Творческий и жизненный путь островского александра николаевича. А.Н

Александр Островский – русский драматург, внесший огромный вклад в развитие русского театра. Ему удавалось мастерски работать в любых жанрах, мастерски передавая судьбы своих героев.

Наиболее известными пьесами в его стали «Бесприданница» и «Гроза», которые до сих пор успешно ставятся на сценах.

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Островского ().

Детство и юность

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 г. в . Отец будущего драматурга, Николай Федорович, рос в семье священника. Однако по стопам своего отца он не пошел.

Вместо этого отец Островского начал работать в судебных учреждениях, в результате чего дослужился до титулярного советника. Мать Александра, Любовь Ивановна, умерла, когда ему было всего 7 лет.

Еще в раннем детстве мальчик любил проводить время за чтением . Он с интересом читал русскую литературу, а в будущем мечтал стать писателем. Однако отец не разделял взгляды юного Островского, поскольку хотел, чтобы тот был юристом.

Образование

В 1835 г. Александр Островский поступил в Московскую гимназию, в которой проучился 5 лет. После этого он продолжил учебу в Московском университете на юрфаке, куда он поступил в 1940 г.

Однако окончить его он не смог из-за серьезного конфликта с преподавателем. Провалив экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе, проучившись всего 3 года.

В конечном счете, отец трудоустроил сына в суд, где будущий драматург начнет писать свои первые работы.

Творчество Островского

Первая пьеса в биографии Островского называлась «Свои люди – сочтемся!» (1850 г.). После ее прочтения и оставили о ней положительные отзывы.

Однако она понравилась далеко не всем. Когда московские чиновники увидели в пьесе самих себя, выставленных в негативном свете, они пожаловались государю.

В результате император Николай 1 уволил Александра Островского со службы и определил его под надзор полиции. Только спустя 11 лет пьесу начнут снова ставить в театрах.

Когда на престоле оказался Александр 2 (см. ) он снял надзор с драматурга, после чего тот смог свободно заниматься писательской деятельностью.

В 1856 г. в биографии Островского появляется постоянная литературная занятость: он начинает сотрудничать с изданием «Современник», основанным .

33-детний Островский, 1856 г.

Через 3 года Островский публикует первый в своей биографии сборник произведений в 2-х томах.

В 1865 г. им была написана пьеса «Гроза», которую литературный критик Николай Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве».

Такое сравнение Добролюбов сделал потому, что до выхода данной пьесы он называл Островского изобразителем «темного царства». Стоит заметить, что в «Грозе» присутствовало множество эпизодов из биографии Островского.

Интересен факт, что на сегодняшний день Островский входит в тройку лучших драматургов, по мнению зрителей:

  • Александр Островский

Если вы были хоть на одном спектакле Островского – то вы наверняка согласитесь с этим утверждением.

Колыбель талантов

С каждым годом Александр Николаевич становился все более популярным писателем, и в 1863 г. был удостоен Уваровской премии. Вскоре его приняли в состав Академии наук Петербурга.

В 1865 г. он создал Артистический кружок, который впоследствии стал колыбелью многих талантов. В его доме часто бывали Достоевский, Тургенев (см. ), и другие писатели.

В 1874 г. Островский образовал Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, став его председателем. На этой должности он провел ряд серьезных реформ, благодаря которым артисты улучшили свое положение и получили больше прав.

В 1881 г. Островскому удалось побывать на опере «Снегурочка» (см. ). Особый восторг у него вызвало музыкальное сопровождение. Позже писатель признавался, что музыка к его «Снегурочке» была удивительно живой и эмоциональной.

Личная жизнь

Первой любовью в биографии Островского была актриса Любовь Косицкая, которая также относилась к нему неравнодушно. Однако поскольку они оба состояли в браке, влюбленные не решились создавать семью.

На протяжении 20 лет драматург сожительствовал с Агафьей Ивановной, которая была простой и малообразованной девушкой. Несмотря на это, она с полуслова понимала Островского и была надежной опорой в его жизни.

У них рождались дети, но все они умирали еще в младенчестве. Затем скончалась и сама Агафья Ивановна.

В 1869 г. в биографии Островского появилась еще одна женщина. Он вступил в брак с Марией Бахметьевой, с которой он проживет до конца жизни. У них родилось 4 мальчика и 2 девочки.

Последние годы

В 1885 г. Александр Островский руководил репертуарной частью московских театров, а также возглавлял театральное училище.

При этом стоит заметить один интересный факты из биографии Островского. Несмотря на то, что он имел большую известность и находился на высоких должностях, он все время сталкивался с материальными трудностями.

Во многом это объяснялось тем, что драматург много вкладывал в творческие проекты, поскольку был полностью поглощен литературным и .

Он днями и ночами работал без отдыха, что впоследствии негативно отразилось на его здоровье.

Смерть Островского

Александр Николаевич Островский умер 2 июня 1886 г. в возрасте 63 лет, в усадьбе Щелыково. На сегодняшний день это имение представляет собой музей Островского.

На его погребение русский император Александр 3 выделил из государственной казны 3000 рублей. Кроме этого он позаботился о том, чтобы вдове и детям драматурга выплачивалась пенсия.

По произведениям Островского до сих пор снимаются фильмы и телеспектакли. В советское время Эльдаром Рязановым была снята великолепная картина «Жестокий романс» по мотивам пьесы «Бесприданница».

