Проблема творчества и судьбы художника.

Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в некоторой степени автобиографичен. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту - главную героиню романа, которая, как муза, явилась к Мастеру и способствовала написанию романа. Так же, как и у Булгакова, явилась на свет "главная книга" Мастера - произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце. Этой книгой для Булгакова стал его роман "Мастер и Маргарита", который он писал в течение 12 лет - с 1928-го по 1940 год. Условия, в которых он создавался, были тяжелыми, но предназначение художника состоит не в борьбе за судьбу и благополучие, а в творчестве! Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу: "Дописать раньше, чем умереть". Булгаков не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь.

Все, что пережил Михаил Булгаков на своем веку - и счастливое, и тяжелое, - все свои самые главные мысли он отдал роману "Мастер и Маргарита". И на свет появилось необыкновенное творение настоящего свободного художника.

В своем романе Булгаков противопоставляет Мастера, художника, творца и литературное общество Москвы. Мастер появляется не в начале романа, а только в 13 главе. В разговоре двух пациентов психиатрической больницы впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в начало романа:

Вы - писатель? - с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

Я - мастер...

"Мастер", потому что слово "писатель" на страницах романа скомпрометировано обладателями членских билетов МАССОЛИТа.

Впервые с многочисленными представителями этого общества мы знакомимся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решая вопросы, никоим образом не относящиеся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту.

Как впоследствии выразился Воланд: "...их испортил квартирный вопрос..." Когда же в этом "логове" литераторов начинается бал, то все больше и больше это напоминает "ад", в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами. Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, они могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное, за безверие расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества, - ему отрезало голову трамваем! Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать "светом в конце тоннеля" для непросвещенных слоев населения, но на самом деле просто бездействовало и набивало себе карманы. Мастер не считает себя писателем. Он лишь создатель романа о Понтии Пилате. Действительно, кроме этого романа, он не написал ни одной строчки, у него не было других творений. Рассказ о Понтии Пилате и Иешуа тоже не придуман, он "угадан". Это подтверждает Воланд, который лично присутствовал при событиях, описанных в рукописи.

Мастер пишет в своем подвале на Арбате. Маргарита помогает ему, поддерживает, не дает остановиться. В еще не оконченном романе заключена вся их жизнь, они существуют ради него. Маргарите рукопись принадлежит не в меньшей степени, чем Мастеру, составляя неотъемлемую часть ее бытия. Роман еще не завершен, но концовка уже известна: "Жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат".

Это означает, что роман уже существует независимо от автора и ждет только своего воплощения на бумаге. Мастер не может еще предсказать, что будет в рукописи, но совершенно точно знает, что она будет завершена. И это случилось. Дело жизни наконец-то было осуществлено, и оставалось только сдать рукопись в печать. И тогда разражается катастрофа. Талантливый человек создал то, к чему шел долгие годы. Пока он писал в своем подвале, на пути его не было никаких преград. Теперь, когда труд завершен, Мастер шокирован тем, как воспринимается редакторами его творение. Он и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира.

И вот один из редакторов решается напечатать большой отрывок из романа. Теперь уже все зависит от критиков. Но их обвинения глупы, бессмысленны и, по большому счету, не имеют никакого отношения к сути романа. Происходит все это в те времена, когда в Советской стране повсеместно насаждался атеизм, взрывались церкви, расстреливались священнослужители. Поэтому реакция на "попытку протащить в печать апологию Христа" была закономерна. Никому не хватило бы храбрости поддержать "антисоветский" роман. Осмелиться публиковать роман об Иисусе мог человек либо очень смелый, либо очень наивный.

Сам Мастер говорил, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, что думают. Невольно возникает ассоциация с Понтием Пилатом, не осмелившимся признаться, что он поверил Иешуа. Мастер же подобен Га-Ноцри - невинный беззащитный человек, пытающийся сказать то, что не может не сказать, за что его посылают на казнь.

"Роман о Мастере" - это история разрушения идиллии, пришедшей в столкновение с внешним миром, и ее восстановление в области потусторонней. Мир, противостоящий миру Мастера, - мир корыстной, косной, невежественной толпы, в которой с полным правом хозяйничают представители нечистой силы. Характер толпы остается неизменным на протяжении столетий. Воланд, наблюдая за толпой в театре Варьете, говорит Коровьеву: "Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, но это всегда было... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних..."

Роман пронизывает противостояние истинной свободы и несвободы во всех ее проявлениях. Ведь именно свобода - слова, мысли, чувства, действия - характеризует настоящую творческую свободную личность.

