Мариинский театр оперы и балета: репертуар. Балетная труппа мариинского театра Воплощение грации и изящества

Закончились гастроли балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке. Главное впечатление от этих гастролей: в лучшем случае – Валерий Гергиев не понимает искусство балета, в худшем – он это искусство не любит.

Обратимся к фактам.

БАМ – Бруклинская академия музыки – это один из театральных центров Нью-Йорка. На сцене БАМа постоянно выступают танцовщики театра-модерн, драматические театры, но не большие труппы, танцующие классические балеты.

Сцена в БАМ – длинная и узкая. Уместить на этой «беговой дорожке» кордебалет лебедей было невозможно, и количество танцовщиц кордебалета сократили. Остальные все равно были стиснуты на этом пространстве так, что почти задевали друг друга пачками, иногда в тесноте образуя какую-то «кашу». В такие условия был поставлен лучший в мире кордебалет! Какое там «дыхание», какое волшебство, когда танцевать негде?! И вообще, все сцены спектакля выглядели зажатыми между задником и рампой.

Когда Ульяна Лопаткина в роли Одиллии блистательно крутила 32 фуэте в глубине сцены буквально на одном пятачке, не только я, как мне стало известно, волновалась: не ударит ли она носком по лицу сидящую за ее спиной Владетельную принцессу?

Театр не привез свой линолеум, а пол на сцене БАМ – скользкий. Танцовщики падали (одна из солисток получила серьезную травму). Я уж не говорю о таких «мелочах», как неглубокие кулисы. Или отсутствие пространства за задником, отчего артистам приходилось бежать под сценой, чтобы выйти на сцену с другой стороны, если это было необходимо в спектакле. Как можно было привозить труппу в театр, не проверив заранее, годится ли сцена для балетного спектакля?!

В театре нет балетного дирижера, и это трагично сказывается на исполнении балета артистами. Ни Гергиев, ни другие дирижеры не сообразовали свои темпы с хореографией.

Балетный дирижер – это отдельная профессия, и такие дирижеры всегда были в Мариинском (Кировском) театре. Самый гениальный дирижер оркестра в мире не обязательно владеет этой профессией. Как не обязательно самая гениальная балерина может стать хорошим репетитором.

Когда танцовщик не успевает зафиксировать позу и дать нам насладиться ее красотой, или когда исполнитель не может чисто закончить пируэты, потому что дирижер «загнал» темп, зрителю безразлично, как в этот момент играют скрипки. Свое искусство в полную силу дирижер может проявить, выступая с оркестром в филармонии или Карнеги Холл. Да, Баланчин придерживался другого принципа, но он был и музыкантом, и хореографом одновременно, и понимал, что артисты могут танцевать в таком темпе, а что – нет, и он создавал совершенно другой балетный спектакль.

И, во всяком случае, балет Мариинского театра и не должен танцевать так, как танцуют другие, самые лучшие балетные труппы в мире. Балет Мариинского театра имеет свои исторически сложившиеся особенности, и не надо ими пренебрегать. В Мариинском театре в стиль исполнения классического балета входит обязательное понятие красоты как неотъемлемой части спектакля. Это отличительная черта русского балета вообще. И балетный дирижер должен это понимать и дать танцовщикам возможность воплотить эту красоту на сцене.

Возможно, 100 лет назад темпы были другими, но за это время стиль исполнения и техника настолько поменялись, что эти обстоятельства нельзя не учитывать.

Более того, каждый балетный артист имеет свои индивидуальные особенности. Некоторым для успешного исполнения фуэте надо ускоренный темп, некоторым – замедленный, и балетный дирижер раньше всегда проверял с солистами темпы.

Все это не каприз артиста, это условие, при котором он может танцевать наилучшим образом. Несомненно, музыка является основой балета, но в балетном спектакле танец – доминирует. Поэтому главная цель театра – показать спектакль в его наилучшем качестве. А это качество зависит не только от мастерства артистов, но и от того, понимает ли дирижер искусство балета.

Гергиев о спектакле не думал, что временами и сказывалось на качестве исполнения.

Программка к спектаклю. Интересно было бы узнать, кто ее составлял. В программке указан Валерий Гергиев, директор Мариинского театра. Но не указан Юрий Фадеев… Да, у него должность и в России указана невнятно: и.о. Но фактически Фадеев является руководителем балетной труппы. Имени Фадеева нет и в разделе «кто есть кто», где дана информация – также далеко не обо всех солистах театра. Но в программку вложен листок с перечислением всех солирующих музыкантов оркестра… Кто же поставил эту информацию для программки с таким пренебрежением к балету?

И – завершающий аккорд. Последняя программа составлена из балетов на музыку Шопена. Начинался вечер с «Шопенианы». Балет был поставлен Михаилом Фокиным под оркестрованную А. Глазуновым фортепианную музыку Шопена. Но на гастролях в Америке балет танцевали под фортепиано (как мне объяснили, Гергиев с оркестром уехали в Эн Арбор на двухдневные гастроли).

К танцовщикам в таких условиях нет никаких претензий, но мы присутствовали на… шефском концерте театра на заводе. Надо сказать, что и американские критики отмечали те же недостатки, которые отметила я. В таких условиях, в которые был поставлен балет на гастролях, я не имею права судить о состоянии и качестве труппы на данный момент. Хотя некоторые премьеры успешно справлялись с трудностями.

Конечно, Ульяна Лопаткина танцевала Одетту-Одиллию с ожидаемым от нее талантом и мастерством. Но я хотела бы выделить еще две актерские удачи.