В общей сложности, после смерти Александра Островского было экранизировано более 40 его произведений.

Если вам понравилась биография Островского – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Александр Островский

Василий Перов . Портрет А.Н. Островского (1877 )

Имя при рождении:

Александр Николаевич Островский

Дата рождения:

Место рождения:

Москва , Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Щелыко ́ во , Костромская губерния , Российская империя

Род деятельности:

драматург

Алекса ́ ндр Никола ́ евич Остро ́ вский (31 марта (12 апреля ) 1823 - 2 (14) июня 1886 ) - выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук .

Происхождение

Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии , служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла при родах, когда Александру было семь лет.

Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский .

Детство и юность

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье . Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению.

Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии

В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета , но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845 -1851 ). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции , ориентированный на творческие принципы натуральной школы . В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя », первые комедии (пьеса «Семейная картина » была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им).

Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди - сочтёмся », 1849 ). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова , коварство и бездушие членов его семьи - дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей .

Островский - «бесспорно первый драматический писатель»

«Колумб Замоскворечья»

Уже в «Банкроте » обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде , и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Создав за сорок лет литературного труда пятьдесят пьес (некоторые - в соавторстве), ставших репертуарной основой русского общедоступного, демократического театра , Островский на разных этапах своего творческого пути представлял по-разному главную тему своего творчества. Так, став в 1850 сотрудником известного своим почвенническим направлением журнала «Москвитянин » (редактор М. П. Погодин , сотрудники А. А. Григорьев , Т. И. Филиппов и др.), Островский, входивший в так называемую «молодую редакцию», попытался придать журналу новое направление - сосредоточиться на идеях национального своеобразия и самобытности , но не крестьянства (в отличие от «старых» славянофилов ), а патриархального купечества .

В своих последующих пьесах «Не в свои сани не садись », «Бедность не порок », «Не так живи, как хочется » (1852 -1855 ) драматург попытался отразить поэзию народного быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», - писал он в «москвитянинский» период. В это же время драматург сошёлся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.

Для «москвитянинских» пьес характерен известный утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (в комедии «Бедность не порок », 1854 , счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты - Любови Гордеевны - с бедным приказчиком Митей). Но эта черта «москвитянинской» драматургии Островского не отменяет реалистического качества произведений этого круга. Сложным, диалектически соединяющим противоположные, казалось бы, качества оказывается образ Любима Торцова , спившегося брата купца-самодура Гордея Торцова в написанной значительно позднее пьесе «Горячее сердце » (1868 ). Любим заставляет прозреть Гордея, лишившегося трезвого взгляда на жизнь из-за собственного тщеславия, увлечения ложными ценностями. Пьеса впервые поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского .

В 1855 драматург, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине » (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника » (Н. А. Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.

«Гроза»

Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада - критическая, обличительная и поэтизирующая - в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза » (1859 ). Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров - Катерины Кабановой и её свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи ) - по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести. Показывая естественность, внутреннюю свободу Катерины, драматург одновременно подчеркивает, что она тем не менее - плоть от плоти патриархального уклада .

Живя традиционными ценностями, Катерина, изменив мужу, отдавшись своей любви к Борису, становится на путь разрыва с этими ценностями и остро сознает это. Драма Катерины, обличившей себя перед всеми и покончившей с собой, оказывается наделенной чертами трагедии целого исторического уклада, который постепенно разрушается, уходит в прошлое. Печатью эсхатологизма , ощущением конца отмечено и мироощущение Марфы Кабановой, главной антагонистки Катерины. При этом пьеса Островского глубоко проникнута переживанием «поэзии народной жизни» (Аполлон Григорьев ), песенно-фольклорной стихией, ощущением природной красоты (черты пейзажа присутствуют в ремарках, встают в репликах персонажей).

Поздний этап творчества

Новые герои

Последующий большой период творчества драматурга (1861 -1886 ) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа - от «Господ Головлевых » М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского . Мощно звучит в комедиях «пореформенных» лет тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма представителей обедневшего дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей, с все возрастающим искусством сюжетостроения драматурга. Так, «антигерой» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты » (1868 ) Егор Глумов в чём-то напоминает грибоедовского Молчалина . Но это - Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере. Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения. Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа - дельца («Бешеные деньги », 1869 , Васильков), а то и дельца-хищника из дворян («Волки и овцы », 1875 , Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза . От второго брака у писателя родилось пятеро детей.

«Лес»

Жанрово и композиционно сложная, насыщенная литературными аллюзиями, скрытыми и прямыми цитатами из русской и зарубежной классической литературы (Гоголь , Сервантес , Шекспир , Мольер , Шиллер ) комедия «Лес » (1870 ) подводит итог первому пореформенному десятилетию. В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой , - постепенное разорение «дворянских гнезд», духовный упадок их владельцев, расслоение второго сословия и те нравственные коллизии, в которые оказываются вовлечены люди в новых исторических и социальных условиях. В этом социальном, бытовом и нравственном хаосе носителем гуманности и благородства оказывается человек искусства - деклассированный дворянин и провинциальный актёр Несчастливцев.

