Экономическая культура — Гипермаркет знаний. Каковы же основные элементы культуры

Cтраница 1


Экономическая культура складывается из культуры предпринимательства, хозяйствования, экономического партнерства, финансового анализа.  

Категорию экономическая культура можно определить как способ, форму и результат деятельности людей в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Последовательная сменяемость взаимосвязанных фаз общественного воспроизводства дает возможность представить структуру и сущность экономической культуры, как совокупность культуры производства, культуры обмена, культуры распределения и культуры потребления.  

Рассмотрение экономической культуры как способа взаимодействия между экономическим сознанием и экономическим мышлением предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе. Речь идет о возможностях регулирования взаимосвязи с целью сделать ее наиболее гибкой и чувствительной как в плане детерминации положительного экономического мышления, так и в плане насыщения экономического сознания реальным содержанием практики.  

Рассмотрение экономической культуры как способа взаимосвязи между экономическим сознанием и экономическим мышлением предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе относительно экономического поведения субъекта.  

Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем.  

Развитие экономической культуры общества включает в себя хозяйственную оценку (через стоимость элемента, моделируемую общую единицу полезности, экспертную шкалу) накопленных и утраченных, воспроизводимых и невоспроизводимых (которые не могут быть добавлены из результатов искусственной хозяйственной среды) материальных ценностей как в застывшей (предметной, осязаемой) форме, так и в виде совокупности создаваемых полезных аффектов разнообразных услуг и выполненных работ.  

В американской экономической культуре работа выполняется нередко лишь для обретения досуга. Каждый американский студент слышит это от своего профессора экономики или финансов. Когда американцы и японцы работают вместе, фундаментальные и трудноразрешимые проблемы могут возникнуть по причине их различного понимания сущности работы. Для японца работа - человечна, американцы же склонны видеть работу отвлеченной от человечности. Американцам нравится их работа как игра. Наибольшую опасность успеху такого кросскультурного сотрудничества представляют японцы, рассматривающие работу как ритуал подчинения управленческой власти.  

Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Это и те социальные нормы, которые возникают из внутренних потребностей экономики.  

Структура понятия экономическая культура включает соответствующие экономические знания, специфику предприятия, технологический процесс производства, умение, навыки, полученный опыт каждого члена коллектива.  

Трансляционная функция экономической культуры - это передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее ценностей, норм, мотивов поведения.  

Селекционная функция экономической культуры - это отбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества.  

Оптимальная роль экономической культуры в регулировании экономического поведения субъекта имеет нормативный характер в большинстве цивилизованных промышленно развитых стран.  

Авторы рассматривают экономическую культуру как некое образование (совокупность социальных ценностей и норм), которое имеется в наличии и призвано регулировать те или иные процессы. Таким образом, содержание экономической культуры в виде совокупности ценностей и норм вводится в рамки существующего экономического устройства общества и отражает это устройство. При этом упускаются из виду как моменты исторической преемственности этих ценностей (связь времен), Так и моменты их обновления в процессе постоянного воспроизводства культуры. Таким образом, вычленяя экономическую культуру как статический феномен и абстрагируясь от процесса ее развития, авторы впадают в логическое противоречие между первой и второй частями своего определения. Если экономическая культура выступает только как совокупность социальных ценностей и норм, то она не может выполнять роль регулятора, которая ей приписывается далее, и способствовать отбору и обновлению ценностей и норм, функционирующих в сфере экономики.  

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение .

Экономическая культура предполагает:

– уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

– неприятие настроений уравниловки;

– создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п.

Экономическая культура личности – это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления .

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание.

Экономические знания совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются важным компонентом экономической культуры. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Важной составляющей экономической культуры личности выступает экономическое мышление . Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально‑психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности .

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности.

По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.

Образец задания

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Знания.


Тема 3. Экономическое содержание собственности

Собственность (от древнерусск. «собность» – владение вещью или кем‑либо) – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания . В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: владение, пользование, распоряжение.

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональные характеристики: владение, управление и контроль . Причем главным является контроль над производственно‑финансовой деятельностью субъекта собственности.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу .

Существующие формы собственности весьма разнообразны. Приведем некоторые классификации форм собственности.

Современная рыночная экономика предполагает существование различных форм собственности, в том числе государственной, коллективной, групповой, индивидуальной и множества смешанных форм, таких как, например, коллективно‑частная или государственно‑коллективная и др. Современная рыночная экономика – это экономика со смешанной собственностью, как в смысле существования различных форм собственности, так и в смысле образования смешанных форм.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться – государство может проводить национализацию (лат. natio – народ) собственности, т. е. передачу собственности из частных рук в руки государства, и приватизацию (лат. privatus – частный) собственности, т. е. передачу собственности государства отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «собственность».

Владение; аренда; распоряжение; имущество; акция; пользование.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «собственность».

Ответ: Акция.

Каковы же основные элементы культуры?

При всем различии конкретных толкований, последовательности изложения в социологической литературе, как правило, рассматриваются следующие элементы:

    Язык как система знаков, наделенных определенным значением, которые используются для хранения, преобразования и передачи информации.

    Ценности, включающие смысложизненные ценности (представления о счастье, о цели, о смысле жизни), витальные, ценности общественного призвания, межличностного общения, демократических свобод, семьи). Верования, убеждения.

    Нормы, выражающие требования общества к поведению. Это волеизъявление, которое позволяет осуществлять социальный контроль и дает образец поведения.

    Сложные образцы поведения: обычаи, традиции, обряды. Обычаи представляют привычную социальную регуляцию, которая взята из прошлого. Традиции - элементы наследия, которые передаются из поколения в поколение и образуют преемственную связь в человеческой истории. Обряды - стереотипы символических коллективных действий, выражающих чувства.

Все эти элементы являются средством не только хранения и передачи опыта, но и средством преобразующей деятельности. Культура это не вообще сознание, не просто ряд духовных элементов (представления, знания, убеждения, ценности, нормы и др.), а способ, метод ценностного освоения действительности. Это умения и навыки применения знаний, норм и т.д. Это то, что воплощается в практической деятельности, в устойчивых повторяющихся образцах и моделях деятельности.

Функции культуры

Культура выполняет целый ряд функций. Прежде всего она выступает средством хранения и передачи человеческого опыта, т.е. выполняет функцию социальной памяти. Вместе с тем она не сводится к ней. Культура соединяет духовные богатства, накопленные человечеством в прошлом, и духовные ценности современного общества. Именно поэтому культура выполняет образовательную и воспитательную, коммуникативную и регулятивную функции. Индивид становится личностью по мере социализации, освоения культуры: знаний, языка, ценностей, норм, обычаев, традиций своей социальной группы, своего общества. Именно культура делает человека человеком. Она же осуществляет социальный контроль, стимулирует и регулирует его поведение. В. этом смысле культура - это человеческий срез истории. Будучи способом, средством социального воздействия, культура обеспечивает освоение и преобразование мира, т.е. выполняет инновационную функцию. И, наконец, культура выполняет функции интеграции и дифференциации общества. Освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д. Культура в этом плане обеспечивает целостность общностей, общества. Вместе с тем сплачивая одних, она противопоставляет их другим и является источником дезинтеграции.

Методологические подходы к анализу культуры

Существуют различные методологические подходы к социологическому анализу культуры. Функциональный подход рассматривает в качестве основного элемента культуры ценности. По Т. Парсонсу, культура - организованная определенным образом система ценностей, соответствующая потребностям. Культура отличается стабильностью, устойчивостью. Различные культуры имеют много общего, поэтому естественным развитием является только эволюция.

Конфликтный подход анализирует культуру как динамическую, противоречивую систему, как арену конфликтов, порожденных неравенством людей. Ценности испытывают влияние других факторов, в частности, К. Маркс рассматривает их как производную экономических отношений. Существующие культурные системы не способны в равной мере обеспечить всех членов общества. Социальное неравенство приводит к постоянному социальному, напряжению, к революционным катаклизмам. Доминирующая культура - это, как правило, результат навязывания господствующей группой своих норм, ценностей. Она подчиняет другие группы, закрепляет отношения господства через ориентацию социальных институтов на ценности господствующей группы, стимулирует конфликты. Оба эти подхода имеют и свои преимущества, и недостатки. Функциональный подход вследствие своих исходных положений о стабильности культурных систем меньше уделяет внимания культурным изменениям и отклонениям. Конфликтный подход раскрывает противоречия культуры, анализирует источники развития. Вместе с тем, он чрезмерно подчеркивает различия культур, не видит общих черт.

Видимо, для обеспечения более полного анализа необходимо сочетать элементы различных подходов.

В свое время попытку соединить конфликтную и функциональную теории предпринял Р. Мертон. Он ввел понятие напряженности, взяв его из теории конфликта и применив к общему функциональному подходу. Продолжая эту тенденцию, Л. Козер подчеркивает функциональность самого конфликта. В отечественной философской и социологической литературе иногда противопоставлялись два подхода к характеристике культуры. Она рассматривалась либо как творческая деятельность либо как способ (технология) деятельности . В действительности, эти подходы дополняют друг друга. Культура как способ освоения мира обеспечивает творческий, преобразовательный характер деятельности.

Изменения культуры

Культура не является застывшей, раз навсегда данной. Она изменяется по мере развития потребностей общества. И эти изменения связаны с взаимодействием внутреннего саморазвития культуры с внешними факторами. Изменения в культуре происходят и под влиянием взаимодействия различных культур. Интересны в этом плане материалы Международного проекта "Ожидая изменения в Европе", который был разработан Международным исследовательским институтом социальных изменений. Сравнение ценностей соответствующих российских и европейских когорт свидетельствует, что различия между ними сокращаются, особенно в молодом возрасте. Новые поколения, формирующиеся в современных условиях, активно овладевают рядом западных социокультурных стандартов, предписаний, норм поведения. Однако это не исключает -своеобразия и даже уникальности российской ментальности . Социальные изменения проявляются в возникновении или исчезновении определенных элементов культуры, трансформации внешних и внутренних связей, которые отражаются в образе жизни индивидов.

Социальные изменения универсальны и вместе с тем вариабельны. Уровни, скорость социальных изменений возрастают с развитием общества. Они могут быть стихийными и планируемыми, отличаться по длительности и социальным последствиям., носить коренной или поверхностный характер, противоречивый и непротиворечивый. Рассмотренные в динамике социальные изменения представляют собой социальный процесс. Различают социальные процессы функционирования, обеспечивающие воспроизведение качественного состояния объекта, и социальные процессы развития, обусловливающие переход к качественно новому состоянию.

Развитие - это ни что иное, как необратимые закономерные изменения (состава, структуры), т.е. носящие характер коренных, качественных. По направленности развитие может быть прогрессивным и регрессивным. В социологической литературе разграничиваются два типа социальных механизмов изменения, развития: эволюционный и революционный и соответственно формулируются два методологических подхода к анализу изменений. При этом эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные количественно-качественные преобразования, революционные - как относительно быстрые, коренные качественные изменения. Эти подходы исходят из идеи поступательного развития как перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Наиболее полно эволюционный подход представлен у Г. Спенсера, который рассматривает исторический процесс как часть глобальной эволюции мира. Критерием прогресса Г. Спенсер считал усложнение социальной организации общества.

Э. Дюркгейм, развивая эти идеи, обосновывает положение о том, что причиной и результатом растущего усложнения общества является разделение труда. Представители эволюционного подхода рассматривают развитие общества как постепенный переход от традиционного к современному обществу. У Ф. Тенниса в книге "Община и общество" критерием прогресса является изменение в системе связей и типе регуляции поведения. Если для традиционного общества, по Ф. Теннису, характерны неразвитая специализация, особое значение семьи и общины, общинных ценностей и религии, то для современного общества характерно появление специализированной профессиональной деятельности, крупных объединений людей, ослабление социальной солидарности, ориентация на личную выгоду. Если регуляция поведения в традиционном обществе осуществляется более всего на основе обычая, то в современном обществе преобладает регуляция на основе формализованных правовых норм.

На основе сравнения традиционного и современного общества возникла и теория индустриального общества, популярная в 60-х годах. Американский экономист и социолог У. Ростоу в книге "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест." говорит о пяти стадиях эволюции общества: 1) традиционное общество продолжается от первобытного общества до 1780 года (время создания паровой машины), 2) стадия подготовки перехода к индустриальному обществу, 3) индустриальное общество, 4) стадия зрелости индустриального общества, 5) стадия массового потребления. Критерий прогресса по Ростоу - изменения в характере производства и потребления. В 70-х годах получает развитие теория "постиндустриального общества", согласно которой общество в своем развитии проходит три стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную, 3) постиндустриальную. 3. Бжезинский называет третью стадию технотронной, а А. Тоффлер - сверхиндустриальной. Если для первой стадии характерно преобладание сельского хозяйства, для второй - промышленности, то для третьей - сферы услуг. Каждая стадия имеет свою социальную структуру, цель, специфическую организацию. В постиндустриальном обществе это учреждения науки и образования, ученые. Стадии отличаются по первичным продукту и фактору производства, по основным технологиям, по роли человека. Для третьей стадии исходным продуктом являются услуги, знания и опыт человека, передовые технологии - организационные, информационные технологии. Человек выступает в роли творца. Современные теории преодолевают представления об однолинейном прогрессе, подчеркивают его многолинейность, многоплановость, особенно когда говорят о нынешнем развитии общества. Современный французский социолог Ж. Гурвич говорит, например, о десяти типах глобальных обществ: 1) харизматические теократии (типа древних Египта, Вавилона), 2) патриархальные общества, 3) феодальные, 4) города-государства, 5) общества становления капитализма (17-18 вв. в Европе), 6) общества конкурирующего капитализма (19 - нач. 20 вв.), 7) общество развитого капитализма, 8) фашистские общества на технико-бюрократической основе, 9) общества, опирающиеся на принципы коллективного централизованного этатизма, 10) общества, опирающиеся на принципы множественного децентрализованного коллективизма.

Марксизм предлагает концепцию революционного преобразования общества. Согласно марксизму общество в своем развитии проходит 5 основных стадий: первобытно-общинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждая из стадий представляет собой целостную общественно-экономическую формацию, в развитии которой особую роль играет материальное производство, экономические отношения. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию. Экономической основой революции является противоречие между постоянно развивающимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, что выражается в обострении классовой борьбы. Социальные революции разрешают социальные противоречия и ускоряют развитие общества. Кроме эволюционного и революционного подхода, базирующихся на идее прогресса общества, существуют циклические теории развития общества, которые рассматривают отдельные типы культур как исторически замкнутые образования и анализируют циклы их развития. Видные их представители - немецкий ученый О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби. О. Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, культура майя и русско-сибирская культура, каждый из которых уникален, своеобразен, подчиняется внутренним законам и вместе с тем проходит одни и те же стадии рождения, восходящего, а затем нисходящего развития и гибели. Восходящее развитие О. Шпенглер называет живой творческой историей-культурой, нисходящее - цивилизацией, которая содержит только мертвые продукты культуры.

А. Тойнби дает иное понимание цивилизации. Он называет цивилизациями все типы культур. Рассматривая цивилизацию, А. Тойнби выделяет 6 основных типов: 1) первичные обособленные цивилизации (египетская, андская), 2) первичные необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, шапская, майя), 3) вторичные цивилизации (вавилонская от шумерской, древнеиндийская от индской, древнекитайская от шапской и т.д.), 4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, арабо-мусульманская, японская, 5) застывшие цивилизации (эскимосская, спартанская, османская, кочевая), 6)неразвившиеся цивилизации (дальневосточная христианская, дальнезападная христианская). Критерием развития цивилизаций А. Тойнби считает наиболее полное развитие внутреннего самоопределения, заложенного в данной цивилизации . А. Тойнби дает сравнительный анализ цивилизаций, рассматривая особенности их развития. Из сказанного очевидно, что понятие "цивилизация" употребляется в социологии в различных смыслах. Цивилизация отождествляется с культурой (например, у А. Тойнби). Понятие цивилизация употребляется для характеристики более поздних, зрелых этапов в развитии общества (например, цивилизация в отличие от дикости и варварства у Моргана). Цивилизация рассматривается как особая сфера, часть культуры (например, у О. Шпенглера цивилизация - окостенелые, мертвые предметы культуры) . Цивилизация рассматривается как уровень культуры общества. В теории индустриального и постиндустриального общества выделяются такие виды (уровни культуры) как аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизация.

В современную эпоху все чаще понятие цивилизации употребляется для характеристики развития общества в целом. Широкое развитие средств массовой информации, компьютеризации. Информационных технологий превращает современное общество в информационное, для которого характерны значительно более тесные связи и взаимодействия. Человечество в связи с этим все более превращается в единую социокультурную целостность, единую цивилизацию с ее глобальными проблемами. Это сказывается и на общем процессе модернизации общества - совокупности перемен, которые охватывают все общество, все его стороны и элементы.

Существуют и иные позиции по вопросу развития цивилизаций. Известный американский геополитик С. Хантингтон выступил с концепцией неизбежного столкновения цивилизаций . Он определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга и прогнозирует значительные конфликты вдоль линии разлома между цивилизациями: западной (европейской и североамериканской), исламской, конфуцианской, православно-славянской и др. Можно ли согласиться с подобными прогнозами, отрицающими становление единой цивилизации? Можно ли согласиться, что источником конфликтов в будущем будут не экономические и политические противоречия, не противостояние идей, а различие культур? Представляется, что реальные процессы не дают оснований для таких выводов. За обострением национально-этнических отношений, за противостоянием религиозных движений обычно стоят определенные экономические и политические интересы.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое культура?

    2. Каково соотношение культуры и природы?

    3. Многообразие культур.

    4. Каковы основные элементы культуры?

    5. Различные методологические подходы к социологическому анализу культуры.

    6. Понятия социального изменения, развития.

    7. Что такое цивилизация?

Темы рефератов

    Культура и цивилизация.

    П. Сорокин о суперкультурах.

    Ценности как элементы культуры.

    Субкультура профессиональной деятельности.

Литература

    Витаньи И. Общество, культура, социология. - М.: Прогресс, 1984.

    Выготский Л.С. "Психология искусства. - М.: Наука, 1987.

    Докторов Б.З. Россия в европейском и социокультурном пространстве. // Социологический журнал, 1994, ь3.

    Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Наука, 1983,с. 33-36.

    Основы социологии. / Под ред. А.Г. Эфендиева. - М.: МГУ, 1993, с. 149-210.

    Смелзер Е. Социология. - М.: Наука, 1994, с. 40-68.

    Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972.

    Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991.

    Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования.1994. 1.

IV. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Проблема личности - одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой. Личность изучается различными науками. Философию интересует личность как субъект познания и творчества. Психология анализирует личность как устойчивую целостность психических процессов, свойств. Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных факторов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии общественных отношений. Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.

Понятие личности. Статус, социальные роли личности

Включение человека в общество осуществляется через разнообразные элементы социальной структуры (социальные группы, институты, социальные организации), через систему социальных ролей, которые он выполняет, через нормы, ценности общества, которые принимает. В социологии принято разграничивать понятия "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". Понятие "человек" служит для характеристики его биосоциальной природы. Человек - это родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, высшей ступени развития живой природы на нашей планете. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Понятие "индивид" характеризует отдельного человека. Понятие "личность" служит для характеристики социального в человеке. Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект общественных процессов, как выражение общественных отношений. Личность можно определить как устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.

Формирование этих качеств и свойств во многом опосредовано биологическими особенностями индивида. Однако решающая роль в процессе становления личности принадлежит социальному воздействию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир. Каждый ли человек личность? Да, поскольку через систему своих социальных качеств он выражает черты данного общества, социальных групп и других социальных форм. Однако уровень развития личности может быть различным.

Индивидуальность - это то, что отличает одного человека от другого и как биологического, и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Социологию интересует не сама по себе неповторимость, индивидуальность, а ее влияние, место в общественных процессах. Изучение личности требует выявления многообразных социальных связей личности с обществом, его элементами (социальными группами, институтами, организациями, ценностями и т.д.). Прежде всего необходимо выяснить место, положение личности в системе социальных общностей. Положение раскрывается через понятие статуса, т. е. позиции личности в социальной системе, связанной с принадлежностью к социальной группе и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет .

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Если первые определяются обстоятельствами, (например, статус горожанина) происхождением, местом рождения, то вторые - усилиями самого человека (например, статус специалиста). Статусы могут быть формализованными (например, директор предприятия) и неформализованными (лидер коллектива, группы). Статус и роль тесно связаны. Социальные роли - это те функции личности, которые обусловлены социальным статусом. Статус и роль отражают динамические и статистические аспекты социального положения . Если статус - это объективное, то социальная роль – единство объективного и субъективного. Статус обозначает место индивида в социальной системе, роль - это совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий данное место. Каждый статус обычно предполагает целый набор ролей. Содержание социальной роли диктуется обществом, его требованиями, включающими предписания, оценки, ожидания, санкции. Уровень выполнения этих требований зависит от того, как они преломляются в сознании личности и реализуются в ее деятельности. От специалиста, выпускника высшей школы, общество, например, ожидает компетентного решения задач профессиональной деятельности, высокого уровня нравственной и политической культуры. От отца - заботы о содержании и воспитании детей, от друга - понимания, сопереживания, готовности оказать помощь, поддержку.

Согласно Т. Парсонсу, любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта; 4) формализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией. Поскольку каждый человек одновременно выполняет множество социальных ролей, возможно возникновение межролевых конфликтов. Например, выполнение роли супругов, матери и отца и молодого специалиста, роли научного исследователя и преподавателя и т.д.

Так как вхождение в социальную роль может быть затруднено особенностями личности, уровнем ее способностей, подготовленности, ценностных ориентации, оценкой ролевых требований окружающими и другими моментами, возможно возникновение внутриролевых конфликтов. Исследование процесса адаптации молодого специалиста в трудовых коллективах показало, что внутриролевые конфликты возникают в связи с неподготовленностью выпускника осуществлению организаторской, воспитательной работы в коллективе, отсутствием умений, навыков научного общения, в связи с тем, что ориентация выпускника вуза на решение весомых и творческих задач зачастую не соответствует ориентациям предприятия на использование молодого специалиста в первые годы на исполнительской и часто нетворческой работе и др.

Учебное пособие

Методические указания и контрольные задания Учебное пособие для студентов заочного обучения инженерных специальностей Топалова... дипломных проектов и работ для всех специальностей Учебно -методическое пособие для студентов строительных и экономических...

Экономическая культура – это совокупность соц.-экономич. норм и ценностей, которые регулируют экономич. поведение.

Осн. особенности экономич. культуры :

1) включает те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее важное (положительное или отрицательное) влияние.

2) каналы, через которые регулируется взаимодействие экономич. сознания и экономич. мышления.

3) ориентация на управление экономич. поведением людей.

Структура экономич. культуры выделяе т :

1. Соц. экономич. нормы (правила поведения в экономике) формальные и неформальные правила, регламентирующие экономич. деятельность. Могут возникать как модели массового поведения и как модели установления законов государства.

2. Соц. экономич. ценности :

1 ур. ценности микроуровня – все, что ценно для человека в быту, в повседневной жизни (жилье, одежда, продукты)

2 ур. ценности организационного уровн я – все, что человеку нужно для работы (отношения в коллективе, с начальством)

3 ур. ценности макроуровня (для страны)

3. Соц. экономич. знания – состоят из экономич. сознания (теоритич. научные знания) и экономич. мышления (практические знания, полученные в результате хозяйственной и экономич. деятельности).

4. Хозяйственные идеологии – упорядоченный взгляд на то, как обществу следует организовывать хозяйственную жизнь

Функции экономич. культуры

1) Трансляционная –происходит передача норм и ценностей от одного поколения другому.

2) Селекционная – связанна с отбором ценностей и норм, адекватных в современных условиях

3) Инновационная –проявляется через внедрение новых норм и ценностей. 1 путь – заимствованный, 2-ой путь – собственное изобретение.

4) Социализирующая – процесс накопления и воспроизводства.

Осн. черты рыночной экономич. культуры:

Высокая степень рациональности

Высокая степень инновационности

Высокая степень правопослушности

Исполнительская дисциплина

Политическая нейтральность

Т. о. экономич. культура представляет собой соц. механизм, характерными чертами которого являются глобальность проявления и функциональная универсальность. Сфера действия этого механизма - от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне).

14. Экономическое поведение предпринимателей

Экономич. поведение – это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором максимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.

Предпринимательство – это инновационная модификация экономического поведения, ориентированная на остаточный доход, недоступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса.

Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается, как минимум, из 3-х составляющих :

1. Уникальных личностных качеств и способностей отдельных индивидов;

2. Рыночной среды, насыщенной огромным разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, являющихся многоальтернативным полем предпринимательского выбора;

3. Предпринимательской культуры, включающей в себя определенный набор инструментальных и терминальных ценностей, стандартов и образцов поведения.

Функции предпринимательского поведения:

Перманентный поиск редких экономических ресурсов;

Изобретение новых экономических ресурсов;

Накопление и концентрация редких ресурсов в собственности отдельных агентов рыночного процесса с целью их последующего запуска в предпринимательский оборот;

Защита конфиденциальной информации и других экономических преимуществ от посягательства конкурентов;

Обеспечение стабильности и выживания предпринимательских ячеек и структур;

Передача предпринимательской культуры;

Оперативный поиск информации с целью выбора тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех производства.

В системе предпринимательской деятельности имеет место спектр разделения труда, где формируются узкопрофессиональные программы (модели) предпринимательского поведения: 1)инвестиционная (организация и внедрение венчурных инвестиционных проектов); 2)посредническая (интеграция экономических интересов различных агентов рыночного процесса); 3)коммерческая (создание новых нестандартных каналов обмена различных благ, услуг, информации); 4) и т.д.

Характерные черты экономического поведения предпринимателя можно представить через определенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.

Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:

Энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;

Компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;

Умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудом собственную независимость; предприниматель подчиняет своих товарищей высокой деловитостью и динамизмом;

Умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;

Стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полного изнеможению в работе;

Направленности и инновации; предприниматель – новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда.

Именно типичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современном обществе, составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мы получим более или менее адекватный реальности социальный портрет предпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя:

1) владение или распоряжение капиталом;

2) предприимчивость;

3) инициативность

4) ответственность;

5) способность и готовность к риску;

6) нацеленность на инновацию;

7) предпринимательский дух;

8) свобода предпринимательства;

9) неудержимое стремление к прибыли.

В социологии - науке о человеческом обществе и системах, которые его составляют, закономерностях развития общества - понятие культуры являет собой центральный образующий элемент. Культура с точки зрения социологии - это не что иное, как особенный уклад общества, под которым понимаются все достижения человечества в духовном, производственном или общественном отношении.

Изучение понятия «культура» студентами вузов

Социология и культурология изучаются студентами многих специальностей как общие дисциплины. Особое внимание уделяется этим наукам на гуманитарных направлениях:

  • будущие психологи изучают социологию как учение об обществе «множественном», а не единичной личности;
  • учителя словесности больше заняты культурной составляющей, историей развития языка и этнографией;
  • историки рассматривают материальные составляющие культуры, то есть предметы быта предков, архитектуру, характерную различным эпохам, нравы народа в процессе исторического развития и так далее;
  • даже студенты специальности "юриспруденция" изучают социологию и нематериальные элементы культуры, а именно институты, нормы, ценности и убеждения.

Так, с заданием «Охарактеризуйте основные элементы культуры» сталкиваются практически все студенты не только гуманитарных, но и технических факультетов на занятиях по культурологии, бизнес-этике, психологии служебной деятельности или социологии.

Введение: что такое культура и как она соотносится с другими науками

Культура - это понятие очень многозначное, до сих пор не имеющее единого четкого определения. Основные элементы и функции культуры настолько взаимосвязаны, что создают единое целое. Термин обозначает совокупность общего развития человеческого общества в процессе эволюции и становления, от древних времен до настоящего времени, понятие прекрасного и отношение к искусству. В упрощенном понимании культурой можно назвать общие привычки и обычая, традиции, язык и представления людей, живущих в одной местности и в одном историческом промежутке.

Понятие включает в себя совокупность материальных и духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития как общества в целом, так и отдельного человека. В более узком смысле культура - это только духовные ценности. Именно она является одним из основных свойств, которые присущи любому устойчивому объединению людей, постоянной группе, будь то семья, племенная община, род, городское и сельское поселение, государство, союз.

Культура является предметом изучения не одной только культурологии. Основные элементы культуры, ценности и нормы, достижения человечества в духовном, производственном и нравственном отношениях изучают также:

  • литература;
  • социология;
  • география;
  • искусствознание;
  • философия;
  • этнография;
  • психология.

Задачи культуры: векторное развитие, социализация, формирование социокультурной среды

Чтобы осознать истинную роль культуры в жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом, нужно проанализировать ее специфические функции. В обобщенном смысле ее задача состоит в том, чтобы связывать отдельных людей в единое человечество, обеспечивать связь и Каждая функция предназначена для решения определенной задачи, но все их множество можно свести к трем сверхзадачам культуры:

  1. Векторное развитие человечества. Культура определяет ценности, направления и цели дальнейшего развития человеческого общества с целью совершенствования созданного материального и духовного мира.
  2. Социализация отдельного индивидуума в обществе, той или иной социальной группе. Культура обеспечивает социальную организацию, как уже было сказано, связывает людей в единое человечество или другую мелкую социальную группу (семью, трудовой коллектив, нацию).
  3. Формирование социокультурной среды и создание средств для наилучшей реализации и отражения происходящего культурного процесса. Имеется в виду создание материальных и духовных средств, ценностей и понятий, условий, которые затем включаются в культурный процесс.

Функции культуры, обеспечивающие реализацию задач

Таким образом, именно культура выступает средством накопления, хранения и передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Эти задачи реализуются через ряд функций:

  1. Воспитательно-образовательная функция. Культура делает человека личностью, ведь именно по мере социализации индивид становится полноправным членом общества. Социализация же включает в себя процесс освоения норм поведения, языка, символов и ценностей, своего народа. Культура развития отдельной личности ассоциируется с эрудицией, уровнем приобщения к культурному наследию, пониманием произведений искусства, творческими способностями, аккуратностью, вежливостью, свободным владением родным и иностранными языками, самообладанием, высокой нравственностью.
  2. Интегративная и дезинтегративная функции. Они определяет то, что культура создает у людей, составляющих ту или иную группу, чувство общности, принадлежности к одной нации, религии, народу и так далее. Культура обеспечивает целостность, но и, объединяя членов одной группы, отделяет их от другого сообщества. Вследствие этого могут возникать культурные конфликты - так культура выполняет еще и дезинтегративную функцию.
  3. Регулирующая функция. Ценности, нормы и идеалы формулируют поведение личности в обществе. Культура определяет рамки, в которых может и должен действовать человек, регулирует поведение в семье, на работе, в школьном коллективе и так далее.
  4. Функция трансляции социального опыта. Информационная, или функция исторической преемственности, позволяет передавать определенный социальный опыт от поколения к поколению. Человеческое общество, кроме культуры, не располагает другими механизмами сосредоточения и передачи накопленного опыта. Именно поэтому ее называют человечества.
  5. Познавательная, или Культура концентрирует лучший социальный опыт множества поколений и накапливает богатейшие знания, что создает уникальные возможности для познания и освоения.
  6. Нормативная, или регулятивная, функция. Во всех сферах общественной жизни культура тем или иным образом влияет на межличностные отношения, взаимодействие людей. Эта функция поддерживается нормативными системами, например нравом и моралью.
  7. Знаковая функция культуры. Культура представляет собой определенную систему знаков, без изучения которой овладеть культурными ценностями не представляется возможным. Язык (тоже является средством взаимодействия людей между собой, выступает важнейшим средством овладения национальной культурой. Познавать мир живописи, музыки и театра позволяют специфические знаковые системы.
  8. Целостная, или Культура формирует ценностные потребности, выступает фактором, который позволяет определять культурность того или иного человека.
  9. Социальные функции: интеграция, организация и регуляция совместной деятельности людей, обеспечение средств жизнедеятельности (познание, накопление опыта и так далее), регуляция отдельных сфер жизни.
  10. Адаптивная функция. Культура обеспечивает приспособление людей к среде обитания и является необходимым условием эволюции, развития человеческого общества.

Таким образом, система культуры не только многообразна, но и чрезвычайно подвижна.

Виды и типы культуры: краткий обзор и перечисление

Культура имеет довольно-таки сложное строение. Раздел науки культурологии, который изучает культуру как систему, ее структурные элементы, строение и особенные черты, называется морфологией культуры. Последняя разделяется на экономическую, технологическую, художественную, правовую, профессиональную, бытовую, коммуникативную, поведенческую, религиозную и так далее.

Художественная решает задачи чувственного отражения бытия в образах. Центральное место в этом виде культуры занимает собственно искусство, то есть литература, живопись, архитектура, музыка, танец, кино, цирк.

Бытовая определяет традиционные производства и домашний быт, промыслы, народные ремесла, национальный костюм, обряды, традиции и верования, прикладное искусство и так далее. Этот вид культуры очень близок к этнической.

Экономическая культура и ее элементы

Экономической культурой называют уважительное отношение к частной собственности и коммерческому успеху, создание и развитие подходящей социальной среды для предпринимательства, система ценностей в хозяйственной (предпринимательской, рабочей) деятельности. Каковы основные элементы экономической культуры? Все то, что тем или иным образом связано с хозяйственной деятельностью человека и соотносится с культурой. Так, основными элементами экономической культуры являются определенные знания и практические умения, способы организации хозяйственной деятельности и нормы, которые регулируют отношения, экономическая направленность личности.

Политическая культура, ее характеристика и элементы

Под политической культурой понимают качественную характеристику политической жизни общества в широком смысле или комплекс представлений той или иной группы о политике. Политическая культура определяет «правила игры» в политической сфере, устанавливает определенные рамки, способствует формированию основных типов поведения. Основными элементами политической культуры являются политические ценности, общепринятые оценки состояния и перспектив политической системы, накопленный опыт в этой сфере, убежденность в истинности своих знаний, определенные правовые нормы, средства политической коммуникации и практику функционирования политических институтов.

Организационная (профессиональная, деловая, корпоративная) культура

Организационная культура по своей сути близка к профессиональной, ее часто называют деловой, корпоративной или социокультурой организации. Этим термином обозначают нормы, ценности и правила, принятые большинством членов какой-либо организации или предприятия. Внешнее проявление ее называется организационным поведением. Основными элементами организационной культуры являются правила, которых придерживаются сотрудники организации, корпоративные ценности, символика. Также элементами являются дресс-код, установленные стандартны обслуживания или качества продукции, моральные нормы.

Моральная и духовная культура

Знаки и символы, правила поведения в обществе, ценности, привычки и обычаи - это все элементы культуры. Также элементами являются духовные и социальные ценности, произведения искусства. Классифицировать все эти отдельные составляющие можно по-разному.

В самом общем смысле основными элементами культуры являются материальная и духовная составляющие. Материальная отожествляет вещественную (материальную) сторону любой культурной деятельности или процесса. Элементами материальной составляющей являются здания и сооружения (архитектура), орудия производства и труда, транспортные средства, различные коммуникации и дороги, сельскохозяйственные угодья, предметы быта, все, что принято называть искусственной средой обитания человека.

Основные элементы культуры духовной включают в себя совокупность определенных идей и представлений, которые отражают существующую действительность, идеалы и ценности человечества, творческую, интеллектуальную, эстетическую и эмоциональную деятельность людей, ее результаты (духовные ценности). Составляющими духовной культуры являются ценности, правила, привычки, манеры, обычаи и традиции.

Показателем духовной культуры является общественное сознание, а ядром - духовные ценности. Духовные ценности, то есть мировоззрение, эстетические и научные представления, моральные нормы, произведения искусства, культурные традиции, выражаются в предметной, поведенческой и вербальной форме.

Краткая характеристика основных элементов культуры

Понятие культуры, основные элементы культуры, ее виды и типы составляют общность, целостность самого этого понятия. Морфология ее, то есть структурные элементы как системы, является даже отдельным, довольно-таки обширным разделом культурологи. Исследование всего многообразия осуществляется на основе изучения основных элементов культуры. Все, что было создано человеком в процессе духовного, исторического развития, подлежит рассмотрению. Так, основными элементами культуры являются:

  1. Знаки и символы, то есть предметы, которые служат для обозначения других предметов.
  2. Язык как класс знаковых систем и как отдельная знаковая система, используемая конкретной группой людей.
  3. Социальные ценности, то есть те предпочтения, которым отдают приоритет различные социальные группы.
  4. Правила, которые определяют поведение членов группы, задают рамки в соответствии с ценностями.
  5. Привычки как постоянные схемы поведения.
  6. Манеры, основанные на привычках.
  7. Этикет как принятая обществом система правил поведения, которая присуща отдельным индивидуумам.
  8. Обычаи, то есть традиционный порядок поведения, присущий широким массам.
  9. Традиции, передающиеся из поколения в поколение.
  10. Ритуалы или обряды как совокупность коллективных действий, которые воплощают те или иные идеи, нормы и ценности, представления.
  11. Религия как способ осмысления и познания мира и так далее.

Основные элементы культуры рассматриваются в аспекте, который связан с функционированием общества в целом, а также в связке с регулированием поведения конкретного человека и определенных социальных групп. Перечисленные элементы обязательно присутствуют как в малых, так и в больших, как в современных, так и в традиционных обществах, в каждой социальной культуре.

Какие основные элементы культуры являются наиболее устойчивыми? Постоянством отличаются язык, традиции и обряды, социальные ценности, а также определенные нормы. Эти основные элементы культуры отличают одну социальную группу от другой, объединяют членов одной семьи, коллектива, родовой, городской или сельской общины, государства, союза государств и так далее.