«Почему ребенку нужна игра? Для чего нужны игры.

Елена Золотова
Консультация для родителей «Почему дети играют? Зачем нужна игра?»

Почему играют дети ? Зачем нужна игра ?.

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)

«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании , танцах, песни. Все психологи единодушно утверждают : без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. Определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления.

Игра – школа общения .

Главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Игра рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст, а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра - школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.

Основной мотив игры –действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей» .

Учите детей играть ! Как часто родители слышат от ребёнка : «Поиграй со мной , ну пожалуйста!» . И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть также , внося свои изменения, дополняя эти действия. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его «полечить» , «продать» и т. д. Принять на себя роль – значит действовать как кто - то, поставить себя на его место. Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?» . Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т. д., значит он принял роль.

Если ребёнок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнёт развёртывать более разнообразную деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Переключайте игру, придавая ей положительное содержание.

Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые . Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом коллективе.

Детская игра обладает огромной ценностью для развития. Чем больше играет ребенок, тем выше его способности познавать, раскрываться, внутренне расти и радоваться миру. В чем смысл детской игры, умеем ли мы понять и поддержать ее?

Значение игр

Игры окружают нас повсюду; игра – это не только каша в пластмассовом ведерке, игра – это политика и флирт, субкультурные традиции и религиозные ритуалы, театральные постановки и поведение на бизнес-переговорах, футбольные матчи и научные открытия. Играют взрослые, дети и даже животные. Собака, бегущая за мячом, дельфины, выпрыгивающие из воды, медведи в несерьезном спарринге - все демонстрируют игровое поведение.

Но лишь в человеческой цивилизации игра имеет настолько универсальное значение, и, может, поэтому медведи с дельфинами до сих пор не строят стадионов.

В XIX веке считалось, что игра – это то, что отличает человека от прочих существ. Современные этологи знают, что и для животных игровое поведение чрезвычайно важно.

Например, играющие горные козы, скачущие по горам, наносят себе вред, так рискуют свалиться с высоты. Однако, выяснили исследователи, эти, казалось бы, глупые козы, которые прыгают по опасному серпантину, в итоге становятся умнее, чем их товарищи, лишенные такой возможности. Играющие козы успешнее приспосабливаются к жизни: оставляют больше здорового потомства и находят себе лучшую пищу.

Психиатр, клинический исследователь Стюарт Браун как-то рассказал об исследованиях, проведенных на мышах. Одну группу грызунов лишили возможности играть, другая развивалась нормально. После того как мышей напугали кошачьим запахом, ученые наблюдали за их реакцией. Сначала обе группы забились в угол, но потом зверьки, которые провели юные годы в играх, отправились осторожно исследовать территорию, обнюхивать углы. Другая группа, в которой были не игривые мыши, так и осталась сидеть в углу.

Вывод ученых заключается в том, что игровое поведение – жизненная необходимость, она помогает приспособиться к любым условиям.

Игра и мозг

Пока ваш ребенок носится и, на взгляд дедушки, бессмысленно гудит паровозиком, его мозг изменяется физически. Никакие кубики с буквами не могут дать того эффекта, какой «паровоз с гудком» оказывает на нейросистему человека. Игра стимулирует рост клеток в амигдале – зоне, отвечающей за контроль над эмоциями. (Кстати, считается, что ее нарушения связаны с аутизмом и тревожными состояниями.) Игра влияет на дорсолатеральную зону коры головного мозга, а та отвечает за принятие решений, распределение информации.

Нейробиологи готовы поклясться, что «казаки-разбойники», в которых вы гоняли в детстве, оказали существенное влияние на ваши когнитивные способности. Может быть, даже больше, чем уроки арифметики в третьем классе.

Кроме того, игра позволяет испытать себя, примерить новый опыт, развить самоконтроль, прожить состояние потока – особое состояние концентрации, которое дарит массу энергии.

Что отличает игру

Приходит педагог к детям и говорит: «А давайте поиграем!» А дети хором: «Неа, не хотим!» Они не хотят, потому что знают: сейчас учитель будет радостно улыбаться, радостно прыгать, а потом попытается впихнуть в них что-то ненужное. (Может, оно и нужное, но вряд ли – раз его насильно впихивают под видом игры).

