Зинаида Серебрякова. Трудная судьба художницы

Девушка со свечой. Автопортрет (фрагмент)

На долю Зинаиды Евгеньевны Серебряковой выпала непростая судьба, в которой была и большая любовь, и счастье материнства, и радость творить, и многолетняя разлука с детьми, и тоска по покинутой Родине.

Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь и творчество

Будущий художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучном под Харьковом, в семье известного скульптора Евгения Лансере и Екатерины Лансере (в девичестве Бенуа).

В 1886 году скоропостижно скончался папа художницы и большая семья поселилась в квартире дедушки Николая Бенуа, знаменитого архитектора.

Мама Зинаиды в молодости была художником-графиком. А ещё были два знаменитых дяди: архитектор Леонтий Бенуа и художник Александр Бенуа.

В семье Евгения и Екатерины Лансере, кроме Зинаиды, росло ещё два ребенка: Николай (в последующем знамений архитектор) и Евгений (в последующем известный художник).

Росла Зина… болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом.

Из воспоминаний Александра Бенуа

Детство и юность будущей художницы прошли в Петербурге, и в любимом имении «Нескучном». Девочка рано начала рисовать и с талантливой племянницей много занимался дядя Александр Бенуа.

Одна из первых картин Зинаиды Серебряковой – «Яблоня». Эта картина была написана в 1900 году в «Нескучном». Молодое крепкое задорное деревце изгибает свои ветки под тяжестью румяных плодов. Много лет спустя искусствоведы скажут, что юная Зинаида, подсознательно, изобразила символ плодородия, свободной жизни в единении с природой. И этот символ определил весь творческий путь художника на всю оставшуюся жизнь.

…У нас в имении Нескучном где все, и природа, и окружавшая меня крестьянская жизнь, своей живописностью волновали и восхищали меня, и я вообще жила в каком-то «чаду энтузиазма»…

Зинаида Евгеньевна окончила, в 1900 году, женскую гимназию и без особых усилий поступила Петербургскую Академию живописи. Однако, учёба в Академии девушке не нравилась, и очень скоро будущая художница оставила стены академии и поступила в художественную школу княгини М.К. Тенишевой, а некоторое время спустя начала брать уроки живописи у знаменитого портретиста Осипа Браза.

В 1902 году девушку отправляют в Италию для лечения и изучения итальянской живописи.

Сейчас сложно сказать, насколько была больна Зинаида Евгеньевна… Всё дело в том, что у будущей знаменитой художницы был двоюродный брат Борис Серебряков. Молодые люди долго дружили, дружили и влюбились друг в друга. Родственники знали о этой связи, в конце концов смирились с неизбежным и перестали препятствовать влюблённым.

В конце концов, все родственники согласились на этот брак, но вот церковь была против венчания близких родственников. Вопрос решили при помощи «дара» в 300 рублей – священник обвенчал молодых и семья Серебряковых (Зинаида Евгеньевна взяла фамилию мужа) в 1905 году выехала в Париж.

В столице Франции Зинаида поступает в Академию де ла Гранд Шомьер и с большим увлечением учится, много рисует с натуры, пишет эскизы.

В 1906 году молодая семья возвращается в Петербург. Молодому супругу нужно заканчивать университет (он станет железнодорожным инженером), а молодой супруге приходит пора рожать первенца.

В 1906 году родился сын Евгений, а в 1907 году – сын Александр.

Семья живет в Нескучном, Зинаида занимается маленькими детьми и очень много пишет: этюды, пейзажи и портреты. И принимает решение выставить свои работы на 7-й выставке художников в Москве в 1910 году.

Автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» приобретает Третьяковская галерея. Это был несомненный и очень громкий успех.

За туалетом

Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом - наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…

Из воспоминаний Зинаиды Серебряковой

Потом случился небольшой, но очень счастливый, перерыв в творческой деятельности: в 1912 году родилась дочь Татьяна, а через год – Екатерина.

С 1914 по 1917 годы создаёт целую серию картин о русской природе и русской деревне («Крестьяне», «Спящая крестьянка», знаменитая «Беление холста»), помогает своему брату Александру расписывать Казанский вокзал, пишет композиции по античным мифам и целую серию автопортретов.

Вот для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной - это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы… Вы так молоды, любимы, цените это время, драгоценный друг.

Письмо Зинаиды Серебряковой к Галине Тесленко. Петроград, 28 февраля 1922 года =

А потом грянула революция, а за революцией пришла и гражданская война. Зинаида Евгеньевна вместе с детьми перебирается в Харьков, где для неё нашлась работа в археологическом музее. Родовое имение под Харьковом «Нескучное» сгорело вместе со всеми картинами художницы. Муж отправился в Сибирь на заработки, заболел тифом и умер.

С больной матерью и четырьмя маленькими детьми на руках, без средств к существованию, без постоянного жилья. Именно в это время появляется одно из самых трагических полотен художницы «Карточный домик». Масляных красок просто нет и она пишет карандашом, и углём.

Карточный домик – это её счастье, которое вдруг разрушилось, её четверо осиротевших детей. И их несчастная, выбившаяся из сил мать.

В 1920 году семья Серебряковых возвращается в Петербург, в квартиру деда Николая Бенуа. Тут, в первый раз за последние годы, обездоленному семейству улыбнулась удача – в большую квартиру подселили «на уплотнение» МХАТовских артистов, а не советских работников.

Зинаида снова начинает писать. Она пишет несколько портретов покойного мужа (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее), пишет целую серию работ о театре. Случилась так, что дочь Зинаиды Евгеньевны начала заниматься балетом и художница вместе с дочерьми часто бывает в Мариинском театре.

