения.

1. Этническая фузия - процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Примером может служить слияние восточнославянских племен в древнерусский этнос. Скорость протекания этого процесса зависит от комплекса факторов - от уровня социального и экономического развития страны, в которой идет процесс; от интенсивности хозяйственных и иных связей между отдельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фузия. Влияют на этот процесс и географические условия (например, ровная, открытая местность ускоряет его); степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе (чем ближе родство, тем быстрее идет процесс). Сложность этнической структуры населения территории (слишком в большое число мелких этносов), где происходит фузия, может, напротив, несколько замедлить ее.

Не только в специализированных гуманитарных науках и учениях мы сталкиваемся с таким понятием, как этнос. Его можно встретить в разговорной речи, в быту, на работе и т.д. Но как точно понять, что такое этнос, что именно подразумевается под данным термином и каковы его характеристики? Давайте разбираться.

Для начала давайте разберемся с тем, что в данном случае нам говорит Википедия. Как известно, это весьма популярный ресурс, который дает наиболее точное определение любому термину и позволяет досконально понять его значение.

Итак, этнос – это совокупность людей, которая сформировалась под влиянием исторического фактора.

Люди эти объединены общими субъективными или же объективными факторами, такими как происхождение, язык, хозяйство, культура, самосознание, территория проживания, менталитет, внешние вид и др.

Также можно отметить, что в российской истории и этнографии (этнологии) синонимом рассматриваемого понятия является термин национальность. В остальных языках и культурах данное слово – Nationality (англ.) имеет несколько иное значение.

У слова «этнос» имеются греческие корни. С древнего варианта данного языка термин переводится как «народ», что, собственно, и неудивительно. Несмотря на свою давнюю историю, в научном обиходе слово появилось сравнительно недавно – в 1923 году, после того как его ввел в обиход ученый С.М. Широкогоров.

Как нам поведала Википедия, этнос – это набор факторов, которые объединяют определенную группу людей в социум, который живет и функционирует как единый организм.

Но теперь давайте отойдем от сухих трактатов и рассмотрим данный вопрос с более «человеческой» точки зрения.

Для каждого человека, живущего на нашей планете, крайне важная его принадлежность к тому или иному социуму.

Этот фактор играет определяющую роль в становлении его сознания и самоидентификации в мире. Также важно знать, что не только для отдельных индивидуумов, но и для каждого государства этнический процесс – это самое главное.

Крайне важно, чтобы этнические отношения (как мы знаем, сложно представить себе хоть одну современную страну, где проживали бы люди одной-единственной национальности) пребывали в норме. Если же между людьми в рамках одной державы возникают недопонимания, это может стать причиной возникновения войны на фоне этнических конфликтов.

Именно для современного этнолога мало просто знать суть этого понятия. Крайне важно понимать психологию каждого отдельного народа, особенности их поведения, реакцию на те или иные события, впечатления и еще массу факторов.

Ведь считается, что в скором будущем единственной идеологией, по которой будет жить всем мировое сообщество, окажется именно этническое самосознание.

Особенности формирования этносов

Дав точное определение тому, что такое этнос, стоит узнать о природе его формирования.

Этот процесс нельзя сравнить с созданием живой клетки или организма, который на протяжении малого периода времени растет (то есть формируется), а после в течение длительного периода пребывает в неизменном состоянии.

Этнос формируется постоянно, и этот процесс не заканчивается никогда.

Да, конечно же, на планете уже существуют конкретные расово-территориальные (или национальные) единицы, которые мы называем государствами, и они являются отражением того или иного этноса.

Они сформировались давно, но если сравнить представителей определенной национальности из прошлого с современниками, то разница будет сногсшибательной.

Какие же факторы влияют на формирование и дальнее развитие народов, которые объединяются в государства?

  • Общая родина. Можно сказать, что люди, которые родились на одной земле, однозначно будут взаимодействовать в этом мире сообща.
  • Природные условия. Как ни крути, а именно погода и климат, в котором приходится жить народу, формирует его самосознание. Люди либо привыкают скрываться от холода в теплых домах, либо спасаются от жары, либо противостоят ветрам.
  • Расовая близость. Когда-то давно у людей не было возможности так обильно путешествовать, как сейчас. Каждая расовая семья проживала там, где она зародилась в полном соответствии со своей дочерней природой обитания.
  • Этнические отношения также формируются за счет схожих религиозных и социальных взглядов.

Интересно знать! Этнос и этнические взаимоотношения – это динамическая структура, которая постоянно подвергается трансформациям и переменам, но при этом ей удается сохранить свою самобытность и устойчивость.

