Сравнительный анализ произведений тютчева предопределение и некрасова я не люблю иронии твоей. Целостный анализ поэтического текста

Кроме социально направленной поэзии, в душе Н. А. Некрасова всегда было место чувствам личного порядка. Он любил и был любим. Это отразилось в группе стихотворений, которые принято называть «панаевским циклом». Примером станет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…». Анализ будет дан ниже, а пока кратко познакомимся с его лирической героиней.

Авдотья Панаева

Прелестная умная женщина, которую родители торопливо выдали замуж, потому что девушка всей душой стремилась к эмансипации. Она подражала стремилась надеть мужскую одежду и - о, ужас! - подрисовала себе усы! Замуж выдали за журналиста Ивана Панаева, который не отличался верностью и не стеснял свободы супруги.

У них в салоне собиралось блестящее литературное общество, и все до единого были влюблены в красавицу и умницу Авдотью Яковлевну. Но она ответила, далеко не сразу, только на безумные, сумасшедшие чувства Николая Алексеевича, который, не умея плавать, топился на ее глазах в Фонтанке. Так началось большое чувство, которое длилось около двадцати лет. Но на свете кончается все. И когда чувства стали остывать, то Николай Алексеевич написал: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения будет проведен по плану.

История создания

Предположительно оно было написано уже через пять лет после начала близких отношений в 1850 году, а опубликовано в «Современнике» в 1855 году. Что могло послужить охлаждению столь бурных чувств? Ведь сама А. Я. Панаева писала о них стихотворения. Попытаемся поразмышлять над строками Николая Алексеевича «Я не люблю иронии твоей…», анализ которых входит в нашу задачу.

Жанр стихотворения

Это интимная лирика большого гражданского поэта.

Произведение рассказывает о зародившихся чувствах в прошедшем времени, об их состоянии и неизбежной развязке и предполагаемом разрыве в настоящем времени. Видимо, их отношения стали привычными и однообразными и не давали такую обильную пищу для вдохновения, как гражданская поэзия. Потому в отношениях стала появляться со стороны Авдотьи Яковлевны ирония, которая только усугубляла холодность со стороны Некрасова. Так появилось стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», анализ которого мы начинаем. Но поэту надо отдать должное, он прямо и деликатно говорил своей избраннице, что именно в ее поведении ему не нравилось, ничего не скрывая.

Темой стало возникновение любви, ее постепенное умирание и полное охлаждение.

Главная мысль - любовь надо трепетно беречь, поскольку это чувство редкое и дается не каждому.

Композиция

Н.А. Некрасов разделил на три строфы «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения мы, естественно, начнем с первой.

Лирический герой обращается прямо и просто к близкой женщине и просит прекратить в разговорах с ним иронизировать. Видимо, острая на язычок Авдотья Яковлевна не могла сдержаться, когда ей что-то было не по душе, когда она в чем-то усматривала неуважительное или невнимательное к себе отношение. По мнению лирического героя, ирония должна принадлежать только тем, кто пережил свои влечения или никогда не встречался с ними. А в них обоих, так горячо любивших, еще остались язычки пламени любви, и они греют душу. Им рано предаваться иронии: надо бережно хранить то, что они имеют на сегодняшний день.

Во второй строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов (анализ мы сейчас проводим) показывает поведение своей любимой женщины. Она еще стремится продлить их свидания «застенчиво и нежно».

Она, очень женственная, по-прежнему ему предана сердцем и не может жить без этих встреч. А он? Он полон страсти. Лирический герой все еще горяч и пылок, в нем мятежно кипят «ревнивые мечты». Поэтому он просит не иронизировать и не ускорять развязку. Все равно она неизбежно к ним придет, но пусть дольше сохранятся красивые отношения.

