Солдат-художник николай николаевич каразин. Каразин николай николаевич

120 лет назад в июле 1891г. Цесаревич Николай Александрович, возвращаясь из путешествия по странам Востока, посетил Омск, центр Степного генерал-губернаторства и столицу Сибирского казачьего войска.
По решению офицеров, чиновников и Войскового Наказного Атамана в дар Наследнику был принесен альбом картин со сценами из трехвекового служения сибирских казаков Престолу и России, начиная с победы Ермака над ханом Кучумом в 1582г. Их автором был замечательный художник, «боевой баталист», этнограф и писатель Николай Николаевич Каразин.



Он оставил нам огромное наследие: тысячи картин и рисунков, 20-томное собрание сочинений (6 романов, повести, рассказы, военные корреспонденции). Он считался «первым в России акварелистом и лучшим рисовальщиком-иллюстратором».
Сибирский альбом, как отмечал , сопровождавший августейшего путешественника, являл собою «двадцать семь разложенных по особым горкам акварельных рисунков из истории службы Сибирского казачьего войска».

Наследие Н.Н.Каразина на сегодня недоступно для широкого зрителя и читателя. Славный род Каразиных, давший России немало талантливых людей, остается фактически забытым.

КАРАДЖИ-КАРАЗИНЫ
Предками Каразиных были греки, дворянская фамилия Караджи. Семейство Караджи переселилось в Россию при Петре I. Его родоначальник, Григорий Караджи, был архиепископом г.Софии, нынешней столицы Болгарии.
Сын Григория - Александр при вступлении на воинскую службу был назван в списках с окончанием -ин. Он умер капитаном русской гвардии.
Сын его, Назар Александрович Каразин, также служил на военной службе. В 1767г. перед началом турецкой войны он был представлен Екатерине II как опытный инженерный офицер и получил поручение отправиться секретно в Турцию для снятия планов крепостей. Исполняя это поручение, он был пойман в Адрианополе и едва избежал участи быть посаженным на кол, успев убежать из заключения.
В Россию он вернулся не только со сведениями, которые ему было поручено добыть, но еще с 3 тысячами арнаутов, оставивших Турцию. Сделанный их начальником, Назар Каразин пошел с ними во главе русской армии, выступившей против турок. В 1768г. напал на Бухарест, выгнал оттуда турецкое войско и пленил валахского господаря Григория Гику с братом, сыном и придворными.
В чине полковника он вышел в отставку, получив в награду от Екатерины II населенные имения в Харьковской и Московской губерниях. Поселился он в имении села Кручик (Украина, нынешняя Харьковская обл.) и там женился на дочери есаула Харьковского полка Я.Я.Ковалевского – Варваре Яковлевне, принадлежавшей к древнему казацкому аристократическому роду.



Их сын и дед нашего героя Василий Назарович (1773-1842) был одним из образованнейших людей своего времени, просветителем и исследователем.

Оставшись сиротою на 11-м году от рождения, Василий подал графу П.A.Румянцеву-Задунайскому при проезде его через Харьков прошение о зачислении и военную службу. Просьба его была исполнена: юноша был зачислен в Кирасирский орденский полк, шефом которого состоял фельдмаршал Румянцев. По окончании учения в пансионе Каразин продолжал свое образование в Горном кадетском корпусе, где предался любимым своим занятиям - теоретическому и практическому изучению человека и природы. Уже здесь он приобрел многие сведения в точных науках, а так как занимался постоянно и впоследствии, то нередко он удивлял специалистов разнообразием своих знаний.
В 1791г. он был зачислен сержантом в лейб-гвардии Семеновский полк. Но, на службе он только числился, а продолжал свои занятия в Горном корпусе. «Страсть моя к науке и род философской жизни, какую я вести начал почти с детства моего, наконец, самое здоровье отвлекли от мысли о продолжении службы навсегда», - писал он в 1798г.

По восшествии на престол Александра I 27-летний Каразин совершает сумасбродный поступок. Пользуясь суматохой во время одного из придворных церемониалов, он пробирается в кабинет Императора и там оставляет на столе письмо на имя Государя. Письмо рисовало пред Царем программу либерального царствования, говорило о надеждах, возлагаемых Россией на молодого Императора


Александр I прочитал письмо и пришел в восторг от его идей и его пылкого и задушевного тона.
Письмо было без подписи. Александр решил отыскать автора. Случайно он поручил это дело члену Государственного совета Д.П.Трощинскому, под начальством которого числился Каразин. Тому стоило взглянуть на почерк, чтобы узнать автора, и он на другой же день привез во дворец Каразина.
Александр спросил Каразина:
– Ты написал эту бумагу?
– Я, государь! – отвечал Каразин.
– Дай обнять тебя и благодарить за благие твои пожелания мне и чувства истинного сына отечества! Продолжай всегда так чувствовать и действовать сообразно с этими чувствами. Продолжай всегда говорить мне правду! Я желал бы иметь побольше таких подданных!

Встреча с Александром произвела глубокое впечатление на Каразина. С этой минуты его симпатии к молодому государю превратились в самую горячую привязанность, которая сохранилась у него до самой смерти. Несмотря на Шлиссельбургскую крепость, в которую Каразин в конце концов попал за высказывания правды «другу своей души», как называл он Александра I.
К числу основных заслуг В.Н.Каразина следует отнести создание первого в Европе Министерства народного просвещения (1802 г.) и основание Харьковского университета (1804 г.), который ныне носит его имя.
В 1907 г. в Харькове на народные пожертвования был установлен памятник В.Н.Каразину, сейчас он стоит у входа в университет.

А еще В.Н.Каразин первым получил кристаллы, похожие на алмаз, при сжигании угля: «Случилось мне добыть не только род антрацита, но и другое чрезвычайно твердое вещество, в кристаллах, которое профессор Сухомлинов почел подходящим еще ближе к алмазу… Это было в январе или феврале 1823г.». Изобрел паровой двигатель без рычагов и поршней. Собственно, это был реактивный двигатель. А также паровое отопление. Он устроил его в с.Кручик и предложил таким способом отапливать дома в городах.
У В.Н.Каразина было 7 детей: дочь Пелагея и сыновья Василий, Георгий, Филадельф, Александр, Николай, Валериан. Отец нашего героя, Николай Васильевич (1816-1874), в числе четверых из шести братьев, последовал по стопам Назара Александровича, сделав военную карьеру.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ
Николай Николаевич Каразин родился в Харькове в день смерти своего великого деда, 4 ноября 1842г. Его судьба – в каком-то смысле генетическая квинтэссенция своего рода.
До 10-летнего возраста Николай воспитывался в семье, в подмосковном имении Анашкино. Его бабушка Александра Васильевна была внучкой историка И.И.Голикова, автора 12-томного труда «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам». Вместе с имением она получила в приданое собранную дедом прекрасную библиотеку.
Десяти лет мальчика отдали во 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862г. он был выпущен офицером в Казанский драгунский полк. Участвовал в замирении польского восстания 1863г., получив первую боевую награду - орден Святой Анны IV степени.
Проявившаяся с детских лет тяга к рисованию привела Каразина в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, куда он поступил в 1865г., выйдя в отставку. Его наставником в батальной живописи стал проф. Б.П.Виллевальде, взрастивший не одно поколение известных художников (у него учились Л.Ф.Лагорио и А.И.Шарлемань, Н.К.Рерих и М.О.Микешин, автор проекта памятника «Тысячелетие России»).


