План по теме народная культура и традиции. Планирование образовательной деятельности на неделю «Народная культура и традиции

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Цель : познакомить детей подготовительной группы ДОУ с народными календарно-обрядовыми праздниками, их традициями.

Задачи :

    Прививать любовь к Родине.

    Развивать интерес к её истории, культуре, быту.

    Формировать желание использовать в самостоятельных играх со сверстниками, народные игры русского народа.

Разделы комплексного плана:

    Месяц. Включает название месяца (с 09 - 05)

    Название праздника. Включает названия русских календарно-обрядовых праздников.

    Краткая информация о празднике. Содержит информацию о календарно-обрядовом празднике.

План разработан на весь учебный год, удобен в работе.

  1. Мероприятие включает в себя несколько частей:
  • ознакомление с бытом (ведущая роль Хозяйки);
  • разучивание заклички и пословиц (ведущая роль домовёнка Кузи);
  • хоровод или танец;
  • показ презентации по теме праздника;
  • проведение обряда;
  • проведение русских народных подвижных игр.
  1. Презентация необходима, чтобы у детей была возможность увидеть всё своими глазами, понять смысл праздника и запомнить его.
  2. Ознакомление с календарно-обрядовыми праздниками проводятся в «Русской избе» (специально оформленное помещение) один раз в неделю.
  3. Проводит их Хозяйка (воспитатель, наряженная в русский костюм).
  4. Хозяйка знакомит детей с бытом: солит капусту, топит печь, перемалывает зерно на жерновах и т д.
  5. Хозяйка использует для приветствия и прощания разнообразные словосочетания, например: «доброго времени суток», «мир вашему дому», «милости прошу», «здравствуйте, красны девицы и добры молодцы», «позвольте откланяться», «надеюсь на скорую встречу».
  6. Хозяйке помогает Домовёнок Кузя (кукла). Он разучивает с детьми заклички, пословицы, «принимает участие» в играх.
  7. В проведении мероприятий наблюдается высокая двигательная активность, т. к. дети водят хороводы, кричат «заклички» возле окна, танцуют, играют в народные подвижные игры и т. д.
  8. В работе для ознакомления с прошлым родного края используется сотрудничество с музеем Рудногорской Сош.

Практическая значимость:

  1. Помогает воспитателю в работе по ознакомлению дошкольников с русской культурой, бытом.
  2. Способствует развитию культуры общения, речи.

Эффективность: Доставляет детям радость, объединяет их, воспитывает гордость за свой народ.

Литература:

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О. Л. Князева.

    Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина.

Приложение 1: Комплексно - тематическое планирование по приобщению к истокам русской народной культуре в подготовительной группе.

Приложение 2: Презентация «Зимние Святки».


Комплексно - тематическое планирование на неделю по теме «Народная культура и традиции».
Автор: Менщикова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад п. Кедровый».
План составлен в январе 2017 года.
Режим Тема недели «Народная культура и традиции».
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Совместная деятельность взрослого и детей Организация
развивающей среды для самостоятельной
деятельности детей
(центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/социальными представителями
Групповая,
подгрупповая Индивидуальная 2 3 4 5 6
Понедельник 9 января
Утро. Трудовая деятельность.
Дежурство в уголке природы.
Расширять представления детей о правилах ухода за растениями в зимний период; воспитывать желание оказывать помощь взрослому.
Настольно – печатная игра «».
Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика.
Игровая деятельность.
Музыкальная хороводная игра «Шла коза по лесу».
Учить детей самостоятельно выполнять игровые действия, эмоционально – образно исполнять игровую песню; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; воспитывать интерес к народным хороводным играм.

Выставка книг: «Русские народные сказки».
Рассмотреть с детьми выставку, определить название сказок по обложкам; развивать внимание, мышление; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Чтение русских народных сказок по выбору детей.
Предложить детям выбрать произведение для чтения, аргументировать свой выбор, пояснив, что именно нравится в данной сказке; формировать интерес к данному жанру устного народного творчества.
КГН.
Умывание.