Третья строфа совсем печальна. Поэт не скрывает ни от себя, ни от любимой, что их расставанье уже придет скоро. Их страсти кипят все сильней. Они полны последней жаждой любви, но «в сердце тайный холод и тоска». Лирический герой с горечью констатирует этот факт. Но от него никуда не спрячешься. Потому и не стоит иронией уничтожать былую прекрасную и томительную, нежную страсть.

Ирония, которая изначально содержит в себе насмешку, оскорбляет лирического героя, поэтому он и говорит: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения показывает скрытый контекст высказываний Авдотьи Яковлевны и прямые искренние слова лирического героя. Он призывает свою даму сердца не демонстрировать по поводу и без повода свою негативную позицию, а выражать ему сочувствие и понимание.

Анализ стиха «Я не люблю иронии твоей…»

Стихотворение написано пятистопным ямбом, но пропусков ударений (пиррихиев) очень много. Ими передается читателю волнение поэта. Например, с пиррихия начинается первая строка в первой строфе, им же она и заканчивается, при этом подчеркивается восклицательным знаком.

Каждая строфа состоит из пяти строчек, но рифмы в каждой строфе разные. Поэт использует кольцевую (первая строфа), перекрестную (вторая строфа), смешанную (третья). Внутреннее смятение лирического героя проявляется этим способом в полной мере.

Стихотворение построено на контрастах. В нем противопоставляется холодное и горячее, кипение и оледенение. Метафорически любовь сравнивается с бурлящим потоком реки, «но холодней бушующие волны…».

После этих заключительных строчек стоит многозначительное многоточие. Река бурлит, но все равно замерзнет, и холод скует их обоих, «горячо любивших». Прежним кипящим нежностью и страстью отношениям метафорически противопоставлен «тайный холод и тоска».

Эпитеты имеют негативную окраску: неизбежная развязка, ревнивые тревоги, последняя жажда. Другие, напротив, окрашены положительно: чувства «мятежно» кипят, возлюбленная ждет свидания «застенчиво и нежно».

Эпилог

Некрасов и Панаева расстались. Потом умер ее муж, затем она жила одна, а после этого счастливо вышла замуж и родила ребенка. Однако поэт любил Панаеву и, несмотря на свою женитьбу, посвящал ей свои стихи («Три элегии») и упомянул в завещании.

Тема любви является традиционной в русской литературе. Н. А. Некрасов тоже не мог пройти мимо нее и облачил свои переживания в веский и прямолинейный некрасовский слог. Читатель может заметить, насколько реалистична любовь у поэта, например, в стихотворении «Я не люблю иронии твоей…».

Писатель работал над стихотворением в 1850 году, в разгар романа с замужней женщиной Авдотьей Панаевой. Вот, кому посвящено произведение. С ней он жил в гражданском браке 16 лет, причем сожительствовал с ней и ее мужем в одной квартире. Влюбленных в тот период постигло страшное испытание: умер их сын. С того мгновения скандалы и ссоры участились, а сам Некрасов стал ревновать женщину даже к ее законному супругу. Не удивительно, ведь Авдотья была красавицей, известной на всю столицу. Даже Ф. М. Достоевский был влюблен в нее, но не получил взаимности.

Уже в 1855 году стихотворение «Я не люблю иронии твоей» было опубликовано в журнале «Современник», а также вошло в поэтический сборник за 1856 год.

Жанр и направление

Жанр стихотворения — послание, так как это одно из произведений, вошедших в «панаевский цикл» и обращенных к А. Панаевой.

Стихотворение относится к любовной лирике. Здесь присутствует неестественный для Некрасова ритм, и нетипичная рифмовка. Размер — пятистопный ямб. Но также можно заметить пиррихий. Как раз из-за него теряется ритм, и сбивается дыхание.

Рифму Некрасов также составил необычную. Везде разная рифмовка: если первая строфа имеет кольцевую, то вторая переходит уже в перекрестную, третья перекрестную совместно со смежной рифмовкой.

