Кириллин И. Изготовление национального музыкального инструмента с использованием технологии литья

23.09.2013

История возникновения руских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь руского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему появилось желание собрать в одной статье материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

Из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;

Береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;

Пластмассовая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;

Из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.

На основе публикаций о руских народных инструментах и опыта разных людей в их изготовлении составлены рекомендации, которые могут быть полезны в процессе работы над ними.

* * *

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле. В руских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу" , писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки": от глагола "дуть" произошли - дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; нем. blasen — дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее, они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и славили Богов. Славление Богов совершалось перед священными божницами в храмах или под открытым небом. Обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога Солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и места их обитания: леса, горы, реки и озера.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

О древней руской музыкальной культуре сохранилось мало упоминаний.

Музыкальное искусство Киевской Руси

По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты:

Деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);

Колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);

Флейта Пана, состоящая из нескольких скрепленных между собой камышовых трубочек разной длины (духовой обрядовый);

Гусли (струнный);

Сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин);

При подготовке статьи были использованы материалы :


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Крылов Борис Петрович (1891-1977) Гармонист. 1931 г.

Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал как на нём играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину, а из дощечки трещотку.

В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

Для русского человека в 21 веке таким родным инструментом является гармонь, ну а как же все остальные… Остановите сейчас молодого человека и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже о игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.

Почему мы утратили эту традицию? Почему не знаем своих народных инструментов и не слышим их прекрасных звуков?

Сложно ответить на этот вопрос, шло время, что-то забывалось, что-то запрещалось, так, например, средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть.

«Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали… А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать - править пени по пяти рублев на человека». (Из юридических актов XVII века.)

С появлением электронных инструментов и музыкальных записей на пластинках и дисках, человек вообще разучился самостоятельно играть и тем более изготавливать музыкальные инструменты.

Возможно случай другой, и можно все с лихвой списать на беспощадность времени, но исчезновение, причем массовое началось давно и стремительно прогрессирует. Теряем свои традиции, самобытность — шагаем в ногу со временем, приспособились, ласкаем слух «волнами и частотами»…

Итак, самые редкие русские народные музыкальные инструменты, или те, которые совсем скоро могут просто исчезнуть. Возможно совсем скоро, большинство из них будут пылиться на полках музеев, в качестве молчаливых раритетных экспонатов, хотя изначально создавались для более праздничных мероприятий…

1. Гусли


Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные — 10-30 струн такой же настройки.

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

История гуслей

Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур.

Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, «Слове о полку Игореве» (XI — XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

«Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

2. Свирель


Генрих Семирадский Пастушок, играющий на свирели.

Свирель — русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300-350 мм, второй - 450-470 мм. В верхнем конце ствола - свистковое устройство, в нижней части - по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков.

В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт.

Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи.

В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней Греции. В античные времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и по сей день весьма любим пастухами Греции.

3. Балалайка

Некоторые приписывают слову «балалайка» татарское происхождение. У татар есть слово «бала» означающие «дитя». Оно быть может и послужило источником происхождения слов «балакать», «балабонить» и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Упоминаний о балалайке даже в XVII — XVIII очень мало. В некоторых случаях действительно встречаются намёки на то, что в России был инструмент одного типа с балалайкой, но скорее всего упоминается там домра, родоначальница балалайки.

При царе Михаиле Фёдоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. К этому времени, т.е. ко 2 половине XVII века, вероятно, относится переименование домры в балалайку.

Впервые название «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.

Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким. Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок — звонкость тембра.

В середине XX в. была выдвинута новая гипотеза о том, что балалайка бытовала задолго до её упоминании в письменных источниках, т.е. существовала рядом с домрой. Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику.

Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.

Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.

4. Баян

Баян — один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.

В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.

Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России, наоборот, гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник — ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.

Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.

Все перечисленные инструменты имели особенность — одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название — ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию.

Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.


Абсолютные чемпионы мира по баяну Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков. Дуэт уже успел покорить огромное количество слушателей своим артистизмом

Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и «двухзвукорядной», т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки — большая редкость.

Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру — конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.

Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант — гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна - «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян - инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

Пожалуй, единственный инструмент, не претендующий на преждевременное исчезновение и «списание на полку» в рамках этой статьи. Но не рассказать о нем было бы тоже неправильно. Едем дальше…

5. Ксилофон

Ксилофон (от греческого xylon - дерево, древесина и phone - звук) - ударный инструмент с определенной высотой звука, конструкция которого состоит из набора различных по величине деревянных брусков (пластинок).

Ксилофоны бывают двухрядные и четырехрядные.

Играют на четырехрядном ксилофоне двумя выгнутыми ложечкообразными палочками с утолщением на концах, которые музыкант держит перед собой под углом параллельно плоскости инструмента на расстоянии 5-7 см от пластинок. На двухрядном ксилофоне применяется игра тремя и четырьмя палочками. Основной принцип игры на ксилофоне заключается в точном чередовании ударов обеих рук.

Ксилофон имеет древнее происхождение - простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов России, Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века.

К русским народным инструментам также относятся: рожок,бубен, варган, домра, жалейка, калюка, кугиклы, ложки, окарина, свирель,трещотка и еще много других.

Хочется верить, что Великая страна сможет возродить народные традиции, народные гуляния, празднества, национальные костюмы, песни, пляски… под звуки настоящих исконно русских музыкальных инструментов.

А закончу статью на оптимистической ноте — досмотрите клип до конца — всем хорошего настроения!

В моих руках – душа России,
кусочек русской старины,
Когда продать гармонь просили,
я отвечал: «Ей нет цены».

Бесценна музыка народа,
что в песнях Родины живёт,
Её мелодией природа,
как тот бальзам на сердце льёт.

Не хватит золота и денег,
чтобы гармонь мою купить,
И тот, чей слух она заденет,
не сможет без неё прожить.

Играй, гармонь без передышки,
и утерев вспотевший лоб,
Я подарю тебя мальчишке,
иль другу положу на гроб!

Амати делал скрипки из грушевого дерева и защищал их лаком собственного изготовления. Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке.

Из какой древесины делают музыкальные инструменты?

С древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Различные погремушки и барабаны, дудки и разные шумовые инструменты использовали на охоте и в ритуальных целях - например, магические заклинания, которыми шаманы вызывали добрых духов или изгоняли злых, часто сопровождались разными звуковыми эффектами.

С развитием цивилизации возникла целая наука - музыкальная акустика, которая изучает особенности музыкальных звуков, как мы их воспринимаем, и механизмы звучания музыкальных инструментов. Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как музыкальные инструменты, однако человечество немало потрудилось, создавая самые разнообразные специальные устройства для извлечения особого звука. Дерево было и остается одним из важнейших материалов для изготовления музыкальных инструментов. Гитара

и скрипка, виолончель и альт, духовые инструменты - флейта, гобой, кларнет, фагот, деки фортепиано и множество других инструментов или их частей изготавливаются из различных древесных пород. Секрет в том, что древесина обладает еще одним ценным качеством в ряду своих полезных свойств, а именно - способностью резонировать, т. е. усиливать колебания звуковых волн. Есть породы, которые обладают повышенными резонансными свойствами, и к таким породам относится всем хорошо известная ель европейская, произрастающая в Центральной Европе и в европейской России. Также хорошими резонансными свойства обладают другие хвойные: пихта, кедр. Древесина ели и пихты используется почти во всех музыкальных инструментах для изготовления дек. Заготавливается резонансная древесина в зимнее время. Музыкальные мастера подходят с особым вниманием к выбору резонансной древесины. Выбранное дерево не должно иметь изъянов, а годичные слои должны быть одинаковой ширины.

Известно ли вам, что каждая порода имеет еще и свой голос? Самый звонкий и певучий — у ели обыкновенной. Вот, оказывается, почему Страдивари и Амати делали из нее свои замечательные скрипки. Для этого выбранное дерево подсекали и на три года оставляли на корню. Оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость. В результате музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания. Правда, нужно было найти и выбрать из большого числа деревьев именно то, которое пело бы лучше других. Мастерам это удавалось, и доказательством последнего является то, что вот уже почти триста лет их скрипки завораживают слушателей своими «голосами», умеющими петь, плакать, страдать и радоваться.

И по сей день скрипки и другие струнные инструменты — рояли, пианино — продолжают делать из еловой древесины. Ни одно другое дерево не дает такого резонанса как ель. Это объясняется тем, что ее древесина отличается исключительно равномерным распределением волокон. Кроме того, она мягкая, легкая, блестящая, легко колется, прочная. В этом и есть одно из «елкиных» совершенств.

У ели имеются и другие достоинства. Обратите внимание, сколько снега на своих ветвях держит ель. Под белой шубой иногда и не видно самой зеленой красавицы. Узкая крона не задерживает снег слишком долго, при избытке он скатывается с дерева. Широкие ветви-лапы эластичны, пружинисты. Снег гнет лапу к земле, но не ломает. Если снега очень много, лапа прижимается плотнее к стволу и снег сползает с нее. Отряхнувшись от снега, ель снова гордо поднимает свои ветви вверх и красуется себе и людям на диво. Такое строение кроны позволило ели идеально приспособиться к жизни в умеренной зоне и стать одним из самых распространенных деревьев.

Гитара - это уникальный музыкальный инструмент. В руках профессионала она способна выдавать такую симфонию звуков, которая заставит слушателя плакать и смеяться, радоваться и переживать в такт виртуозной игре. Однако не всё в данном случае определяется человеческим фактором. Хорошая гитара способна выразить всю палитру чувств музыканта, плохой инструмент загубит самую великолепную игру. Звук, издаваемый гитарой, во многом определяется тем, из какого дерева она сделана. процесс трудоёмкий и дерево в инструменте играет решающую роль. Если оно «мертвое», то этой гитаре уже ничем не поможешь - как ни крути, а хорошего звука от неё не получишь. Гриф инструмента в большинстве случаев изготавливается из клёна, накладка - также из клёна (Ash), либо из палисандра (Rosewood) или черного дерева (Ebony). С корпусом (декой) далеко не всё так однозначно. Современная промышленность для производства гитар применяет множество видов древесины от всем известной ольхи до экзотического «вороньего глаза». Это обусловлено тем, что разные породы древесины имеют различное звучание. Самым популярным видом дерева для производства гитар является хорошо всем известная ольха (Alder). Из нее сделана практически вся линейка инструментов известных гитарных фирм Fender, Jackson и Carvin. Да и другие фирмы зачастую не чураются использовать её в производстве. Гитары, сделанные из ольхи, имеют хорошо сбалансированное чистое звучание с «сочной» серединой. На них одинаково хорошо удаются и сольные «запилы», и тяжелые металлические рифы. На мой взгляд, такие инструменты, являясь своеобразной «золотой серединой», предназначены для гитаристов, для которых не существует стереотипов в игре и мышлении. Ель (Fir) используют в основном для производства полуакустических электрогитар. Дает теплый ровный звук. Если вы собираетесь играть джазовую музыку, то подобный инструмент станет для вас идеальным выбором. Главным недостатком гитар, сделанных из ели, является их относительно высокая цена. Наиболее звонкие гитары, идеальные для исполнения партий соло, изготавливаются из клена (Maple) и ясеня (Ash). Эти инструменты имеют акцентированную атаку, их звучание в значительной степени более «стеклянное», чем у любого другого вида древесины. Гитары из клена и ясеня выдают звук с ярко выраженными верхними частотами. Эти породы древесин идеально подходят для соло-партий и не слишком хороши для ритма. Таким образом, если вы мечтаете играть музыку а-ля Joe Satriani, то ясень и клен являются идеальным материалом для гитары. Орех (Walnut) довольно широко используется для изготовления акустических гитар high-класса. Большинство эксклюзивных инструментов всемирно известных мастеров изготавливаются именно из этого материала. В производстве электрогитар он используется только для накладок на гриф и для шпонового покрытия корпусов. Из тополя (Poplar) производят гитары так называемой категории «ученический инструмент». Как известно, древесина тополя очень мягкая, что негативно сказывается на качестве звука. Чаще всего из него производят инструменты самой низкой ценовой категории. Красное дерево (Mahogany) используется при производстве гитар для «тяжелых» стилей. Звучание подобных инструментов отличается теплой и сочной серединой, имеет глубокие низы и сглаженные верха. По качеству звучания низов гитарам из красного дерева нет равных (лучше звучат только инструменты, изготовленные из экзотического дерева бубинга - Bubinga). Описанные выше породы дерева - это далеко не полный список материалов, применяемых при изготовлении гитар. Это всего лишь наиболее распространенные. Существует множество экзотических пород типа падуак, коа или той же бубинги, которые используются для производства эксклюзивных инструментов.

