Рафаэль санти произведения картины. Биография Рафаэля Санти – величайшего художника эпохи Возрождения

Рафаэль родился в городе Урбино в 1483 году в семье художника Джованни Санти. Атмосфера города и дело отца предопределили судьбу мальчика.

В XV веке Урбино - один из самых важных городов Италии, крупный культурный центр. Правители Урбино, герцоги Монтефельтро, - известные меценаты и коллекционеры, они осознавали важность образования и просвещения, обожали математику, картографию, философию, ценили искусство и оказывали покровительство художникам.

Джованни Санти был придворным живописцем и поэтом. В мастерской отца юный Рафаэль знакомился с основами живописи, и как отмечает Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях…», «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».

Мальчику не было и десяти лет, когда он потерял родителей и был отправлен (по желанию отца) в Перуджу учеником в мастерскую Пьетро Перуджино.

Рафаэль быстро учится, ему едва исполнилось 17 лет, когда он уже упоминается как самостоятельный художник, создающий работы для своих первых заказчиков. К этому периоду относится рисунок-автопортрет художника. Пройдет совсем немного времени, и Рафаэль станет непревзойденным портретистом, умеющим передавать не только поразительное сходство, но и индивидуальность своих моделей при помощи цвета, света, деталей. Но пока Рафаэль - скромный ученик в мастерской большого художника.

2. Обручение Девы Марии, 1504
Пинакотека Брера, Милан

Пьетро Перуджино, ставший учителем Рафаэля, - звезда умбрийской школы живописи, один из самых востребованных художников своего времени. Его стиль мелодичен и поэтичен, приятен глазу и проникнут особым лиричным настроением. Образы Перуджино прекрасны и сладостны. Ему свойственны декоративность и равновесие. В атмосфере гармонии и безмятежности - весь Перуджино.

Рафаэль, тонкий и восприимчивый, так точно сумел уловить самую суть искусства своего учителя, что его первые работы можно было принять за шедевры мастера Перуджино.

В 1504 году Рафаэль создает «Обручение Девы Марии», немногим раньше картину с тем же сюжетом (венчание Марии и Иосифа) написал Перуджино.

Перед нами свадебная церемония: Иосиф в присутствии священника протягивает Марии обручальное кольцо.

Рафаэль, следом за учителем, помещает героев в идеальное пространство, созданное по законам линейной перспективы. Позади высится величественный, тоже «идеальный», храм. Однако своим «Обручением» 21-летний ученик превосходит своего учителя в искусстве изображения людей. Взгляните на торжественную статику персонажей Перуджино и на разнообразие характеров и движений у Рафаэля. Согласитесь, герои Рафаэля больше похожи на реальных людей.

Необычайно важно и то, что предшественники Рафаэля, в совершенстве владевшие приемами построения перспективы, выстраивали персонажей как по линейке и на первом, и на втором планах. Рафаэль же изображает присутствующих на свадебном торжестве более реалистично, хаотичной толпой.

Именно «Обручение Девы Марии» стало итогом обучения в мастерской Пьетро Перуджино. Порывистого юношу уже влекла цветущая Флоренция…

3. Автопортрет, 1506
Галерея Уффици, Флоренция

По Италии ходят слухи, будто во Флоренции творится нечто необыкновенное. В главном зале здания городского совета Микеланджело и Леонардо состязаются в искусстве фрески. Рафаэль решает непременно оказаться на месте событий.

В 1504 году Рафаэль прибывает во Флоренцию, у него руках рекомендательное письмо от его покровительницы, Джованны Фельтриа делла Ровере правителю Флорентийской республики Пьеру Содерини. Представьте, как Рафаэль идет в палаццо Веккьо и останавливается, пораженный, на площади Синьории. Перед ним величайшее произведение искусства - Давид, скульптура невиданной красоты и мастерства. Рафаэль поражен, ему не терпится встретиться с Микеланджело.

Следующие четыре года он проживет во Флоренции. Этот этап станет для него временем упорного труда, дисциплины и пристального изучения искусства Микеланджело и Леонардо. Рождался его уникальный стиль. Несомненно, Рафаэль не стал бы Рафаэлем без этих непростых для него лет напряженной работы.

Позже Вазари напишет: «Те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры».

23-летний художник пишет свой автопортрет, пока еще проникнутый лиричными чертами умбрийской живописи. Этот образ переживет века. Именно таким, нежным, порывистым и вечно юным, навсегда останется Рафаэль для потомков.

4. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци, 1506
Палаццо Питти, Флоренция

Мягкий нрав, безупречные манеры и удивительная легкость в общении позволяли Рафаэлю добиваться благосклонности влиятельных покровителей и богатых заказчиков, дружбы с самыми разными людьми и популярности у женщин. Ему удалось расположить к себе даже Микеланджело и Леонардо, каждого из которых природа наделила великим даром и настолько тяжелым характером, что многие предпочитали держаться от них подальше.

Одним из важных заказчиков для Рафаэля в его флорентийский период стал Аньоло Дони, богатый торговец тканями, меценат и коллекционер произведений искусства. В честь свадьбы с Маддаленой Строцци он заказывает парный портрет. Подобную роскошь, могли себе позволить лишь немногие.

Для Рафаэля-портретиста важным было не только умение передать внешнее сходство, но и характер. Достаточно одного взгляда на портрет Аньоло Дони, и становится понятно, что перед нами влиятельный и сильный человек, об этом говорит и его властная поза, и умный, спокойный взгляд. Он одет добротно и скромно, не стремится к показной роскоши. Скорее всего, его интересы разнообразны: его привлекает торговля, политика, искусство, литература, наука. Он воплощение идеального человека эпохи Возрождения, но вместе с тем это не обобщенный собирательный образ, а живой, узнаваемый современниками флорентиец.

