Шестидневная рабочая неделя в ссср была отменена. Рабочее время в ссср

Кто из читателей слышал от предков (а не прочитал в книжке), что до 1940 года была рабочая шестидневка с фиксированными по числам днями отдыха, приходящимися на разные дни семидневной недели? Мало кто. А ведь в 1940 году это знал каждый. Эта статья о том, что все позабыли: о регулировании рабочего времени в СССР…

При проклятом царизме

Царская регуляция рабочего времени относилась, при некоторых исключениях, лишь к промышленным рабочим (и то так называем цензовым, то есть с исключением мельчайших предприятий) и горнорабочим.

Рабочий день был ограничен 11.5 часами, предполагалась стандартная семидневная рабочая неделя с одним днем отдыха в воскресенье, при этом перед воскресеньями и праздниками предусматривался 10–часовой рабочий день (так называемые канунные дни).

Праздников, приходящихся на любой день недели, было 13, кроме того, еще 4 праздника всегда приходились на будние дни. Оплачиваемый отпуск не предусматривался. Таким образом, на средний невисоскосный год приходилось 52.14 воскресенья, 4 праздника, всегда приходящихся на будни, и еще 11.14 праздничных дня, попавших не на воскресенье, итого в году получалось 297.7 рабочих дней.


Из них 52.14 были субботними, а еще 7.42 создавались подвижными праздниками, не прилипшими к воскресенью. Итого, 59.6 рабочих дней было короткими, и 238.1 длинными, что дает нам 3334 нормативных рабочих часа в году.

На самом деле, в промышленности работать так много никто уже не был согласен, да и фабриканты понимали, что люди будут трудиться эффективнее, если предоставить им больше времени для отдыха.

В среднем в началу Первой мировой войны на заводах работали 275–279 дней в году, по 10–10.5 часов (различные исследования давали разные результаты), что дает нам приблизительно 2750 2930 часов в год.

Временное правительство. Ранняя Советская власть: военный коммунизм и НЭП

Временное правительство с мая 1917 года попало в руки социалистов, десятилетиями обещавшими трудящимся восьмичасовку. Социалисты не изменили свой курс, то есть продолжали обещать восьмичасовку в неопределенном будущем, которое (для Временного правительства и эсеров) так и не наступило.

Всё это имело мало значения, ибо промышленность разваливалась, а рабочие обнаглели и не слушались начальства; к концу лета 1917 года по факту никто не работал более 5–6 часов в день (ну а выработка была такая, как если бы работали 3–4 часа).

Уже 29 октября 1917 года большевики выполнили один из главных пунктов своей дореволюционной программы — особым декретом провозгласили восьмичасовой рабочий день, то есть получилась семидневная неделя с одним выходным днем и с восьмичасовым рабочим днем. Кодекс законов о труде 1918 года еще более расширил эти положения.

Был введен месячный оплачиваемый отпуск; а между окончанием рабочего дня в субботу и началом в понедельник должно было быть 42 часа, что при односменной работе с обеденным перерывом давало пятичасовой рабочий день в субботу; перед праздниками рабочий день сокращался до 6 часов.

Количество праздников уменьшилось до 6, все на твердую дату, это были знакомые нам Новый год, 1 мая (день Интернационала) и 7 ноября (день Пролетарской революции) и совсем незнакомые: 22 января (день 9 января 1905 года (sic!)), 12 марта (день низвержения самодержавия), 18 марта (день Парижской Коммуны).

При методике расчета, показанной выше, в средний год, с учетом отпуска и сокращенных дней, выходило 2112 часов, на 37% меньше, чем по царскому Уставу о промышленности, на 25% меньше, чем в царской России работали реально. Это был большой прорыв, если бы не одно неприятное обстоятельство: реальная промышленность не работала вообще, работяги разбегались из городов и помирали с голоду. На фоне таких событий писать в законе можно было что угодно, только бы немножко порадовать опорный класс.

Так как народ той эпохи был еще сильно привержен религиозным праздникам, но упоминать это в законе большевикам было неприятно, их переименовали в особые дни отдыха , каковых полагалось 6 в году. Дни назначались на любые даты по усмотрению местных властей; если эти дни оказывались религиозными праздниками (что неизменно и происходило в действительности), то их не оплачивали; поэтому мы не включаем добавочные праздники в наши расчеты.

В 1922 году промышленность начала потихоньку оживать, а большевики потихоньку одумываться. По КЗоТу 1922 года отпуск был сокращен до 14 дней; если на отпуск приходились праздники, он не удлинялся. Это увеличило годовую норму рабочего времени до 2212 часов в год.
С этими нормами, достаточно гуманными для эпохи, страна и прожила весь НЭП.


