Роль воспитания молодёжи в современном мире. Роль молодежи в современном обществе: условия развития, интересы и увлечения Путь в будущее

В России сформировалось поколение молодежи, которое сильно отличается от своих предшественников. Образ молодого карьериста, наглядно отображенный в рекламе «Мегафона» - «Будущее зависит от тебя», - остался в 90х. Поколение 2000х равнодушно к карьере, отвергает массовую культуру и безудержное потребительство. Для части современной молодежи более актуален слоган «Будущее от тебя не зависит»

Слово «молодежь» следует писать с двумя буквами «ж». Интернетовский «Живой журнал» (ЖЖ) стал средой обитания для тысяч молодых людей. Там спорят об устройстве мира и жалуются на вчерашнее похмелье. Там готовятся революции и разрушаются браки… Виртуальные дневники - настоящее сокровище для социологов. Где еще можно найти такой массив текстов, созданных «простым человеком»?!

Я решила воспользоваться этим уникальным материалом. Предлагаю вашему вниманию сделанные мной выводы. Кое в чем их можно считать спорными. Но как минимум это исследование заставляет задуматься о том, что собой представляет «поколение ЖЖ». И уж точно такой метод изучения гораздо более продуктивен, чем бесконечные опросы на тему «Что для вас важнее - высокие заработки или душевная гармония?».

Сама я определяла предмет своего исследования так: « Ставила задачу изучить наиболее продвинутую часть молодежи. Но не “золотую” и не “богемную”. Такие группы были, есть и будут вне зависимости от блогосферы. Их можно назвать трендсетерами, то есть людьми, которые транслируют культурные инновации в более широкие массы. Я исходила из того, что именно блогосфера стала главным каналом распространения трендов. В Москве, Питере и городах-миллионниках трендсетеры так или иначе связаны с блогосферой».

Тенденция 1

От карьеризма к пофигизму

Поколение 90х чрезвычайно много работало. Планы построения карьеры вынашивались в совсем юном возрасте - об этом думали уже в десятом классе и уж тем более на первом курсе института. Любая работа оценивалась, прежде всего, с точки зрения ее перспективности для будущей карьеры, а переход с одной работы на другую - с точки зрения того, как будет выглядеть новая строчка в резюме.



Конечно, существовала масса исключений, но общий настрой был именно такой. Многие молодые люди были готовы работать по 20 часов в сутки. Впереди маячили позиции топменеджеров в ведущих корпорациях или вожделенный собственный бизнес.

Сегодняшняя молодежь к карьере равнодушна. Она не приемлет работу, которая мотивирована исключительно зарабатыванием денег и не дает возможности для самовыражения, не хочет работать в офисе, по четкому графику и вообще не готова отдавать работе большую часть своего времени.

«Люди, которые озабочены деньгами, - в основном старые поколения, пережившие нищету. Мне нравятся люди, которые зарабатывают сами в пределах доступного. Есть деньги - хорошо, нет денег - плохо, будем стараться заработать. Я из них»

Молодые люди 90х мечтали стать банкирами, юристами, коммерческими и финансовыми директорами. Профессиональный идеал молодежи 2000х - журналист, дизайнер, программист, PR-менеджер. Фрилансерство стало яркой приметой времени.

Создание собственного бизнеса - это, пожалуй, единственное, чего современные молодые люди хотят так же сильно, как их сверстники 10 лет назад. Однако если молодежь 90х стремилась всячески развивать собственное дело, чтобы в перспективе превратить его в крупное предприятие и войти в бизнес-элиту, то нынешние молодые люди не хотят тратить на это силы и время. Их вполне устраивает мелкий бизнес, который дает им финансовую независимость и возможность заниматься любимым делом по свободному графику.

Молодежь 90х бралась за любой бизнес - от торговли подгузниками до частного извоза. Современные молодые люди не готовы резко менять образ жизни и круг общения, даже если это сулит немалую прибыль. Как правило, они создают собственные небольшие предприятия в тех областях, которые им хорошо знакомы, и где не надо тратить время на налаживание соответствующих связей.

