Рекомендации к уроку М. Ю Лермонтов «Бородино

Стихотворение "Бородино" М. Ю. Лермонтов посвятил событиям Отечественной войны 1812 года. Произведение было написано спустя 25 лет после знаменательного сражения. Впервые опубликовано в 1837 году в журнале "Современник".

История написания

В начале тридцатых годов Лермонтов написал стихотворение "Поле Бородина". Считается, что именно тогда у поэта возник замысел поэмы, посвященной Отечественной войне. "Бородино" Лермонтова вышло к юбилею битвы, произошедшей в сентябре 1812 года. Произведение не могло не привлечь широкого внимания. В те годы активно обсуждалось героическое сопротивление русского народа в короткий период антинаполеоновской кампании. Михаил Лермонтов, как многие в первой половине XIX века, любил размышлять о прошлом России и событиях, изменивших ход истории.

Особенности

Какова ключевая мысль в произведении «Бородино»? М. Ю. Лермонтов, по мнению Белинского, хотел подчеркнуть бездействие своих современников, их зависть к предкам, жившим во времена, отмеченные славой и великими делами. Тема героизма проходит красной нитью через многие произведения, созданные русским поэтом в первой половине тридцатых годов.

Незадолго до написания стихотворения «Бородино» Лермонтов познакомился с Афанасием Столыпиным. Этот человек был героем, ветераном Отечественной войны, артиллерийским штабс-капитаном. Словом, личностью легендарной в лермонтовские времена. И конечно, штабс-капитан участвовал в Бородинском сражении. Лермонтов и Столыпин состояли в родственных связях. Последний приходился братом бабушке поэта.

Столыпин много рассказал поэту о Бородинском сражении. Но в произведении повествование ведется от лица безымянного солдата - человека малограмотного, но мудрого и проницательного. Но главное - от лица непосредственного участника освободительной войны. Эта особенность придает произведению эпичности и наполняет его фольклорным содержанием. В рассказе солдата-артиллериста присутствуют эпохальные настроения, которые часто встречались в кругу военных в те времена. Есть в произведении еще один интересный образ - безымянный полковник. Лермонтов не объективирует этого персонажа. Но есть версия, что прототип его - знаменитый генерал, главнокомандующий Второй Западной армией.

Бородинское сражение

Это была крупнейшая битва Отечественной войны. Она продолжалась двенадцать часов. В любом учебнике истории сказано, что русская армия в этой битве одержала победу. Однако Кутузов на следующий день после победы приказал отступать. Почему? Дело в том, что Наполеон обладал большими резервами. После видимой победы могло произойти и поражение.

Французская армия вторглась на территорию Российской империи в начале лета 1812 года. Русские войска отступали. Французы быстро продвигались вглубь страны. Наполеоновская армия была сильна, и, как казалось тогда многим, непобедима. Отступление русской армии, которое явно затянулась, у общественности вызывало крайнее недовольство. Тогда Александр I назначил главнокомандующим Кутузова. Однако и тот предпочел путь отступления.

О том, сколько русских солдат погибло в битве, воспетой в стихотворении Лермонтова «Бородино», единого мнения нет. Численность потерь неоднократно пересматривалась историками. Однако известно, что погибло не менее тридцати тысяч человек.

Согласно французским энциклопедиям, в битве полегло около тридцати тысяч солдат и офицеров наполеоновской армии. Правда, от ран умерло две трети от общего числа погибших. Бородинское сражение - одно из самых кровопролитных в XIX столетии. И это самое масштабное сражение из тех, что продолжались всего один день. Но только до 1812 года (потери в последующих войнах куда большие).

Бородинскому сражению посвящено множество произведений литературы. Оно отражено в романе Толстого «Война и мир», в одном из стихотворений Пушкина и, конечно же, в «Бородино» М. Лермонтова.

Сюжет

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» - это своеобразный рассказ о событиях 1812 года. Как уже было сказано, повествование ведется от лица простого солдата. Имени своего героя автор не называет. Рассказ вызван вопросом, который задает представитель молодого поколения.

Первые строки стиха Лермонтова «Бородино» знает каждый. Собеседника рассказчика интересует, зачем сожженная Москва была отдана Наполеону. Строфу, начинающуюся со слов «Скажи-ка дядя…», наизусть знают многие. Но о чем поведал безымянный солдат? Сюжета в стихе «Бородино» Лермонтова как такового нет. Это воспоминания старого вояки, облеченные поэтом в стихотворную форму.