Индивидуальная работа по развитию речи.
Упражнять детей в составлении рассказа из личного опыта на тему «Моя любимая игрушка».
Оказание помощи при определении названий сказок.
Оказание помощи при аргументации выбора сказки.
Подготовить необходимый материал и оборудование для труда.
Подготовить выставку книг. Утренний прием детей.
Индивидуальные беседы с родителями о состоянии детей.
Непосредственно
образовательная
деятельность 1.ФЦКМ: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой.
Беседа «Рождественские праздники на Руси».
Формировать представление детей о праздниках на Руси (Рождество, Святочные гадания, Коляда), об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания; воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям и обычаям.
Материал и оборудование
2. Рисование.
«Русская народная одежда»
(цветные карандаши).
Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России; дать детям представление о русском национальном костюме, учить рисовать русский национальный костюм; развивать творческое воображение, художественный вкус, чувство цвета, ритма; воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту.
Материал и оборудование: альбомный лист, простой карандаш, ластики, набор цветных карандашей, иллюстрации с изображение народного костюма.
3. Коммуникация о формирование предпосылок к обучению грамоте.
«Сопоставление звуков [Р] и [Л].
Продолжать знакомить детей со звуками [Р], [Р"], [Л], [Л"], учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.
Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Упражнять в чтении слогов, слов с буквами Р и Л. Учить самостоятельно, составлять предложения, определять количество слов в нём, продолжать знакомить со схемой предложения.
Материал и оборудование: карточки с буквами, карточки со знаками препинания, схемы предложений, слоговая таблица. Оказание индивидуальной помощи во время самостоятельной деятельности по мере необходимости.
Оказание индивидуальной помощи при работе в тетрадях в клетку. Подготовить необходимый материал и оборудование для проведения непосредственно образовательной деятельности. Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Познавательно - исследовательская деятельность.
Наблюдение за природой зимой.
Трудовая деятельность.
Очистка участка от снега.
Предложить детям самостоятельно организовать уборку снега; учить доводить начатое дело до конца, ответственно относиться к порученному делу.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Только на этот звук».
Учить детей формулировать разнообразные вопросы, быстро и правильно отвечать на поставленные им вопросы, подбирая слово, начинающееся с заданного звука; развивать фонематический слух, чувство юмора.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Проявлять творчество при организации подвижных игр; учить использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.
Подвижная игра «Горшки».
Прививать интерес к народной игре; развивать быстроту реакции, умение вести игровой диалог. Обратить внимание на правила работы с лопатой.
Обратить внимание на правила безопасного поведения во время игр на снежных и ледяных объектах.
Стимулировать малоактивных детей для выполнения ролей организаторов игр. Создать условия для наблюдения.
Подготовить лопатки.
Возвращение с прогулки.
Обед.
КГН.
Самообслуживание.
Обед. Оказание помощи дежурным во время сервировки стола к обеду. Фартучки, колпачки дежурных, салфетки, столовые приборы, посуда. Вторник 10 января
Вечер Оздоровительные и закаливающие процедуры.
Постепенный подъем детей. Комплекс упражнений пробуждения. Ходьба по ребристой доске.
Коммуникативная деятельность.
Беседа на тему «Кто, как и из чего создает предметы одежды».
Рассказать детям о работе представителей различных профессий, занятых в производстве одежды (ткачи, швеи, дизайнеры, модельеры и другие); сравнить современную одежду с народным костюмом наших предков; воспитывать уважение к людям разных профессий.
Продуктивная деятельность.
Желающим детям предложить раскраски на тему «Русский национальный костюм».
Прививать интерес детей к народному искусству, традициям; закрепить умения детей раскрашивать готовые рисунки; воспитывать аккуратность.
Игровая деятельность.
Сюжетно – ролевая игра «Ателье».
Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Восприятие художественной литературы.
Чтение календарных обрядовых песен: «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «Коляда, коляда, ты подай пирога…», «Как пошла коляда».
Продолжать знакомить детей с народными обрядовыми песнями, рассказать об их значении в жизни людей; воспитывать интерес к народной культуре и традициям.
Прослушивание аудиозаписи колядок. Оказание помощи при формулировании ответов на вопросы во время беседы.
Отработка навыков раскрашивания цветными карандашами.
Проведение словарной работы, для лучшего осмысления колядок. Подготовить комплекс упражнений, ребристую доску.
Подготовить картинки, иллюстрации, фотографии по теме беседы, наглядно – дидактическое пособии «Как наши предки шили одежду».
Подготовить раскраски на тему «Русский национальный костюм».
Создать условия для обогащения сюжета игры, для выбора атрибутов.
Подготовить проигрыватель, аудиозапись колядок. Анкетирование родителей: «Ваши взаимоотношения с детьми?»
Подготовка к прогулке.

Наблюдение за силой ветра.
Игровая деятельность:
Словесная игра «Пощипай».
Развивать умение вести речевой диалог во время игры, чувство юмора; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Подвижная игра «Гуси - лебеди».
Развивать двигательную активность детей, умение играть всем вместе, вести игровой диалог. Отработка умения вести игровой диалог.
Индивидуальные напоминания о безопасном поведении во время игры. Создать условия для наблюдения. Возвращение детей с прогулки.

Хороводная игра «У старушки, у Маланьи».
Развивать умение играть всем вместе, соотносить движения с текстом; развивать речь, память; воспитывать интерес к хороводным играм. Создать благоприятную эмоциональную обстановку для проведения игры. Среда 11 января
Утро. Трудовая деятельность.
Протираем полки шкафов.
Формировать у детей осознанное стремление поддерживать порядок, рассказать о значении чистоты в помещении для здоровья людей; учить использовать свои трудовые навыки для наведения порядка, организовывать взаимодействие в трудовой деятельности.
Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика.
Восприятие художественной литературы.
Чтение «Детской Рождественской сказки про варежки».
Формировать умение внимательно слушать произведение, определять его жанр, отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать интерес к народным праздникам, традициям.
Игровая деятельность.
Хороводная игра «Как пошли наши подружки».

КГН.
Умывание.
Завтрак. Индивидуальные поручения.
Отработка умения давать полные, развернутые ответы по содержанию сказки.