«Свободное время я посвящаю тому же, чему посвящаю и время рабочее, только это уже не заказные проекты, а для души, так сказать. То есть при его появлении, времени то есть, я либо фотографирую, либо обрабатываю уже сфотографированное, либо рисую, благо мольберт всегда под рукой, либо хожу рисовать гипсы в студию, либо читаю, либо клею что-то…; Мне крайне тяжело сидеть долго на месте…»

Основной причиной того, что «карьерный» вариант начал терять для молодежи свою привлекательность, стало осознание «границ роста». В 90е небеса казались открытыми. Десять лет спустя большинство молодых людей прекрасно понимают, что есть вполне определенный «потолок», выше которого подняться практически невозможно. «Социальный лифт», обеспечивавший быстрое вертикальное перемещение в 90х, в 2000х остановился.

Снижению привлекательности «карьерного» варианта способствовала и экономическая стабилизация. Современные молодые люди не боятся остаться без средств к существованию. Они понимают, что какую-нибудь работу смогут найти всегда. Поколение 90х стояло перед альтернативой: работа или прозябание и нищета. Для поколения 2000х характерна другая альтернатива: изнуряющая и отнимающая все силы работа для построения карьеры или спокойная, «ненапряжная» творческая работа в свое удовольствие.

Девальвация ценности карьеры в сознании молодежи косвенно связана с ростом ценности свободы. Для молодежи 90х свобода тоже имела определенную ценность, но трактовалась она очень узко - как возможность ни от кого не зависеть материально, покупать различные товары и услуги и т. д.

Молодежь 2000х понимает свободу как независимость от любых обстоятельств и как спонтанность - возможность поменять работу, место жительства, образ жизни. Для современных молодых людей свобода - одна из ключевых ценностей, а свободный стиль жизни - прямая противоположность «корпоративному рабству».

Тенденция 2

Побег из массовой культуры

С одной стороны, современные молодые люди - дети массовой культуры, и они прекрасно это осознают. С другой стороны, они всеми силами стремятся дистанцироваться от этой культуры.

Современные молодые люди четко осознают свою культурную «продвинутость», это предмет их гордости. С их точки зрения, все остальные «средние» обыватели отличаются низким уровнем образования и культуры, отсутствием интересов и увлечений, за исключением примитивного потребительства. Отношение к ним достаточно высокомерное.

Для молодежи 90х объектом постоянной иронии был так называемый совок, то есть человек очень ограниченный, консервативный, непредприимчивый. Для молодых людей 2000х объектами насмешек являются «гопники», «гламурные кисы» (девушки, смыслом жизни которых являются развлечения и потребление) и «офисный планктон» (менеджеры всех мастей, которые большую часть жизни проводят в офисе, занимаясь рутинной и неинтересной работой).

Негативное отношение к этим трем социально-культурным группам вызвано не только неприятием их образа жизни и ценностей, но и их абсолютной шаблонностью, отсутствием какой бы то ни было индивидуальности.

Образцом «серости», массовости и шаблонности считается телевидение (особенно юмористические программы, сериалы и реалитишоу). Подавляющее большинство современных молодых людей смотрит телевизор достаточно редко, да и то исключительно с целью посмеяться над «звездами» эфира.

«Современная культура. Ну, во-первых, культура конформизма и поглощения личности массой. Доступность музыки, искусства и т.д. делает ее не достоянием единиц, а уделом многих. Оттуда же идет опустошение искусства»

Жанр пародии на телепрограммы и их героев чрезвычайно популярен в молодежной среде. Например, одним из самых многочисленных блогерских сообществ является сообщество foto_zaba, участники которого с помощью графического редактора Photoshop переделывают картинки из популярных телепередач и кинофильмов. Особой «любовью» «жаберов» пользуются Евгений Петросян, Ксения Собчак и Владимир Путин.

Еще одной темой для глумления является также реклама. Переделываются логотипы, рекламные ролики, слоганы. Примером такой трансформации стал новый фирменный стиль «МТС». Количество переделок, пародий и анекдотов на тему «красных яиц» превысило тысячу.

Пародии на массовую культуру отличаются иногда крайней циничностью, но это реакция на фальшивость самой массовой культуры. В молодежной среде формируется некое смутное чувство, которое можно назвать тоской по романтизму и истинным ценностям.

