Список татарских фамилий: женские и мужские имена по алфавиту, а также происхождение и значение. Красивые мусульманские башкирские и татарские фамилии списком Татарские фамилии

Круглый стол «БИЗНЕС Online»: татарские мурзы и их роль в становлении национального самосознания

Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в обществе: что такое новая татарская элита, есть ли она? И как она должна реагировать на вопросы современности, на те вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанные с проблемой утери татарского языка? На эти и другие вопросы искали ответы в редакции «БИЗНЕС Online» представители древних татарских родов — мурзы из Казани и Уфы.

Участники круглого стола:

Булат Яушев — предводитель собрания татарских мурз РТ;

Алексей фон Эссен — предводитель дворянского собрания РТ;

Рашид Галлям — кандидат исторических наук, бывший научный сотрудник Института истории АН РТ;

Гали Еникеев — независимый историк, адвокат (Уфа);

Наиль Чанышев — член татарского дворянского собрания РБ, офицер запаса (Уфа);

Фархад Гумаров — кандидат исторических наук, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия»;

Гадель Сафин — руководитель IT-компании.

Модераторы:

Фарит Уразаев — кандидат исторических наук, член собрания татарских мурз РТ;

Руслан Айсин — политолог.

«ЭТО БЫЛА ЭПОХА, КОГДА ПОНЯТИЕ ЭЛИТ БЫЛО ПЕРЕВЕРНУТО С НОГ НА ГОЛОВУ»

Кого сегодня можно считать элитой татарского общества? Ответ на этот вопрос искали представители татарского дворянства — мурзы — за круглым столом «Татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания», такова была тема встречи в редакции «БИЗНЕС Online». «Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в нашем обществе. Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову: все было в обществе перемешано, напутано. И это пагубно сказалось на состоянии всего общества, его общественно-экономическом и политическом развитии», — начал работу круглого стола предводитель собрания татарских мурз Республики Татарстан Булат Яушев .

Булат Яушев: «Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову»

При этом представитель старейшего татарского рода добавил, что есть естественная история, понимание того, что такое элиты общества и как они должны правильно формироваться. «Этому понятию есть масса примеров различных стран и народов, даже есть математические теории, которые описывают процесс формирования элит. Эти закономерности исторические невозможно нарушить, они неизбежно дают о себе знать. Сегодня мы хотели бы, чтобы эти правильные научно-обоснованные процессы зародились вновь и привели к тому, чтобы наше общество вернулось к здоровому, естественному развитию», — отметил он.

Рашид Галлям: «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом»

Кандидат исторических наук Рашид Галлям дал краткое описание понятию «мурза». «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом. Термин „мурза“ означает „сын эмира“ — член правящей династии. У татар оно использовалось в нескольких вариантах, в зависимости от диалекта — морза, мирза и мырза», — отметил ученый. Термин этот, по словам Галляма, в Золотую Орду был привнесен из Персии. «Мурза — это крупный феодал, землевладелец, глава рода, орды», — уточнил он и привел имена всем известных мурз: это предводитель Идегей , Юсуф (от Юсуфа мурзы пошел известный российский дворянский род Юсуповых — прим. ред. ) и его родной брат Исмагил — отец царицы Сююмбике . «Позже этот статус был нивелирован. В 1713 году при Петре I во время христианизации татар мурзам было велено принять крещение, если они отказывались, то у них отнимались земли и передавались русским феодалам. В это время многие мурзы были переведены в податное сословие, хотя часть мурз сохранила за собой и титул, и какие-то привилегии. Их включили в дворянское сословие уже во времена Екатерины II. С тех пор часть бывших мурз вошла в дворянское сословие, а часть занялась торговлей. Из числа мурз вышли известные муллы, благотворители, промышленники и так далее. Последующий этап наступает в советскую и современную эпоху, когда титул „мурза“ имеет чисто номинальное значение, некий код престижа, но реальную социальную нагрузку не несет», — напомнил историк. При этом участники круглого стола отметили, что «половина дворянских родов России носили татарские фамилии».

«Приспосабливаясь к гонениям, многие мурзы стали священнослужителями, имамами, муфтиями, поскольку их нельзя было крестить», — особо отметил модератор круглого стола Фарит Уразаев . «И в Российской империи, и в советское время выходцы из этих родов достигали очень серьезных вершин, хотя советская система их жестко преследовала, репрессировала. Но очень многие роды в советское время состоялись и сохранили этот код. Например, из рода Чанышевых вышло более 200 кандидатов и докторов наук. Феноменальное явление! Еще есть село Татарские Каргалы в Башкортостане, из него вышли 250 выдающихся личностей: композиторы, писатели, художники, ученые, военные. Этот феномен до сих пор не изучен»,— добавил Уразаев и передал слово представителю рода Чанышевых Наилю Чанышеву из Уфы.

Бывший военный рассказал об истории своего рода, из которого, как уже отметил Уразаев, вышло более 200 ученых, а также об их вкладе в развитие татарского общества. В частности, Шайхильислам Чанышев принимал активное участие в общественной жизни татар Москвы, при его непосредственном участии Дом Асадуллаева был возвращен татарской общественности, сейчас там располагается Татарский культурный центр Москвы. А подполковник Шагиахмет Рахметуллин сын Чанышев удостоен медали «За взятие Парижа» в войнах 1812–1815 годов. «Чанышевы, как и многие другие, в отличие от рода самой богатой семьи Российской империи Юсуповых, отказались принимать крещение, вследствие чего лишились своих поместий, несли государственные повинности, облагались подушным окладом и утратили прежний статус и титул, после чего переселились в Уфимскую губернию», — рассказал Чанышев.

Гали Еникеев: «История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение»

«В РОССИИ УСТАНОВИЛОСЬ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЕ ИГО»

В силу того, что в Уфе сохранилась большая часть древних архивов мусульман, в 1993 году Сад мурзой Еникеевым впервые было создано Татарское дворянское собрание РБ. Начиная 1997 года выпускается регулярная газета «Дворянский Вестник» («Морзалар Хабарчесе»). Позднее в Казани в 2006 году было зарегистрировано «Собрание татарских мурз РТ» («Меджлис татарских мурз»).

«Организация начала свою работу с изучения истории старинных семей и родов. Мурзы всегда являлись самым образованным сословием и носителями традиций и передовых знаний. Это наложило свой отпечаток на многие поколения. Пример рода Чанышевых яркий, но не единственный, во многих родах наблюдаем подобные проявления. Изучая историю своих семей, своих родов, мы углубляемся в изучение истории всего татарского народа — находим в архивах различные документы. Хотелось бы, чтобы взгляд современного поколения был направлен глубже в свою историю. Этого в современной жизни очень не хватает. Знание истории своего народа и своих предков формирует национальное самосознание и самоидентификацию личности. Национальное самосознание, в свою очередь, создает мотивацию к сохранению родного языка и культуры. Это направление в нашей деятельности — важнейшее, и мы пытаемся подключить к знанию настоящей истории татар молодое поколение», — отметил предводитель собрания татарских мурз РТ Булат Яушев .


Гали Еникеев
, еще один представитель древнего татарского рода, адвокат по профессии, написал пять книг об истории татар («Корона Ордынской империи», «Чингисхан и татары: мифы и реальность», «Наследие татар» и другие), готовится шестая. «Я прочитал историю СССР, переведенную с русского на татарский язык, полностью в 4-м классе. История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение», — объяснил он свой интерес. У меня еще тогда возникло много вопросов по этой истории.

Мурзы и ученые отметили важность изучения объективной истории татарского народа. Так, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия» в Республике Татарстан, кандидат исторических наук Фархад Гумаров рассказал, каким образом связаны татарские мурзы и евразийство как определенная концепция. «Золотоордынская цивилизация сыграла важную роль в судьбе многих народов на территории Евразии. Однако ее роль в последующем искажалась. Со времен Петра I важные посты в государстве постепенно стали занимать иностранцы из Западной Европы либо их сторонники. Об этом говорил и Ключевский, и Ломоносов. По мнению одного из основателей теории евразийства Трубецкого, в России установилось романо-германское иго. И так со временем стали незаслуженно описывать золотоордынское наследие Московии как времена дикости и разбоя, учитывая, что более половины дворянских фамилий было связано с татарскими мурзами. И именно евразийцы первыми стали задаваться вопросом о том, правдива ли история России, написанная европейцами. И на основе научной базы они пришли к выводу о том, что тюрки-татары выступали на евразийских просторах ведущей государственно-образующей нацией и хранительницей евразийских традиций», — отметил он.

При этом все участники круглого стола сошлись во мнении в том, что представителям некоторых известных татарских родов нужно уйти от масштабов микроистории, когда мурзы изучают только истории своих фамилий и выходить за эти пределы. «История мурз не обобщена, есть отдельные статьи отдельных ученых, есть книги, посвященные отдельным родам, но нет обобщающей работы, до сих пор нет фундаментальной книги», — выразил при этом свою озабоченность Галлям. При этом Уразаев добавил, что сейчас идет процесс мобилизации татарских мурз и ученых с целью провести международную научно-практическую конференцию, посвященную истории татарских мурз и дворян.


