Какие чувства испытывает катерина в сцене покаяния. Тема греха, возмездия п покаянии в пьесе А.Н

«Островский Гроза урок» - Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Конфликт пьесы = основы сюжета. Тема произведения. Любовь замужней женщины к другому мужчине Столкновение старого и нового. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы. Микротемы. Кудряш против Дикого. Варвара против Кабанихи. Жанровое своеобразие.

«Анализ «Грозы»» - Основное в характере князя Бориса. Проблема власти. Любовь. Следовать всем христианским законам. Кабанова. Что же заставило Катерину решиться изменить свою судьбу. Мужу изменила, клятвою, данною в церкви перед Богом, поступилась. Характер Кабановой. Любовь Катерины. Драма «Гроза» в большей степени связана с древнерусской культурной эпохой.

«Герои «Снегурочки»» - Музыкальные инструменты. Результаты теста. Тесты на закрепление по теме. Музыка. А.Н. Островский. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Сцена. Композитор. Музыка Римского-Корсакова. Волшебный венок. Персонажи. Леший. Образ Леля. Мощь и красота природы. Характер музыки. Снегурочка. Бережное отношение к культурным традициям народа.

«Пьеса Гроза» - А.Н.Островский. Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу? Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Система образов драмы. С.Шевырев. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Гроза. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза».

«Островский Гроза» - Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Страницы учебника. Кабаниха. А.Н.Островский. Страстность натуры, глубина чувств Стремление к свободе. «Катерина –луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов. Решительность, мужество. Постоянный духовный бунт.

«Герои «Грозы»» - Замоскворечье. Московский Государственный Университет. Словарь. Памятник А.Н.Островскому. Общественная деятельность А.Н.Островского. Речевая характеристика. Занятия Катерины. Драма «Гроза». Результаты действий героев. А.Н.Островский написал 50 пьес. Неспособность лицемерить. Смысл заглавия пьесы «Гроза».


Идея покаяния и проблема греха связаны с традицией античного театра. Однако для человека античности понятие греха и покаяния отличалось от христианского. Герои дохристианской эпохи обращаются в храмы с просьбой совершить очистительный обряд, откупиться, принося жертвы богам. Христианское покаяние как внутреннее очищение представляет собой исключительно важный шаг вперёд в нравственном развитии человечества.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза», написанной в 1859 году, вопросы нравственности поставлены очень остро. Уже в самом названии звучит идея Божьего наказания за грехи.

Действие происходит в городе Калинове, расположенном на высоком берегу Волги. Название вымышлено и связано с устным народным творчеством. Калина, символ горькой женской судьбы, ассоциируется с образом Катерины, замужней женщины, полюбившей другого человека. В сказках и былинах на Калиновом мосту происходят сражения русских богатырей с чудом – юдом, поэтому можно утверждать, что в названии городка звучит мотив борьбы. Действие пьесы движет не внешний конфликт – противостояние гордой Катерины, не терпящей «напраслины», и её свекрови Марфы Петровны Кабановой, которая «поедом есть своих домашних».

Сюжетной пружиной является внутренний конфликт – борьба Катерины со своим грехом. Этот трагический конфликт героини с самой собой неразрешим и связан с идеей покаяния. Измену мужу Катерина ощущает как грех, в котором надо каяться, который не избыть «до гробовой доски». Она не прощает прежде всего сама себя, поэтому не способна простить другого. Отчаявшаяся женщина даже не может представить себе, что кто-то может её простить. О простившем её муже, готовом всё забыть. Катерина говорит: «Ласка –то его мне хуже побоев». Возможно, что христианская позиция Тихона вызывает новые внутренние муки героини. Она с ещё большей силой ощущает свою виновность. Нравственные гонения Кабанихи, наоборот, в какой-то мере облегчают для Катерины сознание вины. Она думает, что страдание в земной жизни искупает её грехи в будущей жизни.

Почему же Катерина кается, хотя не верит в прощение? Для её религиозного, чуть ли не фанатичного сознания непереносима мысль о совершённом грехе. С точки зрения истово верующего человека, муж – Бог, жена – церковь. Изменить мужу – значит отпасть от бога, предать веру.