Будучи часто напоказ циничными, молодые люди всеми силами стараются избегать неискренности в отношениях с близкими и друзьями. Отсюда крайне негативное отношение к «светскому» стилю общения а-ля «Дом-2», а также к рекламе, которая возвышенными словами прикрывает банальное желание продать товар или услугу.

«Сейчас в нашем мире, к сожалению, много неискренности, и очень часто люди за понятием “дружба” скрывают какие-то корыстные цели и интересы. Плюс, мне кажется, люди настолько озабочены своими проблемами, коих у всех великое множество, что порой не остается времени просто спросить друга, как у него дела»

Еще одним свидетельством «тоски по романтике» является мифологический образ советского прошлого, который сформировался у нынешних молодых людей. СССР предстает в идеализированном виде, как общество, где не было национальных конфликтов, терроризма и наркомании, где чувства были искренними, а люди - наивными и бескорыстными.

«Если вы были ребенком в 60е, 70е или 80е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня… Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас»

Тема доперестроечного периода также тесно связана с поиском собственной идентичности, поскольку ответ на вопрос «кто я?» волнует современных блогеров достаточно сильно.

Тенденция 3

Политика без политики

Отношение к политике также отражает стремление дистанцироваться от «массовости». Молодые люди просто игнорируют любые формы политической активности. Они не участвуют в выборах, поскольку, по их мнению, результат выборов ни в коей мере не зависит от их участия.

«Меня волнуют только те мировые проблемы, которые имеют непосредственное отношение ко мне, а вообще, выражение “после нас хоть потоп” довольно практично»

Любые формы политической активности - и правой, и левой - становятся объектом сатиры не менее острой, чем в случае с телевидением и эстрадой. Например, проправительственное молодежное объединение «Наши» высмеивается за приверженность к пафосным лозунгам.

Левые политические активисты национал-большевистского толка вызывают чуть больше симпатии. Готовность к самопожертвованию, реальные, а не показные страдания нацболов за идею вызывают у молодых людей уважение. Над «леваками», как правило, не глумятся, но их убежденности не разделяют. Ведь левые активисты также находятся в плену массовой культуры. Националистические движения достаточно резко отвергаются. Подавляющее большинство членов блогерского сообщества - интернационалисты. Их идеал - «граждане мира», дети разных национальных культур, которые свободно передвигаются по миру и общаются друг с другом. Националисты, и в особенности их агрессивное крыло, ассоциируются с дикостью и варварством.

Некоторые блогеры посещают различные политические мероприятия, но ходят туда главным образом для того, чтобы «получить fun», проще говоря, поразвлечься, а вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения.

Молодые люди предпочитают наблюдать за политической жизнью, отпускать едкие критические замечания, но при этом ни во что не вмешиваться. В отличие от традиционной российской и советской интеллигенции, которая наблюдала за политической жизнью с чувством трагичности, современная молодежь шутит и веселится. Выражением такого легкого отношения стали абсурдистские флэшмобы.

Флэшмоб - это коллективное действие, которое носит, как правило, нелепый, с точки зрения большинства граждан, характер. Например, может собраться несколько десятков или сотен молодых людей и начать одновременно приседать или повторять одно и то же слово.

Однажды в Новосибирске 1 мая представители различных политических партий собрались на главной площади города для проведения митингов. Туда же пришло около сотни флэшмоберов. Молодые люди стали водить огромный хоровод вокруг митингующих, держа в руках плакаты типа «Нет колонизации Марса», «Нет эксплуатации темы сибирской дикости в современном искусстве», и др. Часть плакатов была написана древнеегипетскими иероглифами.

Ни митингующие, ни милиция не знали, что делать. Организаторы первомайской демонстрации никак не могли понять - что это такое? Если движение - то, какие у него цели? Если протест - то против кого и чего?

На самом деле никаких конкретных целей у флэшмоберов не было. В целом это характерно для всего молодого поколения 2000х - отсутствие долгосрочных целей и «исследовательский» подход к собственной судьбе («жизнь сама подскажет, к каким целям надо стремиться»). Тем не менее, помимо просто желания поэпатировать публику, определенный, пусть и не всегда осознанный, протест во флэшмобах присутствует. Это протест против шаблонности, «правильности», засоренности политической и общественной жизни. Но протест именно в той неактивной ироничной форме, которая чрезвычайно характерна для «беглецов» из общества массовой культуры.