Однако жажда деятельности и романтика дальних странствий вскоре взяли верх, и спустя два года Н.Н.Каразин, испросив назначение в Туркестан, получил должность поручика в одном из линейных стрелковых батальонов.
В походе против Бухары он командовал ротой, неоднократно отличался в боях. Получил орден св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, чин штабс-капитана и денежную награду.
В жестоком сражении на Зерабулакских высотах 2 июня 1868г. во главе своего полубатальона он бросился в наступление и стремительными атаками сковал главные силы эмира. В рукопашной битве ударом приклада была сломана его сабля.
После боя туркестанский генерал-губернатор К.П.Кауфман заметил Каразину, продолжавшему сжимать в руке эфес: «Вы испортили свое оружие», - и тут же пообещал: «Хорошо, я пришлю вам другое». И на следующий же день изумленный штабс-капитан получил наградное золотое оружие с надписью «За храбрость».

В Средней Азии Каразин познакомился с замечательными людьми. Здесь командовал 9-й сибирской казачьей сотней штаб-ротмистр М.Д.Скобелев, воевал В.В.Верещагин, автор знаменитого туркестанского цикла картин. Здесь же Каразин впервые встретился и с сибирскими казаками, прошедшими Туркестанские походы плечом к плечу с пехотой линейных батальонов.

В 1870г. после покорения Бухары капитан Каразин вновь выходит в отставку, теперь уже навсегда. Он начинает активно работать и как художник, и как писатель, сотрудничает в ведущих иллюстрированных журналах. Дважды, в 1874 и 1879гг. оставляет столичную жизнь и отправляется в качестве рисовальщика в составе среднеазиатских экспедиций Русского географического общества. Как военный корреспондент-иллюстратор участвует в русско-турецкой войне 1877-1878гг. Параллельно пишет романы, повести, очерки и рассказы, а также детские сказки, которые сам и иллюстрирует.

Приходят признание в России и за рубежом, экспозиции в лучших выставочных залах и престижнейшие награды. В 1880-х гг. по Высочайшему заказу Каразин создает цикл картин на темы Хивинского и Бухарского походов - их затем поместили в галереи Зимнего дворца.
Он же иллюстрирует изданный князем Э.Э.Ухтомским роскошный трехтомник «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича (1890-1891)».

Последние полтора года жизни Николай Николаевич провел в Гатчине, где жил на ул.Люцевской (Чкалова) в д. 37. Здесь он и скончался 6 декабря (ст.стиль) 1908г. в зените славы, имея звание академика Императорской Академии художеств.

СИБИРСКИЙ АЛЬБОМ
Предметы, привезенные Цесаревичем Николаем Александровичем из путешествия, в течение двух лет хранились в Аничковом и Зимнем дворцах, а зимой 1893/94г. экспонировались на благотворительной выставке в залах Эрмитажа. По свидетельству все того же кн.Э.Э.Ухтомского, в сибирском отделе выставки, были представлены и «сцены из векового служения казачьих войск Престолу и России».

Дальнейшая судьба оригиналов акварелей Каразина не вполне ясна. А.М.Белокрыс обнаружил часть из них в Музее книги РГБ в ящике темно-коричневого дерева с гравировкой на металлической табличке: «Августейшему Атаману. Картины из истории службы Сибирского казачьего войска. 1891 г.» .
Кажется, в рамках некого проекта «Встреча на границах», ряд акварелей альбома попал в Библиотеку Конгресса США. Привожу их изображения с сайта библиотеки . Достойно сожаления то, что фамилия художника там превратилась в «Казарин» и в таком виде перекочевала в некоторые отечественные посты.


Въезд плененного Кучумова семейства в Москву в 1599г. По приказу царя Бориса Годунова именитое семейство (8 жен, 8 дочерей, 5 сыновей и жен последних с детьми) Москва встречала в соответствии с прежним их высоким положением


XVII столетие. Казаки у проведывания новых землиц


Последний кучумовский разгром 1598г.


Пра-пра-бабушки сибирских казаков. Прибытие партии "женок"


Объясачение Средней киргиз-кайсацкой орды. Царский указ


Казаки при постройке линейных крепостей - оборонительных сооружений по Иртышу, возводимых в первой половине XVIIв.


Первая половина XVIIIв. Церемония встречи китайского амбаня смотрителем войсковой Бухтарминской рыбалки


Ямская и конвойная служба в степи


Военно-поселенческая служба. Встреча начальства.


Разведки сотника Волошенина в Семиречьи и Илийской долине в 1771г. Представление илийскому цзянь-цзюну


Пугачевщина в Сибири. Поражение скопищ самозванца под Троицком 21 мая 1774г.


Сибирские казаки в гвардии. Представление Императору Николаю Павловичу в Михаиловском дворце в 1833г.


Иноплеменные предки сибирских казаков. Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона в 1813г.

Каразин Николай Николаевич

К аразин (Николай Николаевич) - художник-этнограф и писатель, родился в 1842 г., внук (см.). 20 лет поступил в войска туркестанского военного округа, пробыл в средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях. Принимал участие в ученой экспедиции на Амударью, давшую ему возможность собрать богатый этнографический и альбомный материалы. Выйдя в отставку (1871), посвятил себя литературной и художественной деятельности. Каразин - автор многих романов, повестей и очерков, преимущественно рисующих среднеазиатскую жизнь; многие из них сначала появились в журнале "Дело" 1880-х годов. Отдельно вышли: "В пороховом дыму" (Санкт-Петербург, 1886; на немецком языке "Der Zweibeinige Wolf", 1876); "В камышах" (2-е издание, Санкт-Петербург, 1879) "Варвара Лепко и ее семья" (Санкт-Петербург, 1879); "На далеких окраинах" (Санкт-Петербург, 1875), "Погоня за наживой" (Санкт-Петербург, 1876); "Тигрица" (2-е издание, Москва, 1882; повесть из ненапечатанных "Странствований и встреч", Каразин); "От Оренбурга до Ташкента" (с иллюстрациями, Санкт-Петербург, 1886); "Хивинский поход" (Санкт-Петербург, 1882); "Ак Томак. Очерки нравов центральной Азии" (переведено на немецкий язык И. Куртцем: "Deut. Rundschau", 1875). Под редакцией Каразина и с его иллюстрациями появились два издания "Ченслера"; Жюля Верна (1875 и 1876); он издал альбом "Из русской жизни". "Повести, рассказы и очерки" Каразина вышли в Санкт-Петербурге, в 1874 г. В своих литературных произведениях Каразин больше стремится к эффектности и занимательности, чем к художественной и этнографической правде. Одновременно с появлением своим на литературном поприще, он выступил перед публикой в качестве рисовальщика и виньетиста. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во "Всемирной Иллюстрации" за 1871 г. С тех пор он не перестает снабжать иллюстрациями русские, а отчасти иностранные издания, изображая преимущественно баталические и этнографические сюжеты, смело трактуя также и темы всякого другого рода. Число нарисованных им картинок, эскизов и виньеток огромно. Они свидетельствуют о несомненной талантливости художника, который, однако, слаб по части рисунка и гонится больше всего за бойкостью техники и эффектностью композиции, в ущерб правде и серьезности содержания. Всего лучше удается ему пейзажный элемент, хотя и он бывает по большей части преувеличенно-эффектен. Тоже самое должно сказать и о многочисленных акварелях, вышедших из-под кисти Каразина. В последнее время (с 1887) он стал пробовать свои силы в живописи масляными красками: но в ней недостатки художника еще заметнее, чем в его прочих произведениях.

