Мадонна Брюгге. Уникальная композиция и уникальная история

Микеланджело Буонарроти. Биография. “Снятие с креста”. “Мадонна Брюгге”. “Мадонна с Младенцем”. Тондо “Мадонна Дони”. Гробница папы Юлия II.

В истории искусства много загадок. Одной из них была незаконченная картина Микеланджело Буонарроти «Снятие c креста», которая долгое время вызывала ожесточённые споры. Специалисты сходились во мнении, что она соответствует ранней манере Микеланджело, но оставалось сомнение, принадлежит ли она кисти самого мастера или всё-таки является талантливой подделкой.

В 1981 году всем спорам был положен конец благодаря найденным документам, доказывающим, что в 1500 году Микеланджело принял заказ на выполнение алтарного образа для римской церкви Сан-Агостино. В 1501 году, не завершив работы, он уехал во Флоренцию и впоследствии вернул полученные за картину деньги.

на фото: Микеланджело Буонарроти. Тондо «Мадонна Питти »

Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. В 1498 году в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола бурная жизнь Саванаролы и его двух последователей завершилась страшной смертью (они были сожжены на площади Синьории). Прошли века, унося прежние страсти и вражду. Осталась только память. Сегодня во Флоренции улицы Микеланджело и Торриджано, его изуродовавшего и после изгнания ставшего знаменитым скульптором, пролегают совсем рядом, а место гибели Саванаролы флорентийцы ежегодно посыпают даже не розами, а лепестками роз.

Конец XV века знаменателен для мирового искусства и Микеланджело созданием легендарного «Давида».
Подробнее о шедевре мировой скульптуры, статуе «Давид», читайте на портале 2 queens . ru .

После «Давида» Микеланджело создал небольшую (высотой 1,27 метра) скульптурную группу Мадонны с Младенцем, которую закончил в 1504 году. Это одна из самых правдоподобных, нежных и одухотворённых Мадонн Микеланджело. «Мадонна Брюгге» названа по имени нидерландского города Брюгге, бывшего центром Северного Возрождения, где она до сих пор украшает собор Нотр-Дам.

«Тондо» - так называют круглые по форме картину или рельеф. Знаменитое тондо «Мадонна Дони» не совсем тондо, в высоту это произведение Микеланджело чуть больше, чем в ширину. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони - единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника на дереве.

Микеланджело Буонарроти. Тондо «Мадонна Дони»

С «Мадонны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи, но нужно отметить, что, выполняя живописные работы, он мыслит как скульптор: картину он создал в полном согласии со своими ранними рельефами «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти».

К Микеланджело приходит осознание возможностей живописи, которая может не только повторять скульптуру, но и передать такие сложные положения тел, которые недоступны в скульптуре. Это было начало пути к росписи потолка Сикстинской капеллы.

Микеланджело Буонарроти. Тондо «Мадонна Тадеи»

В 1505 году Микеланджело срочно уезжает из Флоренции в Рим. Причины такой срочности крылись в очередных изменениях в политической жизни в Италии: на папский престол взошёл кардинал Джулиано дела Ровере, представитель обедневшего аристократического рода. Он начал своё восхождение в католической иерархии в 1471 году, когда его дядю избрали папой римским под именем Сикста IV . Джулиано выбрал себе папское имя Юлий, потому что всю жизнь старался подражать полководческому гению Юлия Цезаря. Как и другие понтифики того времени, папа Юлий был не только религиозным деятелем, но и полководцем. За время своего понтификата воинственный Юлий II лично возглавлял папские войска в ряде военных кампаний и сумел присоединить к папскому государству большую территорию на севере Италии. Прославился этот папа и своим меценатством.