Тенденция 4

Путешественник, но не турист

Развлечения и досуг также демонстрируют горячее желание молодых людей выделиться, «не быть как все». Например, среди молодежи становятся все более популярными путешествия особого рода.

Это длительные поездки, часто с остановками на несколько месяцев в понравившемся месте. Путешественники этого типа стремятся жить так же, как живет местное население: есть ту же пищу, одеваться в ту же одежду, разговаривать на том же языке и вообще - не выглядеть в глазах местных туристами. Они находят какую-нибудь работу (или дистанционно, по интернету, продолжают заниматься тем же, чем занимались в России, например, компьютерным дизайном), снимают квартиру или комнату, заводят местных друзей.

В последние годы началось «движение к югу» - в Индию, Таиланд, Вьетнам. Поскольку жизнь в этих странах чрезвычайно дешева, молодым людям из Москвы или Петербурга не составляет особого труда скопить сумму, на которую они потом год живут в тропиках, наслаждаясь теплым климатом и беззаботным существованием. Появились такие русские путешественники и в Америке, и в Африке и даже в Австралии и Новой Зеландии.

«Мы принадлежим к последнему поколению путешественников. Мир стремительно становится одинаковым; асфальт, демократия и доллары быстро распространяются по всей поверхности планеты»

Увлечения современных молодых людей разнообразны. Важен сам факт того, что человек имеет какое-то хобби. Если в 90е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем. Считается, что люди, которые не имеют увлечений помимо работы, живут неполноценной жизнью. Представители «офисного планктона», у которых после тяжелейшего и полного стрессов дня едва хватает сил доползти до дивана и, попивая пиво, посмотреть пустыми глазами в телевизор, вызывают у современного молодого поколения резко негативные чувства.

«Хочется интересных событий. Сейчас очень хочется, например, посталкерствовать где-нибудь, полазить по вертикали, сходить в водный поход»

Современные молодые люди занимаются спортом (как правило, экстремальным), ищут заброшенные места в «городских джунглях», забираются на крыши высотных домов в поисках красивых видов (руферы), совершают прыжки с одной крыши на другую (паркур), спускаются в подземные коммуникации (диггеры), участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур (ролевики) -- перечень увлечений бесконечен.

Основные критерии при выборе хобби - его небанальность и «нераскрученность». Начало «коммерческой эксплуатации» того или иного увлечения (появление рекламы, проведение PR-акций) снижает его привлекательность в глазах молодых людей. Так произошло, например, со сноубордингом и скалолазанием. Из «продвинутых» видов спорта они достаточно быстро превратились в массовые и, выражаясь молодежным языком, «опопсели».

Тенденция 5

Отказ от престижного потребления

Для современных молодых людей не характерно престижное потребление. Молодежь 90х была помешана на статусности. Существовал четкий императив - если ты преуспеваешь, то должен одеваться от Gucci или Armani, ездить на «Мерседесе» или BMW, пить коньяк Hennessey и курить сигареты Davidoff или Parliament.

Для молодежи 2000х ценность статуса уже не является абсолютной. По крайней мере, современные молодые люди не готовы покупать товары только потому, что в глазах других они являются престижными и свидетельствуют о материальном достатке. Нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не обращает внимания на общественное мнение. Однако если десять лет назад молодые люди стремились продемонстрировать свою финансовую успешность, то сейчас - подчеркнуть индивидуальность. Костюм представителя поколения 2000х может включать в себя как дорогие марки, так и совсем дешевые, и даже небрендовые вещи - главное, чтобы получившееся сочетание было характерно для тебя.

Приход «индивидуального» потребления на смену «статусному» основательно смешал карты маркетологам. Десять лет назад молодых потребителей можно было более или менее четко структурировать в зависимости от дохода. Сегодня мы очень часто можем встретить молодых людей, которые покупают одежду одной и той же недорогой марки, курят одни и те же элитные сигареты и при этом их доход отличается в разы.

Повышенный интерес к шопингу считается в молодежной среде признаком ограниченности. Есть, правда, исключения. Например, внимание уделяется покупке компьютера и компьютерного оборудования. Тщательно выбирают вещи, связанные с хобби, например спортивное снаряжение или фотоаппараты.

