Культура китая. Культурное наследие дренего китая

  • 1. Пространственные виды искусства:
  • 2. Временные виды искусства
  • 7. Современное искусство
  • 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
  • 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
  • 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
  • 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
  • 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
  • 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
  • 5) Язык.
  • Классификация цивилизации
  • 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
  • Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
  • Концепция о. Шпенглера
  • 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
  • Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
  • 2) Этап роста.
  • 3) Этап надлома
  • 13. Возникновение и становление постмодернизма.
  • 14. Постмодернизм как образ жизни.
  • 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
  • 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
  • 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
  • 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
  • 17. Культура и личность
  • 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
  • 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
  • 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
  • 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
  • 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
  • 2. Культура эпохи Нового царства.
  • 21. Культура древней Индии.
  • 22. Культурное наследие Древнего Китая
  • Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
  • 23. Культура древней Японии
  • 24. Культура средневековой Японии.
  • 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
  • II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
  • 26. Характеристика Византийской культуры
  • 27. Культура западноевропейского средневековья
  • 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
  • 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
  • 30. Культура России в первой половине XVIII века
  • М.В.Ломоносов
  • 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
  • 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
  • 33. Культура России во второй половине XIX века.
  • 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
  • 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
  • 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
  • 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
  • 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
  • 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
  • 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
  • 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
  • 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
  • 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
  • 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
  • 45. «Оттепель» в духовной жизни советского общества после хх съезда кпсс.
  • 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
  • 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
  • 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
  • 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
  • 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
  • 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
  • 52. Экология и экологическая культура.
  • 22. Культурное наследие Древнего Китая

    Древнекитайская цивилизация возникла на рубеже III-II тыс. до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ и просуществовала до 220 г. н. э.(крушение империи Хань). Население Китая в глубокой древности было весьма пёстрым по своему этническому составу: китайские племена, манчжуро-тунгузские, тюркские, монгольские, сино-тибетские и др.

    До середины I тыс. до н. э. Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций.

    В письменных памятниках китайской древности присутствует идея китаецентризма. Даже древние китайские государства назывались: «Срединные царства». Китайцы отождествляли свою страну с «Поднебесной», а китайского императора – властелином всех людей. В этом древние китайцы не были исключением. В Европе, например, греки считали всех, кроме эллинов, варварами.

    Традиционно китайские историки говорят об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов.

    Периодизация истории и культуры Древнего Китая:

      разложение первобытно-общинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (18-12 вв. до н. э.). Государство Шан-Инь.

      Древний Китай 11-3 вв. до н. э. Государство Чжоу. С 5 по 3 в. до н. э. была эпоха «борющихся царств».

      Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь 3 в. до н. э. (221-207 гг. до н.э.)

      Империя Хань 3в. до н. э. – 3 в. н. э. (207г до н. э. – 220 г. н. э.)

    Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Китайская культура, в отличие от индийской, более прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. У китайцев на первом месте деньги. Китайцы считают, что в следующей жизни они будут жить также богато, как и в этой. Поэтому китайцы трудолюбивы, стремятся разбогатеть. Велика роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний.

    1. Среди ранних городов-государств исключительное место занимает раскопанный в районе г.Аньяна «Великий город Шан» с водопроводом в аристократическом квартале. Это было ранне-рабовладельческое государство Шан-Инь. Три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: строительство городов, применение бронзы и появление письменности. Образцы иньской письменности расшифрованы. Они представлены гадательными текстами на костях животных и панцирях черепах. Для письма использовались также деревянные планки. Правитель иньцев носил титул «ван». Интерес представляют иньские погребения. Найдены крупные гробницы правителей и их ближайших родственников. В центральной погребальной камере площадью 400-500 м 2 и глубиной 10 м помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один – внутренний. В гробницу клали бронзовые ритуальные сосуды, украшения из золота и яшмы, оружие, музыкальные инструменты и др.

    В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоевано чжоусцами из государства Чжоу (северо-западный Китай). Чжоусцы быстро переняли у иньцев технику бронзового производства, письменность. В Чжоу был двуединый культ верховного божества Неба и сына Неба.

    2. Примерно с 6 в. до н. э. появляются древнекитайские мифы. Они подразделяются на несколько групп:

      космогонические мифы (природа возникла из состояния первоначального хаоса. Хаос делят на два первоэлемента – ян (мужское начало) и инь (темное начало). Из них возникли неодушевленные вещи и живые существа.

      мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Два основных бедствия: наводнение и засуха.

      мифы о древнейших героях. Многие герои изображались в виде полулюдей-полуживотных.

      мифы о первопредках.

    Эпоха Чжоу – «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ускоряется развитие научных знаний. Эта эпоха считается золотым веком китайской философии. В этот период складываются основные философские течения – конфуцианство, даосизм.

    3. В III в. до н. э. усиливается царство Цинь. Путем многолетних войн и завоеваний оно подчинило себе все остальные царства и создало единую Циньскую империю. В 221 г. до н. э. император Цинь Шихуанди осуществлял реформы, направленные на укрепление и объединение страны. Во всей стране вводились единые меры веса, длины, единое начертание иероглифов, единая денежная система с золотыми и медными монетами. Это способствовало развитию торговых связей. Цинь заботился о строительстве оборонительных сооружений. Для защиты страны от набегов кочевников – гуннов – он приказал соединить в одно целое все укрепления, начатые еще в 4 в. до н. э. Так начинает создаваться Великая китайская стена. Во времена империи Цинь протяженность стены достигла 700 км. Великая Китайская стена строилась более 1000 лет. Ее протяженность 4 тыс.км, а с ответвлениями – более 6 тыс. км. На постройку китайской стены сгонялись земледельцы, ремесленники и рабы. Некоторые бежали, поднимали восстания. Во время восстания был свергнут Цинь Ши Хуан и вождь повстанцев Лю Бан стал правителем. С него начинается династия Хань (207 г. до н.э.).

    4. Во времена империи Хань была развита торговля. Появился Великий шелковый путь, связывающий Китай со многими странами Запада. Из Китая вывозили шелк, ковры, железо, фарфор, пряности и др. Восстания ослабили рабовладельческий строй в Китае. В 220 г. н. э. империя Хань пала. Китай был расчленен на три царства.

