Уровни организационной культуры организации. Элементы и уровни организационной культуры

Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со сторо­ны национальной культуры. В свою очередь, организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих групп и команд.

Соотношение и взаимовлияние культур различных уровней:

Национальная культура - культура страны или меньшин­ства в стране;

Организационная культура - культура корпорации, пред­приятия или ассоциации;

Рабочая культура - культура доминирующего вида дея­тельности общества;

Культура команды - культура рабочей или управленче­ской команды.

Организационная культура - это сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно го­ворить о том, что организация имеет душу, то этой душой являет­ся организационная культура.

К. Шольтс отмечал, что корпоративная культура представ­ляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание органи­зации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения.

В современной литературе существует довольно много опре­делений понятия организационной культуры. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет единственно «верного» толко­вания. Каждый из изучающих ее стремится дать собственное тол­кование организационной культуры. Большинство авторов сходит­ся на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся фор­мулировке), бездоказательно приписываемых и разделяемых чле­нами группы или организации.

Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриор-


ганизационного окружения. Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, цен­ностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.



Анализируя структуру организационной культуры, выделя­ют три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный.

Знакомство с организационной культурой начинается с перво­го, поверхностного уровня, включающего такие внешние организа­ционные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производст­венных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т. п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

Те, кто пытаются познать организационную культуру глуб­же, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые чле­нами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верова­ний носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

Третий, глубинный уровень включает базовые предположе­ния, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения (например, отношение к природе, отношение к человеку, отношение к работе), которые направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.

Итак, организационная культура охватывает большую об­ласть явлений духовной и материальной жизни коллектива, а именно: доминирующие в нем моральные нормы и ценности; принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы; установ­ленные стандарты качества выпускаемой продукции, даже мане­ру одеваться и вести себя и т. д.

Существует десять содержательных характеристик, свойст­венных любой организационной культуре (компоненты культуры).


1. Идентификация и цель: смысл «Я» (ощущение себя), ме­сто, миссия.

2. Коммуникативная система и язык общения: передача ин­формации, взаимодействие, обмен.

3. Одежда, внешний вид и представление себя на работе: вид, стиль, имидж, репутация.

4. Пища и способ ее подачи: подготовка, обслуживание, пи­щевые предпочтения.

5. Осознание времени, отношение к нему и его использова­ние: смысл продолжительности интервалов.

6. Взаимоотношения между людьми: родство, род, ранг, ста­тус, награды и признание.

7. Ценности и нормы: система потребностей/приоритетов, стандарты поведения.

8. Убеждения и отношения. Мировоззрение: мифы, филосо­фия, перспектива, религия, обряды, ритуалы.

9. Развитие и самореализация работника: мыслительные
процессы, образование.

10. Особенности и методы работы: фокус, направленность
работы, рабочие паттерны и процедуры, управление и лидерство.

Рассмотрим более подробно эти характеристики.

Идентификация и цель. Осознание себя и своего места в организации. Культура дает людям ощущение идентичности в отношении группы и до некоторой степени определяет их место в жизни. Культура также способствует объяснению смысла объе­динения людей в группу посредством миссии и целей (кто моя группа, почему я с ними) (в одних культурах ценится сдержан­ность и сокрытие работником своих внутренних настроений и проблем, в других - поощряется открытость, эмоциональная под­держка и внешнее проявление своих переживаний; в одних слу­чаях творчество проявляется через сотрудничество, а в других -через индивидуализм).

Коммуникативная система и язык общения. Группа от­личается своими собственными системами, как вербальной, так и невербальной связи. Уникальные процессы взаимодействия раз­виваются с помощью использования специального набора слов, особой терминологии и кодов. Дальнейшее дифференцирование


происходит через диалекты, сленг, жаргон и т. д. (меня могут по­нимать и я могу понимать благодаря специальной терминологии; где-то приемлемо общаться устно, где-то через e-mail и т. п.); ис­пользование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации варьируется от организации к организации.

Одежда, внешний вид и представление себя на работе. Культура проявляет себя через предметы одежды, художествен­ное оформление, через украшения и т. д. Длина волос или отсут­ствие их, макияж, наличие драгоценностей, спецодежда или уни­форма могут характеризовать социальную группу или подразде­ление компании («пираты», старики, подростки, террористы, во­енные, медицинские работники, железнодорожники и т. д.). Разнообразие униформ, деловых стилей, норм использования косметики, духов, дезодорантов и тому подобного, свидетельст­вуют о существовании множества микрокультур.

Пища и способ ее подачи. Способ, которым пища приготовле­на, представлена и съедена, зависит от культуры, о чем знает каждый посетитель китайского или французского ресторана. Религиозные нормы запрещают некоторую пищу типа говядины или свинины или определяют способ их приготовления. Способ подачи может вклю­чать использование рук, палочек для еды или столового прибора. Этот аспект позволяет определить доминирующую культуру для дальнейшего анализа (как организовано питание работников в орга­низации, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов; уча­стие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместное или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т. п.)

Осознание времени, отношение к нему и его использова­ние. Осознание времени заключается в сроках, измерении интер­валов, в степени формализованное™ темпов.

