История жизни боба марли. Биография Сколько лет прожил боб марли

Ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Несмотря на то, что с его смерти прошло более 25 лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле регги. Именно благодаря его международному успеху регги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.

Боб Марли был одним из виднейших сторонников панафриканизма и правоверным растафарианином; многие другие последователи этой религии даже считают Марли пророком.

Ранние годы

Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка. Его отец, Норвал Марли, по происхождению белый европеец, служил офицером ВМС Великобритании, а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился со своей будущей женой, восемнадцатилетней негритянкой Седеллой Букер. Вскоре после рождения Боба Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу, но продолжал оказывать ей финансовую поддержку и иногда навещал сына. Когда Бобу Марли было десять лет, его отец умер от сердечного приступа.

В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон, где поселился в бедном районе Тренчтаун. Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Помощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс, дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала. Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош.

Начало карьеры

В 16 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу The Wailers, в которую, помимо него, вошли Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошелся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио и, несмотря на успех песен (например, «Rude Boy» вошла в местный «Тор 10»), в 1966 году распались.

Некоторое время Боб Марли работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США, куда переехала его мать, но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал The Wailers. Группа работала в самых разных жанрах, ска, калипсо, фьюжн, но за пределы острова ее популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.

Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». В 1972 году «The Wailers» наконец получили контракт с международной фирмой Island Records и выпустили альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Популярность группы росла, и во многом музыкантам помог Эрик Клэптон, который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую в его исполнении международным хитом. В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.

Bob Marley & The Wailers

Боб Марли включил в состав The Wailers женское вокальное трио, сменил название на Bob Marley And The Wailers и вместе со своим бывшим наставником Хиггсом отправился в турне по Африке, Европе и обеим Америкам. К середине 1970-х годов Боб Марли и его группа стали признанными лидерами регги, а в Великобритании практически все новые вещи Марли входили в «Тор 40» («No Woman No Cry», 1975; «Exodus», 1977; «Waiting In Wain», 1977; «Satisfy My Soul», 1978) и Top 10 («Jamming», 1977; «Is This Love», 1978).

В США, однако, лишь композиция «Roots, Rock, Reggae» попала в хит-парад категории «поп» (1976, 51-е место), а «Could You Be Loved» прошла по категории соул (1980, 56-е место), но альбомы группы неизменно занимали высокие места, а песни «любви, веры и бунта», как называли их произведения журналисты, пользовались невероятной популярностью в среде интеллектуальной элиты. На Ямайке же Боб Марли стал настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого, а в 1976 году на него, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение.

Поздние годы жизни

В июле 1977 у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги (появившаяся там вследствие футбольной травмы). Он отказался от ампутации, мотивируя это боязнью потерять возможность танцевать, кроме того, растафари верят, что тело должно оставаться «целым»:

Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю чтобы человека разбирали на запчасти.

В 1980 году Марли выступил в Зимбабве, получившей в том году независимость от Великобритании: к тому времени Марли был символом негритянского единства, особенно в бывших колониальных странах. Следом прошли успешные гастроли по Германии. Однако намеченное американское турне было отменено, когда на одном из первых концертов певец потерял сознание: дал знать о себе рак. Несмотря на интенсивное лечение, 11 мая 1981 года Боб Марли скончался в больнице Майами.

Последние слова, сказанные им сыну были: «Money can’t buy the World» (Деньги не могут купить Мир). Боб Марли был похоронен на Ямайке. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Les Paul», футбольный мяч, свёрток марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца).

Боб всегда с нами
rastamany 22.03.2008 10:39:18

боб! Мы всегда с тобой! Ты великий! Ты - мощь! пусть трава будет тебе пухом! Всегда твои - болек и лелек

Боб Марли родился 6 февраля 1945 года на севере Ямайки в городке Пэриш. Его настоящее имя Роберт Неста Марли. При рождении его назвали Неста Роберт Марли, но в паспортном столе из-за ошибки сотрудника имена поменялись местами.

Его пятидесятилетний отец, Норвал Марли, по происхождению европеец, служил офицером морского флота Великобритании, затем работал управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился с будущей матерью Боба, 17-летней ямайской девушкой Седеллой Букер.


