Художественные особенности романа И. Гончарова Обломов

Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно произойти переустройство общества, потому что крепостное право больше не сможет дать стране прогрессивного развития.

Раскрыть весь исторический процесс Гончаров не в силах. Вот почему он показывает это на примере типа Обломовых.

Помещик Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов». Детство его проходило в деревне Обломовка. Жизнь обломовцев была природоподобна. Из нее, как и из окружающей их жизни, изъяты были всякие движения. Весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, от какого-либо напряжения. В обломовской жизни нет места подлинной духовности. Единственная форма духовного бытия, доступная, обломовцам – сказки, легенды, мифы. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.

В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. В романе Гончаров описывает слугу Обломова по имени Захар.

Обломов лежит на диване и ничего не делает. Он знает, что «у него есть Захар и ещё триста Захаров». Отсюда и рождается обломовщина – бездействие. Страна не получает дальнейшего развития. В итоге получается, что крепостное право губит Россию.

Ольга Ильинская и Штольц стараются исправить Обломова. Они заставляют его работать. Но всё напрасно. Нельзя переделать человека, если его лень, бездействие, апатия ко всему, что делается на свете, заложены с детства в его характере и поступках.

Всё это ещё раз доказывает то, что крепостное право не должно больше существовать в стране России нужно что-то такое, что, может быть, исправит таких людей, как Обломов.

Раскрывая художественные особенности романа, нужно обратить внимание на его композицию. Роман состоит из четырёх частей.

В первой части раскрывается картина жизни Обломова. Герой вписан в неподвижный бытовой интерьер, данный во, всей полноте его примет и деталей. Здесь совершается представления героя читателю.

Во второй части – повествование теряет статичность. Появляется Ольга Ильинская, грядет любовная драма. В драматическом действии развертывается подлинный характер главного героя.

В третьей части рассказывается об испытаниях любви. Обнаружилась вся уязвимость обломовского романтического чувства.

В четвертой части любовный роман завершился. Всё последующее – «комментарии» к нему, прояснение сути драмы.

Почему роман состоит именно из четырёх частей? Больше Гончарову не надо. Одна часть – описание жизни героя, вторая – описание подлинного характера Обломова, третья – описание чувств героя, четвертая – возвращение героя к повседневной жизни. Гончарову хватает четырех частей, чтобы доказать, что нет возможности изменить обломовский характер.

В конце первой части автор помещает «Сон Обломова». В этом эпизоде описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Почему Гончаров помещает этот эпизод именно в конце первой части? Автор хотел познакомить нас с героем в начале романа, чтобы в дальнейшем, читая роман, мы могли сравнивать истинный характер героя с дальнейшим старанием измениться.

Даже через мелкие подробности быта автор раскрывает глубокую тему. Халат, диван, тапочки, локти – эти детали специально укрупнены. Они становятся символами привязанностей Обломова. «Халатную» тему раскрывал не только Гончаров, но и многие другие поэты и писатели. Каждый автор старался отразить в своём произведении эту тему.

Гончаров умело использует описание отдельных предметов в обстановке, окружающей героя. Описание его вещей способствует раскрытию основной мысли романа. Гончаров, как и Гоголь, через деталь показывает характер героя, основную мысль романа.

Гончаров и через образы доводит тему до нас.

К Обломову приходил писатель – Пенкин, который предлагал ему прочитать свои статьи. Но Обломов их не читал, а говорил Пенкину, что тот только обличает, показывает грязь, радуется от этого. Обломов сказал: «Где же человечность-то?.. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Гончаров тем самым обращается к другим писателям, чтобы они не критиковали крепостное право, а, наоборот, предлагали выход из этой ситуации, искали новые пути преобразования России. В «Обломове» Гончаров только доказывает, что России нужно измениться. Он не критикует крепостное право. Но и пока ничего не предлагает. Я думаю, что Гончаров специально хотел сначала настроить, убедить народ, чтобы тот ему в дальнейшем помог найти путь переустройства общества.

В названии романа тоже лежит небольшой смысл. Гончаров сначала хотел назвать роман «Обломовщина». Но почему всё-таки назвал «Обломов»?

Мне кажется, потому, что под словом «обломовщина» понимается вся Россия. Но не вся страна была обломовщиной. Не все помещики были такими, как Обломов. Это один из типов помещика. Но ведь всё могло прийти к тому, что у власти стояли бы Обломовы. А если такие люди будут править страной, то страна не будет стремиться к лучшему, к прогрессу.