Иешуа Га-Ноцри, арестованный, зверски избитый, приговоренный к смерти, несмотря ни на что остается свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Он не герой и не невольник чести. Когда Пилат намекает ему, как отвечать на вопросы, чтобы спасти свою жизнь, он не отвергает его тайных предложений, он просто не слышит их, настолько чужды они самой его духовной сущности. Иешуа совершает подвиг нравственный, оставаясь перед лицом мучительной смерти твердым в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Удел автора романа о Понтии Пилате - творческий подвиг. И учение Иешуа, и произведение Мастера - это своеобразные нравственный и художественный центры, от которых отталкивается и к которым направлено действие "Мастера и Маргариты".

Понтий Пилат - могущественный римский прокуратор, в его руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи, но свободы он не знает. Он - раб кесаря, своей должности, своей карьеры. И хотя Понтий Пилат очень хочет спасти Иешуа, разорвать цепи этого рабства выше его сил.

В московских главах подавляющее большинство персонажей - люди несвободные, связанные путами инструкций, правил, догм, постановлений или оковами собственного изготовления. Все эти герои - дети своего времени, исповедующего четкие правила и рамки. Булгаков и его "пособники" из свиты Сатаны довольно снисходительны к тем, кто лишился свободы не по своей воле, и совершенно безжалостны к тем, кто сам себя затопил в темницу, независимо от их положения.

Для Булгакова Берлиоз - самая отталкивающая фигура: человек начитанный, эрудированный, но неисправимый догматик. Берлиоз - писатель, при встрече с необычайным бегущий за милицией, редактор и наставник литературной молодежи, отучающий эту самую молодежь мыслить свободно и самостоятельно.

Всем этим несвободам противостоит внутренняя независимость Мастера, роднящая его с Иешуа. Роман Мастера хорош, прежде всего, тем, что это - плод свободного труда, вольного творческого полета, в котором нет места ни малейшему насилию автора над собой. Он ведь не сочинял того, о чем рассказывает в своем "Пилате", а "угадывал ", не принимая во внимание никаких руководящих установок. Поэтому ярость критиков романа - это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сохранил ее в себе.

Маргарита тоже вольная птица. До встречи с Мастером у нее было все, что есть у счастливой женщины: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. "Она была счастлива? Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?.. ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги". Маргарита "угадала" Мастера среди тысяч людей так же, как и он угадал ее. И в крохотной подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь.

Разрушено это счастье было именно тогда, когда "ближние" уличили Мастера в том, что он не похож на них: не так мыслит, не то чувствует. И вот рукопись романа сожжена, и Мастеру ничего другого не остается, как идти сдаваться в сумасшедший дом. Несвобода победила свободу, но, победив, она оказалась бессильна уничтожить, растоптать то, чем были полны души Мастера и Маргариты. На поклон к своим душителям они не пошли, пощады не попросили, предпочли другое.

"Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, - говорит Мастер, - они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там". Эта потусторонняя сила и позволяет героям романа не только сохранить свою свободу, но и ощутить ее с особенной, недоступной в реальной жизни полнотой.

Есть в "Мастере и Маргарите" глубоко печальные строки, есть озорные, смешные эпизоды и сцены. Ограбленный до нитки, отлученный от читателя и зрителя, "запечатанный" в своей квартирке казенными печатями, смертельно больной и сознававший, что дни его сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял ни чувства юмора, ни остроты языка, а значит, не терял свободы художника. В истории русской и мировой литературы этот роман не только свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова, не только гимн нравственному и бесстрашному человеку - Иешуа Га-Ноцри, но и человеку творческому - Мастеру.

Цели урока:

1.Показать трагическую судьбу художника, сопоставить образ Мастера и судьбу самого писателя.

2.Показать соотношение таланта и бездар¬ности.

3.Показать, что любовь – спасительная сила для человека.

4.Показать взаимосвязь литературы с дру¬гими видами искусства (музыка, живопись)

Оформление доски

Название урока

Проблемный вопрос: Почему Булгаков на¬зывает героя Мастером и что вкладывает в это понятие?

Иллюстрации учеников

Д.З. Сочинение-миниатюра на тему: «По¬чему роман называется «Мастер и Маргари¬та»?» (или «В чем смысл названия романа?»)

Ход урока

1.Желая выбрать эпиграф для своей пье¬сы о Мольере, Булгаков остановился на над¬писи, выбитой на мольеровском памятнике в Париже. В переводе писателя она звучит так: «Для его славы ничего не нужно. Он нужен для нашей славы». Эти слова можно отнести и к Булгакову.

