Окончание крестьянского восстания под предводительством разина. Восстание под предводительством степана разина

При Алексее Михайловиче в России в 1667 г. разгорелся мятеж, названный впоследствии восстанием Степана Разина. Этот мятеж называют также крестьянской войной.

Официальная версия такова. Крестьяне вместе с казаками взбунтовались против помещиков и царя. Мятеж длился долгих четыре года, охватив большие территории имперской России, но усилиями властей был всё-таки подавлен.

Что мы сегодня знаем о Степане Тимофеевиче Разине?

Родом Степан Разин, как и Емельян Пугачёв, был из Зимовейской станицы. Подлинные документы разинцев, которые проиграли эту войну, почти не сохранились. Официоз считает, что будто бы их уцелело всего 6-7 штук. Но и сами историки говорят, что из этих 6-7 документов только один можно считать подлинником, хотя и он крайне сомнителен и больше похож на черновик. Да и то, что документ этот был составлен не самим Разиным, а его сподвижниками, находившимися далеко от его главной ставки на Волге, сомнений не возникает ни у кого.

Российский историк В.И. Буганов в своей работе "Разин и разинцы", ссылаясь на многотомный сборник академических документов о разинском восстании, писал, что подавляющее большинство этих документов вышло из правительственного лагеря Романовых. Отсюда и замалчивание фактов, и тенденциозность в их освещении, и даже прямая ложь.

Что требовали восставшие от правителей?

Известно, что разинцы выступали под знаменем великой войны за русского государя против изменников – московских бояр. Историки объясняют этот, на первый взгляд, странный лозунг, тем, что разинцы были очень наивны и хотели защитить бедного Алексея Михайловича от собственных нехороших бояр в Москве. Но в одной из разинских грамот есть такой текст:

В нынешнем, во 179 году октября в 15 день по указу великого государя и по грамоте его, великого государя, вышли мы, великое войско донское с Дон к нему, великому государю на службу, чтобы нам, сем от них изменников бояр вконец не погибнуть.

Отметим, что в грамоте имя Алексея Михайловича не упоминается. Историки считают эту деталь незначительной. В других своих грамотах разинцы высказывают явно пренебрежительное отношение к романовским властям, а все их действия и документы они называют воровскими, т.е. незаконными. Здесь возникает явное противоречие. Восставшие почему-то не признают Алексея Михайловича Романова законным правителем Руси, но идут за него воевать.

Кем был Степан Разин?

Предположим, что Степан Разин был не просто казачьим атаманом, а воеводой государя, но не Алексея Романова. Как такое может быть? После великой смуты и прихода к власти Романовых в Московии, Южная часть России со столицей в Астрахани захватчикам не присягнула. Воеводой именно астраханского царя и был Степан Тимофеевич. Предположительно, астраханский правитель был из рода князей Черкасских. Имени его сегодня назвать невозможно ввиду тотального искажения истории по приказу Романовых, но предположить можно...

Черкасские были из старых русско-ардынских родов и являлись потомками египетских султанов. Это отражено на гербе Черкасского рода. Известно, что с 1380 по 1717 г. в Египте правили черкесские султаны. Сегодня историческую Черкассию ошибочно помещают на Северный Кавказ, добавляя при этом, что в конце XVI в. это название исчезает с исторической арены. Но хорошо известно, что в России вплоть до XVIII в. словом «черкасы» называли казаков. Что касается присутствия кого-то из князей черкасских в разинских войсках, то этому можно найти подтверждение. Даже в романовской обработке история доносит до нас сведения, что в войске Разина был некий Черкашенин Алексей Григорьевич, один из казачьих атаманов, названный брат Степана Разина. Возможно, речь идёт о князе Григории Сунчелеевиче Черкасском, служившем воеводой в Астрахани до начала разинской войны, но после победы Романовых его убили в своей вотчине в 1672 году.

Перелом в войне.

Победа в этой войне далась Романовым нелегко. Как известно из соборного положения 1649 года царь Алексей Романов установил бессрочное прикрепление крестьян к земле, т.е. утвердил в России крепостное право. Походы Разина на Волгу сопровождались повсеместными восстаниями крепостных крестьян. Вслед за русскими крестьянами восстали огромные группы других поволжских народов: чувашей, марийцев, и др. Но кроме простого населения на сторону Разина переходили и романовские войска! Немецкие газеты того времени писали: "К Разину попало такое множество сильных войск, что Алексей Михайлович настолько испугался, что не хотел больше посылать против него свои войска".

Переломить ход войны Романовым удалось с большим трудом. Известно, что Романовым пришлось укомплектовывать войска западноевропейскими наёмниками, потому что после частых случаев перехода на сторону Разина, у Романовых татарские и русские войска считались ненадёжными. У разинцев же, напротив, отношение к иностранцам было, мягко, сказать, плохое. Пленных иностранных наёмников казаки убивали.

Все эти масштабные события историки преподносят лишь как подавление крестьянского бунта. Эта версия стала активно внедряться Романовыми сразу после своей победы. Были изготовлены специальные грамоты, т.н. «государевы образцовы», в которых была изложена официальная версия разинского восстания. Велено было читать грамоту на местах у приказной избы не единожды. Но если четырёхлетнее противостояние было всего лишь восстанием черни, значит, против Романовых бунтовала большая часть страны.

По реконструкции Фоменко-Носовского т.н. восстание Разина было крупной войной между южным Астраханским царством и подконтрольными Романовым частями Белой Руси, северной Волги и Великого Новгорода. Эту гипотезу подтверждают и западноевропейские документы. В.И. Буганов приводит очень интересный документ. Оказывается, восстание в России, возглавляемое Разиным, вызвало огромный резонанс в Западной Европе. Иностранцы-информаторы рассказывали о событиях в России как о борьбе за власть, за престол. Интересно также и то, что бунт Разина называли татарским мятежом.

Конец войны и казнь Разина.

В ноябре 1671 года Астрахань была захвачена романовскими войсками. Эта дата считается окончанием войны. Однако, обстоятельства разгрома астраханцев, практически, неизвестны. Считается, что Разин в результате предательства был захвачен и казнён в Москве. Но даже в столице Романовы не чувствовали себя в безопасности.

Яков Рейтенфельс, очевидец казни Разина, сообщает:

Дабы предупредить волнения, которых царь опасался, площадь, на которой преступник понёс наказание, была по приказанию царя окружена тройным рядом преданнейших солдат. И только иностранцы допускались в середину огороженного места. А на перекрёстках по всему городу стояли отряды войск.

Романовы приложили немало усилий, чтобы обнаружить и уничтожить неугодные документы разинской стороны. О том, как тщательно их разыскивали, говорит такой факт. На допросе Фрол (младший брат Разина) показал, что Разин зарыл кувшин с документами на острове реки Дон, на урочище, на прорве под вербой. Романовские войска перелопатили весь остров, но так ничего не нашли. Фрола казнили только через несколько лет, вероятно, пытаясь добиться от него более точных сведений о документах.

