Юшка читать полное произведение Платонов А. Сочинение Платонов А.П

Уже давно работал в кузнице одного города малорослый человек, старый на вид, слабый глазами и силой. Он был помощником кузнеца: носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал горн, держал клещами горячее железо на наковальне. Звали его Ефимом, но люди называли его Юшкой.

Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье – семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал. Он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же – только зимой надевал поверх блузы еще полушубок своего умершего отца и обувал валенки. На работу он шёл рано утром, а возвращался поздно вечером.

Люди часто обижали подслеповатого и беззащитного Юшку. Дети на улице бросались в него ветками и камешками. Юшка ничего не отвечал им и шёл дальше. Дети серчали на то, что старик не пугает их и не гонится за ними, и ещё сильнее дразнили его. Только когда Юшке было совсем больно, он спрашивал:

– Чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Обождите, не надо меня трогать…

Юшка верил, что дети любят его, и просто не знают, что делать для любви.

Андрей Платонов

Взрослые тоже часто обижали Юшку, особенно пьяные. Останавливая его на улице, те, кто был пьян или хотел выместить на другом собственную обиду, выходили из себя от бессловесности Юшки и начинали бить его. От этих побоев он подолгу лежал в пыли на дороге, а хозяйская дочь потом говорила Юшке, что лучше было бы ему умереть.

Юшка на самом деле был не стар: всего 40 лет. Но его смолоду мучила чахотка. Эта болезнь и состарила его до времени, сделала ветхим и слабым.

Каждое лето Юшка уходил от хозяина на месяц. Он говорил, что идёт пешим в дальнюю деревню, где есть у него родственники. Но никто не знал, где эта деревня и что за родственники у него там. Выйдя из города, Юшка шёл посреди лесов и полей, любовался на белые облака, слушал голос рек. Больная грудь его отдыхала. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не помять их, гладил кору на деревьях, подымал с тропинки мёртвых бабочек и жуков, жалея их. Иногда он садился отдыхать в тени ветвей.

Потом Юшка возвращался в город и снова шёл в кузницу. Дети и взрослые по-прежнему насмехались над ним и терзали его, а он смирно жил до следующего лета, когда вешал себе на грудь мешочек с немногими накопленными деньгами и опять уходил, неизвестно куда.

С годами Юшка всё больше слабел. В одно лето он уже никуда не пошёл. А потом один злой прохожий сильно ударил его в грудь на улице. Юшка упал и не поднимался. Проходивший мимо столяр окликнул его, стал переворачивать, но увидел, что глаза Юшки неподвижны, а вся земля вокруг головы залита хлынувшей горлом кровью.

Юшку похоронили и почти не вспоминали. А глубокой осенью пришла в город юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

Хозяин с трудом понял, что говорит она о Юшке. Он спросил, кто девушка ему. Она ответила: никто. «Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла и уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать».

Кузнец повёл гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, где лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.

Девушка окончила учение на врача. Она осталась в городе навсегда и стала работать в больнице для чахоточных, ходила по домам, где были туберкулезные, и ни с кого не брала платы. Все в городе потом называли её дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не была ему дочерью.

Платонов Андрей

Андрей Платонов

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помошником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье - семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверз блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

Вон Юшка идет! Вон Юшка!

Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

Юшка! - кричали дети. - Ты правда Юшка?

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:

Юшка, ты правда или нет?

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали - вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.

Тогда дети опяять толкали Юшку и кидали в него комьяя земли, пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова дразнили бы его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

Чего вы, ро"дные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: "Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!"

Взрослые пожилые люди, всретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:

Да что ты такой блажно"й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.

Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бал его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?

Юшка гляядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

Это отец-мать меня родли, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

Другой бы на твое место нашелся, помошник какой!

Меня, Даша народ любит!

Даша смеялась.

У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.

Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.

По расчету они на меня серчают, это правда, - соглашался Юшка. Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.

