Гюстав флобер, краткая биография.

Французский писатель

1823-1840 - Флобер учится в Королевском коллеже Руана, где не добивается особых успехов, но проявляет интерес к истории и большую любовь к литературе. В школе он знакомится с будущим поэтом Л.Буйе (1822-1869), который на всю жизнь становится его другом.

1840 - Флобер начинает изучать право в Париже.

1843 - у Флобера обнаруживается нервное заболевание, и ему предписан малоподвижный образ жизни. Он прерывает своё обучение в Сорбонне.

1845 - Флобер едет в Италию.

1846 - после смерти отца он возвращается в имение Круассе под Руаном, заботится о матери и занимается по преимуществу литературой. Он обладает достаточным состоянием, чтобы путешествовать и посвящать написанию своих произведений многие годы.

1849-1851 - Флобер совершает путешествие на Восток.

1856 - в журнале «Ревю де Пари» Флобер публикует роман «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» (Madame Bovary. M?urs de provinse), который создавал в течение пяти лет, не торопясь, тщательно отделывая каждый эпизод, добиваясь выразительности и точности каждой фразы. Главной темой «Госпожи Бовари» стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки. Флобер придал своим недалеким персонажам возвышенно-универсальное значение. Не смотря на редакторские поправки и сокращения, автора и редакторов журнала привлекают к суду за оскорбление общественной нравственности. Суд выносит Флоберу оправдательный приговор.

1857 - роман «Госпожа Бовари» выходит отдельной книгой без каких-либо купюр.

1858 - Флобер совершает путешествие в Африку.

1862 - выходит второй роман Флобера «Саламбо» (Salammbo), который стал результатом поездки в Африку, а также серьезных исторических и археологических занятий. Действие романа происходит в Карфагене после 1-й Пунической войны, когда наемники под предводительством Мато взбунтовались против карфагенян, руководимых Гамилькаром.

1864 - Ватикан запрещает роман «Госпожа Бовари» и вносит его в "Индекс запрещенных книг".

1869 - выходит третий роман Флобера - «Воспитание чувств» (L"education sentimentale, первая, принципиально отличная от этой, редакция романа, не опубликованная при жизни, была написана Флобером ещё в 1845г.). Этот роман - биография молодого человека, стремящегося утвердить себя в Париже, но терпящего неудачу из-за смутности, непостоянства своих чувств и устремлений - творческих, любовных, политических. Действие происходит в 40-х гг. XIX в., в обстановке бурной интеллектуальной жизни Франции периода Июльской монархии, а финалом служит революция 1848г. и история краха Второй республики, соотнесенного с жизненной неудачей главного героя Фредерика Моро. Воспитание чувств являет собой нелицеприятный портрет потерянного поколения.

1870-1871 - во время франко-прусской войны Флобер служит в армии в чине лейтенанта и награждается орденом Почетного легиона.

1874 - выходит философская драма «Искушение святого Антония» (La Tentation de Saint-Antoine), начатая ещё до «Госпожи Бовари». «Искушение» создаётся под впечатлением от картины Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845г. Мысль выставить напоказ искушения, осаждающие святого, занимала Флобера всю оставшуюся жизнь, и её воплощение в романе-диалоге представляет собой попытку показать все мыслимые грехи, ереси, религии и философии. В этом же году поставлена на сцене комедия Флобера «Кандидат» (Le candidat).

1877 - выходят «Три повести» (Trois Contes): рассказ о жизни деревенской служанки («Простое сердце», Un Coeur simple), все достижения которой после долгой жизни сводятся лишь к чучелу попугая, к которому она привязывается до такой степени, что неосознанно начинает относиться к нему как к Святому Духу. В «Легенде о святом Юлиане Странноприимце» (La Legende de Saint-Jullien l"Hospitalier) средневековый праведник, раскаявшийся в грехах юности, подвергается последнему высшему испытанию: прокаженный обращается к нему с просьбой о поцелуе. Исполнив его желание, Юлиан оказывается лицом к лицу с Иисусом, вознесшим его на небеса. «Иродиада» (Herodias) повествует о Саломее, требующей голову Иоанна Крестителя.