Каразин, Николай Николаевич

Художник-этнограф и писатель; род. в 1842 г., внук В. Н. Каразина (см.). 20-ти лет поступил в войска Туркестанского военного округа, пробыл в Средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях. Принимал участие в ученой экспедиции на Амударью, давшую ему возможность собрать богатый этнографический и альбомный материалы. Выйдя в отставку (1871), посвятил себя литературной и художественной деятельности. К. автор многих романов, повестей и очерков, преимущественно рисующих среднеазиатскую жизнь; многие из них сначала появились в журнале "Дело" 1880-х гг. Отдельно вышли: "В пороховом дыму" (СПб., 1871); "Двуногий волк" (1 изд. СПб., 1886; на нем. яз. "Der Zweibeinige Wolf", 1876); "В камышах" (2 изд., СПб., 1979) "Варвара Лепко и ее семья" (СПб., 1879); "На далеких окраинах" (СПб., 1875)" "Погоня за наживой" (СПб., 1876); "Тигрица" (2 изд. М., 1882; повесть из ненапеч. "Странствований и встреч" К.); "От Оренбурга до Ташкента" (с иллюстрациями, СПб., 1886); "Хивинский поход" (СПб., 1879, альбом хромолитографий); "С севера на юг" (1875); "В низовьях Аму" (1875); "Андрон Голован" (с иллюстрациями, СПб., 1882); "Ак Томак. Очерки нравов Центр. Азии" (пер. на нем. яз. И. Куртцем: "Deut. Rundschau", 1875). Под редакцией К. и с его иллюстрациями появились два изд. "Ченслера" Жюля Верна (1875 и 1876); он издал альбом "Из русской жизни". "Повести, рассказы и очерки" К. вышли в СПб. в 1874 г. В своих литературных произведениях К. больше стремится к эффектности и занимательности, чем к художественной и этнографической правде. Одновременно с появлением своим на литературном поприще он выступил перед публикой в качестве рисовальщика и виньетиста. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во "Всемирной иллюстрации" за 1871 г. С тех пор он не перестает снабжать иллюстрациями русские, а отчасти иностранные издания, изображая преимущественно баталические и этнографические сюжеты, смело трактуя также и темы всякого другого рода. Число нарисованных им картинок, эскизов и виньеток огромно. Они свидетельствуют о несомненной талантливости художника, который, однако, слаб по части рисунка и гонится больше всего за бойкостью техники и эффектностью композиции в ущерб правде и серьезности содержания. Всего лучше удается ему пейзажный элемент, хотя и он бывает по большей части преувеличенно эффектен. То же самое должно сказать и о многочисленных акварелях, вышедших из-под кисти К. В последнее время (с 1887) он стал пробовать свои силы в живописи масляными красками, но в ней недостатки художника еще заметнее, чем в его прочих произведениях.

{Брокгауз}

Каразин, Николай Николаевич

Художник и писатель, известный своими батальн. картинами и в.-беллетр. произведениями, внук изв. обществ. деятеля, основателя Харьк. унив-та, Вас. Наз. Каразина. Род. в 1842 г. Воспитывался во 2-м Моск. корпусе, из которого в 1862 г. был выпущен в офицеры в Казан. драг. п. С полком К. участвовал в усмирении польск. мятежа 1863-1864 гг. и за отличие в делах близ м. Порицка и у Вольчьего поста был награжден орд. св. Анны 4 ст. с надп. "За храбрость". С детства чувствуя большое влечение к живописи, К. в 1865 г. вышел в отставку с чином штабс-капитана и поступил в Академию художеств. где 2 г. работал под руководством изв. баталиста Виллевальде. В 1867 г. К. покинул академию, чтобы принять участие в походе в Бухару. Определенный вновь на службу поручиком в 5-й Туркест. лин. батальон, К. отправился в Туркестан и, командуя ротой, отличился в боях при с. Ухить и Хаять, при штурме Самарканд. высот, под Ургутом и при Кара-Тюбе. За эти дела К. получил орд. св. Владимира 4 ст. с бант., чин штабс-капитана и денеж. награду. Но особое мужество он проявил в бою на Зерабулакских высотах (2 июня), где во главе своего полуб-на, по приказу генерала Кауфмана, повел наступление и стремительн. атаками задержал гл. силы бухарцев. В этом упорн. и трудн. бою К. пришлось участвовать в рукопаш. схватке, во время которой ударом приклада у него была сломана сабля. Когда по окончании боя генерал Кауфман увидел у К. в руке только один эфес сабли, то сказал ему: "Вы испортили свое оружие; хорошо, я пришлю вам другое". На след. день К. получил зол. оружие с надп. "За храбрость". В 1870 г. К. был переведен в 4-й Туркест. лин. батальон и в том же году вновь вышел в отставку с чином кап-на и мундиром. С этого времени начинается литерат. и худож. деятельность К., которой он и посвятил затем всю свою жизнь. Крайне впечатлит-ный и наблюдат-ный, К. с особ. интересом истин. художника присматривался к новой для него природе Сред. Азии, к типам и нравам туземцев. Воен. походы дали ему возм-сть близко изучить быт рус. солдата. В 1874 и 1879 гг. К. как знатоку края было предложено Рус. геогр. общ-вом принять участие в научн. экс-циях в Центр. Азии для исслед-ния бассейна Аму-Дарьи. За рисунки, которые были приложены к журналам этих экспедиций, К. были присуждены высшие награды на географич. выставках Парижа и Лондона. В серб. и рус.-тур. войны К. (1877 и 1877-1878) был воен. корресп-том-иллюстратором. Его наброски пером, карандашом и акварелью с натуры давали яркую картину поход. и боев. жизни наших войск на балкан. театре воен. действий. Эти иллюстрации печатались в лучш. загранич. изданиях и доставили К. широкую известность. В 80-х гг. прошл. столетия К., по Выс. повелению, был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам, которые ему было поручено написать на темы из похода рус. войск в Хиву и Бухару. Результатом этой командировки было создание К. 7 больших батальн. картин: "Взятие Ташкента", "Взятие Самарканда", "Взятие Махрама", "Поход через пески в Хиву", "Первое появление рус. войск на Аму-Дарье", "Зерабулак" и "Взятие Геок-Тепе". Все эти картины находятся в галереях Зимн. дворца. Однако не батальн. полотнами завоевал себе громкое имя К. Нервный по натуре, живой, подвижный и вечно деятельный, он не любил писать маслом больш. картины, которые требуют долгой и усидч. работы. Свою славу первого в России акварелиста и лучшего рисовальщика-иллюстратора он заслужил своими бесчисл. работами акварелью, карандашом и пером. Обладая богатой творч. фантазией и огромн. художеств. вкусом, К. отличался необыкнов. быстротой и легкостью в работе. Трудоспособность и продуктивность его были изумительны. Мир произведений К. - пре-имущ-но наши вост. окраины. Природа сред. Азии и азиат. типы - любимый сюжет его художеств. произведений. В акварел. живописи К. создал свой особ. стиль. Его картины и рисунки можно сразу узнать: сильные светов. эффекты, яркие контрасты, особенный неск. мрачный колорит, великолепная композиция и бесконечная фантазия. С особым мастерством К. изображал лошадей, в чем с ним мог соперничать только Сверчков. Литер. произведения К. составляют 25 том. Больш-во его повестей и рассказов посвящено художеств. изображению жизни на нашей окраине ср.-азиат. востока. Лучшими и наиб. известными из повестей считаются: "На далеких окраинах", "Погоня за наживой", "Двуногий волк", "В камышах" и др. В них много места уделено и воен. событиям из эпохи завоевания туркест. края. Один из крупнейш. романов К. - "В порохов. дыму" - посвящен войне за освобождение Сербии. До конца жизни К. не порывал связи с воен. кругами, с особ. любовью вспоминал свою боев. и поход. жизнь и хотя не носил воен. мундира, но никогда не расставался с знаками своих боев. отличий. За неск. лет до смерти К. за свои заслуги в рус. живописи получил почетн. звание академика. Умер в 1908 г.