Культурные факторы влияют на то, что одни люди использу­ют более точный, а другие - относительный смысл времени. В не­которых культурах время связывается с восходом солнца или зака­том, с сезоном дождей, с засухой или с другими природными из­менениями. При выполнении специальных проектных работ обычно указываются лишь крайние сроки.


В то же время новая технологическая культура работы час­то функционирует по круглосуточному графику, где операции расписаны по минутам. (Если речь идет о постановке конкрет­ных сроков, то необходимо учитывать понятие о времени в той или иной культуре, так как это может быть причиной рассогло-сований; фраза «проект будет готов к концу недели» может быть совершенно неконкретной для представителей некоторых культур.)

Взаимоотношения между людьми. Культуры устанавли­вают человеческие и организационные отношения к возрасту, по­лу, статусу и степеням родства, богатству, власти и мудрости.

В зависимости от того является ли культура патриархальной или матриархальной, главенствующей фигурой власти является мужчина или женщина. В некоторых культурах у власти находят­ся старики, в других - молодежь. Культура может давать равные возможности для женщин или вынуждать представительниц жен­ского пола носить чадру, казаться почтительными и уступать многие права доминирующим мужчинам.

В успешных многонациональных корпорациях мультикуль-турные отношения являются фактором глобальной разработки наряду с техническим обеспечением. (На все ли переговоры мож­но посылать женщину-специалиста? Наверное, нет, если мы го­ворим о патриархальной культуре; ее могут просто не воспри­нять, и это скажется на результатах мероприятия.)

Ценности и нормы. Культура влияет на то, как люди вос­принимают свои потребности и как они ранжируют их по при­оритетам (ценности - индивидуализм или коллективизм; частная собственность или коллективная собственность и т. п.).

Ценности культуры и нормы поведения выражены в обще­стве открыто или скрыто. Эти приемлемые стандарты поведения могут быть представлены в форме рабочей этики, в принципах этикета, кодексах поведения, нормативах и законах (первые представляют собой совокупности представлений о том, что хо­рошо, а что - плохо; вторые - набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения).

Убеждения и отношения. Мировоззрение. Каждая куль­турная группа имеет убеждения, которые формируют стремления


и отношения своих членов независимо от рациональности этих убеждений или от объективной правды.

В национальных культурах это может принимать форму ве­ры в сверхъестественное или в Бога и быть связано с принятием религиозной системы (мы - избранный народ). Таким образом, культура позволяет обеспечивать руководство людьми, формируя систему взглядов на такие фундаментальные вопросы жизни, как особенности человеческой сущности, смысл жизни человека.

В организационных культурах доминирующая деловая фи­лософия отражается в документах, процедурах и публикациях. Организационные убеждения и отношения определяют системы признания и вознаграждения - обряды и ритуалы, которые ран­жируются от вечеров и церемоний награждения призами до уч­реждения клубов для ведущих сотрудников. Кроме того, убежде­ния и отношения включены в мифы, традиции, легенды о героях группы и их исключительном характере (уверенность, что моя компания самая лучшая, перспективная и т. п.)

Мировоззрение - представления об окружающем мире, при­роде человека и общества, направляющие поведение членов ор­ганизации и определяющие характер их отношений с другими со­трудниками, клиентами, конкурентами и т. д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этни­ческой культурой и религиозными представлениями.

Значительные различия в мировоззрениях работников серьез­но затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфлик­тов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в ос­нове его поведения. И для понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.

Убеждения могут быть проявлены многими способами, на­пример, в положении и роли женщин в обществе. В некоторых


обществах женщины почитаются; в других - рассматриваются равными мужчинам; в некоторых культурах они подвластны муж­чинам. В индустриальной рабочей культуре женщины часто под­вергаются дискриминации при приеме на работу или при продви­жении по службе; часто женская работа оплачивается в меньшем размере. При появлении постиндустриальной рабочей культуры главным является компетентность, а не различие полов. Поэтому женщинам должны быть даны равные возможности занятости.

Развитие и самореализация работника. Способ, которым люди думают, изучают, организовывают и обрабатывают инфор­мацию, уникален и часто различен. Некоторые культуры исполь­зуют целостное мозговое мышление, другие предпочитают пра­во- {интуиция) - или левополушарное {логика). Например, в не­которых странах высоко ценится логика, в то время как в дру­гих - интуиция. Хотя рассуждение и изучение - это универсальные процессы, формы образования и обучения могут быть очень разными (бездумное или осознанное выполнение ра­боты; опора на интеллект или силу; свободная или ограниченная циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей; творческая обста­новка или жесткая рутина; признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту).

Особенности и методы работы; трудовая этика и моти­вирование. Культуры отличаются способами восприятия и отно­шением к работе; они различаются по типам одобряемой работы, способам разделения работы и методам работы. Культура через экономику определяет ценность и необходимость работы для кон­кретной группы. В некоторых культурах все ее члены участвуют в желательной и заслуживающей внимания деятельности, но их членство не измеряется стоимостью работы в денежном выраже­нии; вместо этого подчеркиваются роль и значение работы для объединения. Культура определяет условия, возможности и сег­ментацию профессиональной деятельности (отношение к работе как ценности или повинности; ответственность или безразличие к результатам своего труда; отношение к своему рабочему месту; ка­чественные характеристики трудовой деятельности {quality of working life); достойные и вредные привычки на работе; справедли-


вая связь между вкладом работника и его вознаграждением; плани­рование профессиональной карьеры работника в организации).