Тяжелые голодные времена сменяются некоторым оживлением – возрождается выставочная деятельность. Серебрякова снова много работает и в 1924 году становится участником большой выставки русских художников в Америке. Всё её картины проданы, но полученных за картины 500 долларов катастрофически мало для жизни большой семьи в советской России и окрыленная Серебрякова решает ехать в Париж, устроить там персональную выставку и заработать побольше денег.

Это версия официальная. А может быть, она поверила в свой успех и захотела простого благополучия и международного признания? Это уже моя версия.

Однако, в Париже и без Серебряковой огромное количество русских художников, а Париж переменчив и избалован просто невероятным предложением живописи по очень необременительным ценам. К тому же у Зинаиды Евгеньевны напрочь отсутствовала коммерческая жилка.

Впоследствии Константин Сомов рассказывал:

Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все её обижают.

Первая выставка Серебряковой в Париже прошла только в 1927 году.

Все заработанные в Париже деньги Зинаида Евгеньевна отправляет в Петербург на содержание своей семьи. Сама же живет во Франции на птичьих правах (с паспортом беженца. Французское гражданство она получила только в 1947 году).

Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь.

Почему она не вернулась в Россию? Почему не перевезла семью во Францию? Сложные вопросы, на которые я точно не смогу ответить.

Через несколько лет во Францию приезжает дочь Катя, а потом сын Александр. И прекращается иммиграция из Советского Союза. Свою дочь Татьяну Зинаида Евгеньевна увидит только через 36 лет с наступлением хрущевской оттепели.

В 1961 году в Париж приехали два советских художника – Д. Шмаринов и С, Герасимов. Именно они помогли организовать выставки картин Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве в 1966 году. Альбомы с её работами расходятся миллионными тиражами по всему миру.

К ней, наконец, приходит такая желанная слава и пришла эта слава из покинутой России – после выставки в СССР за полотнами художника начинается настоящая охота по всему миру. Серебрякову сравнивают с Ренуаром и Боттичелли.

Она так и не успела обрести независимость и финансовое благополучие, которых добивалась всю свою жизнь.
А международная слава осталась.

Сегодня её картины продаются не просто «за дорого». В 2015 году картина «Спящая девочка» была продана на аукционе за 5,9 миллионов долларов.
Жизнь ужасно несправедлива. Или справедлива? У меня нет ответа.

Картины художника Зинаиды Серебряковой

Спящая крестьянка

Беление холста

В балетной уборной («Большие балерины»)

Спящая натурщица

За завтраком

Портрет Б.А. Серебрякова

Отдыхающая негритянка

Лежащая марокканка

Портрет Веры Фокиной

Спящая девочка

Обнаженная

Карточный домик

Зеленя осенью

За туалетом. Автопортрет

Освещенная солнцем

Автопортрет в костюме Пьеро

Портрет Ольги Константиновны Лансере

Купальщица

Девушка со свечой. Автопортрет

Кормилица с ребенком

Балетная уборная. Снежинки

Автопортрет с дочерьми

Катя с куклами

Серебрякова Катя в голубом платье возле ёлки

Катя с натюрмортом

Портрет А.Д. Даниловой

Портрет В.К. Ивановой в костюме испанки

Сын Александр в карнавальном костюме

Я уже как-то делала пост про . Но в связи с проходящей сейчас в Галереи «Дом Нащокина» выставкой посвященной ее 125-летию, не могу его не переписать.
Потому что мне мало этой выставки. Там жалкая выжимка из ее творчества. А люблю я ее не меньше чем Валентина Серова. Это удивительная, жизнерадостная и мощная, совсем не женская живопись. И глядя на нее совсем невозможно догадаться, какую сложную судьбу Бог уготовил этой удивительной женщине.

За туалетом. Автопортрет.1908-1909. ГТГ

Я думаю все знают известную в нашем искусстве семью Бенуа .
Так вот сестра Александра Николаевича Бенуа - Екатерина Николаевна (она тоже была художником-графиком) Вышла замуж за скульптора Евгения Александровича Лансере . Евгений Александрович Лансере был лучшим художником анималистом своего времени. Я бы даже сказала не только своего.
Семья Лансере владела имением Нескучное под Харьковом. И вот там 10 декабря 1884 года у них родилась дочь Зиночка, последний шестой ребенок.
Два сына Евгений и Николай тоже стали творческими личностями. Николай стал талантливым архитектором , а Евгений Евгеньевич -

- как и сестра художником. Он сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.
Когда Зиночке было 2 года, папа умер от туберкулеза. И она с братьями и мамой уехала в Петербург к дедушке. В большую семью Бенуа.
Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. Каждый день Зина могла наблюдать, как взрослые самозабвенно работали, много писали акварелью, техникой которой владели в семье все.

Талант девочки развивался под пристальным вниманием старших членов семьи: матери и братьев, которые готовились стать профессиональными художниками. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала уважение к классическому искусству: рассказы деда -

Портрет 1901 г.
Николая Леонтьевича об Академии художеств, поездки с детьми в Италию, где они знакомились с шедеврами эпохи Возрождения, посещение музеев.

1876-1877 годы: фонтан перед фасадом Адмиралтейства в соавторстве с А. Р. Гешвендом выполнен Н.Л. Бенуа.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза, учившего видеть «общее» при рисовании, а не рисовать «по частям». В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Académie de la Grande Chaumière в Париже.

Зима в Царском селе.
В 1905 году в Петербурге С. Дягилевым была организована выставка русских портретистов. Перед русской общественностью впервые открывалась красота искусства Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова…. Венециановские портреты крестьян, поэтизация крестьянского труда вдохновили Зинаиду Серебрякову на создание своих картин, подтолкнули к серьезной работе над портретами.

Автопортрет
Начиная с 1898 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

Уборка хлеба
Неподалёку от усадьбы Лансере на другом берегу реки на хуторе находится и домик Серебряковых. Родная сестра Евгения Александровича Лансере - Зинаида - вышла замуж за Анатолия Серебрякова. Их сын Борис Анатольевич Серебряков был таким образом двоюродным братом двоюродный брат художницы.