Солдат принимается вспоминать сражение. В его рассказе присутствуют нотки сожаления о прошедших героических временах. Нынешнее поколение («нынешнее племя»), по мнению рассказчика, уступает и в благородстве, и в отваге бравым военным.

История, рассказанная ветераном Отечественной войны, пронизана гордостью за смелость русского народа. Герой стихотворения «Бородино» Лермонтова восхищается отвагой своих однополчан. В повествовании рассказчик использует местоимения «я» и «мы». Он часть русского народа. Он неотделим от него. Рассказчик говорит от имени всех солдат. Герой произведения Лермонтова «Бородино» выражает истинный народный дух и любовь к Отечеству.

Композиция

Произведение начинается со строфы, которая являет собой вопрос представителя нового поколения. Это вступление. За ним следует основная часть. Рассказ главного героя в стихотворении «Бородино» Лермонтова имеет кольцевую композицию. Начинается повествование с того, что он выражает восхищение воинами, которые оказались в 1812 году в самом центре боевых событий. Среди них есть и выжившие, и павшие.

Далее начинается подробное описание сражения. Повествование солдат ведет не беспристрастно. Рассказчик выражает чувства, которые испытывал и он сам, и прочие солдаты. Завершается произведение словами о Москве, которую русские солдаты не отдали бы, если б не было на то божьей воли.

Художественно-выразительные средства

Лермонтовское произведение представляет собой монолог простого солдата, а потому в нем использованы элементы разговорной речи. Все стихотворение - это обращение представителей старого времени к молодым, на плечи которых отныне возлагается ответственность за Отечество. Однако рассказчик сомневается в своем собеседнике и ему подобных: «Богатыри - не вы!»

Лермонтов включил в повествование просторечные выражения и слова, например, «тут как тут», «ушки на макушке», «что толку в этакой безделке». Французов солдат называет «мусью».

Встречаются в произведении «Бородино» Лермонтова и элементы высокого стиля: «сверкнув очами», «ликовал». Таким образом автор подчеркнул величие, особую значимость сражения в истории России. В начале стихотворения есть несколько Они также выражают торжественность Бородинского сражения.

Образ полковника

Примечательно то, как говорит солдат об этом безымянном персонаже. Он называет полковника "слугой царю, отцом солдат". Благодаря нескольким словам создается образ благородного, честного, справедливого и великодушного военачальника, который, погибая на поле брани, оставляет в душе солдат только добрые воспоминания.

Кульминация

Главная часть произведения Лермонтова — та, в которой солдат рассказывает непосредственно о битве. Здесь автор не поскупился на выразительные средства. Стремительное нападение французов солдат описывает так: "двинулись, как тучи". Использует поэт и олицетворения, подчеркивая ожесточенность битвы, например "картечь визжала".

Стихотворение «Бородино».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонто­вым в 1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современ­ник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В ос­нову стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении. В этом произ­ведении М.Ю. Лермонтов «создал совершенно новый жанр на­родной оды, ничего общего не имеющий со старой одой».

В стихотворении мы можем выделить три части. Это зачин, основная часть и концовка. Тематика начала и конца совпадает. Автор сопоставляет прошлое и настоящее. Восхищаясь муже­ством, нравственной силой, патриотизмом русских людей, он восклицает:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Истоки этого сравнения – в романтизме, в тоске Поэта-ро­мантика по героическому прошлому, в идеализации старины, в Критической позиции лирического героя по отношению к свое­му поколению. Тот же самый мотив возникает в финале, кото­рый полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мы мо­жем говорить о кольцевой композиции.

Основная часть – это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения – не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица рус­ского народа. Этим обусловлена особая стилистика этого произ­ведения, сочетающая в себе живую разговорную интонацию с патетической лексикой, приподнятым синтаксисом. В речи ветерана присутствует мягкий народный юмор:

Забил наряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Но вот заходит речь о самом сражении, и он становится серь­езным, в рассказе появляются торжественные, патетические ин­тонации:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Образ боя является центральным образом стихотворения:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Поэт подчеркивает масштабность битвы, используя гипербо­лы («Гора кровавых тел», «Смешались в кучу кони, люди»). Кар­тина эта во многом символична. ««Редут», за которым бился ге­рой, предстает центральной точкой, вокруг которой разворачи­ваются главные события не только Бородинского сражения, но и вселенского противостояния мрака и света. Нравственный смысл битвы проявляет антитеза «огня» русского «строя» («Сверкнул за строем строй», «И молвил он, сверкнув очами…», «В дыму огонь блестел…») и «ночной», темной природы «французов» («Французы двинулись, как тучи…»)». В реальности же здесь переданы события, происходящие на батарее Раевского и опи­санные Л.Н. Толстым в его романе-эпопее «Война и мир». Изве­стно, что писатель называл «Бородино» зерном своего великого романа.