Указанные характеристики культуры организации в сово­купности отражают и придают смысл концепции организацион­ной культуры. Содержание организационной культуры определя­ется не простой суммой ожиданий и реального положения ве­щей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они формируют профили определенных культур. От­личительной чертой той или иной культуры является приоритет­ность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникнове­ния конфликта между ее разными составляющими.

В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене не приходится. В любой организации по­тенциально заложено множество субкультур.

Исходя из указанных характеристик можно выделить уни­версальные принципы построения организационной культуры:

1) выполнение своих обязанностей на высоком уровне ком­петенции;

2) инициативность и способность к риску;

3) приспособляемость к переменам;

4) способность принимать решения;

5) умение работать в команде;

6) открытость для информации о грядущих или актуальных проблемах;

7) доверие к людям;

8) умение уважать других (клиентов, поставщиков, коллег), а также самого себя;

9) умение отвечать за свои поступки и принимать на себя ответственность;

10) необходимое соответствие вознаграждения результатам
работы.

Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры.

  • усвоенные и применяемые членами организации ценности и нормы, которые определяют ее поведение;
  • атмосфера или социальный климат в организации;
  • доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения.

Исходя из этих определений под организационной культурой понимаются в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение). Чаще всего организационная (или корпоративная) культура определяется как совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, воплощенных в различных сторонах деятельности организации, и которые делают ту или иную организацию уникальной.

Организационная культура выполняет две основные функции:

внутренней интеграции : осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;

внешней адаптации : помогает организации адаптироваться к внешней среде.

Основные элементы организационной культуры:

Поведенческие стереотипы

Групповые нормы;

Провозглашаемые ценности;

Философия организации; .

Правила игры;

Организационный климат;

Существующий практический опыт.

Формирование организационной культуры - это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации.
Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала.

В зарубежной и российской литературе рассматривается несколько структурных моделей организационной культуры.

Наиболее известной является трехуровневая модель американского психолога Эдгара Шайна, построенная на основе концепции культурологов Ф.Р. Клукхона и Ф.Л. Штротбека. Изучение организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего такие внешние проявления, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, язык, лозунги, наблюдаемые образцы поведения, способы вербальной и невербальной коммуника­ции, планировка и оформление помещений. Это «видимая» часть организационной культуры. Однако смысл этих внешних проявлений остается непонятным, если неизвестны базовые представления, которые стоят за этими внешними проявлениями. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но их достаточно трудно ин­терпретировать в терминах организационной культуры без знания других её уровней.

Второй уровень представляют ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Как правило, они формируются руководством компании и доводятся до сведения всех сотрудников. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Шайн называл это «организационной идеологией», которая во многих компаниях непосредственно формулируется в программных документах организации, являясь основным ориентиром в ее деятельности. Заданные ценности, которые могут быть явными или скрытыми, в свою очередь определяют социальные нормы, регулирующие поведение членов организации. Не всегда декларируемые ценности соответствуют истинным ценностям организации.

В основе организационной культуры, по мнению Э.Шайна, лежат некоторые базовые представления о характере окружающего мира, реальности, времени, пространства, человеческой природы, человеческой активности, человеческих взаимоотношений. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру. Они находятся в сфере подсознательного и, соответственно, недостаточно осознаются даже их носителями - членами организации. Они раскрываются лишь в процессе специального анализа и, в основном, носят лишь гипотетический характер.

Уровни организационной культуры

Изучениеорганизационной культурыначинаетсяс поверхности

Внешние факты - видимы, но часто не интерпретируются.

· Технологии

· Архитектура

· Наблюдаемые образцы поведения

Ценностные ориентации и верования - требуют более глубокого познания и знакомства, затрагивает более глубокие ценности.

· Проверяемые в физическом окружении;

· Проверяемые только через социальный консенсус.

Базовые и скрытые предположения - принимаются подсознательно и бездоказательно

· Отношения с природой;

· Отношение к человеку;

· Отношение к работе;

· Понимание реальности, времени и пространства.

Модель является достаточно универсальной, так как она инвариантна в отношении отраслевой принадлежности организации, этапа жизненного цикла ее развития, формы собственности и т.д. Тем не менее, нам представляется, что при всех своих достоинствах, эта модель носит теоретический характер, используемые категории элементов тяготеют к области изучения антропологов, поэтому ее применение в управленческой практике не всегда удобно.

Можно предложить и более простую модель культуры корпорации, которая представляет собой два организационных уровня.

Существует модель организационной культуры «многослойная луковица»

Тема 11. Уровни организационной культуры .

