Малые Корелы — главный музей деревянного зодчества России. Музей-заповедник малые корелы Рассказ про малые карелы

Малые Корелы (Архангельская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 25 км к юго-востоку от Архангельска находится музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы». Формирование экспозиции началось в 1968 году, а в 1973 году в окрестностях одноименного села на правом берегу Северной Двины открыли этот уникальный музей под открытым небом.

Достопримечательности

На территории музея в 140 га разместили 120 памятников народной деревянной архитектуры XIX-нач. XX в. - это гражданские, общественные и церковные постройки. Самые старые из них - Георгиевская церковь (1672 год, высота с крестом 36 м), Вознесенская церковь «Кубоватый храм» (1669 год) и колокольня из деревни Кулига-Дракованово (XVI в.) - самая древняя деревянная колокольня, сохранившаяся в России.

Архангельский музей деревянного зодчества «Малые Корелы» - самый большой в Европе музей под открытым небом

С некоторых пор архангельский музей деревянного зодчества «Малые Корелы» стал центром паломничества исследователей аномальных явлений. Экстрасенсы заинтересовались этой уникальной исторической экспозицией сразу после того, как народный телеграф донес до них весть о том, что в одной из изб зажиточного крестьянина, расположенной здесь, были обнаружены следы барабашек и домовых.

На контакт с ними, если верить сотрудникам музея, вошла восьмидесятилетняя смотрительница этой избы, бабушка Прасковья. По ее словам, лучше, чем во вверенном ей хозяйстве, она не чувствовала себя никогда в жизни: «Когда я дежурю в избе, меня не покидает чувство, что ее бывшие хозяева, жившие здесь много веков назад, всячески заботятся о том, чтобы я проводила свое время как в родном доме. Словно шесть десятков лет сбрасываю. Честное слово, в своей хрущевке я ощущаю себя глубокой старухой». У этой деревянной избы, равно как и у других построек, прописанных в Малых Корелах, есть живая душа, уверена смотрительница Прасковья.

В этом году в честь архангельского музея «Малые Корелы» Банк России выпустил коллекционную серебряную монету номиналом 25 рублей. А два года назад Национально-культурная автономия поморов обратилась к журналистам с призывом соблюдать правильное написание названий исторических населенных пунктов и объектов на территории Архангельской области. Особенно часто, по наблюдениям руководителя НКА поморов Павла Есипова, искажения допускаются в материалах, посвященных Малым Корелам.

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы» получил свое наименование по названию одноименного близлежащего старинного поморского села. «Корелами» здесь исстари называли одно из финно-угорских племен, проживавших на территории Поморья и впоследствии слившихся в поморцами. Слово «корела» пишется через «о», так же как и связанные с ним местные названия: Николо-Корельский монастырь, деревня Корела и, соответственно, музей под открытым небом «Малые Корелы». Все эти слова появились на сотни лет раньше названия советской республики Карелия, поэтому добровольные хранители исторической чистоты русского языка призывают очень бережно к ним относиться.

Так что не путайте названия и следите за правописанием. Иначе, собираясь в Архангельскую область, можете оказаться в республике Карелия.

«Малые Корелы» – самый большой в Европе музей под открытым небом, он занимает площадь 140 гектаров. Расположен в 28 километрах к югу от Архангельска, на правом берегу Северной Двины в месте впадения реки Корелка. Кстати, он еще и самый северный из всех «открытых» музеев в России.

Русский Север – край таежный. Издревле люди рубили здесь из сосны и лиственницы избы-великаны, бани, амбары, мельницы, возводили шатровые храмы. По русской традиции в старинных деревянных постройках нет ни единого гвоздя. «Безгвоздевые» сооружения архангельских «левшей», вопреки расхожему мнению, вовсе не были архитектурным «ноу-хау» зодчих. Скорее всего, как считает экскурсовод музея Татьяна, от этого строительного материала древние поморы отказывались исключительно из соображений экономии. Килограмм железа в те времена в России стоил во много раз дороже дерева – примерно столько же, сколько бревен потребовалось бы на строительство просторной крестьянской избы.

В экспозиции находится более 100 гражданских, общественных и религиозных построек, самые ранние из которых датируются XVI и XVII веками. Для отправки в музей экспонаты раскатывались по бревнам, а затем заново собирались уже на территории «Малых Корел».