Диана Вишнева в балете Алексея Ратманского «Золушка». Зачем выбрали этот не лучший балет Ратманского для гастролей – не знаю (думаю, хореограф тоже не в восторге от этого выбора). Но Вишнева подняла этот балет на другой уровень. Она появилась в этом спектакле, как существо с другой планеты, иного мировоззрения и мироощущения.

И еще надо отметить Екатерину Кондаурову во втором дуэте в балете Джерома Роббинса «В ночи». Это было яркое, талантливое выступление, своего рода шедевр. И Евгений Иванченко не был только партнером – в их дуете “читалась” история отношений.

Но возвращусь к общему впечатлению от гастролей. Почему открытием гастролей балетной труппы было исполнение… оперы?… Замечание маленькое, но укладывается в общую картину…

За последние несколько месяцев три русских балетных труппы приезжали в Нью-Йорк. Балет Большого и Михайловского театра танцевали в Линкольн центре и показались с самых лучших сторон. Один балет Мариинского театра был поставлен в невыгодные условия. И если Гергиев назван единственным руководителем гастролей, он и должен отвечать за них.

Но вот какой вопрос меня волнует. Я – не единственная, которая видит недостатки. Почему все молчат? Неужели я одна так продолжаю любить эту труппу, что меня одну оскорбляет неуважительное к ней отношение?

Публикации раздела Театры

Современные российские балерины. Топ-5

В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны - Мариинском и Большом - в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка - Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие - лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

Ульяна Лопаткина

Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она - идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь - это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского , «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»

Диана Вишнёва

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый - урбанистический - образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри - главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра . А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»

Светлана Захарова

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова , «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа , реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов - с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии - балет Ла Скала - предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым - она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени» .

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»

Мария Александрова

В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова - яркая, темпераментная, даже экзотичная - была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете - «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье - «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»

Виктория Терёшкина

Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога - Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»

|
балет мариинского театральная, балет мариинского театральные
История балетной труппы Мариинского театра начиналась с придворных спектаклей, где участвовали многие профессиональные танцовщики и танцовщицы, появившиеся после учреждения императрицей Анной Иоанновной в 1738 Танцевальной школы под руководством французского педагога Жана Батиста Ланде.

Балетная труппа входила в состав театров:

  • Петербургского Большого театра (Каменного; с 1783),
  • Мариинского театра с 1860,
  • Государственного Мариинского театра (с 1917), который в 1920 переименован в Государственный Академический театр оперы и балета (с 1935 им. С. М. Кирова), а в 1992 году возвратил своё прежнее имя - Мариинский театр.
  • 1 XIX век
  • 2 XX век
  • 3 XXI век
    • 3.1 Артисты балета
      • 3.1.1 Балерины и премьеры
      • 3.1.2 Первые солисты
      • 3.1.3 Вторые солисты
      • 3.1.4 Солисты характерного танца
      • 3.1.5 Корифеи
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

XIX век

Рикардо Дриго, 1894Лев Иванов, 1885Цезарь Пуньи, 1840Мариус Петипа, 1898Леон Минкус,1865Пётр ЧайковскийАлександр Глазунов

Заметное влияние на развитие петербургского балета оказал Ш. Л. Дидло. Танцевальные поэмы Дидло «Зефир и Флора» (1804), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816) Кавоса предвещали наступление романтизма. 1823 театр поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на муз. Кавоса (1823). репертуаре, созданном Дидло, раскрылись таланты М. И. Даниловой, Е. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. С. Новицкой, Огюста (О. Пуаро), Н. О. Гольца. 1837 году итальянский хореограф Ф. Тальони и его дочь М. Тальони показали в Петербурге балет «Сильфида». 1842 в балете «Жизель», в постановке Ж. Коралли и Ж. Перро, с успехом выступила Е. И. Андреянова. 1848-1859 годах петербургский балет возглавил Ж. Перро, который поставил балеты «Эсмеральда», «Катарина» и «Фауст» Пуньи. 1859 году балет возглавил балетмейстер А. Сен-Леон, поставил балеты «Конёк-Горбунок» (1864) и «Золотая рыбка» (1867). Преемником Перро и Сен-Леона стал Мариус Петипа (с 1847 солист балета, затем - балетмейстер, в 1869-1903 - главный балетмейстер театра).

За время своего пребывания в России Мариус Петипа поставил на императорской сцене балеты:«Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни, в 1862 году; «Царь Кандавл» Цезаря Пуни, в 1868 году; «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1869; «Две звезды» Цезаря Пуни, 1871; «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, 1877; "Спящая красавица П. И. Чайковского, в ред. Дриго, (1890-1895), I и III акты, в сотрудничестве с Львом Ивановым (ивановский текст - 2-я картина первого акта, венецианский и венгерский танцы во втором акте, третий акт, за исключением апофеоза); «Лебединое озеро» (совместно с Л. И. Ивановым, 1895); «Раймонда» на музыку А. К. Глазунова, 1898; «Корсар» на музыку Адана, Пуни, Дриго, Делиба, Петр Ольденбургского, Минкуса и Трубецкого, 1898; «Пахита» Дельдевеза, 1899; «Испытания Дамиса» А. К. Глазунова, 1900; «Времена года» (Четыре времени года) А. К. Глазунова, 1900; «Арлекинада» (Миллионы Арлекина) Дриго, 1900; «Ученики господина Дюпре», 1900; «Волшебное зеркало» Корещенко, 1904; «Роман бутона розы», Дриго (премьера не состоялась).

