Лекция: Современная система специальных образовательных услуг. Современная система специальных образовательных услуг Общая характеристика современной системы коррекционно образовательных услуг

3 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Дать определения понятиям: умственная отсталость , олигофрения , деменция , дошкольная олигофренопедагогика , задержка психического развития 2. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 3. Дать определения понятиям: глухие , слабослышащие , позднооглохшие , сурдопедагогика . 4. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 5. Дать определения понятиям: тифлопедагогика , слепота , слабовидение , острота зрения . 6. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 7. Дать определения следующим терминам: нарушение речи , логопедия , дислалия , дизартрия , ринолалия , заикание , тахилалия , брадилалия , афония , дисграфия , алалия , афазия , дислексия , фонетико-фонематическое недоразвитие речи , общее недоразвитие речи . 8. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 9. Дать определения следующим терминам: детский церебральный паралич , моторика , паралич , тремор , атаксия , кинестезия , синкинезия . 10. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 11. Дать определения следующим терминам: аутизм , феномен тождества , синдром раннего детского аутизма . 12. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 13. Дать определения следующим терминам: сложное нарушение , множественное нарушение , слепоглухота . 14. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 15. Разработать презентации на темы: «Образование лиц с нарушением умственного развития»; «Специальное образование детей с трудностями в обучении»; «Педагогическая помощь детям с нарушениями речи»; «Педагогические системы образования лиц с нарушениями речи»; «Специальное образование лиц с нарушениями зрения»; «Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата» 5 КИМ тест 1 1. Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей называется …… а) реабилитация б) компенсация в) коррекция г) адаптация 2. Замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма называется … а) компенсация б) адаптация в) коррекция г) компенсация 3. Наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью называется ….. а) тифлопедагогика б) сурдопедагогика в) олигофренопедагогика 4. Соотнесите формы психического дизонтогенеза и их типичные примеры. 1) общее стойкое недоразвитие а) органическая деменция 2) задержанное развитие б) психопатия 3) поврежденное развитие в) олигофрения 4) дефицитарное развитие г) ранний детский аутизм 5) искаженное развитие д) задержка психического развития 6) дисгармоническое развитие е) грубые нарушения анализаторных систем 5. Цель коррекционного процесса – а) исправление, ослабление или предупреждение недостатков развития детей б) формирование знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения и воспитания в) приобретение опыта и социально значимых качеств 6. Педагогические приемы, применяемые в коррекционном процессе … а) направлены на овладение определенным объемом знаний и навыков б) направлены на организацию приобретения опыта и привитие социально значимых качеств в) стимулируют компенсаторные процессы развития и формирование новых положительных качеств 7. Результатом коррекционного процесса является …. а) овладение определенным объемом знаний и навыков б) формирование обобщенных учебных и трудовых умений, развитие самостоятельности 8. Носителями содержания специального образования являются…. а) учебные программы б) государственный стандарт в) учебники г) учебное расписание д) учебное оформление класса 9. Нормативы образовательных областей, определяемые регионами и образовательными учреждениями, содержит … а) федеральный компонент б) национально-региональный компонент в) школьный компонент 10. Содержание образования, отражающее специфику и направленность отдельного образовательного учреждения определяет … а) федеральный компонент б) национально-региональный компонент в) школьный компонент Тест 2 1. Документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в школе, последовательность их прохождения по годам обучения, количество времени, отводимого на каждый предмет, называется ….. а) учебный план б) учебная программа в) государственный стандарт 2. Базисный учебный план …. а) носит рекомендательный характер б) служит основой для разработки учебных планов в) разрабатывается с учетом текущих условий 3. Приобщение к общекультурным и национальным ценностям, формирование базовой культуры личности обеспечивает …. а) вариативная часть учебного плана б) инвариантная часть учебного плана в) базовая часть учебного плана 4. Нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения тем, вопросов и дозировку времени на их изучение называется … а) учебный план б) учебная программа в) государственный стандарт 5. Хрестоматии, сборники задач и упражнений, дневники наблюдений – это разновидности …… а) учебников б) учебных пособий в) методических пособий 6. Задачи осуществления обучения и воспитания, коррекции дефектов развития, трудовой и профессиональной подготовки воспитанников с проблемами в развитии решает Министерство ….. а) образования и науки РФ б) труда и социального развития РФ в) здравоохранения РФ 7. Детские дома для глубоко умственно отсталых детей относятся к Министерству ….. а) образования и науки РФ б) труда и социального развития РФ в) здравоохранения РФ 8. Использование многообразных методов, средств и форм организации учения и преподавания является сущностной характеристикой …. а) целевого компонента процесса обучения б) содержательного компонента процесса обучения в) стимулирующего компонента процесса обучения г) деятельностного компонента процесса обучения 9. Учебная программа может быть построена способами: а) рабочим б) линейным в) авторским г) концентрическим д) типовым 10. Современная гуманистическая педагогика пропагандирует к определению сущности содержания образования: а) знаниево-ориентированный подход б) личностно-ориентированный подход 6 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