1881 - посмертно выходит роман «Бувар и Пекюше» («Bouvard et Pecuchet»), который Флобер пишет с 1872г., но так и не успевает завершить. Здесь представлена сатирическая энциклопедия культуры XIX в., представленная через историю друзей-двойников, которые, удалившись на покой и поселившись в маленьком провинциальном городке, неутомимо занимаются самообразованием, последовательно изучая самые разные области знания: агрономию, геологию, историю, литературу и т. д. Итог их опыта обнажает внутреннюю противоречивость интеллектуальной культуры, проявляющую себя также и в политическом фарсе, которым оборачивается во французской провинции революция 1848г.

То, что ранее считалось постыдным и аморальным, сегодня возможно может показаться невинным и безобидным. Но мы уверенны, что в наше время, когда на экранах телевизоров и других девайсов не существует абсолютно никаких табу, читать подобные произведения - особенно пикантно и крайне эротично. Ведь возбуждает фантазии и будоражит рассудок не то, что на виду и на показ, - сладок именно запретный плод.

Два парижских клерка познакомились на бульварах, пришлись по душе, сдружились и, когда один получил наследство, вместе покинули столицу, чтобы пожить в свое удовольствие. Они перепробовали все занятия просвещенного XIX века - от археологии до благотворительности, от политики до месмеризма, от театра до религиозности...

"Воспитание чувств" - роман крупнейшего французского писателя-реалиста Гюстава Флобера (1821-1880). Роман посвящен истории молодого человека Фредерика Моро, приехавшего из провинции в Париж, чтобы развивать свои таланты, принести пользу людям и добиться счастья для себя. Однако герой разочаровывается в жизни. Действие происходит на широком фоне общественно-политических событий.

Из пяти книг, напечатанных Флобером за его шестидесятилетнюю жизнь, только две - "Госпожа Бовари" и "Воспитание чувств" - посвящены современной Флоберу французской действительности, периоду между двумя революциями: 1830 и 1848 годов. Они-то и сыграли наибольшую роль в истории европейских литератур и остались в памяти наших читателей.

Эта книга соприкасает читателя с исчезнувшими цивилизациями Древнего мира.
Персия, Иудея, Карфаген, легендарные цари и полководцы Дарий, Зороастр, Гамилькар встают со страниц исторических романов, вошедших в сборник.

Гюстав Флобер - Искушение святого Антония

Хижина отшельника - в глубине. Она сделана из глины и тростника, с плоской крышей, без двери. Внутри виднеются кувшин и черный хлеб; посредине, на деревянной подставке, большая книга; на земле тут и там волокна плетенья, две-три циновки, корзина, нож.

Вступительная статья и примечания А.Ф.Иващенко.
В четвертый том вошли произведения: "Кандидат" (перевод Т.Ириновой), "Легенда о св. Юлиане Странноприимце" (перевод М.Волошина), "Простая душа" (перевод Н.Соболевского), "Иродиада" (перевод М.Эйхенгольца), "Бувар и Пекюше" (перевод И.Мандельштама).

В сборник избранной ранней прозы классика французской литературы Флобера включены тексты 1835-1842 годов, от одного из первых - "Путешествие в ад" (новелла была написана Флобером в 13 лет, однако ее неоднократно упоминает в своей книге о Флобере Жан-Поль Сартр) до повести "Ноябрь", которую Флобер назвал "завершением своей юности".

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 в семье знаменитого врача-хирурга, все детство и юность провел при госпитале, где располагалась квартира отца. Сам Флобер с малолетства думал, что ему уготовано иное поприще, хотя писать начал уже в подростком возрасте. Интерес к жизни, но более смерти, во многом определивший смысловое ядро будущих произведений, зародился здесь же, в стенах руанской больницы, когда совсем мальчишкой, тайком от родителей, Гюстав пробирался в зал для вскрытия и наблюдал за обезображенными смертью телами.