В жанре драмы

Помимо «народной трагедии» («Гроза »), сатирической комедии («Лес »), Островский на позднем этапе своего творчества создает и образцовые произведения в жанре психологической драмы («Бесприданница », 1878 , «Таланты и поклонники », 1881 , «Без вины виноватые », 1884 ). Драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры. Соотносимые с традиционными сценическими амплуа и с общеупотребительными драматургическими ходами, характеры и ситуации оказываются способными меняться непредвиденным образом, демонстрируя тем самым неоднозначность, противоречивость внутренней жизни человека, непредсказуемость каждой житейской ситуации. Паратов - это не только «фатальный мужчина», роковой возлюбленный Ларисы Огудаловой , но и человек простого, грубого житейского расчета; Карандышев - не только «маленький человек», терпящий циничных «хозяев жизни», но и личность с необъятным, болезненным самолюбием; Лариса - не только страдающая от любви героиня, идеально отличающаяся от окружающей её среды, но и находящаяся под влиянием ложных идеалов («Бесприданница »). Столь же психологически неоднозначно решен драматургом характер Негиной Таланты и поклонники »): молодая актриса не просто избирает путь служения искусству, предпочитая его любви и личному счастью, но и соглашается на участь содержанки, то есть «практически подкрепляет» свой выбор. В судьбе известной артистки Кручининой Без вины виноватые ») переплелись и восхождение на театральный Олимп, и страшная личная драма. Таким образом, Островский идет по пути, соотносимому с путями современной ему русской реалистической прозы , - пути все более глубокого осознания сложности внутренней жизни личности, парадоксальности совершаемого ею выбора.

Театр Островского

Памятник Островскому у Малого театра в Москве

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка на всю труппу, а не на одного актёра;
  • «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - её можно и прочитать».

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов , Сергей Васильев , Евгений Самойлов , Пров Садовский .

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин . Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин, не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы» будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским .

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка » (1873 ). В начале 1873 года Малый театр был закрыт на ремонт. Три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра , и понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. Дирекция обратилась с предложением написать соответствующую пьесу к Островскому. Музыку по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему П.И. Чайковскому , молодому профессору Московской консерватории, который уже был автором двух выдающихся симфоний, трех опер. "Снегурочка" стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". В "Снегурочке" поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии . В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» , которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова : «Музыка к моей „Снегурочке “ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Обращается драматург и к историческим жанрам - хроникам , трагедиям , комедиям , написанным на темы русской истории : «Козьма Захарьич Минин-Сухорук » (1861 , 2-я редакция 1866 ), «Воевода » (1864 , 2-я редакция 1885 ), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский » (1866 ) и др.. Национальная история дает Островскому материал для создания крупных, энергичных характеров, для широкого использования героического начала в драматургии.

Кончина

В конце жизни Островский наконец-то достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тысячи рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни - стенокардии .

МОУ « Лицей « Школа менеджеров »

« Жизнь и творчество А.Н.Островского »

Ученицы 9В класса

Полторыхиной Анастасии.

Новомосковск 2010г.




Родители. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство.








Образование год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета, но курсы не окончил. Отец хочет, чтобы Александр стал юристом, но стремление к литературному творчеству и увлечение театром оказываются сильнее.


1843 г. служба в канцелярии Московского совестного суда г. Работа в Московском коммерческом суде.


В 1853 г. вступил в гражданский брак с Агафьей Ивановной Ивановой, у которой от него было четверо детей. В 1869 году, после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза, Островский вступил в новый брак с актрисой Малого театра Марией Васильевой. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.




После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 года, в Москве, на Театральной площади перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков). А.Н. Островский занесен в российскую Книгу рекордов "Диво" как "самый плодовитый драматург" (1993).




Работа в судебных органах очень помогла Островскому как писателю, дала богатый материал для будущего творчества, ведь перед ним проходили непридуманные истории из частной жизни обычных людей. Итогом становятся 48 произведений, в которых действуют 547 героев.


14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии "Не в свои сани не садись" в Малом театре.


Первый период () Время первых литературных опытов. Опирался на гоголевские традиции и творческий опыт «натуральной школы» 1840-х гг. В эти годы были созданы и первые драматургические произведения, в том числе комедия «Банкрут» («Свои люди сочтемся!»), за который автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции.


Второй период () Называют «москвитянинским». Островский сблизился с молодыми сотрудниками журнала «Москвитянин»: А.А.Григорьевым, Т.И.Филипповым, Б.Н. Алмазовым и Е.Н.Эдельсоном. В этот период написаны всего три пьесы: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется».


Третий период () Сблизился с деятелями разночинской демократии сотрудниками журнала «Современник». Творческим итогом этого периода стали пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» и «Гроза».


Четвертый период () Расширился жанровый диапазон, разнообразней стала поэтика его произведений. 1) комедии из купеческого быта («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень»), 2) сатирические комедии («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес»), 3) пьесы про «маленьких людей» («Старый друг лучше новых двух», «Тяжелые дни», «Шутники» и трилогия о Бальзаминове), 4) исторические пьесы-хроники («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино» и др.), 5) психологические драмы («Бесприданница», «Последняя жертва» и др.). Особняком стоит сказочная пьеса «Снегурочка».

«Театр Островского» - ТЕМА: А.Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества. Учитель: Н.В. Кузнецова МОУ «Нагорно - Ивановская СОШ», Тарского М.Р., Омской области. Оборудование: презентация, портрет А.Н. Островского, видеозапись «Замоскворечье».