Стихотворение написано с помощью чередования четырех­стопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»), анафору и синтакси­ческий параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).

Велико значение этого произведения в творчестве М. Ю. Лер­монтова и во всей русской поэзии. Впервые в русской поэзии о великом историческом событии повествует простой солдат, че­ловек из народа. Причем он не только рассказывает нам о Боро­динском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника. Тема Отечественной вой­ны 1812 года также звучит у поэта в стихотворениях «Два велика­на», «Поле Бородина». Последнее стихотворение в известном смысле предваряло «Бородино», написанное в двадцатипятилет­нюю годовщину Отечественной войны 1812 года.

Урок первый знакомит с личностью поэта, с исторической основой стихотворения “Бородино” и его содержанием.

Вступительное слово учителя создаст определенную настроенность для слушания лермонтовских стихов. В нем учитель расскажет, что М.Ю. Лермонтов проявил свою исключительность еще в раннем возрасте. Он обладал пылким поэтическим воображением, любил мечтать и фантазировать. Беседу желательно сопровождать демонстрацией презентации “Детство М.Ю. Лермонтова”.

“Бородино” - первое печатное произведение М.Ю. Лермонтова, появилось к 25 годовщине Бородинского сражения, в котором русская армия своим героизмом спасла независимость родины.

Рассказ учителя об Отечественной войне 1812 г. должен быть краток, опираться на знания учащихся по истории об этом событии, быть эмоциональным и ярким. Можно его сопровождать отдельными кадрами учебного фильма “Памятники Бородина” или репродукциями картин, отражающих эту тему (П.Е. Заболоцкий “Бородинский бой”; В. В. Верещагин “Конец Бородинского боя”; Ф. Рубо “Панорама Бородинской битвы”).

В беседу желательно ввести такие слова, как редут, картечь, лафет, бивак, уланы и объяснить их значение. Центральное место в беседе должно занять сообщение о Бородинском сражении, решившем исход войны (Кутузов в донесении Александру I писал: “Баталия, 24 числа бывшая, была самая кровопролитная из всех тех, которые в новейшее время известны”). Лермонтовское стихотворение можно назвать поэтической летописью сражения.

Чтение учителем “Бородина” можно сопровождать синхронной демонстрацией цветного одноименного диафильма.

Второй вариант урока - прослушивание записи стихотворения в исполнении Д.Н. Журавлева; после чего учащимся предлагаются вопросы: почему артист выбрал такой темп чтения? Каков общий тон стихотворения? Чем достигается его эмоциональность?

Ответы на вопросы помогут учащимся в работе над выразительным чтением.

Если позволит время, можно для усвоения содержания стихотворения составить к нему план.

Домашнее задание включает составление плана к стихотворению (если это не сделано на уроке), чтение статьи учебника. Дети также учат наизусть отрывок стихотворения (до слов: “и только небо засветилось”).

Урок второй включает работу над композицией стихотворения, над идейно-художественным содержанием и глубоким патриотическим смыслом его, знакомит в доступной форме с понятием народности и исторической достоверности лермонтовского произведения, раскрывает его актуальность.

Беседа об особенностях композиции стихотворения “Бородино” начинается с вопроса:

1. В чем своеобразие лермонтовского произведения? (Бородинское сражение дано через восприятие его участника - обыкновенного солдата).

2. О чем рассказывает ветеран?

3. Почему рассказ о Бородине поэт вложил в уста рядового солдата? (Лермонтов первый в литературе вспомнил об истинном герое Отечественной войны - простом солдате, вершителе судеб России. Поэт доказал, что подлинным героем 1812 г. был русский народ).

4. Каким вы представляете себе рассказчика, что можно сказать о нем как о человеке?

Учащиеся отметят, что рассказчик - ветеран, бывалый солдат, участник Бородинского сражения. Обобщая ответы, учитель дополнит, что рассказчик- простой человек, понимает значение Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа, в историй европейских войн (“Вам не видать таких сражений!”, “Недаром помнит вся Россия про день Бородина”) .

