Петух. Тотемическое и символическое значение

Французский галльский петух – уникальный символ с многовековой историей. Мифологическая эмблема указывает на связь с солнечным светом и божествами, символизирующими солнце, рассвет, зарю. Именно эта яркая птица становится предвестником нового дня, его своеобразным глашатаем.

Из истории галльского петуха

Галльский петух стал буквально вторым именем для Франции. Его огненная природа связана множеством легенд, мифов и поверий, а также древними жертвоприношениями. В некоторых ритуальных традициях откуп в виде птицы нередко соотносится с разжиганием огня. Считается, что первый утренний крик этой огненной птицы распугивает ночных призраков.

Что же означает символ галльский петух? Это некая защита, олицетворение солнечного свечения. Еще на Ближнем Востоке в древности был широко распространен тотем петуха. Неудивительно, что галльский петух, с которым и сегодня олицетворяется Франция, часто присутствует в легендах и сказках, выступая своеобразным «оружием» против злых духов, нечистой силы, ночных призраков.

Образ галльского петуха

Почему же столь необычная и яркая эмблема – галльский петух – была выбрана для Франции? Ведь многие соседние государства использовали в роли символов более «царственных» животных: слонов, львов, орлов, медведей, волков. На самом деле в этом есть определенная логика. Колоритный галльский петух – символ Франции – это яркое и четкое отражение национального характера французов. Он вполне может ассоциироваться со многими метальными чертами нации: отважностью, решительностью, вспыльчивостью, драчливостью, но, в то же время – с заботливостью и галантностью в адрес близких и представительниц прекрасного пола.

Яркую, смелую домашнюю птицу, которую так почитают во Франции, часто именуют живыми часами со шпорами и гребнем. Неофициальная эмблема государства – галльский петух – стала нетривиальной аллегорией страны и ее самобытным колоритом. Городские парки французских городов нередко украшают скульптурными фигурами галльского петуха. Достаточно часто эти произведения ландшафтного искусства выполнены из живых цветов. Французы любят удивлять.

Почему символ Франции – галльский петух

Колоритный и запоминающийся галльский петух, с которым неразрывно связана Франция, стал для государства символом и по другой причине. Все дело заключается в том, что прародителями современных французов были кельты. Этот рыжеволосый народ в Древнем Риме именовали галлами. Что примечательно, «галлус» в переводе с латыни – это и «галл», и «петух». Историки склонны предполагать, что древние римляне ассоциировали рыжие волосы кельтов с гребнями домашней птицы.

Этот образ в Древнем Риме часто обозначал задиристость, чрезмерный напор, заносчивость, норов. Неудивительно, что для обозначения варварских племен, которые жили на территории сегодняшней Франции, использовалось слово «галлус». Древние римляне вкладывали в него оба значения, так как для них кельты были олицетворением дерзости и нахальства. Так смелый и яркий галльский петух, фото которого не может в полной мере отразить весь колорит птицы, стал негласной эмблемой Франции.

Это интересно. «Галльский золотистый» – это именно та порода птицы, которая удостоилась чести стать уникальным символом целого государства. Это животное относится к очень древнему виду домашней птицы.

Особенности символики галльского петуха

Галльский петух – образ, впервые появившийся во Франции после 1789 года, когда завершилась первая французская революция. Изображение птицы часто появлялось на монетах, архитектурных фасадах, фригийских колпаках, печатях. Фигуры петухов можно встретить в скульптурном декоре некоторых католических церквей Франции. В церковной символике он служил олицетворением братства.

Сегодня галльский петух красуется на государственной печати Франции, но официальным государственным символом страны он так и не стал. Фигура петуха, отлитая из бронзы, украшает ограду Елисейского парка. Отважная домашняя птица и по сей день выражает стремление к борьбе. Если в прежних эпохах предки современных французов носили эмблему на знаменах и оружии, то даже в наше время смелый образ все еще ассоциируется со свободой и независимостью.