«ЕСЛИ КТО-ТО РЕШИТ ЭТУ ЗАДАЧУ, ОН БУДЕТ НАСТОЯЩИМ МУРЗОЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ»

Не обошли стороной участники круглого стола и животрепещущую для всех сегодня тему изучения татарского языка в школах. «Что такое элита сейчас? И как новая татарская элита должна реагировать на вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанной с проблемой утери татарского языка. Что такое новая татарская элита, есть ли она? Если нет, какой она должна быть и как она должна реагировать на вопросы современности?» — задался вопросом еще один модератор круглого стола, политолог Руслан Айсин . «Тема „татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания“, на мой взгляд, очень важная определяющая тема, потому что, что есть „нация“? Нация — это прежде всего самоопределение себя. Надо понимать, что народная толща, народная масса не является коллективным умом. Нацию делают единицы — как раз представители элиты. Так исторически сложилось, что этими элитами, которые сделали из татар нацию — имперскую нацию, нацию передовую, которая не только захватывала, как тут говорили, евразийские территории, но доходила до Египта, — сделали правители Египта, мамлюки (тюрки кипчаки прим. ред. ). Поэтому надо говорить о том, что мы переходим даже и эти границы, потому что, будучи цивилизацией кочевья, у нас нет горизонта, мы преодолеваем горизонт. Очень важно, что именно мурзы выступали элитой и тем фактором, который выстроил эту пирамиду нациестроительства. Сегодня, сейчас, к сожалению, эта тема уходит, потому что мы не знаем своих корней, своей истории», — отметил он.

«Для меня это была болезненная тема всю жизнь, потому что, если у народа нет языка, он теряет свое лицо как народ. Почему данный вопрос задевает всех, потому что до 17 лет я разговаривал с бабушкой, а дальше у меня не было возможности практиковать и продолжать учить татарский язык. Я считаю, что все силы нужно бросить на повышение материального благосостояния или решить какую-то техническую задачу, но не забывать о поиске новых методов, форм, а они есть, чтобы татарский язык поднять на тот уровень, чтобы человек мог думать и разговаривать на родном языке. Человек, который будет знать два языка — русский и татарский — в совершенстве, откроет для себя в будущем большие возможности в формировании евразийского мировоззрения. Если кто-то решит эту задачу, он будет настоящим мурзой. И если сделать язык второстепенным, то это — тихая ассимиляция, такая же, как и христианизация, — поддержал языковую тему Чанышев и привел в пример род Юсуповых. — Любишь деньги — прими христианство».

«Язык — это не просто лингвистическая конструкция, это стиль мышления. Носители разных языков по-разному формулируют и строят свои мысли. Эта сторона языка является определяющей культурный портрет нации. Язык нужно сохранять, потому что это достояние нашей культуры, потому что это метод и стиль нашего национального мышления. Если мы его потеряем, то потеряем свою уникальность. Что связано с сегодняшней языковой ситуацией: внешние силы пытаются планомерно сделать нас объектом манипулирования, и давление этого манипулирования мы все на себе ощущаем с детства. В данном случае решающее значение имеет искаженное восприятие истории по школьным учебникам. Пример — это история Золотой Орды, история так называемого татаро-монгольского ига. Это, мягко говоря, неправда. „Черная легенда“, как говорил Лев Гумилев. И эта неправда, вложенная в сознание большинства населения со школьной скамьи, является основой межконфессионального и межэтнического конфликта. Мы хотим от него уйти, но никак не можем, сознание нас держит, потому что сформировано с детства. И сейчас одна из важнейших задач для нас всех и мыслящей части нашего общества — все-таки начать изучать настоящую историю. Вернуться к историческим фактам, книгам, написанным серьезными независимыми исследователями. Если мы придем к этому, мы поймем, что между нациями, населяющими РФ, нет конфронтации, мы все здесь веками живем, мы должны дружить и сотрудничать, как сотрудничали исстари. И никаких проблем в принципе не должно быть. Русские должны с уважением относиться к тому, что татары и другие народы знают свой язык и историю, а татары должны с удовлетворением наблюдать, как русская нация развивается, процветает и совершенствуется. Ведь мы живем в стране, которую совместно построили наши предки», — добавил предводитель собрания татарских мурз РТ Яушев.

А модератор круглого стола Уразаев, чтобы обратить более пристальное внимание участников круглого стола, остановился на печальной статистике. Начиная с 90-х годов, после распада советской империи, русский народ в своей основе переживает глубокую депрессию: в один день 25 млн русских остались за пределами своей Родины и не хотят возвращаться обратно; демографические показатели за последние 25 лет фиксируют убыль населения; каждый год исчезают сотни деревень с карты страны, происходит опустошение земель, особенно в центральной России и на Дальнем Востоке; в последние годы в России появилось около 20 млн людей, проживающих за чертой бедности; увеличение пенсионного возраста и отток молодежи с высшим образованием из России (около 30%) в разные страны резко может ухудшить социально-экономическое положение населения.

В тоже время в прибалтийских странах, на Украине и в странах Средней Азии русский язык как средство межнационального общения выводится из школьной программы. Это является стрессовым фактором для русского населения. Однако в самой Российской Федерации в местах компактного проживания татар последние четверть века татарские школы системно закрываются. Остается этно-культурный компонент — это два-три часа татарского языка или литературы в неделю, а во многих областях и этого нет. Эти проблемы после упразднения договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией, пришли и в нашу республику. «Когда открылись первые татарские гимназии, а это было желание родителей, я отдал своих детей в татарские детские сады и школы. У меня проблем не было. Когда уже сейчас я отдал своего внука, говорящего на татарском языке, в садик, в течение шести месяцев он потерял родную речь. То есть в Татарстане обучение моих детей и внука на родном языке на современном этапе государством не гарантировано. К большому сожалению, ассимиляция нации начинается не со школьной скамьи, а прямо из садика. Нам нужно не только изучать историю, но и придется заново перестраивать систему национального образования. Эти проблемы конкретно меня, как деда, как родителя, волнуют. Отчизна у нас одна, мы тут жили и будем жить. Я такой же налогоплательщик, но кому-то условия изучения родного языка обеспечены, а кому-то — нет. Мы в свое время хотели быть „советским народом“, но его по определенным причинам не стало. Сейчас говорят: „Мы — российский народ“. Но прежде чем стать российским народом, я, как гражданин этой страны, как представитель татарской нации, должен знать, гарантирует ли государство мои незыблемые права на сохранение татарского языка и культуры на законодательной основе. Нарушение конституционных прав, к большому сожалению, не способствует формированию гражданского общества», — заключил Уразаев.


«СЕЙЧАС У НАС ЭЛИТА ДЕНЕГ, ЭЛИТА КЛАНОВ»

При этом Айсин отметил, что здесь как раз роль мурз очень велика. «И до революции татарам было непросто: нарушали их свободу вероисповедания. Что сделали мурзы? Это ведь люди серьезного великого сознания, потому что они несли ответственность за судьбу нации, и благодаря им мы сейчас имеем и нашу религию ислам, которую они до нас донесли, и язык, и историю, и культурную матрицу. Сейчас их роль как никогда велика. Кто, если не они? Когда мы говорим про народ, мы должны понять, что это понятие достаточно абстрактное, аморфное. Его делают народом определенные люди: конкретные историки, которые пишут книги, конкретные мурзы: Чанышевы, Яушевы и так далее. Они олицетворяют этот народ и ведут его. Если их не будет, то народ просто рассыплется, что мы сейчас и получаем. Есть у нас подлинная элита или нет? Если элиты нет, значит, все сыплется. Все, что мы получаем за последние годы, — это кризис элитной идентичности. Нет, видимо, той прослойки, которая смогла бы, как мурзы в свое время 500 лет, сохранить всю эту богатую традицию. А сейчас, к сожалению, мы все это можем очень быстро потерять», — сказал Айсин.

«Все потомки дворян в советское время попали под тяжкое воздействие государства. Дворяне в тот период не допускались в высшие учебные заведения», — добавил при этом еще один участник круглого стола, предводитель дворянского собрания РТ Алексей фон Эссен . При этом фон Эссен уверен: чтобы вырастить новую элиту, недостаточно обучить человека хорошим манерам. «Традиция, которая передается по роду, заставляет быть человека культурным. Чтобы стать культурным человеком, недостаточно научиться правильно держать ложку с вилкой и улыбаться. Семья в двух-трех поколениях должна жить в достатке и в порядке, чего нет сейчас. Что вы понимаете под советской и постсоветской элитой? Элита та — мурз, дворян — была сообществом людей, которое относилось с уважением к представителям других сословий. Сейчас у нас элита денег, элита кланов. Каждый богач считает себя элитой и создает вокруг себя группировки. Мы идем в 1990-е годы. Это элита? Мы должны определиться с этим вопросом», — подчеркнул он.

«Стал вопрос о том, что является главной ценностной базой нашего общества, не только татарского, а шире, — согласился с ним Айсин. — В дни проведения чемпионата мира по футболу мы видели, что происходила некая ценностная подмена: все кричали „ура, ура“. Когда у нации или народа, который заселяет эти просторы, нет системных ценностей, они подменяются некими идеологическими симулякрами». «Такой ура-патриотизм», — согласились с ним мурзы.