{Воен. энц.}

Каразин, Николай Николаевич

Беллетрист. Род. в дворянской семье. В период колонизаторской экспансии России в Средней Азии непосредственно участвовал в качестве офицера в военных действиях, принимал участие в ученой экспедиции на Аму-Дарью, доставившей ему богатейший этнографический материал.

С 1871 всецело посвятил себя лит-ой деятельности. Большинство его произведений было напечатано в 80-х гг. в журн. "Дело". Лучшие из них - "На далеких окраинах", "Погоня за наживой", "С севера на юг", "Двуногий волк", "В камышах". К. изображал купцов, предпринимателей, аферистов, которые бросились в Среднеазиатские владения в погоне за легкой наживой. Жестокая борьба этих рыцарей первоначального накопления друг с другом на почве конкуренции - обычная тема его произведений. К. менее всего интересуется угнетенными и бесправными "инородцами". Среди русских писателей прошлого он - один из немногих - является ярким представителем колониального романа. У К. заметно пристрастие к кричащим эффектам и мелодраматической фабуле.

Приключенческие романы К. охотно читались подростками. Специально для детей им написаны три книги, прекрасно изданные, с рисунками автора. Наиболее интересна не потерявшая своего значения и до сих пор повесть из жизни в сибирской тайге "Андрон Голован". В свое время была популярна большая повесть Каразина "С севера на юг" - яркое изображение природы по пути перелета журавлей от Осташковых болот до верховьев Нила.

Библиография: I. Полное собр. сочин., 20 кн. (12 тт.), изд. П. Сойкина, СПб., 1905 (прилож. к журн. "Природа и люди").

ІІ. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910.

{Лит. энц.}


. 2009 .

Смотреть что такое "Каразин, Николай Николаевич" в других словарях:

    - (1842 1908) русский художник баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов. Внук общественного деятеля, основателя Харьковского университета, Василия Назаровича Каразина и известного русского историка, автора «Деяний Петра … Художественная энциклопедия

    Каразин (Николай Николаевич) художник этнограф и писатель, родился в 1842 г., внук В.Н. Каразина (см.). 20 лет поступил в войска туркестанского военного округа, пробыл в средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских … Биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Каразин. Николай Николаевич Каразин Николай Николаев … Википедия

    Каразин, Николай Николаевич - КАРАЗИНЪ, Николай Николаевичъ, художникъ и писатель, извѣстный своими батальн. картинами и в. беллетр. произведеніями, внукъ изв. обществ. дѣятеля, основателя Харьк. унив та, Вас. Наз. К. Род. въ 1842 г. Воспитывался во 2 Моск. к сѣ, изъ к раго… … Военная энциклопедия

    Художник этнограф и писатель, род. в 1842 г., внук В. Н. Каразина (см.). 20 лет поступил в войска Туркестанского военного округа, пробыл в Средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях. Принимал участие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (1842 1908) русский художник, академик живописи, и беллетрист, участник научной экспедиции на Аму Дарью. Представитель колониального романа … Словарь литературных типов

    Каразин, Николай Николаевич Николай Николаевич Каразин в 1863 1865 гг. Работы на Викискладе Николай Николаевич Каразин (1842 1908) русский художник баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов. Внук обществе … Википедия

    Николаевич Николай Николаевич Каразин в 1863 1865 гг. Работы на Викискладе Николай Николаевич Каразин (1842 1908) русский художник баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов. Внук обществе … Википедия

    Профессор Харьковского университета. Родился около 1774 г. в Нанси, умер в глубокой старости. Бывший аббат и доктор философии Парижского университета, он был выходцем из Франции и сам называл себя жертвой французской революции. Поступив на службу … Большая биографическая энциклопедия


России XIX века была насыщенной, драматичной и щедрой на события. Впрочем, как и предыдущие столетия. Весь этот колоссальный пласт событий и фактов нашел свое отображение не только в сухих строках государственной документации с ее казенным слогом или в черно-белых газетных иллюстрациях. Русская литература и живопись, как в зеркале, отобразили масштабы перипетий исторического развития государства и общества. И закономерно, что наряду с другими жанрами изобразительного искусства развивалась и баталистика. Целая плеяда талантливых авторов создавала полотна на этом поприще. Среди них есть те, кого требовательная история поставила в первые ряды, и те, кто остались в ее тени. И если, например, славное имя Василия Васильевича Верещагина обрело мировую известность, то не менее талантливый художник Николай Николаевич Каразин знаменит куда как меньше. Хотя оба этих мастера много сделали для увековечивания русской истории и освоения Средней Азии в частности – они оба побывали там, обоим пришлось держать в руках едва ли реже, чем кисть. Николай Николаевич Каразин, офицер, художник, литератор и публицист, несомненно, имеет право на память и признание заслуг своими соотечественниками.


Греческая династия

Родился будущий художник, названный при рождении Николаем, в семье Каразиных 27 ноября 1842 года в Ново-Борисоглебской слободе Богодуховского уезда Харьковской губернии. Незадолго до рождения внука скончался его дед, Василий Назарович Каразин, известный тем, что был основателем Харьковского университета. Семья Каразиных имела греческие корни. Григорий Караджи, архиепископ Софии – один из представителей этого рода. В царствование Петра I семейство Караджи перебралось в Россию. В дальнейшем выходцы из Греции предпочитали духовной карьере – военную. Сын Григория Александр при поступлении на военную службу в соответствующие документы был записан с суффиксом «-ин», более привычным для русского слуха. Так Караджи стали Каразиными.