С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Они рядом и в Петербурге, и в Нескучном. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни, и родные принимают их отношения. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. К тому же Зинаида - римско-католического вероисповедания, Борис - православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям, эти препятствия, наконец, удаётся устранить, и 9 сентября 1905 года они поженились.
Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником. Оба, что называется, души не чаяли друг в друге и строили самые радужные планы на будущее.

Крестьянка с квасником.
После свадьбы молодые отправились в Париж. С этой поездкой у каждого из них были связаны особые планы. Зинаида посещала Академию де ла Гранд Шомьер, где рисовала с натуры, а Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя.

Через год, полные впечатлений, Серебряковы возвращаются домой.

В Нескучном Зинаида напряжённо работает - пишет этюды, портреты и пейзажи, а Борис как заботливый и умелый хозяин косит камыш, сажает яблоневые деревья, следит за обработкой земли и урожаем, увлекается фотографией.

Они с Зинаидой очень разные люди, но эти различия как бы дополняют, объединяют их. И когда они порознь (что бывает нередко), у Зинаиды портится настроение, работа валится из рук.
В 1911 году Зинаида Серебрякова входит во вновь воссозданное объединение "Мир искусства", одним из основателей которого был ее дядя, Александр Николаевич

Портрет Б. Серебрякова.
С августа 1914 года Б.А.Серебряков - начальник изыскательской партии на строительстве железной дороги Иркутск - Бодайбо, а позднее, вплоть до 1919 года, принимает участие в строительстве железной дороги Уфа - Оренбург. Этот по-своему счастливый брак принёс супругам четверых детей - сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю. (Все они впоследствии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами, декораторами.) Татьяна Борисовна умерла в 1989 году. Она была очень интересной театральной художницей, преподавала в МАХУ памяти 1905 года. Я ее знала. Это была светлая, талантливая художница до самой старости с очень яркими, лучистыми, черными глазами-вишенками. Вот как у всех ее детей.

За завтраком
Если бы я сама не видела эти глаза в жизни, не поверила бы в портреты З. Серебряковой.
Видно у них в семье были у всех такие глаза.
Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909, ГТГ (он вверху); впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910.

За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет сестры художницы

«Екатерина Евгеньевна Лансере (Зеленкова)» (1913) и и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей)

- зрелые работы, твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

Автопортрет. Пьеро 1911
В 1914-1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она рисует серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей).

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

Они все написаны мощно, сочно, очень красочно. Это гимн жизни.
В 1916 Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала(*) в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной.

Зинаида встретила Октябрьскую Революцию в родном имении Нескучное. Её жизнь внезапно переменилась.
В 1919 в семье случилось большое горе - умирает от тифа её муж, Борис. Она остается в 35 лет одна с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Здесь не могу не отметить, что ее мама тоже осталась одна с детьми примерно в этом возрасте и обе они однолюбки так и продолжали до смерти хранить верность своим так рано покинувшим их в столь еще молодом возрасте умершим мужьям.

Портрет Б.А.Серебрякова. 1908
Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок - приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение - Карточный Домик, показывающий всех четверых осиротевших детей.

Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Им правда оставили всего три комнаты. Но к счастью уплотнили их родственниками и друзьями.
Дочь Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре художница постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Балетная уборная. Снежинки

Портрет балерины Л.А.Ивановой, 1922.

Катя в маскарадном костюме у ёлки.


В том же доме на другом этаже жил Александр Николаевич со своей семьей, и Зина пишет чудесный портрет его невестки с внуком

Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа с сыном Александром.
В первые годы после революции в стране началась оживлённая выставочная деятельность. Серебрякова стала участницей нескольких выставок в Петрограде. А в 1924 году она стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке, которая была устроена с целью материальной помощи художникам. Из 14 представленных Зинаидой Евгеньевной произведений два были проданы сразу же. На вырученные деньги она, обременённая заботами о семье, решается на заграничную поездку с целью устройства выставки, получения заказов. Уехать во Францию ей посоветовал Александр Николаевич Бенуа, надеясь, что за границей её искусство будет востребовано и ей удастся поправить свое материальное положение. В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж с двумя детьми Сашей и Катей, которые увлекались живописью. Маму с Таней, которая увлекалась балетом и Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вернуться к ним.
В первые годы парижской жизни Зинаида Евгеньевна испытывает большие трудности: денег не хватает даже на необходимые расходы. Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты, пишет о её положении: "Заказов нет. Дома нищета... Зина почти всё посылает домой... Непрактична, делает много портретов даром за обещание её рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают..."
В Париже Серебрякова живёт уединенно, нигде не бывает, кроме музеев, и очень тоскует по детям. Все годы эмиграции Зинаида Евгеньевна пишет нежные письма детям и матери, которые всегда духовно поддерживали её. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.

таня и Катя. девочки у рояля 1922.

автопортрет с дочерьми 1921.

Женя 1907 г.

Женя 1909 г.
Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Маракеш. Стены и Башни города.


Мароканка в розовом платье.

Марокеш. Задумчивый человек.

Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Ботичелли и Ренуаром. Дети звали её вернуться в Россию. Однако Серебрякова находит неуместным в столь преклонном возрасте (80 лет) обременять детей и близких заботами о себе. Кроме того, она понимает, что уже не сможет плодотворно работать на родине, где были созданы самые лучшие её произведения.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Дети Серебряковой - Евгений Борисович Серебряков (1906-1991), Александр Борисович Серебряков (1907-1995), Татьяна Борисовна Серебрякова (1912-1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913- ____).

В октябре 2007 года в Русском музее проходила персональная выставка « Зинаида Серебрякова. Обнаженные»
Для меня это совершенно отдельная тема в ее творчестве. Настолько мощно и чувственно, совершенно не по-женски пишет и рисует она обнаженное женское тело. Я не знаю другой такой женщины-художницы.
Одна из самых ее известных из этой серии:

Баня.

