Художник куинджи имя. Архип иванович куинджи

"Для русской живописи необходимо было появление своего Моне - такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку..."
Александр Бенуа - статья об Архипе Ивановиче Куинджи, 1903


Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат “золотых дел мастер”. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. От строительного подрядчика Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморетти комнатным мальчиком.

Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Айвазовскому. По всей видимости, начальные уроки живописной грамоты Куинджи получил не у Айвазовского, а у Фесслера — молодого живописца, работавшего и одновременно учившегося у Айвазовского. Но вскоре Архип Иванович возвращается в Мариуполь, где поступает на работу ретушером в фотографическое ателье своего старшего брата.

В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Он дважды держал экзамены в Академию художеств и оба раза безрезультатно: слабой оказалась художественная подготовка. В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину “Татарская сакля”, за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, В. Е. Маковским. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.

«Осенняя распутица»
1872
Холст, масло 110 x 70

Санкт-Петербург

Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами — он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении “Осеннюю распутицу”. Картина, названная “Осень. Туман”, осталась незавершенной.

«Осень. Туман»
1899
Бумага на холсте, масло 54,9 x 36,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

В 1870 — 1873 годы Куинджи часто посещает остров Валаам. В результате появились картины “Ладожское озеро” (1870) и “На острове Валаам” (1873). В “Ладожском озере” Куинджи преодолел перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков. Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение.

«После грозы»
1879
Холст, масло
Сумский художественный музей

Но наибольший успех на выставке имела картина “Березовая роща”. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Необычайную гармонию цвету придает зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту.

«Березовая роща 2»

В “Березовой роще” художник созерцает красоту. Поэтому реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо — равноокрашенным задником, роща — почти силуэтом, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, совершенной красоты. Природа в “Березовой роще” Куинджи реальна и условна. “Березовая роща” не укладывалась полностью в пластику развитого реализма: мешали элементы декоративности. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Оптимизм картины словно выражал ту жажду “отрадного”, которая через некоторое время была отчетливо сформулирована В. А. Серовым и другими художниками мамонтовского кружка.

В творчестве художника цвет освобождается от темной тональности. В природе Куинджи улавливает тончайшие градации цвета. В живописи же художник свободно варьирует освещенностью, полутонами, яркостью. Он намеренно активизирует, звучно сопоставляет дополнительные цвета. Куинджи постиг в совершенстве тонкое знание гармонии цветов, колорита, тона. Эта его способность в полной мере проявилась в картинах 1879 года и последовавших за ними произведениях.





«После дождя»
1879г.
Холст, масло 102 х 159
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В конце 1870-х годов отношения Куинджи с передвижниками резко ухудшились. В марте 1880 года он выходит из Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1880 году Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: “Лунная ночь на Днепре”, выставка эта имела огромный успех.

Является предположительной — в архивах хранятся три паспорта художника: в одном из них указано, что он родился в 1841 году, во втором — в 1842 году, а в третьем — в 1843 году.

Не все однозначно и с фамилией художника. Он происходил из семьи обрусевших греков. В метрике было записано , что он сын Ивана Еменджи. Но мальчику, предположительно, досталась фамилия деда-ювелира Куюмджи, позже вписанная в неправильной транскрипции.

Отец Куинджи был сапожником. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Поэтому первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств.

В начале 1860-х годов он приехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств, но учеником академии так и не стал. В 1868 году, выставив на конкурс картину "Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма", он получил звание свободного художника и стал вольнослушателем академии.

В 1872 году за картину "Осенняя распутица" он получил звание классного художника.

В 1873 году Куинджи выставил в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получил бронзовую медаль. В том же году он выставил в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге — "Ладожское озеро".

В 1874 году на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи представил "Забытую деревню", в 1875 году — картины "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 году — "Украинскую ночь", которая в 1878 году вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом" появилась на всемирной выставке в Париже.

В 1877 году Куинджи стал членом товарищества передвижных выставок. В 1878 году художник выставил свои картины "Лес" и "Вечер в Малороссии", в 1879 году — "Север", "Березовую рощу", "После грозы". В том же году Куинджи покинул выставки товарищества.