Дерево, безусловно, играет важную роль в том, как будет звучать будущий инструмент. Однако не будем забывать, что это всего лишь дерево. Лишь в руках опытного мастера оно приобретает вид инструмента, способного стать продолжением тела и души музыканта.

31.12.2015 16:19


По традиции музыкальные инструменты производятся из материалов с резонирующими свойствами высокого качества, выдерживающихся в природной среде в течение многих лет для сохранения акустических качеств и стабильной структуры. Резонансное дерево заготавливается исключительно в холодное время года. Ель и пихта уникальны по своим музыкальным свойствам.

Для создания деки практически в каждом музыкальном инструменте берется ель или пихта. Специалисты с особенно внимательно выбирают так называемую резонансную древесину. Ствол дерева не должен иметь изъянов и быть с одинаково широкими годичными кольцами. Дерево сушится естественным образом от десяти лет или больше. При изготовлении музыкальных инструментов исключительное значение имеют резонансные свойства древесной породы. В этом случае больше других подходит ствол ели, пихты кавказской и сибирского кедра, так как их сила излучения является наибольшей. По этой причине данные виды дерева включены в ГОСТ.

Одним из необходимых требований при создании музыкальных инструментов является в выбор дерева. Наибольший интерес для мастеров в течение многих веков представляли резонансные породы ели. Приобретать сырье нужного качества было трудно, поэтому мастерам приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дерева при изготовлении инструментов.

Достаточно давно стали известны места произрастания ели с нужными свойствами. Главный скрипичных дел мастер российского направления ХХ века Е.Ф.Витачек, помечал в своих трудах территории, на которых произрастала ель. В саксонской и богемской видах ели большое количество смол, она не может использоваться при изготовлении инструментов высшего класса... Наилучшим сырьем считалась ель из Италии и Тироля... Изготовители лютен выписывали тирольскую древесину из города Фюссен, что между Баварией и Тиролем, а итальянский вид из порта Фьюме на Адриатике.

В горах возле Фьюме в Италии леса практически не растут. Поэтому можно предположит, что ель была не из Италии, а из Хорватии или Боснии. Также была дополнительная территория, откуда привозилась ель для мастеров из Италии - это были черноморские портовые города - ель из России, Кавказа и с Карпат. Как писал Витачек, с тех пор как работал Н.Амати, на крайних деках инструментов чаще используется ель тяжелее, плотнее и грубее, а клен наоборот имеет невысокую плотность. Это очень хорошее сочетание: звук становится похож на звук человеческий голос. Итальянские мастера всегда использовали именно такое сочетание кленовой и елейной древесины.

Однако подобные свойства ель может иметь исключительно, если произрастает на нужном уровне относительно морской поверхности, то есть в Альпах или на Кавказе. Разновидность породы «Picea orientalis» произрастающая в высокогорьях Кавказа и Малой Азии на высоте от километра до двух с половиной, по своим качествам похожа на наилучшие виды ели европейского высокогорья. Как правило она растет по соседству с пихтой Нордмана или кавказской (Abies nord-manniana), которая тоже обладает отличными акустическими характеристиками. Знаменитые российские производители скрипок начала ХХ века в большинстве случаев брали для создания инструменты как раз ель с Кавказа.

Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

При создании щипковых инструментов невысокой стоимости возможно использование отходов от заводов по деревообработке, брусья и доски домов, предназначенных под снос, части мебелировки и отработанной тары. Но данные материалы нуждаются в особой сушке и селекции. При создании высококлассных инструментов требуется использовать нераспространенные виды деревьев.

Ель

Инструментальные деки и иные части изготавливают из ели с резонансными свойствами. Разные подвиды ели растут почти повсеместно в России. В качестве резонансной берут ель, преимущественно в центральной части России. Ели севера России более популярны и лучше по своим физико-механическими качествам. Одним из наилучших достоинств является наличие маленьких годичных колец, делающих дерево упругим и подходящим как резонансное.

Резонансные деревья отбираются из основного количества подготовленных пиломатериалов на складах лесных хозяйств. Эти бревна идут на лесопилки, там они распиливаются на 16-миллиметровые доски. С целью приобретения большего количества древесины бревна пилят в шесть приемов.

На древесине для музыкальных инструментов не должно быть сучков, кармашков со смолой, свилеватости и прочих изъянов. Это является жестким требованием качества. Еловая древесина имеет белый цвет и слабый желтый оттенок, а при соприкосновении с открытым воздухом со временем становиться довольно желтой. Послоевое строгание и циклевка ели происходит без проблем с чистым и глянцевитым срезом. Шлифовка придает поверхности древесины бархатистость и слабый матовый блеск.

Пихта

Помимо ели для получения резонансной древесины можно брать пихту, произрастающую на Кавказе. Она не имеет много отличий от ели как внешне, так и при проверке физико-механических параметров.

Береза

Березовые леса составляют две трети общего количества лесов России В промышленном производстве используется береза бородавчатая и береза пушистая. По цвету березовая древесина белая, иногда имеет желтоватый или красноватый оттенок, легко поддается обработке. Во время тонировки краситель впитывается равномерно, и тон получается ровным. Если березовую древесину просушить равномерно и выдержать достаточное количество времени, то ее можно использовать при производстве таких частей музыкальных инструментов, как грифы и клепки. Помимо этого, из березы делают фанеру, которая служит для производства корпусов гитары. Отделывают инструменты чистым или крашеным шпоном березы.