"Баня". 1926 г.

Лежащая обнаженная.

А теперь мы просто полюбуемся ее картинами:

Натюрморт с кувшином.

Автопортрет.

Автопортрет с шарфом 1911.

Серебряков Борис Анатольевич.

Лансере Ольга Константивна.

На кухне. Портрет Кати.

Портрет С.Р.Эрнста. 1921

Автопортрет с кистью, 1924.

Старушка в чепце. Бретань

Автопортрет (1922).

Автопортрет (1946).

Бенуа Александр Николаевич (1924).

Баланчин Джордж (в костюме Вакха, 1922).

Бенуа-Клеман Елена Александровна (Елена Браславская, 1934).

Лола Браз(1910).

Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии.

Париж. Люксембургский сад.

Ментона. Вид с гавани на город.

Ментона. Велан Ида (портрет дамы с собачкой, 1926).

Е.Е. Лансере в папахе 1915.

Лифарь Сергей Михайлович (1961).

Лукомская С.А. (1948).

Ну а эту многие из вас все время видят

(девушка со свечой, автопортрет, 1911).
Еще скажите мне, что вы такую художницу не знаете. Ведь каждый день наша Зина про нее напоминает:)):)
Ну и на последок

Юсупов Феликс Феликсович (князь, 1925).

Юсупова Ирина Александровна (княгиня, 1925).

…Залитый солнцем каменный город, выросший среди мягких лиловых гор, золотой светящийся пляж и нежное море, полные свежести жизни девушки, колоритные марокканки в ярких нарядах, портреты сына, дочери, знакомых и незнакомых людей, которые смотрят на зрителя… детскими глазами, полными чистоты, радости и удивления. В Третьяковской галерее в начале этого года проходила выставка произведений Зинаиды Серебряковой и работ ее детей - Екатерины и Александра.

Серебряковой, одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи, наследнице прекрасных и знаменитых художественных семей Бенуа-Лансере, выпала тяжелая судьба. Вскоре после революции она потеряла мужа, оставшись одна с четырьмя маленькими детьми. Необходимость заработка заставила Зинаиду поехать во Францию, но вернуться в Советскую Россию она уже не смогла, и оказалась в разлуке с детьми, матерью… Но, несмотря на все беды и трагедии, она не утратила света души, который теперь льется с ее картин.

О жизни и творчестве Зинаиды Серебряковой рассказывает ее правнучка, Анастасия Николаева, стараниями которой была организована эта выставка «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы».

У Зинаиды Серебряковой была настолько сильна любовь к миру, любовь ко всему, что ее окружает, что она передается людям, которые потом смотрят ее картины. У нее был дар любви, который проявлялся в любви к искусству и к людям…

Она была самой младшей в семье. Ее отец умер очень рано, когда ей еще не было трех лет, и они уехали к дедушке, известному архитектору Николаю Бенуа. Так с самого детства она оказалась окружена миром , для которых самым главным было служение искусству. Так и для ее дочери, Екатерины Серебряковой, служение искусству всегда было самым главным. Я смотрю на тетю Катю, которой недавно исполнилось 100 лет, она вообще не представляет, что днем можно лечь отдохнуть: «Нет, я должна работать!» Даже в ее годы она все время старается что-то делать. Любовь к своему делу плюс огромная работоспособность - это передалось от семьи.

Когда смотришь на портреты детей художницы, которых Зинаида Серебрякова много писала, видишь как глубоко и нежно она их любила. Как она смогла пережить расставание?..

Конечно, она очень тяжело все это переживала. Когда в 1924 году она уезжала во Францию, она не думала, что уезжает навсегда. Она рассчитывала пробыть там какое-то недолгое время, чтобы хоть как-то подзаработать денег. После того, как она овдовела, ей надо было кормить семью - мать и четверых детей. Она могла только рисовать, а это были голодные годы, и ее живопись была никому не нужна. Тем более, что она не стала подстраиваться ни под какие модные тенденции того времени. Единственной возможностью заработать, были заказные портреты, а люди, которые могли сделать эти заказы, уже уехали из страны.

Ее брат, Александр Бенуа, написал ей из Парижа, что, быть может, приехав туда, она сможет найти заказы. Но приехав в Париж, она и тут оказалась никому не нужна, в то время в моде была другая живопись. И потом, у Зинаиды абсолютно отсутствовала деловая хватка, она была почти не приспособлена к жизни, во Франции она оказалась весьма беспомощной. Когда делала портреты, ей не всегда платили деньги, не всегда выполняли то, что обещали. Она почти не ела, все деньги, которые ей удавалось заработать, она отсылала в Россию. И, конечно, страдала в разлуке с детьми.

С помощью Александра Бенуа удалось перевезти во Францию старшего сына, Александра. Он приехал 16-летним мальчиком и сразу же стал зарабатывать, брался за все - помогал дяде, Александру Бенуа, зарисовывал виды Парижа, делал иллюстрации для книг и журналов, расписывал какие-то абажуры, рисовал открытки, карты Парижа для туристических путеводителей, чтобы помогать семье.

- Все дети Серебряковой тоже рисовали?

Да, с детства. Это была семья, в которой это было как воздух - как необходимо дышать, так и рисовать. Александр и Екатерина стали художниками, Евгений Серебряков был архитектором-реставратором. Моя бабушка, Татьяна, была театральным художником…

В 1928 году одна из женщин, портреты которых писала Зинаида, узнав, что у художницы остались дети в России, предложила ей помощь. Удалось привезти в Париж Катю, самую младшую. Она ехала одна на поезде, ей было лет пятнадцать. Тетя Катя рассказывала, что мама очень много работала, на кухню не заходила, не готовила, и 15-летней девочке пришлось взять на себя хозяйство, готовку, покупки, уборку. Получилось, что Катя всю жизнь посвятила таланту Зинаиды Серебряковой, несмотря на то, что сама была талантливой художницей. Но для нее мама и ее творчество были всегда на первом месте.