Балеты Мариуса Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогическим талантам Христиана Иогансона, Энрико Чеккетти. балетах Петипа и Иванова выступали:М. Суровщикова-Петипа, Екатерина Вазем, Е. П. Соколова, В. А. Никитина, Мария Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, И. Ф. Кшесинский, К. М. Куличевская, А. В. Ширяев.

XX век

А. В. Ширяев, 1904А. А. Горский, 1906Михаил Фокин, 1909

В начале XX века хранителями академических традиций были артисты:Ольга Преображенская (1871-1962), Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Ю. Н. Седова, Агриппина Ваганова, Л. Н. Егорова, Н. Г. Легат, С. К. Андрианов, Мария Кожухова (1897-1959), Ольга Спесивцева (1895-1991) (5 (18) июля 1895 года - 16 сентября 1991 года)

В поисках новых форм Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство. Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской.

Михаилу Фокину принадлежат балеты:«Павильон Армиды» , 1907; «Шопениана», 1908; «Египетские ночи», 1908; « Карнавал», 1910; « Петрушка», 1911; «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь», 1909. балетах Фокина прославились Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова.

Первый акт балета «Дон Кихот», на музыку Людвига Минкуса (по мотивам балета М. Петипа) дошёл до современников в редакции Александра Горского 1900 года.

Позднее, в 1963 году был поставлен «Конек-Горбунок» (Александра Горского, возобновлённый Михайловым, Балтачеевым и Брускиным.

С 1924 года в театре ставил спектакли Фёдор Лопухов, первой постановкой которого стал спектакль «Ночь на Лысой горе», (музыка - Модест Мусоргский); затем в 1927 году - «Ледяная дева»; 1929 - «Красный мак», совместно с Пономарёвым и Леонтьевым; 1931 - «Болт», музыка - Дмитрий Шостакович, 1944 - «Тщетная предосторожность» на музыку Г.Гертеля (Ленинградский Малый оперный театр в эвакуации в Оренбурге и Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова); 1947 - «Весенняя сказка» муз. Б.Асафьева (по музыкальным материалам Чайковского) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова)

В первые годы после Октябрьской революции 1917 года перед театром встали задачи сохранения наследия. театре работали ведущие артисты:Э. Вилль, Е. П. Гердт, Пётр Гусев, А. В. Лопухов, Е. М. Люком, О. П. Мунгалова, В. И. Пономарёв, В. А. Семёнов, Б. В. Шавров.

  • В 1930 году - балетмейстерами Василием Вайноненом, Леонидом Якобсоном и В. П. Чесноковым был поставлен Балет «Золотой век» на музыку - Дмитрия Шостаковича.
  • С 1932 по 1942 годы были поставлены балеты:«Пламя Парижа», балетмейстер Василий Вайнонен, 1932; «Бахчисарайский фонтан», балетмейстер Ростислав Захаров, 1934; в 1939 году - «Лауренсия», балетмейстер Вахтанг Чабукиани.

В 1940 году балетмейстер Леонид Лавровский поставил балет «Ромео и Джульетта». Позднее этот спектакль возобновил Семён Каплан, в 1975 году.

В годы Великой Отечественной войны артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде, под руководством О. Г. Иордан выезжали на фронт, выступали на заводах и в госпиталях. Основной коллектив был эвакуирован в Пермь, где в 1942 году был поставлен спектакль «Гаянэ», балетмейстером Ниной Анисимовой

Солистами балета театра периода 1920-1940 годов стали ученики А. Я. Вагановой, М. Ф. Романовой, Е. П. Снетковой-Вечесловой и А. В. Ширяева:Нина Анисимова, Фея Балабина, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, Марина Семёнова, Константин Сергеев, Галина Уланова, Вахтанг Чабукиани и Алла Шелест, Татьяна Вечеслова.

В 1941 году после окончания Московского хореографического училища по классу петербургского педагога Марии Кожуховой в театр поступила Инна Зубковская.

В послевоенное время репертуар балета театра имени Кирова появились новые постановки, в которых танцевали:И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Инна Зубковская, Нинель Кургапкина, Аскольд Макаров, Ольга Моисеева, Н. А. Петрова, В. Д. Ухов, К. В. Шатилов Н. Б. Ястребова.

В последних выпусках А. Я. Вагановой 50-х годов появились и засверкали два имени:Ирина Колпакова и Алла Осипенко, с сезона 1957 года в театре появилась ученица В. С. Костровицкой Габриэла Комлева, в 1958 году театре появилась ученица Н. А. Камковой Алла Сизова, в 1959 году Е. В. Ширипина выпустила будущую мировую звезду Наталию Макарову, в 1963 году в театре появилась ученица Л. М. Тюнтиной Наталья Большакова, в 1966 году - ученица того же педагога Елена Евтеева, в 1970 году в театре появилась ученица Н. В. Беликовой Галина Мезенцева, а также в 1970-1972 гг. в театре танцевала выпускница того же педагога Людмила Семеняка, в кировском балете работали ученики Александра Пушкина Рудольф Нуриев, с 1958 года и Михаил Барышников, 1967 года, с 1958 года - Юрий Соловьёв (ученик Бориса Шаврова).

В 80-х годах в театр пришло следующее поколение, среди новых звёзд Алтынай Асылмуратова, Фарух Рузиматов, Елена Панкова, Жанна Аюпова, Лариса Лежнина, Анна Поликарпова.

XXI век

В новом тысячелетии в балетной труппе театра:Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Юлия Махалина, Алина Сомова и Виктория Терёшкина.