Дом в котором Боб Марли провел свои юные годы

Вскоре после рождения Боба, Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу. Семьи в традиционном понимании у Боба не было - отец появлялся редко, хотя и оказывал финансовую помощь. Когда Бобу Марли исполняется 10 лет. Норвал умер.


Родители Боба Марли

В конце шестидесятых Боб Марли вместе со своей матерью с матерью в поисках лучшей жизни покидает Пэриш и переезжает в столицу Ямайки, город Кингстон. В те годы в на Ямайке в поисках работы многие переезжали в Кингстон. После скорого разочарования в столице, многие перебирались в трущобы. Наиболее известным бедным районом является Тренчтаун.

Как и все другие Марли и его мать в конце концов обосновались в Тренчтауне. Там у Боба появляется друг Невилл Ливингстон по прозвищу Бани. Денег катастрофически нехватало. Боб решает бросить школу, и устраивается работать сварщиком.

Все свободное время ребята проводят, слушая радио. Именно посредством радио у Боба появилось желание стать певцом. Поэтому он начинает практиковаться в пении, посещая бесплатные уроки известного ямайского музыканта Джо Хиггса. На уроках он знакомится с Питером Макинтошем, другим амбициозным молодым человеком.


Боб Марли и Джо Хиггс

В 1962 году Боба Марли заметил Лесли Конг, у которого была собственная студия звукозаписи. Конга впечатлил его вокал, и он предложил Бобу и его друзьям попробовать записаться у него на студии. Так в 19 лет Боб Марли дебютировал с синглом под названием “Judge Not”, который написал вместе с Джо Хиггсом.


Банни и Тош (слева)

Затем появились другие песни – “Terror” и “One Cup of Coffee”, которые не привлекли большого внимания, зато утверждают мысль Боба Марли стать певцом. В это время он решает создать группу вместе с Банни и Питером.

Через год в 1963 не без помощи Хиггса Боб Марли, Бани, Питер Макинтош - собирают группу, назвав ее «The Wailing Wailers» («Причитающие плакальщики»). В этом не было иронии – ведь традиции плача сильны в негритянской культуре. В группу, помимо них, вошли, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Музыкальным директором группы стал ее бас-гитарист Астон Баррет.

Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошёлся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. Альбом записывался в «Studio One». Это было настоящим прорывом. Очень быстро группа «The Wailers» набирает популярность и становится знаменитой на Ямайке. После головокружительного успеха «The Wailing Wailers» начали постоянно записываться у Коксона Додда в его студии, ища новые темы для своих песен, одной из которых стала тема уличного руд боя.

Через некоторое время группа записывает в студии «Studio One» сингл «I"m Still Waiting». Несмотря на популярность группы, денег на всех участников не хватало. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио (группу покидают Джуниор Брэитвэйт, Беверли Келсо и Черри Смит). А в 1966 году группа распадается.


Боб Марли и Рита Андерсон (слева)

10 февраля 1966 года Боб Марли женится на Рите Андерсон. В это же время мать Боба Марли выходит замуж второй раз и переезжает в Соединенные Штаты, где скопила денег для сына на авиабилеты, что бы он прилетел к ней. Она хотела, что бы он начал новую жизнь в новой стране. В надежде на лучшую жизнь в 21 год Боб переезжает в США к матери. Но пребывание Боба в США было недолгим. Некоторое время он работал грузчиком, официантом, затем подсобным рабочим на автомобильном заводе. А через 8 месяцев возвращается на Ямайку. Пока Боб Марли был в Америке, Ямайку посещает император Хайле Селасие воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Это способствовало бурному развитию движения раста.


Хайле Селасие (слева)

Во время этого бума, Марли вновь обосновывается в Кингстоне. Боб все больше начинает верить в религию раста, отражая в новых песнях свои убеждения.

Вместе с друзьями Боб Марли вновь образует группу, и дает ей новое название – «The Wailers». И включает в нее женское вокальное трио. Его жена, Рита, тоже начинает петь в этом коллективе.

В 1970 году Боб Марли пытается заключить контракты с некоторыми звукозаписывающими фирмами. Но эти попытки были безуспешны, так как музыкант не был известен за пределами Ямайки.

В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.


Джонни Нэш (слева)

В 1971 году на растафарианской религиозной церемонии старейшина Мортимо Планно знакомит Боба Марли с американским певцом Джони Нэшем. Это знакомство играет важную роль в жизни Боба. В конце 1971 года под руководством Джонни Нэша группа записывает две песни «Stir It Up» и «Guava Jelly» ставшие хитами. На Ямайке к Бобу ничаниет приходить известность. Он становится голосом движения растаманов, набиравших в то время популярность.

