Что нужно для поступления в муз училище. Как поступить в музыкальное училище или колледж

Сказать, что тема музыкального образования интересует современного родителя, значит не сказать ничего. Мода на него, в отличие от многих других занятий, не угасала еще с советских времен. Родители поголовно отдавали своих отпрысков в музыкальные школы, будучи уверены, что музыкальный талант у ребенка может проявиться совершенно неожиданно, и зарывать его в землю, даже не открыв, жалко. Эта традиция оказалась настолько сильна, что музыкальные школы не пустуют и сегодня.

Музыкальные школы (неполное среднее музыкальное образование)

В свое время музыкальных школ было построено столько, что сейчас их можно найти практически в любом городе и любом районе. Вопрос не в этом. Не во всякую музыкальную школу сегодня легко попасть, особенно если она зарекомендовала себя как сильное учебное заведение.

Отдавать ребенка в музыкальную школу рекомендуется примерно с 7 лет, однако при большинстве школ есть подготовительные курсы (как правило платные) для детей 5-6 лет. Обучение в музыкальных школах также платное, однако сумма невелика – примерно 200-500 руб. в месяц. Оптимальные для поступления возрасты разделены на 2 категории: 7-8 и 9-11 лет. В первом случае обучение длится 7 лет ("семилетка"), во втором – 5 ("пятилетка"). Поступить в музыкальную школу можно и позже, но после 15 это становится нетривиальной задачей: вероятность вырастить музыканта в этом возрасте крайне мала, и мало кто из педагогов согласен экспериментировать.
Запись в школу проходит обычно в апреле-мае, в начале сентября часто проводится еще и дополнительный набор учеников.

Процедура поступления предельно проста: в большинстве школ достаточно пройти прослушивание – педагог проверяет слух и чувство ритма ребенка и на основании этого принимает решение.
Отсеивается крайне малый процент желающих. Кстати, желание – далеко не последний параметр на прослушивании. Шансов попасть на обучение гораздо больше у ребенка с неидеальными показателями и огромным желанием их улучшить, нежели у талантливого дитяти, которого родители привели в музыкальную школу "за ухо".

Выбор специальности

Фраза "поступить в музыкальную школу" на самом деле не говорит ни о чем. Дисциплин очень много, и в музыкальной школе можно получить далеко не все из них. Акцент в обучении обычно делается на "специальности", которая заключается в овладении каким-либо музыкальным инструментом или же своим собственным голосом. В первом случае курсы обучения делятся на отделения, в рамках каждого из которых ученик выбирает для себя какой-то конкретный инструмент: фортепиано, струнные, духовые, народные и ударные. Немного особняком стоит эстрадное отделение (на нем изучаются электрогитара, бас-гитара, барабанная установка и синтезатор). Если есть желание петь, то тут можно выбирать между классом вокала и хоровым отделением, однако одно другому не мешает. Хор в качестве факультатива доступен при освоении любого музыкального инструмента. Помимо специальности в музыкальной школе так же в обязательном порядке изучаются такие предметы, как "Сольфеджио", "Музыкальная литература" и "Общее фортепиано".

В целом, начальное образование в российских музыкальных школах считается качественным. Но все же не стоит забывать, что очень многое зависит от преподавателя по специальности, так как этот человек работает с вашим ребенком индивидуально и способен повлиять не только на развитие его музыкальных талантов, но и личностный рост.

Училища (среднее музыкальное образование)

В музыкальное училище можно поступить как после 9-го, так и после 11-го класса. Условия поступления коренным образом отличаются от таковых в музыкальных школах. Вступительные испытания состоят в большинстве случаев из экзаменов по русскому языку, литературе и музыкальным дисциплинам: исполнительскому мастерству, сольфеджио (музыкальный диктант) и музыкальной литературе. Следует также помнить о том, что поступить на вокальное отделение серьезного училища непросто, так как уверенных в своих творческих способностях предостаточно, чего нельзя сказать о количестве мест. Конкурс на эту специальность традиционно высок. Также в отличие от музыкальных школ в училищах можно специализироваться на дирижировании и теории музыки.

Прием кандидатов в училище осуществляется по результатам конкурсных вступительных испытаний по русскому языку и музыкальным дисциплинам, проверки их психологической готовности к обучению в училище, физической подготовленности, а также на основании оценки документов, характеризующих общественные, творческие и спортивные достижения кандидатов.

В ходе конкурсных вступительных испытаний проводится:

  • определение психологической готовности кандидатов к обучению;
  • определение физической подготовленности кандидатов;
  • вступительные испытания по русскому языку и музыкальным дисциплинам.

