Формирование и развитие семьи как социального института. История возникновения и типологии семьи Как зародилась семья

Научные основы возникновения и развития семьи были сформированы наиболее последовательно Льюсом Морганом (1818-1881 гг.) и неоспоримы до сегодняшнего дня. Первоначально была форма общественной жизни, где отсутствовали какие-либо семейные группы. Существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества - промискуитет. Далее различаются пять последовательных форм семьи, каждой из которой соответствует свой порядок брака.

1. Кровнородственная семья основывалась на групповом браке между теми, кто принадлежал к одному поколению. Братья и сестры независимо от степени родства образовывали семью.

2. Пуналуальная семья основывалась на групповом браке, брачными партнерами являлась группа сестер из одного рода и группа братьев из одного рода. Семья становится экзогамной, формируется организация архаического типа - род. В его состав входят матери, их дети и потомки по женской линии, связанные кровным родством (матриархат).

3. Синдиасмическая или парная семья базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон. В этой семье становится известен биологический отец.

4. Патриархальная семья основывается на браке одного мужчины с несколькими женщинами (полигамный брак). Основа семьи - власть отца, мужчины, что связано с развитием скотоводства, земледелия.

5. Моногамная семья - брак вступает одна пара и на всю жизнь. Развитие аграрного общества приводит к тому, что производственные отношения существуют и развиваются через семью. В этом суть патриархальной семьи. Дети не только на содержании, но и работники в семье. Семья нуждалась в экономической поддержке детей в старости и заинтересована в передаче семейных ресурсов следующим поколениям. Преобладала многодетная крестьянская семья.

С развитием промышленного производства в семье происходят изменения. Семья из производственной ячейки становится потребительской. Рождение большего количества детей теряет свое экономическое значение. Снижение смертности и занятость женщин на производстве ослабляет нормы многодетности. Нормой становится малодетность. Современная семья характеризуется как супружеская, с ослаблением уз родства и родительства. Существуют различные классификации семей.

Подходы к семье

  1. Общественно-формационный (марксизм) – в патриархальном (или матриархальном) обществе, где возникает избыток продукта, устанавливается институт наследования собственности. Изначально – функция богатых (финансовое продолжение себя), затем, через надстройку возникает культура семьи (регуляция половых отношений, предсказуемость поведения). При коммунизме (бесклассовом обществе) такая необходимость отпадет.
  2. Культурно-исторический – изначально в рамках религии. Необходимость наследования племенных традиций + влияние биологических факторов способствует образованию табу на кровосмешение. Духовные союзы изначально групп людей, затем индивидов устанавливаются по примеру союзов племен. Поддержание воспроизводства определенных страт, ролей (вождь, шаман, воин). В современном обществе – духовное увековечение себя + традиции + государственное стимулирование.
  3. Экзистенциальный – изначально групповой брак после становления государства (перехода от общинного к общественному строю) обретает мозаичность, дифференцированность. Человек, рождаясь в общине, реализует себя в обществе. В силу ряда причин, формируемых в ходе общественной жизни, или их совокупности, человек устраивает собственную общину.
    1. обретения стабильного статуса и принятия решения остановиться в карьерном росте или избытка сил, не соответствующего темпу карьерного роста.
    2. упираясь в предел своих возможностей и возлагая свои несбывшиеся надежды на детей. Нужно быть чрезмерно талантливым, чтобы не почувствовать этого в обществе – сама природа общества ограничивает личность – ролевое общение, функционализм, давление норм, общественного ожидания и т.п. (В общине признают человека таким, какой он есть).
    3. попытке избавиться от экзистенциального одиночества и возлагая надежды на избавление от социальной отчужденности. Самая близкая к неподлинному браку.
    4. принимая вступление в брак как очередной этап самореализации (желая расстаться с родительской семьей) – «неподлинный» брак – не общинная, а общественная основа; незрелая личность, еще ребенок вступает в брак; брак как средство, а не цель
    5. Современное общество обречено на демографические кризисы (наряду с традиционным). В традиционном обществе значительное место занимают традиции + брак способствует укреплению статуса, оформлению полноценного члена общины (отдал долг, такой же как все)
  4. Психоаналитический – мужчина, под действием комплекса Эдипа, ищет прототип матери, женщина – отца + самореализация (Адлер – комплекс неполноценности). Не объясняет происхождения.

Институт семьи различался в каждую эпоху и у разных народов, отражая специфику конкретных обществ. Но всем без исключения обществам присуща общая и естественная причина возникновения семьи – необходимость обеспечения выживания человека как вида, биологической непрерывности.

Семья возникает, прежде всего, по причине необходимости эту биологическую непрерывность обеспечивать, потому что человеческий детеныш – беспомощное и несамостоятельное существо, в отличие от всех других животных, имеющее самое протяженное детство. Отсюда необходимость ухода, вскармливания, воспитания, подготовки к самостоятельному существованию, которую обеспечивала первобытная группа в целом, а потом семья. Поскольку по мере развития цивилизации продолжительность детства увеличивается, зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится до 17 – 18 лет и больше. В этот период он нуждается не только в питании, которое не может добыть самостоятельно, другой материальной поддержке, но и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно в семье, поскольку она включает не только питание, проживание и начальное воспитание (это возможно и в детском доме), не только обучение, тренировку, усвоение знаний (это делает и школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства (генеалогию) и очень важные элементы формирования гармонической личности – любовь родителей и эмоциональное общение в семье. Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность – социальную «прописку» в данном обществе.

Семья – это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Характер отношений в семье, её структура и форма изменялись по мере того как изменя-

лось и развивалось общество. Одним из первых исследователей,

отмечавших исторически изменчивый характер семейно-брачных отношений был американский ученый Льюис Морган. Изучая быт североамериканских индейцев, он провел много лет в одном из племен ирокезов. На основе своих наблюдений сделал ряд выводов, которые изложил в работе «Древнее общество»(1877г.).

По его мнению, принятому затем абсолютным большинством социологов, последовательно сменяли друг друга пять форм семьи:

Кровнородственная (брачная общность между всеми лицами одного поколения, групповой кровнородственный брак);

Пуналуальная (брак нескольких братьев с несколькими женщинами другого рода, тоже групповой брак, но мужья и жены между собой не кровные родственники);

Парная (достаточно непрочное соединение супружеской пары);

Патриархальная (с выраженной властью мужа);

Моногамная (прочное соединение супругов, преимущественно с властью мужа как частного собственника, сохраняющаяся и до настоящего времени, но с тенденцией перехода к равноправным партнерским отношениям супругов).

Фридрих Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»(1884г.), опираясь на исследования Л.Моргана, отмечает, что человек на разных этапах своего развития жил в различных формах брака:

Периоду дикости соответствовал групповой брак;

Периоду варварства – парный брак;

Цивилизации – моногамия.

Он связал становление форм семьи с развитием частной собственности, классов и государственных институтов, которые законодательно закрепили отношения в семье.

М.Ковалевский в «Очерке происхождения семьи и собственности» доказывал, что матриархальная, патриархальная и индивидуальная семья – это три различных фазы одного и того же развития.

П.Сорокин в работе «Кризис современной семьи», изучая эволюцию семьи, её функции и типологию, делает вывод, что выходом из кризиса семьи является возвращение семьи к традиционным формам, наполненным новым содержанием – умеренным консерватизмом, с помощью «моральной рекон- струкции».

На ранних этапах становления человека отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами. Самки предлюдей, как и обезьян, периодически переживали кратковременный (4 – 5 дней в месяц) период эструса – неудержимого влечения к спариванию. В эти дни самка спаривалась без разбора со всеми желающими, а в остальные дни спаривания не происходило.

Анатомическая и физиологическая перестройка организма в связи с переходом людей к прямохождению приводила к исключительно

высокой смертности «предженщин» во время родов, к резкому сокращению их числа в человеческом стаде. Из-за этого между мужчинами происходило немало конфликтов, которые нередко заканчивались их увечьями и гибелью. В этих условиях выживали те первобытные группы, в которых эструс был продолжительнее, причем его испытывали одновременно несколько самок.

Однако этот биологический фактор вместе с тем порождал новое препятствие уже «предсоциального» плана: никакой организм не может выдержать длительного периода крайнего сексуального напряжения. Поэтому, вместе с удлинением эструса, женщины в этот период становились как бы более «холодными», способными контролировать половое влечение и отдаваться уже не кому угодно, а лишь тем, кто вызывал их симпатию. Появляется избирательное отношение к мужчинам, своего рода биологический фундамент человеческой любви. Внутри первобытной орды начинают образовываться небольшие группы сексуально предпочитаемых партнеров, хотя никакими социальными нормами они не регулировались. Таким образом, удлиненный эструс оказался благом не для всех. Снова возникли условия для конфликтов, кровопролития внутри первобытного стада, что серьезно расстраивало хозяйственную деятельность человеческой общности, создавало угрозу для её выживания. Поэтому в зарождающемся обществе начинают формироваться социальные нормы для регуляции полового общения внутри рода, обуздания биологического инстинкта, зоологического индивидуализма. Так появились половые табу - строжайший запрет, за нарушение которого следует казнь, независимо от того вольно или невольно запрет нарушен.Запрет на половые связи мужчин и женщин данного рода распространялся на определенные периоды – подготовка к охоте, сама охота, беременность. Возникновение производственных табу сопровождалось и бытовым обособлением мужчин и женщин. Мужчинам запрещалось не только прикасаться к женщинам, но и разговаривать с ними, есть приготовленную ими пищу, даже находиться под одной крышей с ними.