В 1927–28 годах 1 мая и 7 ноября получили второй добавочный выходной день, что уменьшило рабочий год до 2198 часов.

Кстати, большевики на этом не остановились и обещали народу большее. Торжественный юбилейный "Манифест ко всем рабочим, трудящимся крестьянам, красноармейцам Союза ССР, к пролетариям всех стран и угнетенным народам мира" 1927 года обещал в скорейшем времени переход на семичасовой рабочий день без уменьшения оплаты труда.

Великий перелом и первые пятилетки

В 1929 году большевиков, на фоне происходящего Великого перелома, обуяла страсть к экзотическим экспериментам с сфере регулирования рабочего времени. В 1929/30 хозяйственном году страну начали энергично переводить на непрерывную рабочую неделю с одним плавающим выходным днем в пятидневку и семичасовым рабочим днем (НПН).

Это была самая странная реформа табель–календаря, которую только можно представить. Связь семидневной недели и трудового расписания была полностью прервана. Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников (22 января, теперь называвшееся Днем В.И.Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября).

День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти. Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда.

Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым (это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей).

Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли. Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7–часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год.


Советский календарь на 1930 год. Цветом выделены разные дни пятидневной недели, однако традиционные семидневные недели и число дней в месяцах сохранились.

Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день.

На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности. Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго.

С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. Связь рабочей недели и семидневки по–прежнему была потеряна. В каждом месяце выходными были назначены 6,12, 18, 24 и 30 числа (а значит, кое–какие недели на самом деле были семидневными). От праздников по–прежнему оставались 22 января, двухдневный Первомай и двухдневные Ноябрьские.

При шестидневке в году оказалось 288 рабочих дней по 7 часов, что давало 2016 рабочих часов. Большевики признали, что рабочий день увеличен, но клялись пропорционально (на 4.3%) увеличить и оплату труда; на практике это не имело значения, так как цены и зарплаты в ту эпоху росли очень быстро.

Шестидневка смогла несколько уменьшить чертову путаницу с табель–календарем и более или менее (по факту, на нее перевели около половины трудящихся) прижилась. Так, с довольно коротким номинальным рабочим днем, страна прожила первые пятилетке.

Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной — типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой.

Зрелый сталинизм

В 1940 году эпохе относительно либерального трудового права настал конец. СССР готовился к завоеванию Европы. Уголовные наказания за опоздания, запрет на увольнение по собственному желанию — разумеется, эти меры выглядели бы странно без сопутствующего увеличения трудовой нагрузки.


26 июня 1940 года переход на семидневную рабочую неделю. Этот призыв ко всем трудящимся СССР прозвучал на IX пленуме Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов. Помимо семидневки в ходе пленума также было предложено ввести восьмичасовой рабочий день.

С 1940 года была введена семидневная неделя с одним выходным днем и с восьмичасовым рабочим днем. Праздничных дней стало 6, к старым праздникам добавился день Сталинской Конституции, 5 декабря. Укороченные предпраздничные дни, сопровождавшие семидневку до 1929 года, не появились.

Теперь в году оказалось 2366 рабочих часов, аж на 17% больше, чем ранее. В отличие от предшествующих эпох, власти не извинялись по этому поводу перед народом и ничего не обещали. С этим простым и понятным календарем, давшим исторический максимум (для СССР) рабочего времени, страна прожила до полной гибели сталинизма в 1956 году.

В 1947 году, на фоне общего возврата к национальной традиции, праздничный день 22 января заменили на Новый год.

Хрущевская и брежневская эпохи

В 1956 году справившийся с сопротивлением элит Хрущев открыл новую страницутрудовое право снова резко смягчилось. С 1956 года страна перешла на семидневную рабочую неделю с одним выходным днем и с семичасовым рабочим днем; на практике переход занял 3–4 года, но зато он был полным.

Кроме семидневки, страна получила новое смягчение — все предвыходные и предпраздничные дни были сокращены на два часа. Праздники остались те же. Это привело к резкому сокращению рабочего времени, в году теперь было 1963 рабочих часа, на 17% менее. В 1966 году к праздникам добавились знакомые нам 8 марта и 9 мая, что сократило рабочий год до 1950 часов, то есть почти что до времен полузабытой пятидневки.

И наконец, в 1967 году, уже при Брежневе, произошла самая принципиальная из реформ, давшая знакомую всем нам сегодня форму рабочего расписания: была введена семидневная рабочая неделя с двумя выходными днями и восьмичасовым рабочим днем.