Наверное, документы о разинской войне хранились и в казанских, и в астраханских архивах, но, увы, эти архивы бесследно исчезли.

PS: Так называемые полки нового строя, введенные Романовым Алексеем Тишайшим и были укомплектованы западно европейскими офицерами. Именно они в последующем возведут на трон Петра I и подавят "бунт" стрельцов. А восстание Пугачева будет подозрительно напоминать войну Степана Разина...

Казацко-крестьянское движение против крепостничества под предводительством известного казачьего атаманаявляется наиболее мощным и масштабным в XVII столетии в истории России. началось на Дону и распространилось на прикаспийские и приволжские земли, охватив большие территории и затронув многие народы.

Резкое изменение социальной обстановки в казачьих областях на Дону послужило причиной того, что началось восстание Степана Разина. Год за годом положение крестьян ухудшалось. На Дон и приволжские земли стекались беглые крестьяне, стремившиеся избавиться от закрепощения. Но и здесь их положение оставалось тяжелым, так как коренное казачество неохотно принимало их на своих землях. Это вынуждало «голутвенных» казаков объединяться и заниматься разбоем и грабежами.

Восстание Степана Разина началось как грабительский набег казаков на приволжские земли. В 1667 году Разин захватил на Волге, где к нему присоединились многие казаки. В 1668 году разинцы разорили Каспийское побережье, после чего вступили в противостояние с Ираном. Казаки захватили город Ферахабад, одержали крупную победу над иранским флотом и в 1669 году вернулись на Дон. Успехи Разина резко повысили его авторитет среди жителей Дона и Поволжья, что позволило ему восполнить потери и набрать новое войско.

Само крестьянское восстание Степана Разина началось в 1670 году. Весной он двинулся к Волге. Его поход сопровождался стихийными мятежами и беспорядками стремившихся освободиться от закрепощения. В мае был захвачен Царицын. Астрахань, Саратов и Самара открыли перед казаками ворота, где под его начало перешли многие стрельцы и посадские люди.

Осенью войско Степана Разина осадило укрепленный город Симбирск. В это время к восстанию присоединились многие местные народы: татары, чуваши, мордва. Однако осада затягивалась, что позволило царским воеводам собрать крупные войска. Царское правительство в спешке мобилизовало все силы для подавления восстания и направило 60-тысячное войско к Симбирску. 3 октября 1670 года под Симбирском между казаками и царскими силами произошло решающее сражение, в котором восставшие потерпели поражение.

Раненного Степана Разина верные ему казаки вывезли на Дон, где он собирался набрать новое войско, но домовитые казаки пленили его и выдали царским военачальникам. 6 июня 1671 года Степан Разин был четвертован в Москве. Однако с его смертью восстания не прекратились, многие казачьи атаманы продолжали борьбу еще на протяжении полугода. Только в ноябре 1671 года царским войскам удалось взять последний оплот разинцев - Астрахань.

Восстание под предводительством Степана Разина1670-1671 гг.в отличие от предыдущих его походов уже носило остро социальный характер, и многими историками называется «крестьянская война», так как против царской власти и крепостничества выступило население Дона и Поволжья, борясь против засилия власти и бесправности крестьянства.

Таким образом, восстание Степана Разина началось с казачьих разбоев и постепенно вылилось в полномасштабное крестьянское движение, целью которого было ослабление налогов и повинностей и улучшение жизни крестьянства.

Восстание под предводительством Разина

Степан Тимофеевич Разин

Основные этапы восстания:

Восстание длилось с 1667 по 1671 годы. Крестьянская война - с 1670 по 1671.

Первый этап восстания - поход за зипунами

В начале марта 1667 года Степан Разин стал собирать вокруг себя казачье войско для того, чтобы отправиться в поход на Волгу и Яик. Казакам это было необходимо, чтобы выжить, поскольку в их районах была крайняя бедность и голод. Уже к концу марта численность войска Разина составляет 1000 человек. Этот человек был грамотным руководителем и сумел наладить службу так, что царские разведчики не смогли пробраться в его лагерь и выведать планы казаков. В мае 1667 года войско Разина перебралось за Дон на Волгу. Так началось восстание под предводительством Разина, а вернее его подготовительная часть. Смело можно утверждать, что на этом этапе массовое восстание не планировалось. Его цели были куда приземленные – нужно было выживать. Однако, при этом даже первые походы Разина были направлены против бояр и крупных помещиков. Именно их суда и поместья грабили казаки.

Карта восстания

Поход Разина на Яик

Восстание под предводительством Разина началось с того, что оно перебрались в мае 1667 года на Волгу. Там восставшие со своим войском встретил богатые суда, которые принадлежали царю и крупным помещикам. Восставшие ограбили суда и овладели богатой добычей. В числе прочего к ним попало огромное количество оружия и боеприпасов.

  • 28 мая Разин со своим войском, которое к этому времени насчитывало уже 1,5 тысячи человек, проплывал мимо Царицына. Восстание под предводительством Разина могло вполне продолжиться захватом этого города, но Степан решил не брать город и ограничился требованием, чтобы ему сдали весь кузнечный инструмент. Горожане сдают все, что от них потребовали. Такая спешность и стремительность в действиях обуславливалась тем, что ему было необходимо как можно скорее попасть в город Яик, чтобы захватить его пока гарнизон города был мал. Важность города заключалась в том, что оттуда был прямой выход к морю.
  • 31 мая недалеко от Черного Яра Разина попытались остановить царские войска, численность которых составляла 1100 человек, из них 600 – конница, но Степан хитростью избежал сражения и продолжил путь. В районе Красного Яра они встретили новый отряд, который разбили на голову 2 июня. Многие из стрельцов перешли к казакам. После этого восставшие вышели в открытое море. Царские войска не смогли его удержать.

Поход на Яик подошел к своей финальной стадии. Город брать было решено хитростью. Разин и вместе с ним еще 40 человек выдали себя за богатых купцов. Им открыли ворота города, чем воспользовались восставшие, которые прятались неподалеку. Город пал.

Поход Разина на Яик привел к тому, что 19 июля 1667 года Боярская дума издает указ о начале борьбы с мятежниками. К Яику направляются новые войска с целью присмирить восставших. Так же царь издает специальный манифест, который направляет лично Степану. В этом манифесте говорилось о том, что царь гарантирует ему и всему его войску полную амнистию, если Разин вернется на Дон и отпустит на свободу всех пленных. Казачья сходка это предложение отвергла.

Каспийский поход Разина

С момента падения Яика восставшие стали обдумывать каспийский поход Разина. Всю зиму 1667-68 годов отряд восставших стоял в Яике. С началом весны восставшие казаки вышли в Каспийское море. Так начался каспийский поход Разина. В районе Астрахани этот отряд разбил царское войско под командованием Авксентьева. Здесь же к Разину примкнули другие атаманы со своими отрядами. Крупнейшими из них были: атаман Боба с войском в 400 человек и атаман Кривой с войском в 700 человек. В это время каспийский поход Разина набирает массовость. Оттуда Разин направляет свое войско вдоль берега на Юг к Дербенту и дальше к Грузии. Продолжило свой путь войско к Персии. Все это время разинцы бесчинствуют в морях, грабя попадающиеся на их пути суда. За этими занятиями проходит весь 1668 года, а также зима и весна 1669 года. В это же время Разин ведет переговоры с персидским шахом, склоняя того взять казаков к себе на службу. Но шах, получив сообщение от русского царя, отказывается принять Разина с войском. Войско Разина стояло под городом Решт. Туда шах направил свое войско, которое нанесло русским ощутимое поражение.