2.1.1 Медико-социально-педагогический патронаж

Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности. Медико-социально-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов. Комплексный медико-социально-педагогический (МСП) патронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они инициируют новые подходы к организации социального пространства помощи детям с отклонениями в развитии, которое ориентировано на создание долгосрочных мер социального обслуживания их семей на междисциплинарной основе. Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. Система МСП-патронажа формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска. Комплексный медико-социально-педагогический патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и Социальной защиты населения. Система МСП-патронажа реализует собственную деятельность по следующим направлениям: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной систем образования; разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства; реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс; обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым педагогическим), составляющими единый комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными компонентами; содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей; реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования; поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями; привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования, содействующих повышению статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества. Становление в нашей стране системы медико-социально-педагогического патронажа является сегодня одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей активное (субъект--субъектное) участие всех членов семьи в реабилитационном процессе.

Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП-патронажа являются следующие: рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей; увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь; качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности); нормализация внутрисемейных отношений; качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.

2.1.2 Медико-социальная профилактика я ранняя комплексная помощь

Важнейшей составляющей процесса медико-социально-педагогического патронажа являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективной организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., определен комплексный по своему сущностному содержанию процесс предупреждения (профилактики) инвалидности. Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня). Предупреждение инвалидности может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, в частности, оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций. Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как в России, так и во всем мире. В настоящее время практически во всех странах мира имеются научно обоснованные и практически апробированные программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов -- «социального вывиха» -- оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей с отклонениями в развитии и создание методического обеспечения для работы с ними.

2.1.3 Программы ранней помощи

Известные в мировой практике программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до З лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, Гавайский профиль раннего обучения, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранней диагностики развития («Тандем» (Голландия), Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия) -- характеризуют одно из успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти нашего столетия. В России также имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М.Матюковой, Е.А. Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК). Но если в нашей стране система ранней диагностики и коррекции недостатков развития находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Об этом свидетельствует прежде всего удивительный прогресс в изменении уровня независимой жизни людей с различными физическими и психическими ограничениями. Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20--ЗО лет назад. Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением родителей в процесс коррекционной и педагогической работы не только позволяет вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека с особыми потребностями его как равноправного члена. Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее большинство детей с инвалидностью в западных странах воспитываются в условиях семьи, а не в специальных учреждениях вне дома. Они могуг так же, как их здоровые сверстники, учиться в школе, активно отдыхать и работать. В основе работы действующих в современной России служб ранней помощи лежат мультидисциплинарный подход к организации практической деятельности и поэтапность формирования коррекционно-педагогической среды в условиях семьи. Как отечественный, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствуют о том, что оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье при условии, что родители активно включаются в абилитационный процесс, организуемый специалистами службы ранней помощи. Ими ведутся не только стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий в условиях семьи и отслеживание динамики развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи. В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят специальные занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Подобный вид деятельности является инновационным для отечественной практики образования и предполагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса, основанный на привлечении параспециалистов (помощников педагогов и психологов) в лице родителей. Становление в нашей стране системы ранней диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи происходит через развитие системы медико-психолого-педагогического патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб. Действующие сегодня в России учреждения, осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто работают как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от локальных очагов эксперимента к широкой социально-педагогической практике. Делом недалекого будущего представляется и разработка все российской программы развития системы ранней диагностики и ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в условиях семьи, а также проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки кадров, создание единой информационной системы обеспечения деятельности образовательных учреждений, социальных служб, педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченным потенциалом развития.