Галльский петух в интерьере французского кантри

Галльский петух – один из выразительных символов Франции, который широко используется в интерьерном дизайне. Металлические, фарфоровые, керамические, стеклянные статуэтки петуха нередко украшают интерьеры кухонь, столовых, гостиных. Самобытный шарм отличает тряпичных петухов-тильд в стиле французского Прованса. Керамическая плитка для кухонного фартука с рисунком петушков и курочек – это вариант отделки, придающий помещению провинциальный флер. Изображения домашней птицы часто присутствуют в декоре французской столовой посуды: тарелок, чашек, супниц.

Это интересно. Символичную птицу изображают на рисунках аллегорического и юмористического характера. Французские мастерицы создают вышивки с галльским петухом в роли основного действующего лица. Это птица часто служит вдохновляющим образом для декупажа дерева, мебели, аксессуаров в стиле французского кантри Прованса.

Куры были одомашнены человеком более 4 000 лет назад, и петух успел оставить заметный след в истории и культуре человечества. Предлагаем нашим читателям 20 занимательных фактов о символе наступающего года.

1. Русское слово «петух» происходит от глагола «петь». А вот местное население Австралии называют петуха «птицей, смеющейся на рассвете». С французского название птицы «chanteclair» буквально переводится как «поющий рассвет».

2. С давних времен люди жили по «солнечным часам», а не механическим: вставали с восходом солнца, а ложились с его заходом. Поэтому петух был своеобразным живым будильником. Еще древние греки считали, что пение петуха начинает первый час дня. «Первые петухи», «вторые», «третьи», «до... петухов» - говорили на Руси.

3. Русские крестьяне полагали, что на ночь небесные врата закрываются, после чего злые духи получают полную возможность вредить человеку. Это поверье было широко распространено не только на Руси, но и в Европе. С первым утренним криком петуха злые духи уходят в свой нечистый мир. С третьим криком прекращается действие всей нечистой силы.

4. Пение петуха возвещает миру о победе над силами зла. Есть предание, связанное со знаменитым жареным петухом. После Воскресения Христова еврейская девочка пришла к своему отцу и рассказала, что видела воскресшего Спасителя. Старый еврей, человек осторожный, не поверил и ответил дочери: «Он тогда воскреснет, когда жареный петух полетит и запоет». И в ту же минуту жареный петух сорвался с вертела, полетел и закричал.

5. В христианской религии петухам вверяли время наступления конца света. Считалось, что конец света наступит, когда петух не прокричит своего традиционного «ку-ка-реку».

6. Крик петуха оставил след и в христианской религии - «не успеет петух последний раз прокричать, как Петр трижды отречется от Христа». Именно петух стал символом апостола Петра, а затем уже и католической церкви. С IХ века по указу Папы Римского шпиль каждого церковного храма должно было венчать изображение этой птицы - эмблемы апостола Петра. По другой версии, петух на шпиле церковного храма служил напоминанием о том, что «церковь божья бдит над душами верующих».

7. Один из старейших символов столицы Латвии - флюгер «Золотой петушок», установленный на церкви Святого Петра. Он появился на церковном шпиле в 1491 году. За всю историю храма петушков было семь. Последний вознесся на шпиль восстановленной башни 21 августа 1970 года, в десять часов утра. В 2009 году его сняли вновь, отреставрировали и опять посадили на шпиль.

8. В Древнем Египте петухов держали в посвященных Солнцу храмах, причисляя птиц к божественным существам. У древних евреев петух был символом «третьей стражи ночи».

9. В эпоху Возрождения название воинственного народа «галлы» (лат. Galli - мн. ч. от лат. Gallus) стали ассоциировать с его латинским омонимом «петух» (gallus), который и стал впоследствии символом Франции, заняв место «коня», издревле являвшегося символическим животным галлов.

10. В далеком прошлом греческие солдаты, наблюдая за боем петухов, учились храбрости, стойкости и упорству. Петух как символ победы изображался на щитах воинов. В Древнем Риме более 2 тысяч лет назад также были популярны петушиные бои. Отвага и азарт, с которым дрались петухи, ставились в пример молодым легионерам.

