Сикстинская мадонна рафаэль кратко. История одного шедевра: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

Обстоятельства жизни автора картины. Краткие биографические сведения о жизни художника Рафаэля. Основная тема и идея "Сикстинской мадонны". Жанр и стиль полотна, художественный смысл неба и пространства. Сюжет картины и главная задача произведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Рафаэль Санти - «Сикстинская мадонна» (итал. Madonna Sistina)

Обстоятельства жизни реципиента

Число стилей и направлений огромно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий.

Для меня, стиль почти каждой эпохи представляет интерес, но выделю более примечательные, как стиль эпохи Ренессанса(Возрождения), Барокко, Классицизма и Романтизма. Эпоха Возрождения славится таким великими художниками, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Не смотря на то, что эта эпоха была совсем быстротечна, но за это время были созданы самые знаменитые произведения. Чего стоит «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Стиль эпохи Барокко привлекает меня своим буйством, неким беспорядком, насыщенностью. Художники этой эпохи Д. Веласкес, Рембрандт, Караваджо, Вермеер Ян и др.

Классицизм опирался на традиции эпохи Возрождения. Но он более жестче, суше и расчетливее, чем стиль Возрождения. Его представили Жак Батист Шарден, Карл Брюллов, Никола Пуссен и др.

В Романтизме мне нравится индивидуализм. Для себя выделю таких художников как Фридрих Каспар, Джон Констебл, Иван Айвазовский, Делакруа.

Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» для меня самая выдающаяся картина этой эпохи. Она красива и чиста, но полна загадок.

Обстоятельства жизни автора

Природа принесла Рафаэля в дар миру тогда, когда пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. Его выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Именно в нём воссияло столь сильное усердие, красота, скромность и не малой величины талант.

Рафаэль Санти родился в 1483 г. Учился живописи у своего отца художника Джованни Санти, но уже в юном возрасте оказался в мастерской выдающегося художника Пьетро Перуджино. Именно художественный язык и образность картин Перуджино с их тяготением к симметричной уравновешенной композиции, ясностью пространственного решения и мягкостью в решении колорита и освещения оказали первостепенное влияние на манеру молодого Рафаэля.

Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502--1503 г.г.) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509--1517г.г.), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.

Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. В 25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511 г.г.), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Петра). В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое совершенное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513 г.), символ материнства и самоотречения. Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками, и вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима. Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г.

Основная тема произведения , идея

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо в Пьяченце.

Главный алтарь, для которого и заказали картину, был посвящён Папе Сиксту II, казнённому в III веке римским императором, и святой Варваре, по преданию -- необычайной красавице, обезглавленной за христианскую веру собственным отцом. (Варвара считается охранительницей от внезапной смерти, а мощи её, кстати, хранятся во Владимирском соборе в Киеве.) Заказчиком полотна стал сам Папа Юлий II.

На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур -- все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество -- повышенный духовный контакт со Зрителем. Во взгляде Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах -- причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, -- есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью. Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию -- в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем -- ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Содержание: Из множества младенческих душ, кружившихся в небе, одна материализуется, становится младенцем. Неумолимое облако времени выносит мать с младенцем на сцену жизни, с ее болезнями, обидами, неожиданностями, тревогами и потерями. Страх матери перед неизвестным и невозможность навсегда удержать сына около себя и оградить от бед. Можно избежать, говорит религия в лице папы-старика, многих неприятностей, потерь, тревог, если следовать путем Бога, его заповедям, его примеру. Высокие духовные предписания будут опорой неопытной душе на всем жизненном пути. Живи, говорит девушка-прелесть и земля, радостями и безумствами, увлечениями и разочарованиями, живи земной жизнью ты, рожденный землей. Не отвергай духовную мудрость старика, но соедини ее с творчеством, искусствами, красотой, чувствами, с любовью земных прекрасных женщин, и в этом вторая мудрость жизни.

Два служебно-отрешенных, привычно-равнодушных ангела примут оставившую свою тленную земную оболочку душу, прожившую долгую жизнь бывшего пухленького малыша и он снова вольется в бесконечный водоворот призрачных синих небесных головок-душ.

