История шедевра: "Аленушка" Художник Виктор Васнецов. Почему «Аленушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картине

По картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини. Тогда письменная работа будет обстоятельной и интересной.

Биография художника

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в в селе Лопьял. С 1858 по 1862 годы получал образование в духовном училище, затем окончил Вятскую духовную семинарию. Мальчик постигал азы художественного ремесла с педагогом по изобразительному искусству гимназии Н. Г. Чернышевым. Затем, переехав в Петербург, с 1867 по 1868 год Виктор берет уроки живописи у И. Н. Крамского в Рисовальной школе. В 1868 году он поступает в Академию художеств, которую заканчивает в 1873 г.

В 1869 году Васнецов начинает выставлять свои экспозиции, с 1893 года Виктор Михайлович действительный член Академии художеств.

В своем творчестве В. М. Васнецов использует разные жанры. Начинает он как художник бытовых сюжетов, создав картины «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка». Затем главным направлением его творчества становятся былинно-исторические темы. В этом жанре художник написал картины: «Иван-Царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка».

Если школьнику зададут написать Васнецова «Алёнушка», можно начать с краткой биографии автора, затем рассказать, когда была создана эта картина. Художник написал ее в 1881 году. На ней изображена Алёнушка, Васнецов нарисовал не только облик девушки, передал ее душевное состояние, но и при помощи природных пейзажей дал понять зрителю настроение картины.

История написания шедевра

Виктор Михайлович приступил к работе над полотном в 1880 году. Картина В. М. Васнецова «Аленушка» начала создаваться в Абрамцево, на берегу у пруда в Ахтырке. Если сравнить природные абрамцевские пейзажи с художественной картиной на сказочную тему, можно найти много общих черт, это береговая линия, темные воды, деревья, кусты.

Именно в таких условиях и грустит главная героиня полотна. Художник рассказывал, как родилась идея написания картины. С детства он знал сказку «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Однажды, гуляя по Ахтырке, живописец встретил девушку с распущенными волосами. Она поразила воображение творца, так говорил сам Виктор Васнецов. «Аленушка», - подумал он. Девушка была полна тоски и одиночества.

Под впечатлением этой встречи художник нарисовал этюд. Если присмотреться к нему, видно, что именно эта девочка стала главной героиней картины. Те же большие печальные глаза, под ними, которые показывают, что юное создание не высыпалось, так как нужно было рано вставать, тяжело работать.

Сюжетная линия картины

Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» можно начать и с рассказа о сюжете. Как было сказано выше, полотно было создано под впечатлением сказки, абрамцевских пейзажей и встречи с молодой крестьянкой.

После этого можно перейти к рассказу о том, кто изображен на картине - Аленушка. Васнецов нарисовал молодую девушку, которая сидит на большом камне, на берегу пруда. Она отрешенно смотрит на воду, взгляд полон грусти и печали. Быть может, она глядит на водную гладь и думает, когда же ее любимый брат, превращенный в козленочка, снова станет мальчиком. Но пруд безмолвен, не дает ответа на сокровенный вопрос.

Описание главной героини

Девчушка одета в простую русскую одежду, она босая. На ней - кофта с короткими рукавами и Из-под него виднеется нижняя сорочка. Именно так одевались на Руси крестьянки. В этой сорочке ложились спать или иногда купались в жару. Так была одета и Аленушка, Васнецов изобразил героиню известной сказки с немного растрепанными волосами. Видимо, девочка провела довольно долгое время на берегу пруда, глядя в водную бездну.

Она, не отрываясь, смотрит перед собой, покорно опустив голову на руки. Хочется, чтобы, наконец, злые чары развеялись, Алёнушка воспаряла духом и ушла домой в хорошем настроении. Но сумрачные краски картины не дают возможности надеяться на это.

Пейзаж

Ученик может продолжить создавать сочинение по картине Васнецова «Аленушка» описанием природы. Она играет в сюжете не последнюю роль и помогает понять его драматичность. Окружающий пейзаж, как и девочка, полон грусти и печали, он сумрачный.

На заднем плане мы видим еловый лес, он написан темно-зелеными красками, что придает ему таинственный вид.

От темной глади воды веет холодом, видно, что пруд настроен по отношению к ребенку недоброжелательно. Немного оптимистических ноток вносят в водный пейзаж зеленые листья камыша, которые расположены недалеко от героини. Алёнушку окружают и дружелюбные осинки, они тоже добавляют немного радужных красок. Когда набегает легкий ветерок, их листья шуршат, будто бы говоря девочке, чтобы она не печалилась, что все будет хорошо. Все это передал при помощи масляных красок и холста В. М. Васнецов.