Наш урок сегодня посвящен бессмертному творению писателя – роману «Мастер и Мар¬гарита». На предыдущих уроках мы уже с вами вели речь о данном произведении: разобрали ершалаимские главы, поговорили о сатириче¬ском изображении Москвы 30-х годов, о Волан¬де и его свите.

Цель сегодняшнего урока: разговор о соот¬ношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви как спасительной силе для человека.

2.Герой романа – Мастер появляется не с первых страниц, а лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают загадочную, таинственную атмосферу в романе. Напомни¬те ситуацию, при которой происходит появле¬ние Мастера?

Ученики: мастер через балкон приходит в комнату Ивана Бездомного в психиатрической больнице.

Найдите детали портрета, характеризую¬щие внутреннее состояние героя?

Ученики: глава 13 «встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца». Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство.

3. Обратите внимание на название нашего урока. «Я не писатель, я – мастер». «Я – ма¬стер», - он сделался суров». Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писа¬тель» и «мастер»? нам предстоит с вами отве¬тить сегодня на проблемный вопрос: «Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкла¬дывает в это понятие?»

Давайте обратимся к словарям и опреде¬лим значение слова «писатель».

Ученики: писатель (Ожегов) – человек, кото¬рый занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Писатель (Даль) –

Вывод: это слово не является антонимом к слову «мастер», не носит в русском языке от¬рицательную окраску.

4. Чем, по-вашему, не нравится Булгакову и Мастеру слово «писатель»? Кто себя в романе называет писателями? Обратимся к тексту.

Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов? Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения.

Ученики: довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном из московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь оказалось, что у него есть мечта – на¬писать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произо¬шедшей около 2000 лет тому назад в Ер¬щалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита. Именно она стала подгонять его в работе, называть ма¬стером, сулила ему славу. Роман дописан.

Учитель: Как литературный мир встре¬тил версию библейской истории?

Ученики: Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редкол¬легии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статья¬ми. Особенно неистовствовал критик Ла¬тунский.

Учитель: чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?

Ученики: они сами были людьми бездар¬ными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, неда¬ром нечистая сила так жестоко расправи¬лась с Берлиозом. Именно литераторы до¬вели мастера до того, что он сжег свой роман.

Учитель: мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писа¬тельской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.

5. Почему же Булгаков называет своего ге¬роя мастером и что вкладывает писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.

Ученики: в нем главное – талант, его про¬зрение. Он описал события далекого прошло¬го так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает он. Главное его назначение – творчество.

Слово «мастер» обозначает лицо, достиг¬шее высокой степени в овладении каким-ни¬будь искусством, а также (в древности) – ма¬гистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом на¬зываться мастером по двум параметрам.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль)

6.Мы говорим о том, что в романе есть си¬стема внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?

Ученики: в нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физи¬ческая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргари¬та), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алои¬зий Могарыч).

Учитель: можно провести параллель и соб¬ственной судьбы Михаила Булгакова и Масте¬ра.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Его не называют по имени, видимо, потому, что он - олицетворение трагической судьбы художника в том мире, в который он приходит со своим романом.

Обратите внимание, что впервые мы встречаемся с Мастером в психиатрической больнице, которая в романе названа «домом скорби». Это продолжение страшного реального мира уже потому, что, принимая больных, здесь спрашивают в первую очередь, являются ли они членами профсоюза.

Жизнь Мастера, историка по образованию, была бесцветной. Однако была у него мечта - написать роман о Понтии Пилате, воплотить собственное видение истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Вскоре представилась возможность осуществить эту мечту - он выиграл сто тысяч рублей. Мастер весь отдался работе. Вместе с творчеством приходит к нему настоящая любовь - он встречает Маргариту. Именно Маргарита назвала его Мастером, торопила его, сулила ему славу.

Роман был дописан. «Ия вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась!» Начинаются испытания: роман не принят к печати, удалось напечатать лишь часть, критика отозвалась на публикацию разгромными статьями. Мастер подвергается аресту, попадает в психиатрическую больницу. «Мой бедный окровавленный Мастер!» - говорит М. Булгаков в пьесе о Мольере. По М. Булгакову, «окровавленность», тяжелые испытания - гарантия подлинности судьбы художника.

На фоне других писателей МАССОЛИТа Мастер выделяется именно своей подлинностью. М. Булгаков показывает, что у этих так называемых творческих людей совсем не творческие интересы. Они мечтают только о дачах («дач всего двадцать две, нас в МАССОЛИТе три тысячи»), о творческих отпусках (здесь все точно рассчитано: до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман), о том, чтобы вкусно и дешево поесть. Читатель имеет возможность понаблюдать, как проходит лишь один вечер в МАССОЛИТе, но вслед за автором готов воскликнуть: «Словом, ад... О боги, боги мои, яду мне, яду...» Но этого мало. Они творят в условиях несвободы, и это кажется им вполне нормальным. Темы произведений писателям навязывают, так же как и исполнение: недаром Берлиоз в начале романа отчитывает Бездомного, что он не сумел написать, как требовалось, заказанную ему религиозную поэму. Авторы эти (во всяком случае, многие из них, например Бездомный, Рюхин) прекрасно осознают, что таланта у них нет, они не верят в то, что пишут.

Совсем иначе с произведением Мастера. Тему своего романа он выбирает свободно, но с этой свободой не так все просто. Обратим внимание, что текст романа Мастера в булгаковском романе существует как бы помимо Мастера. Вначале мы узнаем этот текст из рассказа Воланда, затем из сна Бездомного и лишь в конце, когда мы знаем, что роман сожжен, - из восстановленной Боландом рукописи. Эта ситуация символична: «рукописи не горят», потому что подлинное художественное творчество существует не только на бумаге и даже не только в сознании художника. Оно существует объективно, как реальность, равноправная жизненной, и писатель ее не столько создает, сколько угадывает («Как я все угадал!» - говорит Мастер).

Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого М. Булгакова. Теперь русская литература XX века немыслима, непредставима без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».

Судьба художника в тоталитарном государстве заслуживает особого разговора. Мощная система подавления личности не допускает свободомыслия, независимость суждений преследуется. Истинный художник имеет мужество творить и в таких условиях, не изменяя своим убеждениям. Разумеется, всегда находятся слабые духом — те, кто не выдерживает давления, приспосабливаются к Системе. Но помним ли мы их имена?..

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» реалистично воссоздана общественная атмосфера в тоталитарном государстве, где преуспевают бездарные писатели, выслуживающиеся перед властью. Такими показаны МАССОЛИТовцы, участвующие в травле талантливого мастера. В произведении упоминаются двадцать литераторов, но ни один из них не творит, не занимается своим делом! Никто из них не заслужил бессмертия, которое было даровано мастеру — безвестному, безымянному, но сохранившему верность своему великому призванию.

На протяжении повествования мастера постоянно преследуют типичные для эпохи неурядицы, знакомые Михаилу Булгакову не понаслышке: бездомность, доносы, болезнь — всё это присутствовало в жизни самого писателя, было неотъемлемой частью его биографии. Ошельмованный и одинокий мастер пишет роман о Понтии Пилате, где главным мотивом выступает тема предательства: некий Иуда из Кириафа за тридцать тетрадрахм предаёт безвинного философа Иешуа Га-Ноцри, а римский Наместник встаёт перед проблемой нравственного выбора.

В жизни самого мастера Иуда является под именем Алоизия Могарыча, который совершает предательство, польстившись на жилплощадь, то есть совершенно в духе своего времени (не зря же Воланд замечает в романе, что москвичей испортил «квартирный вопрос»). Однако мы прекрасно понимаем, что предательство остаётся предательством в любом случае: тридцать тетрадрахм или квартира — разницы нет.

Итак, Иешуа Га-Ноцри был арестован и казнён. Тюрьмой для Мастера стало государство, в котором он жил, а травля, которую ему устроили собратья по перу, была изощрённым видом казни. Можно смело утверждать, что биографию мастера Михаил Булгаков писал с собственной судьбы.

Жизнь мастера и жизнь писателя совпадают, как совпадает с их путём и судьба Иешуа Га-Ноцри, хотя он не писал роман: итогом его духовных усилий стало учение о добре и справедливости. Последователем Иешуа Га-Ноцри предстаёт в романе мастера Левий Матвей. Учеником мастера становится духовно прозревший Иван Бездомный. У Михаила Булгакова тоже есть продолжатели. Разумеется, речь идёт не только о художественном мастерстве, которому можно учиться у этого писателя, — поражает присущая ему внутренняя сила, свобода духа и мысли. Этому можно учиться у Булгакова не только писателям, но и всем нам.

Нравственный подвиг совершил Иешуа Га-Ноцри. Творческий подвиг совершили Булгаков и мастер. Пусть мастер не заслужил Света, слабодушно отрёкшись от своего романа, от любви Маргариты. Булгаков тоже сжигал свой роман, однако не отступался от него, не отказывался от истины и любви. Но мастер всё же обрёл Покой: его спасла своей любовью Маргарита. «Вечный дом» стал для него наградой за страдания при жизни. Булгакову покой принесла только смерть, наградой же для него стало истинное бессмертие. Думаю, это и есть тот самый Свет, которого не заслужил мастер: высшей благодати может удостоиться лишь тот, кто не сдаётся до самого конца.

«Рукописи не горят», — сказано в произведении Булгакова. Как всесильный Воланд вернул Маргарите рукопись романа мастера, так всемогущее Время возвратило нам Булгакова. И мы сегодня счастливы тем, что можем вновь и вновь открывать страницы этого бессмертного произведения.

Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в некоторой степени автобиографичен. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту - главную героиню романа, которая, как муза, явилась к Мастеру и способствовала написанию романа. Так же, как и у Булгакова, явилась на свет "главная книга" Мастера - произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце. Этой книгой для Булгакова стал его роман "Мастер и Маргарита", который он писал в течение 12 лет - с 1928-го по 1940 год. Условия, в которых он создавался, были тяжелыми, но предназначение художника состоит не в борьбе за судьбу и благополучие, а в творчестве! Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу: "Дописать раньше, чем умереть". Булгаков не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь.

Все, что пережил Михаил Булгаков на своем веку - и счастливое, и тяжелое, - все свои самые главные мысли он отдал роману "Мастер и Маргарита". И на свет появилось необыкновенное творение настоящего свободного художника.

В своем романе Булгаков противопоставляет Мастера, художника, творца и литературное общество Москвы. Мастер появляется не в начале романа, а только в 13 главе. В разговоре двух пациентов психиатрической больницы впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в начало романа:

Вы - писатель? - с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

Я - мастер...

"Мастер", потому что слово "писатель" на страницах романа скомпрометировано обладателями членских билетов МАССОЛИТа.

Впервые с многочисленными представителями этого общества мы знакомимся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решая вопросы, никоим образом не относящиеся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту.

Как впоследствии выразился Воланд: "...их испортил квартирный вопрос..." Когда же в этом "логове" литераторов начинается бал, то все больше и больше это напоминает "ад", в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами. Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, они могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное, за безверие расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества, - ему отрезало голову трамваем! Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать "светом в конце тоннеля" для непросвещенных слоев населения, но на самом деле просто бездействовало и набивало себе карманы. Мастер не считает себя писателем. Он лишь создатель романа о Понтии Пилате. Действительно, кроме этого романа, он не написал ни одной строчки, у него не было других творений. Рассказ о Понтии Пилате и Иешуа тоже не придуман, он "угадан". Это подтверждает Воланд, который лично присутствовал при событиях, описанных в рукописи.

Мастер пишет в своем подвале на Арбате. Маргарита помогает ему, поддерживает, не дает остановиться. В еще не оконченном романе заключена вся их жизнь, они существуют ради него. Маргарите рукопись принадлежит не в меньшей степени, чем Мастеру, составляя неотъемлемую часть ее бытия. Роман еще не завершен, но концовка уже известна: "Жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат".

Это означает, что роман уже существует независимо от автора и ждет только своего воплощения на бумаге. Мастер не может еще предсказать, что будет в рукописи, но совершенно точно знает, что она будет завершена. И это случилось. Дело жизни наконец-то было осуществлено, и оставалось только сдать рукопись в печать. И тогда разражается катастрофа. Талантливый человек создал то, к чему шел долгие годы. Пока он писал в своем подвале, на пути его не было никаких преград. Теперь, когда труд завершен, Мастер шокирован тем, как воспринимается редакторами его творение. Он и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира.

И вот один из редакторов решается напечатать большой отрывок из романа. Теперь уже все зависит от критиков. Но их обвинения глупы, бессмысленны и, по большому счету, не имеют никакого отношения к сути романа. Происходит все это в те времена, когда в Советской стране повсеместно насаждался атеизм, взрывались церкви, расстреливались священнослужители. Поэтому реакция на "попытку протащить в печать апологию Христа" была закономерна. Никому не хватило бы храбрости поддержать "антисоветский" роман. Осмелиться публиковать роман об Иисусе мог человек либо очень смелый, либо очень наивный.