Подготовить текст сказки.
Подготовить проигрыватель, аудиозапись игры. Утренний прием детей. Индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости.
Непосредственно
образовательная
деятельность 1. ФЦКМ: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой.
Беседа «Как узнать зиму?»
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания образе жизни и поведении животных зимой; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Материал и оборудование: картины, иллюстрации на зимнюю тематику, запись произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года.
2. Аппликация.
Коллективная аппликация «Хоровод матрешек».
Развивать умение вырезывать из бумаги, сложенной в несколько раз, силуэт матрешки, цветы для сарафана, эстетическое восприятие; формировать умение располагать матрешек в одной общей композиции – хороводе; воспитывать у детей интерес к народному искусству.
Материал и оборудование: игрушки матрешек, цветная бумага, шаблоны матрешек, простые карандаши, ножницы, клей, салфетки, клеенка, ватман.
3. Музыкальное. Оказание индивидуальной помощи по мере необходимости во время самостоятельной деятельности детей. Подготовить необходимый материал и оборудование для проведения непосредственно образовательной деятельности. Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательно - исследовательская деятельность.
Наблюдение за птицами на кормушках.
Трудовая деятельность.
Подкармливание птиц.
Воспитывать желание заботиться о пернатых друзьях.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Расширять словарный запас детей антонимами.
Игра – соревнование «Кто самый меткий».
Учить детей выполнять замах и бросок, метать шишку на дальность; развивать координацию движения, подвижность суставов рук, глазомер.
Подвижная игра «Коршун».
Формировать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы; упражнять детей в беге; прививать интерес к народным играм. Оказание помощи в подборе антонимов.
Напоминание правил безопасности во время игры. Создать условия для наблюдения.
Подготовить корм для птиц.
Возвращение с прогулки.
Обед. КГН.
Самообслуживание.
Обед. Четверг 12 декабря
Вечер. Оздоровительные и закаливающие процедуры.
Постепенный подъем детей. Комплекс упражнений пробуждения. Ходьба по колючему коврику.
Восприятие художественной литературы.
Игровая деятельность.
Сюжетно – ролевая игра «Хозяюшки».
Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников; развивать диалогическую речь детей, закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.
Конструктивная деятельность.
Строим сказочный домик.
Актуализировать представления детей о сказочных конструкциях; учить детей использовать освоенные навыки для создания нового типа построек, их украшения; развивать фантазию детей, воображение, творческие способности. Индивидуальные беседы с детьми об их самочувствии.
Подготовить колючий коврик.
Помочь детям подобрать предметы и атрибуты для игры.
Подготовить необходимый материал для конструктивной деятельности. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательная деятельность.
Наблюдение заИгровая деятельность:
Дидактическая игра «Молчок».
Развивать у детей адекватную самооценку, умение корректировать свое поведение; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Игровая деятельность по интересам детей.
Развивать у детей самостоятельность, активность; формировать умение интересно и с пользой проводить время.
Подвижная игра «Заяц - месяц».
Развивать двигательную активность детей, умение вести диалог, быстроту реакции; упражнять в беге. Наблюдение за взаимодействием детей во время игры. Создать условия для наблюдений.
Возвращение детей с прогулки.
Уход домой. Игровая деятельность.
Организовать игры «Паутинка», «Человек к человеку», «Эльфы».
Создать благоприятную атмосферу для проведения игр; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Вовлечение в игры малоактивных детей (Алена Е., Даниил С., Марат).
Создать условия для игр. Пятница 13 января
Утро. Трудовая деятельность.
Работа в книжном уголке: отбор и ремонт книг.
Закрепить умение отбирать книги, нуждающиеся в ремонте, подклеивать их; воспитывать бережное отношение к книгам.
Двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика.
Коммуникативная деятельность.
Рассматривание иллюстраций по теме «Колядки», беседа по содержанию.
Игровая деятельность.
Настольно печатная игра «Русские узоры».
Формировать умение соблюдать правила игры; развивать внимание, усидчивость.
Восприятие художественной литературы.
Игровая деятельность.
Настольный театр «Коляда накануне Рождества».
Развивать творческие способности детей, желание участвовать в театрализованной деятельности; формировать умение исполнять колядки.
Музыкальная игра «Как на тоненький ледок».
Учить детей инсценировать народную песню, выполнять игровые действия; приобщать детей к культуре русского народа, прививать любовь и интерес к ней.
КГН.
Умывание.
Завтрак. Индивидуальные поручения.
Наблюдение за взаимоотношениями между детьми Во время игры.
Отработка умения читать, петь колядки.
Отработка игровых действий. Подготовить необходимый материал и оборудование для труда.
Подготовить настольно – печатную игру «Русские узоры».
Подготовить настольный театр «Коляда накануне Рождества».
Подготовить проигрыватель, аудиозапись песни. Утренний прием детей. Размещение консультаций для родителей в информационном уголке «Как можно провести выходной день с ребенком».
Непосредственно
образовательная
деятельность 1. Познавательно исследовательская и конструктивная деятельность.
«Куклы – перевертыши»
(бумага).
Вызвать интерес детей к созданию силуэтных кукол – перевертышей на подставках. Систематизировать понятие о контрасте (день – ночь, грустно – весело). Учить находить способ оформления контрастных изображений. Развивать восприятие, воображение, мышление. Воспитывать любознательность, желание создавать своими руками игрушки.
Материал и оборудование: кукла «День – ночь», созданная воспитателем. Картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши.
2.Музыкальное.
3. Коммуникация.
Чтение художественной литературы.
Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется».
Познакомить детей с русской народной сказкой «Как аукнется – так и откликнется», учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; активизировать употребление глаголов; упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных; упражнять в правильном произношении звуков [ш], [ж], [р], изменении силы голоса и темпа речи; воспитывать умение понимать смысл пословиц.
Материал и оборудование: Оказание индивидуальной помощи по мере необходимости.
Подготовить необходимый материал и оборудование для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Запись фоновой музыки, магнитофон.
Подготовка к прогулке.
Прогулка. Познавательно - исследовательская деятельность.
Наблюдение за инеем на деревьях.
Трудовая деятельность.
Уборка снега на групповом участке.
Организовать применение детьми освоенных ими трудовых навыков; воспитывать положительное отношение к труду, учить планировать работу, распределять обязанности, подбирать инвентарь.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Продолжи предложение».
Учить детей коммуникативным взаимоотношениям; развивать внимание, память, умение продолжать начатое сверстником предложение.
Игра – эстафета «Кто первый?»
Учить детей соблюдать правила эстафеты; развивать быстроту реакции, ловкость.
Подвижная игра «Бабушка Маланья».
Формировать умение играть в хороводные игры; развивать чувство юмора, двигательную активность детей. Индивидуальные поручения.
Оказание индивидуальной помощи в подборе слов, подходящих по смыслу для завершения предложения.
Напоминание правил безопасного поведения во время эстафеты. Создать условия для наблюдения.
Подготовить лопатки.
Атрибуты для проведения эстафеты. Возвращение с прогулки.
Обед. КГН.
Самообслуживание.
Обед.