Содержание организационной культуры включает следующие компоненты:
1. Осознание себя и своего места в организации. Одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление, в одних организациях поощряется сотрудничество, а в других – индивидуализм.
2. Коммуникационная система и язык общения (характер использования устной, письменной, невербальной коммуникаций, в том числе использование жаргона, аббревиатуры, жестикуляции).
3. Внешний вид сотрудников и их представление себя на работе (наличие униформы, спецодежды, требования к опрятности, косметике, прическам работников).
4. Организация питания, включая наличие или отсутствие помещений для питания, периодичность и продолжительность питания, наличие одной столовой для всего персонала или отдельные столовые для управляющего и рядового персонала.
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (соблюдение временного распорядка и поощрение за это).
6. Взаимоотношения между людьми (в том числе различными по возрасту, полу, статусу, опыту, знаниям, религии, степень формализации отношений, пути разрешения конфликтов).
7. Ценности и нормы.
Ценности – это набор стандартов и критериев, которые декларируются основателями и руководством организации, составляют ядро корпоративной культуры и призваны объединить сотрудников различных подразделений и уровней управления, а также личные ценности каждого конкретного человека (то есть то, что люди ценят в своей организационной жизни: положение, титулы, саму работу).
Нормы – это ориентиры, определяющие допустимость того или иного поведения.
8. Вера во что-то или расположение к чему-то (например, вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в справедливость, а так же отношение к коллегам, к клиентам, конкурентам, злу, насилию).
9. Процесс развития работников (бездумное или осознанное выполнение работы, опора на интеллект или силу).
10. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе, разделение и замещение работы, чистота рабочего места, качество работы, привычки по работе, оценка работы и вознаграждение, продвижение по работе).
Существуют корпоративные субкультуры различных подразделений и групп:
1. Ценности которых совпадают с ценностями доминирующей культуры.
2. Включающие ценности доминирующей культуры и набор неконфликтных с ними ценностей.
3. Ценности которых противоречат ценностям доминирующей культуры (контркультура).

Три уровня организационной культуры организации различены в модели Э. Шейна потому, что они отчетливо различаются по степени наблюдаемости и возможности ими управлять. Когда обсуждают самый глубинный и трудно изменяемый уровень обычно говорят о мировоззрении сотрудников, имеющем национальную составляющую и поэтому с трудом корректируемом.
Срединный уровень называют уровнем ценностей и символов, которые можно измерить с помощью интервью. Этот уровень организационной культуры можно корректировать, если прикладывать значительные управленческие усилия в течение длительного времени. Так, часто освоение и принятие рядовыми работниками новой миссии фирмы, провозглашенной руководством, не могут быть гарантированы без ряда дополнительных мероприятий, общий смысл которых состоит в снятии разного рода охранительных и познавательных блоков, присущих актуальному состоянию развития организационной культуры. Поведенческий уровень организационной культуры оценить гораздо проще, поскольку он целиком наблюдается в поступках сотрудников, в характере их коммуникации, в процедурах взаимодействия, которые не всегда формализованы, но работают без лишних напоминаний со стороны руководителя. Поведенческий уровень культуры – это свод неписаных норм и правил. Исторически многие проявления организационной культуры могут иметь источник в виде письменных положений, правил, распоряжений. Если они оказались действенными, соответствующими обычному порядку ведения дел на предприятии, зафиксированные в документах нормы и правила начинают жить собственной жизнью, выполняя функцию регуляции организационного поведения. Например, желание руководства жить раз и навсегда заведенным распорядком, может найти выражение в правилах подачи рационализаторских предложений, которые обставлены таким количеством бюрократических рогаток, что самый энергичный рационализатор сто раз задумается, прежде чем подаст свое предложение руководству.
В результате среди работников начинает складываться мнение, что на их предприятии «высовываться себе дороже». Это мнение передается от старожилов предприятия к вновь принятым работникам, которые и в глаза не видели никаких Правил подачи рационализаторских предложений, но уже осведомлены о том, что лучше ничего не предлагать. Организационная норма заработала, стала одним из регуляторов поведения сотрудников. Аналогичные процессы характерны практически для всех сфер поведения работников: для оснований повышения по службе, для ожидания своей очереди на получение премиальных, для ожиданий получить от непосредственного руководителя устную обратную связь (еженедельно, раз в год или при увольнении), для признания за руководителем права ездить в командировку за границу раз в квартал, а для себе не ожидать ничего подобного, для ожидания хоть какой-нибудь информации от непосредственного начальника, для права узнавать о грядущих изменениях из газет, а не от руководства и т.п. Таким образом, поведенческий уровень организационной культуры находится в непосредственной связи с формальными аспектами функционирования организации. Поэтому говоря о регламентах и процедурах, мы одновременно говорим об организационной культуре. Показатели организационной культуры, на которые опирается известная концепция Г. Хофстеда, (носят скорее интегральный и в определенном смысле глубинно психологический характер. Они во многом отражают мировоззренческий и национальный уровни организационной культуры. Социальные изменения, которые руководству фирмы хотелось бы осуществить и которые могут быть определены как «интегральные социальные инновации» будут весьма «энергоемкими», если не будут подкрепляться базой из корреспондирующих им «инструментальных производственных инноваций», производимых на наиболее пластичном поведенческом уровне организационной культуры.