Бук

Бук часто используется при изготовлении музыкальных инструментов. Части грифов, подставок и корпусов гуслей и других частей щипковых в музыкальной промышленности делают из букового дерева. Бук растет в юго-восточной части России. Цвет буковой древесины розоватый с крапчатым рисунком. Хорошие резонансные свойства бука делают его подходящим для создания инструментов. Буковую древесину обрабатывают и шлифуют вручную. При окрашивании на поверхности сохраняются полосы, которые видны при отделке прозрачным лаком.

Граб

Для имитирования черного дерева прокрашенный граб используют при производстве грифов и корпусов. Также грабовая древесина имеет твердую и прочную структуру. Граб растет на Крымском полуострове и в горах Кавказа. Грабовая древесина белая с серым оттенком. Древесина неплохо строгается, но полировке поддается с трудом.

Клен

Клен является столь же востребованным при создании дорогих музыкальных инструментов, как и резонансная ель. Корпуса струнных инструментов из кленового дерева придают хорошее звучание. Виды клена явор и остролистный применяются наиболее широко. Данные виды растут на Крымском полуострове, в предгорьях Кавказа, и в Украине. Кленовое дерево отлично гнется, а его древесная масса обладает существенной плотностью и вязкостью. По текстуре это полоски темного цвета на розово-сером фоне. При нанесении лака на клен явор получается красивая перламутровая поверхность. Если окрашивание выполнено правильно, данное свойство клена усиливается.

Красное дерево

Данное имя носит несколько видов дерева, обладающих различными оттенками красного цвета. В основном так называют махагон, который растет в Центральной Америке. Этот вид дерева используется и для производства грифов, так как обладает хорошими механическими свойствами. Если распилить ствол поперек, и сделать прозрачную отделку, то выглядеть это будет очень красиво, хотя и неудобно для обработки.

Палисандр

Это несколько пород, которые растут в Южной Америки. Древесина палисандра хорошо поддается резке и полировке, но в данном случае необходимо заполнение пор и полировке. Во время обработки появляется особый сладковатый запах. Палисандр обладает очень твердыми и прочными волокнами, цвет от фиолетового до шоколадного, его используют при создании струнных инструментов.

Черное дерево

Вид эбенового дерева, которое растет в Южной Индии. Из эбеновой древесины производят наилучшие грифы и корпуса. Высочайшие механические качества дерева обеспечивают инструментам нужную прочность, твердость. При большем весе грифа при использовании эбеновой древесины смещается центр тяжести инструмента в сторону грифа, это очень ценится профессиональными исполнителями. Панцирь эбеновой древесины при соответствующем полировании позволяет избежать призвуков если медиатор соскакивает со струны. Накладки грифов из эбеновой древесины устойчивы к истиранию и отлично держат лады.

Древнерусские народные музыкальные инструменты

История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему я решил собрать в одной книге материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

  • из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;
  • береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;
  • пластмассовая или методическая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;
  • из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов. На основе публикаций о русских народных инструментах и собственного опыта в их изготовлении я составил рекомендации, которые могут быть полезны в процессе работы над ними. Чтобы материал был более понятен и хорошо усваивался, я представляю иллюстрации и чертежи изготовленных мною музыкальных инструментов. В книге вы найдете советы:
  • о технологии изготовления музыкального инструмента, учитывающей возможности домашней мастерской;
  • об используемых материалах и основных приемах работы;
  • об изготовлении предельно простых, а при, обретении навыков и более сложных музыкальных инструментов;
  • о размерах инструментов в точном соответствии с тем или иным музыкальным строем;
  • о способах извлечения звука, приемах игры, настройке, аппликатуре.

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских - пятиструнной арфы кантеле. В русских сказках на. звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А. Н. Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу", писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки" : от глагола "дуть" произошли дуда , дудка , дудеть , перс, dudu -звук флейты, нем. blasen - дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли - от гуду; гудеть - слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка , сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка - от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и поклонялись богам. Поклонение богам совершалось перед священными божницами в храмах и под открытым небом с колоколами и идолами. Религиозные обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне поклонялись не только невидимым языческим божествам, но и местам их обитания: лесам, горам, рекам и озерам.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

Эпохой древнерусского музыкального искусства считается исторически большой отрезок времени: с начала IX до конца XVII века. Он состоит из нескольких этапов, совпадающих с общеисторической классификацией:

  • Киевская Русь;
  • Новгород и другие города в период монголо-татарского нашествия;
  • Москва и централизация феодальных княжеств вокруг нее.

Русская музыкальная культура каждого этапа имеет свои особенности.

В VI веке объединились жившие по берегам Днепра восточнославянские племена - поляне. Как отмечал в "Повести временных лет" летописец Нестор, "полян теперь называют Русью".

В VII-IX веках у восточных славян возникло раннефеодальное государство. Современники называли его Русь или Киевская Русь. Основанный в конце V века город Киев несколько столетий был столицей этого государства и, по меткому выражению летописца Нестора, считался "матерью городов русских".

В русском раннефеодальном государстве существовали и процветали десятки крупных и сотни мелких городов. К концу IX века их насчитывалось более трехсот. Самые крупные из них - Киев, Новгород, Псков, Смоленск. Сохранившиеся исторические документы свидетельствуют о высоком уровне культуры и заслуженном уважении Русского государства в тогдашнем цивилизованном мире.

По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты:

  • деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);
  • колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);
  • флейта Пана, состоящая из нескольких скрепленных между собой камышовых трубочек разной длины (духовой обрядовый);
  • гусли (струнный);
  • сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин);
  • било (ударный сигнальный и обрядовый).

В первой половине X века в Киеве уже действовала христианская церковь. К концу тысячелетия христианство было распространено по всей Руси. Церковь проводила обряды массового крещения населения, богослужение совершалось на славянском языке. К тому времени уже существовала славянская азбука - кириллица. Деревянные изображения языческих богов вместе с древними книгами сжигались на кострах. Постепенно восточные славяне привыкли к христианской религии, но прежние языческие верования не исчезли окончательно.

