Адыги и черкесы – наследники атлантов. История адыгов, черкесов и их фамилий История черкесов адыгов

Декларация независимости,

Адресованная Конфедерацией

Князей Черкесии

Суверенным правителям

Европы и Азии (Продолжение. Начало в левой боковой колонке.)

С тех пор черкесы не раз направляли Султану свои депутации с целью засвидетельствовать преданность и заручиться обещанием помощи. Однако всякий раз эти группы получали там довольно холодный прием. Столь же безуспешно черкесы обращались и к Персии и, в конце концов, к Мехемету Али, который, хотя и выразил им полную признательность, был далек от того чтобы оказать реальную помощь.

Во всех этих случаях депутатам Черкесии предписывалось разговаривать с теми, кто, находясь далеко, плохо представлял себе, сколь невыносимым было угнетение со стороны России, насколько враждебно она относилась к их обычаям, вере, их счастью и благополучию (иначе зачем бы черкесам так долго воевать против нее?), сколь предательски действовали российские генералы, сколь жестоки были российские солдаты.

Вывод ясен - никто не заинтересован в уничтожении черкесов. Тем не менее никто, кажется, не заинтересован в оказании реальной помощи черкесам. Те сотни тысяч человек, что рассеяны ныне по пустынным крутым отрогам и ведут войну против наших упрямых горцев, завтра ступят на ваши плодородные долины, захватывая их и обращая вас самих в пленников.

Наши горы стали защитными бастионами для Персии и Турции, но, если нам не окажут поддержки, эти же горы станут воротами в эти страны - горы сейчас единственное прикрытие для них. Эти двери дома, закрыв которые можно удержать внутри тепло. Однако, кроме всего прочего, наша кровь - черкесская кровь - течет в жилах самого Султана. Его мать, женщины его гарема - черкешенки, его министры и генералы - черкесы. Он - оплот нашей веры и нашей нации, он владеет нашими сердцами, и мы предлагаем ему нашу верность.

Во имя всего того, что связывает нас, мы призываем Султана проявить нам сочувствие и оказать поддержку. Если же он не хочет или не может защитить свои чада, своих подданных, напомните ему о Крымских ханах, чьи потомки находятся среди нас.

Именно об этом предписывалось говорить нашим депутатам там, куда они направлялись, однако никто их не принял всерьез. Впрочем, те люди не вели бы себя так, если Султан хорошо представлял, сколько верных сердец и мечей может перейти под его команду, как только он перестанет водить дружбу с Москвой.

Мы понимаем, что Россия - не единственная держава на свете. Мы знаем, что есть другие державы, более сильные, чем Россия, которые, хотя и мощны, но снисходительны; они наставляют несведущих, защищают слабых; они не дружат с Россией, но являются ее врагами: они не враждуют с Султаном, но напротив, поддерживают с ним дружеские отношения. Мы знаем, что Англия и Франция были самыми великими государствами на земле, они были самыми значительными и сильными, когда русские приплывали сюда в утлых лодочках и просили у нас позволения рыбачить в Азовском море.

Мы допускали, что Англия и Франция не проявят никакого интереса к такому простому и небогатому народу, как наш, однако мы никогда не сомневались в том, что эти просвещенные нации не причисляют нас к русским. И, хотя мы неучены, не имеем артиллерии, генералов, кораблей или сокровищ, все же надеялись, что нас считают честным народом, вполне мирным, когда нас не трогают, и мы надеялись, что эти нации знают, как мы ненавидим русских, имея на то все основания, что мы почти всегда побеждали их в бою .

Поэтому особенно оскорбительно для нас было узнать, что на всех географических картах, выпущенных в Европе, наша земля обозначена как часть России; что между Россией и Турцией были подписаны совершенно неизвестные нам договора, по которым якобы Россия благополучно получает в свою собственность тех самых воинов, которые заставляли ее дрожать, и эти горы, где не ступала нога россиянина; что российские представители заявляют Европе, что черкесы - либо их рабы, либо просто отъявленные негодяи и бандиты, которых не может смягчить доброе отношение и которые не хотят подчиняться никаким законам.

Мы призываем в свидетели Небеса и гневно протестуем против подобной лжи и досужих домыслов, похожих на женские сплетни. В течении сорока лет мы яростно сопротивлялись порабощению с помощью оружия. Эти чернила, как и пролитая нами кровь, свидетельствует о нашей независимости. Эти слова - свидетельство людей, никогда не знавших и не терпящих над собой владык, полных решимости защищать свою землю; людей, не сведущих в тонкостях дипломатии, но хорошо знающих, как употребить оружие при приближении русских.

Кто волен передавать нас кому бы то ни было? Мы предложили Султану свое подданство, свою верность, однако, если он дружит с Россией, то не может принять это предложение, Черкесия с Россией воюет. Наше предложение - свободное волеизъявление народа: это не товар, который может продавать тот, кто его и не покупал.

Пусть уж тогда такая великая держава, как Англия, к которой повернуты наши лица и протянутые руки, вовсе не принимает участие в нашей судьбе, если это приведет лишь к несправедливости по отношению к нам. Пусть уж Англия тогда благополучно не замечает уловок России, раз она затыкает уши, чтобы не слышать мольб кавказских народов. Пусть она верит клеветникам и по их словам судит о людях, которых называют варварами и дикарями.

(Окончание в правой боковой колонке.)

100 000 (оценочно)
4 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)
1 000 (оценочно)

Археологическая культура Язык Религия Расовый тип Родственные народы Происхождение

Ады́ги (или Черкесы ) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на Кабардинцев , Черкесов , Убыхов , Адыгейцев и Шапсугов .

Самоназвание - Адыгэ .