«Аленушка», сочинение, заключительная часть

Если сочинение задали ученикам младших классов, они расскажут о своем видении картины, а в конце работы поведают, что будет дальше. Пусть заключение станет радужным, как и в сказке. Алёнушка со временем встретит любимого человека, выйдет за него замуж. Козленочек вновь превратиться в Иванушку, и все будут жить в мире, любви и согласии!

Написана маслом в 1881 году по сказке «Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка». Со слов автора, идея написания этой картины возникли ещё в далёком прошлом и сопровождали художника с самого детства. Художник посвятил много своих работ, именно народному фольклору, может, это отголоски его счастливого и беззаботного детства, когда мама или бабушка долгими зимними вечерами, рассказывали ему народные русские сказки, образы былинных героев, которые так надолго закрепились в сознании автора. Картина была написана с молодой крестьянки, проживавшей в селе Ахтырка.

Васнецова сразу же пленил образ девушки, в глубине его сознания чётко прорисовались наброски будущего шедевра, он давно носил идеи передать то неуловимое сочетание волшебного мира сказок в реальность. Лицо девушки и её стать настолько впечатлили художника, что он немедля приступил к написанию данной картины, боясь упустить момент нахлынувшего на него вдохновения.

Юная девушка, сидящая на камне у озера, казалось бы, что здесь примечательного? Но присмотритесь к деталям. Молодое лицо измождено усталостью, в глазах её непомерная грусть, голова на коленях возможно от того, что не осталось сил. Особенно художник талантливо передал момент грусти, кажется, что девушка уже на грани отчаяния и заплачет. Она словно на минутку присела на камень, что бы собраться с силами и пуститься снова на очередные поиски брата Иванушки. Об этом говорят и мелкие детали запутавшиеся, растрёпанные волосы, ноги, изодранная одежда говорит о том, как она долго бродила в чаще леса, в самых непроходимых местах, в поисках своего брата.

Она смотрит в глубину пруда, пытаясь найти в его глубинах ответ. Немой вопрос застыл на её растрескавшихся губах, она уже не замечает происходящего вокруг, дуновение ветерка, шелест листьев, палящего солнца. Возможно, её мучает жажда и голод, но физические трудности она будто и не замечает, на лице застыло отчаяние от потери брата. Художник, так же замечательно показал окружающий пейзаж, гладь озера, окружающие девушку деревья, на втором плане картины-берёзки и осины, словно сопереживают главной героине, склоняясь в её сторону, грустя вместе с ней, словно пытаясь её успокоить, что то сказать важное.

Обратите внимание, что автор картины сознательно указал на время года- это начало осени об этом свидетельствуют опавшие листочки на ровной глади, пруда и чуть пожелтевшие на ветках деревьев – это ещё более навевает грусть. Картина настолько реальна, порою кажется, что Алёнушка после недолгого отдыха вот –вот поднимется и пойдёт дальше, на поиски своего братца. Она словно поглощает зрителя, если смотреть на неё долго, то может показаться, что слышишь шелест камыша и листочков на деревьях, всплеск воды от падающих слёз девушки и даже начинают чувствоваться запахи хвойного леса, опавших листьев, дуновение ветерка. феру картины.

Картина навевает грусть на зрителя, начинаешь сопереживать вместе с ней. Исполненная по большей части в тёмно зелённых тонах, воздействует умиротворяюще. Работу В. М. Васнецова оценили и современники того времени. Великий художник своими работами внёс неоценимый, огромный вклад в развитие художественного искусства России.

Сюжет

Написанная по мотивам русского фольклора картина выглядит как олицетворение тоски-кручинушки народа. Это не столько Аленушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, которым по сюжету выпало испытание.

Природа — это и место событий, и активный их участник. У Васнецова пейзаж психологичен, это зеркало души героев. Застывшая на камне Аленушка словно затерялась в этой высокой траве. Ее юбка, как из луговых цветов собранная, волосы, как песок, а рубашка — как камни.

Лес молодой, но темный — видно, что легко в нем затеряться и сгинуть. Или встретить ненароком других героев русского эпоса. Пруд зеркально гладкий, будто никто в нем не живет: ни рыба, ни лягушка, ни птица. Мертвенная тишь и тоска.

Контекст

Васнецов работал над картиной в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Кстати, было немало тех, кто находил сходства Аленушки с дочерью мецената Верой — той самой, знаменитой «Девочкой с персиками». Художник на это отнекивался и рассказывал случай встречи с крестьянкой: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

Пруд в Ахтырке, 1880

Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой завершал работу над картиной. Ее первоначальное название — «Дурочка Алёнушка» — содержало ту самую тоску, о которой писал художник. Дурочка, то есть сиротинушка, всеми покинутая, обездоленная. Но и без этого слова все чувствуется, все понятно.


Судьба художника

Родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.


Васнецов, 1891

Васнецов был и , и религиозным, и портретистом, и , и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем.

Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки. Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю.

Стихотворение Ольги Берггольц "Алёнушка"

Когда весна зеленая
затеплится опять -
пойду, пойду Аленушкой
над омутом рыдать.
Кругом березы кроткие
склоняются, горя.
Узорною решеткою
подернута заря.

А в омуте прозрачная
вода весной стоит.
А в омуте-то братец мой
на самом дне лежит.

На грудь положен камушек
граненый, не простой...
Иванушка, Иванушка,
что сделали с тобой?!

Иванушка, возлюбленный,
светлей и краше дня,-
потопленный, погубленный,
ты слышишь ли меня?

Оболганный, обманутый,
ни в чем не виноват -
Иванушка, Иванушка,
воротишься ль назад?

Молчат березы кроткие,
над омутом горя.
И тоненькой решеткою
подернута заря...

2

На дворе костры разложат вечером,
смертные отточат лезвия.
Возврати мне облик человеческий,
светлая Аленушка моя.

Я боюсь не гибели, не пламени -
оборотнем страшно умирать.
О, прости, прости за ослушание!
Помоги заклятье снять, сестра.

О, прости меня за то, что, жаждая,
ночью из звериного следа
напилась водой ночной однажды я...
Страшной оказалась та вода...»

Мне сестра ответила: «Родимая!
Не поправить нам людское зло.
Камень, камень, камень на груди моей.
Черной тиной очи занесло...»

Но опять кричу я, исступленная,
страх звериный в сердце не тая...
Вдруг спасет меня моя Аленушка,
совесть отчужденная моя?

Картина Васнецова «Аленушка» знакома каждому российскому малышу с детства: именно ее чаще всего используют для иллюстрации сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке. Интересно то, что изначально сам художник назвал свою картину не «Аленушкой», а «Дурочкой». Вероятно, если бы картина сохранила свое название до сегодняшнего дня, ее вряд ли бы изучали в школе на урока развития речи. Но художник, к счастью, передумал: картину он переименовал, хотя слово «Дурочка» в те время значило всего лишь «юродивая» или «сирота». Какова история Васнецова «Аленушка» появилась совсем не случайно. В 1880 году он занимался пейзажами в Ахтырке, но в его голове жил образ сказочной девочки: грустной, большеглазой, печальной. Образ никак не хотел складываться воедино, пока однажды художник не встретил простоволосую неизвестную девушку. Васнецова поразило, в какой степени русской она была, каким русским духом от нее веяло.

Встреча с незнакомкой привела к тому, что долго вынашиваемый образ, наконец, воплотился в картину. В 1881 году картина Васнецова «Аленушка» была впервые представлена на Передвижной выставке. Там она получила самые высокие, самые восторженные отзывы.

Картина «Аленушка» Васнецова. Описание

Сегодня входит в программу по русскому языку. На ее примере школьники знакомятся с понятием «живопись», «композиция», некоторыми другими терминами, учатся выражать свои мысли, подбирать правильные слова. Что же изобразил В.М.Васнецов? Аленушка, простоволосая и босая, сидит на камне у воды. Девушке, наверное, холодно, ведь уже наступила осень. Это видно по черной воде, нескольким желтым листьям на ее поверхности, по начинающим желтеть веткам деревьев на заднем плане.

Руки девочки с тонкими, крепко сжатыми пальцами, лежат на коленях. Аленушка положила на них голову и с тоской смотрит в пруд. О чем она думает? Жаждет ли увидеть своего брата? Думает о том, что ждет ее саму? Горе и безысходность в глазах девушки художник отразил с такой силой, что даже на глазах зрителей наворачиваются слезы. Одиночество Аленушки, ее растерянность и беззащитность подчеркивает пейзаж: сзади - непроглядная лесная глушь, начинающаяся сразу за полянкой. Впереди - черный, притягивающий взгляд омут. И лесная чаща, и омут кажутся особенно черными на фоне зеленеющих елей, осоки, начинающих желтеть деревьев. Но именно эти деревья отгораживают, как бы охраняют Аленушку от темных лесных сил. Даже из черного омута растет зеленая осока. Картина Васнецова «Аленушка» навевает легкое ощущение грусти, но она совсем не печальна. Ведь если зеленеют деревья, растет трава, значит, жизнь продолжается? И печальная Аленушка тоже может стать счастливой? А не об этом ли она мечтает? В свое время Игорь Грабарь назвал картину одной из самых лучших во всей русской живописной школе. Может быть, именно потому, что Васнецов сумел передать в образе Аленушки не только образ русской девушки, но и душу русского человека, способного грустить, но не способного отчаиваться. Кто-то считает картину мрачной, печальной и безнадежной. Другие, глядя на нее, испытывают легкую грусть, ведь конец сказки хорошо известен. А что чувствуете вы?