Эх ты, Юшка, Юшка! - вздыхала Даша. - А ты ведь, отец говорил, нестарый еще!

Какой я старый!.. Я грудью с детства страдаю, это я от болезни на вид оплошал и старым стал...

По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились.

Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что идет в деревню, а в иной, что в самоё Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец.

Юшка - главный герой одноименного рассказа А. П. Платонова. Описывая его нелегкую, трагическую судьбу, автор пытается вызвать в нас сочувствие к ближним, научить нас любить людей. Юшка, нестарый еще мужчина, был изнурен тяжелой болезнью, туберкулезом, поэтому выглядел почти стариком. Он был слаб телом, но работал всегда исправно. Юшка был молчалив, незлобив, его трудно было чем-либо обидеть. Наверно поэтому многие люди считали его странным, почти юродивым. Дети смеялись, завидев его, кидали в Юшку камнями и ветками. А тот только радовался. Он по своей наивности думал, что неразумные дети его любят, но пока не могут по-другому выразить свою любовь. Взрослые же не многим отличались от глупых детей. Они считали, что если Юшка не похож на остальных, то нет ему на этой земле места. И каждый норовил толкнуть его, обозвать грубым словом, а то и побить, выместить на несчастном свое плохое настроение.

Но ничто не могло превратить доброе сердце Юшки в камень. Он все так же восторгался совершенством природы, любил каждое живое существо. Он целовал цветы, «подымал с тропинки бабочек и жуков», чтобы их не задавили, слушал пение птиц. На природе Юшка отдыхал душой, веселел, забывал о своей болезни и злобе людей.

Но туберкулез все чаще давал о себе знать. Юшка слабел на глазах. Однажды, как обычно, к нему на улице пристал прохожий, стал оскорблять. И Юшка впервые в жизни дал тому отпор, сказал, раз уж он родился, значит нужен всему свету. Прохожий разозлился, толкнул Юшку, тот упал и больше уже не поднялся.

И лишь после смерти бедолаги люди случайно узнали, что на свои с таким трудом сэкономленные деньги Юшка содержал в Москве сироту, бедную девушку. Совсем маленькой он поместил ее в семью, потом, когда она выросла, оплачивал ее обучение. Целью своей жизни Юшка считал дать шанс выжить сироте. Как оказалось, вовсе не зря он жил на этом свете. И хотя долгие года Юшка терпел чужое зло, недоброжелательство и насмешку, он знал, что есть человек, который любит его и будет ему всегда благодарен. Его воспитанница стала врачом, бескорыстно помогала людям, напоминая им о добром и наивном Юшке. Так Юшка, страдая от злости окружающих, остался выше всего этого, прожил свою жизнь достойнее многих, считавших себя совершенством.

