Для чего грекам нужен глаз на корабле. Древние греки рисовали глаза на носу кораблей…



Греки – кораблестроители

  • Ими был придуман быстроходный корабль с 70-ью вёслами под названием триера, где гребцы сидели в три ряда по обеим сторонам судна, а на носу корабля устанавливался таран – заостренное бревно, которым пробивалось вражеское судно. Греки верили в то, что корабль у них живой, и рисовали на носу корабля глаз, чтобы он далеко видел.



Парфенон

    Древние греки строили прекрасные здания – храмы для своих богов. Очень красивым был храм Парфенон в Афинах на Акрополе, воздвигнутый в честь богини Афины. Его стены и колонны были сделаны из вытесанных каменных блоков. Великолепие храма дополняли высеченные из мрамора статуи и панели. В центре храма возвышалась 12-метровая статуя богини, покрытая слоновой костью и золотом, - творение великого скульптора Фидия.


  • Греки украшали амфоры сценками из повседневной жизни, из мифов и легенд. Благодаря этому мы знаем, как выглядели древние греки, что носили, какую жизнь они вели.


  • Греческий театр напоминал современный цирк или стадион, только разрезанный пополам. Актеры располагались на сцене, а зрители сидели на каменных скамьях на склонах холма. Театр вмещал в себя 18 тыс. зрителей. В греческом театре все роли выполняли мужчины.


маски

  • Чтобы далеко сидящие зрители могли все рассмотреть, актеры надевали раскрашенные маски , передающие характер и настроение, подчеркивали возраст и пол персонажа.

  • У маски был большой открытый рот, который выполнял роль рупора – усиливал голос актера, чтобы было слышно на дальних рядах.


Самовлюбленный человек -

  • Самовлюбленный человек -




Кому из трёх богинь (Афине, Афродите, Гере

  • Кому из трёх богинь (Афине, Афродите, Гере ) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»?

  • Назовите имя царя богов, властелина грома и молнии, какой у него символ?

  • Назовите братьев Зевса? Как они разделили господство?

  • Каким образом Гера пыталась убить Геракла в младенчестве?

  • Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую?

  • Какому богу соответствуют представленные атрибуты


  • Один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Погиб от стрелы Париса, поразившей его пятку.




Немейский лев;

  • Немейский лев;

  • Лернейская гидра;

  • Стимфалийские птицы;

  • Авгиевы конюшни;

  • Керинейская лань;

  • Эриманфский вепрь;

  • Критский бык;

  • Кони Диомеда;

  • Пояс Ипполиты;

  • Коровы Гериона;

  • Цербер;

  • Яблоки Гесперид


  • Какой подвиг совершил Геракл ещё в колыбели?

  • В чём особенность стимфалийских птиц ?

  • Как Гераклу удалось за один день очистить авгиевы конюшни?

  • Как выглядела керинейская лань и кому она принадлежала?

  • Какое особое свойство имели яблоки Гесперид ?

Авгиевы конюшни

  • Авгиевы конюшни – очень загрязненное место, запущенное помещение.


В продолжение темы об античных цивилизациях, предлагаю Вам небольшую компиляцию данных о расогенетической и этнической истории Эллинского мира – от Минойской эры до македонской экспансии. Очевидно, что данная тема является более обширной, чем предыдущие. Здесь предстоит остановиться на материалах К. Куна, Энджела, Пуляноса, Серджи и Рипли, а также некоторых других авторов…

Для начала стоит отметить несколько моментов, связанных с доиндоевропейским населением бассейна Эгейского моря.

Геродот о пеласгах:

«Афиняне имеют пеласгическое, а лакедомоняне – эллинское происхождение»

«Когда пеласги заняли ту землю, которая ныне зовется Грецией, афиняне были пеласгами и звались кранаями; когда правили Кекропы, они звались кекропидами; при Эрете они превратились в афинян и, в итоге, в ионян, от Ионуса, сына Ксутуса»

«…Пеласги говорили на варварском наречии. И если таковыми были все пеласги, то афиняне, будучи пеласгами, сменили язык в то же время, когда и вся Греция»

«Греки, уже обособленные от пеласгов были немногочисленны, и их число росло за счет смешения с другими варварскими племенами»

«…Пеласги, уже ставшие эллинами, объединились вместе с афинянами, когда те также стали звать себя эллинами»

В «пеласгах» Геродота стоит рассматривать конгломерат различных племён, имеющих как автохтонное неолитическое происхождение, так и малоазийское, так и северобалканское происхождение, прошедший, на протяжении Бронзового века, процесс гомогенизации. Позже в этот процесс были также вовлечены индоевропейские племена, пришедшие с севера Балкан, а также минойские колонисты с Крита.

Черепа Среднего Бронзового века:

207, 213, 208 – женские черепа; 217 – мужской.

207, 217 – атланто-средиземноморский тип (“basic white”); 213 – европейский альпийский тип; 208 – восточно-альпийский тип.

Необходимо также затронуть Микены и Тиринф – цивилизационные центры эпохи Среднего Бронзового века.