Получив первоначальное образование в Королевском колледже Руана, в 1840 году Флобер отправляется в Париж, чтобы изучать право. Решение это не было продиктовано сердцем: юриспруденция нисколько не занимала юношу. В самой романтической столице мира он живет более чем уединенно, у него практически нет товарищей.

Проучившись три года в Сорбонне, Флобер не сумел сдать переводной экзамен. В этом же году у него диагностируют заболевание, по симптомам напоминающее эпилепсию. Врачи настоятельно рекомедуют Гюставу вести малоподвижный образ жизни, а постоянные припадки, спасение от которых он видел только в приеме горячих ванн, изводят его. Чтобы найти спасение от болезни, будущий писатель отправляется в Италию.

1845 год кардинально меняет его жизненный вектор: умирает отец, а потом и горячо любимая сестра, Каролина. Флобер берет на попечение дочь сестры и ее мужа, а также принимает решение вернуться домой, к матери, чтобы вместе с ней преодолеть боль потери. Вместе с ней они селятся небольшом, живописном имении в Круассе, близ Руана. С этой минуты вся жизнь Флобера будет связана с этим местом, которое надолго он покидал всего два раза.

Полученное наследство позволило Флоберу не знать материальных забот, не имея официальной службы, он ежедневно и кропотливо работал над своими произведениями.

В русле господствующего тогда в литературе романтизма были написаны его первые повести: «Мемуары безумца» (1838) и «Ноябрь» (1842). А вот в не увидевшем свет романе «Воспитание чувств», работа над которым длилась с 1843 по 1845, четко прослеживаются ноты реализма.

К 1846 году относится начало его отношений с Луизой Коле, достаточно известной в те времена писательницей, знакомство с которой он свел еще в Париже. Этот роман, длиною в восемь лет, был самой продолжительной привязанностью в жизни Флобера. Из-за того, что писатель очень боялся передать свой недуг по наследству, он, не желая продолжить свой род, никому не делал предложения руки и сердца, хотя популярностью у женщин неизменно пользовался.

Слава обрушилась на Флобера, когда в 1856 году в журнале «Ревю де Пари» увидел свет его первый роман «Госпожа Бовари» , который является визитной карточкой писателя. Кропотливо, день за днем, в течение пяти лет, обдумывая каждое написанное слово, Флобер писал книгу о том, как иллюзия способна уничтожить реальность. Сюжет прост: ничем не примечательная, более чем заурядная мещанка, чтобы придать красок своей жизни, заводит две интрижки, не замечая того, что любящий человек всегда был рядом.

Роман, завершившийся самоубийством героини, наделал много шуму. Автор и редакторы журнала были привлечены к суду за безнравственность. Нашумевший судебный процесс закончился оправдательным вердиктом. Но в 1864 году Ватикан внес «Госпожу Бовари» в «Индекс запрещенных книг».

Тончайшая психология в раскрытии образа главной героини стала настоящим открытием в литературе и во многом определила путь развития всего европейского романа.

В 1858 году Флобер совершает путешествие в Африку, привезя из вояжа не только впечатления, но и второй свой роман «Саламбо» , действие которого переносит читателя в древний Карфаген, делая его свидетелем любви дочери военачальника и вождя варваров. Историческая достоверность и бережное отношение к каждой детали повествования позволили этой книге занять достойное место в ряду исторических романов.

Третий роман писателя «Воспитание чувств» посвящен теме «потерянного поколения».