У настоящей игры есть такие признаки:

Очевидная бесцельность, процесс ради процесса. Когда взрослый от радости делает колесо несколько раз, а не для того, чтобы показать, как выглядит буква Х сбоку.

Добровольность. Если кто-то из участников заставляет себя понарошку есть песок, это уже не игра, а истязания.

Неотъемлемая привлекательность. Игра манит, затягивает, выглядит интригующе, ради нее не жалко пожертвовать и обоями.

Свобода от времени. Только что сел после завтрака поиграть, а за окном почему-то стемнело.

Ослабление самосознания. Разгорячился и показываешь беременного удава, совсем забыв, что беременные удавы – не твоя сильная сторона.

Потенциал для импровизации. О нет, только не это! Беременный удав запел арию.

Желание продолжать. Несмотря на стук соседей по батарее.

Если наша деятельность не соответствует этим пунктам, нужно задать себе вопрос, а чем мы тут, собственно, занимаемся?

Игра по возрастам

Деление по возрасту довольно условно и вовсе не означает, что только одним только образом нужно играть в 2 или 3 года. Например, манипулятивная игра появляется еще во время эмбрионального развития (да, у них есть очень увлекательные штуки вроде пуповины и плодного пузыря) и продолжается до конца жизни, пока пуповина медленно заменяется смартфоном, а потом аппаратом, меряющим давление.

1. Манипулятивная игра (с 3–4 мес. эмбрионального развития)

Для ребенка до полутора лет это наиболее важная деятельность – бросить, покатить, спрятать, найти, изменить форму, пошуршать, позвенеть, рассыпать. Эксперименты с летающей овсянкой могут иногда расстраивать взрослых, но они непременно должны присутствовать в жизни малыша. Если человек бросает посуду – нужно дать ему набросаться, насытить свой интерес. А если вы не готовы кричать каждый раз «На счастье!», купите не такие хрупкие тарелки.

2. Символическая игра (с 1,5–1,8 г)

Этот вид игры начинается, когда ребенок может дать объекту новые функции: кусок хлеба становится короной, палка – куклой, стул – машиной.

Символическое мышление лежит в основе воображения и чувства юмора. Так что когда вам навстречу едет паровоз из сосисок, отправьте ему наперерез другой паровоз – из вилок. Это создание так называемой мнимой ситуации, в которой воображение работает на полную мощь.

3. Ролевая игра (с 2–3 лет)

Здесь уже не предмет, а ребенок примеряет на себя образы: отрабатывает социальные роли, превращается в котенка или динозавра. По тому, какие роли выбирает себе малыш, можно выяснить, каковы его сильные и слабые места. Например, тревожный ребенок выберет агрессивное амплуа: я хватаюсь за гранатомет, потому что не уверен в ситуации вокруг и заранее должен всех напугать.

В литературе описаны случаи, когда сестры в жизни предлагают друг другу: «А давай играть, что мы сестры!» В чем тут фокус: играя, они пытаются воплотить свои идеальные представления о сестрах. Если в жизни ты можешь сестру дергать за ухо, то в игре вы ходите за ручки и гладите друг друга по косам. Родителям будет легко воплотить с ребенком идеальную модель мамы и малыша («Давай поиграем, будто ты моя мама!»), качать его на ручках и целовать в макушку.

Ролевая игра хорошо служит для восприятия новых ситуаций: если семье предстоит путешествие, переезд или приучение к горшку, то перед этими событиями следует несколько раз поиграть в путешествие, переезд или приучение к горшку. Информация будет ребенком присвоена, и он сможет переварить ее в обычной жизни.

Ролевая игра будет сопровождать нас всю жизнь, и чем лучше мы наиграемся в нее в детстве, тем лучше мы сможем изображать бодрствующего сотрудника на совещании.

4. Сюжетно-ролевая игра (с 3–4 лет)

На этом этапе у играющего не просто есть роль, с ним еще все время что-то происходит: это не просто пират, который машет саблей, – это пират, который сел на корабль, поплыл в море, там на него напали акулы, а еще у корабля сломалась мачта… Сюжетно-ролевая игра эмоционально проживается, в ней очень важно находить свой стиль поведения и развивать событийную канву. Современные дети обычно очень плохо играют в сюжетно-ролевые игры, потому что в 3–4 года мы вдруг начинаем их обучать, вводим плотный график занятий и показываем буквы. Если сходить в игре в магазин и уложить спать кукол ни для кого не проблема, то развить историю с потерей денег в супермаркете может редкий ребенок.

