Cочинение «Просветительские идеалы в комедии. Фонвизин Д.И

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:

1. “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.

2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть

угрызала”.

3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”.

4. “…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.

5. “Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.

6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”.

7. “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще его гимназические учителя. С течением времени углублялись просветительские взгляды Фонвизина, крепло его стремление вмешиваться своими произведениями в самую гущу событий русской общественной жизни. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса « » превратила усадьбу Простаковых в средоточие пороков, «злонравия достойных плодов», которые драматург обличает со свойственными ему злословием, сарказмом, иронией.

«Недоросль» - произведение многотемное.

Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.

В первом же действии мы попадаем в атмосферу помещичьего произвола. Тришка сшил кафтан Митрофану «изрядне-хонько», но это не спасает его от брани и порки. Старая нянька Митрофана Еремеевна безмерно предана своим господам, но получает от них «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Простакову возмущает то, что крепостная девка Палашка, заболев, лежит, «как будто благородная». Произвол помещиков привел к полному обнищанию крестьян. «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» - жалуется Простакова. Но помещики твердо знают, что они защищены всей системой государственной власти. Именно общественное устройство России позволило Простаковым и Скотининым по-своему распоряжаться в своих имениях.

На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность Простаковой и ее брата. Даже Вральману кажется, что, живя с господами Простаковыми, он «фее с лошадками». Ничуть не лучше будет и Митрофан. Автор не просто выставляет на посмешище его «познания» в науках, нежелание учиться. Фонвизин видит, что в нем живет все тот же жестокий крепостник.

Огромное влияние на формирование людей, подобных Митрофану, оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания. Воспитанием молодых дворян занимались невежественные иностранцы. Чему мог выучиться Митрофан у кучера Вральмана? Могли ли такие дворяне стать опорой государства?

Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть -правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические мысли. Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Отметим, что этот шаг писателя был неодобрительно встречен Екатериной II, которая прямо дала писателю это почувствовать.

Императрица не могла не увидеть в комедии «Недоросль» острую сатиру на самые страшные пороки империи.

Сарказм Фонвизина нашел свое отражение и в произведении, озаглавленном «Всеобщая придворная грамматика», составленном в форме учебника. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Назвав свою грамматику «всеобщей», Фонвизин подчеркнул, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще. Придворных он называет льстецами, подхалимами, подлецами. Людей, живущих при дворе, сатирик подразделяет на «гласных», «безгласных» и «полугласных», а самым употребительным считает глагол «быть должным», хотя долгов при дворе не платят.

Екатерина так и не увидела от Фонвизина покорности, а потому вскоре его произведения перестали появляться в печати. Но Россия знала их, так как они ходили в списках. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром «другом свободы» назвал его Пушкин, а Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами» Гоголя.

Сатирические и драматургические успехи Фонвизина тесно связаны с его общественной и политической деятельностью "Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает", - писал В Ключевский и был совершенно прав. Сначала жизнь учит нас, потом мы поучаем других

Настоящее признание драматургического таланта пришло к Фонвизину с созданием в 1768-1769 годах комедии "Бригадир" Она явилась итогом тех поисков русской самобытной комедии, какими жили члены елагинского кружка, и в то же время несла в себе новые, глубоко новаторские принципы драматургического искусства в целом. Провозглашенные во Франции, в теоретических трактатах Д Дидро, эти принципы способствовали сближению театра с действительностью

Уже с поднятия занавеса зритель оказывался погруженным в обстановку, поражавшую жизненной реальностью В мирной картине домашнего уюта все значимо и одновременно все натурально - и деревенское убранство комнаты, и одежда персонажей, и их занятия, и даже отдельные штрихи поведения Все это отвечало сценическим новациям театра Дидро.

Но был один существенный , разделявший творческие позиции двух драматургов Теория театра Дидро, родившаяся в канун Французской буржуазной революции, отражала вкусы и запросы третьесословного зрителя, утверждая по-своему значительность среднего человека, тех нравственных идеалов, которые порождались скромным укладом жизни простого труженика Это был новаторский шаг, влекший за собой пересмотр многих традиционных, признававшихся до этого незыблемыми, представлений о функции театра и о границах художественности.