Численность и диаспоры

Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2002 года 712 тысяч человек, они проживают на территории шести субъектов: Адыгея , Кабардино-Балкария , Карачаево-Черкесия , Краснодарский край , Северная Осетия , Ставропольский край . В трёх из них адыгские народы являются одной из «титульных» наций, черкесы в Карачаево-Черкесия , адыгейцы в Адыгее , кабардинцы в Кабардино-Балкарии .

За рубежом самая многочисленная диаспора адыгов в Турции, по некоторым оценкам турецкая диаспора насчитывает от 2,5 до 3 млн черкесов . Израильская диаспора адыгов составляет 4 тысячи человек. Существуют сирийская диаспора , ливийская диаспора , египетская диаспора , иорданская диаспора адыгов, также они проживают в странах Европы , США и в некоторых других странах Ближнего Востока , однако статистика большинства этих стран не даёт точных данных по их численности адыгских диаспор. Оценочная численность адыгов (черкесов) Сирии - 80 тысяч человек.

Есть некоторое количество в других странах СНГ, в частности, в Казахстане.

Современные языки адыгов

На настоящее время язык адыгов сохранил два литературных диалекта, а именно адыгейский и кабардино-черкесский , входящие в абхазо-адыгскую группу северокавказской семьи языков .

С XIII века все эти названия вытесняются экзоэтнонимом - черкесы .

Современная этнонимия

В настоящее время, кроме общего самоназвания, в отношении адыгских субэтносов, используемые следующие именования:

  • Адыгейцы , куда включаются следующие субэтнонимы: абадзехи , адамийцы , бесленеевцы , бжедуги , егерукаевцы , мамхеги , махошевцы , темиргоевцы (КIэмгуй), натухайцы , шапсуги (в том числе хакучи), хатукайцы , хегайки , жанеевцы (Жанэ), гуайе , чебсин (Цопсынэ), адале .

Этногенез

Зихи - называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - «адига ».

История

Основная статья: История адыгов

Борьба с Крымским ханством

Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье , которая происходила в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе (современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими в этих городах.

Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки, донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых - православие - сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших московскому государству. Но, конечно, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов .

В период становления Московского княжества, Крымское ханство доставляло русским и адыгам одинаковые неприятности. Например имел место Крымский поход на Москву (1521) , в результате которого войска хана сожгли Москву и захватили более 100 тысяч русских в плен, для продажи в рабство. Войска хана ушли из Москвы только когда Царь Василий официально подтвердил что являеется данником хана и будет и впредь платить дань.

Русско-адыгские связи не прерывались. Более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани. Участие адыгов в этой операции вполне естественно, если учесть проявившиеся к середине XVI века тенденции среди части адыгов к сближению с молодым русским этносом, активно расширявшим свою этносферу.

Поэтому прибытие в Москву в ноябре 1552 года первого посольства от некоторых адыгских субэтносов было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз с самым мощным этносом С.-З. К. был нужен Москве в её борьбе с Крымским ханством.

Всего в 1550-е годы в Москве побывало три посольства с С.-З. К., в 1552, 1555 и 1557 годах. Они состояли из представителей западных адыгов (жанеевцев, бесленеевцев и др.), восточных адыгов (кабардинцев) и абазинцев, которые обращались к Ивану IV с просьбой о покровительстве. Покровительство им было нужно прежде всего для борьбы с Крымским ханством. Делегации с С.-З. К. встретили благосклонный прием и заручились покровительством русского царя. Отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы, а сами обязывались являться на службу великому князю-царю.

Также при Иване Грозном имел второй Крымский поход на Москву (1571) , в результате которого войска хана разбили русские войска и опять сожгли Москву и захватили более 60 тысяч русских в плен (для продажи в рабство).

Основная статья: Крымский поход на Москву (1572)

Третий Крымский поход на Москву в 1572, при финансово-военной поддержке Османской империи и Речи Посполитой, в результате Молодинского сражения, закончился полным физическим уничтожением татарско-турецкого войска и разгромом Крымского ханства http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Молодях

В 70-е годы, несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснены из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западно-кавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы и понятия об этом не имели, как в свое время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными.

Русские ушли с Северного Кавказа, но закрепились в Поволжье.

Кавказская война

Отечественная война

Список адыгов (черкесов) - Героев Советского Союза

Вопрос о геноциде черкесов

Новое время

Официальная регистрация большей части современных адыгских аулов датируется 2-й половиной XIX века, то есть после окончания Кавказской войны . Для улучшения контроля территорий, новые власти были вынуждены переселить адыгов, которыми в новых местах были основаны 12 аулов, а в 20-х годах XX века - 5.

Религии адыгов

Культура

Адыгская девушка

Адыгская культура - малоизученный феномен, результат длительного отрезка времени жизни народа, в течение которого культура испытала на себе различные внутренние и внешние воздействия, среди которых длительные контакты с греками, генуэзцами и другими народами, длительные феодальные междоусобицы, войны, махаджирство, социальные, политические и культурные потрясения. Культура изменяясь, в основе своей всё же сохранилась, и до сих пор демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию. Доктор философских наук С. А. Раздольский, определяют её как «тысячелетний мировоззренческий общественно значимый опыт адыгского этноса», обладающий собственными эмпирическими знаниями об окружающем мире и передающего эти знания на уровне межличностного общения в форме наиболее значимых ценностей .

Морально-нравственный кодекс, именуемый Адыгагъэ , выступает культурным ядром или главной ценностью адыгской культуры; он включает в себя человечность, почтительность, разум, мужество и честь .