В 1880 году он устроил в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины "Ночь на Днепре", которая имела небывалый успех, и в том же году была выставлена в Париже.

В 1881 году так же отдельно Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, в 1882 году — "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до конца жизни Куинджи больше нигде своих картин не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

В конце 1890-х — начале 1900-х годов художник часто писал горные пейзажи Кавказа ("Казбек вечером", "Эльбрус днем"). В творчестве Куинджи также проявились элементы стиля модерн — в полотнах "Поляна в лесу. Туман" (1890-е), "Пятна лунного света в лесу. Зима" (1900-е), "Лунная ночь. Раздумье" (1876-1890), "Сумерки" (1890-1895). Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, ощутимо в картинах "Радуга" (1900-1905) и "Дубы" (1900-1905).

На рубеже веков Куинджи много работал над мотивом заката, написав "сюиту" произведений — "Закат зимой. Берег моря", "Красный закат" (обе — 1900-е), "Закат в степи на берегу моря" (1900-1910).

Одновременно с творчеством Куинджи проявлял свои практические способности — он стал владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, купил участок земли в Крыму.

Куинджи преподавал в петербургской Академии художеств. С 1892 года — профессор, с 1894 года — профессор-руководитель пейзажной мастерской. В 1897 году он был уволен за поддержку студенческих волнений. Среди его учеников были Аркадий Рылов, Константин Богаевский, Николай Рерих и др.

С 1893 года Куинджи был действительным членом Академии художеств.

Он был инициатором создания в 1909 году Общества художников, позже получившее название Общество имени А.И. Куинджи.

Став миллионером, Архип Куинджи продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев. В 1904 году он принес в дар Академии художеств 100 тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 году пожертвовал художественному обществу своего имени 150 тысяч рублей и свое имение в Крыму, а Обществу поощрения художеств 11,7 тысячи рублей для премии по пейзажной живописи.

24 июля (11 июля по старому стилю) 1910 года Архип Куинджи скончался в Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище, позже его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Художник был женат на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе еще в юношеские годы.

В 1989 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в Биржевом переулке в доме, где художник провел последние 13 лет жизни, был основан Музей-квартира А.И. Куинджи.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Является предположительной — в архивах хранятся три паспорта художника: в одном из них указано, что он родился в 1841 году, во втором — в 1842 году, а в третьем — в 1843 году.

Не все однозначно и с фамилией художника. Он происходил из семьи обрусевших греков. В метрике было записано , что он сын Ивана Еменджи. Но мальчику, предположительно, досталась фамилия деда-ювелира Куюмджи, позже вписанная в неправильной транскрипции.

Отец Куинджи был сапожником. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Поэтому первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств.

В начале 1860-х годов он приехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств, но учеником академии так и не стал. В 1868 году, выставив на конкурс картину "Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма", он получил звание свободного художника и стал вольнослушателем академии.

В 1872 году за картину "Осенняя распутица" он получил звание классного художника.

В 1873 году Куинджи выставил в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получил бронзовую медаль. В том же году он выставил в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге — "Ладожское озеро".

В 1874 году на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи представил "Забытую деревню", в 1875 году — картины "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 году — "Украинскую ночь", которая в 1878 году вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом" появилась на всемирной выставке в Париже.

В 1877 году Куинджи стал членом товарищества передвижных выставок. В 1878 году художник выставил свои картины "Лес" и "Вечер в Малороссии", в 1879 году — "Север", "Березовую рощу", "После грозы". В том же году Куинджи покинул выставки товарищества.

В 1880 году он устроил в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины "Ночь на Днепре", которая имела небывалый успех, и в том же году была выставлена в Париже.

В 1881 году так же отдельно Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, в 1882 году — "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до конца жизни Куинджи больше нигде своих картин не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

В конце 1890-х — начале 1900-х годов художник часто писал горные пейзажи Кавказа ("Казбек вечером", "Эльбрус днем"). В творчестве Куинджи также проявились элементы стиля модерн — в полотнах "Поляна в лесу. Туман" (1890-е), "Пятна лунного света в лесу. Зима" (1900-е), "Лунная ночь. Раздумье" (1876-1890), "Сумерки" (1890-1895). Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, ощутимо в картинах "Радуга" (1900-1905) и "Дубы" (1900-1905).