Того же эффекта Рафаэль добивается в изображении Маддалены Строцци. С одной стороны, перед нами богатая горожанка, гордая и высокомерная, с другой - молодая женщина, невеста. Изящное дерево призвано подчеркнуть мягкий характер новобрачной. Особым смыслом наделена и подвеска на шее Маддалены, возможно, свадебный подарок Аньоло: драгоценные камни указывают на жизненную силу, крупная жемчужина - на чистоту и непорочность невесты.

В это время Рафаэль ищет себя и свой стиль, он очарован Джокондой, которую совсем недавно закончил Леонардо. Своей Маддалене он придает схожую позу и увлеченно ищет свои способы наполнить портрет магнетизмом. Рафаэль станет мастером психологического портрета, но позже, в период своего расцвета в Риме.

5. Немая (La Muta), 1507
Национальная галерея Марке, Урбино

Этот камерный портрет действительно необычен. Художник не дает никаких явных намеков, и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия. Самое поразительное в этом портрете - это то ощущение, что от него исходит. Немота героини чувствуется по выражению лица, по взгляду, по бездействующим, плотно сжатым губам. В этом заключен выдающийся талант Рафаэля: он не только знаком с мельчайшими чертами и оттенками человеческой натуры, но и способен точно передать свои знания и наблюдения языком живописи.


6. Мадонна со щеглёнком, 1507

Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Тонкий и ранимый, он всю жизнь чувствовал острую потребность в материнской любви и нежности. И конечно, это нашло отражение в его искусстве. Мадонна с младенцем - один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.

Одна из таких картин - «Мадонна со щеглёнком». Перед нами Дева Мария, младенец Иисус и Иоанн Креститель, передающий ему щеглёнка, символ страшных испытаний Спасителя.

С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого Св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того, и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом - и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».

7. Афинская школа, 1509–1510
Апостольский дворец, Ватикан

В 1508 году Рафаэль прибывает в Рим по приглашению Папы Юлия II и снова оказывается в центре невероятных событий: великий Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, Браманте, главный папский архитектор, перестраивает собор Святого Петра, а в Станцах (комнатах Папы) работают видные художники своего времени: Лоренцо Лотто, Перуцци, Содома, Брамантино, а также бывший учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино.

Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства. Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Так началась история Рафаэлевых Станц.

Самой знаменитой фреской по праву считается «Афинская школа», которая занимает стену Станцы делла Сеньятура, отведенную для собрания книг по философии.

«Афинская школа» - массовая сцена, собрание философов, мудрецов и ученых мужей всех времен в Идеальном храме Мудрости (архитектурное пространство, в котором собраны персонажи перекликается с проектом собора Святого Петра, который в это самое время возводится по проекту Браманте). В центре фрески Платон и Архимед. Первый указывает на небо, одним лишь жестом выражая суть своей идеалистической философии, второй - на землю, подчеркивая важность естественных наук и познания.

Кроме того, «Афинская школа» - место встречи Диогена, Сократа, Пифагора, Гераклита, Евклида, Эпикура, Зороастра и других выдающихся деятелей.

Интересно и то, что три самых важных творца Высокого Возрождения также изображены на собрании «Афинской школы». Если присмотреться, то в Платоне вы узнаете Леонардо да Винчи, в могучем титане-Гераклите, что сидит на ступенях, облокотившись о глыбу мрамора, - Микеланджело, самого Рафаэля ищите вторым справа в первом ряду.

За годы работы над Станцами Рафаэль становится знаменитостью, самой яркой звездой Рима. После смерти Браманте Рафаэль назначен главным архитектором собора Святого Петра и главным хранителем римских древностей. Он окружен покровителями, заказчиками, учениками, друзьями и прекрасными женщинами.

8. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1514–1515
Лувр, Париж

В Риме Рафаэль пишет портрет своего друга и мецената Бальдассаре Кастильоне. Взгляните на это необыкновенное лицо и вообразите, как далека нынешняя манера художника от сладостного стиля Перуджино, как ловко сумел художник переплавить приемы Леонардо и Микеланджело, создав свой уникальный почерк!

Граф Бальдассаре Кастильоне - философ, поэт, дипломат, один из самых образованных людей своего времени. К тому же он был известен мягкостью, кротостью и уравновешенностью характера. Именно эти качества по мнению самого Рафаэля отличали идеального человека Возрождения.

С картины на нас смотрит приветливый, немного задумчивый зрелый мужчина. Он одет скромно, но с большим вкусом. Лицо его спокойно и гармонично, взгляд проницательный и открытый. При всей внешней простоте, портрет этот наделен особым магнетизмом и психологической глубиной, сопоставимой с эффектом, что производит на зрителей изображение Моны Лизы.

9. Форнарина, 1518–1519 (слева)
Палаццо Барберини, Рим

О личной жизни Рафаэля ходили самые разные слухи. По некоторым из них, художник был распутником и скончался в 37-летнем возрасте от сифилиса, по другим, менее скандальным, от лихорадки. В любом случае, Рафаэль постоянно находился в центре женского внимания, и можно только догадываться, женщины какого происхожденияи рода занятий позировали для образов его нежных мадонн и нимф.

Долгое время личность черноглазой красавицы с портрета «Форнарина» была неизвестной. Вазари предполагает, что это портрет «…женщины, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая».

Несколькими годами ранее Форнарина позировала Рафаэлю для еще одного шедевра «Дама под вуалью». Если присмотреться, то головные уборы и Форнарины, и Дамы под вуалью скрепляет одна и та же заколка, возможно, подарок Рафаэля.