«Элита — это люди, которые внесли некую идеологическую надстройку. Что должно быть главной ценностной ориентацией татар, их традиционной исторической элиты — мурз?» — задался вопросом Айсин. И сам же, по просьбе участников круглого стола, на него ответил. «Что такое татарская элита? Из чего она должна складываться? Из каких вещей она должна формироваться? К сожалению, утеряна определенная нить, связь с историческим прошлым, где были великие предки, часть этого великого неизвестна, часть до нас донесли. Но, к большому сожалению, нынешние наши правители с удовольствием все это дело разбазаривают, наживаются просто экономически. Из чего должна состоять элита сейчас? Это прежде всего те люди, которые готовы жертвовать в пользу общества, готовы вкладывать свой интеллектуальный и экзистенциальный ресурс в развитие нации. Это те люди, которые готовы отдавать, а не брать. Плюс это люди с избытком определенной внутренней пассионарной энергии. Это люди с особой печатью, которые избраны для того, чтобы вести народ вперед. Таких людей много быть не может, но без этой элиты никуда не денешься. Я думаю, что присутствующие здесь тоже представители татарской элиты, потому что, во-первых, они ставят вопрос „почему так произошло?“, и второе — „что делать?“. Если люди ставят такой вопрос, они уже находятся на первой ступени. Второй ступенью является, собственно, действие». «То есть вы их узнаете по их делам», — заметил Уразаев.

Руководитель IT-компании Гадель Сафин отметил, что объединить молодежь под одной идеей сейчас не так-то просто: «Среди молодежи ситуация плачевная, поскольку есть социальная рознь, дифференциация: по национальному, по этническому и, самое главное, по религиозному признаку. Есть целые каналы, которые эту рознь разжигают, есть каналы, которые, наоборот, консолидируют. Я не имею отношения к мурзам, поэтому мне сложно что-то сказать по данной теме». «Каждое время выдвигает своих мурз, интеллектуалов — это запрос времени. Да, есть потомственные мурзы, которые вносят свою лепту, а есть интеллектуалы, они тоже мурзы, которые обладают колоссальным потенциалом и вносят свои знания в развитие социума. В этом отношении ты — молодой мурза, будущее татарской нации; люди интеллектуального труда, которые вносят и будут вносить свою лепту», — возразил ему Уразаев. «Быть мурзой — это большая ответственность за себя, за свою семью, за свой род, за свою нацию, за то отечество, где мы живем», — резюмировал он.

Татарские фамилии.Значение татарских фамилий

БАБИЧЕВЫ. Удельный княжеский род. От Бабы Ивана Семёновича, воеводы Витовта, выехавшего служить Василию I и Василию II . В XVI веке упоминаются: в Москве князь Колышка Бабичев, в Казани под 1568 годом "двор князя Бориса сына Бабичева" . В родстве с Беклемишевыми, Поливановыми. По Н.А.Баскакову, от Бай бача "сын богача". Судя по землям в Рязанском крае и по службе в Казани, выходцы из Казани и, может быть, даже из Булгара.

БАГИНИНЫ. В посольском приказе под 1698 годом отмечен Тахтаралей Багинин. Дворяне с XVII века. Баги - Баки" - личное имя от ара-бо-тюркского "вечный" .

БАГРИМОВЫ. В ОГДР сообщается, что Багрим выехал из Большой Орды к Великому князю Василию Васильевичу в 1425 году. В 1480 году отмечается дьяк Иван Денисович Багримов в Кашине, в 1566 году Юрий Борисович Багримов в Дмитрове. Фамилия татарская от багрим "сердце мое", "душечка" .

БАЗАНИНЫ. Дворяне с 1616 года. От тюркского прозвища базан, базлан "крикун" .

БАЖАНОВЫ. Дворяне с XVII века. От тюрко-татарского бажа "свояк, муж сестры жены". В последующем архитекторы, учёные.

БАЗАРОВЫ. Дворяне с конца XVI века. Под 1568 годом отмечен Темир Базаров в Ярославле. Прозвище у людей, родившихся в базарные дни.

БАЙБАКОВЫ. Дворяне с XVII века. В XVII веке отмечен дьяк Иван Прокопьевич Байбаков, в 1646 году посол в Голландии. Фамилия от арабо- тюркского бай бак "вечно богатый" . В последующем военные, учёные, общественные деятели.

БАЙКАЧКАРОВЫ. Дворяне с XVI века, поместье в Рыльске. В 1533 году упомянут толмач Василия III в Казани Фёдор Байкачкар. От тюрко-татарск. прозвища бай качкар "богатый волк".

БАЙКОВЫ. Байбулат Байков - служилый татарин в 1590 году в Арзамасе. От него Байковы - помещики в Рязани, Ряжске, где обычно размещались выходцы из ка-занско-мишарской среды.

БАЙКУЛОВЫ. Поместья с конца XVI века под Рязанью. Байкулов Фёдор Тимофеевич упомянут в 1597 году в Рязани. Судя по расположению поместья, выходец из казанско- мишарской среды. Прозвище бай кул- тюркское "богатый раб".

БАЙМАКОВЫ, В конце XV века поместье в Новгороде. В 1554 году Бахтияр Баймаков - посол Ивана IV . Фамилия и имя тюрко-персидское: баймак "герой", бахтияр "счастливый" .

БАЙТЕРЯКОВЫ. Дворяне с XVII века. От мурзы Байтеряка из Ногая, в родстве с Юсуповыми. От казанско-татарского прозвища бай тиряк "родовое дерево" .

БАЙЦИНЫ. Толмачи, Абдул упомянуты под 1564 годом в Москве.

БАКАЕВЫ. В дворянах с 1593 года. От собственнного имени Бакый,Баки "вечный". Баскаков предполагает трансформацию "Бакаев - Ба-киев - Макиев - Макаев". Вполне возможно и булгарское происхождение имени Бака - Бакаев, ибо под 1370 годом упомянут булгарский князь Султан Баков сын.

БАКАКИНЫ. Дворяне с XVI века. От дворцового дьяка Ивана Митрофановича Бакака-Карачарова, служившего в 1537-1549 годах. Впоследствии жители Казани: Бакакин Юрий. Прозвища татарские: Бакака - от бак "смотри"; карачи "смотрящий". См. Карачаровы.

БАКЕШОВЫ. Бакеш - станица служилых татар, писарь в 1581 году, ср. тюрк. Бакиш "писарь" .

БАКИЕВЫ. См. Бакаевы.

БАКШЕЕВЫ. В середине XV века упомянут Бакшей Василий, в 1473 году Бакшей Степан Лазарев. В XVI - XVII вв. дворяне Бакшеевы в Рязанском крае. Бакшей -"писарь" . Но, может быть, от крещ. татар, бакше, бакчи "дозорный" . В последующем - педагоги, художник.

БАКЛАНОВЫ. Дворяне с 1552 года. Прозвище от тюрк, баклан "дикий гусь"; в говорах Симбирской, Нижегородской губерний - "большая голова", "чурбан" .

БАКЛАНОВСКИЕ. Опо-лонизированная форма от Бакланова. .

БАЛАКИРЕВЫ. Старый дворянский род. Балакиревы упоминаются в конце XIV века среди тюркоязычного войска Мансура - Кията сына Мамая вместе с Глинскими в Литве, затем кн. Ив.Ив.Балакирь отмечен в 1510 году с землевладениями в Кашире, Коломне и Арзамасе в XVI - XVII вв. . В 1579 году Проня Балакирев состоял на службе у Ивана IV). В последующем старинный дворянский род, осевший в Нижегородском и Рязанском краях. Из этой фамилии знаменитый композитор М.А.Балакирев.

БАЛАШЕВЫ. Дворяне с 1741 - 1751 года. Фамилия, по Н.А.Баскакову, от тюрко-татарского бала с ласкательным суффиксом.

БАРАНОВЫ. От мурзы Ждана по прозвищу Баран, вышедшего в 1430 - 1460-е годы из Крыма на службу к Великому кн. Василию Васильевичу Темному, фамилия от прозвища баран тюрко - татарского происхождения. Вполне возможно и булгарское происхождение от родо-племенного наименования баран - барадж. В последующем - военные, учёные, дипломаты.

БАРАНОВСКИЕ. Полонизированная форма от Баранова. Из польско - литовских татар. Полковник Мустафа Барановский в 1774 году был последним защитником Варшавы. В последующем - учёные, экономисты, изобретатели ОС, 1987, с. 1363)

БАРАНЧЕЕВЫ. Из крещёных казанцев: Василий Ба-ранчеев в 1521 году, размещён в Верее; Петр и Иван Семёновичи Баранчеевы в 1622 году размещены в Угличе. В "Бархатной книге" среди Баранчеевых указаны и выходцы из Крыма.

БАРАШИНЫ. Дворяне с XVI века. От Ивана Ивановича Бараша и его сыновей Адаша, Недаша и Кетлече, выехавших на Русь в XV веке. Прозвище от тюрко-персид. бараш "слуга, уборщик" . Из высшего служилого сословия. Иван Александрович Барбаша упоминается с конца XV века до 1535-36 годов. Суздальский князь Василий Иванович Барабошин в 1565 - 1572 годах был в опричнине. Фамилия от тюрко-булг. слова бар башы "есть голова".