Идею и композицию "Сикстинской мадонны" Рафаэль заимствовал у Леонардо, но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений над мадоннами, местом религии.

Жан р, стиль

В эпоху Возрождения (Ренессанс) рождается искусство нового художественного стиля. Этот стиль воскрешает идеалы античности, противопоставляя их каноническим религиозным формам искусства. Он тяготеет к ясности, гармоничности, телесности, уравновешенности, симметричности, ориентированности на человека как меру вещей. Но реабилитация античного искусства, заимствование его архитектурных и скульптурных форм, подражание ему, реставрация древних памятников -- это лишь одна сторона Возрождения. Главное -- в стремлении возродить духовно-телесную гармонию. Это стремление, однако, выходит далеко за рамки античного понимания человека и мира. В искусстве Возрождения воплощается многократно расширившийся круг жизненных интересов европейца, прошедшего школу христианского возделывания духовной нивы.

Эстетика Ренессанса в ее полном развитии, ренессансная классика, предстает воочию в искусстве Рафаэля, классическом по определению, как у древних греков. Разумеется, то же самое можно сказать о творчестве Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело и высших представителей венецианской школы, отмечая при этом те или иные особенности, но образцовым по ясности, высокой простоте и задушевности поэтики и стиля выступает лишь Рафаэль. У него одного возвышенность идей и форм заключает в себе интимное, чисто человеческое и сугубо поэтическое содержание. Он классик из классиков, как Пракситель, Моцарт или Пушкин.

Культура Возрождения не была массовой и географически широкой. Она была «точечной». На очень узком пространстве и в очень короткое время возникало аристократическое художественное братство, которое делало открытие в искусстве и распадалось, передавая традицию в другую «точку». Достаточно сказать, что «Высокое Возрождение» (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и их ученики) просуществовало всего несколько десятилетий в немногих городах Италии.

Закат гармонического периода в живописи одной страны и скульптуре переходит в рассвет ренессансной драматургии в другой.

Ренессансный стиль был неустойчив. Решающее большинство жителей Европы жили в доренессансной культурной среде. Но наследие гениев Возрождения было тем материалом, который будет высеваться и выращиваться на полях искусства вплоть до нашего века, являясь источником больших художественных стилей, существование которых возможно лишь при наличии подготовленной массовой публики.

Цвет и время

Художественный смысл: С неба сходит Мадонна. С синего неба. Ещё не буквально на землю, но с синего. И это прорыв. Потому что в Средневековье “золотой цвет фона на иконе... для зрителя той поры вполне правдоподобно передает цвет небес”

А всмотритесь в синее - натуральное для нас сегодняшних - небо Рафаэля. Оно ж всё полно ликами не родившихся душ! - Вот вам и противоречие. Столкновение в одном изображении двух миров: нашего и иного, - даёт катарсис. Истолковать который можно как гармонию земного и небесного.

То же с обликом Мадонны. Это босоногая испуганная вниманием к себе крестьянка с испуганным же малышом, которого она крепко-прекрепко - от испуга же - прижимает к себе (у малыша аж правое плечико от этого вверх приподнялось и правую ручку он крепко прижал к маме, замок такой сделал, чтоб его у неё не отняли. И эта крестьянка идёт робкими шажочками к нам. Грешным и опасным. Но не сверхчувственным каким-то предвиденьем возбуждён её страх, а тем, что слабая женщина ж и знает жизнь, как каждый.

Это с одной стороны. А с другой - Она ж вплывает. На скорости, гораздо большей, чем обеспечивают её шажки. От этого материи ведут себя совершенно ж противоречиво. От струи ветра, который Её вносит, заворачивается к нам занавес, начинают раздуваться как паруса тяжёлые полы папского облачения, и отлетает подол платья и накидка святой Варвары. А, с другой стороны, Мадонну ж несёт ещё какая-то сила, заставляя преодолевать сопротивление воздуха. И раздуваются назад бурая накидка Мадонны и нижние полы Её синего плаща.

И от столкновения - идеал: не возведение ценности человека до божественной категории (что было б гордыней, богохульством), а гармония телесного и духовного.