По легенде, Рафаэль встретился с Форнариной, дочерью пекаря (форнарина - с ит. «булочница»), когда работал над фресками виллы Фарнезина. Тогда красавица, вроде как, собиралась замуж, но Рафаэль выкупил её у отца и поселил в доме, где и встречался с ней, пока их не разлучила смерть. Ходили слухи, что именно Форнарина погубила Рафаэля. Говорили также, что после его смерти она ушла в монастырь от горя, или что она вела настолько развратный образ жизни, что была насильно пострижена в монахини.

10. Сикстинская мадонна, 1513–1514
Галерея старых мастеров, Дрезден

« Одной картины я желал быть вечно зритель…» - писал А. C. Пушкин о самой знаменитой Мадонне Рафаэля.

Именно в «Сикстинской мадонне» Рафаэлю удалось достичь вершины своего мастерства. Картина эта поразительна. Распахнутый занавес являет нам небесное видение: окруженная божественным свечением, Дева Мария спускается к людям. У нее на руках младенец Иисус, в лице её нежность и тревога. Кажется, что всё в этой картине: и сотни ангельских лиц, и почтительный жест святого Сикста, и смиренная фигура Святой Варвары, и тяжелый занавес - созданы для того, чтобы мы ни на секунду не могли отвести взгляд от лица Мадонны.

И конечно, Рафаэль не был бы Рафаэлем, если бы в прекрасном образе Марии не были бы заметны черты его Форнарины.

Рафаэль скончался в Риме 6 апреля (в день своего Рождения) 1520 года в возрасте 37 лет в зените своей славы.

Много веков спустя, изучая искусство Рафаэля, Пабло Пикассо скажет: «Если Леонардо обещал нам рай, то Рафаэль нам его подарил!»

Родиной великого итальянского архитектора и живописца, Рафаэло Санти , известного как Рафаэль, стал городок Урбино — столица небольшого герцогства в Италии. Дата рождения — 28 марта 1483 года.

Первые свои уроки живописи Рафаэль получил от Джованни Санти — своего отца. Скорее всего, одновременно он брал уроки и у Тимотео Вити — тот был не особо известен, но достаточно одарен. В 16 лет Рафаэль поступил в ученики к Пьетро Венуччи , носившему прозвище Перуджино , возглавлявшему в то время живописцев в Урбино. Творчество Рафаэля наиболее ярко отражает идеи Высокого возрождения.

Особенность творчества Рафаэля в том, что он произвел синтез достижений своих предшественников. Им был создан свой собственный идеал человека, свое представление о гармонии и красоте. У своего учителя, Перуджино, Рафаэль взял плавные линии, свободу расположения фигур в пространстве, это характерные особенности его более поздних, зрелых произведений.

В своих произведениях Рафаэль воплотил идеи гуманизма эпохи ренессанса. Это представления о свободе человека, о возможностях его физического и духовного совершенствования. Конечно, эти представления и мечты были очень далеки от реалий, в которых жил художник. Однако ему удалось отразить устремления и те, вехи, которые уже были достигнуты обновленной культурой Италии, и к которым стремились другие народы и последующие эпохи.

Его образы так благородны, обаятельны и влекущи за счет неповторимой гармонии, потрясающего чувства меры, умения сочетать реальные и воображаемые, фантастические образы.

В период с 1504 по 1508 годы Рафаэль живет и творит во Флоренции, где его творчество, конечно, подверглось влиянию Микеланджело и Леонардо да Винчи . Именно в это время его работы обретают зрелость, именно тогда он производит на свет лучшие свои работы, в том числе и знаменитую Мадонну с младенцем .

Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут », «Афинская школа » — они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас », «Мудрость, Умеренность и Сила ». Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Талант Рафаэля всегда находил своих почитателей и недостатка в заказчиках он никогда не испытывал. Более того, для того, чтобы справляться со всеми заказами он прибегал к услугам помощников, которые работали над декоративной частью картин. В последние годы, портреты, написанные им, поднимают уровень его мастерства до уровня Леонардо да Винчи . После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Петра.

Рафаэль в своем письме к Бальдассаре Кастильоне разъясняет идеальность своего искусства очень просто. Он говорит о том, что, для того, чтобы изобразить прекрасную женщину, ему нужно увидеть много красавиц, имея рядом и других судей, которые подтвердят, что женщины прекрасны, и тут же говорит об отсутствии, как первых, так и вторых, и поэтому он обращается к своему воображению, к своим идеям, которые стремятся к совершенству.

Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Его «Мадонны» передают красоту, и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Рафаэлю удалось то, что наши современники считают его исторической заслугой, он смог создать синтез двух миров — греческой классики и христианского мира. Такое «эллинизированное христианство», имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.

Рафаэль сумел претворить гуманистические идеи своего времени в образы простые и ясные, которые передавали и повседневные и философские понятия.

Современники вспоминают Рафаэля, как человека сердечного, поддающегося внешним влияниям. У него была приятная внешность, «патрицианское лицо». Он держался уверенно, но без высокомерия. Натура же у него была мягкая, почти женственная.

Его тонкая одухотворенность сквозит уже в его ранней работе «Мадонне Конестабиле », которая нынче хранится в Эрмитаже. Композиция «Обручение Марии » демонстрирует его умение работать с композиционным решением своих произведений, располагать фигуры в пространстве, связывать их с окружением. В этих ранних работах он демонстрирует свое становление мастера Высокого Возрождения — это подтверждает и манера построения чертежа, и гармония архитектурных форм, и цельность, уравновешенность частей композиции.