БАРСУКОВЫ. Дворяне с XVI - XVII вв. От Якова - Барсука сына Аминева, вышедшего на Русь в начале XV века и получившего место под Костромой. В XVI - XVII вв. Барсуковы размещены в Мещере и Арзамасе, судя по чему они были выходцами из среды мишар: Семён Барсук - сын Ивана Клементьевича Аминева; Ульян Барсуков Аминев был послухом у духовной грамоты 1564 года Никиты Яковлевича Аминева. Фамилия от прозвища борсук, производного от тюрко-булг. барс. Барыковы в XV веке выехали к Великому кн. Ивану Михайловичу в Тверь из Литвы. Прозвище от кипч. барык "тонкий, худой" или от Барак - имя половецкого хана Барака, что означает "лохматую собаку" .

БАСКАКОВЫ. Дворяне с 1598 года с поместиями в Смоленской, Калужской и Тульской губерниях. В происхождении несколько версий: 1. От баскака Амрагана, около середины XIII века бывшего наместником во Владимире (по прозвищу - титулу "эмир", возможно, булгарского происхождения; 2. От баскака Ибрагима из татар; 3. От различных служилых, потомков баскаков на Руси в XV - XVI вв., например, баскаки Албыч, Будар, Кудаш, Тутай и др. . В последу-щем - военные, учёные, например, Н.А.Баскаков.

БАСМАНОВЫ. Дворяне с XVI века. От Даниила Бас-мана, впервые упомянутого в 1514 году и в последующем активного участника походов на Казань. Фамилия от казанско-татарского прозвища басма "печать, знак" .

БАСТАНОВЫ. Дворяне с 1564 года, земли около Новгорода, что указывает на древний выход. В 1499 году упомянуты Адаш и Бустман Бас-тановы, в 1565 году Янаклыч, Тетмеш, Тутман Бастановы, в том числе Тетмеш был опричником в 1571 году, а Тутман - гонцом в Литву в 1575 году. От тюрко-персидского бастан "древний" происхождение говорят и имена: Адаш, Бустман, Тетмеш, Тутман, Янаклыч.

БАТАШОВЫ. Дворяне с 1622 года, земли у Костромы, где обычно размещались выходцы из Казани. В родстве с Адашевыми, так как Степан Адаш в начале XVI века записан сыном Фёдора Баташа. Прозвище от тюркского бота "верблюжонок" . В последующем - крупные заводчики, чиновники.

БАТУРИНЫ. От мурзы Батура, выехавшего в начале XV века из Орды к князю Фёдору Ольговичу Рязанскому. В крещении Мефодий, потомки были боярами и у Романовых. В родстве с Леонтьевыми, Пет-рово-Солововыми. От тюрко-булгарского батыр, батур "богатырь" . В последующем - учёные, воины, просветители.

БАХМЕТЬЕВЫ, выехавшего в первой половине XV века на службу к Великому князю Василию Васильевичу Тёмному вместе с братьями Касимом и Якубом Аслам Бахмет указан в родстве с князьями Мещерскими. Ослам, Ас-лам - от тюрко-булгарского арслан "лев"; Бахмет - от тюрко-мусульманского Мухам-мад или от тюркского "Бай Ахмед" . Скоре всего, выходцы из булгаро- буртасской среды. В последующем - учёные, революционеры, есть и друг Н.Г.Чернышевского ОС, 1987, с. 115).

БАХТЕЯРОВЫ. От князя Бахтеяра и его сыновей Дивея, Еналея и Челибея, получивших имения в округе Ростова Ярославского в XVI веке. В крещении они стали князьями Приимковыми. Известны и другие Бахтеяровы: Аслан Бахтеяр - посол в Польшу в начале XVI века; Еналей Бахтеяров - письменный голова в XVII веке, один из сибирских первопроходцев. Фамилия от тюрко - персидского бяхет ир "счастливый муж" .

БАЧМАНОВЫ. Дворяне с XVI века с имениями в окрестностях Рязани и Новгорода. Михаил Бачманов - старец Троицкого монастыря в 1490 году. Фамилия, может быть, от прозвища "Бачман" , которое носил один из руководителей антимонгольского восстания в Поволжье в 1238 - 40 гг.

БАШЕВЫ. От Башева Степана, бывшего в 1603 году старостой губы. Фамилия от татарского слова баш "голова".

БАШКИНЫ. По Н.И.Костомарову: "судя по фамилии, татарского происхождения" - см. Башевы.

БАШМАКОВЫ. Дворяне с 1662 года. От Даниила Вас. Башмак-ельямина, упомянутого под 1447 годом вместе с сыновьями, которых звали Абаш, Ташлык, Каблук. Все имена - тюрко-татарские прозвища.

БАЮШЕВЫ. Дворяне с 1613 года с поместиями в Алатырском уезде Симбирской губернии. От Баюша Разгилде-ева. Баюш образовано от татар, баю "разбогатеть" .

БЕГИЧЕВЫ. От казанского мурзы Бегича, взятого в русский плен в 1445 году. Алферий Давидович Бегичев в 1587 году получил поместия под Каширой, позднее имения Арапа Бегичева отмечены под Коломной, Рязанью, Арзамасом. В потомках - учёные, моряки.

БЕГУНОВЫ. От Бегунова Воина Ивановича из мещеры, упомянутого под 1590 годом. В XVII веке перемещены на строительство Закамской черты.

БЕКЕТОВЫ. Дворяне с 1621 года. Фамилия от тюрк, прозвища бекет "воспитатель ханского сына" . В последующем - учёные, военные.

БЕКЛЕМИШЕВЫ. Князья-дворяне с XV века. Потомки татарских князей Ширинских-Мещерских. Еще под 1472 год Петр Фёдорович и Семён Беклемишевы упоминаются как московские воеводы. Во второй половине XIV века Фёдор Елизарович Беклемиш-Берсень, а на рубеже XV - XVI вв. Берсень-Беклемишев Иван Никитич - неоднократный посол в Литву, Крым и Польшу. Источники его характеризуют как "очень самолюбивого человека" . Отец его Беклемишев Никита бывал послом в Казань. О давности выхода Беклемишевых на русскую службу свидетельствуют названия "Беклемишева стрельница" Московского Кремля, сёла Беклемишевы в Московском и Переяславском уездах. Фамилия от тюркского беклемиш " охраняющий, запирающий" . В потомках - известные писатели, ""учёные, художники и т.д.

БЕКЛЕШЕВЫ. Записаны в детях боярских и дворянах с 1619 года. От Беклеша - сына Мухаммеда Булгарина, распространявшего ислам в Мещере в XIII веке, а затем принявшего православие. На рубеже XV - XVI вв. известен Иван Тимофеевич Бекляшев-Загряжский. Фамилия от тюрко-булгарского беклявше "запирающий, начальник сторожевого поста" . В последующем - сподвижники Петра I, военные, моряки, сенаторы, губернаторы.

БЕКОРЮКОВЫ. Дворяне с 1543 года. Фамилия от тюркского прозвища бюкеряк "горбатый" .

БЕЛЕУТОВЫ. Дворяне с XVI века, но в XVIII веке основной род вымер и дальше продолжался в Одинцовых-Бе-леутовых. Основа рода от Александра Белеута, перешедшего на службу к Дмитрию Донскому и направленному в 1384 году послом в Орду. Александр Белеут - один из первых московских бояр - считался восьмым коленом ка-сожского князя Редеди. Фамилия от тюркск. белеут, баламут "беспокойный" .

БЕЛЯКОВЫ. Из польско-литовских татар, переместившихся в Литву еще в конце XIV века и сохранивших тюркский этнос до конца XVIII века. Юсуф Беляк - генерал, один из последних защитников в 1794 году Варшавы.

БЕРДИБЕКОВЫ. От ушедших в конце XVI века в Литву вместе с сыном Мамая Мансур-Киятом из татар северных районов Золотой Орды. Фамилия от тюрко-булгарск. берди бек "подаренный бек" .

БЕРДЯЕВЫ. Дворяне с 1598 года, земли под Смоленском и Переяславлем. Фамилия от тюркск. прозвища берди "подаренный" . В последующем - учёные, философы ОС, 1987, с. 130).

БЕРКУТОВЫ. Дворяне с XVII века. От мурзы Беркута, кадомского мишарина, принявшего христианство в конце XVI века. Беркутовы- частое имя XVI-XVII вв. . Образовано от татарского беркют "беркут; хищная птица" .

БЕРСЕНЕВЫ. Дворяне с XVI века. Известны: Берсенев Иван - служилый человек в 1568 году в Казани, Берсенев Петр - дьяк Иноземного приказа в 1686 - 1689 годах. Основоположник рода Иван Никитич Берсень-Беклемишев - думный дворянин в княжение Василия III . Фамилия от татарского слова берСень "шиповник", но, может быть, и от бер син, т.е. "ты один". В связи с Беклемишевыми могут быть выходцами из обулгаризированных буртас. По имени Берсеневых сёла Берсенёвки в Московском и Переяславльском уездах, Берсеневская набережная в Москве.

