Культурология. Явление и сущность
А1. Характерной чертой только доиндустриального общества является:
большая роль науки в развитии производства;
деление общества на социальные группы;
ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики;
высокая социальная мобильность.
А2. Характеристикой нации в отличие от племени является:
общность традиций;
устойчивая государственность;
собственный язык;
общность территорий.
А3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?
А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.
Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
способы протекания конфликтов;
способы разрешения конфликтов;
процесс социализации личности;
причины возникновения конфликтов.
А5. К основным экономическим ресурсам относится:
рынок;
2)капитал;
3)обмен;
4)налоги. А6. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?
А. Природа в отличие от общества является развиваю-щейся системой.
Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Примером общения не является:
1) зрители аплодируют певцу после выступления;
2) начальник дает указания подчиненному;
3) двое друзей беседуют о личных проблемах;
4) человек ведет мысленный разговор с героем прочитан¬ной книги.
А8. Нуклеарная семья:
1) наиболее распространена в аграрном обществе;
2) включает не менее трех поколений прямых родствен-ников;
3) является малой социальной группой;
4) не предполагает общность быта.
А9. Определите, какие из потребностей находятся не на своем месте в ряду иерархии потребностей А. Маслоу.
1) Физиологические потребности;
2) престижные потребности;
3) потребности в безопасности;
4) социальные потребности;
5) духовные потребности.
А.10. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя:
1) экономический прогресс;
2) технический прогресс;
3) культурный прогресс;
4) религиозный прогресс.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС.
ВАРИАНТ I
В1.Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.
1)Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от нее;
2)включает в себя распределение и потребление;
3)включает помощь социально незащищенным слоям населения;
4)создает товары и услуги;
5)существует на всех стадиях развития общества.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые
номера черт сходства, а во вторую колонку рядковые номера черт отличия.
Черты сходства Черты отличия
В2.Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества.
1)Загрязнение окружающей среды;
2)угроза ядерной войны;
3)ограниченность ресурсов;
4)кризис перепроизводства;
5)рост числа неполных семей.
Номера, под которыми указаны глобальные проблемы,
выпишите в порядке возрастания.
Ответ:__________________
ВЗ Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
A)Традиционное общество.
Б) Индустриальное общество.
B)Постиндустриальное общество.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
1)Машинное производство - определяющий фактор развития.
2)Большая роль церкви и армии.
3)В экономике преобладает сфера услуг.
А Б В
В первом приближении культуру можно определить так: культура - это всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своём искусственном, т.е. человеческом, состоянии.
Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними.
Культура давно стала для человека второй природой: всё, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звёздное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Все, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Мир, справедливо замечал в своё время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Всё, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше воображение, - есть продукт культурного воспитания.
С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте?
С3. В тексте культура характеризуется как «всё то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС
ВАРИАНТ II
А1.Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:
1)отсутствием товарно-денежных отношений;
2)существованием свободной конкуренции производителей;
3) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;
4) уравнительным распределением продукции.
А2. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
Верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
А3.Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется:
1)конкуренция;
2)закон спроса и предложения;
3)олигополия;
4)монополия.
А4.Личность в отличие от индивида:
является биосоциальным существом;
характеризуется неповторимыми чертами внешности;
обладает определенными желаниями и стремлениями;
способна оказывать влияние на общество.
А5.Положение, при котором доходная часть государственно¬го бюджета превышает расходную, называется:1)профицит бюджета;
2)дефицит бюджета;
3)государственный долг;
4)сбалансированный бюджет
А6.Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе.
Токарь;
демократ;
житель мегаполиса;
4)ребенок.
А7.Условием принадлежности к этносуявляется:
1)общность историческое судьбы;
2)отсутствие кровного родства;
3)отношение к средствам производства;
4)общий уровень доходов.
А8. В ходе экономического кризиса 1900-1903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих ока¬залисьбезработными. Данный пример относится к:
1)политической и социальной сферам;
2)социальной и экономической сферам;
3)экономической и духовной сферам;
4)духовной и социальной сферам.
А9.Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на про¬филактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает:
1)престижную потребность;
2)физиологическую потребность;
3)потребность в безопасности;
4)социальную потребность.
А10. Верны ли следующие суждения о труде?
А. Непроизводительным считается труд, не давший ника¬ких результатов.
Б. Целью трудовой деятельности является создание това¬ров и услуг.
1)Верно только А;
2)верно только Б;
3)верны оба суждения;
4)оба суждения неверно.
В1. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к экономической сфере общества.
Конкуренция, государственный бюджет, технический прогресс, товар, закон спроса.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
Ответ____________________
В2. Найдите черты сходства и отличия реформы и революции.