Определение психологической готовности кандидатов к обучению включает в себя их социально-психологическое изучение, а также психологическое и психофизиологическое обследования, по результатам которых готовятся соответствующие заключения.

Определение физической подготовленности кандидатов. Кандидаты выполняют упражнения: подтягивание на перекладине, бег на 100 м., бег на 1 км.

Наименование упражнения

Номер упражнения

Единица измерения

9-й класс

"отл."

"хор."

"удовл."

Подтягивание на перекладине

кол-во раз

Бег на 100 м

Бег на 1 км

Вступительное испытание по русскому языку проводится в форме экзамена (письменный диктант).

Вступительные испытания по музыкальным дисциплинам проводятся в форме экзамена в объеме образовательной программы детской музыкальной школы по следующим дисциплинам : музыкальный инструмент (практически), сольфеджио, элементарная теория музыки (письменно и устно).

Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:

1. Музыкальный инструмент (исполнение сольной программы)

Абитуриент должен исполнить:

  • этюд;
  • две классические разнохарактерные пьесы или части концерта, сонаты.

Примерные программы:

Флейта:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
  • этюды Н. Платонова из сборника «24 этюда для флейты»;
  • этюды Э. Келлера из сборника «Этюды для флейты» 1 тетрадь (ор. 33);
  • В. Блодек. Концерт, 2 и 3 части;
  • Ф. Пуленк. Соната, 1 и 2 части;
  • Я. Стамиц. Концерт, 1 часть.

Гобой:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
  • этюды В. Ферлинга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор. 31;
  • Е. Фиала. Концерт;
  • А. Лядов. Скорбная песнь;
  • Г.Ф. Гендель. Жига.

Кларнет:

  • гаммы и арпеджио в тональностя до трех знаков включительно;
  • Г. Клозе. Этюд № 3 из сборника «15 этюдов для кларнета»;
  • А. Штарк. Этюд №16 из сборника «36 этюдов для кларнета»;
  • Н. Римский-Корсаков. Концерт;
  • К. Вебер. Концертино;
  • А. Лядов. Прелюдия;
  • Л. Обер. Жига.

Фагот:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
  • Ю. Вейсенборн. Этюды №№ 10-20 из сборника «Этюды для фагота»;
  • А. Вивальди. Соната ми минор, 2 часть;
  • В. Купревич. Романс;
  • А. Вивальди. Концерт до мажор, 1 и 2 части.

Саксофон:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
  • М. Мюль. Этюды;
  • И.С. Бах. Сицилиана и аллегро;
  • М. Готлиб. Концерт, 1 или 2 часть;
  • Р. Бюссер. Астурия.

Валторна:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
  • К. Копраш. Этюды №№ 8-10 из сборника «Этюды для валторны (1 и 2 тетради);
  • В.А. Моцарт. Концерт № 1, 1 или 2 части, Концерт № 3 I или II-III части;
  • А. Скрябин. Романс;
  • Г.Ф. Гендель. Бурре;
  • А. Экклс. Соната.

Труба:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
  • В. Вурм. Этюды №№ 6, 16, 17, 20, 33 из сборника «Избранные этюды для трубы»;
  • С. Баласанян. Этюды из сборника «25 легких этюдов для трубы»;
  • В. Щелоков. Концерт № 3;
  • Т. Альбинони. Концерт ми бемоль мажор - 3 и 4 части;
  • Т. Альбинони. Концерт соль минор - 1 и 2 части;
  • Ц. Кюи. Восточная мелодия;
  • А. Гедике. Концертный этюд.

Тромбон:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
  • Е. Рейхе и другие авторы. Этюды из сборника «Избранные этюды для тромбона» (сост. В. Венгловский), 1 тетрадь;
  • В. Блажевич. Этюды из сборника «Этюды для тромбона», 1 тетрадь;
  • Н. Римский-Корсаков. Концерт, 1 часть или 2 и 3 части;
  • И.С. Бах. Ария;
  • А. Вивальди. Аллегро.

Туба:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
  • В. Блажевич. Этюд №8 из сборника «Этюды для тубы», части 1, 2;
  • Б. Марчелло. Соната фа мажор, 1 и 2 части или 3 и 4 части;
  • В. Дубовский. Танец и песня;
  • И.С. Бах. Ария и Бурре.

Ударные инструменты:

  • гаммы до четырех знаков включительно; арпеджио по звукам малого мажорного и уменьшенного септаккордов;
  • М. Гольденберг. Этюд № 1 для ксилофона;
  • Г. Рзаев. Скерцо;
  • И.С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 3‑я часть;
  • А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром соль минор, 3-я часть.