Артисты балета

На 2016 год основу балета Мариинского театра составляют следующие артисты:

Балерины и премьеры

  • Екатерина Кондаурова
  • Ульяна Лопаткина
  • Юлия Махалина
  • Дарья Павленко
  • Оксана Скорик
  • Алина Сомова
  • Виктория Терёшкина
  • Диана Вишнёва
  • Тимур Аскеров
  • Евгений Иванченко
  • Кимин Ким
  • Игорь Колб
  • Владимир Шкляров
  • Данила Корсунцев
  • Денис Матвиенко (приглашённый солист)

Первые солисты

Вторые солисты

Солисты характерного танца

Корифеи

    «Дочь фараона», 1898 год

    Одно из представлений, 2005 год

    «Лебединое озеро», 2004 год

    «Баядерка», 2011 год

См. также

  • История петербургской балетной школы

Примечания

  1. Солисты балета Мариинского театра.Мариинский театр. Проверено 17 августа 2016.

Ссылки

  • Солисты балета - на сайте Мариинского театра

балет мариинского театрални, балет мариинского театральна, балет мариинского театральная, балет мариинского театральные

Балет Мариинского театра Информацию О

Какая российская девушка хоть раз в жизни не мечтала о балете? Его можно назвать нашим национальным искусством. Мы обожаем балет и знаем по именам почти всех прим и премьеров Большого и Мариинского театров.

В преддверии Международного дня балета — в этом году он отмечается в третий раз — предлагаем полюбоваться на лучших из лучших, богинь российского балета: Светлану Захарову, Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину.

Воплощение грации и изящества

А также железной воли и несгибаемого духа. Это прима Большого театра и миланского Ла Скала Светлана Захарова . Она дебютировала в Мариинском театре в возрасте 17 лет, и вот уже двадцать лет в ее карьере не было ни одной осечки. Она с успехом исполняет классику и современный танец.

«Я станцевала уже все партии, о которых можно мечтать, в самых разных редакциях. Например, «Лебединое озеро» исполнила более чем в десяти вариантах на разных сценах мира. Мне хочется экспериментов, испытать возможности своего тела в чем-то другом. Современный танец — это движение, которое дает свободу. Классика же имеет рамки и правила, за которые нельзя выходить», — поделилась Светлана в одном из интервью.

Что больше всего нравится Захаровой в профессии? По словам балерины, она счастлива во время подготовки к спектаклю. Примерки, репетиции. В это время она порой не спит ночами - в голове звучит музыка.

Сама премьера уже не вызывает столько радости. Становится даже немного грустно, ведь то, к чему я так готовилась, уже состоялось.

Кстати, звездой себя Светлана не считает. «Я просто человек, который пашет каждый день», — говорит она.

Утонченная и одновременно стремительная

Прима Мариинского театра и Американского театра балета Диана Вишнева в этом году отметила сорокалетие. Но это раньше считалось, что карьера балерин досадно скоротечна. Диана не только постоянно радует поклонников премьерами, но и выступает организатором международного фестиваля Context.

Она исполняет и классику, и современные танцы. В одном из интервью Вишнева призналась, что совмещать различные направления в хореографии — это словно выучить другой язык. В прошлом году Диана даже сняла фильм под названием Language — о языке собственной пластики.

О себе Вишнева говорит в первую очередь как о человеке упорном. Она уверена: без упорства и целеустремленности о балете и думать не стоит. «Сколько жертв надо приносить каждый день! Нужно укрощать свое тело и сознание. Физически изнуряющий труд — обязательное условие, если хочешь чего-то достичь. «Каторжный труд» — это не гипербола. Нужно уметь летать, парить, нести красоту, любовь... Искусство требует от тебя больших эмоциональных, моральных и физических сил».

Невероятно артистичная

Нежная и в то же время дерзкая... Прима-балерина Мариинского театра, Народная артистка России Ульяна Лопаткина в октябре отметит 43-летие. Она известна всему миру, но о себе говорить не любит. Ульяна очень практична и предпочитает словам действия.

«Это не Голливуд, в балете все ближе к делу. В балете все доказывается работой. Работа очень тяжелая, физически, психически, эмоционально тяжелая, и есть за что уважать людей, которые занимают высокое положение в балете, — они своим трудом это место оправдывают», — заметила в одном из интервью Лопаткина.

Ульяну называют «иконой русского балета».

Но артистка вовсе не страдает звездной болезнью и полагает, что каждый из нас в некоем смысле может быть «иконой».

Мы носим в себе святость. Она проявляется в разной степени, но потенциально заложена во всех нас. Может быть, поэтому люди, особо чувствительные к искусству, говорят об иконе. Так они формулируют ощущение, которое, возможно, пережили во время спектакля.

Заслуженный артист РСФСР Владимир КИНЯЕВ начал творческую деятельность в Донецком оперном театре (1965). В этом же году певец был принят по конкурсу в Театр имени Кирова.
Сильный, ровный, красивого бархатистого тембра драматический баритон, актерское дарование, интересное сценическое решение исполняемых им партий вскоре принесли артисту симпатии зрителей. Искренностью, властным драматизмом проникнуты исполняемые им роли Риголетто, Эскамильо, Амонасро, Графа ди Луна. Особенно творчески убеждает певец в ведущих ролях русского классического репертуара, таких, как Демон, Мазепа, Князь Игорь (см. снимок), Грязной, Князь в «Чародейке». Одна из недавних удачных работ артиста - роль царя Бориса в опере «Борис Годунов».
Интересна и разнообразна концертная программа В. Киняева, включающая как оперные арии, так и старинные романсы, народные песни.
Киняев неоднократно с успехом выступал в оперных спектаклях и концертах на сценах нашей страны и за рубежом (Франция, Швейцария, ГДР, Польша, Югославия и др.).

