Жизнь Антона Чехова: женщины, семья, деньги и театр. Спектакль «Чеховские женщины Женщин у Антона Павловича было около тридцати, специалисты называют их «антоновками», – рассказал литературовед, бывший директор музея-усадьбы «Мелихово» Юрий Бычков

В творчестве Антона Павловича Чехова можно найти произведения на любые темы. Русский классик создал в своих рассказах настоящую энциклопедию русской жизни. В них можно познакомится с темами политики, искусства, творчества, религии. И, конечно, писатель не мог не обратить внимания на тему взаимоотношений мужчин и женщин. Спектакль Чеховские женщины представит вниманию гостей инсценировку нескольких чеховских миниатюр раннего периода творчества классика. Режиссер постановки Яков Ломкин смог мастерски передать комизм и неповторимую атмосферу сочинений Чехова.

Картины, разворачивающиеся на сцене, будут интересны как прекрасным дамам, так и зрителям-мужчинам. Ведь в центре каждой сценической истории - рассказ о нелегкой женской доле. Всем хорошо известно, что многие женщины мечтают о счастье и вечной любви, о прекрасном принце и уютном доме. И ради достижения этих целей героини спектакля готовы пойти на многое. Это и рождает множество захватывающих ситуаций - смешных и немного грустных. Дамы предстают во всем своем неподражаемом очаровании, ранимости, сумасбродности, что придает спектаклю особый лиризм.

Конечно, там где речь идет о дамах, не могут не появиться и мужчины. Перед зрителями проходит целый ряд колоритных персонажей. Кто-то из них являет собой образец мужской галантности и воспитанности, а кто-то демонстрирует не самые лучшие стороны мужской натуры. В этом противоречии, в этом вечном непонимании женщин мужчинами и рождаются трагикомические ситуации. Замечательная сценография и блистательная игра актеров превращают постановку в незабываемое зрелище. Чтобы насладиться миниатюрами классика, нужно непременно купить билеты на спектакль Чеховские женщины.


Женщин у Антона Павловича было около тридцати, специалисты называют их «антоновками», – рассказал литературовед, бывший директор музея-усадьбы «Мелихово» Юрий Бычков.

Чехов относился к женщинам, мягко говоря, снисходительно. Они за ним ухаживали, добивались, а он находил способ, как уйти от них. Его романы не сменяли друг друга, а некоторые длились 10–12 лет с несколькими женщинами одновременно. Вот, на взгляд Юрия Бычкова, самые значимые.

ЛЮБОВЬ-ТВОРЧЕСТВО


На момент встречи ей – 15, ему – 29
Юная Лена принесла писателю рукопись собственного рассказа. Чехов остался доволен, посоветовал девушке писать и дальше. Елена влюбилась, но признаться в чувствах не решалась. Лет в 20 она поняла, что надеяться не на что, и вышла замуж за петербургского чиновника Юста. «От него пахнет серой», – напишет она потом Антону Павловичу. Но в 1897 году Елена приехала в Москву к родственникам, и между ней и Чеховым вспыхнула любовь. Они вместе сбежали в Ялту, а вскоре расстались навсегда.
«Дама с собачкой» (1899 г.)
«Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели... видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц...»
Юрий Бычков : За 12 лет Антон Павлович отправил ей 68 посланий – больше, чем кому-либо из возлюбленных. Подлинники хранятся в Ленинской библиотеке. Я держал их в руках. От писем до сих пор исходит еле уловимый аромат французских духов.

ЛЮБОВЬ-ИГРА


Ей – 19, ему – 28
Она была подругой сестры Чехова. Юная Лика очень хотела показаться писателю человеком одаренным, поэтому то преподавала, то служила думским писцом, то пыталась сделать оперную карьеру... Хотя особых талантов-то у девушки и не было. Но Чехов ее заметил. Это был странный роман. Они словно играли друг с другом. «Позвольте моей голове закружиться от Ваших духов и помогите мне крепче затянуть аркан, который Вы уже забросили мне на шею», – писал ей Чехов. А она в ответ: «Вы для меня не по Сеньке шапка». Она хотела быть его женой, но стала лишь музой. Лика считается прототипом Нины Заречной из «Чайки».
«Чайка» (1895–1896)
Треплев: «Был у нее ребенок. Ребенок умер. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать. Впрочем, он никогда не покидал прежних, а по бесхарактерности как-то ухитрился и тут и там. Насколько я мог понять из того, что мне известно, личная жизнь Нины не удалась совершенно».
Юрий Бычков: Лика вела с писателем сложную игру, чем его и зацепила. Она никогда не признавалась в чувствах и постоянно убегала от Чехова. Но и в этих отношениях с его стороны было что-то потребительское. Когда писатель подолгу находился в Мелихове и ему становилось скучно, он вызывал Лику к себе. Барышня исполняла Чехову романсы.