Фонвизин не мог, естественно, механически следовать программе пьес Дидро по той причине, что нравственные коллизии драматургии Дидро не подкреплялись реальными условиями русской общественной жизни Он воспринял у Дидро требование верности натуре, но подчинил этот художественный принцип иным задачам Центр тяжести идейной проблематики в комедии Фонвизина перемещался в сатирико-обличительную плоскость.

В дом Советника приезжает отставной Бригадир с женой и сыном Иваном, которого родители сватают за дочь хозяина Софью Сама любит бедного дворянина Добролюбова, но с ее чувством никто не считается. "Так ежели Бог благословит, то двадцать шестое число быть свадьбе" - этими словами отца.Софьи начинается пьеса

Все действующие лица в "Бригадире" - русские дворяне В скромной, будничной атмосфере среднемосковского быта личность каждого персонажа проявляется словно исподволь в разговорах Постепенно от действия к действию духовные интересы персонажей раскрываются с различных сторон, и шаг за шагом обнажается своеобразие художественных решений, найденных Фонвизиным в его новаторской пьесе.

Традиционный для жанра комедии конфликт между добродетельной, умной девушкой и глупым женихом осложнен одним обстоятельством.

Он недавно побывал в Париже и полон презрения ко всему, что его окружает дома, в том числе и к своим родителям "Всякий, кто был в Париже, - откровенничает, - имеет уже право, говоря про русских, не включать себя и число тех, затем что он уже стал больше француз, нежели русский". Речь Ивана пестрит произносимыми кстати и некстати французскими словечками Единственный человек, с которым он находит общий язык,- это Советница, выросшая на чтении любовных романов и сходящая с ума от всего французского.

Нелепое поведение новоявленного "парижанца" и приходящей от него в восторг Советницы наводит на мысль, что основу идейного замысли в комедии составляет обличение галломании Своим пустозвонством и новомодным манерничаньем они как будто бы противостоят умудренным жизненным опытом родителям Ивана и Советнику. Однако борьба с галломанией - лишь часть обличительной программы, питающей сатирический пафос "Бригадира" Родственность Ивана всем остальным персонажам вскрывается драматургом в первом действии, где они высказываются о вреде грамматики каждый из них считает изучение грамматики ненужным делом, к умению достигать чинов и богатства она ничего не прибавляет

Эта новая цепь откровений, обнажая интеллектуальный кругозор главных героев комедии, подводит нас к пониманиюосновной идеи пьесы В среде, где царствуют умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре оказывается злой карикатурой на просвещение Нравственное убожество Ивана, гордящегося своим презрением к соотечественникам, под стать духовному уродству остальных, ибо их нравы и образ мыслей, в сущности, столь же низменны

И что важно, в комедии эта мысль раскрывается не декларативно, а средствами психологического самораскрытия персонажей Если раньше задачи комедийной сатиры мыслились в основном в плане выведения на сцену персонифицированного порока, например "скупости", "злоязычия", "бахвальства", то теперь под пером Фонвизина содержание пороков социально конкретизируется Сатирическая памфлетность "комедии характеров" Сумарокова уступает место комически заостренному исследованию нравов общества И в этом главное значение фонвизинского "Бригадира"

Успех "Бригадира" выдвинул Фонвизина в число наиболее известных писателей своего времени О повой комедии молодого автора с похвалой отозвался глава просветительского лагеря русской литературы 1760-х годов Н И Новиков в своем сатирическом журнале "Трутень" В сотрудничестве с Новиковым Фонвизин окончательно определяет свое место в литературе как сатирик и публицист Не случайно в другом своем журнале, "Живописец" за 1772 год, Новиков поместит острейшее сатирическое Фонвизина "Письма к Фалалсю", а также "Слово на выздоровление его имп высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича в 1771 годе" - сочинение, в котором в рамках жанра официального панегирика, обращенного к наследнику престола, обличалась принятая Екатериной II практика фаворитизма и самовозвеличиванияВ этих сочинениях уже проглядывают очертания идеологической программы и творческих установок, определивших позднее художественное своеобразие "Недоросля" Например, в "Слове на выздоровление " уже заявлены предпосылки той политической программы, которую позднее Фонвизин будет развивать в знаменитом "Рассуждении о непременных государственных законах" "Любовь народа есть истинная слава государей Буди властелином над страстями своими и почти, что тот не может владеть другими с славою, кто собой владеть не может " Как выяснится позже, пафос размышлений положительных персонажей "Недоросля" Стародума и Правдина во многом питается идеями, запечатленными в названных сочинениях