Отступает отряд к Миял-Кале, где и встречает зиму 1668 года. Отступая, Разин дает указание сжигать все города и деревни на пути, тем самым мстя персидскому шаху за начало боевых действий. С началом весны 1669 года Разин направляет свое войско к, так называемому, Свиному острову. Там летом того же года произошло крупное сражение. На Разина напал Мамед-хана, в распоряжении которого было 3,7 тысячи человек. Но в этой битве русское войско наголову разбило персов и с богатой добычей отправилось домой. Каспийский поход Разина оказался очень удачным. 22 августа отряд появился вблизи Астрахани. Местный воевода взял со Степана Разина клятву, что тот сложит оружие и вернется на службу к царю, пропускает отряд вверх по Волге.


Антикрепостническое выступление и новый поход Разина на Волгу

Второй этап восстания (начало крестьянской войны)

В начале октября 1669 года Разин со своим отрядом вернулся на Дон. Остановились они у Кагальницкого городка. Казаки в своих морских походах приобрели не только богатство, но и огромные военный опыт, который теперь могли использовать для восстания.

В результате на Дону образовалось двоевластие. Согласно царскому манифесту атаманом казачьего округа был К. Яковлев. Но Разин блокировал весь юг донской области и действовал в своих интересах, нарушая планы Яковлева и московских бояр. При этом авторитет Степана внутри страны растет со страшной силой. Тысячи человек стремятся убежать на юг и поступить к нему на службу. Благодаря этому численность отряда восставших растет с огромными темпами. Если к октябрю 1669 года в отряде Разина было 1,5 тысячи человек, то к ноябрю их было уже 2,7 тысячи, а к маю 16700 года 4,5 тысячи.

Можно говорить, что именно с весны 1670 года восстание под предводительством Разина перешло во вторую стадию. Если раньше основные события развивались за пределами России, то теперь Разин начал активную борьбу против бояр.

9 мая 1670 года отряд находится в Паншине. Здесь состоялся новый казачий круг, на котором было решено вновь идти на Волгу, наказывать бояр за их бесчинство. Разин всячески старался показать, что он не выступает против царя, но выступает против бояр.

Разгар крестьянской войны

15 мая Разин с отрядом, который насчитывал уже 7 тысяч человек, осадил Царицын. Город взбунтовался, и жители сами открыли ворота мятежникам. Захватив город, отряд вырос до 10 тысяч человек. Здесь казаки долго определяли свои дальнейшие цели, решая куда идти: на север или на юг. В итоге было решено идти на Астрахань. Это было необходимо поскольку на юге собиралась большая группировка царских войск. А оставлять в своем тылу такую армию было очень опасно. Разин оставляет в Царицыне 1 тысячу человек и направляется к Черному Яру. Под стенами города Разин готовился к битве с царскими войсками под командованием С.И. Львова. Но царские войска от битвы уклонились и в полном составе перешли к победителя. Вместе с царским войском на сторону восставших перешел и весь гарнизон Черного Яра.

Дальше на пути была Астрахань: хорошо укрепленная крепость с гарнизоном в 6 тысяч человек. 19 июня 1670 года Разин подошел к стенам Астрахани, а в ночь с 21 на 22 июня начался штурм. Разин разделил свой отряд на 8 групп, каждая из которых действовала по своему направлению. Во время штурма в городе вспыхнуло восстание. В результате этого восстания и умелых действий «разинцев» Астрахань пала 22 июня 1670 года. Воевода, бояре, крупные помещики и дворяне были взяты в плен. Все они были приговорены к смерти. Приговор был приведен в исполнение немедленно. Всего в Астрахани было казнено около 500 человек. После взятия Астрахани численность войска выросла до 13 тысячи человек. Оставив в городе 2 тысячи человек, Разин направился вверх по Волге.

4 августа он был уже в Царицыне, где состоялась новая казацкий сходка. На ней было решено пока не идти на Москву, а направится на южные границы, чтобы придать восстанию большую массовость. Отсюда командир мятежников направляет 1 отряд вверх по Дону. Во главе отряда встал Фрол, брат Степана. Еще один отряд был направлен в Черкасск. Его возглавил Я. Гаврилов. Сам же Разин с отрядом в 10 тысяч человек направляется вверх по Волге, где без сопротивления ему сдаются Самара и Саратов. В ответ на это царь приказывает собирать крупное войско в этих областях. Степан же спешит к Симбирску, как к важному районному центру. 4 сентября восставшие были у стен города. 6 сентября начался бой. Царские войска были вынуждены отступить в Кремль, осада которого продолжалась в течение месяца.

В этот период крестьянская война приобрела максимальную массовость. По оценкам современников всего на втором этапе, этапе расширения крестьянской войны под предводительством Разина, участвовало порядка 200 тысяч человек. Правительство, испуганное масштабами восстания, собирает все силы для того, чтобы присмирить восставших. Во главе мощного войска встает Ю.А. Долгорукий, полководец который прославил себя во время войны с Польшей. Он направляет свое войско в Арзамас, где устраивает лагерь. Кроме того, крупные царские войска были сосредоточены в Казани и Шацке. В результате правительству удалось добиться численного перевеса, и с этих пор началась война карательная.

В первых числах ноября 1670 года к Симбирску походит отряд Ю.Н. Борятинского. Этот полководец месяц назад потерпел поражение и теперь стремился отомстить. Случилась кровавая битва. Сам Разин был тяжело ранен и утром 4 октября вынесен с поля боя и на лодке отправлен вниз по Волге. Отряд восставших потерпел жестокое поражение.

После этого карательные экспедиции правительственных войск продолжились. Они сжигали целые деревни и убивали всех, кто хоть как-то был связан с восстанием. Историки приводят просто катастрофические цифры. В Арзамасе меньше чем за 1 год было казнено около 11 тысяч человек. Город превратился в одно большое кладбище. Всего же по оценкам современников за период карательной экспедиции было уничтожено (убито, казенно или замучено до смерти) порядка 100 тысяч человек.


Окончание восстания под предводительством Разина

(Третий этап восстания Разина)

После мощной карательной экспедиции пламя крестьянской войны стало затухать. Однако еще весь 1671 год его отголоски разносились по стране. Так, практически весь год не сдавалась царским войскам Астрахань. Гарнизон города даже решил направился в Симбирск. Но этот поход закончился неудачей, а сама Астрахань пала 27 ноября 1671 года. Это был последний оплот крестьянской войны. После падения Астрахани восстание было законченным.