ЛЮБОВЬ-ПОКЛОНЕНИЕ

Нина Корш
Ей – 12 лет, ему – 27
Нина – дочь владельца первого частного театра России Федора Адамовича Корша (сейчас Театр Наций в Москве). Она влюбилась в Антона Павловича в 12 лет, во время постановки пьесы «Иванов» в театре отца. Нина выросла на глазах Чехова. Их любовь разгорелась в 1898 году, когда Нина приехала поддержать писателя во время премьеры «Чайки» во МХАТе.
Юрий Бычков: Считается, что у Чехова нет потомков. Но это не так. В 1900 году Нина забеременела от Антона Павловича и родила дочь Таню. Поскольку отношения Чехова с Корш разворачивались параллельно с его романом с Книппер, Нина не сообщила о своем положении никому, кроме родителей. Те воспитали внучку. После революции следы Корш потерялись, позже стало известно, что она жила с дочкой в Париже. Таня, как и отец, стала врачом.


ЛЮБОВЬ-СЕМЬЯ


Ей – 30, ему – 38
«Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы...» Говорят, так должен был начаться роман Чехова «О любви». Но писатель так и не создал его. А строчка осталась в черновиках, и она отражает суть отношений самого Чехова с актрисой Ольгой Книппер. Чехов познакомился с ней в 1898 году на репетиции «Чайки» в Москве. Ольга – единственная его официальная жена. Они ждали ребенка, но случился выкидыш. Отношения между супругами ухудшились, да и здоровье Чехова тоже – туберкулез прогрессировал. «Я получил анонимное письмо, что ты в Питере кем-то увлеклась, влюбилась по уши. Да и я сам давно уж подозреваю, – писал Ольге Чехов. – Ну, что ж! Так тому и быть, а я все еще люблю тебя по старой привычке». Но есть в его записях другие строчки: «Изменившая жена – большая холодная котлета, которой не хочется трогать, потому что ее уже держал в руках кто-то другой».
Юрий Бычков: Считаю, Станиславский и Немирович-Данченко способствовали этому роману, использовали писателя, желая привязать его к МХАТу. Не думаю, что у Чехова были большие чувства к актрисе. Мхатовцы издевались над Антоном Павловичем! Когда он уже сильно болел, Немирович отпускал Книппер к мужу лишь 2 раза в год на 3–4 дня.

ЛЮБОВЬ-САМООТДАЧА
Ей – 32, ему – 37
В Музее Чехова в Мелихове среди экспонатов есть галстуки писателя. Их незадолго до своей смерти преподнесла музею художница Мария Дроздова. Она была близкой подругой сестры Чехова и с писателем познакомилась, когда у него развивался роман с Мизиновой. Мария с первого взгляда влюбилась в Чехова, а он внимания на нее не обращал. Но та не прекращала попыток завязать отношения и добилась своего. Юрий Бычков : В отличие от других его женщин она понимала, что Антон Павлович не может принадлежать одной, и просто его любила, ничего не прося взамен.

К юбилею писателя 30 января на «Первом канале» выходит документальный фильм «Чехов. Неопубликованная жизнь». Его создатели восстановили письма писателя, которые в свое время подпортила сестра Антона Павловича Мария, вычеркивая пикантные строки, а завершили дело советские чеховеды.

Еще А.П. Чехов был знаком с писательницей Т. Л. Щепкина-Куперник, художницами А. А. Хотянцевой и М. Т. Дроздовой. Неоднократно гостила в Мелихово Н. М. Линтварева, с которой Чеховы подружились еще в Сумах, приезжала и жила подолгу «астрономка» О. П. Кундасова.

Информация отсюда.