Благодаря мастерству Гончарова, перед нами роман, который нам, потомкам, позволяет увидеть, какие мысли занимали россиян сто пятьдесят лет назад, как народ решал государственные проблемы. И такие писатели-художники, как Гончаров, Гоголь помогают поколению двадцать первого века узнать характер русского народа через художественные описания быта одного героя, символизируя им, русский народ в определенную эпоху времени.

Гончаров – мастер слова, который может только с помощью одного пера показать нам начало девятнадцатого века. М попадаем туда, как наяву. Русский народ должен знать историю Отечества. Писатели помогают нам в этом. И мы должны сказать им: «Спасибо!».

Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»

Роман И. А. Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году. В нем писатель правдиво изобразил современную ему жизнь русского общества. Вряд ли можно найти еще одно произведение, так ярко показавшее читателю процесс вырождения дворянства. В романе автор задается вопросами смысла жизни, цели существования, рассматривает проблему положительного героя, проблему любви и дружбы. Гончаров первым так подробно раскрыл проблему барства (“Порвалась цепь великая, порвалась, расскочилася одним концом по барину, другим по мужику”,- писал Н. А. Некрасов). После выхода в свет роман многим не пришелся по вкусу, так как первая часть слишком затянута, действие отсутствует, нет интриги. Возможно, это был преднамеренный авторский прием, чтобы показать читателю, до какой степени может быть однообразна и бесцельна жизнь даже хорошего, доброго во всех отношениях человека. Я думаю, роман “Обломов” не запомнился бы и, возможно, был бы забыт, если бы не его художественное своеобразие, художественное мастерство.

Начав читать роман, мы сразу же обращаем внимание на детально выписанную портретную характеристику и описание интерьера. Здесь автор использует прием взаимодополнения: интерьер дополняет портрет героя. С первых же фраз можно составить свое мнение о герое, дать ему оценку. Вспомним портрет Обломова: “Человек лет тридцати двух-трех, среднего роста... Тело матового, чересчур белого цвета, маленькие пухлые руки, мягкие плечи...” Перед нами изнеженный человек, не привыкший к ТРУДУ- Полную противоположность составляет Обломову Штольц, “весь составленный из костей, мускулов и нервов”. Штольц худощав, щек у него почти вовсе нет, “то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости”. Конечно, трудно себе представить такого человека, лежащим на диване в мягком персидском халате.

Обратим внимание на описание комнаты Ильи Ильича. Оно дополняет ранее нарисованный портрет Обломова. “С первого взгляда комната казалась прекрасно убранною: бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковой материей красивые ширмы, шелковые занавесы, несколько картин, множество красивых мелочей”. Но опытный человек с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти декорум неизбежных приличий, “лишь бы отделаться от них”. Из этого описания нам также становится ясно, кого представляет собой Обломов. Когда-то это был человек, живший нормальной жизнью, заботившийся о себе и окружающей обстановке; теперь же перед нами ленивец, не способный даже заставить слугу убраться в комнате.

И. А. Гончаров использует развернутые описания, детализируя все, это делает роман более красочным. Но не только эту цель преследует автор. Так, первая часть в реальности длится всего один день, тем не менее этот день в описании Гончарова кажется вечностью. И этот день Обломова действительно есть вечность, есть его жизнь. Как изменится последующий день для Обломова? Да никак. Он будет так же нуден, так же бесконечен и безрадостен, как и предыдущий. Прием затягивания действия в первой части романа как раз и помогает понять суть жизни Ильи Ильича. Жизнь Обломова - это череда однообразных действий, событий, одно тусклее другого.

В романе автор использует прием антитезы. Самое существенное противопоставление - это, конечно же, противопоставление Штольца Обломову. По большому счету, весь роман строится на этом противопоставлении, оно является композиционным стержнем романа. Эти герои противопоставлены друг другу во всем: в происхождении (Штольц - полунемец, сын управляющего, Обломов - потомок дворянского рода), в воспитании (Штольца отец воспитал по-спартански, приучил к труду, привил ему целеустремленность - Обломов рос в холе и неге, был приучен к праздной жизни, к жизни без труда и хлопот), в образе жизни (Штольц все время занят какой-то полезной деятельностью, правда, о ней Гончаров не пишет подробно, Обломов сибаритствует, лежит на диване, мечтает, строит неосуществимые “прожекты”). Единственное, в чем эти герои близки, это возраст, но и это необходимая часть противопоставления.