Основное чтение произведений писателя А. П. Платонова, я думаю, у меня впереди. Но мне и сейчас интересны его рассказы, нравится его “слово”, привлекают мир и поступки его героев. Герой А. Платонова – человек, как любил говорить сам автор, гуманного сердца, в чем и “заключается все человеческое богатство”. Убедил меня в этом герой рассказа “Юшка” Ефим Дмитриевич, хотя его никогда и никто так не называл. Незаметный человек, вроде и величать уважительно не за что… Но, как оказалось, есть за что!
Автор рассказал читателю, что духовные связи часто оказываются прочнее родственных, а умножать на земле доброту – разве этого мало?! Слабый, всеми презираемый Юшка жил ради девочки-сироты, выполняя в кузнице разную работу. О подробностях его жизни сказано в рассказе мало: мы знаем только, что чая Юшка не пил, сахара не покупал, а пил воду, “одежду носил долгие годы одну, без смены”. Когда мальчишки на улице дразнили его и бросали сор в лицо, Юшка не сердился. Его отношение ко многому казалось странным, поэтому дети спрашивали его: “Юшка, ты правда есть или тебя нет?” Дети радовались тому, что с ним все можно делать, а он верил, что они любят его, только не умеют это делать хорошо: их не научили этому. Юшка всегда молчал, поэтому взрослый человек приходил в ожесточение и бил его, а в этом зле забывал на время свое горе.
Юшка многое понимал и чувствовал, но не в силах таких людей, как он, было что-то изменить. Он жил в своем мире, со своими заботами. Юшка был не старый еще человек, но “болел грудью” и каждое лето уходил на месяц дышать травами. Платонов описывает это так: “Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим…” Это замечательное место в рассказе А. Платонова!
Только один раз Юшка ответил достойно на обиду: “А чего я тебе мешаю на земле?.. Я жить родителями поставлен. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня, значит, тоже нельзя!” Прохожий, с которым он говорил, с силой толкнул Юшку, тот упал и больше не поднялся.
“Прощай, Юшка, и нас всех прости!” – сказал столяр на погребении. Проститься с Юшкой пришли все: и те, кто потешался над ним, и те, кто мучил его при жизни. Юшку похоронили. Ушел человек, на котором все вымещали зло, и теперь люди стали это делать друг на друге.
Через какое-то время в деревню пришла девушка и назвала имя человека, которого разыскивала: Ефим Дмитриевич.
Удивительную по благородству историю поведала девушка. Она была для Юшки никто, сирота, но жизнь свела ее с Юшкой, и он взял девушку под опеку, сделал все, чтобы она могла учиться. Каждый год он приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год. Девушка закончила университет, стала врачом, но в это лето Ефим Дмитриевич не приехал к ней.
Потом она и кузнец пошли на кладбище, девушка припала к земле, в которой лежал Юшка – человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтобы она его ела. Девушка осталась там, где жил Юшка, стала лечить больных туберкулезом. Она много делала для больных людей: лечила, помогала, утешала. Все ее знали в городе, называя дочерью доброго Юшки.
Вот такую печальную историю о добром человеке Юшке рассказал нам Андрей Платонович Платонов.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Я очень люблю читать – гораздо больше, чем смотреть телевизор. Ведь именно книги дарят человеку новых друзей и знакомых, помогают, не выходя из комнаты, участвовать в увлекательных путешествиях и приключениях. Делая судьбы и истории жизни других людей близкими, книги помогают Read More ......
  2. А. П. Платонов писал о себе: “…исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого Read More ......
  3. Известный писатель А. П. Платонов темой большинства своих рассказов выбрал правдивое описание жизни простых людей. Родившись в семье железнодорожного слесаря, уже в четырнадцать лет Андрей Платонов начал трудиться. Потому ему были особенно понятны взгляды, чувства и ощущения крестьян, мастерового люда, Read More ......
  4. Давно, в старинное время, жил на одной улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге подручным помощником у главного кузнеца: носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал горн, держал горячее железо на наковальне и Read More ......
  5. А. Платонов ценил и уважал самые хорошие качества человека. В своем рассказе “Песчаная учительница” Платонов описывает характер молодой учительницы Марии Никифоровны. Она была очень настойчива, решительна и всегда добивалась цели. Еще Мария Никифоровна не отступала от цели и была трудовым Read More ......
  6. Андрей Платонович Платонов писал свои художественные произведения о беспомощных и беззащитных людях, к которым писатель испытывал истинное сострадание. В рассказе “Юшка” главный герой охарактеризован как “старый на вид” человек, работник кузницы при большой московской дороге. Юшка, так называли героя люди, Read More ......
  7. Мир, в котором мы живем, во многом зависит от того, настроен человек на добро или зло. Большинство людей реагирует на одни и те же ситуации по-разному – в зависимости от настроения. Если они устали или раздражены, то все представляется в Read More ......
  8. В своих произведениях Андрей Платонов всегда стремился к правдивому изображению жизни. Но жизнь, как известно, несовершенна, поэтому картины и образы его произведений, отражая действительность, заставляют тревожно биться наши сердца. Они побуждают задуматься над необходимостью как-то изменить, улучшить этот несовершенный мир. Read More ......
Рассказ о добром человеке… (А. Платонов. “Юшка”)

ТЕМА УРОКА:

«Великая сила любви»

(по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Ход урока:

Начало, мотивирующее деятельность

(звучит тихая музыка, учитель читает стихотворение С.А.Есенина)

Вопросы:

    Какое качество хотел увидеть Господь в людях?

