Была ли у высоцкого клиническая смерть. О подлинных причинах смерти владимира высоцкого

Владимир Высоцкий исполнил «Дорожную историю».
И у нас с вами тоже дорожная история. Мы продолжаем об одной из самых известных поездок Владимира Семеновича на территории Союза – его гастролях в Узбекистане в 1979 году.

В рассказе о гастролях в Узбекистане мы стараемся дать вам послушать не только поющего, но и говорящего Высоцкого.
Зачастую на своих выступлениях он говорил между песнями примерно одно и то же – это не секрет. Да и не мудрено: когда ты даешь в день по четыре концерта, и набор номеров повторяется, да и вообще счет выступлениям идет на сотни, трудно всякий раз находить новые слова и вспоминать новые истории – ведь всё уже многократно пересказано.


Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева

Но в той поездке Высоцкий не раз отходил от привычного набора своих концертных штампов и баек.
А иногда и песни вспоминал, которые публично исполнял не так часто.

Нет меня - я покинул Расею:

Заканчивая первый концерт в Учкудуке, Высоцкий, прощаясь с аудиторией, решил рассказать ей о своих творческих планах.
До которых и мы непременно еще дойдем в нашем цикле:


От благодарных зрителей. Учкудук, ДК «Современник», 21 июля 1979 года. Фото Г.Яковлева

Самое поразительное, что отработав четыре концерта в раскаленном 40-градусной жарой Учкудуке, Высоцкий ночью поехал в гости, где фактически дал еще одно выступление.
Это был день рождения одного из организаторов приезда Высоцкого в Узбекистан – Анатолия Кацая. Анатолий Иванович занимал серьезный пост в Навоийском горно-металлургическом комбинате, в структуру которого входили еще рудники в Зарафшане, Учкудуке. Во всех этих городах Владимир Семенович выходил тогда на сцену.


А в ночь с 21 на 22 июля в местном охотохозяйстве отмечали день рождения Анатолия Кацая, и за этими посиделками были довольно любопытные беседы, а Высоцкий спел для именинника и гостей несколько песен.

К слову, мы с вами услышали редкий вариант исполнения этой вещи, куплет которой никогда не звучал на других известных фонограммах: «Красноярск – мне знакомый маршрут…».

В этих застольных разговорах любопытно, насколько уважительно, безо всякой звездности и высокомерия держится Высоцкий, цитирующий, между делом, Окуджаву – «давайте говорить друг другу комплименты».
Он видел этих людей в первый и последний раз в жизни.


Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий, Анатолий Кацай, Валерий Янклович с работниками промышленных предприятий по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина

И ночью, уставший, после четырех выступлений, пел для них с ни чуть не меньшей самоотдачей, чем на концерте.
При том, что обстановка за столом располагала, разумеется, к расслабленности и домашней непринужденности.


«Большому русскому поэту Владимиру Семеновичу Высоцкому от благодарных шахтеров Учкудука, 21 июля 1979 года»

Из Учкудука Высоцкий переезжает , где дает пять концертов, почти все в открытом летнем кинотеатре, в адскую жару, на диком ветру, поднимающем тучи пыли.


Зарафшан, ДК «Золотая долина», 22 июля 1979 года

И там у него начинаются серьезные проблемы с горлом.
Петь становится все труднее. Тем не менее, впереди Навои:

Вы, конечно, слышите, что голос у Высоцкого уже нездоровый.
Он продолжает работать, поет. На сцену с ним, как и в Зарафшане, и в Учкудуке, выходят Всеволод Абдулов и Елена Облеухова. Они заполняют паузы, давая Высоцкому передохнуть и перевести дух. Но в Навои он все равно между песнями гораздо больше обычного говорит с публикой.


И сегодня эти разговоры слушать не менее интересно, чем давно известные песни:

В Навои Высоцкий выступал на сцене Дворца Культуры «Фархад».
Он уже был здесь во время первого приезда с Театром на Таганке в 1973 году.


Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Борис Хмельницкий и Юрий Любимов у ДК «Фархад» (Навои), сентябрь 1973 года. Фото Виктора Красса

Шикарное здание, построенное в начале 70-х по проекту ленинградских архитекторов.
Здесь и до, и после Высоцкого не раз выступали звезды советской эстрады того времени и просто знаменитые артисты.


Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин и Вениамин Смехов во внутреннем дворике ДК «Фархад» (Навои),
сентябрь 1973 года. Фото Анатолия Васильева

По иронии судьбы так получилось, что в конце 80-х один из соавторов нашей программы Александр Ковановский служил в Советской армии именно в Навои.


Александр Ковановский. Навои, 1988 год

И организовал там концертную бригаду, выступавшую два года с постановкой, посвященной Высоцкому.
И волей случая познакомился с работником ДК «Фархад», записавшим один из тех самых концертов, фрагменты которых мы сейчас слушаем.


Навои, ДК «Фархад». Конец 80-х

Копия этой концертной записи, привезенная впоследствии Ковановским в Москву как ценнейшая по тем временам реликвия стала одним из первых звуковых экспонатов архива будущего Музея Высоцкого.

Эта песня прозвучала в Навои с неожиданным смыслом.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

Как вы уже знаете, принимал Высоцкого местный горно-металлургический комбинат.
Предприятие союзного, к тому же стратегического значения. Здесь добывали уран. Поэтому снабжались и Навои, и Учкудук, и Зарафшан не хуже Ташкента – на уровне лучших городов страны. К тому же на этих предприятиях работало очень много русскоязычных специалистов. Поэтому и залы были переполнены, и реакция публики была очень живой, и зрители хорошо понимали и реагировали на все шутки Высоцкого.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

В этой поездке рядом с Высоцким был еще один очень интересный человек – горный инженер Василий Повереннов.
Он тоже работал на комбинате. У него была квартира в Зарафшане. Именно там было сделано немало ставших впоследствии известными снимков из той поездки.


Владимир Высоцкий и Василий Повереннов. Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года

Увидите эти фото – обратите внимание: Высоцкий и на этих снимках и на кадрах, сделанных на концертах – с усами!

Из Зарафшана до Учкудука и обратно Повереннов устроил для Высоцкого прогулку на вертолёте, показал сверху те самые котлованы и терриконы, где добывали уран открытым способом, и от той поездки тоже остались любопытные снимки.


Всеволод Абдулов, Владимир Высоцкий, Анатолий Федотов с работниками промышленных предприятий по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина

Через год, в июле 1980-го, незадолго до смерти, Высоцкий пошлет Повереннову письмо с фотографией и автографом как раз со съемки в квартире у Василия Васильевича.

Из Навои путь лежал в Бухару и Самарканд.
До Самарканда Высоцкий так и не доехал.


Владимир Высоцкий и Владимир Гольдман. Остановка по дороге из Учкудука в Зарафшан, 22 июля 1979 года.
Фото Юрия Тырина

А про выступление в Бухаре нам толком ничего не известно, и записи фонограмм не сохранилось.
Зато именно в Бухаре произошел драматичный эпизод, который называют «клинической смертью Высоцкого». Эпизод этот многократно описан и даже экранизирован.

С вашего позволения мы не будем смаковать все подробности этой истории.
Но сделаем два важных уточнения. Во-первых, принято считать, что произошло это ровно за год до смерти, 25 июля 1979 года. Но это неверно. Даже 26 числа Высоцкий еще был в Навои и выступал там.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

Истинная дата происшествия другая, но тоже символическая – 28 июля.
Ровно за год не до смерти, а уже до похорон Владимира Семеновича.

Ну а во-вторых, практически все профессиональные врачи, ознакомившись по описаниям очевидцев с подробностями так называемой клинической смерти Высоцкого, уверенно говорят о том, что это все-таки была не клиническая смерть, а глубокой обморок.


Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года. Фото Василия Повереннова

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Гастроли в июле 1979 года были последним визитом Владимира Высоцкого в Узбекистан.


Навои, ДК «Фархад», 26 июля 1979 года. Фото Аркадия Чернышёва (корреспондента газеты «Индустриальный Навои»)

Это была очень интересная, но очень трудная поездка, которая завершилась досрочно.
До Самарканда Высоцкий так и не доехал. Но именно в этом городе в 1988 году появилась одна из первых в Союзе улица Высоцкого. К сожалению, в 1996 году она получила уже другое название.

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Средней Азии и Смерть, которой не было»;
– Сергей Кирюхин, «Улица Высоцкого, г. Самарканд».

Напомним, что наше мультимедийное издание состоит из двух частей.
Первый том – непосредственно книга. Второй «том» – этот как раз та часть, где «живут» полный звук всех ста Глав и электронная версия каждой Главы.

Мы уже сообщали вам, что весь звук записан нами на флешки.
А теперь докладываем, что и второй том целиком отпечатан в типографии. Между прочим, с технической точки зрения его изготовить было сложнее, чем напечатать книгу.

Как свидетельство того, что работа, хоть и с неимоверными трудностями, но упорно продвигается вперёд – ещё несколько отрывков из книги в уже свёрстанном виде.

Посмотрите по номерам глав, и вы поймёте, что финиш действительно всё ближе.

А мы постараемся, как говорил на своих выступлениях Владимир Семёнович, отработать в ближайшие недели «не только всю программу, но даже с перевыполнением», то есть ускориться как только возможно – НО! – не в ущерб качеству!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2003)

ПОЧЕМУ УМЕР ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Заметки врача

В газете "Взгляд" (Сан-Франциско, США, 23-29 января 1999 года, № 337) был опубликован материал под заголовком "Почему умер Владимир Высоцкий", представляющий собой сокращённый вариант беседы журналиста В.Перевозчикова с хорошо знавшим Высоцкого доктором С.Щербаковым. За последние девять лет это интервью (так же, как и беседы того же журналиста с коллегами Щербакова Л.Сульповаром и А.Федотовым) было перепечатано более десяти раз на пространстве от Сыктывкара до Сан-Франциско.

Меня всегда удивляло: почему такой жгучий интерес вызывает описание последних дней жизни Высоцкого, и почему никто из пишущих о нём ни разу не попытался выяснить, а что же, собственно, привело человека к смерти в 42 года?

Ответ, вроде бы, лежит на поверхности - алкоголизм и наркомания. Именно так отвечают и В.Перевозчиков, автор книги "Правда смертного часа" (Москва, 1998 г.), и П.Солдатенков, создатель документального фильма "История болезни".

Да, разумеется, Высоцкий страдал и тем, и другим, но это ещё не ответ на вопрос, ибо неясно, - а что привело его к этим недугам? Обычно говорят: официальное непризнание, отказ в праве называться поэтом, невозможность делать в искусстве то, что хотелось бы.

Да, конечно, и это тоже, но, осмелюсь заметить, не это главное. Не забудем, что впервые Высоцкий лечился от алкоголизма в мае 1964 года. В то время на его счету не было ещё ни одной значительной театральной роли, а самой серьёзной была песня "На братских могилах", которая, несмотря на все её достоинства, вряд ли может быть причислена к поэтическим вершинам Высоцкого.

Я - врач, специализирующийся в психиатрии. С одной стороны, мне легче других оценить душевные проблемы Высоцкого. С другой же, - существуют этические принципы. Врач-психиатр попросту не имеет права ставить диагноз на основании рассказов других людей, для этого необходимо тщательное обследование больного. Так что данные заметки следует рассматривать как личное мнение психиатра, отдавшего более двадцати лет изучению жизни Владимира Высоцкого, и ни в коем случае не придавать им значения истины в конечной инстанции.

Возможно, что кто-то из моих коллег не согласится с моим предположением, основанным на изучении литературы, посвящённой Высоцкому. А предположение такое: я считаю, что Владимир Высоцкий страдал заболеванием, известным в современной американской психиатрии под именем Bipolar Affective Disorder (BPAD), а в Советском Союзе носившем название "маниакально-депрессивное состояние".

Чтобы читателю, далёкому от психиатрии, были понятны дальнейшие рассуждения, я должен хотя бы в самых общих чертах пояснить, что представляет собой это заболевание, которым, к слову сказать, страдали личности и неординарные, вроде премьер-министра Великобритании У.Черчилля, и даже гениальные, - например, Моцарт и И.-С.Бах.

Для постановки диагноза BPAD требуется наличие хотя бы одного эпизода мании либо гипомании (о диагностических признаках этих состояний и об их отличиях друг от друга я расскажу ниже). Обычно, наряду с эпизодами мании больные страдают от периодической депрессии. Заболевание может протекать очень тяжело, особенно если периоды нормального настроения между двумя приступами болезни коротки (это случается при так называемых "быстрых" циклах). Не случайно наибольшее число самоубийств, включая неудавшиеся суицидальные попытки, приходится на долю страдающих данной патологией. Не случайно и другое: процент наркоманов и алкоголиков среди больных BPAD значительно превышает показатели общей популяции. И это, конечно же, объяснимо: больные пытаются лечить себя сами. Страдающие депрессией взвинчивают себя стимуляторами, вроде эфедрина и кокаина, а находящиеся в состоянии мании стараются алкоголем либо препаратами морфинового ряда успокоить бешено работающий мозг.

Всё это было бы не так страшно, если бы не развивающаяся весьма быстро лекарственная зависимость: алкоголь и наркотики делаются необходимыми уже вне зависимости от течения основного психиатрического заболевания.

Что представляет собой депрессия, понятно из общих соображений. О мании же следует сказать особо. Согласно современной американской классификации, к симптомам мании относятся:
- повышенное самоуважение, ощущение грандиозности своих замыслов,
- пониженная потребность в сне (2-3 часа сна - и больные чувствуют себя прекрасно отдохнувшими),
- повышенная потребность говорить (иной раз больного невозможно перебить),
- полёт идей: мысли бегут, сменяя друг друга, так что больной не может сконцентрироваться на чём-то одном (так сказать, "эскадрон моих мыслей шальных"),
- рассеянность,
- способность работать долгие часы, не ощущая усталости,
- удовлетворение своих потребностей без оценки возможных последствий (например, трата сумм во много раз больших, чем больной может себе позволить, вождение машины на огромной скорости, неразборчивость в половых связях и т.д.).

При этом больной испытывает эйфорию либо, наоборот, постоянное раздражение.
Признаки гипомании те же, но выражены они слабее и продолжаются меньше (до четырех дней, в отличие от полной мании, которая без лечения может продолжаться неделю, две или даже дольше.) Иной раз окружающие даже не замечают, что больной находится в состоянии гипомании. Кстати, многие пациенты считают это состояние наилучшим. Они стараются принимать медикаменты в дозах меньших, чем предписано психиатром, дабы удержать себя в гипомании. К сожалению, дело обычно кончается срывом в полную манию.

А теперь попробуем соотнести изложенное выше с известными нам фактами биографии Высоцкого и подумаем, допустимо ли предположение о наличии у него маниакально-депрессивного состояния.

Как сказано выше, впервые Высоцкий на лечении от алкоголизма оказался в мае 1964 года. Было ему тогда 26 лет. Будем откровенны - в этом возрасте выпивают (и, иной раз, весьма прилично) процентов девяносто российских мужчин, и при этом никаких неприятностей со здоровьем не имеют. Высоцкий же так рано стал алкоголиком. Почему? Ведь ни мать, ни отец, ни довольно многочисленные родственники по мужской линии (о родственниках матери известно меньше) этим недугом не страдали, так что на отягощённую наследственность сослаться нельзя. С другой стороны, известно, что BPAD обычно начинается в 20-25 лет. Разумеется, это не даёт оснований решительно заявить, что Высоцкий пытался смягчать алкоголем маниакальные состояния, но как рабочую гипотезу принять такое предположение допустимо.
Досаднее всего, что эта мысль долго не посещала психиатров, лечивших Высоцкого. По воспоминаниям врача-психиатра М.Буянова, общавшегося с Высоцким, когда тот во второй раз попал на лечение от алкоголизма (ноябрь 1965 г.), заведующая отделением сказала: "Высоцкий - отпетый пьяница, такие способны на всё", а лечащий врач добавила: "Вначале ему ставили "психопатию, осложнённую бытовым пьянством", но вскоре сменили диагноз на "хронический алкоголизм"". 1*

Диагноза "психопатии" в современной психиатрии не существует. В Советском Союзе этот диагноз, так же как и "вегетососудистая дистония" в терапии, служил своего рода "мусорной корзиной", куда автоматически "сбрасывались" все заболевания, в которых врачи не сумели разобраться.
Заметим, однако, что какие-то подозрения о наличии у Высоцкого психопатологии у врачей всё-таки были. Лечили же Высоцкого в психиатрических больницах только от алкоголизма. На какое-то время это давало результат, но основная болезнь развивалась по своим законам.

Неизвестно, к какому именно году, но, во всяком случае, к началу их совместной жизни с Высоцким (конец 1960-х - начало 1970-х гг.) относятся такие строки, написанные Мариной Влади в книге "Владимир, или Прерванный полёт": "...Твоё состояние начинает наконец беспокоить собутыльников. Сначала им так приятно быть с тобой, слушать, как ты поёшь... Но всегда наступает время, когда, наконец уставшие, протрезвевшие, они видят, что вся эта свистопляска оборачивается кошмаром. Ты становишься неуправляем, твоя удесятерённая водкой сила пугает их, ты уже не кричишь, а воешь". 2*

Здесь спутана причина со следствием: огромные дозы алкоголя выпивались Высоцким не для поддержания энергии, а для её подавления, - но основная идея верна. Находиться рядом с больным в состоянии мании трудно, тем более трудно принимать участие в кутежах - силы неравные.
Бывал ли Высоцкий в состоянии депрессии? Опять-таки, точных данных у меня нет, могу лишь предположить, что ответ на этот вопрос будет положительным.

В самом конце 1969 или же в начале 1970 г. (установить точнее не представляется возможным) Высоцкий, находясь в Одессе, приехал на теплоход "Грузия", которым командовал его друг А.Гарагуля. Каким было это время в жизни Высоцкого? Ответим так: нелёгким, но и не самым худшим. Последствия зубодробительных статей в советской прессе (всем памятна "О чём поёт Высоцкий?", но были и другие) ещё чувствовались, но всё-таки, мало-помалу Высоцкого стали приглашать на выступления, что было не только приятно для самолюбия, но и весьма ощутимо помогало в финансовом плане. В театре Высоцкий получил ещё одну главную роль - лётчика Янг Суна в "Добром человеке из Сезуана", - роль, о которой он долго мечтал. За 1969 год было написано более пятидесяти (!) поэтических произведений, в числе которых "Человек за бортом", "Ноль семь", "Сыновья уходят в бой" и другие. Отношения с Мариной Влади, возможно, не всегда были гладкими, но дело шло к свадьбе (бракосочетание состоялось 1 декабря 1970 г.). Так что, в целом, всё хорошо?

Плохо! Записка к капитану Гарагуле, которого не оказалось ту ночь на борту, заканчивается словами: "Толя! Мне очень плохо! Толя! Худо мне! Наверное, надо кончать! Кончать всё!". 3*
Не свидетельствует ли этот текст, что записка написана в состоянии тяжелейшей депрессии, когда автор её всерьёз подумывал о самоубийстве?

Но вот, наконец, кто-то по-настоящему задумался о состоянии Высоцкого и назначил, как я понимаю, абсолютно правильное лечение. Читаем в дневниках актёра В.Золотухина: "19.02.71 г. Володя во Владивостоке, улетел к китобоям. Сказал Митте (А.Митта - кинорежиссёр - М.Ц.) - на 5 дней. Объяснил так: "Принимая депрессант, я не могу репетировать. Бросил принимать - поднялось возбуждение. Надо лететь"". 4*
В.Золотухин допустил неточность медицинского характера: депрессантов в медицине нет, - есть антидепрессанты, - хотя, конечно, существуют препараты с депрессивным эффектом. В данном же случае речь, очевидно, идёт о препарате из группы стабилизаторов настроения. Эти препараты используются при лечении BPAD.
Даже сегодня выбор у психиатров относительно невелик, а тогда, в 1971 году, в распоряжении у них был только литий. Литий и теперь используется чаще других медикаментов этой группы, хотя у него немало побочных эффектов (возможно, были они и у Высоцкого).
В остальном же объяснение Высоцкого, приводимое Золотухиным, как будто списано из медицинского учебника. Для человека, побывавшего в мании, всё, что ниже гипомании, - уже депрессия. Для творческой личности - особенно. Потому-то и не мог репетировать Высоцкий - не хватало творческого экстаза. А без лечения гипомания быстро возвращалась.

Но почему Высоцкому надо было отправиться так далеко, - во Владивосток? Почему бы не съездить, скажем, в подмосковные Подлипки или хотя бы в Ленинград? Не всё ли равно, куда ехать?
Не всё равно! Если предположение о наличии у Высоцкого BPAD верно, то его поведение полностью укладывается в диагностические рамки. Вспомните признаки мании, приводимые в начале статьи. Одним из них является ощущение грандиозности замыслов. Поездка за десятки тысяч километров вовсе не то же самое, что поездка в соседний город. Тут всё дело в размахе. (Не случайно многие маниакальные больные, лишённые возможности ехать в дальние путешествия, звонят родным и знакомым, живущим за тысячи миль от них. Счета за телефонные разговоры бывают просто астрономическими, знаю это из собственного врачебного опыта).
Рамки статьи не позволяют привести все описанные в литературе, посвящённой Высоцкому, случаи его внезапных отъездов. Подчеркну лишь, что такие описания есть, так что случай, рассказанный Золотухиным, отнюдь не единственный.