Конечно, на судьбе Екатерины Борисовны Серебряковой в полной мере отразилось библейское «Почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо, и долголетен будешь на земли». Сейчас ей сто с лишним лет, но она в добром здравии. Ни у нее, ни у ее брата Александра не было своих семей. Лучшие годы Катя всегда была рядом с матерью, свою жизнь она принесла в жертву маме и искусству.

Но получилось, у нее нет одинокой старости. Семья ее сестры, Татьяны, стала ее семьей. И я с ней живу, и мои дети и внуки, ее праправнуки, к ней приезжают. А увидеть «детей своих детей» - самое высшее благо. Неожиданно на старости лет ей Господь все это дал.

- Екатерина Борисовна - верующий человек?

Зинаида Серебрякова была из французской, католической семьи. Мама была католичкой, отец в какой-то момент хотел принять православие, но не успел. Они были люди не сильно религиозные, но в церковь, конечно, ходили. А у самой Зинаиды муж был православным, и по российским правилам дети их должны были быть крещены в православии.

Когда умер Борис Серебряков, дети вместе с бабушкой и мамой стали ходить в католическую церковь, всю жизнь считали себя католиками. И оказавшись во Франции, будучи не очень близки к русской эмиграции, они ходили в католические храмы. Но когда я стала поднимать документы, оказалось, что все дети Серебряковых были крещены в православии. Священник из парижского храма Трех Святителей, который приходит ее навестить, мне признался, что его знакомство и беседа с тетей Катей стали одним из сильнейших впечатлений его жизни, что она - глубоко православный человек по духу и мировосприятию.

После смерти Зинаиды был большой период, когда она почти не ходила в церковь, но в последние годы к ней приезжают священники из Трехсвятительского подворья, она регулярно причащается, на Пасхальную вечерню даже ездила в храм. На духовном уровне, мне кажется, этот приход к Церкви стал завершением ее пути, ее жертвенной жизни в служении красоте, искусству.

Одна знакомая художница сказала, что Зинаиду Серебрякову можно назвать «исповедником в искусстве». Оказавшись в во враждебной революционной среде, которая не признавала настоящее искусство, потом во Франции, она сумела всю жизнь оставаться самой собой, и эти идеалы красоты, любви она продолжала нести всю жизнь, несмотря на то, что за ее творчество она не получала денег, несмотря на то, что ее никто не знал. Иногда ей казалось, что она была никому не нужна.

И только в последние годы ее жизни, когда в 1960 году у дочери Татьяны появилась возможность приехать к ней из России, она смогла убедиться в обратном. Стараниями Татьяны, моей бабушки, в 1966 году в Москве прошли две большие выставки. И Зинаида Серебрякова увидела, что прожила свою жизнь не зря. Через год, в 1967 году, она скончалась.

- Как прошла встреча с детьми после 36 лет разлуки?

Для всех это было непросто. Конечно, был страх первой встречи, но было и подтверждение той близости, которая была между ними все эти годы. Ведь Зинаида всю жизнь переписывалась с детьми, они были в тесной духовной связи. Моя бабушка посылала маме все книжки по искусству, которые выходили в России, описывала все выставки. У них был одинаковый взгляд на многие происходящие события в мире искусства.

После поездки к матери бабушка, Татьяна Борисовна, начала работу по организации в России выставки Серебряковой. Да, ее работы были в постоянной экспозиции и Русского музея, но о художнице не говорили. Ее имя замалчивалось после того, как она уехала в Париж. Благодаря усилиям Татьяны Борисовны смогла состояться большая выставка работ Серебряковой в Москве. Дочернее служение Татьяны и Екатерины позволило сохранить наследие Серебряковой и в России, и во Франции.

- Работы хранились в семье?

Семья пережила тяжелые 30-е годы, когда бабушка детей умерла от голода. Татьяна осталась вдвоем со старшим братом Евгением, когда она была еще маленькой девочкой. Иногда им приходилось на буханку хлеба обменивать работы матери у коллекционеров, но при этом они смогли сберечь многие работы. И Екатерина во Франции, несмотря на то, что они жили очень скромно, старалась все сохранять. Бережное отношение детей к наследию матери позволило донести его до наших дней в цельности.

На выставке представлены виртуозные, тончайшие архитектурные акварели Александра, живые нежные натюрморты и пейзажи Екатерины… На ваш взгляд, дети продолжили художественные традиции матери?

Александр и Екатерина, скорее, продолжили художественную традицию семьи Бенуа-Лансере. Быть может, благодаря масштабу личности, своеобразию языка творчество самой Зинаиды стоит немножечко особняком от традиций семьи. Александр и Екатерина жили во Франции, были вынуждены много работать на заказ, были близки к миру искусства, к которому принадлежал их дядя, Александр Бенуа. Искусство это европейское, но с другой стороны - глубоко русское. Они же ведь даже нигде не учились, а просто вошли в семейную традицию, когда человек начинал рисовать с самого детства.

Конечно, у каждого был талант, но проявлялся он совершенно по-разному. Работы Зинаиды, Александра, Екатерины очень отличаются друг от друга, но при этом в них всех есть общее - бережное и любовное отношение к натуре и какое-то очень глубокое чувство реальности. Да, по стилю это реализм, но не фотографический. В каждой работе присутствует внутреннее чувство натуры, раскрывающее ее истинную красоту.