Он горд, вспоминая своих боевых товарищей (“Да, были люди в наше время...”). Рядовой солдат рассказал о том, что

сам видел, делал и слышал. В солдате Лермонтов показал высокие качества русского народа: беззаветную любовь к родине, готовность отдать жизнь свою для ее блага, готовность к подвигу.

5. Как М.Ю. Лермонтов показал причастность рассказчика к справедливому делу?

Герой стихотворения не отделяет себя от народа, он органическая частица целого. Скромный, он только три раза употребляет местоимение я, там, где рассказывает о своих действиях. Во всех остальных случаях - “наше время”, “полковник наш”, “мы были в перестрелке”. От имени народа он говорит: “Уж постоим мы головою за родину свою”, вместе с ним сдержал “клятву верности... в бородинский бой”.

В процессе работы повторяется и расширяется понятие о диалоге. Диалог - форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами. Диалогом называется также особый вид литературного произведения, написанного в форме разговора между людьми. В отличие от диалога, монолог - речь действующего лица, обращенная к собеседнику или к себе самому.

Работу по изучению стихотворения М. Ю. Лермонтова начинаем с сообщения, что в “Бородине” точно переданы главные моменты наиболее важного в Отечественной войне 1812 года сражения. Это решившее судьбу русского-народа событие освещено поэтом с народной точки зрения.

1. Лермонтов точен в употреблении слов, относящихся к важнейшим событиям Отечественной войны. Как ее участник отвечает на вопрос молодого солдата? Прочитайте эти строчки. Сколько раз они повторяются? (Дважды). Обращаем внимание на то, что Лермонтов пишет: “Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы”. Поэт исторически точно показал, что русские отдали, но не сдали Москву.

Лермонтов точен в изображении всей войны: он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьезных сражений: (“Ведь были ж схватки боевые...”).

Отражен в стихотворении и первый этап войны и отношение к нему армии: (“Мы долго молча отступали... О русские штыки?”).

Можно прочитать воспоминания участников кампании, передающие это же настроение. Устами рассказчика поэт подчеркнул боевые традиции суворовских походов. “Богатырями” называл Суворов своих солдат, так он обращался к ним. Это обращение звучит и в лермонтовских стихах.

2. Лермонтов точен и в описании Бородинского боя. Зачитайте Описание кануна боя и ответьте на вопросы:

а) Почему поэт так обстоятельно описывает канун битвы?

б) Как это описание передает боевое настроение русской армии, нравственное превосходство ее над врагом? В каких словах выражен патриотический дух солдат?

Обобщая ответы, следует сказать, что в полном соответствии с исторической действительностью Лермонтов описал не только знаменитое сражение 26 августа, но и 24 и 25 августа, когда армии Наполеона и Кутузова готовились к решающему бою.

Герой лермонтовского стихотворения участвовал в самых ожесточенных боях, которые происходили у Семеновских флешей и на батарее Раевского.

в) Прочитайте строчки, рисующие полковника. С какими словами обратился он к солдатам? Как эти слова характеризуют его?

Учитель помогает учащимся увидеть в полковнике верность долгу, отеческое внимание к своим солдатам, их нуждам, храбрость и “лихость”. Его призыв загородить дорогу к столице родины отвечал, народным думам и чувствам, поэтому и полковник, и рядовой солдат думают на Бородинском поле о Москве.

3. Какую клятву дали русские солдаты и как они сдержали ее?

Учащиеся читают описание Бородинского сражения и отвечают на вопросы:

а) Какое сравнение помогает представить битву и силы врага? Прочесть глаголы, передающие напряженность боя.

б) Какие слова и выражения дают представление о храбрости и мужестве воинов?

в) Какое чувство объединяло всех участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?

Обращаем внимание учащихся на то, что бой изображен Лермонтовым как общее, трудное дело. Рассказчик скуп на подробности, он выбирает лишь необходимое, точно обозначает явления (“утро осветило пушки и леса синие верхушки”). Его сравнения просты (“французы двинулись, как тучи”), речь его безыскусна, солдатская речь, рисующая подвиг русского народа.

Важно, чтобы учащиеся поняли: поэта больше всего интересует не само сражение, не события, не факты (этим стихотворение “Бородино” отличается от исторического произведения), а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа.

В лермонтовском стихотворении показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьбаегородины.

4. Повторное прослушивание стихотворения “Бородино” закрепит эмоциональный накал учащихся и поможет учителю перейти к заключительному этапу урока - выяснению значения лермонтовского произведения.

Учитель расскажет учащимся, что в двадцать пятую годовщину Бородинского сражения в журналах стало появляться много статей, рассказов, посвященных этому памятному дню. В них отмечались подвиги героев, воспевались полководцы, царь, а о рядовом солдате забыли. Первый, кто вспомнил о нем, был М.Ю. Лермонтов.

Стихотворение “Бородино” получило второе рождение во время Великой Отечественной войны, оно стало одним из популярнейших произведений. Зимой 1941 г. в один из боев на подступах к Москве наш знаменосец упал в снег и, истекая кровью, крикнул:

Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой.

Лермонтовские строки использовались в окопных газетах. В решающие бои за Москву зимой 1941 г. в газете “Уничтожим врага” на одной странице было написано: “Ребята, не Москва ль за нами?” - подпись М.Ю. Лермонтов. Рядом: “Так победим же под Москвой!” - красноармеец Е. Седулов.

Лермонтовское стихотворение крепило и развивало чувство патриотизма не только в грозные дни Великой Отечественной войны. И сейчас оно наполняет наши сердца гордостью за славное героическое прошлое нашей Родины, учит горячей любви к ней, беззаветной преданности.

Дома учащиеся готовят ответы на вопросы учебника.

Литература

1. Аксенова Е.К. Воспитание чувств художественным словом. М., Учпедгиз, 1962.

2. Горчак Н.Л. Картина как средство развития речи. М. – Л., Просвещение, 1965.

3. Уроки литературы в 4 классе. М., Просвещение, 1970.

4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. русская литература в 4–5 классах. Киев., Радянська школа, 1981.

5. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение. 2012.

1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.

Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.

Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата , простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» .

Ираклий Луарсабович Андроников в критической статье «Образ Лермонтова» пишет: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи».

Может быть, потому и структура «Бородино» напоминает трехчастную музыкальную форму. Первая строфа – вступление, вопрос молодого собеседника участнику сражения. Вторая строфа – первая часть, выражающая главную мысль произведения.

3 – 13 строфы – развернутая вторая часть, включающая основное содержание, описание битвы.

Последняя, четырнадцатая строфа – динамическая реприза, почти точно повторяющая первую.

Строфа стихотворения имеет сложное семистрочное строение: первые две и четвертая – шестая строки с построчной рифмой. Третья строка рифмуется с седьмой. В целом в каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB. И здесь можно усмотреть связь с музыкальным семидольным размером, характерным для русских народных песен.

Музыкальность , пронизывающая стихотворение, вдохновила неизвестного автора на создание марша на стихи Лермонтова. Народная песня «Бородино» вошла в репертуар военных ансамблей.

Стихотворный размер произведения, разносложный ямб, вместе с другими конструктивными особенностями сочинения вызывает ощущение свободной разговорной речи ветерана.

Стилистически стихотворение неоднородно:

  • Просторечные высказывания: «Ушки на макушке» , «Полковник наш рожден был хватом» , «Что толку в этакой безделке?» сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами» , «Носились знамена, как тени» , «…сражен булатом» .
  • Образные выражения («Не смеют, что ли, командиры /Чужие изорвать мундиры /О русские штыки?» ) сменяются гиперболой («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. » ).
  • Приглушенные эпитеты стиха приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…» , «…кивер… избитый…» , «…конскими хвостами…» .

Некоторые строчки стали крылатыми выражениями . И наши современники нередко вздыхают: «Да, были люди в наше время» . Словосочетание «Ломить стеною» сохранилось в измененном виде («стенка») того же смысла.

Лермонтовское «Ребята! не Москва ль за нами?» приобрело особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну.

Таджикский поэт Мухитдин Фархат вспоминал: «Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк… будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших».

Стихотворение «Бородино» – важная веха в творчестве поэта. Впервые он опубликовал свое сочинение по собственной воле. Журнал «Современник», редактором которого был Александр Сергеевич Пушкин , принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени. Наиболее известны слова Белинского в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «...в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Бородино» Лермонтова является достоянием и открытием в русской литературе. Впервые в поэтическом произведении подлинным героем войны становится обычный русский солдат, от лица которого повествуется нехитрая история Бородинской битвы. Событие, ставшее главной темой стихотворения, очень вдохновило поэта, который не застал тех времен, но проникся отвагой своих предков.