Тенденция 6

Поколение скептиков

Поколение 2000х можно по праву назвать поколением скептиков. Молодые люди не верят рекламе, не доверяют средствам массовой информации, крайне скептически относятся к различным PR-кампаниям. Они прекрасно понимают, что за всеми рекламными акциями стоит сугубо прагматичное желание продать товар.

«“Битва за сознание потребителя” воспринимается как своеобразная игра: компании стремятся заполучить наше расположение и бомбардируют нас рекламой и PR-акциями - ОК, мы с интересом понаблюдаем за этими попытками»

Некоторым уважением пользуются изящные рекламные кампании, в которых при минимуме средств удается добиться максимального результата. Массированные кампании с миллионными бюджетами воспринимаются более скептически. А реклама, которая пытается открыто и примитивно обмануть потребителя (например, «банковские кредиты под 0%»), вызывает резкое отторжение. Причем «экспертное» отношение к рекламе характерно не только для профессионалов, но и для тех молодых людей, которые не имеют к рекламе и PR никакого отношения.

И все-таки, несмотря на горячее желание дистанцироваться от массовой культуры, современные молодые люди во многом остаются «детьми общества потребления». Они физически не могут обходиться без дюжины-другой предметов личной гигиены, без качественных продуктов, без суши, одноразовой посуды и массы других прелестей цивилизации.

Что будет с нашим поколением дальше? Наверное, после 30 лет подавляющее большинство блогеров интегрируются в различные профессиональные сообщества, вступят в брак, заведут детей. Высокий уровень образования и наличие разнообразных социальных связей обеспечат им достаточно высокое положение в обществе. Впрочем, о будущем большинство обитателей пространства ЖЖ предпочитают не думать. Это слишком скучно.

Заключение

«О будущем стараюсь не думать, т.е. о таком глобальном будущем… Как-то приятней жить сегодня. Для меня будущее - это сегодня среда, завтра четверг, и это уже будущее. Я живу сегодняшним днем, часом, минутой. Поэтому почти все, что чуть дальше, - это будущее для меня, не гонюсь за ним, ну т. е. нет у меня никакого желания “перемотать” время вперед. В будущем находится старость, а я молода, здорова, энергична (как говорят, недурна собой), я боюсь стареть»

Исполнитель: студентка 5курса

заочного Ф. Т. Ж. 03-21з

Руководитель: Александрова Н.А.

Источники

1. Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1997.

2. Фохт--Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. СП. 2001.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999

  • Сформировать представление о молодежи как социальной группе, определить социальные роли молодых людей. Показать, как изменяется жизнь в период гражданского совершеннолетия, роль образования в получении профессии, проанализировать сложности трудоустройства молодых специалистов. Показать роль молодежной культуры в становлении личности.
  • Формировать навыки анализа информации по заданным вопросам. Умение обсуждать проблему и общаться в группах по заданной теме. Интерактивное обучение при решении проблемных задач и ситуаций.
  • Создание психологических предпосылок для ответственного отношения к формированию личности, успешной в современной жизни. На основе технологии сотрудничества – формирование коммуникативных компетенций, повышение уровня социализации. Создание ситуации успеха для всех учащихся группы с целью повышения познавательного интереса к предмету.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: Урок-мастерская.

Методы обучения: Технология интерактивного обучения, создание мини-проектов (кластеров), технология сотрудничества, метод решения проблемных задач, эвристическая беседа, элементы коллективной дискуссии.

Оборудование:

  • Источники права – тексты Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ.
  • Тетради с лекционным материалом.
  • Материалы сочинений учащихся на тему “Что значит быть молодым”.
  • Для работы в малых группах и создания кластеров – листы ватмана, фломастеры, цветные карандаши, магниты для презентации работ.
  • Для работы в малых группах – кейсы с заданиями по каждому пункту плана урока.
  • Доска: тема урока, афоризмы знаменитых людей, портреты И. Канта, Ж-Ж. Руссо.
  • Фотогалерея “Я-молодой”.
  • Учебник Л.Н. Боголюбова “Обществознание”, 11 класс.
  • Материалы для рефлексии.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация на успех.
  2. Определение целей и задач урока.
  3. Нацеливание на результат. Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.
  4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах
  5. Выполнение проектов, презентация.
  6. Подведение итогов, оценивание.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1. Орг. момент. Мотивация на успех. Здоровается, предлагает сесть. Приветствуют.
Это стихотворение о главной ценности человечества – о жизни. А в чем смысл стихотворения?