Организационная культура – это характерная именно для данного предприятия модель поведения, система ценностей, взаимодействий и отношений, определяемая культурными нормами, убеждениями и разделяемая большинством сотрудников. Уровни организационной культуры составляют основу ее структуры.

Из статьи вы узнаете:

  • какие бывают уровни и структура организационной культуры;
  • уровни формирования организационной культуры;
  • уровни развития организационной культуры.

Поверхностный

Подповерхностный (срединный)

Глубинный (базовый)

Применяемые технологии

Гендерные взаимоотношения

Наблюдаемое поведение

Ценности

Влияние религии

Архитектура

Цель и миссия компании

Этические установки сотрудников

Манера общения сотрудников с партнерами и клиентами

Представления и верования организации

Общие представления о природе времени, пространства, реальности, человеческих отношений, самого человека и его деятельности

Язык общения

Ритуалы, церемонии, обычаи

Формальная структура

На поверхностном уровне явления легко обнаруживаются, но их непросто правильно интерпретировать. Артефакты данного уровня представляют собой мероприятия с высокой степенью эмоциональной вовлеченности персонала, проводимые по определенным правилам (см. таблицу 1).

Следующий подповерхностный уровень оргкультуры отражает нормы, ценности представления и верования организации, разделяемые ее сотрудниками. На этом уровне проявляется стремление организации выбрать свою цель и миссию, а также определить средства их достижения. Формируемые ценности и представления осознаются персоналом и регулируют поведение членов коллектива.

Подповерхностный уровень можно увидеть при более тесном контакте с предприятием, здесь актуальны следующие аспекты жизнедеятельности:

предназначение компании – новаторство, клиентоориентированность;

распределение власти – задается степень допустимого неравенства;

забота о персонале, уважение, справедливость, адекватное вознаграждение;

организация работы – дисциплина, ротация кадров;

принятие решений – единоличное, групповое.

И последний, глубинный уровень организационной культуры организации наиболее точно и полно отражает поведение людей, способ руководства, методы поощрения и наказания. Здесь используются бессознательные базовые установки, направляющие поведение сотрудников и определяющие их отношение к предприятию.

Глубинный уровень скрыт от внешнего наблюдателя и отражает общую психологию персонала данной компании. Используемые базовые установки зачастую не осознаются даже самими членами коллектива (см. таблицу 1). На базовые представления огромное влияние оказывает национальная культура.

Читайте также материалы по теме:

Структура и элементы организационной культуры

Структура организационной культуры формируется в процессе развития организации. Объективная организационная культура относится к самому первому поверхностному уровню и, как правило, связывается с физическим отражением предприятия. Ее составляют следующие элементы:

здание компании, его дизайн;

месторасположение офиса;

оборудование и мебель;

стиль одежды работников;

цвета и объемы пространства.

Субъективная организационная культура определяется подповерхностным и глубинным уровнем и включает следующие элементы:

мифы, легенды и истории о компании и ее героях, лидерах;

организационные обряды, ритуалы, табу;

язык общения и лозунги.

Именно субъективная оргкультура является основой для формирования стиля руководства и решения проблем, управления компанией в целом.

Уровни формирования организационной культуры

Формирование организационной культуры включает в себя разработку ее структуры на всех уровнях. Основные составляющие оргкультуры это миссия предприятия, его ценности, цели, нормы, обычаи, ритуалы.

Уровень № 1.

Миссия компании – это набор положений, раскрывающих то, чем занимается организация, своего рода религия компании. Каждый ее член должен четко понимать эту миссию, чтобы активнее организовать себя на ее выполнение. Наличие понятной и сформулированной миссии является источником колоссальной энергии для коллектива. Благодаря ей рождается энтузиазм и вдохновение в работе. На основе принятой миссии вырабатываются цели, задачи предприятия и критерии эффективности принимаемых руководством решений.

Уровень № 2.

Ценности компании показывают, что важно для персонала данной компании. Это своего рода индикаторы, определяющие успех, удовлетворенность трудом сотрудников и профессиональный престиж предприятия. Базовые ценности лежат в основе любой организации. Они способствуют объединению идеи создателей с индивидуальными интересами сотрудников. Ведущими индивидуальными ценностями называют: атмосферу уважения в коллективе, творческую реализацию, трудолюбие, справедливость, отзывчивость, терпимость, инициативность, состязательность.

Уровень № 3.

Цель предприятия – это желаемый результат, на достижение которого работает компания. Среди целей выделяют цели-задания, цели-системы и цели-ориентации.

Уровень № 4.

Нормы предприятия представляют собой средства регуляции поведения сотрудников и целых коллективов, действующие непрерывно во времени общие правила, которые обязательны для всех. Нормативная сторона оргкультуры включает достаточно широкий круг требований.

Уровень № 5.

Ритуалы и обычаи формируют систему поведения сотрудников, создают некий стереотип, регулирующий поведение, зачастую освобождая от принятия самостоятельного решения. При помощи ритуальных форм взаимодействия можно быстро приобщить персонал к ведущим организационным ценностям и традициям, сформировать единство и корпоративный дух коллектива.

Все элементы организационной культуры призваны сохранять ее как единое целое.