Мотив греха пронизывает всю пьесу. Уже в первом действии, когда Катерина признаётся Варваре в том, что полюбила другого, а вслед за этим появляется полусумасшедшая барыня и предрекает, что «красота ведёт в омут», начинает отчётливо звучать мотив греха. Мы слышим его в словах Варвары о барыне, которая смолоду грешила, а теперь других решила наставлять на путь истинный. Этот мотив греха ощущается и в страхе Катерины перед грозой. Бедная женщина не смерти боится, а того, что гроза застигнет её с греховными помыслами, и она предстанет перед Богом «вся как есть», без покаяния. Имя «Катерина» в переводе с греческого означает «чистая». героиня не терпит внутренней «нечистоты», её терзает мысль о собственной греховности.

Кульминация нравственных терзаний героини наступает в четвёртом действии. Что же стало причиной всенародного покаяния героини? Гроза разразилась, и калиновцы прячутся от её раскатов в полуразрушенной галерее, на стенах которой нарисована геенна огненная. Гроза разразилась и в душе Катерины, она близка к умопомешательству. Из слов Варвары мы узнаём о невыносимых нравственных муках женщины, она готова в любую минуту «бухнуться» в ноги и признаться в грехе. Внутренняя тревога в душе героини нарастает. Её терзает буквально всё. И назидание Кабанихи о том, что надо вести себя так, чтобы грозы не бояться. И шутливое высказывание Тихона: «Покайся, Катя, тебе лучше будет». И пророчество вновь появившейся барыни. И разговоры калиновцев о «необнакновенном» цвете тучи и о том, что кого-либо обязательно убьёт. Молитва не спасает Катерину: она видит на стене изображение геенны огненной. Душа героини рвётся на части: «Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Наступает кульминация и пьесы, и душевных терзаний Катерины. Сцена покаяния на людях напоминает сцену покаяния Раскольникова, хронологически более позднюю. Возможно, что Достоевский создал этот эпизод не без влияния Островского.

Все детали пьесы подчинены задаче раскрытия трагического конфликта. развивается не внешнее действие, а внутреннее – борьба в душе Катерины разгорается всё сильнее. Никто из героев пьесы не является соперником Катерины в этом её нравственном поединке., свидетельствующем об её глубочайшей совестливости. Ни лицемерная странница Феклуша, признающая в себе лишь один грех – чревоугодничество. Ни Глаша, укоряющая странниц за их

постоянные интриги друг против друга. Ни Дикой, в душе которого присутствует лишь тусклый свет истины. В великий пост он по привычке обругал мужичка, пришедшего за расчётом, а потом, опомнившись, валялся у него в ногах, просил прощения. Но «ругатель» Дикой является христианином лишь формально. Как язычник, он понимает покаяние как внешне эффективное средство, но не внутреннее очищение.

Катерина осознаёт свой грех по-христиански, но она ещё не настолько христианка, чтобы безгранично верить в милосердие Творца. Воспитанная в атмосфере любви, тепла и красоты, она воспринимает веру в Бога лишь с поэтической стороны. Она не верит в возрождение человека, в воскресение его души через страдание, покаяние и искупление. Для неё покаяние превращается в самопроклятие. Нетерпеливая, горячая, она самовольно лишает себя жизни, совершая ещё более тяжкий грех.

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II Беседа по тексту д. II - IV

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).

2. Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой - негативные последствия, давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты:


Позитивные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

(Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Еще тверже это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Даже Варвара, не особенно считающаяся с домостроевскими нравами, говорит Катерине: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена».

Если сама Варвара бежит из дома матери, то ведь она не замужем. Положение Катерины куда сложнее. И все же она уходит из дому, нарушив все традиции домостроевской нравственности. Теперь она в положении отверженной. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» - просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать ей психологическую поддержку.)

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С "ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ" В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА". ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА
Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году."Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени. Среди всего написанного Островским "Гроза" является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Борис Годунов" и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок "темного царства", где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли. Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры.Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи. В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Каба-нихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: "Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была? 1" Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с на-хлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства. Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения". Далее Добролюбов называет Катерину "лучом света в темном царстве". Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак "темного царства". В ее трагическом конце, по словам критика, "дан страшный вызов самодурной силе". В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Задачи и тесты по теме "СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО ГРОЗА. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» НС. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно - это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социальнопсихологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.

Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерина, - жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность - искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми», - признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису

она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа, заставляя взять с нее «страшную клятву», чтоб она и думать ни о ком не смела. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам - Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное - тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация - все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она Борису. Поэтому «Гроза» - это не столько трагедия любви, как трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная - это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни - все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе., Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне - доказать свою правоту. Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Григорьич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (Н.А. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили...» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня - грешная, заблудшая душа.