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 13.03. по 17.03. 2017 год)

Тема : «Народная культура и традиции» Задачи: 1. Познакомить с весенними народными праздниками. 2. Создать условия для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа. 3. Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры. 4. Формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций; 5. Обогащать музыкальными впечатлениями и развивать музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора.

Режим

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Утро

Утренняя гимнастика. Беседа: «Какие у тебя есть сказки» Русский фольклор песенки, заклички, потешки «тили-бом! », «радуга-дуга… » Народная П/игра «Топалы» «Гуси-лебеди» Развитие двигательной активности.

Проговаривание чистоговорок Цель: упражнять в произношении чистоговорок. .Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита

Сюжетно-ролевые игры – «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек). Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки».

Настольно-печатные игры по желанию детей Цель: закрепить правила игры

Попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки.

Художественное творчество (Рисование) Лыкова зан. 75, стр 164, тема Золотой петушок. Задачи: Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.

Обучение грамоте (по плану логопеда)

Музыка (по плану музыкального работника)

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цели: - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Д\и «Испорченный телефон» . Цель : развивать у детей слуховое восприятие, внимание, формировать умение регулировать громкость голоса, четко произносить слова. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина,

Игровые упражнения : «Эквилибристы» . Цель : учить детей ходьбе по бревну, сохранять равновесие, формировать и совершенствовать навыки правильного выполнения основных видов движений..

Труд на участке- очистить дорожки от снега. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке

Работа перед сном

С. Топелиус. «Три ржаных колоса»

Вечер

Гимнастика после сна. Д. и. «Я начну, а ты продолжи» Д. и. «Угадай потешку» Развитие внимания, логического мышления. Отгадывание загадок о птицах Подвижные игры «Раз, два, три – беги», «Зайцы и волк»

Д/и «Повторяйте друг за другом» . Цель : развитие слухового внимания, памяти детей.

Сюжетно-ролевые игры – «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек). Описательный рассказ О труде взрослых (гончар) Цель: Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых

Атрибуты для с/р игры, набор иллюстраций для коллажа, оборудование для художественной продуктивной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение : день прибывает. Цель : предложить детям отметить характерные особенности этого явления весной, помочь составить коллективный рассказ «День пребывает» .

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика. Беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?» П/игра «Ручеек»;«Рыбак и рыбки»

Игровое упражнение «Посмотри и запомни» Цель: развивать память, логическое мышление. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита

Д/И «Раньше и сейчас. Что сначала, что потом» (игра-лото с изображением предметов окружающего мира) Цель: расширять естественно -исторические представления

Дежурство в уголке природы –уход за комнатными растениями Цель: воспитывать трудолюбие.

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Консультация для родителей "Русские народные традиции в семейном воспитании"

Попросить родителей провести дома беседы с детьми о русских народных традициях

Непосредственно образовательная деятельность

Познание. (Ознакомление с природой) Рыжова , Тема: Прогулка в зоопарк. Задачи: познакомить детей с дикими животными других климатических зон (львом, тигром, слоном, жирафом, крокодилом и т.п.), дать первоначальное представление о том, где они обитают, чем питаются, как добывают себе пищу, как приспособились к окружающей среде. Материалы : иллюстрации с изображением диких животных различных климатических зон, аудиокассета «Голоса животных», стихи и загадки (карточки), книга «Атлас для самых маленьких», стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал воробей», глобус.

Физкультурное По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка

Наблюдение за изменениями в природе.

П/игры «Кто самый меткий?», «Догони»

«Пройди по мостику» . Цель : учить детей ходить по наклонной доске с перешагиванием через предметы Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша

Наблюдение за сезонными изменениями. Цель : формировать понятие о смене времен года, дать представления об особенностях каждого сезона. Рассказать о первом весеннем месяце марте .

Труд на участке – разбросать снег для его быстрейшего таяния. Цель: воспитывать умение трудиться сообща. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: сказка Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой

Вечер

Гимнастика после сна. Репетиция сценки "Девочка Иришка в маленьком домишке." Цель развитие актерских способностей.

Д/И «Я начну, а ты продолжи» Цель: учить детей досказывать стихотворные отрывки из знакомых сказок, развивать память

П/ и «Пустое место» . Цель : формировать у детей умение бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь от опоры, соблюдать согласованность движений рук и ног.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц. П/И «Птички на дереве»

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика. Ситуационное общение: «Выйдет котя в огород – всполошится весь народ» Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, Вовлечение детей в подвижные народные игры. Русская народная подвижная игра «Карусель». Цель: развитие общей моторики, развитие внимания.

Игра «Рифмы» Цель: упражнять в речевом творчестве. поиграть в д/игру «Что видел» (учить запоминать картинки, а потом перечислять по памяти) Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита

Ситуативный разговор о том «Почему нужно помогать девочкам и защищать их» Оформить выставку книжных иллюстраций Цель: расширять представление о художниках –иллюстраторах, развивать эстетический вкус.