Выслушивает ответы, подводит итог.

Действительно, жизнь – коротка. Состоит она из маленьких мгновений. И нужно многое успеть. Сегодня я предлагаю вам успеть проявить себя, многое узнать и многое рассказать, ведь у каждого из вас за плечами свой собственный, личный опыт. Успехов и отличных оценок!

Думают, совещаются, отвечают.
2. Определение целей и задач урока. Предлагает открыть тетради, записать число и тему урока.

Предлагает учащимся определить цели урока. Для этого зачитывает текст задачи:

Открывают тетради, записывают число, тему урока.
"Годы юности – самые трудные годы", – еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант.

Как вы думаете, почему он так сказал? Что волнует современного юношу или девушку, какие вопросы ставят перед собой молодые люди сегодня – ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе находить на уроке. Но нам важно конкретно понимать, что мы хотим узнать.

Думают, высказывают свое мнение.
Попытайтесь сформулировать вопросы, которые волнуют именно вас сегодня.

Задание: в течение 2-х минут определить вопросы, которые мы будем обсуждать. Задание выполнять в интерактивном режиме: обсуди с соседом.

Обсуждают, озвучивают.
На доске записать формулировки основных вопросов.
  1. Молодежь как социальная группа.
  2. Социализация. Социальные роли.
  3. Гражданское совершеннолетие.
  4. Образование, профессиональная подготовка. Трудовая деятельность.
Записывают план в тетради.
Молодежная культура.

Каждый вопрос требует ответа. Сегодня мы будем искать и находить ответы на эти вопросы: рассказывать и слушать, решать задачи и просить совета друг у друга.

Слушают. Определяют рабочие “двойки”, получают материал для создания кластера.
3. Нацеливание на результат.

Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.

Алгоритм деятельности:

На каждом этапе урока вы будете получать задания и выполнять их. Работать будете в парах, но если что-то вызовет затруднения, то вы можете обратиться с вопросом к любому человеку в аудитории. В результате деятельности вы создадите свой собственный образ современного молодого человека.

Смотрят, слушают.
4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах. 1.

Вызывается учащаяся, которая перед зеркаломпроизносит с разной интонацией “Ах, какая я красивая?.”

Высказывают предположения.
Преподаватель: Как вы думаете, о чем хотела сказать нам Катя? Слушают.
Преподаватель : Чтобы понять, послушайте притчу. Приложение № 6.3. Конечно, во многом боги оказались правы. Но молодость-это пора, когда человек осознанно начинает познавать себя. Выполняют задания, возможно – начинают заполнять кластер.

Отвечают.

Первый вопрос: Молодежь как социальная группа.

(Приложение 1).

Обсуждение.

Слушают, вспоминают сказку, отвечают на вопрос.
2.

Преподаватель: Все вы помните сказку, в которой есть такие строки:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица,

“То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.

? Кого выбрал царь? Почему? Возможно, две первые сестры не совсем верно определили свои социальные роли?

Отвечают.

Участвуют в обсуждении.

Второй вопрос: Социализация. Социальные роли.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 2).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Слушают. Смотрят на портрет И. Канта.

Отвечают.

3.

Преподаватель: Иммануил Кант писал: “Две вещи волнуют и поражают меня больше всего на свете: звездное небо над головой и нравственный закон в человеке, делающий его свободным”.

Почему можно найти оправдания за свои поступки перед другими людьми, но не перед собой?

В жизни молодого человека наступает очень важный период, когда ему исполняется 18 лет. Он называется: гражданское совершеннолетие.

Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Третий вопрос: гражданское совершеннолетие.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 3).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Участвуют в обсуждении.
4.

Преподаватель: Христианская традиция донесла до наших дней притчу о подвижнике 3-4 вв., основателе монашества Антонии Великом. Он вопросил: “Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?” Ответ был прост: “Антоний! Себе внимай!”