Изменение всех или большинства сторон общественной жизни;
проводится только органами государственной власти;
носит скачкообразный характер;
является видом социального прогресса;
представляет собой частичное усовершенствование какой-либо одной сферы жизни общества;
изменяет основы существующего социального строя.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
Черты сходства Черты отличия
Установите соответствие между видом реформ и их конкретным проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЕФОРМ
А) Политические реформы.
Б) Экономические реформы.
В) Социальные реформы.
ПРОЯВЛЕНИЕ РЕФОРМ
1)Проведение приватизации.
2)Введение всеобщего обязательного среднего образования.
3)Принятие конституции.
Запишите в таблицу выбранные цифры
А Б В
Прочитайте текст и выполните задания С1-С3.
Есть внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.
Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.
Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своём собственном деле.
Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или учёному, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удаётся добиться серьёзных результатов.
(По материалам энциклопедии для школьников)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Найдите в тексте и выпишите две характеристики культурного человека.
С3. В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Выпишите любые три предложения.
1 вариант
1. Профицит государственного бюджета - это
А. понижение курса национальной валюты
Б. высокий уровень инфляции
В превышение доходов над расходами
Г. отказ исполнять долговые обязательства
2. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан предприятий
Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов граждан и фирм над расходами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3.
В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шёл через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Ещё Гёте замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных берёзок.
По мере роста населения и необходимости производить всё больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется всё более усиливающееся масштабное, планетарное теперь наступление на природу.
Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы-изгнание из неё всех таинственных, необъяснимых факторов.
Насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700-800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются.
Человеку пора срочно менять своё отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых в принципе легко обойтись.
3.1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагмента текста и озаглавите каждый из них.
3.2.Как природа воздействует на человека и общество? Используя содержание текста, укажите два проявления.
3.3. Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? Приведите две характеристики.
3.4. Как вы понимаете связь развитие европейской науки с «расколдовыванием» природы? С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.
3.5. Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными? Проявление какой глобальной проблемы приведены в тексте?
4. Какие значения понятия «общество» вам известны?Приведите примеры.
5. Назовите потребности, которые определяют деятельность человека.
6.Для кого создаются произведения элитарной культуры? Приведите примеры.
7. «Свобода - это в первую очередь, не привилегии, а обязанность» (А. Камю)
2 вариант
1. Все используемые в производственном процессе природные ресурсы называют
А информацией
Б трудом
В капиталом
Г землей
2. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. В основе экономического выбора лежит ограниченность ресурсов.
Б Природных ресурсов недостаточно для полного удовлетворения потребностей общества
1) верно только А
с2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
Есть внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества. Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.
Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле. Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов. 3.1.
3.2.
.Найдите в тексте и выпишите две характеристики культурного человека.
3.
3.В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Выпишите любые три предложения.
3.
4.В тексте говорится: «Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтвердите это утверждение.
3.
5.В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Выпишите из текста фразу, помогающую ответить на этот вопрос.
3. 6.Каково, по вашему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведите два объяснения.
4. Почему человек обособился от природы?
5.Назовите характерные черты трудовой деятельности человека?
6. Назовите цель создания массовой культуры. Почему произведения этой культуры пользуются большим спросом, элитарной?
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
3 вариант
1. Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные?
А. капитал
Б здание
В сооружение
Г оборудование
2. Верны ли следующие суждения о факторах производства?
А. Факторам производства свойственна ограниченность, что требует от фирмы решения проблемы экономического выбора.
Б. К факторам производства относят капитал, землю, труд, информацию и предпринимательские способности
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Прочитайте текст и выполните задания.
В первом приближении культуру можно определить так: культура - это всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создаёт вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т. е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними.
Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звёздное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Всё, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Всё, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше воображение - есть продукт культурного воспитания.
3.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
3.2. Какие две точки зрения на происхождения понятия культура приведены в тексте?
3.3.В тексте культура характеризуется как «все то что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишете объяснение каждой из этих характеристик
Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир»
3.5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формировании личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспитания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не
значительна.
Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения.
3.6. В тексте человеческое состояние названо искусственным. Согласны ли вы с утверждением? Приведите два аргумента своего мнения
4. Назовите основные социальные институты общества.
5. Какие исторические события способствовали переходу к индустриальному обществу?
6. Поясните на примере связь между духовной и материальной культурой.
7. «Неравенство -такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр)
4 вариант
1. Фирма занимается перевозками грузов. К капиталу фирмы относятся
А. перевозимые грузы
Б менеджеры предприятий
В страховые платежи
Г. автотранспортное средство
2. Верны ли следующие суждения об экономических системах?
А. Экономическая система определяет механизм распределения ограниченных ресурсов.
Б. Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Прочитайте текст и выполните задания.
Некоторые фирмы предпочитают продавать свой товар не обычным способом, через магазины и торговые точки, а используют специальных агентов-распространителей. Так реализуют свою продукцию некоторые парфюмерно-косметические компании, фирмы - производители пищевых добавок. Основная особенность такого способа реализации продукта заключается в непосредственном контакте представителя фирмы с покупателями. Система сбыта товара через распространителей-консультантов получила название «сетевой маркетинг». Для покупателей подобное распространение выглядит следующим образом. Распространитель предлагает клиенту полный ассортимент продукции определённой фирмы. При этом продавец выступает в роли консультанта. Он всё знает об особенностях каждого продукта фирмы и готов часами рассказывать о его свойствах, дать попробовать любой товар, подобрать то, что подходит конкретному клиенту, обменять неподошедший товар, предоставить скидки.
Теперь попытаемся взглянуть на систему сетевого маркетинга изнутри. Для чего фирмы прибегают к подобной системе распространения товара и почему агенты сетевого маркетинга оказываются такими заинтересованными продавцами?
Подобный сбыт ориентирован на персональную работу с покупателем. Фирма убеждает покупателя, что её продукт должен подбираться индивидуально, поэтому он не может продаваться в магазине. Для того же чтобы понять, что движет распространителями, стоит обратить внимание на слово «сетевой». Действительно, распространители представляют собой сеть, причем построена эта сеть по принципу пирамиды. Обязанность агента - ежемесячно брать товар на определённую сумму. Он получает доход от каждой проданной единицы товара. Поэтому он кровно заинтересован в том, чтобы продать товар, - от того, сколько он продаст, безусловно, зависит толщина его кошелька. Кроме продажи, агент заинтересован в том, чтобы сагитировать покупателя тоже стать продавцом. Как только это ему удалось, фирма начинает выплачивать агенту процент от всех продаж нового продавца. Агенты получают дополнительный доход, а фирма расширяется за счет новых распространителей.
Пирамида сетевого маркетинга похожа на финансовую. Она строится по принципу геометрической прогрессии. Людей, находящихся на её вершине и просто получающих доход от работы привлечённых ими агентов, значительно меньше, чем непосредственных распространителей. Но, в отличие от финансовой пирамиды, она не построена на обмане покупателей. Каждый сам решает для себя, становиться ему агентом или нет.
3.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
3.2. Какова основная особенность реализации товаров через агентов-распространителей? Какие преимущества, по мнению авторов текста, дает потребителям подобный способ приобретения товаров?
3.3. Используя текст, объясните, почему фирмы и агенты заинтересованы в сетевой системе распространения товара.
3.4. Почему по системе сетевого маркетинга чаще всего продаются парфюмерно-косметические товары и биологически активные пищевые добавки? С опорой на текст и личный социальный опыт выскажите три предположения.
3.5.Какие советы о том, как не стать жертвой агентов сетевого маркетинга, вы могли бы дать покупателю? С опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт сформулируйте три совета.
3.6.Согласны ли вы с тем, что пирамида сетевого маркетинга существенно отличается от финансовой пирамиды отношением к покупателю (клиенту)? С опорой на текст и обществоведчекие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
4. Какой вид хозяйственной деятельности является основным для традиционного, индустриального и информационного общества?
5. Согласны ли вы с утверждением, что главным отличием человека от животных является орудийная деятельность?
6.Как вы думаете, почему в рациональном 21 веке религия по-прежнему пользуется столь большим влиянием?
7. «Семья более священна, чем государство» (Пий 11).
Комментарий:
134. Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.
Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец – человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.
Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.
Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».
(По П.С. Гуревичу)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты.
1) Культура как «вторая природа», всё рукотворное.
2) Культура как единство с природой и преодоление природы.
3) Многообразие культур и их творцов.
4) Культура как деятельность и творчество.
2. Писатель решил создать роман о жизни своих современников. Сначала он несколько месяцев выстраивал основную сюжетную линию. После того как писатель определился с образами своих героев, он приступил к работе, и через год роман был издан. Какой фрагмент текста объясняет эту последовательность действий? Какой вид искусства представлен в данном примере?
1) фраза текста: «человеческие творения возникают первоначально в мысли, в духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы»;
2) вид искусства – литература
3. О каком подходе к определению культуры идёт речь в тексте? В чём, по мнению автора, заключается недостаток этого подхода?
2) ответ на второй вопрос: недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора, получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает».
Должны быть даны ответы на два вопроса:
1) ответ на первый вопрос: деятельность человека не дана природой всецело, хотя связана с тем, что природа даёт сама по себе;
2) ответ на второй вопрос: человек претворяет и достраивает природу.
Могут быть приведены и проиллюстрированы примерами следующие ответы автора:
1) «человек творит на природном ландшафте» (допустим, при определении места строительства нового здания учитываются особенности земельного участка);
2) человек «пользуется ресурсами природы» (например, гончар изготавливает посуду из глины, скульптор использует природный камень);
3) человек «раскрывает собственный природный потенциал» (например, у одних людей проявляются задатки к художественному творчеству, у других – к спорту, у третьих – к математике).
6. Автор употребляет словосочетание «человек культурный» в широком смысле. Какого человека в современных условиях, на Ваш взгляд, можно назвать культурным? Что, по Вашему мнению, должны делать родители, чтобы их ребёнок вырос культурным человеком? (Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одну любую меру и кратко поясните своё мнение.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: культурным можно назвать человека, который обладает разносторонними знаниями в разных областях, у которого сформированы высокие духовные гуманистические ценности; культурный человек, как правило, занимает активную жизненную позицию;
2) мера и соответствующее пояснение, допустим: родители приобщают ребёнка к культуре, водят его в музеи, театры, читают ему книги (тем самым с детства развивают в ребёнке тягу к знанию (познанию мира), формируют моральные представления, развивают инициативу и т.п.).
135. Целенаправленную деятельность человека по получению знаний и умений называют
1) моралью
2) образованием
3) творчеством
Культура
1. Все виды преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты ученые обозначают понятием
1) общество 2) культура 3) познание 4) наука
2. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Различают материальную и духовную культуру.
Б. К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право.
3. В приведенном списке указаны черты сходства материальной и духовной культуры и отличия материальной культуры от духовной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) деятельность человека 2) вещественный результат
3) создание ценностей 4) формирование идей, образов
4. Выберите в приведенном списке верные утверждения о культуре и запишите в строку цифры, под которыми они указаны.
1) Культурой называют уровень воспитанности человека.
2) Культура возникла только с появлением государства.
3) Культура - определенный уровень развития общества.
4) Культура сформировалась раньше общества.
5) Культура представляет собой часть природной среды.
5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к областям культуры.
1) искусств 2) мораль 3) образование 4) общество 5) религия 6) наука
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда
Прочтите текст и выполните задания 6.1-6.6
В первом приближении культуру можно определить так: культура - это все то, что не природа. Все, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними.
Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звездное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звезды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звездного неба. Все, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Все, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше воображение, - есть продукт культурного воспитания.
(По материалам энциклопедии для школьников)
6.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
6.2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте?
6.3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик.
6.4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».
6.5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формировании личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспитания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей незначительна.
Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения.
6.6. В тексте человеческое состояние названо искусственным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.
7. Верны ли следующие суждения о духовной жизни общества?
А. Духовная жизнь охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума.
Б. В процессе духовной жизни общество усваивает накопленные ценности и творчески создает новые.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Прочтите текст и выполните задания 8.1 - 8.6.
Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура». Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культурой, а культурностью.
Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности.
Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью.
В соответствии с разделением деятельности на материальную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а, скажем, знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура - это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Духовная культура не есть какая-то самостоятельная, отдельно существующая часть культуры. Строго говоря, вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует.
(По статье Э. В. Соколова)
8.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
8.2. На основе текста заполни пробелы в таблице.
8.3. Какой аспект общественной жизни, по мнению автора, наиболее всего выражает культура? Используя содержание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.
8.4. Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, приведите три примера духовного производства.
8.5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»?
Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
9. Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется
1) творчеством 2) образованием 3) социализацией 4) религией
10. Студент четвертого курса педагогического университета Владимир преподает химию в школе. На какой ступени образования находится Владимир?
11. Недавняя выпускница строительного университета Екатерина учится на компьютерных курсах. На какой ступени образования находится Екатерина?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее профессиональное образование
4) дополнительное образование
12. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Одна из задач образования - приобщение человека к достижениям цивилизации.
Б. Образование - важное средство социализации человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. В 1993 и в 2008 г. в стране Z социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан.
Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»
Результаты двух опросов представлены в таблице.
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и выпишите в строку цифры, под которыми они указаны.
1) Процент тех, кто связывает успех в жизни с наличием полного (среднего) образования, увеличился в 2008 г. по сравнению с 1993 г.
2) Популярность среднего профессионального образования возросла в 2008 г. по сравнению с 1993 г.
3) Высшее профессиональное образование считают залогом успеха в жизни большинство опрошенных в 1993 и 2008 г.