Ведь её законы уже открыты ко времени творчества Рафаэля. И они требуют, чтоб была единственная для всей картины точка схода. А Рафаэль сделал их три: для ангелов внизу, для папы Сикста Второго и Св. Варвары посредине и для Мадонны. Есть три горизонта для глаз зрителя. И зритель как бы всплывает вверх. Воспаряет душой.

А в то же время на каждом уровне тела изображены так, как их может видеть только он, зритель, стоящий на полу перед картиной человек, не отрывающий ног от пола, чтоб оказаться по очереди на каждом уровне.

И глаза, привыкшие читать слева направо, скользят снизу, от ангелов, вверх сперва по фигуре папы, потом к лицу Мадонны, по её раздутой и выгнутой накидке вниз, к Варваре, в свою очередь смотрящей ещё ниже, на правого ангелочка, что ниже левого. А оттуда глаза тянутся к тому, что повыше. И опять вверх. И так опять по кругу. Этой самой совершенной геометрической фигуре.

Композиция: Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Время: «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо -- «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке -- «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Многие предполагают, что «Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны -- наисовершеннейшее воплощение идеала в христианстве. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нем черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов -- немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам.

рафаэль сикстинская мадонна

Сюжет картины и главная задача произведения

На картине изображены женщина с ребенком, но это не просто женщина, это дева, держащая на руках благословенное дитя. Ее нежный и одновременно грустный взгляд как будто знает о том, какое неблагодарное будущее ждет ее сына. Ребенок же, напротив, полон жизни, сил и энергии, что очень хорошо видно по его конституции.

Мать трепетно и нежно держит сына на руках, прижимая голое тельце ближе к себе, как бы стараясь защитить его от всех бед, которые несет нам жизнь. На картине женщина изображена стоящей на небесах, ведь это она родила на свет Спасителя, она принесла Благословение на земли грешных.

Парапет внизу картины -- единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины -- явление Богоматери людям.

С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, -- сразу разрушится гармония целого. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария -- заступница человеческая -- несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю.

Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его не детски суровых глазах виден отблеск далеких бед, ибо «не мир принес я вам, но меч...». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир.

"Сикстинская Мадонна" -- шедевр, ведь в ней сочетаются не сочетаемые явления, как бренное людское тело и священность духа, как, свойственное "простым" людям, рождение детей и искупление грехов путем убийства.

Все смешалось, все спорит друг с другом, но, в то же время, одно другое дополняет. Без тела невозможно было бы изобразить женщину, подарившую миру Божественное дитя, без духа нет жизни в теле, без естественного появления ребенка на свет, как бы люди поняли, что также способны от рождения идти праведным путем, как без искупления греха стать безгрешным.

Столько эмоций уместилось на одном полотне, столько человеческих умов и мыслей легло на ложе познания истины, но только сам автор может с уверенностью и без выдумки сказать, что конкретно имел в виду, объединяя несовместимые вещи.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткие биографические сведения о жизни художника Рафаэля. Раннее произведение Рафаэля, названное "Мадонна Конестабиле". Флорентийский период творчества, цикл "Мадонна с младенцем". Картины римского периода, их особенность и контакт со зрителем.

    реферат , добавлен 17.05.2006

    Краткий биографический очерк жизни и творчества великого итальянского художника Рафаэля Санти, его первые шаги в постижении искусства живописи. Характеристика и художественный анализ ранних работ мастера - "Обучение Марии" и "Мадонна Конестабиле".

    реферат , добавлен 22.10.2009

    Рафаэль Санти как великий итальянский живописец. Мадонна Грандука, Малая и Большая Мадонна Каупера. Младенец Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя. Приподнятие завесы над спящим Иисусом Девой Марией. Иоанн Креститель и Франциск Ассизский.

    презентация , добавлен 16.01.2014

    Творческая манера и художественная выучка Рафаэля Санти. Фреска "Афинская школа" как одно из лучших произведений ренессансного искусства в целом. Описание лучших картин художника. История любви мастера к своей модели. Работа над фреской "Преображение".