Мария Куликовская отзывы: 41 оценок: 41 рейтинг: 14

Когда я шла на этот спектакль, многого я не ожидала, поскольку понимала, что задействованы в нем выпускники дпо школы Райкина. Понимала я и то, что Яков Ломким мастер, но не волшебник. Однако я была очень удивлена увиденным! Видимо, Яков все-таки волшебник. Этот спектакль – это такая конфетка! Честно говоря, это в разы круче, чем "Покровские ворота", и по игре, и по общему впечатлению, и по целостности постановки. Да-да, по целостности! Несмотря на то, что это собрание рассказов Чехова. Так гармонично они соединены, переплетены, что создают единую историю. Впечатление правда колоссальное! Главным образом, конечно, от работы режиссера. Очень красиво, эффектно, но душевно, вроде и классика, а звучит современно. В общем, все как Яков умеет: все смешать, слегка взболтать и выдать необыкновенно классный результат на 5+! Гораздо больше я была удивлена игрой некоторых актрис – они заслуживают отдельных аплодисментов! И вообще все очень удачно раскрылись в своих ролях, все на своем месте. Но главное, этот спектакль стал усладой для моего истосковавшегося по игре Якова сердца. Главная ценность, главное счастье, главная краска этого спектакля! Как он хорош! Какое украшение каждый его образ! Особенно Штраль! Великолепен! Играющий режиссер или ставящий актер… Как бы сам себя ни называл Яков, "роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет" (с). Эх, почаще бы!... Сочетание двух этих творческих сторон его личности чудесно и драгоценно! Очень хочу еще раз, хотя бы раз, увидеть этот спектакль в таком же составе!

Светлана Орлова

Большое спасибо за спектакль «Чеховские женщины»! 29 мая состоялся последний в этом полугодии показ этого замечательного спектакля. Артисты, занятые в этом спектакле – это артисты с тысячами лиц! Они не только высокопрофессиональны, они неповторимы и уникальны! Они могут быть смешными и нелепыми, забавными и трогательными, лиричными и трагичными. В нем нет звезд – и звездами являются все. Одни и те же актеры участвуют в разных «кусках» спектакля, демонстрируя самые разные стороны своего дарования. Спектакль поражает своей слаженной, отточенной ансамблевой игрой, которая, тем не менее, не «гасит» актерской индивидуальности ни одного из своих участников. Играя, актеры заражают друг друга своим темпераментом, раскованностью, счастьем самого существования на сцене. Все артисты уверенно владеют своим телом и голосом, используя средства выразительности площадного театра, традиции клоунады и шутовства.
Творчество А.П. Чехова (и прежде всего раннего А.П. Чехова) точнее всего (на мой взгляд) может быть интерпретировано художественными средствами именно этого театра: театра масок и карнавала. А.П. Чехов, как известно, создал много рассказов о женщинах, которых знал прекрасно. Чеховские женщины – это и творческие натуры, выбирающие все риски и опасности свободного существования (Нина Заречная); и ранимые, тонкие души, терпящие поражение в жизненной битве (Мисюсь, Соня из «Дяди Вани», Маруся из «Цветов запоздалых»). Но А.П. Чехов с большим удовольствием (и знанием дела) писал о женщинах, соединяющие в себе самые разные качества: бойкость, трезвость, расчетливость и одновременно в них угадывается страх, уязвимость, робость, зависимость… При этом они не менее интересны и не менее желают счастья и любви. Театрального режиссера Я. Ломкина, создавшего спектакль «Чеховские женщины» с выпускниками эксперементального актерского курса К. А. Райкина, заинтересовал именно этот тип.
Актеры великолепно владеют всеми «красками»: им под силу и гротеск, и ирония, и пронзительная лиричность. Великолепна в роли «загадочной натуры» (одноименный рассказ А. Чехова 1883 г.) актриса Анна Рытова. Созданный ею острый, выразительный, виртуозный рисунок роли свидетельствует о ярком, незаурядном таланте. Выстраивая образ своей героини, актриса использует эксцентричные, даже фарсовые приемы. Её актерский талант создан прямо для такого красочного, «зрелищного», «карнавального» театра. Но при этом очевидно, что ей подвластны глубокие драматические роли: у этой актрисы не чувствуется «потолка». Запоминается её партнер, Баграт Мелкумян, мгновенно реагирующий на каждую реплику своей собеседницы великолепной пантомимой. Героиня рассказа А.П. Чехова «Который из трёх?» (1882 г.) Надя в исполнении Вероники Гурдус одновременно расчетлива и простодушна, хитра и наивна. Интересно наблюдать, как она ведет свою партию, пытаясь удержать рядом с собой и возможного жениха, и ленивого возлюбленного. В ней угадывается и беспечная девчонка, никак не решающаяся расстаться с юностью, и зарождающаяся женщина, только начинающая постигать весь драматизм существования в этом мире. Право, язык не поворачивается назвать её циничной!
Совершенно в другом ключе решен рассказ А.П. Чехова «Дачница» (1884 г.), который «исполняется» «ансамблем» из двух человек – Марией Ковальской и Зариной Мухитдиновой. Обе актрисы прекрасно ведут свои партии (сложные как пластически, так и психологически) – с пронзительной лиричностью, с тончайшими нюансами. Очень точно произносит грустный, во многом безысходный текст А.П. Чехова М. Ковальская. Запоминается взгляд актрисы вдаль, как бы пытающийся разглядеть «сквозь магический кристалл» свою жизнь, свое будущее.
Так спектакль и движется вперед, удерживая равновесие между лирикой и шутовством. Актеры демонстрируют великолепное владение всем арсеналом актерских средств, присущих театру масок. Они бегают, прыгают, кувыркаются, делают всевозможные трюки, акробатические этюды…
Несомненно, что создатели спектакля «Чеховские женщины» унаследовали театральную традицию, восходящую к театру масок дель-арте, театру балаганного шутовства и цирковой клоунады, воспринятую и развитую Всеволодом Мейерхольдом, Евгением Вахтанговым, Аркадием и Константином Райкиными. Как и положено артистам этой театральной школы, они могут до бесконечности менять маски.
Но самое интересное происходит, когда из-под маски проступает душа… Хотите убедиться? Идите и смотрите спектакль «Чеховские женщины»!!!