БИБИКОВЫ. Дворяне с XVI в. От правнука Жидими-ра, татарина, выехавшего из Синей Орды к Великому князю Михаилу Яросяавичу. Сын Жидими-ра Дмитрий был в 1314 году тестем князя Фёдора Михайловича, а правнук Фёдор Ми-кулич по прозванию Бибик (тюрк, бай бек "богатый господин" - стал основателем рода Бибиковых. Они принадлежали к знатным тверским родам, из среды которых были Давид Бибик - посол в Пскове в 1464 г., имения в Арзамасе; Иван Бибиков - неоднократный посол в Крым в XVI веке. В последующем - государственные деятели, военные, учёные.

БИЗЯЕВЫ. Дворяне с XVII века. От Кирея Бизяева, пушкаря, выходца из Казани, имения в Лебедяни под Курском. Кирей и Бизяй - тюркские имена.

БИМИРЗИНЫ. От Би-мирзы - русского посла в 1554- 1556 годах в Ногаи, в том числе и к Юсуфу. Фамилия от тюркск. Бай-мурза "богатый господин".

БИРЕВЫ. Арап, Истома и Замятна Биревы - из крещёных в 1556 году татар, имения в XVI - XVII вв. под Каширой и Коломной. Фамилия от татар, бир "дай!". Бирюй- один из воевод Батыя под 1240 годом.

БИРКИНЫ. От Ивана Михайловича Бирка, выехавшего в начале. XV века на службу к князю Фёдору Оль-говичу Рязанскому. В 1560, 1565 годах известен Пётр Григорьевич Биркин, владевший имениями около Рязани, а в XVI - XVII вв. ряд служилых Биркиных: Родион Петрович- посол в 1587 г. в Иверию; Василий Васильевич- стольник царя Алексея Михайловича. Фамилия от тюрко-монгольского бирке, берке" крепкий, могучий" . По Н.А.Баскакову связаны с Бай-чуриными - Бачуриными, получившими дворянство в 1685 году и трансформировавшихся в Би-чуриных - Мичуриных с имениями в Тамбовской губернии. Фамилия от булгаро - татарского бай чура "богатый богатырь" .

БЛОХИНЫ. От Ивана Блохи из Большой Орды, перешедшего на русскую службу в начале XV века. В 1495 году отмечен в Новгороде Иван Иванович Блоха - Аничков. В последующем - учёные, революционеры, спортсмены.

БОГДАНОВЫ. Дворяне с XVI века.Две линии тюрко-татарского происхождения: 1) От Тоузака сына Богданова, записанного дворяниным в 1580 году и Ишима Богданова, бывшего в 1568 году гонцом в Крым От Богдана - сына кадомского мурзы Ян Глыча, сына Бедиша, во 2-й половине XVI века перешедшего на русскую службу. В 60-е годы XVI века отмечаются жители Казани - Богдановы Иван Баба, Василий, один из которых был сотником стрельцов. В последующем - видные учёные, философы, артисты.

БОГДАНОВСКИЕ. Из польско-литовских татар. В ХУ-ХУ1 вв. известны мирза Богданов и его сыновья Назых и Назим, возведённые после битвы под Берестовым в 1651 году в ранг шляхетства, а после выведенные в российское дворянство.

БОЛГАРСКИЕ. Дворяне с 1786 года предполагает выход их из Дунайской Болгарии, чему противоречит наличие в родовом гербе полумесяца - типичного мусульманского знака; поэтому это, скорее, выходцы из Волжской Булгарии. В этой связи интересно наименование "Болгарская волость" под Костромой.

БОЛТИНЫ. От Михаила Болта - сына мурзы Кутлу-буга из Б. Орды, перешедшего в XIV веке на русскую службу. В 1496 году уже были дворянами. Андрей Болтин по прозвищу Алай убит под Казанью в 1548 году, Ахмат Федоров Болтин упомянут под 1556 годом, а Ондрей Иванов Болтин в 1568 году отмечен как служилый человек в Казани. В конце XV века Болта указан как родственник Танеевых (см). С XVI - XVII вв. Болтины имели поместья в Нижегородском крае, в том числе л известное пушкинское Болдино. В потомстве известны покорители Сибири, учёные, родственники Пушкиных.

БОРИСОВЫ. Дворяне с 1612 г. , выходцы из шляхты Польши и Литвы, куда, очевидно, пришли из мусульманского - тюркского мира, о чём свидетельствует наличие в гербе двух полумесяцев. Хорошо знали казанско - татарский язык, как, например, Борисов Никита Васильевич, в 1568 году бывший окольничим в Казани и служивший переписчиком Казанского торга на татарском языке.

БОРКОВСКИЕ. Дворяне с 1674 года, выходцы из Польши, куда, очевидно, попали из тюркского мира, о чём говорит их фамилия, происходящая от тюркск. бурек " шапка", как это полагает Н.А.Баскаков.

БОРОВИТИКОВЫ. Дворяне с XVI - XVII вв. с имениями под Новгородом, от князя Василия Дмитриевича Боровитика, вышедшего в конце XV веке из Мещеры.

БУЗОВЛЁВЫ. От Чес-тигая Бузовля из татар. В середине XV века уже упоминается "околица" Бузовлёвых. С 1649 года дворяне. Фамилия от татарско - мишарского прозвища бузавлы "имеющий телёнка" .

БУКРЯБОВ. От литовского гонца в Москву в 1658 году Улана Букряба. Фамилия от тюркск. бюкре "горбатый".

БУЛАТОВЫ. Уже в XVI - XVII вв. имели земли около Каширы и Рязани в местах обычного сосредоточения земель выходцев из среды казанцев дата вступления в дворянство - 1741 год. Фамилия от тюркского булат - сталь. В XVIII - XIX вв. генерал - губернатор Сибири, декабристы, учёные, военные. Выходцы с сыном Мамая Мансур- Киятом в Литву в конце XIV века. В 1408 году часть из них в свите Свидригайлы выехала на русскую службу, где получила земли под Новгородом и Москвой. В XV веке известны как бояре, в 1481 году отмечен наместник в Новгороде.

БУЛГАКОВЫ Фамилия первых, как и остальных, от тюрко-татарского булгак "гордый человек" . От Ивана Ивановича Шая - Булгака, рода ханского, вышедшего на службу в начале XV века к Ольгу Рязанскому с сыновьями Голицей. В XV - XVI вв. уже имели боярский чин и сёла, в том числе и под Москвой. В 1566 - 1568 годах бояре Пётр и Григорий Андреевичи Булгаковы были в Казани воеводами и имели поместные"" деревни в окрестности Казани, в том числе Кульмаметово и др. . От Матвея Булгакова, вышедшего из Орды в начале XV века к рязанскому князю Фёдору Васильевичу и бывшего вместе с братом Денисием у него на службе. Из среды Булгаковых, имевших, таким образом, разное, но тюркское происхождение, вышли известные писатели, учёные, воины, философы, митрополиты.

БУЛГАРИНЫ. Дворяне с 1596 года, имения в окрестности Костромы, где обычно размещались выходцы из казанской среды. Здесь же, в Новоторжокском уезде, находилась Болгарская губа или волость. Под этой же фамилией (например, Фаддей Булгарин - писатель первой половины XIX века) были выходцы и из среды польских татар.

БУНИНЫ. От Бунина Прокуды Михайловича, дед которого, вышедший из Орды к рязанским князьям, получил земли в Ряжском уезде. По другим источникам, под 1445 годом упоминается рязанец Бунко на службе Великого князя Василия. Из среды Буниных - известные учёные, государственные деятели, писатели, в том числе и лауреат Нобелевской премии И.А.Бунин.

БУРНАШЕВЫ. Дворяне с 1668 года. Бурнаш - от татарского слова бурнаш "задира, холостяк" , распространённое тюркское имя, сохранившееся и у татар обрусевших - см. Бурнаш Гирей, крымский хан в 1512 году, Бурнаш Обезьянинов - упомянут под 1561 годом в Коломне, Бурнаш Елычев - казацкий атаман в 1567 году, Бурнаш Гагарин. В последующем - известные учёные, агрономы, писатели и пр.

БУСУРМАНОВЫ. Дворяне с конца XVI века. Известны: под 1587 годом крестьянин Фёдор Бусурман из Арзамаса; под 1619 годом князь Иван Юрьевич Бусурман-Мещерский. Фамилия от слова басурман, бусурман, то есть мусульманин; выходцы из среды предков мишарей.

БУТУРЛИНЫ. Дворяне и графы из древнего рода легендарного Радши "из немцев", выехавшего в XIII веке к Александру Невскому оспаривает это легендарное утверждение и полагает, что это был выход из Орды в первой четверти XV века Мусы из таинственного рода Радши, правнук которого Иван Бутурля заложил основы широко известного боярского рода Бутурлиных с имениями преимущественно в Нижегородском крае. Н.А.Баскаков полагает, что Бутурлины выехали из Орды к Ивану Калите в 1337 году, а их фамилия образована от тюркского бутурля "беспокойный человек". В последующем - военные, воеводы, в родстве с Мусиными - Пушкиными.

БУХАРИНЫ. Дворяне с 1564 года. От Тимофея Григорьевича Бухара - Наумова, упомянутого в конце XV века и его потомков дьяка Ишука Бухарина и Евтихия Иванова сына Бухарина. Н.А.Баскаков не сомневается в тюркском происхождении рода. В последующем - учёные, государственные и политические деятели.

