Примерный список литературы для чтения детям первой младшей группы. Творческий проект «Наши любимые сказки» для детей первой младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Дюймовочка» Елабужского муниципального района» Республики Татартан

Подготовила воспитатель 1 кв. категории

Уткина Т.А

г.Елабуга

Русский фольклор

Наши уточки с утра

Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Пошел котик на торжок,

Пошел котик на торжок
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Наша Маша маленька

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

Огуречик, огуречик,

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызёт

Бежала лесочком лиса с кузовочком.

Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
- А что в кузовочке?
- Лесные грибочки,
Грибочки-груздочки
Для сына, для дочки.

Заяц Егорка

Заяц Егорка
Свалился в озерко,
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!

Ай, дуду-дуду-дуду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку…

Солнышко-ведрышко,

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Радуга-дуга,
Hе давай дождя!
Давай солнышка -
Колоколнышка

Чики-чики, кички

Чики-чики, кички
березовые лычки
летели две птички, собой невелички,
как они летели все люди глядели,
как они садились все люди дивились!

СКАЗКИ.

Ушинский - Козлятки и волк

Жила-была коза.

Сделала себе коза в лесу избушку и поселилась в ней со своими козлятами.

Каждый день уходила коза за кормом в бор.

Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать.

Воротится коза домой, постучит в двери и запоёт:

«Козлятушки, детятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, коза, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю».

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери.

Она покормит их и опять уйдёт пастись.

Подслушал козу волк и, когда коза ушла, подошёл к дверям избушки и запел толстым-претолстым голосом:

«Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

Полны копытцы водицы!»

Козлятки выслушали волка и говорят: «Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поёшь, матушка поёт тоньше и не так причитывает!» - И не отворили дверей волку.

Волк так и ушёл несолоно хлебавши.

Пришла мать и похвалила деток, что её послушались: «Умницы вы, деточки, что не отпёрли волку, а то бы он вас съел».

Сказка Теремок в пересказе М. Булатова


Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.


Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я - лягушка-квакушка!
- Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.


Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
- А я - зайчик-побегайчик.
- Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.


Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
- А я - лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.


Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я - волчок - серый бочок.
- Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.


Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:


- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
- Я, волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я - медведь косолапый.
- Иди к нам жить!


Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
- Я лучше у вас на крыше буду жить.
- Да ты нас раздавишь!
- Нет, не раздавлю.
- Ну так полезай!


Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок - все целы и невредимы.


Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Русская народная сказка

в обработке М. Булатова

Маша и медведь

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

- Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревцо за деревцо, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит - стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает:

«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

- А если уйдёшь, - говорит, - всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти - не знает, спросить не у кого…

Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

- Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

- Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

- Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да домни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб!

Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри - не идёт ли дождик?

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:

Сяду на пенёк,

Съем пирожок!

А Машенька из короба:

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

- Ишь, какая глазастая, - говорит медведь, - всё видит!

Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

Сяду на пенёк,

Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!.

Удивился медведь:

- Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

- Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают!

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят - короб стоит.

- Что это в коробе? - говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька, сидит - живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Дронова Светлана Николаевна

Воспитатель

МКДОУ «Огонёк» Новосибирская область Искитимский район р.п.Линёво

Проект «Моя любимая сказка»

1.Пояснительная записка

2.Паспорт проекта

3.Актуальность

4.Постановка проблемы

5.Цель, задачи проекта

6.Участники проекта

7.Стратегия достижения поставленных задач

7.1Подготовительный этап

7.2Основной этап

7.3Заключительный этап

8.План реализации проекта

9.Ожидаемые результаты

10.Обеспечение проекта

11.Перспективы дальнейшего использования

12.Список литературы

13.Приложение

1.Пояснительная записка

Проект «Любимая сказка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую,познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

2.Паспорт проекта

Наименование проекта

«Любимая сказка»

Разработчик проекта

Дронова Светлана Николаевна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с «Огонёк»

На какую возрастную и социальную группу нацелен проект

Дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ

Цель и задачи проекта

Цель:

Задачи:

Сроки реализации проекта

Тип проекта

Творческий

Участники проекта

Дети, родители, педагоги МКДОУ д/с «Огонёк»

3.Актуальность

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.

4. Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.

Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

5. Цель: создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Задачи:

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

Способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.

6.Участники:

    Дети среднего дошкольного возраста

    Родители воспитанников ДОУ

    Педагоги МКДОУ д/с «Огонёк»

    7.Стратегия достижения поставленных задач

    7.1 Подготовительный этап:

    Изучение литературы по теме

    Консультация для родителей

    Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

    Оформление книжного уголка

    7.2 Основной этап:

    Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр

    Аппликация«Колобок»

    Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом

    7.3Заключительный этап:

    Оформление настольного театра «Колобок»

    8.План реализации проекта

    Состав действий

    Ожидаемые результаты

    Участники

    Подготовительный этап

    Изучение литературы по теме

    Расширение знаний по теме проекта

    Родители, педагоги

    Ознакомление с передовым опытом

    Консультация для родителей

    Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

    Разработка плана реализации проекта

    Педагоги

    Подбор наглядно-дидактических……...... пособий, демонстрационного материала

    Пополнение.предметно-пространственной развивающей среды

    Родители, педагоги

    Оформление книжного уголка

    Книжная выставка «Наши любимые сказки»

    Родители, педагоги

    Основной этап

    Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

    Восприятие и формирование зрительных образов

    Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

    Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам

    Дети, родители, педагоги

    Проведение.настольно-печатных, дидактических, речевых игр

    Дети, родители, педагоги

    Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

    Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»

    Воспитывать интерес к русским народным сказкам

    Отгадывание загадок по сказке «Колобок»

    Расширение знания детей по сказке

    Дети, родители, педагоги

    Аппликация«Колобок»

    Воплощение зрительного образа героя сказки

    Дети, родители, педагоги

  • Дети, родители, педагоги

    Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту

    Расширение знаний

    Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

    Умение узнавать и называть знакомые сказки

    Дети, педагоги

    Заключительный этап

    Оформление.настольного..театра «Колобок»

    Воплощение зрительного образа героев сказки

    Дети, родители, педагоги

    Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения

    Дети, родители, педагоги

    9. Ожидаемые результаты проекта:

    Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

    Обогащение словаря детей, совершенствование диалогическойречи, использование в речи разнообразных языковых средств.

    Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.

  • 10.Обеспечение проекта

    • Кадровый ресурс

      Педагоги:

      Воспитатели группы

      Воспитатель изодеятельности

      Музыкальный руководитель

      Заместитель заведующего по УВР

      Материально-

      технический ресурс

      Изостудия;

      Музыкальный зал;

      Технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);

      Наглядно-методические пособия;

      Методическая литература.

      Ресурс социума

      Социальное партнерство со следующими организациями:

      Детская библиотека р.п. Линево,

      НИПКиПРО,

      Дом культуры р.п. Линево

      Родительский ресурс

      Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

      Консультации;

      Семейные выставки

      Информационный

      ресурс

      Использование ИКТ;

      Обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.);

      Изучение методической литературы;

      Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

  • 11. Перспективы дальнейшего использования

    Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.

  • 12.Список литературы:

    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

    Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

    Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

    Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

    Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

  • 13.Приложение

  • Приложение 13.1

  • Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»

    Программное содержание:

    Развивать у детей разговорную речь, совершенствовать навыки общей и мелкой моторики используя разные материалы, воспитывать интерес к русским народным сказкам.

    Предварительная работа:

    Чтение сказок «Колосок», «Три медведя», «Колобок».

    Обыгрывание на фланелеграфе.

    Игры в настольный театр.

    Материал:

    Фланелеграф, персонажи сказки «Колосок», «Три медведя», настольный театр «Колобок», волшебный мешочек, шары на каждого ребёнка.

  • Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.

    Воспитатель:

    По дорожке мы пойдём,

    Прямо в сказку попадём.

    Один, два, три, четыре, пять-

    Будем сказку мы играть.

    Дети, вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать? Мы сейчас поиграем в игру «Сказки с дырками». Я буду читать сказку, а если я что-то забуду, вы мне подскажите.

    Кто любил играть и петь?

    Два мышонка Круть … и (Верть).

    Кто мышат с утра будил?

    Кто на мельницу…(ходил)

    Намолол муки мешок?

    Это- Петя…(Петушок)

    Пирогов напёк он много

    И спросил друзей он строго:

    «Что вы делали мышата,

    От рассвета до…(заката)?

    А теперь за стол садитесь,

    Нет! Сначало потрудитесь

    И прочтите…(«Колосок»).

    Воспитатель вместе с детьми подходит к следующей сказке.

    Чашки три и три постели

    Стульев тоже три, смотри,

    И жильцов здесь, в самом деле

    Проживает ровно три.

    Как увидишь, сразу ясно:

    В гости к ним ходить…(опасно)

    Убегай, скорей, сестричка,

    Из окна лети, как..(птичка)

    Убежала. Молодец!

    Значит сказке всей конец!

    По слогам читает Федя:

    Это сказка: «Три медведя».

    Воспитатель подходит к столу, где выставлены персонажи настольного театра «Колобок».

    Из муки он был печён,

    На сметане был мешён,

    На окошке он студился

    По дорожке…(укатился)

    Был он весел, был он смел,

    И в пути он песню пел.

    Кто же это? «Колобок»

    Ребята! А какую же он песню пел?

    Пальчиковая игра «Колобок».

    Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)

    По сусекам скребён(правой ладонью скребут по левой руке)

    По амбару метён(имитируют подметание пола)

    На сметане мешён(круговые движения кистью правой руки).

    В печку сажён (показывают обе руки, вытянутые вперёд)

    На окошке стужён(показать руками окно)

    Я от бабушки ушёл (перебирают средним и указательным пальцами правой руки по ладони левой)

    Я от дедушки ушёл.

    А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)

    Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу. (Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением зайца, волка, медведя, лисы и отдельно колобок).

    Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым?

    Поставьте своего колобка возле зайца. Потом кого он встретил? (волка ).

    Что сказал ему волк? («Колобок, колобок!Я тебя съем»). Встретился колобку медведь (дети ставят колобка возле медведя) и сказал ему тоненьким голосом: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Или что-то я напутала, помогите мне (медведь сказал толстым, грубым голосом).

    Но наш колобок не простой, он после встречи с лисой убежал и покатился дальше.

    У детей на столах лежит сюжетное панно. На нашей следующей карточке нарисована дорожка, давайте вместе с колобком прокатимся по дорожке. Колобок держим правой рукой. Катится колобок, катится, а навстречу ему «ёж». Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился! Покажите, как удивился колобок. (Дети показывают удивление).

    Ребята с нашим ежом приключилась беда - потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать, сделаем их из спичечных палочек. (Дети выкладывают колючки ежу из спичек).

    Какие у нас с вами ежи замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежа, но колобок у нас маленький, а ёж большой. Давайте предложим колобку посмотреть на ежа с «пенька». Подкатился колобок к пеньку, взобрался на пенёк, посмотрел на ежа. Очень понравился колобку ёж, и он улыбнулся. Я предлагаю нашему колобку нарисовать улыбку. Какого цвета карандаш нам для этого будет нужен, как вы думаете? (красный).

    Какой получился у вас колобок? (радостный,весёлый). А сейчас покажем колобку как мы умеем радоваться.

    Физминутка

    Ножками затопали (топают ногами)

    Ручками захлопали (хлопают руками )

    Хи-хи-хи (руки в стороны)

    Ха-ха-ха (руки вверх)

    Вот какая красота! (хлопают)

    Дети садятся за столы.

    Да у ели тоже есть иголки. Молодцы! А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, я предлагаю использовать для этого треугольники жёлтого цвета. (Дети исправляют воспитателя, нужны треугольники зелёного цвета).

    Я очень рада, что вы у меня внимательные! Наши дети просто молодцы, целый еловый лес сделали!

    Ребята мы вместе сочинили продолжение сказки «Колобок». Понравилась вам она?

    Посмотрите, у нас в группе тоже выросла ель, давайте подойдём к ней. А что под елью. Дети находят волшебный мешочек. Воспитатель высыпает из мешка разноцветные шары. Посмотрите, все они похожи на кого?

    (Колобка). Я предлагаю вам поиграть с ними.

Алла Чугуева
Перспективный план по работе со сказкой в первой младшей группе

Перспективный план работы со сказкой в первой младшей группе детского сада

п/п- Тема - Программные задачи - Оборудование - Литература

Сентябрь

1. Работа вне занятий-

Чтение и рассказывание сказки .

Напомнить детям знакомые сказки , вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы.

Книги сказок , альбомы для рассматривания, фланелеграф, фигуры настольного театра.

Книги сказок ,

хрестоматия для маленьких.

2 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам . Развивать интерес рассматривать рисунки в книжках и альбомах, узнавать знакомых персонажей , задавать вопросы. Иллюстрации в книгах сказок , альбомы для рассматривания.

3 Развлечение

«К нам гости пришли»

(дети подготовительной группы ) Вызывать положительные эмоции, вспомнить содержание знакомой сказки , желание поиграть с персонажами . Декорации и костюмы для театрального представления.

«Сложи сказку »

«Помоги Деду»

«Спой песенку» Учить быть внимательными, закрепить знания содержания сказок . Атрибуты к играм.

1 Занятие.

Повторение сказки «Репка»

Дидактическое упражнение “Найди путаницу” Напомнить детям сказку «Репка» ; вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем; развивать внимание, наблюдательность; активизировать в речи употребление предлога “за”. Дать понятие путаница – перепутаница. Фигурки из набора настольного театра; картинка “Дедка за репку”. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи, 2008 г. стр.

2 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание русской народной сказки “Курочка Ряба”

Книги, иллюстрации, куклы театров (настольного, би-ба-бо и т. д.) .

Хрестоматия 1999 г. стр.

Книги сказок

3 Развлечение

Показ кукольного театра по сказке “Репка” (фланелеграф) . Вызвать положительные эмоции, учить досказывать слова сказки . Картинки, фланелеграф, декорации.

4 Дидактические игры

“Сложи сказку”

“Доскажи”

“Кто за кем”

“Найди путаницу”

сказкам работа ) сказок сказку и и персонажей сказок с иллюстрациями , альбомы.

6 Рассматривание иллюстраций к сказке “Козлятки и волк” . Развивать интерес рассматривать рисунки в книгах, задавать вопросы. Книга сказок с иллюстрациями , альбом.

1 Занятие

Чтение сказки “Козлятки и волк” . Интонационное упражнение “Пропой песенку” Познакомить детей детей со сказкой “Козлятки и Волк” обработке Н . Ушинского, вызвать желание поиграть в сказку (элементы инсценировки, воспитывать интонационную выразительность речи.

Книга “Русские народные сказки” , фигурки настольного театра, шапочка Волка, Козы, Козленка. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи 2008 г., стр.

2 Занятие по ИЗО деятельности

Рисование “Травка шелковая для козы” Закрепить знание содержания сказки “Козлятки и Волк” , вызвать положительные эмоции от прихода “Козы” и желание нарисовать ей травку. Иллюстрации к сказке , костюм Козы, краски, кисти, бумага.

3 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание сказок “Курочка Ряба” , “Репка” Учить внимательно слушать, с интересом рассматривать иллюстрации, вступать в диалог с воспитателем. Книги сказок сказок .

4 Развлечение

Показ театра ростовых кукол “Курочка Ряба”. Вызвать положительные эмоции, учить досказывать слова , закреплять знания содержания знакомой сказки , учить выполнять имитационные упражнения. Ростовые куклы, декорации.

5 Дидактические игры

“Сложи сказку”

“Доскажи”

“Кто за кем”

“Найди путаницу”

“Скажи как. ”

“Спой песенку”

сказкам (самостоятельная деятельность, индивидуальная работа ) Развивать интерес рассматривать рисунки в книгах сказок , альбомах, узнавать знакомую сказку и и персонажей , задавать вопросы, отвечать на не сложные вопросы. Книги сказок с иллюстрациями , альбомы.

1 Занятие Инсценирование сказки В . Сутеева “Кто сказал “Мяу ?”. Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки , упражнять в звукоподражании. Книга сказка В . Сутеева, фланелеграф, картинки персонажей по сказке . В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в 1 младшей группе

2008 г. стр.

2 Занятие Инсценирование сказки В . Сутеева “Кто сказал “Мяу ?”. Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки ; привлекать детей к воспроизведению диалогов между Щенком и животными из сказки , учить узнавать сверстников по голосу. Куклы В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр.

3 Занятие Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке “Кто сказал “Мяу ?” Интонационное упражнение “Скажи “Мяу”. Приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках , которые внимательно рассматривают иллюстрации. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Иллюстрации к сказке Ю . Васнецова, мелкие игрушки персонажей сказки . В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр.

4 Занятие по ИЗО деятельности

Рисование “Дорожка для щенка”. Закрепить знание содержания знакомой сказки “Кто сказал “Мяу ?”, вызвать положительные эмоции от прихода щенка, вызвать желание нарисовать ему дорожку. Мягкая игрушка “Щенок”, карандаш черный, бумага.

5 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание сказки “Курочка Ряба” , “Козлятки и Волк. ”

Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, задавать не сложные вопросы, отвечать на вопросы.

Книги сказок с иллюстрациями , фигуры настольного театра, картинки, мягкие игрушки.

6 Просмотр мультипликационных сказок сказок , внешность персонажей . Диски с мультфильмами, ДVД, телевизор.

7 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам . Развивать интерес рассматривать рисунки, вступать в диалог с воспитателем и сверстниками. Иллюстрации к сказкам , альбомы.

8 Развлечение

Театр кукол Би-Ба-Бо

“Козлятки и Волк”. Вызвать положительные эмоции, учить досказывать слова , закреплять знания содержания знакомой сказки , учить выполнять имитационные упражнения. Куклы Би-Ба-Ба, декорации.

9 Дидактические игры

“Сложи сказку”

“Доскажи”

“Кто за кем”

“Найди путаницу”

“Скажи как. ” Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать остроту слуха, учить быть внимательным. Атрибуты к играм.

1 Занятие Чтение сказки Л . Н. Толстого “Три медведя”

Интонационное упражнение “Скажи как. ” Познакомить детей со сказкой “Три медведя” , приучая их внимательно слушать относительно большое по объему художественное произведение; упражнять в повторении фраз из сказки с разной интонацией . Иллюстрации к сказке , фигурки настольного театра. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр.

2 Занятие Повторение знакомых сказок “Три медведя”

Дидактическая игра “Узнай сказку ” Вспомнить с детьми знакомые сказки , помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; развивать внимание, интонационную выразительность речи. Иллюстрации к сказкам , шапочки персонажей , сюжетные картинки к сказкам . В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр.

3 Занятие по конструированию

“Построй стульчик для Мишутки” Закрепить содержание знакомой сказки , вызвать положительные эмоции от прихода “Мишутки”, желание построить стульчик для него. Деревянный конструктор, мягкая игрушка Мишутка.

4 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание сказок .

сказок , иллюстрации, фланелеграф с картинками, мягкие игрушки. Хрестоматия, книги сказок .

5 Развлечение “Сказка на столе” (“Три медведя”) . Вызвать положительные эмоции, учить интонационной выразительности речи, закреплять знание содержания знакомой сказки . Куклы настольного театра, декорации.

Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам .

Развивать интерес рассматривать

в книгах иллюстрации,учить задавать вопросы. Иллюстрации к сказкам , альбомы.

“Спой песенку”

“Кому, что?”

“Одень мишек”. Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать остроту слуха, учить быть внимательным.

Атрибуты к играм.

1 Занятие.

Рассказывание сказки “Теремок”

Дидактическая игра “Кто позвал?” Познакомить детей со сказкой “Теремок” (обработка М . Булатова, развивать умение слушать, узнавать сверстников по голосу. Фигурки настольного театра к сказке . В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр.

2 Занятие Рассматривание иллюстраций к сказке “Теремок”

Дидактическое упражнение “Что я сделал?” Дать почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему; учить правильно называть действия, противоположные по назначению. Книги, альбомы с иллюстрациями к сказке ; баночка, стул, платок, шапочка, варежка, флажок, ложка, воздушный шар. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 69-70.

3 Занятие Инсценирование сказки “Теремок”

Дидактическая игра “Найди сказку” . Помочь детям лучше запомнить сказку , вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами ; развивать внимательность, находчивость. Набор кукол, настольный (кукольный, пальчиковый, и

т. д.) театр, реквизит к сказке , разрезные картинки. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 70.

4 Работа вне занятий

Чтение и .

Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, задавать не сложные вопросы, отвечать на вопросы. Книги сказок , иллюстрации, фланелеграф с картинками, мягкие игрушки. Хрестоматия, книги сказок .

5 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам сказкам . Книги, альбомы.

6 Развлечение

“В гостях у сказки” (“Кто сказал “Мяу” ) . Вызвать положительные эмоции, закрепить содержание сказок , внешность персонажей . Костюмы, декорации.

1 Занятие Рассматривание иллюстраций к сказке Л . Толстого “Три медведя”

Дидактическая игра “Чья картинка?” Дать возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно, продолжать учить согласовывать слова в предложениях, отвечать на вопросы. Книги с иллюстрациями к сказке , предметные картинки. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 72-73.

2 Занятие по ИЗО деятельности

Лепка “Колбаска для щенка”. Закрепить знание содержания содержания сказки “Кто сказал “Мяу ?”, вызвать желание лепить для щенка. Пластилин, мягкая игрушка Щенок.

3 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание знакомых сказок .

Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, задавать не сложные вопросы, отвечать на вопросы. Книги сказок , иллюстрации, фланелеграф с картинками, мягкие игрушки. Хрестоматия, книги сказок .

4 Развлечение

Инсценировка сказки “Теремок” (дети подготовительной группы ) . Вызвать положительные эмоции, вспомнить содержание знакомой сказки , желание поиграть с персонажами . Декорации, костюмы для спектакля.

“Спой песенку”

“Кому, что?”

“Одень мишек”

“Кто за кем”. Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать остроту слуха, учить быть внимательным.

Атрибуты к играм.

6 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам . Развивать интерес рассматривать рисунки, вступать в диалог с воспитателем и сверстниками. Иллюстрации к знакомым сказкам . Книги, альбомы.

1 Занятие Чтение сказки “Маша и медведь”

Игра “Позови Машу” Познакомить детей с русской народной сказкой “Маша и медведь” (обработка М . Булатова) . Учить произносить слова протяжно, узнавать детей по голосу. Книга сказок , фланелеграф с картинками к сказке , кукла Маша. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 80.

2 Занятие Повторение сказки “Маша и медведь” .

Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке .

Игра “Скажи за Машу”. Убедить детей, что рассматривая рисунки можно увидеть много интересного; помочь разыграть отрывок из сказки , прививая интерес к драматизации. Иллюстрации к сказке Ю . Васнецова, Е. Рачева и др., шапочки персонажей , короб, декорации. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 80-81.

3 Занятие.

Чтение сказки Д . Биссета “Га-Га-Га”.

Дидактическая игра “Доскажи ласково” Вызвать симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир; упражнять в звукоподражании, интонационной выразительности. Иллюстрации к сказке , игрушка гусенка. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 84.

4 Занятие по ИЗО деятельности

Лепка “Лепим пирожки”. Закрепить знание содержания сказки “Маша и медведь” , вызвать желание лепить для Маши. Кукла Маша, пластилин.

5 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание знакомых сказок .

Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, задавать не сложные вопросы, отвечать на вопросы. Книги сказок , хрестоматия, иллюстрации к сказкам .

6 Развлечение “В гостях у сказки”

“Маша и медведь”. Вызвать положительные эмоции, вспомнить содержание знакомой сказки , желание поиграть с персонажами . Костюмы персонажей .

“Кому что”

“Спой песенку”

“Одень мишек

“Сложи сказку” . Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать остроту слуха, учить быть внимательным. Атрибуты к играм.

8 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам . Развивать интерес рассматривать рисунки, вступать в диалог с воспитателем и сверстниками. Иллюстрации к знакомым сказкам . Книги, альбомы.

1 Занятие Чтение сказки А . и П. Барто “Девочка-ревушка”.

Интонационное упражнение “Пореви. ”.

Музыкально-дидактическая игра “ Хлопать кукла умеет”. Познакомить со сказкой , помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится, упражнять в звукоподражании, учить игре с куклой, развивать чувство ритма. Иллюстрации к стихотворению, кукла девочки В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 85-86.

Развивающие игры с малышами до 3-х лет

2 Занятие Чтение сказки В . Бианки

“Лис и мышонок”.

Дидактическая игра “Доскажи”. Познакомить детей со сказкой ; учить помогать воспитателю читать сказку , договаривать слова и небольшие фразы. Фланелеграф, картинки к сказке , шапочка Лиса, шапочка Мышонка. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи

в 1 младшей группе

2008 г. стр. 89-90.

3 Работа вне занятий

Чтение и рассказывание знакомых сказок .

Учить внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, задавать не сложные вопросы, отвечать на вопросы. Книги сказок , иллюстрации к сказкам .

4 Развлечение “Поиграем в сказку ” Вызвать положительные эмоции, вспомнить содержание знакомой сказки , желание поиграть с персонажами . Костюмы персонажей .

“Кому что”

“Спой песенку”

“Одень мишек”

“Сложи сказку” . Воспитывать интонационную выразительность речи, развивать остроту слуха, учить быть внимательным. Атрибуты к играм.

6 Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам . Развивать интерес рассматривать рисунки, вступать в диалог с воспитателем и сверстниками. Иллюстрации к знакомым сказкам . Книги, альбомы.

Название проекта:

«Сундучок русских народных сказок» в рамках «Недели книги»

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Разработчики и реализаторы проекта: воспитатели Махаева С. А. и Мясникова Н.В., учитель — дефектолог Ютанова О.П.

Тип : социально-педагогический.

Продолжительность проекта : недолгосрочный (с 1 апреля по 8 апреля 2013 года).

Возраст участников проекта: младший возраст(дети 2-4 лет)

Партнёры: родители, театр драмы г. Иванова, Ивановская филармония, Ивановская областная библиотека для детей и юношества.

Характер контактов: взаимодействиев рамках одной группы.

Форма работы : групповая

Актуальность проекта

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Гипотеза

Русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к книге, чтению посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Образовательные области

Театральное представление «Кошки-мышки»

«Колобок»

Утро

1. Чтение РНС «Колобок»

2. Развивающая игра «из какой я сказки?»

3. Игра имитация «Испеки мне колобка» (Е.А Сенкевич, с. 33)

4. Прогулка- путешествие «С колобком по экологической тропе»

5. Беседа «Какие бывают разные книги»

Вечер

Рисование «Колобок»

Показ настольного театра «Колобок»

Подвижная игра «Догони колобка»

«Репка»

Утро

1. Математическое развитие «Кто раньше, кто позже пришел вытаскивать репку»

2. Дидактическая игра «Овощ или фрукт»

3. Игровая ситуация «Бабушка, дедушка и внучка в гостях у детей»

Вечер

1. Игра- инсценировка «Репка»

2. Рисование «Репка

3. Игра «Собери урожай»

«Теремок »

Утро

1. Физическое развитие «Теремок»

2. Конструирование «Поможем смастерить теремок для зверей»

3. Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?»

4. Развивающая игра «Научи медведя пользоваться носовым платком»

Вечер

1. Игра-иммитация «Кто как ходит?»

2. Развивающая игра «Научи зайца пользоваться ложкой»

3. Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок»

Библиотечный урок.

«Волк и семеро козлят»

Утро

1. Физическое развитие

2. Математическая игра «Один, много, столько же» (по сказке)

3. Беседа «Домашние и дикие животные)

4. Дидактическая игра «Что изменилось»

5. Подвижная игра «По тропинке вы идите, волка вы не разбудите!»

Вечер

1. Дидактическая игра «Коза рогатая»

2. Подвижная игра «Волк и козлята».

3. Чтение потешек

4. Рассматривание иллюстраций к сказкам

Ивановская филармония спектакль «Дюймовочка»

«Курочка Ряба»

Утро

1. Лепка «Зернышки для Рябы»

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Дидактическая игра «Собери предметы желтого цвета»

4. Аппликация «Курочка Ряба»

Вечер

1. Рисование «Подарок для курочки»

2. Подвижная игра «Курочка и цыплята»

3. Дидактическая игра «Из какой сказки?»