Слава Микеланджело докатилась до Рима. В это время должность главного архитектора Ватикана занимал флорентиец Джулиано да Сангалло, друг Микеланджело, который активно привлекал своих земляков на службу к папе. Микеланджело также получил приглашение от имени папы прибыть в Рим. Папа решил обеспечить себе бессмертие с помощью гениального скульптора - он заказал Микеланджело сооружение усыпальницы. О таком заказе можно было только мечтать: не считаясь с возможностями истощённой казны, папа предоставлял Микеланджело неограниченные средства и материалы и обещал не стеснять его творческую фантазию.


Микеланджело Буонарроти. Гробница папы Юлия II

Микеланджело энергично принялся за работу, он отправился в каменоломни Каррары, где c двумя помощниками больше восьми месяцев отбирал мрамор для усыпальницы. Количество добытого мрамора, из которого Микеланджело собирался изваять 40 скульптур, изумило весь Рим: для его перевозки потребовалось (!) 70 повозок. Но в Риме Микеланджело ожидала неприятная новость - за время отсутствия скульптора папа Юлий охладел к этому проекту и прекратил финансирование работ. Оскорблённый Микеланджело сразу же уехал из Рима во Флоренцию, даже не попрощавшись с папой Юлием. Папа послал за ним погоню с требованием вернуться. Но (неслыханная дерзость в те времена!), Микеланджело отказался. Папа Юлий II хотел вернуть Микеланджело в Рим любой ценой, грозил, настаивал. И после долгих переговоров в Болонье состоялось их примирение.

В знак примирения Микеланджело принял заказ на изготовление статуи папы для церкви Сан Петронио. Статуя папы была поставлена на фасад церкви в Болонье, которую папа присоединил к своим владениям. Но когда Болонья снова обрела самостоятельность, статую постигла печальная участь: её расплавили, а «бронзу продали герцогу Альфонсо Феррарскому, который вылил из неё пушку и назвал её Юлией.» (Вазари)

Микеланджело Буонарроти. «Снятие с креста»

Крушение планов, связанных с усыпальницей папы Юлия II , повергло Микеланджело в глубокую депрессию. «В этой усыпальнице я похоронил свою юность», - с печалью писал он в 1542 году. В 1513 году папа умер, и началась многолетняя тяжба между художником и родственником усопшего. Контракт на гробницу заключался 6 раз в течение 37 лет, пока, наконец, памятник не был установлен в церкви Сан Пьетро ин Винколи. В 1545 году Микеланджело всё же закончил работу над гробницей, но это была лишь бледная тень первоначального замысла.

Подробнее о работах Микеланджело читайте в наших следующих материалах.

фото с сайтов : newliturgicalmovement.org, princeamsterdam.blogspot.com, flickriver.com, myartprints.com, artmight.com, italian-renaissance-art.com

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

Мадонна с Младенцем, или «Мадонна Брюгге» (1504)

Вернувшись в Флоренцию, после «Давида» , Микеланджело создал так называемую «Мадонну Брюгге» небольшую (высотой 1,27 м) скульптурную группу Мадонны с Младенцем, закончив ее в 1504 г. Впоследствии статуя попала в церковь Нотр-Дам нидерландского города Брюгге.

По типу эта юная, нежная, задумчивая Мадонна напоминает Мадонну «Оплакивания Христа» из собора Св. Петра. Однако на этот таз, скульптор изваял более традиционную композицию, изобразив Иисуса в образе Младенца. В этом скромном произведении, открывающем собой в творчестве Микеланджело линию образов, отмеченных чертами своеобразного лиризма, особенно привлекательна сама Мадонна, в которой классическая красота и внутренняя сила личности сочетаются с мягкой поэтичностью и благородством. В ней ощущается рука мастера, изваявшего римскую «Пьету» .

Мадонна с Младенцем из Брюгге – одна из наиболее прекрасных и одухотворенных Мадонн Микеланджело. Печальная женщина, избранная и обреченная, она предвидит крестные муки сына. Ее взгляд устремлен вдаль, на лице застыло выражение неизбывной печали. Совсем другие чувства вызывает Младенец, жизнерадостный и любознательный, с кучерявой крупной головой. Своей детской непосредственностью и безмятежностью словно подчеркивает всю безмерность будущего материнского горя.

«Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» Стоун Ирвинг.

Богородица получилась живой и правдоподобной, нежной и чистой. Мнится, еще миг – и дрогнут веки, рука подхватит ребенка, грудь вдохнет. Она жива, она чувствует. Мастер не идеализировал теперь лицо Марии, как в ранних работах. Создав римскую «Пьету» и «Давида», он ищет чувство, правдоподобность: скромные одежды текучими складками очерчивают крепкое тело молодой матери, лицо с тяжелыми веками от непролитых слез, длинный нос, густые волосы в простой прическе покрыты тяжелым капюшоном, как напоминает это произведение «Пьету». Тело младенца, хотя детское, но производит ощущение скрытой мощи, но по-детски миловидно - пухлые щеки и подбородок, кудрявая голова. У колен матери, держась за ее руку, он чувствует себя защищенным и готов познавать мир. Положение тел скульптурной группы очень естественно – что может быть правдоподобнее Матери и Ребенка из Брюгге?

Скульптурная композиция Мадонны с младенцем Христом, позже получившая название «Мадонна Брюгге», стала единственной статуей Микеланджело, которая еще при его жизни покинула Италию.

Изначально эта мраморная статуя, созданная итальянским гением в самом начале XVI столетия, вскоре после завершения ватиканской «Пьеты» , предназначалась для ниши над главным алтарем в сиенской часовне кардинала Франческо Пикколомини, чем объясняется некоторая непропорциональность скульптуры и направленные вниз взгляды Богоматери и младенца. Однако в процессе работы между скульптором и заказчиком возникли разногласия - Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым. В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге - Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони). В 1506 году, скульптурная композиция покинула пределы Италии, чтобы быть преподнесенной купцами в дар брюггской церкви Богоматери.

Небольшую статую, чья высота составляет всего 128 сантиметров, поместили в нише из черного мрамора капеллы Святого Причастия, а в 1768 году композиция была дополнена двумя боковыми скульптурами (автор - Питер Петерс), аллегорически представляющими Веру и Надежду. За несколько столетий «Мадонна Брюгге» дважды покидала столицу Западной Фландрии: после Французской революции, когда лихорадило всю Европу, и в 1944 году, когда отступавшие из города немцы смогли вывезти статую под матрасами в грузовике «Красного креста». Однако по завершении Второй мировой войны «Мадонна» вернулась на свое место. После нападения фанатика на ватиканскую «Пьету» в 1972 году (маньяк повредил скульптуру молотком) власти Брюгге в приняли решение защитить свою статую пуленепробиваемым стеклом.

«Мадонна Брюгге» по многим параметрам отступает от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, её взгляд устремлён в сторону. Классическая красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью, лиризмом и глубокой скорбью, как будто матери уже открылась предначертанные сыну крестные муки. Американский писатель Ирвинг Стоун в своем известном романе «Муки и радости», посвященном жизни и творчеству Микеланджело, описывает статую так: «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один».

Кажется, вот-вот дрогнут веки Марии, вздохнет ее грудь, прикрытая текучими складками одежд, сделает свой первый самостоятельный шаг младенец Иисус, во всем облике которого уже чувствуется скрытая мощь… «Мадонна Брюгге» - одна из самых правдоподобных, вдохновенных, «живых» работ великого Микеланджело.

Так как Брюгге теперь – абсолютно туристический объект, то город старается всячески поддерживать этот имидж. Достопримечательности повсюду!

Но есть тут и настоящая реликвия, которую городу посчастливилось получить в далеком 1506 году. Многие люди едут сюда, чтобы увидеть именно ее!

Мадонна Брюгге, Микеланджело

…В то время Брюгге процветал. Здесь жили очень богатые люди. Один из них – купец Мускрон (итальянское Москерони) однажды посетил Микеланджело в мастерской.