Степан Разин был предан своими же казаками, которые желая смягчить свою учесть решили выдать атамана царским войскам. 14 апреля 1671 года казаки из ближайшего окружения Разина схватили, и арестовал своего атамана. Случилось это в Кагальницком городке. После этого Разин был отправлен в Москву, где после непродолжительных допросов был казнен.

Так завершилось восстание под предводительством Степана Разина.

Связанные с восстанием охватывают период с 1670 по 1671годы. Сторонами вооруженного конфликта выступали казацко-крестьянские войска с одной стороны и царские войска с другой. Восстание охватило регионы Поволжья, Дона и Мордовии. Некоторыми историками данные события называются крестьянской войной Степана Разина.

Лидер восстания - атаман Разин родился на Дону в станице Зимовейская около 1630 года. Первое упоминание о нем датируется 1652 годом. К этому моменту Разин уже был атаманом и выступал в роли полномочного представителя донского казачества, что указывает на высокий авторитет и богатый военный опыт. В период с 1662 по 1663 годы он успешно руководит казачьими войсками во время военных действий против Османской империи и Крымского ханства.

В 1665 году, во время волнений на Дону, по приказу князя Долгорукова был казнен брат Разина - Иван, тоже являвшийся видным казачьим предводителем. Судя по всему, это событие оказало очень сильное влияние на взгляды Разина и его дальнейшую судьбу. Атаман возгорелся намерением отомстить царской администрации и повсеместно установить военно-демократический строй, присущий казацкой среде.

Среди глобальных причин крестьянской войны под предводительством Разина необходимо отметить усиление централизованной власти, не угодное казакам, и усиление крепостного гнета. Также стоит упомянуть ситуацию сильного экономического спада, обусловленного длительной войной с Польшей и Турцией, повлекшую за собой повышение налогов и снижение общего уровня жизни. Ситуация усугублялась свирепствовавшими эпидемиями и начинающимся массовым голодом.

Восстанию предшествовал разинский «поход за зипунами», то есть поход с целью захвата добычи, продолжавшийся с 1667 по 1669 годы. Казаки под предводительством Разина перекрыли Волгу, являвшуюся главной судоходной рекой страны, и занялись захватом проплывающих мио кораблей с целью получения добычи. Летом 1169 года казаки захватили Яицкий городок и продолжили движение к Кагальницкому городку. Захватив его Разин, занялся массовым набором войск. Получив в свое распоряжение достаточное количество людей, он заявляет о начале похода на .

Массовые военные действия начались весной 1670 года. Сначала восставшие берут штурмом Царицын, затем берут Астрахань, которая сдалась без боя. Местный воевода и представители дворянства были казнены, на их месте организовывается собственное казацкое правительство. После этих событий начинается массовый переход на сторону Разина крестьян Среднего Поволжья и представителей местных народностей. В начале осени 1670 года восставшие взяли в осаду Симбирск, однако взять его не смогли. На встречу разинцам двинулись царские войска под предводительством князя Долгорукого.

В ходе разразившегося сражения осада была снята, а казачьим войскам было нанесено сокрушительное поражение. Получивший тяжелое ранение, Степан Разин был вывезен сподвижниками на Дон. Опасаясь расправы, другие предводители восстания решают выдать Разина царским властям. Плененный атаман был отвезен в Москву, где в июне 1671 года был казнен путем четвертования. Повстанцы, оставшиеся верными Разину, продолжали удерживать Астрахань, несмотря на его гибель. был взят лишь в ноябре 1671 года.

Причиной поражения разинцев стали их неорганизованность, разрозненность действий и отсутствие четких целей. После окончания войны начались массовые расправы над восставшими, всего было уничтожено около ста десяти тысяч человек.

Поскольку городские восстания разворачивались в соответствии с риторикой подачи прошений и советов, они ставили московское правительство перед более неоднозначными дилеммами, чем казацко-крестьянское восстание 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина.

Это было массовое вооруженное восстание, и подавление его обернулось настоящей открытой войной. Насилие с обеих сторон было страшным. Хотя П. Аврич утверждал, что «репрессии своей жестокостью далеко превзошли расправы, чинимые восставшими», можно обосновать и противоположное заключение. Ha огромной территории бунтовщики убивали царских чиновников, купцов, помещиков и священнослужителей, жгли села и деревни . Ho даже в такой наэлектризованной обстановке военных действий каждая из сторон придерживалась своей моральной экономики. Для государства это означало следовать существующим шаблонам уголовной юстиции: розыскной процесс, ведение протоколов, дифференцированные наказания, массовые помилования и показательные в своей свирепости казни для наиболее опасных бунтовщиков. При этом все проводилось интенсивнее, чем обычно: ускоренные разбирательства, ужесточенные пытки, более суровые виды казней, - но государство тем не менее подавило массовое восстание таким образом, что образцовые наказания уравновешивались восстановлением стабильности.

Полковые и городовые воеводы, боровшиеся с восстанием, получали приказы соблюдать все аспекты судебной процедуры. Прекрасным примером этого является наказная память воеводе И.В. Бутурлину (9 октября 1670 года): если кто-то из восставших казаков станет «бити челом и вины свои принесет», воевода должен был выговорить им за «воровство и измену», но от имени царя, который не желает «над ними, православными християны, кроворозлитья», объявить прощение. Бутурлину следовало потребовать у них выдачи главарей и расспрашивать тех «накрепко», «пытать и огнем жечь»; найденных виновными воевода должен был казнить, не ожидая одобрения царя, «сказав им вины их, при многих людех... чтоб, на то смотря, впредь иным вором неповадно было так воровать и к измене и воровству приставать». Далее, Бутурлину было велено людей, которых мятежники «наговаривали к измене и к воровству» и которые теперь царю «в винах своих добьют челом», привести к присяге и «отпустить их в домы свои» без наказания и без разорения их жилищ. B другом подобном приказе; посланном в сентябре 1670 года воеводе Г.Г. Ромодановскому, ему велено «пущих завотчиков» «казнить смертью, хто какие смерти по нашему великого государя указу и по Соборному Уложению достойны». Верным Москве украинским и донским казакам было эксплицитно указано судить виновных «по вашим войсковым правам»; различные документы удостоверяют, что они так и поступали1. Приказы были ясны: прежде чем казнить, воеводам следовало расследовать дело («сыскивать») . Здесь, как в микрокосме, проявляется традиционная судебная процедура.