Дежурство по столовой Цель: воспитывать умение сервировать стол к завтраку.

Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Инд. беседы с родителями «Что читать детям»

Непосредственно образовательная деятельность

Познание. ФЭМП. Помораева, Позина зан.8, стр 117, Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значениях числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение.

Художественное творчество (Лепка) Лыкова зан.73 стр.160 Тема: Чудо - букет. Задачи: Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Знакомство с искусством создания изразцов.

Физкультура (вечер , улица) по плану инструктора по физкультуре.

Прогулка

Наблюдение за небом. Какое небо ранней весной? П\и «Птички и птенчики». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место помогать П/И «Палочка-выручалочка»

П.И. «Не упусти мяч». Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие.

Игра –обследование «Экологическое интервью» (обследование участка с целью обнаружения плохих и хороших поступков людей с объектами природы) Цель: закрепить правила поведения в природе.

Труд на участке – уборка снега. Цель: воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная двигательная активность детей на участке

Работа перед сном

А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой

Вечер

Гимнастика после сна. Потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса» Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.

Словарная игра «Буква потерялась» Цель: упражнять в чтении, развивать произвольность внимания

Атрибуты для театрализованной деятельности, художественно-продуктивной деятельности.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдения за изменениями в погоде, произошедшими за день. Д/И «С утра до вечера» Цель: развивать наблюдательность. П/И «Колокольчик»

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика.Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.

Д/И «Пословицы» Цель: развивать речевые навыки, закрепить знание пословиц. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита

Д/И «Путаница» Цель: развивать знания о растениях, развивать навыки командной игры. Настольно –печатная игра

Дежурство детей на занятиях. Цель: учить готовить рабочее место к занятиям.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Непосредственно образовательная деятельность

Познание (Целостная картина мира ) Дыбина. Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу. Формировать у детей представление у детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Развитие речи . Ушакова зан. 22, стр 178 Составление рассказа "Как Ежок попал в беду" по серии сюжетных картин Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Учить подбирать определения, синонимы, антонимы. Воспитывать любовь к родному языку.

Физическая культура (по плану инструктора по физкультуре)

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке детского сада П/и «Лови - бросай»; П/и «Салки»

П/И «С кочки на кочку» Цель: упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперед

Ситуативный разговор «Если бы не наступала весна, а была всегда зима, то…» Цель: развивать воображение, умение высказывать свою точку зрения

Труд на участке – подмести веранду. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: пер. К.Чуковского; «Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро (франц.)

Вечер

Гимнастика после сна. Игра «Катя заболела» Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас.

Д/И «Какого цвета не стало» Цель: развивать внимание. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита

Ручной труд «Книжкина мастерская» Цель: развивать навыки ручного труда. Реставрировать книги в группе, учить бережному отношению к книгам.

Атрибуты для с/р игры, д/и, оборудование для ручного труда.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение ветра. Отметить, что ветры, дующие с юга на север, теплые. Предложить поиграть с ветром, используя вертушки. Создавать радостное эмоциональное настроение. П/И «Придумай фигуру»

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика. Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.

Д/И «Кто из какой сказки использовал данный предмет?» Цель: развивать память, закрепить знание сказок. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита.

Д/И «Угадай песенку» Цель: закрепить знания о сказках –мультфильмах и их героях. Д/И «Разгадай название сказки» (ТРИЗ) Цель: развивать творческое воображение

Дежурство в уголке природы Д/И «Что изменилось?»

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Непосредственно образовательная деятельность

Познание. ФЭМП. Помораева, Позина зан. 1, стр 119 Задачи: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части и устанавливать отношения между ними. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. Развивать внимание.

Художественное творчество. Рисование . на объемной фигуре Лыкова, зан. 77, стр. 168 Тема: Чудо - писанки. Задачи: Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппортного рисования на объёмной форме (яйце).

Музыка (по плану музыкального руководителя)

Прогулка

Прогулка. Наблюдение за трудом почтальона. Ц ели : продолжать наблюдение за трудом почтальона; обогащать словарный запас за счет специфической лексики; воспитывать уважение к людям труда. П/игры «Солнечные зайчики», «Гуси-гуси».

Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу. Цель: развивать реакцию движения

Ситуативный разговор «Как безопасно вести себя на улице ранней весной?» Цель: закрепить правила безопасного поведения на прогулке

Труд на участке – очистить скамейки от снега. Цель: воспитывать умение выполнять трудовые поручения. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: пер. с нем. Л. Цывьяна; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Вечер

Гимнастика после сна. Рассказ воспитателя: « Какими игрушками играли бабушки и дедушки» (рассматривание иллюстраций). Игра на русских народных муз. инструментах:

Творческая игра «Вырезание из бумаги» Цель: совершенствовать в навыках работы с ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику рук.

Хозяйственно –бытовой труд в группе. Цель: воспитывать трудовые навыки при мытье игрушек, стирке кукольного белья. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка

Наблюдение за облаками, объяснить. Д/И «На что похожи облака?» Цель: развивать творческое воображение, фантазию. П/И «Стоп»

Тема недели : «Народная культура и традиции ».

Задачи : Продолжать знакомство детей с народными традициями и обычаями. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. Расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира).Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношения к произведениям искусства

Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества

Совместная деятельность

Прогулка

Индивидуальная работа

Беседа о проведенных выходных: Чем занимались? Куда ходили?