На рубеже веков Куинджи много работал над мотивом заката, написав "сюиту" произведений — "Закат зимой. Берег моря", "Красный закат" (обе — 1900-е), "Закат в степи на берегу моря" (1900-1910).

Одновременно с творчеством Куинджи проявлял свои практические способности — он стал владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, купил участок земли в Крыму.

Куинджи преподавал в петербургской Академии художеств. С 1892 года — профессор, с 1894 года — профессор-руководитель пейзажной мастерской. В 1897 году он был уволен за поддержку студенческих волнений. Среди его учеников были Аркадий Рылов, Константин Богаевский, Николай Рерих и др.

С 1893 года Куинджи был действительным членом Академии художеств.

Он был инициатором создания в 1909 году Общества художников, позже получившее название Общество имени А.И. Куинджи.

Став миллионером, Архип Куинджи продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев. В 1904 году он принес в дар Академии художеств 100 тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 году пожертвовал художественному обществу своего имени 150 тысяч рублей и свое имение в Крыму, а Обществу поощрения художеств 11,7 тысячи рублей для премии по пейзажной живописи.

24 июля (11 июля по старому стилю) 1910 года Архип Куинджи скончался в Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище, позже его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Художник был женат на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе еще в юношеские годы.

В 1989 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в Биржевом переулке в доме, где художник провел последние 13 лет жизни, был основан Музей-квартира А.И. Куинджи.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Обрусевший грек, сын сапожника, который провалился при поступлении в Академию искусств в Петербурге. Наверно, ему было суждено стать величайшим мастером пейзажной живописи, сквозь полотна которого мы и сегодня восхищенно смотрим на украинскую действительность конца девятнадцатого века и горные пейзажи Кавказа. А. Куинджи стал очень состоятельным человеком, но продолжал жить скромно, активно поддерживая молодых и бедных художников.

Биография Куинджи - история жизни человека, для которого творчество всегда оставалось на первом месте. В юности он учился у Ивана Айвазовского и даже ненадолго стал отшельником, чтобы полностью отдаваться любимому делу. Архип Куинджи совершенно по-новому раскрыл возможности пейзажа, открыл множество новых цветовых решений и добился необычайной интенсивности красок. Он стал прекрасным преподавателем и оберегал своих учеников от подражания признанным мастерам. Куинджи завещал всю свое состояние Обществу художников, которое после смерти основателя стало носить его имя.

Тайна происхождения и рождения Куинджи

Принято считать, что художник родился 27 января (15-го по старому стилю) 1841 года. Но эта дата рождения является очень приблизительной, так как в архивах хранится три паспорта Архипа Куинджи. Согласно одному документу, художник появился на свет в 1841-м, другому - в 1842-м, а в третьем паспорте указан 1843 год рождения.

Неоднозначно все и с фамилией мастера пейзажной живописи. Он был сыном Ивана Еменджи и происходил из семьи обрусевших греков, коих на берегах Азовского моря достаточно. Правда, мальчику, судя по всему, досталась фамилия деда - известного в тех краях ювелира - Кумюджи. Позже фамилию записали в неправильной транскрипции, и сейчас весь мир знает Архипа Куинджи.

Сиротское детство и бедность

Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Мальчик жил в полнейшей бедности и остался без отца в четыре года, через некоторое время умерла и мать. Архип стал сиротой. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. Где-то до десяти лет он посещал греческую школу недалеко от дома, но продолжить учебу не мог - Архипу нужно было работать, чтобы прокормить себя. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Затем Архип служил богатому зерноторговцу.

Знакомство с Айвазовским и юность

Во время службы хлеботорговцу мальчик начал интересоваться живописью. Он постоянно рисовал: на обрывках бумаги, на земле и заборах, стенах зданий. Зерноторговец (а по другой версии - друг работодателя Архипа) заметил склонность мальчика к живописи и посоветовал ему отправиться в Феодосию, чтобы учиться у Ивана Айвазовского. Подросток послушался совета.

В четырнадцать лет Архип Куинджи отправился в Феодосию из Мариуполя. Он все-таки добрался до места, где жил Айвазовский, однако художник не оценил таланта подростка, доверив ему красить забор и толочь краски. Небольшую помощь в освоении мастерства оказал Архипу только молодой родственник Айвазовского, который пока только копировал картины известного художника. Архип Куинджи пробыл в Феодосии пару месяцев и отправился домой. Он был очень расстроен.

Куинджи, биография которого только начиналась, удалось устроиться ретушером у одного из местных фотографов в Мариуполе. Позже он отправился в Одессу и Таганрог. Занимался Архип Куинджи все тем же - ретушировал фотографии. Он подумывал открыть собственное фотоателье, но не смог собрать необходимую сумму.

Провал при поступлении и звание свободного художника

В 23 года юноша решил во что бы то ни стало поступить в Императорскую академию художеств в Петербурге. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. Тогда он написал и выставил на академической выставке картину, которая, к сожалению, не дошла до наших дней. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам - далеко не редкость для молодых художников. После выставки Совет решил, что Архип Куинджи может стать свободным слушателем Императорской академии искусств, и удостоил юношу звания свободного художника. Позже ему разрешили сдать экзамены по специальным предметам, чтобы претендовать на получение диплома. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи.

Увлечение идеями передвижников

В академии художник Куинджи познакомился со многими передвижниками (представителями Товарищества передвижных художников), которые значительно повлияли на его мировоззрение. Он стал общаться с Иванов Репиным и Иваном Крамским, что положило начало более реалистичному восприятию им действительности.

Передвижниками называют объединение мастеров кисти, возникшее в последней трети девятнадцатого века. Такие художники активно противопоставляли себя академической живописи и вдохновлялись идеями народничества - «сближения» интеллигенции с простым народом. Передвижники организовывали передвижные выставки и вели активную просветительскую деятельность.

Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Позже «Чумацкий тракт…» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Картины были написаны в темных тонах, хотя последняя выделялась более яркой цветовой гаммой, что немного снимало ощущение тяжести и уныния. При написании этих полотен художник стремился выразить свои гражданские чувства, был движим социальной идеей. Полотна имели успех, и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии.

Расцвет творчества Архипа Куинджи

В семидесятые годы художник уже отошел от идей передвижников и начал писать в собственном неповторимом стиле. Своеобразным прорывом в пейзажной живописи стали две его картины. Куинджи написал «На острове Валааме» и «Ладожское озеро» в 1973 году. Полотна выделялись очень реалистичной передачей природы с нотками романтизма, изящности. Работа «На острове Валааме» выставлялась в Вене, затем ее приобрел для своей коллекции знаменитый московский меценат П. Третьяков.

А вот со второй картиной Куинджи, которая стала символом расцвета его творчества, все не так однозначно. Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Куинджи обвинил друга в плагиате, а петербургские художники разделились на два лагеря - одни поддерживали Судаковского, другие встали на сторону Куинджи. В итоге победа осталась за последним.

Женитьба и череда творческих успехов

В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Мастер живописи готовился связать себя узами брака с девушкой, которую полюбил еще в подростковом возрасте. Из Франции Куинджи отправился в Мариуполь, где женился на дочери богатого купца - Вере Кетчерджи-Шаповаловой. Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Он ввел в творчество яркие цвета, начал пользоваться приемом уплощения предметов, чтобы усилить глубину пространства картин, создал оригинальную декоративную систему. Архип Куинджи стал наслаждаться жизнью и отражать это в своих полотнах, он уже не стремился истолковать все с точки зрения передвижников и отказался от их идей.

Моновыставки и затворничество

После «Украинской ночи» были еще трилогия «Березовая роща», «Север», «После дождя» и «Вечер на Украине», над которой художник трудился практически четверть века. А вот «Лунную ночь на Днепре» Куинджи удостоил моновыставки. Он задрапировал окна плотной тканью и направил луч света на полотно. Моновыставка вызвала настоящий ажиотаж. «Лунная ночь на Днепре» для Куинджи стала пиком творческой карьеры.

Правда, краски, которые использовались при создании картины, были очень специфичны. Они начинали разлагаться и темнеть при воздействии солнечного света и воздуха. Впоследствии это сыграло злую шутку. Картину мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал ее князю Константину. Тот взял полотно в кругосветное путешествие. Под влиянием морского воздуха и солнечного света краски потемнели, и полотно утратило былое великолепие.

После моновыставки художник «замолчал» на долгие двадцать лет. Архип Куинджи, биография которого недавно сделала резкий поворот, решил уединиться в мастерской и не показывать никому свои шедевры. Скорее всего, он просто устал. Критики считали, что живописец исчерпал себя, но это было не так. Художник продолжал создавать картины, которые потом стали известными.

В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников. В шестьдесят лет живописец Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин - оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». О художнике снова заговорили.

Работа профессором-руководителем мастерской

Архип Куинджи работал профессором всего три года, но за это время он успел научить основам живописи многих молодых студентов и даже стал наставником нескольких известных сегодня художников. Он был великолепным преподавателем. Куинджи ревностно оберегал молодых дарований от подражательства. Он стремился развить в каждом из студентов самобытность и собственное видение действительности, учил их не оглядываться на идеи других.

На памятной табличке, которая находится при входе в поместье Куинджи в Алупке, даже есть запись о том, что его называли «учителем жизни». Архип Куинджи «воспитал» Н. Рериха - непревзойденного мастера, А. Рылова - певца русской природы, К. Богаевского - певца Крыма и других.

Благотворительность

Куинджи не только писал, но и активно продавал свои полотна коллекционерам и «сильным мира сего». На своем творчестве живописец заработал целое состояние, но продолжал жить скромно, делал значительные пожертвования. При церкви, в которой когда-то крестили маленького Архипа, во взрослом возрасте он открыл школу. Куинджи пожертвовал сто тысяч рублей Академии искусств в Петербурге, организовал кассу взаимопомощи для студентов и проспонсировал Общество поощрения художников.

Картины живописца продавались по немыслимо огромным ценам. Один из знаменитых художников, П. Чистяков, даже позволил себе однажды язвительно высказаться на эту тему. Он сказал, что Куинджи - это деньги. Вполне возможно, что коллега «по цеху» был бы не так циничен, если бы знал, куда эти средства расходуются.

Тяжелая болезнь и смерть художника

Почти в семьдесят лет Куинджи заболел воспалением легких. Художник находился в Крыму, затем жена перевезла его в Санкт-Петербург. Но на состоянии здоровья живописца сказалось и больное сердце. Надежда на выздоровление с каждым днем была все меньше и меньше. Архип Куинджи умер 11 (24) июля 1910 года. Похоронен художник на Смоленском православном кладбище.

Память

В память о выдающемся художнике было открыты несколько музеев: Музей Куинджи в Санкт-Петербурге, Мариупольский музей имени А. Куинджи, музей-квартира в Алупке. В честь него называли улицы и проспекты во многих российских городах, устанавливали памятные доски, бюсты. Общество художников, основанное живописцем, до сих пор носит его имя. Живописью Куинджи восхищаются современники.

Нет в истории талантливых художников, которые прожили бы обычную, невыразительную жизнь, полную счастья и успеха. Все потому, что талант всегда один, всегда опережает время, всегда испытывает нужду в единомышленниках. Но на общем непростом и трагическом фоне, жизнь Куинджи выглядит вполне успешной и счастливой. Но это только на первый взгляд.

Сын грека-сапожника Куинджи Архип рано остался сиротой. Греческие семьи большие, поэтому и будущему художнику удалось избежать приюта. Он воспитывался в доме дяди и не чувствовал себя хоть чем-то обделенным. Систематического образования он так и не получил, несмотря на то, что его опекуны прилагали усилия, чтобы Архип получил образование. Мальчика интересовала только одна вещь на свете - живопись, или рисование. Его собратья по школьной парте вспоминали, что ничто не могло оторвать Архипа от его любимого занятия. В качестве основы для своих художественных опытов, юный Куинджи использовал все, что только попадалось ему на глаза: заборы, стены, песочный пляж, афишные тумбы. Для учебы времени не было.