2. Сольфеджио (письменно)

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-10 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора;
  • ритмические группы восьмая две шестнадцатых, две шестнадцатых восьмая, долгий и короткий пунктир.

Перед проигрыванием диктанта объявляется количество знаков (диезов или бемолей в тональности) и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12 раз в течение 25-30 минут.

3. Сольфеджио, элементарная теория музыки (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 134, 175).

Слуховой анализ:

  • Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.
  • Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.
  • Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII #), на II, на IV, на VI (в мажоре - на VI b ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора (отдельно или в виде последовательности из 3-4 интервалов). Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находиться.
  • Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).
  • Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII # ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VI b ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
  • Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Интервалы»; «Аккорды»; «Лад. Тональность»; «Характерные интервалы гармонического мажора и минора»; «Транспозиция»; «Семиступенные диатонические лады» (обзорно); «Метр. Размер. Ритм».

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АКАДЕМИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
при МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
имени П. И. ЧАЙКОВСКОГО»

ПОРЯДОК ПРИЕМА
И ПРИЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

УТВЕРЖДЁН

Директор Демидов В.П.

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок регламентирует приём граждан Российской Федерации (далее - граждане, лица, поступающие), лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом в Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академическое музыкальное училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского» для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования углублённой подготовки в области искусств за счёт средств федерального бюджета, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами (далее - договор с оплатой стоимости обучения), а также определяет особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

2. Настоящий Порядок разработан ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского» самостоятельно, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённым Приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. №36 (ред. от 11.12.2015), условиями, закреплёнными в уставе ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского». Настоящий порядок отменяет действие Порядка приема и приемных требований ФГБОУ СПО «Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского», утвержденных "29" августа 2016 г.

3. ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» осуществляет подготовку по следующим специальностям по очной форме обучения:

Нормативный срок обучения в училище - 3 года 10 месяцев.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета является общедоступным. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, проводятся вступительные испытания. Если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

5. Приём граждан в ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского» для получения среднего профессионального образования по названным специальностям осуществляется по заявлениям лиц:

  • имеющих основное общее образование - в соответствии с результатами вступительных испытаний, проводимых ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» самостоятельно (вступительных испытаний творческой направленности) с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
  • имеющих среднее общее образование или начальное профессиональное образование - в соответствии с результатами вступительных испытаний, проводимых ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» самостоятельно (вступительных испытаний творческой направленности) с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
  • имеющих среднее общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств, - в соответствии с результатами вступительных испытаний, проводимых ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» самостоятельно (вступительных испытаний творческой направленности) с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
  • имеющих среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование, в том числе для обучения по сокращённой программе, - в соответствии с результатами вступительных испытаний, проводимых ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» самостоятельно (вступительных испытаний творческой направленности) с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Условия приёма направлены на выявление и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования углублённой подготовки по вышеназванным специальностям.

6. Граждане с ограниченными возможностями здоровья (лица, имеющие недостатки в физическом развитии, в частности слепые, слабовидящие) принимаются по результатам вступительных испытаний, проводимых ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» самостоятельно.

7. При приёме в ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» для обучения по всем вышеуказанным специальностям, требующим наличия у поступающих лиц определённых творческих способностей, в качестве вступительных испытаний установлены творческие испытания.

См. раздел V. Вступительные испытания.

8. Преимущественным правом на поступление в ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского», при условии успешного прохождения вступительных испытаний, пользуются:

граждане, уволенные с военной службы, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний;

дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами;

9. Объем и структура приёма студентов за счёт средств федерального бюджета (далее - бюджетные места) определяются в соответствии с Государственным заданием (контрольными цифрами), устанавливаемым ежегодно Министерством культуры Российской Федерации.

10. ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования приём сверх установленных бюджетных мест для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения.

II. Организация приёма граждан в образовательное учреждение

11. Организация приёма осуществляется приёмной комиссией ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» (далее - приёмная комиссия).

Председателем приёмной комиссии является директор ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского».

12. Для организации и проведения творческих испытаний председателем приёмной комиссии создаются предметные экзаменационные и апелляционная комиссии.

13. Порядок формирования, состав, полномочия и деятельность приёмной, предметных экзаменационных и апелляционной комиссий регламентируется положениями, утверждёнными директором ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского».

14. Работу приёмной комиссии и делопроизводство, а также личный приём поступающих и их родителей (законных представителей) организует ответственный секретарь, который назначается директором ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского».

15. При приёме в ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» директор обеспечивает соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приёмной комиссии, объективность оценки способностей поступающих.