Европейские путешественники еще в XVI веке описывали петушиные бои на островах Ява, Таити, Суматра и Целебес. Английские школьники в XII веке развлекались во время каникул петушиными состязаниями, не гнушались этими состязаниями и индийские раджи.

11. По поведению петухов определяли исход битвы. В армии находились священные петухи, которым перед боем давали зерно: если птицы клевали его с аппетитом - войска шли вперед, если же нет - полководцы не ждали от битвы ничего хорошего.

12. В старые времена китайцы часто приклеивали или рисовали на двери дома изображение красного петуха, как талисман против огня, во время празднования Нового года по лунному календарю. Эта традиция сохранилась в наше время лишь на северо-западе Китая, в сельских районах провинции Шэньси.

13. Поклонение петухам привело к тому, что 300 лет назад в Японии были выведены йокогамские куры, у которых длина хвоста достигала 7 метров и более. И чем длиннее были хвостовые перья, тем ценнее считалась птица.

14. Нашествие татаро-монголов на Русь также началось с криком петуха. В романе Яна «Батый» рассказан случай, как Субудай-багатур, один из военачальников Чингис-хана, издал по войску приказ: «Утром, после первого крика петуха, строиться на равнине среди холмов. Я двинусь на урусов». Субудай в походах всегда возил с собой петуха, за которым следил специальный смотритель, и сверял свои внутренние биологические часы с его криком.

15. Александр Васильевич Суворов тоже использовал петуха в качестве будильника. По воспоминаниям современников, полководец часто брал петуха с собой в поход. Первый петушиный крик поднимал армию, чтобы спозаранку отправиться в поход.

16. В Германии стоит памятнику петуху. В XVI веке один из немецких городов осадило чужеземное войско. Жители, запертые в кольце осады, начали голодать. И тогда была придумана хитрая уловка - петуха, который чудом избежал котла с супом, пустили гулять по верху крепостной стены. Видя птицу, захватчики решили: раз петух чувствует себя в полной безопасности - значит, в городе слишком много запасов. Следовательно, осада может затянуться на много месяцев. Враги ушли, город был спасен.

17. В Ватикане хранится бронзовая статуя петуха с мужским торсом и пенисом вместо головы. На постаменте написано нечто загадочное - «Спаситель мира».

18. 9 сентября 1783 года в Версале петух в компании кота, утки, и барана взлетел на первом воздушном шаре братьев Монгольфье. Весь полет занял примерно 8 минут. За это время сооружение преодолело расстояние в 3 километра. На высоте 500 м сфера прорвалась, однако спустилась на землю настолько плавно, что животные не пострадали.

19. Петух является символом Франции, национальным отличительным знаком Португалии и Шри-Ланки, его изображение есть на гербах государств Кения и Тринидад-и-Тобаго.

20. В разных странах петухи кричат на том языке, на котором говорят жители: в Германии - «ки-ке-ри-ки», в Швеции - «ку-ке-ли-ку», в Италии - «чи-ки-ри-чи», во Франции - «ко-ко-ри-ко», в Испании и Чехии - «ки-ки-ри-ки», в Польше - «ку-ку-ри-ку», в Болгарии и Румынии - «ку-ку-ри-гу», в Японии - «ко-кэ-кок-ко».

Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления...

В глубокой древности любые украшения на теле человека - от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных - выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию» - подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т. д. Эстетические функции этих предметов, по всей видимости, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков, расшифровать которую на протяжении вот уже полутора столетий тщетно пытаются тысячи далеких от народа ученых. Между тем этнографы свидетельствуют, что еще во второй половине XIX века в некоторых русских деревнях жили старушки, умевшие «читать» по вышитому орнаменту и во время свадебных обрядов разъяснявшие жениху с невестой значение узоров на их венчальной одежде. Одна такая старушка-ведунья могла бы заткнуть за пояс десяток современных ученых со всеми их сравнительными таблицами, системными анализами и формулами.

