Анализ рассказа короленко в дурном обществе. «Дурное общество» и «темные личности» в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья

Русский писатель Владимир Галактионович Короленко родился в Житомире, в обедневшей дворянской семье. Его отец, Галактион Афанасьевич, был судьей, суровым и замкнутым человеком, но при этом честным и неподкупным. Скорее всего, под влиянием отца еще в раннем возрасте у мальчика возникло стремление к справедливости. Но будущий писатель не хотел становиться судьей, как его отец, он мечтал стать адвокатом, чтобы не судить, а защищать людей.

Сейчас таких людей принято называть правозащитниками, ведь главным делом жизни Короленко стало отстаивание человеческих прав. Уже с юности он примкнул к народовольческому движению. За революционную деятельность неоднократно ссылался на Урал и в Сибирь. Уже став известным писателем, он добивался освобождения простых людей, несправедливо осужденных, во время Гражданской войны помогал военнопленным, создавал приюты и детские дома.

Одним из произведений, принесших славу писателю, стала повесть «В дурном обществе», позже в адаптированном для детей варианте ставшая рассказом «Дети подземелья». Автор был недоволен стремлением издателей знакомить юношество с писателем в «обкромсанном виде». Но именно этот вариант произведения был известен каждому советскому школьнику.

История мальчика Васи, оставшегося без матери в шесть лет и росшего, «как пугливый зверек», не могла оставить равнодушным никого. Став бродягой, потому что его «преступные игры» с младшей сестрой Соней воспринимались старой нянькой и отцом негативно, мальчик страдает от «ужаса одиночества» и пропасти, которая разделяет его с отцом. «Пан судья», как уважительно называли отца в небольшом городке Княжье-Вено, став вдовцом, горюет об утрате один, не подпуская к себе сына, испытывавшего те же чувства. Замкнутость и суровость отца и страх сына все больше отдаляли их друг от друга.

Неизвестно, чем бы закончилось для главного героя это испытание горем, если бы не его знакомство с «проблематическими натурами» - нищими бродягами, жившими в заброшенной часовне возле кладбища. Среди них оказался ровесник Васи - девятилетний Валек. Первая встреча, едва не закончившаяся стычкой, обернулась дружбой благодаря Марусе. Эта четырехлетняя девочка, прижавшаяся к старшему товарищу, помешала выяснить отношения между мальчиками, что называется, по-мужски. И это случайное знакомство обернулось для главного героя новыми жизненными впечатлениями.

Вася узнал, что на свете есть несправедливость, что его новые знакомые нищие и часто испытывают голод - чувство, доселе неведомое сыну судьи. Но от простодушного признания Маруси в том, что она была голодна, «что-то повернулось в груди» у героя. Долго не мог мальчик осознать это «новое болезненное чувство, переполнявшее душу», потому что впервые по-настоящему задумался о том, что в этом мире хорошо, а что такое плохо. Как сын судьи, он прекрасно осознавал, что воровать нельзя, что это противозаконно, но, увидев голодных детей, впервые засомневался в правильности этих законов. С его глаз «спала повязка»: он начал с новой, неожиданной для себя стороны открывать в жизни то, что ему казалось ясным и однозначным.

Сравнивая Марусю, «бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок», выросший без солнца, и свою сестру Соню, «упругую, как мячик», тоже четырехлетнюю девочку, Вася невольно сочувствовал малышке, из которой «серый камень» высосал всю жизнь. Эти загадочные слова заставляли мальчика вновь и вновь размышлять о несправедливости мироустройства, и «чувство щемящего до боли сожаления» сжимало сердце юного героя, а сам он становился более смелым и волевым, готовясь защищать своих новых друзей от всех ужасов действительности, ведь грустная улыбка Маруси стала для него почти так же дорога, как улыбка сестры.

Оказавшись в «дурном обществе», мальчик с удивлением понял, что его отец не тот, кем кажется. Внешняя суровость и неприступность, по мнению пана Тыбурция, были свидетельством того, что он верный слуга своего господина, имя которому закон. От этих слов фигура отца в представлении мальчика «облеклась ореолом грозной, но симпатичной силы». Однако проявление этой силы ему еще предстояло узнать. Когда Марусе стало совсем плохо, Вася принес ей куклу своей сестры - память о покойной матери. Эта «нарядная фаянсовая барышня» произвела на Марусю почти волшебное воздействие: девочка встала с постели и даже начала играть с куклой, звонко смеясь. Эта первая и последняя радость недолгой жизни девочки стала переломным моментом в отношениях с отцом.

Узнав о пропаже, отец силой пытался вырвать признание у сына, но гнев и бешенство отца, наоборот, придали решимости главному герою: он готов был к тому, что отец швырнет, изломает, что его тело «беспомощно забьется в сильных и исступленных руках «человека, которого он любил и ненавидел в эту секунду. К счастью, «бешеное насилие» не успело разбить любовь сына вдребезги: вмешался Тыбурций Драб, пришедший сообщить печальную новость о смерти Маруси и вернуть куклу.

Именно этому бродяге, имевшему, по его словам, «крупную ссору» с законом, удалось не только примирить отца и сына, но и дать возможность слуге закона иначе взглянуть на «дурное общество». Его слова о том, что Вася был в «дурном обществе», но не сделал дурного дела, позволили отцу поверить в сына. «Тяжкий туман, нависший над душой отца», рассеялся, и долго сдерживаемая любовь сына потоком хлынула в его сердце.

После печальной сцены прощания с Марусей автор ускоряет время описываемых событий: быстро проносится детство юных героев, и вот уже у Васи и Сони впереди «крылатая и честная юность». И можно быть уверенными в том, что они действительно вырастут настоящими людьми, потому что прошли трудное, но необходимое испытание человечностью.

Проблема социального неравенства, поднятая Владимиром Короленко в повести, позволила каждому задуматься уже в юном возрасте о взрослых проблемах. Произведение учит проявлять милосердие и доброту и к своим близким, и к тем, кто оказался в трудной ситуации. Может быть, тогда наше современное общество перестанет быть «дурным»?

Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия

Цель:

  • создать условия для восприятия главы повести «Кукла» В. Г. Короленко “В дурном обществе”, понимания тех изменений, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств;
  • способствовать осмыслению понятия “гуманизм”, «милосердие»
  1. обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;

  2. развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;


3.воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Оборудование:

  • учебник под ред. В.Я. Коровиной;
  • раздаточный материал (кроссворды),карточки
  • проектор

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Проблемный анализ текста.

Организационный этап

2 мин

Логические УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера, актуализация знаний

Регулятивные УУД: целеполагание,контроль

Познавательные УУД: поиск информации

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

универсальные УУД

подведение под понятие, выведение следствий

10 мин

Личностные УУД : нравственно-этическая ориентация

Познавательные УУД

(Логические универсальные действия):

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения

Логические УУД: анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе

7 мин

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация, оценивание

усваиваемого содержания, (исходя из социальных и

личностных ценностей), обеспечивающее личностный

моральный выбор.

10 мин

Регулятивные УУД: целеполагание

Логические универсальные действия:

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, структурирование знаний, смысловое чтение

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли

Л ичностные УУД: нравственно-этическая ориентация

5 мин

Регулятивные УУД

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и

что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Познавательные УУД

Действие постановки и решения проблем

Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия.

…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

В.Короленко

1.Слово учителя

Косвенное побуждение («Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?»).

Просьба улыбнуться друг другу.

2.Проверка домашнего задания.

Разгадайте кроссворд по содержанию повести в парах. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, являющееся темой урока и которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.

Так отгадали кроссворд?

Ребят, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о гуманизме в повести)

Давайте найдем определение слова «гуманизм» в словаре.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства.

Постановка цели.

- Что значит любить человека?

А ответить на вопрос должны на основании чего?

Подберите синонимы к этому слову (слайд)

Сочувствие.

Сострадание.

Доброта.

От каких слов первоначально произошли данные слова?

(найдите словообразовательную пару слов:

чувствовать- сочувствовать,

страдать- сострадать)

Как вы понимаете значение слова

« страдать»? (испытывать боль)

Кто из героев в повести Короленко страдает?

(Маруся, Влек, Тыбурций)

Запишите ответ в тетрадь полным предложением.

В чем отличие слов в словообразовательной цепочке? Что означает приставка со-?

(вместе)

А кто из героев повести сострадает и кому? (Вася)

Почему вы так решили? Из каких эпизодов это видно?

Запишите в тетрадь.

Еще один синоним доброта

Слайд

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Доброе слово доходит до сердца.

Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.

Всякий хлопочет - себе добра хочет

Выберите пословицу о добре, которая подходит к теме нашей повести и запишите ее в тетрадь (самостоятельно)

Проверка с объяснением

Ребята, есть еще один синоним: милосердие

Прочтите определение, которое дал этому слову Толстой? Согласны ли вы с ним?

Милое сердце

Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Л.Н.Толстой

Что общего между понятиями? (их объединяет то, что это чувства человека, основанные на любви к человеку)

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «РАЗ».

Повернулась голова – это «ДВА».

Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».

Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».

Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».

Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

3.Актуализация знаний.(работа в парах)

Сравнительная характеристика героинь.

Давайте вспомним наших двух героинь: Марусю и Соню.

Маруся

Соня

Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

Для того, чтобы лучше понять наших героинь, обратимся к следующей главе.

4. Анализ главы «Кукла»

Я принесла любимую игрушку моей дочери. Почему?

А символом чего является кукла? (сообщение Сафроновой Ксении)

Что нового узнаем о девочках из главы «Кукла»?

(Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время.)

Прочитайте отрывок.

Чем отличалось положение Сони от положения Маруси?

Какие игрушки могли окружать Соню?

У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.

Почему у Маруси не было игрушек?

Выделите в описании куклы ключевые слова- эпитеты.

Какое впечатление произвела кукла на Марусю? Как она играла с куклой?

Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, попрежнему шлепая по полу слабыми ногами.

Чем Вася расплачивался за свой поступок?

Почему, несмотря на неприятности, которые Вася все же предчувствовал, он принес куклу Маруси? Есть сходство с Соней?

(он сострадал Маруси, жалел ее)

Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)

5. Составление таблицы.

На прошлом уроке мы заполняли таблицу о «сером камне». Что противостоит серому камню? Какие понятия ассоциируются с понятием «человеческое сердце». Заполните вторую колонку таблицы. Слайд

Вывод . Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.

6.Рефлексия.

Так что же значит любить человека? (жертвовать чем-то для него, сострадать, сочувствовать) (жалеть человека, помогать ему в сложных обстоятельствах, поддерживать, сочувствовать)

Ребята, я просила принести вас ваши любимые игрушки. Покажите мне их.

Посмотрите: у Сони нашей много игрушек, а у Маруси их нет. Кто сможет отдать Марусе свою любимую игрушку?

7.Оценка

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

9.Домашнее задание.

1 вар.-пересказать главу «Кукла» от лица любого героя: Маруси, Сони,Васи

2 вар. – сочинение-миниатюра «Кому из героев я сострадаю »

3 вар.-нарисовать иллюстрацию

Записывают тему и эпиграф в тетрадь.

Работа в парах

Работа со словарем

Записывают в тетрадь ключевое слово и синонимы к нему.

Записывают ответ на вопрос

Записывают ответ на вопрос

Выбирают пословицу

Ключевые слова в описании внешности двух девочек записываются в тетрадь

проанализировать фрагмент текста и записать эпитеты в тетрадь

Отвечают на вопросы, рабо-тают с текстом

Заполняют таблицу

Из славянской мифологии

Так у славян была кукла «Благодать»

Куклу славяне делали и дарили со словами: "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей -. Эту куклу делают на благополучие и просят у неё благ столько, сколько нужно. "Благо дающая" никогда не опускает рук на творение добрых дел, она помогает понять, что для нас благо и увидеть его для себя в меняющемся мире.

В Японии празднуют День девочек, или праздник кукол (Hinamatsuri - Хина мацури). В домах, где есть девочки, устраиваются выставки богато одетых кукол, их украшают цветками персика.

Предполагают, что праздник кукол возник из древнего обычая, когда в этот день люди вырезали из бумаги фигурки, писали на них свой возраст и топили в реке или ручье. Считалось, что таким образом человек может освободиться от всего дурного, что накопилось в нем за год. В древности шаман совершал обряд перенесения зла и несчастья с ребенка на куклу, которую бросали потом в ближайшую реку, при этом молились, чтобы куклы приняли себя все беды, которые могут выпасть на судьбу девочек. Теперь этот обычай остался в далеком прошлом, а праздник кукол стал одним из самых красивых праздников в году.

1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

2.Должность отца Васи. (Судья.)

3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)

7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

2.Должность отца Васи. (Судья.)

3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)

7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

Задания на «3»:
1. Назови героев повести «Дети подземелья».
2. Что думают о Васе окружающие, и каков он на самом деле?
3. Как произошло знакомство Васи с будущими друзьями?
4. Почему Валек и Маруся радовались каждому приходу Васи?
Почему дружба детей росла и становилась крепче?
5. Кто такой Тыбурций Драб? Какое впечатление сложилось у тебя о нем?
Задания на «4»:
1. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?
2. Выделите в 4-5 главах описание внешности Маруси. Какие эпитеты, оценочные слова, сравнения использует в них автор?
3. Что переживает Вася, узнав, что его новые друзья нищие и воры?
4. Как характеризует Васю история с куклой?
5..Почему Валека и Марусю нельзя назвать «дурным обществом» для Васи?
6. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?
Задания на «5»:
1. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
2. Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?
3. Почему Вася не понял смысл загадочныъх слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь?»
Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Запишите слова, которые вы связываете с этим понятием?
4. Какие нравственные уроки получает Вася? Запишите слова, которые вы связываете с понятием «человеческое сердце». Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа.
5. Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.

Маруся

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.

Соня

…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

В чем различия в характеристике двух девочек?

Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?

Почему Маруся была грустная?

Кому еще было грустно? Как вы думаете, почему?

Маруся

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.

Соня

…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

В чем различия в характеристике двух девочек?

Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?

Почему Маруся была грустная?

Кому еще было грустно? Как вы думаете, почему?

Соня

«В дурном обществе» - рассказ русско-украинского писателя Владимира Галактионовича Короленко.

Тема рассказа

Главные герои произведения:

  • мальчик Вася – он же рассказчик;
  • отец Васи – богатый судья;
  • пан Тыбурций Драб – бедняк из «дурного общества»;
  • мальчик Валек и девочка Маруся – дети пана.

В городе Княж-городок в старом разваленном замке живут нищие и бедняки. Однажды среди этих людей происходит раскол. Слуга местного графа позволяет оставаться в замке католикам, бывшим слугам или потомкам бывших слуг графа, назвав их «порядочным обществом», а всех остальных нищих изгоняет. Они составляют «дурное общество»; этим людям приходится поселиться в подземелье местной часовни.

Вася – мальчик из богатой семьи, обделенный вниманием отца. Из любопытства он попадает в подземелье и там знакомится с Валеком и Марусей, а также их отцом-паном.

Между детьми зарождается дружба, Вася очень жалеет бедных людей. Вскоре Маруся начинает болеть из-за постоянного нахождения в подземелье, а также из-за постоянного голода. Вася дарит ей куклу своей сестры. Отец, узнав о дружбе сына с «дурным обществом», запрещает мальчику общаться с ними и запирает его дома.

Вскоре к ним приходит сам пан Драб и сообщает, что Маруся умерла. Отец Васи проявляет сострадание и позволяет сыну попрощаться с девочкой. После ее смерти пан и Валек исчезают из города.

Повзрослев, Вася и его сестра Соня по-прежнему навещают могилу Маруси; иногда с ними ее навещает и их отец.

Главные мысли рассказа «В дурном обществе»

Основная мысль рассказа заключается в том, что ставить ярлыки на людях – это неправильно. Пан Тыбурций, его дети и окружение названы «дурным обществом» только из-за их бедности, хотя на самом деле эти люди ничего плохого не сделали. Они честны, добры, ответственны и заботливы по отношению к родным и близким.

Также этот рассказ о добре. Всегда нужно быть добрым, и неважно, кто перед тобой – богач или бедняк. Так в рассказе поступил Вася. Он, как мог, поддерживал детей пана, и взамен получил незабываемые уроки жизни: он научился сострадать, помогать ближнему; он узнал, что такое настоящая дружба и что бедность – это вовсе не зло и не порок.

Роль «дурного общества» в жизни Васи - героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Вася - главный герой повести Владимира Галак­тионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами это­го мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «не­одолимая стена». С особым трагизмом Короленко опи­сывает, как Вася страдает от этого. Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь.

После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца. Одна­ко отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой». Но в своей повести Короленко показы­вает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом.

Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» - Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь. Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода. Описывая внутренние переживания героя, автор по­казывает, как сначала Вася удивлялся тому, что ви­дел в «дурном обществе», а затем мучился от жало­сти и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что та­кое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди…».

Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «…так резво бега­ла… так звонко смеялась», а Маруся «…почти никогда не бегала и смеялась очень редко…».

Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Ты­бурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки.

Отец Васи - судья, и мы видим, что и сам маль­чик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглуша­ли сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать куль­минационной.

Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное». Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь. У героя появились такие ка­чества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взгля­нул на своего сына по-новому.

В конце повести Короленко описывает, как на мо­гилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произно­сили обеты. Я думаю, что главный из них - это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

Здесь искали:

  • сочинение в дурном обществе
  • что мы узнаем о Васи в начале повести?вася и его друзья их роль в жизни Васи?какие поступки совершает вася
  • сочинение короленко в дурном обществе

Русский писатель Владимир Короленко отличался смелостью в суждениях, объективным взглядом на общество. Критика социального неравенства и других болезней общества часто приводила писателя к ссылке. Однако репрессии не задушили ярко выраженное авторское мнение в его произведениях.

Наоборот, переживая личные невзгоды, писатель становился решительнее и его голос звучал убедительнее. Так, находясь в ссылке, Короленко пишет трагическую повесть «В дурном обществе».

Тема повести: рассказ о жизни маленького мальчика, который попадает в «дурное общество». Дурным обществом для главного героя из небедной семьи считались его новые знакомые, дети из трущоб. Таким образом, автор подымает тему социального неравенства в обществе. Главный герой еще не испорчен предрассудками общества и не понимает, почему его новые друзья – дурное общество.

Идея повести: показать трагичность разделения общества на низшие и высшие классы.

Главный герой повести – мальчик по имени , которому еще нет и 10 лет. Он воспитывается в зажиточной семье. Отец героя – уважаемый в городе судья. Его все знают, как справедливого и неподкупного гражданина. После того, как не стало его жены, он забросил воспитание сына. Драма в семье сильно повлияла на Васю. Не чувствуя больше внимания отца, мальчик стал больше гулять на улице и там знакомится с нищими детьми – Вальком и Марусей. Они жили в трущобах и воспитывались приемным отцом.

По мнению общества, эти дети были дурной компанией для Васи. Но сам герой искренне привязался к новым друзьям и хотел им помочь. На деле это было сложно, поэтому мальчик часто плачет дома от беспомощности.

Жизнь его друзей сильно отличалась от его собственной жизни. Когда Валек крадет булочку для голодной сестры, то Вася вначале осуждает поступок приятеля, ведь это воровство. Но потом искреннее жалеет их, ведь осознает, что нищие дети вынуждены поступать так, чтобы просто выжить.

Познакомившись с и Марусей, Вася входит в мир, полный несправедливости и боли. Герой вдруг осознает, что общество не однородно, что есть люди разного сорта. Но он этого не принимает, и наивно верит, что сможет помочь друзьям. Вася не может изменить их жизнь, но пытается подарить хоть немного радости. Например, он забирает одну куклу сестры и дарит ее больной . Для сестры эта кукла значила немного, а вот для нищей девочки она стала сокровищем. Главный герой ради друзей решается на поступки, о которых раньше боялся даже подумать.

Тема повести – чрезвычайно сложная и актуальная во все времена с начала цивилизации. Многие специалисты по социологии пытались изучить проблему социального неравенства и степень влияния статуса на человека. Владимир Короленко показал эту тему через детское восприятие. Да, повесть во многом утопична, так как сложно представить себе ребенка, который философски рассуждает о взрослой проблеме общества. И тем ни менее, повесть рекомендована к изучению в школе, для того чтобы дети задумывались о важных вещах. Ведь в юном возрасте формируется общая картина мира, поэтому так важно, чтобы она не искажалась.

Читая произведения Владимира Короленка, читатели задумываются о проблемах общества. В повести «В дурном обществе» мало радостных строк, больше боли, что должно вызывать сочувствие у людей.