Н. Рыкова

Флобер Гюстав (1821-1880) - французский писатель, один из классиков буржуазного реализма. Р. в Руане, в семье главного врача городской больницы, являвшегося также землевладельцем. В 1840 сдал экзамен на баккалавра, затем переселился в Париж, чтобы изучать право. В 1843 обнаружилось, что Ф. страдает нервной болезнью, оказавшейся неизлечимой. Он бросил ученье и отправился в путешествие. В 1845 ездил в Италию. В 1849-1850 совершил путешествие на Восток. Возвратившись, поселился в Круассе. В 1879 (за год до смерти) Ф. занял должность хранителя библиотеки Мазарини, являвшуюся в сущности синекурой.

Ф. начал печататься довольно поздно. Ранние опыты его (прозаические отрывки на исторические темы - «Смерть герцога Гиза», «Две руки на короне» и др.) обнаруживают сильнейшее влияние романтиков. Чисто романтической вещью являлась и первая (1849) редакция «Искушения святого Антония» (La tentation de Saint-Antoine). Однако, когда в 1857 появился первый роман Ф. - «Госпожа Бовари» (Madame Bauvary), это произведение заслуженно было признано всей современной и последующей критикой подлинным шедевром реализма. В 1863 вышла «Саламбо» (Salammbô).

В 1869 Ф. выпустил второй роман из современной жизни - «Воспитание чувств» (L’Éducation sentimentale), в 1874 - окончательную редакцию «Искушения святого Антония», в 1877 - сборник новелл «Три рассказа» (Trois contes), куда вошли: «Простое сердце» (Un coeur simple), «Легенда о св. Юлиане Странноприимце» (La légende de Saint-Julien-L’Hospitalier) и «Иродиада» (Hérodias). Третий роман Ф. из современной жизни «Бувар и Пекюше» (Bouvard et Pécuchet) не был закончен автором.

Ф. - представитель реализма (притом «разоблачающего», критического по отношению к капиталистической действительности) и Ф. - в то же время реставратор «на новой основе» романтического эстетизма. В этом отношении он соратник Теофиля Готье, чья эстетика «искусства для искусства» совершенно совпадает с теоретическими воззрениями и высказываниями Ф. Политические воззрения писателя отчетливо реакционны, но эта реакционность сочетается с отвращением к какой бы то ни было идеализации буржуазной действительности, идеализации, характерной для буржуазных романистов конца XIX - начала XX вв. (П. Бурже, М. Баррес, П. Адан и др,). Такова столь характерная «двойственность» творческого облика Ф.

Изображая в «Госпоже Бовари» и особенно в «Воспитании чувств» движущие противоречия своей эпохи, Ф. решительно отказывает в своих симпатиях и радикальной мелкой буржуазии и пролетариату. Об этом совершенно ясно говорит та картина революции 1848, которая нарисована во втором из указанных романов. Массовые движения в изображении Ф. - разгул черни (народ в королевском дворце после бегства Луи-Филиппа). Если прибавить к этому крайне резкие и типично-буржуазные по духу своему высказывания Ф. о Прудоне и других утопических социалистах и требование «сослать на каторгу всех коммунаров», которое Ф. выдвигал в 1871, - картина получится достаточно ясная и определенная.

Однако к «типическому представителю» крупной и мелкой буржуазии Ф. испытывает столь же, если не еще более ярко выраженное, непреодолимое отвращение. Писатель не находит в нем ничего, с чем он позволил бы себе примириться. Фон «Госпожи Бовари» - гнетущая скука и пошлость провинциальной буржуазной жизни. То, что фон дается без гиперболизации, без сгущения красок, с документальной точностью, тщательной детализацией в изображении предметов, лиц, даже физиологических состояний, производит особенно сильное впечатление. Буржуазная активность представлена нелепой и бессмысленной (сельскохозяйственный съезд). Характернейший буржуазный «деятель», аптекарь Омэ - как раз тот персонаж, к которому автор особенно жесток: об отрицательных чертах Омэ почти нет речи, отталкивающими оказываются как раз его буржуазные добродетели - добропорядочность, семейственность, общительность, трудолюбие, вера в науку и прогресс, либерализм (пресловутые «принципы 89 года»).