16. С целью подтверждения достоверности документов, представляемых поступающими, приёмная комиссия вправе обращаться в соответствующие государственные (муниципальные) органы и организации.

III. Организация информирования поступающих

17. С целью ознакомления поступающего и его родителей (законных представителей) с Уставом АМУ при МГК им. П.И.Чайковского, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения по каждой из специальностей, дающим право на выдачу документа государственного образца о среднем профессиональном образовании, основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, реализуемыми образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приёмной комиссии, ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» размещает указанные документы на своём официальном сайте.

IV. Приём документов от поступающих

19. Приём документов от поступающих в ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования по вышеуказанным специальностям проводится по личному заявлению поступающих.

20. При подаче заявления (на русском языке) о приёме в ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» поступающий предъявляет:

заявление на имя директора;

документ, удостоверяющий личность абитуриента (ксерокопия паспорта или свидетельства о рождении) ;

Оригинал или ксерокопию документа государственного образца об образовании и (или) документы об образовании и о квалификации(один из документов):

аттестат об основном общем образовании (9 классов);

аттестат о среднем общем образовании (11 классов);

документ государственного образца об образовании более высокого уровня (для выпускников СПО или ВПО).

4 фото (3*4, черно-белые, матовые, без уголка);

(свидетельство об окончании музыкальной школы, детской школы искусств (по желанию)).

В заявлении поступающим указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

2) дата рождения;

3) реквизиты документа, удостоверяющего его личность, когда и кем выдан;

4) сведения о предыдущем уровне образования и документе об образовании, его подтверждающем;

5) специальность, для обучения по которой он планирует поступать в АМУ при МГК им. П.И.Чайковского;

6) наличие/отсутствие особых прав при поступлении в образовательное учреждение, установленных законодательством Российской Федерации (при наличии - с указанием такого права и сведений о документе, подтверждающем наличие такого права);

7) нуждаемость в предоставлении общежития.

Подписью поступающего фиксируется следующее:

1) ознакомление с лицензией на право осуществления образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, Уставом ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского», с основной образовательной программой по соответствующей специальности, правилами приема и условиями обучения в данном образовательном учреждении;

2) получение среднего профессионального образования данного уровня впервые;

3) ознакомление (в том числе через информационные системы общего пользования) с датой представления оригинала документа государственного образца об образовании;

4) ознакомление (в том числе через информационные системы общего пользования) с правилами подачи апелляции при приёме на первый курс по результатам проведения вступительных испытаний, проводимых ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» самостоятельно;

5) согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

Поступающий вправе при подаче заявления использовать образец, размещённый на официальном сайте ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского», или образец, размещённый в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В случае предоставления поступающим заявления, содержащего сведения, не соответствующие действительности, приёмная комиссия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» возвращает документы поступающему.

21. Лица, имеющие особые права при поступлении в СПО, установленные законодательством Российской Федерации, представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию соответствующих документов при подаче заявления.

Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию одного из следующих документов:

заключение психолого-медико-педагогической комиссии;

справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

При необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний - инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья дополнительно - документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий

22. Поступающему при личном предоставлении документов выдаётся расписка о приёме документов. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.

23. Поступающие вправе направить заявление о приёме, а также необходимые документы через операторов почтовой связи общего пользования (далее по почте). При направлении документов по почте поступающий прилагает к заявлению о приёме ксерокопии документов, удостоверяющих его личность и гражданство, ксерокопию документа государственного образца об образовании, а также ксерокопии иных документов, предусмотренных настоящим порядком.

24.По письменному заявлению поступающие имеют право забрать оригинал документа об образовании и другие представленные документы в течение следующего рабочего дня после подачи заявления.

V. Вступительные испытания

25. Вступительные творческие испытания проводятся в письменной и устной форме в виде прослушивания, собеседования.
Творческие испытания учитывают уровень владения абитуриентом объёмом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ.

26. Творческие испытания включают следующие разделы:

1.специальность «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов):

· исполнение сольной программы (в устной форме в виде прослушивания);

2.специальность «Вокальное искусство»:

· исполнение сольной программы (2 тура, в устной форме в виде прослушивания);

· сольфеджио (проверка музыкальных данных в устной форме в виде собеседования);

3.специальность «Хоровое дирижирование»:

· дирижирование (в устной форме в виде прослушивания) ;

· сольфеджио (1-й этап в письменной форме, 2-й этап в устной форме в виде собеседования);

· музыкальная грамота (в устной форме в виде собеседования);

· фортепиано (в устной форме в виде прослушивания) ;

4.специальность «Теория музыки»:

· музыкальная грамота (1-й этап в письменной форме, 2-й этап в устной форме в виде собеседования);

· сольфеджио (1-й этап в письменной форме, 2-й этап в устной форме в виде собеседования);

· музыкальная литература (в устной форме в виде собеседования);

· фортепиано (в устной форме в виде прослушивания).