Данное произведение автор написал в честь 25-летнего юбилея Бородинского сражения. Его стихотворным прообразом является «Поле Бородино», написанное Лермонтовым ранее. В нем воспевается солдат, который является лишь условным образом. А вот в следующей работе рассказчик – полноценный герой стихотворения, представленный как обычный участник войны, артиллерист, чьи рассказы поэт подчерпнул из мемуаров своего двоюродного деда, посвященных наполеоновским войнам.

Так Михаил Юрьевич воздал должное своему бездействующему поколению, вложив осуждение в уста человека из народа, которой имеет право судить, ведь рисковал жизнью ради блага своей страны. Данная работа поэта была приурочена не только к юбилею сражения, но и к провалу декабристского восстания, после которого люди стали бояться вмешиваться в судьбу страны. Именно об этом и говорит рассказчик, сетуя на трусость и слабость нынешнего поколения по сравнению с предыдущими.

Жанр и размер

Стихотворение «Бородино» написано ямбом. Оно относится к гражданской лирике, имеет ярко выраженное эпическое начало, ведь повествует об историческом событии. Хронология повествования определяется не личными впечатлениями или эмоциями рассказика, а логической последовательность реально произошедших явлений.

Жанром «Бородина» считается стихотворение, а не поэма, хотя объем и содержание произведения не дают ответить на этот вопрос однозначно.

Композиция

Произведение имеет кольцевую композицию. Лермонтов начинает повествование с хвалы отважным защитникам родины и заканчивает тем же: «Да, были люди в наше время». Вступление представляет собой восторженную просьбу молодого человека рассказать о событиях Бородинского сражения. Он обращается к ветерану, который, говоря о войне, мимоходом бросает упреки веку нынешнему, где нет «могучего и лихого племени». Основная часть посвящена батальным сценам и описанию настроения, которое овладело солдатами. Завершается рассказ тем, что старик отдает дань памяти тем, кто «не вернулся с поля», и философски замечает, что блестящий маневр российской армии – это божий промысел.

Темы

  • Прославленный критик Белинский отметил, что основная тема стихотворения «Бородино» — это упрек новому поколению людей, которые не способны взять судьбу народа в свои руки. Поэт критикует героев своего времени, сравнивая их жалкие достижения с подвигами предков. Такое посрамление современники Лермонтова заслужили тем, что смирились с крахом декабристского движения и суровыми мерами, которые применил Николай Первый. Поэт считал, что дворянская порода мельчает на глазах, и в следующий раз такими темпами родную землю будет некому отстаивать.
  • Другая тема «Бородина» все же дает надежду читателю. Патриотизм простого русского человека, воспетый Лермонтовым, явственно показан в молчаливом озлоблении солдата, вынужденного отступать, повинуясь приказу. Но как только командир призвал людей погибнуть, защищая Москву, все воспламенились яростным пылом и пошли в бой без страха и сожаления. Пока есть такой сильный и смелый народ, России нечего бояться.
  • Идея

    В стихотворении «Бородино» Лермонтовым подчёркивается то, что героем Отечественной войны является обычный человек, который вовсе не стремится достичь высокого звания. Рассказчик и есть тот непримечательный герой, чей многогранный образ олицетворяет силу простого солдата. За его частной судьбой также кроется и судьба всего народа. Главная идея в стихотворении «Бородино» заключается в том, что каждый солдат отдавал жизнь не за славу, а за свою Отчизну, это и было превосходством русского духа, которое принесло России победу в борьбе против Наполеона.

    Однако такая позиция людей далеко в прошлом, и устами «дяди» поэт бросает слова-упреки в нынешнее, «последекабристское» поколение:

    – Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!

    Теперь царит всеобщее бездействие народа, а это Лермонтов ни в коем образе принять не может. Новое поколение вовсе не было столь же героическим и самоотверженным, как их досточтимые предки. Поэт призывает людей своего времени к разумным действиям и восстановлению боевого духа, который был у прошлого поколения. По мнению Лермонтова, именно непоколебимый, сильный дух делает русский народ непобедимым!

    Средства художественной выразительности

    Лермонтов часто использует просторечия, чтобы показать, что говорит от лица всего народа, который сыграл главную роль в победоносной баталии. Например, «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью» и т.д. Есть и высокопарные выражения, придающие произведению героического пафоса: «ликовал», «сверкнув очами».

    Для сцены сражения автор «Бородина» не жалел сравнений: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». Оживили картину яркие олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Также рассказчику свойственны преувеличения, которые он в изобилии раскладывает перед слушателем, будто реликвии. Этот прием называется «гипербола».

    «Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел»

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!