Народная артистка РСФСР Галина КОВАЛЕВА по праву занимает одно из ведущих мест в советском оперном исполнительском искусстве. Блестящее лирико-колоратурное сопрано серебристого тембра, замечательное вокальное и актерское мастерство, выразительная фраза, тонкость и богатство нюансировки, драматический талант отличают исполнительский стиль певицы.
Воспитанница Саратовской консерватории (1959), Ковалева дебютировала на ленинградской сцене в 1960 году. В се репертуаре - партии Людмилы, Антониды, Марфы, Виолетты, Джильды (см. снимок), Розины, Микаэлы, Маргариты и другие. Одна из недавних творческих удач Ковалевой- роль Лючии ди Ламмермур, исполненная ею с поразительным чувством стиля, блестяще, свободно и драматично. В опере «Трубадур» она воссоздала пленительный образ Леоноры.
Концертный репертуар певицы обширен и интересен. Она победительница Международного конкурса вокалистов в Тулузе (1962), лауреат международных конкурсов в Софии (1961) и Монреале (1967). Ковалева выступала в спектаклях и концертах во Франции, Чехословакии, Болгарии, Японии и других странах.

Один из замечательных мастеров советского оперного театра народный артист СССР Борис ШТОКОЛОВ - певец редкого обаяния, богатых артистических данных.
Красивый, глубокий и мягкий бас, эмоциональность, задушевность, искренность способствуют успешному раскрытию артистом художественного образа. Штоколову свойствен пытливый творческий поиск.
Борис пришел в Театр имени Кирова в 1959 году из Свердловской оперы. Большое вокальное мастерство и актерское дарование помогли ему воплотить ряд ярких, запоминающихся образов, среди которых Иван Сусанин, Руслан, Демон, Гремин, Досифей, Мефистофель, Дон Базилио и другие. Дарование Штоколова наиболее полно раскрылось в двух партиях, очень различных: в опере «Борис Годунов» (см. снимок) он рисует впечатляющий образ Царя Бориса; задушевно, проникновенно поет он партию советского солдата Андрея Соколова в опере «Судьба человека», в создании которой артист принимал непосредственное участие.
Штоколов не раз выступал на оперных сценах Австрии, Венгрии, ГДР, Финляндии, Канады, Испании и других стран. Деятельность певца не ограничивается оперной сценой. Он часто выступает в концертах, пленяя слушателей прекрасным исполнением арий, романсов, народных песен.
Штоколов - лауреат конкурсов вокалистов всемирных фестивалей молодежи и студентов в Москве (1957) и Вене (1959).

Отличительные черты исполнительского стиля заслуженной артистки РСФСР Ирины БОГАЧЕВОЙ - эмоциональность, драматическая выразительность; ей близки сильные, яркие, глубокие характеры. Певица обладает красивым меццо-сопрано широкого диапазона. На сцене Театра имени Кирова, где она выступает с 1963 года, после окончания Ленинградской консерватории, артистка исполняет ряд ведущих партий репертуара, таких, как Кармен, Амнерис, Азучена, Марфа (см. снимок), Любаша, Ульрика и другие. Богачева - одна из создательниц роли Аксиньи в «Тихом Доне». Значительным событием в жизни певицы была также работа над созданием образа Комиссара в опере «Оптимистическая трагедия». Певица ведет большую концертную деятельность. Она лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (1962), победительница Международного конкурса вокалистов в Рио-де-Жанейро (1967). Богачева успешно закончила творческий стаж в Миланском оперном театре «Ла Скала» (1968-1970), принимала участие в концертах и спектаклях прославленного театра.

Народная артистка РСФСР Римма БАРИНОВА - воспитанница Московской консерватории. В оперную труппу Театра имени Кирова она вступила в 1954 году. Работы певицы отмечены вокальным мастерством, психологической заостренностью и драматической выразительностью.
Обладательница звучного меццо-сопрано, она за годы работы стала исполнительницей целой галереи сценических образов. В ее репертуаре Иоанна, Любаша, Марфа, Ортруда в опере «Лознгрин» (см. снимок), Амнерис, Ульрика, Азучена, Прециозилла в «Силе судьбы», Натела в «Абесаломс и Этери», ряд других ведущих и сольных партий.
На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине и 1951 году Баринова завоевала звание лауреата.

Заслуженный артист РСФСР Владимир МОРОЗОВ - создатель ряда вокально-сценических образов в новых советских операх. Андрей Соколов в «Судьбе человека», Вожак в «Оптимистической трагедии» (см. снимок), Андрей в опере «Октябрь», Григорий в «Тихом Доне» - таков далеко не полный перечень работ певца за время его деятельности на сцене Театра имени Кирова, где он начал выступать с 1959 года. Не менее обширен и классический репертуар артиста - Досифей, Пимен, Варлаам, Токмаков, Фарлаф, Светозар, Гудал, Гремим. Мефистофель, Рамфис, Зарастро, Мендоза и многие другие партии.
Сильный, выразительный бас, отличные сценические данные и мастерство выдвинули Морозова в число ведущих солистов оперы.