«Бесприданница» - Исследовательские группы: Задумаемся над вопросами: Является ли мотив искушения основным в пьесе «Бесприданница»? Музыковеды. С какими соблазнами сталкивается молодёжь в наше время? Вопросы для историков: Жизнь купечества конца 19 века. Творческое название: Бедность не порок. Сравнить текст романса с балладой Баратынского «Разуверение».

«Свои люди сочтемся» - Москва была городом вечно обновляющимся, вечно юным. Влияние гоголевской традиции в "Своих людях..." действительно велико. Там бывшие крепостные превращались в миллионщиков. В. Ф. Одоевский. Сам отец Островского, Николай Федорович, не был коренным москвичом. "Я считаю, на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор".

«Островский жизнь и творчество» - Можно ли произведения А.Н. Островского называть «пьесами жизни»? Какие новые факты из биографии А.Н. Островского вы узнали? И.А. Гончаров – А.Н. Островскому. 12 февраля 1882. Жизнь. Ю. Айхенвальд. Действие третье. Основные вопросы: Заочная экскурсия по местам жизни драматурга. Действие второе. Александр Николаевич Островский 1823 - 1886.

«Островской Снегурочка» - История создания сказки. И.А.Гончаров. 4. Основные вопросы. Художник В.Г.Перов (1871г.). Памятник А.Н.Островскому у входа в Малый театр Скульптор Н.Андреев. Сюжет сказки. А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Биографическая справка о писателе.

«Островский литература» - А. Н. Островский «Снегурочка». «Колумб замоскворечья». 9. «…Полна чудес могучая природа! Южный фасад дома-музея. Северный фасад дома-музея. 5. 7. 3. 12.

Всего в теме 20 презентаций

31. Художественный мир И.А. Гончарова-романиста («Обыкновенная история» или «Обрыв»)

Три знаменитых романа И.А. Гончарова – «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», ни в чем не повторяя друг друга, отразили три больших периода русской истории, в общей сложности – полвека. Гончаров чутко улавливал веяния времени, ощущал самый ход истории, рождение нового и отмирание старого как живой, органичный процесс. О своих персонажах Гончаров писал: «Я слышу отрывки их разговоров, и мне часто казалось, прости, Господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться».

Каждый из романов – шедевр русской прозы второй половины XIX века. В них ярко воплотились черты личности И.А. Гончарова – проницательный ум и человеческая доброта, острая наблюдательность и мягкий юмор, здравый смысл и поэтическое восприятие мира (он умел слышать «шум сфер», прислушиваться «к росту травы»). Сочетание этих качеств с высочайшим художественным мастерством более всего роднит Гончарова с Пушкиным статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров писал: «Пушкин – отец, родоначальник русского искусства»; «Пушкин <...> был наш учитель – и я воспитался <...> его поэзиею »). Главные герои романов Гончарова существуют в пространстве русской культуры как реальные, живые лица . Дядя и племянник в «Обыкновенной истории», Илья Ильич Обломов в «Обломове» – бессмертном романе, касающемся основных ценностей жизни и основных проблем России, бабушка Татьяна Марковна и ее внучки в «Обрыве» занимают такое же значительное место в литературе, как и пушкинские герои. Героини «Обрыва» сопоставимы по духу и по символической значимости с героинями «Евгения Онегина ». В отличие от «романа в стихах», «Обрыв» – «поэма в прозе». Поэмой назвал этот роман И.Северянин : «Я прочитал “Обрыв”, поэму Гончарова. // Согласна ль ты со мной, что Гончаров – поэт?». Трудно с этим не согласиться.

Надо отметить, что основные герои романов Гончарова воплощают в себе не только черты русской жизни определенной эпохи, но во многом и вечные, общечеловеческие свойства .

Повествование у Гончарова строится как живое общение с читателем . Автор размышляет о характере и судьбе своих героев, делает предположения, задает вопросы, на которые потом отвечает, часто неожиданным образом. Гончаров превращает читателя в заинтересованного собеседника, вовлекаемого в ход описываемых событий и в размышления писателя . Например: «“Стало быть, у него много было денег?” – следует за этим вопрос. – “Ничего у него не было, кроме жалованья и… долгов!”». Вот отрывок из романа «Обрыв », где в конце главы вопросы задает себе герой, а в начале следующей главы на них отвечает автор: «Боже мой! – в отчаянной зависти вскрикнул он. – Кто он, кто этот счастливец?..» <...> «Что за тайна! Кто это?..» Далее следует ответ автора: «XXIII. А никто другой, как Марк Волохов, этот пария, циник, ведущий бродячую, цыганскую жизнь».

В художественном мире Гончарова присутствует важное для мировоззрения писателя противопоставление сна, застоя, неподвижности , абсолютного покоя, равнозначного покою движения по кругу с повторением одного и того же и – изменений, деятельности, динамики , человеческого творчества, новизны. В создании картин застоя участвует характерное для описательной манеры Гончарова будущее время в значении повторяющегося действия . Вот как описывается круговорот дней в «Сне Обломова»: «По указанию календаря, наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теплым паром; скинет крестьянин полушубок, выйдет в одной рубашке на воздух и, прикрыв глаза рукой, долго любуется солнцем, с удовольствием пожимая плечами».