Из чего состоит этнос?

Выше мы уже кратко затронули те факторы, которые объединяют определенную группу народа и делают ее единой.

Ну а теперь давайте более широко рассмотрим, что же может включать в себя этнос как понятие динамическое, но при этом эталонное.

  • Единство расы. Этот фактор имеет отношение скорее к первобытным этносам, которые действительно формировались из одной расы людей, проживавших в конкретном районе мира. Ныне же формирование нации происходит за счет ассимиляции, поэтому сейчас сложно найти чистокровных представителей той или иной национальности. В целом понятие народности – это объединение людей, которые проживают в одной стране, говорят на одном языке и придерживаются единых религиозных взглядов.
  • Язык – крайне важная составляющая. Как правило, язык включает в себя множество диалектов, которые могут характеризовать представителей одного и того же народа, проживающих в различных регионах одной страны.
  • Религия – один из мощнейших факторов, который объединяет людей и формирует этнические отношения между ними.
  • Этноним – это название народа, которое было придумано им самим и признано всеми остальными общинами. Бывает, что самоназвание и наименование этноса в остальном мире не совпадают.
  • Самосознание. Это, пожалуй, определение, которое не подлежит дополнительным объяснениям. Люди осознают себя частью этноса, в котором они родились и проживают и самоидентифицируются в где существует наряду с ними множество иных народностей.
  • История – основа основ. Все этносы существуют именно за счет своей истории, на протяжении которой происходило их становление, развитие и эволюция. Наш-то, русский народ точно знает, что государство без истории существовать просто не может, и эта пословица или народная истина приравнивается к научному определению.

Виды этноса

А теперь, глядя в ретроспективу, давайте разберемся с тем, каким может быть этнос или национальность и его виды.

  • Род. Тип этнической общины, который состоит из группы исключительно кровных родственников, имеющих общую мать или общего отца. У них всегда выявляются общие интересы и потребности, а также они носят общее родовое имя.
  • Племя. Данный тип этноса характерен для первобытного строя. Племя состоит из двух и более родов, которые проживают по соседству и имеют схожие интересы и потребности. Нередко в племенах происходит ассимиляция родов.
  • Народность. Этот тип стал последователем племени как более современное воплощение социума и его особенностей. Народность формируется из географического, национального, социального и исторического фактора.
  • Нация. Данный тип этнической общины считается наивысшим. Для него характерны не только единый язык и интересы, но и самосознание, территориальные границы, символика и прочая атрибутика, которая является мировым индикатором.

Наверняка вам стало интересно, какие существуют ныне этносы и как их нужно правильно идентифицировать. Основной определяющей для данного термина является численность населения в рамках того или иного государства, где проживает конкретный народ.

Давайте рассмотрим примеры народов, которые ныне являются самым большими на планете:

  • Китайцы – 1 млрд. чел.
  • Хиндустанцы – 200 млн. чел.
  • Американцы (территория США) – 180 млн. чел.
  • Бенгальцы – 180 млн. чел.
  • Русские – 170 млн. чел.
  • Бразильцы – 130 млн. чел.
  • Японцы – 125 млн. чел.

Интересная деталь: до того, как Америка была открыта, таких этносов, как бразильцы и американцы, не существовало.

Они образовались после заселения новой земли европейцами, и теперь американцы (как и бразильцы) являют собой расу метисов, в корнях которых течет как индейская, так и европейская кровь.

Приведем примеры народностей, которые очень малы по сравнению с предыдущим списком. Численность их населения ограничивается несколькими сотнями людей:

  • Юкагира – этническая группа, проживающая в Якутии.
  • Ижорцы – финны, которые проживают на территории Ленинградской области.

Межэтнические отношения

Данное определение относится к психологии, причем как к индивидуальной, так и к общественной.

Межэтническими отношениями называют субъективные переживания между представителями различных национальностей.

Они проявляются как в быту, так и на международном уровне. Примером таких интернациональных взаимоотношений в малом масштабе может быть семья, родители которой – представители различных этносов.

Характер межэтнических отношений может быть положительным, нейтральным или конфликтным. Все зависит от психологии каждой народности, от ее истории и взаимоотношений, которые на протяжении долгих лет складывались с тем или иными другим этносом.

Интересно знать! Именно численность населения является основным фактором, который раскрывает перед глазами историю, особенности и текущее положение этноса на мировой арене. Это значит, что формирование большой и малой этнической группы будет совершенно разным.