Беседа «Народы России» -воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Д/У «Подбери пару» -учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению.

Ситуативный разговор «Чистота – залог здоровья». Ц: Продолжать знакомить детей с понятием "Здоровье".

Оздоровительная гимнастика после дневного сна.

Чтение «В городе Скороговора» Цель: закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора; воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам.

Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Ц: Продолжать знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.

Труд - «Уберём игрушки вместе!» Цель: воспитывать поведение и положительные взаимоотношения между детьми; умение работать дружно.

«Чудо чудное, диво

дивное – золотая хохлома»

Цель: познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; воспитывать чувство патриотизма

Вераксы Н.Е. «Комплексные занятия. Подготовительная группа», стр. 265

«Малые фольклорные формы»

Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки

«Путешествие в страну фольклора» О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»,

Наблюдение за облаками

Цель : продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Трудовая деятельность

Помощь малышам в сооружении горки на их участке.

Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цели :

- упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;

- воспитывать ловкость и выносливость.

С Максимом П., Вовой В. повторить последовательность времен года.

С Катей Г., Машей В. дидактическое упражнение «Волшебный квадрат». Цель: развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

Комплекс утренней гимнастики.

Д/и «Не ошибись»

Цель: уточнить, закрепить знания детей об органах чувств, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Д/И. «Оденем куклу на праздник» (бумажная) Ц: продолжать познакомить с элементами народного костюма.

«Похож – не похож» (словесная) Цель: продолжать учить детей сравнивать предметы, находить связь в них; признаки развлечения и сходства, узнавать предметы по описанию, развивать описательную речь, логическое мышление.

Чтение и беседа по сказке Н. Бажов «Серебряное копытце» с целью знакомства детей с творчеством уральского писателя Н. Бажова. Ц: Воспитывать осознанное отношение к средствам выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление).

Д/И «Кому, что нужно для работы», «Музей предметов» Цель: углублять знания детей о многообразии предметного мира, о назначении предметов; развивать познавательный интерес

Раскраски «Дымковская игрушка»

«Разрезные картинки»- развивать умение составлять целое из частей (народные промыслы)

Настольно печатная игра «Русские узоры»

«Сантиметр»

Цель: упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей длины - сантиметром; познакомить с линейкой и ее назначением; упражнять в счете в пределах 20

В.П.Новикова «Математика в детском саду» (подготовительная группа) стр.133

Наблюдение за снегом

Цели :

    учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе.

    закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в не­живой природе (солнце - снег).

Измерить глубину снега на солнце и в тени.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от мусора.

Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры

«Зайцы».

Цель: развивать умение быстро бегать, увертываться от ловящего.

«Не задень».

Цель: учить перепрыгивать через веревку на высоте 15-20 см.

Игра «Танграм» (квадрат, треугольник) развивать умение складывать фигуру из частей по образцу; развивать мышление и внимание (Настя А., Артем У.)

Игра-головоломка «Вьетнамская игра». Дать представление об изменении геометрических фигур (Катя, Яна)

Комплекс утренней гимнастики

Дидактическая игра «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных)

Слушание «Как у нас- то в мастерской» А.Филиппенко «Уральский хоровод», хоровод «Прялица».Ц: Рассказать детям о народных промыслах Урала (используя картинки)

Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов

Оздоровительная гимнастика после сна.

Чтение и восприятие художественной литературы:

«Чем пахнут ремёсла» Дж. Родари

Пословицы о труде. Ц:Формировать интерес к профессиям; активизация к познавательной, творческой деятельности.

Беседа «Мебель и утварь в

старинной русской избе» Изготовление с детьми утвари и посуды для русской избы(из бросового материала)

Искусство русской глиняной игрушки. (трафарет) Формировать умение замечать выразительность цвета. Закрепить знание об особенностях росписи дымковской и филимоновской игрушек. Упражнять в поиске цветового решения, соответствующего колориту глиняных игрушек. Воспитывать интерес к народной игрушке

Физкультурное занятие № Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе» стр.

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели :

    формировать представление о весенних изменениях в природе;

    учить видеть изменения в поведении воробьев с прихо­дом весны;

    воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бе­режное отношение к ним.

Трудовая деятельность

Расчистка клумбы от прошлогодней травы.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Кто быстрее?», «Дальше и выше»

Цель: упражнять в беге, развивать быстроту

Д/ игра «Что изменилось» Ц: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, развивать мышление (Кирилл Ф., Полина)

С Вероникой, Артемом У. дидактическая игра «Веселый язычок». Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Комплекс утренней гимнастики

Беседа «Быт и традиции русского народа». Ц: Развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения. Продолжать обогащать речь детей новыми словами. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, точно описывая их качества.

Слушание пьесы «Как мужик на гармошке играл»

Презентация « Народные куклы-самоделки» Ц: развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой

Д/и «Чей сувенир?»- углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев

Оздоровительная гимнастика после сна.

Чтение: сказки «Три дочери» Цель: назвать русские слова.

Рассматривание с детьми слайдовой презентации

«Расписная игрушка».

Рассказ воспитателя о народных промыслах. Рассматривание игрушек, открыток и иллюстраций о народном творчестве.

«Счет тройками»

В.П.Новикова «Математика в детском саду» (подготовительная группа) стр.135

«Дымковские барышни»; Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки, лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать умения правильно оценивать свою работу и работу товарищей. Комарова Т.С. Стр.60

Музыкальное по плану муз. работника

Наблюдение за высотой стояния Солнца

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Трудовая деятельность

Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.