Знакомясь с результатами многолетней и кропотливой деятельности маститых исследователей народного творчества, невольно приходишь к выводу, что основные интеллектуальные усилия их были направлены вовсе не на изучение народного искусства как такового, а прежде всего на отыскивание в нем иноземных (византийских, арабских, индийских, скандинавских, немецких и пр.) влияний.

Знаменитый трехтомник А. Н. Афанасьева, за который Сергей Есенин в голодные 20-е годы отдал пять пудов муки, таит в себе гораздо больше разгадок, открытий и откровений, нежели десятки тысяч объемных томов, написанных современной ученой братией.

Начало изучению орнамента русской народной вышивки положил В. В. Стасов, отыскавший в самобытном творчестве русских вышивальщиц «финские» и «иранские» влияния. Этот же маститый ученый всю свою сознательную жизнь старательно доказывал (к счастью - безуспешно) тюркско-монгольское происхождение русских былин и сказок. Представитель мифологической школы Ф. И. Буслаев также усмотрел в русской вышивке целый букет чуждых влияний: «азиатское», «позднеримское», «византийское» и «германское». Следующему исследователю, В. А. Городцову, удалось обнаружить в орнаменте северной вышивки дако-сарматские элементы. Е. Н. Клетнева возвела русские узоры на ткани к «великой культуре Востока». Г. Громов, Л. В. Деопи и В. И. Плющеев пытались раскрыть семантику русских вышивок путем механического подсчета голов, крыльев и хвостов, однако ничего путного из этой затеи так и не вышло. Остальные либо придерживались концепции своих предшественников, либо вообще не затрагивали эту тему. Единственным исследователем, подошедшим к рассмотрению образов северной вышивки беспристрастно, явился академик Б. А. Рыбаков, труды которого по славянскому и русскому язычеству явились неоценимым вкладом в дело изучения глубинных пластов великой русской культуры.

Как уже отмечалось, орнамент русской народной вышивки

первоначально играл роль оберега: им покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывался доступ к телу.

Среди орнаментальных мотивов севернорусской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц (лебедь, утка, петух, курица, павлин, орел) и животных (конь, олень, лось, лев, барс и т. д.). Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления. Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха крестьяне определяли время: «первые петухи» - полночь, «вторые» - до зари, «третьи» - рассвет (заря). Отсюда выражение: «до третьих петухов», «встать с петухами», «проспать петухов». Петушиный крик отгонял нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене. В русских деревнях старались не держать черных петухов, т. к. считалось, что супруги при этом будут часто ссориться.

Выражение «пустить красного петуха» означало поджечь дом. При переходе в новое жилище крестьянин пускал в избу петуха с курицей и дожидался, когда первый пропоет «на новоселье». Кровь жертвенного петуха считалась лучшим средством для смягчения гнева домового. С криком петуха связывалось немало русских народных примет и поверий: «Если петух поет раньше обычного, то летом это предвещает ненастье, а зимой - оттепель», «Петух поет днем под окнами - к гостям», «Если петух запел вечером в необычный час, надо бежать к насести и ошупать ему ноги: теплые ноги бывают к гостям, а холодные - к покойнику», «Петухи не в пору поют - новые указы будут» и т. д.

Широко известны также новогодние гадания с петухом. Связав хвостами петуха и курицу, сажали их под решето и смотрели,- кто кого потянет: если петух курицу - верховодить в доме будет муж, если наоборот - жена. С той же целью выпускали петуха с курицей на середину комнаты и наблюдали: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый, а если курица станет храбриться - верховодить в доме будет жена. Считалось, что хороший петух должен быть бойким и драчливым: для этого в Страстной четверг его кормили перцем на печной заслонке и затем выбрасывали из окна во двор. Выражение «петушиться» означало лезть в драку, горячиться, храбриться, а «петухом» в старину звали человека задорного, драчливого, забияку.