Летом 1971 года Боб Марли принимает приглашение Джони Нэша сопровождать его в Швейцарию, где американский певец дал несколько концертов. В Европе, Боб подписывает контракт с компанией CBS, принадлежавшей Нэшу.

Весной 1972 года весь коллектив «The Wailers» приезжает в Лондон с целью продвижения сингла “Reggae on Broadway”, который принадлежал CBS, но в конечном итоге они оказываются в бедственном положении.

В отчаянном шаге, Боб Марли отправляется прямиком в английское отделение «Island Records» и попросит помощи у её основателя и владельца Криса Блэквелла.


Крис Блэквелл

Блэквэл уже знал Боба Марли и знал его репутацию на Ямайке и предлагает «The Wailers» уникальный на тот момент контракт для ямайских исполнителей, им дают 4000 долларов на запись своего первого альбома.

В 1972 году «The Wailers» выпускают дебютный альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Этот альбом был тепло встречен публикой. И был первым шагом на пути к мировой известности.


Альбом - Catch A Fire

Также в развитии популярности музыкантам помог Эрик Клэптон, который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую международным хитом.

В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.


Альбом - Natty Dread

В 1975 году группа «The Wailers» выпускает свой новый альбом «Natty Dread». Композиция «No Woman, No Cry» из этого альбома имела огромную популярность. Альбом «Natty Dread» добивается ошеломляющего успеха. Входит в Британский топ-40 и топ-100 Америки. Популярность группы и Боба Марли в частности растет. Боб Марли успешно выступает на лондонской сцене Lyceum Ballroom.

В 1976 году группе «The Wailers»присуждается звание лучшей группы по итогам опроса журнала «Rolling Stone». Они становятся признанными лидерами регги, успешно гастролируют по всему миру.

Альбом «Rastaman Vibration», который выходит в 1976 году, взломал все чарты. Основными песнями альбома были Crazy Baldhead”, “Johnny Was”, а также “War”, стихи для которой были взяты из выступлений Хайле Селассие.

На Ямайке же Боб Марли становится настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого.

В 1976 году на Боба Марли, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение. Несмотря на тяжёлую рану, концерт не был отменен. На вопрос почему он решил не отменять концерт Марли ответил:

«Безумцы, пытающиеся сделать наш мир хуже, никогда не отдыхают, как-же я могу... Осветите тьму!»


Боб Марли обожал играть в футбол

Этот концерт был последним появлением Боба Марли на Ямайке в течении года. После концерта Боб Марли уезжает жить в Лондон, где в начале 1977 году он записывает новый альбом – «Exodus».

В июле 1977 года у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги. Он отказывается от ампутации, по причине религиозных убеждений:

«Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю, чтобы человека разбирали на запчасти».

В 1978 году Боб Марли был удостоен Медали Мира, учреждённой ООН.

4 мая 1980 года Боб Марли крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне и взял имя Берхане Селласие (на амхарском языке - Свет Святой Троицы). Затем он был награждён Ямайским Орденом Почёта.

В этом же 1980 году правительство освобожденного Зимбабве приглашает The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира.

Через некоторое время здоровье Боба Марли начинает стремительно ухудшаться.

Боб Марли проходит курс лечения в Мюнхене у специалиста по раковым заболеваниям Йозефа Иссельса (Josef Issels), но попытки лечения не увенчались успехом. В результате болезни у Марли начинают выпадать дреды, и их приходится состричь.

Почувствовав близкую смерть, Боб захотел вернуться на родину, но из-за состояния здоровья перелёт из Германии пришлось прервать в Майами. В понедельник 11 мая 1981 года Боб Марли умирает в больнице Майами, в возрасте 36 лет. Последними словами, сказанными им были:

«Деньги не могут купить жизнь».

Боб Марли был похоронен на Ямайке. День похорон был объявлен днём национального траура. Тело великого музыканта Ямайки было упокоено в мавзолее. Похороны проходили по всем традициям растафарианства. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Gibson Les Paul», футбольный мяч, пучок марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца, старшего сына Хайле Селассие I).


