Профессия иллюстратор. Кто такой иллюстратор

Профессиональный иллюстратор занимается созданием рисунков для книг и различных журналов. Специалист рисует персонажей мультиков и создает рекламные ролики. На рынке труда особенно востребованы универсальные дизайнеры, которые обрабатывают рисунки и дорабатывают сложные изображения.

Сколько получает иллюстратор в разных странах мира?

Почем платят в РФ?

Усредненная зарплата иллюстратора в Российской Федерации составляет скромных 23 500 рублей (примерно 405 американских баксов). Лучше всего платят профессионалам в Санкт-Петербурге.

Культурная столица имеет огромное количество музеев, где ценится труд мастеров.

Структура жалований работников данного профиля имеет следующий вид:

  • Свердловский регион – 18 700 руб. / 322 доллара;
  • Самарская территория – 19 100 RUB / 329 USD;
  • Московская область – 19560 ₱ / 337 у.е.;
  • Краснодарский край – 22000 rub / 379 $;
  • Ленинградская область – 50000 рублей / 862 бакса.

Львиная доля работодателей предлагает специалистам заработок в диапазоне 15 -16,2 тыс. RUB ежемесячно.


Среди похожих специальностей вознаграждения выглядит так:

  • художник ювелирных изделий – 65 000 rub /1120 баксов;
  • концепт мастер – 60 000 руб. / 1034 у.е.;
  • 3D художник – 50 000 ₱ / 862 доллара;
  • керамист – 30 000 rub / 517 USD;
  • миниатюрист – 29 900 рублей / 515 $;
  • специалист по костюмам – 25 000 RUB / 431 у.е.;
  • портретист – 20 000 ₱ / 345 долларов;
  • дизайнер – 20 000 рублей / 344 USD;
  • оформитель – 19 850 rub / 342 $.

Чтобы иметь четкое представление о вознаграждении специалистов, рассмотрим некоторые примеры открытых вакансий в стране:

  • организация « Time of Prestige » (Москва) специализируется на разработке креативных черно-белых рисунков. Тематика выполняется специализированной тушью. Ценность 1 рисунка в среднем составляет 70-100 рублей. Расценка 1 серии достигает 3,5-5 тыс. RUB. В среднем иллюстратор зарабатывает в месяц 40 тыс. ₱ / 689 баксов;
  • компания «ШТОРМ и КО» (Тольятти») разрабатывает экспозиционные рисунки. Мастер получает здесь от 11,1 до 12 тыс. RUB ежемесячно. Претенденты должны иметь опыт работы от 3-х лет. Знание графических редакторов является обязательным требованием;
  • фирма «Тексмарк» (Иваново). Профессиональный иллюстратор имеет стабильную прибыль здесь от 17 000 ₱ / 293 доллара. Также после реализации проекта предусмотрены премии.

Ценность специалистов в стоковой студии

Организация работы в стоковых студиях проводится старшим менеджером. Иллюстраторы здесь имеют жалованье в размере 18 баксов за паблик.


Структура дохода специалиста имеет следующий вид:

  • авторская ставка в размере 20 -25 USD за 1 оригинальную работу;
  • персональная премия – максимальный уровень достигает 28$;
  • надбавка за внесение разнообразия в работу – 3-5% от фиксированной ставки;
  • оригинальный проект – 20 баксов;
  • симиляр -10 у.е.;
  • симлесс паттерн – 3 доллара.

Крепкий стоккер в организации данного типа составляет 1100 USD . Для получения такой суммы создается 30 оригиналов и фонов.

Прайс исполнителей в Украине

Сколько стоит труд иллюстратора в Украине? Конечная выручка специалиста зависит от его профессиональных качеств. В среднем специалист зарабатывает в стране скромных 6500 гривен (около 240 долларов).


В разрезе областей картина имеет следующий вид:

  • Харьковская – 7000 UAH / 259 долларов;
  • Днепропетровская – 7 250 грн. / 268 баксов;
  • Киевская – 7500 гривен / 277 USD.

Столичные работодатели предлагают иллюстраторам вознаграждение в диапазоне 6100-12100 гривен в месяц. В стране также популярна работа специалистов на фрилансе. Жалованье здесь опытных мастеров достигает 200 $ ежемесячно.

Прайс исполнителей в Казахстане

Большая часть вакансий иллюстраторов в Казахстане сосредоточена в мегаполисах (Караганда, Астана, Алмата и пр.). Чтобы иметь неплохой доход мастер должен работать в специальных редакторах.


Градация тарифа работника имеет следующий вид:

  • минималка – 67 000 тенге /199 долларов;
  • средний показатель -124 000 тенге / 368 баксов;
  • максимальный уровень – 189 000 тенге / 563 у.е.

Вознаграждение в Белоруссии

Творческая профессия иллюстратора в Белоруссии ценится. Мультипликаторы могут найти неплохое рабочее месте в студиях или веб-порталах. Неплохие заработки сосредоточены по удаленной работе.


Структура окладов такая:

  • минимальный показатель -315 BYN / 160 USD;
  • средняя линия -573 BYN / 292 $;
  • максимальный предел – 900 BYN / 459 у.е.

Тарификация труда в США

Иллюстраторы и дизайнеры пользовательского интерфейса зарабатывают в США в среднем 89 106 долларов . Часовая ставка специалиста лежит в диапазоне 41,63 -90,43 USD .


Когда я только начала заниматься иллюстрированием, то много времени тратила в поисках ответа на вопрос - сколько же стоит иллюстрация? Как формировать цену на свой труд?

Спустя время, я пришла к выводу, что очень много написано для иллюстраторов (и это, конечно нужно), но мало написано для клиентов. А вот для них как раз бы и стоило подробнее описать из чего же складывается работа над картинкой, а следом показать почему эта работа столько стоит.