Девятьсот лет тому назад неизвестные живописцы оставили в башне Софийского собора (заложен в 1037 г.) фрески, на которых изображены сцены музыкально-театрального содержания. Это - скоморошьи игры, музыканты, играющие на арфе, трубе и флейте, плясуны, водящие хоровод. Среди действующих лиц отчетливо видны музыканты, играющие на продольной флейте. Подобные изображения имеются и в Дмитриевском соборе во Владимире (XII в.), на новгородской иконе "Знамения". Летописный свод 1205-1206 годов подтверждает наличие этих музыкальных инструментов у славян.

Киев, столица раннефеодального Русского государства, был одним из красивейших и крупнейших городов Европы. Уже издали огромный город поражал путников величественным видом белокаменных стен, башнями православных соборов и храмов. В Киеве трудились мастера, изделия которых славились по всей Руси и за границей. Средневековый Киев был важнейшим очагом русской культуры.

В нем существовало несколько школ для обучения детей грамоте, большая библиотека при Софийском соборе, в которой были собраны десятки тысяч русских, греческих и латинских книг. В Киеве жили и трудились философы, поэты, художники и музыканты, творчество которых оказало большое влияние на развитие русской культуры. Летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, упомянул в "Повести временных лет" (1074 г.) почти весь арсенал музыкальных инструментов тех лет: "...и оудариша в сопъли, в гусли и бубны, начаша ихъ играти". Этот перечень можно дополнить гудками, деревянными трубами, парными свирелями, сопелями (деревянными дудками). Позднее изображение славянской свирели было обнаружено археологами при раскопках в Новгороде. Именно этот инструмент вместе с гуслями, парными свирелями, флейтой Пана и трубами более всего использовался скоморохами.

Гусли представляли собой небольшой деревянный корпус в форме крыла (отсюда название "крыловидные") с натянутыми струнами. Струны (от 4 до 8) могли быть жильными или металлическими. Инструмент при игре находился на коленях. Пальцами правой руки музыкант ударял по струнам, а левой - приглушал ненужные струны. Музыкальный строй неизвестен.

Сопели - это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия. Инструмент использовали в ратных походах и на празднествах.

Парные свирели - свистковые флейты, вместе составляющие единый звукоряд.

Флейта Пана - разновидность многоствольной флейты. Состоит из нескольких тростниковых трубочек разной длины. Из нее извлекали звуки разной высоты.

Труба - духовой инструмент из дерева. Звук извлекали путем подачи воздуха в игровую трубку.

Первые сведения о скоморохах датируются XI веком. В "Поучении о казнях божиих" ("Повесть временных лет", 1068 г.) осуждаются их забавы и участие в языческих обрядах. Скоморохи представляли русскую народную культуру в раннюю пору ее становления и способствовали развитию эпоса, поэзии, драмы.

В этот период музыка занимает важнейшее место в национальной культуре Киевской Руси. Официальная музыка сопровождала церковные богослужения, торжественные церемонии, военные походы, праздники. Народное музицирование, так же как и вся культура Киева, развивалось и взаимодействовало с жизнью других стран и народов, оказавших влияние на ее развитие в последующие столетия.

Киевская Русь являлась колыбелью русского народа, из которого позднее сформировались великорусская, белорусская и украинская нации. В дальнейшем Киевская Русь распалась на отдельные княжества. Ослабленное государство уже не могло противостоять нашествиям монголо-татар. В 1240-х годах был разорен Киев, захвачены и разграблены русские земли. Экономическое и культурное развитие было приостановлено почти на четыре столетия. Погибли культурные ценности, созданные народом более чем за шестисот j летнюю историю существования государства.

Новгород был не только крупнейшим городом европейского средневековья, но и единственным государством, противостоявшим монголо-татарским завоевателям. Болотистая местность и мощные укрепления города, самоотверженность и мужество его жителей были преградой полчищам Орды. Основанный в IX столетии на берегу реки Волхов, Новгород был столичным центром феодальной республики.

Само название, "Господин Великий Новгород", подчеркивало суверенитет и независимость республики, носившей имя своей столицы. Основное население составляли ремесленники. По данным того времени, в Новгороде насчитывалось около 400 ремесленных профессий. В городе возводились деревянные и каменные дома в несколько этажей, в которых жили знатные феодалы - бояре. Простые люди, будучи свободными личностями, имели небольшие наделы земли и отдавали часть урожая за право пользования землей. В X веке Новгород имел торговые связи с городами Европы и Азии.

В 1136 году новгородцы объявили Новгород республикой, и он стал самостоятельным государством. Вся жизнь в городе определялась общим собранием, так называемым "вече". Новгород имел высокую самобытную культуру. Изделия его мастеров славились по всей Руси. Новгородские летописцы вели регулярную запись событий повседневной жизни горожан. Новгородцы X-XV веков были грамотными людьми. Археологи обнаружили сотни грамот, писем, документов, написанных палочками на кусках бересты.

За эти столетия были созданы замечательные памятники русского зодчества: Новгородский кремль, Софийский собор. Церковь Спас-Нередица была расписана уникальными фресками. До наших дней дошли произведения устного народного творчества: былины о купце Садко, витязе Василии Буслаеве, сказание о Вадиме Храбром.

Общественный уклад и образ жизни новгородцев способствовали развитию народного музыкального творчества, особенно скоморохов - сказителей, певцов, музыкантов.

Деревянные мостовые, устилавшие город на протяжении столетий, образовали многоярусные конструкции. Во время археологических раскопок, проводившихся в Новгороде с 1951 года, в слое XI века были найдены детали сопели, парной свирели, гуслей, гудка (смыка). У пяти-струнных гуслей сохранился корпус, а также верхняя дека со струнодержателем, обнаружены и кобылки смычковых трехструнных гудков. Найденные гусли, по определению историков и музыковедов, являются самыми древними, а их конструкция свидетельствует о высоком профессионализме мастеров прошлого и развитой музыкальной культуре самого Новгорода.

Большую и кропотливую работу по возрождению и реконструкции инструментов древнего Новгорода проводит знаток музыкальных древностей В. И. Поветкин. Из деталей, обнаруженных археологами, он по крупицам восстановил не один десяток музыкальных инструментов.