То самое кольцо на руке Боба

Боб Марли был и остаётся выдающимся музыкантом современности. За свою непродолжительную жизнь он добился очень много: снискал мировую известность, создал особый стиль музыки, стал символом борьбы за равноправие рас.

В 2012 году на экранах появился документальный фильм «Марли».

Цитаты Боба Марли

"У меня есть только одна мечта, чтобы все люди жили в мире".
"Я верю что можно излечить расизм, зло и ненависть - музыкой".
"Сам я никто. Все что есть у меня – это Бог".
"В каждом из нас есть Бог, поэтому мы не одиноки".
"Освободите свой разум от гнева и проснитесь к жизни".

Все Цитаты >>> Боба Марли


  • Любопытно
  • Когда-то, ещё не влившись в течение регги, совсем молодой Боб Марли был руд-боем. Руд-бои люди подчеркивающие свое презрение к опасностям.
  • Боба Марли нельзя назвать примерным семьянином. И в семейных отношениях с Ритой у Боба Марли было не все гладко. В первые годы их совместной жизни, Боб Марли много работал, из-за чего он редко виделся с Ритой. Когда к нему пришла популярность, Марли постоянно гастролировал, а Рита с детьми оставалась дома.

Дети Боба и Риты Марли

23 ноября 1964 года родилась самая младшая Шэрон. Боб Марли не был ее биологическим отцом, он принял дочь Риты от предыдущих отношений, и растил ее как свою собственную. Являлась участником группы Ziggy Marley & The Melody Makers.


Шэрон (слева), Седелла (справа)

23 августа 1967 года родилась Седелла (названная в честь матери Баба, их первый общий биологический ребенок. Начинала карьеру в оставе группы Ziggy Marley & The Melody Makers, а так же является генеральным директором Tuff Gong International. Кроме того является автором детских книг, а также актрисой и дизайнером одежды).

17 октября 1968 появился на свет Дэвид «Зигги» тарший сын Боба и фронтмен Ziggy Marley & The Melody Makers. Пятикратный победитель Грэмми, Зигги начал сольную карьеру в 2003 году. Также является борцом за легализацию марихуаны.


Дэвид (слева), Стивен (справа)

20 апреля 1972 года родился Стивен. Является четвертым членом группы Ziggy Marley & The Melody Makers. Певец, автор песен и продюсер.

В 1974 году родилась девочка Стефани. Является директором Фонда Боба Марли, музея Боба Марли, Tuff Gong International, Tuff Gong Records, URGE и Фонда Риты Марли.

Боб является отцом по меньшей мере 12 детей, рожденных от разных женщин:


Стефани (слева), Роберт (справа)

Роберт Марли – его мама Пэт Уильямс. Робби жил с Бобом и Ритой. Занимается трюковой ездой на мотоцикле).

Рохан Марли – его мама Джанет Хант была подругой Боба. Профессионально играл в футбол в Канаде. Также является соучредителем корпорации Marley Coffee.


Рохан (слева), Карен (справа)

Карен Марли – мама подруга Боба Джанет Боуэн.

Джулиан Марли – мать Люси Паундер. Занимается музыкой


Джулиан (слева), Каймани (справа)

Каймани Марли – мать чемпионка мира по настольному теннису Анита Белнейвис. Занимается актерским мастерством.


Дамиан (слева), Боб и Синди Брэйкспир (справа)

Дамиан Марли - мать - Синди Брэйкспир, обладательница титула «Мисс Мира 76». Певец в стиле регги.

До сих пор есть люди, которые утверждают, что они дети Боба.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Боб Марли - ямайский гитарист, вокалист и композитор.
Он оставил этот мир в 1981 году. С этого момента в стиле регги так никто и не стал более извесным и признанным, чем он.

Марли скончался от рака. Умирал он тяжело, болезненно, мучительно. Причиной была меланома в его ноге, и отказ от лечения в силу своих религиозных убеждений. Болезнь долго терзала музыканта, распространяясь по всему телу и отравляя всю его жизнь.

Поговаривают, что смерть великого растамана ничто иное, как заговор.

Когда 11 мая 1980 года было объявлено о смерти Боба Марли в госпитале «Ливанские Кедры» в Майами, все растаманы, сколько-либо разбирающиеся в современной политической ситуации, в один голос заявили о том, что Король Реггей был преднамеренно убит.