Отличительная черта романов Гончарова – высочайшее искусство диалога . Диалоги играют большую роль в композиции романов . Часто движение сюжета осуществляется в диалогах . В диалогах даются и сведения о героях . Например, из разговора Штольца с Обломовым читатель узнает о юности Обломова, о планах деятельной жизни, впоследствии не реализованных и погибших.. Таким же мастерством и блеском отличаются диалоги между Обломовым и Захаром в «Обломове», между бабушкой Татьяной Марковной и ее внуком Райским в «Обрыве».

Сила диалогов и их живой интерес основываются на столкновении контрастных натур, характеров, мировоззрений .

Слова из поэтических текстов служат у Гончарова приемом противопоставления простых и естественных чувств миру страстей, романтического пафоса, преувеличенной мечтательности. Естественность и простота сочетаются обычно у героев Гончарова с силой и глубиной характера. Счастливый момент в жизни Ольги из «Обломова» передается с помощью отрицания мира праздника: «Не снился ей ни праздничный пир, ни огни, ни веселые клики; ей снилось счастье, но такое простое, такое неукрашенное ». Поэтическая лексика и цитаты из поэзии обладают большой ассоциативной силой. За ними может стоять целое мировоззрение, целый поэтический мир. Присутствие фрагментов поэзии в прозе Гончарова обогащает ее содержание , способствует выразительности и глубине характеристик героев, яркости описания контрастных явлений, наполняет повествование легким юмором.

Критики дружно отмечали у Гончарова выдающийся живописный талант . Это относится и к картинам природы, и к описанию предметов, и особенно к изображению людей. Гончаров внимательно всматривался в лица людей. Он видел в лице, фигуре, позах, походке отражение характера, внутреннего мира, душевных движений. Показательно, что в кругосветном путешествии его интересовали прежде всего типы людей, характеры . Гончаров изображал людей четко, рельефно, почти скульптурно. Если второстепенные персонажи обычно очерчиваются несколькими выразительными штрихами, то в образах главных героев его романов присутствует удивительное богатство и разнообразие красок и оттенков.

Но живописность никогда не была у Гончарова самоцелью . Его картины и образы предельно насыщены мыслью. С художественной одаренностью у него сочетался глубокий ум. По убеждению Гончарова, одной живописности для писателя недостаточно. В художественном почерке Гончарова запечатлелась уравновешенность всех начал, присущая его индивидуальности. Проявилось и отсутствие крайностей максимализма, субъективизма, отклонений от объективного положения вещей. В нем не было повышенного внимания к своему «я». Взгляд Гончарова был обращен к миру, и это позволило ему отчетливо видеть окружающее, глубоко проникать в самую суть человеческих характеров и событий.

Издатель первого полного собрания сочинений И.А. Гончарова С.А. Венгеров заметил, что Гончаров не был способен к изображению второстепенных вещей, а только главных . Он обладал искусством синтеза, обобщения, типизации. Гончаров брался только за большие задачи , поэтому он написал всего три романа. Но эти романы значительны. Гончаров умел в немногом сказать многое.

В романах Гончарова все лица и события, все второстепенные явления группируются вокруг главной цели . По словам Гончарова, разрозненные явления в сознании писателя постепенно соединяются «магнетическими токами» в органическое единство, в «сеть жизненных сплетений». В каждом романе – одна главная задача, но крупного социально-исторического масштаба.

«Обрыв» (анализ)

Роман «Обрыв» носил в первоначальных планах название «Художник». Главный герой его - художник Райский . Райский - даровитая натура. Его тянет к искусству - к живописи, поэзии, скульптуре. Но в области искусства он ничего не достигает. Причиной этого является неспособность его к упорному, усидчивому труду, неумение доводить до конца свои замыслы. Райский - это разновидность «лишнего человека» своей эпохи. Уехав за границу, он разделяет участь большинства «лишних людей», метавшихся в поисках счастья с одного места на другое.

В главном герое, художнике Райском, писатель думал показать проснувшегося к деятельной жизни Обломова . Основной конфликт произведения строился по- прежнему на столкновении старой, патриархально-крепостнической России с новой, деятельной и практической, но решался он в первоначальном замысле торжеством России молодой.

Идеализация в романе «старой, консервативной русской жизни» нашла себе основное выражение в образе Бережковой - бабушки , как все называют её в романе. В бабушке всё своеобразно, гармонично. У неё есть дворянская спесь и родовая гордость, она даже несколько деспотична и в то же время умеет быть терпимой и уважать чужое мнение. Она строга и требовательна к людям, но Марфиньку и Веру, своих внучек, любит глубоко и нежно. Образ бабушки в изображении Гончарова превратился в символ «другой великой бабушки» - России патриархальной, старозаветной.

В ходе работы над романом многое изменилось. В характере бабушки Татьяны Марковны Бережковой все более подчеркивались положительные нравственные ценности, удерживающие жизнь в надежных "берегах". А в поведении молодых героев романа нарастали "падения" и "обрывы". Изменилось и название романа: на смену нейтральному - "Художник" - пришло драматическое - "Обрыв".