В романе противопоставлены и женские образы: Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Сравним их. Агафья Пшеницына - вдова мелкого чиновника, “женщина с голой шеей и локтями, полная, босая, без чепца”. “Бровей у нее почти совсем не было, а были на их месте две немного будто припухлые лоснящиеся полосы с редкими волосами ”. Такой портрет невольно отталкивает, не вызывает симпатий. Ольга Ильинская - дворянка, живущая с тетей и прислугой. Она не красавица: “Не было ни белизны в ней, глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчугов во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда. Несколько высокому росту соответствовала величина головы и овал лица, все это гармонировало с плечами. Ее можно было назвать богиней грации”. Агафья Матвеевна - типичная хозяйка, хлопочущая на кухне, воспитывающая детей. Ольга - девушка возвышенная, образованная. Она бывает в театрах, много знает и читает. Естественно, Агафья Матвеевна намного ближе к обломовскому представлению о семейном счастье.

Особую роль в романе играет музыкальность. Обломов влюбляется в Ольгу, слушая ее пение, необыкновенно вдохновенное и прекрасное. Любовь к музыке - вот то общее начало, которое заставило зародиться чувству, сблизило ненадолго этих совсем непохожих людей.

Гончаров - мастер пейзажных зарисовок. Изображения патриархальной Обломовки, тенистой аллеи в парке, цветущего сада производят впечатление. Красота весеннего пейзажа гармонирует с растущим чувством в душе героя. И так же засыпает душа Обломова после разрыва с Ольгой, как заносит улицы и дома падающий хлопьями снег.

Чтобы подробней раскрыть психологию своих героев, Гончаров использует внутренние монологи, реплики. Так писатель показывает нам отношение персонажа к тем или иным событиям, поступкам, действиям.

В умении охватить полный образ, предмет, отчеканить его, изваять заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. А такое явление среди дворянства, как “обломовщина”, которую автор разносторонне освещает в романе, служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.

Сочинения по литературе: Художественное своеобразие романа гончарова «Обломов» В романе "Обломов" Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения. Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения "Сон Обломова", в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: "Почему я такой?" - и во сне получает ответ на свой вопрос. "Сон Обломова" - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя. Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц.

Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет "добрый барин". Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой, бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии. Собственно, жизнь Штольца, по его выражению, - бурная, несущаяся река, жизнь же Обломова - "болото". Это два совершенно противоположных характера; Гончаров использует антитезу, чтобы более полно раскрыть образы Обломова и Штольца. Вообще в романе много противопоставлений, основные же - Обломов и Штольц, Обломов и Ольга, Ольга и Пшеницьша. Антитеза Обломов - Ольга подобна антитезе Обломов - Штольц, только здесь вялость и равнодушие Ильи Ильича противопоставлены живости и ненасытному уму Ольги, требующему все время новой пищи для размышлений.

Такая любознательность и широта мышления, в свою очередь, противопоставлена ограниченности и индифферентности Пшеницыной. Чтобы показать возвышенность Ольги и приземленность Агафьи Матвеевны, в описании героинь Гончаров использует следующий прием: говоря об Ольге, он мало внимания уделяет ее внешности, подробнее останавливаясь на внутреннем мире; в описании же Пшеницыной все время упоминаются локти, плечи, шея - детали внешнего облика; таким образом показывается незначительность и узость ее внутреннего мира и мышления. В сравнении выявляются наиболее типичные и значимые черты характера; так создается яркий и рельефный образ. Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи - рассуждения героя, которые он не произносит вслух. Это как бы диалог человека с самим собой; так, Обломов перед "Сном...

" задумывается о своем поведении, о том, как бы вел себя другой на его месте. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти - ко всему; таким образом, опять же исследуется психология. Художественные приемы, используемые Гончаровым, очень разнообразны. На протяжении всего романа встречается прием художественной детали, подробного и точного описания человеческой внешности, природы, внутреннего убранства комнат, то есть всего, что помогает создать у читателя полную картину происходящего. Как литературный прием в произведении также важен символ. Множество предметов имеют символическое значение, например халат Обломова - символ его повседневной привычной жизни. В начале романа главный герой не расстается с халатом; когда Ольга на время "вытаскивает Обломова из болота" и он оживает, халат забыт; в конце," в доме Пшеницыной, он опять находит применение, уже до конца жизни Обломова. Другие символы - ветка сирени (любовь Ольги), домашние тапочки Обломова (почти как халат) и другие тоже имеют большое значение в романе.

