Павел федотов. Художник Павел Андреевич Федотов Кто такой федотов павел андреевич

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Выдающийся русский художник Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) появился на свет в Москве, в семье отставного военного. Его родители Андрей Илларионович Федотов и Наталия Алексеевна Григорьева поженились уже будучи вдовцами и имея малолетних детей. Во вновь образовавшейся семье было два сына Андрея Илларионовича и дочь Наталии Алексеевны. В совместном браке у супругов родилось шестеро общих детей трое из которых умерли в раннем детстве. Павел оказался в числе троих выживших.

Мальчик рос любознательным и наблюдательным, тонко подмечающим все характерные черты окружающих его людей и обстановки. Внимание к мельчайшим деталям впоследствии будет очень чётко прослеживаться в его произведениях. Уже в зрелом возрасте художник писал: «Основной фонд моего дарования – сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни».
Материально положение семьи было бедственным, единственным доходом была пенсия отца. Андрею Илларионовичу удалось выхлопотать для Павла место в недавно открывшемся в Москве кадетском корпусе. Мальчик покинул дом в 1826 году, поступив на полное казённое обеспечение.

Кадет Федотов прилежно постигал военное дело, а кроме того играл на гитаре, был солистом кадетского хора, писал стихи, рисовал портреты и карикатуры. Со временем любовь к рисованию взяла верх над всеми остальными увлечениями юноши.
В 1834 году Павел Андреевич с отличием окончил кадетский корпус и по распределению прибыл в Санкт-Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк в чине прапорщика. Благодаря своему художественному дарованию он стал чрезвычайно популярен среди сослуживцев. Он рисовал своих товарищей, а также по их просьбе делал наброски в альбомах незнакомых ему людей, которые приносили его друзья.
Хобби молодого офицера стало настолько серьёзным, что он после приёмных экзаменов был зачислен во второй класс вечерних курсов Императорской Академии художеств. Первое время Павел Андреевич старательно посещал занятия, однако впоследствии из-за болезни, службы и недостатка средств на покупку необходимых для занятий материалов – бумаги, холста, красок, он был вынужден прекратить занятия.
Весной 1837 года в Петербург приехали московские соседи Павла Андреевича – Екатерина Головачева вместе с матерью. Между Катенькой (так художник называл девушку) и Павлом Андреевичем возникла большая симпатия. Однако спустя несколько месяцев Головачевы вернулись домой в Москву. С любовью в сердце офицер ждал новой встречи с девушкой и мечтал о женитьбе. Летом того же года в жизни лейб-гвардии Финляндского полка произошло знаменательное событие – смотр войск проведённый великим князем Михаилом Павловичем. По случаю этого события Федотов написал акварель «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича». Произведение настолько понравилось полковому начальству, что в качестве поощрения Федотов получил отпуск с августа по декабрь. Он с радостью отправился домой, где проводил время не только с престарелыми родителями, но и с любимой Катенькой. Однако его стеснённое материальное положение не давало ему возможности сделать девушке предложение.

1838 году Федотов стал поручиком, новое звание дало прибавку к жалованию. Павел Андреевич как любящий сын и брат, стал заботиться не о собственной женитьбе, а о том, чтобы помогать родственникам. Он и Екатерина постепенно отдалились друг от друга. Павел Андреевич глубоко переживал горечь не исполненной мечты, а образ девушки хранил в душе до конца жизни.
В том же 1838 году Федотов возобновил занятия в Академии художеств и всё чаще стал задумываться о карьере профессионального художника, но отважится на такой решительный шаг ему было тяжело. Он продолжил службу при этом значительную часть свободного времени посвящал живописи. Основное место в творчестве живописца занимал батальный жанр. Акварели Федотова очень нравились императору. В 1844 году спустя десять лет после начала службы, талантливому офицеру в качестве поощрения было позволено выйти в отставку с пенсионом в сто рублей в месяц и казённой квартирой при Академии художеств.

На ВОЛЬНЫХ ХЛЕБАХ
Обещанной квартиры художник так и не получил, хотя несколько раз писал прошение на высочайшее имя. Таким образом вольный художник был вынужден ютиться в заброшенном, ветхом доме. Вместе с Павлом Андреевичем поселился его денщик Андрей Коршунов, также оставивший полк. Он взял на себя все хозяйственные заботы своего господина и стал его самым близким другом.
Федотова на протяжении всей жизни сопровождала нужда, его заработки были не велики и нестабильны, но тем не менее Павел Андреевич, постоянно во всём себя ограничивая продолжал финансово помогать родственникам.

За свою творческую жизнь Федотов написал большое количество портретов, изображающих членов семей друзей и создав достойную художественную галерею своих современников. Среди жанровых картин мастера наиболее известны: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», и конечно «Сватовство майора».
В начале 1850 года Федотов был вынужден срочно выехать в Москву. Его младшая сестра овдовела, оставшись беременной и с ребенком на руках. За долги мужа кредиторы грозили отобрать у неё дом. Павлу Андреевичу кое-как удалось уладить это дело, погасив часть кредитов и договорившись об отсрочке остальных платежей.

БЕЗУМИЕ
Тяжёлая бедность, постоянное самоограничение и необходимость заботиться о родственниках трагическим образом сказались на рассудке художника. В летом 1852 года Павел Андреевич стал вести себя довольно странно: получив деньги он не отправил их в Москву, как раньше, а накупил множество ненужных вещей, в числе покупок одна была не просто странной, но и пугающей – художник купил себе гроб!

Он посетил нескольких своих знакомых, в каждом доме сватался и обещал невестам счастливую и обеспеченную семейную жизнь. Потом Федотов исчез. Нашли его через некоторое время в Царском Селе обессилевшим и совершенно больным. В итоге он оказался в сумасшедшем доме. Поскольку безумие художника временами приобретало агрессивный характер, на ним постоянно следили, чтобы он не причинил вреда ни себе ни другим. В краткие моменты просветления Федотов начинал рисовать, однако такие моменты случались все реже и реже. Денщик Коршунов неотступно следовал за живописцем, ухаживая за ним и поддерживая его. Навещали мастера и друзья. Приезжала к Федотову и сестра Анна, но он не захотел встретиться с ней и наговорил врачам и друзьям о ней много плохого.
13 ноября к художнику вернулся рассудок, а на следующий день он умер. Его похоронили на Смоленском кладбище. За свою недолгую творческую жизнь Павел Федотов создал замечательные произведения, ставшие заметным явлением в русском искусстве.

«Свежий кавалер», 1846 год
«Сватовство майора», 1848 год
«Завтрак аристократа»(Не в пору гость), 1849-1850 гг.

На странице помещены замечательные картины Федотова Павла Андреевича.

Гоголем русской живописи называли художника современники за его критический реализм и высмеивание пороков окружающей жизни. И в тоже время художнику свойственно было доброе и поэтическое восприятие.

Самые известные картины Федотова «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста».

Автопортрет Федотова.

На фото картина «Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка». Федотов.

Именно здесь до 28 лет Федотов служил гвардейским офицером, посвящая любимой живописи весь свой досуг.

Сватовство майора. Федотов.

Картина «Сватовство майора» самая знаменитая картина Федотова. Все восемь человеческих фигур на ней участвуют в одном деле: в организации брака по расчёту. Только котёнку дела нет, он умывается.

В самом центре невеста растеряна и пытается покинуть зал, но строгая мать ей этого не позволяет, хватая её за платье. Рядом задумчивый отец кафтан свой поправляет и обдумывает выгоду женитьбы на дворянине майоре.

А сам жених-майор за дверью вожделённо ус покручивает, предвкушая деньги после женитьбы на купеческой дочери.

Купля-продажа налицо: деньги купечества на связи и родовитость дворянства. Пошлая и продажная «любовь»!

На фото картина «Всё холера виновата». Федотов.

Картина художником написана явно в ироническом ключе.

Была, конечно, в прошлом холера, но упавший в обморок просто упился. Два его товарища за столом ещё держатся.

Набросок автопортрета. Грусть на лице.

Вдовушка. Федотов.

Здесь уже нет никакой иронии или сатиры, только горечь и сожаление.

Картины Федотова не только с сатирой.

И всё же Федотов осуждает те пагубные социальные условия, которые и обрекают женщину на нищету после смерти её мужа.

На фото рисунок «Домашний вор».

Завтрак аристократа. Федотов.

Обедневший аристократ пытается скрыть свой бедный завтрак, накрыв его книгой, перед приходом гостя.

Растратил свои средства дворянин, но продолжает сохранять внешний флёр. В обществе «высшем» вращается, но на нормальную еду не хватает. Ничтожная показуха! Растерялся хлыщ!

На фото картина «Игроки». Федотов.

На фото набросок «Кончина Фидельки».

На фото набросок «Крестины».

Ещё один автопортрет Федотова. Самый поздний.

Портрет М. И.Крыловой.

Великолепно умел Федотов и портреты писать! Картины Федотова не исчерпываются одной только сатирой и социальной критикой. Очень доброё и умное лицо у женщины!

На фото рисунок «Магазин».

Портрет О. И. Демонкаль.

Портрет отца художника.

Разборчивая невеста. Федотов.

Третья по популярности картина после картин «Сватовство майора» и «Свежий кавалер».

Богатый, но внешне уродливый и с горбом жених сватается к красивой, но бедной девушке. Разборчивая невеста жеманничает, но согласие её неизбежно!

За дверью ждут уже этого притаившиеся там родители.

Опять купля-продажа и опять лицемерие!

Федотов Павел Андреевич русский художник, в своей творческой биографии Федотов фактически является родоначальником критического направления в русской живописи, тема сатиры, юмора, высмеивания отчетливо заметно по его небольшим картинам. Сатирический жанр его работ просто уникален, если учесть, что до Федотова этой темой просто никто и не занимался, да и общество того времени с тем укладом жизни было просто к этому не совсем готово.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Краткая биография художника Федотова. Родился 22 июня 1815 года в городе Москве в семье не богатого чиновника А. И. Федотова, во времена Екатерины служивший на военной службе. В 11 лет молодого художника принимают воспитанником в Московский кадетский корпус, где юноша обращает на себя внимание военного руководства своими способностями и примерным поведением.

в 15 лет отроду ему присваивают звание унтер-офицера а в 18 лет он получает звание фельдфебеля и заканчивает курсы с отличием в звании прапорщика и переезжает на военную службу в Петербург. Но у Федотова было страстное влечение к рисованию, будучи наблюдательным он делал различные карандашныенаброски из военной службы, любил рисовать карикатуры это очень забавляло товарищей по службе.

Находясь в столице через несколько лет он решается овладеть живописными навыками и по вечерам посещает уроки рисования в академии художеств. Федотов хорошо рисовал, ему удавалось хорошо передавать сходство в портретах.В 1837 военный лагерь где служил Федотов, посетил великий князь, встреча князя с военными очень впечатлила художника и он решил написать акварелью картину "Встреча великого князя".

Увиденная князем картина произвела на него впечатление, за что он наградил художника бриллиантовым перстнем. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы "Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара", не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.

Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько не привычной и трудной, необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, поэтому ему необходимо было много работать над собой. Но он не унывал экономил на всем даже на пропитании, снимал дешевое жилье, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы.

В выбранной им теме батальной живописи ему помогает профессор Заурвейд А. Федотов создает несколько работ по этой теме "Французские мародёры в русской деревне." "Казарменная жизнь" и другие но в этих работах Федотов еще не раскрыл себя полностью. Но стечение обстоятельств сыграло свою роль в судьбе Павла Федотова, он получает письмо от баснописца Ивана Андреевича Крылова, который настойчиво предлагал ему заняться более стоящим направлением, жанровыми работами.

Через некоторое время творческий потенциал художника раскрывается в полную силу, создав такие произведения, как 1846 г "Свежий кавалер", 1847 г "Разборчивая невеста". Эти работы произвели огромное впечатление на художника Брюллова, который способствовал финансовой помощью от академии в создании будущей картины 1848 г "Сватовство Майора" . Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии.

Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. В 1849 году с некоторой долей юмора и иронии написал картину "Завтрак аристократа", несколько изменив своим принципам выбрав не обличительную тему, создав картину "Вдовушка" "Анкор, еще анкор!" 1851 и "Игроки" 1852 г. Приступил к написанию картины "Возвращение институтки в родительский дом", но до конца не закончил работу начал другую "Приезд государя в патриотический институт", но и эта работа так и не была завершена. Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало. Чтобы содержать себя временами он брал заказы к написанию не дорогих портретов а иногда ему просто заказывали копии с его старых уже прославленных картин.

В возрасте 37 лет мужчина в рассвете своего возраста, у Федотова стало ухудшаться зрение ему мешали головные боли, в связи с болезнью изменился и его характер ранее бывший более жизнерадостный, имея чувство юмора в общении с друзьями стал более замкнутым, в конце концов дело дошло до душевного расстройства. На деньги от академии его поместили в психиатрическую больницу, но лечение в тамошнем лечебном заведении не помогло, не смотря на то, что он несколько пришел в себя, стал нормален в общении, 14 ноября 1852 года он скончался.

Конечно творческое наследие художника Федотова Павла Андреевича не настолько емкое по сравнению с другими известными художниками 19 века, Федотов заслуженно носит имя первооткрывателя сатиры в русской живописи, созданные им работы крепко вошли в историю изобразительного искусства и покоряют зрителя необычным, уникально тонким мастерством и непревзойденным реализмом, его миниатюрные картины производят просто обворожительные впечатления на наших современников.

Федотов Павел Андреевич (1815-1852) – высокоталантливый русский живописец и график. Не имея специального образования, удостоился звания академика живописи. Считается родоначальником такого направления в русском изобразительном искусстве, как критический реализм. Его картинами любуются тысячи посетителей Государственной Третьяковской галереи.

Родители

Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Его отец, Федотов Андрей Илларионович, был отставным прапорщиком, в армии служил в екатерининские времена. Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Когда Андрей Илларионович выходил в отставку, ему было пожаловано дворянство и чин поручика, однако это не смогло уберечь его от бедности.

Суровый, угловатый и жёсткий отец был необыкновенно педантичен. Впоследствии художник рассказывал, что осуждал его за подозрительность, при этом удивлялся неумолимой врождённой правдивости. Старший Федотов передал сыну черты, которые присущи настоящим мужчинам: ставить перед собою цели и добиваться их, всегда осознавать своё место в строю, быть сдержанным, чувствовать долг перед отечеством.

Семья была многодетной. Мама, Наталья Алексеевна (девичья фамилия Калашникова), занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сыновей и дочек.

16 июля 1815 года в Огородниках Никитского сорока города Москвы, в церкви Харитония Павла крестили. Его крёстными родителями были дворянская дочь Толстая Екатерина Александровна и советник коллегии Петровский Иван Андреевич.

Начальное образование

Проживали Федотовы в маленьком деревянном домике на окраине Замоскворечья. Особенного надзора за детьми никто не вёл, в те времена на их улицах царили такие патриархальные нравы, что все соседи жили, как одна большая семья. Подрастающая детвора целыми днями летом кувыркалась на сеновалах, а зимой каталась с горок на салазках.

С ранних детских лет у Павла проявлялись незаурядные способности. Мальчик обладал потрясающей зрительной памятью. Любая прочитанная страница по несколько дней стояла у него перед глазами. А любое случайно увиденное им лицо он мог тут же нарисовать на первом попавшемся клочке бумаги.

Начав обучение в церковно-приходской школе, Федотов пел в хоре корпусных певчих в качестве тенора-солиста. Благодаря этому он познакомился с нотами и обучился игре на гитаре и фортепиано.

Кадетский корпус

Несмотря на бедность, гражданский чин титулярного советника позволил отцу Андрею Илларионовичу определить Павла в Первый Московский кадетский корпус. Мальчику на тот момент было одиннадцать лет. В 1826 году отец привёз его в Головинский дворец, где размещалось это военное учебное заведение. Корпус был любимцем у императора Николая I, ведь в его стенах воспитывали будущую офицерскую элиту России, потому и уклад здесь царил военный.

Подъём в шесть утра, с восьми часов уже начинали заниматься, каждый день обязательные строевые учения. Отпуска предоставлялись в праздничный или воскресный день только москвичам и лишь тем, у кого в течение недели не было никаких взысканий.

Федотов пользовался правом отпуска регулярно, так как с первых же дней учёбы зарекомендовал себя одним из лучших кадетов. Поведение у подростка всегда было примерное, в учёбе он показывал отличные результаты.

Здесь преподавали общепринятые школьные предметы – иностранные языки, физику, словесность, риторику, историю. Наряду с этим, кадетов обучали и военным дисциплинам – фортификации, артиллерии, тактике. Ребята занимались танцами, гимнастикой и фехтованием. Павел наибольший интерес проявлял к химии и математике.

Федотов внешне был среднего роста и особенной физической силы никогда не проявлял. Телосложение у него было близкое к атлетическому, но присутствовали признаки невропатической конституции. Внешностью Павел обладал представительной, можно даже сказать, аристократической.

Парень имел весёлый и общительный характер, часто проводил досуг в кругу других кадетов. К этому времени он начал сам сочинять песни и романсы. Здесь же в кадетском корпусе Федотов впервые почувствовал серьёзную тягу к живописи. Ему вдруг захотелось не просто рисовать, а посвятить этому делу всю жизнь.

Руководству кадетского корпуса не очень нравилось, что все поля учебных тетрадей Павла разрисованы портретами учеников, учителей, надзирателей. Да ещё вдобавок ко всему это было в карикатурном виде. Однако приходилось признавать, что карикатуры и портреты делал он весьма талантливо.

В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Среди других кадетов первенствовал он во всём, будь то точные науки, занятия в поле или учебные поединки на рапирах и саблях. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале.

Военная служба и первые картины

Окончив кадетский корпус, Федотов и ещё три лучших ученика получили назначение в гвардию. Осенью 1833 года вышел указ о присвоении Павлу Андреевичу первого офицерского чина. В начале 1834 года он прибыл служить в выбранный лейб-гвардии гренадерский Финляндский полк в звании прапорщика. В то время полк расквартировывался на Васильевском острове Петербурга на набережной Невы.

Чтобы пристойно содержать себя на службе в гвардии, офицерам приходилось нести немалые финансовые затраты. Так как родители Павла были крайне бедны, он жил только на годовое жалование гвардейского прапорщика. Деньги вроде бы хорошие, но расходы были не меньшими (офицерские эполеты и шарф, лошадь и её содержание). С товарищами Федотов не кутил, так как помогал отцу. Он начал немного подрабатывать переводами с немецкого языка.

Самой судьбою было суждено, чтобы полк, в котором служил Павел, был расквартирован поблизости с Академией художеств. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Как только дома появлялась свободная минутка, он рисовал акварелью и карандашами карикатуры и портреты сослуживцев, сцены из обыденной полковой жизни. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.

Особо тщательно Павел выучил черты лица и формы тела великого князя Михаила Павловича (младшего брата императора Николая I). Портреты князя, нарисованные Федотовым, охотно раскупались продавцами эстампов (произведения графики).

В начале 1837 года Финляндский полк совершил 167-вёрстный поход, за что офицеры, в том числе и Федотов, были удостоены императорской благодарности. А летом этого же года к гвардейцам в Красносельский лагерь приехал великий князь. Военные очень уважали Михаила Павловича, встреча получилась тёплой, его приветствовали бурными овациями. Федотов остался от этого события под неизгладимым впечатлением и принялся за работу над своей первой большой картиной «Встреча великого князя».

Для работы он получил отпуск, рисовал почти три месяца акварельными красками. Когда полотно показали великому князю, он подарил Павлу перстень с бриллиантом. Эта награда окончательно определила будущее Федотова, без живописи он себе жизни уже не представлял.

Сразу же Павел стал трудиться над следующей картиной «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Отец из Москвы постоянно писал, что не хватает денег, и Федотов, чтобы хоть как-то поправить материальные дела, показал великому князю ещё неоконченное произведение. Тот в свою очередь представил работу брату Николаю I. Увидев картину, император разрешил начинающему художнику добровольно уйти со службы для занятий рисованием и назначил ему ежемесячное пособие в 28 рублей 60 копеек.

Павел долго терзался сомнениями, стоит ли оставлять офицерскую службу. В конце концов, тяга к живописи пересилила, и он подал в отставку. В начале 1844 года Федотов был уволен в чине капитана и с правом ношения военного мундира.

Творчество

Сняв эполеты, художник оказался в тяжёлой жизненной ситуации. Пенсия была скудная, а на неё приходилось не только помогать семье, которая впала в крайнюю нужду, но и покупать холсты, кисти, краски. Однако любовь к искусству была настолько сильной, что трудности Федотов преодолевал оптимистично. Он поставил перед собою цель – быть настоящим живописцем, и уверенно к ней шёл.

На Васильевском острове Павел снял у хозяйки небольшую бедную комнату и начал обучение в Академии художеств. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Поначалу он много над собой работал, переучивался и привыкал к правильному рисунку, ведь за долгие годы рука художника изломалась на постоянных карикатурах. Из-за этого в Академии профессор Зауервейд и наставник Павла великий русский живописец Карл Брюллов заподозрили, что у Федотова нет никаких способностей к художеству.

В Академии Павла обучали батальной живописи, но она молодому художнику была совсем не по душе. Приходя домой, он принимался за свои любимые сюжеты из обыденной жизни. В этом действительно была его сила, ведь Федотов отличался наблюдательностью и остроумием, тонко подмечал в людях разных сословий их типичные черты, знал обстоятельства их жизни. Даже увидевший его наброски баснописец И. А. Крылов написал Павлу Андреевичу письмо, в котором советовал остановиться всё-таки на жанровой живописи.

Послушав совета, Федотов оставил занятия в Академии и стал рисовать то, что ему хотелось. Чтобы по максимуму заниматься живописью, Павел урезал все расходы на себя, питался за 15 копеек в кухмистерской, разделяя скудный обед со своим денщиком Коршуновым (это добрейшей души солдат, который беззаветно и искренне был предан своему офицеру).

В 1846 году Павел Андреевич маслом написал картину «Свежий кавалер». В 1847 году по сюжету крыловской басни художник нарисовал полотно «Разборчивая невеста».
От этих картин пришёл в восторг сам Карл Брюллов. Совет Академии художеств выдвинул Федотова на звание академика и выделил ему денежное пособие. Теперь художник мог творить, не думая о бытовых проблемах.

Огромный успех и окончательное материальное благосостояние принесли Павлу Андреевичу его новые картины:

  • «Всё холера виновата»;
  • «Игроки»;
  • «Завтрак аристократа»;
  • «Вдовушка».

Помимо живописи Федотов мастерски писал стихи, солдатские песни, басни, романсы и элегии. Он нигде их не издавал, разрешая переписывать только близким знакомым.

Болезнь и смерть

Постоянные напряжения рук, глаз и мозга, особенно когда работал по ночам и вечерам, отразились на здоровье Павла Андреевича. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Несмотря на чин, прекрасные внешние данные, признание как художника, Федотов не был ни разу женат. У него постепенно пропадало зрение, часто болела голова, иногда проявлялись бессонница и нервные расстройства. Павел стал задумчивым и молчаливым. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении.

В 1852 году после того, как он купил гроб и стал ложиться в него, примеряясь, друзья поместили Павла в психиатрическую клинику. У Федотова начались чудовищные галлюцинации, он бился там головою о стену, а его били в пять кнутов, чтобы усмирить. Иногда он успокаивался, делал некоторые зарисовки и даже обучал художеству других душевнобольных.


В ноябре 1852 года у Федотова начался плеврит (в простонародье «водяная болезнь»). Буквально перед смертью к Павлу Андреевичу вернулось сознание. Он изъявил желание приобщиться Святых Тайн, прочитал отцовское письмо, долго обнимался со своим верным денщиком Коршуновым и очень много плакал. 26 ноября 1852 года жизнь великого художника оборвалась.

Его похоронили на православном Смоленском кладбище в военном мундире. В 1936 году прах перезахоронили на Тихвинском кладбище в некрополе мастеров искусств.