B условиях военного времени все происходило по ускоренной процедуре. Подобно Бутурлину, и ряд других воевод получили указания казнить зачинщиков без ссылки с Москвой. B сентябре 1670 года Г.Г. Ромодановскомубыло дано позволение казнить полковника Дзинь- ковского, примкнувшего к повстанцам; воеводе посоветовали больше не ждать одобрения Москвы для казни таких изменников. Аналогичное разрешение Разряд дал и козловскому воеводе в ноябре 1670 года1. Подобное скорое наказание процветало на всем театре военных действий. B отписке, составленной в конце сентября или начале октября, воевода Ю.А. Долгоруков подтверждал получение приказа присылать в центр с вестями очевидцев и отписки с расспросными речами, а «у самых пущих воров и завотчиков велеть руки и ноги сечь и вешать в тех городех и уездех, где хто воровал, по приметным местем». B соответствии с этими указаниями он доносил, что восставшие взяли Темников и убили там правительственных чиновников, а его войска захватили многих «воровских казаков», про которых по расспросам выяснилась их вина. Таковых воевода велел казнить отсечением головы, а не повешением, что говорит об определенной свободе действий в наказаниях. Воеводы постоянно писали в Москву о поимке мятежников, расследовании их вин при помощи опросов местных жителей, допросов и пыток, казнях главарей. Менее виновных подвергали телесному наказанию, иногда с членовредительством. Иные воеводы отписывали о том, как они казнили «заводчиков», согласно приказам, не списываясь с Москвой. Часто командирам правительственных сил оказывали помощь местные жители, выдававшие зачинщиков и главарей в надежде на смягчение своей собственной участи .

Власть требовала проведения перед казнью расследования. Так, Долгоруков в ноябре 1670 года донес, что провел расследование и казнил мятежников, приведенных его подчиненными, - 12 крестьян и казаков из Курмыша. Полковой воевода Ф.И. Леонтьев сообщал в октябре 1670 года, что захватил множество казаков и провел над ними расследование; после расспроса и пытки они признались в том, что убили в Алатыре воеводу и дворян. Некоторых он велел обезглавить в лагере повстанцев, а некоторых - повестить в Алатыре и у других городов на «приметных местах». Воеводы относились к соблюдению

процедуры всерьез. Полковой воевода Даниил Барятинский сообщал в отписке 5 ноября 1670 года, что в Козмодемьянске он еще не установил, кому «верить мочно», потому что «про измену и про убивство воевоцкое [еще] не розыскивано». Уже 17 ноября он мог донести, что «против воров и изменников кузьмодемьянскими священники и грац- кими жители и всяких чинов людьми ссыскивал» и по этому сыску «бито кнутом нещадно 400 человек», из них изувечено 100, «пущих воров и завотчиков казнено смертью 60 человек»; 450 русских приведено к «вере», а 505 человек черемисы - к шерти (присяге). Тотемский воевода отписывал, что захватил в середине декабря 1670 года атамана Илюшку Иванова и «против... Соборного уложенья и градцких законов греческих царей вершен... повешен по словесному челобитью тотемского земского старосты... и всех тотьмян». Тамбовский воевода в июне 1671 года запрашивал инструкции, что делать с тюремными сидельцами, которым он во время осады Тамбова восставшими обещал прощение и свободу. Из Москвы порекомендовали передать дела по тяжким уголовным преступлениям в Разбойный приказ, а для заключенных «в малых исцовых искех» провести состязательный суд «безволокитно». B конце 1671 года в Усерд был прислан сыщик для расследования действий восставших; в результате его деятельности по меньшей мере 10 человек было казнено и еще несколько бито кнутом1.

Неуклонное следование установленной процедуре предписывалось настолько строго, что в начале 1671 года, на исходе восстания, смоленской шляхте было запрещено брать жителей восставших областей в «полон» и уводить к себе в холопство; обнаруженных у них пленников вернули на места жительства в Поволжье. B духе тех же распоряжений было проведено расследование о принятии в Астрахани царским свояком боярином И.Б. Милославским восставших в свое домохозяйство в качестве холопов . Добросовестное соблюдение процедуры проявляется и в других аспектах. После того как Кадом был отбит у восставших, назначенный вместо воеводы офицер рапортовал, что большую часть документов в приказной избе бунтовщики уничтожили, но что там сохранился экземпляр Соборного уложения. Керенский воевода писал в феврале 1671 года, что-воровские казаки уничтожили в приказной избе Уложение и другие важные документы,

без чего «росправы чинить... не по чему». Многие обращались в Москву за дополнительными инструкциями, прежде чем решить то или иное дело или судьбу социальной группы, поскольку это не покрывалось их наличными наказами. Воевода Нарбеков в ноябре 1670 года сообщал, что не имеет инструкций, как поступать со священниками и монахами, если те окажутся «завотчиками» и «в воровстве»1. B марте 1671 года козловский воевода просил распоряжений, как наказывать арестованных жен мятежников; кадомский воевода жаловался на отсутствие наказа о том, как решать иски в преступлениях во время восстания одних кадомцев против других; темниковский воевода сообщал о том, что местные жители бьют челом о решении их дел «по Соборному Уложенью» .

Воеводы доносили о вынесении ими приговоров от телесного наказания до смертной казни, в зависимости от вины. B росписи восставших, подвергнутых наказаниям на Ветлуге с декабря 1670 года, указано, что в одном селе 4 человека были повешены, а 11 - биты кнутом и подвергнуты членовредительству. B другом селе пятеро были повешены, один человек бит кнутом и изувечен; еще в одном - 54 человека биты кнутом. После взятия Астрахани осенью 1672 года проводились десятки процессов, итогом которых стали наказания от казни и ссылки до освобождения на поруки. Кадомский воевода также прислал в феврале 1671 года росписной список о произведенных им повешениях, битье кнутом и отсечении пальцев у найденных виновными по сыску, расспросу и пытке. B одном случае крестьянин был избавлен от смерти, потому что его помещик свидетельствовал, что тот служил у восставших поневоле и при этом его, помещика, «от смерти отнял» и «ухоронил».

После подавления бунта царские воеводы, как им и было приказано, щедро жаловали милость. Городовые и полковые воеводы слали в Москву списки из десятков и сотен имен русских, черкас, татар, мордвы и других, приносивших присягу верности. B ноябре 1670 года, например, князь Барятинский, приведя к шерти несколько человек

пленных чувашей, послал их «для уговору иных чюваш и черемисы», чтобы они сдавались. B итоге к воеводе явились и принесли присягу еще 549 чувашей. B то же время он подверг казни более 20 чувашей и по меньшей мере двух русских, а еще несколько были биты кнутом. По сообщению князя Долгорукова, он «привел к вере» (присяге) и отпустил без наказания более 5000 крестьян в Нижегородском уезде1.

Такое широкое помилование было одновременно прозорливым и прагматичным ходом. B духе господствующей идеологии оно демонстрировало царское благоволение и было направлено на восстановление доверия к власти. B документах подобные массовые прощения объясняются тем, что люди были обмануты «того вора Стеньки Разина» «воровской прелести». C прагматической точки зрения, восстание было настолько обширным, что государство физически не могло подвергнуть каре каждого участника. Более того, оно не желало рисковать новой вспышкой, опасность которой была очевидна в ноябре 1670 года. Касимовский городовой воевода доносил, что рассылал эмиссаров по уезду, призывая сдаваться на царскую милость, но касимовский полковой воевода, вопреки его просьбе повременить с активными действиями, пока те ведут агитацию, велел повесить четырех кадомских крестьян-бунтовщиков. Кадомцы пришли от этого в такую ярость, что убили также четырех эмиссаров воеводы .