Следующий представитель рода Назар Александрович Каразин удостоился внимания императрицы Екатерины II. В 1767 г., когда отношения между Россией и Оттоманской Портой балансировали на грани войны, которая, впрочем, вскоре и началась, Назара Каразина отправили в Турцию с разведывательной миссией – добыть информацию о вражеских укреплениях, в первую очередь крепостей. Он являлся к тому времени опытным в инженерном деле офицером, имел соответствующие для этого знания. Во время исполнения задания в Адрианополе Назар Каразин был арестован турками, и его ждала жестокая казнь как шпиона вражеского государства. Однако разведчику удалось благополучно бежать. Впоследствии Назар Каразин принял активное участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг., командуя отрядом арнаутов. За заслуги императрица Екатерина II пожаловала ему чин полковника и земельные наделы в Харьковской и Московской губерниях.

Сын Назара Каразина Василий Назарович, как и его предки, также избрал военную карьеру, был зачислен в кирасиры. Позже продолжил службу в Лейб-гвардии Семеновском полку, одновременно учась в Горном кадетском корпусе. Получил хорошее и разностороннее образование. Вскоре после внезапного воцарения молодого императора Александра I, занявшего трон после шитого белыми нитками дворцового переворота, Василий Назарович пробрался в кабинет царя и оставил на его столе большое анонимное письмо, где подробно излагал собственные взгляды на необходимость либеральных преобразований в Российской империи. Александру без особого труда удалось разыскать автора самодеятельного политического трактата, и впоследствии между ним и Василием Каразиным установились довольно теплые отношения. Император имел слабость к либерализму, однако больше предпочитал теоретизировать в кружке доверенных приближенных, нежели осуществлять масштабные практические преобразования.

К заслугам Василия Каразина можно отнести инициативу создания Харьковского университета, пятого в Российской империи, поддержку идеи Министерства просвещения и работу в нем. Впоследствии, однако, интерес императора к Каразину остыл – европейские дела и надвигающаяся война с Наполеоном заслонили игры в либерализм. За острую критику властей Василий Каразин в 1820–1821 гг. находился под стражей в Шлиссельбургской крепости. Затем жил в своем имении, где тоже не сидел без дела: у него была метеорологическая станция, химическая лаборатория и опытное поле. Умер незадолго до рождения своего внука, достойного продолжателя рода Каразиных.

Солдат и художник

Выбор жизненного пути у мальчика был традиционным – военная карьера. До 10-летнего возраста проживал в подмосковном имении семьи Анашкине. Позже был определен на учебу во 2-й Московский кадетский корпус, который и окончил в 1862 г. Молодой человек получил назначение в Казанский драгунский полк. Традиционное для большинства молодежи желание – поучаствовать в настоящем деле – было скоро исполнено. В 1863 г. в Польше поднимается восстание. Этот западный регион империи традиционно не отличался спокойствием, хоть до поры до времени и не являлся полноценной горячей точкой, как, например, Кавказ. Однако именно риск очередного восстания вынуждал русское командование держать крупные контингенты войск в Польше даже в самые критические моменты обороны Севастополя.

В мае 1856 г., вскоре после окончания Крымской войны, Александр II посетил Варшаву, где встретился с представителями дворянства и духовенства. Речь императора была миролюбивой, однако он несколько раз предостерег поляков от несбыточных надежд о независимости, которую нельзя ни осуществить, ни удержать. Паны кивали, но держали в уме соответствующие выводы. Желание непременно возродить Речь Посполитую, да еще и в границах 1772 г., было гораздо более действенным, нежели довольно умеренная политика Петербурга в отношении своих польских территорий. Новый губернатор Михаил Горчаков, сменивший жесткого Паскевича, был мягок в своих поступках и не ленился нередко ходатайствовать о своих подопечных императору – мол, сильно их прижали, и надо бы добавить свобод и вольностей. Однако польская сторона воспринимала взвешенную и умеренную политику России в их отношении как проявление слабости. Идеи вооруженного мятежа были наиболее популярны в дворянской и мещанской среде, причем цели нового восстания были традиционны – реставрация Речи Посполитой. Обстановка накалялась: росло количество выступлений в городах, в Польшу были введены дополнительные войска.

В 1862 г., в тот год, когда Каразин начал свою службу в Казанском полку, в Царстве Польском в качестве попытки разрядки ситуации, была проведена широкая амнистия в первую очередь политических заключенных. В ответ были совершены покушения на губернатора, генерал-адъютанта Александра Николаевича Лидерса и Великого князя Константина Николаевича. Ситуация продолжала скатываться к глубокому кризису, который в январе 1863 г. вылился в вооруженное восстание. Повод к нему нашелся в виде рекрутского набора, куда планировалось забрать большое количество участников уличных беспорядков. Польша загорелась – ответные меры были приняты незамедлительно. На территории Царства Польского было введено военное положение, и в дополнение к шести пехотным и трем кавалерийским дивизиям Варшавского военного округа туда были срочным порядком переброшены дополнительные силы. В их числе и находился Казанский драгунский полк, где к тому времени проходил службу Николай Каразин.

В отличие от восстания 1830–1831 гг., когда русским войскам приходилось иметь дело с частями регулярной армии Царства Польского, ход нынешних боевых действий больше напоминал крупномасштабную партизанскую войну. Польские повстанцы действовали крупными отрядами от нескольких сот до нескольких тысяч человек, лишь эпизодически координируя свои действия. Большинство сельского населения не поддержало выступление, и основное ядро повстанцев составляли горожане, мелкая шляхта и католическое духовенство.

Действия России в Царстве Польском, являющиеся внутренним делом империи, вызвали резкое и нездоровое оживление среди «западных партнеров». Уже в конце февраля британский посол в Петербурге лорд Фрэнсис Нейпир вручил далекую от дипломатической вежливости ноту, выражающую даже не озабоченность, а крайнее раздражение политикой Александра II. Складывалось впечатление, что русского императора воспринимали в Лондоне как некоего мелкого вождя, которому следовало дать указания, как правильно управлять собственным племенем. Как бы разговаривали с русским послом в Англии, если бы он в Министерстве иностранных дел начал давать указания, как правильно управлять Индией, и какие законы надо принять в Австралии? Ропот в европейских столицах нарастал – к дипломатическому обстрелу ведомства Горчакова охотно подключились Париж и Вена. Папа Римский Пий IX написал царю письмо, сетуя на «гонения» против католического духовенства, и просил для поляков уступок. Подтянулись мелкие игроки – с просьбами заключить перемирие с повстанцами и прекратить кровопролитие выступили Испания, Швеция, Нидерланды и Турция. Удивительно, что когда просвещенная Англия без устали и каких-либо сантиментов проливала потоки крови в Индии, ни у кого почему-то не возникло и мысли созвать хоть какую-нибудь конференцию.