Более двух десятилетий выступает на сцене театра народная артистка РСФСР Валентина МАКСИМОВА. Певица окончила Ленинградскую консерваторию в 1950 году и сразу была принята в число солисток оперы.
Отличительные черты Максимовой - легкое колоратурное сопрано красивого тембра, совершенная вокальная техника, актерское мастерство. За годы работы в театре артистка явилась исполнительницей многих ведущих партий, среди которых Антонида, Людмила, Виолетта, Марфа, Джильда, Лючия, Розина, Луиза («Обручение в монастыре», см. снимок) и другие. Много внимания уделяет Максимова камерному репертуару. Она лауреат конкурса вокалистов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1951).

Заслуженный артист РСФСР Матвей ГАВРИЛКИН воплотил на сцене театра ряд интересных характеров. Среди множества спетых артистом ведущих партий репертуара - Герман (см. снимок), Фауст, Хозе, Вертер, Альваро, Манрико. Собинин, Голицын, Самозванец, Шуйский, Питер Граймс, Владимир Игоревич, Масальский (Октябрь), Алексей (Оптимистическая трагедия) и другие. Закончив в 1951 году Свердловскую консерваторию, певец выступает сначала в Пермском оперном театре, а в 1956 году успешно дебютирует на сцене Театра имени Кирова. Благодарные вокально-сценические данные, лирико-драматический тенор яркого тембра, темперамент, вокальное и актерское мастерство способствовали выдвижению артиста в число ведущих солистов оперы.

Татьяна в опере «Евгений Онегин», Микаэла в «Кармен», Памина в «Волшебной флейте» (см. снимок), Маргарита в «Фаусте», Амелия в «Бал-маскараде», Аида, Ярославна в «Князе Игоре», Таня в «Дубровском», Лиза в «Пиковой даме», Эльза в «Лоэнгрине» - вот главные работы солистки оперы Оны ГЛИНСКАЙТЕ. Молодая певица окончила Ленинградскую консерваторию в 1965 году и сразу была принята в труппу театра.
Артистка наделена красивым, богатого тембра, гибким и сильным лирико-драматическим сопрано широкого диапазона.
Артистизм, сценическое обаяние, вокальная техника способствовали успеху певицы. В ее концертном репертуаре широко представлена классическая и современная вокальная музыка.

Репертуар заслуженного артиста РСФСР Владимира КРАВЦОВА свидетельствует о широте его актерского диапазона и вокальном мастерстве. Ленский, Фауст (см. снимок), Лоэнгрин, Вертер, Альмавива, Альфред, Герцог, Манрико, Лыков, Владимир Дубровский, Юродивый, Самозванец, Индийский гость, Алексей в «Оптимистической трагедии» - вот главные его работы.
Воспитанник Московской консерватории, Кравцов пришел в Театр имени Кирова в 1958 году из труппы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Светлый, задушевный лирический тенор красивого тембра, стремление средствами вокальной выразительности раскрыть внутренний мир своего героя - таковы основные черты творческого облика артиста.

Заслуженный артист РСФСР Игорь НАВОЛОШНИКОВ, воспитанник Уральской консерватории (1958), еще выступая на сцене Свердловского оперного театра, спел многие ведущие партии. Став в 1963 году солистом Театра имени Кирова, певец расширяет свой репертуар. Иван Сусанин, Борис Годунов, Кочубей, Гремин, Галицкий, Кончак, Собакин, Руслан, Варлаам, Рамфис, Мефистофель, Дон Базилио (см. снимок), Монтероне, Зарастро - таковы главные его партии.
Высокий, мягкий бас ровного диапазона, вокальное мастерство, стремление к глубокому и правдивому претворению сценического замысла помогли артисту занять положение одного ил ведущих солистов оперы. Наволошников - победитель Всесоюзного конкурса вокалистов имени Мусоргского (1964).

Солист оперы Михаил ЕГОРОВ, питомец Московской консерватории (1964), был приглашен в труппу Театра имени Кирова в 1965 году. За короткое время артист стал исполнителем целого ряда ведущих партий: Ленского (см. снимок), Владимира Игоревича, Лыкова, Гвидона, Юродивого, Фауста, Лоэнгрина, Герцога, Альфреда, Альмавивы, Эдгара в «Лючии ди Ламмермур», Тамино в «Волшебной флейте», Владислава в «Гуняди Ласло» и других.
Егоров обладает свежим лирико-драматическим тенором, артистическим темпераментом, музыкальностью, ярким сценическим дарованием. Артист много выступает в концертах. В его обширном репертуаре - классика, народные песни, произведения советских и зарубежных композиторов.

Творческий путь замечательной советской балерины народной артистки СССР Ирины КОЛПАКОВОЙ начался в 1951 году. С годами мастерство танцовщицы достигло блеска, снискав ей заслуженную славу во всем мире. Танец Колпаковой пленяет легкостью, пластичностью, ажурным рисунком. Созданные ею образы глубоко достоверны, лиричны, необычайно проникновенны.
Репертуар артистки многообразен: Жизель, Раймонда, Золушка, Аврора (см. снимок), Джульетта, Мария и много других партий. Колпакова - первая создательница ведущих партий во многих советских спектаклях. Неповторимо своеобразны, современны сценические образы Катерины (Каменный цветок), Ширин (Легенда о любви), Его любимой (Берег надежды), Алы (Скифская сюита), Евы (Сотворение мира), Снегурочки (Хореографические миниатюры), центральных партий в поставленных для ее творческого вечера одноактных балетах «Двое» и «Ромео и Юлия».
Колпакова - лауреат конкурсов артистов балета всемирных фестивалей молодежи и студентов в Берлине (1951) и Вене (1959). На Международном фестивале танца в Париже (1965) она завоевала золотую медаль.