Хотя рабочая неделя имела 5 рабочих дней по 8 часов, ее продолжительность составляла 41 час. Этот лишний час складывался, и образовывал за год 6–7 ненавистных народу черных (то есть рабочих) суббот; на какие именно дни они приходились, решали ведомства и местные власти.

Продолжительность рабочего года немного выросла и составляла теперь 2008 часов. Но народу реформа все равно нравилась, два выходных — сильно лучше, чем один.

В 1971 году был принят новый КЗоТ, содержавший одну приятную новацию: отпуск был увеличен до 15 рабочих дней. Теперь в году было 1968 рабочих часов. С этим трудовым правом Советский Союз и доехал до своего распада.

Для справки: сегодня, благодаря сокращению рабочей недели до 40 часов, увеличению отпуска до 20 рабочих дней, а праздников до 14 дней, которые всегда приходятся не на выходные, мы работаем 1819 часов в средний не високосный год.

link

Говоря о реформах, которые революция принесла в Россию, упоминают и образование, и медицину, и, конечно, религию. Непременно говорится и о реформе календаря. Действительно, в январе 1918 года Россия перешла на григорианский календарь, догнав большую часть европейских стран. В этом был очевидный и ясный смысл – во-первых, юлианский календарь был неточен, во-вторых, самое передовое государство на земле не могло на 13 дней отставать от всего мира.

Однако менее известно, что этим реформы календаря не окончились. Пришлись они, однако, не на бурные годы первых лет революции, когда все традиции старого мира разрушались, а на относительно стабильный 1929 год.

В конце августа 1929 выходит постановление СНК СССР «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР ». В рамках этой идеи создается новый календарь. Год разделяется на 72 недели по пять дней в каждой. Еще пять дней остается на государственные праздники, ни в какие недели не входящие. Впервые опубликована эта система была в газете «За индустриализацию» 18 марта 1930 года в рамка постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Суть этой идеи заключалась в том, что работники предприятия или учреждения разбивались на пять групп (им присваивались цвета, всего пять), каждая из которых имела свой выходной день.

Идея, однако, приживалось с трудом. Вспомним, кстати, и «Золотого теленка» Ильфа и Петрова:

«Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и, вместо чистого воскресения, днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом».

Текст написан как раз в промежутке между 1929 и 1931 годом.

21 ноября 1931 года выходит новое постановление СНК СССР – «О непрерывной производственной неделе в учреждениях». Несмотря на название, постановление как раз разрешает «прерывную» рабочую неделю из шести дней. Пять рабочих дней теперь стали обязательны для всех, однако шестой – соответственно 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца – объявлялся выходным (в случае февраля переносилось на 1 марта). «Не влезающие» 31 числа так же стали рабочими.

Интересно, что дни этой шестидневной недели во многих календарях не имели названий – только номер.

Этот календарь работал, и работал достаточно долго – до лета 1940 года. Об этом упоминает в своих дневниках Елена Булгакова – из-за неработающего 18 числа паспортного стола у Булгакова возникают проблемы с получением документов для поездки за границу. Отсылки к нему встречаются и в «Возвращенную молодости» Зощенко:

«Во всяком случае, он регулярно бывает теперь в Детском раз в шестидневку, и счастье Лиды не поддается описанию».

Дни шестидневки возникают в титрах «Волги-Волги».

Введена эта система была и в учреждениях, и на предприятиях, исключая те, которые должны работать без выходных – общественные столовые, транспорт и т.п.

Однако она, конечно, оставалась сугубо городским явлением. В деревне никогда не было четкого графика работы, так что любые реформы трудовой недели или дня в сущности проходили там незамеченными. Большевистские нововведения никак не затронули людей, все еще живущих по религиозному календарю.

Разумеется, и пятидневная, и шестидневная неделя были во многом направлены против церкви и религиозности вообще. Они вовсе исключали воскресенья, наносили удар и по традициям мусульман и иудеев. Религиозный календарь (неважно, от Рождества Христова или от Хиджры) не мог совпадать с новым. В этом смысле календарную реформу 1929-31 годов можно рассматривать как доведения до абсолюта революционных порывов 20-х. Новая идеология к 1929 году ворвалась во все сферы традиционной жизни – имена святых заменялись именами мучеников революции или вовсе невиданными конструкциями, сомнению был подвергнут официальный брак, упразднена религия, менялись географические названия. Последним этапом таких изменений стала реформа самого времени.