Эту статью я написала основываясь только на своём опыте работы с клиентами. Если у вас есть дополнения - прошу в комментарии.

Так сложилось, что на российском рынке, иллюстратор чаще всего воспринимается как некая творческая натура без царя в голове, рисующая по мановению музы и за кусочек хлеба. И как адекватно оценить работу этого человека? Поэтому начнем разбираться по порядку.

Кто же такой иллюстратор?

Для многих людей слова "художник", "иллюстратор", часто и "дизайнер" - это синонимы. На самом деле, два этих понятия далеки друг от друга. Так же как психолог и психиатр. Прежде чем записаться на приём, задайтесь вопросом - вам к кому? :)

Если художник - это свободный творец (Разве называют Васнецова или Дали - иллюстраторами? Не думали почему?). То работа иллюстратора - это всегда работа по четкому ТЗ. Почему я написала «четкое», потому что иллюстратор должен то, что находится в голове клиента, перенести и подать на бумаге. И расплывчатые фразы вроде - "Вам виднее, Вы же художник", здесь неуместны. Если клиент сам не представляет, что он хочет видеть, то человек задача которого проиллюстрировать , точно так же не видит, что в конечно счете должно получиться. К слову, книга - это тоже четкое ТЗ для иллюстратора. Здесь автор описывает, что он видит. Иллюстратор этот взгляд и мир переносит на бумагу, чтобы увидели ещё и другие.

Художник-иллюстратор - человек, который рисует картины для себя, под настроение и желание, и занимается иллюстрацией, то есть работает на заказ. Рисует для других людей.


Как проходит процесс работы?
Теперь когда внесли ясность, кто есть кто, остановлюсь на процессе создания самой иллюстрации. Кратко его описать не получиться, но я буду стараться. Процесс обычно состоит из нескольких этапов - обсуждение, разработка идей, подготовка чернового эскиза и отрисовка.

Если вы не обратились в издательство или агенство, где работа иллюстратора нормирована заработной платой, то в остальных случаях, расчет всегда идет по часовой ставке. У каждого иллюстратора она своя. Всё зависит от опыта. Я часто сталкиваюсь с таким заблуждением у клиентов, что чем опытнее иллюстратор, тем быстрее он отрисует картинку и значит стоить будет дешевле.

А теперь для сравнения) Когда вы идете к квалифицированному врачу и платите за приём 2000 рублей, вы не думаете, что раз опыт у него большой, то значит он должен стоить дешевле?:) Если бы всё в мире строилось по такому принципу, то молодые специалисты должны были бы зарабатывать втрое больше квалифицированных. Они же времени много тратят на работу.

Опытный иллюстратор просит за свою работу больше, потому что он уже научился её оценивать достойно. Начинающие иллюстраторы чаще тратят на работу времени больше, чем за неё получают. Но это время заказчику не оговаривается. Поэтому клиент остается в недоумении. Вот Вася нарисовал мне картинку за 5 часов (а в реале за 40) и попросил 3000, а Федор Геннадьевич рисует за 3 часа и просит 10 000.

Пример, условный. Хорошая иллюстрация за 3 часа не рисуется. Почему?

1. Обсуждение.
Как бы это не казалось странным, но на этот этап порой уходит достаточно много времени. Товарищ клиент, это время тоже имеет свою цену.

Я включаю время переписки в стоимость работы. И не обсуждаю тонкостей, если вижу, что клиент пока не собирается пользоваться моими услугами, как иллюстратора.

Конечно, целиком отказаться от этого не возможно. Но я стараюсь сводить это к минимуму. Если я буду общаться с каждым написавшим, обсуждая его планы и идеи, просматривая массы ссылок, а в итоге мы мило распрощаемся, то кто оплатит мне моё потраченное время?

Ко всему, обсуждение это процесс, который длиться на протяжении всей работы.

Пример. На данный момент я работаю над иллюстрацией книги. Сейчас мы закончили с клиентом отрисовку обложки. За весь период, начиная от согласования размера и заканчивая конечным вариантом я отправила 21 письмо. Если предположить, что в среднем на 1 письмо уходит 10 минут (вы не просто пишите письмо, вы ведете диалог, объясняете, обсуждаете, выбираете, читаете ответы клиента), то это 3,5 рабочих часа.

2. Разработка идеи.

Один из самых интересных и сложных этапов. Самая что ни на есть аналитическая работа. Тонкости этого этапа описать за пару предложений не возможно. Достаточно будет сказать, что здесь нужно придумать как подать ваш текст так, чтобы погрузить читателя в происходящее, или вызвать у него какие-то ассоциации, возможно заставить улыбнуться или показать сарказм (вспомните популярный во времена СССР). Всё это будет влиять на интерес к вашей книге (журналу, статье) и востребованности её на рынке.

Очень хорошо можно прочувствовать этот этап, если прочитать книгу Натали Ратковски "Профессия иллюстратор" . Написана она очень легко, и человеку, который ни разу не рисовал, позволит окунуться в тонкости этой профессии.

И снова пример . Разработка идей на обложку у меня заняла около 3 часов.

3. Подготовка чернового эскиза.

Фактически это отрисовка всей иллюстрации без цвета.

Многие ошибочно считают, что если человек рисует много и долго, он должен за 10 минут изобразить любой объект. Будь то трактор или лошадь. Это не так. Иллюстратор знает основы построения фигуры, этого ему достаточно чтобы в дальнейшем изобразить требуемый объект. Но прежде чем это сделать, нужно найти необходимую информацию о нём. Подобрать нужный ракурс. Иллюстратор не обязан знать как выглядит лошадь, присевшая у куста смородины в реверансе). Это и есть работа с референсами .