Адыгский этикет занимает особое место в культуре, как система связей (или канал информационных потоков), воплощённая в символическую форму, посредством которой адыги вступают в отношения друг с другом, хранят и передают опыт своей культуры. Причём, адыгами были выработаны этикетные формы поведения, которые помогали существовать в горном и предгорном ландшафте .

Почтительность имеет статус отдельной ценности, это пограничная ценность нравственного самосознания и, как таковая, она проявляет себя как суть подлинной самоценности .

Фольклор

За 85 лет до этого, в 1711 году, Абри де ла Мотрэ (французский агент шведского короля Карл XII) посетил Кавказ , Азию и Африку .

Согласно его официальным сообщениям (отчётам), задолго до его путешествия, то есть до 1711 г., в Черкесии владели навыками массового прививания оспы .

Абри де ла Мотрэ оставил подробное описание процедуры оспопрививания у адыгов в селении Деглиад :

Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начинали гноиться. Старая женщина произвела операцию, так как наиболее пожилые представители этого пола имеют репутацию самых разумных и знающих и они практикуют медицину подобно тому, как самые старые другого пола практикуют священство. Эта женщина взяла три иголки, связанных вместе, которыми она, во-первых, сделав укол под ложечку маленькой девочке, во-вторых в левую грудь против сердца, в третьих, в пупок, в-четвертых, в правую ладонь, в-пятых, в лодыжку левой ноги, пока не пошла кровь, с которой она смешала гной, извлеченный из оспинок больного. Затем она приложила к уколотым и кровоточащим местам сухие листья коровника, привязав сверлу две кожи новорожденных ягнят, после чего мать завернула ее в одно из кожаных покрывал, из которых состоит, как уже говорил выше, постель черкесов, и таким образом завернутую она унесла ее к себе. Мне сказали, что ее должны были держать в тепле, кормить лишь кашей, сделанной из тминной муки, с двумя третями воды и одной третью овечьего молока, ей не давали пить ничего, кроме прохладительного отвара, сделанного из воловьего языка (Растение), немного лакрицы и коровника (Растение), трех вещей, весьма обычных в стране.

Традиционная хирургия и костоправство

О кавказских хирургах и костоправах Н. И. Пирогов , в 1849 году писал :

«Азиатские врачи на Кавказе излечивали совершенно такие наружные повреждения (преимущественно следствия огнестрельных ран), которые, по мнению наших врачей, требовали отнятия членов (ампутации), это факт, подтверждаемый многими наблюдениями; известно на всем Кавказе и то, что отнятие членов, вырезывание раздробленных костей никогда не предпринимается азиатскими врачами; из кровавых операций, производимых ими для лечения наружных повреждений, известны только вырезывание пуль».

Ремесла у адыгов

Кузнечное дело у адыгов

Профессор, доктор исторических наук, Гадло А. В. , об истории адыгов в 1 тысячелетии н. э. писал -

Адыгские кузнецы в эпоху раннего средневековья, по-видимому, ещё не порвали своей связи с общиной и не выделились из неё, однако внутри общины они уже составляли обособленную профессиональную группу,… Кузнечное производство в этот период было ориентировано в основном на удовлетворение хозяйственных нужд общины (лемехи, косы, серпы, топоры, ножи, надочажные цепи, вертела, овечьи ножницы и т. п.) и её военной организации (конское снаряжение - удила, стремена, подковы, подпружные пряжки; наступательное оружие - копья, боевые топоры, мечи, кинжалы, наконечники стрел; защитное вооружение - шлемы, кольчуги, детали щитов и т. п.). Какова была сырьевая база этого производства, определить пока что трудно, но, не исключая наличия собственной выплавки металла из местных руд, укажем на два железорудных района, откуда металлургическое сырье (полуфабрикаты-крицы) могло поступать и кузнецам-адыгам. Это, во-первых, Керченский полуостров и, во-вторых, верховья Кубани, Зеленчуков и Урупа, где обнаружены явные следы древней сыродутной выплавки железа.

Ювелирное дело у адыгов

«Адыгские ювелиры владели навыками литья цветных металлов, паяния, штамповки, изготовления проволоки, гравировки и др. В отличие от кузнечного дела их производство не требовало громоздкого оснащения и больших, труднотранспортируемых запасов сырья. Как показало погребение ювелира в могильнике на р. Дюрсо, металлурги-ювелиры в качестве сырья могли использовать не только полученные из руды слитки, но и металлический лом. Вместе со своим инструментарием и сырьем они свободно передвигались от селения к селению, все более отрываясь от своей общины и превращаясь в ремесленников-отходников.»

Оружейное дело

Кузнецы очень многочисленны в стране. Они почти повсюду оружейных и серебряных дел мастера и в своей профессии очень искусны. Почти непостижимо, как они с их немногими и недостаточными инструментами могут изготовлять превосходное оружие. Золотые и серебряные украшения, которые вызывают восхищение европейских любителей оружия, изготовляются с большим терпением и трудом скудными инструментами. Оружейные мастера очень уважаемы и хорошо оплачиваются, конечно, редко наличными деньгами, а почти всегда натурой. Большое число семейств занимается исключительно изготовлением пороха и получает от этого значительную прибыль. Порох - самый дорогой и самый необходимый товар, без которого здесь никто не может обойтись. Порох не особенно хорош и уступает даже обыкновенному пушечному пороху. Он изготовляется грубым и примитивным способом, потому невысокого качества. В селитре нет недостатка, так как селитровые растения в большом количестве растут в стране; наоборот, мало серы, которую большей частью получают извне (из Турции).