В Тарногском районе больных «от испуга» окачивали водой, в которой до этого купали петуха. Чтобы у малыша безболезненно резались зубы, прокалывали у черного петуха гребень и выступившей оттуда кровью смазывали ребенку десны. В том, что петух когда-то являлся одним из тотемов древних славян, нет никаких сомнений. Запрет на убийство тотемных животных свято соблюдался в течение многих столетий. На Русском Севере считалось смертным грехом убивать лебедь - священную птицу древних русичей. А. Н. Афанасьев сообщает также о том, что в Вологодской губернии «считают за грех резать и есть петухов». Вовсе не случайно одним из самых известных персонажей русских народных сказок являлся Петушок - Золотой Гребешок.

День Козьмы и Демьяна (1/14 ноября) крестьяне называли «курячьим праздником» или «курячьими именинами»: родные и знакомые дарили друг другу кур, которые затем содержались в почете, их нельзя было убивать, а снесенные ими яйца считались целебными. Как и петух, курица нередко фигурировала в русских народных приметах: «Курица на одной ноге стоит - к стуже», «Куры дерутся - к гостям», «Куры кричат на насести - к домашней ссоре», «Куры хвостами вертят - к метели», «Куры клохчут по ночам - быть ссоре, войне или рекрутскому набору», «Курица запоет петухом - к покойнику» и т. д.

Кроме Козьмы и Демьяна, в русском народном календаре имелось еще несколько «куриных праздников»: воскресенье Жен Мироносиц (третье после Пасхи), «вьюнишное» (Фомино) воскресенье (первое после Пасхи), день Бориса и Глеба (2/16 мая), а также день Сергия Радонежского - «хранителя курей» (25 сентября/8 октября). Зеленин описывает также древний русский обряд «троецыплятницы» или «куричьей братины», совершавшийся «по обещанию» при тяжелых родах, болезнях и т. д.

Довольно часто использовалась курица и в народной медицине: больных желтухой, лихорадкой, криксой или «куриной слепотой» обливали водой под куриной насестью. В Череповецком уезде практиковался другой способ избавления от «куриной слепоты»: больному следовало забраться на «куриное седало» и запеть петухом. Против лихорадки под подушку больному клали дохлую курицу; против чахотки употребляли студень убитой курицы, а против пьяного буйства пили куриный помет. Для предотвращения беременности брали черную курицу и в полночь обходили с ней вокруг осинового кола.

В русской мифологии курица считалась «вещуньей», т. к. перед несчастьем она начинала петь петухом. Ломание грудной кости («дужки») курицы в известном русском обычае «памятование» служило символом договора между двумя влюбленными. В русских пословицах и поговорках курица упоминается гораздо чаще петуха: «И не рада б курочка на пир, да за хохол тащат», «Не петь курице петухом, не владеть бабе мужиком», «Яйца курицу не учат», «На своей улочке и курочка храбра», «Напьется, так с царями дерется, а проспится, так и курицы боится», «Скажи курице, а она и всей улице», «У него денег и куры не клюют» и пр.

Известны также крылатые выражения: «Курам на смех», «Как мокрая курица», «Слепая курица», «Словно куры набродили» и т. д. На крышах вологодских изб нередко встречаются «курицы» - деревянные узорные крюки для поддержки водосточного желоба. Л. К. Зеленин справедливо полагает, что это - воспоминание о черепах животных, некогда приносившихся в жертву...

Когда Стрефиль вострепещется

Во втором часу после полуночи,

Тогда запоют все петухи по всей земли,

Осветится в те поры вся земля.

("Голубиная книга ")

В народных верованиях славян Петух являлся вещей птицей и наделялся способностью противостоять нечистой силе. Еще в языческие времена Петух считался воплощением огня. В старину славяне посвящали своему высшему божеству, Святовиду, белого петуха. Поэтому западные славяне до сих пор считают, что белый петух приносит в дом счастье.

У восточных славян также не принято держать черного петуха: в этом случае супруги часто ссорятся. Южные славяне, наоборот, предпочитают иметь в хозяйстве черных петухов. По их представлениям, "белый петух — черный хозяин". Вообще, в народе считают, что без петуха не будет водиться скот, у коровы станет безвкусным молоко. Полагалось, чтобы петух был бойким и драчливым. Если семья разделялась, то обе семьи заводили себе новых петухов.