    презентация , добавлен 08.04.2012

    Краткий очерк жизни и творчества Джотто ди Бондоне. Личностное и творческое становление художника Лукаса Кранаха, знакомство его с Лютером. Биография итальянских живописцев Мазаччо и Рафаэля Санти. Творческий путь Ханса Хольбейна и Яна ванн Эйка.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Рафаэль Санти и его творческие начинания. Понятие монументальной живописи как жанра изобразительного искусства. Сравнительный анализ работ монументальной живописи Рафаэля Санти. Методы росписи на примере фресок "Диспут о причастии" и "Афинская школа".

    курсовая работа , добавлен 18.05.2017

    Биографические сведения о жизни величайшего гения эпохи Возрождения, художника, ученого, инженера и изобретателя Леонардо да Винчи. Исключительная одаренность будущего великого мастера. Тема картины "Тайная Вечеря". Самая известная картина художника.

    презентация , добавлен 21.02.2015

    Основные работы итальянского живописца, графика и архитектора Рафаэля Санти (1483 – 1520), яркого представителя эпохи Возрождения, с возвышенной одухотворенностью воплотившего свои жизнеутверждающие идеалы. Разделение образов на фреске "Афинская школа".

    доклад , добавлен 18.11.2009

    Житие в христианской религии. Католическое учение о Богородице. Отношение к Богородице в протестантизме. Основные типы изображения Богородицы в иконописи. Образ Богоматери в художестве В. Васнецова. Рафаэль Санти и его картина "Сикстинская мадонна".

    реферат , добавлен 19.11.2014

    Краткая биографическая справка из жизни А.А. Пластова, начало творческого пути. Жанровые картины художника. Крестьянская тема в работах. Картина "Жатва": сюжет, значимость подвига народа в будничном, повседневном труде военных лет. Работа над этюдами.

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…»

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так.
Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук.
О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».
Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни... Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

Всякий, кто бывал в немецком городе Дрезден, стремился посетить картинную галерею «Цвингер», чтобы полюбоваться полотнами итальянских живописцев.
Я тоже всегда мечтал воочию увидеть «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.

Дрезден - это город искусства и культуры; побратим Санкт-Петербурга. В городе находятся всемирно известные собрания предметов искусства. Дрезден – один из наиболее посещаемых туристами городов Германии.

Как город Дрезден впервые упоминается в 1216 году. Название «Дрезден» имеет славянские корни. С 1485 года Дрезден является столицей Саксонии.
В Дрездене много памятников и достопримечательностей. Есть и памятник Рихарду Вагнеру, чья музыка из оперы «Лоэнгрин» звучит в моём ролике. Первая опера Вагнера была поставлена именно в Дрездене. Там же будущий великий композитор отличился как революционер, участвуя в майском восстании революции 1848 года.
Карьера Владимира Путина начиналась в Дрездене, где он прослужил пять лет.

13 и 14 февраля 1945 года Дрезден подвергся крупномасштабной бомбардировке английской и американской авиации, в результате чего город был полностью разрушен. Число жертв составило от 25 до 40 тысяч человек. Дрезденская картинная галерея «Цвингер» и Опера Земпера были разрушены практически до основания.
После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Восстановление центра заняло почти сорок лет. Уцелевшие фрагменты дополнялись новыми, отчего каменные блоки зданий имеют тёмный и светлый оттенок.

В конце Второй мировой войны гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи, и таки нашли. «Сикстинская Мадонна» была отправлена в Москву на реставрацию, а в 1955 году была возвращена вместе с другими картинами в Дрезден.

Однако сегодня эта история рассказывается иначе. В буклете, который мы получили в Дрезденской галерее, в частности, написано: «Во время Второй мировой войны основной фонд галереи был эвакуирован и остался невредим. После окончания войны полотна были перевезены в Москву и Киев. С возвращением художественных ценностей 1955\56 гг. началось восстановление существенно повреждённого здания галереи, вновь открытого для посетителей 3 июня 1956 года».

СИКСТИНСКАЯ МАДОННА

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512-1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

В 1754 году картина была приобретена королём Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за неё 20 000 цехинов - немалую по тем временам сумму.

В 19 и 20 веке русские писатели и художники отправлялись в Дрезден, чтобы увидеть «Сикстинскую Мадонну». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

Художник Карл Брюллов писал: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».