    В древности в Китае возникла письменность в виде иероглифов (18 тысяч). Была развита наука. Был изобретен прибор, отмечавший землетрясения. В 28 г. до н. э. китайские астрономы открыли пятна на солнце. Был создан небесный глобус с описанием более 2500 звезд, разработана теория о безграничности Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики использовали десятичные дроби, отрицательные числа. Китайцы научились изготовлять бумагу, а до этого писали на шелке. В медицине был развит метод иглоукалывания.

    Изобразительное искусство Китая относится к древнейшим в мире. Керамические сосуды, блюда, амфоры, чаши украшались сложными геометрическими узорами, знаками-символами с изображением животных. В ханьскую эпоху строились дворцы. Китайская архитектура отличается национальным своеобразием. Крыши зданий имеют характерный изящный изгиб. Была развита портретная живопись. В целом, в китайском искусстве традиционными остаются пейзажи: горы и реки, цветы и птицы. Картины и их отдельные детали, как правило, имеют собственное толкование. Так, часто изображаемая на полотнах сосна, символизирует стойкость и долголетие, ива – женственность, скромность, утонченность и слабость, орхидея – простоту и благородство, бамбук – душевную чистоту. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства, приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых.

    Китай – страна древней музыкальной культуры. Уже в 1 в до н. э. В Китае было известно более 80 музыкальных инструментов.

    Одним из древнейших видов зрелищного искусства, история которого в Китае насчитывает около двух тысячелетий, была акробатика.

    Культура Древнего Китая почти без изменений просуществовала до XVII века н. э.

    Религия. Характер самой ранней религиозной системы в Китае остается неясным и является предметом споров. Крестьяне обожествляли силы природы. А у высших китайских слоев менталитет был другой. Не было:

      ни культа полубожественных героев;

      ни идеи спасения в загробном мире;

      ни идеи молитвы во имя избавления от грехов.

    Не было церковной организации, жрецов, догматов. В некотором смысле можно сказать, что древнекитайской религии не существовало вообще. Эквивалентом отсутствующей официальной религии стали аристократическая этика и ритуальная церемония. Высшим сакральным авторитетом для аристократии было всемогущее, но недоступное Небо. Ритуально-этическая связь с Небом осуществлялась императором (ваном). Император был сыном Неба и также являлся высшим носителем дэ – добродетели и благодати. Небо – высший судья. Он также вручает мандат на управление Поднебесной. Свою страну Китайцы называли Поднебесной, а вана - ее владыкой.

    В середине I-го тыс. до н. э., в Древнем Китае появились конфуцианство и даосизм. Сначала это были философские школы, а во 2 веке н. э. превратились в религию .

    Конфуцианство регулирует социальные отношения с помощью культа предков. Уважение к своим предкам подразумевает и уважение к существующему социальному порядку. Развита социальная, ритуализированная этика. Она сформировала облик традиционной китайской культуры. Раннее конфуцианство говорило об изначальной доброте человеческой природы.

    В древнекитайской цивилизации был культ образованности и грамотности. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования. Для продвижения по службе чиновнику приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. ХХ века).

    Даосизм сыграл ключевую роль в эстетизации и поэтизации природы. Только сейчас человечество стало осознавать актуальность экологического мышления, которым проникнута вся даосская философия. Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств , включая у-шу.

    Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Культура Древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития китайской цивилизации и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.

    Цена действительна на момент публикации , на момент бронирования цена может поменяться, т.к. меняются тарифы на авиабилеты! Чтобы снизить риск пересчета тарифа, можно воспользоваться клубной системой ().

    Спецпроект Ч


    Китай, это не только привычный всем нам слоган «made in china», это прежде всего громадный пласт истории, памяти, времени, и всего, что должно быть дорого как всему человечеству, так и отдельному Я, для понимания своего значения в этом мире вообще и сохранения памяти и развития цивилизации людей в целом.
    Это уникальный исторический казус слияния одного во многом и совершенно казалось бы несовместимом, место концентрации всего и вся, кладезь памятников и сокровищ, место контакта прошлого и будущего и взаимный проникновенный симбиоз, древнейшая цивилизация и одновременно коммунистический рай.
    На его огромной территории от курортного Хайнаня до мертвых песков пустыни Гоби, от задевающих облака небоскребов Шанхая до ледников Тибета разбросаны уникальные места, внесенные в список наследия Юнеско, всего на данный момент 41.

    Первую часть из них мы и хотим представить вашему вниманию.

    Смотрим и изучаем:

    Пекин.

    Цзыцзиньчэн, буквально «Пурпурный запретный город» или Гугун (Бывший дворец) для пекинцев – самый обширный дворцовый комплекс в мире.

    По древней легенде, однажды дворец приснился китайскому монаху, который и нарисовал проект для князя Чжу Ди в конце 14 века. Став императором Китая, Чжу Ди за 15 лет с помощью миллионов китайцев построил Запретный город, окружив его 3,5 километровой стеной и объявив его новой столицей Китая и центром вселенной, откуда божественные императоры могут управлять Поднебесной. На территорию Внутреннего и Внешнего дворцов можно попасть через одни из четырёх ворот: северные-Ворота военной доблести, Шэньумэнь, южные Полуденные ворота, Умэнь, западные- Западные цветочные ворота, Сихуамэнь или восточные- Восточные цветочные ворота, Дунхуамэнь. Помещений, в которых отметились все 24 династии Китая и бережно хранятся предметы императорского быта, здесь ни много ни мало – 9999, а названия их звучат как поднебесная музыка: залы Земного спокойствия, Небесной чистоты и Объединения и мира. Всего здесь 114 строений, ценнейшая библиотека, залы гармонии и три императорских сада – Долголетия, Доброты и Спокойствия.







    Шэньянский Запретный город – Гугун, уступающий масштабами (но не красотой) Запретному городу в Пекине, отличается от пекинского тем, что был создан по приказу императора маньчжурской династии со всеми вытекающими отсюда архитектурными стилями и элементами, привнесенными кочевой культурой маньчжуров (например, первые постройки очень напоминали юрты).

    На склонах гор Тяньшоу у подножия Горы Небесного Долголетия в 50 км к северу от центра Пекина, отгороженный от посторонних глаз высокой стеной, стоит комплекс мавзолеев тринадцати императоров китайской династии Мин. К гробницам – огромным павильонам-дворцам, созданным и расположенным в соответствии с принципами фэн-шуй, ведет общая священная дорога (шеньдао), уставленная статуями мифических существ.

    Летний дворец и императорский парк. Парк Ихэюань в Пекине (Летний императорский дворец)

    Летний дворец в Пекине, он же, Дворец человеколюбия и долголетия или дворец Жэньшоудянь – триумф гармонии и ландшафтная гордость Пекина. На огромной территории естественных холмов стоят изящные павильоны и старинные буддийские храмы, через озера перекинуты мостики, а вдоль берегов идут длинные крытые расписанные галереи – всего здесь более 3000 строений и помещений.











    Здесь императрица Цыси и император Гуансюй, использовавшие для строительства всей этой красоты деньги, выделенные на устройство современного флота, управляли государственными делами, принимали зарубежных гостей и делили огромную территории с многочисленными наложницами императора. К западу от буддистского святилища на берегу большого озера Куньмин возвышается одно из самых знаменитых сооружений Летнего дворца – Мраморная ладья с мозаичными полами, где императрицы Цыси любила трапезничать, глядя через красивые окошки на красоту «Сада чистой ряби» – Жэньшоудянь.



    Таинственные следы «пекинского синантропа», по одному мнению, первого представителя монголоидной расы, а по другому- тупиковая ветвь развития человечества, были впервые обнаружены учеными в 50 км к юго-западу от Пекина в небольшом поселке Чжоукоудянь. Здесь, в глубокой пещере Горы костей дракона – Лунгушань и были найдены следы древнего обезьяночеловека. Точно неизвестно, с каких времен местные жители стали раскапывать в пещере окаменелости древних костей «лунгу» или «костей дракона” и использовать их как лекарство от множества болезней, но официальные раскопки, начавшиеся в 1921 году и продолжающиеся и по сей день, подтверждают, что синантропы жившие здесь в период обледенения (около 700 тысяч лет назад), ростом были всего около полутора метров, правые руки их были больше, чем левые, они умели поддерживать огонь и иногда, кроме животных, добывали на обед себе подобных (то есть, каннибализм древним был не чужд)

    Храм Неба

    Величественный Храм Неба, – целое собрание удивительных культовых зданий и традиций, окруженных садами и старинными соснами и кипарисами. Все здесь устроено так, чтобы показать связь между землей и небом, миром людей и миром Бога, а также ту особую роль, которую в этих отношениях играют императоры. Хотя, было у Храма Неба и более бытовое предназначение- помощь в ходе уборки урожая под императорские молитвы.


    Наиболее знаменитая часть Храма – Стена возвращающихся звуков, известная своей акустикой: достаточно сказать что-то шепотом на одной стороне стены, как четко различимые слова отразятся на другой стороне, примерно, в 100 метрах. К югу от Стены возвращающихся звуков расположен белый мраморный Алтарь Неба, в центре верхней террасы которого лежит круглый камень, окруженный концентрическими кольцами девяти камней, указывающих путь императору. Еще одно монументальное сооружение- храме Циняньдянь, в котором все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Красные колонны цвета огня символизируют союз Неба и Земли, четыре центральные колонны – четыре времени года, двенадцать колонн посредине – 12 месяцев года, еще двенадцать колонн снаружи- 12 двухчасовых отрезков времени суток. А все вместе двадцать восемь колонн символизируют 28 созвездий.

    Великая Китайская Стена (застава Шаньхайгуань в 20 км от Циньхуандао)

    Великая китайская стена, монументальный подвиг китайского народа, отчетливо видимый даже с Луны тянется по северной части Китая на 8851 километр. Один из ее участков –Шаньхайгуань (Shanhaiguan) или «проход междугорами и морем» длиной в 26 километров – один из главных перевалов Великой китайской стены.







    На самом высоком месте, где стена встречается с Тихим океаном (Бохайским заливом)- Лаолунтоу, Голова старого дракона, стоит Крепостная башня. Здесь был заложен первый камень стены, и открываются красивые виды на морскую даль.

    Чэндэ.

    Горная резиденция, летний дворец династии Цин – это огромный комплекс дворцов и зданий.



    Император Канси, приезжавший в Чендэ поохотиться, выбрал эти места для устройства места отдыха от летней жары Запретного города в Пекине. Резиденция получила название Бишушаньчжуан – Горное убежище от летнего зноя. За 89 лет строительства здесь появились храмы, выполненные в различных архитектурных стилях, и императорские сады, гармонично вписанные в ландшафт озер, пастбищ и лесов. Вокруг резиденции в Чэндэ возведено 12 разных по архитектурному стилю величественных храмов, построенных с целью воссоединения при помощи религии национальных меньшинств, в том числе монголов, уйгуров, тибетцев.

    Датонг.

    Пещерные храмы Юньган

    В 16 километрах к западу от Датуна на склонах гор, протяжённостью более 1000 метров расположены 252 рукотворные пещеры, 51 тысяча статуй Будды, и изображения буддийских святых, воинов, небесных изящных танцовщиц и музыкантов.













    Все вместе – это Храмы Заоблачных Высот или самый большой в мире ансамбль пещерных храмов, созданных человеком в период рассвета китайского буддизма и в романтических настроениях трех китайских династий.

    Утайшань.

    Гора Утайшань






    Гора пяти высот, Утайшань или Чистая холодная гора, – одна из четырёх священных гор китайского буддизма, место пребывания Бодхисаттвы мудрости или в китайском варианте – Манджушри (Вэньшу). Главная гора – крыша Северного Китая возвышается на 3058 метров и окружена еще четырьмя вершинами, на которых так любит появляться Вэньшу, представляясь то паломником, то монахом, то пятицветным облаком. Когда-то храмов, посвященных Вэньшу на территории Утайшань было около трехсот, к настоящему моменту их осталось всего 53, но и этого вполне хватает, чтобы погрузиться в красоту ламаистских святилищ и монашеский быт с песнопениями, запахом благовоний и молитвами. Большинство действующих храмов расположены вокруг городка Тай­хуай (Taihuai)

    Факультативно:

    Цзиань.







    Гробницы Когурё – руины трех древних горных городов (Уну, Гуонэй и Ваньду) и 40 гробниц императоров и знати влиятельнейшей династии Когурё, правившей на территории части северного Китая и северной половины Корейского полуострова с 37 года до нашей эры до 668 года нашей эры. Стены гробниц украшены уникальными настенными росписями, по которым можно судить о повседневной жизни и традициях людей того периода. Территория руин Когурё настолько огромна, что на ней разместилась треть населения города Цзиань, включая здание администрации, построенное когда-то прямо на месте развалин. Сейчас бывшее здание городской администрации стало Парком Царства Когурё.

    Шанду.

    От некогда процветавшего Шанду на территории Внутренней Монголии, остались только глинобитные стены, кирпичный фундамент и укрепления. Археологические остатки храмов, дворцов, захоронений и стоянок кочевников – руины легендарной столицы монгольского правителя Хубилайхана расположены на территории в 25 гектаров (треть огромнейшего Запретного города в Пекине) и соответствуют всем правилам фэн-шуй.

    Даты возможны – любые, расчет цены запрашивайте!
    Например: 27 октября – 17 ноября

    Пекин – Циньхуандао – Шеньян – Чэндэ – Пекин – Датонг – Утайшань – Пекин


    Программа тура:

    27 октября вылет в Пекин, прилет
    27 октября – 1 ноября в Пекине в Guo Mao Super 8 3*, без питания

    Смотрим - Императорские дворцы династий Мин и Цин (Запретный Город) , Стоянка «пекинского человека» в Чжоукоудяне , Летний дворец и императорский парк , Храм Неба , Гробницы императоров династий Мин и Цин , Великая Китайская Стена

    1 ноября переезд в Циньхуандао (выезд 7:50, приезд 11:08, сидячее место Soft Seat)
    1-2 ноября в Циньхуандао в BEST WESTERN PREMIER JUNYU GRAND 4*, завтраки

    + Факультативно, по желанию:
    В 350 км к юго-востоку от Шеньяна в городе Цзиань находятся – Столичные города и гробницы древнего царства Когурё
    Прямого способа добраться до Цзианя нет. Можно добраться на поезде сначала до Тунхуа* (Tonghua) (260 км). Ежедневно идет 6 поездов, время в пути ~6-7 часов, билеты стоят от 24 евро. Можно забронировать у нас!

    *В Тунхуа мы рекомендуем остановиться в отелях (по отзывам туристов с сайта ),
    оплачиваются дополнительно, забронировать можно у нас!
    Yunfeng Grand Hotel 2+* (5 Dongchang Road (Dongchang lu, Tonghua), дабл от 18 евро на человека за дабл\сутки
    Tonghua Eastern Holiday Hotel 4* (16 Xinzhan Road (Xinzhan Lu, Tonghua), дабл от 19 евро на человека за дабл\сутки
    Tonghua Wantong Hotel 4* (1022 Jianshe Street (Jianshe Dajie, Tonghua), дабл от 22 евро на человека за дабл \сутки

    Из Тунхуа до Цзианя** ~120 км. Можно добраться на поезде №6347. Отправление ежедневно в 7:32,обратно в 11:40. Время в пути ~3 часа, стоимость проезда от 1 евро.

    **В Цзиане мы рекомендуем остановиться в отелях (по отзывам туристов с сайта) ,
    отели оплачиваются самостоятельно на месте
    Hong Kong City Holiday Hotel (No.22 Liming South Road, Ji’an 134200, China)
    Kaiyuan Zhouji Hotel (No.88 Yongshu Road, Ji’an, China)
    Cuiyuan Hotel (No.888 Shengli Road, Ji’an 134200, China)
    Longting Jinzun Clubhouse (Jizhou Avenue, Jizhou District, Ji’an 343000, China)

    6 ноября переезд в Ченде (выезд 6 ноября в 17:18, приезд в Ченде 7 ноября в 05:30, спальное место Hard Sleeper)
    7-9 ноября проживание в Ченде в YUNSHAN 4*, завтраки

    Cмотрим Горная императорская резиденция и окружающие его храмы в Чэндэ

    9 ноября переезд в Пекин (выезд в 7:45, прибытие в 13:12, сидячее место Soft Seat)
    Свободное время в Пекине.
    И в этот же день переезд в Датонг
    (выезд из Пекина в 23:03, прибытие в Датонг 10 ноября в 05:17, спальное место Hard Sleeper)
    10-12 ноября проживание в Датонге в Holiday Inn City Centre 4*, без питания

    Смотрим – Пещерные храмы Юньган

    *Как добраться: От Датонга до Утайшаня (Wutaishan) ~200 км.
    Можно добраться на автобусе.
    Ежедневно ходят 2 автобуса от Dàtóng South Bus Station (新南站 Xīnnánzhàn). Расписание может меняться каждый день, поэтому лучше его узнать на месте. Время в пути ~ 4 часа, стоимость ~ 10 евро. Также, по отзывам туристов, можно добраться на такси ~ 40 евро в одну сторону.

    12-15 ноября проживание в Утайшане в Wutaishan Zhongbao Hotel Second Branch, завтраки

    Смотрим Гора Утайшань

    Гора Утайшань и 53 монастыря на территории парка. Вход в парк стоит ~28 евро. Гора Утайшань находится в 40 км от г.Утайшань. Перемещаться по территории парка можно на зеленых автобусах (Green coach/bus) (входит в стоимость билета, действительно 3 дня).

    15 ноября самостоятельный* переезд в Датонг

    *Как добраться: От Утайшаня до Датонга (Datong) ~200 км.
    Можно добраться на автобусе. Ежедневно ходят 2 автобуса до Dàtóng South Bus Station (新南站 Xīnnánzhàn). Расписание может меняться каждый день, поэтому лучше его узнать на месте. Время в пути ~ 4 часа, стоимость ~ 10 евро. Также, по отзывам туристов, можно добраться на такси ~ 40 евро в одну сторону.

    16 ноября переезд в Пекин (выезд 08:20, приезд в 14:36, сидячее место Soft Seat)
    17 ноября в 01:55 вылет в Москву
    17 ноября прилет в Москву

    Стоимость тура на одного человека при 2х-местном размещении – 990 евро

    По желанию, можно добавить еще пару дней в Китае и захватить объект Всемирного наследия Юнеско Археологические раскопки на территории города Шанду

    *Как добраться: до Шанду можно добраться несколькими способами:
    Cначала добраться из Пекина до Хух-Хото, например, на поезде T177 (от 75 юаней, 7.5 часов). Из Хух-Хото проще всего сесть на дневной поезд К502 до Сангийн-далая (Sānggēn Dálái; мягкое спальное место 205 июней, 8 ч.) с отправлением в полдень. Из Сангийн-далая (桑根达来) можно проехать на маршрутке (120 юаней) 52 км на юг к маленькому городку Ланьци (蓝旗; Lánqí). Из достопримечательностей в городке есть посвященный Шанду музей и огромная площадь со статуей Хубилай-хана. До Шанду остается проехать 27 км на такси (150 юаней в оба конца).

    Если вы едете из Пекина (южнее на 275 км), сядьте на автобус до Долуня (多伦; Duōlún), города в 36 км восточнее от Шанду. Из Долуня можно взять такси до Шанду, а затем поехать в Ланьци. Желая попасть в Хух-Хото, сядьте на поезд 1814 в 10:16 из Сангийн-далая.
    Расположиться с удобством можно в Yuán Shàngdū Xiàgōng Dàjiǔdiàn (元上都夏宫大酒店; Zhèn Téngfēi Lù; %0479-4227666; номер от 100 юаней), оформленном в монгольском стиле отеле в Ланьци, что стоит рядом с музеем. Холл примечателен многочисленными картами и рисунками Шанду.

    Также можно долететь из Пекина до Шилин-Хото (1ч 15 мин, 160 евро туда-обратно) и поселиться там в Xilinhaote Hotel (11 евро на человека за дабл/сутки). Забронировать можно у нас! От Шилин-Хото до Шанду ~230 км. Можно добраться на такси или арендовать в Шилин-Хото машину с водителем.

    В стоимость тура включено: прямой авиаперелет Москва – Пекин – Москва; указанные переезды на поезде по программе, проживание в отелях по программе.
    Дополнительно оплачивается: медстраховка 1 евро в день, виза Китая (3000 рублей, документы за 14 календарных дней)
    Трансферы самостоятельно!

    Организованный маршрут с гидом
    24 октября – 7 ноября

    или любые другие даты, расчет цены запрашивайте!

    Пекин – Ченгде – Шеньян – Циньхуандао – Датонг – Утайшань – Пекин


    Программа тура:

    24 октября вылет в Пекин, прилет в Пекин
    24-28 октября проживание в Пекине в KING PARKVIEW HOTEL BEIJING 3*, завтраки
    25 октября – 6 ноября экскурсионная программа:

    День 1 – Пекин

    ЮНЕСКО Императорские дворцы династий Мин и Цин (Запретный Город) ,

    День 5 – Завтрак в отеле. Экскурсия: Храм Пунинсы, Малый дворец Потала (Путоцзунчэн).
    Обед в китайском ресторане.
    Трансфер на ж/д вокзал. Ночной переезд Ченгдэ-Шеньян (17:31-05:30, место в 4х-местном купе)

    День 6 – Прибытие в Шеньян. Размещение в Шеньяне в отеле Railway New East Hotel 3*, завтраки.

    ЮНЕСКО - Императорские дворцы династий Мин и Цин (Дворец Мукден)

    День 7 – Завтрак в отеле. Переезд Шеньян-Циньхуандао (07:31-10:05); размещение в Циньхуандао в Zhongmei Hotel 3*, завтраки

    ЮНЕСКО Великая Китайская Стена (застава Шаньхайгуань в 20 км от Циньхуандао)

    День 8 – Завтрак в отеле. Свободное время Ночной переезд Циньхуандао-Датонг (17:28-06:03, место в 4х-местном купе)

    День 9 – С утра прибытие в Датонг, встреча с гидом.

    ЮНЕСКО - Пещерные храмы Юньган , а также Huanyan Monastery, Shanhua Monastery, Nine-dragon screen.

    Размещение в отеле Hongqi Grand Hotel 3*, завтраки.

    День 10 – Завтрак в отеле. Трансфер до горы Утайшань

    ЮНЕСКО Гора Утайшань , посещение по дороге Hanging Monastery, Wooden Pagoda.

    Размещение в отеле Wu Tai Shang Jin Wei Hotel 3*, завтрак.

    День 11 – Завтрак в отеле. Смотрим в Утайшане – Xiantong Temple, Tayuan Temple, Pusading Temple, Wanfoge Temple, Shuxiang Temple, Puhua Temple in Taihuai Town of Mt. Wutai

    День 12 – Завтрак в отеле. Поездка на фуникулере к Dai Luo Ding и посещение храма на вершине горы.
    Обратный трансфер в Датонг.
    Ночной переезд в Пекин (23:00-05:37).

    День 13 – Встреча на вокзале. Трансфер ж\д вокзал – город. Свободное время.
    В любое время трансфер город – аэропорт.

    Стоимость тура на одного человека – 1800 евро

    Чтобы охватить максимальное кол-во точек ЮНЕСКО, можно заложить пару дополнительных дней и посетить Столичные города и гробницы древнего царства Когурё
    Вечером переезд поездом в город Тунхуа (21:44-06:24+1), потом пересадка на поезд до Цзианя (07:32-10:43), размещение в Цзиане и посещение Столичные города и гробницы древнего царства Когурё . На следующий день выезд обратно в Тунхуа (11:40-14:52) и затем в Шеньян (16:40-00:49)Переезды на поезде и проживание обойдется примерно в 100 евро. Если вы хотите, чтобы в пути вас сопровождал гид, то дополнительно оплачиваются переезды, проживание, питание гида, а также услуги гида – 60$\день.

    В стоимость тура включено: прямой авиаперелет Москва – Пекин – Москва; все переезды на поезде по программе (сидячие места второго класса или билеты в 4-местном купе), проживание в отелях по программе, экскурсионная программа (все трансферы на автомобиле, сопровождение русскоязычного гида (в Датонге и Утайшане – гид – англоязычный)

    Дополнительно оплачивается: медстраховка 1 евро в день, виза Китая (3000 рублей, документы за 14 календарных дней), доп.питание – 12$ за каждый обед или ужин.

    Внимание! На этот тур предварительная запись – plitvintsev () сайт или тел: 8 915 241 52 69
    Запросы и комментарии по туру оставляйте

    Photo by copetan, Heaven`s Gate (John), S.K. LO, Andy*Enero, 82Gab, Sean Maynard, Keith Roper, CC Hsu – DFS, CKS12., basair, davehoutx1, wangxiaoli, Rhysiefurr, Raphael Bick, sensaos, Juan et Ya, bright_side, Juan et Ya, John Mac 2011 UK, edhelien, archer10 (Dennis), Maria_Globetrotter (mostly off), miohaibara, Mel Mijares, Visit China Now, nànreH, hrfj, NCSSMphotos, autorin 22, cyemura, Xingjian, Proggie, Alan Dreamworks, hk_traveller, H Sinica, Abelio, ocean jeff, ELI @ BrASiL, exiula, johntrathome, the-lonely-push-biker, ocean jeff, ChinaStudyAbroad, David Wilmot, llee_wu, H Sinica, flickrdn, milnikus, sisi.zhang88, Kai Can Travel

    Мы хотим рассказать про 10 самых популярных из них.

    2. Храм неба
    3. Запретный город Пекина
    4. Терракотовое войско
    5. Гигантская статуя Будды в Лешань
    6. Горы Эмэйшань
    7. Горы "Аватара" – национальный парк Чжанцзяцзе (область Улинъюань)
    8. Заповедник Хуанлун (Желтый дракон)
    9. Классические китайские сады в Сучжоу (Сад скромного чиновника и Сад рыбака)
    10. Храмовый комплекс Цяньфодун

    Это восьмое чудо света. Одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире - ежегодно здесь бывает около 40 миллионов туристов.

    Протяженность этого сооружения около 8852 км. Строительство Великой Китайской стены началось еще в III веке до нашей эры в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.). Стена неоднократно разрушалась и восстанавливалась. В начале ее строили из утрамбованной земли, камней или дерева. Позднее стали использовать более современные материалы – кирпич, известь и камень.

    Некоторые участки Великой Китайской стены напоминают очень крутые и высокие ступени, стена имеет на всем протяжении оборонительные сооружения (башни-форты) и сторожевые (сигнальные) башни. Стены украшены зубцами, которые использовались для наблюдения за врагом и в качестве прикрытия для воинов.

    До сих пор не угасают споры, видна ли Великая Китайская стена из космоса. Великую Китайскую стену из космоса видно, но только при условиях отличной видимости, и если знаешь, куда смотреть.

    Включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1987 году, как одна из величайших китайских исторических достопримечательностей.

    2. Храм неба

    Комплекс располагается на южной окраине Пекина. Был построен в 1420 году. Основные сооружения - "Храм Богатого Урожая", "Храм Небесного Величия" и «Алтарь Неба» расположены по прямой оси с севера на юг. Здесь два раза в год проводились императорские богослужения с жертвоприношениями, которые совершались по весьма сложному ритуалу.

    "В Храме Богатого Урожая" молились о дожде и богатом урожае. Это настоящий шедевр архитектуры, возведенный на трехступенчатой мраморной террасе: деревянные столбы держат потолок без гвоздей и цемента. Высота здания 38 м, диаметр 30 м.

    Во дворе "Храма Небесного Величия" стоит «Шептальная стена». Повернувшись к ней лицом, можно услышать слова, которые произносятся очень далеко.

    «Алтарь Неба» состоит из поднимающихся ввысь белоснежных мраморных террас. На верхней площадке Алтаря ты остаешься наедине с небом. Алтарь Неба представляет собой круглую ступенчатую пирамиду диаметром в 67 метров. Изумляет эхо Алтаря – благодаря особенностям строительства, чем ближе человек стоит к центру, тем громче слышны издаваемые им звуки.

    Включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1998 году.

    3. Запретный город Пекина

    В самом центре Пекина стоит роскошный «город-дворец» с золотыми крышами. Этот дворцовый комплекс был домом для правящих в Китае императоров в течение 560 лет. Здесь проживали в разные времена 24 императора. Обычным гражданам вход и въезд сюда был запрещен.

    Запретный город является архитектурным шедевром и самым обширным дворцовым комплексом в мире. Это относится и к планировке всего комплекса, и к изысканному оформлению зданий и помещений.

    Территория Запретного города представляет собой квадрат. На площади в 720 тыс. м 2 расположены около 800 построек. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Во дворцах Запретного города всего около 9 000 помещений.

    В настоящее время «Запретный город» ежегодно посещают около 7 миллионов человек.
    Он первым из китайских объектов занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества – в 1987 году.

    4. Терракотовое войско

    Терракотовая армия покоилась под землей более 2000 лет. В 1974 году фермеры Сианьской провинции копали колодец и случайно наткнулись на один из величайших археологических памятников мира – терракотовое императорское войско. Войско было захоронено в 210-209 году до н. э., вместе с императором Цинь Шихуанди, по чьей инициативе начали строить Великую Китайскую стену. Предназначением этой армии было охранять своего императора после смерти.

    В подземных залах или ямах было найдено около 8 000 полноразмерных фигур, каждая из которых уникальна и ни одна не похожа на другую. В строю стоят пехотинцы, лучники, стрелки из арбалета, кавалеристы, воинские колесницы с лошадьми, есть даже командный штаб, который расположился обособленно...

    Изначально все воины имели настоящее оружие – мечи и луки, которые были разворованы мародерами еще в древние века. Рост воинов - от 1,6 до 1,7 метра. Лица людей представляют разные национальности – китайцы, монголы, тибетцы, уйгуры и т.д. Воины запечатлены в разных позах – кто-то держит меч, кто-то, стоя на коленях, натягивает тетиву лука, кто-то стоит по стойке смирно.

    Раскопки продолжаются и в наше время.

    Эта находка ценна еще и тем, что позволяет понять какой была китайская армия в те времена.

    В 1987 году терракотовая армия была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть комплекса «гробницы первого императора династии Цинь».

    5. Гигантская статуя Будды в Лешань

    Это 71-метровая статуя Будды Майтрейи, высеченная в толще скалы, является на протяжении более тысячелетия самым высоким скульптурным произведением в мире. Расположена она в китайской провинции Сычуань, близ города Лэшань, в месте слияния трех рек, встречные воды которых создают опасные водовороты. Работы велись в VIII веке н.э.

    Будда сидит, положив руки на колени и его полузакрытые глаза смотрят на одну из 4-х священных гор китайского буддизма - Эмэйшань, а его стопы упираются в реку.

    На южной и северной по отношению к Будде стенах высечены более 90 каменных изображений бодхисаттв, а в изголовье колоссального монумента выстроен храмовый комплекс с небольшим парком.

    Статуя Будды в Лэшане - одна из самых древних в мире.

    Она признана памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

    6. Горы Эмейшань

    Самая высокая вершина гор Эмэйшань (3099 м) называется «Вершина десяти тысяч будд» - одна из четырех священных гор китайского буддизма. Название переводится как «Высокая бровь», «Бровь красавицы». На склонах горы расположено огромное количество храмов. Здесь к человеку приходит чувство осознания, как много всего мелочного в его жизни… На что он тратит свою жизнь? Как он мал и незначителен среди этих величественных вершин.

    По легенде местный бодхисаттва улетел с этой вершины в небо на белом трехголовом слоне. В память об этом событии на верхушке горы сооружена огромная статуя этого святого, восседающего на слоне с четырьмя головами, из которых наблюдатель со своего ракурса может видеть только три головы. Здесь же расположен Храм Золотой вершины и Серебряный храм.

    Здесь Вы можете наблюдать знаменитый «ореол Будды» Эмэйшаня, который создается преломлением солнечного света в тумане. В полдень лучи, преломляясь сквозь облака, образуют круг из различных цветов: фиолетового, голубого, зеленого, желтого, оранжевого, индиго...

    В 1996 году ЮНЕСКО присвоило этому району статус Всемирного культурного наследия.

    7. Горы "Аватара" – Чжанцзянце

    Чжанцзяцзе - старейший национальный природный парк Китая, по которому можно гулять бесконечно. Это удивительное по красоте место и одновременно естественный зоопарк, ботанический и геологический заповедник. Место знаменито своими кварцитовыми скалами, высотой до 800 метров. Самые высокие пики Улиньюаня достигают высоты в более 3 км над уровнем моря. Горы представляют собой живописное зрелище: огромные каменные столбы над тропическим лесом, изрезанные острые вершины, водопады, гигантская система пещер, мощные реки, пригодные для сплава.

    Гора Цзянькуньчжу, название которой переводится как «Южный небесный столб», стала прототипом некоторых пейзажей планеты Пандора, показанных в блокбастере Джеймса Кэмерона.Недавно она была переименована в «Аллилуйя, Аватар»…

    Непременно стоит посетить местные достопримечательности:
    В пещере Желтого дракона четыре уровня и уникальный пейзаж. Это огромная карстовая пещера, одна из самых больших в мире. Она достигает в высоту 140 метров. Здесь есть подземные реки, бассейны и даже водопады.

    Здесь же находится живописная гора Тяньцзу с вершиной Куньлунь - «Обитель Богов». Считается, что с Куньлуня была доставлена людям мудрость философии Дао. Для того, чтобы обрести бессмертие на вершине горы, требуется выполнить те же условия, что и для вступления в загадочную Шамбалу. Лишь освободивший разум от эгоистичных мыслей о себе самом мог стать одним из обитателей божественного мира Куньлунь.

    А на высоте более 1 км расположилась Деревня Желтого льва. Здесь живут исконные обитатели этих мест – нацменьшинства Туцзя, Мяо и Бо, они говорят на своих языках и сохраняют свои традиции и ритуалы.

    Гора Тяньменьшань (высота 1518 метров) считается одной из главных достопримечательностей парка. С этой горой связаны многие легенды. Здесь располагается живописная пещера Небесные Врата. На вершину горы ведет самая длинная в мире канатная дорога (длина ее 7455 м), при подъеме по которой открываются незабываемой красоты панорамы окрестных гор и лесов.

    Для любителей острых ощущений здесь же сооружен смотровой стеклянный мост. Его ширина 1 м и длина 60 метров. Мост будто прилеплен к вертикальному склону скалы на высоте 1430 метров, что создает ощущение хождения по воздуху и позволяет посетителям смотреть на пики горных вершин расположенных ниже.

    Парк занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.

    8. Заповедник Хуанлун (Желтый дракон)

    В высокогорьях провинции Сычуань находится знаменитый заповедник Хуанлун, что в переводе означает «Жёлтый дракон». Это очень живописная местность с необычными природными ландшафтами. Здесь расположены высокогорные долины, скованные тысячелетними ледниками, красивые горные водопады, несущие чистоту горных рек и большое количество термальных источников.

    Но самое интересное здесь – это природные пороги из травертиновых террас (из известкового туфа), которые извиваются как чешуйчатая четырехметровая спина золотого гигантского дракона. Также интересно посетить многочисленные озёра чистейшей воды, различных цветов и форм. В заповеднике обитает ряд редких животных, таких как гигантская панда и золотистая курносая обезьяна.

    Область Хуанлун внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.

    9. Классические китайские сады в Сучжоу (Сад скромного чиновника и Сад рыбака)

    Эти садово-парковые ансамбли – всемирно признанный образец безупречного китайского ландшафтного дизайна. В 1981 году ландшафт «Сада рыбака» («Мастера рыболовных сетей») был воссоздан в нью-йоркском музее Метрополитен как лучший образец китайского классического сада. Вода, живые растения и камни разных размеров и форм – вот обязательные элементы, из которых состоит любой китайский сад. Их сочетание и наполняет ту атмосферу, которая так впечатляет туристов.

    По садам надо гулять, растворяясь в их красоте и гармонии. Это место, где отдыхает душа. Где можно услышать тишину.

    Классические китайские сады «Сад скромного чиновника» и «Сад мастера рыболовных сетей» внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 и 2000 годах.

    10. Храмовый комплекс Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»)

    Этот раннебуддийский пещерный комплекс был воздвигнут в 353-366 годах н.э. и объединяет 492 святилища, которые на протяжении тысячелетия украшались уникальными фресками и скульптурами.

    Самая крупная пещера этого комплекса – пещера Могао, что в переводе означает «Пещера не для высоких». Её площадь составляет 42 000 кв. метров.

    В отличие от позднейших пещерных храмов в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись.
    В самом начале XX века в одной из пещер был обнаружен огромный склад древних рукописей, написанных на разных языках того времени. Там были и религиозные тексты, и трактаты по философии, математике, медицине, астрономии, истории и географии, словари, и записи народных песен и классической китайской поэзии, а также официальные документы тех времен. Наиболее известные из них - «Книга гаданий» и «Алмазная сутра».

    Пещерные храмы Могао являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1987 года.

    Китай: ближайшие туры

    Скульптура Древнего Китая, как и его искусство и вся китайская цивилизация имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, природных условий и исторического развития. Культурная история Китая восходит к рубежу III-II тысячелетия до н. э. Существует мнение о “культурном единстве, своеобразии и замкнутости” культуры, сформировавшейся в Древнем Китае. Для древнекитайской скульптуры, как и всего искусства Китая свойственны две характерных черты: традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы). Соединение этих черт с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях - целое. Человек в этой культурной системе стремиться не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.

    История Китая насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н. э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н. э.). Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. В эти эпохи входят периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань.

    Искусство китайского народа представлено во многих памятниках древности, в том числе и скульптуре, свидетельствующих о высокой творческой одаренности китайского народа. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы и захоронения с найденными там скульптурами являются ценнейшими памятниками китайской культуры. Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульптуры.

    Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Древнейшие произведения искусства Китая были обнаружены раскопками на северо-западе Китая. Там были обнаружены предметы “культуры Яншао”. Яншао - древнейшая (неолитическая) культура бассейна р. Хуанхэ (V-III тыс. до н. э.). Виды поселений, жилые и культовые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спиралей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распространенной являлась расписная керамики. Изобразительные мотивы Яншао - стилизованные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орнаменте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал геометрический орнамент и знаки-изображения, символизирующие верования древних яншаосцев. В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка - Шан-ди. В последствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была заложена в самом названии страны - “Поднебесная”, и в титуле правителей - “Сын Неба”.

    Неолитическая культура Хуншань (северо-восточный Китай) оставила в наследство множество археологических находок. Одна из них - глиняная голова (маска) божества с глазами, инкрустированными нефритом (III тыс. до н. э.). Красотой форм отличается черная керамика “культуры Луншань”, открытая в поселениях провинции Шаньдун (III тыс. до н. э.). Памятники искусства II тысячелетия до н. э. - города и многочисленные поселения были открыты в 30-е гг. XX в. китайскими археологами в уезде Аньян. Там обнаружены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, бронзовыми сосудами и различными изделиями из кости и камня. Бронзовые сосуды богато украшаются золотом, инкрустируются малахитом, бирюзой. Изображения животных, сил природы на сохранившихся жертвенных сосудах, и колоколах отражают мифотворчество китайского народа. По этим находкам видно, что уже к тому времени развивалось искусство резьбы по нефриту и кости. Находки археологов свидетельствуют о совершенствовании художественных форм.

    К XIII-XI вв. до н. э. относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское поселение с остатками погребений - от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой утвари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины. Последние представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными дорогами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из нефрита и золота. Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился культовый центр, где происходили гадания, и хранился архив так называемого «иньского оракула».

    Развитие искусства скульптуры было неразрывно связано не только с ремеслом, но и возникновением металлургии бронзы. Как полагает большинство ученых, металлургия бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической культуры Луншань. Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производства. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. В Эрлитоу (в районе г. Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н. э.). Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства. Из бронзовых изделий Эрлитоу, вызывает особый интерес винный сосуд типа цзюэ, поскольку он оказывается пока самым древним из традиционного комплекта ритуальных сосудов, принадлежащих к классическим образцам древнекитайской бронзы.

    Один из типичных протогородских центров, датируемый серединой II тысячелетия до н. э., открыт в районе Чжэнчжоу (в Хэнани). Здесь были обнаружены фундаменты крупных строений типа дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек. Среди разнообразной бронзовой утвари найдены два ритуальных бронзовых котла-треножника (триподы типа дин). Они носили особую культовую значимостью в общественно-политической традиции древнего Китая как сакральные символы наследования царской власти. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и скульптурой. По сравнению с Эрлитоу чжэнчжоуский комплекс являет собой более высокую стадию исторического развития.

    В результате раскопок последних лет, особенно интересных в сезон 1986 г., в районе Чэнду была обнаружена культура Саньсиндуй с последовательным залеганием слоев позднего неолита и ранней бронзы, датируемых первой половиной III - началом I тысячелетия до н. э. Среди уникальных вещей Саньсиндуя - золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, представляющий собой, очевидно, регалию власти. Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе статуй людей в натуральную величину и даже большего размера, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами (что свидетельствует об устойчивой социальной стратификации). Ничего подобного этим находкам, в особенности монументальной скульптуре, не обнаружено ни для одной из культур бронзового века Китая. Некоторые историки полагают, что в культуре Саньсиндуй очевидны признаки древнейшей погибшей цивилизации. Находку под Сианем часто сравнивают со знаменитыми открытиями в Египте и Мексике. Видимо, это оправдано. Провинция Шэнь Си теперь настоящий рай для археологов, методично прочесывающих подземные гробницы, полные царских сокровищ. Усыпальница со знаменитой “Подземной армией” Цинь Ши Хуанди среди них - несомненно, самая интересная.