"Обломов" - произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать и рассмотреть, а исследовать истоки, причины формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенного социального типа. И. А. Гончаров добился этого, использовав разнообразные художественные средства, создав с их помощью наиболее подходящую к содержанию форму - композицию, систему образов, жанр, стиль и язык произведения.

Роман И. А. Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году. В нем писатель правдиво изобразил современную ему жизнь русского общества. Вряд ли можно найти еще одно произведение, так ярко показавшее читателю процесс вырождения дворянства. В романе автор задается вопросами смысла жизни, цели существования, рассматривает проблему положительного героя, проблему любви и дружбы. Гончаров первым так подробно раскрыл проблему барства (“Порвалась цепь великая, порвалась, расскочилася одним концом по барину, другим по мужику”,- писал Н. А. Некрасов). После выхода в свет роман многим не пришелся по вкусу, так как первая часть слишком затянута, действие отсутствует, нет интриги. Возможно, это был преднамеренный авторский прием, чтобы показать читателю, до какой степени может быть однообразна и бесцельна жизнь даже хорошего, доброго во всех отношениях человека. Я думаю, роман “Обломов” не запомнился бы и, возможно, был бы забыт, если бы не его художественное своеобразие, художественное мастерство.
Начав читать роман, мы сразу же обращаем внимание на детально выписанную портретную характеристику и описание интерьера. Здесь автор использует прием взаимодополнения: интерьер дополняет портрет героя. С первых же фраз можно составить свое мнение о герое, дать ему оценку. Вспомним портрет Обломова: “Человек лет тридцати двух-трех, среднего роста... Тело матового, чересчур белого цвета, маленькие пухлые руки, мягкие плечи...” Перед нами изнеженный человек, не привыкший к ТРУДУ- Полную противоположность составляет Обломову Штольц, “весь составленный из костей, мускулов и нервов”. Штольц худощав, щек у него почти вовсе нет, “то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости”. Конечно, трудно себе представить такого человека, лежащим на диване в мягком персидском халате.
Обратим внимание на описание комнаты Ильи Ильича. Оно дополняет ранее нарисованный портрет Обломова. “С первого взгляда комната казалась прекрасно убранною: бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковой материей красивые ширмы, шелковые занавесы, несколько картин, множество красивых мелочей”. Но опытный человек с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти декорум неизбежных приличий, “лишь бы отделаться от них”. Из этого описания нам также становится ясно, кого представляет собой Обломов. Когда-то это был человек, живший нормальной жизнью, заботившийся о себе и окружающей обстановке; теперь же перед нами ленивец, не способный даже заставить слугу убраться в комнате.
И. А. Гончаров использует развернутые описания, детализируя все, это делает роман более красочным. Но не только эту цель преследует автор. Так, первая часть в реальности длится всего один день, тем не менее этот день в описании Гончарова кажется вечностью. И этот день Обломова действительно есть вечность, есть его жизнь. Как изменится последующий день для Обломова? Да никак. Он будет так же нуден, так же бесконечен и безрадостен, как и предыдущий. Прием затягивания действия в первой части романа как раз и помогает понять суть жизни Ильи Ильича. Жизнь Обломова - это череда однообразных действий, событий, одно тусклее другого.
В романе автор использует прием антитезы. Самое существенное противопоставление - это, конечно же, противопоставление Штольца Обломову. По большому счету, весь роман строится на этом противопоставлении, оно является композиционным стержнем романа. Эти герои противопоставлены друг другу во всем: в происхождении (Штольц - полунемец, сын управляющего, Обломов - потомок дворянского рода), в воспитании (Штольца отец воспитал по-спартански, приучил к труду, привил ему целеустремленность - Обломов рос в холе и неге, был приучен к праздной жизни, к жизни без труда и хлопот), в образе жизни (Штольц все время занят какой-то полезной деятельностью, правда, о ней Гончаров не пишет подробно, Обломов сибаритствует, лежит на диване, мечтает, строит неосуществимые “прожекты”). Единственное, в чем эти герои близки, это возраст, но и это необходимая часть противопоставления.
В романе противопоставлены и женские образы: Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Сравним их. Агафья Пшеницына - вдова мелкого чиновника, “женщина с голой шеей и локтями, полная, босая, без чепца”. “Бровей у нее почти совсем не было, а были на их месте две немного будто припухлые лоснящиеся полосы с редкими волосами ”. Такой портрет невольно отталкивает, не вызывает симпатий. Ольга Ильинская - дворянка, живущая с тетей и прислугой. Она не красавица: “Не было ни белизны в ней, глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчугов во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда. Несколько высокому росту соответствовала величина головы и овал лица, все это гармонировало с плечами. Ее можно было назвать богиней грации”. Агафья Матвеевна - типичная хозяйка, хлопочущая на кухне, воспитывающая детей. Ольга - девушка возвышенная, образованная. Она бывает в театрах, много знает и читает. Естественно, Агафья Матвеевна намного ближе к обломовскому представлению о семейном счастье.
Особую роль в романе играет музыкальность. Обломов влюбляется в Ольгу, слушая ее пение, необыкновенно вдохновенное и прекрасное. Любовь к музыке - вот то общее начало, которое заставило зародиться чувству, сблизило ненадолго этих совсем непохожих людей.
Гончаров - мастер пейзажных зарисовок. Изображения патриархальной Обломовки, тенистой аллеи в парке, цветущего сада производят впечатление. Красота весеннего пейзажа гармонирует с растущим чувством в душе героя. И так же засыпает душа Обломова после разрыва с Ольгой, как заносит улицы и дома падающий хлопьями снег.
Чтобы подробней раскрыть психологию своих героев, Гончаров использует внутренние монологи, реплики. Так писатель показывает нам отношение персонажа к тем или иным событиям, поступкам, действиям.
В умении охватить полный образ, предмет, отчеканить его, изваять заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. А такое явление среди дворянства, как “обломовщина”, которую автор разносторонне освещает в романе, служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.