К лету 1863 г. ситуация стала приобретать угрозу общеевропейской войны – лишь Пруссия с пониманием относилась к подавлению польского мятежа. Дипломатический язык Англии, Франции и Австрии стал более резок и требователен. Ноты, вручаемые Горчакову, все больше походили на плохо завуалированные ультиматумы. Канцлер писал большие, развернутые ответы, подробно описывая позицию Петербурга по данному вопросу. Польские повстанцы терпели поражение за поражением, исход выступления уже не вызывал сомнений, однако напряженность в отношениях с западными странами росла. Там пока не подозревали о мощном козыре, который должен был предъявить Александр II в критический момент. Еще в начале 1863 г. глава Морского министерства адмирал Николай Карлович Краббе предложил императору выслать к берегам Америки и, если потребуется, в другие регионы крейсерские эскадры. В Североамериканских штатах шла Гражданская война, где англичане и французы первоначально явно сочувствовали конфедератам. По замыслу Краббе, в случае начала боевых действий русские корабли должны были выйти на атлантические и тихоокеанские коммуникации, всячески вредя английской и французской морской торговле и нарушая коммуникации. Атлантической эскадрой должен был командовать контр-адмирал Степан Степанович Лесовский, а тихоокеанской – контр-адмирал Андрей Александрович Попов.

В обстановке строгой секретности оба соединения двинулись к берегам Америки, причем часть кораблей шла порознь. Готовящиеся к войне против России просвещенные мореплаватели ничего не заметили и в конце сентября – начале октября 1863 г. прибыли в Сан-Франциско и Нью-Йорк. Появление русских кораблей в ключевых портах американского побережья было встречено мрачной сенсацией на лондонских биржах и в деловых кругах. Дипломатическая нота, содержавшая уже прямые угрозы в адрес России, была задержана англичанами на полпути – в Берлине. Почуяв неладное, быстро ушла в тень Австрия, не желая мериться силами с могучим противником. Оставшись фактически в одиночестве, Наполеон III помахал воинственно дядюшкиной шпагой, да и вложил ее в ножны – дорогостоящая Мексиканская экспедиция и нарастающий внутренний кризис делали ее в этих условиях слишком тяжелой.

Войны в этот раз удалось избежать – к 1864 г. восстание в Польше было подавлено. За боевые действия и отличие в сражениях у Волчьего Поста и Порицка в составе Казанского драгунского полка Николай Николаевич Каразин был награжден своей первой наградой – орденом Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». С детства имеющий склонность к рисованию и испытывающий тягу к этому виду искусства, молодой человек принял решение заняться живописью более организованно и основательно. В 1865 г. после окончательной стабилизации обстановки в Польше он выходит в отставку в звании штабс-капитана и поступает на учебу в Императорскую академию художеств. В октябре этого года он был зачислен в ее ряды как вольноопределяющийся.

Каразин постигает науку живописи под руководством заслуженного мастера батального жанра Богдана Павловича Виллевальде. Дело в том, что из всего многообразия жанров в изобразительном искусстве Каразина изначально привлекала баталистика. Теперь же, после польской кампании, у него хватало впечатлений и переживаний от увиденного воочию. Богдан Виллевальде, сын баварского эмигранта, удостоенный в 1859 г. высокого звания профессора, начинал свою карьеру художника у знаменитого Карла Брюллова. Впоследствии оттачивал мастерство за границей – в Германии. Был знаменит на момент ученичества Каразина своим циклом масштабных работ, посвященных периоду Наполеоновских войн: например, впечатляющими по размеру и размаху полотнами, отображающими крупнейшие сражения кампаний 1813–1814 гг. («Кульм», «Лейпциг», «Перед Парижем»). Учиться у такого признанного мастера было престижно и полезно.

Однако через год учебы у Каразина возник достаточно серьезный конфликт с ректорами Академии. Его курс получил задание написать сюжет на библейскую тему, в частности «Посещение Авраама тремя ангелами». Каразин изобразил эту сцену со своей точки зрения, довольно просто и без лишнего пафоса: возле палатки за столом с Авраамом сидят трое странников, а его жена Сара прислуживает им. Академическое жюри высказало замечание, что автор изобразил ангелов без крыльев. На что Каразин написал на рисунке: «Потому что считал Авраама догадливее академиков, и что если бы он увидел ангелов с крыльями, то тотчас же догадался бы, кто они такие». Произошел скандал, и молодого человека исключили из Академии художеств в 24 часа. Так что карьеру художника пришлось отложить, и Николай Николаевич принимает решение вновь вернуться в ряды императорской армии. Россия вела активную политику в Средней Азии, Восток манил к себе экзотикой и неизвестностью. Древние города, архаичные феодальные ханства, пестрый и колоритный быт местного населения. И, увы, неизменным фоном этой живописной обстановки была война. В 1867 г. Каразин возвращается в армию. В чине поручика его определяют в 5-й линейный туркестанский батальон, и он отбывает к месту службы – в Среднюю Азию.

В Туркестане

Средняя Азия считалась в русской армии чрезвычайно трудным местом службы в силу удаленности от центров государства, особенности местных неблагоприятных условий, включающих жаркий климат и непростые отношения с местным населением. Однако все эти препоны не остановили храброго и талантливого человека.


Каразин Н. Н. «Ямская и конвойная служба в степи»

К моменту приезда Каразина Средняя Азия была одним из сосредоточений русской политики. В 1867 г. было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, во главе которого в том же году стал деятельный и энергичный генерал-адъютант Константин Петрович Кауфман. Растревоженные активным проникновением в Центральную Азию, местные ханства не без помощи и советов островных «западных партнеров» предпринимали различные враждебные действия против русских территорий – частыми были набеги и стычки. После занятия в 1865 г. Ташкента бухарский эмир отправил в Петербург посольство с требованием очистить этот город и вместе с ним еще и Чимкент, в противном случае бухарцы угрожали объявлением джихада.

Русское военное командование в лице генерала Николая Андреевича Крыжановского, наделенного широкими полномочиями, решило разобраться на месте, не выходя на столичный уровень. Тем более, Ташкент никто оставлять не собирался. Бухарский посол был задержан в Казалинске, а к эмиру Музаффаруддину была направлена дипломатическая миссия во главе с чиновником министерства иностранных дел Струве. Бухарский правитель фактически взял посланников в заложники и стал требовать пропустить своего представителя в Петербург. В ответ на это была предпринята военная экспедиция против важного в стратегическом отношении города Джизака. 11 сентября 1866 г. двухтысячный отряд генерала Дмитрия Ильича Романовского осадил этот хорошо укрепленный город и через 7 дней в результате очень кровопролитного штурма овладел Джизаком. Музаффар был вынужден пойти на переговоры и отправить своих послов в Оренбург. Переговоры затянулись, и как раз в это время и было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, во главе которого был назначен Константин Петрович Кауфман.