С зарождением земледелия, возникновением сезонных полевых работ, свободные от действия половых табу периоды становились

все более редкими и все менее продолжительными. Интенсивность полового напряжения нарастала – и у мужчин, и у женщин – и потому оставшиеся свободными от табу промежутки времени стали превращаться в своеобразные сексуальные оргии - праздники (З.Фрейд: праздник – это такое время, когда разрешается делать все то, что запрещается в другие дни). В эти дни происходило бурное, ничем не ограниченное общение полов (промискуитет), даже между родителями и детьми, братьями и сестрами (инцест). Таким образом, как бы снова возник кратковременный эструс, но теперь порожденный не биологическими, а социальными причинами. В это время еще не существовало ни брака, ни семьи (отдельной от рода) и воспроизводство людей было эндогамным (внутригрупповым).

Вместе с тем, табу привели к возникновению обычаев, которые впоследствии породили экзогамный брак(межродовой и на первых порах все еще групповой). Ведь табу распространялись только на членов своего рода, ограничивали половое общение только между кровными родственниками, представителей же других родов и племен не касались. Поэтому мужчины, встретив женщину из другого рода, могли воспользоваться ею как сексуальным объектом. Это же делали и женщины, если в поле их зрения во время сбора дикоросов или сельхозработ появлялся чужой. В период действия полового табу мужчины, находясь вдали от своих женщин, содержали в своей охотничьей хижине женщин из другого рода и таким образом облегчали свою участь.

Постепенно эти случайные связи превратились в обычные, необходимые, закрепленные родовыми правилами. И, по- видимому, люди заметили, что от связей с «инородцами» появлялось более рослое и крепкое потомство. Это был как раз период становления современного человека (homo sapiens – кроманьонец), происходивший на всей территории расселения человека около 40 тысяч лет назад.

Таким образом, из эндогамии, через агамию(временный запрет половых отношений), возникла экзогамия, т.е. систематические половые связи с представителями других родов. Так возникла первая форма брака и перехода от рода к семье. Л.Морган называет его пуналуальным , а по содержанию это кровнородственная семья на основе дуально-родового группового брака, где все мужчины одного рода («фратрии» по Моргану) являются мужьями всех женщин другого рода. При этом «мужья» или «жены» приходили из другого рода первоначально только с одной, «брачной» целью.

Работали и жили они в своей материнской семье и никаких прав на имущество в роду мужа или жены не имели.

Возникала более или менее прочная связь нескольких родов, сначала только детопроизводственная, позже и организационно-хозяйственная. Этот первый вид брака не был еще в полном смысле браком:

1) он не был персональным, кто именно был отцом ребенка установить было невозможно, поэтому происхождение считалось по матери и признавалась только женская линия родства;

2) между родителями не существовало ни прав, ни обязанностей, ни взаимной ответственности;

3) не было никакой организации по вскармливанию и воспитанию детей, которую можно было бы назвать семьей.

Материальной основой группового брака было, главным образом, собирательство и примитивное земледелие (См. главу «Общество», раздел «Типология обществ»). Женщина выполняла все работы, связанные с ведением домашнего хозяйства, а также собирала и выращивала продукты, а поскольку охота уже не всегда могла обеспечить пропитание рода, роль женщины в жизнеобеспечении рода была главной, отсюда не просто уважение, а фактическое управление родом. Эпоха матриархата, с которой совпадает групповой, дуально-родовой брак, продолжалась несколько десятков тысяч лет.

Постепенно, в рамках дуально-родового брака, на почве взаимных влечений начали складываться достаточно постоянные пары. Синдиасмический брак не регулировался обществом. Супругов связывала только добрая воля. При этом были различные переходные варианты, т.е. не только пара состояла из одного мужчины и одной женщины, но один мужчина мог быть связан парными отношениями с несколькими женщинами, а одна женщина с несколькими мужчинами. Так что более точно синдиасмический брак можно было бы называть первобытно-эгалитарным, т.е. равноправным. Этот вид брака возник примерно 25 тысяч лет назад, что связано с началом перехода к новым формам хозяйственных, экономических отношений внутри рода.

Первым шагом на пути к возникновению собственности был «дарообмен». С переходом от собирательства и охоты, связанных с бродячим образом жизни, к земледелию и животноводству, а соответственно к оседлому образу жизни, существенно увеличивается объем продуктов, которые теперь производят. Но прежняя форма распределения, когда все было общей собственностью и шло в общий котел, начинала тормозить дальнейшее развитие производства (поскольку и активные и недобросовестные получали поровну). Поэтому род вынужден был часть продукции распределять в качестве «премии», дополнительного вознаграждения членам рода, которые были наиболее успешными. Таким образом, наряду с уравнительным распределением начинает внедряться и распределение трудовое – по количеству принесенной добычи, произведенного продукта.

Если при уравнительном распределении право на долю продукта основывалось лишь на принадлежности к данному роду (независимо от степени трудового участия), то теперь уже это право основывалось именно на участии в создании продукта. Появление личной собственности, излишков продуктов у некоторых членов рода породило, кроме прочих социальных последствий, дарообмен как шаг к образованию семьи, к превращению её в хозяйственную единицу общества. Мужчина дарил «своей» женщине из чужого рода свою «премию», женщина могла дарить мужчине свою. И пока существовал дарообмен, существовала и связь между мужчиной и женщиной, а прекращение дарообмена означало и прекращение этой связи. Так появился индивидуальный парный брак.

Возникновение парной семьи с самого начала означало противопоставление её своему роду и подрыв основ материнского рода: чем больше отдавал мужчина детям «своей» женщины из другого рода, тем меньше оставалось детям своих сестер, своему роду. Но «муж» еще не являлся не только единственным, но и основным кормильцем «жены» и её детей. Для обособления парной семьи необходимо было, чтобы дарообмен стал кормлением, т.е. чтобы муж стал кормильцем жены и детей. В конце концов, внутри дуально-родовой организации образовалась постоянная локализованная хозяйственная единица – община, в которую входили мужья со своими женами и детьми. Окончательное отделение мужей от своих сестер, а жен от своих братьев привело к возникновению парной семьи (муж + жена и её дети). С возникновением парного брака половые отношения между партнерами были введены не просто в социальные, регулируемые моральными нормами, но и в социально-экономические рамки.

С возникновением и укреплением частной собственности происходило становление классовых отношений, которые явились основой для формирования современной формы брака – моногамии. При этом в классической форме моногамный брак и моногамная семья утверждаются лишь в зрелом классовом обществе.

Возникновение частной собственности означало, что один человек становится полным или верховным собственником средств производства, а другие – полностью лишенными их или подчиненными собственниками. Это приводило к обособлению отношений производства и распределения. Если вначале лишь одного членства в общности было достаточно, чтобы получать долю общественного продукта, затем для этого требовалось уже реальное участие в общественном труде, то теперь уже не членство в общности и не труд, а именно владение собственностью на средства производства стало основанием распределения созданного в обществе продукта. На смену уравнительному и трудовому пришло распределение по собственности.

И в рамках семьи происходят соответствующие изменения. Обязанность содержать детей полностью ложится на семью, причем мужчина выступает в роли кормильца лишь потому, что является собственником средств производства. Участвует ли он при этом в труде, не играет особой роли. Женщина выступает в роли иждивенки потому, что не является собственницей и её участие в труде (даже если только её трудом содержится семья) также не играет особой роли, так как собственником результатов труда считается муж, именно он и считается кормильцем. Вместе с тем на мужа возлагались и все обязанности, вся ответственность за семью. Муж в законодательном порядке объявлялся хозяином всех членов семьи, своих детей, вплоть до того, что в раннеклассовом (рабовладельческом и феодальном) обществе мог обратить их в рабство и продать. Материнская линия родства стала несущественной, на смену ей пришла отцовская. В Кодексе законов Наполеона четко отмечалось, что «отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери» - независимо от фактического отцовства. Это породило стремление мужчин обеспечить достоверность своего отцовства, чтобы передавать имущество по наследству своим детям, для чего исключить возможность вступления своей жены в связь с посторонними мужчинами. Отсюда требования целомудрия невесты, верности жены, право мужа убить уличенную в неверности жену, отправить её в тюрьму. То есть, на деле моногамия распространялась только на женщин. «То, что со стороны женщины считается преступлением с тяжелыми последствиями, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном». Вместе с тем односторонняя моногамия породила «подпольное равноправие», супружескую неверность и со стороны женщин. «Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные». Ф.Энгельс.Соч., т.21, с.256.