Москерони имел четкое представление о том, как должна выглядеть Богородица. Повторюсь, город был богатым и на каждом шагу его украшали статуи, роскошные храмы (которые местными жителями считались небольшими, районными, церквушками), в городе жило и работало множество живописцев. Поэтому Москерони был достаточно «подкованным» в искусстве человеком.

Но когда он увидел эту мраморную статую, он был потрясен и тут же решил купить ее у Микеланджело.

Особенности скульптуры Мадонны в Брюгге

…Здесь необходимо сделать отступление.

Композицию заказал у Микеланджело кардинал Пикколомини. Но в процессе работы возникли разногласия. Микеланджело принципиально хотел изваять младенца Иисуса обнаженным, тогда как кардинал считал это недопустимым.

Разногласия привели к тому, что кардинал, по всей видимости, отказался от скульптуры…

Что же так потрясло брюггерского купца и отвратило кардинала?

Те скульптуры Богоматери, что видел в своей жизни Москерони, отвечали всем религиозным канонам. Они были скромны, задрапированы множеством складок, под которыми даже не угадывались очертания тел, печальны. Мадонна, которая поразила купца в мастерской Микеланджело, была живой! Да, ее лицо выражало грусть, но это была живая грусть! Скульптура будто дышала. В ней жила сила!

Мадонна отступала от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, ее взгляд устремлен в сторону. Классическая красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью, лиризмом и глубокой скорбью.

Мадонна Брюгге, вблизи

«Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один». (Ирвинг Стоун, «Муки и радости»)

Первое, что бросается в глаза человеку, который впервые увидел эту работу и не знает ее истории, — ее непропорциональность. Посмотрите, какой большой младенец стоит рядом с матерью. Почему так произошло?

Неужели скульптор ошибся?

Дело в том, что статуя предназначалась для ниши над главным алтарем в часовне того самого кардинала, спорившего с мастером по поводу обнаженности Иисуса. Ниша размещалась на высоте 6 метров. Учитывая эту особенность, Микеланджело и изменил пропорции композиции. Кстати, по этой же причине, Мадонна и младенец смотрят вниз.

Как скульптура Мадонны попала в Брюгге?

Ничто это не смутило брюггерского купца. И он настойчиво просил продать ему эту работу. Микеланджело же имел свой маленький «бзик»: он не желал, чтобы его работы находились за пределами Италии.

Поэтому он назначил сумасшедшую по тем временам цену, надеясь, что купец отстанет от него – 100 дукатов.

И Москерони заплатил!

А скульптор не отступал!

В письме, датированном 13 январем 1506 года, Микеланджело просит своего отца оставить скульптуру в ящике, в семейном доме и никому не показывать.

Через полгода, 14 августа 1506 г., Джовани Балдуччи пишет из Рима во Флоренцию: “Я слышал, что Франческо дель Паглизе может отправить скульптуру в Виареджо, а оттуда во Фландрию. Если вы согласны с ценой пересылки, прошу вас отправить ее в Брюгге законным владельцам Яну и Александру Мускрон.”

В конце1506 года скульптура была перевезена в Брюгге.

“Мадонна с младенцем” стала единственной работой мастера, покинувшей пределы Италии при его жизни.

И сегодня это ее маркетинговая «фишка», которую вовсю эксплуатируют предприимчивые брюггерцы!

…Скульптура находится в правой части церкви, и отделена от всего помещения перегородкой. При входе стоит касса и всего за 3 евро вы можете пройти в отдельный зал и насладиться этим произведением искусства!

Билет, конечно же, не в церковь. Билет – в музей!

А вообще ее ценность, конечно, в другом. «Мадонна Брюгге» – одна из самых правдоподобных, вдохновенных, «живых» работ великого Микеланджело.