Вопросы и задания

1. Какова цель, задачи и содержание медико-социально-педагогического патронажа как составной части системы специального образования? Какие службы и специалисты участвуют в этой работе?

2. Что такое медико-социальная профилактика?

З. Каковы функции психолого-медико-педагогической консультации?

4. Расскажите о сущности, содержании и опыте организации ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

Одна из целей образования на современном этапе - возможность полноценного развития в детском возрасте. На современном этапе одним из самых актуальных направлений специальной педагогики является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.

Ранняя помощь - быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. В систему ранней помощи встраивается такое понятие как «сопровождение». Это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется через реализацию разных социально-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ.

В настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО разрабатывает программу создания единой государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве апробация различных моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа, в действующих психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях. Структура ранней помощи представлена следующими блоками: 1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений 2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.

Комплексное пролонгированное обследование ребенка является первоначальным этапом работы. В работе участвует социальный блок. Проблема патогенных воздействий социальной среды в раннем возрасте приобретает большое значение, т.к. это может привести к выраженным отклонениям. Не менее значимым является медицинский блок. В процессе медицинской диагностики выявляются структура ведущего нарушения, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии и патогенеза, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции. Психолого-педагогический блок представляет собой диагностику уровня развития ребенка: 1) общие движения, 2) сенсорное развитие, 3) формирование речи, 4) зрительно-моторная координация, 5) эмоциональное развитие, 6) возможности и навыки самообслуживание.

По результатам комплексного обследования разрабатываются индивидуальные программы развития. Индивидуальная программа развития содержит данные о потребностях ребенка, о реабилитационном потенциале семьи, а также информацию об уровне развития ребенка в разных областях. В ней подробно раскрыты основные направления работы с ребенком и семьей, перечислены конкретные мероприятия по каждому из них, а также указаны сотрудники, ответственные за их проведение. На заключительном этапе обследования осуществляются прогнозирование развития ребенка.

Еще по теме Современная система специальных образовательных услуг.:

  1. 13.3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
  3. 15. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в школе.
- 55.61 Кб

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: Специальная педагогика

Тема: « Современная система специальных образовательных услуг »

Выполнила:

Студентка группы 9АФК-211

Цыпилева Н.Н.

Научный руководитель:

Парамонова В.А.

Череповец, 2012 г.

Введение………………………………………………………… …………..3 стр.

1. Медико-социально- педагогический патронаж…………………………4 стр.

2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь….5 стр.

3. Дошкольная система специального образования……………………..7 стр.

4. Школьная система специального образования………………………...9 стр.

5. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью............. .............................. .............................. ..............24 стр.

6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями…………………………………………… ………………..26 стр.

Заключение…………………………………………………… ……………28 стр.

Список используемой литературы………………………………………..29 стр.

Введение

В системе специального образования значимую роль играет достаточный уровень восприятия обучающимися учебного материала, который обеспечивается оптимальным выбором средств реализации коррекционно-образовательного процесса. Долгие годы система образования чётко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой системы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения. Современная система специальных образовательных услуг предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