Петух почитался как символ плодородия. Он был одним из основных "участников" свадебного обряда. Из петуха готовили ритуальное блюдо для празднования окончания жатвы. После уборки зерновых сербы закалывали петуха на гумне, его кровью окроплялось зерно, которое первым бросали в землю при севе.

Петух традиционно полагался у славян символом жизни. "Чтобы петухи опели", — говорили далекие предки, и выносили постель покойника на три дня в курятник на опевание петухам. Сила жизни должна вытеснить смерть.

Красный петух в народном представлении связан с пожаром. Старые люди уверяют, что, когда пожар начинается от молнии, с неба спускается пламенный петух прямо на крышу. Фраза "пустить красного петуха" — значит, поджечь что-нибудь. Верили, что если в хозяйстве умрет пе

тух, то случится пожар. Если петух кричит и бьется в окно, то этим он, опять-таки, предсказывает пожар.

В славянских верованиях крик петуха обладает способностью отгонять нечистую силу. " Петух поет — значит, нечистой силе темной пора пришла!" — говорили в народе, твердо веря, что с вечера до "первых петухов" положено бродить по земле всякой нежити. "Петух поет — на небе к заутрене звонят!" — приговаривали благочестивые старцы, уверенные в правильности предания: мол, как перестанут петь петухи, так всему миру конец... Однако пение кур (куроклик) считается самым недобрым предзнаменованием. Бывает, что и курица петухом поет! — эта пословица применительна к людям, которые берутся не за свое дело да еще и заранее похваляются сомнительным успехом.

Всем славянам известно поверье о неурочном пении петуха. У южных славян таких петухов называют "кривци", "мамници". Они поют, когда кто-то родился или умер, предсказывают смерть слышащему, заманивают на улицу, чтобы причинить зло. Дабы уберечься от них, заслышав после полуночи крик петуха, полагалось выбросить из дома горящий уголь или выстрелить из окна. Особое мифологическое значение имеет крик петуха на вечерней заре и в полдень. Широко распространены поверья о том, что петухи, поющие в это время, предрекают смерть или перемену погоды.

Когда петух к ночи поет не во время, это значит, что он видит некошного (т. е. черта или домового) и гонит его. Отсюда и поверье: чтобы не задавила нечистая сила, нужно при крике петуха поворачиваться на другой бок. Свят дух на земле, диявол сквозь земли. Это оберег от нечистой силы. Так говорят при крике петуха. При переходе в новый дом наперед пускали ночевать кошку и петуха. Это делалось для изгнания нечистой силы.

Ответ — Не родился, не крестился, а все дивятся, что его черти боятся — петух. Древние славяне считали петуха надежным оберегом от черта и любой нечистой силы, поэтому старались завести во дворе петуха поярче и поголосистее. Пропажа петуха считалась несчастьем.

Бытовало поверье, что петуха нельзя долго держать в хозяйстве. Сербы ежегодно в день Ильи-пророка режут на пороге старого петуха л заводят нового. По их представлениям, старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в бесовское существо. В старину рассказывали, что семигодовый петух снесет маленькое яйцо и загребет его в навоз. Из этого яйца вылупится змей или другое дьявольское существо, принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это нечистое существо. Три года оно исполняет все желания хозяина, но потом забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли.

Одно старинное предание также говорит о связи петуха и змея:

Когда-то давным-давно на Смоленщине леЖал огромный убитый змей. Окрестные Жители пытались засыпать его землей, но ничего не могли сделать: землю сбрасывало с тела. По совету знахаря, землю стали возить маленькие дети на возках, в которые запрягали петухов и кур. Сброшенная с этих возков земля сама разрасталась на змее. Так над змеем был насыпан курган.

Популярен петух и в святочных гаданиях. Чьего корму петух с курицей наперед поклюют, той быть замуЖем. Коли петух в зеркало поглядит, то Жених щеголь будет.

Петушиная подруга — курица — также не осталась в стороне от древних поверий и обрядов, сказок и поговорок, примет, небывальщин и загадок.