Сикстинская Мадонна

Любую картину или фреску Рафаэль воспринимал единым организмом, он считал, что заново создает реальность, облагороженную художником. В его образах и создаваемых пространствах есть элементы классической архитектуры и природных объектов. Даже не изображая архитектурные объекты, Рафаэль создает свою композицию подобно архитектурной, расчленяя пространство и используя ритмическое ее построение. Он умело использует характерные структурные формы живописных композиций, которые рождаются из линейных форм — кругов и полукружий, и рождающиеся из них сферы или купола полусферы. Все части его картин подчинены циркулярному движению, они располагаются то вдоль плоскости, создавая глубину, то разворачиваются по кругу, то двигаясь по спирали.

За год до смерти Рафаэль заканчивает самую известную свою картину, которая заслуженно считается вершиной его творчества — знаменитую Сикстинскую мадонну , которая писалась для церкви святого Сикста в Пьяченце.

Рафаэль задумал представить таинство явления Богоматери, как чудо зримое. Для этого он использует раздвинутый занавес. В подобных сценах занавес обычно поддерживают ангелы, в этой же картине занавес как будто раздвинут святым духом. То, что Богоматерь — явление неземное свидетельствует то, с какой легкостью, босая шествует она по облакам, прижимая к груди сына.

В своем творении Рафаэлю удалось совместить черты идеальные, той религиозной идеальностью, которая присуща всем святым душам с естественной человечностью. Небесная царица несет свое дитя навстречу людям. Она идет с гордостью матери, которая выносила божественное дитя, в каждом ее движении недосягаемость — она уже не принадлежит себе и этому миру, у нее другое предназначение.

Ее нежное лицо несет печать невыразимой скорби — она тревожится и предвидит судьбу дитя. Изначально картина находилась в хоре монастырской церкви св. Сикста в Пьяченце. Там она казалась парящей. Издалека она казалась плоской — темным пятном на светлом фоне. Если же приблизиться к картине, то впечатление меняется, зрителя захватывают новые ощущения.

Плоскостная бестелесность пропадает, все фигуры становятся объемными, в каждой из них появляется жизнь. И перед зрителем уже не Богоматерь, парящая в облаках, а женщина, идущая нам на встречу. Ее одежда как будто колышется в потоке воздуха — край плаща и покрывало отбросил встречный ветер, а занавес, открывающий фигуры перед нами, помогает создавать полную иллюзию движения.

Замысел художника объединяет два пространства, то, которое находится по ту сторону холста, воображаемое идеальное пространство и реальное пространство, в котором находятся зрители. Для того чтобы убедиться, что перед нами холст подходить к нему и дотрагиваться не обязательно.

Понимая, что перед нами просто искусно окрашенный холст мы в мыслях и в чувствах, на уровне более тонких материй чувствуем себя рядом с Богоматерью. И, если в самом начале возникает ощущение, что Мадонна спускается к нам, то непродолжительное время, побыв рядом с ней, появляется чувство, что это мы поднимается к ней навстречу. Тем не менее это не смущает зрителя, не вызывает внутреннего конфликта. Ощущение нереальности проходит и Мадонна замирает.

Интересно, что в этой работе художник не использует изображения неба или земли. Нет никаких архитектурных декораций или пейзажей, так характерных для работ Рафаэля. Все действие происходит в облаках, которые заполняют всю картину. Облака, более плотные в нижней части картины, в верхней нежные и светящиеся. Изображение занавеса обрамляет фигуры плотно, поэтому издалека создается ощущение рисунка плоского, а сложность изображенного пространства только угадывается.

(1483-1520) итальянский художник и архитектор

Светлое и радостное искусство появилось в Италии в эпоху Возрождения. И самым оптимистичным художником этого времени считается Рафаэль Санти. Всем своим творчеством он следовал девизу: «Человек должен быть прекрасен, у него должно быть красивое тело, развитый ум и добрая душа». Таких людей и изображал Рафаэль на своих картинах. Таким человеком был и он сам.

Рафаэль Санти родился в небольшом итальянском городе Урбино. Первые уроки рисования и живописи будущий художник получил у своего отца - художника и поэта Джованни Санти.

Облик Рафаэля Санти знаком нам по его автопортрету. На нем изображен юноша, совсем мальчик. Но мудрый проницательный взгляд его черных глаз выдает ум незаурядного человека.

По совету отца Рафаэль в семнадцать лет отправился в Перуджу и поступил учеником в мастерскую художника Перуджино. Пробыв у него два года, юноша переехал во Флоренцию, где в то время работали великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео. Там он серьезно занялся изучением анатомии и медицины, без знания которых, как полагали в то время, художник не сможет правильно написать человеческое тело. Во Флоренции Рафаэль Санти создал несколько картин с изображением Мадонны. Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Одну из картин - «Мадонна Грандука» - приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней.

Изображения Мадонны принесли Рафаэлю Санти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» - парадные залы Ватиканского дворца. Однако Папа Римский Юлий II, увидев фрески, приказал прогнать всех остальных художников, поручив выполнение всех росписей одному Рафаэлю. За шесть лет Рафаэль Санти вместе с помощниками расписал три зала, разместив на каждой из четырех стен по огромной фреске. Художник отступил от заказа церкви и вместо образа святых воплоти сюжеты, навеянные античной культурой. Так, в главном зале - «Станца делла Сеньятура» - он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа».

Последняя работа особенно интересна тем, что на ней можно увидеть знаменитых греческих философов - Сократа, Гераклита и других в окружении учеников. Особой аркой Рафаэль выделил образы Аристотеля и Платона. Именно благодаря этой фреске у потомков и сохранилось зрительное представление о великих деятелях прошлого.