Народный артист РСФСР Юрий СОЛОВЬЕВ сочетает в своем искусстве совершенство классической техники с вдохновенной образной выразительностью. Его танец поражает необычайной полетностью, динамикой, пластичностью.
Творческий путь артиста начался в 1958 году. Его репертуар весьма разнообразен. С большим мастерством исполняет он партии Зигфрида, Дезире, Голубой птицы, Альберта, Солора, Фрондосо, Ферхада, Данилы, Али-батыра, Принца в «Золушке» (см. снимок), Бога в «Сотворении мира», ведущие партии в одноактных балетах «Двое» и «Орестея». Артист снимался в роли принца Дезире в фильме-балете «Спящая красавица».
На конкурсе артистов балета Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959) и на Международном фестивале танца в Париже (1965) артист завоевал звание лучшего танцовщика. В 1963 году в Париже «космический Юрий» - так назвали его рецензенты зарубежных газет за легкий, воздушный прыжок - награжден дипломом имени Нижинского и званием лучшего танцовщика мира.

Молодой солист балета Михаил БАРЫШНИКОВ, начав танцевать на сцене театра в 1967 году, стремительно завоевывает признание своей музыкальностью, пластической чуткостью, отточенностью и изяществом движений, экспрессией и полетностью танца, виртуозностью классической техники.
Барышников - победитель Международного конкурса молодых артистов балета в Варне (1966). В 1969 году он получает золотую медаль и звание лауреата Международного фестиваля танца в Москве.
Артист выступает в партиях Дезире, Голубой птицы, Базиля (см. снимок), Альберта, Меркуцио, в хореографических миниатюрах Вестрис, Вечная весна и др. В числе его недавних творческих удач - роли романтически чистого Гамлета и темпераментного, мужественного Адама в «Сотворении мира».

Исполнительскому мастерству народного артиста РСФСР Сергея ВИКУЛОВА присущи поэтичность, полетность, совершенная техника классического танца. Начав свой творческий путь в 1956 году, артист постепенно становится исполнителем многих ведущих партий и получает широкое признание.
Репертуар танцовщика весьма разнообразен. Принц Дезире и Голубая птица, Зигфрид (см. снимок), Альберт. Солор, Принц в «Золушке», Вацлав, Парис и Меркуцио, Жан де Бриен - все эти виртуозные партии одухотворены у Внкулова внутренней содержательностью и глубиной чувства.
В 1964 году Викулов становится победителем Международного конкурса молодых артистов балета в Варне, а в 1965 году в Париже ему присуждается звание лучшего танцовщика мира и диплом имени Нижинского.

Характерные черты исполнительского стиля народной артистки РСФСР Калерии ФЕДИЧЕВОЙ - темпераментность, экспрессия, романтическая приподнятость. Ее танец пластичен, масштабен, технически совершенен. С присущими ей яркостью и своеобразием исполняет артистка партии Раймонды, Лауренсии (см. снимок), Одетты - Одиллни, Китри, Гамзатти, Никии, Хозяйки Медной горы, Заремы, Эгины, Мехмепэ-Баиу, Злюки, Гертруды, Чертовки и другие.
Особенность таланта Федичевой - неутомимый творческий поиск. Клитемнестра в поставленном для ее творческого вечера одноактном балете «Орестея» - одна из ее лучших ролей. Федичева - лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки (1962).

Искусство народной артистки РСФСР Нинеллы КУРГАПКИНОЙ жизнерадостно, эмоционально. Ее танец отмечен легкостью, блеском, стремительностью, безупречностью движений, виртуозной классической техникой. Ей не свойственны поэтическая мечтательность, психологическая сложность, ее стихия - динамичное аллегро. Особенно удаются артистке роли мажорные, исполненные душевной ясности, бьющего ключом задора и веселья. Аврора, Китри, Гамзатти, Коломбина, Ширин (см. снимок), Параша, Девушка-птица, Царь-девица, Жанна в «Пламени Парижа» - вот некоторые из ее работ. На конкурсе артистов балета Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1953) Кургапкина была удостоена золотой медали.

Характеры сильные, цельные, действенные, спектакли острого драматического накала близки творческой индивидуальности заслуженной артистки РСФСР Ольги МОИСЕЕВОЙ. Ее танец выразителен, эмоционально наполнен, отмечен одухотворенностью и своеобразием исполнительской манеры.
В репертуаре артистки партии Одетты- Одиллии, Никни, Эгииы, Раймонды, Кривляки, Лауреиеии, Китри, Заремы, Девушки-нтнцы, Сари в «Тропою грома» (см. снимок) и другие. Моисеева - одна из создательниц образов Мехменэ-Бану в «Легенде о любви» и Гертруды в «Гамлете». В 1951 году артистка стала победительницей конкурса артистов балета Всемирного фестивали молодежи и студентов в Берлине.

Сердечность и непосредственность, блеск и классическая завершенность пластики - вот черты, определяющие исполнительский стиль народной артистки РСФСР Аллы СИЗОВОЙ.
В числе образов, воплощенных артисткой на сцене театра (с 1958 г.), - Аврора, Жизель, Сильфида (см. снимок), Китри, Катерина, Золушка, Мария, Джульетта, Офелия и другие.
Артистка снималась в роли Авроры в фильме-балете «Спящая красавица». На конкурсе артистов балета Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959) и Международном конкурсе молодых артистов балета в Варне (1964) Сизова завоевала золотые медали. В 1964 году в Париже ей был вручен почетный диплом имени Анны Павловой.