Слушают.
Преподаватель: Возможно, ответ на эти вопросы вы найдете, анализируя материалы по теме: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность. Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Четвертый вопрос: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность.

(Приложение 4).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Участвуют в обсуждении.
5.

Преподаватель: В 1750 году Дижонская академия объявила конкурс на лучшее сочинение на тему “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”. Премию получил никому ещё тогда неизвестный служащий Жан-Жак Руссо. Он писал: “Детей учат словами, а надо учить делами, поступками: быть терпимым, любящим, бескорыстным и счастливым от того, что твои потребности не превосходят твои возможности.

От рождения до 12 лет предлагал заботиться о развитии тела и органов чувств, больше тренировать чувства, потому что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными. Надо учить видеть, учить слышать окружающую природу.

С 12 до 15 лет надо развивать у детей интеллект, учить физику, геометрию, астрономию, но только на примере непосредственных явлений природы. Например, наблюдая звездное небо. С 15 до 20 – развивать нравственные чувства: любовь к ближнему, необходимость разделять их страдания и т.д.

Слушают.
Поскольку природа всегда честна, и в человеческом сердце от рождения нет испорченности, то естественное воспитание детей способно, считал Руссо, решить все социальные проблемы. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов – вот, с его точки зрения, основа настоящего воспитания”. Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.
Преподаватель : В современном мире в воспитании человека важную роль играет культура. Отвечают.

Участвуют в обсуждении.

Пятый вопрос: Молодежная культура.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 5).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Начинают выполнять задание. Работают в группах.
5.Выполнение проектов, презентация Вывешивают свои кластеры, представление проектов.
6.Подведение итогов. Оценивание. Преподаватель : Сейчас, после того, как мы ответили на все поставленные вопросы, ваша задача – в рабочих группах создать свой проект “Современный образ молодого человека”. Регламент – 5-7 минут.

Преподаватель: прошу представить результаты. Преподаватель: Расскажите, что вы сегодня узнали, о чем задумались?

Каждый сегодня на уроке не был зрителем, все вы принимали участие в нем. Предлагаю цветными жетонами: выставить себе оценку, показать свое настроение, высказать пожелание. Жетоны прикрепить на свои проекты.

Выбирают жетоны, прикрепляют к своим проектам.
7. Домашнее задание. Записывают домашнее задание.
8. Рефлексия. Оценивание:

“5” – красный жетон;
“4” – желтый жетон;
“3” – синий жетон.

Рефлексия учащихся.
Преподаватель :

Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что значит быть молодым”. Преподаватель :

Твори добро –
Нет большей радости,
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой,
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

– На этом урок окончен. Спасибо за урок!

Список использованной литературы

  1. Блохина Е.В., Уколова А.М.
Методические рекомендации. Активизация познавательной деятельности учащихся: от понятия до способов реализации. – Изд. 2-е, испр. и доп. / ИПКи ПРО Курганской области. – Курган, 2004. – 78 с.
  • Введенский В.Н.
  • Профессиональная компетентность педагога: Пособие для учителя.: СПб: филиал изд-ва “Просвещение” , 2004. – 159 с.
  • Гостев А.Г., Киприянова Е.В.
  • Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения. – Екатеринбург, 2008. – 290 с.
  • Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. – Москва – Тюмень, 1994. – 287 с.
  • Селевко Г.К.
  • Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  • Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2004. – 128 с.
  • Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

    1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.

    2. Молодежь - основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.

    3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

    Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.

    К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения .

    Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.

    По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве - 44, в машиностроении - 40, в легкой промышленности - более 50% .

    В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:

    Возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;

    Ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;

    Увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.

    Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований.

    Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.

    Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.

    По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития.

    Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на т о, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой - оказываются его жертвами" .

    Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы - органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых

    поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.

    Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям.

    Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой - все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.

    Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).

    РЕЗЮМЕ

    1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь - это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".

    Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17].

    С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты.

    Во-первых, - пишет он , - это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы.

    Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных.

    В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией.

    В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации.

    2. Вопрос о возрастных рамках молодежи - это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие

    молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.

    Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом.

    3. Молодость - это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом - преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом - преобразователем общественных отношений. "История, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" }