Лев Толстой и Фёдор Достоевский в рабочих кабинетах имели репродукцию «Сикстинской Мадонны». Жена Ф. М. Достоевского в своём дневнике записала: «Фёдор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Эта картина служит как бы лакмусовой бумажкой в оценке характера героев Достоевского. Так в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет увидеть всю глубину его нравственного падения.

Возможно, не всем эта картина нравится. Но, как говорят, за много веков она понравилась стольким великим людям, что теперь сама выбирает, кому нравится.

В Дрезденской галерее два года назад запретили фотографировать и снимать. Но мне всё же удалось запечатлеть момент соприкосновения с шедевром.

С детских лет я любовался репродукцией этой картины, и всегда мечтал увидеть её воочию. И вот когда мечта моя сбылась, я убедился: никакая репродукция не сравнится с тем эффектом, какой происходит в душе, когда стоишь возле этого полотна!

Художник Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. «Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц, ... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится её роль».

«Один раз человеческой душе было подобное откровение, дважды случиться оно не может», – писал восхищённый Василий Жуковский.

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям.

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник!

Идею и композицию "Сикстинской мадонны" Рафаэль заимствовал у Леонардо, но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений над мадоннами, местом религии в жизни людей.
«Он творил всегда то, что другие только мечтали создать», – писал о Рафаэле Гёте.

Когда я смотрел на эту картину, ещё не зная истории её создания, женщина с ребёнком на руках для меня была не Богоматерью, а простой женщиной, как и все, дарящая своё дитя жестокому миру.

Бросается в глаза, что Мария выглядит как простая женщина, и что младенца она держит, как обычно держат их крестьянки. Лицо её скорбное, она еле сдерживает слёзы, словно предчувствуя горькую судьбу своего сына.
На заднем плане картины, если приглядеться, в облаках проглядывают очертания ангелов. Это души, которые ждут своей очереди воплотиться, чтобы нести свет любви людям.
Внизу картины два ангела-хранителя со скучающими лицами наблюдают за восшествием новой души. По выражению их лиц, кажется, они уже знают наперёд, что произойдёт с младенцем Марии, и терпеливо ждут исполнения предначертанного.

Сможет ли новый младенец спасти мир?
И что вообще может успеть сделать воплотившаяся в человеческом теле душа за короткий срок своего пребывания на грешной земле?

Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона?

Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью.

По странной случайности, сразу после посещения Дрезденской галереи, я прочитал статью об истории создания «Сикстинской мадонны». Содержание статьи меня ошеломило! Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи.

Существует несколько версий этой легендарной любви. Кто-то рассказывает о возвышенных и чистых отношениях художника и его музы, кто-то о низменной порочной страсти знаменитости и девушки из низов.

Впервые Рафаэль Санти повстречал свою будущую музу в 1514 году, когда работал в Риме над заказом знатного банкира Агостино Чиги. Банкир предложил Рафаэлю разрисовать главную галерею своего дворца "Фарнезино". Вскоре стены галереи украсили знаменитые фрески "Три грации" и "Галатея". Следующим должно было быть изображение "Амура и Психеи". Однако Рафаэль никак не мог найти подходящей модели для образа Психеи.

Однажды, прогуливаясь по берегу Тибра, Рафаэль увидел прелестную девушку, которая сумела завоевать его сердце. В момент знакомства с Рафаэлем Маргарите Лути было всего семнадцать лет. Девушка была дочерью хлебопёка, за что мастер прозвал ее Форнарина (от итальянского слова «хлебопёк»).
Рафаэль решил предложить девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Рафаэлю шёл 31-й год, он был очень интересным мужчиной. И девушка не устояла. Она отдалась великому мастеру. Возможно, не только из-за любви, но и по корыстным соображениям.
В благодарность за посещение художник подарил Маргарите золотое ожерелье.

За 50 золотых монет Рафаэль получил согласие отца Форнарины рисовать сколько угодно портретов с его дочери.
Но у Форнарины был ещё жених – пастух Томазо Чинелли. Каждую ночь они запирались в комнате Маргариты, предаваясь любовной утехе.
Форнарина уговорила своего жениха потерпеть влюблённость в неё великого художника, который даст денег на их свадьбу. Томазо согласился, но потребовал, чтобы невеста дала клятву в церкви, что выйдет за него замуж. Форнарина клятву дала, а спустя несколько дней на том же самом месте поклялась Рафаэлю, что никогда не будет принадлежать никому, кроме него.