Елена Нестерова отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Соглашусь со всеми положительными и яркими отзывами, что были написаны выше, но, как журналисту и критику хочется добавить несколько слов. Слегка отдаляясь от самого спектакля, хочется разделить современный мир театра на несколько позиций – духовный, потребительский и пафосно-выходной. Если найти иные слова в русском языке для определения категорий – наша душа, наша реальность и наши мечты. «Чеховские женщины», безусловно, относятся к первой категории. Этот спектакль - редкое чудо!!! Удивление, восхищение, смех и время, которое так быстро ускользает сквозь пальцы. Человек, слияние двух половинок, помноженный на талант актёров и режиссёра Якова Ломкина. Дорогие друзья – театралы, не пропустите этот спектакль. Как кусочки лоскутного одеяла, ярко и искусно, рассказы А.П.Чехова, сменяют друг друга. С минимальными декорациями, сцена излучает невероятную энергетику. Актёры, погружённые в свои роли, отдают зрителю всё, что хранят их горячие сердца.
Читая Чехова в школе, мало кто может представить, как современно и чувственно могут звучать его слова на современной сцене.
Я могу посоветовать вам, дорогие читатели, стать зрителями. И я уверена, вы не пожалеете.
И ещё одно, может самое важное. Покинув театр, в вашем сердце останется частица любви актёров, любви к своим зрителям. И вы захотите вернуться, чтобы сказать – Браво! Так что запаситесь цветами и добрым отношением к великому миру театра в лице спектакля «Чеховские Женщины».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Чеховские женщины спектакль, который не оставит равнодушными, ни прекрасных дам, ни представителей сильного пола. Здесь представлено множество увлекательных смешных и грустных историй о женской доле. Все девушки, как известно, мечтают о настоящем счастье и искренней любви. Но добиться всего этого в жизни порой не так - то и просто. Вот и приходится им идти на различные ухищрения, чтобы достигнуть желаемого. Но не знают они, как порой нелепо выглядят их старания и к чему они могут привести. Да и мужчины далеко не все - галантные и прекрасно воспитанные кавалеры. Именно поэтому многие романтические истории могут обернуться настоящей комедией.

Нетрудно догадаться, что основой для этой постановки стало творчество Антона Павловича Чехова. Его перу принадлежит немало увлекательных юмористических рассказов, в которых говорится о любви и о поисках женщинами своего счастья. Такие истории всегда полны юмора, неожиданных поворотов событий и не менее удивительных развязок. И особенно это относится к ранним периодам творчества великого литератора, когда его работы были невероятно легки для восприятия и буквально искрились остроумием. Именно такие произведения и были использованы для данной сценической работы.

И поэтому всех тех, кто захочет заказать билеты на спектакль Чеховские женщины ждёт целый вечер юмора и хорошего настроения. Помимо искренней радости и веселья, данная постановка подарит публике новую и яркую встречу с ранним творчеством Чехова. А оно, как известно, может быть не только безумно смешным, но и поучительным. Оно научит нас смеяться над собственными неудачами и извлекать бесценный опыт из ошибок героев этих историй. И это вполне может сделать нас счастливыми, любимыми и влюблёнными.