Музей был основан в 1964 году. В 1968 году сюда перевезли первый памятник архитектуры – мельницу из села Бор Холмогорского района. Сейчас на территории собраны все разновидности русских ветряных мельниц – шатровок (голландок) и столбовок, есть и водяная мельница. Самая большая ветряная мельница доставлена из владений бывшего Кожеозерского монастыря, она встречает посетителей при входе в музей.

Кстати, первый посетитель появился здесь в июне 1973 года. А сегодня за год в музее бывает более 100 тысяч российских и зарубежных любителей старины.

Главная задача музея – сохранить для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной деревни прошлого. Особенность «Малых Корел» в том, что они были первым в России музеем под открытым небом, где основным принципом построения экспозиции стал ландшафтно-средовой метод. То есть, при его создании учитывались архитектурные, исторические, культурные характеристики деревень, из которых вывозились памятники деревянного зодчества.

Экспозиция построена по принципу секторов, каждый из которых представляет собой модель наиболее характерных для Русского Севера поселений с традиционной планировкой и полным набором жилых и хозяйственных построек. Каждый сектор – это фрагмент деревни, где важны не только отдельные сооружения, но и их взаимное соотношение друг с другом.

Всего здесь шесть секторов. В Каргопольско-Онежском, с которого начинается экспозиция, воспроизведена планировка поселения, когда усадьбы расположены вокруг площади, где стоит Вознесенская церковь 1669 года и колокольня из села Кушерека.

Мезенский сектор представляет архитектуру северо-востока области. Селения располагались здесь по обрывистым берегам реки. Для их укрепления рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. На эти «набережные» ставили амбары, ледники, а ближе к воде – бани.

Между Мезенским и Пинежским секторами – деревушка из небольших изб, амбарчиков и колодца-журавля. Это – сезонное поселение Хорнемское с верховьев реки Пинеги. Жили в нем летом, в период сенокоса или во время рубки леса. В Пинежском секторе отражена архитектура и быт бассейна Пинеги – самого крупного притока Двины. Избы здесь поставлены лицом к солнцу, в «порядок».

Самый большой и самый разнообразный в архитектурном отношении – Двинский сектор. Тут представлены памятники с огромной территории Подвинья. На центральной площади – Георгиевская церковь 1672 года из села Вершина. В церкви восстановлен иконостас, выполненный в стиле барокко.

Два последних сектора – Поморский и Важский – находятся на стадии формирования экспозиции.

В последние годы в музее большое внимание уделяется созданию дополнительных услуг для посетителей. Молодожены могут заказать здесь уникальный свадебный обряд в поморских традициях, покататься на лошадях, поиграть в старинные народные игры и забавы, пострелять из лука, послушать колокольные звоны.

В России колокольные звоны всегда были частью народной жизни. Колокола звали в храм на молитву, указывали дорогу к жилью заблудившемуся путнику, спасали корабли в непогоду. Колокольным звоном встречали знатных гостей, отмечали большие события. Поэтому в музее любой праздник начинается колокольным звоном. А для ценителей есть уникальная экспозиция «Звоны северные». В 1975 году «Малые Корелы» первыми в стране возродили это древнее искусство.

В традиционные русские праздники, как, например, на Масленицу или Рождество, на территории музея устраиваются народные гулянья. Здесь возрожден годовой праздничный цикл календарных народных праздников и обрядов, проводятся фольклорные праздники.

Любят бывать здесь и архангелогородцы, особенно молодежь. Только здесь можно увидеть так много невест и женихов. Уже стало традицией – после возложения цветов к вечному огню в центре Архангельска молодожены едут в «Малые Корелы».

Иной раз задаешься вопросом, почему мы россияне стремимся за границу? С одной стороны зимой погреться на знаменитых пляжах, а с другой стороны приезжаем и начинаем рассказывать какие достопримечательности мы видели за рубежом. А ведь у нас в России достопримечательностей тоже хватает и не уступают заграничным. Вот про одну достопримечательность мы сейчас и поговорим.

От Архангельска всего в 25 км находится этот музей древнего зодчества и народного искусства. Посмотреть вдаль и со всех сторон, ты увидишь главное богатства северной земли - таежный снег. Из вековых сосен и лиственниц мастера возводили избы и храмы несколько веков назад сохранившиеся до наших дней.