То же самое относится и к проработке героев (если речь идет о книге), персонажей иллюстрации. Иллюстратор может рисовать уже десятую мышь, которые имеют одинаковое строение и физиологию. Но характер каждой мышки иллюстратору нужно создать. Иначе вы получите книжку из клип-артов, где все герои-близнецы.

Часто, следом за эскизом в карандаше, необходимо сделать цветовой вариант эскиза. Чтобы определиться с настроением будущей иллюстрации.

На проработку эскизов может уходить и несколько месяцев. Посмотрите на работы , неужели можно подумать, что на разработку одной такой иллюстрации уйдет пара дней?

В моем случае, обложка не состояла из большого количества деталей, но предполагала наличие двух главных героев. Отрисовка чернового и цветового эскизов заняла - 8 часов 20 минут. Если работа предполагает хорошую детализацию, то время, которое иллюстратор затратит на этом этапе, возрастёт. То же самое относится к формату иллюстрации. Мои плакаты, размеры которых были с лист ватмана заняли у меня несколько дней ( , ).

Сейчас, если вы дочитали до сюда, возможен возглас возмущения - «Зачем рассказывать о том как много всего Вам приходиться, бедным иллюстраторам делать? Это же Ваша работа!»

Я очень рада, что у Вас, товарищ клиент, приходит осознание того, что рисование - это работа. Мы движемся в нужном направлении:)

4. Отрисовка

Сколько это займет, опять же во многом зависит от опыта и стиля художника.

Очень часто у меня бывают такие случаи. Клиент присылает пример иллюстрации, которые он бы хотел видеть, с оговоркой, что вот здесь мало деталей, один персонаж и фон, времени (=денег) много не требуется. При этом в примере, который прилагается, работы заслуженных и известных художников, которые не смотря на то, что нарисовали одного персонажа, проработали его максимально детально (одним из последних таких примеров, мне прислали работы Евгения Антоненкова). По сути, часто вся книга обладает большей ценностью именно за счет иллюстраций, выполненных иллюстратором, а не из за текста. Подумайте, почему именно её вы выбрали из такого множества книг?

Стиль таких иллюстраций - это годами отработанный опыт. Здесь я хочу дать совет, товарищ клиент. Если вам понравился стиль иллюстратора/художника, идите к нему, и заказывайте иллюстрации именно у него. Копирование чужого стиля, подстройка под чужой стиль - это всегда трудоёмкая задача. И будьте готовы или много за неё заплатить, или долго ждать, при этом результат не гарантирован.

Пример. Отрисовка обложки в цвете у меня заняла - 8 часов 35 минут.

Итог: обложка была нарисована за 23 часа 25 минут. Это почти 3 рабочих дня.

А теперь весёлый счет:) Квалифицированный специалист с хорошим опытом работы (не зависимо от области его работы) ориентировочно должен получать от 1000$ в месяц. Предположим, что это нижняя планка в условиях роста цен. Отсюда не сложно посчитать, что часовая ставка будет составлять около 6,25$ (160 рабочих часов). 23 часа 30 минут (округлила для удобства счёта) - это примерно 147$, что составит 8 232 рублей по текущему курсу.
(Оговорюсь, что это нижняя планка цен. Потому что расчет стоимости фрилансера ещё обсулавливается тем, что он не работает на постоянной ставке. Следовательно, его зарплата формируется из количества заказов, которые он может выполнить за месяц.)

Соответственно, удобен и обратный счет. Если вы оговариваете, что за данную работу вы можете заплатить только 2 000 рублей, но вам обещают на выходе полноценное изображение, посчитайте примерный заработок иллюстратора и вы увидите какого уровня специалиста вы нанимаете.

Либо иллюстратор имеет дополнительную работу, а значит сроки на ваш заказ будут зависеть уже от других факторов.

Хочется еще вспомнить такое любимое ваше, товарищ клиент: «У меня 20 иллюстраций и такая цена для меня дорогая.» Я понимаю, что мы всегда считаем свои деньги, это хорошая черта характера:) но, иллюстрация - это работа, требующая времени. Как вы уже поняли. Насколько вы цените своё время? Как много вещей вы согласитесь сделать бесплатно? Иллюстрирование - это не рынок, понятие «оптом» здесь не уместно. Исходите из бюджета, который у вас есть. Если его хватает на две иллюстрации, пусть они будут лучше две хорошие, чем сорок ни о чем. Такую книгу вы сами не захотите купить.

Я надеюсь, что мне удалось немного внести ясность в ценообразование в сфере иллюстрации. И, возможно, кому-то помочь оценить работу своих специалистов. Хороших вам исполнителей, товарищ клиент. А иллюстраторам - достойных зарплат и оплат:)

P.S. Фотография в заголовке поста - мой новый продукт на Creative Market . Забегайте -


Отрывок из письма: "Наташа, у меня к тебе большой вопрос. Давно назрел, но я никак не решалась тебе написать. Я не знаю, почему мне так неловко об этом спрашивать. Но, что бы ты посоветовала человеку, который решил развиваться профессионально как иллюстратор? Если этот человек, то есть я, не имеет ни художественного образования, ни опыта работы именно иллюстратором (хотя я работала дизайнером около 5ти лет). А за плечами лишь рисунки в блокноте. Какие шаги следует предпринять, чтобы начать? Пойти учиться у меня сейчас нет возможности и не будет ближайшие лет 5. Я могу лишь рисовать и заниматься сама. Я это делаю, но неуверенно себя чувствую еще и потому, что не знаю, что делать дальше и в какой последовательности. Я даже не могу оценить серьезность и объем предстоящей работы, точно сказать себе: да, я могу и хочу несмотря ни на что."