Реконструкция облика древних микенцев:

Поль Фор , "Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны"

«Все, что можно извлечь из исследования скелетов ранне-эллинского типа (XVI-XIII вв. до н. э.) при современном уровне антропологической информации, только подтверждает и слегка дополняет данные микенской иконографии. Мужчины, похороненные в круге В царских гробниц в Микенах, в среднем достигали 1,675 метра высоты, семеро были выше 1,7 метра. Женщины - в основном на 4-8 сантиметров ниже. В круге А более-менее хорошо сохранились два скелета: первый достигает 1,664 метра, второй (носитель так называемой маски Агамемнона) - 1,825 метра. Изучавший их Лоуренс Энджил заметил, что у обоих на редкость плотный костяк, тела и головы массивны. Эти люди явно принадлежали к отличному от своих подданных этническому типу и были в среднем на 5 сантиметров выше их»

Если же говорить о «богорожденных» мореходах, пришедших из-за моря и узурпировавших власть в старых микенских полисах, то здесь, скорее всего, мы имеем место древними восточносредиземноморскими племенами мореплавателей. «Богорожденные» нашли свое отображение в мифах и легендах, с их имен начинались династии эллинских царей, живших уже в Классическую эпоху.

Поль Фор о типе, отображенном на посмертных масках царей из «богорожденных» династий:

«Кое-какие отступления от распространенного типа на золотых масках из могильников позволяют увидеть и другие физиономии, особенно интересна одна - почти круглая, с более мясистым носом и сросшимися у переносицы бровями. Такие лица нередко встречаются в Анатолии, а еще чаще - в Армении, словно нарочно желая дать обоснование легендам, согласно которым из Малой Азии в Грецию перебралось немало царей, цариц, наложниц, мастеров, рабов и солдат»

Следы их присутствия можно найти среди населения Киклад, Лесбоса и Родоса.

А. Пулянос об Эгейском антропологическом комплексе:

«Он выделяется темной пигментацией, волнистыми (или прямыми) волосами, средним ростом волос на груди, выше средним ростом бороды. Здесь несомненно сказывается влияние переднеазиатских элементов. По цвету и форме волос, по росту бороды и волос на груди по отношению к антропологическим типам Греции и Передней Азии, эгейский тип занимает промежуточное положение»

Также подтверждение экспансии мореплавателей «из-за моря» можно найти и в данных дерматолгифики :

«Различают восемь типов отпечатков, которые без труда можно свести к трем основным: дуговые, петельчатые, мутовчатые, то есть такие, чьи линии расходятся концентрическими кругами. Первая попытка сравнительного анализа, сделанная в 1971 году профессорами Ролом Астромом и Свеном Эрикесоном на материале двухсот экземпляров микенской эпохи, оказалась обескураживающей. Она показала, что для Кипра и Крита процент дуговых отпечатков (5 и 4% соответственно) - тот же, что и у народов Западной Европы, например Италии и Швеции; процент петельчатых (51%) и мутовчатых (44,5%) очень близок к тому, что мы видим у народов современных Анатолии и Ливана (55% и 44%). Правда, остается открытым вопрос о том, какой процент среди ремесленников Греции составляли азиатские эмигранты. И все-таки факт остается фактом: исследование отпечатков пальцев выявило две этнические составляющие греческого народа - европейскую и ближневосточную»

Подходя к более детальному описанию населения Древней Эллады – К. Кун о древних эллинах (из работы «Расы Европы»)

«…В 2000 г. до н.э. здесь присутствовали, исходя из культурологической точки зрения, три основных элемента греческого населения: местные неолитические средиземноморцы; пришельцы с севера, с Дуная; кикладские племена из Малой Азии.

Между 2000 г. до н.э и эпохой Гомера Греция трижды испытала нашествия: (a) племена культуры Шнуровой керамики, которые пришли с севера позднее 1900 г. до н.э., и которые, по мнению Майрса, принесли индо-европейский базис греческого языка; (b) минойцы с Крита, которые дали «древнюю родословную» династиям правителей Фив, Афин, Микен. Большинство из них вторглись в Грецию позднее 1400 г. до н.э. © «богорожденные» завоеватели, такие как Атрей, Пелоп и т.д., которые пришли из-за Эгейского моря на кораблях, усвоили греческую речь и узурпировали трон, женившись на дочерях минойских царей…»

«Греки великого периода Афинской цивилизации были результатом смешения различных этнических элементов, а поиски истоков греческого языка продолжаются…»

«Скелетные останки должны пригодиться в процессе реконструкции истории. Шесть черепов из Айас Космас, возле Афин, представляют собой весь период смешения неолитических, «дунайских» и «кикладских» элементов, между 2500 и 2000 гг. до н.э.. Три черепа являются долихоцефальными, один – мезоцефальный, а два – брахицефальные. Все лица узкие, носы – лепторриные, орбиты высокие…»

«Средне-элладический период представлен 25 черепами, которые представляют эпоху вторжения пришельцев культуры Шнуровой керамики с Севера, и процесс усиления мощи минойских завоевателей с Крита. 23 черепа – из Асин, а 2 – из Микен. Надо заметить, что населения этого период являются очень смешанным. Только два черепа являются брахицефальными, они оба мужские и оба связаны с низким ростом. Один череп имеет средний размер, высокую черепную коробку, узкий нос и узкое лицо; другие – экстремально широколицые и хамэрриные. Они представляют собой два разных широкоголовых типа, оба из которых можно найти в современной Греции.

