Пушкина. Сочинение на тему Эволюция образа Евгения Онегина на страницах романа А

Герой этого романа не всегда одинаков. На протяжении всего произведения автор показывает нам, как изменяется его душа, его внутренний мир. С первых же страниц романа мы знакомимся с его героем - Евгением Онегиным. И видим легкомысленного молодого человека из высшего света, успевшего уже за свою жизнь всем пресытиться и обо всем составить свое представление - чаше всего отрицательное. «Молодой повеса», - так коротко и точно называет его автор. Этот человек не может ничему верить, не может полюбить никого, даже самую славную девушку... И совсем другого Евгения Онегина видим мы в конце - в восьмой главе - романа. Что же с ним произошло, отчего он так изменился?

Конечно, свою - и немалую - роль сыграли здесь путешествия, размышления героя о смысле своего существования. Но подлинное духовное перерождение пришло к Онегину лишь после второй встречи с Татьяной.

Любовь - вот что перевернуло душу героя. За два года странствий Онегин повзрослел и изменился, теперь он уже способен на настоящее, глубокое чувство - и оно приходит:

Но вот толпа заколебалась, По зале шепот пробежал...

Так описывает автор появление в бальном зале Татьяны. Да, теперь она - светская дама, но отнюдь не за это любит ее Евгений. Просто душе его теперь подвластны такие чувства, о которых он прежде не имел понятия. Ведь он любит ту, прежнюю Татьяну - она же нисколько не изменилась:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней.

То есть внутренне-то это та же самая деревенская девочка, выделяющаяся своей природной простотой и естественностью из пестрой толпы большого света. Это изменение - от уездной барышни до светской дамы - лишь внешне. И Онегин почти сразу узнает в ней ту, прежнюю Татьяну, которая давно его любила. Первая его реакция - простое удивление. Но потихоньку в душе его развиваются противоречивые чувства... Только теперь он сумел разглядеть в ней то светлое начало, что таилось в Татьяне!... Сравнив ее с дамами высшего света, Онегин на этом контрасте ярче увидел красоту Татьяны - красоту не внешнюю, а внутреннюю, душевную. И теперь с героем происходит что-то новое - таким мы его еще не видели:

Он оставляет раут тесный,
Домой задумчив едет он;
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сон...

Ранние, показные «чувства» его молодости не тревожили душу, не вызывали мечтаний, не мешали сну... Теперь - иное дело. Евгений Онегин, как и всякий влюбленный, занят Татьяной непрерывно:

Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности - любовь?

И мы рады за героя, хотя эта любовь ни ему, ни Татьяне не принесет счастья - напротив, она принесет много боли... Чему же радуется читатель? Мы рады за героя, смывшего с себя налет холодной светскости, сумевшего вновь пробудить свою душу для любви, для счастья. И пусть Онегин и Татьяна не могут быть вместе - мы знаем, что к герою романа пришло, хоть и запоздало, духовное возрождение.

В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается неизменным даже тогда, когда оказалась застывшей окружающая среда. В романе совершается постоянный круговорот одних и тех же ситуаций, вечно повторяются сцена за сценой. Такое состояние и является признаком общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.

Знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре открывает главный герой романа “Евгений Онегин”. За ним последовала целая плеяда героев литературных произведений, признанных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, даже такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. “Рано чувства в нем остыли”, - отметил Пушкин.

Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом - как столичным, так и провинциальным. И поднялся, прежде всего, в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.

Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.

Большинство из них - в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера - его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.

По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человеке - “безнравственная душа”. К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сказать, что он человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал “души прямое благородство” героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль - узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для него принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему “своим” в этой среде или подвергнется отлучению. Об Онегине нельзя сказать, что он - безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.

Главный герой романа - личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же представляет собой Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин - “создание ада или небес?”) Она пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?

Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. В своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он действительно преображается.

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, - Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения - полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Не мог мириться Онегин и с отупляющим образом жизни.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

Нет; рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Такая жизнь и равнодушие ко всему не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин ищет в любви:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Снисходительность и великодушие, прямота и честность Онегина соседствуют в то же время с нерешительностью и даже жестокостью. “Науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений” он благородно не принимает, а от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил, с боязнью отрекается.

Гибель Ленского на дуэли, спровоцированной эгоистичным стремлением Онегина досадить своему другу, сбросила завесу с еще одной слабости Евгения - живучести светских условностей, ложных представлений о дворянской чести. Условностей, которые он так глубоко презирал и от которых бежал из Петербурга. Онегин по собственному желанию отказался от чувства, которое могло бы украсить его жизнь - от любви, а теперь лишился единственного, искреннего и доверчивого друга. Два самых близких и дорогих ему человека из-за непобедимой душевной холодности и неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное были им отвергнуты.

В его душу вносит смятение признание Татьяны во время последней встречи: “Я вас люблю (к чему лукавить?)”. “В минуту, злую для него” автор оставляет Онегина. И эта концовка не - случайна. Автор выражает уверенность в том, что от конкретных социально-исторических условий будет зависеть не только дальнейшая эволюция Онегиных, но и характер этой эволюции.

Эволюция образа Евгения Онегина на страницах романа А. Пушкина

Роман - это большое по объему произведение о судьбе конкретного человека. характер главного героя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. События, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа

Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным иль равнодушным! Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, Как он умел забыть себя! Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок, а порой Блистал послушною слезой!