Техника работы
Первое, что хочется действительно посоветовать - определиться, в какой именно технике тебе хотелось бы работать. Я очень сожалею, что в своё время мне некому было подсказать, что иллюстрировать - это не всегда просто рисовать.

Copyright Julene Harrison: http://madebyjulene.com/

Иногда понимаешь, что было бы не менее интересно делать иллюстрации из пластилина, бумаги или в форме коллажа с элементами рисунка, но за пазухой накопилось уже достаточно толстое портфолио с работами, выполенными в определённом стиле и в ранее выбранной технике, появился определённый круг клиентов, которые ожидают на выходе работы именно в том стиле, который представлен в портфолио. Резко менять всё не хочется, а вплетать постепенно новые элементы - очень трудоёмкое занятие.

Copyright Eduardo Recife: http://www.eduardorecife.com/

Часто ситуация «просто рисующих» ухудшается ещё и тем, что откуда-то появляется целая тьма людей, которые вдруг рисуют такими же линиями, похожими цветами и похожими текстурками. И упаси боже, если этот человек станет на каком-то отрезке пути более известнее, чем источник – на собственной карьере крест может ставить и не стоит (уж не надо наглецам доставлять такой радости), но переживания по поводу воруют очень много сил.

Иллюстрации Квентина Гребана:

Иллюстрации Лизбет Цвергер:

Даже если в ситуации полного копирования чужаком твоего стиля понимаешь, что твои иллюстрации отличаются от других особым подходом к процессу создания работ, особенным почерком и какими-то характерными деталями, факт остаётся фактом, что от индивидуальности и именно неповторимости техники вообще зависит очень многое.

***
Особенная, неповторимая техника, которая к тому же будет оттачиваться годами – это уже половина всего дела. Я понимаю, что нет смысла подходить к вопросу выбора техники методично: что требуется на рынке, что больше всего пользуется спросом, в какой технике работает меньше всего иллюстраторов – чтобы конкуренция поменьше была, но многое всё-таки нужно учитывать.

Мало того, что ситуация на рынке может резко измениться - сегодня моден вектор, а завтра все будут бегать за пластилиновыми иллюстрациями, так ещё и хочется заниматься любимым делом всю жизнь, работать так, как нравится, оставаться верным себе, но найти золотую середину, учитывающую требования рынка и собственные ожидания от жизни было бы всё-таки неплохо.

Уже давно прошли те времена, когда в иллюстраторы шли люди, обученные по всем канонам классической живописи, и это здорово! Поле деятельности современного иллюстратора настолько велико, что нет необходимости концентрироваться только на умении иллюстрировать традиционным способом.

Copyright Susanne Wustmann: http://www.susannewustmann.de

Как выбрать свою технику работы? Просто пробовать! Попробовать всё, что только можно:
- иллюстрацию из пластилина
- иллюстрацию из бумаги
- иллюстрацию с помощью самодельных кукол
- вышивку по ткани или бумаге
- коллаж
- инкрустация соломкой
- работы тушью, акварелью, акрилом, карандашами
- иллюстрации в компьютерных программах вроде Photoshop, Painter или Illustrator
- иллюстрации с помощью смешанной техники – рисунка, коллажа и компьютерной постобработки.

Copyright Kira Shaimanova: http://www.kirashaimanova.com

В самом начале пути лучше не принимать поспешных решений, не связывать себе руки какой-то отдной техникой исполнения работ. На своём собственном опыте я столкнулась с тем, что ничего плохого в пестроте техник и стилей нет, пока речь идёт о подготовке к профессиональной деятельности.

Творческие эксперименты – один из самых важных моментов в созревании хорошего иллюстратора. Я сама перепробовала кучу всего: работа тушью, акварелью, акрилом, гуашью, простым карандашом и белилами по тёмному фону, работа растром в стиле графики 20-30 годов в графических программах, работа растром в более реалистичной манере, рисование куколок и дудликов, иллюстрации в векторных программах. Только перепробовав кучу всяких техник я пришла к своему теперешнему стилю работы, хотя, признаюсь честно, у меня нет чувства, что он полностью оформился, пока мне кажется, что я меняюсь от иллюстрации к иллюстрации, хотя какие-то отточенные приёмы уже есть.

Я уже не первая, кто советует начинающим иллюстраторам проверить, какая техника соответствует больше собственной натуре, но ведь что тебе стоит проверить себя и попробовать? Если корм пойдёт в коня, и у тебя за достаточно короткое время в выбранной технике насобирается как минимум 10 работ, и тебе не надоест их и дальше ваять - то можно хотя бы временно остановиться на выбранной технике и перейти ко второму шагу алгоритма - подумать, каким именно иллюстратором ты бы хотела стать.

Copyright Amy Harris: http://www.amy-harris.co.uk

Каким именно иллюстратором стать?
Казалось бы, чего здесь долго думать, каким иллюстратором стать – хорошим, конечно! Но не об этом речь. Иллюстратор иллюстратору рознь. Бесполезно хотеть стать мастером на все руки и стараться угодить всем. Как и в любом другом творческом деле нужно знать, на кого бы ты хотела работать.

Что у нас есть на выбор? Каким именно иллюстратором можно стать:
- иллюстратором детских книг
- иллюстратором книг для взрослых
- журнальным иллюстратором
- газетным иллюстратором
- рекламным иллюстратором
- иллюстратором для текстильной промышленности
- научно-популярным иллюстратором
- иллюстратором медицинских изданий
- иллюстратором для учебников и пособий
- веб-иллюстратором
- и прочим...