Большинство татарских фамилий представляют собой видоизмененную форму имени кого-то из предков мужского пола в роду. В более древние годы она происходила от имени отца семейства, но в начале XIX века эта тенденция постепенно стала меняться, а с приходом советской власти не только за сыновьями, но и внуками старшего в роду закреплялась общая для всех фамилия. В дальнейшем она уже не менялась и ее носили все потомки. Подобная практика продолжается по сей день.

Образование татарских фамилий от профессий

Происхождение многих татарских фамилий (равно как и фамилий других народов) обязано тем профессиям, которыми занимались их носители. Так, например, Урманчеев - урман (лесник), Бакшеев - бакшей (писарь), Караулов - каравыл (стражник), Бекетов - бекет (воспитатель ханского сына), Тухачевский - тухачи (знаменосец) и т.д. Довольно интересно происхождение татарских фамилий, которые сегодня мы считаем русскими, например, «Суворов» (известная с XV века).

В 1482 году служилый человек Горяин Суворов, который получил свою фамилию от профессии наездника (сувор), был отмечен упоминаниями о нем в летописях. В последующие века, когда потомки рода Суворовых решили несколько возвеличить происхождение своей фамилии, была придумана легенда о шведском прародителе семейства Суворе, приехавшем в 1622 году в Россию и осевшем здесь.

Совершенно иного происхождения фамилия Татищев. Ее племяннику Ивана Шаха - князю Соломерскому, служившему Великому князю Ивану III, дали за умение быстро и безошибочно выявлять воров. Благодаря уникальной способности он получил прозвище «татей», от которого и произошла его знаменитая фамилия.

Имена прилагательные как основа возникновения фамилий

Но гораздо чаще татарские фамилии происходили от имен прилагательных, которыми нарекали того или иного человека за его отличительные характерные качества или особые приметы.

Так, фамилия Базаровых произошла от предков, рожденных в базарные дни. От свояка - мужа сестры жены, которого называли «бажа», произошла фамилия Бажанов. Друга, которого почитали так же высоко, как Аллаха, звали «велиамин», и от этого слова ведет свое происхождение фамилия Велиаминов (Вельяминов).

Мужчин, имеющих волю, желание, называли мурадами, от них произошла фамилия Мурадов (Муратов); гордых - булгаками (Булгаков); любимых и любящих - даудами, давудами, давидами (Давыдов). Таким образом, значение татарских фамилий имеет древние корни.

В XV-XVII веках на Руси была довольно широко распространена фамилия Жданов. Считается, что свое происхождение она несет от слова «видждан», у которого сразу два значения. Так нарекали и страстных любовников, и религиозных фанатиков. Каждых из Ждановых теперь может выбирать ту легенду, которая ему больше нравиться.

Отличия произношения фамилий в русской и татарской среде

Возникшие еще в древности татарские фамилии давно адаптировались в российском обществе. Довольно часто об истинном происхождении своих родовых имен мы даже не догадываемся, считая их исконно русским. Примеров тому множество, и есть довольно забавные варианты. Но даже те фамилии, которые мы считаем неизменимыми, в русском и чисто татарском обществе произносятся с небольшим различием. Так, многие татарские композиторы, имена и фамилии которых будут приведены ниже, давно воспринимаются как исконно русские. Равно как и актеры, телеведущие, певцы, музыканты.

Русское окончание татарских фамилий -ин, -ов, -ев и другие зачастую в татарской среде сглаживаются. Например, Залилов произносится как Залил, Тукаев - как Тукай, Аракчеев - Аракчи. В официальных бумагах, как правило, окончание используется. Исключение составляют лишь фамилии отдельных мишарских родов и татарских мурз, так как они несколько отличаются от обычных татарских родовых имен. Причина тому - образование фамилии от тех имен, которые давно не встречаются в широком употреблении или совсем забыты: Еникей, Акчурин, Дивей. В фамилии Акчурин «-ин» - не окончание, а часть древнего имени, которое тоже могло иметь несколько вариантов произношения.

Татарские имена мальчиков, появившиеся в разные времена

на страницах старинных документов, ими детей давно не нарекают. Многие из них имеют арабское, персидское, иранское, тюркское происхождение. Некоторые татарские имена и фамилии состоят сразу из нескольких слов. Их толкование довольно сложное и не всегда правильно объясняемое.

Старинные имена, которыми давно в татарской среде мальчиков не называют:

  • Бабек - младенец, малыш, маленький ребенок;
  • Бабаджан - уважаемый, солидный человек;
  • Багдасар - свет, букет лучей;
  • Бадак - высокообразованный;
  • Байбек - могущественный бек (господин);
  • Сагайдак - поражающий врагов, как стрела;
  • Сулейман - здоровый, живой, благополучный, живущий спокойно;
  • Магданур - источник лучей, света;
  • Магди - ведущий людей за собой по пути, предначертанном Аллахом;
  • Закария - всегда помнящий об Аллахе, настоящий мужчина;
  • Зариф - деликатный, любезный приятный, красивый;
  • Фагиль - работящий, занимающийся чем-либо, старательный;
  • Сатлык - купленный ребенок. У этого имени есть давнее обрядовое значение. После рождения ребенка для защиты от темных сил, его на некоторое время отдавали родственникам или знакомым, а затем за деньги "выкупали", нарекая при этом ребенка Сатлык.

Современные же татарские имена - не что иное, как европезированный вид имен, образованных в XVII-XIX веках. Среди них Айрат, Альберт, Ахмет, Бахтияр, Дамир, Зуфар, Ильдар, Ибрагим, Искандер, Ильяс, Камиль, Карим, Муслим, Равиль, Рамиль, Рафаэль, Рафаил, Ренат, Саид, Тимур, Фуат, Хасан, Шамиль, Шафкат, Эдуард, Эльдар, Юсуп и многие другие.

Древние и современные имена девочек

Возможно, в отдаленных татарских деревнях еще можно встретить девочек, названных Зульфинур, Хадия, Наубухар, Нуриниса, Марьям, но в последние десятилетия и женские имена стали более привычны европейцам, так как стилизованы под них. Вот только некоторые из них:

  • Айгуль - лунный цветок;
  • Алсу - розовая вода;
  • Альбина - белолицая;
  • Амина - нежная, верная, честная. Аминой звали мать пророка Мухаммеда;
  • Белла - красивая;
  • Галлия - занимающая высокое положение;
  • Гузель - очень красивая, ослепительная;
  • Диляра - радующая сердце;
  • Зайнап - дородная, полного телосложения;
  • Зульфира - имеющая превосходство;
  • Зульфия - обаятельная, красивая;
  • Ильнара - пламя страны, огонь народа;
  • Ильфира - гордость страны;
  • Кадрия - достойная уважения;
  • Карима - великодушная;
  • Лейла - темноволосая;
  • Лейсан - щедрая;
  • Наиля - достигающая цели;
  • Нурия - светлая, лучезарная;
  • Раиля - основательница;
  • Раиса - руководитель;
  • Регина - жена короля, королева;
  • Роксана - озаряющая ярким светом;
  • Фаина - сияющая;
  • Чулпан - утренняя звезда;
  • Эльвира - оберегающая, защищающая;
  • Эльмира - добросовестная, прославленная.

Знаменитые и широко распространенные русские фамилии, имеющие татарское происхождение

В основном русские фамилии появились еще в годы завоевания Руси монголо-татарами и после изгнания кочевников далеко за пределы славянских земель объединенным русско-литовским войском. Специалисты антропонимики насчитывают свыше пятисот фамилий знатных и родовитых россиян, имеющих татарское происхождение. Почти за каждой из них стоит длинная и подчас красивая история. В основном в этом списке княжеские, боярские, графские фамилии:

  • Абдуловы, Аксаковы, Алабины, Алмазовы, Алябьевы, Аничковы, Апраксины, Аракчеевы, Арсеньевы, Атласовы;
  • Бажановы, Базаровы, Байковы, Бакшеевы, Барсуковы, Бахтияровы, Баюшевы, Бекетовы, Булатовы, Булгаковы;
  • Вельяминовы;
  • Гиреевы, Гоголь, Горчаковы;
  • Давыдовы;
  • Ждановы;
  • Зубовы;
  • Измайловы;
  • Кадышевы, Калитины, Карамзины, Карауловы, Карачинские, Картмазовы, Кожевниковы (Кожаевы), Кононовы, Курбатовы;
  • Лачиновы;
  • Машковы, Минины, Муратовы;
  • Нарышкины, Новокрещеновы;
  • Огаревы;
  • Пешковы, Племянниковы;
  • Радищевы, Растопчины, Рязановы;
  • Салтановы, Свистуновы, Суворовы;
  • Тархановы, Татищевы, Тимирязевы, Токмаковы, Тургеневы, Тухачевские;
  • Уваровы, Улановы, Ушаковы;
  • Хитровы, Хрущовы;
  • Чаадаевы, Чекмаревы, Чемесовы;
  • Шараповы, Шереметевы, Шишкины;
  • Щербаковы;
  • Юсуповы;
  • Яушевы.

Например, первые потомки Аничковых были выходцами из Орды. Упоминание о них датированы 1495 годом и имеют отношение к Новгороду. Атласовы свою фамилию получили от довольно распространенной типичной татарской фамилии - Атласи. Кожевниковы стали именоваться так после того, как в 1509 году поступили на службу к Ивану III. Каким было их родовое имя до этого доподлинно неизвестно, но предполагается, что их фамилия включала слово «ходжа», что обозначало «господин».

Перечисленные выше рассматриваемые как русские, но по происхождению татарские фамилии, список которых далеко не полный, в основном хорошо знакомы нынешнему поколению. Прославили их великие писатели, актеры, политические деятели, военачальники. Считаются они русскими, но предки их были татарами. Великую культуру своего народа прославили совершенно другие люди. Среди них есть знаменитые писатели, о которых стоит поговорить более детально.

Наиболее известные из них:

  • Абдурахман Абсалямов - писатель-прозаик XX века. Его очерки, рассказы, романы «Золотая звезда», «Газинур», «Огонь неугасимый» были изданы как на татарском, так и на русском языках. Абсалямов перевел на русский «Весну на Одере» Казакевича, «Молодую гвардию» Фадеева. Он переводил не только русских писателей, но и Джека Лондона, Ги де Мопассана.
  • Фатхи Бурнаш, настоящие имя и фамилия которого Фатхелислам Бурнашев - поэт, прозаик, переводчик, публицист, театральныйдеятель. Автор многих драматических и лирических творений, обогативших и татарскую художественную литературу, и театр.
  • Карим Тинчурин, кроме того, что он знаменит как писатель, он еще и актёр, и драматург, значится в числе основоположников профессионального татарского театра.
  • Габдулла Тукай - наиболее любимый и почитаемый в народе поэт, публицист, общественный деятель и литературный критик.
  • Габдулгазиз Мунасыпов - писатель и поэт.
  • Мирхайдар Файзуллин - поэт, драматург, публицист, составитель сборника народных песен.
  • Захир (Загир) Ярулла угылы -писатель, основоположник татарской реалистической прозы, общественный и религиозный деятель.
  • Ризаитдин Фахретдинов - как татарский, так и ученый, религиозный деятель. В своих произведениях не раз поднимал проблему женской эмансипации, являлся сторонником приобщения своего народа к европейской культуре.
  • Шариф Байгильдиев, взявший псевдоним Камал,- писатель, выдающийся драматург и переводчик, первым переведший на татарский язык «Поднятую целину».
  • Камал Галиаскар, настоящее имя которого - Галиаскар Камалетдинов, был истиннымклассиком татарской драматургии.
  • Явдат Ильясов писал о древней и средневековой истории Средней Азии.

Прославили татарские фамилии и оставили свой величайший след в родной литературе также Наки Исанбет, Ибрагим Гази, Салих Батталов, Аяз Гилязов, Амирхан Еники, Атилла Расих, Ангам Атнабаев, Шайхи Маннур, Шайхелислам Маннуров, Гарифзян Ахунов. Есть среди них и женщина - Фаузия Байрамова - писательница, видный политический деятель, правозащитница. Знаменитого Генрика Сенкевича, происходившего из польско-литовских татар, также можно присовокупить к этому списку.

Татарские писатели, имена и фамилии которых приведены выше, жили и работали в советские времена, но современному Татарстану также есть кем гордиться.

Писатели Татарстана более позднего периода

Несомненно, наибольшую славу среди своих соотечественников своим высоким писательским талантом заслужил Шаукат Галлиев. Настоящая фамилия писателя - Идиятуллин, свой псевдоним он взял от имени отца. Галлиев является выдающимся сыном своего поколения, ярчайшим представителем татарских писателей второй половины XX века.

Достоин всяческого уважения татарского народа и Рауль Мир-Хайдаров, получивший высокое признание в советские, а затем и российские годы. Как и Ринат Мухамадиев, и Кави Наджми.

Вспомним еще некоторые имена и фамилии татарских писателей, известных за пределами республики: Разиль Валеев, Зариф Башири, Вахит Имамов, Рафкат Карами, Гафур Кулахметов, Мирсай Амир, Фоат Садриев, Хамит Самихов, Ильдар Юзеев, Юнус Миргазиян.

Так, с 1981 по 1986 годы возглавлял правление Союза писателей СССР, с 1981 по настоящее время - член правления Союза писателей Татарстана. А Фоат Садриев - автор около двадцати пьес для театра, член Союза писателей. Его произведения давно вызывает интерес у татарских и российских театральных деятелей.

Великие татарские композиторы и художники

Выдающиеся татарские писатели, имена и фамилии которых высоко ценят просвещенные умы на всем постсоветском пространстве, несомненно, внесли свою посильную лепту для возвеличивания славы своего народа также, как и выдающаяся скрипачка с мировым именем Алина Ибрагимова, и многие знаменитые спортсмены: футболисты, хоккеисты, баскетболисты, борцы. Их игрой заслушиваются и засматриваются миллионы. Но через некоторое время их следы сотрут новые, пришедшие им на смену кумиры, которым будут рукоплескать залы и трибуны, тогда как писатели, а равно и композиторы, художники, скульпторы оставили свой след на века.

Свое наследие для потомков оставили в полотнах талантливые татарские художники. Имена и фамилии многих из них известны как на родной земле, так и в Российской Федерации. Достаточно вспомнить лишь Харриса Юсупова, Лютфуллу Фаттахова, Баки Урманче, чтобы истинные любители и ценители современной живописи поняли о ком речь.

Достойны поименного упоминания и знаменитые татарские композиторы. Такие, как погибший на фронте в Великую Отечественную Фарид Яруллин, автор знаменитейшего балета «Шурале», в котором танцевала несравненная Майя Плисецкая; Назиб Жиганов, получивший почетное звание Народного артиста СССР еще в 1957 году; Латыф Хамиди, среди произведений которого опера, любимейшие в народе вальсы; Энвер Бакиров; Салих Сайдашев; Айдар Гайнуллин; Сония Губайдуллина, написавшая музыку к мультфильму «Маугли», 25-ти кинофильмам, среди которых «Чучело» Ролана Быкова. Эти композиторы на весь мир прославили татарские фамилии.

Знаменитые современники

Практически каждому россиянину известны татарские фамилии, список которых включает Бария Алибасова, Юрия Шевчука, Дмитрия Маликова, Сергея Шокурова, Марата Башарова, Чулпан Хаматову, Земфиру, Алсу, Тимати, настоящее имя которого Тимур Юнусов. В среде певцов, музыкантов, деятелей культуры они уже никогда не затеряются, и у всех у них татарские корни.

Богата земля Татарстана и выдающимися спортсменами, чьи имена перечислить нет никакой возможности, настолько их много. Какие виды спорта они представляют, говорилось выше. Каждый из них прославил не только имя своего рода, но и весь свой край с его древней историей. Многие из них имеют еще и очень красивые татарские фамилии - Нигматуллин, Измайлов, Зарипов, Билялетдинов, Якупов, Дасаев, Сафин. За каждой не только талант его носителя, но и интереснейшая история происхождения.

Татарские фамилии

Немало интересного можно рассказать об истории зарождения татарских фамилий, их происхождении и значении, а также особенностях написания. Первоначально иметь фамилию было почетной прерогативой представителей знати. Лишь в ХХ веке это право получили все остальные татарские рода. До этого момента во главу угла татарами ставились родо — племенные отношения. Обычай знать свой род, своих предков по именам до седьмого колена вменялся в священную обязанность и прививался с младых ногтей.

Татары представляют очень большую этническую группу, отличающуюся богатой и самобытной культурой. Но исторически обусловленная ассимиляция со славянской народностью все же наложила свой отпечаток. Результатом стало формирование довольно большой части татарских фамилий, образованных при помощи добавления русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Например: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. По статистике, татарские фамилии, оканчивающиеся на «-ев», «-ов» втрое превышают фамилии с окончанием «-ин».

Традиционно татарские фамилии образуются от мужских имен предков по отцовской линии. На базе мужских личных имен сформирована основная масса татарских фамилий. Лишь небольшая часть фамилий происходит от профессий. К примеру — Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие. Такой тип образования фамилий является общим для многих народностей.

Отличительной же национальной особенностью татар является форма образования татарских имён. Полный вариант татарского имени, как и у многих других народностей, состоит из имени, отчества и фамилии, но к отчеству татар издревле принято добавлять приставку по половой принадлежности: «улы» (сын) или «кызы» (дочь).

К особенностям же татарских фамилий можно отнести также обычай их написания. В ходу у татар два варианта написания фамилий: официальный - с окончаниями (Сайфутдинов, Шарифуллин, Саитов) и «бытовой», наиболее широко применяемый без добавления окончания, пишется только имя (вместо фамилии Тукаев пишется Тукай). Этот способ, кстати, характерен для татарской литературы.

Татарских фамилий не перечесть
В каждой из них изюминка есть
Если в фамилии смысл поискать
Много нюансов можно узнать

На данной странице нашего сайта рассматриваются татарские фамилии. Мы узнаем про историю и происхождение татарских фамилий, обсудим их значения и распространение.
Происхождение татарских фамилий

Изучая этнический состав населения России, можно заметить, что значительную часть жителей нашей страны занимают татары. И это не случайно, история Российского государства складывалась таким образом, что в настоящий момент на его территории проживают представители множества наций и народностей. И одной из самых многочисленных этнических групп являются татарские народы. И, несмотря на то, что десятилетиями и столетиями идёт смешение наций и народностей, татары смогли сохранить свой национальный язык, свою культуру и традиции. Татарские фамилии же относятся именно к таким национальным особенностям и традициям.

Зарождение же татарских фамилий уходит в глубину веков, когда, как и у других народов, первыми обзаводились фамилиями наиболее богатые и знатные представители татарского рода. И лишь к XX веку остальная часть людей татарского происхождения получила фамилии. До этого момента, то есть пока фамилий ещё не было, родственные отношения татар определялись по их родо-племенной принадлежности. С ранних лет каждый представитель татарского народа запоминал имена своих предков по отцовской линии. При этом общепринятой нормой было знать свой род до семи колен.
Особенности татарских фамилий

Есть существенная разница между общеизвестными татарскими фамилиями, именами и полной формулой образования татарских именований. Оказывается, полная формула татарского именования состоит из самого имени, отчества и фамилии. При этом отчества у древних татар образовывались от именования отца, к которому добавлялось «улы» (сын) или «кызы» (дочь). Со временем эти традиции в образовании татарских отчеств и фамилий смешивались с русскими традициями словообразования. В результате чего на настоящий момент можно считать, что подавляющее большинство татарских фамилий были образованы как производные от имен предков мужского пола. При этом для формирования фамилии к мужскому имени шло добавление русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Это, например, следующие татарские фамилии: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. Этот список татарских фамилий может быть достаточно большим, так как именно мужские именования были основным источником для формирования татарских фамилий. Если же говорить о значении, которое имеют эти фамилии, то очевидно, что оно будет повторять значение именования, от которого и образована конкретная фамилия.

Согласно статистическим данным, по численности татарские фамилии с окончаниями «-ев», «-ов» превышают татарские фамилии с окончанием «-ин» примерно в три раза.
Написание татарских фамилий

Существует два варианта написания татарских фамилий. Один из этих вариантов исключает добавленные окончания, используя только само имя (например, вместо фамилии Тукаев пишется Тукай). Такой вариант широко используется в татарской литературе, но не является официальным. В официальных же документах и общеупотребительной практике в России используется вариант татарских фамилий с окончаниями: Сайфутдинов, Шарифуллин, Саитов и т.п.
Другие татарские фамилии

Также происхождение некоторых татарских фамилий было связано с профессиями. Такой тип фамилий существует практически у всех народов, и татарские фамилии в этом смысле не являются исключениями. Примерами фамилий, происхождение которых связано с профессиями, могут быть следующие фамилии: Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие.

Личные имена и фамилии, от них происходящие


Относительно личных имен мишарей я считаю нужным указать лишь на некоторые их особенности, каких не встречается у татар.

1) В числе мишарских имен часто встречаются старинные татарские имена, которые у татар заменены уже арабскими.

В г.Костроме я имел разговор о мишарях с местным ахуном Сафаровым (родом из Касимова), который, рассказывая о костромских мишарях, между прочим, коснулся и личных имен. Мишари, по его словам, относятся к именам своих дедов и прадедов с особенным уважением, почему и стараются давать своим детям старинные имена, например Адельша84, Валиша, Хорамша, Ураза, Алтын-бикә, Кутлу-бикә и т.п., хотя от оренбургского муфтия есть особый циркуляр о замене подобных имен современными именами арабского происхождения.

2) Часто встречаются имена Кутлуг-Мухамет85, Кутлумет86, Кутлукай87, Кутлуш88, Кутлу-яр, Кутлу-бикә (женское имя) и т.п., что у татар совсем не замечается.

Личных имен с приставкой "Кутлу" много встречается и у киргиз: Котломбәт, Котломөхәмет, Котлогазый и пр.

Слово "Кут" на джагатайском наречии значит счастье, Хутлуг — счастливый. Татарское изречение "Кутлуг болсун" (пусть будет счастлив), по замечанию Френа, чеканено было и на монетах золотоордынских ханов89.

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год упоминается Исмагил Кутлугюлов — в деревне Кубак Белебеевского уезда Уфимской губернии90.

Тимур-кутлуг — Золотоордынский хан, с именем которого находятся татарские монеты92.

В истории Шихабетдина упоминается ярлык Тимур-Кутлука, сына Темирмелик-хана, от 800 года гиджры 139893

В тюркской истории Абулгазы хана упоминается из рода Чингизхана Кутлук-Тимурхан в числе кашгарских ханов94.

В названиях татарских селений, изредка и в фамилиях, встречается тюркское слово — Ураз — счастье, отсюда "Уразлы" — счастливый, Уразгильди — счастье пришло, Уразбакты — счастье выглянуло, Уразбага — счастье приглядывает, Уразмет, Уразай и др. С подобными названиями в Казанской губернии встречаются татарские селения, что у мишарей не замечатся.

3) У мишарей часто встречаются имена с конечной приставкой "бек"95, например Алим-бек (Галимбик), Арслан-бек (Арсланбик), Бай-бек (Байбик), Султан-бек (Солтанбик), Тимер-бек (Тимербик), Узбек (Үзбик), Хан-бек (Ханбик), Рөстәм-бек и пр96

Из таких имен у татар встречается одно Галимбик.

Подобные же имена употреблялись и у монгольских татар, например известны имена ханов Җанибек, Үзбәк, Бирде-бек, Нәүруз-бек, Кельди-бек, Тулун-бек, Чиркас-бек, Гаясетдин-ага-бек, Каган-бек и др.97

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год значится Галей Ченайбеков — в калмыцкой части Астраханской губернии (С.75)

В книге "Сәгыйдь" (Саитов посад Оренбургской губернии) на С.29 значится ахун Темур-бек Вильданов, умерший в 1271 году гиджры.

4) Мишарские фамилии большей частью старинны и происходят из тюркского корня, например Акчурин, Байчурин, Бичурин, Бикчурин, Байгильдеев, Давлетгильдеев, Давлекамов, Дубердеев, Агишев, Агеев, Богданов, Еникеев, Терегулов, Мамаев, Мамлеев, Мамин, Муратов, Колчурин, Капкаев, Камаев, Кудашев, Кильдюшев, Кадышев, Каратаев, Октаев, Тенишев, Тукаев, Узбеков, Чагатаев, Чанышев, Янышев. Ямашев, Янгалычев, Янгуразов и т.д.98

У татар же часто "фамилии" нет, а называются по отцу. Ахметзян Мухаметзянов, Абдул Валеев и т.д.

В Казани, где около 40 тысяч татарского населения, всего только две, три старинных родовитых фамилии.

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год ахуны мишарских приходов почти все имеют старинные фамилии, а у ахунов татарских приходов этого не замечается.

5) В числе мишарских имен часто встречаются имена, посвященные в честь Льва (Арыслан — Арслан), как благородного и сильнейшего зверя, например Арыслан герей (Арслангәрәй), Арыслан-галей (Арслангали), Арыслан-бек (Арсланбик) и др.

Тоже самое замечается и у башкир, киргиз и крымских татар99.

У казанских же татар подобные имена встречаются весьма редко и то лишь в позднейшее время, вероятно вследствие мишарского влияния.

Воинственным племенам Азии нужно было ознаменовать рождение младенцев мужского пола или наречением имен хищных и кровожадных зверей: Арыслан — лев, Каплан — леопард100, Сыртлан - гиена101;

или давая имена хищных, охотничьих птиц: Шонкар — сокол, Шаһин-гәрәй, персидское Шаһин - сокол, ястреб; Шаһбаз-гәрәй, персидское Шаһбаз — сокол, ястреб, которым охотится царь;

или же давая имена славных царей и героев востока: Искәндәр Александр Македонский, Рөстәм-хан Рөстәмбек Рустум, славный герой древней Персии;

или же давали имена с приставкой "батыр" — герой, богатырь, "газый" — завоевать, Котло-газый — счастливый завоеватель102, Батырша — царь богатырь, Байбатыр — богатый герой, Бикбатыр — превосходный герой.

Е.А.Малов замечает, что мишари не чуждаются и русских имен, которые присваиваются уже взрослыми при сношениях с русскими103.

Русские имена иногда замечаются и у татар, особенно интеллигентных и родовитых, а таковые бывают больше из мишарей. В г.Уфе живут известные помещики Тевкелевы, три брата, теперь уже умершие: Салимгерей (бывший муфтий), Саидгерей (гвардии полковник) и Батыргерей. Они известны были больше по русским именам — Александр Петрович, Алексей Петрович, Павел Петрович и сын последнего Кутлукай — Константин Павлович.

В Елабужском уезде были помещики из татарских мурз: Кутлукай Бикмаев, Ильяс Муратов, которые известны были также по русским именам — Константин Вениаминович Бикмаев, Илья Львович Муратов. Отчество первого дано согласно с именем отца Ибниамин, а отчество второго есть буквальный перевод имени отца — Арыслан (лев). Разные служащие таких людей, в подражание своим господам, также присваивают русские имена. Вообще русские имена присваивают особенно те из татар, которые постоянно трутся около русских, а в деревенских базарах известны по русским именам разные барышники.

"О языке и народности мишарей". Гайнутдин Ахмаров
Известие Общества археологии, истории и этнографии. Том XIX, вып. 2. - Казань, 1893. - С.91-160.

также из этой работы.