Задачи и тесты по теме "Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»"

  • Морфологическая норма - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

В романе «Обломов» Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX века. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения «Сон Обломова», в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: «Почему я такой?» - и во сне получает ответ на свой вопрос. «Сон Обломова» - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.
Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет «добрый барин». Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненна беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными едой и сном, бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полон энергии. Собственно, жизнь Штольца, по его выражению, - бурная, несущаяся река, жизнь же Обломова - «болото». Это два совершенно противоположных характера; Гончаров использует антитезу, чтобы более полно раскрыть образы Обломова и Штольца. Вообще, в романе много противопоставлений, основные же - Обломов и Штольц, Обломов и Ольга, Ольга и Пшеницына. Антитеза Обломов - Ольга подобна антитезе Обломов - Штольц, только здесь вялость и равнодушие Ильи Ильича противопоставлены живости и ненасытному уму Ольги, требующему все время новой пищи для размышлений. Такая любознательность и широта мышления, в свою очередь, противопоставлена ограниченности и индифферентности Пшеницыной. Чтобы показать возвышенность Ольги и приземленность Агафьи Матвеевны, в описании героинь Гончаров использует следующий прием: говоря об Ольге, он мало внимания уделяет ее внешности, подробнее останавливаясь на внутреннем мире; в описании же Пшеницыной все время упоминаются локти, плечи, шея - детали внешнего облика; таким образом показывается незначительность и узость ее внутреннего мира и мышления. В сравнении выявляются наиболее типичные и значимые черты характера; так создается яркий и рельефный образ.
Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи - рассуждения героя, которые он не произносит вслух. Это как бы диалог человека с самим собой; так, Обломов перед «Сном...» задумывается о том, как бы вел себя другой на его месте. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти - ко всему; таким образом опять же исследуется психология.
Художественные приемы, используемые Гончаровым, очень разнообразны. На протяжении всего романа встречается прием художественной детали, подробного и точного описания человеческой внешности, природы, внутреннего убранства комнат, то есть всего, что помогает создать у читателя полную картину происходящего. Как литературный прием в произведении также важен символ. Множество предметов имеют символическое значение, например, халат Обломова - символ его повседневной, привычной жизни. В начале главный герой не расстается с халатом; когда Ольга на время «вытаскивает Обломова из болота» и он оживает, халат забыт; в конце, в доме Пшеницыной, он опять находит ему применение, и уже до конца жизни Обломова. Многие символы - ветка сирени (любовь Ольги), домашние тапочки Обломова (почти как халат) и другие тоже имеют большое значение в романе.
«Обломов» - произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать и рассмотреть, а исследовать истоки, причины формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенного социального типа. И.А. Гончаров добился этого, использовав разнообразные художественные средства, создав с их помощью наиболее подходящую к содержанию форму - композицию, систему образов, жанр, стиль и язык произведения.