Copyright http://www.linesandcolors.com/2008/12/11/shaun-tan-on-inframetv/

У каждого ответвления есть свои особенности: своя целевая группа, ограничения по срокам, технике исполнения и содержанию. От того, каким иллюстратором ты бы хотела стать и зависит твоё будущее. Естественно, можно хотеть стать журнальным иллюстратором, но в процессе превратиться в книжного или рекламного, но тем не менее твоё самое первое решение определит тематику и направленность твоего первого портфолио, твоей первой визитной карточки, на которую ещё долго будут ссылаться твои клиенты и просить нарисовать вот так, как у тебя же стоит. Ну или ты полностью сменишь стиль, направление и станешь показывать только работы в актуальной технике и браться только за заказы, которые отвечают и твоим внутренним требованиям. Это тоже не ново, что маститые иллюстраторы вдруг резко убирают все свои иллюстраторские работы из портфолио и представляются, как художники, желающие зарабатывать на живопись. При должном успехе на живописи можно действительно больше зарабатывать, но, как сказал, прости, труп в фильме "Сим Сити":"Один раз курильщик - навсегда курильщик". Один раз иллюстратор - навсегда иллюстратор. Просто так любовь к потребной, красивой и остроумной графике не истребить никаким желанием зарабатывать побольше на искусстве.

Copyright Rafal Olbinski

Итак, от выбранного направления зависит твоё будущее. Если ты хочешь стать книжным иллюстратором, то в портфолио нужно показать, насколько хорошо ты умеешь работать с текстом и отражать смысл написанного, держать планку и, скажем, отображать героев одинаково, в самых немыслимых ракурсах на протяжении всей книги.

Если ты решишь стать журнальным иллюстратором, то здесь нужно уметь работать с графическими метафорами, жить в режиме стресса и сжатых сроков, уметь вычленять даже из статей с совершенно дикими и незнакомыми тебе темами основное высказывание и поддерживать его своими иллюстрациями. К тому же и журналов есть целая куча: женские, мужские, детские, о здоровье, домашнем очаге, науке и технике, психологии и т.д. Каждый отдельный журнал выдвигает свои требования как к сложности, количеству, так и технике иллюстраций.

Copyright Yuko Shimizu: http://www.yukoart.com

Как понять, каким иллюстратором ты хочешь стать? Только пробовать! Листать журналы, книги, просматривать сайты, но самое главное – неустанно работать над собой – рисовать много и часто, как будто каждый день последний. Любовь к чему-то конкретному нужно не только обнаружить, но и проверить на деле. Именно когда ты станешь проверять себя на любови или нелюбови к какому-то конкретному направлению в иллюстрации, ты столкнёшься с новой проблемой – объём работы.

Объём работы
Объём работы себе можно представить, только начав работать в выбранном направлении. Например, попытаться проиллюстрировать первую попавшуюся статью 2-3 иллюстрациями. Выбери статью нарочно без разбора, вне зависимости от того, нравится тебе текст или нет, разбираешься ты в нём или нет, и попробуй разбить на такие части, чтобы иллюстрации к ним равномерно сопровождали и отражали текст.

Иногда мне приходят такие заказы, что я читаю их и понимаю, что ничего не понимаю. Я не знаю каких-то имён, мне ни о чём не говорят события, описанные в статье. Первое, что я делаю – иду разбираться: читаю и смотрю всё, что мне попадается по этой теме. При этом нельзя забывать, что время на сбор материала и ознакомление с ним отнимается от общего времени заказа – чем дольше ты провозишься с поисками и выяснениями, тем меньше времени останется на работу. Поэтому так важно иметь хорошую связь с заказчиком или артдиректором – в крайнем случае всегда можно выспросить, что именно от тебя ожидают.

Copyright Doug Fraser: http://www.fraserart.com/

Хочешь стать книжным иллюстратором, попробуй проиллюстрировать маленькую историю на 3-4 страницы или целую главу из какой-то любимой книги.

Хочешь иллюстрировать учебники, посмотри, какие уже есть на сегодняшний день, что бы ты сделала в них лучше, доходчивее, красивее. Ну и т.д.

Нужно себе представлять, что в зависимости от рода деятельности ты не сможешь выбирать, что тебе иллюстрировать - это работа, которая должна кормить, пока ты не сможешь позволить себе "перебирать харчами". Тебе нужно будет научиться чётко оговаривать условия работы, научиться доверять людям и иногда терпеть огорчения.

Где искать клиентов?
Выхода здесь 2: активный и пассивный поиск.
В первом случае ты просто оформляешь портфолио – бумажное или цифровое- и рассылаешь во все издательские дома или агентства, с которыми бы ты хотела работать.

Если через месяц не пришло ни одного ответа, хотя ты разослала 100 писем и папок с работами в 100 разных агентств – причин для уныния нет! Главное не сделать самую распространённую ошибку и не пытаться выяснить, почему тебе не ответили, пытаясь ещё раз послать СТАРОЕ портфолио. Садись, делай полностью новое, с новыми, да-да, всего за месяц работами и шли снова, снова и снова! Не бойся повторять процедуру рассыла своих НОВЫХ работ, пока тебе не ответят! Здесь, конечно же, нужно считаться с тем, что тебе может прилететь не только предложение о работе, но и отказ. Пережить это всегда тяжело, но возможно. Нужно всегда верить, что на свете есть достаточно клиентов, которым понравится именно твоя техника работы, твой ход мыслей, твои взгляды на мир.

В случае пассивного поиска всё намного проще, но он и менее эффективный. Ты можешь рисовать миллионы картинок и выставлять их во всех известных профессиональных сетях, на форумах и блогах. Тогда при должном качестве клиенты потянутся к тебе сами. Но ждать начинающему иллюстратору обычно приходится дольше, чем в случае активного поиска.