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.

В современном мире нет единого типа семьи. По критерию управления выделяют:

-тотемический клан, характеризующийся верой в общего предка, сохранением группового брака, отсчетом происхождения по матери;

-домовая община - проживание совместно нескольких поколений под женским или мужским управлением;

-патриархальная семья – глава, которой (чаще старший мужчина, но бывают и исключения) является единственным владельцем имущества и поэтому распорядителем и управителем всей жизни семейной общины, объединяющей под одной крышей несколько поколений. Функциональные обязанности в такой семье четко определены и традиционны, поэтому такую форму семьи называют также «традиционной»;

-неотрадиционная семья – это трансформация патриархальной в современных условиях. Она отличается от традиционной патриархальной тем, что сохраняется установка на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд;

-эгалитарная семья – это уже реальная, но пока не доминирующая форма управления современной семьи. Для такой семьи характерны следующие черты:

а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи;

б) взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем («ролевая симметрия»);

в) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

г) эмоциональная насыщенность отношений.

По критерию структуры выделяют семьи:

-расширенная семья включает представителей не менее трех поколений родственников: прародители – дедушка и бабушка, родители – отец и мать, дети (внуки) – сыновья и дочери (внуки и внучки), иногда бывают правнуки, реже и праправнуки. Неполная расширенная семья чаще всего образуется после смерти одного из старших родителей, когда оставшийся одиноким объединяется с семьей сына или дочери.

-нуклеарная (лат. Nucleus- ядро). состоит из двух поколений – родителей и детей. В Европе нуклеарных семей около 80%, в России – около 60%.

-неполной называют семью без одного из родителей. Чаще всего это послеразводная семья, но очень распространенным явлением в 20-м веке стала семья матери-одиночки.

По критерию детности выделяют:

Семьи бездетные – это молодые семьи до рождения первенца, а также супружеские пары не имеющие возможности иметь детей или не желающие ими обзаводиться. Таких в России в настоящее время более 15%, но есть тревожные данные о росте этой категории.

-однодетные семьи – также трудная проблема для любого общества, поскольку такие семьи не обеспечивают даже простое воспроизводство. В России таких семей около половины, что и является основной причиной начавшейся в 90-е годы депопуляции. -малодетными называют семьи с двумя детьми. Это вторая по величине группа российских семей. Что касается семей

-многодетных, то есть разные мнения о точке отсчета количества детей для причисления к этой категории. Одни считают, что многодетность начинается с трех детей, а администрация некоторых городов даже выдает таким семьям удостоверение о многодетности и назначает некоторые льготы. Если считать по этой методике, то многодетных в России больше 10%. Однако большинство исходит из установленного еще в Советском Союзе критерия многодетности – пять и больше, за что мать в те времена награждалась медалями и орденами. Этому показателю соответствует чуть больше 1% семей.

По критерию социального положения супругов, семьи могут быть:

- гомогенными (гомогамными), где супруги имеют одинаковое социальное происхождение и социальное положение;

- гетерогенными (гетерогамными), если брак был неравным - по возрасту, этнической, конфессиональной принадлежности или другому социально значимому признаку.

Социологи также делят семьи на родительские, т.е. семьи происхождения и прокреационные, т.е. созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей.

В современной статистике семьи подразделяются на типы по демографическому основанию - пол, возраст, отношения родства, а также по числу занятых, по социальной и национальной принадлежности и другим показателям. Эта классификация позволяет вычислить некоторые обобщающие показатели:

Долю неполных семей;

Долю семей простых и сложных,

Семьи бездетные и многодетные, что важно при разработке социальных программ и социальной политики в целом.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

Функции семьи не являются чем-то неизменным, раз и навсегда установленным. Некоторые их них можно рассматривать как причину самого возникновения семьи, с ними семья началась и они будут существовать пока существует семья. Другие возникают на определенном этапе развития семьи и со временем могут заметно изменяться в зависимости от изменений в самом обществе. Из достаточного многообразия можно выделить некоторые функции присущие современной семье независимо от уровня развития и особенностей разных обществ. К универсальным функциям семьи относятся:

- репродуктивная функция – рождением детей семья поддерживает биологическую непрерывность не только самой себя, но и общества. Сбой в выполнении этой функции приводит к прекращению существования семьи и вымиранию общества;

- социализации личности (воспитательная функция) – семья поддерживает культурную непрерывность общества. Она осуществляет социализацию молодого поколения, дает социальное положение своим детям, определяет жизненную карьеру ребенка. Педагоги и психологи утверждают, что формирование гармоничной личности требует наличия стабильной семьи. Социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:

- детоцентризм – ложно понимаемая любовь к детям, потакание их капризам, что приводит к избалованности, отсутствию понимания запретов и обязанностей, чувства долга, в том числе перед родителями. Чаще всего – это семья с одним ребенком, которого родители, дедушки-бабушки оберегают от трудностей и неприятностей

-профессионализм – свои обязанности родители сводят к материальному обеспечению ребенка. Воспитывать, по их мнению, должны профессионалы педагоги и воспитатели (в детском саду и в школе). Результат такого подхода – выключенность из жизни друг друга, взаимное непонимание, а часто и нежелание понимать друг друга;

-прагматизм – ориентация личности ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами, выработка у детей навыков практичности, умения устраиваться в жизни. В условиях перехода к рыночным отношениям существует опасность преувеличения привлекательности такого подхода и усиления такой прагматической тенденции в семейном воспитании, когда именно эта модель начинает расцениваться на уровне обыденного сознания как наиболее адекватная новым условиям, как стратегия выживания.

Можно упомянуть также о четырех тактиках семейного воспитания: диктаторской, невмешательской, избыточной опеке и сотруднической, которые выделяются смежной социологии наукой – педагогикой.

- хозяйственно-экономическая (экономическая и хозяйственно- бытовая) функция включает прежде всего совместное производство материальных благ и услуг семейным коллективом. Однако, в современных условиях эта часть функции наблюдается только у незначительной части семей, а именно тех, которые имеют семейный бизнес – торговый, фермерский, ремесленный и т.д. Большинство трудоспособных граждан зарабатывают средства к жизни трудом в общественном (государственном или частном) секторе и тогда экономическая функция сводится к составлению и выполнению семейного бюджета, организации семейного потребления. Хозяйственно-бытовая функция заключается в распределение домашнего труда, уход за жилищем, другие стороны организации быта;

- рекреативная функция (лат. recreatio – восстановление) подразумевает восстановление физических и духовных сил, взаимопомощь членов семьи друг другу, поддержание здоровья, организация отдыха, удовлетворение эмоциональных потребностей, предотвращая тем самым дезинтеграцию личности. В современных условиях, когда индивид часто оказывается в стрессовых ситуациях, получая запредельные эмоциональные и психические нагрузки, только семья способна снять напряжение, выполняя психотерапевтическую роль;

- регулятивная функциясостоит в обеспечении и гарантии первичного социального контроля – моральной и социальной регламентации поведения членов семьи, а также реализации власти и авторитета в семье.

- социально-статусная функция обеспечивает воспроизводство социальной структуры общества и семьи. Каждый индивид получает в качестве предписанного статуса такие позиции как национальность, социальное происхождение, что в большой степени влияет на выбор жизненной карьеры. То есть семья обязательно формирует стартовую позицию каждого в соответствии с устоявшимися в ней стандартами и имеющимися у неё возможностями.

Кроме этих всеобщих и универсальных функций некоторые авторы выделяют:

-медицинская функция, смысл которой, в профилактике заболеваний, соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков (другие считают все это частью рекреационной функции); -досуговая функция состоит в организации рационального использования свободного времени в интересах гармонического развития всех членов семьи. Речь идет о совместном отдыхе в выходные и праздничные дни, в период отпусков и каникул, а также о сформированной эстетической потребности - посещение музеев, театров и др., а не диван, телевизор и пиво. В большинстве схем это тоже часть рекреационной функции;

-гедонистическая функция (греч.hedone – удовольствие) – то счастье, удовольствие, наслаждение, любовь, которые человек получает в семье. Это и любовь между молодыми людьми, приводящая к созданию семьи, и любовь между супругами, семью укрепляющая, и рождение желанных и любимых детей, и радость от общения с ними.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ.

Семья как социальный институт – изменчивая общность, проходящая ряд этапов своего развития от начала времен до современности. Но и отдельная семья проходит ряд этапов от своего образования до прекращения существования. Временное измерение семьи обозначается понятием «жизненный цикл семьи». Обычно жизненный цикл измеряют начиная с момента образования семьи, заключения брака в той или иной форме. Однако, по мнению некоторых социологов-фамилиеведов, семейная жизнь – это вершина огромных усилий, предпринимаемых супругами задолго до заключения брака. Семья – это не начало, а середина пути семьи.