Совершенно классическое описание начала мании у Высоцкого приводится в книге актрисы А.Демидовой. В её дневниках мы находим такие строки: "5 сентября. Высоцкий нервен. Ощущение, что всё время куда-то опаздывает. Везде ведёт себя, как хозяин. Говорить с ним сейчас о чём-нибудь бесполезно - не слышит. Его несёт. 12 сентября. Злой Высоцкий. Общение с ним в таком состоянии невозможно... 13 сентября. Высоцкий не может усидеть на месте больше пяти минут - чувствую, что сорвётся. 14 сентября. Высоцкий запил". 5*

Произошло это на гастролях Театра на Таганке в Вильнюсе в 1974 году. В.Смехов рассказывал мне, что состояние Высоцкого было ужасным, его ни на минуту нельзя было оставить одного. При нём неотлучно находился его друг, таганский актёр И.Дыховичный. Возможно, это подарило Высоцкому ещё шесть лет жизни, поскольку больные в мании (хотя и реже, чем в депрессии) могут совершить самоубийство.

Я не могу исключить, что попытка самоубийства была у Высоцкого ровно через год, в сентябре 1975 года. Тогда, в самом конце гастролей Театра на Таганке в Болгарии, Высоцкий снова запил. В начале октября театр отправился на гастроли в Ростов-на-Дону. На фотографиях, сделанных там, видно, что оба запястья Высоцкого перевязаны бинтами.

Общавшиеся с Высоцким в те дни помнят его объяснения: "Упал с лошади", "обжёгся на съёмках", "упал на стропила во время съёмок".
Таганский актёр Д.Межевич, заметив, что в конце болгарских гастролей и в Ростове у Высоцкого было "нехорошо на душе", ничего относительно повязок не сказал. "У меня есть некие домыслы, но я оставлю их для себя". 6* В.Смехов сказал мне, что уже не помнит, откуда взялись повязки.

Попробуем порассуждать. Объяснения Высоцкого явно истины не содержат - возможность повредить одновременно два запястья весьма маловероятна. К тому же на фотографиях видно, что у него просто перевязаны руки, что не имеет смысла: при переломах накладывается гипс, при растяжении связок - повязки-"восьмёрки", сводящие до минимума движения в лучезапястных суставах, что, естественно, уменьшает боль. (Разумеется, при растяжении связок играть на гитаре невозможно, а Высоцкий, находясь в Ростове, дал несколько концертов). А вот то, что люди, желающие вскрыть себе вены, чаще всего режут именно запястья, врачи хорошо знают. Снова подчеркну: истина мне не известна, но повязки на обеих руках вызывают вполне определённые подозрения.

Кстати, врач С.Щербаков в беседе, перепечатанной в газете "Взгляд" сказал, что ему известно (выделено мной - М.Ц.) о нескольких суицидальных попытках Высоцкого.

В сотнях статей, посвящённых Высоцкому, говорилось, что он много писал по ночам, что вообще он спал не более четырёх часов. При этом никто не задумывался: а почему человек так мало спал? Разумеется, по три-четыре часа Высоцкий спал отнюдь не всегда, это журналистское преувеличение, но описание множества эпизодов (данных разными людьми, но очень похожих друг на друга) того, как Высоцкий мог оставаться бодрым по несколько суток почти без сна, наводят на подозрение о наличии у него BPAD. К тому же это своеобразный порочный круг: недостаток сна провоцирует манию, а мания ведёт к уменьшению потребности в сне.

Кстати, у людей, предрасположенных к мании, вызвать её могут и лекарственные препараты, обладающие возбуждающим действием. В связи с этим большой интерес представляет случай, рассказанный мне скульптором Э.Неизвестным.

Когда Высоцкий был на гастролях в США в январе 1979 г., он посетил скульптора в его мастерской. Один из находившихся там студентов предложил Высоцкому покурить марихуану. "Володя сделал пару затяжек и внезапно впал в форменное безумие - лез драться, срывал с себя одежду. Потом кто-то вызвал знакомого врача, тот Володю увёз".
Теоретически такое возможно, практически - вряд ли. Во-первых, Высоцкий уже был знаком с марихуаной (об этом писала Марина Влади), во-вторых, он использовал наркотики морфинового ряда, значительно более сильные, марихуана же - "мягкий" наркотик. Вероятнее другое, - Высоцкому предложили (случайно или умышленно) не марихуану, а кокаин или амфетамин. Это сильнодействующие возбуждающие препараты. У обычных людей они приводят к состоянию эйфории, у Высоцкого же вызвали сильнейшую манию с психозом.

Психоз - состояние, при котором нарушается восприятие реальной жизни. Это состояние сопровождается бредом, нарушением памяти, галлюцинациями (комбинации симптомов могут быть различными). Психоз встречается при различных психиатрических заболеваниях, в том числе и при BPAD. Причём слуховые галлюцинации у маниакально-депрессивных больных обычно отличаются тем, что в голове звучит только один голос, и этот голос обращается к больному. Это противоположно слуховым галлюцинациям при шизофрении, когда больной слышит несколько разговаривающих между собой голосов.
Во время своих последних гастролей в июне 1980 года в Калининграде Высоцкий жил в одном гостиничном номере со своим администратором Н.Тамразовым. Через много лет Тамразов рассказал в интервью, как Высоцкий однажды прервал разговор и спросил: "Хочешь, я тебе расскажу, какой чудак ко мне приходит?" Володя кладёт голову на подушку и начинает рассказывать. Какие у него губы, какой нос, подбородок... Володя мог с ним разговаривать!".

Таковы мои предположения относительно причин болезни и смерти Владимира Высоцкого. При этом я вовсе не хочу сказать, что если бы болезнь была своевременно распознана, и Высоцкий всё время находился под наблюдением психиатра, то он был бы жив и сегодня. Во-первых, в истории, как известно, нет сослагательного наклонения, во-вторых, по новейшим данным, долговременная ремиссия даже при оптимальном лечении возможна не более чем в 30% случаев. Однако шансы на продление его жизни были бы, безусловно, гораздо более весомыми.

Сайт: www.v-vysotsky.narod.ru


______________________________________________________

1 - Цитируется по газете "Версия-Плюс", Минск, 1995 г., №5.
2 - Марина Влади. "Владимир, или Прерванный полёт", Москва, "Прогресс", 1989 г., стр. 34.
3 - Цитируется по изданию "Владимир Высоцкий. Собрание сочинений в 7-и томах", Германия, 1994 г., том 6, стр.400.
4 - В.Золотухин. "Дребезги", Москва, 1991 г., стр.253.
5 - А.Демидова. "Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю", Москва, 1989 г., стр.107-108.
6 - газета "Эксклюзив", Киев, 1995 г. №20, стр.3.
7 - Цитируется по книге "Живая жизнь", часть 3-я, Москва, 1992 г., стр. 153-154.

10.05.05

Обсудите статью в

Владимир Высоцкий стал легендой советских музыки, театра и кинематографа. Песни Высоцкого стали классикой и неоспоримыми вечными хитами. Его творчество очень сложно классифицировать, так как он выходит за рамки и расширяет их. Обычно Высоцкого относят к бардовской музыке, но при этом его манера исполнения и тематика текстов совершенно отличались от принятых в бардовской среде. Сам музыкант тоже открещивался от этого движения.

Первый канал

Детство и юность

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в огромной коммуналке. Отец поэта – бард и актер, уроженец Киева, ветеран ВОВ, а мама - переводчик-референт. Когда началась война, Владимиру Семеновичу было всего четыре года, поэтому мама приняла решение уехать с сыном в Оренбургскую область. Там Высоцкий жил около двух лет, а после эвакуации семья вернулась обратно в Москву.

Спустя два года по окончанию войны родители разошлись. В девятилетнем возрасте Владимир Высоцкий попал в оккупированную послевоенную Германию, поэтому его детство нельзя назвать радужным, в отличие от сверстников, находящихся в столице СССР. Будучи в Германии, Володя посещал уроки игры на фортепиано. Его мама вышла замуж во второй раз, с отчимом Высоцкий был в непростых отношениях. Родной отец также женился во второй раз, но с мачехой у музыканта сложились отношения лучше.


Kulichki.com

Вернулся в Москву молодой поэт в 1949 году, поселившись с отцом и его женой. Именно там состоялось знакомство Высоцкого с музыкой, а точнее, с веселой молодежью 50-х годов, которая подтолкнула его к пению. Первые аккорды Владимира Семеновича – это мотивы блатной романтики, популярное направление для тех, чье детство прошло в период войны. По вечерам компании собирались, чтобы поиграть на гитаре песни о Колыме, Воркуте и Мурке. Тогда у Владимира Высоцкого начался серьезный роман с гитарой.

В возрасте 10-ти лет Владимир Семенович начал посещать драматический кружок. Тогда он еще не совсем понимал, что его будущее принадлежит театру. Окончив школу, Высоцкий поступил в московский строительный, но через полгода осознал, что попал «не туда» и бросил учебное заведение.


Humus.livejournal.com

По легенде, Владимир сделал это внезапно и достаточно эксцентрично. Всю новогоднюю ночь будущий актер вместе с однокурсником провели за подготовкой к сессии, делали чертежи, без которых нельзя было получить допуск к экзаменам. После нескольких часов кропотливой работы чертежи были готовы – и тут Высоцкий схватил со стола банку туши и вылил на свой лист. Владимир понял, что больше не может находиться в этом учебном заведении, а оставшиеся полгода решил потратить на подготовку к новому поступлению.

После этого молодой харизматичный парень поступил во МХАТ и уже через три года дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле «Преступление и наказание». Затем Владимир Семенович сыграл первую небольшую роль в киноленте «Сверстники».

Театр

После выпуска со школы-студии МХАТ Высоцкий поступил на работу в театр им. Пушкина. Вскоре актер ушел в Театр миниатюр, играя там в маленьких эпизодах и массовке, что большого энтузиазма не вызывало. Были также неудачные попытки пробиться в театр «Современник».


РИА Новости

В итоге по душе Владимиру Семеновичу пришелся Театр на Таганке, в котором до самой смерти он и трудился. Здесь Высоцкий примерил образы Гамлета, Пугачева, Свидригайлова и Галилея. Вместе с Театром на Таганке актер много гастролировал, он практически объехал весь мир, выступал во Франции, Польше, Германии, Венгрии и Болгарии, несколько раз смог съездит в США, побывал в Мексике, Канаде и на Таити.

Музыка

Тексты к песням Владимир Высоцкий писал сам. Первые стихи Высоцкий написал еще в школе. Стихотворение «Моя клятва» молодой поэт посвятил Сталину и в лирической манере скорбел о смерти вождя. Первой песней сам Высоцкий называет «Татуировку», которая была исполнена в Ленинграде в 1961-м году. Эта песня начала в творчестве поэта цикл дворовых, «блатных» произведений.

Несмотря на заявления самого исполнителя, существует другая его песня, датированная годом раньше. Эта песня называется «49 дней». Она написана о подвиге российских солдат, которые дрейфовали по Тихому океану. Стихи были посвящены благородной теме, но это не заставило Высоцкого полюбить свое творение. Он называл эту песню пособием для халтурщиков и отзывался о ней очень негативно. По мнению автора, можно насочинять множество таких стихов, просто открыв рубрику актуальных событий в любой газете и переписав фамилии. Для поэта было важно пропускать творчество через себя, поэтому «халтурную» песню «49 дней» он не признавал.

Авторское вдохновение Владимир Высоцкий черпал у , которого до последнего дня своей жизни считал своим наставником. «Песня о Правде и Лжи» была посвящена именно ему. Писать музыку и тексты песен актер начал в 60-х годах. Первые слушатели не оценили «дворовые» мотивы музыканта, да и самому Высоцкому они не особо нравились. Как музыкант Владимир Семенович созрел немного позже. В 1965 году песня «Подводная лодка» стала знамением того, что юношеское творчество раннего поэта закончилось. Позже актер писал песни для кинолент, в которых снимался сам и принимал активное участие в их создании.


Rock Cult

В 1968-м году вышла первая грампластинка с авторскими песнями Высоцкого. Это был сборник его песен к кинофильму «Вертикаль», включая впервые прозвучавшую в этой картине, а позже ставшую одной из визитных карточек музыканта «Песню о друге».

В 1975-м году впервые, и, как потом оказалось, в последний раз, в официальном советском сборнике было опубликовано стихотворение Высоцкого. Посчастливилось стиху «Из дорожного движения». В этом же году музыкант записал новую пластинку «В.Высоцкий. Автопортрет». Это был крупный сборник, с авторскими отступлениями перед каждой песней и аккомпанементом на трех гитарах. Но запись вышла лишь частично и только после смерти автора.

В 1978-м году Владимир Высоцкий получил высшую категорию вокалиста-солиста эстрады. Это показало, что Министерство культуры признает творчество Высоцкого и готово признать его профессиональным исполнителем.


ТВ Центр

В 1979 году музыкант много гастролировал, он выступил в Нью-Йорке и Торонто. Песни Высоцкого настолько впечатлили слушателей, что в законопослушной Америке в том же году без разрешения самого певца вышла пиратская запись концерта с перепутанным порядком композиций.

В этом же году Владимир Высоцкий поучаствовал в создании известного самиздатного альманаха «Метрополь». Это было неподцензурное издание, сборник текстов тех авторов, которые не могли печататься официально. Всего вышло 12 экземпляров, но один из них кто-то смог нелегально вывезти в США, где альманах был опубликован официально.

Высоцкий продолжал гастролировать. Во Франции он познакомился с цыганским музыкантом, в дуэте с которым исполнил множество песен и романсов. Певцы планировали записать пластинку, но Владимир не успел этого сделать.

В последние годы жизни артист не переставал давать концерты. Он выступал в Ленинграде, Калининграде и Москве, продолжал играть Гамлета в Театре на Таганке.

В репертуаре музыканта и поэта более 600 песен, а также около 200 стихов. Его концерты посещали толпы поклонников. Творчество Владимира Высоцкого по сей день не теряет актуальности. Музыкант дал больше полутора тысяч концертов по всему миру. Еще при жизни Высоцкий выпустил 7 собственных альбомов и 11 сборников песен других музыкантов в его исполнении.

Точную дискографию всех альбомов и сборников, в которых участвовал Высоцкий, создать практически невозможно, так как их издавали в разных странах, изымали из продажи, переписывали. После смерти Высоцкого его песни продолжали выходить на пластинках.

Фильмы

В биографии Владимира Высоцкого в равной степени переплетались театр, кино и музыка. Свою первую, эпизодическую роль в фильме «Сверстницы» Высоцкий сыграл еще во время учебы во МХАТе. Но по-настоящему кинематограф открыл Владимира Семеновича как актера в 1961 году, после съемок в киноленте «Карьера Димы Горина». Потом последовал «713-й просит посадку» и другие фильмы. Но главных ролей так и не было, Высоцкий начал злоупотреблять алкоголем. Это многое перевернуло в худшую сторону.

Серьезный успех настал только в 1967-ом с выходом фильма «Вертикаль», к которому он написал все песни. О Высоцком тут же узнала вся страна, одновременно и как об актере, и как о музыканте.

Песни Высоцкого были раскритикованы в ЦК КПСС и подчиненной прессе. Высоцкий не мог этого проигнорировать и после едкий статей на тему, о чем поет Высоцкий, направил в Центральный Комитет письмо, где назвал эту критику резкой и бездоказательной.

Кумир миллионов Владимир Высоцкий стал презренным советской власти. Ему часто отказывали в ролях, а песни не выходили в эфир, поэтому на протяжении 70-х годов актер мало снимался. В Театре на Таганке его то увольняли за пьянство, то снова утверждали на главные роли. Высоцкий несколько раз чуть ли не «загремел» на тот свет из-за слабого сердца, переутомления и продолжительных запоев. Но в то же время, именно в этот период Высоцкий сыграл своего Гамлета, который запомнился миллионам. Самую сложную и притягательную роль Владимир воплотил в своей особой манере и бесконечно талантливо.

На телевидении вышла эстонская передача, посвященная Высоцкому, «Парень с Таганки». Это было первое появление артиста на телевидении не в художественном фильме. Об актере много писали и снимали. О нем вышла статья в журнале «Театр», позже Высоцкого позвали выступить на французском телеканале, где он исполнил свою биографическую «Балладу о Любви». Но по Центральному телевидению ни одно интервью или концерт Владимира Высоцкого при его жизни показаны не было. Иногда были попытки записать интервью для Центрального телевидения. Например, Высоцкий беседовал с Валерием Перевозчиковым, но впоследствии пленку с передачей смыли, не оставив ничего, кроме небольшого финального фрагмента на несколько минут.

Знаковой ролью для Владимира Высоцкого стала работа в многосерийной картине «Место встречи изменить нельзя», где актер сыграл «своего» любимого героя – Глеба Жеглова, а также выступил в роли режиссера. В этой киноленте песни Владимира Семеновича не звучат, хотя изначально он изъявлял такое желание. Тогда режиссер был против такой креативности, так как, по его мнению, харизматичный Высоцкий мог затмить образ своего героя.

Владимир Высоцкий очень хотел сняться в американском фильме «Красные». Он записал видеообращение к Уоррену Битти, который должен был стать режиссером фильма. Но запись в США так и не дошла.

Личная жизнь

Когда Владимир Семенович учился на первом курсе МХАТа, он познакомился с сокурсницей , которая в итоге стала его первой женой в 1960 году. Брак не продлился долго, супруги часто ссорились и, не прожив вместе и года, развелись.

Второй женой актера стала . Они познакомились через год после развода Владимира Семеновича с первой женой. В этом браке Абрамова подарила музыканту двоих детей, что не смогло спасти семью, и уже в 1968 году пара также разошлась. Оба сына Высоцкого впоследствии тоже стали артистами и связали свою жизнь с кино. Младший сын, управляет Государственным культурным центром-музеем В.С. Высоцкого.


Woman.ru

В третий раз Высоцкий женился на , которую впервые увидел в киноленте «Колдунья» и сразу влюбился в актрису. Многие годы музыкант мечтал о красивой женщине, пересматривая картину с ее участием. Их знакомство все-таки свершилось. Однажды, после просмотра спектакля Высоцкий посетил ресторан, где как раз отдыхала Влади. Тогда мужчина прямиком направился к ней, взял за руку и долгое время не сводил с Марины глаз. В 1970 году Влади и Высоцкий поженились.

Личная жизнь Владимира Высоцкого тогда перевернулась, осуществилась его давняя мечта. Так продолжалось 10 лет, до самой смерти музыканта. На протяжении этого срока Марина Влади оставалась для актера не только любимой женщиной, опорой, но и главной музой.


AdMe.ru

Но и в этой семье все было не так гладко. У Высоцкого была скандальная репутация, о нем и его женщинах ходило множество слухов. Уже в наше время в биографии «Высоцкий. Спасибо, что живой» рассказывается о романе артиста с некой Татьяной Ивлевой в последние годы жизни. Девушки с таким именем никогда не существовало, но это вовсе не значит, что знаменитого музыканта оболгали и приписали женатому мужчине несуществующую любовь на стороне.

Последней любовью Высоцкого стала студентка Оксана Афанасьева. Он влюбился случайно и с первого взгляда. Как позже рассказала, Оксана он стал ее первой и, наверное, единственной настоящей любовью. Разница между влюбленными была больше 20-ти лет. Оксана была дочкой известного литератора, поэтому не испытывала никакого трепета перед известными личностями, гораздо больше она боялась, что для популярного музыканта с репутацией алкоголика и бабника она станет только развлечением. Но это были настоящие чувства с нежными ухаживаниями и восхищением.


Woman.ru

Жена Высоцкого в это время жила своей жизнью в Париже, но знала о любовнице мужа. Оксана даже переселилась в квартиру к Владимиру, она знала, что тот женат, но воспринимало это как что-то далекое и не значимое. Музыкант изменял и ей. Владимир Высоцкий не скрывал своих отношений, открыто знакомил девушку со своими друзьями и коллегами.

Смерть

Владимир Высоцкий, несмотря на уверенный вид и высокий рост, не отличался крепким здоровьем. Сложно сказать, были ли к этому врожденные предпосылки или роль сыграла склонность артиста к алкоголю. Высоцкий курил по пачке сигарет в день и много лет был зависим от алкоголя. Он был творческой личностью, но его произведения постоянно критиковали, давили и откладывали. При всем при этом он помог бросить или хотя бы закодироваться многим своим известным друзьям. Он ловил их по городу в периоды обострений, уговаривал, давал привезенные Мариной из Франции таблетки. Так он вытащил по меньшей мере Даля и Ливанова. Многие знакомые музыканта утверждают, что в последние годы жизни и сам Высоцкий перестал употреблять алкоголь.


HitGid

Тем не менее, долгое время у Высоцкого были проблемы с сердцем и дыханием

Первый серьезный приступ произошел в 1969-м году. У Высоцкого пошла кровь горлом, скорую вызвала испуганная жена. По началу, врачи даже отказались госпитализировать музыканта, считая его случай смертельным, но Влади перегородила им дверь и угрожала дипломатическим скандалом. Высоцкого спасла настойчивость жены и то, что медики узнали известного певца и актера. Операция длилась 18 часов.

Алкогольная зависимость имела свои последствия, вызывая болезни почек и сердца. Врачи пытались бороться с особо тяжелыми состояниями веществами наркотического ряда. Неизвестно стало ли это причиной зависимости или музыкант сам решил, что наркотики помогут ему отказаться от алкоголя и справиться со своей болезнью, но факт остается фактом: к середине 70-х у Высоцкого развилась наркозависимость. Он постоянно увеличивал дозы морфия и амфетамина, к 1977-му Высоцки уже не мог жить без ежедневного употребления наркотических веществ. На тот момент музыкант уже был обречен, попытки лечение не возымели действия и Высоцкому предсказывали смерть в течение нескольких лет либо от передозировки, либо от абстиненции.


ThePlaCe.ru

В 1979 в Бухаре Высоцкий возможно пережил клиническую смерть. Биографы до сих пор спорят насчет этого факта.

25 июля 1980 года Владимир Семенович Высоцкий скоропостижно скончался. Смерть наступила во сне в квартире, где проживал музыкант. Артист метался по комнате и сказал матери, что знает, что умрет в этот день. Он уснул только после укола успокоительного и умер во сне.

По просьбе близких вскрытие не проводилось, поэтому точная причина смерти Высоцкого так и не установлена. По нескольким источникам можно предполагать, что поэт, музыкант и талантливый актер умер от инфаркта миокарда или от асфиксии вследствие передозировки седативными средствами.

Друзья и супруга признавали, что Высоцкого убили наркотики, но опосредовано, передозировку никогда не упоминают в качестве вероятной причины смерти.


Русский Курьер

В газетах и по телевидению практически не афишировали смерть Владимира Высоцкого. Это произошло не столько из-за того, что он был неугодным власти поэтом, сколько из-за самой даты смерти. Высоцкий умер во время летней Олимпиады в Москве. Никто не хотел портить такое крупное международное событие некрологом. Сообщение о смерти актера вывесил в окошке кассы Театр на Таганке, и вокруг театра практически мгновенно собралась огромная толпа. Никто из купивших билеты на несостоявшиеся выступления Высоцкого не сдал их.

Информация о похоронах активно замалчивалась, но на прощание с музыкантом, казалось, пришел весь город. Как позже описала это Марина Влади, так не хоронили даже королей. Чтобы попасть на Ваганьковское кладбище гроб с Высоцким должен был проехать мимо Кремля. Официальные власти попытались смыть цветы и сбить портрет, чтобы не было видно, кого несут через центр Москвы, но до этого тихо скорбящая толпа грудь встала на защиту процессии. Люди зонтиками закрывали цветы, кричали на полицейских. Фотографии этого беспорядка обошли весь мир.


Русский Курьер

Для того, чтобы великого музыканта могли похоронить недалеко от входа, директору кладбища пришлось пожертвовать своей должностью. Могила Высоцкого оказалась просто завалена цветами. Поклонники гения не забывали о нем многие годы. До сих пор многие почитатели Высоцкого посещают его последнее пристанище и оставляют цветы. В 1985-м году стандартное надгробие сменил памятник музыканту. Статуя перекликается с его песней «памятник» и изображает человека, пытающегося вырваться из каменной оболочки и из цепей творческих канонов.

Фильмография

  • Сверстницы
  • Карьера Димы Горина
  • Живые и мёртвые
  • Война под крышами
  • Служили два товарища
  • Четвёртый
  • Бегство мистера Мак-Кинли
  • Знаки зодиака
  • Их двое
  • Место встречи изменить нельзя

Владимир Семенович Высоцкий в своей достаточно короткой жизни обладал поистине настоящим талантом и творческим гением, масштаб которого настолько очевиден и понятен каждому, равносильно дару Пушкина. Именно уход из жизни Высоцкого символизировал конец золотой эпохи советского искусства. Однако память о нем и его творчестве в наши дни только усиливается, вследствие чего многие начинают задаваться вопросами о том, как уходил из жизни великий артист. Для того, чтобы еще объективнее раскрыть данную великую личность следует описать смерть Высоцкого . Последние три года жизненного пути Высоцкий был подвержен самой страшной зависимости – наркотической. В частности, первые контакты артиста с наркотиками отнесены к семьдесят шестому году двадцатого века. Причиной, согласно которой он подсел на иглу, заключается в том, что один врач посоветовал ему делать инъекции морфия для того, чтобы максимально быстро выйти из алкогольного запоя.

Есть версия, что наркотики Высоцкому предложила агентура КГБ, так как тексты его песен с одной стороны были полностью безобидными, но с другой по – своему сеяли вольнодумство среди граждан, прививая нелюбовь к существовавшей тогда государственной системе. В данном аспекте смерть Владимира Высоцкого им была как нельзя выгодна. Однако данную версию окончательно подтвердить на сегодняшний день не удастся. К употреблению наркотиков великий артист отнесся с большим усердием, так как они давали возможность расслабления и полного умиротворения без проявления каких-либо внешних визуальных эффектов, что нельзя было сказать об употреблении алкогольных напитков. Также он должен быть постоянно в бодром расположении духа, так как это требовал его жесткий рабочий график и высокий статус в обществе СССР. До семьдесят седьмого года наркотические вещества не играли решающей роли в жизни барда. Ситуация резко обострилась только к семьдесят восьмому году. Стоит отметить, что в те года морфий не считался особенно серьезным наркотиком, и его принятие в повышенных количествах относилось к невинному злоупотреблению.

Клиническая смерть, которую пережил Высоцкий, находясь в Бухаре, произошла вследствие употребления им препарата неизвестного состава, проданного ему на рынке вместо морфия. В 1980 году его наркотическая зависимость приобретает острый и мучительный характера. Он даже сделал болезненную очистку крови, находясь в клинике расположенной в Париже. Что касается событий, которые произошли в момент его смерти в ночь с двадцать четвертое на двадцать пятое июля, то в данном вопросе есть множество белых пятен и неясностей. Согласно официальной версии смерть Высоцкого наступила от инфаркта. Однако после, врачи из института Склифосовского утверждали, что великий артист, находясь под сильнейшим воздействием определенного антидепрессанта, попросту задохнулся своим собственным языком, который завалился в таком положении, что не дал доступа воздуха в дыхательные пути. Тот врач, который находился на момент смерти барда в его квартире, данную ситуацию пропустил, так как после дня нахождения на дежурстве, сильно устал и заснул. Несмотря на то, что у артиста с детства было больное сердце, он сумел продержаться впечатляющее количество времени под губительным воздействием наркотических средств, что говорит о том, что у него был по — настоящему твердый характер и железная выдержка. Несмотря на его болезненный уход из жизни, он сумел умереть так, как подобает настоящему герою – с высоко поднятой головой.

Причина смерти Высоцкого. Что случилось на самом деле?

Уход из жизни Владимира Высоцкого, о котором с одной стороны известно очень много, в определенных аспектах содержит в своей сущности очень много загадок и неясностей. Информационные данные об уходе жизни великого артиста были получены исключительно со слов лиц, которые имели с ним определенное знакомство. Но у таких свидетельских показаний в большой вероятности может преобладать недостоверный характер, так как многим попросту выгодно сеять неправду в рассматриваемом вопросе. На сегодняшний день можно предпринять попытку по розыску всех тех лиц, которые находились в квартире артиста на момент его смерти, тех кто, сообщил его жене о случившемся несчастье, но даже если все эти попытки увенчаются успехом, причина смерти Высоцкого останется неизвестной. Стоит отметить, что различные слухи, касательно смерти рассматриваемого великого артиста начали проявляться до его реального ухода из жизни. Некоторые высказывали мысль, что он покончил жизнь самоубийством путем вскрытия вен, другие утверждали, что бард выстрелил себе в голову из пистолета. Всевозможные сплетни появлялись моментально.

Однако Высоцкий очень часто находился в реанимационных процедурах, в своей жизни перенес определенное количество смертей клинического вида и оказывался в дорожно-транспортных происшествиях. В частности, когда он находился в гостях у актера Александра Абдулова, ему резко стало очень плохо. Моментально была вызвана бригада скорой помощи, однако санитары очень упорно отказывались его транспортировать в клинику, так как они боялись, что он умрет в дороге. Максимально точная причина смерти Высоцкого так и не была установлена. Причиной этому моменту служил полный отказ родственников от осуществления процедуры вскрытия тела великого артиста. Многие думают, что он умер от несовместимого с жизнью принятия наркотических средств. Другие ссылаются на то, что в ночь его смерти, он задохнулся от собственного языка, под воздействием повышенной дозы веществ расслабляющего характера. Однако по официальной версии, подтвержденной медицинским заключением, он умер от недостаточности сердечного типа. Стоит отметить, что о проблеме артиста в отношении наркотических средств знало много лиц, примерно столько же, сколько знали о том, что Высоцкий подвержен алкогольной зависимости. Чтобы соскочить с наркотической иглы он проходил многочисленные курсы лечения в клиниках различных государств, использовал различные методы народного характера, но все равно возвращался к наркотикам.

Высоцкий покинул наш мир в середине проведения Олимпийских игр, которые проходили в Москве, вследствие чего государственные службы пытались максимально тщательно скрыть данный факт от общественности, однако у них ничего не вышло. Только в некоторых официальных периодических печатных изданиях был размещен небольшой некролог о том, что великий артист умер от инфаркта. Стоит отметить, что всевозможные попытки скрыть настоящие предпосылки смерти барда властями послужили тому моменту, что причина смерти Владимира Высоцкого приобрела загадочный и неподтвержденный характер. Великого барда в момент похоронной процессии провожали около пятидесяти тысяч человек, причем много было тех, кто приехал проститься с ним, из других городов и также была некоторая часть граждан, прибывших из других стран. Данный факт говорит о том, что творчество Высоцкого уже было признано при его жизни и сейчас всенародная любовь к его гению и масштабному таланту только усиливается, несмотря на то, что в обществе уже возмужало новое молодое поколение, которое с уважением и пониманием ценит его существенный вклад в искусство.

Последние дни жизни Владимира Высоцкого

Судьба Владимира Высоцкого была по-своему столько триумфальной, сколько и трагической. Великий артист и бард, он своими песнями и актерскими образами в театре и кино полностью раскрыл свой многогранный творческий гений, вследствие чего публика его признала при жизни и до сих пор слава о его несомненном вкладе в национальное искусство только увеличивается.

Однако последние дни жизни Высоцкого были тяжелыми и мучительными, вследствие его пристрастия к наркотическим и расслабляющим препаратам. Чтобы раскрыть последние жизненные мгновения великого человека следует отобразить их в виде хроники:

— Двадцать второго июня восьмидесятого года двадцатого века Высоцкий дает один из своих последних концертов в Калининграде. Стоит отметить, что именно на нем ему становится по-настоящему очень плохо;

— Третьего июля было выступление Высоцкого в подмосковных Люберцах, где он уже заметно выглядел нездоровым, однако, вместо стандартного полуторачасового концерта смог отыграть на сцене два часа;

— Четырнадцатого июля великий бард исполнил в Москве песни из последнего своего репертуара;

— Шестнадцатого июля он проводит свой заключительный концерт в городе Королев;

— Восемнадцатого июля Высоцкий в последний раз играет в театре, расположенном в Москве рядом со станцией метрополитена Таганка, свою знаменитую роль Гамлета;

— Двадцать пятого июля он умирает в своей постели по официальной версии от острой недостаточности сердечного характера.

Великий артист был похоронен двадцать восьмого июля. Местом, , является Ваганьковское кладбище. Причину его смерти на сегодняшний день точно указать невозможно, так как вскрытия тела, по решению родственников не последовало. В связи с этим существует очень много версий его ухода из жизни, предоставленных врачами, а также близкими друзьями Высоцкого. В большинстве случае они носят неправдоподобный характер.

Несмотря на то, что проходили Олимпийские игры в Москве, и государственными властями было издано решение об ограничении въезда в столицу граждан из других городов, многим удалось попасть на церемонию прощания с великим человеком. Стоит отметить, что есть версия, заключающаяся в том, что после захоронения Высоцкого, его родственники эксгумировали останки и увезли с собой, таким образом, его могила может быть пустой.

Высоцкий – это имя на слуху у каждого человека. О нем пишут многие но мало фактов о днях которые провел Высоцкий в Узбекистане в 1979 году. И актеры, которые выступали с ним на одной сцене, и работники сцены, которые видели его всего лишь раз. Пишут те, кто был с ним близко знаком и те, кто поговорил с ним всего лишь пару минут.

Можно прочитать о гастролях и концертах, о его ролях, подробные описания поведения поэта в нетрезвом виде. Последнее пытаются оправдать тем, что это история, реальные факты, что из песни - слов не выкинешь. А то, что об ушедших либо хорошо, либо никак – забывается. И тем более то, что память о поэте предаётся, обычно вообще до некоторых не доходит.

Но при всем огромнейшем количестве воспоминаний практически нет системной информации о фактах пребывания Высоцкого в той или иной республике Советского Союза. Так, например, гастроли Высоцкого в Узбекистане в 1979 году стали многим известны благодаря художественному фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой». Есть точные сведения только о том, что Высоцкий побывал в Навои, Зарафшане, Бухаре, Ташкенте, Учкудуке. В Самарканде гастроли должны были завершиться, но туда Высоцкий не доехал. Нет точных данных о маршруте гастролей, о дате и количестве выступлений в разных городах.

Высоцкий в Узбекистане 1979 – это «белое пятно» в его биографии

В июле 1979 года состоялись последние гастроли поэта в Узбекистане. За год до его смерти. Есть мнение, что если бы ни это турне, то поэт прожил бы намного дольше. Во время этих гастролей певец перенес клиническую смерть. Условия, в которых проходили концерты были ужасными. Двадцать пять концертов всего за несколько дней. В день по 5 концертов, причем некоторые из них на открытом воздухе. Не очень комфортно петь, когда песок забивает рот от того, что дует страшный ветер - "афганец".

После концертов в городах Учкудук и Зарафшан, Владимиру стало плохо, с трудом он отработал Навои. Ночной переезд в Бухару, и ему полегчало. Рано утром Высоцкий пошел на базар, с которого вернулся веселый и довольный. Поговорил со своим администратором В.Гольдманом: рассказал о вкусном плове, которым его угостили. Зашел в номер. И тут же раздался жуткий крик. Все вбежали в номер. Врач А.Федотов зафиксировал отсутствие сердечной деятельности, дыхание остановилось, отсутствовала пульсация на сонной артерии… Прямо в сердце врач ввел кофеин, стал делать искусственное дыхание. Сева Абдулов делал массаж сердца.

Эти минуты для всех показались вечностью. Но сердце заработало. Высоцкого отправили в Москву, и на следующий день он уже встречал администраторов в аэропорту. Тяга к жизни – колоссальная. Некоторые свидетели тех событий говорят о том, что клиническую смерть поэт пережил 25 июля, т.е. ровно за год до своей смерти. Но это дата неверная. Есть данные, что концерты в Навои были 27 июля, значит, в Бухаре он был не раньше 28. Также есть достоверная информация о телефонном звонке в Бухару из квартиры Владимира 29 июля. Анализ этих фактов доказывает, что клиническая смерть была 28 июля. А была ли клиническая смерть? Есть мнение, что это был обморок, потому поэт очень быстро пришел в себя. В воспоминаниях о великом поэте очень трудно отличить правду от вымысла, о нем сложили немало легенд. Нам его поклонникам надо разобраться, установить точные факты его биографии, ведь стыдно говорить, что он любимый поэт и при этом толком о нем не знать…