Уровни развития организационной культуры

Развитие организационной культуры является неизбежным процессом на всех уровнях функционирования предприятия. Изменения внешней среды, экономические перемены и новые технологии, внутренние реформации диктуют свои условия, и руководство вынуждено искать пути изменений, способные повысить эффективность и динамичность оргкультуры компании.

Работа по развитию культуры включает в себя следующие этапы:

  1. анализ культуры – оценка ее текущего состояния, сравнение с желаемой культурой и промежуточная оценка нуждающихся в изменении элементов;
  2. оценка эффективности существующей идеологии, целей и миссии организации и при необходимости формирование новых;
  3. продумывание модели эффективного руководства;
  4. разработку специальных предложений и мер;
  5. смену акцентов в кадровой политике;
  6. использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур.

Для изменения культуры необходима особая стратегия управления в организации:

изменение стиля управления;

изменение фокуса в программах развития персонала;

изменение критериев мотивации сотрудников;

смена организационной символики и обрядности.

В заключение важно подчеркнуть, что организационная культура приносит компании совершенно конкретный материальный результат. Правильно сформированная оргкультура позволяет эффективно реализовывать стратегию предприятия, повышает сплоченность коллектива и эффективность его труда.

В 1981 году для решения проблемы дуализма корпоративной культуры Э. Шайн предложил рассматривать её по трём основным уровням. Эта модель, усовершенст-вован-ная им в 1983 г., до сих пор является весьма популярной, широко цитируемой и стоит более детального освещения.

Согласно Шайну, познание организационной культуры начинается с первого, “поверхностного” или “символического”, уровня, включающего такие видимые внешние факторы, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и вре-мени, наблюдаемые образцы поведения, способы вербальной и невербальной коммуника-ции, лозунги и т.п., или всё то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека. На этом уровни вещи и явления легко обнаружить, но их достаточно трудно ин-терпретировать в терминах организационной культуры без знания других её уровней.

Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают её второй, “подповерхностный”, уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности, верования и убеждения, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти цен-ности отражаются в символах и языке, каким образом они несут в себе смысловое объясне-ние первого уровня. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и за-висит от желания людей. Второй уровень корпоративной культуры получил у Шайна назва-ние “организационная идеология”. Он особо подчёркивает здесь роль жизненного кредо ли-дера компании - создателя или преобразователя её культуры. Исследователи часто ограни-чиваются этим уровнем, так как на следующем возникают почти непреодолимые сложности.

Третий, “глубинный”, уровень включает новые (“фундаментальные”) предположения, ко-торые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, Шайн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе. Соответственно тому, какие из указанных уровней изучаются, существует деление ор-гани-зационной культуры на объективную и субъективную. Субъективная организационная культура включает разделяемые всеми работниками ценности, убеждения, ожидания, этиче-ские нормы, восприятие организационного окружения. Сюда включают ряд элементов ду-ховной части “символики” культуры: героев организации, мифы, истории об организации и её лидерах, организационные обряды, ритуалы и табу, восприятие языка общения и лозунгов.

Субъективная организационная культура служит основой формирования управленче-ской культуры, то есть стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведе-ния в целом. Это создаёт различия между схожими на вид организационными культурами.

Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окруже-нием: здание компании и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, приме-няемые технологии, цвета и объём пространства, удобства, кафетерий, стоянки для автомо-билей и сами автомобили, униформа, информационные стенды, брошюры и т.п. Всё это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается организация.

Хотя оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект соз-даёт больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями.

Важно уметь различать понятия декларируемой и реальной культуры. Первая сущест-вует только на бумаге (в виде годовых отчётов, официальной миссии компании, выдвигае-мых ею лозунгов и т.п.) и представляет собой желаемое состояние вещей. Реальная культура, может быть как близкой по духу декларируемой, так и резко с ней контрастирующей. В по-следнем случае это может закончиться острейшим конфликтом и в конечном итоге - пол-ным крахом компании.

Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру организационной культуры, выделяя ее следующие компоненты:

  • 1. Мировоззрение -- представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представлениями. Значительные различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в основе его поведения. И для понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.
  • 2. Организационные ценности, т.е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между организационным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения.Ценности могут сохраняться, даже если в организации произошли значительные кадровые изменения. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые скажутся и на поведении членов организации. Организационные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отличающая его от многих других.
  • 3. Стили поведения, характеризующие работников конкретной организации. Сюда также относятся специфические ритуалы и церемонии, язык, используемый

при общении, а также символы, которые обладают особым смыслом именно для членов данной организации. Важным элементом может стать какой-либо персонаж, обладающий характеристиками, в высшей степени ценными для данной культуры и служащий ролевой моделью поведения для сотрудников. Поведение сотрудников успешно корректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в том случае, если новые образцы поведения не вступают в противоречие с вышеописанными компонентами организационной культуры.

  • 4. Нормы -- совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам. Они могут быть универсальными и частными, императивными и ориентировочными и направлены на сохранение и развитие структуры и функций организации. К нормам относятся так называемые правила игры, которые новичок должен освоить в процессе становления членом организации.
  • 5. Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек со при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.

Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление об организационной культуре. Многие компоненты культуры трудно обнаружить постороннему человеку. Можно несколько недель провести в организации, но так и не понять основных положений культуры, управляющих поступками людей. Каждый сотрудник, приходя в организацию, проходит через определенную процедуру организационной социализации, в ходе которой он месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности и образуют организационную культуру.

Культуру организаций нельзя понимать как какой-то монолитный блок. В реальности в каждой организации существуют отдельные группы (формальные и неформальные), которые являются носителями своих “локальных” субкультур. Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

При этом имеется в виду одна, преобладающая во всей организации культура и культура её частей. Часто (хотя и не всегда) структура суб-культуры повторяет культуру самой организации. Так, администрация, отделы, службы, как правило, имеют свои субкультуры, которые могут сосуществовать как мирно, так и враж-дебно “под крышей” общей культуры компании.

Носителями субкультур являются отдельные личности, выражающие сходные инте-ресы. Субкультуры при этом повторяют структуру самого предприятия: управления, отделы, администрация предприятия будут иметь различные субкультуры. При наличии соответст-вую-щего потенциала обучения развиваются новые нормы и образцы поведения, которые ра-нее никем не привносились в организацию, возникает новая, сильная культура.

Для того чтобы ответить на вопрос, в чем же проявляется орга­низационная культура предприятия, необходимо выделить конк­ретные формы ее выражения. Прежде всего, полезно разграничить ее внешний (четко выраженный, наблюдаемый) и внутренний (не­явный, скрытый от наблюдения) уровни. К первому уровню отно­сятся артефакты, модель поведения, язык, официально действую­щие на предприятии законы, правила, использование и производ­ство новых технологий, физических объектов, продуктов. Второй уровень включает в себя внутренний мир людей, их идеи, представ­ления, ценности, убеждения, способы восприятия окружающего мира. Он отражает внутренние процессы, посредством которых усваиваются нормы поведения и скрытые правила, управляющие поведением людей. Эти два уровня легко прослеживаются, но прак­тически не разделяются, поскольку они представляют собой две части неразрывного единства, отражая и дополняя друг друга. Не­обходимо обратить внимание на то, что именно скрытый (второй) уровень организационной культуры определяет поведение челове­ка на предприятии. Если менеджер сосредоточит внимание только на внешних проявлениях этого поведения, он не сможет понять его глубинных причин или мотивов и, возможно, станет лишь сторон­ним свидетелем неожиданного изменения поведения и свершения неординарных поступков.

Существует несколько классификаций уровней или аспектов про­явления организационной культуры предприятия, компании.

Уровни организационной культуры по Э. Шейну. В классифи­кации выделяется три уровня: артефакты, ценности и основные убеждения.

Артефакты. Видимый, но часто не поддающийся расшифровке уровень созданного в организации физического и социального ок­ружения - внешнее проявление организационной культуры. К нем)" относятся артефакты искусственно созданные, не присущие при­роде изделия, продукты цивилизации, культуры, а также технология, видимые и слышимые модели поведения, одежда, интерьер, жаргон и т. д. Мы видим физическое пространство, технологичес­кий результат деятельности группы, ее письменный и устный язык, внешнее поведение ее членов.

Ценности - это промежуточный, характеризуемый меньшей степенью осознанности уровень организационной культуры. Его составляют ценности, нормы, принятые в данном физическом и социальном окружении. Например, любые предложения группе, оказавшейся перед необходимостью принятия решения в новых условиях, - пробные. Так, если сложившееся качество изделия ста­новится не соответствующим требованиям рынка, можно ввести изменения в технологию изготовления и организовать обучение персонала, поскольку существует распространенное мнение о том, что обучение повышает качество продукции. Но лишь опробовав это решение в конкретной критической ситуации и установив, что оно правильное, группа разделяет это привычное для всех убежде­ние. Таким образом идет процесс превращения решения в ценность через представления и убеждения; как только ценности начинают восприниматься как само собой разумеющиеся, они постепенно пре­вращаются в представления, а затем, становясь убеждениями, пе­реходят на уровень подсознательного, а привычка действовать по этой схеме становится автоматической /22/. Очевидно, что это наи­более короткий путь к самоорганизации и самообучению.

Не все ценности проходят подобную трансформацию. Многие из них, выполняя в определенных ситуациях нормативную или моральную функцию, несмотря на то, что они открыто провозгла­шены, остаются лишь на сознательном уровне. Так, компания, дек­ларируя в своем уставе, коллективном договоре, что люди являют­ся одной из основных ее ценностей, предполагает, что каждый со­трудник или руководитель воспринимает эту ценность без всякого опытного подтверждения ее в историческом развитии. Это пример так называемой документально закрепленной социальной ценнос­ти. И только многолетний опыт подтверждения провозглашенных ценностей инициирует процесс становления их убеждениями, дей­ствующими на подсознательном уровне.

Основные убеждения. Это невидимый, подсознательный уровень организационный культуры, он объединяет отношение к окружаю­щему миру, восприятие действительности, времени, пространства, че­ловеческой природы, человеческой деятельности и взаимоотношений.