Земледелие у адыгов, в I тыс. н.э

Материалы, полученные при исследовании адыгских поселений и могильников второй половины I тыс., характеризуют адыгов как оседлых земледельцев, не утративших идущих с меотских времен навыков плужного земледелия. Основными земледельческими культурами, которые возделывали адыги, были мягкая пшеница, ячмень, просо, рожь, овес, из технических культур - конопля и, возможно, лен. Многочисленные зерновые ямы - хранилища раннесредневековой эпохи - прорезают толщи ранних культурных напластований на городищах Прикубанья, а крупные красноглиняные пифосы - сосуды, предназначенные главным образом для хранения зерна, составляют основной вид керамических изделий, бытовавших на поселениях Черноморского побережья. Почти на всех поселениях встречаются обломки круглых ротационных жерновов или целые жерновые камни, служившие для дробления и размола зерна. Найдены обломки каменных ступ-крупорушек и пестов-толкачей. Известны находки серпов (Сопино, Дюрсо), которые могли использоваться как для жатвы зерновых, так и для косьбы кормовых трав для скота.

Животноводство у адыгов, в I тыс. н.э

Несомненно, видную роль в хозяйстве адыгов играло также скотоводство. Адыги разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней. Неоднократно найденные в могильниках этой эпохи захоронения боевых коней или деталей конского снаряжения свидетельствуют о том, что коневодство представляло важнейшую отрасль их экономики. Борьба за стада крупного рогатого скота, табуны коней и тучные равнинные пастбища является постоянным мотивом героических деяний в адыгском фольклоре.

Животноводство в 19 веке

Теофил Лапинский, который побывал на землях адыгов в 1857 году, в своем произведении «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» записал следующее:

Козы - численно самое распространенное домашнее животное в стране. Молоко и мясо коз, вследствие превосходных пастбищ, очень хорошие; козье мясо, которое в некоторых странах считается почти несъедобным, здесь вкуснее, чем баранина. Адыги держат многочисленные стада коз, многие семьи имеют их несколько тысяч штук, и можно считать, что этих полезных животных в стране свыше полутора миллионов. Коза находится только зимой под крышей, но и тогда она днем выгоняется в лес и сама находит себе в снегу какую-нибудь пищу. Буйволов и коров имеется много в восточных равнинах страны, ослы и мулы встречаются только в южных горах. Свиней раньше держали много, но со времени введения магометанства свинья как домашнее животное исчезла. Из птиц держат кур, уток и гусей, особенно много разводят индюшек, но адыг очень редко берет на себя труд заботиться о домашней птице, которая кормится и размножается как попало.

Коневодство

В 19 веке, о коневодстве адыгов (кабардицев, черкесов), сенатор Филипсон, Григорий Иванович сообщал:

У горцев западной половины Кавказа были тогда знаменитые конские заводы: Шолок, Трам, Есени, Лоо, Бечкан. Лошади не имели всей красоты чистых пород, но были чрезвычайно выносливы, верны в ногах, никогда не ковались, потому что их копыта, по выражению казаков «стаканчиком», были крепки, как кость. Некоторые кони, как и их всадники, имели громкую славу в горах. Так например белый конь завода Трам был почти столько же известен у горцев, как и его хозяин Магомет-Аш-Атаджукин, беглый Кабардинец и знаменитый хищник.

Теофил Лапинский, который побывал на землях адыгов в 1857 году, в своем произведении «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» писал следующее:

Прежде было много табунов лошадей во владении богатых жителей на Лабе и Малой Кубани, теперь мало семейств, которые имеют больше 12 - 15 лошадей. Но зато мало и таких, которые совсем не имеют лошадей. В общем можно считать, что в среднем на каждый двор приходится 4 лошади, что составит для всей страны около 200 000 голов. На равнине число лошадей вдвое больше, чем в горах.

Жилища и поселения адыгов в I тыс. н.э

Об интенсивном заселении коренной адыгской территории на протяжении всей второй половины I тыс. свидетельствуют многочисленные городища, селища и могильники, обнаруженные как на побережье, так и в равнинно-предгорной части Закубанья. Адыги, жившие на побережье, как правило, селились в неукрепленных поселках, располагавшихся на возвышенных плато и горных склонах вдали от берега в верховьях впадавших в море речек и ручьев. Возникшие в античный период на морском берегу поселки-торжища в раннесредне-вековую эпоху не утратили своего значения, а некоторые из них даже превратились в защищенные крепостями города (например, Никопсис в устье р. Нечепсухо в районе с. Ново-Михайловского). Адыги, жившие в Закубанье, как правило, селились на возвышенных мысах, нависавших над пойменной долиной, в устьях впадающих в Кубань с юга рек или в устьях их притоков. До начала VIII в. здесь преобладали укрепленные поселения, состоявшие из огражденного рвом городища-цитадели и примыкавшего к нему посада, иногда также огражденного с напольной стороны рвом. Большинство из этих поселений располагалось на местах старых меотских городищ, покинутых в III или IV в. (например, у хут. Красный, у аулов Гатлукай, Тахтамукай, Ново-Вочепший, у хут. Ястребовский, у пос. Красный и др.). В начале VIII в. прикубанские адыги тоже начинают селиться в неукрепленных открытых поселениях, подобных поселениям адыгов побережья.