Источники: собственные впечатления, рассказ гида, специализированная литература

ВСЕ ФОТО

На выходных верующие в церкви Святого Петра в небольшом городке Ачерра под Неаполем стали свидетелями необычного явления.

Многие прихожане утверждают, что якобы видели, как статуя вдруг изменилась и сделала движение ногой, передает Tgcom .

Причем люди говорят, что это уже не первый подобный эпизод. За последние 15 дней статуя, якобы, двигалась уже несколько раз, но об этом умалчивали, чтобы было время это проверить и чтобы не поднимать лишнего шума.

Однако свиделями "чуда" на выходных стали много людей и новость разошлась за несколько часов. В церковь сразу же устремились люди, страдающие разными недугами, женщины, дети. Все они воссоединились в молитве возле статуи Мадонны. Люди заговорили о чуде.

"Я видел, как под платьем двигались ее ноги, будто она хотела пойти навстречу верующим. Колени двинулись вперед, сначала правая нога, затем левая, так что разгладились складки на мраморном платье. Это не иллюзия, многие это видели", - рассказывает один из свидетелей.

В течение нескольких дней все больше жителей городка, расположенного неподалеку от Неаполя, приходят к убеждению, что фигура Девы Марии движется, а многие готовы поклясться, прежде всего, группа женщин, которые несколько дней назад отметили изменение в силуэте Девы Марии, когда занимались уборкой в помещении церкви. Некоторые утверждают, что у статуи по-новому согнуты колени, другие говорят, что покрывало на Мадонне, также выполненное из мрамора, лежит непривычными складками.

Статуя Мадонны Ачерры начинает становиться коллективным феноменом и чудом, запечатленным мобильными телефонами, пишет Corriere della Sera . Верующие возглашают о чуде и, чтобы подкрепить свои слова, постоянно делают фото, прежде всего, при помощи мобильных телефонов, дабы задокументировать "изменения в положении" статуи (перевод на сайте Inopressa.ru).

Священник дон Оресте предпочитает занимать осторожную позицию: "Лично я ничего не видел, потому ничего не могу сказать". Однако он сразу же предупредил епископа епархии Ачерры, Джованни Ринальди, который еще не передал информацию в Ватикан: "Внутренне я в это не верю, но я оценю документы и свидетельства, чтобы принять решение о назначении комиссии".

"За 27 лет, что я нахожусь в этом городе, я впервые слышу о подобных вещах. Думаю, к этому явлению следует подойти крайне осторожно, как относятся к вещам, не поддающимся пониманию", - заявил изданию Mattino епископ Ачерры дон Антонио Рибольди.

Дон Рибольди следующим образом объясняет повышенное внимание верующих: "В мире столько страдания, и люди, в наибольшей степени предрасположенные к этому, хотят видеть в происходящем знак Божий".

Об этом сенсации стало так широко известно, что перед церковью Святого Петра в Ачерра собрались уже тысячи верующих. Толпа стала просто огромной, и пожарным пришлось закрыть двери церкви Святого Петра. Верующие, однако, не сдавались, и в воскресенье во время полуденной мессы базилика была переполнена людьми, уверенными в том, что видят чудо.

Между тем, как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на агентство АНСА, в понедельник церковь была все же закрыта для доступа паломников. Это было сделано по просьбе приехавших сюда специалистов, решивших в спокойной обстановке исследовать статую Девы Марии и понять, что же произошло.

Напомним, что несколько лет назад в Италии плакали небольшие гипсовые скульптурки Мадонн. Красную жидкость, которая лилась из глаз фигурок, брали на экспертизу. Ученые тогда заявили, что это была настоящая человеческая кровь.

Более того, статуэтки просвечивали рентгеном, но никаких пустот и тайных механизмов в них обнаружено не было.

Менее месяца назад в Италии заплакала кровавыми слезами статуя святого Пия , который, как считают итальянцы, умел творить чудеса при жизни и продолжает творить их после смерти. До сих пор причина этого явления остается загадкой.