Семья, где воспитывался Архип Куинджи, была многодетной, но совсем небогатой. Поэтому будущий великий мастер приучился к труду с самых юных лет. Работал на стройках, в магазинах, пекарнях. Именно в пекарне на его страсть к рисованию и обратил внимание хозяин, друг опекуна. По его совету Архип отправляется в Крым, к Айвазовскому, чтобы попросится в ученики.

Не увидел в молодом и нагловатом подростке особых задатков и предложил ему покрасить забор и вообще помогать по хозяйству. Снизошел до обучения Архипа лишь брат великого мариниста. Он и дал несколько уроков юному греку. Три года пребывания в мастерской Айвазовского не прошли бессмысленно. Куинджи (изменение фамилии было связано с ее турецким звучанием, что не упрощало жизнь художника в России) научился смешивать краски и даже создавать собственные оттенки, что вызвало уважение даже у великого мастера.

В 17 лет Архипу намекнули, что пора бы начинать самостоятельную жизнь. Он так и поступил, устроившись в мастерскую к... фотографу! Пять лет Куинджи старательно ретушировал негативы у известного фотографа. Успехи в этом непростом деле были настолько блестящими, что Архипу настойчиво советовали подумать об открытии собственной фотомастерской. Бизнесмен из Архипа не получился, но родилась идея...

В 1865 году, в возрасте 24 лет, Куинджи уезжает в Петербург. Он пытается поступить в художественную Академию. Безуспешно. Следующая попытка также оказалась напрасной. В третий раз Куинджи отправился на экзамены, захватив с собой свою первую самостоятельную картину. Приемная комиссия, внимательно изучив полотно (картина не сохранилась, известно только название - "Татарская сакля в Крыму"), пришла к заключению, что автору вполне можно присвоить звание "свободный художник". Звание давало возможности, но не давало дохода. Известно, что приняли Куинджи в Академию только спустя два года.

Академия закончена не была. Как только мастерство Куинджи было признано публикой и критикой, Архип посчитал свое образование законченным. 70-е годы XIX столетия стали периодом расцвета творчества художника. Каждая новая работа принималась с необыкновенным восхищением. Критика захлебывалась от восторга, публика валила валом на выставки.

Именно на это время приходится и счастливая женитьба Куинджи на дочери богатого купца, триумфальное присоединение к группе "передвижников", поиски новых оттенков и способов изображения света. Именно умение передать свет в картинах Куинджи привлекало и удивляло больше всего. Художник первым устраивал моно-выставки в затемненных залах, добиваясь с помощью направленного на картину луча электрического света поразительных эффектов.

Общество ожидало от мастера исключительно шедевров и ничего больше. Десятилетие напряженной работы истощило художника. Его картина "Днепр утром" не вызвала ажиотажа, критика приняла работу весьма прохладно. Для Куинджи это было трагедией. Художник порывает с "передвижниками" и перестает выставлять картины. Затворничество продолжалось 20 лет...

Все это время Куинджи напряженно работает, ведет класс в Академии, но не выставляет ни одной работы. Исследователи до сих пор теряются в догадках о причинах такого продолжительного "молчания". Выдвигаются разные версии: от банального творческого кризиса, до напряженных поисков своей новой манеры. Известно одно, в этот период художник создает около двухсот эскизов, которые сегодня принимаются, как законченные работы и безупречные образцы русского импрессионизма.

В начале XX века "молчание" прерывается. Мастер выставляет сразу несколько работ и производит фурор. Последние годы жизни Куинджи необыкновенно насыщенны. Он работает в Академии, часто выезжает на пленэры, активно занимается благотворительностью.

Щедрость Куинджи вызывает восхищение. Он финансирует рабочие поездки молодых художников в Европу, учреждает стипендии для учеников Академии, создает собственный фонд. Это были годы признания, известности и благополучия.

Умер Куинджи от воспаления легких, которое умудрился подхватить жарким летом 1910 года в Крыму.