«Воспитание» дает еще более развернутую критику буржуазной активности и буржуазного «характера», буржуазного «классового человека». Предпринимательская и общественная деятельность, политическая борьба - все это возня, бессмысленная, ни к чему не приводящая и по-настоящему никому в сущности не нужна. Герой романа Фредерик Моро пользуется симпатией автора лишь постольку, поскольку он бездеятельный и импульсивный человек «чувства». Отвращение Ф. к представителям своего класса так велико, что он не щадит их, даже противопоставляя ненавистной черни. Разгул буржуазного террора в июньские дни показан даже ярче, чем разгул черни в февральские, причем Ф. руководит отнюдь не жалость к пролетариату. Две фигуры, два персонажа оказались здесь почти символическими, ничего не потеряв в своем реализме: в лице г-на Дамбрез Ф. изобразил трусость буржуазии, в лице провинциального ростовщика Рока, с наслаждением убивающего рабочих, - ее жестокость. Наконец, своеобразная сатира на буржуазную культуру, на научную деятельность «буржуазного человека» была задумана в романе «Бувар и Пекюше». Здесь тоже активность оказывается нелепой и не имеющей значения. Все ценности, к которым прикасается буржуа, перестают быть ценностями, теряют свой смысл и самую свою сущность.

Творчество Ф. - следующая за Бальзаком и Стендалем ступень в развитии буржуазного «критического» реализма. Однако напрасно искали бы мы у автора «Госпожи Бовари» тех широких обобщений, того художественного постижения основных законов буржуазного общества и его глубоких противоречий, которые характеризуют Бальзака. Ф. в гораздо меньшей степени, чем Бальзак, понимает сущность процессов и явлений, имеющих место в буржуазном обществе. Но он гораздо резче, точнее и детальнее видит их внешнюю сторону. Выделение впечатляющей детали - основной метод Ф. Все это дало возможность ряду французских критиков говорить о натурализме Ф., а самим натуралистам 70-х гг. признавать его своим учителем. Однако метод Флобера по сути своей имеет мало общего с методом Золя и его школы: у Флобера натуралистическая «деталь» подчинена общему, человек, «характер» еще остается ведущим, не становится подробностью картины. От натуралистов Ф. отличается еще тем, что мастером критического реализма он становится в значительной степени из ненависти к реальной действительности как враждебной красоте. Эстетическая мотивировка играет весьма значительную роль в антибуржуазной критике Ф. Вульгарность и пошлость буржуазной «нормы» (будней быта), вульгарность и мелкость буржуазных «страстей» - основное, что инкриминирует своему классу автор «Госпожи Бовари» и «Воспитания чувств». Потому и сюжеты этих вещей основаны на противопоставлении главных героев окружающей их действительности. Эмма Бовари рвется к «прекрасному и необычному» из своего провинциального болота. Правда, ее стремлениям дана психологическая мотивировка в плане буржуазной действительности; читателю не возбраняется рассматривать Эмму как женщину, испорченную неподходящим воспитанием и праздностью, тем более, что и ее представления о красивой жизни - нарочито наивны. Но Эмма оправдана в некоем высшем плане, как хотя и наивный, но все же несомненный протест против буржуазной действительности. Недаром изменяется отношение автора и к господину Бовари, романтически полюбившему жену после ее смерти: господин Бовари сам становится интересным и необычным оттого, что в нем уже не остается ничего от нормального буржуазного человека. Так же дан и Фредерик Моро из «Воспитания чувств». Не то важно, что Фредерик оказался в конце концов промотавшим состояние неудачником, а то, что он был способен отвергнуть буржуазное благополучие (брак с г-жой Дамбрез) ради своей оскорбленной любви.

Эстетизм характеризует самую «технику» Ф.: Флобер своеобразно стилизует действительность, намеренно становится в позу созерцателя людей и вещей «издали», любуется их вещной и плотской сущностью.

Все теоретические высказывания Ф. о литературе и искусстве, разбросанные преимущественно в его письмах, свидетельствуют о том, что этот мастер буржуазного реализма не желал иметь решительно ничего общего с реалистами как представителями определенной школы. Разумеется, это не может влиять на нашу оценку творчества Ф. в целом. Однако его выпады против реализма и натурализма чрезвычайно показательны. Флобером решительно отрицается социально-воспитательная роль искусства, обосновывается право художника (в данном случае для самого Флобера) уходить от действительности в прошлое, в глубь веков.

К произведениям Ф., в которых осуществлено это «бегство от действительности» и которые сам он больше всего любил и ценил, относятся «Саламбо», исторический роман из эпохи борьбы Карфагена с Римом, «Искушение святого Антония» - драматическая поэма в прозе (так можно - условно - охарактеризовать это своеобразное по форме произведение) и «Три повести» («Легенда о св. Юлиане Странноприимце», «Иродиада» и даже «Простое сердце»), вещь, в которой момент лирической стилизации преобладает. «Саламбо» представляет собою исключительно интересное сочетание романтического замысла (тема любовного наваждения, экстатической любви вождя наемников-варваров к прекрасной дочери Гамилькара) с реалистическим его воплощением: «карфагенский роман» Флобера стремится быть максимально правдоподобным исторически, археологически, психологически. Метод реализма детали оказывается вполне применимым к трактовке романтической темы. Конечно, в романе существеннее всего пространные описания празднеств, сооружений, одеяний: реализм детали поставлен на службу чистому эстетству. События именно описываются: битвы, происшествия на пиру варваров, заседание сената даны как развернутые описания, ничем принципиально не отличаясь хотя бы от картины храма Танит. Сама любовь Саламбо и Мато оказывается лишь центральной частью декоративного панно: она не выступает из фона, а сливается с ним. Чисто эстетизирующая установка еще более заострена в «Искушении святого Антония». Совершенно очевидно, что вещь была написана не столько ради философски-пантеистического вывода в конце ее, сколько для красочных и сугубо экстраординарных описаний, переходящих в перечень предметов, имен (богов и мудрецов, фигурирующих в этой поэме) и их атрибутов.

Гюстав Флобер

ГЮСТАВ ФЛОБЕР.
Портрет работы Э.Жиро.
IGDA

Флобер Гюстав (Flaubert) (1821-1880) - знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции. Первоклассный мастер стиля, Флобер создал классические образцы французской прозы. Наиболее знаменит его роман "Госпожа Бовари" (1857). Реалистическая картина нравов общества нарисована в этом романе - страдания женской души, засасываемой рутиной провинциальной жизни Роман "Воспитание чувств" (1869) - это история неудач и разочарований молодого человека. Историческая проза (романы "Саламбо" 1862; "Иродиада", 1877), ярко реконструирующая разные исторические эпохи, опиралась на современные политические ассоциации и представление о неизменном биологическом начале человеческой природы. Неоконченный сатирический роман "Бувар и Пекюше" (издан 1881), пародийный "Лексикон прописных истин" (издан 1910). Блестящий стилист, Флобер оказал влияние на развитие реализма в мировой литературе.

Крупнейший представитель нового этапа реализма Гюстав Флобер (1821- 1880) всю жизнь ненавидел буржуазию, считал ее бездарной, мелочной, пошлой, эгоистичной. Вместе с тем он презрительно относился и к народным массам. Флобер не верит в возможность изменить существующее положение, он глубоко разочарован во всякой политической деятельности и считает ее бессмысленной. Он призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», посвятить себя служению красоте. Однако жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Несмотря на ложность своей позиции, Флобер дал замечательное критическое изображение буржуазной пошлости и, таким образом, не остался в стороне от общественной борьбы.