Иное отношение у Гончарова мы видим к представителю революционно-демократических идей Марку Волохову. Волохов - политический ссыльный. В провинции он с увлечением отдаётся пропаганде материалистических и социалистических идей и объявляет непримиримую борьбу консервативным воззрениям и устоям жизни. Он умён и наблюдателен. В разговорах Волохова с Райским и Верой проявляются его остроумие и начитанность. Есть у него и другие положительные качества. Так, чувство товарищества толкает его просиживать, ночи у постели заболевшего Козлова. Все эти положительные свойства Волохова легко объясняют его влияние на окружающих, в частности на Веру.

Но автора страшили люди, «готовые от почвы праздной теории безусловного отрицания перейти к действию». В «новых людях» Гончарова отталкивали их материализм, прямолинейность и презрительное отношение к эстетике . Поэтому он окрасил образ Марка густыми непривлекательными красками. Марк превратился у него в тип циника, нигилиста . Отрицание собственности выражается у него в краже яблок из чужого сада. Демонстрируя презрение к традициям, Волохов принципиально пользуется вместо двери окном . Представление о свободе у него претворяется в проповедь свободной любви, «любви на срок». В конечном итоге образ Марка Волохова оказался карикатурой на революционно-демократическую молодёжь 60-х годов .

Идеал верности старой бабушкиной морали и отрицание разрушительного влияния новой, революционной идеологии вскрывается в романе также при помощи образов Марфиньки и Веры . У Марфиньки сложившийся взгляд на жизнь, не знающий никаких «проклятых вопросов» и сомнений. В основе этого взгляда лежит традиция, верность идеалам патриархальной, «бабушкиной» Руси. Собственный жизненный идеал её прост и нетребователен. Она вся земная, непосредственная, цельная. «Нет, нет, я вся здешняя, вся вот из этого песочку, из этой травки»,- заявляет она. От неё веет поэзией, радостью, красотой. Это грациозный образ девушки, простой и наивной, гармоничной в сочетании всех своих внешних и внутренних свойств.

Значительно сложнее образ Веры , сестры Марфиньки. Райский, характеризуя Марфиньку, как «луч, тепло и свет», говорит о Вере: «Эта вся - мерцание и тайна, как ночь - полная мглы и искр, прелести и чудес». В противоположность Марфиньке, Вера не удовлетворяется старым бытом и в доме бабушки живёт по-своему, сложным внутренним миром. Она много и серьёзно читает, вырабатывает свой, независимый взгляд на жизнь, рвётся к какому-то ей самой ещё неясному, но прекрасному идеалу. И когда на её пути появляется Марк с его смелым презрением к рутине, он кажется ей героем, который поведёт её вперёд. Вера влюбляется в него. Однако взгляды на любовь у неё и у Марка оказались различными, и Веру постигает горькое разочарование .

Пережив страсть - эту «грозу жизни», по выражению Райского, Вера смиряется в своих тревожных порывах. Она как бы капитулирует перед тем старым миром, вырваться из рутины которого она так страстно стремилась. Вера приходит к убеждению, что старый, бабушкин порядок «есть существенный, непогрешительный, совершеннейший идеал жизни ».

Несмотря на искусственность финала романа, Вера остаётся одним из самых пленительных женских образов в русской художественной литературе XIX в.

Для понимания авторского замысла романа важен и образ Тушина . Тушин--это помещик, заводчик, лесопромышленник, провинциальный делец. Он умело хозяйничает в своём имении, применяя новые методы капиталистического хозяйства. Райский говорит о нём: «Тушин - наша истинная «партия действия», наше прочное будущее». Нетрудно увидеть, что в лице Тушина Гончаров дал только новый вариант просвещённого дельца, тип которого он ещё раньше приветствовал в лице Штольца . Но тип буржуазного дельца оказался обрисованным у Гончарова только общими чертами. Тушин, как признавался потом сам автор, оказался лишь бледным, неясным намёком «на лучшее большинство» нового поколения.

В романе «Обрыв» особенности таланта Гончарова - эпическая манера повествования, тщательная обработка деталей, превосходный язык - выступают необычайно ярко . Особенно удались Гончарову женские образы романа, достойные кисти автора «Обломова». Веру и Марфиньку можно поставить рядом с образами Татьяны и Ольги из романа Пушкина «Евгений Онегин».

По жанру роман, но И.Северянин считал, что «Обрыв» – «поэма в прозе «Я прочитал “Обрыв”, поэму Гончарова. // Согласна ль ты со мной, что Гончаров – поэт?». Трудно с этим не согласиться.

Поэтика

Если в прошлых романах Гончарова в центре был один герой, а сюжет сосредоточивался на раскрытии его характера, то в "Обрыве" эта целеустремленность исчезает. Здесь множество сюжетных линий и соответствующих им героев. Усиливается в "Обрыве" и мифологический подтекст гончаровского реализма. Нарастает стремление возводить текучие минутные явления к коренным и вечным жизненным основам. Гончаров вообще был убежден, что жизнь при всей ее подвижности удерживает неизменные устои. И в старом, и в новом времени эти устои не убывают, а остаются непоколебимыми.

Живые характеры людей, а также конфликты между ними здесь прямо возводятся к мифологическим основам, как русским, национальным, так и библейским, общечеловеческим. Бабушка - это и женщина 40-60-х годов, но одновременно и патриархальная Россия с ее устойчивыми, веками выстраданными нравственными ценностями, едиными и для дворянского поместья, и для крестьянской избы.