Гудок (смык) - струнный инструмент. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. Состоит из долбленого деревянного корпуса овальной или грушевидной формы, плоской деки с резонаторными отверстиями, короткого грифа без ладов, с прямой или отогнутой головкой. Длина инструмента 300 - 800 мм. Имел три струны, которые находились на одном уровне по отношению к лицевой стороне (деке). Смычок лукообразной формы при игре соприкасался одновременно с тремя струнами. Мелодия исполнялась на первой струне, а вторая и третья, так называемые бурдонные, звучали без изменения звука. Имел кварто-квинтовую настройку. Беспрерывное звучание нижних струн было одной из характерных особенностей народной музыки. Во время игры инструмент находился на колене исполнителя в вертикальном положении. Был распространен позднее, в XVII-XIX веках.

Издревле на Руси существовало поверье: колокольный звон может отогнать от человека нечистую силу.

Первое упоминание в летописи о колокольном звоне относится к XI веку. Древнейший предок колокола - било - представлял собой деревянный или железный брусок. В древности разные народы изготавливали бубенцы, колокольчики и небольшие колокола. С помощью одних колдуны и шаманы выполняли магические функции, другие использовались как сигнальный инструмент.

Все Древнерусские храмы оповещали верующих о начале и конце службы. Первый колокол ударил на колокольне церкви Святой Ирины (1073 г.). Новгородские колокольные звоны собирали народ на вече, предупреждали об опасности, торжественных событиях, церковных службах, служили ориентиром во времени. Музыканты, владевшие искусством колокольного звона, назывались звонарями.

Из колокольных звонов тех лет известны:

  • благовест - созывал на церковную службу;
  • набатный - собирал вече;
  • всеполошный, или пожарный, - оповещал о пожарах (звучал средний колокол, яркий по звуку
  • охранный - предупреждал о возможном нападении врага (с особым тембром);
  • путевой - указывал дорогу путникам.

Интересен принцип извлечения звука из колокола. В европейских странах сам колокол качался и бил в неподвижный "язык". Русские же мастера звона управляли "языками" висящих колоколов. В искусстве игры на колоколах это было настоящим открытием. Звонари могли звонить одновременно в три или четыре колокола и выработали свой трехголосный стиль - "трезвон" с делением на басовые, средние и высокие голоса. Искусство колокольного звона развивалось и совершенствовалось вместе с "национальным песенным творчеством и церковным пением.

Еще в Древней Греции существовал язычковый духовой инструмент, который представлял собой две трубки из тростника или дерева, позднее из металла, с отверстиями для пальцев и длиной до полуметра. Он сопровождал хоровое пение, свадебные, культовые, военные и другие ритуалы и назывался авлос. В музеях древней культуры сохранились античные вазы с рисунками, изображающими игру на авлосе.

На примере авлоса можно проследить взаимодействие музыкальных культур разных народов.

Несколько тысячелетий назад у народов Востока появился инструмент зурна , сделанный из примитивной тростниковой дудки с "пищалкой" (тростью). Согласно письменным источникам, в XIII веке зурна перекочевала в Россию, где ее стали называть сурна или сурепка . Белорусы и украинцы называли ее сурма .

Сохранившийся образец этого древнерусского музыкального инструмента представляет собой деревянную трубку длиной 270 мм с пятью игровыми отверстиями и два раструба - малый (верхний), выполняющий роль мундштука и большой (нижний), в форме колокола. В верхний раструб вставлен пищик с одинарным надрезным язычком. Диаметр верхнего раструба 35 мм, нижнего 65 мм. Инструмент имел диатонический звукоряд и диапазон в пределах сексты. Звучание сильное и пронзительное. Сурна упоминается в "Домострое", известном литературном памятнике средневековой России XVI века. Согласно "Домострою", вместе с бубном и трубой сурна была принадлежностью свадебных обрядов и военного дела.

В Государевой Потешной палате (XVII в.) сурна входила в состав музыкального инструментария и, по свидетельствам историков, использовалась скоморохами и музыкантами. Со временем сурна оказалась в числе народных музыкальных инструментов, запрещенных царским указом, и была подвергнута уничтожению. Как духовой музыкальный инструмент сурна бытовала почти до XVIII века, но затем утратила свое предназначение. Ее заменили духовые инструменты, более близкие к традиционной народной музыке.

Устройство инструмента:

    сурна имеет ствол с раструбом и восемь игровых отверстий; в верхний конец ствола вставляется деревянная втулка с вилкой; при поворотах втулки концы зубцов частично закрывают три верхних игровых отверстия, чем достигается дополнительная подстройка инструмента;

    во втулку вставляется латунный штифт, на который надевается круглая розетка из рога, кости, перламутра, металла для опоры губ исполнителя, и небольшая трость из сплюснутой тростниковой трубочки.

Обычно сурна снабжается запасными тростями, которые, как и розетка, привязываются к инструменту цепочкой или ниткой.

На одном конце находится раструб-резонатор, а на другом двойная трость, т. е. тростниковые пластины, скрепленные между собой на маленьком мундштучке. Мундштук - это маленькая металлическая трубочка конусной формы, на которой крепится трость.

Для предохранения трости после игры на нее надевают деревянный футляр. Звук яркий, резковатый, пронзительный. В настоящее время существует инструмент, который по своей конструкции напоминает сурну, - это язычковый духовой инструмент брелка.

В 1480 году Русь была полностью освобождена от монголо-татарских завоевателей. Начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Сохранилось немало исторических памятников, подтверждающих высокий уровень материальной и духовной культуры русского народа XIV-XV веков. В эти столетия развивались письменность, иконопись, миниатюрная живопись, гравюры на меди и дереве. Возводились деревянные и каменные дворцы, крепости, храмы. Из белого камня был построен Кремль (1367 г.). С той поры Москву стали называть белокаменной. В Кремле выросли Успенский собор, пятиглавый Архангельский и девятиглавый Благовещенский соборы.

На рубеже этих столетий жил и творил гений средневековья иконописец Андрей Рублев. При дворе царя, в монастырях, домах боярской знати писали летописи. Развивалось устное народное творчество - былины о героической борьбе русского народа. Родился новый жанр музыкально-поэтического творчества - историческая песня. Лирические песни отражали быт и нравы людей, воспевали их душевное благородство. Народное творчество получило признание и у. московской знати.