Появлению семьи предшествует более или менее длительный процесс «примерки», моральной подготовки к семейной жизни, накопление жизненного опыта. Поскольку в наше время женятся-выходят замуж чаще после 20 – 25 лет, то времени от подросткового возраста, когда пробуждается осознанный интерес к противоположному полу, до создания семьи проходит достаточно много.

Начинается этот путь со знакомства . Существует три основных формы знакомства:

1) самостоятельно, по данным опросов ВЦИОМ знакомятся с будущими спутниками жизни около 60%;

2) через формальных посредников (брачное агентство) знакомятся менее 1%;

3) через неформальных посредников (родители, друзья – ок.10%, сослуживцы – 9%, свахи – 5%).

Где происходит самостоятельное знакомство:

Совместная работа – 15%,

Совместная учеба - 11%,

Совместный отдых и развлечения – в походе 13%, на юге -8%; в баре, на дискотеке, в парке – 7%;

В транспорте – 7%,

На свадьбах, юбилеях, поминках - 5%.

В европейских стран, где брачное знакомство – дело личное и есть заметное влияние родственников и сотрудников-сослуживцев. На Востоке наиболее популярным, во всяком случае до недавнего времени, был институт брачных посредников профессионалов (сваха-ханума), проверенный веками и тысячелетиями. Дело в том, что на Востоке выбирают всегда родители, поскольку это слишком серьезное дело, чтобы доверить его молодому, часто неопытному во всех смыслах жениху. На Западе, не только жених, нои невества может искать, выбирать, просить познакомить.

Ухаживание в русской и западноевропейской европейской традиции играет важную роль в укреплении взаимных чувств. Оно выражается в оказывании внимания возлюбленной, чтобы добиться еще большего расположения. Это самый романтический этап совместной жизни. Его часто вспоминают престарелые супруги. Как правило, ухаживание снижается после первых месяцев супружества, а через несколько лет вообще сходит на нет. Ухаживание выполняет несколько функций, в этот период молодые люди узнают друг друга, учатся делать взаимные уступки, контролировать свои эмоции, мириться после ссоры, оказывать знаки внимания.

Роль социальной практики ухаживания социолог С.Голод объясняет так: «Распространение ухаживания явилось и причиной, и следствием эмансипации детей от родителей». Надо, правда, признать, что ухаживание юноши за девушкой – это процесс ассиметричный (девушка не ухаживает за юношей) и альтернативныйинституту сватовства (при выборе избранницы родителями). Возникновение ухаживания свидетельствует о значительном продвижении общества от традиционного к современному.

Следующий этап в добрачном поведении – сватовство (не как знакомство через посредника, а как обряд предложения брака). Обычно жених сам, реже с родителями или с ближайшим другом, наносит визит родителям своей избранницы. По такому случаю полагается надеть праздничный костюм и явиться с цветами. Жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит её руки». Если родители согласны на брак, то отец невесты соединяет руки дочери и будущего зятя. Далее договариваются от объявлении помолвки.

Помолвка - это обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. Помолвленные обменивались кольцами. С момента помолвки девушка – теперь невеста могла появляться со своим женихом в обществе, не боясь пересудов. Женихмог приходить в дом невесты в любое время беспрепятственно. В этот день родители жениха и невесты договариваются о проведении предстоящей свадьбы. Раньше большую часть расходов несли родители невесты. В наше время решают в соответствии с возможностями каждой семьи.

По старинному обычаю накануне свадьбы устраиваются девичник и мальчишник – вечер перед свадьбой, когда невеста с подругами, а жених с друзьями прощаются с холостяцкой жизнью.

Свадьба. По российским обычаямв день свадьбы жених приезжает за невестой, но требуется заплатить « выкуп» младшим родственникам невесты – конфетами, деньгами. Затем следует регистрация в ЗАГСе, после чего жених с невестой могут ехать в одной машине, совершают круг почета по городу, возложение цветов к какому-нибудь мемориалу и приглашают на свадебное застолье. Возможны другие детали и варианты в разных регионах, но везде на свадьбах произносят тосты и дарят подарки молодоженам и их родителям.

Итак, семья родилась и начинается жизненный цикл семьи как последовательность социальных и демографических состояний от момента образования до прекращения её существования.

Типичная семья в течение своей жизни проходит несколько качественно различных стадий. Социологи предлагают разные классификации жизненного цикла. Дж.Бернард и Л.Томпсон выделяют 8 стадий:

1) начало семьи, семейная пара без детей 2 года;

2) рождение детей и уход за ними 2,5 года;

3) семья с дошкольниками 3,5 года;

4) семья с детьми-школьниками от 6 до 13 лет 7 лет;

5) семья с подростками 7 лет;

6) семью покидают дети, создающие свои семьи 7 лет;

7) «пустое гнездо» - до выхода на пенсию 13 лет;

8) пожилая семья (оба пенсионеры) 16 лет и более, до смерти супругов.

Самые напряженные и интенсивные – 2 и 3 стадии (мать с детьми). На поздних стадиях на первый план выходит забота стариков о своем здоровье и проблемы физической усталости.

Другие социологи выделяют всего 4 -5 стадий. Например, Н.Римашевская:

1) рост семьи (от заключения брака до момента рождения последнего ребенка). Делится на два полупериода: а) от начала брака до рождения первенца (2,5 года) и б) от рождения первого до момента рождения последнего (2,5 – 12 лет);

2) период «стабильности» - от рождения последнего ребенка до выделения одного из взрослых детей (12 – 17 лет);

3) период «зрелости» - от выделения первого до отделения младшего (17 – 30 лет);

4 – период «затухания» - от выделения последнего из взрослых детей до смерти обоих супругов. Здесь снова два полупериода – «до» и «после» смерти одного из супругов (30 лет и более).

Чаще других предлагается упрощенный вариант:

1-я стадия – «бездетная»;

2-я «дошкольная» - от рождения первенца до его поступления в школу.

3-я «школьная» – от поступления в школу первого до её окончания последним.

4 -я«затухание» – выделение из семьи детей.

5-я «пустое гнездо» - от выделения из семьи последнего из детей до смерти супругов.

Понятно, что эти схемы – не более чем ориентир, поскольку любой из этапов может быть большим или меньшим по продолжительности, некоторые вообще могут отсутствовать, если, например, семья будет бездетной, или взрослые дети в патриархальной семье не отделяются от родителей.

По данным социологических исследований, до 80% первых детей появляется в семье в первые два года её существования, а еще 10 – 12% в последующие 3 – 4 года. В целом процесс деторождения занимает от 5 лет (у 1/3 семей) до 10 лет у большинства семей. В демографической структура семьи 32% составляют бездетные, в том числе молодые, только что созданные семьи; те, в которых супруги не могут иметь детей по состоянию здоровья; а также семьи, которые осознанно отказались обзаводиться детьми.

К характеристикам жизненного цикла семьи относится также показатель обеспеченности семьи на разных этапах её существования:

1-я фаза (0 – 17 лет) делится на две – а) высокий статус и доход, складывающийся за счет заработков родителей, которые компенсируют временное выбытие женщины из производства при рождении ребенка и б) снижение статуса и дохода, поскольку родители уже выбыли из общественного производства, а женщина не всегда включилась в него.

2-я фаза – рост социального статуса (17 – 22 года) – активное включение в производство не только женщины, но и взрослых детей.

3-я фаза – снижение социального статуса (семье 22 – 35 лет) по причине выбывания взрослых детей, образующих свои семьи, помощь родителей этим детям (см. 1-ю фазу), выход на пенсию.

4-я фаза - затухание трудовой активности (35 лет и далее).

В современном российском обществе заметно усилилась роль родителей в формировании молодой семьи и поддержания ее материального положения. Часто родители превращаются в кормильцев молодых супругов, так как доход родителей в полтора – два раза выше заработка молодых супругов. Более половины семей начинает жизнь не в собственном жилье, а в родительском доме, еще значительная часть в съемных квартирах, которые оплачивают родители. Улучшение жилищных условий происходит к 10 – 15 годам брака, когда семья, наконец строит или покупает отдельную квартиру.

Что такое семья? Как она возникает? Семейный кодекс России дает ей определение как союзу двух лиц. Возникновение семьи при этом возможно только при гармонии взаимоотношений и любви.

Что такое семья, как она возникает? В народе принято говорить, что это первоначальная ячейка, из большого количества которых и складывается любое государство. Возникновению ее предшествует взаимная симпатия двух людей друг к другу. В классическом представлении семьей называют союз женщины и мужчины.

История появления

Учеными было дано объяснение тому, каким образом в далекой древности появилась семья. Они считают, что ее создали добытчики-мужчины со своими верными спутницами. История возникновения семьи началась на определенном этапе развития общества. Это был момент, когда у представительниц слабого пола произошла смена приоритетов. Пещерные красавицы перестали обращать внимание на брутальных альфа-самцов. На их месте женщины предпочитали видеть мужчин-добытчиков, которым и хранили верность всю свою жизнь. Красавицы поняли, что отношения с тем, кто способен обеспечить пропитанием не только себя, но и свою избранницу, гораздо комфортнее.