27. Результаты творческих испытаний оцениваются по зачетной системе в недифференцированной форме: "зачтено/не зачтено".

28. Лица, не явившиеся на вступительные испытания без уважительной причины, получившие оценку "не зачтено", а также забравшие документы в период проведения вступительных испытаний, не могут быть рекомендованы к зачислению.

Повторная сдача вступительного испытания при получении оценки "не зачтено" не допускается.

Лица, не явившиеся на вступительные испытания по уважительной причине, могут быть допущены к ним в параллельных группах при наличии таковых в расписании вступительных испытаний.

29. Абитуриенты, получившие по одному из разделов творческого испытания оценку "не зачтено" (не отвечающие требованиям к поступающим в ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского») к дальнейшим разделам вступительных испытаний не допускаются.

Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и для людей с ограниченными возможностями здоровья

30. Инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких поступающих.

31. При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:
вступительные испытания проводятся для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создаёт трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учётом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
поступающие с учётом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проёмов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
в) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

VI. Правила подачи и рассмотрения апелляций

32. По результатам вступительного испытания поступающий имеет право подать письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения вступительного испытания или несогласии с его результатом.

33. Рассмотрение апелляции не является пересдачей вступительного испытания. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания.

34. Апелляция подаётся поступающим лично на следующий день после объявления оценки по вступительному испытанию. При этом поступающий имеет право ознакомиться со своей письменной работой (при наличии во вступительном испытании), выполненной в ходе вступительного испытания. Приёмная комиссия обеспечивает приём апелляций в течение всего рабочего дня. Рассмотрение апелляций проводится в течение следующего рабочего дня после подачи апелляции.

35. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать один из его родителей (законных представителей).

36. При подаче апелляции, а также в случае присутствия при рассмотрении апелляции поступающий должен иметь документ, удостоверяющий его личность и экзаменационный лист.

37. После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке по вступительному испытанию.

Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления с указанным решением удостоверяется подписью поступающего. Выписка из протокола решения апелляционной комиссии хранится в личном деле поступающего.

VII. Зачисление

38. В случае, если численность поступающих, успешно прошедших вступительные испытания, превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

Результаты работы приёмной комиссии объявляются на общем собрании абитуриентов. Списки лиц, рекомендованных к зачислению, публикуются на официальном сайте ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского» amkmgk.ru.

39. Интервал между датой окончания вступительных испытаний и датой представления оригинала документа государственного образца об образовании для поступающих на бюджетные места - 7 (семь) календарных дней.

40.По окончании вступительных испытаний и истечении сроков предоставления оригиналов документов об образовании (но не ранее 16 августа 2018 г.) директором ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского» издаётся приказ о зачислении лиц, рекомендованных приёмной комиссией, к зачислению и представивших оригиналы соответствующих документов. Приказ с приложением (пофамильным перечнем указанных лиц) размещается на информационном стенде приёмной комиссии и на официальном сайте АМУ при МГК им. П.И.Чайковского сайт на следующий рабочий день после издания приказа о зачислении.

Если вы собираетесь стать профессиональным музыкантом, значит вы готовы к тяжелому и упорному каждодневному труду. Полное музыкальное образование в нашей стране – одно из самых длительных. Сначала нужно отучиться 7 лет в музыкальной школе, потом – 4 года в колледже или училище, а затем – еще 5 лет в вузе. Для людей, у которых хорошие способности к музыке, этот путь немного короче, но отнюдь не легче.

До какого возраста можно получить музыкальное образование?

Наверно, почти каждого человека его родители пытались отдать в музыкальную школу, но далеко не все окончили ее. Сначала ребенок с удовольствием учится, но со временем начинает охладевать к музыке и занимается из-под палки, делает все, чтобы его забрали из ненавистной «музыкалки». Если вам знакома данная ситуация и сейчас вы горько жалеете о том, что бросили музыку, не расстраивайтесь. В музыкальное училище принимают вплоть до возраста в 30-35 лет. Два-три года занятий с частным преподавателем, и вы сможете туда поступить.

Наличие среднего специального образования для поступления в музыкальный вуз необязательно. Тем не менее вам будет сложнее выдержать вступительные экзаменов из-за отсутствия опыта, чем другим абитуриентам, которые прошли и музыкальную школу, и училище.