Сам Мастер говорил, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, что думают. Невольно возникает ассоциация с Понтием Пилатом, не осмелившимся признаться, что он поверил Иешуа. Мастер же подобен Га-Ноцри - невинный беззащитный человек, пытающийся сказать то, что не может не сказать, за что его посылают на казнь.

"Роман о Мастере" - это история разрушения идиллии, пришедшей в столкновение с внешним миром, и ее восстановление в области потусторонней. Мир, противостоящий миру Мастера, - мир корыстной, косной, невежественной толпы, в которой с полным правом хозяйничают представители нечистой силы. Характер толпы остается неизменным на протяжении столетий. Воланд, наблюдая за толпой в театре Варьете, говорит Коровьеву: "Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, но это всегда было... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних..."

Роман пронизывает противостояние истинной свободы и несвободы во всех ее проявлениях. Ведь именно свобода - слова, мысли, чувства, действия - характеризует настоящую творческую свободную личность.

Иешуа Га-Ноцри, арестованный, зверски избитый, приговоренный к смерти, несмотря ни на что остается свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Он не герой и не невольник чести. Когда Пилат намекает ему, как отвечать на вопросы, чтобы спасти свою жизнь, он не отвергает его тайных предложений, он просто не слышит их, настолько чужды они самой его духовной сущности. Иешуа совершает подвиг нравственный, оставаясь перед лицом мучительной смерти твердым в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Удел автора романа о Понтии Пилате - творческий подвиг. И учение Иешуа, и произведение Мастера - это своеобразные нравственный и художественный центры, от которых отталкивается и к которым направлено действие "Мастера и Маргариты".

Понтий Пилат - могущественный римский прокуратор, в его руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи, но свободы он не знает. Он - раб кесаря, своей должности, своей карьеры. И хотя Понтий Пилат очень хочет спасти Иешуа, разорвать цепи этого рабства выше его сил.

В московских главах подавляющее большинство персонажей - люди несвободные, связанные путами инструкций, правил, догм, постановлений или оковами собственного изготовления. Все эти герои - дети своего времени, исповедующего четкие правила и рамки. Булгаков и его "пособники" из свиты Сатаны довольно снисходительны к тем, кто лишился свободы не по своей воле, и совершенно безжалостны к тем, кто сам себя затопил в темницу, независимо от их положения.

Для Булгакова Берлиоз - самая отталкивающая фигура: человек начитанный, эрудированный, но неисправимый догматик. Берлиоз - писатель, при встрече с необычайным бегущий за милицией, редактор и наставник литературной молодежи, отучающий эту самую молодежь мыслить свободно и самостоятельно.

Всем этим несвободам противостоит внутренняя независимость Мастера, роднящая его с Иешуа. Роман Мастера хорош, прежде всего, тем, что это - плод свободного труда, вольного творческого полета, в котором нет места ни малейшему насилию автора над собой. Он ведь не сочинял того, о чем рассказывает в своем "Пилате", а "угадывал ", не принимая во внимание никаких руководящих установок. Поэтому ярость критиков романа - это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сохранил ее в себе.

Маргарита тоже вольная птица. До встречи с Мастером у нее было все, что есть у счастливой женщины: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. "Она была счастлива? Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?.. ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги". Маргарита "угадала" Мастера среди тысяч людей так же, как и он угадал ее. И в крохотной подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь.

Разрушено это счастье было именно тогда, когда "ближние" уличили Мастера в том, что он не похож на них: не так мыслит, не то чувствует. И вот рукопись романа сожжена, и Мастеру ничего другого не остается, как идти сдаваться в сумасшедший дом. Несвобода победила свободу, но, победив, она оказалась бессильна уничтожить, растоптать то, чем были полны души Мастера и Маргариты. На поклон к своим душителям они не пошли, пощады не попросили, предпочли другое.

"Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, - говорит Мастер, - они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там". Эта потусторонняя сила и позволяет героям романа не только сохранить свою свободу, но и ощутить ее с особенной, недоступной в реальной жизни полнотой.

Есть в "Мастере и Маргарите" глубоко печальные строки, есть озорные, смешные эпизоды и сцены. Ограбленный до нитки, отлученный от читателя и зрителя, "запечатанный" в своей квартирке казенными печатями, смертельно больной и сознававший, что дни его сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял ни чувства юмора, ни остроты языка, а значит, не терял свободы художника. В истории русской и мировой литературы этот роман не только свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова, не только гимн нравственному и бесстрашному человеку - Иешуа Га-Ноцри, но и человеку творческому - Мастеру.