Самым значительным созданием писателя является его роман «Мадам Бовари» (1857 г.). В центре романа - образ женщины из буржуазной среды, чье мечтательное воображение питалось чтением романтической литературы. Реальность опрокидывает ее мечты. При всей трезвости, с которой Флобер относится к идеалам своей героини, его глубоко волнует гибель человека в столкновении с мещанской действительностью.

Испытывая отвращение к безобразию окружающей обстановки, Флобер постоянно обращался к историческому прошлому, овеянному красотой и поэзией. Так возникли его роман «Саламбо», посвященный восстанию наемников в древнем Карфагене, повести «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада». В этих произведениях Флобер с огромной, почти научной объективностью восстанавливает аксессуары отдаленных исторических эпох, подробно описывает их. Но герои его исторических произведений обладают психологией людей XIX в.

В романе «Воспитание чувств» (1869 г.) Флобер разрабатывает тему «молодого человека», продолжая в этом смысле линию Стендаля и Бальзака. Но представитель нового поколения буржуазии, Фредерик Моро, показан как человек вялый, инертный, неспособный к борьбе и активной деятельности.

Ненависть Флобера к буржуазии и одновременно его отрицательное отношение к народу определили своеобразное положение этого писателя в истории литературы. От Флобера шел великий реалист Мопассан, а, с другой стороны, теория «чистого искусства», которую защищал Флобер, легла в основу эстетических устремлений декадентов.

Несмотря на то, что расцвет натурализма относится к 80-м годам, натуралистическая тенденция появляется раньше - уже в творчестве братьев Гонкур, Жюля (1830-1870) и Эдмонда (1822-1896). Они являются сторонниками внесения «научного метода» в литературу, сторонниками «документализма», т. е. тщательного, до мелочей, воспроизведения среды, в которой происходит действие. Основным стимулом поведения людей Гонкуры считают биологические факторы, причем их особенно интересуют патологические случаи, отклонения от нормы. В поисках людей с легко возбудимой и неуравновешенной психикой Гонкуры обращались к жизни артистов, художников, литераторов (романы «Шарль Демайо», «Манетт Соломон» и др.). В романе «Жермини Лассерте» они изображают жизнь низов общества, полагая, что биологическое начало легче проследить на примитивных людях из народа.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 621.

ФЛОБЕР, ГЮСТАВ (Flaubert, Gustav) (1821–1880), французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился 12 декабря 1821 в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц. С 1823 по 1840 Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим поэтом Л.Буйе (1822–1869), который на всю жизнь стал его верным другом. В 1840 Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены, зато свел дружбу с писателем и журналистом М.Дю Каном (1822–1894), который стал его спутником в путешествиях. В 1843 у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни. После смерти отца в 1846 он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь пером либо иными способами. Равным образом он смог осуществить свою мечту о путешествиях и посвятить многие годы написанию одного-единственного романа. Он совершенствовал свой стиль с предельным вниманием, отвлекаясь лишь на профессиональные беседы с братьями Гонкурами, И.Тэном, Э.Золя, Г.Мопассаном и И.С.Тургеневым. Даже его прославленный любовный роман связан с поэтессой Луизой Коле, и в их обширной переписке главной темой были литературные проблемы.

Флобер был воспитан на творениях Ф.Шатобриана и В.Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры. Первый из его опубликованных романов – Госпожа Бовари (Madame Bovary, 1857.

Великое творение литературы, Госпожа Бовари обозначила поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого «правильного слова» («mot juste». Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре Госпожи Бовари, оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов – Г.Джеймса, Дж.Конрада, Дж.Джойса, М.Пруста и многих других.

Главной темой Госпожи Бовари стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки. Флобер придал своим недалеким персонажам возвышенно-универсальное значение. Госпожа Бовари была впервые опубликована в журнале «Ревю де Пари» в 1856, однако, невзирая на то, что встревоженные М.Дю Кан и М.Пиша внесли серьезные поправки и сокращения, автора и редакторов журнала привлекли к суду за оскорбление общественной нравственности. После сенсационного судебного разбирательства – одной из самых знаменитых литературных баталий на юридическом поле – Флобер был оправдан, и в 1857 роман вышел отдельной книгой без каких-либо купюр.