Образы и символы

Автор рассказывает о формировании любовных отношений, и отчасти пишет о своей жизни: взаимоотношения Некрасова и Панаевой были неуравновешенными. У них то кипели страсти, то они переживали временное охлаждение друг к другу. Поэтому лирический герой – это эмоциональная натура с ревнивыми тревогами, это темпераментный и честный мужчина, который признает неизбежность – разлуку. Любовь его горит последним румянцем осени, впереди разрыв, но последние лучи угасающего влечения он хочет разделить с любимой, не торопя мрачную развязку.

Его избранница тоже переживает разлуку, и поэтому лирический герой волнуется еще и за состояние своей любимой. Она вкладывает свое разочарование в иронию – то есть насмехается над тем, что было раньше свято. Так она скрывает свою тоску, боль от грядущей потери, которую она уже осознает. Но ледяной усмешкой дама тушит те искры счастья, что еще остались в их встречах, и лирический герой призывает ее не делать этого. Нужно уметь насладиться любовью до конца. Женщина все еще любит его, ведь она продлевает свидания и дарит нежность ревнивому, не идеальному, но все же близкому и желанному мужчине.

Символ осени – знак увядания и прощания с любовью. Вода холодеет, и лишь последние брызги сохраняют видимость жизни. Так и любовь проходит, а ее заключительные конвульсии – это попытка забыться, согреть и вдохнуть жизнь в увядающее чувство.

Темы и настроение

  • Тема любви – основная тема стихотворения. Кульминация чувства уже пройдена. Перед влюбленными впереди маячит расставание, но последние проблески счастья должны согреть их, ведь совместный путь еще не пройден. Поэт пытается донести до читателя всю подлинность романтических взаимоотношений между людьми: как между ними вспыхивает искра, как им иногда бывает непросто, а так же, как эта искра может погаснуть.
  • Тема ревности . Автор считает, что наглядным проявлением мужской страсти является ревность. Сам Некрасов умудрялся проявлять эту эмоцию, даже когда являлся любовником замужней женщины. Поэтому не удивительно, что он воспел свое же проявление любви.
  • Тема тоски . Сердца пресытившихся людей полны скуки и холодности, их ощущение от жизни, где утрачены иллюзии новизны, можно емко охарактеризовать словом «тоска».
  • Настроение у стихотворения можно назвать осенним, ведь его герои явно провожают любовь, отдавая ей последние почести. Читатель ощущает легкую усталость, ностальгию и невольно погружается в свои проводы страсти, применяя слова из стихотворения к себе.

Основная идея

Поэт рассказывает о реальности жизни, где чувствам, даже самым возвышенным, приходит конец. Главная мысль его послания состоит в том, что уходить надо достойно, без негатива. Человек должен уметь относиться к другому не только с любовью, но и с уважением. Последняя нежность, последняя страсть не менее сладки, чем первые поцелуи, просто необходимо распробовать их. Не стоит спешить уйти, если еще можно остаться.

Произведение «Я не люблю иронии твоей» повествует о развязке отношений, которая близка, и поэтому героям так важно насладиться последним блаженством и побыть вдвоем. Смысл в том, чтобы не упускать последний вдох умирающего влечения, испить чашу до дна. Некрасов делится частичкой своего личного опыта, ведь со своей избранницей он расстался после смерти ее законного супруга.

Средства художественной выразительности

У Некрасова лирический герой на протяжении всего стихотворения проживает различные эмоции. Благодаря восклицательным знакам, обращениям, сравнениям, автор не дает ему сбросить напряжение.

Основная роль в передаче эмоций досталась эпитетам. Благодаря им люди не только могут прочувствовать состояние лирического героя, но и узнать, каковы были взаимоотношения персонажей: «ревнивые тревоги и мечты», «последняя жажда», «развязка неизбежная», «тайный холод»; «горячо любившим», «желаешь застенчиво», «кипят мятежно». Стоит отметить, что приведенные эпитеты как бы идут в противовес друг другу, одни отрицательные, вторые положительные.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” является частью “панаевского цикла”. Это любовное послание Некрасова к любимой женщине, с которой он в какой-то момент сильно поссорился. Краткий анализ “Я не люблю иронии твоей” по плану может стать частью урока литературы в 9 классе и помочь школьника лучше понять поэта как личность.