До этого, в 1976-м году на Марли было совершено покушение, явившееся, вероятнее всего, результатом противоборства двух крупных политических партий Ямайки - Лейбористской партии Ямайки (ЛПЯ), поддерживаемой США, и Национальной народной партией (ННП), бывшей в союзе с Кубой.
Марли не поддерживал ни одну из сторон, но ННП пыталась привлечь на свою сторону самого музыканта, а с ним и членов движения растафари.

“…раста не работает на ЦРУ” - Боб Марли.

Сторонники ЛПЯ, такие, как, например, США, знали, что избавиться от Марли - значит навредить избирательной кампании ННП.
Почему бы этим не воспользоваться?

Он мешал, и раздражал многих.

Его воинственный бренд рутс-реггей был революционным по своему воздействию.
Слово, Звук и Сила их музыки способствовали политическим, экономическим, общественным и религиозным переменам по всему миру. Музыка Марли вдохновляла Южно-африканское движение против апартеида, партизан Зимбабве, боровшихся против колониального режима Яна Смита.

Даже богатые детишки именитых американских семей, посещая концерты Боба, начинали понимать смысл его слов, стремились к социальным переменам и "падению Вавилона". Это достаточная причина для его убийства.

Музыка Марли оказывала на людей большее воздействие, чем оружие и бомбы.

Боб Марли, одно его имя, его уникальный имидж, поощрение употребления конопли, материальная и моральная поддержка народно-освободительных движений в Африке и тот факт, что он стал миллионером - независимый радикальный растаман-миллионер с Ямайки! - все это представляло серьезную угрозу для североамериканского статус-кво и влиятельных политических лиц, собирающихся осуществить свои планы по установлению нового мирового порядка.


К 1980 году Боб Марли становится самым популярным исполнителем третьего мира, чье бесконечное влияние на умы людей росло с каждым днем.

А вот строчки из одной из самых известных его песен: "Пока цвет кожи будет иметь большее значение, чем цвет его глаз, - будет война… Пока будут существовать граждане «первого» и «второго сорта»… Пока подлые бесчеловечные режимы, терзающие наших братьев в Анголе, Мозамбике, ЮАР, не падут и не будут полностью уничтожены - быть войне…"

Да уж, вряд ли типы из ЦРУ могли пропустить это мимо ушей.
Боб был занесен в черные списки ЦРУ, и, как символ революционной борьбы третьего мира, был аккуратно "убран".

Но КАК - спросите Вы? Если Марли умер от рака, то как причиной смерти могло стать убийство?

По многочисленным рассказам близких людей известно следующее: 36-летнему Марли дали футбольные бутсы с куском медной проволоки, на которой находилась канцерогенная субстанция, заразившая его, когда он поранил палец. Когда Марли надел ботинки, то почувствовал резкий укол в ногу.

Ходят слухи, что это был Карл Колби, сын директора ЦРУ Уильяма Колби.

Сам Марли говорил, что менее чем через год после этого случая в его ноге образовалась меланома. А досье ЦРУ на Марли по сей день засекречено.


Боб Марли умер 11 мая 1981 года. Он был легендой или даже больше. Мы знаем крайне мало людей, которые не любят Боба, а те, кто знает его, просто обожают. Уж больно он позитивный парень!

Сегодня мы немного расскажем про Боба Марли в фактах. Это будет напоминать систему FAQ.

Почему Боб Марли не стригся и не брился

Боб Марли родился на Ямайке, на зеленом острове. На карибских берегах зародились его религия - растафарианство - и его музыка - реггей. И теперь всякий уважающий себя ямайский негр старается быть похожим на Боба Марли.

Романтичная бухта Runaway bay - место высадки Колумба на Ямайку. Именно здесь каравеллы впервые пристали к берегу, и именно отсюда ушел последний испанец, когда англичане отобрали у них Ямайку. Сейчас остров, как поется в известной песне, «ничейный» и «бухта ничейная», развалины, ржавый сухогруз «Амазония», обшарпанная кафешка, которая неизвестно как называется - на стенах намалеваны разные слова: «Columb», «Sunny», «Runaway bay», «Selassie». И так же коряво, но крупно вырезано на деревянной двери: «Мерзкий, грязный, ужасный». «Селассие - тот, кто меня привел к такой жизни, он - тот, кто указал мне верную дорогу!» - реггей из кафешки разносится над бухтой. Поет, конечно, Боб Марли.