Музыкальные училища

В Москве и Московской области среднее специальное музыкальное образование можно получить в следующих учебных учреждениях:

  1. Столичный профессиональный колледж, направление «Музыкальное искусство эстрады»;
  2. Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского;
  3. Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства (колледж);
  4. Государственное училище (колледж) духового искусства;
  5. Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных;
  6. Колледж музыкально-театрального искусства № 61;
  7. Московский музыкально-педагогический колледж;
  8. Московский музыкальный колледж в составе Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке;
  9. Московский областной базовый музыкальный колледж имени А. Н. Скрябина;
  10. Московский областной музыкально-педагогический колледж;
  11. Московский областной музыкальный колледж имени С. С. Прокофьева;
  12. Московское училище музыкального исполнительства им. Ф. Шопена;
  13. Музыкальное училище в составе Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова;
  14. Первое Московское областное музыкальное училище;
  15. Хоровое училище им. Свешникова при Академии хорового искусства.

В музыкальные училища можно поступить после 9 и 11 класса. Программа обучения везде примерно одинакова и рассчитана на 3-4 года.

Где в Москве можно получить высшее музыкальное образование?

В столице есть несколько крупных музыкальных вузов. Для вашего удобства мы собрали информацию о них в одной статье. Сведения о количестве бюджетных мест и проходных баллах приведены по состоянию на 2016 год.

  • Фортепиано

В Московском государственном институте музыки им. А. Г. Шнитке выделено 22 бюджетных места. В Гнесинке проходной балл – 301, запланировано 20 мест. В МГУКиИ нужно набрать не менее 271 балла, чтобы попасть на одно из 12 мест.

  • Орган

Если этот величественный инструмент навеки в вашем сердце, имейте в виду, что в Гнесинке выделено только 2 бесплатных места, чтобы попасть туда, нужно набрать не менее 375 баллов.

  • Скрипка, альт

Если вы набрали более 338 баллов, то сможете поступить на одно из 9 бюджетных мест в Гнесинке.

  • Виолончель, контрабас, арфа

В Гнесинку на данное направление на бюджет смогут поступить только 6 человек, набравших более 348 баллов.

  • Деревянные музыкальные инструменты

В Академии имени Гнесиных примут на бюджет 10 человек, которые набрали 376 баллов.

  • Медные духовые инструменты

В Гнесинке проходной балл – 347, а за счет федерального бюджета смогут учиться 11 человек.

  • Ударные инструменты

В Гнесинской академии минимальный проходной балл – 369, а на бюджет примут только 3 первокурсников.

В МГИМ им. А. Г. Шнитке выделено 22 бюджетных места.

В МГИМ им. А. Г. Шнитке выделено 22 бюджетных места. В МГУКиИ проходной балл 314, запланировано 12 мест.

  • Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

В МГИМ им. А. Г. Шнитке выделено 22 бюджетных места. В Гнесинке на баян и аккордеон проходной балл – 266, количество мест – всего 9, а на струнные щипковые инструменты – минимальный балл 291, примут 14 человек. В МГУКиИ поступить смогут 12 человек, набравших на ЕГЭ не менее 252 баллов.


  • Национальные инструменты народов России

В Гнесинке выделено 3 места, чтобы попасть на одно из них, нужно набрать минимум 288 баллов.

  • Инструменты эстрадного оркестра

В Московском государственном университете культуры и искусств выделено 11 мест, проходной минимальный балл – 297. В Российской академии музыки им. Гнесиных минимальный балл – 325, выделено 17 мест.

  • Академическое пение

В МГИМ им. А. Г. Шнитке выделено 3 бюджетных места. В Гнесинке запланировано 12 мест, минимальный проходной балл – 306.

  • Вокальное искусство

В МГУКиИ на данном направлении выделено всего 3 бюджетных места. Для того чтобы поступить в МПГУ, нужно набрать не менее 247 баллов.

  • Искусство народного пения

В МГИМ им. А. Г. Шнитке выделено 4 бюджетных места.

  • Сольное народное пение

В Гнесинке запланировано 6 мест для тех, кто набрал не менее 323 баллов. В ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова выделено 7 бюджетных мест, проходной минимум – 381 балл. В МГУКиИ на обучение за счет федерального бюджета зачислят 12 человек, проходной балл – 248.

  • Хоровое народное пение

В МГУКиИ проходной балл 257, на бюджет примут 12 первокурсников. В Гнесинке запланировано 10 мест для тех, кто набрал не менее 316 баллов.

  • Эстрадно-джазовое пение

На данном направлении в МГУКиИ запланировано 11 мест для абитуриентов, набравших не менее 333 баллов. В Гнесинке проходной балл – 257, запланировано 24 бюджетных места.