Цель: развивать желание помогать старшим.

Подвижная игра «Солнце и планеты».

Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца.

С Денисом и Максимом П. закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет).

С подгруппой детей продолжать учить названия месяцев по сезонам

Комплекс утренней гимнастики.

Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце»

Д/И «Чего не стало»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными; употреблять существительные в родительном падеже.

«Выложи сам». Цель: учить детей анализировать форму предметов, используя изображение фигуры, составлять рисунок из геометрических форм(орнамент)

Оздоровительная гимнастика после сна.

Беседа по пословицам: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей»

Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".

Настольно печатная игра «Сложи узор»

Цель: учить составлять целое из частей.

«Декоративно-прикладное искусство». Цель: Различать особенности, характерные для каждого вида промысла через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление. Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные).

«Кукла в национальном

костюме» стр.144, Т.С. Комарова

Физкультурное занятие № Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе» стр.

Наблюдение за капелью

Цели :

- закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;

- обучать исследовательским действиям.

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке малышей.

Цель: оказывать помощь малышам и их воспитателям.

Подвижные игры

«Пятнашки», «Не замочи ноги», «Ветер».

Цели:

    закреплять умение бегать врассыпную, перепрыгивать через препятствия;

    учить внимательно слушать команды воспитателя, пре­одолевать препятствия.

Анжелика и Артем – закрепить навыки работы с ножницами.

Игра «Составь узор из веревочек» - Костя, Ксюша, Тимофей

Лариса Савчук
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России»

ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИ

Подготовительная группа

Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями и обычаями. Расширять представления о разнообразии искусства, художественных промыслов, традиций и обычаев народов России. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками. Рассказывать о русской избе, предметах быта, одежды. Воспитывать интерес, любовь к народной культуре

Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества «Мы юные мастера народного декоративно-прикладного искусства», игра – презентация «Назови правильно»

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ: НОД (образовательная область, вид деятельности, тема, цель, источник)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ

Тема: Культура и традиции русского народа

Цель: закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре; уточнить знания о таком понятии как «традиция», вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями

Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социально действительностью», стр. 120.

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе д/с. Познавательное развитие», стр. 50.

Тема: Группы предметов. Ориентировка в пространстве. Овал. Измерение предметов.

Цель: Упражнять детей в определении количества групп и количества предметов в группах; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; уточнить представление об овале; учить измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки.

Метлина, стр. 178

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ФЭМП

Тема: Составление групп предметов. Измерение предметов. Сравнение смежных чисел

Цель: Учить детей составлять группы, содержащие равное число предметов; определять количество групп и количество предметов в них; измерять длину и ширину предметов, по ходу измерения откладывать предметы-метки, понимать, что метки показывают, сколько раз была отложена мерка; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Метлина, стр. 180

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тема: Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется»

Цель: Учить детей выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста; активизировать употребление в речи детей глаголов; упражнять детей в образовании сравнительной степени имен прилагательных; учить понимать смысл пословиц; в правильном произнесении звуков ш, ж, р изолированно и в скороговорке с изменением силы голоса и темпа речи.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «РР детей 6-7 лет стр. 87

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Тема: Звуковой анализ слов

Цель: Продолжать умение проводить звуковой анализ слов; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить знание о словоразличительной роли звука. Учить называть слова с заданным звуком.

Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУД/ЛИТЕРАТУРОЙ

Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в обработке А. Нечаева

Цель: Познакомить детей с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи. Обогащать словарь детей словами обществоведческого характера. Развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства. Воспитывать интерес к русской истории, жизни предков и героев.

Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа) стр. 90

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСКУССТВОМ

Тема: Краса ненаглядная (русские народные промыслы)

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видами народных промыслов, к разнообразным природным материалам из которых мастера делали различные изделия.

Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по РР. стр. 166; Волчкова, стр 48

Тема: Русская народная одежда

Цель: Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма. Расширять знания детей о русской народной культуре. Показать красоту вышитых изделий, узоров из растительных элементов. Учить рисовать русскую народную одежду, передавая ее характерные особенности, и украшать ее растительными узорами (цветами, листьями, стеблями, травинками)

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 6-7 лет», стр. 34., Королёва Т. В. стр 34

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: РИСОВАНИЕ

Тема: Старинная постройка - терем

Цель: Познакомить детей с особенностями строения старинных деревянных построек, с их украшениями; учить изображать сказочный деревянный терем со светёлкой, с узорами на наличниках, ставнях, на досках, обрамляющих треугольник фронтона, на карнизе; передавать фактуру дерева тонкими линиями и штрихами разного характера; закреплять умение рисовать и закрашивать разным нажимом карандаша.

Г. С. Швайко «Занятия ИЗО в детском саду», стр. 123., Королёва, стр. 20

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: АППЛИКАЦИЯ

Тема: Хоровод матрешек

Цель: Воспитывать у детей интерес к народному искусству, развивать эстетическое восприятие, умение вырезывать из бумаги, сложенной в несколько раз, силуэт матрешки, цветы для сарафана, уметь располагать матрешек в одной композиции (на лугу, в хороводе и т. д.)

Т. Г. Казакова "Занятия по ИЗО в детском саду" стр. 131

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: КОНСТРУИРОВАНИЕ

Тема: Дворец для сказочных героев

Цель: Учить творчески подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы в оформлении дворцов (шпили, горады, фигурные колонны). У всех детей воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы.

Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду» стр. 38

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: МУЗЫКА

Тема. По плану музыкального руководителя

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ФИЗКУЛЬТУРА

Тема. По плану физ. руководителя

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ

Игровая:

Сюжетно – ролевые игры: «Театр», «Ярмарка»

Дидактические игры: «Сложи картинку», «Подбери картинки правильно», «Составь узор», «Жостовские подносы», «Какая сказка?», «Назови ремёсла», пазлы, мозаика

Коммуникативная:

Беседы: «Чудо – чудное» (русские народные игрушки, «Эти мудрые русские сказки», «Традиции России» (русские народные праздники», «Золотые руки мастеров» (русское народно-прикладное искусство, «Русские посиделки»

Индивидуальные беседы: «Что я видел по дороге в детский сад»

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Отгадывание загадок: теме

Составление описательных рассказов: по народным игрушкам, по своим работам

Дидактические игры: «Угадай-ка», «Назови правильно», «Какой, какая, какие?», «Что из чего сделано?», «Назови сказку»

Артикуляционная гимнастика: «Катание шарика», «Шторки»

Познавательно исследовательская:

Экскурсии и целевые прогулки: по территории детского сада

Наблюдения: за состоянием погоды, за деревом – осиной, за поведением птиц, за небом, за одеждой людей

Рассматривание: предметных картинок, иллюстраций, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки» и др., игрушек: матрёшки, водоноски, индюка

Дидактические игры: «Какое время года?», «Птицы, звери, рыбы», «Назови растение с нужным звуком»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Слушание и обсуждение: русских народных сказок, былин о русских богатырях, потешек, р. н. с. «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок A.Афанасьева)

Трудовая:

Самообслуживание: закреплять умение аккуратно складывать одежду в шкаф

Культурно-гигиенические навыки: закреплять умение, закончив еду класть столовый прибор в тарелку, а не на стол; упражнение «Покажи Незнайке, как правильно пережёвывать пищу»

Общественно-полезный труд: учить самостоятельно наводить порядок в игровых зонах

Труд в природе: закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву

на прогулке: расчистка дорожек

Изобразительная:

Лепка: «Гончары»

Рисование: «Моя любимая русская народная сказка»

Конструирование: «Сказочный терем (Дворец)»

Музыкальная:

Слушание: песни «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; музыки «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» и «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова (сб. «Ромашковая Русь»);

Двигательная:

Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Найдём следы зайца», «Охотники и зайцы», «Найди, что спрятано», «Мы – весёлые ребята», «Дорога препятствий»

Физкультурные минутки: «Хохлома, да хохлома…».

Пальчиковая гимнастика: «Мы лепили, мы лепили, наши пальцы утомили….», «Зарядка для пальчиков»

ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА (форма работы, тема, Ф. И. ребёнка)

- «Рассмотри (альбом) и расскажи» - закрепить знания детей о стране, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре

Д/игра «Измерь предмет» - упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки

И/упр. «Сравни числа» - упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10

- «Расскажи сказку» - упражнять в выразительном пересказе сказки с использованием слов и выражений из текста

Д/игра «Назови звук» - упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки

Рассматривание иллюстраций к былине – развивать представления о русской истории, жизни предков и героев

Д/игра «Угадай-ка» - закреплять знания о видах искусства

- «Нарисуй узор» - упражнять в рисовании элементов растительного узора (цветы, травинки, стебли, листья)

- «Нарисуй и закрась» - упражнять в умении рисовать и закрашивать изображение разным нажимом на карандаш

Упражнять детей в вырезывании предметов из бумаги сложенной в несколько раз

- «Придумай и построй что хочешь» -развивать умение придумывать и осуществлять замысел при создании различных построек

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Утренняя гимнастика: Комплекс ОРУ без предметов №

Гимнастика пробуждения: Комплекс №

Профилактические мероприятия: гимнастика для глаз. Комплекс №; проф. плоскостопия Комплекс №; проф. нарушения осанки Комплекс №

Дыхательная гимнастика: «Семафор», «Регулировщик»

Закаливающие процедуры: контрастные воздушные ванны, босохождение по комбинированным дорожкам

ОРГАНИЗАЦИЯ ППРС ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ (уголки самостоятельной активности)

Обеспечить необходимое оборудование для СХД: лепка «Гончары»; рисование цветными карандашами «Моя любимая русская народная сказка»

Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевые игры: «Театр», «Ярмарка»

Создавать несложные знакомые детям конструкции, рисунки, для самостоятельного воспроизведения построек «Сказочный терем (Дворец)» из строительного набора

Обеспечить детей необходимым материалом для развития театрализованной деятельности по мотивам русских народных сказок

Способствовать познавательному, художественно-эстетическому развитию детей, через расположение в группе: предметных картинок, иллюстраций, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки» и др., игрушек: матрёшки, водоноски, индюка

Побуждать детей играть в н/п игры: : «Сложи картинку», «Подбери картинки правильно», «Составь узор», «Жостовские подносы», «Какая сказка?», «Назови ремёсла», пазлы, мозаика

Поддерживать детей в стремлении самостоятельного выбора вида деятельности по интересам

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, СОЦ. ПАРТНЁРАМИ, СПОРТИВНЫМИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ШКОЛАМИ И ДРУГИМИ ОУ

Консультации: «Воспитательное значение русского фольклора», «Культура и традиции русского народа», «Народные ремесла и промыслы».

Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».

Мастер-класс для родителей «Рисование элементов хохломского узора»

Индивидуальная беседа «Одаренный ребенок», рекомендации родителям.

Тематическая подборка материала «Читаем и учим вместе с детьми»

Индивидуальные мини-беседы по вопросам родителей