Соблюдение законной процедуры и широкое амнистирование, однако, не должны затенять тот факт, что ход событий был наполнен насилием. Русские командующие сами описывали сцены жестокости в битвах. Князь Ю.Н. Барятинский такими словами рассказывает о бое при Усть-Уренской слободе 12 ноября 1670 года, когда «секли их, воров, конные и пешие, так что на поле и в обозе и в улицах в трупу нельзе было конному проехать, и пролилось крови столько, как от дождя большие ручьи протекли». «Завотчиков» князь велел обезглавить («посечь»), а большинство из 323 пленных - отпустить, «приведчи их ко кресту». Проходя по восставшим территориям, воеводы подвергали их разрушениям. Так, отряд воеводы Я.Т. Хитрово, преследуя казаков в шацкое село Сасово в октябре 1670 года, разогнал многих по лесам, многих положил в бою; «пущих изменников»^оевода велел

повесить, а само село ратные люди «выжгли». Затем остальных сасов- ских крестьян привели «к вере» с приказом, «чтоб ани свою братью... сыскав, наговаривали, чтоб ани принесли... к тебе, великому государю, вины свои... и во всем бы на твою великого государя милость были надежны». Воевода Ф.И. Леонтьев захватил в Нижегородском уезде в ноябре 1670 года некоторое число восставших; 20 человек он предал казни после расспроса и пытки с огнем, а укрепления, построенные ими, и села и деревни крестьян, «которые воровали и к воровским казакам приставали», «велел разорить и выжечь». Ho он же принял сдачу по меньшей мере четырех сел, где «привел к вере» почти 1200 человек1.

По замыслу правительства, насилие должно было служить показательным целям. Так, в конце ноября 1670 года украинскому гетману Д.И. Многогрешному были посланы выписки из отписок князя Ю.А. Долгорукова о его победах над восставшими, где подробно освещен кровавый марш его армии вниз по Волге с конца сентября, отмеченный групповыми казнями предводителей после каждой битвы. Как обычно, целью было сделать неповадно другим (в наказных памятях воеводам постоянно встречается обычная фраза: «Чтоб на то смотря, впредь иным ворам неповадно было так воровать»), но видно и намерение управлять посредством устрашения. Например, в сентябре 1670 года князю Г.Г. Ромодановскому было приказано казнить всех пойманных «завотчиков», «чтоб то дело было на страх многим людям»2.

Показательная казнь в любопытной форме произошла зимой 1670-1671 годов. Казацкий предводитель Илюшка Иванов был схвачен 11 декабря и на следующий день повешен в Тотьме. Воевода близлежащего Галича, узнав об этом, потребовал, чтобы тело казненного было доставлено к нему для убеждения людей в том, что Иванов действительно «изыман и казнен». Получив тело, несомненно, замороженное, 25 декабря воевода сообщил, что «товарыщи» покойного опознали труп: «И я, холоп твой, того вора Илюшкино мертвое тело велел на торговой площади повесить и в торговые дни велел всему народу объявлять, чтоб в народе впредь смятения не было, и письмо над ним, написав вину ево, велел прибить на столбу». Услышав об этом,

* Реки крови: KB. T. II. Ч. 1. № 251. С. 303. Село Сасово: KB. T. II. Ч. 1. № 173. Леонтьев: KB. T. II. Ч. 1. № 244. С. 293-294.

2 Многогрешный: KB. T. II. Ч. 1. № 264. Неповадно: KB. T. II. Ч. 1. № 103. С. 121 (окт. 1670). № 155. С. 184 (окт. 1670). № 196. С. 234 (нояб. 1670). № 315 (дек. 1670). Устрашить: KB. T. II. Ч. 2. № 28.

другой воевода запросил это тело себе для той же цели, и 15 января оно было отправлено в Ветлужскую волость1.

Правительственная армия находилась в постоянном движении, и казни были простыми и лишенными театральности; важно было выиграть время. Ho они оказывали желаемое воздействие. Восставших вешали и четвертовали на самых видных местах. B документе ноября 1670 года о ходе сражений в районе Северского Донца упомянуты десятки повешенных (некоторые за ногу), несколько четвертованных, обезглавливание «матери названой» С. Разина и другие повешенные вдоль Донца и разных дорог. «Старица», собравшая отряд восставших, была арестована в Темникове в декабре 1670 года; ее обвинили в ереси и колдовстве. Под пыткой она утверждала, что учила казацкого атамана ведовству. Ee осудили и приговорили к сожжению в «струбе» вместе со ее «воровскими письмами и кореньями» .

Анонимный английский рассказ 1672 года, принадлежащий современнику, но не обязательно очевидцу событий, рисует жуткую картину «сурового суда» воеводы Долгорукова в Арзамасе: «Место сие являло зрелище ужасное и напоминало собой преддверие ада. Вокруг были возведены виселицы, и на каждой висело человек 40, а то и 50. B другом месте валялись в крови обезглавленные тела. Тут и там торчали колы с посаженными на них мятежниками, из которых немалое число было живо и на третий день, и еще слышны были их стоны. За три месяца по суду, после расспроса свидетелей, палачи предали смерти одиннадцать тысяч человек».

Указанное в этом повествовании число в 11 тысяч убитых, возможно, было преувеличенным, но последняя ремарка подтверждает то, что выяснили мы: наказания накладывались в соответствии с установленной процедурой, «по суду, после расспроса свидетелей». Царские войска сознательно применяли жестокое насилие для наказания, для устрашения и для отвращения других, но применяли его не по произволу.

Восставшие были жестоки в равной мере.

подчеркивают бесчеловечность восставших; то же делают и официальные документы1. Ho казаки Разина, подобно восставшим казакам в эпоху Смуты и вообще по казачьему обыкновению, выработанному жизнью в евразийской степи, использовали насилие для того, чтобы внушать ужас. Bo время разинского восстания насилие было направлено против тех, в чью пользу оборачивалось установление крепостного права и высоких налогов на крестьян и казаков на рубеже Дикого поля. Виновными в этом оказывались царские воеводы, стрельцы, иноземные войска; чиновники, хранившие окладные, писцовые и кабальные книги и документы; богатые купцы; землевладельцы всех родов, как светские, так и церковные. Сам Разин обосновывал социальное движение риторикой наивного монархизма: якобы он борется не против царя, а против крамольных московских бояр и алчных местных землевладельцев. Разин утверждал, что царь захвачен злыми советниками, а церковь осквернена нечестивыми епископами, сместившими законного патриарха Никона (тот, наполовину мордвин, происходил со средней Волги). Чтобы быть более убедительным, Разин использовал стратегию самозванства, утверждая, что сопровождает к Москве царского сына Алексея, чудом спасенного от заговора злых бояр, и самого Никона. Вместе с собой он возил лжецаревича и Лженикона, показывая их на роскошно убранных ладьях. Ha самом деле царевич Алексей Алексеевич умер в возрасте 16 лет в январе 1670 года, как Москва неустанно разъясняла в прокламациях, направленных в Волжский регион, а патриарх Никон продолжал содержаться в монастырском заключении .