Работы Екатерины Борисовны похожи, быть может, на картины Федора Толстого, выполненные в манере русской живописи XVII века, но в них нет ни малейшей засушенности, излишней пунктуальности. Работы реалистичны, но они живые, в них есть и цвет, и свет, и пространство. Екатерина говорила на языке, который был ей ближе. Сама Зинаида Серебрякова, конечно, реалист, но ни в коей мене не соцреалист…

- Реалист Серебряного века, поэтический реалист…

Она рисовала, как она видела, как чувствовала, как дышала…

Еще надо сказать, что Зинаида оказалась удивительно верна в любви к своему мужу, скончавшемуся, когда она была очень молода. Она осталась одна с четырьмя детьми, а была очень интересной женщиной, и были мужчины, которые за ней ухаживали. Но Серебрякова осталась верна мужу, никогда больше не вышла замуж. И для меня было откровением найти портреты ее мужа, нарисованные с его фотографий уже в 50-х годах. И рукой ее подписано: «Любимый Боречка»… Мне кажется, что это свидетельство цельности ее натуры, которая видна и в жизни, и в искусстве: любовь, которая одна на всю жизнь.

- Расскажите немного о работах, которые представлены на выставке.

Многие пишут, что французский период был неким упадком в творчестве Серебряковой, что ничего равного тому, что она создала на родине, не было сделано за рубежом. Конечно, в России Серебрякова имела возможность писать большие монументальные работы, как «Беление холста», имела материальную возможность посвятить себя творчеству, не требующему немедленного зарабатывания денег, она могла писать в свое удовольствие.

Она переживала, что во Франции у нее нет условий, чтобы работать над большими картинами. Но я уверена, что ее этюды, парижские портреты никак нельзя назвать упадком. Продолжение, развитие той линии творчества, которое началось в России, достигло высочайшего мастерства в портретных работах. Смотря на человека с любовью, Серебрякова каждый раз заглядывает глубоко внутрь. И потом, когда ты смотришь на написанные ею портреты, есть ощущение соприкосновения не только с произведением искусства, но и с самим человеком. Внешне они очень простые, но затрагивают многие уровни.

Один старообрядец, причем таких, крайних взглядов, увидев портретик-набросок спящих детей, который делала Зинаида, спросил: «Кто это писал? Смотришь, словно икона!» А это был просто набросок спящих детей. Ощущение спокойствия и любви исходит из ее работ.

- Ваши дети унаследовали этот дар?

Да, конечно, у нас все рисуют. Мой папа Иван Николаев, сын Татьяны - заслуженный художник РФ, член-корреспондент Академии художеств, долгие годы был председателем монументальной секции в Москве. Он автор проектов нескольких станций Московского метро - «Отрадная», «Боровицкая», «Достоевская». В 60-е годы сделал очень хорошую роспись в отеле и ресторане «Националь». У него много больших работ в Москве, других городах России, в Европе. Потом он работал над росписями нескольких церквей.

Мы с моей сестрой Лизой окончили «Строгановку». Лиза стала иконописцем, трудится в мастерских Троице-Сергиевой лавры. Я больше работаю маслом, тоже пишу иконы.

Мой брат, иеромонах Иннокентий, тоже окончил иконописную школу при МДА, сейчас подвизается в одном из Лаврских скитов. Сестра Татьяна раньше рисовала, но сейчас времени почти нет, у нее восемь детей, муж-священник - отец Валерий Гурин, клирик храма Николы в Пыжах.

- Но вы еще и продолжили материнскую линию семьи, воспитали четверых детей. Они тоже художники?

Старший, Василий - . Варвара тоже иконописец, окончила Лаврскую иконописную школу. Несмотря на то, что у нее уже двое детей, старается писать. Петр работает в нашем Фонде, активно помогает во всей деятельности, и в частности, в организации этой выставки. А младший, Коля, не пошел по художественной линии, учится в Высшей Школе Экономики. Но надо же, чтобы кто-то был и в папу…

Теперь, Анастасия, Вы продолжаете дело Екатерины и Татьяны, занимаетесь хранением и распространением наследия Зинаиды Серебряковой?

Александр и Екатерина стремились сохранить всю коллекцию работ Серебряковой, стремились сделать все, чтобы она не разошлась по частям. Было принято решение об организации французского государственного Фонда Зинаиды Серебряковой. Его работа курируется Министерством культуры Франции, которое помогает в достижении многих задач. В Фонд вошли многие члены нашей семьи. И стремления руководителей Фонда, конечно, совпадают с желанием семьи, чтобы было сохранено наследие Серебряковой, чтобы люди знали эту художницу. Задача максимум - это создание музея, где работы Серебряковой были бы представлены в постоянной экспозиции. Но, слава Богу, что удается проводить и временные выставки.

Сейчас такое время, когда многие вокруг недовольны, любят все критиковать, жизнь видят в мраке и грязи. Мне очень хотелось этой выставкой внести в жизнь людей свет и радость, которые излучают работы Зинаиды Серебряковой. И ведь даже в очень тяжелой жизненной ситуации можно не унывать и не роптать, а заниматься творчеством, созидательной работой, дарить людям любовь.

Беседовала Алиса Струкова

Недавно в Галерее «Дом Нащокина» была выставка посвященная 125-летию знаменитой художницы из семьи Бенуа Зинаиды Серебряковой.
Это удивительная, жизнерадостная и мощная, совсем не женская живопись. И глядя на нее совсем невозможно догадаться, какую сложную судьбу Бог уготовил этой удивительной женщине.

За туалетом. Автопортрет.1908-1909. ГТГ

Я думаю все знают известную в нашем искусстве семью Бенуа .
Так вот сестра Александра Николаевича Бенуа - Екатерина Николаевна (она тоже была художником-графиком) Вышла замуж за скульптора Евгения Александровича Лансере . Евгений Александрович Лансере был лучшим художником анималистом своего времени. Я бы даже сказала не только своего.
Семья Лансере владела имением Нескучное под Харьковом. И вот там 10 декабря 1884 года у них родилась дочь Зиночка, последний шестой ребенок.
Два сына Евгений и Николай тоже стали творческими личностями. Николай стал талантливым архитектором , а Евгений Евгеньевич -

- как и сестра художником. Он сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.
Когда Зиночке было 2 года, папа умер от туберкулеза. И она с братьями и мамой уехала в Петербург к дедушке. В большую семью Бенуа.
Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. Каждый день Зина могла наблюдать, как взрослые самозабвенно работали, много писали акварелью, техникой которой владели в семье все.

Талант девочки развивался под пристальным вниманием старших членов семьи: матери и братьев, которые готовились стать профессиональными художниками. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала уважение к классическому искусству: рассказы деда -

Портрет 1901 г.
Николая Леонтьевича об Академии художеств, поездки с детьми в Италию, где они знакомились с шедеврами эпохи Возрождения, посещение музеев.

1876-1877 годы: фонтан перед фасадом Адмиралтейства в соавторстве с А. Р. Гешвендом выполнен Н.Л. Бенуа.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза, учившего видеть «общее» при рисовании, а не рисовать «по частям». В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Académie de la Grande Chaumière в Париже.

Зима в Царском селе.
В 1905 году в Петербурге С. Дягилевым была организована выставка русских портретистов. Перед русской общественностью впервые открывалась красота искусства Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова…. Венециановские портреты крестьян, поэтизация крестьянского труда вдохновили Зинаиду Серебрякову на создание своих картин, подтолкнули к серьезной работе над портретами.

Автопортрет
Начиная с 1898 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

Уборка хлеба
Неподалёку от усадьбы Лансере на другом берегу реки на хуторе находится и домик Серебряковых. Родная сестра Евгения Александровича Лансере - Зинаида - вышла замуж за Анатолия Серебрякова. Их сын Борис Анатольевич Серебряков был таким образом двоюродным братом двоюродный брат художницы.

С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Они рядом и в Петербурге, и в Нескучном. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни, и родные принимают их отношения. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. К тому же Зинаида - римско-католического вероисповедания, Борис - православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям, эти препятствия, наконец, удаётся устранить, и 9 сентября 1905 года они поженились.
Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником. Оба, что называется, души не чаяли друг в друге и строили самые радужные планы на будущее.

Крестьянка с квасником.
После свадьбы молодые отправились в Париж. С этой поездкой у каждого из них были связаны особые планы. Зинаида посещала Академию де ла Гранд Шомьер, где рисовала с натуры, а Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя.

Через год, полные впечатлений, Серебряковы возвращаются домой.

В Нескучном Зинаида напряжённо работает - пишет этюды, портреты и пейзажи, а Борис как заботливый и умелый хозяин косит камыш, сажает яблоневые деревья, следит за обработкой земли и урожаем, увлекается фотографией.

Они с Зинаидой очень разные люди, но эти различия как бы дополняют, объединяют их. И когда они порознь (что бывает нередко), у Зинаиды портится настроение, работа валится из рук.
В 1911 году Зинаида Серебрякова входит во вновь воссозданное объединение "Мир искусства", одним из основателей которого был ее дядя, Александр Николаевич

Портрет Б. Серебрякова.
С августа 1914 года Б.А.Серебряков - начальник изыскательской партии на строительстве железной дороги Иркутск - Бодайбо, а позднее, вплоть до 1919 года, принимает участие в строительстве железной дороги Уфа - Оренбург. Этот по-своему счастливый брак принёс супругам четверых детей - сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю. (Все они впоследствии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами, декораторами.) Татьяна Борисовна умерла в 1989 году. Она была очень интересной театральной художницей, преподавала в МАХУ памяти 1905 года. Я ее знала. Это была светлая, талантливая художница до самой старости с очень яркими, лучистыми, черными глазами-вишенками. Вот как у всех ее детей.

За завтраком
Если бы я сама не видела эти глаза в жизни, не поверила бы в портреты З. Серебряковой.
Видно у них в семье были у всех такие глаза.
Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909, ГТГ (он вверху); впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910.

За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет сестры художницы

«Екатерина Евгеньевна Лансере (Зеленкова)» (1913) и и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей)

- зрелые работы, твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

Автопортрет. Пьеро 1911
В 1914-1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она рисует серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей).

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

Они все написаны мощно, сочно, очень красочно. Это гимн жизни.
В 1916 Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала(*) в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной.

Зинаида встретила Октябрьскую Революцию в родном имении Нескучное. Её жизнь внезапно переменилась.
В 1919 в семье случилось большое горе - умирает от тифа её муж, Борис. Она остается в 35 лет одна с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Здесь не могу не отметить, что ее мама тоже осталась одна с детьми примерно в этом возрасте и обе они однолюбки так и продолжали до смерти хранить верность своим так рано покинувшим их в столь еще молодом возрасте умершим мужьям.

Портрет Б.А.Серебрякова. 1908
Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок - приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение - Карточный Домик, показывающий всех четверых осиротевших детей.

Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Им правда оставили всего три комнаты. Но к счастью уплотнили их родственниками и друзьями.
Дочь Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре художница постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Балетная уборная. Снежинки

Портрет балерины Л.А.Ивановой, 1922.

Катя в маскарадном костюме у ёлки.


В том же доме на другом этаже жил Александр Николаевич со своей семьей, и Зина пишет чудесный портрет его невестки с внуком

Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа с сыном Александром.
В первые годы после революции в стране началась оживлённая выставочная деятельность. Серебрякова стала участницей нескольких выставок в Петрограде. А в 1924 году она стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке, которая была устроена с целью материальной помощи художникам. Из 14 представленных Зинаидой Евгеньевной произведений два были проданы сразу же. На вырученные деньги она, обременённая заботами о семье, решается на заграничную поездку с целью устройства выставки, получения заказов. Уехать во Францию ей посоветовал Александр Николаевич Бенуа, надеясь, что за границей её искусство будет востребовано и ей удастся поправить свое материальное положение. В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж с двумя детьми Сашей и Катей, которые увлекались живописью. Маму с Таней, которая увлекалась балетом и Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вернуться к ним.
В первые годы парижской жизни Зинаида Евгеньевна испытывает большие трудности: денег не хватает даже на необходимые расходы. Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты, пишет о её положении: "Заказов нет. Дома нищета... Зина почти всё посылает домой... Непрактична, делает много портретов даром за обещание её рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают..."
В Париже Серебрякова живёт уединенно, нигде не бывает, кроме музеев, и очень тоскует по детям. Все годы эмиграции Зинаида Евгеньевна пишет нежные письма детям и матери, которые всегда духовно поддерживали её. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.

таня и Катя. девочки у рояля 1922.

автопортрет с дочерьми 1921.

Женя 1907 г.

Женя 1909 г.
Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Маракеш. Стены и Башни города.


Мароканка в розовом платье.

Марокеш. Задумчивый человек.

Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Ботичелли и Ренуаром. Дети звали её вернуться в Россию. Однако Серебрякова находит неуместным в столь преклонном возрасте (80 лет) обременять детей и близких заботами о себе. Кроме того, она понимает, что уже не сможет плодотворно работать на родине, где были созданы самые лучшие её произведения.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Дети Серебряковой - Евгений Борисович Серебряков (1906-1991), Александр Борисович Серебряков (1907-1995), Татьяна Борисовна Серебрякова (1912-1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913- ____).

В октябре 2007 года в Русском музее проходила персональная выставка « Зинаида Серебрякова. Обнаженные»
Для меня это совершенно отдельная тема в ее творчестве. Настолько мощно и чувственно, совершенно не по-женски пишет и рисует она обнаженное женское тело. Я не знаю другой такой женщины-художницы.
Одна из самых ее известных из этой серии:

Баня.

"Баня". 1926 г.

Лежащая обнаженная.

А теперь мы просто полюбуемся ее картинами:

Натюрморт с кувшином.

Автопортрет.

Автопортрет с шарфом 1911.

Серебряков Борис Анатольевич.

Лансере Ольга Константивна.

На кухне. Портрет Кати.

Портрет С.Р.Эрнста. 1921

Автопортрет с кистью, 1924.

Старушка в чепце. Бретань

Автопортрет (1922).

Автопортрет (1946).

Бенуа Александр Николаевич (1924).

Баланчин Джордж (в костюме Вакха, 1922).

Бенуа-Клеман Елена Александровна (Елена Браславская, 1934).

Лола Браз(1910).

Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии.

Париж. Люксембургский сад.

Ментона. Вид с гавани на город.

Ментона. Велан Ида (портрет дамы с собачкой, 1926).

Е.Е. Лансере в папахе 1915.

Лифарь Сергей Михайлович (1961).

Лукомская С.А. (1948).

Ну а эту многие из вас все время видят

(девушка со свечой, автопортрет, 1911).
Еще скажите мне, что вы такую художницу не знаете. Ведь каждый день наша Зина про нее напоминает:)):)
Ну и на последок

Юсупов Феликс Феликсович (князь, 1925).

Юсупова Ирина Александровна (княгиня, 1925).

Зинаида Евгеньевна Серебрякова — известная русская художница. Являлась ярким представителем объединения художников « ». Также известна, как одна из первых женщин России, вошедших в историю русской живописи.

Зинаида Серебрякова (до замужества — Лансере) родилась 12 декабря 1884 года в селе Нескучное в Харьковской губернии. С самого детства она была окружена творчеством и искусством. Дело в том, что Зинаида Евгеньевна родилась в семье, которая была прославлена настоящими талантами в различных видах творчества. Её дедом был известный архитектор Николай Бенуа (1813-1898). Известным скульптором был и отец Зинаиды — (1848-1886). Также у Зинаиды была сестра Александра Бенуа, которая занималась графикой, брат Николай — архитектор, брат Евгений — график и живописец. Стоит отметить, что на Зинаиде Серебряковой род талантливых скульпторов и художников не закончился. Дочь Евгения стали архитектором и реставратором, сын Александр стал известным оформителем и художником, дочь Татьяна стала заслуженным художником РСФСР, дочь Екатерина стала художницей.

Зинаида Лансере окончила женскую гимназию и художественную школу. Была ученицей известного живописца Осипа Эммануиловича Браза (1873-1936). Также обучалась в парижской Академии де ла Гранд Шомьер. В 1905 году вышла замуж за железнодорожного инженера Бориса Серебрякова.

Искусство художницы, которая прославила русскую живопись, очень душевное и тёплое. При помощи своего творчества она пыталась передать зрителю красоту русской земли и русской культуры. Также много путешествовала. В 1924 году уехала в Париж и долгое время не могла видеться с детьми. Первый раз после разлуки она встретилась со своей дочерью только спустя 36 лет в 1960 году, когда наступила хрущёвская оттепель. Умерла в Париже 19 сентября 1967 года. В настоящее время её картины находятся в собраниях таких крупных музеев, как: Одесский художественный музей, Русский музей, Государственная Третьяковская галерея.

Хотите украсить свой дом предметом искусства или сделать красивый подарок? В Мастерской портретов вы сможете заказать портрет маслом от профессионального художника. Высокое качество и быстрые сроки исполнения.

Зинаида Серебрякова картины

Автопортрет в костюме Пьеро

Автопортрет Зинаиды Серебряковой в белой кофточке

Автопортрет с дочерьми

Балерины в уборной

Беление холста

Бретань. Городок Пон-л Аббе. Порт

Булочница с улицы Лепик

В гримерной

Девушка с черными косами

Девушка со свечой

Елена Браславская

За завтраком

За туалетом. Автопортрет