Интерес Фонвизина к политической публицистике не был случайным В декабре 1769 года, оставаясь чиновником коллегии иностранных дел, Фонвизин по предложению графа Н И Панина перешел на службу к нему, став секретарем канцлера И на протяжении почти 13 лет, вплоть до выхода в отставку в 1782 году, Фонвизин оставался ближайшим помощником Панина, пользуясь его неограниченным доверием

Приближалась осень 1772 года Но передача престола сыну не входила в планы императрицы Отложив на год празднование совершеннолетия Павла под предлогом его предстоящей женитьбы, Екатерина сумела выйти из затруднительного положения В сентябре 1773 года состоялась свадьба Влиянию Панина на наследника отныне был положен предел, ибо с женитьбой воспитание считалось законченным Кампания политических интриг, которую Фонвизину пришлось наблюдать накануне женитьбы цесаревича, вновь заставила его столкнуться с нравами придворной жизни "Развращенность здешнюю описывать излишне,- замшел он в письме к сестре в августе 1773 года - Ни в каком скаредном приказе нет таких стряпческих интриг, какие у нашего двора всеминутно происходят"

Конец XVIII века характеризовался в России началом «революции в искусстве». В это время в литературе появились новые жанры, новые сти­ли, новые яркие имена. Одним из таких имен было имя Дениса Ивановича Фонвизина, автора знаменитой комедии «Недоросль», которая до сих пор не сходит со сцен известнейших театров. Писатель создавал свое великое произведение в период наивысшей политической зрелости, в пе­риод явного оппозиционного отношения к екате­рининскому самодержавию, что не могло не най­ти выражения в комедии. Его отрицательные ге­рои являются типичными представителями клас­са помещиков и дворян, носителями их самых низких и грубых черт.

Положительные же герои, наоборот, выступа­ют полной противоположностью помещичьей среде и всеми своими действиями и словами ра­зоблачают самодержавный строй. При дворе им­ператрицы «по большой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее», - говорит Стародум. Здесь «один дру­гого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле». Естественно, что нравы двора в еще более извращенной и преуве­личенной форме присутствуют в среде помещи­ков.

Н. В. Гоголь отмечал, что в своем произведе­нии Фонвизин вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Комедия «Недо­росль» действительно отличается большой соци­альной глубиной и резкой сатирической направ­ленностью.

Но если из названия можно сделать вывод о том, что основная проблема, затронутая автором, - это проблема истинного и ложного воспитания, то После внимательного знакомства с произведени­ем становится определенно ясно, что смысл, за­ложенный в него, намного глубже и серьезнее. Фонвизин отразил следствия основного конфлик­та эпохи: борьбы крестьянства с угнетателями-помещиками. Писатель показал все стороны ра­стлевающего влияния крепостного права и на народ, и на дворянство.

На первое место в комедии поставлена тема помещичьего произвола. С беззаконием и жесто­костью помещиков мы сталкиваемся уже с пер­вых страниц произведения: народный умелец крепостной Тришка, нигде не учившийся порт­няжному искусству, «изряднехонько» сшил каф­тан «дитяти» «деликатного сложения» Митрофа­ну, однако это не спасает его ни от брани поме­щицы Простаковой, ни от несправедливой пор­ки. Госпожа Простакова вообще чувствует себя полновластной хозяйкой в имении, потому гос­подствует нагло, деспотично, в полной уверенно­сти в собственной безнаказанности.

Сироту Софью она цинично использует исклю­чительно в собственных целях: хочет выдать де­вушку замуж за своего брата, для того чтобы зав­ладеть ее имением. На крестьян же эта «презлая фурия» смотрит не как на людей, а как на суще­ства низшей породы. С крестьянами и слугами она общается только с помощью грубых бранных слов, называя их не иначе, как «скот», «кана­льи», «старая ведьма». Она обдирает и без того бедных крепостных и при этом жалуется Скотинину: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».