Вера - это и эмансипированная девушка 40-60-х годов с независимым характером и гордым бунтом против авторитета бабушки. Но это и молодая Россия во все эпохи и все времена с ее свободолюбием и бунтом, с ее доведением всего до последней, крайней черты. А за любовной драмой Веры с Марком встают древние сказания о блудном сыне и падшей дочери . В характере же Волохова ярко выражено анархическое, буслаевское начало. Марк, подносящий Вере яблоко из "райского", бабушкиного сада - намек на дьявольское искушение библейских героев Адама и Евы . И когда Райский хочет вдохнуть жизнь и страсть в прекрасную внешне, но холодную как статуя кузину Софью Беловодову, в сознании читателя воскрешается античная легенда о скульпторе Пигмалионе и ожившей из мрамора прекрасной Галатее.

32. А.Н. Островский: основные этапы творческой эволюции. Сравнительный анализ пьес «Гроза» и «Бесприданница». Критики-современники об Островском

Александр Николаевич Островский родился в Москве, в Замоскворечье. Отец писателя был чиновником, дед - священником. Мать Островского происходила из бедного духовенства; она рано умерла. Будущего драматурга воспитывала мачеха, которая принадлежала к дворянскому роду и даже имела титул баронессы. Она стремилась дать детям хорошее домашнее образование. Островский окончил Первую московскую гимназию, вгодах учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали такие талантливые ученые-историки, как Т. Грановский, М. Погодин. Еще учась в гимназии, Островский увлекся литературным творчеством. Не окончив университета, будущий писатель поступил на службу. До 1851 года он служил в судах, что способствовало его знакомству с жизнью различных слоев русского общества. С 1851 годаОстровский занимался исключительно драматургией и общественной деятельностью, связанной с театром.

Назовем основные этапы творческого пути художника.

1)1847–1851 годы - ранний период творчества драматурга . Островский был связан с «натуральной школой», испытал ее влияние. Одно из первых его произведений, получивших известность, - пьеса «Банкрот» (1849), названная впоследствии «Свои люди - сочтемся!» Уже в этом произведении проявились некоторые новаторские черты драматургии Островского. Так, социальные проблемы раскрываются в его произведениях преимущественно через семейно-бытовой конфликт . Кроме того, напряженная интрига сочетается с широкими картинами быта и нравов; большое значение в сценическом действии приобретает так называемый «фон».

2)1852–1854 годы - «москвитянинский» период . В это время Островский сотрудничал с редакцией журнала «Москвитянин » (отсюда название периода), который издавали литераторы, близкие по своим воззрениям к славянофилам (М. Погодин, Аполлон Григорьев). Наиболее известное произведение Островского этого периода - «Бедность не порок (1853).

В москвитянинский период усилился интерес драматурга к народной жизни и к фольклору . Его живо интересовали народные песни. С особым вниманием он изучал допетровские формы русского быта, отраженные в книге «Домострой». Именно в народной жизни Островский стремился найти свой идеал. Находясь под влиянием последователей славянофилов, писатель идеализировал патриархальный быт купцов и мещан, противопоставляя егожизни дворянства, устроенной на европейский лад.

В 1855 Александр Островский, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Н. А. Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.

3)1855–1860 годы - этап сближения Островского с редакцией журнала «Современник ». Противоречия общественной жизни в предреформенную эпоху привели драматурга к разочарованию в патриархальной России. Влияние революционно-демократической идеологии на Островского сказалось в том, что он вновь обращается к острым социальным конфликтам, изображает противоречивую сущность эпохи конца 1850-х годов.Центральное произведение этого периода - «Гроза» (1859).

4)1860–1886 годы - пореформенный период . Драматург отражает в своем творчестве процессы, связанные с разрушением традиционных устоев российской жизни, падением нравственных ценностей, усилением власти денег над человеком . Наиболее известные произведения этого периода - комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1870), «Лес» (1871). Особое место в творчестве Островского занимает пьеса «Снегурочка» (1873). Среди острых социальных драм последнего периода творчества писателя следует отметить «Бесприданницу» (1879)

Его прозвали «Колумбом Замоскворечья»

Сравнительный анализ пьес «Гроза» и «Бесприданница» (далее – Г. и Б.) О. - островский

Г. – приближение реформ, Б. – осмысление реформы и разрушение рус.общества.

Б. – это переработка Г. в новых условиях. Действия пьес происходят на Волге в вымышленных городах.. (Г. – Калинов, Б. - Бряхимов У 2 пьес схожая кольцевая композиция 0 начало и конец пьес происходит в общем месте. Автор показывает, что меняется в этих городах. В ремарках ав. показывает, как поменялся не только внешний образ городка, но и его традиции. Дом Кабановых в Г. не виден на фоне общих декораций - действие происходит на лавочке, жизнь течет по-старинке, за домом-овраг. В Б. Лариса, увидев за окном цыгана, зовет его – в новой жизни люди стали более открыты миру, началось социальное расслоение, состоятельным людям не принято показываться плохо одетыми.