1. Медико-социально- педагогический патронаж

Патронаж (от фр. patronage - покровительство) - вид медико-социальной работы профилактической направленности, которая проводится на дому. Медико-социально- педагогический патронаж является неотъемлемой частью специального образования и представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление проблем лечения, обучения и воспитания личности, имеющей нарушения развития. Медико-социально- педагогический патронаж является частью специального образования, имеет такие цели, как: реализация и разработка новых коррекционно-обучающих программ для детей с нарушениями развития и их семей; оказание комплексной помощи (медицинской, психологической, педагогической) детям с нарушениями развития; помощь в выборе индивидуальной программы помощи и поддержки для каждого ребёнка с нарушениями развития; привлечение внимания общественности (в том числе при помощи СМИ) к проблемам людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, и т.д. Медико-социально- педагогический патронаж реализуется различными как государственными учреждениями и службами (психолого-медико- педагогическими комиссиями, психолого-медико-социальными центрами), так и негосударственными образованиями - благотворительными фондами, общественными ассоциациями и др. Одной из важнейших задач медико-социально- педагогического патронажа служат ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь. Способствующие предупреждению инвалидности (или снижению степени ограничения жизнедеятельности). И за рубежом, и в нашей стране существует множество методик для диагностики и оказания ранней помощи людям, имеющим нарушения развития. За рубежом опыт оказания ранней помощи более обширен, чем в России, в результате можно наблюдать картину практически полноценной жизнедеятельности людей с нарушениями развития. Как показывает опыт, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, воспитываемый в семье, может вести более полноценную жизнь, чем его сверстники, воспитывающиеся в различных учреждениях. Огромное значение имеет позиция, которую принимает семья, имеющая ребёнка с нарушениями развития, готовность членов семьи принимать ребёнка таким, какой он есть. Специалисты медико-социально- педагогического патронажа проводят специальные занятия с ребёнком, предлагают свою помощь в консультировании семьи в различных вопросах, по адаптации прежде всего членов семьи к тому, что их ребёнок не такой, как другие. В России оказание ранней помощи и диагностики носит экспериментальный характер и осуществляется посредством психолого-медико-социальными центрами и службами. Достижение ими положительных результатов предполагает дальнейшее развитие системы ранней диагностики и помощи в нашей стране.

2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

Важнейшей составляющей процесса МСПП являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективности организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность. Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей. Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных учёных (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребёнка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребёнка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребёнком в повседневной жизни. Таким образом в семье создаётся специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МПП центров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.

3. Дошкольная система специального образования.

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

А. Ясли-сады,

Б. Детские сады,

В. Дошкольные детские дома,

Г. Дошкольные группы при садах и детских домах как общего, так и специального назначения. В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учёными и практиками были разработаны принципы, методы и приёмы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы специального дошкольного образования. Принципы построения специального дошкольного образования: 1. Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата). 2. Меньшая наполняемость групп (до 15 человек). 3. Введение в штат специалистов-дефектологов, а также медицинского персонала. 4. Разработка специальных комплексных программ. 5. Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.

6. Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрительного и слухового восприятия). 7. Бесплатность.

Долгое время основным признаком советской системы специального образования были закрытость, изолированность, искусственная отчуждённость воспитанников от сверстников и общества в целом, в специального учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приёму дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медицинским сопровождением. Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании. ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти. Группы кратковременного пребывания детей – создаются для той категории детей, которые не могут посещать д-с в обычном режиме. Задачи этих групп – оказание своевременной психолого-педагогической помощи, консультативно-методическая поддержка и формирование готовности к обучению. Продолжительность занятий до 5 час в неделю. Форма занятий индивидуальная или малыми группами (3-5 чел) в присутствии родителей.

4. Школьная система специального образования.

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому. В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в

обучении - задержкой психического развития);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов». В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты. Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами исполнительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управлением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправления. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть негосударственным. В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем. Каждое такое образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдаётся документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения. В специальную школу ребёнка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико- педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребёнок может быть переведён внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней. В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико- педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Краткое описание

В системе специального образования значимую роль играет достаточный уровень восприятия обучающимися учебного материала, который обеспечивается оптимальным выбором средств реализации коррекционно-образовательного процесса. Долгие годы система образования чётко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой системы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3 стр.
1. Медико-социально-педагогический патронаж…………………………4 стр.
2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь….5 стр.
3. Дошкольная система специального образования……………………..7 стр.
4. Школьная система специального образования………………………...9 стр.
5. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.......................................................................................24 стр.
6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями……………………………………………………………..26 стр.
Заключение…………………………………………………………………28 стр.
Список используемой литературы……