Рафаэль так влюбился в свою музу, что забросил работу и занятия с учениками. Тогда банкир Агостино Чиги предложил Рафаэлю перевезти свою очаровательную возлюбленную на его виллу "Фарнезино", и жить вместе с ней в одном из помещений дворца, который в то время расписывал художник.

Когда Форнарина стала жить с Рафаэлем во дворце банкира Агостино Чиги, жених Томазо стал угрожать отцу своей невесты.
И тогда Форнарина придумала, что может придумать только женщина. Она соблазнила владельца виллы "Фарнезино" банкира Агостино Чиги, а после этого попросила избавить её от назойливого жениха. Банкир нанял бандитов, которые похитили Томазо и доставили в монастырь Санто-Козимо. Настоятель монастыря был двоюродным братом банкира, и пообещал держать пастуха в темнице сколько понадобится. По милости своей невесты, пастух Томазо просидел в заточении пять лет.

Шесть лет продолжалась великая любовь Рафаэля. Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей до самой смерти художника. Начиная с 1514 года, Рафаэль создал из неё дюжину мадонн и столько же святых.
Художник силой своей любви обожествил обыкновенную куртизанку, которая его и погубила. Он начала писать Сикстинскую мадонну в 1515 году, через год после встречи с Форнариной, а закончил в 1519 – за год до своей смерти.

Когда Рафаэль был занят работой, Маргарита развлекалась с его учениками, которые съезжались к великому мастеру со всей Италии. Это "невинное дитя с ангельским личиком" без зазрения совести кокетничала с каждым вновь прибывшим юношей и чуть ли не открыто предлагала им себя. А те и подумать не могли, что муза их учителя вполне доступна.
Когда юный художник из Болоньи Карло Тирабоччи сошёлся с Форнариной, это стало известно всем, кроме Рафаэля (или он на это закрывал глаза). Один из учеников Мастера вызвал Карло на дуэль и убил его. Форнарина не опечалилась, и быстро нашла другого. Один из учеников выразился так: «Если бы я нашёл ей в своей постели, то прогнал бы, а потом перевернул матрас».

Сексуальные потребности Форнарины были столь велики, что ни один мужчина уже не мог их удовлетворить. А Рафаэль к тому времени стал всё чаще жаловаться на здоровье и, в конце концов слёг. Общее недомогание организма врачи объяснили простудой, хотя на самом деле причина была в чрезмерной сексуальной ненасытности Маргариты и в творческих перегрузках, которые подорвали здоровье мастера.

Великий Рафаэль Санти скончался в Великую Пятницу 6 апреля 1520 года, в день, когда ему исполнилось 37 лет. Легенда о смерти Рафаэля гласит: ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге - Форнарины нет рядом! Он поднялся и пошёл искать её. Обнаружив возлюбленную в комнате своего ученика, выдернул её из постели и потащил в спальню. Но вдруг его гнев сменился страстным желанием обладать ей тотчас же. Форнарина не сопротивлялась. В результате – во время бурного эротического действа художник умер.

В завещании Рафаэль оставил своей любовнице достаточно средств, чтобы она могла вести честный образ жизни. Однако Форнарина ещё долго оставалась любовницей банкира Агостино Чиги. Но и он скоропостижно скончался от той же (!) болезни, что и Рафаэль. После его смерти Маргарита Лути стала одной из самых роскошных куртизанок в Риме.

В средние века таких женщин объявляли ведьмами и сжигали на костре.
Окончила свою жизнь Маргарита Лути в монастыре, но когда – неизвестно.
Однако какова бы ни была судьба этой сладострастной женщины, для потомков она всегда останется невинным созданием с небесными чертами, запечатлённым в образе всемирно известной Сикстинской Мадонны.

Любопытно, написал бы Пушкин своё «чудное мгновенье», если бы знал правду о «гении чистой красоты»?

«Когда б вы знали, из какого сора Растут цветы, не ведая стыда», – писала Анна Ахматова.

Мужчины нередко влюбляются в шлюх. А всё потому, что любит мужчина не женщину, а в женщине ангела. Им нужен ангел, которому они хотели бы поклоняться и посвящать своё творчество.

Если бы не было шлюх, не было бы у нас выдающихся произведений искусства. Потому что приличные женщины не позировали обнажёнными. Это считалось грехом.
Моделью для создания Венеры Милосской (Афродиты) послужила гетера Фрина.
Таинственная улыбка Моны Лизы, уже доказано, есть ни что иное, как улыбка соблазнённой художником чужой жены.

Каким же чудесным усилием художника из ведьмы и шлюхи получаются ангелы?!

«Художник становится талантливее, когда любит или бывает любим. Любовь удваивает гений!» – говорил Рафаэль.

«Понимаете, я в женщине, как в Мадонне нуждаюсь. Мне нужно боготворить её, восхищаться ею. Стоит только увидеть где-нибудь красивую девушку, хочется броситься ей под ноги, молиться, восторгаться ею, но не касаясь, не касаясь, а только восхищаться и плакать. … Знаю, женщина не такая, какой я её себе выдумал, она раздавит меня, а главное не поймёт моей потребности в сотворении…" (из моего романа-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Потребность в женщине была желанием к ангелу прикоснуться!

Мужчины придумали себе женщин! Они выдумали глупую чистоту и упрямую верность. Гермина, Хари, Маргарита - все воплощение мечты. Когда душа в тоске забыта, любовью входите вы в сны. Ведь в жизни ты не существуешь, ты вся реальности чужда. Но если хочешь, то разбудишь от суеты забытия. Ты вся мечты моей творенье, осенней грусти и тоски. Твое я слышу повеленье поверить вечности Любви. Пусть нет на свете Маргариты, что Мастера в Москве нашла. Когда надежды все разбиты, смерть, может, лучше, чем тоска. Ведь образ милой Маргариты лишь плод булгаковской мечты. В реальности же мы убиты предательством родной жены”. (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

P.S. Читайте другие мои статьи по данной теме: «Музы – ангелы и шлюхи», Как стать Венерой», «Кому улыбается Джоконда», «Женщины – ведьмы и ангелы», «Что дозволено гению».

Картина Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна" первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина "Сикстинская мадонна" принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур - все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина "Сикстинская мадонна" обнаруживает важное новое качество - повышенный духовный контакт со зрителем. В предшествующих его "Мадоннах" образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью - взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля "Мадонна в кресле" персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской Мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах - причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, - есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью. Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию - в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина "Сикстинская Мадонна" дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной "многозначности" самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем - ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция "Сикстинской Мадонны" на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля - так называемой "Дамы в покрывале" ("La Donna Velata", 1516 г., галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме. В храме Сан-Систо осталась копия "Сикстинской Мадонны", выполненная Джузеппе Ногари. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции "Святую ночь" Корреджо.

Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, "Сикстинская Мадонна" становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе - Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский ("небесная мимоидущая дева"), В. Кюхельбекер ("божественное творение"), А.А. Бестужев ("это не Мадонна, это вера Рафаэля"), К. Брюллов, В. Белинский ("фигура строго классическая и нисколько не романтическая"), А.И. Герцен, А. Фет, Л.Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф.М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении, не видевший его воочию А.С. Пушкин.

После Великой Отечественной войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году. Перед этим "Мадонна" была представлена московской публике. На проводы "Сикстинской Мадонны" В.С. Гроссман откликнулся одноимённым рассказом, где связал знаменитый образ с собственными воспоминаниями о Треблинке: "Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке" 1 .

Ставшие рутинными восторги, вызываемые картиной у путешественников, привели к определённой реакции против этого произведения, как и против творчества Рафаэля в целом, которое со второй половины XIX века стало ассоциироваться с академизмом. Уже Лев Толстой писал: "Мадонна Сикстинская… не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется" 2 .

Даже в справочных изданиях отмечается, что краски "Мадонны" заметно выцвели; не способствуют усилению производимого ею эффекта ни помещение картины под стекло, ни музейное освещение. Когда прославленный образ экспонировался в Москве, Фаина Раневская отреагировала на разочарование некоторых интеллектуалов следующим образом: "Эта дама столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, кому нравиться" 3 .

Свою роль сыграла и рецепция этого образа в массовой культуре, которая подчас переходит грань пошлости. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: "крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов. "Вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага", - писал об этой выставке "Коммерсантъ" 4 .

Сикстинская мадонна - Рафаэль Санти. Холст, масло. 256х196



Вот уже несколько веков именно эта работа великого мастера Возрождения принята за образец и вершину старой живописной европейской школы. Безупречность и глубина работы признаны критикой, и никакие попытки усомниться в совершенстве этого полотна еще не увенчались успехом, вызывая бурю протестов и отвержение всякого критического анализа.

О феномене "общественного восхищения", который мешает воспринимать эту работу индивидуально и объективно, еще в XIX веке говорили и Толстой, и Достоевский, и многие художники. Причем, все как один соглашались с тем, что это несомненный шедевр.

Необычность этой работы мастера, для которого Богоматерь с младенцем на руках - излюбленный сюжет, в том, что написана она на холсте. В то время абсолютное большинство работ подобного толка писались на досках. Некоторые исследователи считают, что художник выбрал холст, потому что никак не мог найти доску подходящего размера.

Картина была заказом кардинала де Ровере, будущего папы Юлия II. Работа предназначалась для алтаря одного из провинциальных соборов, в котором хранились мощи святого Сикста и святой Варвары. Обе личности представлены на картине рядом с Богородицей и младенцем.

Все персонажи картины имели прототипы в жизни. Известно, что папу Сикста художник писал с кардинала-заказчика. Одна из легенд картины утверждает, что папа изображен шестипалым. Несостоятельность этого утверждения очевидна, если взглянуть на руку папы внимательнее.

Композиция картины становится понятней, если знать о том, что перед работой должно было быть размещено распятие. Тогда понятен становится жест папы, указывающий на Великую жертву Сына Богородицы в будущем, а также скорбная покорность Святой Варвары.


Необыкновенно лиричное звучание картине придает пара ангелочков в самом низу композиции. Эта милая парочка лишает картину всякого пафоса, выделяя главный и простой смысл сюжета - тревога матери о судьбе своего сына.

Сильное впечатление производит недетское лицо спасителя и его очевидное внешнее сходство с Матерью.

Зрителя сбивает с толку нарочито "земной" занавес, нанизанный на примитивный карниз. Та тщательность, с которой выписана эта неясная деталь, сбивает с толку публику, заставляет ее думать о смысле этой детали, ее назначении.

Облака фона работы, представляющие собой многочисленные ангельские лики, подчеркивают торжественность, значимость происходящего, вносят в работу ту сакральную парадность, которая есть непременная составляющая всех алтарных картин эпохи Возрождения.

1:502 1:512

«Я помню чудное мгновенье:

1:569

Передо мной явилась ты,

1:615

Как мимолётное виденье,

1:662

Как гений чистой красоты…»

1:726 1:736

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так. Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

1:1501

1:9

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому , который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

1:394 1:404

Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

1:1234 1:1244

2:1749

2:9

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

2:391 2:401

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

2:856 2:866

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.

2:1417 2:1427

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью. Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

2:2156

2:9

Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.

2:642 2:652

3:1157 3:1167

Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.

3:1736 3:9

4:514 4:524

Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.

4:1004 4:1014

Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

4:1323 4:1333

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

4:2032

4:9

5:514


1. МАДОННА

Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).

5:1745


2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

5:1327

6:1834


3. СИКСТ II

О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

6:591


4. РУКИ СИКСТА

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.

6:1164


7:1671

Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

7:558


5. ПАПСКАЯ ТИАРА

7:606

Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.

7:967


6. СВЯТАЯ ВАРВАРА

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7:1301


7. ОБЛАКА

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

7:1688


8. АНГЕЛЫ

Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

7:374


9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС

Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

7:693 7:703

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

8:1586

8:9

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

8:169 8:179

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты . Так творение Рафаэля попало в СССР.

8:445 8:455

В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

8:774

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти 8:838

1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504-1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508-1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512-1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.

9:2712