Именно XVI век стал веком расцвета национальной культуры Русского государства. Из среды крестьян и ремесленников вышло немало талантливых архитекторов, мастеров-умельцев, художников и музыкантов.

В 1564-1565 годах первопечатник Иван Федоров издал "Апостол" и "Часовник", а в 1570 году был выпущен первый русский печатный "Букварь". Появляются первые толковые словари "Азбуковники", в которых встречаются названия музыкальных инструментов. Создается Государева Потешная палата. В нее были приглашены самые талантливые представители скоморошьего искусства и музыкальные мастера "гудошного дела", которые создавали и реконструировали музыкальные инструменты:

  • гудки (струнный инструмент; гудочек, гудок, гудище);
  • домры (струнный инструмент; домришко, домра, домра басистая);
  • гусли (струнный инструмент; прямоугольные, столообразные);
  • сурна
  • волынка (язычковый духовой инструмент);
  • накры, барабан (ударные инструменты).

Одним из самых распространенных в XVII веке и любимых в народе инструментов была домра . Ее изготавливали и в Москве, и в других городах России. Среди торговых рядов существовал и "домерный" ряд. Домры были разных размеров: от малой "домришки" до большой "басистой", с полукруглым корпусом, длинным грифом и двумя струнами, настроенными в квинту или кварту.

С XVI века у русских, белорусов и украинцев бытовала лира (белорусское название - лера, украинское - рыля, реле). Европейским странам этот инструмент был известен гораздо раньше, с X века.

Исследователи относят к XVII веку создание столообразных гуслей , имеющих форму небольшого ящика с находящимися внутри его корпуса струнами.

Скоморохи были не только музыкантами, но и народными стихотворцами, рассказчиками. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления. Представления скоморохов несли на себе печать древне-славянской мифологии. Самой распространенной формой театрализованных выступлений с элементами юмора и сатиры были медвежьи потехи и жанровые сценки с участием Петрушки. Представления сопровождались звуками духовых и ударных инструментов.

Лира - это струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающим по форме гитару или скрипку. Внутри корпуса через деку закрепляется натертое смолой или канифолью колесо. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать. Число струн различно. Средняя - мелодическая, правая и левая струны - бурдонные, аккомпанирующие. Они настраиваются в квинту или кварту. Струна пропущена через коробку с механизмом, регулирующим высоту звука, и зажата клавишами, находящимися внутри. Струны опираются на колесо, которое вращается рукояткой. Поверхность колеса натирается канифолью. Колесо соприкасается со струнами, скользит по ним и извлекает долгие непрерывные звуки. Налире играли в основном бродячие нищие - слепые "лирники", сопровождавшие аккомпанементом пение духовных стихов.

От скоморохов требовалось безупречное владение мастерством затейщиков, то есть организаторов народных праздников, потешников, выступавших в роли музыкантов или актеров. На рисунках, воспроизводившихся во многих старинных изданиях, изображались группы скоморохов-игрецов, например гуселыциков или гудошников.

Скоморохи подразделялись на "оседлых", т. е. приписанных к одному посаду, и странствующих - "походных", "гулящих". Оседлые занимались земледелием или ремеслом, а играли лишь в праздник для собственного удовольствия. Странствующие скоморохи, профессиональные актеры и музыканты, занимались только своим ремеслом: передвигаясь большими группами, переходя из села в село, из города в город, они были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов.

Русский историк Н. И. Костомаров в своем труде "О жизни, быте и нравах русского народа" пишет, что скоморохи вызывали живейший интерес у зрителей, которые и сами принимали участие в плясках и игрищах. Зимой скоморохи веселили народ на Святках и Масленице, летом - на Троицу, где сам праздник сопровождался полуязыческими обрядами. Когда народ собирался на кладбищах, то "сначала плакали, голосили, причитывали по родным, потом появлялись скоморохи и гудцы и причудницы: плач и сетование изменялись в веселие; пели и плясали". Там же Костомаров пишет: "В праздник Купала во многих местах народ бессознательно праздновал языческую ночь, проводя ее в забавах... Когда наступал вечер 23 июня, весь город поднимался; мужчины, женщины, молодые и старые наряжались и собирались на игрище. Тут являлись неизбежные скоморохи и гудцы с бубнами, сопелями, дудами и струнными гудками; начиналось, по выражению современника, скакание, хребтам вихляние. Женщины и девицы плясали, прихлопывали в ладоши и пели песни, принадлежащие этому празднику".

Еще в 1551 году в Своде решений Вселенского собора "Стоглаве" говорилось: "Да по дальнимъ странамъ ходятъ скоморохи, совокупляяся ватагами многими по шестидесятъ, и по семидесятъ и до ста человекъ... Въ мирских свадьбах играют глумотворцы, и органники, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поютъ".

Неудивительно, что через всю средневековую русскую культуру проходит противостояние официальной церкви скоморошьим традициям, сохранявшим элементы язычества. К тому же репертуар скоморохов зачастую имел антицерковную, антигосподскую направленность. Еще в конце XV века церковь принимала решения, направленные на искоренение скоморошества. Наконец в 1648 году царь Алексей Михайлович принял указ, предписывающий властям уничтожение скоморошества, в том числе их музыкальных инструментов: "А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь". Скоморохи и мастера гудошного дела подлежали высылке в Сибирь и на Север, а инструменты уничтожались. Русскому музыкальному искусству был нанесен невосполнимый урон. Некоторые образцы народного инструментария безвозвратно утеряны.

Проводя политику на запрещение скоморошества, власть имущие в то же время держали при своих дворах небольшие ансамбли музыкантов.

Скоморошество было искоренено в XVIII веке, однако традиции скоморошьих игр, сатиры, юмора возрождались в тех районах России, куда ссылались скоморохи. Как писали исследователи, "веселое наследие скоморохов жило в посаде долго и после изгнания их из Москвы и других городов".


Рисунок из "Букваря" Истомина. 1694 г.

Уничтожение "гудебных сосудов", битье батогами, ссылки за изготовление музыкальных инструментов и игру на них привели к сокращению производства инструментов. В московских торговых рядах закрылся "домер-ный" ряд.

В конце XVII века выходит из употребления домра, самый распространенный в среде скоморохов инструмент. Но появляется другой струнный инструмент - балалайка . В разные времена ее называли по-разному: и "бала-бойка", и "балабайка", но первое название сохранилось до наших дней.

Изображение балалайки есть на лубочных картинках и картинах художников XVIII века, в исторических свидетельствах XVIII века. Исследователи русского искусства отмечали: "Трудно найти дом в России, в котором не отыскался бы парень, умеющий поиграть на балалайке перед девушками. Они обыкновенно даже сами изготовляют себе инструмент".

На протяжении столетий конструкция балалайки видоизменялась. Первые балалайки (XVIII в.) имели овальный или круглый корпус и две струны. В дальнейшем (XIX в.) корпус стал треугольным, добавилась еще одна струна. Простота формы и изготовления - четыре треугольные дощечки и гриф с ладами - привлекала народных мастеров. Строй трехструнных балалаек, так называемый "народный" или "гитарный", был наиболее применяем музыкантами. Инструмент настраивался по терциям в мажорное трезвучие. Другой способ настройки балалайки: две нижние струны настраивались в унисон, а верхняя струна в кварту по отношению к ним.

Чаще всего балалайка сопровождала русские плясовые песни. Она звучала не только в деревне, но и в городе. С появлением балалайки гудок, волынка, домра выходят из употребления, но свирель, рожок и гусли по-прежнему звучат у пастухов.

Пастухи были непревзойденными народными музыкантами. Они оказывали огромное влияние на развитие песенного и инструментарного народного искусства. В российских деревнях даже существовал обычай - нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке. Музыка пастухов как бы имела своеобразный код - набор сигналов для общения с собратьями по ремеслу, находящимися на других пастбищах, с людьми, живущими в других селениях.

Но чаще всего пастух играл для себя, и музыка становилась связующим звеном между ним и природой. Исполнители сами давали названия и пояснения своим нехитрым музыкальным наигрышам. В утренние часы инструмент помогал пастуху выгонять скот, днем во время пастьбы - собирать стадо. Животные спокойно паслись под нежные звуки инструмента. Ну а в часы отдыха и всеобщего веселья пастухи исполняли хороводные и плясовые мелодии. Духовые инструменты (жалейки, рожки, свирели, дудки, кугиклы) были незаменимы на праздничных гуляниях и дополняли своим звучанием другие музыкальные инструменты (скрипку, гармошку, балалайку, косу, бубен).

В летнее время веселье проходило под открытым небом: на лугу, за околицей, на площади перед церковью или просто на деревенской улице. Хороводы водили все: и певцы, и танцоры, и зрители. Для жителей сел и деревень хороводы были средством общения друг с другом, и понятие "хоровод" (карагод, круг, танок) имело еще одно важное значение - это "улица" (ходить на улицу, ходить в хоровод).

Для участия в хороводе надо было знать множество фольклорных текстов и мелодий, а по возможности еще и играть на музыкальных инструментах, бытовавших в этой местности.

Хороводы водили и в будни, и в праздники - в конце лета, после уборки урожая. Смешанные, будничные и праздничные хороводы существовали в Орловской, Калужской, Рязанской губерниях. Например, в Курской губернии "водили танки". В Брянской области песни и пляски сопровождались игрой на скрипке, входившей в состав музыкальных ансамблей. Часто хороводы водили под звуки гармошки, балалайки. Плясали под ритм хлопков в ладоши, свист или "под приказки" (частушки). Притопывая, певцы обозначали ритм мелодии. Пожалуй, это самый древний способ пения с сопровождением.

Престольные праздники носили общинный характер и посвящались памяти святого или события, во имя которого была построена церковь. В праздничные дни из окрестных деревень съезжались гости, родственники, близкие знакомые.

В "Мире русской деревни" А. А. Громыко пишет о том, что "общение крестьян разных селений начала ХГХ века носило характер веселья, проходившего из двора в двор с пением и плясками. На встречах рассказывались сказки, былички" и "дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый". Пение и пляски были непременной принадлежностью любого праздника.

В городах на протяжении долгого времени праздники полностью копировали крестьянские традиции: ряженые на Святках, завивание венков, хороводы на Троицу и т. д. С развитием промышленности из города постепенно исчезает обрядность и самобытность крестьянской культуры.

Для проведения праздников в городах возводились увеселительные городки с качелями и горками. Отсюда и названия гуляний: "под горами", "под качелями".

Ярмарки и народные гуляния несли в себе элемент традиционных народных зрелищ: это выступления актеров с куклами Петрушками, циркачей-акробатов, "медвежьи потехи".

Для привлечения людей владельцы каруселей приглашали, шарманщиков. Из шарманки извлекали небольшое количество мелодий, и ее звучание в шуме ярмарочной толпы было негромким. Зачастую катания и представления сопровождались игрой на любимой в народе гармонике . Звучали на балаганах гудки и деревянные рожки. Особенно славились музыканты из Владимирской области.

Самобытные музыканты-виртуозы выбивали на бубне бесчисленное количество разнообразных ритмов. По инструменту били пальцами и ладонями, локтями, коленями, лбом, высоко подбрасывали его над головой, вращали вокруг туловища.

Иногда в качестве музыкальных инструментов использовались предметы быта. По бутылкам, наполненным разным количеством воды, ударяли специальными деревянными молоточками, звенели колокольчиками, закрепленными на шапке.

По свидетельству сына владельца балаганов А. В. Лейферта, гуляние представляло собой "гигантский чудовищный хаос звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка, ревет труба, стучат бубны, поет флейта, гудит барабан, говор, возгласы... песня".

Праздничные гуляния и ярмарки сохранялись в памяти людей как яркое событие. Популярность таких праздников в немалой степени объясняется их доступностью.

Заканчивая знакомство с древнерусскими народными музыкальными инструментами, необходимо отметить, что на протяжении последующих столетий они получили свое дальнейшее развитие благодаря творческой изобретательности мастеров и музыкантов-этнографов. Существовавшие некогда инструменты реконструировались, обретая новую форму, звучание и предназначение.

Василий Бычков