Простакова «холопам потакать не намерена», целыми днями она «наводит порядок» в доме с помощью ругани и побоев: «С утра до вечера, - жалуется помещица, - как за язык подвешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь». Вер­ная, бесконечно преданная хозяевам служанка и нянька Митрофана Еремеевна получает в оплату за свой тяжкий труд «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». «Бестия», «каналья», «собачья дочь», «старая хрычовка», «уж я те от­делаю» - вот слова, которые слышит служанка от хозяйки в благодарность за преданную служ­бу. А уж если кто-то из слуг посмеет заболеть - то тут негодованию Простаковой не будет преде­ла. «Ах она бестия! Лежит. Как будто благород­ная!» - возмущается помещица, узнав о болез­ни дворовой девки Палашки.

Выступая с обличением крепостного права, Фонвизин показывает и его растлевающее влия­ние на крепостных. Так, служанка Еремеевна, рабски преданная своим хозяевам, совершенно теряет человеческое достоинство и, не думая о грозящей ей опасности, защищает Митрофана от Скотинина.

Комедия призвана вызывать смех. Но в отно­шении «Недоросля» это - смех сквозь слезы, горький смех. Не случайно П. А. Вяземский от­мечал, что образ Простаковой «стоит на меже трагедии и комедии». Эта невежественная, коры­столюбивая и безжалостная крепостница, страш­ная в приступе бешенства, по-своему чадолюби­ва. Но ее любовь к Митрофанушке также извра­щена, как все чувства помещицы. Потому и вы­растает он таким же деспотичным, жестоким, наглым, как его мать, к которой он относится со­вершенно равнодушно, не испытывая ни малей­шей благодарности.

Не многим отличается от Простаковых и се­мья Скотининых, где хозяин необычайно «мас­терски» собирает оброк и все свои убытки от со­седей сдирает с собственных крестьян. «Не будь я Тарас Скотинин, - хвалится он, - если у меня не всякая вина виновата».

Помещики, подобные Простаковым и Скотининым, смело творят беззакония, потому что зна­ют: они охраняемы самим государством. Они вов­се не считают грубое обращение с крепостными преступлением. Да это и не удивительно - ведь все указы они привыкли трактовать на свой лад. Так, например, Указ о вольности дворянства. Простакова воспринимает как «юридическое ос­вящение неограниченной власти… над личностью и собственностью крестьянина». Потому так воз­мущает ее закон, запрещающий пороть кресть­ян. «Дворянин, - с негодованием восклицает помещица, - когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»

Показывая нечеловеческую, звериную сущ­ность помещиков, Фонвизин широко вводит в свое произведение зоологизмы: брат Простаковой носит фамилию Скотинин; Кутейкин заставляет Митрофана объявить всему залу, что он «не че­ловек» и даже «не червь», а «скот»; Вральману кажется, что в имении Простаковых он жил «фсе с лошатками» и т. д.

Однако в комедии «Недоросль» автор высту­пает не только с обличением помещичьей нагло­сти и произвола. Он показывает низкую, ничтож­ную, трусливую сущность этих людей. Когда они оказываются наедине с сильным противником, то сразу же меняют свой тон и поведение. Так, Про­стакова униженно валяется в ногах у Правдина, умоляя не отдавать ее под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам.

Когда же ее простили, она всю злость за вы­нужденное унижение снова срывает на крепост­ных: «Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке».

Однако ее замыслам не суждено сбыться - имение уже взято под опеку. Писатель уверенно разоблачает деспотизм и произвол помещиков, приводя своих «антигероев» к логическому фи­налу: потерявшая неограниченную власть над крепостными, будучи отвергнута собственным сыном, Простакова выглядит жалко и унижен­но. И ей не от кого ждать сочувствия, так как в своей жизни она сама никого не жалела, никому не сочувствовала.

Комедия «Недоросль» имела огромный успех, что способствовало небывалому приливу творчес­ких сил у Фонвизина. В 1783 году он написал и напечатал в журнале «Собеседник любителей рос­сийского слова» несколько сатирических статей.