Не петь курице петухом, (а и петь, так на свою голову) — т.е. запоет, когда ей голову отрубят. По поверью, курица, запевшая петухом, сносит яйцо, из которого высиживает василиска (т. е. дракона, змея).

Цыплят (у курицы) по осени считают. (По мифологическим представлениям, это — забота домового, который считает домашнюю птицу по наличности голов, и за каждую отсутствующую строго спрашивает с хозяина и хозяйки.)

А уж с Бабой-Ягой у курицы по-всякому мифологическая связь непременная. Все знают избушку на курьих ноЖках. Свиная закута соломой заткнута. В сказке это — Дом Бабы-Яги. Он же — одинокая могила (в лесу, удоро

ги); гроб, домовина, где живет (лежит в сказке) скелет — костяная нога. А курьи ножки — ножки под гробом, чтобы он дольше сохранялся в могиле.

Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Курица и дом на курьих ножках также соотносимы с Бабой-Ягой, которая олицетворяет первопредка либо саму Смерть.

Существовал некогда на Руси языческий праздник Доды — поминовение всех умерших и особенно родителей. Курица была поминальной жертвой. Позднее, в христианскую пору, возник как преемник праздник Деды, курячий праздник, курьи именины — Кузьминки, отмечаемый 1 ноября/14 ноября вдень святых бессребреников Космы и Домиана. В день курьих именин шутили: мол, в этот день "петух с курицей лягается, а курица петушится". Смысл праздника Деды сохранился. Курица осталась поминальной жертвой, суп из курицы — обязательное поминальное блюдо. Еще назывался этот праздник петушиный, кочеты. Молодежь устраивала веселые гулянья, парни рядились в яркие шапки с подобием петушиного гребешка.

Петух. Атрибут ПЕТРА (апостола), аллюзия на его отречение и раскаяние; МЕРКУРИЯ, чью колесницу они везут; персонифицированного РАСПУТСТВА.

Солярная птица, атрибут солнечных богов, за исключением скандинавского и кельтского символизма. Мужской принцип, Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Черный петух - служитель дьявола. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, где петух означает плотскую страсть и гордость. У кельтов петух - хтонический образ, атрибут подземных богов. У китайцев олицетворяет принцип ян, смелость, благожелательность, достоинство и верность. Красный петух - первоначальная форма Солнца и защищает от огня; белый петух защищает от духов. Петух - десятое символическое животное Двенадцати Земных Ветвей, Корона на его голове означает литературный дух, склонность к литературе; шпоры - воинственный характер. Петух с курицей в саду означают прелести сельской жизни. В некоторых китайских церемониях петуха убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и чистоту новой. Петух, будучи омофоничным со значением иероглифа "удача", используется в погребальных церемониях, в которых отгоняет злых духов. В Китае петух символизирует рассвет; он агрессивен - это символ войны; в астрологическом смысле - он соответствует Октябрю, когда предпринимались приготовления к войне; петух соответствует Плеядам. В христианстве петух приветствует восход Солнца-Христа на востоке, обращающего в бегство силы тьмы и зла; означает также бдительность и используется в качестве флюгера, поворачивающегося туда, откуда грозят силы зла. Золоченый солярный петух охраняет колокольни в часы темноты, когда молчат колокола. Обладает либеральностью, так как позволяет своим несушкам разделять с ним пищу. Олицетворяет проповедников, повествующих о-пришествии Рассвета-Христа, а также "души, праведников, ожидающих рассвета" (Веды). В сочетании со страстями Христовыми петух означает воскресение; ассоциируемый с апостолом Петром, означает человеческую слабость и покаяние. Петушиные бои - это христиане, борющиеся за Христа. Петух и лев часто изображаются в оппозиции. У египтян означает бдительность и предусмотрительность. У гностиков петух с колоском пшеницы в клюве означает бдительность, приносящую обильные плоды. У греков и римлян петух олицетворяет бдительность и боевой дух. Посвящен Аполлону, Эскулапу, Аресу, Меркурию, Приапу, Афине; ассоциируется с Персефоной-Весной, как обновлением жизни; посвящен Аттису как символ весеннего плодородия и Ларам. В геральдике символизирует как воинскую храбрость, так и религиозное воодушевление. У иранцев петух - добрая птица, часто изображаемая на скипетрах. У японцев символизирует Синто, стоящего на барабане и созывающего народ молиться в храм. В митраизме посвящен Митре как богу Солнца. У скандинавов петух - птица подземного мира, а его кукарекание воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы. У шумеров бог Нергаль иногда изображается с головой петуха.