Мы уже говорили, что если какое-то решение проблемы реализует­ся многократно, оно начинает восприниматься как само собой ра­зумеющееся. То, что когда-то было гипотезой, опирающейся на ин­туицию или социально закрепленную ценность, постепенно стано­вится частью реальности. Более того, если некое убеждение актив­но поддерживается группой и становится частью организацион­ной культуры предприятия, любое другое суждение или поведение является неприемлемым.

В ряде случаев такое подсознательное мировоззрение может противоречить объективным данным. Работники предприятия, уверенные на основе своего опыта и знаний, что люди при любой возможности стремятся извлечь выгоду из ситуации (это соответ­ствует «теории X» МакГрегора), будут интерпретировать любые действия этих людей сквозь призму своих убеждений: если кто-то сидит за своим письменным столом и как будто ничего не делает, значит, он просто бездельничает, а, например, не обдумывает важ­ное решение; если кого-то нет на работе, значит, он прогуливает, а не выполняет работу на дому или поручение в другой организации (по теории Э. Шейна). Обратное толкование может быть получе­но, если у членов группы существует убеждение, что каждый работ­ник наделен внутренней мотивацией и сам по себе стремится к твор­ческой работе (по «теории У»МакГрегора).

Т. Дил и А. Кеннеди рассматривают четыре уровня организа­ционной культуры:

Ценности - это разделяемые всеми работниками предприя­тия представления о предприятии и его благе;

Герои - это работники, которые являются примером, олицет­воряющим важнейшие организационные ценности;

Обряды и ритуалы - это наполненные символизмом церемо­нии на предприятии, проводимые для регистрации важных для предприятия событий и приобщения к ним новых работников;

Структура общения - это каналы неформального общения, по которым работники предприятия получают информацию о его цен­ностях, героях, обрядах и ритуалах.

Г. Трайс и Дж. Бейер формируют следующие составляющие организационной культуры:

Установившиеся порядки в компании: обряды как заранее спла­нированное и подготовленное, часто театрализованное зрелище, в котором концентрируются различные проявления организационной культуры, например, торжественное награждение званием «Лучший изобретатель года»; церемонии - серия обрядов, объеди­нены в одно событие, например церемония запуска нового продук­та, награждения работников, добившихся особых результатов, тор­жественная зажигательная речь одного из высших руководителей о будущей деятельности предприятия; ритуалы - упорядоченная система действий, объединяющая основные ценности предприятия, например, ритуалы, выражающие признание (юбилеи, празднова­ния достижений, зачисление в список лучших, публичные поощре­ния, коллективный отдых и т. д.), демонстрирующая, какое поведе­ние приветствуется и поддерживается на предприятии;

Организационная коммуникация - это рассказы, истории, обычно основанные на реальных событиях, но постепенно обраста­ющие домыслами и дополнениями. Мифы - рассказы о «добрых старых временах», лишенные фактического материала, часто пере­даваемые старыми сотрудниками; саги - исторические повество­вания о выдающихся достижениях какой-то группы работников предприятия или ее руководителей. Например, рассказы, распрос­траненные на Южно-Уральской железной дороге об успехах и ме­тодах вождения локомотива в военные и послевоенные годы маши­нистом, Героем Социалистического Труда Блиновым. Легенды - пересказ реальных событий, приукрашенных вымышленными под­робностями, в центре которых часто выступает герой или героиня, например, в компании бытовала легенда о рабочем, который по­стоянно пытался найти способ применения минералов, остающих­ся неиспользованными при производстве наждачной бумаги. Сна­чала он был даже уволен за то, что тратил слишком много рабочего времени на обдумывание и испытание своих теорий. Решив в конце концов проблему, он. стал заместителем руководителя подразделе-., ния «Зернистые кровельные покрытия», созданного в компании по его предложению. Легенды отражают историю и наследие органи­зации и передают ценностные ориентации; сказки - полностью выдуманные истории, мораль которых содержит намек на ожидае­мое поведение работников предприятия; символы и лозунги - за­поминающиеся изображения и логотипы различных компаний, предприятий;

Материальные проявления организационный культуры на­ходят свое выражение в артефактах - мебель, инструменты, при­боры, приспособления, одежда. Например, в каждом офисе IBMобязательно имеется перекидная бумажная доска, одной из ценнос­тей корпоративной культуры «Дженерал Моторс» считается уме­ние не выделятся и вписываться в компанию, не привлекая к себе внимания;

Оформление физического пространства распространяется на здание, открытые площадки, расположение офисов. Например, за­мена четырехместных столов в кафетерии одной из компаний на шестиместные расширяет возможности для знакомств, разговоров и сближения сотрудников различных отделов, служб;

Символы могущества компании свидетельствуют о ее эконо­мическом состоянии, отношении к работникам и их положении в иерархии. Это и закрепленные корпоративные автомобили, и оп­лата транспортных расходов, и дотации на отдых работников и членов их семей;

Язык общения на предприятии, в компании формируется бла­годаря совместной деятельности и направленному воздействию на этот процесс, который становится эффективным средством объе­динения людей в рамках единой организационной культуры /22/. Например, на одной из шахт Кузбасса в оценке значимости катего­рии работника закрепились такие уважительные определения, как «золотой фонд», «костяк» и др. -