    Обладал ли старый дед из стихотворения С.А.Есенина этим качеством?

    Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед?

    В чём сходство между этими героями?

    Обратите внимание на тему урока и скажите, что сегодня станет предметом исследования?

Объявление темы и цели урока

Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном качестве человека – о любви. О любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям.

Анализ произведения

– Как зовут главного героя произведения?

(Зовут его Ефим Дмитриевич, но люди называли его Юшка.)

– Найдите описание Юшки. Зачитайте.

Кто такой был Юшка?

Юшка был « старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн...делал всякую другую работу, которую надо было делать». Какая внешность была у Юшки?

«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».

(стр. 137.)

(На глаза Юшки.)

– Почему особо выделяет глаза?

(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душой мы любим и страдаем..)

– Где живёт любовь у Юшки?

(В сердце Юшки.)

НА ДОСКе СЕРДЦЕ ЮШКИ

Юшка и дети

Дети …переставали играть, бежали, кричали… …поднимали ветки и

бросали… …снова окликали, бросали, трогали и толкали…

…опять толкали и кидали комья земли… …сильнее толкали,

…кричали вокруг Юшки… …делали слишком больно…

…не слышали и не понимали его Радовались

Юшка …ничего не отвечал и не обижался… …шёл тихо и не

закрывал лицо… …шёл и молчал……не пугал и не гнался за ними

…не трогал и не отвечал им……говорил…Радовался

Юшка и взрослые

…обижали его……их сердце наполнялось лютой яростью…

…и тут же били его……приходили в ожесточение и били его ещё

больше……и в этом зле забывали на время своё горе…

….Юшка останавливался, слушал и молчал…

…потом долго лежал в пыли на дороге…

…очнувшись, он вставал…

…люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое…

Юшка и природа

Как мы называем эти качества в людях: неравнодушие к чужой беде, горю, готовность прийти на помощь, принять участие, простить?

(Сострадание, человеколюбие, милосердие).

(Юшка отстаивает своё право на любовь, на жизнь)

– Когда мы узнаём полное имя Юшки? От кого? Почему?

(Появляется человек, который любил и ценил Юшку.)

– Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?

(Хотели искупить свою вину.)

– Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?

(Нет. Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блажным, юродом, «божьим чучелом, терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходится не могут: «без Юшки всем стало плохо». «Не стоит село без праведника», - гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу.)

Вывод.

Таким образом, в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки.

Для кого он жил? Как он жил? Почему не ел сахар? Почему ходил в одной одежде? Куда же он деньги девал? Этот путь доброты к людям, который прошел Юшка, с его смертью прерывается, заканчивается? Нет, его продолжает девочка – сирота. Это была его дочь? Для чего она приехала? Почему она его разыскивала? Она, как и Юшка идет той же дорогой, дорогой любви, добра.

Вывод.

Как вы думаете, в чем смысл жизни Юшки? Чему учит рассказ?

(Жизнь Юшки учит бескорыстно любить людей. Сочувствовать и сострадать несчастным. Нет лишних людей на земле. Каждый человек нужен, иначе без него «народ будет неполным». Делать добро и любить. Быть чутким и внимательным, помогать обездоленным и непонятым. Уважать тихих, безответных, незащищенных).

Это и есть платоновские заповеди, оставленные нам в наследство, которыми мы должны руководствоваться.

Есть ли в нашем обществе люди, которые нуждаются в помощи, поддержке? Как можем им помочь?