Меняется и облик города. В Г. показаны лишь трактиры, в Б. – кофейни, рестораны, набережная. Но нет присутствия Бога в душах людей, нет храмов. Одно действие в Г. происходит в полуразрушенной церкви – символ духовной бедности города и людей – символ уходящего. В Б. нет никакой церкви и даже намека на нее, главное – деньги. В Г. движение пьесы измеряется от одного церковного праздника до другого. Тихон – муж Катерины уезжает на летнюю Казанскую – большой церковный праздник, начинаются ярмарки. Кульминация пьесы также происходит в праздник. Кабаниха требует от Катерины соблюдение норм религиозной морали - оплакивать отъезд мужа. В Б. ничего подобного нет, есть только деньги и разврат, норм греха здесь не существует.

Автор показывает как меняется отношение людей к технич.прогрессу. В Г. его боятся, в Б. используют для приумножения прибыли. Меняется и уровень образования в Б. – купцы знают иност.язык, посещают выставки в Париже.

Образ Паратов из Б. – человек нового времени. Из дворянской среды пытается выйти в среду предпринимателей. Изменяется психология дворян, с купцами ранее они не общались, теперь купцы считаются с дворянами равными.

Катерину(купеческая дочь) замуж выдали за нелюбимого человека – Тихона, попадает в атмосферу жестокости. Ее душа рвется на свободу, поэтому она влюблятся в Бориса.О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...»

Образ Ларисы из Б. – внешне у Л. Выбор есть, к ней ходят много женихов, но на самом деле она бесприданница, влюблена в богатого Паратова(который ее кинул). Про ее отца ничего не сказано, но можно по одежде понять, что она из круга обедневших дворян. Лариса общается с цыганами.

Катерину из Г. воспитывали в трогих нормах, у Ларисе же норм никаких и нет, если она о них и знает, то только из книг. Ее сравнивает с вещью – Кнуров и Вожжеватов разыгрывают ее в Орлянку, она и потом сама сравнивает себя с вещью: «Если уж и быть вещью, так дорогой».

Представления о любви в пьесах различны. В Г. любовь становится в один ряд с жалостью (понимание любви русского человека, женщины в частности). Внимание Катерины привлекает человек, кот.отличается от других внутрене – Борис.Катерина жалеет и Тихона и Бориса. Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить.Лариса же воспитывалась на любоыных романах, она не умеет жалеть Карандышева, ей все равно на него. Хотя он пытается сделать для нее хорошее. Она унижает его и оскорбляет. Карандышев - маленький жалкий человек, нелепый, но и любовь к Л. У него имеется. Л. Это не нужно.

К. религиозна, но не фанатична. Измена мужу дается ей трудно с моральной точки зрения. К.боится смерти, но в конце пьесы уже ждет ее, уходит к Богу, так как он более милосердев. Ее самоубийство носит ритуальный характер. Вода в языч.представлении – очищающая сила. В воде несчастные девушки в любви обретают новую жизнь – поверия о русалках.

У Л. В 1 действии есть мысль о самоубийстве. Но убить себя она не может, однако, выстрел К. воспринимает как благодарность судьбы. Она говорит, что убила себя сама, никто не виноват. Другой оттенок слов «я не виновата» - то что она ориентировалась на вымысел, а не реальность.

Названия городов. В Г. Калинов – вымышленный город, Калина – символ горькой любви. В Б. Бряхимов – реально сущ-ий город в рус.средневековье – там жили кочевники.

В Г. мы видим песни народные, нар.культура. В Б. – городские романсы и цыганские песни.

Образование – в Г. Дикой не знает Державина и лит-ры. В Б.люди образованны.

Роль бытовых деталей – белый платок Катерины и пистолет Карандышева – он должен выстрелить.

Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы , но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией. Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).

Выводы

«Гроза» и «Бесприданница» - лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества до реформы и после. Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем. Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви, идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.

Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком - символическом - смысле слова.

Критика

«Пьесами жизни» назвал Н. А. Добролюбов произведения А. Н. Островского. Пьесы Островского привлекательны не только достоверной исторической или социально-бытовой информацией, но и остротой конфликта между людьми, живущими по принципам «правды и совести», и теми, для которых погоня за богатством и положением в обществе сместила все нравственные ориентиры. Пьесы А. Н. Островского дают ответы на «вечные» вопросы жизни - о любви, смысле человеческого существования, счастья. Наиболеепривлекательны в его пьесах женские образы, героини с «горячим сердцем». Для них главный смысл жизни можно определить словами Весны из пьесы «Снегурочка»: «На свете все живое должно любить».

Слава Островского как драматического писателя родилась и выросла в один день", - так вспоминает начало литературной деятельности драматурга Н. В. Берг

Славянофилы понимали и "скорбели", что драматург хотя и "силится проникнуть в глубину народной жизни", но ему якобы "недостает решительности и смелости в исполнении задуманного"... Журнал "Русская беседа", 1856

Н. А. Добролюбов вскрыл подоплеку всех критических высказываний которые обрушились на драматурга: "Все признали в Островском замечательный талант, и вследствие того всем критикам хотелось видеть в нем поборника и проводника тех убеждений, которыми сами они были проникнуты".

Чествуя драматурга в день тридцатилетия его деятельности, И. А. Гончаров так определил значение творчества Островского для литературы и театра: "Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр". Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского" склад ума чисто русский, можно сказать, народный, метко и глубоко понимавший истую, характерную сущность вещи" (Л. Новский) .

П. М. Невежин, пишет о нем так: "Перед нами во весь рост стоит общественный деятель, которым гордиться должна страна и имя которого, на вечные времена, станет синонимом справедливости, гуманности и борьбы за свободу".