В 1867 г., когда Николай Каразин прибыл в Туркестан, между Россией и Бухарой был, наконец, подписан мирный трактат. Но обстановки это не разрядило – разбойничьи шайки бухарцев совершали регулярные нападения, грабили караваны, совершали налеты на русские военные посты. Кауфман направил Музаффаруддину вежливое письмо с просьбой разобраться в поведении собственных подданных и принять меры. Эмир начал откровенно тянуть время, потом прибыл его посланник, который не мог сказать ничего конкретного, кроме витиеватых восточных речей. Нападения на русские территории продолжались, а в начале 1868 г. Музаффару надоела игра в доброго соседа – он официально объявил России войну. Это была первая военная кампания, в которой принял участие Николай Николаевич Каразин в Туркестане. К этому времени там оказалось уже достаточно большое количество незаурядных людей. По личному приглашению Кауфмана в Среднюю Азию приехал уже известный русский художник В. В. Верещагин, которому приходилось одинаково часто держать в руках и кисть, и оружие. Был тут и пока что штаб-ротмистр Михаил Скобелев, будущий герой русско-турецкой войны 1877–1878 гг.


Нападение кокандцев на казачий выселок Узун-Аган

Четырехтысячный отряд при 16 орудиях под непосредственным командованием Кауфмана во второй половине апреля 1868 г. выступил из Ташкента по направлению к Самарканду с целью отбить его у бухарцев. 1-го мая отряд Кауфмана был уже на подступах к одному из самых древнейших городов Средней Азии. Под плотным огнем неприятеля русская пехота форсировала реку Зарафшан и ударила в штыки. Противник бросился отступать, оставив солдатам Кауфмана всю свою артиллерию. В числе отличившихся были и воины 5-го линейного туркестанского батальона, и среди них Николай Каразин. 2-го мая Самарканд поспешил открыть ворота победителям и был занят без боя.

Получив сведения, что у селения Кара-Тюбе скапливаются разношерстные силы противника, Кауфман направил против них отряд полковника Николая Константиновича Абрамова. В отряд наряду другими частями входил и 5-й линейный туркестанский батальон. По пути следования Абрамов 12 мая 1868 г. после ожесточенного боя занял представляющий определенную угрозу русским коммуникациям небольшой городок Ургут, однако у Кара-Тюбе встретил ожесточенное сопротивление, – столкнувшись с недостатком припасов, отряд полковника Абрамова был вынужден вернуться в Самарканд.

Кауфман, видя, что эмир еще не достиг договороспособной кондиции, был полон решимости продолжить кампанию. Оставив в городе небольшой гарнизон в 600 человек при двух орудиях, генерал поспешил двинуться к Зерабулакским высотам, где, по данным разведки, находились многотысячные силы бухарцев. В поход двинулись около 2 тыс. пехотинцев, 300 казаков, располагавших 14 пушками и ракетными станками. В ночь на 2 июня 1868 г. русский отряд еще до восхода солнца подошел к Зерабулакским высотам. У их подножия расположилась густыми массами бухарская пехота, а на возвышенности артиллерия из 14 орудий и конница.

Бой начался в 4 часа утра. Командир русского авангарда полковник Кубанского казачьего войска Александр Васильевич Пистолькорс начал атаку вражеского левого фланга. Русская артиллерия ударила картечью, нанося плотным порядкам бухарцев чувствительный урон. Очень скоро они побежали, однако, когда неприятель вышел из зоны поражения картечного выстрела, он смог сформировать подобие строя и начал отступать организованно. Но теперь на солдат эмира бросились уже казаки. На правом фланге русский батальон был окружен превосходящими силами бухарцев – с фронта наседала пехота, а конница зашла с тыла. Однако слаженной штыковой атакой солдатам удалось прорваться из ловушки, потеряв не более двух десятков ранеными. К 10 утра армия эмира была обращена в бегство – трофеями победителей стала вся артиллерия и большое количество боеприпасов.

Николай Николаевич Каразин особо отличился в сражении на Зерабулакских высотах и был отмечен самим Кауфманом. В жаркой рукопашной схватке сабля Каразина, под командой которого был полубатальон, сломалась. Отметив его храбрость и заметив в руке своего подчиненного только эфес, Кауфман пообещал прислать офицеру новое оружие взамен испорченного. Вскоре после сражения Николай Николаевич Каразин был награжден золотым оружием с надписью «За храбрость». Кроме того, он получил орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантами, чин штабс-капитана и денежную премию.

Пока отряд Кауфмана громил бухарскую армию, у него в тылу в Самарканде вспыхнул бунт, и небольшой русский гарнизон неделю находился в осаде. Коллега Каразина по увлечению, художник В. В. Верещагин принял непосредственное участие в обороне цитадели города. Своевременный подход войск Кауфмана помог усмирить и рассеять восставших. Вскоре, лишенный практически всех возможностей для сопротивления, Музаффаруддин запросил мира. После Бухарской кампании Каразин был переведен в 4-й Туркестанский батальон и вышел в отставку. Давали о себе знать ранения, полученные в Средней Азии, особенно ранение легкого. Он возвращается в Петербург.

Художник и литератор


Мулла-проповедник

Во время своей службы в Туркестане Каразин много и увлеченно рисует, стараясь запечатлеть людей и события. Темпераментный, с живым характером, он часто использовал акварель или просто карандаш для своих путевых и служебных зарисовок. Судьба свела его в Средней Азии с другим русским художником, Верещагиным, уже к тому времени известным, и это знакомство произвело на Николая Николаевича большое впечатление. Тема завоевания Средней Азии была на слуху у общества, и все, что было связано с ней, вызывало интерес. Первые рисунки Каразина, изображавшие туркестанский колорит, были опубликованы в 1871 г. в еженедельном журнале «Всемирная Иллюстрация». Его талант рисовальщика был сразу оценен и отмечен. Каразин становится первым иллюстратором книг Ф. М. Достоевского. Иллюстрировал он и произведения А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова и Н. В. Гоголя и издаваемого в России Жюля Верна.

Художник, кроме всего прочего, стал фактическим создателем первых в России почтовых открыток, изданных обществом Святой Екатерины. Способность Каразина быстро и ясно делать зарисовки с натуры, а также его хорошее знакомство со Средней Азией вызвала предложение от Русского географического общества принять участие в Амударьинской (1874) и Самарской (1879) научных экспедициях. За иллюстрационную работу, проделанную в этих походах, Каразин был удостоен высших наград на географических выставках Лондона и Парижа. В 1879 г. его избирают членом Императорского Русского Географического Общества.


Сибирские казаки с китайцами

Однако до этого события Каразину вновь пришлось побывать на войне – теперь уже в качестве военного корреспондента. В июле 1875 г. против господства Османской империи восстало христианское население Герцеговины. Их активно поддержали Сербия, которая с 1817 г. имела статус автономии, и Черногория. В июле 1876 г. под девизом «Отомстим за Косово» они объявили войну Турции. Армии обеих стороны был плохо подготовлены к боевым действиям, однако Сербии помогала Россия. Многие русские сражались добровольцами в сербской армии, главнокомандующим которой был отличившийся в Туркестане генерал Михаил Григорьевич Черняев. События на Балканах вызвали резонанс в русском обществе – их ход и подробности широко освещались в прессе. Николай Николаевич Каразин отправился в Сербию в качестве военного корреспондента и иллюстратора.