Альфа-самец в этот момент истории стал просто невыгоден с практической стороны. Такой мужчина завоевывает женщину только на одну ночь. При этом он не старается обеспечить ее дальнейшее комфортное существование, а отдает свои силы на борьбу с другими самцами за получение места в иерархии или в сердце очередной дамы. Хорошие добытчики по многим параметрам могли уступать брутальным мужчинам в наглости, силе, а также в умении подавлять своей волей. Однако в то время, когда альфа-самцы дрались за очередную даму сердца, они осыпали свою избранницу дарами. Женщины быстро сообразили, какой мужчина украсит и облегчит их жизнь. Самки начали выбирать добытчиков. Они хранили им верность, поскольку комфортная жизнь с заботливым самцом женщин вполне устраивала. Таким образом, подарки и цветы - это обычай, пришедший к нам с древнейших времен.

С течением времени была утеряна актуальность такого критерия превосходства, как «самый сильный». В отношениях самцов стало меньше конфликтности и остроты. Люди разбились на семейные ячейки, которые были весьма устойчивы. Результатом их возникновения стало образование общин.

Определение понятия

Что такое семья? Как она возникает? Каковы ее основные признаки? Слово «семья» в широком смысле подразумевает определенную группу людей, у которых имеется общий предок.

В социологии существует большое количество определений, которые даются слову «семья». Базовую ячейку общества характеризуют как исторически конкретную систему между родителями и детьми, а также супругами, внутренними связями которой являются родственные и брачные отношения. Семью считают устойчивым объединением, представители которого не только находятся между собой в родственных отношениях, но и связаны взаимной ответственностью, общностью быта.

Основа

Что такое семья, как она возникает? Первоначальной основой отношений, которые существуют в базовой ячейке общества, является брак. Он обеспечивает установление супружеских обязанностей и прав.

Система отношений

Сама суть семьи намного многограннее, чем брачные отношения. объединены не только супруги. В состав семьи входят также дети и другие близкие люди. Таким образом, в базовой ячейке общества складываются триединые отношения. Они основаны на цепочке «супружество-родительство-родство». Таковым является основной которых в России насчитывается порядка шестидесяти-семидесяти процентов. Оставшаяся часть приходится на молодоженов, которые пока не завели малышей, и бездетных супругов.

Совместное проживание мужчины и женщины в строгом смысле не сводится только к супружеству или сожительству. Развитие семьи подразумевает собой создание определенной системы связей, а также взаимоотношений между ее членами, призванными выполнять определенные функции.

Состав

Понятие, заключенное в термине «семья», обладает социальным характером. Именно поэтому в правовых актах установлен круг лиц, которые образуют ее состав. Однако в различных сферах законодательства понятие различно. Все зависит от того содержания, которое вкладывается в это определение. Так, различен круг членов семьи в трудовой, гражданской, семейной отрасли права и т. д.

По своей сути, базовая ячейка общества является системой отношений, связывающих между собой жену и мужа, детей и родителей, которые на основе единого бюджета ведут общее хозяйство. При этом семья основывается на кровном родстве или браке и имеет определенную исторически организацию.

Как возникает семья? Вовсе не после появления соответствующего штампа в паспорте. предшествует процесс построения отношений любви, поддержки и взаимопонимания. Вся жизнь этой малой социальной группы характеризуется происходящими в ней духовными и материальными процессами. В семье человек рождается, через нее происходит смена поколений.

Функции

От эпохи к эпохе, от общества к обществу роль семьи варьировалась. Помимо всего прочего, культурными нормами предписываются и определенные понятия. В их перечне количество супругов, которые могут быть у одного человека, и правила, по которым выбираются брачные партнеры, обязанности и права родственников, а также роль, отводимая главе семейства.

Учеными были выделены разнообразные из них следующие:

Хозяйственно-бытовая и экономическая;
- репродуктивная;
- воспитательная;
- первичной социализации;
- психотерапевтическая и рекреационная.

Характеристика основных функций

Репродуктивная роль семьи обуславливается необходимостью продолжения человеческого рода. Сегодня, к сожалению, демографическая ситуация в нашей стране такова, что уровень смертности превышает рождаемость. Дети в семье являются не только продолжателями рода, но и членами общества, будущими тружениками и деятелями, защитниками родины и частичками прогресса. Именно поэтому одной из важнейших задач, которые ставит перед собой государство, является восстановление репродуктивной роли малой социальной группы людей.

Так сложилось исторически, что семья является главной хозяйственной ячейкой любого общества. Ее экономическая функция представляет собой накопление богатства, предназначенного для ее членов.

Роль первичной социализации семьи заключена в формировании личности ребенка. Люди, связанные между собой кровными узами, обладают тесными социальными и естественно-биологическими связями. Это влияет на особенности формирования психики на ранних этапах развития ребенка.

Немаловажна и Она играет важнейшую роль в первичной формировании его личности. К решающим факторам всего социально-педагогического процесса относят микроклимат в семье.

Находясь среди близких людей, человек должен ощущать себя комфортно. Семья должна быть нишей, где, несмотря на успехи, финансовое положение и внешность, каждый хотел бы чувствовать защиту и взаимопонимание. В этом заключается психотерапевтическая и

27.06.2016 17:22

Некоторые ситуации, происходящие в современных семейных и личных отношениях, и вызывающие споры и возмущения некоторых из нас, станут яснее и понятнее, если мы внимательно рассмотрим и узнаем процесс формирования семьи в историческом аспекте. На изучение истории семьи меня подтолкнул случай с одним из моих пациентов, который, ничего не стесняясь, завел вторую жену и поселил её вместе с первой, ссылаясь на то, что его поступок соответствует положениям в книге Ф. Энгельса и «Манифесту Коммунистической партии».

История - очень важна для нас, без нее трудно понимать процессы, которые происходят в настоящем. Для человечества уже много веков считается нормой - моногамный брак, но в древние времена всё было иначе.

Развитие человечества имеет несколько этапов.

Первый этап - это дикость, которая в свою очередь делится на несколько ступеней. На низшей ступени, длящейся несколько тысячелетий, люди ещё не готовили пищу и жили естественно, на природе, собирали съедобные растения, орехи. Возможно, в это время начинает формироваться речь. Во время средней ступени люди открывают огонь, создают первые орудия труда, начинают употреблять в пищу рыбу. Жить начинают не просто там, где придется, а выбирают места рядом с рекой. На высшей ступени орудия усложняются, создаются первые лук и стрелы, с помощью которых становится возможным охотиться на дичь.

Второй этап — варварство. Он делится также на ступени. На низшей ступени люди приручают животных, выращивают растения, а также начинают заниматься гончарным делом. Средняя ступень отличается тем, что люди начинают строить дома с применением камня и кирпича. Выращивают растения для пропитания и создают систему орошения для ухода за ними. Из домашних животных образуются стада, люди лучше питаются благодаря молочной пище.И уже на высшей ступени человечество входит на путь цивилизации, который начинается с применения медной руды для производства орудий и создания письма.

Третий этап - это цивилизация, во время которого все уже приобретенные навыки развиваются, расширяется производство, распространяется искусство.

Но что же о семье? Известен факт, что стадо образуется только там, где есть полигамия. Там же, где существует крепкая семья - возникновение стада крайне редко. Семью ограничивает ревность самца, и она же отделяет семью от стада. Ревность в стаде отсутствует, там все самцы терпимы друг к другу, поэтому существование крупной группы возможно. В таких стадах и происходил переход от животных к человекоподобным, а потом к человеку. Поэтому благодаря полигамии мы стали людьми и существуем до сих пор. Можно сказать, что полигамия - это часть нашей природы и она естественно присутствует в нас, поэтому бороться с ней бессмысленно. Намного полезнее попробовать вписать ее в существующие рамки принятой в обществе полигамии.

До того, как создать моногамный брак, человечество прошло целый путь развития и образования следующих типов семей.

Групповой брак

Сначала существовал групповой брак, в котором участвовали множество мужчин и женщин, принадлежащих друг другу. Такая форма отношений практически исключала ревность, и именно она способствовала формированию человеческого общества. Такой период полигамии существовал достаточно долго. По мнению Ф. Энгельса ревность появилась намного позже и больше была социальной, нежели биологической.

Биологическая ревность больше присуща мужчинам, ведь потомство несет гены, а значит, продолжает тебя и твой род, поэтому очень важно быть уверенным в верности женщины. Но в древние времена ещё не было понимания чистоты потомства, ничего не знали о кровосмешении. Никого не смущали половые отношение между родственниками, братьями и сестрами и даже между родителями и детьми.

От таких союзов рождались болезненные дети, которые долго не жили. И только позже, с открытием кровосмешения и запретом на кровнородственные связи, перестали тратить время и средства на выхаживание нежизнеспособных детей. Но даже при таких свободных нравах иногда образовывались пары, которые неосознанно для себя какое-то время были моногамными, жили вместе, трудились.

Кровнородственная семья

Первой ступенью семьи стала кровнородственная семья, в которой отношения между детьми и родителями отсутствовали, но половая связь между братьями и сестрами принималась как само собой разумеющееся. Такой вид семьи давно исчез, но ее некоторые элементы можно встретить у племен аборигенов Гавайских островов. Аналоги таких отношений встречаются и в современном обществе. Яркий пример - семейные ритуальные празднования и встречи. Но обычно, секс здесь не доходит до окончательной стадии из-за принципов морали или других обстоятельств.

Всё это свидетельство того, что людям не удалось реализоваться профессионально, и свою энергию они пускают на отношения с родственниками. Если супруги действительно увлечены друг другом, то необходимость посещения подобных мероприятий у них практически отсутствует.

Пунуальная семья

Следующий вид семьи - пуналуальная, в ней брак между братьями и сестрами запрещен. Такие группы становились развитее и сильнее, нежели племена с кровосмешением. В пуналуальных семьях женщина может быть общей женой нескольких мужчин, но среди которых нет ее родных братьев. И наоборот, мужчина может быть общим мужем ряда женщин, и среди них нет его сестер.

В наше время такая форма тоже может проявляться в так называемых «шведских» семьях, поэтому опять же - не осуждайте никого, у всех нас одна история. В групповых семьях не всегда известно кто отец ребенка, так как мужей несколько, но мать всегда известна - поэтому род в те времена начинался вестись по материнской линии - так возник институт рода. Все родные сестры с братьями и детьми, имеющие одну мать-основательницу составили первый род.

Парная семья

Внутри групповых семей могли образовываться пары, которые длительное время жили вместе, привыкали друг к другу и обосабливались. Так формировались парные семьи. Те семьи, в которых не было кровосмешения, давали более здоровое потомство и соответственно в дальнейшем такие семьи и племена становились сильнее кровнородственных групп. Но в какой-то момент количество женщин уменьшилось и им приходилось платить какой-либо выкуп, чтобы жить только с одним мужчиной.

Парная семья появилась в переходный период от дикости к варварству, у нее ещё нет своего хозяйства и имущества. Также важный момент - теперь в семье появился один отец, все дети были от одного мужчины, который обеспечивал быт и добывал еду. В случае разлада в семье и развода - мальчики оставались с отцом и в роду, а девочки вместе с матерью исключались из него. Так появилась патриархальная семья, в которой права женщины стали ущемляться, она вместе с детьми стала собственностью мужа.

Моногамная семья

Возникновение моногамной семьи из парной - начало эпохи цивилизации. Глава моногамной семьи - мужчина, который является отцом детей, и изменять ему жена не имеет права. При этом муж может изменять, иметь рабынь, но жена принижена и занимается домашним хозяйством, не участвуя в общественных делах. В это время получает широкое распространение проституция. Моногамные семьи в своей основе имели экономические аспект - общее имущество, что было важнее любви, можно сказать - это были браки по расчету. Появляется неравенство полов, мужчины подавляют женщин.

Свобода в половых связях с введением моногамного брака не исчезла - развитие получила проституция. Женщины, в свою очередь, заводили любовников, а установление отцовства детей, рожденных в браке, основывалось только на нравственных аспектах.

Несмотря на форму брака, люди не меняются, в браке они остаются такими же, какими они было до него, поэтому со временем любой брак становится похож на спокойное сожительство, называемое тихим семейным счастьем.Когда брак заключается по расчету, он так или иначе принимает вид проституции, намного чаще с женской стороны, единственное отличие в том, что женщина продает свое тело один раз и навсегда, попадая при этом в рабство. В современное время очень часто в “приличных” семьях дочерей настраивают на то, что нужно искать богатого жениха, который будет ее обеспечивать.

В следующем номере)

На исходе XIX века

Семья большая и малая

Веками формы традиционной крестьянской семейной жизни были «подогнаны» к экономическим и социальным условиям российского земледельческого хозяйства. Но во второй половине XIX века эти условия стремительно уходили в прошлое, а вместе с тем лишались опоры и приспособленные к таким условиям семейные структуры, формы и нормы семейных отношений. Именно в это время вышло наружу всегда существовавшее подспудно противоречие «малой» и «большой» семей.

В России дольше, чем в странах Западной Европы, задержалась большая, неразделенная семья — расширенная (т. е. состоящая из одной супружеской пары и других, не являющихся супругами родственников разной степени близости, — овдовевших родителей и прародителей, неженатых детей, внуков, правнуков, дядьев, племянников и т. д.) и составная (имеющая в своем составе несколько супружеских пар и, так же как и расширенная семья, других родственников). Впрочем, не все члены такой большой семьи обязательно кровные родственники, тем более близкие. Она может включать и более отдаленных родственников (двоюродных и троюродных братьев и сестер, внучатых племянников и т. п.), а также и лиц, связанных свойством, — зятьев, снох, золовок, деверей и пр., — и даже людей, не связанных с ней ни родством, ни свойством, но живущих под той же крышей и ведущих совместное с другими членами семьи домашнее хозяйство: приемные дети, ученики, приживалы, работники, прислуга.

Но наряду с большими всегда существовала и малая семья, состоявшая из супружеской пары с детьми, а иногда и без детей. Она могла существовать в одном из двух видов: как автономная малая семья либо как «встроенная» в большую семью, как ее составная часть.

Историки и социологи давно уже ведут споры о том, каким было соотношение этих двух форм существования «супружеской семьи» в прошлом. Было время, когда они единодушно полагали, что во всех без исключения обществах, где сейчас господствует малая супружеская семья, прежде безусловно преобладала семья сложная, которая была основной формой частного общежития, предшествовавшей современной малой семье. В последние десятилетия это единодушие исследователей было сильно поколеблено: анализ исторических источников привел многих исследователей к выводу, что в действительности в прошлом малая супружеская семья встречалась гораздо чаще, чем полагали прежде.

Сам факт извечного параллельного существования малых и больших семей едва ли вызывает сомнение. Иначе не могло и быть — формирование того или иного типа семьи не было жестко детерминированным процессом, речь может идти только о том, какой была вероятность появления каждого из них. Необходимо ясно понимать, в каких демографических условиях шло формирование семьи еще 100-200 лет назад. Неразделенные семьи, как правило, были «отцовскими», т. е. продолжались по мужской линии, причем женатые сыновья оставались в родительском доме, а замужние дочери уходили в семью мужа. В русской деревне в родительской семье обычно оставались все женатые сыновья со своими женами и детьми. Для того чтобы сложилась и была зафиксирована статистикой трехпоколенная неразделенная «отцовская» семья, надо, чтобы в семье старшего поколения был хотя бы один сын, доживший до возраста, когда он может жениться и иметь детей, и чтобы хотя бы один из его родителей был жив к этому моменту.

В допромышленную эпоху, в силу высокой ранней смертности, довольно значительного бесплодия, частых выкидышей и других подобных обстоятельств, вероятность выполнения указанных условий была невысока. Поэтому, даже если допустить, что большинство людей стремились к созданию и сохранению многопоколенных, неразделенных больших «отцовских» семей, совершенно неизбежным было большое число несостоявшихся или частично состоявшихся семей этого типа. Во втором случае складывалась, например, «братская» семья — сложная, но двухпоколенная. В первом же случае возникала малая семья, состоящая из супругов с детьми, а иногда и без них. Такая семья и трактуется исследователями как «супружеская», или «нуклеарная» (группирующаяся вокруг «супружеского ядра»). Но в прошлом — это вынужденная нуклеарность.

Подобные малые семьи не стремятся воспроизвести себя в прежнем виде, а при малейших благоприятных условиях превращаются в большие, сложные. История знает самые разные способы преодоления вынужденной нуклеарности. Во многих странах, в том числе и в России, было широко распространено усыновление при отсутствии прямых потомков мужского пола, причем усыновляемым мог быть не только ребенок, но и взрослый мужчина. Когда для этого были условия, практиковалось и «приймачество» — вопреки обычаю замужняя женщина вместе с мужем жила в семье своих родителей.

Малая супружеская семья скорее всего ровесница большой, неразделенной, ее постоянная спутница. Сосуществуя на протяжении веков, они находились в своеобразном симбиозе, нуждались друг в друге, знали и конкуренцию, и противоборство, и взаимные уступки.

Явные экономические и демографические преимущества большой семьи долгое время исключали массовое стремление малых семей к обособленному существованию. Малая семья, группирующаяся вокруг супружеского ядра, никогда не противостояла большой семье как тип, скорее, она ощущала свою неполноценность, незавершенность по сравнению с большой и стремилась при первой возможности превратиться в такую большую, сложную, многопоколенную семью, в недрах которой она чувствовала себя более защищенной. Человек здесь меньше зависел от столь частых в прошлом экономических, демографических и прочих случайностей.

Но за эту относительную защищенность супружеской семье приходилось платить дорогую цену. Такая семья была двуликим Янусом. Одним ликом она была обращена внутрь себя — к супружеству, продолжению рода, воспитанию детей. Другой же лик супружеской семьи был повернут вовне — к непосредственному окружению, к большой семье, которой ее малые составные части, заботясь о своих собственных интересах — тех, что находились под присмотром первого Янусова лика, — уступали львиную долю своего суверенитета.

Так было везде, так было и в России. Крестьянин вел тяжелейшую, но далеко не всегда успешную борьбу за существование, голод постоянно стоял у порога его избы. Большая семья лучше соответствовала условиям земледельческого труда, повышала шансы на выживание. Перед этим решающим соображением все остальные отступали на второй план. Об экономических преимуществах больших крестьянских семей много писали во второй половине XIX века, и следует лишь добавочно указать на некоторые демографические основания предпочтения больших семей. Вероятность для супругов овдоветь, для детей — остаться сиротами, а для стариков — оказаться одинокими в конце жизни была еще очень высока, а принадлежность к большой семье давала всё же некоторую дополнительную «страховку», защищавшую овдовевшую многодетную мать, детей-сирот или беспомощных стариков от голода и полной нищеты.

По меркам своего времени патриархальная семья в России была абсолютно естественной, «нормальной». Согласованность основных черт такой семьи, равно как и крестьянской общины, в которую она входила, со строем хозяйственной жизни делала этот тип социальной организации прочным, устойчивым. Он же в свою очередь придавал устойчивость хозяйственной, да и политической системе.

Столетиями «отцовская» семья была кирпичиком, из каких складывались общественные устои, — так она и виделись авторам XIX века. На этом фундаменте и впрямь выросло очень многое в культуре и идеологии русского общества, его мироощущении, его представлениях о добре и зле, о соотношении коллективистских и индивидуалистских ценностей.

Настал, однако, момент, когда всё это здание — вместе с семейным фундаментом — начало терять свою вековую устойчивость. Деревня всё в меньшей степени определяла лицо экономики страны, а в самой деревне натуральное хозяйство стремительно отступало под натиском товарно-денежных отношений. Тогда и начал трещать по швам привычный семейный уклад. Вырастая из тесного костюма натурально-хозяйственных отношений, сталкиваясь со всё новыми задачами, приобретая всё более разнообразный и сложный социальный опыт, русский человек быстро менялся и начинал задыхаться в узких рамках устаревших институтов, среди которых семья, в силу своего повсеместного присутствия, занимала одно из первых мест.

Супружеская семья в поисках суверенитета

Раньше для России были типичны ранние браки. Историки отмечали, что в XVI—XVII веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет... Редко случалось, чтобы русский долго оставался неженатым...». Постепенно возраст вступления в брак повышался. Петр I указом 1714 г. запретил дворянам жениться, не достигнув 20, и выходить замуж, не достигнув 17 лет, а по указу Екатерины II (1775 г.) для всех сословий запрещалось венчать мужчин моложе 15, женщин моложе 13 лет; в случае нарушения указа брак расторгался, а священник лишался сана. Позднее нижняя граница бракоспособного возраста еще более повысилась. В соответствии с императорским указом 1830 г. минимальный возраст для вступления в брак поднялся до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения нередко обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте. В качестве главного мотива выдвигалась необходимость иметь в доме работницу или хозяйку. Еще и к началу XX века брачность в России оставалась достаточно ранней. Более половины всех невест и около трети женихов в Европейской России были не старше 20 лет.

Еще на рубеже XIX и XX веков брачность в России была почти всеобщей. Согласно первой всеобщей переписи населения 1897 г., в конце XIX в. к возрасту 50 лет в браке состояли практически все мужчины и женщины, доля населения, никогда не состоявшего в браке, в возрастной группе 45-49 лет была существенно ниже, чем в странах Западной Европы.

Дореволюционная Россия почти не знала развода, брачный союз заключался на всю жизнь и практически не мог быть расторгнут. Развод рассматривался церковью как тягчайший грех и разрешался в исключительных случаях. Основанием для развода могло служить только «безвестное отсутствие» и «лишение всех прав состояния» одного из супругов. Тем не менее, по мере изменения общественных условий, постепенной эмансипации женщин, уже в дореволюционное время менялись взгляды на ценности супружества, отношение к разводу. Но эти изменения затрагивали в основном элитарные слои населения, официальные разводы были большой редкостью. В 1913 г. на 98,5 млн православных в России был расторгнут всего 3791 брак.

Браки не отличались большой долговечностью, однако не из-за разводов. Вследствие высокой смертности всегда был высоким риск прекращения брака из-за овдовения одного из супругов. В самом конце XIX века, в 1897 г., доля вдов среди всех женщин бракоспособного возраста составляла 13,4%. У мужчин соответствующий показатель был значительно меньшим — 5,45%. В это же время к возрасту 31 год среди не состоявших в браке женщин доля овдовевших была выше доли никогда не вступавших в брак: к 50 годам овдовевшими были 25% женщин, к 62 годам — половина, к 74 годам — свыше 75%.

Овдовение в значительной мере компенсировалось повторными браками, почти обязательными в условиях крестьянской жизни. На рубеже XIX и XX веков (1896-1905) доля повторных браков в общем числе браков составляла примерно 14% для мужчин и 8% для женщин. В результате каждый мужчина и каждая женщина, дожившие до брачного возраста и сыгравшие свадьбу (один или более раз), жили в браке в среднем четверть века.

Что же представляла собой эта четвертьвековая жизнь в браке?

С. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен», описывая древние русские семейные порядки, отмечал, что «отношения мужа к жене и родителей к детям в древнем русском обществе не отличались особенною мягкостью. Человек, не вышедший из родовой опеки, становился мужем, т. е. с ним соединяли существо, не знакомое ему прежде, с которым он прежде не привык встречаться как с существом свободным. Молодой человек после венца впервые встречался с существом слабым, робким, безмолвным, которое отдавали ему в полную власть, которое он был обязан учить, т. е. бить, хотя бы и вежливенъко, по правилу Домостроя». В словах Соловьева выражена позиция просвещенного XIX века. Однако ведь и в то время большинство россиян переходили из детского во взрослое состояние без всяких промежуточных ступеней, а вступление в брак лишь формально отмечало точку этого перехода: «малый» становился «мужиком». Неудивительно, что многое из тех отношений, которые столь критически оценивал Соловьев, дожило и до XX столетия.

В России уже давно пытались хоть как-то ограничить браки по принуждению. Соловьев цитирует патриарший указ XVII века, предписывавший священникам «накрепко допрашивать» женихов и невест, а также их родителей, «по любви ли и согласию друг другу сопружествуются, а не от насилия ли или неволи». Ломоносов призывал «венчающим священникам накрепко подтвердить, чтоб они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали». Но на деле еще и в XIX веке молодые люди очень часто вступали в брак по выбору родителей. Притом, хотя брак всегда понимался как интимный союз мужчины и женщины, при заключении брака на первый план чаще всего выходили экономические и социальные соображения.

В патриархальной семье на женщину смотрели прежде всего как на семейную работницу — способность работать нередко была главным критерием при выборе невесты. Ходу назад после женитьбы не было, оставалось жить по старинной формуле: «стерпится — слюбится».

«Малый», становясь «мужиком» в очень молодом возрасте и продолжая жить в составе «отцовской» семьи, оставался человеком несамостоятельным. А положение женщины было еще хуже: она не только зависела от мужа, но, войдя в большую семью, оказывалась также в зависимости от свекра, свекрови, других мужчин в семье, их жен и т. д. Она сразу же становилась одной из семейных работниц, и эта ее роль находилась в постоянном противоречии с ее же ролями жены и матери. Но были и другие стороны ее зависимого положения в семье, о которых принято было умалчивать, например, снохачество.

Собственные внутренние связи и отношения супружеской семьи, не имевшей достаточной самостоятельности, оставались неразвитыми, не играли в жизни людей той особой роли, какую они приобрели в наше время. А потому и каждый отдельный человек ощущал себя прежде всего колесиком сложного механизма большой семьи, обязанным исправно исполнять свой долг по отношению к ней, и лишь в очень малой мере видел в семье среду для раскрытия и реализации своей индивидуальности. Такая семья не была той социализирующей средой, в которой могла сложиться независимая, индивидуализированная человеческая личность. Человек для семьи — таков принцип, на котором держались испокон веку патриархальные семейные отношения.

Но что-то сдвинулось во второй половине XIX века. До поры растворение человека в семье было оправдано экономической и демографической необходимостью, интересами физического выживания. Но стоило этим двум необходимостям немного ослабеть, и жесткая предопределенность человеческой судьбы лишилась своего оправдания, привычные семейные отношения перестали удовлетворять людей, члены семьи начали «бунтовать». Тогда-то и вышел на поверхность скрытый конфликт большой и малой семьи, «работы» и «жизни». Патриархальная семья оказалась в кризисе.

Кризис этот раньше всего затронул городские слои русского общества, прежде также строившие свои семейные отношения по образцам, близким к крестьянским. Упоминаниями об этом кризисе заполнена русская литература второй половины XIX—начала XX века — от «Анны Карениной» Л. Толстого или «Грозы» А. Островского до статей безвестных или забытых авторов в научных и публицистических изданиях.

Противостояние старого и нового всё более раскалывало Россию, и линия этого раскола прошла через каждую семью.

Бунт на семейном корабле

Россия была не первой страной, столкнувшейся с кризисом традиционной семьи. К началу XX века многие западные страны уже прошли через него, традиционная большая семья стала достоянием истории, уступила место высокомобильной, малой, «супружеской» семье. «За время плаванья, которое должно было привести семью в современность... она отделилась от окружавшей ее общины, воздвигнув — чтобы защитить себя — непреодолимую стену частной жизни. Она прервала свои отношения с дальней родней и ослабила даже те, что поддерживала с близкими родственниками... Как удалось семье незаметно покинуть свою стоянку у причала традиции? ...Команда корабля — мать, отец и дети — вот кто с радостью разорвал державшие его путы, чтобы отправиться в свое собственное плаванье». Эти слова относятся к западноевропейской семье, но то же самое — пусть и позднее — произошло и с семьей российской.

Быть может, главной силой, взорвавшей изнутри старинный семейный уклад и ускорившей его кризис, стала и наиболее придавленная этим укладом женщина.

Хотя определенные шаги к изменению места женщины в семье и обществе были сделаны еще петровскими реформами (освобождением ее из терема), и в XIX веке идеи женского равноправия не были популярны в России и воспринимались как нечто чуждое русской традиции и русской культуре. И. Киреевский находил первый зародыш знаменитого впоследствии учения о всесторонней эмансипации женщины в «нравственном гниении высшего класса» европейского общества. В ненужности, более того, во вреде эмансипации был убежден и Л. Толстой и много писал об этом. Но, видимо, не только в европейской заразе и «высших классах» коренились причины нараставшей в России борьбы за расширение женских прав. Наверное, не следует недооценивать вклада в борьбу за женское равноправие просвещенных и интеллигентных женщин. Однако решающие события происходили всё же не в великосветских салонах. Главной ареной перемен в положении женщины была деревня.

«Бабий бунт» в деревне — лишь одно, хотя и очень яркое проявление назревавших, начинавшихся семейных перемен. Рядом с «женской» их линией видна еще одна — «детская».

В народном сознании было глубоко укоренено представление о безграничных правах родителей по отношению к детям и столь же безграничном долге детей по отношению к родителям. Даже в конце ХIХ века родительская власть была очень велика. Всё еще встречалось выражение «отец заложил сына» (т. е. отдал в работу на определенный срок, а деньги взял вперед). Родителям принадлежало решающее слово, когда речь шла о женитьбе сыновей, а особенно — о замужестве дочерей. И всё же к концу ХIХ века старые семейные порядки в отношениях родителей и детей уже трещали по швам, ослабли и былое уважение родителей, и былая покорность им, хотя внешне многое еще сохранялось.

В той мере, в какой власть родителей еще сохранялась, она всё больше держалась на одной лишь прямой экономической зависимости детей. На протяжении всей второй половины ХIХ века перемены в экономических условиях жизни семьи и во внутрисемейных отношениях расшатывали устои большой неразделенной семьи, и нарастало число семейных разделов. С каждым днем становилось яснее: преимущества большой семьи уже не перекрывают ее недостатков, жить в такой семье становилось всё более тягостно. Скрытые от глаз внутренние антагонизмы большой патриархальной семьи вышли наружу. «Все крестьяне осознают, что жить большими семьями выгоднее, что разделы причиною обеднения, а между тем все-таки делятся. Есть же, значит, этому какая-нибудь причина? Очевидно, что в семейной крестьянской жизни есть что-то такое, чего не может переносить всё переносящий мужик», — писал автор знаменитых писем «Из деревни» Энгельгардт, последовательный противник семейных разделов.

Неизбежность перемен

К началу XX века российское общество оказалось перед лицом острейших экономических и социальных проблем, на фоне которых демографические и семейные неурядицы могли выглядеть не самыми главными. Во всяком случае о них говорили и писали намного меньше, чем, скажем, об экономической отсталости, о земельном вопросе, о бедности или бесправии народа, о необходимости политических перемен и т. д. Но всё же нельзя сказать, чтобы эта сторона народной жизни совсем не привлекала внимания. Огромная смертность, учащавшиеся попытки уклониться от рождения детей или отказ от детей, уже рожденных, «падение семейных нравов», женское эмансипационное движение в городах и «бабий бунт» в деревне, непокорность взрослых детей и ослабевавшая родительская власть, умножавшиеся крестьянские семейные разделы — всё это говорило об обесценении вековых заповедей семейной жизни, об усиливающемся ее разладе.

Разлад был замечен всеми и стал объектом критики, самокритики русского общества, всё более осознававшего необходимость обновления. Изменения в семейной и вообще частной жизни людей были лишь одной из сторон всеобщих перемен, переживаемых Россией в пореформенный период, когда четко обозначилось ее стремление превратиться в современную промышленную страну. За четыре десятилетия, последовавшие за отменой крепостного права, все прежние равновесия были нарушены, а новые — еще не созданы. Российское общество вступило в полосу тяжелого, затяжного кризиса.

Не могла избежать этого кризиса и вся система семейных и демографических отношений. Впрочем, то самое развитие, которое ввергло частную жизнь людей в кризис, создало возможности и выхода из него.

Экономическая необходимость предписывала определенные формы организации семейного производства, разделения труда в семье и т. п., но семья и общество всегда вынуждены были считаться также с демографической необходимостью, которая ставила предел даже и экономическим требованиям. Ей были подчинены многие важнейшие нормы и стереотипы поведения. Культурная и религиозная традиции отводили высокое место ценностям материнства и отцовства и в то же время налагали суровые запреты на маргинальные формы поведения, которые могли позволить женщине или супружеской паре уклониться от выполнения своего родительского долга. Никакое своеволие не допускалось, принцип «человек для семьи» находил здесь одно из самых прочных своих оснований. Снижение же смертности и рождаемости стало двойным сдвигом, резко расширявшим демографическую свободу семьи и ее членов и наносившим этому принципу непоправимый урон.

В самом деле, чем меньше времени, сил, энергии требует от женщины и семьи биологическое воспроизводство, тем больше они могут расходоваться (без ущерба для продолжения рода) на воспроизводство социальное: саморазвитие и самореализацию личности, социализацию детей, передачу и обновление культурных образцов, производство материальных благ и т. п. Старые же семейные порядки никакого выбора не признают, семейные роли и семейные обязанности строго раз и навсегда закреплены, что и оправдано экономической и демографической необходимостью, интересами физического выживания. Стоит этим двум необходимостям хоть немного ослабеть, и жесткая предопределенность человеческой судьбы теряет свое оправдание. Привычные формы демографического и семейного поведения перестают удовлетворять людей, появляется новая активность, направленная на то, чтобы заполнить расширившееся пространство свободы, добиться более долгой жизни для себя и своих детей, отстоять интимность своей семейной жизни, открыть для себя новые социальные роли, полнее реализовать себя.

Пусть в России конца XIX—начала XX века всё это было доступно лишь узкому слою людей и недостаточно осознано всем обществом, а всё же движение уже началось, многое предощущалось, кое-что было известно из примера более продвинутых европейских стран. Разлад в старых семейных порядках, конечно, тревожил современников, но было и ожидание желаемых позитивных перемен.

Было бы хорошо, если бы замена, позволяющая преодолеть кризис традиционных демографических и семейных отношений, произошла в результате их плавной эволюции, постепенной выработки новых форм и норм демографического и семейного поведения, отвечающих новым экономическим и социальным условиям, которые тоже складывались бы постепенно. Но в условиях быстро менявшейся России на это было мало шансов, у нее просто не было времени на постепенные, от поколения к поколению, изменения. Страна стремительно приближалась к социальному взрыву, в котором предстояло сгореть и старой семье.

(Начало. Продолжение в следующем номере)

Строго говоря, слово «семья» не вполне применимо к таким формам общежития, и в бытовом, и тем более в научном языке их обозначают терминами «хозяйство», «домохозяйство», в России в прошлом в этом случае употреблялось слово «двор».
Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М., 1993, с. 209.
Shorter E. Naissance de la famffle moderne. XVIII—XX siecle. — Paris: Seuil, 1977.
Энгелъгардт А.Н. Из деревни: 12 писем: 1872-1887. — М.: Мысль, 1987.
Звонков А.П. Современный брак и свадьба среди крестьян Тамбовской губернии... — М., 1889. Вып. 1.