Что такое культурное поведение человека. Почему культура поведения так важна

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Культура поведения человека в обществе - воспитание ребенка. Проходит она через воздействие национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. Взрослые желали бы видеть ребенка таким, какими они являются сами, поэтому воспитание — это процесс уподобления.

    Культура поведения человека в обществе сводиться в формировании личности ребенка и приспособлении его к жизни в данном обществе, в результате чего ребенок постигает культуру, в рамки которой он поставлен, и научается действовать, не нарушая общепринятых правил поведения.

    Культуру поведения человека в обществе мы все как будто хорошо представляем себе. Что стоит за словами культура поведения? И все же полезно обратиться к научному определению понятия. Здесь нам поможет «Словарь по этике». Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

    Культура поведения человека в обществе, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нрав-ственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п.

    В культуру поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека. Такие как этикет, правила обхож-дения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы.

    А еще, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одевать-ся, украсить жилище). И такие, как эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи - умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

    Культура поведения рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.

    Выходит, что культура поведения человека в обществе — это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения за окружающих людей и особенно за растущих, за тех, кто идет на смену.

    *****************************************************************************************

    Нравственность и культура поведения
    Этика, мораль, нравственность

    Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), означавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первоначально, еще во времена Гомера, этос - жилище, постоянное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса - этос-ный (ethicos - относящийся к нраву, темпераменту) и этика - наука, изучающая добродетели человеческого характера (мужество, умеренность, мудрость, справедливость). И поныне термином «этос» пользуются, когда необходимо выделить общечеловеческие нравственные устои, которые проявляются в исторических ситуациях, угрожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.

    В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды и т. д. Впоследствии от этого слова было образовано другое - moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое ethica и латинское moralitas совпадают.

    В настоящее время слово «этика», сохранив свой первоначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойства человека, которые изучаются этой наукой. Так, основными сферами морали выступают культура поведения, семейно-бытовая мораль, трудовая нравственность. В свою очередь, структура этики как науки выражает исторически закрепившиеся за ней функции: определение границ нравственности в системе человеческой деятельности, теоретическое обоснование нравственности (ее генезиса, сущности, социальной роли), а также критически-ценностная оценка нравов (нормативная этика).

    Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Впервые «нравственность» упоминается в «Словаре Академии Российской» как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии. - И. К.), содержащая наставления, правила, руководствующие к добродетельной жизни, к обузданию страстей и к выполнению обязанностей и должностей человека».

    Среди множества определений морали следует выделить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека (изменчивую, самосозидаемую) и является общественным (неприродным) отношением между индивидами.

    Итак, этика есть наука о морали (нравственности). Но поскольку мораль социально-исторически обусловлена, то следует говорить об исторических изменениях предмета этики. Сама этика зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Следовательно, этические знания являлись не продуктом человеческой цивилизации, а порождением еще более древних, первобытнообщинных отношений. В данном случае имеется в виду, скорее, нормативная этика, а не этика как философская наука. В рассматриваемый период мораль стала обособляться в качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания. Индивидуальное моральное сознание выражало рефлексию моральных норм, противостоящих реальным нравам древнегреческого общества. Можно привести некоторые из этих норм, приписываемые семи мудрецам: «Почитай старших» (Хилон), «Спеши угодить родителям» (Фалес), «Предпочитай старые законы, но свежую еду» (Периандр), «Мера - это лучшее» (Клеобул), «Своеволие следует тушить скорее, чем пожар» (Гераклит) и т. д. Этика зарождается по мере того, как конкретно-историческим ценностным установкам (применительно к той или иной исторической эпохе) придается абстрактная, всеобщая форма, которая выражает потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

    Следует отметить, что мораль изучает не только этика, но и педагогика, психология, социология, ряд других наук. Однако лишь для этики мораль оказывается единственным объектом исследования, придавая ей мировоззренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы о том, в чем заключается источник морали (в природе человека, космосе или социальных отношениях) и достижим ли нравственный идеал, трансформируются в третий, пожалуй, основной для этики вопрос: как и ради чего жить, к чему стремиться, что делать?

    В истории этики эволюция объекта исследования прослеживается следующим образом. Античная этика характеризуется как учение о добродетелях, добродетельной (совершенной) личности. Здесь добродетель идентифицируется с каким-либо конкретным ее носителем (тем же героем мифов) и связывается прежде всего с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость, щедрость и т. д.

    Гуманисты итальянского Возрождения дополнили эти добродетели еще одной, в которой были объединены традиции античной и средневековой культуры, - добродетелью человеколюбия. К. Салютати (1331-1406) назвал эту добродетель humanitas; в ней сочетается идущее от Цицерона и Авла Геллия толкование humanitas как образованности, наставления в благородных искусствах и отношение к humanitas как к совокупности природных свойств человека в средние века. Humanitas, по Салютати, - это та добродетель, «которую также имеется обыкновение называть благожелательностью». Глава Флорентийской академии М. Фичино (1433-1499) определял humanitas в качестве главного морального свойства. Под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия, полагал он, людям становится присуще стремление к единству. Чем больше человек любит равных себе, тем более он выражает сущность рода и доказывает, что он человек. И наоборот, если человек жесток, если он отстраняется от сущности рода и от общения с себе подобными, то он человек только по названию.

    Христианская этика средневековья основное внимание уделяла изучению морали как объективного, внеличностного явления. За пределы личности были вынесены критерии различения добра и зла. С точки зрения христианской этики абсолютным источником нравственности является Бог. В нем человек находит причину, основание и цель своего бытия. Нормы морали возводятся в мировой закон, следуя которому человек, богоподобный по своей сущности, но в социально-природном измерении безнадежно греховный, способен преодолеть разрыв между своим назначением (быть подобным Богу) и повседневным бытием. К названным выше добродетелям христианская этика добавляет еще три новых - веру (в Бога), надежду (на его милость) и любовь (к Богу).

    В этике нового времени новое звучание получило одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. В конце XVIII в. это требование получило название «золотого правила», которое формируется следующим образом: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». И. Кант дал более строгое выражение этого правила, представив его в виде так называемого категорического императива. Причем здесь следует обратить внимание на то, что тем самым Кант задает нравственности важную гуманистическую доминанту: «Поступай так, - пишет он в "Критике практического разума", - чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Согласно Канту, категорический императив является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.

    Проследив эволюцию объекта этики, необходимо указать три функции этики: она описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. Соответственно этим трем функциям этика подразделяется на эмпирически-описательную, философски-теоретическую и нормативную части.

    Здесь необходимо отметить некоторые отличия нравственности от морали, хотя на уровне обыденного сознания эти понятия признают синонимами. По этому поводу имеется несколько точек зрения, не исключающих, а, наоборот, дополняющих друг друга, выявляющих некоторые нюансы. Если мораль понимается как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. В несколько ином плане мораль выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения. Если соотнести нравственность с таким образом понимаемой моралью, она представляет собой сферу нравственной свободы личности, когда общечеловеческие и социальные императивы совпадают с внутренними мотивами. Нравственность оказывается областью самодеятельности и творчества человека, внутренней установкой творить добро.

    Следует указать еще на одно толкование морали и нравственности. Первое - это выражение человечности (гуманности) в идеальной, завершенной форме, второе фиксирует исторически конкретную меру морали. В русском языке нравственное, отмечал В. И. Даль, есть то, что противоположно телесному, плотскому. Нравственный - относящийся к одной половине духовного быта; противоположное умственному, но составляющее общее с ним духовное начало. К умственному В. И. Даль относит истину и ложь, а к нравственному - добро и зло. Нравственный человек - это добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. В. Г. Белинский возводил в ранг «основного закона нравственности» стремление человека к совершенству и достижение блаженства сообразно долгу.

    Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей), культура поведения и этикет.

    Нравственный прогресс в мире культуры человеческих отношений

    Нравственная культура личности есть продукт развития человеческих отношений и, следовательно, обусловлена социальным прогрессом. В этой связи издавна ведутся дискуссии о нравственном прогрессе. Иллюзия это или реальность? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет. Нас же сам вопрос о нравственном прогрессе и возможных ответах на него интересует в связи с вопросом о том, как нравственный прогресс раскрывается в мире культуры человеческих отношений, там, где опредмечивают-ся (и распредмечиваются) ценности материальной и духовной культуры, их творение и освоение.

    Очевидно, что нравственный прогресс является одним из аспектов социально-исторического прогресса человечества. В равной степени следует говорить об экономическом, научно-техническом и других видах прогресса, причем каждый из них обладает своей спецификой, относительной самостоятельностью и собственными критериями.

    Критерий нравственного прогресса раскрывает перспективы нормативно-ценностного совершенствования человека. Истоки такого рода совершенствования человека (как в практически-воспитательном, так и в научно-этическом плане) лежат в знаменитом тезисе Протагора «Человек есть мера всех вещей». Из этого положения следовало, по крайней мере, три суждения. Во-первых, в человеческом бытии установления культуры (прежде всего обычаи, нравы) коренным образом отличаются от законов природы. Тем самым в человеке был выделен своего рода культурный пласт, несводимый к его природному существу. А этот пласт подвержен формированию, воспитанию. Во-вторых, этот культурный пласт, «вторая природа», предстает как результат активности, творчества самого человека. Мир культуры есть продукт деятельности самого человека. И, в-третьих, самое главное: культурное содержание человеческого индивида зависит от его отношений с другими индивидами. А потому не сам по себе индивид является носителем культуры (а внутри нее прежде всего морали): и культура, и мораль находятся вне его тела, в обществе, в котором он живет, в отношениях с другими индивидами. Так античная традиция понимания морального человека трансформировалась в критерии нравственного прогресса, что явилось отражением развития господства человека над стихийными силами природы, над своими социальными отношениями, над собственным душевным миром, над самим собой.

    Нравственный прогресс выступает как сложный, многоплановый процесс утверждения гуманистических начал в сознании и деятельности человека как творца истории. В связи с этим уместно упомянуть о том, что К. Маркс выделял в истории три качественных типа общественных отношений, в связи с которыми можно говорить о ступенях нравственного прогресса и утверждении принципов гуманизма в культуре человеческих отношений. «Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные), - пишет К. Маркс в "Экономических рукописях 1857-1858 гг.", - таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, - такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень. Вторая ступень создает условия для третьей»*. Этим трем крупным формам общественных связей индивидов между собой, которые коренятся в соответствующем способе производства, соответствуют и определенные исторические типы нравственности, характеризующие направление ее прогресса.

    Личная зависимость - личная независимость (основанная на вещной зависимости) - свободная индивидуальность (основанная на универсальном развитии индивидов) - вот та логика исторического процесса, которая преломляется в критериях нравственного прогресса и развитии нравственной культуры.

    Рассматривая этический характер культуры, А. Швейцер также ставил вопрос об «этическом прогрессе». Сущность культуры, полагал он, двоякая. Культура есть господство человека над силами природы и господство его разума над человеческими убеждениями и помыслами. А. Швейцер полагал, что господство разума над образом мыслей человека важнее, нежели господство человека над природой. Только это даст нам «гарантию, что люди и целые народы не используют друг против друга силу, которую сделает для них доступной природа, что они не втянутся в борьбу за существование, гораздо более страшную, нежели та, какую человеку приходилось вести в цивилизованном состоянии». Можно, конечно, не согласиться с утверждением мыслителя о том, что «этический прогресс - это существенное и несомненное, а материальный - менее существенное и менее несомненное в развитии культуры», но это суждение выглядит, скорее, реакцией на значительные «достижения духа в материальной сфере». Иначе говоря, научно-технический прогресс еще с прошлого века, как полагает А. Швейцер, был сопряжен с тем, что «силы этического прогресса иссякли», а «культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе».

    По сути дела, А. Швейцер высказывает, хотя и несколько в ином аспекте, мысль о том, что некий как бы витающий в воздухе ансамбль абстрактных требований морального сознания задает вполне определенные нравственные отношения и обращается в нравственную культуру, специфичную как для определенной исторической эпохи (античность, средневековье, Возрождение и т. д.), так и для того или иного общества. Отсюда делается вывод о большей значимости нравственного прогресса, нежели прогресса материального.

    Наличие ценностного момента в нравственном прогрессе создает значительные трудности для понимания развития нравственности как реального, эмпирически фиксируемого процесса смены одних нравов и моральных принципов другими - новыми, более совершенными, более гуманными и пр. С достаточной степенью уверенности можно утверждать, что нравственный прогресс непосредственно не зависит от уровня развития производительных сил, материального прогресса или экономического базиса. На том или ином историческом этапе развития материальной и духовной культуры критерием нравственного прогресса выступает уровень развития и свободы личности. Этот уровень характеризуется степенью участия не только горстки «избранных», а максимально большей части человечества как в созидании, так и в освоении материальной и духовной культурыы

    Культура поведения и профессиональная этика

    Остановимся несколько подробнее на вещах, казалось бы, очевидных. Выше мы уже не раз говорили о культуре человеческих отношений. В данном случае речь о ней пойдет применительно к поведению человека. Ведь каждый из нас так или иначе «ведет себя», совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему нас миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности характера человека, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и проч.

    У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. В этом смысле мы даем характеристику тому или иному человеку: «жизнерадостный человек», «угрюмый человек», «легкомысленный человек» и т. п., хотя в каждом из этих случаев не исключаются ситуации отклонения в личном настроении в ту или иную сторону. Устойчивое настроение, его общий фон, присущий конкретному индивиду, распространяется на окружающих, что имеет принципиальное значение, скажем, при комплектовании так называемых малых профессиональных групп (отряд космонавтов, команда подводной лодки). В других случаях это происходит, как правило, стихийно, без каких-либо предварительных социально-психологических проработок. Если поведение отдельных членов коллектива препятствует складыванию его в целостный социальный организм, то мы говорим о тяжелом морально-психологическом климате в коллективе.

    Выделяют два вида поведения - словесное (вербальное) и реальное. Вербальное поведение - это наши высказывания, суждения, мнения, доказательства. Поведение, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми, сила слова огромна (поэт Е. Евтушенко выразил это так: «Словом можно заcечь, словоv можно спасти, словом можно полки за собой повести»). Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим либо лишающим смысла человеческое существование. (Вспомним, к примеру, суждение Эзопа о языке из пьесы Фигейредо «Лиса и виноград».)

    Выше уже шла речь о том, что появление мышления, воли и языка явилось основной предпосылкой культуро-генеза на рубеже перехода от хабилисов к неоантропам. С той поры, т. е. с завершения биологической эволюции человека, слово стало регулятором поведения, отношений, передающихся в устном и письменном творчестве. Недаром одним из элементов «семи искусств» обучающих программ античности и средневековья была риторика, наука об ораторском искусстве (и шире - о художественной прозе вообще), которая оставалась частью гуманитарного образования вплоть до XIX в.

    Основные разделы классической риторики, в которых раскрываются различные стороны вербального поведения - это: 1) нахождение, т. е. систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение, т. е. деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение, т. е. учение об отборе слов, об их сочетании, а также о простом, среднем и высоком стиле речи; 4) запоминание; 5) произнесение.

    Можно привести великое множество мудрых изречений, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, языке общения, которые облекается в язык культуры исторической эпохи или же какого-либо этноса на протяжении всей длительности его существования.

    Реальное поведение - это наши практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нравственного поведения, что свидетельствует о высокой нравственной культуре личности. Иная ситуация - это лицемерие, расхождение слова и дела и т. п. При сопоставлении поведения какого-либо человека с принятыми нормами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся», деви-антном. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его поступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно судить о поступках, реальном поведении человека по отношению к окружающей его действительности, и прежде всего к другим людям, к самому себе.

    Культура поведения раскрывается и в том, как человек способен разобраться в самом себе, оценить свои поступки и их мотивы. М. М. Пришвин тонко подметил, что мы всегда если и судим о самом себе, то судим с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону и называется совестью, моральным самоконтролем.

    Нередко в обиходной речи мы говорим о «культурном поведении человека» и о «поведении культурного человека» .

    Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе (как знакомом, так и малознакомом), соблюдение норм профессиональной этики и т. п.

    Правила поведения могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. Тогда мы говорим о том, что любые поступки и мотивы человеческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой, - как добро или зло. Главное здесь - именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

    Однако культурное поведение человека - это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть - поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке - каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, преврfтилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах при оп-редмечивании памятников материальной и духовной культуры.

    Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

    Профессиональная этика представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии. Так, скажем, в понятие профессионального долга юриста входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и букве закона, соблюдение принципа равенства всех перед законом. Для военно-уставных коллективов характерны большая четкость, даже жесткость отношений, более однозначное следование уставным требованиям и распоряжениям начальства, нежели для других типов коллективов, и в то же время им присущи более высокая степень взаимопомощи, взаимовыручки. Все это продиктовано характером деятельности военно-уставных коллективов, повышенными требованиями и нештатными ситуациями, возникающими в ходе выполнения служебных обязанностей.

    http://www.xserver.ru/user/niklp/

    Почему культура поведения так важна? Он ее уровня зависит, как к вам будут относиться сторонние люди – как к приятной дружелюбной личности или как к заносчивому невоспитанному хаму.

    Умение вести себя «на людях» культурно, правильно и адекватно ситуации благотворно влияет и на карьеру, и на дружеские отношения.

    «Быть культурным» – что это значит?

    Внешняя и внутренняя культуры необязательно тесно связаны, порой они и вовсе друг другу противоречат.

    Так, индивид, славящийся грубым и невоспитанным поведением, может оказаться обладателем богатого духовного мира и отличного образования.

    И, напротив, вежливый и участливый товарищ, соблюдающий этикет до последнего слова, изнутри бывает пустым, невежественным, непрофессиональным и безнравственным.

    Внешняя культура поведения – это взаимодействие личности с окружающей ее средой . Она выражается в контактах с миром – коллегами, друзьями, родными, в соблюдении правил этикета и прочих социальных норм .

    Это повседневные формы нашего поведения: словом, все то, что мы делаем, оказавшись внутри окружающего мира, и даже задолго до этого момента.

    Подготовка к контакту с обществом (гигиена, выбор одежды, приведение внешнего вида в порядок) тоже считается!

    Не следует думать о внешней культуре как о чем-то искусственном и наносном. Она впитывается человеком с детских лет в ходе воспитания, обучения, коммуникации.

    Многие действия в нас запрограммированы, и мы не задумываясь соблюдаем те или иные поведенческие нормы – здороваемся, умываемся, благодарим, трудимся, уступаем дорогу, предлагаем помощь.

    Грамотное взаимодействие с социумом у многих происходит органично и естественно, ведь оно привито почти с рождения.

    Это своеобразные «правила жизни» – уважать старших, проявлять вежливость и такт, быть ответственным, не грубить, не опаздывать, спрашивать разрешения и подобное.

    В идеальном варианте внешняя и внутренняя культуры дополняют и гармонично подчеркивают лучшие стороны друг друга.

    Красота души, высокие моральные стандарты, нравственность и образованность должны соседствовать с визуальной ухоженностью, грамотной речью и обходительным отношением к другим.

    Не зря считается, что истинно хороший человек прекрасен со всех сторон.

    Что включает в себя культура поведения?

    Наиболее ярко она выражается во взаимодействиях с коллективом – на работе, в университете, в школе. Что еще подразумевает культура поведения?

    1. Действия индивида в общественном месте (в парке и транспорте, в очереди, в банке, на автобусной остановке). Способы решения конфликтов с окружающими незнакомцами.

    2. Отношение к труду и к природе, ответственность, заботу о среде обитания.

    3. Бытовую культуру – реализацию личностных потребностей, организацию досуга.

    7. Гигиену, внешнюю опрятность, адекватный случаю стиль одежды.

    Как вы уже поняли, внешняя культура – это не только то, как мы обходимся с другими людьми.

    Если индивид нарушает обязательства и срывает сроки на работе, гримасничает в автобусе и сыпет ругательствами, не здоровается в ответ и годами не стирает одежду, бросает мусор мимо урны и обрывает соседскую клумбу – это тоже культура поведения. Точнее, ее отсутствие.

    Культурное поведение в обществе

    Способы взаимодействия с обществом формируются с младых ногтей.

    Особое влияние на закладывающуюся культуру поведения оказывают:

    • Воспитание родителей
    • Национальная культура, менталитет
    • Пример, подаваемый близкими людьми

    Кроме того, косвенно на поведение человека влияют религиозная и расовая принадлежность, характер, полученное образование, степень финансовой обеспеченности, круг общения и образ жизни.

    Да и само развитое общество учит нас действовать так или иначе, внедряя в наше сознание современные принципы безбедного сосуществования.

    Нужно понимать, что в Средние века или во времена античности правила поведения в социуме были совсем другими!

    Научившись соблюдать законы, бытующие в окружающем мире, ребенок становится полноценной личностью. Он входит в коллектив, в общество, уже умея вести себя адекватно ситуации.

    Нормы, которые закладываются в личность в юном возрасте, вполне естественны и понятны. Ведь в итоге все они являются красноречивыми проявлениями Человечности как таковой.

    Они стремятся сделать ребенка похожим на себя. Малыш копирует речь и поведение взрослых и становится частью общества.

    Культура поведения, как научный термин, обозначает совокупность всех форм поведения, в которых выражаются моральные и человека. Это понятие включает в себя все области внутренней и внешней культуры человека: поведение в этикет, культура быта, взаимоотношения с другими людьми, характер интересов и потребностей, гигиена, организация личного времени, эстетические вкусы, пантомимика, мимика, культура речи.

    Культура поведения отдельного человека характеризует его морально-эстетический и духовный облик. Она показывает, насколько человек усвоил и принял ценности того общества, в котором он живет, и насколько умело ими пользуется. На каждом из нас лежит ответственность за соблюдение правил поведения, за собственную культуру и тех, кто придет нам на смену.

    Правила поведения в обществе необходимо прививать человеку с самого раннего возраста. Только в этом случае ребенок сможет умело пользоваться своими навыками в будущем.

    Плохие привычки можно сравнить с сорняками. Они вырастают там, где нет должного контроля и порядка. В самом раннем возрасте, когда малыш уже умеет ходить и манипулировать своим телом, необходимо начинать формирование некоторых санитарно-гигиенических навыков и уважение к окружающим (не только взрослым, но и другим детям).

    К трем годам ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться и одеваться. В это время необходимо научить его обращаться с одеждой и обувью. Она должна быть аккуратно сложена или повешена и находиться на своих местах. Это не так просто, как может показаться. Родители должны осуществлять ненавязчивый контроль и направлять малыша. В результате у ребенка появится привычка следить за собой и своими вещами.

    Культура поведения предполагает и умение чистить зубы, умываться, мыть руки. Приучить к этому ребенка несложно. В начале он будет нуждаться в вашей помощи и контроле. Родители должны на собственном примере показывать окружающими. К шести годам ребенок должен уметь без напоминаний здороваться, прощаться, благодарить и соблюдать тишину при необходимости.

    Особенно важны, когда они начинают посещать школу. У малыша начинается совершенно новая жизнь. Ему предстоит усвоить множество правил. К ним относятся: вовремя приходить на уроки, правильно сидеть, содержать в порядке рабочее место, не кричать, поднимать руку, правильно обращаться к учителям. Все эти навыки пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Их ежедневно вырабатывают педагоги. Для успешного закрепления необходимо участие родителей.

    Однако мало знать правила, надо их еще и соблюдать. Именно таких людей называют поведения - это своего рода набор умений и привычек, который свидетельствует об уровне развития человека и помогает ему гармонично вписаться в общество.

    Самые первые навыки поведения складываются у детей еще в бессознательном возрасте. Поэтому для молодых родителей очень важно заботиться о культуре своего поведения и быта. Личный пример в сочетании с контролем и требовательностью непременно даст положительный результат.

    Научить хорошему никогда не поздно. Даже если вы что-то упустили, всегда есть возможность наверстать. Помните, что искоренить плохую привычку намного сложнее, чем ее привить. Наберитесь терпения и не отклоняйтесь ни на минуту от поставленной цели. Вам придется контролировать и себя, и ребенка. Это задача непростая, но вы обязательно справитесь.

    Культура поведения является хорошим индикатором общей образованности и воспитанности человека. Именно частью культуры поведения является этикет, без знания правил которого в разных ситуациях практически невозможно комфортно влиться в современное общество.

    Культура поведения человека

    Культура поведения объединяет в себе правила, нормы, духовные и моральные ценности, которые регулируют то, как человек поведет себя в обществе и какими будут его взаимоотношения с другими членами социума.

    Исходя из этого, культуру поведения делят на внутреннюю и внешнюю.

    Внутренняя культура поведения

    Моральные качества и принципы, нравственные ценности и идеалы человека - вот что входит во внутреннюю культуру поведения. Ее определяет наличие доброты, мужества, милосердия, доброжелательности, чувства справедливости и чувства долга, честности, вежливости и многих других внутренних качеств, которые, в свою очередь, определяют личность и характер человека.

    Внешняя культура поведения

    Общие манеры, нормы и правила поведенческого и речевого этикета, знание и готовность их соблюдать составляют внешнюю культуру поведения человека. Она-то и находит свое проявление в быту и социуме.

    Как правило, внутренняя культура напрямую связана с внешней и оказывает на нее свое влияние. Однако внешняя культура не всегда является непосредственным отражением культуры внутренней, а иногда может даже вступать с ней в откровенное противоречие: так, недостаток нравственности и моральных принципов компенсируется на некоторое время проявлениями внешней культуры, когда человек хочет показаться вежливее, благовоспитаннее и приятнее, чем он есть на самом деле.

    При этом такой ход невозможен в обратную сторону: слабая внешняя культура всегда свидетельствует о соответствующем уровне внутренней культуры.

    Внутренняя культура зависит от множества различных факторов влияния - таких как воспитание и микроклимат в семье, влияние школы/рабочего коллектива и другой среды, в которой пребывает человек, и даже влияние средств массовой информации. А вот внешняя культура и работа над ней - это те знания и навыки, о приобретении которых может сознательно побеспокоиться каждый из нас.

    Основные правила культуры поведения

    Практически для каждой жизненной ситуации и общественного места можно выделить определенный набор правил, которые стоит соблюдать, к примеру, в больнице, в аэропорту, в театре и т. д. Мы же рассмотрим самые общие правила культуры поведения людей, которые особенно пригодятся в повседневной жизни.

    • Не забывайте здороваться с людьми. Даже с теми, с кем вы плохо знакомы — простой кивок головы вряд ли вас затруднит. А иногда поприветствовать можно и незнакомца, например, при совместной поездке в лифте или выгуле собак.
    • Когда вы куда-то заходите — в здание или в транспорт — в первую очередь всегда выпускайте тех, кто хочет выйти, а потом уже входите сами.

    • Культура поведения и скромность - хорошие друзья, поэтому старайтесь не хвастаться ничем перед людьми, особенно теми, кто младше вас.
    • Если человек обладает какими-то заметными недостатками во внешности или даже серьезными изъянами, не нужно его разглядывать - во всяком случае, не больше и не дольше, чем человека стандартной внешности.
    • Культура поведения сильной половины человечества значительно возрастет, стоит только начать уступать места в транспорте женщинам с тяжелыми сумками, пожилым людям, инвалидам и беременным, открывать им двери и пропускать вперед.

    • Уважайте здоровье некурящих людей и курите только в специально отведенных для этого местах. Если вы в гостях, то, в крайнем случае, выходите курить на улицу; чтобы покурить на балконе или «в форточку», сначала заручитесь разрешением хозяина.
    • В магазине и аптеке заранее определяйтесь с товарами, которые вы хотите приобрести - некрасиво заставлять очередь позади вас томиться в ожидании, пока вы вспомните все необходимое и придумаете по ходу дела еще парочку наименований.

    Правила поведения на улице

    Кроме правил дорожного движения, существуют и другие правила, которых следует придерживаться на улице, если хочется прослыть воспитанным человеком с высокой культурой поведения.

    • Уступайте дорогу тем, кто очень спешит.
    • В толпе не пробивайте себе путь локтями.

    • Будьте особенно внимательны к пожилым людям, родителям с детьми, инвалидам и маленьким детям.
    • На узкой дороге помните, что вы не одни. Не занимайте всю ширину тротуара. Идя в компании, тем более оставляйте место для прохожих, идущих быстрее вас.
    • Встретившись со знакомым, не останавливайтесь разговаривать посреди тротуара.

    • При необходимости спросить дорогу, не забывайте про вежливое обращение и благодарность.
    • Не выбрасывайте мусор никуда, кроме специально предназначенных для этого урн и баков.

    Культура поведения в транспорте

    Своеобразные правила этикета существуют и для городского транспорта:

    • Ожидая свой автобус, соблюдайте порядок очереди.
    • Если вы едете вместе с другом или знакомым, или разговариваете по телефону, старайтесь делать это как можно более тихо и ненавязчиво.

    • Не кушайте ничего в транспорте.
    • Помогайте в маршрутках и автобусах передавать деньги за проезд. И оплачивайте его за себя, конечно же.
    • Помните, что вы в транспорте — не единственный пассажир, ведите себя аккуратно, не толкайтесь, не наступайте никому на ноги.
    • Не проталкивайтесь к выходу напролом, спросите, не выходит ли кто на вашей остановке. Если же об этом спрашивают вас - ответьте и пропустите человека, чтобы смог пройти мимо.
    • Не занимайте в общественном транспорте сиденья, предназначенные для инвалидов, пожилых и пассажиров с детьми, уступайте им и обычные места.

    Прием пищи занимает большую и важную часть нашей жизни, поэтому еще одни правила, без которых высокая культура поведения человека невозможна — это правила поведения за столом .

    Культура поведения в школе

    Отдельно поговорим о правилах поведения детей школьного возраста. Культура поведения и взаимоотношений в этом случае предполагает, что школьники должны с уважением относиться к учителям и ко всем работникам школы. При любых обстоятельствах должны сохраняться отношения «учитель - ученик», даже в общении с младшим преподавательским составом. В личную жизнь учителей и других учеников дети не вмешиваются.

    При встрече с учителем школьники здороваются первыми. Нельзя забывать про культуру речи : в ней не должно быть жаргонизмов, нецензурной лексики, грубых и оскорбительных выражений; повышать тон на учителя тоже не стоит.

    Ученики не должны создавать беспорядки на школьной территории, бегать, кричать, ввязываться в споры и драки с другими учениками, применять физическую силу.

    Порча школьного имущества и высокая культура поведения тоже несовместимы, так что ребенок должен понимать, что рисовать на школьной мебели, плеваться, приклеивать жвачки - это плохо. Соответственно, дети должны соблюдать порядок, поддерживать чистоту и не мусорить в школе.

    Приходить на урок ученики должны опрятно одетыми, не опаздывая, а лучше всего - минут за двадцать до начала первого по расписанию урока, особенно в зимний период, чтобы успеть переобуться в сменную обувь и приготовиться к занятиям.

    К началу урока дети должны сидеть на своих местах. Когда в классную комнату заходит учитель, дети встают, чтобы его поприветствовать, и ждут, пока он им ответит, подав сигнал сесть.

    Культура поведения на уроке предусматривает внимание и тишину со стороны учащихся. Дети должны понимать, что учебное время предназначено, собственно, для обучения, а отдохнуть и поболтать всегда можно на переменке. Отвечать на вопросы учителя или задать вопрос ему самому ребенок может, подняв руку и дождавшись учительской реакции.

    Ученикам нельзя покидать территорию школы в учебное время без ведома учителей. На уроке, если учащемуся нужно выйти, он поднимает руку и просит разрешения у учителя.

    Обучая правилам этикета учащихся, однако, не забудьте подумать и о себе, то есть о том, хорошо ли вы поработали над собственной культурой поведения на работе и достаточно ли близко вы знакомы с деловым этикетом .

    А с помощью этого видео вы можете поработать над еще одной частью культуры поведения - дорожной! Начинающим и опытным автомобилистам на заметку.

    - 25.00 Кб

    Культура поведения человека

    Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым.

    Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности отличают культурного человека.

    Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? Образованность, профессионализм, высокая духовность, порядочность, интеллигентность.

    Мы говорим о культуре труда, быта, культуре общения, а не редко и о культуре чувств, подразумевая, что в культурном человеке должны сочетаться нравственные и этические качества.

    Существуют незыблемые нравственные критерии, на которых основан этикет - свод правил, регулирующих внешние формы поведения человека. Это честь, совесть, порядочность - качества которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без них нет человека в настоящем, высоком понимании этого слова.

    Хорошие манеры составляют как бы оправу драгоценных граней души, среди которых самые привлекательные - доброжелательность, тактичность, деликатность, благородство, честность.

    Выручить из беды, бескорыстно помочь в трудную минуту, пожертвовать для другого, даже не очень близкого, а порой и незнакомого человека чем-то важным, не поскупиться для него на время, хлопоты, труды - все это норма поведения для воспитанных, благородных людей.

    Если хорошие манеры станут внутренней потребностью каждого человека, это поможет в значительной степени изменить взаимоотношения людей. Значит, исчезнут многие поводы для плохого настроения, которое иногда возникает у нас из-за грубости, невоспитанности окружающих. Вот почему культуру поведения надо воспитывать с юных лет и сохранять приобретенные навыки всю жизнь.

    Общаясь с людьми, надо учитывать их психический склад, внутренний мир и для каждого пытаться найти правильную линию поведения. Общение с недоверчивым человеком требует осторожности, терпения. С капризными людьми необходимы спокойный тон и игнорирование их капризов. Самодовольных осаживает ирония, но неразумно пользоваться ею, когда имеешь дело с застенчивым человеком. Нельзя ожидать от флегматика мгновенной реакции, и трудно надеяться, что холерик в критической ситуации останется невозмутимым.

    Воспитанный человек всегда вежлив, деликатен, доброжелателен по отношению к окружающим людям. Ему присуща тактичность. Он правильно реагирует на поведение другого человека, понимает его состояние, готов поддержать в трудную минуту, избегает разговоров, которые могут быть неприятны кому-либо, не показывает свое превосходство, не демонстрирует свое благополучие в присутствии людей, которым менее повезло. Тактичный человек не демонстрирует ни чрезмерной симпатии, ни своей явной неприязни к отдельным людям, потому что это может поставить в неудобное положение не только их, но и окружающих. Нередко граничит с бестактностью выставление на всеобщее обозрение своих интимных чувств, чрезмерное любопытство, чтение чужих писем. Недопустимо высмеивать физические недостатки людей, подслушивать чужие разговоры, писать анонимные письма.

    Важнейшее качество воспитанных людей - скромность.

    Скромный человек самокритичен и требователен к себе, не переоценивает свои возможности и способности. Он не стремиться выделиться внешне: не наденет кричащей одежды, не будет громко разговаривать в автобусе, не станет хвастаться своими заслугами. Но чрезмерная скромность, застенчивость не всегда хороши. Застенчивый человек склонен недооценивать свои силы, трудно входит в коллектив, боится взяться за ответственное дело.

    Многие молодые люди думают, что уважение, вежливость, такт, предупредительность необязательны по отношению к родителям. Это горькое заблуждение! Юноша, который считает ниже своего достоинства убрать квартиру, приготовить завтрак, сходить в магазин, бесцеремонно включающий компьютер в любое время, даже тогда, когда домашние отдыхают, далек от идеала культурного человека, если даже и обладает эрудицией, хорошими манерами.

    Привлекательнейшее из достоинств - искренность. Но, правда, в сочетании с другими качествами - со сдержанностью и деликатностью. Нехорошо, если, например, человек по простоте душевной скажет уже не молодой женщине, что она старуха.

    Неотъемлемый атрибут порядочности - обязательность, точность. Еще в древности установлено: договоры надо выполнять. Конечно, иной раз обстоятельства заставляют вольно или невольно нарушить договоренность. Но бывает, что человек заранее знает, что свое обещание не выполнит, слово не сдержит. Порой дает обещания "сгоряча", необдуманно, и далее оказывается, что оно просто невыполнимо. Подобная безответственность приносит большие огорчения людям. Порядочный человек стремиться быть пунктуальным, всегда выполняет свои обещания.

    Одалживание денег, как и прочих вещей, - особая услуга.

    Не будет ничего дурного, если, давая деньги в долг, мы сразу оговорим срок их возврата и даже запишем его для памяти. Если должник медлит с отдачей денег, вполне допустимо ему об этом напомнить. При этом он обязан извиниться и указать новый срок (если в настоящий момент не располагает нужной суммой) . Одинаково неприятно как напоминать о долге, так и выслушивать подобные напоминания. Этого просто нельзя допустить. Если не можем вернуть деньги в срок, надо спросить одолжившего, может ли тот еще подождать. Если нет - переодалживаем нужную сумму в другом месте и отдаем. Не следует рассказывать посторонним, сколько и кому мы дали в долг или, наоборот, заняли.

    Взяв у знакомых какую - либо вещь, возвращайте ее без задержки и в исправном состоянии. Нельзя одалживать предметы гардероба, машину, мотоцикл, фотоаппарат, телевизор. Иногда это допустимо среди членов семьи.

    Точность - одно из проявлений вежливости, уважения к человеку. Нужно беречь и свое и чужое время.

    Заранее составлять распорядок своего дня. Приступив к любому делу, обязательно добивайтесь его выполнения.

    Место встречи устанавливается так, чтобы доехать до него каждому из встречающихся требовалось примерно одинаковое время. Не всегда, однако, удается точно рассчитать время.

    Обычно прощают опоздание в пределах 5-10 минут.

    Если что-то случилось и вы не можете встретиться, сообщите об этом. Если уходите из дому, скажите или напишите записку родителям, куда идете и когда вернетесь.

    Несколько слов о привычках. Они имеют огромное значение для человека. "Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Привычки это то, из чего складывается образ жизни человека, способы достижения им своих целей, манера общения с другими людьми - словом, все то, что в конечном счете определяет его судьбу.

    Привычки подразделяются на полезные и вредные. Скажем, гигеенические (умывание, утренняя гимнастика, мытье рук перед едой и т.п.) или нравственные (вежливость, приветливость, дисциплинированность и т.п.) привычки полезные. А вот сквернословие, курение, пьянство, наркомания - вредные привычки.