Османская империя смогла сосредоточить большое количество войск на Балканах и нанесла сербам чувствительное поражение при Алексинаце. Чтобы не дать туркам возможности развить свой успех, Александр II предъявил Стамбулу ультиматум: немедленное прекращение огня, в противном случае русская армия в Бессарабии перейдет границу. Османская империя была вынуждена принять ультиматум, и боевые действия временно прекратились. Однако этот и другие факторы вскоре привели к очередной русско-турецкой войне 1877–1878 гг.

И вновь Николай Каразин на войне – делает зарисовки прямо с передовой для ведущих русских газет и журналов. Его работы публикуются и в иностранных изданиях. После завершения боевых действий художник возвращается в Россию, где вскоре принял участие в научной экспедиции 1879 года. А в 1880 г. по Высочайшему повелению Каразину суждено было вновь увидеть Туркестан. Ему поручено создать серию работ, посвященных периоду завоевания Средней Азии. Из-под кисти художника вышли такие масштабные батальные полотна, как «Взятие Махрама», «Зерабулак», «Взятие Ташкента», «Хивинский поход 1873 г. Через мертвые пески к колодцам Адам-Крылган». И все же работа маслом не являлась для Каразина приоритетной. Больше всего он предпочитал работать карандашом и акварелью, за что считался в России лучшим художником-акварелистом.


Иллюстрация Каразина к проекту метро Балинского и Кнорре


В 1902 г. инженер Петр Балинский, один из инициаторов отечественного метростроения, и специалист по строительству крупных железнодорожных мостов Евгений Кнорре предложили глубоко проработанный проект создания в Москве «городских железных дорог большой скорости внеуличного движения». Иллюстрации к нему выполнил Николай Каразин. По ряду причин этот проект так и не был реализован. В 1907 г. Николая Николаевича избирают членом Академии художеств.

С определенного времени Каразин занимается еще и литературной деятельностью. Общий объем его произведений составляет более 25 томов. Печатать его начинают с 1880 г. в журнале «Дело». В большинстве случаев это повести и рассказы, посвященные Средней Азии. Одним из крупнейших произведений автора является роман «В пороховом дыму», посвященный войне на Балканах. В 1904–1907 гг. издается полное собрание сочинений. С весны 1907 г. Каразин проживает в Гатчине – здоровье его ухудшается из-за болезни сердца и легких, и по настоянию врачей он оставил свою дачу в Лигове в пользу более сухого гатчинского воздуха. Скончался Николай Николаевич Каразин 19 декабря 1908 г. и похоронен с воинскими почестями на кладбище Александро-Невской лавры. Всю свою жизнь он прожил, как сам выражался, «солдатом-художником».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Каразин Николай Николаевич (1842-1908) Родился в ноябре 1842 г в слободе Ново-Борисоглебской Богодуховского уезда Харьковской губернии. В 10 лет был определён на учёбу во 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862 г был выпущен в офицеры в Казанский драгунский полк. С полком Каразин участвовал в усмирении польского мятежа 1863-64 гг. и за отличие в делах близ Порицка и у Волчьего поста был награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». С детства чувствуя большое влечение к живописи, Каразин в 1865 г вышел в отставку с чином штабс-капитана и поступил в Академию художеств, где два года работал под руководством известного баталиста Б. П. Виллевальде. В 1867 г. Каразин покинул академию, чтобы принять участие в походе в Бухару. Определенный вновь на службу поручиком в 5-й Туркестанский линейный батальон, Каразин отправился в Туркестан и, командуя ротой, отличился в боях при аулах Ухум и Хаят, при штурме Чапан-атинских высот под Самаркандом, под Ургутом и при Кара-Тюбе.
За эти дела Каразин получил орден св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, чин штабс-капитана и денежную награду. Но особое мужество он проявил в бою на Зерабулакских высотах (2 июня), где, во главе своего полубатальона, по приказу генерала Абрамова, повел наступление и стремительными атаками задержал главные силы бухарцев. В этом упорном и трудном бою Каразину пришлось участвовать в рукопашной схватке, во время которой ударом приклада у него была сломана сабля. Когда, по окончании боя, генерал Кауфман увидел у Каразина в руке только один эфес от сабли, то сказал ему: «Вы испортили свое оружие; хорошо, я пришлю вам другое». На следующий день Каразин получил золотое оружие с надписью «за храбрость». В Туркестане он знакомится с В. В. Верещагиным. В 1870 г. Каразин был переведён в 4-й Туркестанский линейный батальон и в том же году вновь вышел в отставку с чином капитана и мундиром. С этого времени начинается литературная и художественная деятельность Каразина, которой он и посвятил затем всю свою жизнь.
.Крайне впечатлительный и наблюдательный, Каразин с особым интересом истинного художника присматривался к новой для него природе Средней Азии, к типам и нравам туземцев. Военые походы дали ему возможность близко изучить быт русского солдата. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во «Всемирной Иллюстрации» за 1871 г. В 1874 и 1879 гг. Каразину, как знатоку края, было предложено Русским географическим обществом принять участие в научных экспедициях в Центральной Азии для исследования бассейна Амударьи. За рисунки, которые были приложены к журналам этих экспедиций, Каразину были присуждены высшие награды на географических выставках Парижа и Лондона, он избирается членом Русского географического общества.













В сербско-турецкую и русско-турецкую войны 1877-78 гг. Каразин был военным корреспондентом-иллюстратором. Его наброски пером, карандашом и акварелью с натуры, давали яркую картину походной и боевой жизни наших войск на балканском театре военных действий. Эти иллюстрации печатались в лучших заграничных изданиях и доставили Каразину широкую известность. В 80-х гг. XIX в. Каразин, по Высочайшему повелению, был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам, которые ему было поручено написать на темы из похода русских войск в Хиву и Бухару. Результатом этой командировки было создание Каразиным семи больших батальных картин.Однако, не батальными полотнами завоевал себе громкое имя Каразин. Нервный по натуре, живой, подвижный и вечно деятельный, он не любил писать маслом большие картины, которые требуют долгой и усидчивой работы. Свою славу первого в России аквалериста и лучшего рисовальщика-иллюстратора он заслужил своими бесчисленными работами акварелью, карандашом и пером. Обладая богатой творческой фантазией и огромным художественным вкусом, Каразин отличался необыкновенной быстротой и легкостью в работе. Трудоспособность и продуктивность его были изумительны. Мир произведений Каразина - преимущественно восточные окраины империи. Природа Средней Азии и азиатские типы - любимый сюжет его художественных произведений. В акварельной живописи Каразин создал свой особый стиль. Его картины и рисунки можно сразу узнать: сильные световые эффекты, яркие контрасты, особенный несколько мрачный колорит, великолепная композиция и бесконечная фантазия.
Также Каразин создал первые в России художественные почтовые открытки, изданные Общиной св. Екатерины.
ОТКРЫТКИ.




Рубрики:

Метки: