Алексей иванович корзухин картины. Корзухин алексей иванович – галерея произведений (48 изображений) Корзухин алексей иванович картины

Корзухин Алексей Иванович (1835-1894)

Русский художник, мастер живописи, типичный представитель искусства "передвижников". Родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 (23) марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота. Уже в 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Уехав в 1857 в Петербург, учился в 1858-1863 в Академии художеств; в 1860 был освобожден от обязательной горной службы. Участник "бунта четырнадцати" (1863), был членом-учредителем "Артели художников" (1864) и "Товарищества передвижников" (1870), однако в силу организационных и идейных разногласий (Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом) участия в выставках товарищества не принимал. Жил в основном в Петербурге.

В 1860-е годы сложилась его "классически-передвижническая" живописная манера, стиль обстоятельной картины-новеллы, символически фиксирующей печальные и темные либо, напротив, более мажорные аспекты повседневной жизни. Среди характерных произведений Корзухина: "Поминки на деревенском кладбище" (1865), "Птичьи враги" (1887), "У краюшки хлеба" (1890; все работы - в Русском музее); наиболее известны последние две картины - с мальчишками-птицеловами и нищей крестьянкой, тоскливо созерцающей своих голодных детей. Большими удачами мастера явились также полотна "Перед исповедью" (1876-1877, 1-й вариант в Картинной галерее Твери, 2-й - в Третьяковской галерее) и "В монастырской гостинице" (1879-1882, Третьяковская галерея), на манер Н.С.Лескова запечатлевшие быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского. Нередко брал церковные заказы, самым крупным из которых явилось участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя (1875-1877). Тесное соседство светской и религиозной тематики (к примеру, замысел "Монастырской гостиницы" народился в тот период, когда он, заключив договор на росписи храма в Ельце, посетил Свято-Тихоновскую обитель в Задонске) приблизило лучшие из его произведений к символизму. Став свидетелем убийства народовольцами императора Александра II, испытал после этого тяжелое нервное потрясение. С той поры много болел, хотя и продолжал активно работать (исполнив, в частности, "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге, 1891). Умер Корзухин в Петербурге 18 (30) октября 1894.

Картины художника

В монастырской гостинице


Возвращение из города


Возвращение с сельской ярмарки


Воскресный день


Алексей Иванович Корзухин,участник «Бунта четырнадцати"

Алексей Иванович Корзухин (1835 -1894) - живописец, жанрист

Ни годы упорного труда, ни стесненное материальное положение не остановили Корзухина перед совершением судьбоносного шага — участием в «Бунте четырнадцати», ставившем под угрозу перспективу стабильности, которую давало недавнему подневольному горного ведомства академическое образование.

Алексей Иванович Корзухин родился 11 (23) марта 1835 года в поселке при Уктусском заводе, находившемся в окрестностях Екатеринбурга.

Вот в этом доме, который в наше время находился на ул. Гастелло до 1992 года.

Родители Алексея Корзухина были горнозаводскими крестьянами или, что понятней, крепостными рабочими на одном из рудников Урала. Сын должен был в свое время оказаться на том же или другом руднике и повторить жизненный путь родителей. Так бы и случилось, если бы шестилетний мальчишка не выучился писать иконы и продавать их на базаре. Там его заприметил местный иконописец и взял к себе в ученики. Обратил внимание на талантливого мальчика и начальник уральских горных заводов С.Ф. Глинка.
Уже в 1840-е годы он писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Начиная с 1848 года, более 10 лет А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.

Гравюра середины XIX века. На переднем плане монетный двор и гранильная фабрика, за ними — Екатерининская площадь.

«Портрет Владимира Андреевича Глинки», ЕМИИ, написанный 19-летним Алексеем Корзухиным.

Содействие Глинки обеспечило начинающему художнику ряд заказных портретов, часть заработков от которых шла «на жизнь и образование, как техническое, так и общее, а другая часть и притом, может быть, большая - оставалась нетронутой». Получив двухлетнее увольнительное свидетельство от обязательной горной работы, он (все еще сын государевых крепостных) в 1857 году отправился в Санкт-Петербург и поступил в 1858 году в Императорскую Академию художеств.
Пробивались, значит, в России одаренные юноши из крепостных в художники, архитекторы, инженеры.
В 1861 году Алексей Корзухин за необычную для Академии картину- « Пьяный отец семейства « получил малую золотую медаль — бытовые сюжеты стучались в Академию все активнее.

Пьяный отец семейства

В Санкт-Петербурге Корзухин успешно проходил учебный курс. В Академии он получил в 1858 году - 2 серебряные медали, в1859 году - 1 серебряную, в 1860 году - 2 серебряных, в 1861 - 1 серебряную и 2 золотые за картину «Пьяный отец семейства». В 1860 был освобожден от обязательной горной службы.

Однако ему было не суждено окончить академию: в 1863 году четырнадцать выпускников, которые не пожелали работать на заданную конкурсную тему, во главе с Иваном Николаевичем Крамским демонстративно покинули ее стены, организовав независимую Санкт-Петербургскую Артель художников.
Корзухин стал деятельным участником артели, взяв на себя делопроизводство объединения. Отныне его жизнь была связана с Санкт-Петербургом, а из нечастых поездок на родной Урал он привозил зарисовки родных и знакомых.

После распада Санкт-Петербургской Артели художников Корзухин стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок (1870).
И хотя близость мировоззрения мастера идеалам передвижников, общность в выборе и трактовке сюжетов не вызывают сомнения, постепенно его деятельность все более сопрягалась с поинутой когда-то alma mater — Императорской Академией художеств.

Еще в пору пребывания в артели Корзухин начал работать над картиной «Поминки на кладбище» (ГРМ)
В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила его в звании художника 1-й степени, а в 1868 году за «Возвращение отца семейства с ярмарки» признала академиком.

«Поминки на деревенском кладбище», (1865) — Государственный Русский музей

«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея

Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями. В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни.

Возвращение из города

Воскрестный день

Канун Рождества

Петрушка идет.

Разлука

Монастырская гостиница (1879-1882, Третьяковская галерея)

Перед исповедью(1876-1877, 1-й вариант в Картинной галерее Твери, 2-й - в Третьяковской галерее)

Большими удачами мастера явились работы "Перед исповедью" и "В монастырской гостинице", на манер Н.С. Лескова, запечатлевшие быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского.

Кузница» (1877 г.). что это один из этюдов в серии подготовительных работ к большой картине, которая находится в Русском музее.

Историческое полотно «Александр I на Нижне-Исетском заводе в Екатеринбурге в 1824 году» художнику было заказано к 100-летию императора.

Нередко брал церковные заказы, самым крупным из которых явилось участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя (1875-1877). Тесное соседство светской и религиозной тематики (к примеру, замысел "Монастырской гостиницы" народился в тот период, когда он, заключив договор на росписи храма в Ельце, посетил Свято-Тихоновскую обитель в Задонске) приблизило лучшие из его произведений к символизму.

«Бог Саваоф». Эскиз росписи собора в городе Ельце, (ранее 1894) — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

Писал и на исторические темы.

Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением.

«Сцена из истории Стрелецкого бунта.Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) — частное собрание

А в 1887 году жители Екатеринбурга могли увидеть полотна своего земляка в составе художественного отдела, устроенного при Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке. Для прибывших пятидесяти работ были предоставлены залы классической мужской гимназии.

Газета «Екатеринбургская неделя» от 30 июля 1887 года сообщала: «После беглого взгляда, брошенного нами на выставку, конечно, нет никакой возможности говорить о ней подробно, но на первый раз мы смело можем сказать, что были изумлены богатством художественных сокровищ, присланных в наше Зауралье Академией художеств… Из выставленных здесь картин, нам больше всего понравилось «Надоел».

«Надоел!», ПГХГ

Художник изобразил сцену, которую можно наблюдать в любую эпоху.
У стены купеческого дома на скамейке сидит молодая, приятной наружности, девушка. Локтем она опирается на столик рядом, на котором лежат книги - девушка студентка или просто любит много читать. Но вот открывается калитка, и входит мужчина в белом костюме, приветствуя девушку букетиком цветов и снятым белым картузом. Видно, что мужчина здесь частый гость и ходит он с серьезными намерениями.
Однако, девушка совсем не рада гостю, она досадливо прикрылась книгой, которую читала, и сейчас раздумывает, как избавиться от надоедливого гостя.
А он, конечно, рассчитывает на взаимность: он успешный чиновник, имеет неплохой доход, и даже возраст, по его мнению, не является помехой.
Но девушке он уже давно надоел, он ей неинтересен, чересчур меркантилен, да и сердце ее не лежит к нему. Художник показывает, что мужчина здесь явно не ко двору - он оставляет калитку открытой, а песчаная дорожка разделяет их друг от друга.
Корзухин великолепно передает ощущение солнечного летнего дня. Солнечные пятна ярко освещают стену дома, белый китель чиновника, гуляют по платью девушки, по песчаной дорожке дворика.
Хотя сюжет картины изображает конфликт, картина не создает впечатление трагизма, безысходности.

Писал Корзухин и портреты. И довольно удачные.

Автопортерт

Боярышня. 1882

Девушка, заплетающая косу. 1880 Холст, масло. КМРИ

Женский портрет (Портрет Иконниковой). 1875

Портрет неизвестного

Портрет Судковского

Портрет Г. Ф. Васильковой, (ранее 1894) — Государственный Русский музей

Портрет дамы. 1880 Холст, масло. Иркутск

Портрет золотопромышленника и исследователя А. М. Сибирякова,

Портрет отставного солдата, (1883) — Государственный Русский музей

Портрет Александра III, (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

И, конечно, портреты родных, среди которых особенно выделяется портрет матери Матрёны Степановны КОРЗУХИНОЙ.

Она, кажется, смотрит прямо в глаза сыну-живописцу.

Портрет сына. 1872. Бумага на картоне, карандаш. ЕМИИ

"Портрет дочери - Анны Алексеевны Корзухиной-Вер"

На одном из портретов работы ученика Корзухина Алексея БЛАЗНОВА — молодая особа, очень похожая на самого академика живописи в молодости. Зинаида Алексеевна КОРЗУХИНА, его дочь, скончавшаяся в блокадном Ленинграде в апреле 1942-го. В 1941 году она успела передать в дар Свердловску картины своего отца. (Первая справа)

Став невольным свидетелем убийства революционерами-народниками Императора Александра II, Алексей Иванович Корзухин испытал тяжелое нервное потрясение. С той поры художник много болел, хотя и продолжал активно работать, исполнив в 1891 году "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге и 13 образов для притвора этого храма. Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года. Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Могила_художника_Алексея_Корзухина
Произведения А.И. Корзухина экспонировались на Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887).

Биография и картины великого русского художника А. И. Корзухина.

А. И. Корзухин биография

Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) - великий русский художник, знаменитый жанровый живописец , участник и один из учредителей Товарищества художественных выставок.

А. И. Корзухин родился 11 марта 1835 года в Пермской губернии. В 1858 году поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь Алексей Корзухин показывал большие успехи и даже получил малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства». После этого ему предстояло претендовать на большую золотую медаль, однако из-за несогласия с правилами конкурса Академии, которые ставили в неравное положение жанровых и исторических художников, он вместе с другими художниками устроили бунт, который известен в истории, как «Бунт четырнадцати». Вместе с ним против правил Академии выступили такие художники, как Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. В итоге участники «бунта» вышли из Академии. Алексей Иванович Корзухин вышел со званием художника 2 степени.

После того как художники покинули Императорскую Академию художеств, они организовали Санкт-Петербургскую Артель художников, а также Товарищество передвижных художественных выставок. Корзухин входил в число прославленных художников-передвижников. Само Товарищество вошло в историю искусства, как необычайное по своему размаху и уровню таланта явление. Корзухин также выставлял свои картины на академических выставках. В 1865 году Академия художеств повысила Корзухина до звания художника 1 степени за картину «Поминки на деревенском кладбище». В 1868 году Академия признала художника «академиком» за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки».

Алексей Иванович Корзухин известен как мастер жанровых сцен. Также писал портреты. В жанровых сценах он передавал жизнь и быт обычных людей. В своих произведениях он уделял большое внимание как реалистичности, которая позволяет зрителю поверить в происходящее, так и эмоциональности своих работ, которые трогают до глубины души и заставляют переживать за героев картин всем сердцем.

Великий русский художник А. И. Корзухин умер 18 октября 1894 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1940 году его могилу перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Интересуют услуги по реставрации объектов культурного наследия? В этом случае вам стоит зайти на сайт компании http://stroyportalvlg.ru/ . Высокое качество, профессионализм, умеренные цены, работа в сжатые сроки и другие преимущества.

«Возвращение из города». Фрагмент. / «Крестьянские девочки в лесу». Фрагмент. Цена: 266,5 тысячи долларов. Christie"s. (2011).

Имя Алексея Ивановича Корзухина редко упоминается среди именитых художников России XIX века. Но от этого его творческое наследие не становится менее весомым в истории искусства. Корзухин - великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра, имя которого было забыто. В то время, как его картины - настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-029.jpg" alt="«Пьяный отец семейства». (1861). Автор: А.И.Корзухин. " title="«Пьяный отец семейства». (1861).

Требования Академии к учащимся были высоки, и все достижения Корзухину давались нелегко, но кропотливым трудом и усердием он был близок к получению золотой медали и заграничной поездке для повышения мастерства. Увы, волею судьбы он оказался в числе тех студентов, возглавляемых Иваном Крамским, которые покинули Академию в знак протеста против навязанной темы выпускной работы. Этот бунт был назван -"бунт 14-и". Спустя несколько лет Алексей Корзухин все же вернулся в Академию и получил звание академика.


Все свое мастерство и умение Алексей Иванович посвятил бытовому жанру, отражавшему сцены из повседневной жизни народа. Но в отличие от художников, писавших в этом жанре и обличавших несправедливый существующий порядок, Корзухин не склонен был к бунтарству и к возмущению - на его полотнах не видим обличительного пафоса передвижников.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-003.jpg" alt="«Девичник» (1889).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-012.jpg" alt="«Поминки на деревенском кладбище». Автор: А.И.Корзухин." title="«Поминки на деревенском кладбище».

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Корзухину был присвоен чин художника первой степени, а в 1868 за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки» Академия присвоила ему звание академика.

«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868)

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-010.jpg" alt="«Воскресный день».

Все мастерство живописца ярко просматривается на полотне «Воскресный день». Композиция этой особенной картины удивительна. Ее центром является закипающий самовар, вокруг которого и завязан весь сюжет. Вся семья в сборе и вот-вот начнет трапезничать. А пока они веселятся, пляшут и играют.

От такого живого и веселого сюжета веет семейным теплом, вкусным запахом обеда. У зрителя появляется желание самому попасть на эту веселую поляну, пойти в пляс, подыграть гармонисту и просто вдохнуть воздух этого удивительного весеннего дня.

«Возвращение из города». (1870)

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-016.jpg" alt="«Птичьи враги» (1887).

Трое крестьянских босоногих мальчишек ранним утречком отважно шагают на "охоту". Ловля птиц на продажу дает им неплохой доход, поэтому ребята подходят к этому занятию ответственно. Об этом говорят клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли. Старший мальчик, по-видимому, увидел стаю пернатых и увлекает за собой, указывая другим, куда им следует двигаться.

«У краюшки хлеба». (1890)

Как поступить?" А у зрителя до боли сжимается сердце.

«Сбор недоимок». (1868)

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-008.jpg" alt="«Разлука (1872)».


Картины о непростой жизни и быте простого народа, о его лишениях, страданиях и маленьких радостях писал и современник А.Корзухина известный русский художник

Корзухин Алексей Иванович —великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра. Его картины - настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.


взято с сайта: http://www.liveinternet.ru/users/5144129/post425999604/

Все свое мастерство и умение Алексей Иванович посвятил бытовому жанру, отражавшему сцены из повседневной жизни народа

«Петрушка идёт!». (1888).


«Девичник» (1889).

«Перед исповедью». (1877).


«Поминки на деревенском кладбище».

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Корзухину был присвоен чин художника первой степени, а в 1868 за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки» Академия присвоила ему звание академика.

«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868).

А эта картина пропитана лиризмом и задорным настроением. Она красочно передает светлые стороны человеческой души, искреннюю симпатию художника к простому народу. Незатейливый сюжет картины повествует о том как отец семейства навеселе с друзьями под бренчанье балалайки, возвращаясь домой с ярмарки, ликует, пляшет и радуется удачным торгам.

«Воскресный день».

Все мастерство живописца ярко просматривается на полотне «Воскресный день». Композиция этой особенной картины удивительна. Ее центром является закипающий самовар, вокруг которого и завязан весь сюжет. Вся семья в сборе и вот-вот начнет трапезничать. А пока они веселятся, пляшут и играют.

От такого живого и веселого сюжета веет семейным теплом, вкусным запахом обеда. У зрителя появляется желание самому попасть на эту веселую поляну, пойти в пляс, подыграть гармонисту и просто вдохнуть воздух этого удивительного весеннего дня.

«Возвращение из города». (1870).

Полотно воссоздает бедный крестьянский быт: темную комнатенку старой деревенской избы, с закопченными серыми стенами и щелястым полом, скудно обставленную. Сюжет развивается вокруг отца семейства, который приехал из городского базара, где купил товары для дома и гостинцы своим домочадцам.

Вот старшая дочь-подросток с интересом развернула синюю ленту; дочурке пяти-шести лет отец привез мелкие баранки, нанизанные на нитку. А она с радостью приготовила для подарков подол своего платья. На пыльном полу ползает маленький ребенок в одной рубахе. Слева старая мать наливает в самовар воду для чаепития со сладостями, которые обычно привозит отец с рынка. Это полотно полно оптимизма, оно свидетельствует, что даже среди тяжкой беспросветной жизни человек находит свои маленькие радости.

«Птичьи враги» (1887).

Трое крестьянских босоногих мальчишек ранним утречком отважно шагают на "охоту". Ловля птиц на продажу дает им неплохой доход, поэтому ребята подходят к этому занятию ответственно. Об этом говорят клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли. Старший мальчик, по-видимому, увидел стаю пернатых и увлекает за собой, указывая другим, куда им следует двигаться.

«У краюшки хлеба». (1890).

Трагизмом и мрачной безысходностью веет от этого полотна. Крестьянские дети, стоящие у стола, делят краюшку хлеба. Мольбой наполнены глаза 3-х летнего мальчугана, который уже съел свой кусочек и голодным взглядом смотрит на пайку, оставшуюся на потом. А сестра бережно прижимает хлеб к себе и не знает как поступить. Дать хлеб брату сейчас - значит вечером остаться голодными: есть то больше нечего.

Больная мать, лежащая на лежанке видя растерянность в глазах дочери, просит не беспокоиться о ней и съесть ее краюху, которая осталась на столе. Но 5-летняя дочка уже достаточно взрослая, чтобы понимать, что этого делать нельзя, иначе мать никогда не поправится. Во всем облике маленькой девочки стоит немой вопрос: "Как поступить?" А у зрителя до боли сжимается сердце.

«Сбор недоимок (1868)».

Трагизмом и безысходностью сквозит от этого полотна. В бедную крестьянскую семью пришли сборщики недоимок. Главный чиновник по сбору податей и слушать не хочет слезные мольбы женщины, стоящей на коленях и держащей младенца на руках. Она отчаянно просит пожалеть их, не уводить корову - единственную их кормилицу.

Рядом стоит босой, одетый в белые портки и потрепанный кафтан хозяин дома. Он чешет затылок в растерянности, не зная как же дальше жить. На втором плане стоящие соседи, якобы сочувствуют несчастным, но в душе тихо радуясь тому, что на этот раз беда обошла их двор.

«Автопортрет». (1850).

Алексей Иванович Корзухин

Русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.