Здесь можно посоветовать играть самим, водить туда, где умеют и любят играть, читать литературу, ходить семьей в театры…

5. Режиссерская игра (с 4–5 лет)

Это высший пилотаж, такая игра может длиться очень долго – месяцами, в ней много сюжетов, и она принимает разные формы. Сочинять изо дня в день разные истории по затерянный мир, играть все лето с друзьями в Робин-Гуда с домиком на дереве, создавать серию комиксов про бродячий цирк – это все виды режиссерской игры.

Умеющий создать и поддержать такую игру ребенок не только развивает мышление и речь, но и завоевывает лидерское положение среди сверстников, которые пока еще не научились играть в военную диктатуру африканского племени «Тубма».

Игры, пугающие родителей

Больше всего волнений у взрослых вызывают детские игры, связанные с сексом и смертью.

Доктор, которому показывают части тела, обнимающиеся «папа с мамой» – все это заставляет родителей нервничать, и совершенно напрасно. Детский интерес к разнополости, к телу, к отношениям – нормален. Секс есть в нашей жизни, и знания о нем ребенок в любом случае приобретет. Важно решить, берем ли мы на себя эту родительскую функцию – объяснить детям про секс, или мы отодвигаем ее от себя в надежде, что лучше всего малышу об этом расскажут в случайном ролике в интернете. То, что у ребенка появились игры с сексуальным подтекстом, говорит только об одном – пора с ним об этом поговорить. И напротив – спрятанные за семь антресолей книжки «Как меня принес аист» лишь подогреют к запретной теме интерес.

Игры в болезнь, смерть и похороны тоже являются осмыслением тревожащей информации. Если мы напряженно скрываем тот факт, что прадедушка вовсе не уехал в командировку, то ребенка пугает наше молчание больше, чем это сделала бы истина. Единственное, над чем стоит подумать, как именно об этом.

А вот то, что не является игрой и должно настораживать родителей, – это буллинг и компьютерный игры. Буллинг (травля) – это не просто дразнение, это дразнение, превышающее силы ребенка, ситуация, из которой он не может по собственному желанию выйти. Сами по себе дразнилки – штуки полезные. Человеку свойственно поддразнивать окружающих, любимого мужа, лучшую подругу, а у детей вербальная агрессия – это вообще шаг вперед по сравнению с агрессией физической. Ловкий в дразнилках человек может и без кулаков не дать себя в обиду на детской площадке. В отличие от ситуации буллинга, играя просто в дразнилки, дети чувствуют, где граница, за которую выходить не следует, чтобы не ранить другого.

Компьютерная игра – это не игра, потому что пока ребенок сидит перед экраном, с ним самим ничего не происходит, он не узнает нового о себе, не испытывает границы возможностей. Он никак внутренне не меняется.

Отдельной строкой: настольные игры

Настольные игры хороши тем, что обычно именно на них смыкаются интересы детей и родителей, в них легче всего искренне увлечься всей семье. Игровой энтузиазм заразителен.

Если в 2 годы мы поддерживаем и анимируем самые элементарные игры, то к пяти-шести годам перед нами окажется человек, способный составить конкуренцию в сложных стратегических играх, вроде «Колонизаторов».

Удивительный факт: 35 минут урока в первом классе ребенку приходится высиживать принудительно, в то время как два часа в той же неудобной позе за столом перед настольной игрой он проводит легко и одновременно сосредоточенно. Это колоссальная тренировка самоконтроля и самодисциплины. Человек добровольно садится за игру, принимает ее правила и по собственному желанию решает сложные вопросы, испытывая при этом не одну только радость, но и огорчения, и досаду.

Подводные камни игры

Речь пойдет о тонких моментах, о которых нужно помнить в процессе игры, чтобы она принесла радость всем участникам.

1. Проигрыш и выигрыш

Здесь родители часто портят всю малину, либо подыгрывая, либо, наоборот, не позволяя ребенку одержать победу. Поддаваться нельзя, в игре должен быть драйв, зато можно установить особые правила, дать фору. «Тебе нужно съесть трех лягушек, а мне для - целых шесть». С 4–5-ти лет ребенку важно научиться проигрывать, ведь потом сверстники не будут поддаваться или посыпать голову пеплом, когда что-то пойдет не так. Проигрыш – тоже ценный опыт. И особенно легко переживается, если родитель тоже показывает свою реакцию: искренне расстраивается, продувая, или от души радуется, набирая очки.

2. Соревновательный момент

Этот момент родители часто используют для манипуляций: «А ну-ка, кто быстрее завяжет шнурки и вымоет посуду?!» Психологи не советуют подпитывать лишний раз соревновательность, в жизни и без того достаточно конкуренции и напряжения.

3. Слишком много игрушек

Распространенная проблема, которую довольно трудно понять родителям. Игрушки, которые занимают три шкафа, – это игрушки, которые ребенок не может подчинить себе. Они как будто его победили. А ведь ребенок должен быть властелином своих владений. Но его игровой энергии не хватает на покорение Сибири и Дальнего востока. Проблема легко решается сокращением рядов роботов и тракторов.

4. Скрытые цели

Если под видом игры в моряков вы пытаетесь обучить дочку азбуке Морзе, в этом нет ничего плохого, но следует себе честно признаться, что вы сейчас не играете, а занимаетесь обучением. Игрой легко обмануть малышей, но главное не обманывать себя: мы не играем в змею, а надеваем человеку колготки без истерики.

5. Недостаток мотивации у кого-то из игроков

Мама, которая, зевая, спрашивает, можно ли бледнолицым во время битвы мыть посуду, – очень тоскливое зрелище. Мама, которая сказала, что играть – очень здорово и интересно, а потом убегает из темницы, чтобы ответить на телефонный звонок, очевидно, лукавит. Если вам так невыносимо качаться на лианах, позовите кого-то из друзей, кто может научить ваших детей играть в покер и будет при этом искренен и азартен.

Как вернуть игру в свою жизнь

Секрет в том, что играющие сами по себе взрослые гораздо больше мотивируют ребенка, чем мама, которая вымученно ставит один кубик на другой.

Поэтому когда вы перестанете грызть себя за неудачи в игре с «Милыми пони», подумайте, что является вашей личной игрой? Возможно, вам нравится набрасываться на ребенка и щекотать его, прыгать через трещинки в асфальте на одной ноге, петь походные песни, придумывать рифмы или пускать по реке кораблики – не так важно, во что вы играете.

Нужно лишь разделить свое игровое состояние с ребенком, передать ему это ощущение радости и полета. Когда он поймет, как это здорово, у него появится шанс найти свою собственную игру.

Игра может таиться в мелочах, будьте легкомысленны, позвольте себе дурачиться, шуршать сухими листьями и читать вывески с дурацким акцентом, варите суп, будто делаете колдовское зелье, но дайте себе право на ошибку, ищите и не бойтесь!

А если у вас нет настроения, позвольте себе не играть. Всегда можно пригласить играющих людей в гости, или просто приветствовать детскую игру со стороны.

Правила семейной игры:

* Не играть, если не хочется.

* Договариваться.

* Быть собой.

* Не поддаваться.

* Не разрушать игру без необходимости.

* Не насмехаться и не глумиться.

* Не демонстрировать власть.

* Думать о других игроках.

Обязательно поиграйте сегодня со своими малышами!

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Татьяна Мандрова
Консультация для родителей «Почему ребёнку нужна игра?»

Консультация для родителей «Почему ребёнку нужна игра .

Когда дети играют дома – родителям приятно . Но что такое детская игра ? Для чего она? Некоторые родители считают , что это баловство, шалости, забава, которые ребёнку ничего не дают . Давайте разберёмся в этом и сделаем выводы. Оказывается игра – основной , ведущий вид деятельности дошкольника. От рождения до семи лет психологи, учёные выделяют три вида деятельности : 1 – Общение от рождения до года. 2 – С одного года до трёх лет – предметная деятельность. 3 – С трёх до семи лет – игра особенно сюжетно – ролевая.

Почему ведущий ? Потому что развивают все психические процессы детей, мышление и речь, внимание, память, воображение. Жизнь малыша это период, когда он избавлен от труда, от учёбы, не страшится ни холода, ни голода, ни болезни. Всё каким – то волшебным образом появляется на столе, в шкафу, в холодильнике и никаких забот. Но ведь ему хочется принять участие в жизни взрослых людей. Пусть не по – настоящему, пусть «понарошке» .А что в это поиграть ? Зачем ждать, когда вырастешь, когда уже сейчас можно сесть за штурвал корабля, слетать в космос, быть пожарником, спасателем, доктором, или просто мамой, папой. А много и не надо, возьми предметы пусть маленькие, упрощённые и пользуйся, дерись с пиратами, защищай родину от врагов . И ребёнок играет . Уже на втором году жизни кормит куклу, купает её. Кажется простое подражание, но какой шаг в развитии. Он может использовать лоскуток как одеяло, палочку как ложечку, пить из пустой кружки. Появляется воображение, он использует заменители предметов. Но вы рядом. Он играет , но косвенно обращается к вам, ему нужно получить одобрение и оценку. Уйдите из комнаты и игры нет. С трёх до пяти лет игра становится сложнее . Дети хотят принять участие в настоящей жизни. Играют вместе берут роли , братья, сёстры объединяются. И в играх появляется всё новое, что они увидели по телевизору, в кино, что им прочитали. И вот уже ни только будни, но и жизнь города, страны. Появляется проводник, машинист, бэтман, человек – паук. И ему всё равно, что вместо ракеты пара стульев, а на голове не шлем, а шляпа из бумаги. Он оживляет предметы, они разговаривают, но он знает, что это не живое. У родителей возникают вопросы : сколько времени должен играть ребёнок , стоит ли отвлекать другим занятием?.Ответ : Надо дать ребёнку возможность играть . Если он не наиграется в детстве , то не будет успеха в серьёзной деятельности Ребёнок развивается в игре – учится обобщать, анализировать то, что нужно , развивается фантазия, способность концентрировать внимание. Педагоги говорят – каков ребёнок в игре таков будет в будущей жизни.

Если ребёнок хорошо играет - значит он учиться мыслить, действовать, значит он не будет бесполезным фантазёром. А значит, родителям не следует жалеть времени на игру. Вы должны понять игра – серьёзный вид деятельности, орудие самовоспитания ребёнка . Если ваш малыш спокойно и подолгу играет – значит ребёнок развивается правильно!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть ночные страхи» В дошкольном возрасте дети впервые начинают осознавать тот факт, что человек не бессмертен. Они узнают, что такое смерть, начинают осознавать.

Консультация для родителей: «Как помочь застенчивому ребёнку преодолеть трудности в общении?» Застенчивый ребёнок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень, ни в чём вам не перечит, похож на пластилин, который можно.

Консультация для родителей «Почему дети кусаются и как им помочь» У каждого родителя кусающий ребенок вызывает сильные эмоции, которые не позволяют нам принимать разумные меры по этому поводу. Большинство.

Консультация для родителей «Почему дети ссорятся» В первые годы жизни возникает много трудностей между сверстниками, их причина - не развитые навыки общения. Они не умеют предугадывать реакцию.

Консультация для родителей «Почему нельзя драться?». Почему нельзя драться? Если возникает конфликтная ситуация между детьми, то практически всегда найдётся такой ребёнок, который не будет.

Консультация для родителей «Почему ребенок ведет себя агрессивно?» Мечтая о ребёнке, многие молодые пары уверены в том, что дети – сущие ангелы, приносящие своим родителям только безграничную радость. Кажется,.

«Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В.Менжерицкая

К сожалению, современные дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки - летать? Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.). А зачем ребенку нужна игра? Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи. · «Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин); · «Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев); · «Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте»» Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета, собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила. О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, а также формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности, воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля, Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности - верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам - настоящий капитан или летчик. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж. На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионные передач. Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов - телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство - это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал. Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за отражение! » Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Совместная игра ребенка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребенком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем ребенку нужна игра?

«Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Д.В.Менжерицкая

К сожалению, современные дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки - летать?

Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.). А зачем ребенку нужна игра?

Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи.

· «Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин);

· «Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев);

· «Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте»»

Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета, собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, а также формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности, воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля, Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности - верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам - настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионные передач.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов - телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство - это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за отражение! »

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Совместная игра ребенка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребенком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребенка.

: Время прочтения:

Сегодня все родители озабочены ранним развитием ребенка, почти с пеленок водят его в развивающие студии, многочисленные кружки и секции. Ребенка учат буквам, как только он начинает ходить, а то и раньше. Стремление вырастить из ребенка гения приводит к обесцениванию простой игры. Она кажется родителям пустой тратой времени. Так ли это на самом деле? Какова польза игр для детей? Рассказывает психолог Виктория Мелихова .

Не успел малыш еще встать на ножки, как мама ведет его в развивающую студию. Опытные педагоги предлагают самые разнообразные занятия на развитие моторики, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционального интеллекта. Придуманы методики, по которым буквам и цифрам начинают учить уже годовалого малыша! Танцы, спорт, бассейн, гимнастика, скорочтение, особенные сады с уклоном, ментальная арифметика для дошкольников... А тут уже и подготовка к школе показалась на горизонте.

«Я стараюсь дать своему ребенку все. Он еще маленький, а значит, впитывает, как губка. Я не хочу упустить момент, ведь потом ему будет намного сложнее учиться и развиваться, чем сейчас», говорит мать замечательного малыша. «Кроме того, бегая с кружка на кружок, я сама чувствую себя значимой и ценной для него, ведь я делаю все, что от меня зависит».

Мы не будем рассуждать о пользе или вреде раннего развития и такого воспитания (безусловно, родители руководствуются благими целями), но обратим внимание, что в такой «гонке за развитием» у ребенка не остается времени, чтобы просто поиграть.

Родители не понимают, почему дети должны играть

На своей практике не раз пришлось столкнуться с тем, что родители часто недооценивают детскую игру. Мне приходится объяснять родителям, почему детям нужно играть.

«Только оставь его без присмотра, так он сразу же начнет баловаться».

Начинаем выяснять, что значит «баловаться»: доставать игрушки из шкафа, разбрасывать конструктор, бегать по комнате с машинкой, рассыпать ложкой фасоль... Минуточку! Кажется, здесь речь идет о том, что ребенок играет. Он рассматривает игрушки, изучает окружающие предметы. Любопытство — одно из самых важных для малыша качеств! Он пытается «готовить суп», изображает таксиста. Только для мамы все эти действия объединены словом «баловаться». Отдельная проблема — если это происходит в общественных местах.

«Она постоянно шкодит. То камни принесет, посередине комнаты положит, то песок на стол высыпет. Только отвернусь, как обязательно что-то натянет на голову. Сил просто нет».

Да, часто дети в процессе игр (особенно, подвижных и активных) могут причинять некоторые неудобства, испортить наведенный порядок, перевернуть игрушки и даже испачкать ковер. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр... Так зачем детям нужны игры?

Чему учат детские игры

Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.

Что дает игра детям разного возраста?

Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!

Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.

Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.

На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение. Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять.

Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню. И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.

Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.

Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.

В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать... Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Наблюдая за игрой ребенка

Самая важная работа психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка, слежением за сюжетом, за главными героями игры. Ребенок еще не может ясно выражать свои мысли и чувства. Зато прекрасно может все показать в игре.

Он не скажет, что испугался собаки, однако образ большого животного, острых зубов обязательно появляются в игре.

Малыш, который недавно утратил статус первенца, закапывает в песок все предметы, которые попадаются ему на глаза. Он пытается засунуть большую машинку в маленький гаражик. Внимательное наблюдение за его действиями покажет его желание снова стать маленьким, когда он был единственным, когда он помещался в животик к маме, где было тепло и спокойно.

Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка.

Сейчас он большой. Возвращение в животик невозможно. Зато можно в это играть. А вместе с тем прожить много чувств: желание возвращения к младенчеству, боль от невозможности воплощения этого желания, поддержку близкого человека рядом в этот нелегкий для него момент.

Другой ребенок постоянно сталкивает машинки друг с другом, бьет одной машинкой другую, посыпает ее песком. После разговора с мамой выясняю, что на детской площадке есть мальчик, который постоянно обижает этого ребенка. Однако потому что обидчик старше, малыш не может дать ему «сдачу». Зато проживает все свои чувства в игре.

Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают мучить ребенка, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр, они дают разрядку. Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.

Как играть с ребенком

Научить играть невозможно. Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.

Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.

Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Побросайте кубики вместе с ним.

Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру. Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра.

Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка. Но и снова не забывайте о совместной игре.

Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».

А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.

В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.

И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.