Движение Разина быстро трансформировалось из обычного казацкого похода «за зипунами» (1667-1669) в социальное восстание,

по мере того как он шел вверх по Волге и Дону летом и осенью 1670 года. Крестьяне активно присоединялись, иногда даже до прибытия в их уезд казацких отрядов, которые могли бы их организовать. Исследователи говорят о двух параллельных восстаниях: казацком и крестьянском. Обычно к восставшим примыкали те города, которые были совсем недавно основаны, часто путем насильственного перемещения населения, и в которых тяжелее всего ощущался гнет службы и фискальных повинностей. Ярость казаков обращалась против воевод и бывших при них приказных, а также против офицеров (многие из которых были иноземцами) и войск, оставшихся верными царю; население охотилось за местными чиновниками, светскими и церковными землевладельцами и за их приказчиками и управляющими. B ноябре 1670 года, например, казаки и возмутившиеся крестьяне схватили «приказных» нескольких землевладельцев, но те сумели освободиться и даже организовать сопротивление восставшим1. Почти во всех городах, захваченных повстанцами, были убиты воеводы и служащие съезжих изб: в Астрахани, Черном Яру, Царицыне, Корсуне, Алатыре, Острогожске, Ольшанске, Пензе, Козмодемьянске, Инсаре, Мурашкине, Саранске, Верхнем и Нижнем Ломове, Курмыше и др.

Жестокости. творимые восставшими, во многом копировали государственную судебную процедуру. Много жертв уносили кровопролитные сражения, но, когда бунтовщики переходили к наказанию своих противников, применялись уже знакомые нам процедуры и ритуалы. Использовались общие виды пытки - кнут и огонь; имитация смертной казни, когда человека клали на плаху, а затем объявляли прощение. Так один раз произошло в 1670 году с темниковским подьячим и дважды - со священником. Другой подьячий - член посольства, захваченного повстанцами, был приведен к виселице, но помилован по ходатайству полоняников, которых он вез домой в Россию .

Бунтовщики отрубали своим жертвам головы, вешали их вверх ногами, так же как и царские войска. Такое повешение постигло двух сыновей убитого астраханского воеводы в июле 1670 года. Восставшие

использовали и свои специфические формы экзекуции. Для казаков, вся жизнь которых была связана с рекой, типичным методом предания смерти было утопление. Один иностранец рассказывает, что связанной жертве, прежде чем бросить ее в воду, завязывали натянутую рубаху над головой и наполняли ее песком. Иногда в жару битвы они метали людей в воду и кололи копьями, чтобы те скорее утонули1. B своих казнях повстанцы стремились к максимальной публичности и символическому эффекту. Практиковалось сбрасывание с «раската» (своего рода дефенестрация), как и в Смутное время. Тогда, например, путивльский игумен Дионисий умолял людей сохранять верность царю Василию Шуйскому, но царевич Петр велел сбросить его с городской башни. B разинское время наиболее ненавистных воевод (как, например, князя И.С. Прозоровского в Астрахани в 1670 году) также сбрасывали со стен, как бы символически изгоняя их из города. Другого воеводу сожгли вместе с семьей и приказными, когда они укрылись в алатырском соборе. Здесь очищение города было выполнено огнем. Других воевод просто топили или зарубали мечами .

Казаки также следовали своим особым обычаям сурового правосудия. B некоторых случаях для решения судьбы царских чиновников они собирали жителей на «круг» - типично казацкую формууправле- ния посредством выражения одобрения или неодобрения собранием. B сентябре 1670 года в Острогожске «градцкие люди» объявили воеводу и подьячего «недобрыми», то есть чинившими злоупотребления, и те были убиты. Вместо воеводского управления бунтовщики устанавливали власть «круга» из горожан; так произошло, например, в Курмыше в ноябре 1670 года. Практиковался и казацкий обычай раздела добычи. Иностранный офицер Людвиг Фабрициус, захваченный в Астрахани и вынужденный присоединиться к казакам, должен был принять, как ни противно ему это было, свою долю награбленного. При расследовании после подавления восстания получение доли

добычи («дуванов») рассматривалось как доказательство причастности к бунту1.

B казни митрополита Иосифа в Астрахани в мае 1671 года выявляется поразительный символический дискурс, связанный с силой писаного слова. Казаки с июня 1670 года позволяли митрополиту и смещенному воеводе князю Семену Львову жить в Астрахани на свободе, но не доверяли им (по слухам, возможно, ложным, те переписывались с лояльной царю частью Войска Донского). Мятежники отрубили Львову голову, а митрополита Иосифа схватили, хотя до этого несколько месяцев терпели его противодействие . B итоге смелые обличения и апелляции к царским грамотам рассердили казаков, и те предали святителя смерти.

B течение всего восстания обе стороны рассылали прокламации и письма, где призывали поддержать их сторону или пытались дискредитировать противников, а также обращались к окрестным жителям. Сам вид этих документов и их произнесение при народе создавали моменты особой важности для восставших и равным образом для населения. По закону они считались воплощениями царя: осквернение грамот царя наказывалось столь же сурово, как и бесчестящие речи о нем самом. Соответственно, к ним относились с таким почтением, как будто слышали голос самого царя; при чтении официальных документов часто возникали инциденты. Повстанцы зачастую старались порвать правительственные прокламации - и не дать их зачитать: так произошло в Нижегородском уезде в октябре 1670 года, когда мятежникам попались эмиссары воеводы Долгорукова. B похожую историю попал священник, приведенный, как он сам рассказывал в октябре 1670 года, в лагерь бунтовщиков, где его пригласили присоединиться к восстанию. B ответ он велел прочесть грамоту, полученную им

в Москве, и призвал своих «детей духовных» (прихожан) противостоять «ворам». Казаки и крестьяне отказались подчиниться указу, и тогда он, в соответствии со своими инструкциями, проклял их. Они возмутились и хотели убить его, но ночью священник сумел бежать1.

Повстанцы также полагались на силу устных призывов своего харизматического лидера Степана Разина, распространявшихся в письмах, которые официальные власти называли «прелестными». Разин призывал жителей тех или иных территорий присоединяться к его борьбе против злых бояр, которую он вел во имя христианского Бога или мусульманского Аллаха в зависимости от того, кто был адресатом послания. Мятежники зачитывали эти письма публично - в сентябре 1670 года, например, в Острогожске после убийства воеводы и подьячего, а в ноябре - в Галичском уезде, где сочувствовавшие восстанию «попы... воровские письма... чли всем вслух по многие дни». Правительственные войска прилагали специальные усилия, чтобы изъять такие прокламации на отвоеванной территории, и отсылали их в Москву .