Многие постройки из небольших деревень созданные золотыми руками неизвестных умельцев дошли до наших дней настоящими шедеврами. Крестьянские архитекторы из Руси были профессионалы - уже XVI веке существовали "щепные" базары, где продавалось все необходимое для постройки дома. Только оставалось мастеру в собрать бревна в указанном порядке и изба была готова. Благодаря такому искусству древних зодчих в музей на берегу Северной Двины удалось перевезти и собрать из окрестных сел и деревень.


Давайте немного пофантазируем, окунемся в то время, когда создавались эти уникальные избы, баньки, амбары, мельницы, в уносящихся ввысь шатровых храмах и маленьких часовнях (они называются "церкви-грезы"). В каждом поселении веками складывались свои особенности строительства деревянных строений! Постройки с первого взгляда были похожи друг на друга, а на самом деле они все разные.


Пофантазировали, мы слышим стук топора, разговор мастеров и на наших глазах появляется изба, которая стала в наше время, частью музея.


Территория музея делиться на шесть секторов: Карпольско-Онежский, Северодвинский, Мезенский, Пинежский, Важский и Приморский.


Попав сюда, вы в первую очередь видите - заснеженную дорогу, бегущая вдаль через поле. Справа от нее - старинная колокольня, слева - разместили свои крылья - ветряные мельницы. А у вас путь лежит прямо на центральную площадь Малых Карел. В секторе музея Каргопольско-Онежском стоит Вознесенская церковь. У молодоженов, в каждом городе России свои обычаи ездить и фотографироваться возле своих достопримечательностей. А молодожены Архангельска приезжают сюда, чтоб сфотографироваться на фоне этого прекрасного здания, украшенного затейливой, ажурной резьбой. Вокруг площади разместились старинные усадьбы. Надо обратить внимание на то, как построены избы под одной крышей с хозяйственной постройкой, объяснение очень простое - в зимние холода, должно быть тепло и людям, и домашним животным.


И чудесно продолжать весь этот снежный путь на тройке с бубенцами, чтоб наши фантазия и воображение перенесли нас в XVI век, чтоб, на какое-то мгновение перенестись в то время.


Следующий сектор музея - Мезенский. В этом секторе находится архитектура северо-востока области. Здесь совсем другая планировка, ведь все поселение района располагалась на обрывистых речных берегах. Укрепление для построек строили специальные набережные-подпорные стенки с настилом. А изюминка этой части музея - ветряные мельницы. Для основания им служит столб врытый в землю окруженный мощным срубом (отсюда и название "мельница-столбовка").


Свои особенности строительства были и в Пинежском секторе, а особенность заключается в том, что по древнему славянскому обычаю избы строились лицом к солнцу "в порядок". При строительстве древние мастера продумывали все до мелочей. Даже высокие стойки-столбики, на которых стоит амбарный городок, делали для того, чтобы грызуныне могли полакомиться запасами зерна.


Ну, а самый большой сектор музея - Северодвинский. Здесь мы увидим большую шатровую церковь - Георгиевскую, построенную без одного гвоздя. Внутри был восстановлен остов иконостаса в стили барокко. Снаружи церкви мы видим крытую галерею (она была сделана для иноверцев и кающихся грешников, которые приходили на службу). А вокруг храма мы видим, как расположились разнообразные памятники. Подвинья: дома крестьян, амбары, кузницы.


Во время праздников с колоколен Малых Карел разносится чудесные звуки перезвона. Уникальная коллекция колоколов и экспозиция "Звоны северные" является законной гордостью музея. Сюда приезжают, чтоб обучиться непростому искусству звонаря, устраивают музыкальные концерты. Привычное дело на территории музея - народные гулянья. Праздники проходят ярко и радостно: вокруг изб водят хороводы, устраивают всевозможные представления и игры. Вдруг мы услышали издалека легкий звон бубенчиков и мы с радостью видим подъезжающие расписные сани тройкой рысаков. И ничто не удерживает от желания прокатиться с ветерком по заснеженным дорожкам! Смело прыгай в сани и вперед навстречу новым приключениям.


А сколько у нас в России таких замечательных мест, как Малая Карел! И так хочется побывать в этих местах и еще больше влюбиться в красоты России.

Трудно не поддаться очарованию русского Севера. Не он ли вдохновлял художника И. Я. Билибина, создавшего зримый мир русских народных сказок? Дивные города с суровыми сторожевыми башнями, островерхие храмы, причудливые терема с крыльцами и переходами. И вот мне посчастливилось убедиться в том, что все это не сказка, не вымысел, а реальная действительность музея-заповедника. Здесь, в Малых Корелах, едва ступив на территорию заповедника, попадаешь в далекое прошлое, в мир отважных поморов, охотников, лесорубов, землепашцев.

НА ФОТО: Часовня св.Макария из д.Федоровская Плесецкого района, XVIII век. Малые Карелы Аргангельской области

Музей-заповедник Малые Карелы занимает два лесистых холма. В нем собраны все типы деревянных построек, присущие Северу. Так и хочется назвать его энциклопедией русского народного зодчества. Все экспонаты — избы, амбары, бани, мельницы, часовни, колокольни,утварь, орудия труда, одежда и многое другое — собирали по Архангельской области в самых глухих и труднодоступных местах. Конечно, многое из разысканного и привезенного находилось в довольно плачевном состоянии и вот теперь, отреставрированное, помолодевшее, снова дарит радость людям своими формами и красками.


НА ФОТО: Вознесенская церковь из села Кушерека Онежского района (1669 года). Музей-заповедник Малые Карелы Архангельской области.

Идея спасения памятников народной архитектуры — перенесение их в специально созданные музеи под открытым небом — не нова. Впервые ее высказал швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен почти двести лет назад. Мысль очень понравилась, но дальше разговоров тогда не пошло. Понадобилось сто лет, чтобы она стала претворяться в жизнь.

В 1872 году в Стокгольме был основан первый в Европе этнографический музей под открытым небом, в 1901 году появился музей под Копенгагеном, в 1902 году — в окрестностях Осло. Так в Скандинавских странах возник новый тип музеев.

Мировую известность приобрел парк-музей «Скансен» в Швеции. Его организаторы преследовали две цели: сохранить лучшие образцы народной архитектуры и возможно полнее показывать и популяризировать богатства народного зодчества. В «Скансене» посетители знакомятся с историей и культурой своей страны и в то же время могут отдохнуть и развлечься.

НА ФОТО: Троицкая часовня из д.Вальтово Пинежского района, 1728 год. Музей Малые Корелы Архангельской области

Музей «Малые Корелы» сравнительно молод: первый экспонат — мельница из деревни Бор — появился в 1968 году, а уже в 1973-м музей был открыт для посещений. Восемьдесят гектаров музейной территории делятся на шесть секторов — по числу культурно-этнографических зон Архангельской области: Каргопольско-Онежский, Северодвинский, Пинежский, Мезенский, Поморский и Важский. В каждой зоне населенные пункты имеют свои характерные особенности. Это отражено в экспозиции музея.

НА ФОТО: Музей-заповедник Малые Карелы, мельница

Вот, скажем, Мезенскому сектору отведен участок возле крутого обрыва к реке Корелке. Дома стоят вдоль берега, как их ставили на Мезени, где было мало пригодных для обработки угодий. Потому и прижимались строения к берегу, чтобы не занимать хорошую землю под жилье.

В каждом секторе-деревеньке умело, с любовью воссоздан архитектурный облик северных российских сел, но этого мало. Посетитель видит картину жизненного уклада прошлого. Каждая деталь тщательно продумана. Избы повсеместно на Севере ставили высоко над землей, на высоком хозяйственном подклете — так теплее, зимой снегом не занесет, да и припасы удобно под полом хранить. Хозяйственный двор объединен с жильем общей крышей, поэтому в суровую северную зиму можно и на улицу не выходить, разве что по воду. При этих общих чертах в каждом районе области жилище устраивали по-своему, привнося какую-то свою деталь в конструкцию; что-то свое в декоративное оформление избы.

НА ФОТО: Дом-двор Полуянова из деревни Гарь Каргопольского района, XIX в. Музй Малые Карелы.

В Каргопольско-Онежском секторе интересен дом из деревни Гарь. Это образец древнейшей простой четырехстенной избы, самый распространенный в Древней Руси тип жилища. В такой избе все помещения — жилые и хозяйственные — выстраиваются друг за другом по продольной оси, поэтому такой тип называют «изба-брус». Она предельно проста и цельна. Жилой этаж в три окна высоко поднят над землей на глухом подклете. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок и пол сделаны из колотых пластин. Бревна раскалывали с помощью клиньев, а затем поверхность доски или плахи протесывали топором. Поперек избы под потолком проходит балка-матица, на которую опираются потолочины. Вся, обстановка, кроме стола, традиционно врублена в стены.

В доме минимум украшений: резные причелины и водометы, конек да дымник. Дощатые трубы с задвижкой, или дымники, через которые выпускался дым в курных избах, характерны для Севера. В центральной части России дым выпускали через дверь или окно, что менее удобно. Чтобы усилить тягу, в дымнике прорезали сквозные отверстия самых различных форм, таким образом дымник становился одной из самых декоративных деталей кровли.

В Северодвинском секторе можно увидеть избы более совершенные и более приспособленные для жизни. Здесь есть уже избы, разделенные рубленой стеной на две комнаты, одна из которых — холодная горница. Это избы-пятистенки. Дом-шестистенка также имеет две жилые комнаты, а между ними заулок, помещение между двумя срубами, которое использовалось как чулан или сени.

В избе Щеголева из вычегодского села Ирта к сеням ведет большое и нарядное крыльцо. Оно стало главным элементом художественной композиции уличного фасада. Крыльцо как бы приглашает войти в избу. Такие крыльца не только отмечали вход, связывая наружное пространство с внутренним, но и были местом, где происходили церемонии встреч и проводов гостей. Именно на крыльце гостю вручали хлеб-соль. Учитывая это назначение, крыльцо украшалось особенно тщательно и искусно.

НА ФОТО: Колодец с деревянным колесом, Малые Корелы.

Есть в Малых Корелах очень большие двухэтажные избы. Во втором этаже было столько же жилых помещений, сколько и внизу, но горницы были неотапливаемыми. Изба с большой русской печью располагалась в первом этаже. Такие двухэтажные дома возводили в расчете на большие семьи, где жили вместе деды, отцы, сыновья и внуки.

Особую прелесть и живописность музейным деревням придают овеянные студеными ветрами мельницы. Они свезены из различных уголков области и отличаются большим разнообразием. Здесь и мельницы-столбовки, в которых амбар с крыльями поворачивается вокруг осевого столба. Здесь и более позднего происхождения мельницы-шатровки. В этих мельницах амбар остается неподвижным, а вращается лишь завершение.

НА ФОТО: Поклонный крест. Музей-заповедник Малые Корелы

Привлекают внимание высотные сооружения музейного комплекса — церкви и колокольни. В центре Каргопольско-Онежского сектора над лесом возвышается двухэтажный храм Вознесения из села Кушерека. Этот храм, построенный в XVII веке, завершается сложным пятиглавым кубом. Кубоватое покрытие, кокошники, шеи глав и сами главы одеты в чешуйчатые одежды из осинового демеха. Рядом — шатровая колокольня. Резные свесы кровель дают красивую игру света и тени на монументальных стенах.

В Северодвинском секторе установлена сорока-метровая церковь Георгия, также XVII столетия. От этого здания веет торжественной и богатырской силой. В зелени деревьев прячутся небольшие часовни простых и непритязательных форм. Одни из них отличаются от обычного амбара лишь главкой над кровлей да небольшой галереей, над другими поднимаются очаровательные, в виде восьмигранной башенки, звоннички.

Ходишь по заповеднику и дивишься таланту народных мастеров, могуществу творческих сил народа. В музее можно зайти в любой дом — двери гостеприимно распахнуты. В избах чисто прибрано, отскобленные песком и мочалкой сосновые стены сияют медовой желтизной, на полу лоскутные половики, возле печи ухват с помелом, на полке посуда, на столе пузатый самовар. Так и кажется, что хозяева отлучились на минутку и вот-вот войдут в горницу.

Все бытовые предметы в избе сработаны с большим художественным вкусом, Потребность в красоте всегда жила в северянах. Они заботились о внешнем виде вещей не меньше, чем о хлебе насущном. Что ни возьми — прялки, ковши, вальки для стирки белья — Все эти вещи с успехом выполняли бы свое назначение и без яркой, веселящей глаз росписи или узорчатой резьбы, но ведь известно, когда красота предивная радует душу, работа лучше спорится…

Здесь можно увидеть охотничьи лыжи, крестьянские сани-розвальни с расходящимися врозь от передка боками, широкие сани-пошевни с сиденьем, одноконные легкие телеги, одноколки с волочагами (это такие двухколесные телеги, к которым сзади прикреплены два бревна. Они волочились по земле за телегой, а при подъеме в гору, при остановке упирались в почву, и одноколка не скатывалась вниз). В каждом экспонате народная смекалка, выдумка и художественный вкус, особенно ярко проявившийся в украшении самой приметной части упряжи — дуги. Они такие разные: расписные и резные, с медными бляхами, с колокольчиками.

Исстари повелось, что на Севере народные празднества и гулянья были многолюдными и красочными. Все праздничные действа разыгрывались на широкой сельской улице, на лугу, на берегу реки. В них участвовало все население, не было равнодушных наблюдателей, потому и слышались отовсюду смех и оживленный говор. Ну, а уж веселиться в праздники на Руси всегда умели: с колокольным звоном, песнями, плясками, хороводами, катанием с ледяных гор и на тройках. В Малых Корелах ожили давние традиции, музей стал пропагандистом фольклорных произведений. Здесь отчетливо проявляется характерное для старинных праздников единство места и действия.

Колокольный перезвон — составная часть праздника. Мерным басовитым ударам колокола откликаются малые, вступая в перекличку на трех колокольнях музея. Искрометные, озорные «Северные звоны» открывают фольклорный праздник. И это не случайно. С незапамятных времен звон колоколов сопутствовал людям на жизненном пути. Он созывал на вече, предупреждал о появлении врага или иной беде. К колоколам всегда проявляли очень серьезное отношение, почти как к предметам одушевленным. История помнит, как отправили в ссылку колокол, тревожный звон которого поднял народ на бунт в Угличе после загадочного убийства царевича Дмитрия. А императрица Екатерина II повелела вырвать язык у набатного колокола Московского Кремля — его голос звал к восстанию 1771 года, известному как «чумной бунт».

О колоколах складывали легенды. Рассказывают, что после покорения Новгорода великий князь Московский приказал снять и перевезти в Москву вечевой колокол, который три с половиной столетия звучал над вольным городом. Когда его, привязанного к саням, везли через горушки Валдайской возвышенности, колокол не захотел покидать родной земли. Он высоко подпрыгнул, упал и разбился на множество валдайских колокольчиков. Тысячами отголосков донесся до нас их звон.

Отливали колокола с большим искусством, вкладывая в это дело всю душу. Украшали их затейливым орнаментом, клеймами,и надписями. Определенным жизненным ситуациям соответствовал свой звон: будничный, торжественный, красный, плясовой, с малиновым перезвоном. Тут важен был и подбор колоколов, и выучка звонаря. А вот на пасхальной, неделе разрешалось звонить каждому, кто пожелает. И тогда нередко с колоколен на всю округу раздавались «Камаринская», «Во саду ли в огороде», плясовые наигрыши и другие веселые праздничные мелодии.

Двадцать три колокола московского, петербургского, ярославского, харьковского и местного литья, а также голландской работы подвесили на трех колокольнях музея. На вершине холма стоит могучая шатровая колокольня XVI века из северодвинской деревни Кулига-Дракованово. Это древнейшее сооружение музея-заповедника представляет собой стройную башню с открытым ярусом звона, завершенную шатром. Каркас колокольни состоит из семнадцати вертикально стоящих толстых столбов: шестнадцать стоит по периметру и один — в центре. Эти столбы с внешней стороны до яруса звона защищены восьмигранным срубом. Восьмерик начинается не от земли, а поставлен на своеобразное основание — четверик, который придает колокольне большую устойчивость и зрительно связывает ее с землей. Шатровое покрытие стропильной конструкции опирается на обвязочную балку столбов каркаса и на центральный столб. Открытые части столбов украшены резьбой в виде овальных дынек и жгутов.

Колокольня своим видом напоминает сторожевые башни древнерусских деревянных крепостей. Это и понятно, ведь в давние времена колокольни помимо своего основного назначения служили еще и наблюдательными вышками. Поднявшись на колокольню из деревни Кулига-Дракованово, убеждаешься, как далеко просматривается вся округа. Широко разлилась Северная Двина и щедро несет свои воды в Белое море. Протянулась она на семьсот с лишним километров, и здесь, вблизи устья, мы видим ее во всей красе и мощи.

С давних пор, еще со времен Ивана Грозного и Петра I, по этой реке в Архангельск, главный порт государства, сплавляли лес, шли суда со смолой, солью, рудой и другими богатствами Севера. В порту все это перегружалось в трюмы английских, голландских и иных заморских кораблей. Вдоль реки селились люди, они жили рекой и лесом. Здесь, среди леса, — одна, вторая, третья… деревеньки заповедника. Чтобы увидеть их, стоит приехать в Архангельск.

адрес: 163502, Архангельская область,
Приморский район, д. Малые Карелы

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».