Кроме того, послал в журнал анонимные вопро­сы о внутреннем политическом положении Рос­сии. «Буде оные напечатаются, то продолжение последует впредь и немедленно, - писал автор в письме издателям журнала, среди которых была и сама Екатерина II. - Публика заключит тогда по справедливости, что если можно вопрошать прямодушно, то можно и отвечать чистосердеч­но». Реакция императрицы была резкой и кри­тичной.

Попыткам Фонвизина был положен конец. Но они уже зажгли искру протеста в умах передовых людей того времени. И оставалось только ждать, когда эти искры перерастут в яркий революци­онный огонь.

Сочинение на тему: ТЕМА ПОМЕЩИЧЬЕГО ПРОИЗВОЛА В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА


На этой странице искали:

  • сочинение на тему положительный идеал фонвизина
  • сочинение на тему положительный идеал фонвизина в комедии недоросль
  • характеристика правдина недоросль
  • положительный идеал фонвизина в комедии недоросль сочинение
  • сочинение положительный идеал фонвизина в комедии недоросль

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Денис Иванович - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» произвела взрывной эффект в обществе того времени. «Недоросль» - произведение многоплановое. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.

На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность мелкопоместных дворянчиков и крепостников. К сожалению, формирование нового поколения происходило под всеохватывающим воздействием нравов консервативного общества. Огромное влияние на формирование молодых людей оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания.

В тоже время автор говорит о том, что у его современников есть надежда на возрождение свободы и справедливости. Олицетворением такой надежды в «Недоросле» являются близкие автору персонажи пьесы. Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. Именно эти персонажи и являются светлым идеалом самого автора. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические

Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Фонвизин подчеркивает, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще.

Параллельно с сатирическим описанием пороков своих современников автор уделяет особое внимание просвещенным людям того времени. Довольно ясно и недвусмысленно Фонвизин пишет о том, что именно эти светлые личности являются опорой и движущей силой общества, без них неизбежно начнет погружаться в пропасть мракобесия и деспотизма.

Автор признает, что просвещенные и достойные люди все еще есть не только среди молодых людей, но и среди представителей старшего поколения. Да, они порой не могут проявить свои достойные качества в агрессивной общественной среде, не всегда способны отстоять идеалы автора, но при этом умеют оставаться достойными людьми. В первую очередь всех положительных персонажей пьесы отличает непривычная совестливость и чувство внутренней справедливости.

Можно попенять автору за создание слишком идеальных, далеких от реального облика людей, но дело в том, что в книге они служат неким противовесом, противопоставлением идеально-отрицательным персонажам. Фонвизин постарался как бы сконцентрировать все отрицательные и положительные характеристики в своих персонажах. Порой противопоставление белого и черного в пьесе выглядит гротескно, но именно за счет своей выпуклости она и производит столь сильный

Положительные и отрицательные герои «Недоросля» выступают в роли своеобразных зеркал, которые как бы призывают читателя вглядеться, увидеть и узнать (пои черты и обличье многих современников. Не зря одной из характеристик этого произведения является непреходящая злободневность, причиной которой является «полярность» персонажей.

Не случайно главные действующие лица книги, как положительные, так и отрицательные, принадлежат к дворянскому сословию. Одна из тем пьесы - судьба дворян, их будущее. Фонвизин считает передовых дворян той движущей силой, которая способна вывести Россию из мрака невежества, сделать ее цивилизованной страной. От лица своих персонажей автор с тоской говорит о минувшем расцвете дворянства, вместе со своими героями он надеется на будущее возрождение этого сословия. Еще сохранились те, кто помнит, какими должны быть истинные аристократы духа, и еще есть надежда на то, что они успеют передать это знание следующему поколению. Вот откуда взялись Стародум, Софья и Правдин, в них заложено стремление автора показать преемственность благородных помыслов и поступком.

Великосветское общество того времени не прощало ударов по своим порокам, и вскоре произведения Фонвизина перестали появляться в печати. Но Россия знала их, так как книгу неоднократно переписывали вручную. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами»

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Идеал Фонвизина просвещение, борющееся с самодурством . И в закладках появилось готовое сочинение.

Идеал Фонвизина просвещение, борющееся с самодурством .