Хозяин откидывает дерюжный полог и выходит к посетителям. Волосы его похожи на клочья свалявшейся пакли, какой она бывает между бревнами старого деревенского дома. Он говорит медленно, слова трудно выходят через неподвижные пухлые губы, но все-таки он отвечает на все вопросы. Оказывается, этого негра-хозяина зовут Sunny, а залив Runaway - место, где мы находимся в данный момент времени, которое, впрочем, течет, как песок, ведь прошлого нет, а будущее еще не наступило. Селассие - эфиопский император, который однажды приезжал на Ямайку, для растаманов он пророк и наместник бога Джа.

Санни еще не растаман, он только готовится к принятию религии, обряды еще не практикует, не созрел. Он пока еще «дред-лакс» (dread lacks) - «спутанные волосы». Дреды для растамана - антенны в духовный мир, средство общения с богом. Санни никогда не расчесывает и не стрижет волосы, однако моет их и смазывает иной раз маслом. Моет не шампунями (по его мнению, это вредно), а отваром из листьев мыльного дерева.

Самую приятную обязанность растамана - курение ганджиба-са, ганджи (одно из наименований индийской конопли) - Санни выполняет регулярно. Скоро он откажется от мяса, начнет соблюдать обряды, войдет солдатом в построенную по военному принципу иерархию растаманов, и его пригласят на веселую сходку банануну. Знает ли Санни, что император Эфиопии Хайле Селассие умер? Знает. А знает ли, что его лично расстрелял из автомата друг Советского Союза товарищ Менгисту Хайле Мариам, а после приказал зарыть труп под полом своего кабинета? Нет, таких подробностей Санни не знает, но догадывается, что Селассие жил в роскоши и вел себя нескромно, и потому народ вполне мог обидеться. Такова жизнь, и пророки иногда умирают. Вот Боб Марли умер, а ведь он точно был пророк. Санни не хочет жить и умереть, как Селассие, он хочет жить и умереть, как Боб Марли.

Растафари - религия ямайских негров, близкая христианству в эфиопском варианте: шестиконечные звезды, царь Соломон, царица Савская. Главное отличие - экстерьер и дымок ганджи. Растаман носит вязаную шапочку трех эфиопских цветов - черного, красного и желтого, или таких же цветов берет под Че Гевару, или щегольской цилиндр с козырьком. Под шапкой скрывается копна паклеобразных нечесаных волос. К концу жизни иной растаман носит на голове пять а то и семь килограммов дредлоков. Но, странное дело, вы не увидите на Ямайке лысеющих растаманов. Наверное, опыт растаманов доказывает, что именно расчесывание и стрижка волос приводят к их потере. Желающие поспорить могут поинтересоваться у индийцев-сикхов, которые тоже не стригут волосы, есть ли среди них лысые. Сикхи, в отличие от растаманов, расчесывают волосы металлическим гребнем и покрывают свои шевелюры (или лысины) чалмой.

Растаманы обязаны соблюдать запреты: не есть свинину, моллюсков, рыб без чешуи, не курить табак (только ганджу), не пить ром и вино, не употреблять соль, уксус, молоко, не играть в азартные игры. Поскольку бог Джа создал человека по своему образу и подобию, то любое искажение божественного облика - грех, в том числе стрижка и бритье.

Боб Марли был растаманом, поэтому не стригся, не брился и не делал всего остального, чего не велел ему делать его бог Джа.

Почему Боб Марли умер с косяком во рту?

Растафари - модная религия: потертые штаны, майки с Бобом, шерстяные джемперы, береты, дреды. За последние годы число белых поклонников растафарианства увеличилось многократно. Они есть повсюду: в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме. Достаточно растафари есть и в Москве. Курение марихуаны, свободный секс, реггей, принципиальная лень, танцующая походка - это как детская болезнь: не надо в школу ходить, лежишь себе в постели, читаешь книжку про пиратов, пьешь микстуру от кашля, ешь апельсин. Но на следующий день надоедает болеть, хочется во дворе гулять, да и в школу тоже пора.