Основные занятия адыгов

Теофил Лапинский, в 1857 году, записал следующее:

Преимущественное занятие адыга - земледелие, которое дает ему и его семье средства к жизни. Земледельческие орудия находятся ещё в примитивном состоянии и, так как железо редко, очень дороги. Плуг тяжел и неуклюж, но это не только особенность Кавказа; я вспоминаю, что видел столь же неуклюжие сельскохозяйственные орудия в Силезии, которая, однако, принадлежит к Немецкому Союзу; в плуг впрягаются от шести до восьми быков. Борона заменяется несколькими пучками крепких шипов, которые кое-как служат тому же назначению. Их топоры и мотыги довольно хороши. На равнинах и на менее высоких горах употребляются большие двухколесные телеги для перевозки сена и хлеба. В такой телеге не найдешь ни гвоздя, ни кусочка железа, но тем не менее они долго держатся и могут везти от восьми до десяти центнеров. На равнине телега приходится на каждые две семьи, в горной части - на каждые пять семей; в высоких горах она уже не встречается. Во все упряжки употребляются только быки, но не лошади.

Адыгская литература, языки и письменность

Современный адыгейский язык относится к кавказским языкам западной группы абхазо-адыгской подгруппы, русский - к индоевропейским языкам славянской группы восточной подгруппы. Несмотря на разные языковые системы, влияние русского на адыгейский проявляется в достаточно большом количестве заимствованной лексики.

  • 1855 год - адыгский (абадзехский) просветитель, лингвист , ученый , писатель , поэт - баснописец, Берсей Умар Хапхалович - внес значительный вклад в становление адыгской литературы и письменности, составив и издав в 14 марта 1855 года первый Букварь черкесского языка (на арабской графике), этот день считается «Днем рождения современной адыгской письменности» послужил толчком адыгского просвещения.
  • 1918 год - год создания адыгейской письменности на базе арабской графики.
  • 1927 год - адыгейская письменность переведена на латиницу.
  • 1938 год - адыгейская письменность переведена на кириллицу.

Основная статья: Кабардино-черкесская письменность

Ссылки

См. также

Примечания

  1. Максидов А. А.
  2. Türkiyedeki Kürtlerin Sayısı! (Turkish), Milliyet (6 июня 2008). Проверено 7 июня 2008.
  3. Национальный состав населения // Перепись населения России 2002 года
  4. Израйльский сайт ИзРус
  5. Независимые английские исследования
  6. Российский Кавказ. Книга для политиков / Под ред. В. А. Тишкова. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. c. 241
  7. А. А. Камраков. Особенности развития черкесской диаспоры на Ближнем Востоке // ИД «Медина».
  8. ст.ст. Адыги, Меоты в Большой Советской Энциклопедии
  9. Скилак Кариандский.Перипп обитаемого моря.Перевод и комментарии Ф.В. Шелова-Коведяева// Вестник древней истории.1988.№ 1. С. 262; № 2. С. 260-261)
  10. Дж.Интериано.Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование
  11. К. Ю. Небежев АДЫГСКО-ГЕНУЭЗСКИЙ КНЯЗЬ ЗАХАРИЯ ДЕ ГИЗОЛЬФИ-ВЛАДЕТЕЛЬ ГОРОДА МАТРЕГИ В XV ВЕКЕ
  12. Владимир Гудаков. Русский путь к Югу (мифы и реальность
  13. Hrono.ru
  14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Совета КБССР от 07.02.1992 N 977-XII-В "ОБ ОСУЖДЕНИИ ГЕНОЦИДА АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ) В ГОДЫ РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (рус.) , RUSOUTH.info .
  15. Диана Ъ-Дадашева . Адыги добиваются признания своего геноцида (рус.) , Газета "Коммерсантъ" (13.10.2006).

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.

Адыги (самоназвание - Адыгэ, употребляется также черкесы - как иноназва) - народ, состоящий из группы народностей (адыгейцы, кабардинцы, черкесы) в России (713 тыс. чел. - 2002, перепись), а также в странах Ближнего Востока, Балкан и Германии, где их обычно называют как en: Circassians (т.е. черкесами), так и en: Adyghe , при том, что первое название часто включает все абхазо-адыгские народы, а вторая часто обозначает только адыгейцев. Говорят единственной адыгском языке (см. Адыгейская язык и кабардино-Черкесская язык ), входящий в абхазо-адыгской группы иберийско-кавказских языков . Адыги - европеоиды.

В настоящее время адыгейцев КЧР - это, главным образом, черкесы, включая бесленеевцив, в Адыгее и Краснодарском крае - абадзехи, бжедуги, темиргоевци, шапсуги, в КБР - кабардинцы.


1. Происхождение

Предки адыгов - племена ксркетив, зихив, меотов и др.. известны еще с античных времен. В начале 19 в. в восточных племен адыгов (хатукаивцив, бесленеивцив, бжедуги) был, как и в родственных им кабардинцев , иерархический феодальный строй; западные племена (натухайцы, шапсуги, абаздехы) князей не имели, здесь преобладали свободные крестьяне-общинники. В адыгов существовали родовые традиции. По религиозным взглядам верующие адыги - мусульмане . Старое жилье - мазок плетеная сакля. Одежда подобный кабардинского. Наука, литература, народное образование на родном языке развились в 20 веке. Основная часть адыгов - земледельцы, скотоводы, садоводы; работают также на промышленных предприятиях.


2. Адыгские (черкесские) субэтносы

Из них в результате кавказской войны исчезли хакучи, махошы, хатукайци, и не так давно убыхов.

3. История

В древности адыгские племена жили в западной части Северного Кавказа на Кубани и восточном побережье Черного моря. Прикубанских племена обычно упоминаются античными авторами как меоты , а причерноморские под собственными именами. Среди них зихи и керкеты позже стали общими названиями. Примерно в 5 веке усилилось племя зихив которое возглавило адыгской союз племен, который просуществовал до 10 века. В это время имя зихив распространилось и на другие племена. Но уже с 10 века на Руси адыги называются касогами, а в арабских и персидских источниках кашакамы, кешекамы (к-ш-к). Со времен монгольского нашествия распространяется название древнее название черкесы. Для сравнения еще в античные времена было известно племя керкеты. В 13-14 веках часть адыгов распространилась на восток где раньше жили аланы, частично уничтожении монголами, а частиц вытеснены ними в горы.