Длинные черепа не представляют собой гомогенный тип; некоторые обладают крупными черепными коробками и массивными надбровьями, с глубокими носовыми впадинами, напоминающие мне один из вариантов неолитических долихоцефалов из Лонг Барроу и культуры Шнуровой керамики…»

«Остальная часть часть долихоцефальных черепов, представляют собой средне-элладское население, обладавшее сглаженными надбровьями и длинными носами аналогично жителям Крита и Малой Азии в эту же эпоху…»

«…41 череп поздне-элладического периода, датируются между 1500 и 1200 гг. до н.э., и ведя свое происхождение, например, из Арголиды, должны включать определенны элемент «богорожденных» завоевателей. Среди этих черепов 1/5 – брахицефальные, в основном, кипрского динарского типа. Среди долихоцефальных значительная часть представляет собой трудно-классифицируемые варианты, и меньшее количество – низкорослые средиземноморские варианты. Сходство с северными типами, с типом культуры Шнуровой керамики в частности в эту эпоху кажется более заметным, чем ранее. Это изменение не-минойского происхождения должно быть связанным с героями Гомера»

«…Расовая история Греции в классический период не так детально описана, как в те периоды, что были изучены ранее. Вплоть до начала рабовладельческой эпохи здесь могли быть небольшие популяционные изменения. В Арголиде средиземноморский элемент в чистом виде представлен лишь в одном из шести черепов. В соответствии с данными Кумариса, мезоцефалия доминировала в Греции повсеместно на протяжении Классического периода, и в эллинистическую и в римскую эпоху. Средний цефальный индекс в Афинах, представленных 30 черепами, этого период составляет 75,6. Мезоцефалия отображает смешение различных элементов, средиземноморский среди которых является доминирующим. Греческие колонии в Малой Азии отображают ту же комбинацию типов, что и в Греции . Смесь с малоазийцами должна была быть замаскированный заметным сходством между населением обоих берегов Эгейского моря»

«Минойский нос с высокой переносицей и гибкое тело попали в классическую Грецию в качестве артистического идеала, но портретные изображения людей показывают, что это не могло быть обыкновенным явлением в жизни. Злодеев, смешных персонажей, сатиров, кентавров, гигантов и всех неугодных людей и в скульптуре, и в вазописи показывают как широколицых, курносых и бородатых. Сократ относился к этому типу, схожему с сатиром. Этот альпийский тип можно найти и в современной Греции. А в ранних скелетных материалах он представлен некоторыми брахицефальными сериями.

В целом, удивительно созерцать портреты афинян и посмертные маски спартанцев, столь похожие на современных жителей Западной Европы. Это сходство менее заметно в византийском искусстве, где часто можно встретить образы, похожие на современных жителей Ближнего Востока; но византийцы, в основном, и жили за пределами Греции.
Как будет показано далее (Глава XI), современные жители Греции, как ни странно, практически не отличаются от своих классических предков »

Греческий череп из Мегары:

Следующие данные приводит Лоурен Энджел :

«Все доказательства и предположения противоречат гипотезе Нильссона о том, что Греко-римский упадок связан с увеличением воспроизводства пассивных индивидов, бастардизацией изначально расово чистой знати, а также низким уровнем её рождаемости. Так как именно эта смешанная группа, появившаяся в Геометрический период, дала начало Классической греческой цивилизации»

Анализ останков представителей разных периодов греческой истории, воспроизведенный Энджелом:

Исходя из вышеприведенных данных доминирующими элементами в Классическую эпоху являются: средиземноморский и ирано-нордический.

Греки ирано-нордического типа (из работ Л. Энджела)

«Представители ирано-нордического типа имеют длинные высокие черепные коробки с сильно выступающими затылками, которые сглаживают контур яйцевидного эллипсоида, развитые надбровья, наклоненные и широкие лбы. Значительная высота лица и узкие скулы, в сочетании с широкой челюстью и лбом, создают впечатление прямоугольного «лошадиного» лица. Крупные, но сжатые скулы сочетаются с высокими орбитами, орлиным выступающим носом, длинное вогнутое нёбо, массивные широкие челюсти, подбородки с углублением, хотя и не выступающие вперед. Изначально представители этого типа были как голубоглазыми и зеленоглазыми блондинами и шатенами, так и жгучими брюнетами»

Греки средиземноморского типа (из работ Л. Энджела)

«Классические средиземноморцы имеют тонкокостное телосложение и являются грацильными. У них небольшие долихоцефальные головы, пятиугольные в вертикальной и затылочной проекции; сжатые мышцы шеи, низкие округлые лбы. У них тонкие красивые черты лица; квадратные орбиты, тонкие носы с невысокой переносицей; треугольные нижние челюсти с небольшим выступающим подбородком, едва заметным прогнатизмом и неправильным прикусом, что связано со степенью изнашивания зубов. Изначально они были только ниже среднего роста, с тонкой шеей, брюнеты с чёрными или темными волосами»

Изучив сравнительные данные древних и современных греков, Энджел делает выводы :

"расовая непрерывность в Греции является поразительной”

“Пулянос верен в своих суждениях относительно того, что имеет место быть генетическая непрерывность греков от древности до современности”

Долгое время дискуссионным оставался вопрос влияния северных индоевропейских элементов на генезис греческой цивилизации, поэтому стоит остановиться на нескольких моментах, касающихся именно данной темы:

Следующее пишет Поль Фор :