Каждый ямаец со вкусом костерит американцев. Проклятые янки гоняют наркодельцов, чтобы бедным людям жизни не давать, а сами в Калифорнии выращивают в три раза больше ганджи, чем на Ямайке! Если ямаец ганджу не курит, то заваривает на ночь от бессонницы и вполне искренне считает, что табак убивает гораздо быстрее. Конопля - трава мудрости, так считают эти парни. По их преданию она выросла на могиле царя Соломона. А еще ганджа помогает от астмы и глаукомы! Но это они так считают, а мы как-то не сильно так думаем.

Может быть, астматиков на Ямайке и нет. Но вот мутных личностей с выморочными вытаращенными глазами много.

А Боб Марли был похоронен с косяком во рту.

Очень долго негры не приезжали в Эс-Сувейре по своей воле. Но вот в конце шестидесятых в Эс-Сувейре появился Джимми Хендрикс. По одной версии, его привлекли свежая красота города и желание основать Город Свободы, по другой - застучал сердце позвало его туда, где загубили его предков. Не будем забывать, что к этому времени друг Хендрикса Боб Марли уже стал растаманом и настойчиво предлагал всем неграм подумать о возвращении в Африку.

Марли отсидел полгода в американской тюряге за косяк, а в Марокко в те годы водилось вдоволь дешевого гашиша и не было никаких законов, запрещающих курить травку. Словом, вознамерился Джимми Хендрикс купить пару кварталов Эс-Сувейры и пригородную деревню для пляжного отдыха, и никаких препятствий у него не возникло: евреи, составлявшие примерно половину населения города, тысячами уезжали в Израиль, а арабское население не спешило заселять опустевшие дома. В кафе Rial Amadine Джимми Хендрикс курил гашиш, пил инжирную водку и сочинял песни, самая известная из которых - «Замок в песках”. Еще он играл на гитаре, причем не мог играть обыкновенным способом в волшебной Эс-Сувейре и потому перебрасывал гитару за спину, заламывал руки и своими длинными пальцами управлялся со струнами и за спиной. Когда ему наскучивало играть, он левитировал. Старший метрдотель Rial Amadine вспоминает, как мальчишкой он подсматривал за левитирующим негром, - и хорошо помнит, зачем врать: Джимми Хендрикс парил в нескольких сантиметрах над ковром.

Джимми упрашивал Боба Марли: приезжай к нам, брат, вместе воспарим над миром! Боб собрался, прилетел в Касабланку. Но в аэропорту его задержали: слишком много вез гашиша, несколько больших сумок. Ему сказали: «Зачем так много тащишь? У нас купишь лучший в мире - из города Ктема». А Боб в ответ: «Знаю я ваш гашиш, он парфюмом воняет». Еще он сказал: «Ктемский полцены не имеет против ямайского, и если человек привык курить ямайский ганджубас, ни на какой другой он его не променяет». Ему сказали: «Положим, ты прав, когда ты прав, но сейчас ты не прав, поэтому ополовинь запасы: половину мы у тебя отберем, а половину - из уважения к тебе - пропустим, вот такой компромисс мы допустим с нашей стороны». А Боб сказал: «Пропускайте всё, или я уеду домой». Он не был склонен к компромиссам, думал, с ним шутят, и допустил большую ошибку. Марокканцы отличаются от всех прочих арабов внешним спокойствием, поэтому в Марокко легко ошибиться: человек с виду спокойный, а на самом деле - разъярен и нервничает. Характер у марокканцев взрывной, причем никогда не знаешь, когда они взорвутся. Боб Марли перебрал с наездами, и его самого не пропустили, а родной гашиш отобрали. Вышло по марокканской пословице: «Упрямый бык всегда мутную воду пьет».

Потом Боб расстраивался, что не попал в Марокко. Там легко научиться левитации, тем более если ты негр. Вот Джимми Хендрикс быстро научился. Он поехал в Марракеш, там на площади перед мединой под треск кастаньет и вытье глухих дудок прыгают негры гнауа из таинственной секты акробатов. Танцоры так отчаянно вертятся, прыгают и выкрикивают сакральные слова, что к концу танца глаза у них закатываются, руки повисают плетьми. И тогда они садятся как будто отдохнуть - и впадают в настоящий религиозный транс. Одни бормочут что-то себе под нос, другие просто не шевелятся, третьи смотрят сквозь тела, навесы и стены и видят что-то, другим невидимое. В таком состоянии недолго и воспарить. Джимми и воспарил.

А Боба Марли завернули в аэропорту, поэтому он так и не научился левитировать.