Одной из главных целей восставших при захвате городов были архивы. Г. Михельс отмечает отличие жестокостей в восстании Разина от в большей степени проникнутых религиозным духом «обрядов насилия» в Европе в эпоху Реформации: в Московском государстве взбунтовавшиеся крестьяне не практиковали ритуализованного насилия ни над телами землевладельцев и церковников, ни над объектами религиозного культа. Вместо этого убивали они сравнительно немногих, заботясь об уничтожении государственной и вотчинной документации. Нет сомнения, что они стремились стереть информацию о кабальных записях, холопстве, долгах, земельных сделках и т.п. Ho, принимая во внимание, сколь великое опасение демонстрировали и восставшие, и царские войска перед документами противополож ного лагеря, соблазнительно сделать заключение о силе воздействия воплощенного в письменах голоса власти. He случайно судебные

протоколы и приговоры в России зачитывались вслух; во время восстаний вердикты зачинщикам беспорядков и зачитывались, и прибивались на видном месте (приговор Разину занимает несколько страниц). B таком публичном оглашении как бы проявлялось присутствие самого царя1.

Воздействие слов, исходящих от правительства, наложило решающий отпечаток на историю убийства астраханского митрополита Иосифа. Астрахань попала под власть мятежников в июне 1670 года. При этом совершилось большое кровопролитие, но митрополита щадили до поры, пока его судьбу не определили имевшиеся у него документы. B конце 1670 года Иосиф получил царские воззвания, адресованные лично ему, астраханцам и восставшим, в которых содержалось указание, чтобы митрополит прочел их перед всеми и призвал всех сдаваться на милость царя . Иосиф приказал изготовить по меньшей мере три списка и один из них, адресованный командирам повстанцев, им и отослать. Te отказались принять письмо. Тогда Иосиф созвал горожан и велел ключарю читать. После чтения бунтовщики подняли крик и забрали грамоту у ключаря (он успел дочитать ее до конца). Ha это митрополит с гневом «говорил им... со обличением многим и называл их еретиками и изменниками», а те ответили оскорблениями и угрожали ему смертью, но в итоге только унесли грамоту. Ha следующий день мятежники схватили ключаря Федора и пытали его, чтобы выяснить, где еще есть списки царской грамоты, и три списка у митрополита конфисковали.

Через несколько месяцев, в апреле 1671 года, на пасхальной неделе у митрополита с бунтовщиками произошло еще одно горячее столкновение, на этот раз на базаре, где на увещевания Иосифа покориться (без чтения грамот) приближающейся царской армии восставшие ответили матерной бранью. Ha следующий день, в Великую субботу, на двор к митрополиту несколько раз приезжали казацкие есаулы, требуя выдачи царских грамот; в ответ Иосиф хотел читать эти грамоты в соборной церкви, и «воры тех государевых грамот не слушали и пошли из церкви в свой круг». Сварливый митрополит последовал за казаками в сопровождении духовенства и велел прочесть на кругу

две царские грамоты, одну «к ворам», другую - «к нему, святителю». Ha чтение воззваний собрание ответило криком и угрозами ареста и смерти митрополиту; тот отвечал призывами горожанам схватить казаков и посадить их в тюрьму. Казаки забрали одну грамоту, но ту, которая была адресована лично ему, архиерей отказался отдавать. B этот святой день столкновение закончилось вничью; Иосиф вернулся в собор и спрятал грамоту там.

Через неделю после пасхи бунтовщики схватили и пытали митрополичьего ключаря и других приближенных, желая выведать, где спрятаны грамоты и их списки. B итоге ключарь был убит, но грамот не выдал. Вслед за тем от митрополита потребовали, чтобы он подписал бумагу о верности Разину, на что тот ответил отказом. 11 мая казаки прервали богослужение, которое вел митрополит, и потребовали, чтобы он пришел к ним в круг. Как и раньше, Иосиф последовал за казаками в их собрание, и там восставшие на этот раз перешли черту, у которой прежде останавливались: они подвергли митрополита насмешкам, схватили его и увели на пытку и, как оказалось, на смерть. B течение всей этой истории авторитет Иосифа многократно увеличивался благодаря тому, что он воплощал в себе голос царя; физическое присутствие документа и зачитывание его вслух в той устной культуре приводили присутствующих в страх. Упорство Иосифа в том, чтобы провозглашать слова царя, решило его судьбу.

B обращении с митрополитом восставшие пытались соблюсти определенные казацкие традиции: они собрали круг для обсуждения вопроса, арестовывать его или нет. Ho это оказалось пустой формальностью. Казак, протестовавший против убийства Иосифа, сам был убит на месте. Поражает дерзость, проявленная в казни архиерея, который оказался высшим церковным иерархом из убитых восставшими. Рассказ двух соборных священников, бывших очевидцами последних дней Иосифа и находившихся в это время рядом с ним, полон горьких деталей. Когда митрополит понял, что казаки уже не отступятся, он постарался оберечь достоинство своего священного сана: к ужасу сопровождавших его церковников, он сам стал снимать священные облачения и крест. Оставшись в одной простой «ряске», он пошел на ужасающие пытки: его растянули прямо над огнем. Бунтовщики стремились выпытать у него, где тот держит письма и сокровища. После пытки мятежники сбросили митрополита с раската, и он разбился насмерть. Сочувствующие очевидцы отмечают, что когда тело святителя упало, «и в то время велик стук и страх был» и даже «воры в кругу вси устрашилися и замолчали, и с треть часа

СТОЯЛИ, повеся головы». Вскоре после гибели предстоятеля повстанцы собрали оставшихся соборных священников и заставили их дать запись о лояльности; в страхе, «поневоле» те подписали ее. Мы видим, что в письмах и грамотах воплощались их авторы, а их чтение такими харизматическими фигурами, как митрополит Иосиф, вызывало к жизни образ царя и делало носителя произносимых слов чрезмерно угрожающим.

Шокирующая казнь астраханского митрополита, похоже, не возымела того действия, на которое рассчитывали бунтовщики. Она не принесла ни радости, ни улучшения их все слабеющих позиций в Астрахани. Казни могут приводить и к отчуждению жителей, а не только к уверенности в своих силах или к распространению страха. Представители московской власти заботились о том, чтобы их казни восставших производили эффект в духе двух последних результатов. B пылу подавления восстания проходили массовые уничтожения сопротивляющихся с целью вселить в население страх. Ho когда военные действия утихли, некоторых вожаков бунта и на местах, и в Москве казнили с большей обстоятельностью. B сентябре 1670 года, например, священник и несколько зачинщиков из Острогожска были присланы на суд в Москву. 3 октября их приговорили и «вершили» четвертованием. B записи об этом кратко сказано, что некоторых казнили «у Болота», а иных - «за Яускими вороты по Володимерской дороге». Сохранился приговор, зачитанный перед экзекуцией; в нем осужденным многозначительно сообщено, что другие их сообщники в это же время и таким же образом казнены в Поволжье1. Проводя казни в столице, государство демонстрировало политическому классу и иностранцам свою способность подавить восстание. A для самого опасного врага, вождя восстания Степана Разина, была подготовлена казнь с еще большим театральным эффектом.

Острогожские повстанцы: KB. T. II. Ч. 2. № 33. С. 42-43.