Одновременно художник создал портретную галерею своих современников. Центральное место в ней занимают портреты Римских Пап Юлия II и Льва X. Современники утверждали, что портрет Папы Юлия написан так живо, что было «жутко на него глядеть».

В Риме Рафаэль Санти принимал участие в раскопках античных храмов и восстановлении обнаруженных там росписей. Их мотивы мы тоже находим в его картинах.

После смерти Микеланджело он продолжил начатую им работу по завершению собора святого Петра, впервые выступив в качестве архитектора. Хотя Папа Лев X обязал художника изменить проект, он не осмелился нарушить замысел своего великого предшественника. По эскизам древнеримского архитектора Витрувия, Рафаэль Санти составил проект двух колоннад, окружавших собор. В них он стремился воскресить облик древнего Рима, но не успел завершить эту работу, поскольку умер от чахотки в возрасте всего тридцати семи лет. Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини.

Рафаэля Санти похоронили в одном из красивейших зданий Рима - Пантеоне, который стал усыпальницей великих людей Италии.

Рафаэль Санти практически заложил основы портретной живописи последующих столетий. Для него важен человек, в котором есть что-то примечательное, и он стремится это подчеркнуть. Художник невольно отражает алчность пап и небесную красоту мадонн, символизирующих земное и небесное начало. Обобщение сочетается у него с конкретной реалистической характеристикой. Хотя образы божественных младенцев на его картинах - это скорее аллегория, чем настоящие образы детей.

Кроме картин, Рафаэль Санти также писал эскизы для шпалер, которые получили развитие гораздо позже. Поэтому его эскизами пользовались вплоть до XIX века.

Опубликовано: Июль 3, 2014

Рафаэль Санти - биография и знаменитые картины художника, произведения - фрески, росписи, архитектура

(родился в 1483 г. в Урбино, умер в 1520 г. в Риме)

Итальянский живописец, архитектор и график эпохи Возрождения. Его работы, а также его старших современников Леонардо и Микеланджело , определили стиль Высокого Возрождения в центральной Италии.

Десять наиболее известных картин Рафаэля

Рафаэлло Санцио да Урбино , известный как Рафаэль , был одним из трёх великих мастеров искусства Высокого Возрождения вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Он был мастером реалистичного изображения эмоций, которые оживили его картины. Рафаэль считается художником с идеальным балансом, а многие его картины - краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения . Ниже представлены десять самых известных картин этого великого итальянского художника.

10. «Обручение Девы Марии» (Lo Sposalizio)


Год: 1504

«Обручение Девы Марии», основанное на картине учителя Рафааэля Пьетро Перуджино с таким же сюжетом, изображает церемонию бракосочетания между Марией и Иосифом. Через эту картину, в которой он превосходит своего учителя, можно увидеть развивающий стиль Рафаэля. Храм на заднем плане «нарисован в перспективе с такой очевидной тщательностью, что удивительно видеть сложности проблем, которые он здесь поставил перед собой, чтобы решить».

9. «Святой Георгий и дракон»


Год: 1506

Эта картина, изображающая известную легенду о Святом Георге, убивающем дракона, является, пожалуй, самой известной работой на этот сюжет. Она была одной из самых популярных картин в Императорском Эрмитаже за полтора столетия до того, как нашла свой путь в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, где она остается одной из главных достопримечательностей.

8. «Донна Велата»


Год: 1515

Известный портрет Рафаэля «Донна Велата» подчёркивает удивительную способность художника рисовать такие изысканные совершенства, что зрителю кажется, что он смотрит не на картину, а на настоящего человека. Одежда женщины на картине демонстрирует внимание Рафаэля к деталям, что способствует оживлению картины. Сюжетом является любовница Рафаэля Маргарита Лути. О ней мало что известно, и именно благодаря этому картина стала известностной.

7. «Диспута («Спор о Святом Причастии», La Disputa Del Sacramento

Год: 1510

5. «Триумф Галатеи»

Год: 1514

В греческой мифологии прекрасная нереида (морская нимфа) Галатея - дочь Посейдона. Она имела несчастье выйти замуж за завистливого одноглазого великана Полифема, который убил крестьянского пастуха Кисса, узнав, что Галатея влюбилась в него. Вместо событий этой истории, Рафаэль нарисовал сцену апофеоза Галатеи (возвеличивание в божество). «Триумф Галатеи», возможно, не имеет аналогов в способности вызвать дух античности и считается одной из лучших картин эпохи Возрождения.

4. «Прекрасная садовница»


Год: 1507

В своё время источником популярности Рафаэля были не его крупные работы, а многочисленные небольшие картины, которые он написал о Мадонне и Христе. Они по-прежнему пользуются большой популярностью даже сегодня, и самой известной из них является La belle jardinière («Прекрасная садовница»). Картина, которая показывает Мадонну со спокойным лицом в неформальной позе с Христом и молодым Иоанном Крестителем, стала типичным примером работы Рафаэля.

3. «Преображение Господне»


Год: 1520

«Преображение Господне» - последняя картина, созданная Рафаэлем. Она состоит из двух отдельных частей. В верхней половине картины показано Преображение Христа с пророками Ильёй и Моисеем по обе стороны от него. В нижней части апостолы безуспешно пытаются освободить мальчика одержимого демонами. Верхняя часть также изображает преображенного Христа, избавляющего одержимого мальчика от зла. Картина может быть истолкована как изображающая контраст между богом и человеком; верхняя часть чистая и симметричная, а нижняя - тёмная и хаотичная. Для Наполеона Рафаэль был просто самым великим из итальянских художников, а «Преображение Господне» - его величайшей работой, Джорджио Вазари называет её «самой красивой и самой божественной» работой Рафаэля.