3.1. Расселение до и после российско-кавказской войны

После окончания русско-кавказской войны - лет, Российская империя разделила и расселили адыгов (черкесов), оставшихся и разделили один народ на три: адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Название черкесы дали татаро-монголы и тюркские народности, а самоназвание всех 12 племен являются адыгов.

До завоевания и выселения адыги занимали так называемую кабардинского плоскость, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта, и восточный берег Черного моря, всю южную часть нынешней Кубанской области, и западную часть Терской.


3.2. Геноцид

21 мая 1864 закончилась русско-кавказская война, начавшаяся в году. В тот же день прошел парад российских войск на Красной Поляне, где произошла последняя битва. Началась массовая депортация в Османскую империю . На Кавказе осталось менее 10% населения адыгов. Остальные погибли в возрастной войне, от вспышки чумы , были вытеснены, многие утонул в Черном море при переправе в Турцию. Адыги в Турции до сих пор не употребляют в пищу рыбу из Черного моря.

Сейчас согласно официальным данным границей живут около 2,9 миллионов (по неофициальным данным - 6-7 миллионов) адыгов, а на родине всего 700-800 тысяч. На освободившиеся места, заселяли бедных русских крестьян, казаков, греков, армян.

Официально этот день никак не отмечается в Российской Федерации. Но его ежегодно отмечают в трех республиках: Кабардино-Балкарии , Карачаево-Черкесии и Адыгеи . А также вся диаспора мира. Проводятся различные мероприятия, шествие, возложение цветов на памятниках, зажжения огня памяти. День геноцида отмечает большинство адыгейцев. Большинство россиян отрицает геноцид [ ].


3.3. XX и XXI века

В Советский период, адыги получили статус титульной нации России, но для ограничения национализма автономии были огранизованы с народностями имевшие другую культуру и происхождения. Так появились адыгов-татарские республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия . К территории также вошло много казачьих земель: Верхняя Кубань, Майкоп и т. д. В Вторую мировую войну адыги, несмотря на оккупацию немецкими войсками, в большинстве воевали против захватчиков, и в итоге это их спасло от депортаций 1944 года.

В поздний советский период отмечен целый ряд уступок: передача обширной гористой территории Адыгейская автономная область , а в период "Перестройки" - изменение к статусу республики.

31 августа 1999 на многотысячном митинге, созванном Конгрессом черкесского народа (КЧН), снова был вынесен вопрос о создании Республики Черкесия.

Кроме требований о создании черкесской республики, все последние годы Международная Черкесская Ассоциация "Адыгэ Хасэ", в которую входит КЧН, выступает за воссоединение близкородственных адыгейского, кабардинского и черкесского народов с созданием единой адыгской Республики.

Правительство Российской Федерации не признает геноцид и уничтожение адыгов. Продолжается сокрытие фактов и документов на эту тематику. Но факты подтверждаются сохранившиеся документы, это - европейские, арабские, турецкие и т.д., по которым и происходит изучение истории.

В октябре 2006 года 20 адыгских общественных организаций из России (в частности "Черкесского конгресса"), Турции, Израиля, Иордании, Сирии, США, Бельгии, Канады и Германии обратились в Европарламент с просьбой о признании геноцида адыгов в XVIII-XIX веках. В обращении подчеркивается, что "войну, которую вела российское государство в XVIII-XIX веках против адыгов (черкесов) на их исторической территории, нельзя рассматривать как обычные военные действия": "Россия ставила целью не только захват территории, но и полное уничтожение или отъезде коренного народа со своих исторических земель. Иначе нельзя объяснить причины нечеловеческой жестокости, проявленной российскими войсками на Северо-Западном Кавказе ".

На территории Российской Федерации проживает большое количество различных народов. Один из них черкесы - народность с самобытной потрясающей культурой, которая смогла сохранить свою яркую индивидуальность.

Где живут

Черкесы населяют Карачаево-Черкесию, живут в Ставропольском, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарии и Адыгее. Небольшая часть народа проживает на территории Израиля, Египта, Сирии и Турции.

Численность

В мире проживает около 80 000 черкесов. По переписи населения 2010 года, на Российскую Федерацию пришлось примерно 73 000 человек, из них 60 958 являются жителями Карачаево-Черкесии.

История

Когда именно предки черкесов появились на Северном Кавказе, точно неизвестно, но проживают они там еще со времен палеолита. Из самых древних памятников, связанных с этим народом, можно выделить памятник Майкопской и Дольменной культур, расцвет которых пришелся на 3 тысячелетие до нашей эры. Ареалы этих культур, по мнению ученых, являются исторической родиной черкесского народа.

Название

В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.

В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.

Язык

Говорят черкесы на кабардино-черкесском языке, принадлежащем к абхазо-адыгской семье языков. Черкесы свой язык называют «адыгэбзэ», что переводится адыгейский язык.

До 1924 года письменность основывалась на арабском алфавите и кириллице. С 1924 по 1936 год она была основана на латинице и в 1936 году - снова на кириллице.

В кабардино-черкесском языке 8 диалектов:

  1. Говор Большой Кабарды
  2. Хабезский
  3. Баксанский
  4. Бесленеевский
  5. Говор Малой Кабарды
  6. Моздокский
  7. Малкинский
  8. Кубанский

Внешность

Черкесы храбрые, бесстрашные и мудрые люди. Очень почитают доблесть, щедрость и великодушие. Самый презренный порок для черкесов - это трусость. Представители этого народа высокие, стройные, с правильными чертами лица, темно-русыми волосами. Женщины всегда считались очень красивыми, отличались целомудрием. Взрослые черкесы были выносливыми воинами и безупречными наездниками, в совершенстве владели оружием, умели сражаться даже в высокогорьях.

Одежда

Основным элементом национального мужского костюма является черкеска, которая стала символом кавказского костюма. Покрой этого предмета одежды не изменился спустя столетия. В качестве головного убора мужчины носили «келпак», пошитый из мягкого меха, или башлык. На плечи надевали бурку из войлока. На ногах носили высокие или короткие сапоги, сандалии. Нательная одежда шилась из хлопчатобумажных тканей. Оружие черкеса - ружье, шашка, пистолет и кинжал. На черкеске по обеим сторонам есть кожаные гнезда для патронов, на поясе крепятся жирницы, сумочка с принадлежностями для очистки оружия.

Одежда черкесских женщин была довольно разнообразной, всегда богато украшалась. Женщины носили длинное платье, сшитое из кисеи или хлопка, короткое шелковое платье бешмет. До замужества девушки надевали корсет. Из головных уборов носили высокие шапки конусообразной формы, украшенные вышивкой, невысокие уборы цилиндрической формы из бархата или шелка, украшенные золотым шитьем. На голову невесты надевали вышитую шапочку, отороченную мехом, которую она должна была носить до рождения первенца. Снять ее мог только дядя супруга со стороны отца, но только в том случае, если он приносил новорожденному щедрые подарки, среди которых был скот или деньги. После вручения подарков шапочку снимали, после молодая мать надевала шелковый платок. Пожилые женщины носили платки из хлопчатобумажной ткани. Из украшений надевали браслеты, цепочки, кольца, разнообразные серьги. Серебряные элементы пришивали к платьям, кафтанам, украшали ими головные уборы.

Обувь производили из кожи или войлока. Летом женщины часто ходили босиком. Сафьяновые красные чувяки могли носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии был вид обуви с закрытым носом, сшитой из плотного материала, на деревянной подошве и небольшим каблуком. Люди из высших аристократических сословий носили сандалии из дерева, выполненные в форме скамеечки, с широким ремешком из материи или кожи.


Жизнь

Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме. У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением. Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.

Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.

У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними. Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина. Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.

Детей воспитывали достойно, старались, чтобы они выросли мужественными и достойными людьми. Все дети проходили суровую школу, благодаря которой формировался характер и закалялось тело. До 6 лет воспитанием мальчика занималась женщина, затем все переходило в руки мужчины. Они обучали мальчиков стрелять из лука и ездить верхом. Ребенку давали нож, которым он должен был научиться поражать мишень, потом давали кинжал, лук и стрелы. Сыновья знати обязаны заниматься разведением лошадей, занимать гостей, спать на открытом воздухе, используя вместо подушки седло. Еще в раннем детстве многих княжих детей отдавали в знатные дома на воспитание. В 16 лет мальчика одевали в лучшую одежду, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и отправляли домой. Возвращение сына домой считалось очень важным событием. В благодарность князь должен одарить человека, воспитавшего его сына.

С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.

Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.


Жилище

Усадьбы черкесов располагались уединенно и состояли из сакли, которую строили из турлука и покрывали соломой. Жилище состоит из нескольких комнат с окнами без стекол. В земляном полу делали углубление для огня, оснащенное плетеной и обмазанной глиной трубой. Вдоль стен установлены полки, кровати застилали войлоком. Жилища из камня строили редко и только в горах.

Дополнительно строили амбар и хлев, которые обносили плотным тыном. За ним располагались огороды. С наружной стороны к забору примыкала кунацкая, которая состоит из дома и конюшни. Огораживали эти постройки частоколом.

Еда

К еде черкесы не требовательны, не употребляют вино и свинину. К приему пищи всегда относились уважительно и с благодарностью. Подают блюда к столу с учетом возраста сидящих за столом, от старшего к младшему. В кухне черкесов основой являются блюда из баранины, говядины и птицы. Самым популярным злаком на черкесском столе является кукуруза. В конце праздников подается бараний или говяжий бульон, это является знаком для гостей, что застолье подходит к концу. В кухне черкесов существует различие между блюдами, которые подают на свадьбу, поминки и другие мероприятия.

Славится кухня этого народа свежим и нежным сыром, адыгейским сыром - латакай. Едят их как отдельный продукт, добавляют в салаты и различные блюда, что делает их неповторимыми и уникальными. Очень популярен кояж - обжаренный в масле сыр с луком и молотым красным перцем. Очень любят черкесы брынзу. Любимое блюдо - свежий перец, фаршированный зеленью и брынзой. Перцы нарезают кружочками и подают к праздничному столу. На завтрак едят каши, омлет с добавлением муки или яичницу. В некоторых районах в омлет добавляют уже сваренные, нарезанные яйца.


Из первых блюд популярен ашрык - суп из вяленого мяса с фасолью и перловой крупой. Кроме него черкесы готовят шорпу, яичный, куриный и овощной супы. Необычным получается на вкус суп с сушеным курдюком.

К мясным блюдам подается паста - сваренная вкрутую пшенная каша, которую нарезают как хлеб. На праздники готовят блюдо из птицы гедлибже, лягур, индейку с овощами. Национальным блюдом является лыы гур - сушеное мясо. Интересное блюдо турша, это фаршированный чесноком и мясом картофель. Самым распространенным соусом у черкесов является картофельный. Его варят с мукой и разводят молоком.

Из выпечки готовят хлеб, пышки лакумы, халивы, пироги со свекольной ботвой «кхъуей делен», кукурузные лепешки «натук-чыржын». Из сладкого делают разные варианты халвы из кукурузы и пшена с абрикосовыми косточками, черкесские шарики, пастилу. Из напитков у черкесов популярен чай, махсыма, молочный напиток кундапсо, различные напитки на основе груш и яблок.


Религия

Древней религией этого народа является монотеизм - часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру. Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем. У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.

С 6 века в Черкесии ведущей верой стало христианство. Исповедовали православие, небольшая часть народа приняла католичество. Таких людей называли «фреккардаши». Постепенно, с 15 века, началось принятие ислама, который является официальной религией черкесов. Ислам стал частью народного самосознания, и сегодня черкесы относятся к мусульманам суннитам.


Культура

Фольклор этого народа очень разнообразен и состоит из нескольких направлений:

  • сказки и сказания
  • пословицы
  • песни
  • загадки и иносказания
  • скороговорки
  • частушки

Танцы были на всех праздниках. Самыми популярными являются лезгинка, удж хаш, кафа и удж. Они очень красивы и полны сакрального смысла. Музыка занимала важное место, без нее у черкесов не проходило ни одно торжество. Популярными музыкальными инструментами являются гармоника, арфа, флейта и гитара.

Во время национальных праздников проводились соревнования по верховой езде среди молодых людей. Черкесы проводили танцевальные вечера «джегу». Девушки и юноши стояли в кругу и хлопали в ладоши, в середине танцевали парами, а девушки играли на музыкальных инструментах. Юноши выбирали девушек, с которыми хотели потанцевать. Такие вечера позволяли молодым знакомиться, общаться и образовывать впоследствии семью.

Сказки и сказания делятся на несколько групп:

  • мифические
  • о животных
  • с загадками и отгадками
  • правовоспитательные

Одним из основных жанров устного народного творчества черкесов является героический эпос. В его основу входят сказания о героях-богатырях и их приключениях.


Традиции

Особое место у черкесов занимает традиция гостеприимства. Гостям всегда выделялось все самое лучшее, хозяева никогда не докучали им своими вопросами, накрывали богатый стол и обеспечивали нужными удобствами. Черкесы очень щедры и готовы накрыть для гостя стол в любое время. По обычаю, любой приезжий мог зайти во двор, привязать к коновязи своего коня, войти в дом и провести там столько дней, сколько необходимо. Хозяин не имел права спрашивать его имя, а также цель посещения.

Молодым не позволительно первыми начинать разговор в присутствии старших. Позорным считалось курить, пить и сидеть в присутствии своего отца, есть с ним за одним столом. Черкесы считают, что нельзя быть жадным в еде, нельзя не сдерживать свои обещания, присваивать чужие деньги.

Одним из главных обычаев народа является свадьба. Невеста покидала родной дом сразу после того, как жених заключал с ее отцом соглашение о будущей свадьбе. Отвозили ее к друзьям или родственникам жениха, где она жила до торжества. Такой обычай является имитацией похищения невесты при полном согласии всех сторон. Длится свадебное торжество 6 дней, но жених на нем не присутствует. Считается, что родные злятся на него за похищение невесты. Когда свадьба заканчивалась, жених возвращался домой и ненадолго воссоединялся с молодой женой. Ее родным он приносил угощения от своего отца в знак примирения с ними.

Комната новобрачных считалась священным местом. Нельзя было около нее делать хозяйственную работу и громко разговаривать. Через неделю пребывания в этой комнате, молодую жену выводили в большой дом, проводили специальный обряд. Девушку накрывали покрывалом, давали ей смесь из меда с маслом, осыпали орехами и сладостями. Потом она уходила к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. По возвращении в дом мужа жена начинала заниматься хозяйством. В течение всей супружеской жизни муж к жене приходил только ночью, все остальное время он проводил на мужской половине или в кунацкой.

Жена была хозяйкой на женской половине дома, у нее было свое имущество, это приданое. Но был у жены ряд запретов. Она не должна была сидеть при мужчинах, называть супруга по имени, ложиться спать, пока он не пришел домой. Муж мог без всяких объяснений развестись с женой, она также могла требовать развод по определенным причинам. Но происходило подобное очень редко.


Мужчина не имел права в присутствии посторонних целовать своего сына, произносить имя жены. Когда муж умирал, все 40 дней жена должна была посещать его могилу и проводить около нее некоторое время. Постепенно этот обычай был забыт. Вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Если она становилась женой другого мужчины, дети оставались с семьей мужа.

Беременные женщины должны были соблюдать правила, для них существовали запреты. Это необходимо было для того, чтобы оградить будущую мать с ребенком от злых духов. Когда мужчине говорили, что он станет отцом, он уходил из дома и в течение нескольких дней появлялся там только по ночам. После родов, через две недели, проводили обряд укладывания новорожденного в колыбель и давали ему имя.

За убийство наказывали смертью, приговор выносил народ. Убийцу бросали в реку, привязав к нему камни. Существовал у черкесов обычай кровной мести. Если их оскорбили или случалось убийство, мстили не только убийце, а всей его семье и родственникам. Смерть отца нельзя было оставлять без мести. Если убийца хотел избежать наказания, он должен был вырастить и воспитать мальчика из семьи убитого. Ребенка уже юношей возвращали в дом отца с почестями.

Если человека убило молнией, хоронили его по-особенному. Проводились почетные похороны убитых молнией животных. Обряд сопровождался пением и танцами, а щепки от дерева, которое поразила и сожгла молния, считались целебными. Проводили черкесы обряды для вызывания дождя в засуху, перед началом и после проведения сельскохозяйственных работ делали жертвоприношения.