«Классические поэты, от Гомера до Еврипида, упорно рисуют героев высокими и светловолосыми. Любая скульптура от минойской эпохи и до эпохи эллинизма наделяет богинь и богов (кроме, возможно, Зевса) золотистыми локонами и сверхчеловеческим ростом. Это скорее выражение идеала красоты, физического типа, не встречающегося среди простых смертных. И когда географ Дикеарх из Мессены в IV веке до н. э. удивляется белокурым фиванцам (крашеным? рыжим?) и восхваляет мужество светловолосых спартиатов, он лишь подчеркивает таким образом исключительную редкость блондинов в микенском мире. И в самом деле, на немногочисленных дошедших до нас изображениях воинов - - будь то керамика, инкрустация, стенная роспись Микен или Пилоса. мы видим мужчин с черными, слегка вьющимися волосами, и их бороды - в тех случаях, если таковые есть, - черны, как агат. Не менее темны волнистые либо кудрявые волосы жриц и богинь в Микенах и Тиринфе. Широко открытые темные глаза, длинный тонкий нос с четко намеченным, а то и мясистым кончиком, тонкие губы, очень светлая кожа, относительно маленький рост и стройная фигура - все эти черты мы неизменно находим на египетских памятниках там, где художник стремился запечатлеть «народы, что живут на островах Великой (Сугубой) Зелени». В XIII, как и в XV веке до н. э., большая часть населения микенского мира принадлежала к древнейшему средиземноморскому типу, тому самому, что сохранился во многих регионах и по сию пору»

Л. Энджел

«нет никаких оснований предполагать, что ирано-нордический тип в Греции был столь же светлопигментированным, как и нордический в северных широтах»

Дж. Грегор

«…Как латинский «флави», так и греческий «ксантос», так и «хари» - обобщенные термины со множеством дополнительных значений. «Ксантос», который мы смело переводим как «блондин», использовался древними греками, чтобы определять «любой цвет волос, за исключением чёрного как уголь, и цвет этот был по всей вероятности не светлее, чем тёмно-каштановый» ((Вэйс, Кейтер) Серджи)…»

К. Кун

«…мы не можем убедиться в том, что весь доисторический скелетный материал, который кажется северо-европеоидным в остеологическом смысле, был связан со светлой пигментацией»

Бакстон

«В отношении ахейцев мы можем говорить о том, что, кажется, нет никакого основания для того, чтобы подозревать присутствие северо-европеоидной составляющей»

Дебец

«В составе населения Бронзового века мы вообще находим те же самые антропологические типы как в современном населении, лишь с другим процентным соотношением представителей тех или иных типов. Мы не можем говорить о смешении с северной расой»

К. Кун, Л. Энджел, Бейкер и, позднее, Арис Пулянос придерживались того мнения, что индоевропейский язык были принесен в Грецию вместе с древними племенами Центральной Европы, вошедшими, в качестве составного элемента, в состав дорийских и ионийских племён, ассимилировавших местное пеласгическое население.

Указания на этот факт мы можем найти и у античного автора Полемона (жившего в эпоху Адриана):

«Те, кто сумел сохранить эллинскую и ионийскую расу во всей ее чистоте (!) - мужчины довольно рослые, широкоплечие, статные, ладно скроенные и довольно светлокожие. Волосы у них не совсем светлые (то есть светло-каштановые или русые), относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня, глаза. Да, глаза греков - самые красивые на свете»

Данные черты: крепкое телосложение, средний или высокий рост, смешанная пигментация волос, широкие скуластые лица указывают на центральноевропейский элемент. Схожие данные можно найти и Пуляноса, по результатам исследований которого центральноевропейский альпийский тип в некоторых регионах Греции имеет удельный вес 25-30%. Пулянос исследовал 3000 человек из различных регионов Греции, среди которых наиболее светло-пигментированным является Македония, но, в то же время, цефальный индекс составляет там 83,3, т.е. на порядок выше, чем во всех остальных регионах Греции. В Северной Греции Пулянос выделяет западномакедонский (северопиндский) тип, он наиболее светлопигментированный, является суб-брахицефальным, но, в то же время, схож совпадает с элладской антропологической группой (центральногреческий и южногреческий тип).

В качестве более или менее наглядного примера западномакедонского комплекса черт – болгароязычный македонец:

Интересными является и пример светловолосых персонажей из Пеллы (Македония)

В данном случае герои изображены златовласыми, бледными (в отличие от простых смертных, трудящихся под палящим солнцем?), очень высокорослыми, с прямой линией профиля.

В сравнение с ними - изображение отряда гипаспистов из Македонии:

На изображении героев мы видим подчеркнуту сакральность их образа и черты, максимально отличные от "простых смертных", воплощением которых являются воины-гипасписты.

Если же говорить о произведениях живописи, то актуальность их сравнения с живыми людьми сомнительна, так как создание реалистических портретов начинается лишь с 5-4 в. до н.э. – до этого периода доминирует изображение черт, встречающихся относительно редко среди людей (абсолютно прямая линия профиля, тяжелый подбородок с мягким контуром и т.д.).

Впрочем, сочетание этих черт является не фантастикой, а идеалом, модели для создания которого были немногочисленными. Некоторые параллели для сравнения :

В 4-3 вв. реалистические изображения людей начинают приобретать широкое распространение – некоторые примеры:

Александр Великий (+предполагаемая реконструкция облика)

Алкивиад / Фукидид / Геродот

На скульптурах эпохи Филиппа Аргеада, завоеваний Александра и в Эллинистический период, которые отличаются более высокой, чем в ранние периоды, реалистичностью, доминирует атланто-средиземноморский (“basic white” в терминологии Энджела) тип. Возможно это антропологическая закономерность, а возможно и совпадение или же новый идеал, под который подводились черты изображенных личностей.

Атланто-средиземноморский вариант , характерный для Балканского полуострова:

Современные греки атланто-средиземноморского типа:

Исходя из данных К. Куна, атланто-средиземноморский субстрат, в значительной степени, присутствует в Греции повсеместно, а также является базовым элементом для популяций Болгарии и Крита. Энджел также позиционирует данный антропологический элемент, как один из наиболее преобладающих в населении Греции, как на протяжении истории (см. таблицу), так и в современную эпоху.