2. «Сикстинская Мадонна»


Год: 1512

«Сикстинская Мадонна» изображает Мадонну, держащую младенца Христа и Святого Сикста и Святую Варвару, расположенных по бокам. Также под Марией находятся два крылатых херувима, которые, возможно, являются наиболее известными херувимами, изображенными на какой-либо картине. Такая популярность возникла из-за множества легенд о том, как Рафаэль их рисовал, и использовании их изображения на всём от бумажных салфеток до зонтов. Многие известные критики считают «Сикстинскую Мадонну» одной из лучших картин, она особенно популярна в Германии, где её «назвали «величайшей среди мировых картин» и дали эпитет «божественная».

1. «Афинская школа»

Год: 1511

Шедевр Рафаэля «Афинская школа» является одной из четырех главных фресок на стенах Станцев Рафаэля в Апостольском дворце в Ватикане. Четыре картины олицетворяют Философию, Поэзию, Теологию и Право, где «Афинская школа» представляет Философию. Критики полагают, что любого великого древнегреческого философа можно найти среди двадцать одного, написанного на картине. Однако, кроме Платона и Аристотеля, которые находятся в центре сцены, ни одну личность нельзя с точностью подтвердить. «Афинская школа» считается «идеальным воплощением классического духа Высокого Возрождения» и самой известной картиной Рафаэлло Санцио-да-Урбино.

Его отец, Джованни Санти, был художником при дворе Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино, и несомненно обучал Рафаэля основным техникам. Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Мать Рафаэля предположительно заботилась о своём малолетнем сыне сама вместо того, чтобы отправлять его няне. Тесные отношения с его родителями упомянутые современниками послужили причиной его мягкого характера. Возможно он и был мягок, но также чрезвычайно талантлив, что было равносильно его стремлениям.

Ранняя карьера в Умбрии

В начале своей карьеры Рафаэль работал в различных местах Умбрии и Тосканы. С 1504 г. до 1508 г. он много работал во Флоренции, и это время, как правило, называют его флорентийским периодом, хотя на постоянное место жительства в этом городе он никогда не оставался.

Хотя по описанию Вазари Рафаэль становится учеником Перуджино до смерти отца, вероятно вымысел. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. 1503 г.; Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. 1503 г.; Пинакотека, Ватикан).

Ранние картины содержат много характерных особенностей Перуджино: стройное телосложение фигур, чьё изящество зачастую подчёркнуто балетными позами; кротость мимики; и формальность пейзажного фона, заполненного деревьями с невероятно тонкими стволами. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г.; Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности.

Рафаэль был явно одаренным, как это видно из обращения Пинтуриккио, в то время одного из ведущих художников в Италии. Рафаэль предоставлял подробные композиционные рисунки, из которых двое сохранились (1502-03 гг., Галерея Уффици, Флоренция; Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк), для фрески в библиотеке Пикколомини в Сиене.

«Распятие Монд» (The Mond Crucifixion) 1502-1503 гг., в картине очень чувствуется манера Перуджино.

«Святой Георгий и дракон» (Saint George and the Dragon), небольшая работа (29 x 21 см) для двора Урбино.

Флорентийский период

Несмотря на свой успех в качестве художника запрестольных образов и небольших картин для двора, таких как «Сон рыцаря» (прибл. 1504 г., Национальная галерея, Лондон) и «Святой Михаил и дракон» (прибл. 1504 г., Лувр, Париж). Рафаэль ясно осознавал необходимость покинуть Умбрию, чтобы расширить свой опыт современной живописи. Он вооружился рекомендательным письмом датированным октябрём 1504 г. от невестки герцога Джованны делла Ровере к Пьеро Содерини, правителю Флоренции, и вероятно вскоре прибыл в город.

К флорентийскому периоду принадлежат многие из его наиболее прославленных изображений Девы Марии и младенца Христа. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. В картинах с Девой Марией и младенцем Христа он экспериментировал с новыми композиционными формами и фигуральными мотивами. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты.

«Мадонна с гвоздиками» (The Madonna of the Pinks) написана приблизительно между 1506 и 1507 годами, Национальная галерея, Лондон.

«Мадонна Ансидеи» (The Ansidei Madonna) прибл. 1505 год, Рафаэль начинает уход от манеры Перуджино.

«Мадонна в зелени» (The Madonna of the Meadow) прибл. 1506 год, использует пирамидальную композицию Леонардо для фигур «Святого семейства».

«Святая Екатерина Александрийская» (Saint Catherine of Alexandria), 1507 год, художник заимствовал позу у леонардовской Леды.

В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи, и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Одна из его заключительных картин флорентийского периода - великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).

Рафаэль в Риме

В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Его первым заказом стало оформление Станца делла Сеньятура, комнаты расположенный на верхнем этаже дворца Ватикана и которая почти несомненно использовалась папой в качестве библиотеки. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника.

Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Назначение комнаты отражается в сюжетах фрески на потолке - богословие, поэзия, философия и право, которые соответствуют классификации книг в соответствии с дисциплинами. На фресках Рафаэля показана гениальность нахождения простых изобразительных средств для передачи этих сложных абстрактных понятий. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Задумчивая фигура философа, выставленная на передний план композиции, является первым свидетельством исследования Рафаэлем недавно представленного потолка Сикстинской капеллы расписанного Микеланджело. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».

«Положение во гроб» (Deposition of Christ), 1507 год, картина написана на основе римских саркофагов.

Фрески Станца делла Сеньятура были завершены к 1512 году и вскоре он начал работу над Станцей д’Элиодоро, которую закончили в течение двух лет. Темой этой комнаты было божественное вмешательство в защиту Церкви: «Изгнание Элиодора из храма», «Месса в Больсене», «Встречи Льва Великого и Аттилы», и «Освобождение Святого Петра». Эти сюжеты предоставили Рафаэлю более широкие возможности для динамичной композиции и жестов.

Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Папа Юлий не дожил до их завершения, и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света, и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.


«Месса в Больсене» (The Mass at Bolsena), 1514 год, Станца д"Элиодоро (Stanza di Eliodoro).

«Освобождение Святого Петра» (Deliverance of Saint Peter), 1514 год, Станца д"Элиодоро (Stanza di Eliodoro).

«Пожар в Борго» (The Fire in the Borgo), 1514 год, Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"incendio del Borgo), написана художниками из мастерской Рафаэля по его чертежам.

Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г.. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам. В лучших сценах «Пожара в Борго», после чего комнате дали название, пламя - незначительный элемент композиции, однако разрушение запечатлено на переднем плане через различные эмоции спасающейся бегством толпы. Во время подготовки к оформлению самой большой комнаты из анфилады, Сала ди Константино, Рафаэль находился почти при смерти, поэтому росписью фресок, в основном, руководил Джулио Романо, и по крайней мере частично, руководствуясь чертежами мастера.

Другие планы папы включали создание десяти гобеленов со сценами из Деяний Апостолов, чтобы повесить в Сикстинской капелле. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, потому что над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. В неё входили такие молодые талантливые художники как: Джулио Романо, Джованни Франческо Пенни, Перино дель Вага и мастера орнамента, такие как Джованни да Удине, которому Рафаэль поручал роспись под своим руководством, и в некоторых случаях часть эскизов крупных проектов, таких как Лоджия папы Льва X в Апостольском дворце (1518-1519), которая была украшена лепниной в античном стиле, а свод расписан орнаментом и сценами из Ветхого Завета.

На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Образы Девы и младенца, кажутся столь же невесомыми, как и облака на которых они стоят, вместе с тем они передают сильное чувство материальности. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. 1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени.

В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). В вашингтонской картине круглая форма побудила на значительные диагональные телодвижения Девы и младенца, в то время как в более поздней картине он сильно замыкает фигуры, добавляя чувство нежной близости.

«Триумф Галатеи» (Galatea), 1512 год, единственная и главная мифологическая работа Рафаэля для виллы Киджи.


Рафаэль много работал для богатого сиенского банкира Агостино Киджи как над светскими заказами, так и над церковными. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». В 1513-1514 гг. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Год или два спустя, он также предоставляет чертежи скульптур, архитектуры, и мозаик для пышной часовни Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо. В 1518 г. мастерская Рафаэля украсила лоджии на вилле Киджи сценами из жизни Амура и Психеи. Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни, которые были ответственны за образную часть плана, настолько точно интерпретировали стиль Рафаэля, что трудно установить, это они или их мастер нарисовали эскизы с образами для лоджии.

Лоджии Рафаэля - великолепны по своей архитектуре и концепции. Архитектура, оформление фресок и лепные работы рельефов вызвали сенсацию, воссоздавая декоративное великолепие античности, которой так восхищались в эпоху Возрождения.

Портреты

В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Его ранние портреты напоминают Перуджино , в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция); и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).

Портрет Елизаветы Гонзага (Portrait of Elisabetta Gonzaga), прибл. 1504 год.

Портрет Папы Юлия II (Portrait of Pope Julius II), прибл. 1512 год.

Портрет Биндо Альтовити (Portrait of Bindo Altoviti), прибл. 1514 год.

Портрет Бальдассаре Кастильоне (Portrait of Balthasar Castiglione), прибл. 1515 год.

На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины, и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим), и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. «Форнарина» (прибл. 1518 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) – портрет так называемой возлюбленной Рафаэля.

В своём последнем запрестольном образе «Преображение» (1518-1520 гг., Пинакотека, Ватикан), изначально спланированный для собора Нарбонны и законченный Джулио Романо, Рафаэль включил два контрастных сюжета - преображение Христа в ярком свете в верхней части, а ниже в темноте апостолы, которые не могут вылечить одержимого мальчика. Выразительные лица и общий темный тон определены незавершенной картиной Леонардо «Поклонение волхвов» (1481 г., Галерея Уффици, Флоренция).

«Чудесный улов рыб» (The Miraculous Draught of Fishes), 1515 год, один из семи сохранившихся картонов Рафаэля для гобелена.

«Крестный путь» (Il Spasimo) 1517 года, привнесла новую степень экспрессивности в его искусство.

Другие работы и достижения

Рафаэль торопился увидеть ценность гравюры в распространении его работ, и через его сотрудничество с болонским мастером репродуктивной гравюры Маркантонио Раймонди, его репутация и влияние распространилось по всей Европе. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди - например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» - вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.

Набросок солдат для картины «Воскресение Иисуса Христа», прибл. 1500 год.

Набросок красным карандашом «Трёх граций» для виллы Фарнезина.

Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Однако в следующие шесть лет, прогресс в соборе проходил очень медленно, и его единственным вкладом, по-видимому, был прогнозируемое дополнение нефа к центрально запланированному проекту Браманте. Большинство его работ над собором Cвятого Петра были изменены или уничтожены после его смерти и принятия проекта Мичеланджело, выжили только несколько рисунков. Будучи названным (в 1514 г.) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов, и особняков.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 21.11.2016 16:55 Просмотров: 2252

Рафаэль Санти – один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

Он был живописцем, графиком, архитектором, поэтом. Некоторые свои рисунки он сопровождал сонетами.
Вот один из сонетов Рафаэля, посвящённый возлюбленной:

Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье.
Готов безропотно сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться – равносильно смерти.
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти.

Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). Но для современников сам художник был воплощением добродетели.
Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», - пишет Вазари. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».
Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. Исчезни всё и останься лишь его творение, оно будет говорить о том времени неослабно восхищающие слова... Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет».

Из биографии Рафаэля Санти (1483-1520)

Рафаэль «Автопортрет» (1509)
Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 г. в семье живописца Джованни Санти.
Урбино – небольшой город в предгорьях Апеннин.

Урбино. Современная фотография
Город и до настоящего времени полностью сохранил со времён Ренессанса свой неповторимый облик, где мало что напоминает о современности. У всех, кто попадает сюда, возникает ощущение, что они перешагнули через века и очутились XV в., когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения. Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств.

Дом, где жил Рафаэль
Отец Рафаэля, Джованни Санти, был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую. Её здание также сохранилось до наших дней. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла.
Художник покинул Урбино 17-летним юношей.
В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г.). Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино.
В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли», и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Рафаэль «Мадонна Солли»
Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль. Появляются его первые шедевры: «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии» для алтаря Одди.

Рафаэль «Коронование Марии» (около 1504). Ватиканская пинакотека (Рим)

Флоренция

В 1504 г. Рафаэль впервые посетил Флоренцию, и в следующие 4 года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Во Флоренции Рафэль познакомился с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Талантливый ученик воспринял всё лучшее, что увидел в творчестве этих мастеров: у Микеланджело – новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, у Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. За эти годы он создал много картин. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. 1505, Флоренция, галерея Питти) еще носит следы стиля Перуджино, хотя уже отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой.

Рафаэль «Мадонна Грандука» (ок. 1505). Масло, доска. 84,4х55,9 см. Галерея Питти (Флоренция)
«Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр) отличается более сложной композицией.
Для «Мадонны Каупер» характерны плавность линий и выразительность движений.

Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Масло, доска. 58х43 см. Национальная галерея (Вашингтон)
Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества.
В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. Петра в Ватикане. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю» . Идеи Леонардо в области градостроительства оказали на него большое влияние.
Знакомство с Браманте имело для Рафаэля как архитектора огромное значение.
Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов.

Рим

В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. Он должен был украсить фресками кабинет папы. Сюжет росписи: четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас.
Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511).

Рафаэль. Фреска «Афинская школа». 500х770 см. Апостольский дворец (Ватикан)
Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом.
Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ); 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев); 12 – Сократ (древнегреческий философ); 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского); 16 – Диоген (древнегреческий философ); 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик); 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ); 22 R – Апелле́с (древнегреческий живописец, отмечают черты самого Рааэля).

Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа, из Википедии
Далее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы д"Элиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517). Станцы – это парадные комнаты Ватиканского дворца.
Слава художника росла, заказы увеличивались и превосходили реальные возможности Рафаэля, поэтому некоторые работы он перепоручал своим помощникам и ученикам. Одновременно с работой над фресками Рафаэль создавал картоны десяти гобеленов для украшения Сикстинской капеллы. В Риме художник также украсил фресками виллу банкира Агостино Киджи, который был его покровителем. Вот одна из фресок из греческой мифологии .

Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. 1512). 295х224 см
Нереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида. Циклоп Полифем, также влюблённый в Галатею, подстерёг Акида и раздавил его скалой; Галатея превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену, известную как «похищение Галатеи».
Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. 1514), а также построил погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо.
В Ватикане Рафаэль также выполнял заказы церквей на создание алтарных образов.

Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Дерево, темпера. 405х278 см. Ватиканская пинакотека
Последним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. Она написана по заказу кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII, для алтаря собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном.
В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля).
Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье.

Архитектура

В картине Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504) на заднем плане изображён храм. Считается, что этот написанный на полотне храм – первый шаг Рафаэля в архитектуре.

Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Дерево, масло. 174-121 см. Пинакотека Брера (Милан)
Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера.
Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В 1508 г. Браманте получил заказ от папы Юлия II – построить галерею, с которой открывался бы вид на Рим. Эта крытая арочная галерея Ватиканского дворца, ведущая в комнаты папы, расположена во втором этаже, рядом с залом Константина. После смерти Браманте в 1514 г. строительство галереи завершил Рафаэль при папе Льве X. Лоджии Рафаэля, последний крупный монументальный цикл, созданный под его руководством – это ансамбль, объединивший архитектуру, живопись и скульптуру.

Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце
Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512-1520) по стилю близки произведениям Браманте.

Рафаэль. Церковь Сант Элиджо дельи Орефичи

Рисунки

Всего известно около 400 сохранившихся рисунков Рафаэля. Среди них есть как законченные графические произведения, так и подготовительные рисунки, наброски к картинам.

Рафаэль «Голова молодого апостола» (1519-1520). Эскиз к картине «Преображение»
По рисункам Рафаэля созданы гравюры, хотя сам художник гравюрами не занимался. Итальянский гравёр Маркантонио Раймонди ещё при жизни Рафаэля создал много гравюр по его работам, причём рисунки для гравюр выбирал сам автор. И после смерти Рафаэля создавались гравюры по его рисункам.

Рафаэль «Лукреция»


Маркантонио Раймонди «Лукреция» (гравюра по рисунку Рафаэля)
Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет, предположительно от римской лихорадки, которой заразился во время посещения раскопок. Похоронен в Пантеоне . На его гробнице эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Саркофаг Рафаэля в Пантеоне