Краткий анализ

История создания – стихотворение “Я не люблю иронии твоей” создано в 1850 году (предположительно), а напечатано только пять лет спустя, в 1855-м в “Современнике”. Еще через год (в 1856-м) Некрасов включил его в поэтический сборник.

Тема стихотворения – угасание и охлаждение чувств как закономерный этап развития отношений между влюбленными.

Композиция – каждая строфа является частью описания печальной ситуации в отношениях, действие развивается последовательно.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – ямб и пиррихий, в каждой строфе используется своя рифмовка.

Метафоры – “горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.

Эпитеты “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.

Сравнение

История создания

Отношения Некрасова с Авдотьей Панаевой никогда не были легкими. Фактически пара жила гражданским браком с согласия мужа женщины, легкомысленного ловеласа Ивана Панаева. Роман между ними начался с 1846 году, а стихотворение “Я не люблю иронии твоей” написано в 1850 году – они будут вместе еще шестнадцать лет, но предчувствие конца уже тогда охватило Некрасова.

Впервые это стихотворение увидело свет в 1855 году – оно вышло в журнале “Современник”, которым поэт владел совместно с Иваном Панаевым. В 1856 году Некрасов выпустил поэтический сборник, в который было включено и это произведение.

Оно полностью отражает сущность неровных отношений влюбленных: несмотря на взаимное чувство, связь вне брака сильно тяготила их, а непростой характер Авдотьи становился катализатором для частых ссор. Одну из таких ситуаций Некрасов и описывает в стихотворной форме – отношения они всегда выясняли бурно, да и временные охлаждения отношений случались, но именно этот момент показал поэту, что их любовь когда-то закончится.

Тема

Главная тема стиха – ссора между влюбленными, когда их отношения развились до той стадии, что чувства постепенно начинают угасать, наступает охлаждение некогда кипящей страсти.

При этом Некрасов высказывает мысль о том, что только любовь может подарить человеку настоящий вкус к жизни, поэтому ее необходимо беречь и делать это особенно тщательно, когда появляются первые признаки угасания. Лирический герой высказывает эту мысль, обращаясь к своей возлюбленной, которая, очевидно, высказала в его адрес какое-то обидное замечание.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых высказывается своя мысль, но все они являются частью последовательно раскрывающейся идеи.

Так, в первой строфе лирический герой признает, что во взаимном чувстве уже нет прежнего огня, но он считает, что это не повод иронизировать, ведь любовь еще жива, а значит, ее можно сохранить.

Во второй строфе эта мысль развивается – и мужчина, и женщина хотят быть вместе, однако оба уже понимают, что неизбежной развязкой их истории станет угасание отношений.

Третья строфа показывает, что лирический герой перестал считать, что отношения все же могут быть продлены, он понимает, что конфликты и скандалы – это неизбежные знаки того, что холод разрыва уже совсем близко.

Жанр

Это произведение относится к жанру интимной лирики. Оно входит в то, что литературоведы называют “панаевским циклом”, в котором Некрасов обращается к теме чувств.

Кроме того, Некрасов применяет необычный и новаторский для своего времени прием в ритмическом рисунке стиха. Несмотря на то, что произведение написано ямбом, он очень часто срывается на пиррихий, что делает ритм похожим на дыхание взволнованного человека – рваным и неравномерным.

Эффект усиливается за счет рифмовки – кольцевая сменяется перекрестной, а в последней строфе перекрестная смешана со смежной. Такая неупорядоченность полностью отражает внутренний мятеж лирического героя.