В качестве незначительных элементов новой календарной системы можно рассматривать и еще два момента. Первый – отсчет дат от Октябрьской революции, чрезвычайно распространенный на календарях тех лет, но конечно совмещавшийся с традиционным счетом от начала Нашей эры.

Большевики, впрочем, не были новаторами в идее изменения календаря. Теми же идеями отчасти руководствовались и Юлий Цезарь, и Петр Великий, и уж совершенно те же мотивы были у французов во время их Великой революции. Во Франции, напомним, новый календарь продержался 13 лет, с 1793 по 1806 годы, пока его не отменил Наполеон – революционные идеи не вписывались в новую имперскую концепцию.

Не вписался в нее - уже на советской почве - и наш революционный календарь.

26 июня 1940 года, когда принимается указ президиума Верховного совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Преимущественно он посвящен вопросам трудового законодательства, но в кратком втором параграфе говорится: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели - воскресенье – днем отдыха». Так буднично и незаметно заканчивается целая эпоха советской жизни.

Почему это происходит? Конечно, сыграла свою роль и экономическая целесообразность, но думается, не только она. Меняется сама концепция политики СССР , как внутренняя, так и внешняя. Из единственной коммунистической, революционной страны в кольце врагов, Советский союз превращается по воле Сталина в великую, но обычную державу, своего рода империю. Эта империя уже участвует в мировой политике, заключает пакты с европейскими державами (и не только о мире, как в Брест-Литовске 1918, но и о взаимопомощи и союзных действиях), участвует в европейских войнах. В такой стране и календарь нужен «нормальный». Это возвращение семидневки и слова «воскресенье» в обиход – один из звоночков той новой политики, которая продолжится разрешением деятельности РПЦ и восстановлением погон в 1943 году и тостом «за здоровье русского народа», преобразованием наркоматов в министерства и многим другим. Словом, это был безусловный отход от революционной политики и эстетики к политике и эстетике Советской империи.

Константин Михайлов

с отменой семидневной недели и воскресенья. Революционный календарь – борьба большевиков с христианской неделей

-

-

- -


Советский революционный календарь с пятидневной неделей был введен с 1 октября 1929 г. Главной его целью было уничтожить христианский семидневный недельный цикл, сделав воскресенья рабочими днями. Однако несмотря на то, что выходных дней стало больше (6 в месяц вместо 4-5), такой искуственный ритм жизни оказался нежизнеспособен, он противоречил и бытовым привычкам, и всей устоявшейся народной культуре. Поэтому революционный календарь под давлением жизни постепенно менялся в сторону традиционного, который был восстановлен в 1940 г. Происходила эта календарная реформа следующим образом.

26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении "О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР" признал необходимым с 1929-1930 хозяйственного года (с 1 октября) приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на "непрерывку", начавшийся с осени 1929 г., был закреплен весной 1930 г. постановлением специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны, которым был введен единый производственный табель-календарь.

- -

В календарном году предусматривалось 360 дней, и соответственно 72 пятидневки. Каждый из 12 месяцев состоял ровно из 30 дней, в том числе февраль. Остальные 5 или 6 дней (в високосном году) были объявлены "безмесячными каникулами" и не входили ни в один месяц и ни в одну неделю, зато имели собственные имена:

– День Ленина, следовавший за 22 января.
– Дни труда (два), следовавшие за 30 апреля.
– Индустриальные дни (два), следовавшие за 7 ноября.
– В високосные года, добавочный високосный день следовал за 30 февраля.

Неделя в СССР в 1929–1930 гг. состояла из 5 дней, при этом они были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной день в неделю.

Пятидневка приживалась с исключительным трудом – фактически это было постоянным насилием также и над привычным биологическим ритмом жизни людей. Поэтому большевики решили слегка отступить.

Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 г. "О прерывной производственной неделе в учреждениях", с 1 декабря 1931 г. пятидневная неделя была заменена шестидневной неделей с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий день). Следы этого видны, например, в титрах фильма «Волга-Волга» («первый день шестидневки», «второй день шестидневки»…).

- -


Пример страницы календаря с использованием шестидневки

С 1931 г. число дней в месяце было возвращено в прежний вид. Но эти уступки не меняли главной цели календарной реформы: искоренение воскресенья. И ритм жизни они также не могли нормализовать. Поэтому с первыми признаками реабилитации русского патриотизма накануне войны Сталин решил также прекратить и борьбу с традиционной структурой исчисления времени.

Возврат к 7-дневной неделе произошел 26 июня 1940 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". Однако неделя в СССР начиналась с воскресенья, лишь в более поздние годы – с понедельника.

Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 года. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно – до конца власти компартии.

Категории: