Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?). Вспоминаем аргументы Непонимание искусства

Какую долю свободного времени люди посвящают самообразованию? Сотую, тысячную? Человеческий ум с годами черствеет, становится менее восприимчивым к новым знаниям. Почему так происходит, куда же исчезает былая активность? Внутренний багаж - это то, что пополняется нами в течение всей жизни, что-то мы "выкладываем" из сундучка со знаниями и берем с собой, а что-то остается там "до лучших времен", заседает, забывается. Но почему люди всегда откладывают поход в музей, галерею, театр? Искусство. Неужели оно утратило свое влияние? В 18-19 веках в дворянском обществе было модно говорить по-французски. Многие говорят, что это одна из самых глупых тенденций. Постойте. Но ведь это прекрасно - быть на одной волне с теми, кто стремится к личностному развитию. Разве нет? Итак, рассмотрим проблемы искусства в аргументах, подтверждающих их наличие.

Что такое настоящее искусство?

Что такое искусство? Полотна ли это, величественно красующиеся в галерее или бессмертные «Времена года» Антонио Вивальди? Для кого-то искусство - это собранный с любовью букет полевых цветов, это скромный мастер, отдающий свой шедевр не на аукцион, а той, чье биение сердца пробудило гения, позволило чувству стать истоком чего-то вечного. Люди мнят, что все духовное подчиняется знанию, они читают несметное количество книг, способных сделать их знатоками в особом обществе, в обществе, где не понимать глубину квадрата Малевича - это сущее преступление, знак невежества.

Вспомним знаменитую историю Моцарта и Сальери. Сальери, «...музыку он разъял как труп», но путеводная звезда освещала путь Моцарту. Искусство подвластно лишь сердцу, живущему мечтой, любовью, надеждой. Влюбитесь, тогда вы несомненно станете частью искусства под названием любовь. Проблема в искренности. Аргументы ниже - тому в подтверждение.

Каков он, кризис искусства? Проблема искусства. Аргументы

Некоторым кажется, что искусство в наши дни уже не то, каким оно было во времена Буонарроти, Леонардо да Винчи. Что изменилось? Время. А люди те же. И в эпоху Возрождения творцы не всегда были поняты, даже не оттого, что население не имело высокого уровня грамотности, а потому что чрево быта жадно поглощает чувства, молодую свежесть и добрые начала. А литература? Пушкин. Неужели его талант достоин был лишь интриг, клеветы и 37 лет жизни? Проблема искусства в том, что его не ценят, пока творец, выступающий воплощением дара неба, не перестанет дышать. Мы позволяли судьбе вершить суд над искусством. Что ж, вот что мы имеем. Имена композиторов чужды слуху, книги пылятся на полках. Этим фактом проблема искусства в аргументах из литературы наиболее наглядно представлена.

"Как трудно нынче быть счастливым,

Смеяться звонко, невпопад;

Не поддаваться чувствам лживым,

И жить без плана - наугад.

Быть с тем, чей плач за мили слышен,

Врагов стараться стороною обходить;

Не вторить, что на жизнь обижен,

Достойным сердце настежь отворить".

Литература - единственный вид искусства, говорящий о проблемах так, что тотчас же хочется все исправить

Проблема искусства, аргументы из литературы... Почему так часто авторы поднимают ее в своих произведениях? Только творческая натура способна проследить путь духовного падения человечества. Возьмем в качестве аргумента знаменитый роман Гюго «Собор Парижской Богоматери». История порождена одним словом "ANA"ГКН (c греч. «рок»). Оно не только символизирует обреченность судеб героев, но и цикличное разрушение неприкосновенного: «Именно так в течение вот уже двухсот лет поступают с чудесными церквами средневековья...Священник их перекрашивает, архитектор скоблит; потом приходит народ и разрушает их». В этом же произведении пред нами предстает молодой драматург Пьер Гренгуар. Какое низкое падение было уготовано ему в самом начале пути! Отсутствие признания, бродяжничество. И смерть казалась ему выходом, но в итоге он оказался одним из немногих, кого ожидал счастливый конец. Он много думал, много мечтал. Душевная трагедия привела к общественному триумфу. Его цель - признание. Она оказалась реалистичнее, чем желание и Квазимодо быть с Эсмеральдой, чем мечта Эсмеральды стать единственной для Феба.

Важна ли упаковка в искусстве?

Наверное, каждому приходилось слышать сочетание «форма искусства». Каково представление о его значении? Вопрос искусства сам по себе неоднозначный и требует особого подхода. Форма - это своеобразное состояние, в котором пребывает объект, его материальное проявление в окружающей среде. Искусство - как мы его ощущаем? Искусство - это музыка и литература, это архитектура и живопись. Это то, что воспринимается нами на особом духовном уровне. Музыка - звук клавиш, струн; литература - книга, запах которой сравним лишь с ароматом свежеиспеченного хлеба; архитектура - шероховатая поверхность стен, многовековой дух времени; живопись - это морщины, складки, вены, все прекрасные неидеальные черты живого. Все это - формы искусства. Какие-то из них наглядные (материальные), иные же воспринимаются по-особенному, и, чтобы их прочувствовать, вовсе не обязательно прикасаться. Быть чутким - талант. И тогда станет вовсе не важно, в какой рамке "Мона Лиза", и с какого устройства звучит "Лунная Соната" Бетховена.Проблема формы искусства и аргументы сложны и нуждаются во внимании.

Проблема влияния искусства на человека. Аргументы

Интересно, в чем же состоит суть проблемы? Искусство... Казалось бы, какое влияние, кроме положительного, оно способно оказать?! А если проблема заключается в том, что оно безвозвратно потеряло контроль над человеческим разумом и уже не способно производить сильное впечатление?

Рассмотрим всевозможные варианты. Что касается отрицательного воздействия, вспомним такие полотна, как «Крик», «Портрет Марии Лопухиной» и многие другие. Неизвестно, по какой причине за ними закрепились столь мистические истории, но считается, что отрицательное воздействие на людей, взглянувших на полотна, они способны оказать. Увечья, причиненные людям, обидевшим картину Э. Мунка, искалеченные судьбы бесплодных девушек, посмотревших на несчастную красавицу с трагической историей, изображенную Боровиковским незадолго до ее кончины. Намного страшнее то, что ныне искусство бездушно. Оно не может пробудить даже отрицательную эмоцию. Мы дивимся, восхищаемся, но через минуту, а то и раньше, забываем увиденное. Безразличие и отсутствие всякого интереса - настоящее несчастье. Мы, люди, созданы для чего-то великого. Каждый, без исключения. Выбор лишь за нами: быть теми самыми или нет. Проблема искусства и аргументы теперь поняты, и отныне каждый пообещает себе жить сердцем.

Во-первых, временной промежуток, отделяющий нас от произведений искусства прошлого, и отсутствие такового при восприятии современного искусства накладывает неизбежный отпечаток на понимание последнего. Мы лишены возможности объективно оценить и правильно интерпретировать современность, потому что мы сами ее творим.Вернее, мы способны понять глубокий сиюминутный смысл некоего произведения, тот, который закладывался в него изначально. Быть может, мы поймем его лучше, чем последующие поколения, как, скажем, Бодлера или Гюрнберга яснее понимали их современники тогда, а не мы - сейчас. Но при этом значение того или иного произведения современности нам оценить не удастся. Для этого нужно время.

Во-вторых, современное искусство (будем говорить о кинематографе, музыке) чрезвычайно многообразно. Дело усложняется еще тем, что каждый замкнутый в себе жанр сам по себе весьма эклектичен. Можно даже сказать, что теперь не приходится говорить о каком-то отдельном жанре, в русле которого творит художник (в шир.см.сл.), но теперь каждый художник, каждый музыкант (муз. группа), каждый режиссер - это отдельный индивидуальный жанр. Все творят на стыке. Поэтому никто не может отнести себя к какому-либо определенному жанру. Отсюда еще одна сложность в интерпретации современного искусства.

В-третьих, стоит отметить, что искусство современности развито крайне неравномерно. Например, активно развивается музыкальное, кинематографическое направления, фотография, возможно, живопись. Менее активно и успешно - литература. Это обусловлено тем, что первые из перечисленных направлений искусства характеризуются чрезвычайной эмоциональностью. Современному человеку очень сложно сконцентрироваться, собраться в одну точку, что необходимо, например, для написания или чтения серьезного романа. Музыка, мгновенная фотография, рисунок, фильм как сжатая визуальная литература - все это как нельзя лучше подходит к способности современного человека воспринимать. Нельзя утверждать, что наше сознание стало «клиповым». Необходимо помнить, что песня или фильм - это законченное произведение искусства, которое мы воспринимаем целостным и ни в коем случае не клиповым образом. Но изменилось количество времени, которое мы можем уделить тому или иному произведению. Отсюда изменилась и форма этого произведения - оно стало более сжатым, точным, эпатажным и проч. (в зависимости от целей автора). Это важно учитывать при анализе современного искусства.

Вообщем, можно сказать, что главная проблема состоит в идентификации современного искусства как искусства вообще. Часто сталкиваешься с отсутствием каких-либо ориентиров, с которыми можно соотносить творчество современных авторов. С классикой стало невозможно сравнивать, потому что практически нельзя найти точек пересечения старого и нового. Есть либо повторение уже созданного ранее, либо создание чего-то совсем ни на что не похожего. Так называемая классика как бы стоит в стороне. Я имею в виду не технические приемы, а смыслы и идеи, вкладываемые в то или иное произведение. Скажем, такой жанр как киберпанк затрагивает совершено иные пласты человеческого существования, нежели просто фантастика. Ясно, что к фантастике мы можем обратиться, как к прародительнице такого рода жанров, но также ясно, что с киберпанком поднимаются такие проблемы, о которых фантастика нам ничего не скажет. Поэтому современные творения искусства как бы забрасываются в пустоту, где нет точек отсчета, а есть только другие такие же заброшенные, до смерти индивидуальные новые творения.

Текст. К.И. Кривошеина
(1)Вслед за Федором Михайловичем мы не воскликнем сегодня: «Красота спасет мир!», наивность Достоевского умиляет. (2)Наступили времена спасать саму Красоту.
(3)В слово КРАСОТА вложен не только философский смысл, веками складывались объективные оценки Красоты.
(4)Все мы знаем, что дети лет до пяти замечательно умеют рисовать и к тому же отличать красивое от уродливого.
(5)Своим неиспорченным вкусом, интуитивно отделяют правду ото лжи, а по мере взросления и, как говорилось в СССР, «под натиском окружающей среды» теряют свой природный иммунитет. (б)Более того, я почти уверена, что при рождении каждый человек наделен талантом чувствовать Красоту. (7)Современный посетитель музеев запутался, ему вдалбливают новые формулы, вот почему человеку трудно определить, что совершенней: Беллини, Рафаэль, греческая статуя или современные инсталляции. (8)Наносной вкус и мода все равно не могут убить в нас истинную селекцию: мы безошибочно отличим красивого человека от урода или прекрасный пейзаж от бетонного пригорода.
(9)Известный факт: большинство людей совершенно лишено какого-либо желания развивать свой вкус. (Ю)Современное строительство, безликие города, дешевая одежда, литература, рассчитанная на среднего обывателя, «мыльные оперы» и прочее - все это приводит к омещаниванию.
(И)Несмотря на это, я не думаю, что найдется много любителей, как из среды «невоспитанной», так и из «образованной», которые часами бы созерцали инсталляции из унитазов Ильи Кабакова и помоечного хлама... (12)Статистика говорит о другом: любовь и симпатии тянут людской поток к вечным ценностям, будь то Лувр, Эрмитаж или Прадо...
(13)Сегодня я часто слышу, что нужно играть в искусстве, относиться к этому как к легкой забаве. (14)Эта игра в Искусство приравнена к некоей форме новаторства. (15)Я бы сказала, что это достаточно опасные ИГРЫ, можно так заиграться, что потеряешь равновесие, грань, черту... за которой уже царят анархия и хаос, а на смену им приходят пустота и идеология.
(16)Наш апокалипсический XX век сломал устоявшиеся взгляды и пристрастия. (17)Столетиями в основе пластического выражения, литературного и музыкального, конечно же, был наш Творец, Бог и Вера, а Музы Красоты веками трудились над гармонией божественной и земной красоты. (18)В этом основа и смысл самого Искусства.
(19)Наша развивающаяся цивилизация, как огнедышащий дракон, пожирает все на своем пути. (20)Мы живем в вечном страхе за завтрашний день, безбожие привело к одиночеству души, а чувства пребывают в ожидании каждодневного апокалипсиса. (21)Нищета духа притупила не только творцов, но и ценителей. (22)Любоваться красотой нам осталось только в музеях. (23)То, что мы видим в современных галереях, вызывает порой ощущение того, что кто-то издевается над зрителем. (24)Новые формы, манифесты и революция в искусстве, начавшаяся в XX веке, с такой помпой и восторгом прошествовавшая по планете, стали глохнуть и давать осечки под конец тысячелетия. (25)Художник, изощрившись и выпотрошив себя наизнанку, уже не знает, что бы еще придумать, дабы обратить на себя внимание. (26)Настоящие школы мастерства исчезли, на смену пришла любительщина, беспредельное самовыражение и большая игра в деньги.
(27)Что ждет нас в наступившем тысячелетии, найдутся ли те поводыри Красоты, которые выведут ее из лабиринта?
(К.И. Кривошеина)

Сочинение
Автор текста, К.И. Кривошеина, затрагивает важную проблему оценки прекрасного и отношения к искусству. Ситуация, сложившаяся в обществе, навязываемые личности стереотипы в восприятии прекрасного и безобразного кажется автору опасными, в результате чего она и восклицает, что настало время спасать красоту.
К.И. Кривошеина пишет о том, что в детстве человек легко отличает красивое от уродливого, но позже его вкус портится: «современное строительство, безликие города, дешевая одежда, литература, рассчитанная на среднего обывателя, «мыльные оперы» приводят к «омещаниванию». Немногие люди стремятся развить свой вкус. Однако автор уверяет, что никакая мода не сможет убить в человеке чувство прекрасного. Но главное, к чему призывает нас публицист, - это серьезное и бережное обращение с искусством, смысл которого в гармонии земной и божественной красоты.
Тогда и те произведения так называемого искусства, о которых упоминает в тексте автор и которые сводятся к «любительщине» и «игре в деньги», не заслонят собой искусства истинного, созданного не в угоду стереотипам массовой культуры. В этом я согласен с автором.
Проблема оценки прекрасного привлекала внимание писателей и раньше. Мне вспоминается рассказ А.П. Чехова «Ионыч» и описываемая в нем семья Туркиных, которая считалась в городе самой интеллигентной и образованной, чувствующей красоту и имеющей хороший вкус. Но так ли это? Дочь, Екатерина Ивановна, играет гостям на рояле, бьет по клавишам так, что Старцеву кажется, будто с гор сыплются камни. Мать пишет роман о том, чего не бывает в жизни, о несуществующих проблемах и никому не интересных страстях. Можно ли их творчество отнести к категории прекрасного? Думаю, вряд ли. Так их могли оценить только горожане с непритязательным вкусом.
По-моему, то, что можно отнести к категории прекрасного, построено по принципу гармонии. Произведения подлинного искусства переживают века. К ним, без сомнения, можно отнести стихотворения, сказки, поэмы А.С. Пушкина. Написанные простым и в то же время изящным языком, они затрагивают струны души читателя. Меняются поколения, но очарование строк Пушкина не меркнет. Еще будучи детьми, мы погружаемся в чудесный мир сказок поэта, читаем пролог к поэме «Руслан и Людмила», потом знакомимся с лирикой и наконец зачитываемся романом в стихах «Евгений Онегин». Мне особо нравятся пейзажные зарисовки поэта. В них я чувствую дыхание зимы, очарование ранней осени, вижу «гусей крикливых караван», бледное пятно луны или выходящего на дорогу волка. Думаю, многие присоединятся к моему мнению о том, что такое трогательное отражение жизни возможно только в истинном искусстве. Мне хочется надеяться, что и сегодня, вопреки словам автора о том, что «настоящие школы мастерства исчезли», есть авторы, чьи произведения по достоинству оценят потомки.

Добрый день!

Скоро ЕГЭ. Чтобы систематизировать всё, что ты прочитал(а), выполни несколько заданий.

  1. Выдели маркером те «универсальные» произведения, в которых ты «свободно ориентируешься».
  1. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  4. Н.А. Островский «Гроза»
  5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  7. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
  9. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  10. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  11. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  12. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  13. И.А. Гончаров «Обломов»
  14. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

*если ты выделил(а) меньше 3х произведений, то СРОЧНО перелистай те, что читал(а)!

  1. Убедись, что можешь быстро подбирать аргументы к следующим проблемам (используй как «универсальные», так и любые другие примеры из литературы и из жизни).
  1. Взаимоотношения отцов и детей.
    · Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
    · Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
    · Проблема предательства детьми своих родителей.
  2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
    · Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
    · Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
    · Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
  3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
    · Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
    · Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
    · Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
  4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
    · Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
    · Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
    · Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
  5. Человеческое благородство.
    · Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
    · Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
    · Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
    · Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).
  6. Честь и человеческое достоинство.
    · Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
    · Проблема защиты чести и собственного достоинства.
    · Проблема истинных и ложных жизненных ценностей .
  7. Отношения человека с другими людьми.
    · Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
    · Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
    · Проблема истинной дружбы .
    · Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
    · Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
    · Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
  8. Восприятие человеком окружающего мира.
    · Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
    · Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
  9. Одиночество человека.
    · Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
    · Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
    · Проблема одинокой старости .
  10. Человек и искусство.
    · Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
    · Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
    · Проблема восприятия музыки человеком.
  11. Отношение человека к миру природы.
    · Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
    · Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
    · Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
    · Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
    · Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).
  12. Бережное отношение человека к языку.
    · Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
  13. Человек и власть, которой он наделён.
    · Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
  14. Сострадание окружающим.
    · Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
    · Проблема действенного сострадания.
    · Проблема сочувствия и активной помощи человеку.
  15. Отношение человека к войне.
    · Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
    · Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
    · Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
    · Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
    · Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
  1. Если успеваешь, то прочитай следующие книги (хотя бы ознакомься с содержанием):
  • «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка
  • «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
  • «Русский язык на грани нервного срыва» Максима Анисимовича Кронгауза (!!!)
  • «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачёва
  1. Составь свой список произведений, которые нужно прочитать/повторить перед ЕГЭ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А вот PDF-файл для скачивания: https://yadi.sk/i/sGxx37Um3GQjKm

В данной подборке мы описали основные проблемы, встречающиеся в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, располагающиеся под заголовками с формулировкой проблемы, взяты из известных произведений и демонстрируют каждый проблемный аспект. Все эти примеры из литературы вы можете скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. В своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов показал бездуховный мир, погрязший в материальных ценностях и пустых развлечениях. Это мир фамусовского общества. Его представители выступают против просвещения, против книг и наук. Сам Фамусов говорит: «Забрать все книги бы, да сжечь». В этом душном болоте, отвернувшемся от культуры и истины, невозможно находиться просвещённому человеку, Чацкому, который болеет за судьбу России, за её будущее.
  2. М. Горький в своей пьесе «На дне » показал мир, лишённый духовности. В ночлежке царят ссоры, непонимание, споры. Герои, действительно, находятся на дне жизни. В их обыденности нет места культуре: их не интересуют книги, картины, театры и музеи. В ночлежке читает только молодая девушка Настя, и читает она любовные романы, которые в художественном плане сильно проигрывают. Актёр часто цитирует строки из знаменитых пьес, так как сам раньше выступал на сцене, и это сильнее подчёркивает пропасть между самим Актёром и настоящим искусством. Герои пьесы оторваны от культуры, поэтому их жизнь похожа на череду сменяющих друг друга серых дней.
  3. В пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» помещики представляют собой невежественных обывателей, помешанных на алчности и чревоугодии. Госпожа Простакова грубит мужу и слугам, хамит и притесняет всех, кто ниже ее по социальному положению. Эта знатная женщина чуждается культуры, зато пытается навязать ее сыну в такт модным веяниям. Однако у нее ничего не выходит, потому что своим примером она учит Митрофана быть глупым, ограниченным и невоспитанным человеком, которому ничего не стоит унизить людей. В финале герой открыто говорит матери, чтобы та оставила его в покое, отказывая ей в утешении.
  4. В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя помещики, опора России, предстают перед читателями гнусными и порочными людьми без намека на духовность и просвещенность. Например, Манилов лишь делает вид, что он – культурный человек, однако книга на его столе покрылась пылью. Коробочка и вовсе не стесняется своего узкого кругозора, открыто демонстрируя несусветную глупость. Собакевич заостряет внимание только на материальных ценностях, духовные ему не важны. И тот же Чичиков не заботится о своем просвещении, его волнует лишь обогащение. Таким писатель изобразил мир высшего общества, мир людей, которым по праву сословия была предоставлена власть. В этом заключена трагедия произведения.

Влияние искусства на человека

  1. Одной из ярких книг, где значимое место занимает произведение искусства, является роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Написанный Бэзилом Холлуордом портрет по-настоящему меняет жизнь не только самого художника, который влюбляется в своё творение, но и жизнь молодого натурщика, самого Дориана Грея. Картина становится отражением души героя: все поступки, которые совершает Дориан, тут же искажают изображение на портрете. В финале, когда герой отчётливо видит, каким стала его внутренняя сущность, он не может больше продолжать спокойно жить. В данном произведении искусство становится магической силой, которая раскрывает человеку его же внутренний мир, отвечая на вечные вопросы.
  2. В очерке «Выпрямило» Г.И. Успенский затрагивает тему влияния искусства на человека. Первая часть повествования в произведении связанна с Венерой Милосской, вторая — связана с Тяпушкиным, скромным сельским учителем, перипетиями его жизни и той радикальной переменой, которая произошла в нём после воспоминания о Венере. Центральный образ — образ Венеры Милосской, каменной загадки. Смысл этого образа — олицетворение духовной красоты человека. Это воплощение вечной ценности искусства, которое потрясает личность и выпрямляет ее. Воспоминание о ней позволяет герою найти силы остаться в деревне и сделать для невежественных людей очень многое.
  3. В произведении И. С. Тургенева «Фауст» героиня никогда не читала художественную литературу, хотя находилась уже в зрелом возрасте. Узнав об этом, ее друг решил прочитать ей вслух знаменитую пьесу Гёте о том, как средневековый врач искал смысл бытия. Под влиянием услышанного женщина очень изменилась. Она осознала, что жила неправильно, нашла любовь и отдалась чувствам, которых раньше не понимала. Вот так произведение искусства может пробудить личность ото сна.
  4. В романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» главный герой всю жизнь прозябал в невежестве, пока не встретил Вареньку Доброселову, которая начала развивать его, присылая книги. До этого Макар читал только низкопробные произведения без глубокого смысла, поэтому его личность не развивалась. Он мирился с ничтожной и пустой рутиной своего существования. Но литература Пушкина и Гоголя изменила его: он стал активно мыслящим человеком, который даже письма писать научился лучше под влиянием таких мастеров слова.
  5. Истинное и ложное искусство

    1. Ричард Олдингтон в романе «Смерть героя» в образах Шобба, Бобба и Тобба, законодателей модных литературных теорий модернизма, показал проблему фальшивой культуры. Эти люди заняты лишь пустыми разговорами, а не настоящим искусством. Каждый из них выступает со своей точкой зрения, считает себя уникальным, но, по существу, все их теории — это одно и то же пустословие. Неслучайно и имена данных героев схожи, как братья-близнецы.
    2. В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков показал жизнь литературной Москвы 30-х годов. Главный редактор МАССОЛИТА Берлиоз является человеком-хамелеоном, он подстраивается под любые внешние условия, любую власть, строй. Его литературный дом работает по заказу властителей, там давно нет муз и нет искусства, настоящего и искреннего. Поэтому по-настоящему талантливый роман отвергается редакторами и не признаётся читателями. Власть сказала, что Бога нет, значит и литература говорит то же. Однако культура, которая штампуется по заказу, является лишь пропагандой, которая ничего общего с искусством не имеет.
    3. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» художник променял истинное мастерство на признание толпы. Чартков нашел деньги, спрятанные в купленной картине, но они лишь раздули его честолюбие и алчность, и со временем его нужды только росли. Он начал работать только на заказ, стал модным живописцем, но об истинном искусстве пришлось забыть, в его душе уже не осталось места для вдохновения. Свое убожество он осознал лишь тогда, когда увидел произведение мастера своего дела, каким когда-то он мог бы стать. С тех пор он скупал и уничтожал подлинные шедевры, окончательно потеряв рассудок и способность творить. К сожалению, грань между истинным и ложным искусством очень тонкая, ее легко не заметить.
    4. Роль культуры в обществе

      1. Проблему отстранения от духовной культуры в послевоенные времена показал в своём романе «Три товарища» Э.М. Ремарк. Данной теме не отводится центральное место, но один эпизод раскрывают проблему общества, погрязшего в материальных заботах и забывшего о духовности. Так, когда Роберт и Патриция гуляют по улицам города, они забегают в картинную галерею. И автор устами Роберта рассказывает нам, что люди давным-давно перестали заходить сюда для того, чтобы насладиться искусством. Здесь те, кто прячется от дождя или зноя. Духовная культура отошла на второй план в мире, где царят голод, безработица, смерть. Люди в послевоенное время пытаются выжить, и в их мире культура потеряла цену, как и человеческая жизнь. Потеряв ценность духовных аспектов бытия, они озверели. В частности, от выходки бешеной толпы погибает друг главного героя, Ленц. В обществе без нравственных и культурных ориентиров нет места миру, поэтому в нем легко зарождается война.
      2. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показал мир людей, отказавшихся от книг. Всех, кто пытается сохранить эти ценнейшие кладовые культуры человечества, жестоко наказывают. И в этом мире будущего, есть множество людей, которые смирились или даже поддерживают общую тенденцию уничтожения книг. Таким образом, они сами отстранились от культуры. Автор показывает своих героев пустыми, бессмысленными обывателями, зацикленными на телеэкране. Они разговаривают ни о чём, ничего не делают. Они просто существуют, даже не чувствуя и не думая. Именно поэтому роль искусства и культуры очень важна в современном мире. Без них он оскудеет и потеряет все то, чем мы так дорожим: индивидуальность, свобода, любовь и другие нематериальные ценности личности.
      3. Культура поведения

        1. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин показывает мир невежественных дворян. Это и Простакова, и её брат Скотинин, и главный недоросль семьи Митрофан. Эти люди в каждом своём движении, слове показывают бескультурье. Лексика Простаковой и Скотинина груба. Митрофан — настоящий лентяй, привыкший, что за ним все бегают и выполняют любой его каприз. Люди, которые пытаются научить чему-то Митрофана, ни Простаковой, ни самому недорослю не нужны. Однако такой подход к жизни не приводит героев ни к чему хорошему: в лице Стародума к ним приходит возмездие, расставляющее все на свои места. Так что рано или поздно невежество все равно падет под своей же тяжестью.
        2. М.Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик» показал высшую степень бескультурья, когда человека уже невозможно отличить от зверя. Раньше помещик жил на всём готовом благодаря крестьянам. Сам он не утруждал себя ни работой, ни просвещением. Но прошло время. Реформа. Крестьяне ушли. Тем самым внешний лоск дворянина был снят. Начинает проступать его истинная звериная сущность. Он обрастает волосами, начинает ходить на четвереньках, перестаёт разговаривать членораздельно. Так, без труда, культуры и просвещения человек превратился в звероподобное существо.