ПЕТУХ (лат. gallus). Европейская античность знала его. с одной стороны, как солнечное животное, своим кукареканьем возвещающее приход рассвета и распугивающее демонов ночи, с другой стороны (в первую очередь черные петухи), как волшебное и жертвенное животное для подземных сил. Однако позитивная символика преобладает, и петухи - своим пением изгоняющие даже львов и василисков - изображаются на геммах амулетов, бляхах, щитах, надгробных памятниках. Считается, что петушиный гребень предохраняет от кошмарных снов, вкушение петушиных семенников эротизирует, а женщин предрасполагает к рождению мальчиков, что петух, разгоняющий сгустки тьмы вблизи роженицы, обличает выход плода. А из-за своего огненного гребешка и переливающихся всеми цветами перьев петух во многих культурах является символом огня и Солнца ("красный петух" означает пожар); в романтизме он удостоен званий вестника света, глашатая утренней молитвы, и т. д. Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность к спариванию вполне заслуженно делают его ярким символом мужского начала, а в христианском понимании он - символ Христа, открывшего новый день веры. Св. Григорий превратил петуха в аллегорию доброго пастыря, поскольку тот "крыльями бьет по чреслам своим (кается) прежде. Чем возвышает голос свой". Предостережением зазнайства звучит троекратное пение петуха в "отречении Петра", сцены которого любили изображать на раннехристианских саркофагах. Сторожевая природа петуха уже давно сделала его атрибутом богов (Афины. Деметры), готовность к бою предоставила его богу войны Аресу {Марсу) и врачевателю Асклепию, а в качестве вестника Солнца он принадлежит Аполлону. Демон годового времени и эонов Абракеас (поздняя античность, у гностиков) - существо с головой петуха и змеями вместо HOI. В северогерманской мифологии петух "Золотой гребень" стережет путь, ведущий к обиталищу богов. В Восточной Азии петух имеет аналогичные значения. Как десятый знак китайскою зодиака, он в пищу китайцами не употребляется. Петух красных оттенков хранит от огня. белый отпугивает демонов. Петух не только отважен, но и добр, радушен, когда, например. Скликает курочек к зернышкам. а как побудчик - незаменим (в Японии считается, что пение петуха вызывает из тьмы богиню Солнца Аматэрасу). По индийскому сказанию, "Петушиный царь" восседает на дереве легендарного материка Джамбудвипа и подает своим пением сигнал к пению всех других петухов мира. По китайской омонимической символике "петух" (кунь-чи) и "кукарекнет" (минь) звучат так же. как "почет и слава" (кунь-минь). Чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем, куан, что также значит "чиновник". Петух с цыплятами символизирует отеческое попечительство над детьми (в более узком смысле -- над сыновьями). В южной части Китая, вопреки официальному запрету, еще и поныне излюбленным массовым зрелищем является жестокое развлечение - петушиные бои. сведшие легендарную агрессивность мужественной птицы к азартному состязанию. вопреки его значению в мифологии, в cool вето 1 вии с которым само Солнце является владением огненною петуха. В средние века на Западе возник определенный отрицательный аспект символического значения петуха как воплощения похоти и драчливости (когда молодые люди обуяны "петушиными демонами"). В то же время он - гербовое животное Галлии (Франция) и св. Галла (Галлунуса). Св. Витта также изображают с петухом, сидящим на книге. Из-за "побудочной" особенности петуха его изображениями украшают самые роскошные часы. Патроном-покровителем часовщиков является св. Петр с петухом напоминания.