Проблема сохранения памяти о прошлом. Аргументы "Историческая память" к сочинению ЕГЭ

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

Многих писателей современной литературы: Набокова, Солженицына, Распутина, Шукшина, Айтматова. И такой большой интерес к этой теме не случаен, поскольку наравне с людьми, для которых память означает очень многое: родной край, любовь к нему, родине предков, - появились люди - их большинство, которым не дорога ни память предков, ни память о делах своих, которая остается следующему поколению. Для В. Набокова «память» - это ностальгия, связь с Родиной; для В. Распутина - это знание корней своего рода; для Айтматова - это еще и польза, которую ты принес людям. Эти понятия и нашли отражение в их произведениях.

В романе «Машенька» Набоков раскрывает ностальгии по своему Отечеству. Он показывает эмигрантов, которые живут в духовно не близкой, незнакомой им стране. Они живут за границей не первый год, но чувство отчуждения от страны, ставшей их второй родиной, не проходит.

В постоянном круговороте дел, проблем, событий они ощущают усталость от жизни. В воспоминаниях о прошлом, о России они находят отдушину, духовное равновесие, хотя знают, что никогда не смогут вернуться в родные края. Герой повести Ганин живет в замкнутом мире своих чувств, мыслей. Память возвращает его в те далекие времена, когда он жил в России, был молод, где повстречал свою первую любовь, Машеньку.

Вновь вспоминая события давних лет, он переживает самые лучшие, светлые чувства. Он живет этой памятью, этими воспоминаниями; они являются защитой от внешней среды, от окружающего мира. Всякое столкновение с реальностью, с действительностью жизни мешает ему, вызывает в нем ощущение пустоты.

Ганин очень трепетно, чувственно относится к своему прошлому и поэтому не хочет новой встречи с Машенькой, поскольку она принесет в их отношения новое, неизвестное, а главное, реальное. Память спасает его от реальности, от проблем мира, от его серости, обыденности, непривлекательности. Совсем иначе выстраивается тема памяти в произведениях «Матренин двор» А. Солженицына, «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова. В произведении «Матренин двор» тема памяти проходит через весь , очень ненавязчиво и искренне.

Героиня рассказа Матрена многим помогала в деревне, а когда умерла, никто ее даже не помянул добрым словом. Ее родные оказались хуже неродных людей; начали делить имущество. Солженицын показал, как бывает коротка людская память, насколько быстро люди забывают все то хорошее, что для них было сделано. В результате в их душах остается только злоба, и они становятся, сами не замечая того, малодушными, эгоистичными, безнравственными людьми.

В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин умело показал не только судьбы людей в переломные моменты их жизни, но и их отношение к своим предкам, к корням своего рода, к родному краю. Эта - о деревне Матере, на месте которой должны построить гидроэлектростанцию и которая попала в зону затопления. Всю деревню надо было переселить на новое место, но старики не могли покинуть ее, потому что земля эта - родина их предков. Однако некоторые из них, в основном люди молодые, не вложившие сил в родную землю, не чтят своих предков, свой род, оскверняют их память. «Пришлые», чтобы ускорить ход переселения, пытались оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым.

Они попытались уничтожить кладбище, чтобы лишить жителей Матеры сочинение с аллсоч. ру 2005 самой памяти. «О-ох, нелюди мы, более никто», - говорит с горечью главная повести Дарья. Распутин считает, что с отрывом человека от земли, от корней, от вековых традиций теряет и свою совесть; его сердце становится каменным. Распутин показывает, насколько могут быть бессердечны, жестоки, злы те люди, которые стали «Иванами, не помнящими родства».

И не важно, чужую деревню они рушат или свою, ведь это все их Родина. От таких людей исходит угроза окружающему миру, а также и природе. Старая мудрость гласит: не плачьте об умерших - плачьте о потерявшем душу и совесть. В романе «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, как и в произведении «Матренин двор», главной темой является тема почитания своих предков, знание своих корней.

У Едигея умер друг. И вот в поселок приехал сын этого умершего друга, Сабитжан. Как позже выяснилось, он «не хоронить приехал отца, а лишь бы только отделаться, прикопать как-нибудь и побыстрей уехать». Оказалось, не чтит Сабитжан своего родителя, не уважает прах его. Сабитжан похож на манкурта, который не помнит ни отца своего, ни мать свою.

Когда же они отправились хоронить старого друга Едигея, то встретили непонимание, бессердечие, царившее в мире. Тема памяти в современной очень обширна и многогранна. Она затрагивает многие нравственные темы и проблемы.

Эта проблема потери корней своих предков, тема родного края, проблема потери доброты, сердечности, совести и души, тема «Ивана, не помнящего своего родства», тема превращения человека в манкурта, тема увековечения памяти. Эти проблемы страшно дают о себе знать и существуют в наши дни. Вот почему они нашли свое отражение в современной литературе.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема памяти в современной литературе . Литературные сочинения!
  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • А.Т. Твардовский - стихотворение «Есть имена и есть такие даты...». Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими ге­роями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом - судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может на­слаждаться красотой природы, радоваться праздникам, тру­диться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому обя­заны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памя­ти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю: никакой моей вины...».
  • Е. Носов - рассказ «Живое пламя». Сюжет рассказа не­сложен: рассказчик снимает жилье у пожилой женщины, тети Оли, потерявшей на войне единственного сына. Однажды он сажает у нее на клумбах маки. Но героиня явно не любит этих цветов: у маков яркая, но короткая жизнь. Вероятно, они на­поминают ей о судьбе сына, погибшего в молодом возрасте. Но в финале отношение тети Оли к цветам изменилось: теперь на клумбе у нее полыхал целый ковер маков. «Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влаж­ной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живо­му огню». Образ мака в этом рассказе символичен. Это сим­вол всего возвышенного, героического. И это героическое продолжает жить в нашем сознании, в нашей душе. Память питает корни «нравственного духа народа». Память вдохнов­ляет нас на новые подвиги. Память о погибших героях всегда остается с нами. Именно это, думается, составляет одну из главных идей произведения.
  • Б. Васильев - рассказ «Экспонат №...». В этом произ­ведении автор ставит проблему исторической памяти и детс­кой жестокости. Собирая реликвии для школьного музея, пи­онеры крадут у слепой пенсионерки Анны Федотовны два письма, полученные ею с фронта. Одно письмо было от сына, второе - от его товарища. Письма эти были очень дороги ге­роине. Столкнувшись с неосознанной детской жестокостью, она потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Ав­тор с горечью описывает чувства героини: «Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шка­тулки - их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Письма же оказались в запаснике школьного музея. «Пионерам вынесли благодарность за ак­тивный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про за­пас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №...». Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

Аргументация

Проблема

Историческая память

А. Чехов. «Вишневый сад». Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он – живое воплощение беспамятства. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа.

Любовь к родине

Ю. Г. Оксман «Поимка поручика Сухинова». Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний, наконец, выбрался к границе. Еще минута – и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу. А.С.Пушкин «К Чаадаеву». В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”. «Слово о полку Игореве». Ярко выражена любовь автора к родной Русской земли. Его волновало будущее. Он с гордостью рассказал нам о защитнике родины. Красиво описал природу. Солнечное затмение. Именно Русская земля стала главным героем его произведения. Стихотворения Есенина, Блока, Лермонтова.

Научный прогресс и нравственные

Качества человека

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

М. Булгаков. «Собачье сердце» Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

Ответственность человека

Окружающих

Н. Толстой. «Война и мир».

Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг. А. Куприн. «Чудесный доктор». Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

Отцы и дети

И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна») К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

Роль примера.

Воспитание человека

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда. В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

Самопожертвование

Во имя любви к близкому человеку

Б. Васильев «Летят мои кони». Доктор Янсен погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город. Булгаков "Мастер и Маргарита". Самопожертвование Маргариты ради своего любимого.

Сострадание, чуткость и милосердие

Астафьев «Людочка» В эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки. Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла. М. Шолохов «Судьба человека». В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе. В. Гюго «Отверженные». Писатель в романе рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.

Человек и власть

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Там пример справедливой власти: "Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. "Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, - говаривал он, - и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя".

Человек и искусство.

Воздействие искусства

На человека

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле. Фонвизин «Недоросль». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

Человек и история.

Роль личности в истории

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. И. Тургенев. «Записки охотника».

Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.

Шолохов «Судьба человека»

После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.

Платонов. «Котлован».

Человек и познание. Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье.

Шукшин «Чудик» - человек рассеянный, может показаться невоспитанным. А то, что побуждает его совершать странные поступки, - мотивы положительные, некорыстные. Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни “прав, кто умнее”? И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает Гончаров. Образ Обломова. Это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. М. Горький в пьесе «На дне». Показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. Ложные ценности И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. Есенин. «Черный человек». Поэма «Чёрный человек» - крик погибающей души Есенина, это реквием по оставленной позади жизни. Есенин, как никто другой смог рассказать, что с человеком делает жизнь. Маяковский. «Послушайте». Внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли Маяковского от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Замятин «Пещера». (). Мартина Мартиныча Герой вступает в конфликт с самим собой в душе его происходит раскол Погибают Его духовные, . ценности Он нарушает заповедь «Не укради» .

Человек и природа

Шолохов «Тихий Дон». Тургенев «Бежин луг». Природа совпадает с чувствами героев. М. Булгаков. «Роковые яйца». Профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. М. Булгаков. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу! М. Пришвин. «Кладовая солнца»

Черствое и бездушное отношение к человеку

"Матрёнин двор" Солженицына. Замкнутая модель мира в романе Е.И. Замятина «Мы». 2) Облик и принципы Единого Государства. 3) Рассказчик, нумер Д - 503, и его духовная болезнь. 4) «Сопротивление человеческой природы». В антиутопиях, основанный на тех же предпосылках мир дан глазами его обитателя, рядового гражданина, изнутри, дабы проследить и показать чувства человека, претерпевающего на себе законы идеального государства. Конфликт личности и тоталитарной системы становятся движущей силой любой антиутопии, позволяя опознать антиутопические черты в самых различных на первый взгляд произведениях... Общество, изображённое в романе, достигло материального совершенства и остановилось в своём развитии, погрузившись в состояние духовной и социальной энтропии.

Честь и бесчестье

Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством. Н.В. Гоголь в своей комедии "Ревизор". Чиновники уездного города по ошибке принимают Хлестакова за настоящего ревизора, всячески пытаются угодить ему, совсем не обращают внимания на его глупость. А.П.Чехов в рассказе "Смерть чиновника", Автор показал проблему с нравственной точки зрения. Червяков, прося прощения, унижался перед генералом не породу службы или должности (ведь это был даже не его начальник), а по своей человеческой натуре.

30 августа 2016

Именно в прошлом человек находит источник для формирования сознания, поиска своего места в окружающем мире и обществе. При потере памяти утрачиваются все социальные связи. Она является определенным жизненным опытом, осознанием пережитых событий.

Что такое историческая память

Она предполагает сохранение исторического и общественного опыта. Именно от того, насколько бережно в семье, городе, стране относятся к традициям, напрямую зависит историческая память. Сочинение по данной проблеме часто встречается в тестовых заданиях по литературе в 11 классе. Уделим и мы этому вопросу немного внимания.

Последовательность формирования исторической памяти

У исторической памяти есть несколько этапов формирования. Спустя некоторое время люди забывают о случившихся событиях. Жизнь постоянно преподносит новые эпизоды, наполненные эмоциями и необычными впечатлениями. К тому же часто в статьях и художественной литературе события давно минувших лет искажаются, авторы не только меняют их смысл, но и вносят изменения в ход сражения, расположение сил. Появляется проблема исторической памяти. Аргументы из жизни каждый автор приводит свои, с учетом личного видения описываемого исторического прошлого. Благодаря разной трактовке одного события у обывателей появляется возможность делать собственные выводы. Конечно же, чтобы обосновать свою мысль, понадобятся аргументы. Проблема исторической памяти существует в обществе, лишенном свободы слова. Тотальная цензура приводит к искажению реальных событий, представлению их широких слоям населения только в нужном ракурсе. Истинная память может жить и развиваться лишь в демократическом обществе. Для того чтобы информация переходила к следующим поколениям без видимых искажений, важно уметь сопоставлять события, которые происходят в реальном времени, с фактами из прошлой жизни.

Условия формирования исторической памяти

Аргументы на тему «Проблема исторической памяти» можно найти во многих произведениях классиков. Для того чтобы общество развивалось, важно анализировать опыт предков, делать «работу над ошибками», использовать то рациональное зерно, которое было у прошлых поколений.

«Черные доски» В. Солоухина

В чем основная проблема исторической памяти? Аргументы из литературы рассмотрим на примере данного произведения. Автор повествует о разграблении в родном селе церкви. Происходит сдача уникальных книг в качестве макулатуры, из бесценных икон делают ящики. Прямо в церкви в Ставрово организуется столярная мастерская. Еще в одной открывают машинно-тракторную станцию. Приезжают сюда грузовики, гусеничные тракторы, хранят бочки с топливом. Автор с горечью говорит о том, что ни коровником, не подъемным краном нельзя заменить Московский Кремль, церковь Покрова на Нерли. Нельзя располагать дом отдыха в монастырском здании, в котором находятся могилы родственников Пушкина, Толстого. В произведении поднимается проблема сохранения исторической памяти. Аргументы, приводимые автором, бесспорны. Не тем, кто умер, лежит под могильными плитами, нужна память, а живым!

Статья Д. С. Лихачева

В своей статье «Любовь, уважение, знание» академик поднимает тему поругания народной святыни, а именно рассказывает о взрыве памятника Багратиону, герою Отечественной войны 1812 года. Лихачевым поднимается проблема исторической памяти народа. Аргументы, приводимые автором, касаются вандализма по отношению к данному произведению искусства. Ведь монумент был благодарностью народа брату-грузину, который мужественно сражался за независимость России. Кто мог разрушить чугунный памятник? Только тот, кто не имеет представления об истории своей страны, не любит Родину, не гордится Отчизной.

Взгляды на патриотизм

Какие еще можно привести аргументы? Проблема исторической памяти поднята в «Письмах из русского музея», автором которых является В. Солоухин. Он говорит о том, что, рубя собственные корни, стремясь впитывать иноземную, чужую культуру, человек теряет свою индивидуальность. Этот русский аргумент проблем исторической памяти поддерживают и другие патриоты России. Лихачевым была разработана «Декларация культуры», в которой автор призывает защищать и поддерживать культурные традиции на международном уровне. Ученый подчеркивает, что без знания гражданами культуры прошлого, настоящего у государства не будет будущего. Именно в «духовной безопасности» нации заключается общенациональное бытие. Между внешней и внутренней культурой должно быть взаимодействие, только в этом случае общество будет подниматься по ступеням исторического развития.

Проблема исторической памяти в литературе 20 века

В литературе прошлого века центральное место занимал вопрос ответственности за страшные последствия прошлого, в произведениях многих авторов присутствовала проблема исторической памяти. Аргументы из литературы служат тому прямым доказательством. К примеру, А. Т. Твардовский призывал в своей поэме «По праву памяти» переосмыслить печальный опыт тоталитаризма. Не обошла стороной эту проблему и Анна Ахматова в знаменитом «Реквиеме». Она раскрывает всю несправедливость, беззаконие, которые царили в то время в обществе, приводит весомые аргументы. Проблема исторической памяти прослеживается и в творчестве А. И. Солженицына. Его рассказ «Один день Ивана Денисовича» содержит приговор государственной системе того времени, в которой приоритетами стали ложь и несправедливость.

Бережное отношение к культурному наследию

Центром всеобщего внимания является вопросы, связанные с сохранением памятников старины. В суровый постреволюционный период, характеризующийся сменой политического строя, происходило повсеместное уничтожение прежних ценностей. Русские интеллигенты пытались любыми способами сохранить культурные реликвии страны. Д. С. Лихачев выступал против застройки Невского проспекта типовыми многоэтажными домами. Какие еще можно привести аргументы? Проблема исторической памяти была затронута и российскими кинематографистами. На средства, собранные ими, удалось отреставрировать усадьбы Абрамцево и Кусково. В чем заключается проблема исторической памяти войны? Аргументы из литературы свидетельствуют о том, что актуален этот вопрос был во все времена. А.С. Пушкин говорил, что «неуважение к предкам - первый признак безнравственности».

Тема войны в исторической памяти

Что такое историческая память? Сочинение по данной тематике можно написать на основе произведения Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». Его герой манкурт является человеком, которого насильно лишили памяти. Он стал рабом, у которого нет прошлого. Ни имени, ни родителей манкурт не помнит, то есть ему сложно осознавать себя человеком. Писатель предупреждает о том, что подобное существо опасно для социального общества.

Перед Днем Победы среди молодых людей был проведен социологический опрос. Вопросы касались даты начала и окончания Великой Отечественной войны, важных сражений, военачальников. Полученные ответы оказались удручающими. Многие ребята не имеют представления ни о дате начала войны, ни о противнике СССР, никогда не слышали о Г. К. Жукове, Сталинградской битве. Опрос показал, насколько актуальна проблема исторической памяти войны. Аргументы, приводимые «реформаторами» программы курса истории в школе, которые уменьшили количество часов, отводимых на изучение Великой Отечественной войны, связаны с перегрузкой учащихся.
Подобный подход привел к тому, что современное поколение забывает прошлое, следовательно, важные даты истории страны не будут переданы следующему поколению. Если не уважать свою историю, не почитать собственных предков, утрачивается историческая память. Сочинение для успешной сдачи ЕГЭ можно аргументировать словами русского классика А. П. Чехова. Он отмечал, что для свободы человеку нужен весь земной шар. Но без цели его существование будет абсолютно бессмысленным. Рассматривая аргументы к проблеме исторической памяти (ЕГЭ), важно отмечать, что существуют ложные цели, которые не созидают, а разрушают. Например, герой рассказа «Крыжовник» мечтал купить собственную усадьбу, посадить там крыжовник. Поставленная цель его полностью поглотила. Но, достигнув ее, он потерял человеческий облик. Автор отмечает, что его герой «располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло».

В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показана судьба человека, служившего ложным ценностям. Герой поклонялся богатству как богу. После смерти американского миллионера оказалось, что настоящее счастье прошло мимо него.

Поиск смысла жизни, осознание связи с предками удалось показать И. А. Гончарову в образе Обломова. Он мечтал сделать свою жизнь другой, но его желания не были воплощены в реальность, не хватило сил.

При написании на ЕГЭ эссе по теме «Проблема исторической памяти войны» аргументы можно привести из произведения Некрасова «В окопах Сталинграда». Автор показывает настоящую жизнь «штрафников», которые готовы ценой своей жизни отстоять независимость Отчизны.

Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Для того чтобы получить хороший балл за сочинение, выпускник должен аргументировать свою позицию, используя литературные произведения. В пьесе М. Горького «На дне» автор продемонстрировал проблему «бывших» людей, утративших силы для борьбы ради своих интересов. Они осознают, что жить так, как они, нельзя, и необходимо что-то менять, только делать что-либо для этого они не планируют. Начинается действие этого произведения в ночлежке, там же и завершается. Ни о какой памяти, гордости за своих предков речи даже не идет, герои пьесы об этом даже не задумываются.

Одни пытаются, лежа на диване, рассуждать о патриотизме, другие, не жалея сил и времени, приносят своей стране реальную пользу. Нельзя оставить без внимания, рассуждая об исторической памяти, удивительный рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В нем говорится о трагической судьбе простого солдата, потерявшего во время войны своих родных. Встретив мальчика-сироту, он называет себя его отцом. О чем свидетельствует данный поступок? Обычный человек, который прошел через боль утрат, пытается противостоять судьбе. В нем не угасла любовь, и он хочет подарить ее маленькому мальчику. Именно желание творить добро дает солдату силы жить, несмотря ни на что. Герой рассказа Чехова «Человек в футляре» рассказывает о «довольных собой людях». Имея мелкособственнические интересы, пытаясь отстраниться от чужих бед, они абсолютно равнодушны к проблемам других людей. Автор отмечает духовное оскудение героев, которые возомнили себя «хозяевами жизни», а в реальности являются обычными мещанами. Они не имеют настоящих друзей, их интересует только собственное благополучие. Взаимовыручка, ответственность за другого человека ярко выражена в произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Все подопечные капитана Васкова не просто вместе сражаются за свободу Родины, они живут по человеческим законам. У Симонова в романе «Живые и мертвые» Синцов на себе выносит товарища с поля боя. Все аргументы, приведенные из различных литературных произведений, помогают понять суть исторической памяти, важность возможности ее сохранения, передачи другим поколениям.

Заключение

При поздравлении с каким-либо праздником звучат пожелания мирного неба над головой. О чем этого свидетельствует? О том, что историческая память о тяжелых испытаниях войны передается из поколения в поколение. Война! Всего пять букв в этом слове, но сразу возникает ассоциация со страданиями, слезами, морем крови, смертью родных и близких. Войны на планете, к сожалению, проходили всегда. Стоны женщин, плач детей, отголоски войны должны быть знакомы подрастающему поколению по художественным фильмам, литературным произведениям. Нельзя забывать о тех страшных испытаниях, что выпали на долю русского народа. В начале 19 века Россия участвовала в Отечественной войне 1812 года. Чтобы жива была о тех событиях историческая память, русские писатели в своих произведениях постарались передать особенности той эпохи. Толстой в романе «Война и мир» показал патриотизм народа, его готовность отдать жизнь за Отчизну. Читая поэмы, рассказы, романы о Партизанской войне, Бородинском сражении, молодые россияне получают возможность «побывать на полях сражений», почувствовать ту атмосферу, что царила в тот исторический период. В «Севастопольских рассказах» Толстой рассказывает о героизме Севастополя, проявленном в 1855 году. События описаны автором настолько достоверно, что складывается впечатление, что он сам был очевидцем той битвы. Мужество духа, уникальная сила воли, удивительный патриотизм жителей города достойны памяти. Толстой ассоциирует войну с насилием, болью, грязью, страданиями, смертью. Описывая героическую оборону Севастополя в 1854-1855 годов, он подчеркивает силу духа русского народа. Б. Васильев, К. Симонов, М. Шолохов, другие советские писатели многие свои произведения посвятили именно сражениям Великой Отечественной войны. В этот сложный для страны период женщины трудились и сражались наравне с мужчинами, даже дети делали все, что было в их силах. Ценой жизни они пытались приблизить Победу, сохранить независимость страны. Историческая память помогает сохранять в мельчайших деталях информацию о героическом подвиге всех бойцов и мирных жителей. Если будет утрачена связь с прошлым, страна потеряет свою независимость. Этого допускать нельзя!