  • Дирижирование академическим хором

В МГИМ им. А. Г. Шнитке выделено 4 бюджетных места. В РАМ им. Гнесиных есть 15 бесплатных мест, проходной балл – 393. В МГУКиИ запланировано 14 мест, необходимо набрать не менее 336 баллов.

  • Дирижирование оркестром народных инструментов

В Гнесинку на первый курс примут только 1 человека, который сможет учиться бесплатно, для этого нужно набрать минимум 359 баллов. В МГУКиИ есть 14 бюджетных мест, проходной балл – 282.

  • Дирижирование оркестром духовых инструментов

В Гнесинской академии выделено тоже только 1 бесплатное место, минимальный проходной балл – 458. В МГУКиИ запланировано 14 бюджетных мест, нужно набрать не менее 365 баллов.

  • Компьютерная музыка и аранжировка

Минимальный проходной балл в Гнесинке – 414, а на бюджет смогут принять только 2 человек.


  • Этномузыкология

В РАМ им. Гнесиных выделено 4 бюджетных места для абитуриентов, набравших не менее 332 баллов. В МГУКиИ бесплатно смогут учиться только 12 человек, проходной балл – 253.

  • Музыкально-театральное искусство

В Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского выделено 15 мест, проходной балл – 376. В ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова профиль данного направления называется «Искусство оперного пения», проходной балл 356, запланировано 5 бюджетных мест. В Академии хорового искусства имени В. С. Попова на бюджет примут 13 человек, минимальный балл – 356. В Российской государственной специализированной академии искусств есть 7 бюджетных мест, нужно преодолеть планку в 365 баллов.

  • Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ

В МГИМ им. А. Г. Шнитке выделено два бюджетных места. В Гнесинке есть 4 места, оплачиваемые из федерального бюджета, минимальный проходной балл – 286.

  • Музыкальная педагогика

В Гнесинке выделено 6 мест, проходной балл – 311. В МПГУ также можно получить педагогическое образование:

  • профили «Музыка» и «Дополнительное образование» – проходной балл 216, есть 15 бюджетных мест;
  • профиль «Музыкальное образование в области эстрадно-джазового искусства» – минимальный балл 206, выделено 15 мест.
  • Музыковедение

В РАМ им. Гнесиных 4 бесплатных места, проходной минимальный балл – 278. В МГК им. Чайковского 12 бюджетных мест, нужно набрать минимум 411 баллов. В ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова необходимо набрать не менее 464 баллов, на бюджет примут 2 человек. В МГУКиИ выделено 12 бюджетных мест, проходной балл – 284.

  • Композиция

В МГК им. Чайковского на данном направлении 8 бюджетных мест, нужно набрать не менее 418 баллов. В ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова только 2 первокурсника смогут учиться бесплатно, минимальный проходной балл – 441.

В МГК им. Чайковского это направление есть на двух факультетах: на композиторском – проходной балл 431 и 35 мест, на дирижерском – минимальный балл 437 и 35 мест. В названии данного направления ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова есть поправка «оперно-симфонический», выделено 6 бесплатных мест, а проходной балл – всего 355.

  • Художественное руководство академическим хором

Это направление есть только вАкадемии хорового искусства имени В.С. Попова. Проходной балл – 391, на бюджет зачислят 9 человек.

  • Искусство концертного исполнительства

В Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова на данном направлении 4 профиля, в частности:

  • фортепиано: проходной балл 381, 7 бюджетных мест;
  • концертные струнные инструменты: 340 баллов, 11 мест;
  • концертные духовые и ударные инструменты: 300 баллов, 13 мест;
  • концертные народные инструменты: 367 баллов, 7 мест.

В Московской консерватории выделено по 140 мест для каждого инструмента, но проходной балл везде разный. В частности, скрипка – 428, альт – 431, виолончель – 421, контрабас – 413, арфа – 391, флейта – 452, гобой – 426, кларнет – 431, фагот – 443, ударные – 419, валторна – 416, труба -399, тромбон – 367, туба – 406, фортепиано – 429. Данные направления есть на двух факультетах - исполнительского искусства и оркестровом факультете.

В РГСАИ обучение ведет по четырем профилям, на каждом из них выделено по 9 мест:

  • фортепиано – 394 балла;
  • народные инструменты – 356 баллов;
  • духовые инструменты – 380 баллов.


Где еще можно получить музыкальное образование?

Если у вас не получилось поступить в Гнесинку или Консерваторию им. П. И. Чайковского, попробуйте подать документы в другой вуз, например, в Московскую государственную академию хореографии, там есть направление «Музыкально-инструментальное исполнительство», проходной балл – 90, выделено 12 мест.