Античные скульптурные изображения, отображающие черты вышеуказанного типа:

Эти же черты отчетливо заметны на скульптурны изображениях Алкивиада, Селевка, Геродота, Фукидида, Антиоха и других представителей Классической эпохи.

Как уже было сказано выше, этот элемент домирует и среди населения Болгарии :

2) Гробница в Казанлыке (Болгария)

Здесь заметны те же черты, что и на предыдщих росписях.

Фракийский тип по Арису Пуляносу:

«Из всех типов юговосточной ветви европеоидной расы фракийский тип наиболее мезокефальный и узколицый. Профиль спинки носа прямой или выпуклый (у женщин часто вогнутый). Положение кончика носа горизонтальное или поднятое. Наклон лба почти прямой. Выступание крыльев носа и тощина губ средние. Кроме Фракии и восточной Македонии, фракийский тип распространен в турецкой Фракии, на западе Малой Азии, частично среди населения Эгейских островов и, по-видимому, на севере, в Болгарии (в южных и восточных районах). Ближе всего этот тип стоит к центральному, особенно к его фессалийскому варианту. Он может быть противопоставлен как эпирскому, так и переднеазиатскому типам, и назван юго-западным…»

И Греция (за исключением Эпира и Эгейского архипелага), как зона локализации цивилизационного центра Классической эллинской цивилизации, и Болгария, за исключением северо-западных регионов, как этническое ядро древнефракийской общности), представляют собой относительно высокорослые, тёмнопигментированные, мезоцефальные, высокоголовые популяции, чья специфика укладывается в рамки Западносредиземноморской расы (см. Алексеева).

Карта мирной греческой колонизации 7-6 вв. до н.э.

В течение экспансии 7-6 вв. до н.э. греческие колонисты, покинув перенаселенные полисы Эллады, принесли зерно классической греческой цивилизации едва ли не вовсе части Средиземноморья: Малая Азия, Кипр, Южная Италия, Сицилия, черноморское побережья Балкан и Крыма, а также появление немногочисленных полисов в Западном Средиземноморье (Массилия, Эмпория и т.д.).

Помимо культурного элемента эллины принесли туда и «зерно» своей расы – генетический компонент, выделенный Кавалли Сфорца и связанный с зонами наиболее интенсивной колонизации:

Этот элемент заметен и при кластеризации населения Юго-Восточной Европы по Y-DNA маркерам:

Концентрация различных Y-DNA маркеров в населении современной Греции:

Greeks N=91

15/91 16.5% V13 E1b1b1a2
1/91 1.1% V22 E1b1b1a3
2/91 2.2% M521 E1b1b1a5
2/91 2.2% M123 E1b1b1c

2/91 2.2% P15(xM406) G2a*
1/91 1.1% M406 G2a3c

2/91 2.2% M253(xM21,M227,M507) I1*
1/91 1.1% M438(xP37.2,M223) I2*
6/91 6.6% M423(xM359) I2a1*

2/91 2.2% M267(xM365,M367,M368,M369) J1*

3/91 3.2% M410(xM47,M67,M68,DYS445=6) J2a*
4/91 4.4% M67(xM92) J2a1b*
3/91 3.2% M92 J2a1b1
1/91 1.1% DYS445=6 J2a1k
2/91 2.2% M102(xM241) J2b*
4/91 4.4% M241(xM280) J2b2
2/91 2.2% M280 J2b2b

1/91 1.1% M317 L2

15/91 16.5% M17 R1a1*

2/91 2.2% P25(xM269) R1b1*
16/91 17.6% M269 R1b1b2

4/91 4.4% M70 T

Следующее пишет Поль Фор:

«Несколько лет группа ученых из Афин - В. Балоарас, Н. Константулис, М. Пайдусис, X. Сбарунис и Арис Пулианос, - изучая группы крови молодых призывников греческой армии и состав костей, сожженных в конце микенской эпохи, пришла к двойному заключению о том, что бассейн Эгейского моря демонстрирует поразительное единообразие в соотношении групп крови, а немногие исключения, зафиксированные, скажем, в Белых горах Крита и в Македонии, находят соответствие у ингушей и других народов Кавказа (в то время как по всей Греции группа крови «В» приближается к 18%, а группа «О» с небольшими колебаниями - к 63%, здесь они отмечаются куда реже, причем последняя порой падает до 23%). Это следствие древних миграций внутри стабильного и до сих пор преобладающего в Греции средиземноморского типа »

Y-DNA маркеры в населении современной Греции:

mt-DNA маркеры в населении современной Греции:

Аутосомные маркеры в населении современной Греции:

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Стоит сделать несколько выводов:

Во-первых , Классическая греческая цивилизация, сформировавшаяся в 8-7 вв. до н.э. включила в себя разнообразные этно-цивилизационные элементы: минойские, микенские, анатолийские, а также влияние северо-балканских (ахейских и ионийских) элементов. Генезис цивилизационного ядра Классической цивилизации представляет собой совокупность процессов консолидации вышеуказанных элементов, а также их дальнейшей эволюции.

Во-вторых , расогенетическое и этническое ядро Классической цивилизации сформировалось в результате консолидации и гомогенизации различных элементов: эгейских, минойских, северобалканских и анатолийских. Среди которых доминирующим был автохтонный восточносредиземноморский элемент. Эллинское «ядро» сформировалось в результате сложных процессов взаимодействия между вышеуказанными элементами.

В-третьих , в отличие от «римлян», которые были по сути политонимом («римлянин=гражданин Рима»), эллины сформировали уникальную этническую группу, сохранившую родственную связь с древним фракийским и малоазийским населением, но ставшую расогенетическим базисом для совершенно новой цивилизации. Исходя из данных К. Куна, Л. Энджела и А. Пуляноса, между современными и древними эллинами существует линия антропологической преемственности и «расовой непрерывности», которая проявляется как в сравнении между популяциями в целом, а также в сравнении между конкретными микро-элементами.

В-четвертых , несмотря на то, что многие люди имеют оппозиционное мнение, Классическая греческая цивилизация стала одним из базисов для Римской цивилизации (наравне с этрусской составляющей), отчасти предопределив тем самым дальнейший генезис Западного мира.

В-пятых , помимо влияния на Западную Европу, эпоха походов Александра и войн Диадохов смогла дать начало новому Эллинистическому миру, в котором тесно переплелись различные греческие и ориентальные элементы. Именно Эллинистический мир стал плодородной почвой для появления Христианства, его дальнейшего распространения, а также появления Восточно-Римской христианской цивилизации.

(начало)

ОТРЫВОК ИЗ I ГЛАВЫ КНИГИ МАРГАРЕТ БЕЙКЕР «МОРСКОЙ ФОЛЬКЛОР»

Перевод И. Г. Русецкого

Рисунки В. Боковни

Носовое украшение современного учебного парусника —

португальского барка «Сагреш». Изображен принц Генрих Мореплаватель,

основавший в Сагреше первую в мире морскую школу.


По мере развития судовой архитектуры корабельные плотники и резчики по дереву стали украшать суда, изобретая для них разнообразное убранство. Началось это на самой заре мореплавания. Так, на юте римских судов непременно должен был иметься алтарь, сооруженный в честь божеств-хранителей — своего рода опекунов, «отвечающих» за судьбу каждого конкретного боевого корабля или торгового судна. Находящийся в римском музее Торлония и датированный 200 г. н. э. деревянный рельеф изображает капитана, который кидает благовония в жертвенный огонь, зажженный в честь божества— хранителя его судна, которое тут же и изображено благополучно входящим в римскую гавань.

В литературных источниках часто встречаются упоминания о изображаемых на бортах судна «всевидящих глазах предков» (популярный мотив у греческих, римских, египетских, карфагенских, финикийских, арабских, португальских, а также восточных мореплавателей), о «глазах Гора и Осириса», о глазах, чей смелый взгляд способен противостоять злому волшебству, отпугивать недоброжелателей и с успехом действовать даже на самих морских богов. Ничто так эффективно не «покоряло враждебные силы», как некоторая доза собственной магии!

«Глаза» живут на море и по сей день. Рыбаки Соломоновых островов прикрепляют к своим каноэ изображения «духа-покровителя» с огромными перламутровыми глазами. Белые, розовые и голубые португальские лодки для ловли сардин и ныне надежно защищают от «дурного глаза», рисуя на бортах глаза добрых духов. На мальтийских рыболовецких судах рисуют глаза с бровями, и хотя обычай этот в последние годы умирает, все же старые рыбаки чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда «глаза на месте». Даже такие детища нашей технологической эпохи как современные грузовые суда оказываются иногда украшенными по старинным обычаям. Так, теплоход «Морменскен» вышел в море в свой первый рейс (из Окленда в 1940 г.) с «глазами» у — на счастье.

Примерно такое же происхождение и назначение имеют и носовые украшения в виде различных голов и фигур людей и животных, в том числе фантастических. С ними связано сразу несколько суеверий: отождествление судна с изображенным сильным, смелым и зорким существом, необходимость в умиротворении богов и главное — в устрашении неприятеля; а кроме того, если уж судно должно «смотреть» вперед, когда оно идет через океан, то должно быть ясно, «чьи» у него глаза!

Носовые украшения в различных вариантах существовали с древних времен. Египтяне чаще всего защищали свои суда при помощи изображений священных птиц; финикийцы предпочитали быстроногих лошадей, греки — разъяренных кабанов, символизирующих агрессивность. В северных морях можно было встретить драккары с причудливо изогнутыми , украшенными змеиными и драконьими головами.

Эти мотивы оказались очень живучими. Владелец римской галеры, живший в III веке, потребовал украсить ее коричнево-белый ахтерштевень, нарисовав алые глаза и установив фигуру морского чудовища небесно- голубого цвета. Много-много лет спустя клипер «Си Серпент» , построенный в Портсмуте в 1850 г., был украшен выполненным «в натуральную величину» «Великим американским морским змеем» , чье появление тридцатью годами раньше взволновало жителей побережья Новой Англии.

Первые украшения размещались на специальном выступе на носу судна. Изменения, происшедшие в корабельной архитектуре в XVII веке, позволили носовым фигурам переселиться под — туда, где мы привыкли их видеть.

Вначале на военных кораблях в качестве носовых украшений преобладали головы животных: самым популярным во многих странах мотивом была голова льва, хотя встречались и драконы, и единороги, и другие чудовища. В дальнейшем стали появляться не только аллегорические изображения, но и скульптурные портреты определенных исторических персонажей.