Сценический путь заслуженной артистки РСФСР и Дагестанской АССР, лауреата Государственной премии РСФСР Габриэлы КОМЛЕВОЙ начался в 1957 году.
Большая музыкальность, виртуозная классическая техника, легкость, точность и завершенность танца помогли артистке воссоздать ряд ярких пластических образов: Раймонды Одетты - Одиллии, Авроры, Китри, Жизели Мирты, Никии, Золушки, Хозяйки Медной горы, Панночки, Офелии и других. В исполнении этих столь различных партий артистка добилась убедительности сценических образов безупречного мастерства и блеска. Большая творческая удача Комлевой - созданный ею сильный и правдивый образ смелой горской девушки Асият в балете «Горянка» (см. снимок).
Комлева удостоена звания лауреата Международного конкурса молодых артистов балета в Варне (1966).

Одна из лучших характерных танцовщиц балетной труппы заслуженная артистка РСФСР Ирина ГЕНСЛЕР темпераментно и правдиво раскрывает в характерном танце психологические черты образа, его драматическое звучание.
Среди многочисленных работ артистки, в которых ярко проявилось ее своеобразное дарование, - Венгерский и Испанский танцы в «Лебедином озере», Цыганский и Мерседес в «Дон Кихоте», Индусский в «Баядерке», Венгерский и Панадерос в «Раймонде», Мазурка в «Золушке», Лезгинка в «Горянке», партии Терезы в «Пламени Парижа», Гадитанекой девы в «Спартаке», Свахи в «Шурале», Фанни в «Тропою грома», «Испанские миниатюры» (см. снимок), хореографические миниатюры «Кумушки», «Тройка» и многие другие.
Генслер - первосоздательница яркого, динамичного сценического образа Молодой цыганки в «Каменном цветке».

Щедрость фантазии, драматическая экспрессия и внутренняя наполненность, высокий техника классического и характерного танца определяют творческое лицо солиста балета Анатолия ГРИДИНА.
На сцене театра танцовщик выступает с 1952 года. Он выступил во многих ведущих и сольных партиях репертуара, среди которых Ротбарт (Лебединое озеро), Фея Карабос (Спящая красавица), Ганс (Жизель), Гамаш и Эспада (Дон Кихот), Пьеро (Карнавал), Дроссельмейер (Щелкунчик), Командор и Менго (Лауренсия), Гирей (Бахчисарайский фонтан), Тибальд (Ромео и Джульетта), Красе (Спартак), Царь чудищ (Страна чудес), Мако (Тропою грома), Присыпкин (Клоп), хореографические миниатюры «Тройка» и «Сильнее смерти», «Испанские миниатюры» (см. снимок).
Созданные Гридиным образы Северьяна к «Каменном цветке» и Визиря в «Легенде о любви» относятся к интереснейшим ролям советского балетного театра.

Пластические образы, создаваемые заслуженным артистом РСФСР Анатолием САПОГОВЫМ, обладают особой силой выразительности. Классическое совершенство формы, виртуозный, четкий рисунок танца сочетаются в них с большим темпераментом и актерским своеобразием.
Сапогов дебютировал на сцене театра в 1949 году. Здесь он создал ряд разноплановых, запоминающихся образов. Шурале, Фея Карабос, Нурали, Мако, Царь чудищ, Али в «Горянке», Агамемнон в «Орестее», Клавдий в «Гамлете», характерные танцы в балетах «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Раймонда», «Баядерка», «Лауренсия» - вот неполный перечень работ артиста. Созданные Сапоговым роли Молодого цыгана в «Каменном цветке» и Незнакомца в «Легенде о любви» (см. снимок) по глубине и выразительности представляют наибольший интерес в творчестве артиста и занимают особое место в советском балетном театре.

Изящество, элегантность, живость и грация характерного танца в сочетании со строгой классической формой и тонким чувством стиля - вот особенности исполнительской манеры заслуженной артистки РСФСР Ольги ЗАБОТКИНОИ.
На сцене театра, где танцовщица выступает с 1953 года, она является одной из ведущих исполнительниц характерных танцев в балетах «Лебединое озеро» (см. снимок), «Раймонда», «Щелкунчик», «Лауренсия», «Золушка», «Медный всадник», «Горянка», «Бахчисарайский фонтан» и многих других, партий Мерседес и Уличной танцовщицы в «Дон Кихоте», Цветной девушки в «Тропою грома», Молодой цыганки в «Каменном цветке», Айши в «Гаянэ» и других. Заботкина снималась в кинофильмах «Два капитана» (Катя), «Дон Сезар де Базан» (Маритана), «Спящая красавица» (Королева-мать) и «Черемушки» (Лида). Она лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1953).

Заслуженный артист РСФСР Константин РАССАДИН, яркий характерный танцовщик широкого диапазона, начал творческую деятельность на сцене театра в 1956 году. С присущими ему темпераментом и выразительностью исполняет артист многие характерные партии в классических и советских спектаклях: Эспаду, Нурали, Менго, Шурале, Северьяна в «Каменном цветке», Незнакомца в «Легенде о любви», Мако в «Тропою грома», характерные танцы в балетах «Лебединое озеро» (см. снимок), «Раймонда», «Золушка» и других. Особенно яркое выражение нашел своеобразный актерский дар Рассадина в создании партий сатирических, острогротесковых - Полишинеля и Подхалима в «Хореографических миниатюрах», Присыпкина в балете «Клоп».
На Всесоюзном конкурсе в Москве (1969) Рассадин удостоен первой премии за исполнение им же поставленной русской народной юморески «Мужик и черт».