Российское классическое музыкальное образование ценится высоко во всем мире. Поэтому если вы всерьез настроены стать известным профессиональным музыкантом, обязательно постарайтесь окончить хороший вуз. Вам предстоит ежедневно заниматься музыкой и только ею, но результат определенно этого стоит.

Вконтакте

После успешного окончания музыкального колледжа вы сможете работать преподавателем в общеобразовательной или музыкальной школе или продолжить получение образования в консерватории.

Определимся с терминологией. В 2008 году законодательными нормами РФ было четко установлено, что колледжем называется среднее специальное учебное заведение, которое реализует главные учебные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы углубленной подготовки среднего профессионального образования.

Каждое учебное заведение, раньше называвшееся училищем или «бурсой», теперь имеет право именоваться колледжем. Таким образом, информация, описывающая поступление в музыкальный колледж, актуальна и для музучилищ, поскольку многие по старинке называют музыкальные колледжи училищами.

Выбор колледжа

По большому счету главный критерий - удаленность от места проживания: чем колледж ближе к дому, тем лучше. Обучение в «элитных» колледжах - вопрос достатка. Если доходы не слишком велики, нет смысла стремиться учиться в колледже, заявляющем о своих уникальных методах обучения и таким образом обосновывающем внушительную стоимость обучения.

Бюджетные колледжи лучше тем, что в них вы сможете не только проходить обучение бесплатно, но и при хорошей успеваемости получать ежемесячную стипендию.

Некоторые абитуриенты интересуются военно-музыкальными училищами. С военными училищами ситуация двойственная. С одной стороны, такой вид среднего музыкального профессионального образования перспективнее, ведь набор изучаемых дисциплин расширен за счет военной тематики. С другой стороны, эксперты отмечают, что военная направленность нередко приводит к сужению профильной части и снижению качества музыкальной составляющей образовательной программы.

Вступительные испытания

Поступление в музыкальный колледж маловероятно при отсутствии диплома об окончании музыкальной школы.

Проверьте себя

Чтобы прибавить себе уверенности, ответьте на приведенные ниже вопросы. Если хотя бы на 5 вопросов без колебаний ответите «да», ваши шансы на успешное поступление в музыкальный колледж достаточно высоки.

  1. Знаете ли вы все о тональностях, видах мажора и минора, хроматических гаммах?
  2. Можете ли подобрать мелодию и аккомпанемент к произведению, прослушав его несколько раз?
  3. Прослушав новое произведение, сможете ли назвать все прозвучавшие в нем ноты?
  4. Знаете ли все длительности и интервалы звука, можете ли вы их пропеть?
  5. Знаете ли все аккорды и созвучия из школьной программы, можете ли вы построить их на инструменте и в нотной грамоте, услышав только их названия?
  6. Можете ли рассказать биографии Чайковского, Баха, Бетховена, Вагнера, Моцарта, Рахманинова, Шуберта, Мусоргского, Прокофьева, а также рассказать о содержании их музыки и перечислить хотя бы по несколько произведений этих композиторов?
  7. Знаете ли все о классических и общепризнанных современных музыкальных формах, жанрах и направлениях?
  • Твердо определитесь со специализацией. Если в школе вы занимались по классу гитары, то в училище (колледж) можете поступить и на отделение духовых инструментов. Но вступительный академконцерт, конечно же, будете исполнять на гитаре.
  • Перед поступлением уделите серьезное внимание подготовке по сольфеджио и музыкальной литературе. Ученики музыкальных школ, как правило, относятся крайне несерьезно к этим предметам, так как считают, что самое главное - мастерски владеть своим инструментом.

При поступлении в колледж знание теории, истории, музыкальной литературы, сольфеджио проверяется очень тщательно. И уж если вы настроены на получение основательного музыкального образования, без сольфеджио никак. Поэтому за несколько месяцев до поступления лучше наймите репетитора и подтяните эти дисциплины. Поверьте, они совсем не так сложны и скучны, как кажется. Если репетитор - слишком дорогое удовольствие, смело обращайтесь за помощью к вашему преподавателю по специализации в музыкальной школе.

  • Трудитесь как можно больше. Учтите, что поступление в музыкальный колледж - это еще полдела. Чтобы не «вылететь» оттуда в процессе обучения, вам придется уделять владению инструментом не менее 5 часов ежедневно. Поэтому можете начинать входить в такой режим работы заранее. Помните: истинных успехов добиваются лишь фанаты своего дела. Даже самые выдающиеся способности легко загубить бездельем и ленью.