На знаменитом корабле «Соврии ов зе сиз» («Повелитель морей») красовалось, например, доподлинное изображение «короля Эдгара, попирающего семерых других королей». Эхрт величественный корабль, построенный в 1637 г. для короля Чарльза I , был просто перегружен богатейшей резьбой по дереву; художники и мастера достигли вершин по части аллегорической экстравагантности. Во всяком случае ясно, почему голландцы прозвали этот корабль "Золотым дьяволом"!

«Гоголь Нос» - И тут же – пропавший нос. Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать, несуразности. Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. Домашенко Николай. 1946 Н.Гоголь "Нос". Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести "Нос" Петербург.

«Урок Религия Древних греков» - Послание. Отражение в религии общественных отношений. Музы. Три поколения богов. Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали. Здравствуй, Наша благословенная Земля Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. План урока: Где жили боги.

«Как рисовать животных» - 3.На что, прежде всего, обращает внимание художник-анималист? 3. Компоновка изображения в листе. V. Вопросы и задания. VII Задания и вопросы. Рысь. Если видишь цель, легче преодолеть все препятствия и достигнуть результата. Радость через препятствие. Вопросы и задания. Рисование животных или как стать художником анималистом.

«Греки религия» - В древнегреческой мифологии одна из 9 муз, покровительница комедии. Зевс. Мельпомена. Цербер. Талия – муза Комедии. Древний барельеф. Артемида. Мельпомена, Эрато и Полгимния. Посейдон. Терпсихора. Гермес. Религия древних греков. Крон и Рея. Гора Олимп. Фриз алтаря Зевса в Пергаме (мрамор, 180 г. до н.э.).

«Учимся рисовать» - С чего нужно начинать учиться рисовать? Передача светотени средствами тональной штриховки. Учимся рисовать. Изо. Определение пропорций, соответствующих натуре (отношение частей к целому). Как правильно создать рисунок? Пространственные изменения предметов (дальний и ближний планы). Прежде чем начать рисунок, нужно знать, что такое композиция.

«Как рисовать цветы» - Старайтесь реже пользоваться резинкой. Циния Мак Роза. Мак также по конструкции похож на некоторые виды цветов – кувшинки, лютики. У розы сложная конструкция. Рисуем хризантему. Обратите внимание на пропорции. Последовательное выполнение рисунка мака. Овал станет основанием купола, перевёрнутого, в виде чаши.

Греция – страна морей. Жители этого государство во все времена славились своими знаниями и навыками в сфере судостроительства и судоходства. Греческие мореплаватели со времен глубокой древности сохранили все самые лучшие традиции. Корабли этих мореплавателей по праву считались и считаются лучшими в мире.

Столица и другие крупные города Греции являлись крупными торговыми пунктами. Флот в каждом населенном пункте, примыкающем к морю, был и есть довольно сильный и мощный. По сей день исследователи сходятся во мнении о том, что наиболее прославленный, маневренный и крепкий корабль греков – триера. О ней говорили, ее боялись враги, которые не раз сталкивались с ней нос к носу. Таран триеры по силе превосходил все имеющиеся суда противника. Были и иные боевые и торговые суда, которые не раз удивляли и поражали воображение завоевателей, пытавшихся проникнуть на землю греков.

Парус, весла и другие достижения судостроительства

Ученые, исследовавшие древние документы и чертежи греческих судостроителей, пришли к выводу о том, что изобретение паруса, принадлежит именно грекам. Но сначала они научились перетягивать свои суденышки кожей буйволов и коров, придумали весла.

Некоторые исследователи связывают изобретение паруса с историей о спасении Дедала (миф о Дедале и Икаре). С острова Крит Дедалу удалось убежать, благодаря имеющемуся у него парусу. Якобы это он впервые взгромоздил этот важный элемент на свой корабль.

Суда греков довольно долго передвигались только лишь при помощи весельной силы. Для этого использовали труд рабов. Парус удавалось поднять, если дул попутный ветер. Некоторый опыт судостроения и ведения военных действий на воде, греки материковые переняли у мореплавателей Финикии и Эгейской островной Греции. Не секрет, что флот представители страны моря использовали больше в целях войны, завоевательных походов и в оборонительных целях. Меньше греческие корабли ходили в другие страны ради торговли. Главная отличительная особенность греческого флота от всех остальных – огромная разница между военными и торговыми судами. Первые были достаточно выносливыми, могли сколь угодно маневрировать, а торговые принимали на борт тонны грузов и при этом до самого финиша оставались надежными.

Какими были греческие корабли? Основные принципы строительства

Корпус судна обязательно оснащали килем, обшивали. Греки первыми начали делать парные швы для большей надежности. Самые толстые места обшивки находились под килем и на уровне палубы. Для большей надежности, крепления делали не только из дерева, но и бронзы. Огромные металлические штыри намертво прибивали обшивку к корпусу корабля.

Делалась и необходимая защита от волн. Для этого мостился фальшборт из холщовой ткани. Корпус судна всегда поддерживали в чистоте, красили и обновляли это покрытие по мере необходимости. Обязательной процедурой было натирание обшивки жиром. Выше ватерлинии корпус дополнительно укрепляли, просмаливая и накрывая листами из свинца.

На сырье, из которогостроили корабли, греки никогда не экономили. Они отбирали лучшие сорта дерева, делали идеально прочные канаты и веревки, материал для паруса был самым надежным.

Киль мастерили из дуба, на шпангоуты шла акация, рангоут делали из сосны. Дополняла разнообразиепород древесины – буковая обшивка. Паруса изначально были прямоугольными, но позже греческие судостроители поняли, что гораздо практичнее использовать форму трапеции для создания парусов.

Самые первые суденышки были очень легкими. Длина их составляла всего 35-40 метров. В середине корпуса борта были пониже, чем в остальных частях корабля. Весла поддерживались специальными балками. Из весел, установленных на корме, делали средство управления, напоминающее руль.

Были однорядные и двухъярусные суда. Облегченная унирема в длину составляла порядка 15 метров, а гребцов в нее помещалось по 25 человек. Именно из таких судов состоял флот греков во времена осады Трои. Каждый корабль при этом был оснащен тараном, сделанным из металла в виде огромного 8-10 метрового копья.

Разновидности судов древних греков

Пентеконторы. Эти корабли были изобретены и пользовались популярностью в период с 12 по 8 вв. до н.э. Судно примерно 30-35 метровое, шириной порядка 5 метров, на веслах, имело 1 ярус. Скорость корабль развивал максимум до 10 узлов.

Не во все времена Пентеконторы были беспалубными. В более поздний период их дооснащали. Палуба хорошо защищала рабов от прямых солнечных лучей, снарядов противника. На палубу водружали все необходимое из провизии, питьевую воду, даже загоняли лошадей вместе с колесницами для ведения боя, если придется, на суше. На Пентеконторах легко размещались лучники и другие воины.

Чаще Пентеконторы использовали в качестве перемещения воинов с места одних событий к другим объектам сражений. Собственно военными кораблями они стали позже, когда греки решили не только доставлять бойцов, но и использовать Пентеконторы для потопления вражеских судов, тараня их. Со временем эти корабли видоизменились, стали выше. Греческие кораблестроители добавили еще один ярус для размещения большего числа воинов. Но называться такое судно стало по-другому.

Бирема. Это и есть модифицированная Пентеконтора. Бирема была лучше защищена от натиска врага в ходе ведения морского сражения. Но при этом было увеличено количество гребцов, которых предварительно обучали синхронным действиям во время похода. В этом деле не использовали труд рабов, поскольку именно от хорошо обученных гребцов часто зависел исход боя. Нанимали на такие работы лишь моряков-профессионалов. Свое жалование они получали наравне с воинами.

Но позже снова стали использовать труд рабов, уже предварительно обучая их навыкам весельного хода. Часто в команде имелась лишь малая часть профессиональных гребцов. Остальные были полными профанами в этом деле.

Бирема предназначалась именно для ведения боя на воде. Гребцы нижнего уровня маневрировали на веслах под команды капитана корабля, а верхний ярус (воины) сражался под предводительством командующего. Это было весьма выгодно, поскольку всем хватало занятий, и каждый выполнял свое дело.

Триера. Это наиболее сильный и мощный корабль Древних греков. Изобретение такого вида судна приписывают финикийцам, но считается, что чертежи они позаимствовали у римлян. Но те именовали свое судно триремой. В названии, видимо, лишь и состояло отличие. У греков были целые флотилии, состоящие из триер и бирем. Благодаря такой силе, греки стали господствовать в восточной части Средиземного моря.

Триера – это громадный корабль, рассчитанный на 200 человек. Большая часть из них – гребцы, остальные – лучники. Команда корабля состояла всего лишь из 15-20 матросов и нескольких помощников.

Весла на судне распределялись пропорционально на 3 яруса:

  1. Верхний.
  2. Средний.
  3. Нижний.

Триера была весьма быстроходным судном. К тому же она изысканно маневрировала и легко шла на таран. Триеры снабжали парусами, но сражения греки предпочитали вести, когда судно находилось на весельном ходу. Громадные Триеры на вёслах разгонялись до 8 узлов, что нельзя было осуществить только лишь с парусом. Приспособления для тарана вражеских кораблей находилось и под водой, и над ней. Тому, что находился сверху, греки придавали изогнутую форму или делали его в виде огромной головы чудовища. Под водой таран создавался в виде стандартного заостренного медного копья. На подводный таран воины и возлагали самые большие свои надежды в ходе боя.

Главная цель – пробить корпус судна врага так, чтобы оно пошло на дно. Греки делали это искусно, и большинство кораблей завоевателей тонуло. Техника ведения боя на Триере была следующей:

  1. Постараться напасть с тыла, пока другие корабли занимают отвлекающую позицию.
  2. Перед самим столкновением увернуться, убрать весла и повредить борт судна врага.
  3. Развернуться как можно скорее и напрочь протаранить противника.
  4. Атаковать прочие суда врага.

В конце 20 века несколько ученых, представителей разных стран мира, воссоздали Триеру по древним чертежам и описаниям. Кораблестроители-энтузиасты отправились на этом судне по морю. Путешествие помогло понять исследователям, как происходило передвижение по волнам, осуществлялись сражения и др. Ныне это судно находится в музее Греции, неподалеку от Пирей.

    Новинка зимнего сезона 2008 была гидролечебница «Лутра Аридеа » в горном Аридеа.Горная местность, известная со времени Александра Македонского, изобилует горячими источниками расположенными прямо под открытым небом. Температура воды в них держится в районе 38-39 градусов. Вокруг источников мы видим богатую растительность, чистый воздух и водопады.

    Ахиллион - дворец печальной императрицы.

    Среди многочисленных достопримечательностей острова Корфу, особой жемчужиной сверкает изумительный Ахиллион. Он находится в небольшом городке Гастури в 10-ти километрах от столицы острова. Этот дворец еще называют Дворцом печальной императрицы. Кто эта императрица и почему так назван дворец, поведает вам эта статья.

    Добро пожаловать в Патры

    Греция - знаменитое село Макриница