Средства выразительности

Для того, чтобы передать чувства лирического героя, поэт использует разнообразные выразительные средства:

  • Метафоры – “ горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.
  • Эпитеты – “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.
  • Сравнение – чувства перед расставанием подобны осенней реке: самые бурные воды текут перед тем, как она замерзнет.

Курганова Александра,

ученицы 10 Б класса МАОУ СОШ №14

Учитель: Миронова Елена Владимировна.

Целостный анализ поэтического текста.

Н.А.Некрасов. Я не люблю иронии твоей.

Н.Некрасов известен нам прежде всего как социальный поэт. Я раньше не знала его произведений о любви. Но, прочитав это стихотворение, я поняла, насколько для него было важно это чувство.

Тема стихотворения – любовь, точнее, жизнь любви, приближающийся конец любви. И это чувство противится концу, страшится его. Страсть плечом к плечу с холодностью, вера в вечную любовь рука об руку с отчаяньем. Недаром чувство, живущее пока еще в героях, сравнивается Н.Некрасовым с осенью. Издавна это время года считалось символом отмирания всего живого. Она есть предзимнее, то есть предсмертное время. Осенью любовь, как и река, бурлит сильнее. Она старается «добурлить» - «долюбить», дабы не упустить отведенной время.

Композиционно все стихотворение можно разделить на 2 части: первые две строфы и последнее четверостишие. В первой части видны порывы чувств, надежда на счастливый финал («еще остаток чувства сохранившим», «пока еще» ), но уже заметны нотки отчаянья и безысходности (любившим, сохранившим – прошедшее время, «развязки неизбежной» ). Используются восклицания как символ мольбы не торопить события.

Во второй части положение более спокойное: лирический герой понимает, что чувства еще есть, но ничего уже не изменить («и без того она недалека», «тайный холод и тоска» ). Восклицания сменились многоточием, умолчанием, передающим отчаяние и бессилие перед неизбежным.

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим…

Н.Некрасов подразумевает под этими словами людей уже не любящих и нелюбивших. И, кажется, даже сочувствует им, ведь он–то пока рад тому, что есть еще желание встреч. («Свидание продлить желаешь ты »), что есть еще ревность, мечты, страх потери. Есть, но…, увы, все это не вечно.

Печаль, грусть от безысходности, неизбежности конца одолевает лирического героя. Все стихотворение пронизано тоской, но тоской светлой. Светлой от того, что любовь была. И ключевое здесь не «была», а «любовь».

В стихотворении используется прием звукописи для выделения особого значения слова жизнь. Ж – жизнь, и мы встречаем этот звук везде: отжившим, не жившим, любившим, нежно, желаешь, мятежно и неизбежно . Автор говорит о неизбежном конце чувств, но просит любимую не торопить развязку, насладиться этим бурлением, пусть холодным, мятежом чувств, продолжающим жить.

Проводя параллель с другими поэтами, невольно вспоминаю Лермонтова. Его, возможно, не самое известное, но мое любимое стихотворение о жизни, о мечтах человека («Что толку напрасно и вечно мечтать?» ) и о любви («Любить – но кого же? – на время не стоит труда. А вечно любить невозможно!» ) У этих поэтов одно понимание продолжительности любви. Прошедшее время, слова «невозможно», «невечно», «неизбежно» дают понять читателю: они не верят в вечность любви. Однако Лермонтов не борец. Нет в нем порыва сохранить, хоть и на время, чувство, любить, хоть и недолго. Некрасов же стремится долюбить из последних сил. Я бы назвала то время, которое описывает Н.А.Некрасов «осенью любви».

Стихотворение совсем небольшое по размеру, но по глубине его, по объему, по переживаниям, что вложены в него, безусловно, оно огромно, велико!

«Я не люблю иронии твоей» Некрасов

«Я не люблю иронии твоей» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей » написано Некрасовым предположительно в 1850 г., напечатано в журнале «Современник» № 11 за 1855 г. Оно включено в сборник стихотворений 1856 г.

Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был влюблён Некрасов. Их роман, начавшийся в 1846 г. и длившийся почти два десятка лет, так и не закончился законным браком. В этом смысле стихотворение «Я не люблю иронии твоей» пророческое.

Авдотья Панаева была женой друга Некрасова Ивана Панаева, с которым они вместе возрождали «Современник». С 1847 г. троица жила вместе, Некрасов с согласия ветреного Ивана стал гражданским мужем Панаевой. Оба тяготились этой связью, хоть и любили друг друга.

Отношения Некрасова и Панаевой были неровными. Случались бурные выяснения отношений, временное охлаждение друг к другу. Об этом стихотворение.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» относится к интимной лирике и входит в так называемый «панаевский цикл». Оно повествует о развитии любовных отношений, реалистично объясняя внутренние причины внешних изменений в общении.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения - развитие любовных отношений, угасание и охлаждение чувства.

Основная мысль: только любовь - это настоящая жизнь, поэтому любовь нужно беречь, нужно заботиться о её сохранении, заметив первые признаки угасания.

Стихотворение - это обращение к возлюбленной. Поводом к обращению стала насмешка, ирония возлюбленной по отношению к лирическому герою.

В первой строфе лирический герой признаёт, что чувства его угасают, что некогда горячая любовь только теплится в сердце. Ирония, с точки зрения лирического героя, свойственна «отжившим и не жившим», то есть тем, кто не любил вовсе или уже не любит.

Во второй строфе лирический герой описывает нынешнее состояние отношений: женщина застенчиво и нежно желает продлить свидание, в сердце лирического героя «кипят ревнивые тревоги и мечты». Но любовь угасает, что передаётся словами «пока ещё». Последняя строчка второй строфы называет угасание любви неизбежной развязкой.

В последней строфе лирический герой уже не питает иллюзий, не надеется на продолжение отношений, к чему призывает в первых двух строфах, используя восклицательные предложения. Скандалы и конфликты - признак завершения отношений, когда в сердце уже «тайный холод и тоска».

Тропы и образы

Стихотворение строится на противопоставлении холодного и горячего, кипения и оледенения. Любовь подобна кипящему бурному потоку, что описывается с помощью метафор: горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой . Чувству противопоставлены тайный холод и тоска сердца (метафора равнодушия).

Чувства, предшествующие охлаждению, Некрасов сравнивает с рекой, которая осенью сильнее бурлит, хотя становится холоднее. Таким образом, сила чувств (бурность) не равнозначна для лирического героя их качеству (теплоте или холодности). Река побурлит и замёрзнет, так же и любовь.

Стихотворение имеет законченную мысль и без последних двух строчек, перед которыми стоит многоточие. Сравнение чувств с бурной рекой - тот последний аргумент, который лирический герой приводит, чтобы добиться понимания возлюбленной.

Большое значение в стихотворении имеют эпитеты. Все они негативно окрашены: ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод . Им противопоставлены наречные эпитеты с положительной окраской: горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно . Действия героев лирический герой воспринимает как проявление любви, но состояния (тревога, жажда, развязка ) считает лишёнными желанного чувства. Так идея стихотворения работает на языковом уровне.

Размер и рифмовка

В стихотворении необычна и ритмическая организация, и рифмовка. Размер определяется как пятистопный ямб, но пиррихиев так много, что ритм сбивается, как у человека, который от волнения не может выровнять дыхание. Этому эффекту способствует укороченная последняя строчка в первой строфе.

Каждая строфа состоит из 5 строчек, рифмовка в каждой строфе разная. В первой строфе она кольцевая, во второй - перекрёстная, в третьей перекрёстная чередуется со смежной. Эта неупорядоченность соответствует внутреннему мятежу лирического героя. Мужская рифма чередуется с женской тоже неупорядоченно благодаря разной рифмовке.