    В больших городах возникает необходимость координации поведения множества людей, прежде всего пешеходов и водителей автомобилей.

    По статистике большинство несчастных случаев происходит по вине пешеходов. Поэтому нам, пешеходам, надо строго придерживаться правил уличного движения.

    На улице также необходимо соблюдать общепринятые правила поведения. Всякий раз, выходя из дома, окиньте себя взглядом - не нужно ли почистить пальто, костюм, туфли. Как бы мы не спешили, не летим расталкивая толпу, но и не плетемся еле-еле, заставляя прохожих обходить нас.

    Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать к себе внимание прохожих: громко не разговаривает и не хохочет, избегает недоразумений, не вступает в случайную перепалку. Отвратительная привычка плевать, бросать окурки, шелуху от семечек и другой мусор на тротуар.

    Молодой человек помогает своей спутнице нести тяжелый пакет, хозяйственную сумку с продуктами. Если потребуется пройти через мостик, узкую калитку, по обочине дороги, женщину, а также лиц старше нас пропускаем вперед. Если идти первым оказывается в какой-то мере небезопасным (среди луж, в темноте и т.д.) , эту роль берет на себя мужчина, отыскивая и прокладывая дорогу.

    Избегайте есть что-либо на улице. И конечно, нельзя, шествуя по тротуару, обдавать прохожих табачным дымом.

    Ходить под руку в наше время считается несколько старомодным: это затрудняет движение на людных улицах. На скользком месте молодой человек может предложить пожилому человеку или спутнице руку.

    Среди молодежи распространен обычай ходить обнявшись.

    В городе нередки происшествия. Стараемся не увеличивать толпу зевак. Поможем старому человеку донести сумку, переведем слепого через улицу. Нужно быть в высшей степени деликатным, чтобы пристально рассматривать человека с каким-либо физическим недостатком.

    Раскрытый зонтик несут над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих. При встрече с другими пешеходами зонт поднимают или наклоняют в сторону.

    Встречного прохожего на узком тротуаре пропускают, отступая назад (младший по возрасту или мужчина) . На улице не ходят шеренгой.

    Встретив знакомого и заговорив с ним, не стойте посредине тротуара, отойдите в сторону, чтобы не мешать другим прохожим. При встрече с человеком старше вас, не останавливайте их, а попросите разрешения проводить их. Невежливо останавливать малознакомых людей или приятеля, если он идет не один. Это можно сделать только в крайнем случае, конечно, извинившись и убедившись, что он не спешит. Если вы идете не один и встречаете знакомого, с которым хотите обменяться несколькими фразами, не забудьте извиниться перед своим спутником. Тот, в свою очередь, поздоровавшись со всеми ждет вас или идет поодаль, однако мужчине не подобает оставлять женщину одну. Желая поговорить со своим знакомым, представьте его своей спутнице.

    Если в ожидании транспорта скопилась группа людей, то приходящие должны занимать свою очередь, а не останавливаться в неопределенной позиции где-нибудь, чтобы затем при посадке броситься к дверям вагона, оттесняя тех, кто стоял первым.

    При входе в общественный транспорт пропустите вперед инвалидов, детей, пожилых людей и женщин. В случае необходимости окажите им помощь. Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают возможность людям выйти. Мужчина выходит из вагона первым и помогает своей спутнице, пожилым людям или детям. В вагоне не останавливайтесь у дверей, а проходите вперед, освобождая место другим пассажирам. Нельзя разваливаться на сидении и занимать его полностью, если оно рассчитано на двоих. Сумки на сидение можно ставить только в том случае, если никто не стоит и есть свободные места. Если свободных мест нет, то уступают свое место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми. Это обязаны делать как лица мужского пола, так и женщины, и в первую очередь молодые люди. Уступая место, можно сказать пару слов, но можно сделать это и молча. Если вам уступают место, то не принимайте это как должное, нужно поблагодарить эа проявление внимания. Благодарит и мужчина, и женщина, если место уступили его спутнице. От предложенного места можно отказаться. Тогда поблагодарите за услугу и кратко объясните, почему не воспользовались любезностью. Молодым людям посоветуем: уступайте место всем, кто старше вас, и вашим сверстницам.

    Транспорт не место для публичных дискуссий. Если же нам все-таки приходится вступить в разговор, а он носит задиристый характер, помним, что помочь в данном случае может лишь чувство юмора.

    Стало распространенным читать в дороге. Но в транспорте газету полностью не разворачивают, а читают в сложенном виде. Не очень красиво заглядывать в книгу соседа, в упор разглядывать пассажиров. Не следует вести беседу о семейных или служебных делах, подслушивать чужие разговоры.

    В такси водителю не делают замечаний и не требуют увеличить скорость. Если вы очень спешите, то можно сказать об этом шоферу, об остальном он позаботится сам. А вот снизить скорость его можно попросить. Садясь в машину, мужчина открывает дверь и пропускает вперед женщину или более старшего мужчину. Женщины обычно сидят сзади, а мужчина - рядом с водителем.

    Мы каждый день заходим в магазины за покупками. Соблюдение здесь обоюдной вежливости - залог порядка и добрых отношений продавцов и покупателей.

    Кто должен уступить дорогу в дверях магазина? Входящий.

    Он дает возможность выйти из помещения, а затем только входит сам, конечно придерживая при этом двери, чтобы не ушибить следующих за ним людей. К продавцу обращайтесь вежливо, не перебивайте его разговор с предыдущим покупателем.

    Описание работы

    Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым.
    Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности отличают культурного человека.