Список его "уменийможно продолжать и продолжать. Однако никаким полезным делом юноша так и не занялся ("Зевая, за перо взялся, Хотел писать - но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его...). "Молодой повеса- такое (очень удачное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне любить, сопереживать другим. Очень ярко героя характеризует его внутренний монолог в самом начале романа, когда он едет в деревню к умирающему дяде:

Но, боже мой, какая скука, С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя:Когда же черт возьмет тебя!

Ни капли сострадания к родственнику, он едет, чтобы получить наследство: И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман...

Деревня уже через два дня тоже наскучила Евгению. Поддавшись на уговоры Ленского, своего "от делать нечегодруга, Онегин знакомится с семьей Лариных. Татьяна Ларина привлекла его внимание, но не более того. Любовь провинциальной девушки вызывает у него лишь желание прочитать ей "проповедьо том, что он ей не подходит в качестве мужа и что Татьяна должна научиться "властвовать собою, ведь "к беде неопытность ведет.

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздражение при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоцировав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предотвратить (тем более что он понимает свою неправоту), но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню ("Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавленная тень Ему являлась каждый день...). Он отправляется путешествовать.

В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим героем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя занятия по душе ("Томясь в бездействии досуга Без Службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе "законодательницы зал, Онегин поражен и... влюбляется. Теперь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-настоящему любит! Что стоят строки из его письма:

Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Критик Д. И. Писарев, однако, считает, что Онегин, объясняясь в любви Татьяне, "добивается только интрижки. Об этом же говорит и сама Татьяна при последней встрече с ним:

Что ж ныне

Меня преследуете вы? Зачем у вас я на" примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна, Что муж в сраженьях изувечен, Что нас за то ласкает двор? Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь?

Но я согласен с мнением В. Г. Белинского, который считает, что Онегин испытывает к Татьяне "страсть сильную и глубокую. Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.

Пушкин, Сочинение

Пушкин, в своем романе « », одним из первых поэтов того времени смог открыть перед читателями истинные черты характера людей его эпохи. Автор замечает, что образованные и воспитанные люди чувствуют себя одинокими в светском обществе и стремятся убежать от него подальше. А почему так происходит? Да, потому что большинство людей молодого и прогрессирующего поколения совершенно потеряли культурные и духовные интересы, они следуют и подражают европейской жизни, не понимая зачем.

Именно стал тем героем романа, который испытал на себе скуку окружающего общества. Ему надоели светские встречи и балы. Он стремится убежать от наигранной жизни. Пушкин в мельчайших подробностях описывает нам характер и нрав Евгения. Иногда, мне кажется, что в своем персонаже Пушкин раскрывает часть себя.

Первая глава повествует нам о светской жизни молодого человека. Он значительно выделялся на фоне других людей. Он отличался воспитанием, образованием и холодным умом. Поэтому, ему становится неловко от такой бессмысленной жизни. Онегин решает заняться чем-то полезным и уехать в деревню.

Там, он знакомится с другим, достаточно ярким персонажем – . Он был совершенной противоположностью Онегина. Именно такой контраст черт характера главных героев, помогает читателям лучше понять образы молодых людей.

Глядя на Ленского, Евгений вспоминает свои былые времена, когда он также восхищался окружающей красотой, когда он также любил. Но, светское общество перевернуло его внутренний мир. Он становится циничным и твердым.

В последствие, Онегин не смог противостоять окружающим обстоятельствам и стал убийцей лучшего друга. Этот поступок навсегда отпечатался в его душе. Это событие заставляет Евгения бежать из деревни. Он странствует по родным краям, но не может найти себе применения.

С развитием сюжета, мы видим уже совершенно другого Онегина – он вырос и стал богаче в духовном плане. Любовный отказ Татьяны наносит ему еще один жизненный удар.

Онегин смог вырваться из светского общества в тишину и покой. Но, и там он не смог обрести душевное равновесие. Даже дружба и любовь не смогли сделать из него другого человека. Его сложившиеся устои не дали молодому человеку развиваться в положительном направлении. Он отверг любовь, дабы быть свободным и вольным. Он убил друга, чтобы не идти против мнения общества. Все эти события привели главного героя к душевной пустоте. Он так и не смог стать полезным и нужным, как желал того ранее.

Главный герой романа «Евгений Онегин» открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии «лишними людьми»: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который «учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. «И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, «чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале», античную литературу, современную политэкономию, историю:

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант...

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: «Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил», - Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения - полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения («Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать...»), отупляющий образ жизни («Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра»).

Нет; рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели...

Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.

Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?

Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: «...Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум», «и гордость, и прямая честь», «души прямое благородство». Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, «луга и нивы золотые», наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он «равно зевал средь модных и старинных зал», чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели «белыми воронами», оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами «о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне», хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно. Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.

Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый,

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной.

Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.

Поверьте (совесть в том порукой),

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает «науку страсти нежной, которую воспел Назон... в чем он истинный был гений», но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.

Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения - живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.

Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, «в. которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:

Что ж он, ужели подражанье,

Ничтожный призрак иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон…

Уж не пародия ли он?

Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки.

Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать - и разумом всечасно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Все, все, что выразить бы мог...