Если ты решаешь посвятить себя полностью только иллюстрации, не отвлекаясь на работу дизайнером или младшим помощником старшего дворника, я бы всё-таки посоветовала более агрессивные методы поиска потенциальных клиентов, хотя он одновременно и более дорогостоящий. Т.е. тебе решать. Если ты чувствуешь, что созрела для профессиональной работы – смело иди в бой, не жди, пока тебя найдут среди тысячи коллег. Если хочешь ещё поработать над собой, но уже желаешь заявить о себе – показывай потихоньку свои работы.

Как договариваться об условиях работы?
Здесь у каждого иллюстратора свои правила. Расскажу о своих.

1.Оплата.
Мне всё равно, насколько богат или беден заказчик. Я беру ровно столько, во сколько оцениваю свою работу. Т.е. я прикидываю, сколько у меня часов уйдёт на иллюстрацию и считаю, сколько бы я хотела заработать в час: скажем, 30 долларов. Если я называю цену в 300 долларов за иллюстрацию, значит я не рассчитываю потратить на неё больше 10 часов. Со мной можно торговаться, но я никогда не устраиваю дискриминацию по толщине кошелька, не прикидываю, можно ли побольше выудить с клиента, а просто желаю, чтобы часы, потраченные мною на работу, были честно оплачены.

Если мы с клиентом остановились на сумме, меньшей, чем мне хотелось бы, значит:
- мне интересно
- мне нравится артдиректор и хочется с ним или с ней поработать
- иллюстрацию будет не стыдно показать в портфолио
- заказ прибавит мне знаменитости
- заказчик берёт на себя все расходы по банковскому сбору и не тянет с оплатой.

2. Эскизы.
Здесь всегда нужно договариваться отдельно о количестве и оплате. Иногда клиент сам не знает, чего хочет, и нужно всегда оговаривать, что в случае расторжения договора, пусть даже устного, эскиз будет стоить, скажем, как минимум 50 долларов. А то знаем мы уже это пиратство – собирается как можно больше бесплатных и неглупых идей по сети, а работа отдаётся соседу дяде Васе.

Вменяемые заказчики никогда не станут торговаться и тут же согласятся оплатить хотя бы эскизы, если уж не сработались с иллюстратором или действительно просто идеи собирали. За все годы моей работы профессиональным иллюстратолром я только один раз «пролетела» с заказчиком. Клиент показался мне очень серьёзным, заинтересованным в работе, а не в эскизах. Мы долго у мучительно работали – переделывали всё по миллиону раз. Я сделала пачку эскизов, пачку отрисовок и, казалось, переписка с артдиром была просто бесконечной!

Потом, когда эскизы наконец-то утвердили (это очень важный этап – никаких отрисовок начисто, пока не утвердили эскиз), я отрисовала всё начисто, выполнила в цвете, утвердила готовые иллюстрации и когда уже заливала печатную версию иллюстраций на сервер, чтобы переправить работы клиенту, мне пришло письмо от якобы сменившегося артдиректора проекта с кучей изменений к эскизам (мои готовые работы, оказывается, всё ещё имели статус эскиза) и просьбой повернуть все 20 иллюстраций в ракурсе, перерисовать лица и одежду! В сердцах я прекратила с ними работу, не получив никакого вознаграждения, вместо того, чтобы равнодушно пожать плечами, как я это делаю сейчас, и сказать – платите мне ещё раз столько же за новые эскизы, и я вам нарисую любой ракурс и людей в любой одёжке. Как знать, может они на то и рассчитывали, что я как-то эмоционально отреагирую после очень напряжённой и противной работы и подарю им свои картинки. Люди всякие бывают, но на ошибках, как известно, учатся. Один раз я сделала все-все эти ошибки, какие только можно было сделать, и наелась навсегда.

3. Пробные работы.
При этом слове я выбрасываю письмо клиента в мусорку и стараюсь больше никогда о нём не вспоминать. Хочешь от меня эскиз – см. пункт 2 этого текста. А если хочешь от меня полноценную цветную иллюстрацию на пробу, хотя видел моё портфолио - разбирайся сам со своей нерешительностью и неумением оценить ситуацию.

Мне предстояло научиться ценить своё время иллюстратора. Никому даже в голову не приходит сходить за бесплатным пробным лечением к врачу. А иллюстратор что, не человек с ребёнком и кошкой, которых нужно кормить? Откуда вообще это мнение, что работа иллюстратора не должна оплачиваться и вещь менее серьёзная, чем все остальные работы на свете?

За время, пока я, простите, дрочусь с пробной иллюстрацией и пытаюсь угодить клиенту и соревнуюсь не понятно с кем, я могу сделать десяток иллюстраций для постоянных, любимых и надёжных клиентов, которые не приходят ко мне за халявой, а хотят хорошей, продуктивной и качественной работы. На крайний случай лучше сесть и нарисовать сильную и красивую иллюстрацию в собственное портфолио, чтобы привлечь к себе вменяемых клиентов - потратить это время=деньги на себя.

Посылай смело всех, кто хочет устроить конкуренцию между иллюстраторами, собрать бесплатных идей и оставить тебя ни с чем. Если у людей есть время на такие игры, но нет времени, чтобы тщательно выбрать иллюстратора для проекта, грамотно спланировать работу, обговорить с ним все детали, сроки и на всякий случай придумать план B – лучше даже не начинать сотрудничество.

Начинающим иллюстратором я часто соглашалась на такую нервотрёпку, пока вдруг не поняла, что так я никогда ничего не добьюсь. Либо они приходят ко мне и работают со мной, либо, какими бы хорошими они не были, они идут своей дорогой, которая, в идеале, больше не пересекается с моей, а я своей. Рада сообщить, что такое решение пошло мне только на пользу!

За последнее время у меня был пока один единственный случай, когда я невольно согласилась на пробную иллюстрацю, но только потому, что до начала работы я встречалась с заказчиком, успела в него влюбиться (не в прямом смысле) - поддалась его шарму и обаянию. Счастливыми нас это не сделало...

4. Договор.
О тонкостях и деталях договоров с отдельными издательствами или агентствами писать нужно очень много. Говорить об этом обобщённо как-то тоже не имеет смысла.

Целый ряд книг советует не разрешать публикацию своих иллюстраций на разных носителях – т.е. хотите не только в журнале, но и на футболках заработать на моей иллюстрации – платите хоть какие-то копейки за дополнительное использование. Многие так же не советуют отдавать работы в вечное пользование, оговаривать условия копирайта и, и, и...

На деле же всё выглядит так, что мало какие агентства, не только русские, вообще предлагают какой-то договор перед началом работы малой или средней сложности. Оговаривается всё, что угодно – оплата, сроки, эскизы, режим работы, но слово "договор" если и звучит, то как какая-то формальность по окончанию совместной работы вместе с фразой – вы ДОЛЖНЫ подписать, иначе не будет оплаты... Всегда можно спросить, для чего иллюстрация, где мой договор где мой поросёночек, где моя сказочка и где моя предоплата, но в основном это имеет смысл делать уже тогда, когда речь идёт о гонораре с несколькими нулями.

Получилось как-то очень много, и на деле нужно просто садиться и работать – глаза боятся, а руки делают. Ни в коем случае не унывай, сначала разберись с основным – направлением деятельности и техникой, а остальное уже приложится.

Copyright Walter Vasconcelos

.....................
Кстати, если кому-то интересно, для ответа я использовала и небольшие отрывки из своей книги про «Техники творческого подхода в иллюстрации» - куски книги я публикую по тегу «куски из книги». Я сейчас усиленно работаю над переработкой материала, т.к. книга уже давно дописана, и ищу издателя.
Upd.: А вот и книга!

От автора: зачастую люди с творческой натурой испытывают сложности с поиском профессии. Рутина им не подходит по складу характера, а то, чем нравится заниматься, увы, не приносит должного дохода для поддержания достойного уровня жизни. Тем не менее, существует интересная профессия, которая сочетает в себе неплохой заработок и творческий контекст. В этой статье мы расскажем вам, как заработать иллюстратору в интернете, и сколько вообще могут зарабатывать создатели графики на фрилансе и наемной работе.

Если вы любите создавать, творить и радовать других людей графическими произведениями, которые рождаются в вашем сознании, тогда рекомендую попробовать себя в рисовании изображений. Почему профессия иллюстратора еще долгое время останется востребованной на рынке труда? Сегодня огромное значение имеет контент, в частности, тот, что выпускается в текстовом формате - книги, статьи, обучающие курсы - все это позволяет удерживать целевую аудиторию и использовать ее дальше согласно собственному желанию (мотивировать их к покупке вашего продукта, вдохновлять на новые подвиги и т. д.).

Однако без красивых изображений, способных воссоздать в сознании читателей определенные эмоции, которые стремился донести автор, текст покажется лишь белой нечитабельной простыней. Именно эту проблему и обязан решать иллюстратор. Его основная задача - создавать красивые картинки, оплачиваемые согласно формату ведения деятельности и уровню профессиональных навыков. Ниже мы поговорим о том, сколько зарабатывают иллюстраторы, и что нужно делать, если вы стартуете с нуля.

Суть профессии

В зависимости от специализации иллюстратор может заниматься следующим видом работ:

подготовкой иллюстраций и коллажей для статей, книг, постов в социальных сетях;

JavaScript. Быстрый старт

обработкой изображений;

ретушью и цветокоррекцией готовых картинок и фотографий;

созданием шрифтов;

разработкой векторных и растровых картинок.

К более сложным и высокооплачиваемым направлениям, которые затрагиваются деятельностью иллюстратора, относятся:

разработка фирменного стиля для компаний (логотипа, дизайна визиток и т. д.);

создание с нуля персонажей для видеороликов, фильмов;

отрисовка фрагментов из мультфильмов;

проектировка дизайна для товаров, одежды или текстиля;

создание арта для развлекательной индустрии;

другого рода смежные направления.

Если вы хотите начать зарабатывать иллюстратором в формате фриланса, тогда сможете попробовать сразу все направления этой деятельности. На биржах встречаются самые разнообразные и нестандартные заказы, поэтому творческому порыву будет, где разгуляться.

Необходимые навыки для старта

Обязательное высшее образование для работы иллюстратором не требуется. Примерно 40% высококлассных специалистов, востребованных ныне на рынке, обучались этому направлению самостоятельно. Тем не менее статистика не говорит о том, что они не получали знаний совсем.

Разумеется, в обязательном порядке нужно пройти хорошие курсы по веб-дизайну и другим смежным направлениям, чтобы овладеть определенной базой, из которой уже и будет прорастать ваш собственный стиль.

Чтобы начать зарабатывать на создании иллюстраций, потребуется следующий набор ключевых навыков:

способность создавать изображения в основных графических редакторах - Adobe Illustrator, CorelDraw, Photoshop;

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

развитое творческое мышление;

хорошее чувство вкуса;

отличное воображение;

умение рисовать как в онлайн-формате, так и от руки;

способность делать красивые фотографии и качественно обрабатывать их.

Варианты для заработка

Существует 3 основных варианта для заработка на создании иллюстраций.

1. Фриланс.

Сколько получают иллюстраторы, ведущие свою деятельность удаленно в формате фриланса? В среднем специалист в этой области зарабатывает 1000$. Здесь все зависит от ваших текущих навыков, так как они открывают доступ к более сложным заказам, которые оплачиваются соответственно выше остальных, а также объема выполняемой работы.

2. Фотобанки.

Подобные ресурсы представляют собой сайты, на которых создатели иллюстраций выкладывают собственноручно созданные изображения, а другие люди приобретают понравившиеся картинки. Все, что нужно для получения дохода таким способом, - это зарегистрироваться в системе и загрузить туда несколько своих лучших работ. Как только кто-то заинтересуется вашим творением и приобретет его, деньги тут же переведутся на личный счет. Фотобанк за это берет взамен небольшой процент от сделки.

Заработать таким способом можно порядка 300–1000$ в месяц, продавая около 5 картинок в неделю. Довольно прибыльно и совершенно неэнергозатратно, поэтому можно использовать этот формат в качестве дополнительного источника дохода.

3. Работа в компании.

Точно ответить, сколько можно заработать иллюстратором в качестве наемного сотрудника, достаточно тяжело. Суммы могут разниться от 20 до 100 тысяч рублей. Тут даже не столько все зависит от ваших профессиональных навыков, сколько от умения «продать» себя. Часто встречаются случаи, когда оба человека одинаково талантливы, однако, получают кардинально разные суммы. Низкий заработок свойственен тем людям, которые считают, что творчество и деньги - это несовместимые вещи.

Следовательно, если вы хотите получать хороший доход на создании иллюстраций, необходимо будет еще доказать на собеседовании, какой вы крутой специалист. Нужно уметь объяснить, почему в этой ситуации иллюстрация была изображена именно таким образом, и какую суть она вообще передает, чтобы вызвать доверие со стороны работодателя.
Чем выше вы себя оцениваете, грамотно обосновывая собственную экспертность, тем соответственно больше шансов устроиться в хорошую компанию с достойным уровнем заработной платы.

Работодателями в этом случае могут быть:

Наверняка после прочтения статьи вам стало более понятно, как зарабатывает иллюстратор, а также, какие необходимо предпринять действия для старта. Так, может, сделаем первый шаг к реализации цели прямо сейчас?

К примеру, можно записаться на курс по веб-дизайну от опытных специалистов, которые погрузят вас в тонкости процесса создания потрясающих изображений. Это будет оптимальным решением, чтобы получить базовые навыки и уже спустя месяц-другой браться за первые пробные заказы и понять, сколько стоит работа иллюстратора вашего уровня.

Подписывайтесь на наши статьи и получайте свежую, полезную, интересную информацию из первых рук! Удачи вам во всех начинаниях. Пока!

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Как много в нашем мире творческих людей, которые умеют рисовать и создавать потрясающие вещи, но никак не могут придумать, как применить свои навыки и перевести свое любимое дело в приличный заработок. Согласитесь, ведь когда любимое дело и работа - одно и то же, это прекрасно?

Итак, давайте пойдем глубже.

Иллюстратор - это художник, который создаёт рисунки к тестам, раскладку для фильмов и мультфильмов, а также раскладку востребованных рекламных роликов. Трудно поверить, но именно иллюстраторы создают уникальные иллюстрации для дизайна сайтов, аватары и даже обои для рабочего стола. Это всё они - профессиональные иллюстраторы.

Где может использовать свой талант иллюстратор?

Профессиональные иллюстраторы пользуются огромным спросом у рекламных агентств, популярных издательств, редакций газет и журналов. Также частные лица и компании часто обращаются к ним за помощью. Работы у опытного иллюстратора всегда много и главное - им готовы платить хорошие деньги, потому что без их таланта не получится популярного интересного фильма, мультфильма, не будет интересных картинок, сопровождающих текст в книгах, газетах, журналах. Иллюстраторы создают то, что не могут создать дизайнеры и опытные пользователи графических программ.

Иллюстратор требуется многим компаниям, связанных с печатной продукцией или с созданием веб-сайтов:

  • книжные издательства и редакции,
  • рекламные и PR-агентства,
  • студии дизайна,
  • студии веб-разработок.

Какими навыками должен обладать иллюстратор?

Как и любой другой профессионал своего дела, иллюстратор отличается набором особых качеств и умений. Для начального уровня достаточно владеть хотя бы половиной перечисленных навыков, однако нужно иметь ввиду, что для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно овладеть максимум навыков.

  • умение пользоваться компьютерными графическими программами (например, Photoshop);
  • умение рисовать от руки (именно это отличает иллюстратора от дизайнера);
  • иметь свой стиль рисования;
  • создавать коллажи, выполнять ретушь и цветокоррекцию;
  • создавать уникальные иллюстрации и коллажи;
  • работа со шрифтами;
  • рисование растровых и векторных изображений.

Сколько зарабатывают иллюстраторы?

Заработная плата иллюстратора может зависеть от разных факторов:

  • масштаб проекта, над которым Вы работаете (насколько компания большая);
  • количество заказов;
  • опыт работы и знания;
  • регион, в котором находится заказчик;
  • Ваш уровень нормы (то, сколько Вы хотите зарабатывать, в пределах адекватного).

Понятное дело, что для работа иллюстратором желательно иметь художественное образование, однако его отсутствие не является причиной отказа от профессии, если она очень нравится. Лично я знаю некоторых иллюстраторов-дизайнеров, которые просто обладают талантом к рисованию (без специального образования) и спокойно заняли свое место на поприще художников. К слову, заработок иллюстраторов может варьироваться от 20.000 до 70.000 рублей в месяц, в зависимости от вышеперечисленных критериев.

Заключение

Как видите, для работы иллюстратором необходимо по сути 3 вещи: умение создавать красивые вещи (тяга к прекрасному), умение работать в специализированных программах типа Photoshop и нескончаемое желание совместить свое любимое дело и работу.

А что касается поиска заказчиков и наполнения портфолио, то Вам всего-то нужно узнать особенности удаленной работы изнутри. Начать Вы можете вот с этих по .