Второй роман Флобера, Саламбо (Salammb, 1862), стал результатом поездки в Африку в 1858, а также серьезных исторических и археологических штудий. Очевидно стремление автора отрешиться от обыденности, создав эпическое полотно на темы седой древности. Действие происходит в Карфагене после 1-й Пунической войны, когда наемники под предводительством Мато взбунтовались против карфагенян, руководимых Гамилькаром.

В третьем романе, Воспитание чувств (L"ducation sentimentale, 1859; рус. перевод 1870 под названием Сентиментальное воспитание), Флобер пишет историю своего поколения, замороченного романтизмом и щедрыми посулами теоретиков гуманного общественного устройства, однако вынужденного спуститься на землю после катастрофы 1848 и крушения идеализма . Воспитание чувств являет собой нелицеприятный портрет потерянного поколения.

Начатое задолго до Госпожи Бовари и, по совету Буйе и Дю Кана, отложенное в сторону Искушение святого Антония (La Tentation de Saint-Antoine, 1874) обязано своим возникновением картине Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845. Мысль выставить напоказ искушения, осаждающие святого, занимала Флобера всю оставшуюся жизнь, и ее воплощение в романе-диалоге представляет собой попытку показать все мыслимые грехи, ереси, религии и философии.

Три повести (Trois Contes, 1877) включают в себя сюжеты двух типов – нарочито заурядного и цветисто-исторического. Краткий и сильный рассказ о жизни деревенской служанки (Простое сердце – Un Coeur simple) весь состоит из цепи утрат, оставивших ее к концу жизни лишь с чучелом попугая, к которому она привязывается до такой степени, что неосознанно начинает относиться к нему как к Святому Духу. В Легенде о святом Юлиане Странноприимце (La Lgende de Saint-Jullien l"Hospitalier) средневековый праведник, раскаявшийся в грехах юности, подвергается последнему высшему испытанию: прокаженный обращается к нему с просьбой о поцелуе. Исполнив его желание, Юлиан оказывается лицом к лицу с Иисусом, вознесшим его на небеса. Иродиада (Hrodias) повествует о Саломее, требующей голову Иоанна Крестителя.

Восемь последних лет жизни Флобер отдал любимому детищу – роману Бувар и Пекюше (Bouvard et Pcuchet, 1881; рус. перевод 1881), который остался незавершенным. В истории двух мелких служащих, решивших посвятить свой досуг и небольшой доход изучению всех отраслей человеческого знания, главной мишенью являются безумства и неизбывная глупость человеческого рода. Флобер с мрачным наслаждением классифицирует все примеры такого рода, заставляя своих героев посвятить жизнь созданию антологии обнаруженных ими нелепостей.

Одним из величайших творений Флобера, продолжающим вызывать пристальный интерес, стали его Письма (Correspondence, опубл. 1887–1893). В непринужденном общении с друзьями он изливает на бумагу свои мысли, не заботясь о стиле и тем предоставляя уникальную возможность увидеть художника, анализирующего свой труд в процессе ежедневного созидания и формулирующего свои идеи о природе литературы. Наряду с ярким автопортретом самого Флобера переписка содержит проницательные наблюдения о людях и нравах эпохи Второй Империи.

В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья: смерть его друга Буйе в 1869, оккупация поместья наступающей вражеской армией во время франко-прусской войны, наконец, серьезные финансовые затруднения. Он не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые еще долго вызывали неприятие у критиков. Умер Флобер в Круассе 8 мая 1880.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Далее читайте:

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть I. (Зарубежная литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Гюстав ФЛОБЕР .

Литература:

Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955

Флобер Г. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1983–1984

Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма, статьи, тт. 1–2. М., 1984

Набоков В.В. Флобер. – В кн.: Лекции по зарубежной литературе. М., 1998