4) Доля тех, кто не связывает успех в жизни с уровнем образования, значительно уменьшилась в 2008 г. по сравнению с 1993 г.
5) Среднее профессиональное образование популярнее полного (среднего) образования в обоих опросах.
14. М. - гражданин России, директор крупного завода. Установите правильную последовательность прохождения им ступеней образования.
1) обучение в средней (полной) школе
2) получение высшего профессионального образования
3) окончание основной школы
4) посещение дошкольного образовательного учреждения
5) защита диссертации и получение ученой степени
15. Что является отличительным признаком искусства?
1) использование художественных образов
16. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?
1) архитектура 2) музыка 3) живопись 4) искусство
17. Отражение окружающего мира в художественных образах свойственно
1) морали 2) религии 3) искусству 4) идеологии
18. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Целью искусства является самовыражение творца и эмоциональное воздействие на зрителя.
Б. Благодаря искусству осуществляется научное познание мира.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Основная задача искусства - получение и постоянное обновление знаний об окружающем мире.
Б. Художественный вымысел совершенно недопустим в процессе познания мира с помощью искусства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
21.Найдите в приведенном ниже списке виды искусства, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) скульптура 2) культура 3) живопись 4) литература 5) религия
22. Какому понятию соответствует определение: «область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знаний о природе, обществе и человеке»?
1) образование 2) наука 3) искусство 4) религия
23. Что является отличительным признаком науки?
1) эмоциональное воздействие на человека
2) отражение представлений о добре и зле
3) объяснение сущности явлений и событий
4) обращение к сверхъестественным силам
24. К наукам об обществе относится
1) астрономия 2) физиология 3) экономика 4) география
25. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. В современном мире сокращается влияние науки на развитие общества.
Б. В современном мире возрастает степень ответственности ученых за последствия их деятельности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
26. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Потребности развития общества влияют на выбор проблем, исследуемых наукой.
Б. Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
27. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) влияние на формирование мировоззрения человека
2) допустимость художественного вымысла
3) важность эмоциональной составляющей
4) отражение природных и общественных явлений
28. В приведенном списке указаны черты сходства гуманитарных и естественных наук и отличия гуманитарных наук от естественных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) стремление к достоверной информации об окружающем мире
2) сосредоточение на проблемах человека и общества
3) выдвижение и обоснование гипотез
4) исследование закономерностей развития живой и неживой природы
29. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?
1) христианство 2) ислам 3) религия 4) буддизм
30.Представление о существовании внешних сверхъестественных сил, которые определенным образом влияют на жизнь человека, характеризует
1) мораль 2) религию 3) искусство 4) идеологию
31. Какая из перечисленных религий относится к мировым?
1) буддизм 2) индуизм 3) шаманизм 4) конфуцианство
32. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия требует от верующих соблюдения определенных правил.
Б. Религия влияет на отношение верующего к действительности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
33. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия основана на вере в сверхъестественные силы.
Б. Религия объединяет людей, исповедующих одно вероучение.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
34. В приведенном списке указаны черты сходства религии и науки и отличия религии от науки. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
1) обращение к сверхъестественным силам
2) организация процесса обучения
3) объяснение природных и общественных явлений
4) воздействие на эмоции человека
35. Нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом с позиции добра и зла находят отражение в
1) деятельности 2) познании 3) морали 4) праве
36. Способность человека самостоятельно вырабатывать свою линию поведения в соответствии с нормами морали называют
1) нравственным сознанием
2) этническим самосознанием
3) свободой совести
4) самообразованием
37. Способность человека к моральному самоконтролю называют
1) долгом 2) совестью 3) честью 4) достоинством
38. Принцип: «Будь честным в любой ситуации», - относится к сфере
1) права 2) морали 3) религии 4) познания
39. «Относись к другим людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе», - один из принципов
1) искусства 2) науки 3) права 4) морали
40. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали действуют только в духовной сфере жизни общества.
Б. В требованиях морали выражено стремление людей к самосовершенствованию.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
41. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к категориям морали:
1) долг 2) совесть 3) честь 4) сознание 5) достоинство
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
42. Верны ли следующие суждения о гуманизме?
А. Согласно гуманистическому идеалу лишь благо государства может быть критерием справедливости общества.
Б. Гуманизм признает ценность человека как индивидуальности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
43. Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм проявляется в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины.
Б. Патриотизм исключает критическое отношение к существующему политическому строю.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
44. Верны ли следующие суждения о гражданственности?
А. Гражданственность предполагает определенную нравственную позицию человека.
Б. Гражданственность- синоним понятия «гражданство».
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны