Музыкальное искусство. Советская живопись - история современного искусства Музыкальное искусство в 30 е годы презентация
Наступил качественно новый этап советской песенной культуры. Он ознаменован бурным расцветом массовой песни в творчестве профессиональных композиторов. Этому способствовал ряд причин, и прежде всего - сближение композиторской мысли с запросами широких слоев общества. Эмоциональные, броские и запоминающиеся песенные мелодии этих лет свидетельствуют о внимательном вслушивании их авторов в массовый музыкальный быт, его настоящее и прошлое. Новому творческому осмыслению подвергаются традиции революционного фольклора, старой и современной бытовой музыки, музыкальной эстрады.
Примечательная черта данного периода - ярко выраженная самостоятельность авторских песен. Сочинения И. Дунаевского, Дм. и Дан. Покрассов, А. Александрова, В. Захарова , М. Блантера и других классиков советской песни отмечены печатью индивидуального дарования.
В эти годы расцветает искусство и мастеров песенного поэтического слова. Стихотворные строки В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского , М. Светлова, В. Гусева прекрасно запоминались и подхватывались народом. Становление ведущих тем песенного творчества 30-х годов сопровождалось новыми, яркими художественными приемами.
Магистральная роль темы труда определялась атмосферой времени. Жизнь молодого социалистического государства разворачивалась в напряженных темпах первых пятилеток, заряжая литературу, искусство пафосом трудового подъема. Дух боевой сплоченности, некогда взрастивший песенные образы революции и гражданской войны, отныне претворен в облике народа-созидателя, строителя новой мирной жизни. На смену суровой революционной патетике в песню приходит бурная энергия коллективизма. Соединившись с образами молодости, она определила типичные черты песенного героя 30-х годов - оптимистичного, исполненного твердой воли и уверенности в собственных силах. Первой, подлинно массовой в этом ключе явилась «Песня о встречном» Д. Шостаковича - Б. Корнилова .
Овеянная светлыми весенними настроениями «Песня о встречном» обнаруживает некоторое сходство с непринужденными напевами веселых французских песенок.
Одновременно ей присущи явные признаки гимничности - призывный, побуждающий тон возникает из энергичной, звонкой (напоминающей о «Марсельезе») переклички кварт. Так, мелодия запева оказывается буквально «сотканной» из квартовых контуров - они образованы или скачками, или метрически опорными долями, подчеркнувшими скрытый интервал кварты в поступенном движении. Сочетание маршеобразной мелодии с пританцовывающей фигуркой сопровождения сообщает песне характер бодрости и юношеского воодушевления.
Этому сочинению суждено было сыграть этапную роль в песенной культуре 30-х годов. Во-первых, она предвосхитила молодежный марш - одну из главных разновидностей массовой песни последующих лет. Во-вторых - открыла историю плодотворного содружества песни и советского кинематографа.
Среди лучших песен, посвященных теме труда, «Марш энтузиастов» Дунаевского (стихи Д"Актиля ), его же «Марш женских бригад» (стихи Лебедева-Кумача ), «Зелеными просторами» В. Захарова ; среди лирических - «Спят курганы темные» Н. Богословского - Б. Ласкина , написанная в бытовой вальсовой манере. Участники праздничных демонстраций нередко исполняли «Марш ударных бригад» венгерского композитора-интернационалиста Б. Рейница . Из песен, посвященных той или иной профессии (их в эти годы написано немало), несомненно лучшей является «Марш трактористов» Дунаевского - Лебедева-Кумача .
Трудно не заметить, что плакатные краски песен 30-х годов, брызжущие радостью, весельем и торжеством трудовых побед, рисуют быт советских людей в виде некоего идеального сообщества, не подверженного противоречиям и сколько-нибудь серьезным трудностям. Реальная жизнь страны - со всеми сложностями экономических переустройств, жесткими обстоятельствами коллективизации сельского хозяйства, репрессиями и лагерями, тяжестью проявлений культа личности - была далеко не столь безоблачной, какой представала во множестве гимнов и маршей. И все же было бы несправедливым воспринимать песни этого времени как средство безоговорочной идеализации действительности. Ведь они передавали реальную атмосферу массового энтузиазма. Для миллионов людей труда идеалы мирного созидания являлись революционным заветом, твердой нравственной опорой и залогом счастливого будущего. Отсюда - оптимизм массовой песни, славящей радость труда и искреннюю веру народа в торжество справедливости. Эти чувства и настроения с особенной силой обобщали в себе песенные образы, пришедшие из кинофильмов.
Советская песня в 1930-е годы. ПЕСНЯ В КИНО. ТВОРЧЕСТВО И. ДУНАЕВСКОГО
Советский композитор Исаак Осипович Дунаевский (1900-1955)
Звуковое кино становится активным пропагандистом песенного творчества. Лучшие песни 30-х годов возникли на пути приобщения композиторов к самому молодому искусству современности. Образные задачи того или иного кинофильма нередко определяли эмоциональный строй и жанровое решение предназначенных для него песен. Такова, например, знаменитая «Лейся, песня, на просторе» (В. Пушков - А. Апсалон ) из кинофильма «Семеро смелых» (1936, режиссер С. Герасимов ). Ее ритмическая основа взята из старинного дуэта «Нелюдимо наше море» К. Вильбоа , а лучезарный мажорный колорит неотделим от романтики киноленты, посвященной покорителям северных морских широт.
Общезначимость мыслей и чувств позволяла сошедшим с экрана песням обрести самостоятельную жизнь. Лучшие из них становились песенным символом целого поколения. Такие, как «Любимый город» Н. Богословского - Е. Долматовского , «Песня о Москве» Т. Хренникова - В. Гусева из фильмов последних предвоенных лет, замыкавших мирный период в жизни советских людей. Среди популярных песен, принесенных кинематографом 30-х годов, «Я на подвиг тебя провожала» (Богословский-Лебедев-Кумач ), «Чайка» (Ю. Милютин - Лебедев-Кумач ), «Тучи над городом встали» (П. Арманд ), «Три танкиста» (Дм. и Дан. Покрассы - Б. Ласкин ).
Много работают в кино композиторы Д. Шостакович, Ю. Милютин, Н. Крюков, В. Пушков, Н. Богословский, братья Дм. и С. Покрассы . Однако самая большая популярность выпала на долю Исаака Осиповича Дунаевского (1900-1955). Киномузыка всячески способствовала всесторонним проявлениям его блестящего песенного дара. Главным направлением творчества этого выдающегося музыканта были различные жанры эстрадной музыки. Первым из советских композиторов он обратился к оперетте (перу Дунаевского принадлежит музыка к тридцати театральным спектаклям, двенадцати опереттам, двум кантатам, двум балетам, множеству пьес для эстрадного оркестра). В содружестве с Леонидом Утесовым Дунаевский создает эстрадные программы, куда включаются его джазовые транскрипции песен народов СССР, а также классической музыки. Этот опыт способствовал освоению гармонических, ритмических и оркестровых ресурсов джаза. Полученные навыки впоследствии убедительно воплотились в песенном стиле композитора, соединившись при этом с исконными традициями отечественного песнетворчества. Мелодии Дунаевского обнаруживают связь со множеством источников - русской и украинской городской песней, бытовым романсом, различными жанрами танцевальной эстрадной музыки, водевильными куплетами. Интернационализм его композиторского мышления являл удивительную широту и демократичность.
Дунаевский участвовал в создании 28 кинофильмов. В 30-е годы это «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Три товарища», «Дети капитана Гранта», «Вратарь», «Богатая невеста», «Искатели счастья», «Светлый путь» и др.
Советская песня в 1930-е годы. ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДУНАЕВСКОГО. МОЛОДЁЖНЫЕ ПЕСНИ
Кинофильм «Весёлые ребята». Афиша
Мгновенный успех пришел к Дунаевскому с появлением на экранах фильма «Веселые ребята» (1934, режиссер Г. Александров ). Центром музыкальной драматургии служит жизнерадостный «Марш веселых ребят» - своего рода манифест, в поэтической лозунговой форме сказавший о роли песни в жизни людей. Мелодия «Марша веселых ребят» вобрала в себя разнородные интонации. Так, в качестве одного из прообразов угадывается любимая молодежью 20-х годов песня «Наш паровоз» . Вместе с тем здесь слышатся отголоски и популярных мексиканских песен .
Хроматическое скольжение на подходе к кульминации запева напоминает о характерных чертах джазовой мелодики и легкожанровой американской музыки. Многообразные интонационные истоки ни в коей мере не вызывают ощущения разнобоя или искусственности. Дело в том, что слаженность, казалось бы, столь далеких по своему происхождению мелодических элементов достигнута путем тщательного выявления их внутреннего (часто такого неожиданного!) родства. Используя интонационный материал, композитор так или иначе подчиняет его закономерностям русского песенного мышления. Взять хотя бы плавные, типичные для русского бытового романса мелодические закругления в конце каждого восьмитакта. Органичность сложного стилевого сплава - важнейшая черта композиторского стиля Дунаевского, присущая большинству его песенных мелодий.
«Марш веселых ребят» явился родоначальником множества молодежных песен Дунаевского. Все они, будучи подчиненными конкретной жанровой специфике, имеют ряд общих примет. В то же время каждая из них обладает собственной неповторимостью. Вот, например, «Песенка о веселом ветре» из кинофильма «Дети капитана Гранта» или «Молодежная» из кинофильма «Волга-Волга» (обе на стихи Лебедева-Кумача ). Первая соединила в себе юношескую восторженность и пафос отваги. Палитру молодежной песни она обогатила ярко выраженным романтическим колоритом. Вторая, основанная на моторном эффекте скороговорки, - в совершенно ином духе. Она возрождает старинный жанр попутной песни в облике современного молодежного марша. Дунаевскому принадлежит также один из лучших (широко распространенных в 30-е годы) физкультурных маршей - «Спортивный марш» (стихи Лебедева-Кумача ) из кинофильма «Вратарь» . Его упругая, ритмически заостренная мелодия насыщена скандированными декламационными лозунгами. Собственное слово сказал Дунаевский и в области пионерской песни, к которой принадлежит «Эх, хорошо» (стихи Лебедева-Кумача ), занявшая на многие годы прочное место в концертной практике детских хоровых коллективов.
Трудно обойти вниманием столь притягательную черту мелодики Дунаевского, как торжествующее в ней мажорное начало. Из разных источников черпает композитор красочные ресурсы мажора. Это и типичный для бытовой песни прошлого разбег по звукам мажорного трезвучия , и молодежные гимны начала 20-х годов, и богатый мажорный арсенал американской джазовой музыки. В песенном языке Дунаевского прочно обосновываются романсовые интонации, не так давно осуждавшиеся как принадлежность чувствительной лирики. При этом и здесь предпочтение отдано светлым мажорным краскам. Например, в орбиту бодрого маршевого ритма «Песенки о веселом ветре» вовлечена одна из фраз широко известного романса «Калитка» (начало припева). Оригинальное жанровое переосмысление претерпела старинная песня «По Дону гуляет» - все три ее мажорные волны, последовательно поднявшиеся одна над другой, существуют в запеве «Молодежной ».
Весомый вклад вносит Дунаевский в развитие многих других жанровых разновидностей советской массовой песни.
Кинофильм «Цирк». Афиша
Величаво-торжественный гимнический склад присущ многим песням о Родине, о труде, советском народе. Этот жанр получил широкое распространение в песенно-хоровом творчестве 30-х годов. Однако далеко не всем композиторам удалось достичь высокохудожественных результатов на пути сближения гимнического начала с массовой песней. Сказывались заведомо официальные функции, приданные торжественному песнопению . Тем более ценен факт несомненной популярности талантливых, эмоциональных произведений, посвященных гражданственной, общественной тематике. Такова «Песня о Родине» (из кинофильма «Цирк» ). Этот гимн покоряет сочетанием мужественности и искреннего лирического чувства. В нем звучит гордость человека за свою землю. Особенностью построения куплетов является то, что вначале звучит хоровой припев (сольный запев, соответственно, оказывается в середине). Выдвижение на первый план обобщающей музыкально-поэтической мысли подчеркивает эпическую всеохватность песенного образа. Интервальная динамика в зачине первых двух фраз (ход на кварту в первой, на сексту - во второй) напоминает о популярной традиции городской песни, и прежде всего о такой из них, как «Из-за острова на стрежень» . Однако существенное усиление этой динамики состоит в том, что кульминационное отклонение в субдоминантовую сферу наступает не в третьей фразе, как это было в упомянутых песнях, а уже во второй. Важным звеном интонационной драматургии (кстати, во всем совпадающей со смыслом текста) становятся октавные шаги в конце припева (pe 1 -pe 2) и вначале запева (си 1 -си 2). Интервал октавы словно ярким лучом высвечивает одну за другой две мажорные функции, зримо усиливая ощущение света и простора.
Во многом близок молодежным песням Дунаевского его «Марш энтузиастов» (стихи Д"Актиля ), воспевший радость вдохновенного труда. Эффект нарастающей торжественности подчеркнут необычной для массовой песни двухтомной трактовкой куплета. Краткие, энергичные фразы, которыми открывается первое тематическое построение, сменяются плавным гимническим подъемом. Как мощный хоровой итог звучит припев, причем в последнем его проведении контрапунктически объединяются партии солиста и хора.
Значение гимнической песни возрастает в связи с размахом, который получили в 30-е годы торжественные демонстрации трудящихся, массовые физкультурные парады. Широко отмечались годовщины Октября и 1 Мая. Ярким пополнением в песенном обиходе праздников явилась «Москва майская» Дм. и Дан. Покрассов (стихи Лебедева-Кумача ). Ее ликующие и взволнованные тона по-настоящему созвучны светлым праздничным настроениям. Эта песня соединила в себе традиции боевых российских маршей и бытовой прикладной музыки для духовых оркестров.
Советская песня в 1930-е годы. ПЕСНИ-ВОСПОМИНАНИЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
Нотное издание песни Матвея Блантера на стихи Михаила Голодного «Партизан Железняк»
Песни-воспоминания о гражданской войне занимают особое место в песенной панораме 30-х годов. Вместе с памятью о былом в них зарождалась идея преемственности поколений, получившая активное развитие в советской гражданственной песне последующих десятилетий.
Обращение к героике прошлого повлекло за собой стиль баллады, то есть песни с сюжетным началом, ведущей повествование от лица рассказчика. События гражданской войны преломляются здесь через образы героев, овеянные ореолом суровой и мужественной романтики. Притом, что жанровый облик песен-воспоминаний задан ритмами походных маршей, в них преобладают взволнованные лирические тона. О разнообразии этих красок свидетельствуют знаменитые «Каховка» (Дунаевский-М. Светлов ) и «Орленок» (В. Белый-Я. Шведов ). Каждая из песен ярко индивидуальна, несмотря на то что в обеих действует один и тот же (вплоть до цезур) стихотворный размер (сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия). Кстати, точно такой же стихотворный размер существует в еще одной популярной балладе - «Партизан Железняк» М. Блантера на стихи М. Голодного .
«Песня о Каховке» - это баллада о фронтовом товариществе, обращение к другу боевых лет. Здесь использованы интонации жалостливой солдатской песни «Умер бедняга в больнице военной» . Подчинив знакомые интонации твердым ритмам походного марша, композитор одновременно придает им энергию взволнованной разговорной речи - путем повторения или настойчивого метрического акцентирования мелодических вершин. «Орленок» - драматическое повествование о том, как вели на расстрел юного красноармейца. Широкие интервальные ходы последовательно набирают высоту, словно напоминая о взмахе орлиных крыльев. Это ощущение усиливается характерной синкопой, подчеркивающей вершины фраз.
Характер жанровой сценки носит «Песня о Щорсе» Блантера (стихи Голодного ), построенная на упругом кавалерийской ритме. Этот ритм обретает лихость и стремительный напор в «Тачанке» К. Листова (стихи М. Рудермана ).
В основу балладных песен ложились типичные для военных времен и вместе с тем символические ситуации. Как, например, прощание юноши и девушки, уезжающих воевать в разные стороны света - из песни «Прощание» («Дан приказ ему на запад...») Дм. и Дан. Покрассов на стихи М. Исаковского . Героику гражданской войны воскрешает другая широкоизвестная песня братьев Покрассов «По военной дороге» (стихи А. Суркова ).
Песни-воспоминания о гражданской войне нередко причисляют к оборонной теме. Они будили народную память о боевом прошлом, помогая тем самым воспитывать в новых поколениях готовность к защите своей отчизны.
Широкое распространение оборонных песен связано с тревожной атмосферой предвоенного периода. Все более очевидной становится угроза фашистского вторжения. Следствием напряженных ситуаций на рубежах страны становятся бои на Дальнем Востоке (у озера Хасан), война с белофиннами (1938-1939). Оборонные песни, объединенные идеей защиты Родины, говорили о готовности советских людей дать отпор любому враждебному посягательству. На «переднем крае» этого направления оказалось творчество родоначальников советской военной песни композиторов Дан. и Дм. Покрассов . Всеобщее признание принесли им песни «Если завтра война» (стихи Лебедева-Кумача ), «То не тучи, грозовые облака» (стихи Суркова ). Сочинения братьев Покрассов прочно приживались в быту. «Три танкиста» из кинофильма «Трактористы» (стихи Б. Ласкина ) распевали, что называется, от мала до велика. В своих напевах эти композиторы культивировали мелос дореволюционной рабочей песни (эмоционально открытой, не лишенной чувствительности), соединив его с ритмами походного марша и оснастив элементами танцевальной музыки. Известной была в эти годы и «Дальневосточная» Ю. Милютина - В. Винникова .
Лирическое начало, заметно окрасившее песни военного содержания, особенно сказывалось на группе «казачьих» песен. Ярчайшим их представителем становится «Полюшко-поле» Книппера - Гусева .
В русло оборонной темы заложены традиции русской солдатской песни.
Советский композитор Александр Васильевич Александров (1883-1946)
Песни о Советской Армии ведут свое начало из красноармейской тематики времен гражданской войны. Их обширный пласт составляет песенную летопись исторического пути первой в мире Армии рабочих и крестьян. Ведущая роль в пропаганде воинской песни принадлежит Краснознаменному ансамблю песни и пляски Советской Армии (позднее дважды Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. Александрова) . С этим коллективом на протяжении почти полутора десятилетий было связано творчество его организатора и бессменного руководителя Александра Васильевича Александрова (1883-1946).
Приступив к работе в Ансамбле, Александров много сил отдает популяризации и обработке русских народных песен, а также песенного фольклора революции и гражданской войны. Его хоровая интерпретация напева «По долинам и по взгорьям» стала широко известна не только у нас в стране, но и за рубежом.
В 30-е годы появляется ряд собственных песен Александрова, написанных специально для Ансамбля. Темой повествования служит красноармейский эпос гражданской войны, а также прославление Красной Армии. Все они принадлежат к различным типам походно-строевых маршей. Так, мелодический стиль «Эшелонной» (стихи О. Колычева ) тяготеет к старому солдатскому фольклору, с его удалыми, размашистыми фразами. Интонационно близка революционным песням лирическая «Забайкальская» (стихи С. Алымова ). Бойкая частушечная дробь рассыпана в песне «Бейте с неба, самолеты» (стихи Алымова ). Четкая, лапидарная мелодика массовой армейской песни, переданная в хоровой палитре, нередко уснащаемая характерным «солдатским» подголоском (верхние регистры), - таковы выразительные свойства авторского почерка Александрова. В сочинениях композитора проявляется доскональное знание классических традиций русского хорового письма. Не случайно его мелодии порою носят отголоски старинной традиции хоровых славлений - кантов. В особенности это относится к такой важной сфере творчества Александрова, как торжественные хоровые песни-гимны. Созданный композитором в довоенные годы Гимн партии большевиков впоследствии стал основой. Первоначально хор состоял из крестьян центральных областей России. Сочиняя собственные песни, Захаров учитывал своеобразную исполнительскую манеру народных певцов - сложное хоровое многоголосие с включением импровизационных подголосков. Естественным продолжением традиций протяжных фольклорных песен явились величавая эпическая «Дороженька» (на слова колхозницы П. Семеновой ), «Шел со службы пограничник» (слова М. Исаковского ).
Яркими образцами сочного народного юмора предстают шуточно-лирические песни «Провожание» , «Вдоль деревни» , «И кто его знает» . Все они - на стихи М. Исаковского , постоянного соавтора Захарова.
В песне «Вдоль деревни» рассказывается об электричестве, вместе с которым в жизнь колхозников входит свет новой жизни. Праздничное настроение подчеркнуто затейливой вокальной орнаментикой, воспроизводящей эффект лихих гармошечных переборов. Кстати, в духе гармошечных импровизаций построены инструментальные отыгрыши между куплетами многих песен. Среди них видное место принадлежит песням в стиле лирической частушки - «девичьих страданий». Интонации вздохов, присущие этому стилю, отчетливо слышатся в песне «Провожание» . Чрезвычайно интересно воплотились «страдания» в популярной песне «И кто его знает» . Ее степенная, неторопливо-размеренная мелодия мастерски «разыграна» всплесками вопросительных интонаций. Квинтовые взлеты в концовках фраз - кстати редчайший пример в лирической мелодике, - а также октавные подъемы, соответствующие словам-вопросам, являют пример выразительного согласования музыки со стихотворным текстом.
Используя языковые особенности крестьянского фольклора, Захаров нередко наделяет свои сочинения явно современными приемами. К ним, в частности, относятся синкопы. У Захарова синкопы возникают в момент типичного для народной песни распевания того или иного слога. Эта особенность, в частности, отчетливо прослеживается в песнях «Вдоль деревни» и «Провожание» .
Ярким своеобразием отличается песня «Зелеными просторами» - первый молодежный марш, созданный на основе попевочной структуры крестьянских песен.
Издание песни «Катюша» 1930-х годов
Заметное усиление лирического начала в массовой песне свидетельствует о возросшей демократичности ее музыкального языка. Этот процесс, связанный с приближением песенного творчества к традициям бытовой музыки, затронул фактически все сферы советской песни 30-х годов. Лирические интонации преломляются в маршевых молодежных песнях, в героических, патриотических и т. д. Совершенно естественно, что возрастающий интерес к лирике поощряет появление собственно лирических песен, то есть тех, что непосредственно повествуют о человеческих чувствах и взаимоотношениях.
Устойчивой приметой этих лет оказывается массовая лирическая песня, основанная на бытовом мелосе. Ей присущи задушевность, эмоциональная открытость и прямодушие. Чувства влюбленных в этих песнях овеяны чистотой светлого, дружеского взаимопонимания. Одно из центральных мест в песенной лирике предвоенного времени занимает тема любви девушки и бойца, защитника Родины. Красной нитью проходит она через песни «Чайка» Милютина - Лебедева-Кумача , «Я на подвиг тебя провожала» Богословского - Лебедева-Кумача , «Парень кудрявый» Г. Носова - А. Чуркина . Ярчайшим образцом этой линии является «Катюша» Блантера - Исаковского . Мелодия «Катюши» вырастает из терцовой ячейки - ее контуры разворачиваются в сопоставлении ласковых опеваний с бойким (каждый второй такт) приплясом. Намек на интонационную сферу солдатской песни, содержащийся в мелодических оборотах, кварто-квинтовых бросках, придает этому напеву своеобразную жанровую окраску - лирико-плясовое начало свободно переплетается здесь с героическим.
Понятия о песенной лирике этих лет не могут быть исчерпаны только лишь областью массовой песни. Параллельно существовала область эстрады, где песенные образы были целиком отданы во власть любовного переживания. Таковы «Песня Анюты» и «Сердце, тебе не хочется покоя» Дунаевского - Лебедева-Кумача из кинофильма «Веселые ребята» . Эстрадная песня формировалась в творчестве представителей джазового искусства - композиторов А. Варламова, А. Цфасмана , а также представителей романсовой и танцевальной линии Б. Фомина, И. Жака, М. Воловаца и др. Большой успех выпал на долю песен в танцевальных ритмах, - таких, как фокстрот Цфасмана , танго «Утомленное солнце» Г. Петерсбургского , «Уходит вечер» Варламова , «Записка» Н. Бродского и других, звучавших в исполнении солистов джаз-оркестра.
Культура советского и постсоветского периода является ярким крупномасштабным витком русского наследия. События 1917 года стали отчётной точкой в развитии нового уклада жизни, формировании нового мышления. Настроения общества к.XIX- н.XX вв. вылились в Октябрьскую революцию, переломный момент в истории страны. Теперь её ждало новое будущее со своими идеалами и целями. Искусство, которое в некотором смысле является зеркалом эпохи, стало и орудием для воплощения в жизнь догматов нового режима. В отличие от других видов художественного творчества, живопись, формирующаяся и формирующая мысль человека, самым аккуратным и непосредственным образом проникала в сознание людей. С другой стороны живописное искусство меньше всего подчинялось пропагандистской функции и отражало переживания народа, его мечты и прежде всего дух времени.
Русский авангард
Новое искусство не избегало в абсолютной мере старых традиций. Живопись, в первые послереволюционные годы, впитала влияния футуристов и авангарда в целом. Авангард со своим презрением к традициям прошлого, что так близко было к разрушительным идеям революции, нашёл себе приверженцев в лице молодых художников. Параллельно с этими течениями в изобразительном искусстве развивались реалистические тенденции, жизнь которым дал критический реализм XIX в. Эта биполярность, назревшая в момент смены эпох, сделала жизнь художника того времени особо напряжённой. Два пути, которые наметились в послереволюционной живописи хоть и являлись противоположностями, тем не менее, мы можем наблюдать влияние авангарда на творчество художников реалистического направления. Сам реализм в те годы был разнохарактерным. Работы этого стиля имеют символический, агитационный и даже романтический облик. Совершенно точно передаёт в символической форме грандиозную перемену в жизни страны произведение Б.М. Кустодиева - “Большевик” и, наполненная патетическим трагизмом и неудержимым ликованием “Новая планета” К.Ф. Юона.
Живопись П.Н. Филонова с его особым творческим методом - “аналитическим реализмом ” - являет собой сплав двух контрастных художественных течений, который мы можем увидеть на примере цикла c агитационным наименованием и значением “Ввод в мировой расцвет”.
П.Н. Филонов Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ
Беспрекословность общечеловеческих ценностей, непоколебимых даже в такое смутное время выражает образ прекрасной “Петроградской мадонны” (офиц. название “1918 год в Петрограде”) К.С. Петрова-Водкина.
Позитивным отношением к революционным событиям заражает светлое и наполненное солнечной, воздушной атмосферой творчество пейзажиста А.А. Рылова. Пейзаж “Закат”, в котором художник выразил предчувствие пожара революции, который разгорится от возрастающего пламени судного костра над минувшей эпохой, представляет один из воодушевляющих символов этого времени.
Вместе с символическими образами, организующими подъём народного духа и увлекающими за собой, подобно одержимости, существовало и направление в реалистической живописи, с тягой к конкретной передаче действительности.
По сей день произведения этого периода хранят искру мятежа, способную заявить о себе внутри каждого из нас. Многие работы, не наделённые такими качествами или противоречащие им, уничтожались или были забыты, и никогда не представятся нашему взору.
Авангард навсегда оставляет свой отпечаток в реалистической живописи, но наступает период интенсивного развития направления реализма.
Время художественных объединений
1920-е годы - время создания нового мира на развалинах, которые оставила Гражданская война. Для искусства - это период, в который в полную силу развернули свою деятельность различные творческие объединения. Их принципы отчасти сформированы ранними художественными группировками. Ассоциация художников революции (1922 - АХРР, 1928 -АХР), лично выполняла заказы государства. Под лозунгом "героического реализма" художники, входившие в её состав, документально запечатлевали в своих произведениях жизнь и быт человека - детища революции, в различных жанрах живописи. Главными представителями АХРР были И.И. Бродский, впитавший реалистические влияния И.Е. Репина, работавший в историко-революционном жанре и создавший целую серию работ с изображением В.И. Ленина, Е.М. Чепцов - мастер бытового жанра, М.Б. Греков, писавший батальные сцены в довольно импрессионистической марене. Все эти мастера были основателями жанров, в которых выполняли большинство своих работ. Среди них выделяется полотно "Ленин в Смольном", в котором И.И. Бродский в наиболее непосредственной и искренней форме передал образ вождя.
В картине "Заседание членской ячейки" Е.И. Чепцов очень достоверно, без надуманности изображает события происходившие в жизни народа.
Великолепный радостный, шумный образ, наполненный бурным движением и праздником победы создаёт М.Б. Греков в композиции "Трубачи Первой конной армии".
Идею нового человека, нового образа человека выражают тенденции наметившиеся в жанре портрета, яркими мастерами которого были C.В. Малютин и Г.Г. Ряжский. В портрете писателя-бойца Дмитрия Фурманова С.В. Малютин показывает человека старого мира, сумевшего вписаться в новый мир. Заявляет о себе новая тенденция, зародившаяся в творчестве Н.А. Касаткина и получившая развитие в высшей мере в женских образах Г.Г. Ряжского - "Делегатка", "Председательница", в которых стирается личностное начало и устанавливается тип человека, сотворённого новым миром.
Совершенно точное впечатление складывается о развитии пейзажного жанра при виде работы передового пейзажиста Б.Н. Яковлева - "Транспорт налаживается".
Б.Н. Яковлев Транспорт налаживается. 1923
В этом жанре изображается обновляющаяся страна, нормализация всех сфер жизни. В эти годы на передний план выходит индустриальный пейзаж, образы которого становятся символами созидания.
Общество художников станковистов (1925) - следующее художественное объединение в этот период. Здесь художник стремился передать дух современности, тип нового человека прибегая к более отстранённой передаче образов за счёт минимального числа выразительных средств. В работах "Остовцев" часто демонстрируется тема спорта. Их живопись наполнена динамикой и экспрессией, что видно в работах А.А. Дейнеки "Оборона Петрограда", Ю.П. Пименова "Футбол" и др.
За основу своего художественного творчества члены ещё одного известного объединения - "Четыре искусства" - избрали выразительность образа, за счёт лаконичной и конструктивной формы, а также особое отношение к его колористической насыщенности. Самым запоминающимся представителем объединения является К.С. Петров-Водкин и одна из самых выдающихся его работ этого периода - "Смерть комиссара", которая посредством особого живописного языка раскрывает глубокий символический образ, символ борьбы за лучшую жизнь.
Из состава "Четырёх искусств" выделяется и П.В. Кузнецов, работами, посвящёнными Востоку.
Последним крупным художественным объединением этого периода представляется Общество московских художников (1928), отличающееся от остальных манерой энергичной лепки объёмов, вниманием к светотени и пластической выразительности формы. Почти все представители являлись членами "Бубнового вольта" - приверженцами футуризма - что сильно сказалось на их творчестве. Показательными стали работы П.П. Кончаловского, который работал в разных жанрах. Например, портреты его жены О.В. Кончаловской передают специфику не только авторской руки, но и живописи всего объединения.
Постановлением "О перестройке литературно-художественных организаций" 23 апреля 1932 года были распущены все художественные объединения и создан Союз художников СССР. Творчество попалось в зловещие путы жёсткой идеологизации. Нарушилась свобода самовыражения художника - основа творческого процесса. Несмотря на такой надлом, продолжали свою деятельность художники ранее объединённые в сообщества, но ведущее значение в живописной среде заняли новые фигуры.
Б. В. Иогансон испытал влияние И.Е. Репина и В.И. Сурикова, в его полотнах виден композиционный поиск и интересные возможности в колористическом решении, но картины автора отмечены излишним сатирическим отношением, неподходящим в столь натуралистической манере, что мы можем наблюдать на примере картины "На старом уральском заводе".
А.А. Дейнека не остаётся в стороне от "официальной" линии искусства. Он всё так же верен своим художественным принципам. Теперь он продолжает работать в жанровой тематике, к тому же пишет портреты и пейзажи. Картина "Будущие лётчики" хорошо показывает его живопись в этот период: романтичная, лёгкая.
Большое количество работ художник создаёт на спортивную тему. От этого периода остались его акварели, написанные после 1935 года.
Живопись 1930-х годов представляет выдуманный мир, иллюзию светлой и праздничной жизни. Легче всего художнику было оставаться искренним в жанре пейзажа. Развивается жанр натюрморта.
Интенсивному развитию подвержен и портрет. П.П. Кончаловский пишет серию деятелей культуры («В. Софроницкий за роялем»). Работы М.В. Нестерова, впитавшие в себя влияние живописи В.А. Серова, показывают человека, как создателя, суть жизни которого - творческий поиск. Такими мы видим портреты скульптора И.Д. Шадра и хирурга С.С. Юдина.
П.Д. Корин продолжает портретную традицию предыдущего художника, но его живописная манера состоит в передаче жёсткости формы, более остром, экспрессивном силуэте и суровом колорите. В целом, большое значение в портрете играет тема творческой интеллигенции.
Художник на войне
С приходом Великой Отечественной войны, художники начинают принимать активное участие в военных действиях. Из-за непосредственного единения с событиями, в ранние годы появляются произведения, суть которых - фиксация происходящего, "живописная зарисовка". Часто таким картинам не доставало глубины, но в их передаче выражалось совсем искреннее отношение художника, высота нравственной патетики. К относительному расцвету приходит жанр портрета. Художники, видя и испытывая на себе разрушительное влияние войны, восхищаются её героями - людьми из народа, стойкими и благородными духом, проявлявшими наивысшие гуманистические качества. Такие тенденции вылились в парадные портреты: «Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П.Д. Корина, жизнерадостные лица с полотен П.П. Кончаловского. Важное значение имеют портреты интеллигенции М.С. Сарьяна, созданные в годы войны - это образ академика «И.А. Орбели», писательницы «М.С. Шагинян» и др.
С 1940 по 1945 годы также развивается пейзаж и бытовой жанр, которые объединил в своём творчестве А.А. Пластов. "Фашист пролетел" передаёт трагичность жизни этого периода.
Психологизм пейзажа здесь ещё больше наполняет произведение грустью и молчанием человеческой души, только вой преданного друга прорезает ветер смятения. В конечном итоге значение пейзажа переосмысляется и и начинает олицетворять суровый образ военного времени.
Отдельно выделяются сюжетные картины, например, "Мать партизана" С.В. Герасимова, которой характерен отказ от героизации образа.
Историческая живопись своевременно создаёт образы национальных героев прошлого. Одним из таких непоколебимых и, внушающих уверенность, образов является "Александр Невский" П.Д. Корина, олицетворяющий непокорённый гордый дух народа. В этом жанре к концу войны намечается тенденция наигранной драматургии.
Тема войны в живописи
В живописи послевоенного времени сер. 1940 - кон. 1950-х в живописи ведущие позиции занимает тема войны, как нравственного и физического испытания, из которого советский человек вышел победителем. Развивается историко-революционный, исторический жанры. Основной темой бытового жанра становится мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы. Полотна этого жанра пронизаны жизнерадостностью и счастьем. Художественный язык бытового жанра становится повествовательным и тяготеет к жизнеподобию. В последние годы этого периода пейзаж тоже претерпевает изменения. В нём возрождается жизнь края, вновь укрепляется связь между человеком и природой, появляется атмосфера умиротворённости. Любовь к природе воспевается и в натюрморте. Интересное развитие получает портрет в творчестве разных художников, для которого характерна передача индивидуального. Одними из выдающихся произведений этого периода стали: "Письмо с фронта" А.И. Лактионова, произведение, подобное окну в лучезарный мир;
композиция "Отдых после боя", в которой Ю.М. Непринцев добивается такой же жизненности образа, как и А.И. Лактионов;
работа А.А. Мыльникова "На мирных полях", радостно ликующая о прекращении войны и о воссоединении человека и труда;
самобытный пейзажный образ Г.Г. Нисского - "Над снегами" и др.
Суровый стиль на смену соцреализму
Искусство 1960-1980-х гг. является новым этапом. Идёт разработка нового "сурового стиля", задача которого состояла в воссоздании действительности без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности и губительно влияет на творческие проявления. Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. Художниками этого стиля воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. "Суровый стиль" был определённым шагом к демократизации общества. Главным жанром, к котором работали приверженцы стиля стал портрет, также развивается групповой портрет, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Яркими представителями этого периода в контексте развития "сурового стиля" стал В.Е. Попков, писавший множество автопортретов-картин, В.И. Иванов сторонник группового портрета, Г.М. Коржев, создававший исторические полотна. Раскрытие сути "сурового стиля" можно увидеть в картине "Геологи" П.Ф. Никонова, "Полярники" А.А. и П.А. Смолиных, "Шинели отца" В.Е. Попкова. В жанре пейзажа появляется интерес к северной природе.
Символизм эпохи застоя
В 1970-1980-х гг. формируется новое поколение художников, искусство которых повлияло в какой-то степени на искусство сегодняшнего дня. Им характерен символический язык, театральная зрелищность. Их живопись достаточно артистична и виртуозна. Главными представителями этого поколения являются Т.Г. Назаренко ("Пугачёв"),
излюбленной темой которой стал праздник и маскарад, А.Г. Ситников, который использует метафору и притчу, как форму пластического языка, Н.И. Нестерова, создательница неоднозначных полотен ("Тайная вечеря"), И.Л. Лубенников, Н.Н. Смирнов.
Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989
Таким образом, это время предстаёт в своём разностилье и разноплановости завершающим, формирующим звеном сегодняшнего изобразительного искусства.
Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Очень популярны тенденции концептуального искусства, неоднозначно воспринимаемого обществом. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.
Наши мастер-классы по истории искусства
Наша Галерея современного искусства не только предлагает большой выбор советского искусства, и постсоветской живописи, но и проводит регулярные лекции и мастер-классы по истории современного искусства.
Вы можете записаться на мастер класс, оставить пожелания по мастер классу, на который Вы бы хотели попасть, заполнив предложенную ниже форму. Мы обязательно прочитаем для Вас интересную лекцию на выбранную Вами тему.
Ждем Вас в нашем ЛЕКТОРИУМЕ!
Культура 20-30ых годов СССР
В ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать культуру России ХХ века.
После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры, происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели русской культуры эмигрировали за границу. За границей оказались такие выдающиеся деятели русской культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. За границей осталось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления. Такая утечка умов привела к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране.
Большая часть интеллигентов осталось на родине. Многие из них активно сотрудничали с новой властью. Достаточно сказать, что в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. Инженеры и ученые восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭРЛО и другие проекты хозяйственного развития.
Советское государство в этот период ставило задачу преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для достижения этой цели была проведена национализация. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.
К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Пропали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта (усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых). В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.
Другая важнейшая задача, которая стояла перед советским государством в послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна ввиду того, что 75% населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не умели читать и писать. Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность под председательством М.И.Калинина. Были открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности, ликбезы.
Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.
Наука и техника
В 20-30-е годы удалось добиться значительных успехов и в развитии науки. В голодном Петрограде в 1918 году были основаны физико-технический и оптический институты, ученые которых впоследствии создавали ядерный щит страны. Под Москвой открылась знаменитая лаборатория ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт) это значит, что наша дорога в космос началась в далеком 1918 году. Русские ученые становятся основоположниками новых направлений науки: Н.Е.Жуковский основателем современной аэродинамики, К.Э.Циолковский - создателем теории реактивного движения, которая лежит в основе современной реактивной авиации и космических полетов. Трудами В.И.Вернадского были заложены основы новых наук -биогеохимии, радиологии. Мировое признание получили работы русского ученого-физиолога И.П.Павлова, создавшего учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Еще в 1904 году Павлову - первому из русских ученых была присуждена Нобелевская премия.
В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. Ученые сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего Севера. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1". Они проработали на льдине 274 дня, пройдя в дрейфе 2500 километров. Ученые сделали много для развития науки. Они впервые получили геологические данные об этой территории, провели магнитные измерения, которые вскоре помогли обеспечить безопасность полетов Чкалова, Громова, Леваневского, внесли огромный вклад в метереологию и гидрологию этой части планеты. После первой станции было открыто еще 30, последняя была открыта в 1989 году.
30-е годы - время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс. Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%. 26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. |
«Музыкальные уроки» - Применение ИКТ на уроках музыки. Программы для работы с музыкой на компьютере. Проблемы: Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре. Современные технические средства. Энциклопедия «Музыкальные инструменты». Посвящена року, джазу и поп - музыке. Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.
«Музыкальный образ» - Ян Сибелиус. В.А. Моцарт. Какой образ раскрыт в вальсе №47 Шопена? Слова и музыка О. Митяев. 6 Музыкальный образ. Самооценка. Главная песня государства. Основоположник польской музыки. Музыкальное вступление к крупному музыкальному произведению. Как называется произведение Я. Сибелиуса? С какими произведениями искусства созвучен «Грустный вальс» Я. Сибелиуса?
«Музыкальная культура барокко» - Эдвард Григ. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-91). Последнее произведение Моцарта - «Реквием» - осталось незаконченным. Семья В. А. Моцарта. Австрийский композитор. Наследие, оставленное Моцартом. Орнаментальность достигает пределов возможного» Т. Владышеская. Родина В.А.Моцарта – Зальцбург. Оперы «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608) и др.
«Музыкальные композиторы» - Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. «Почему гениальное бесконечно живет? Народный артист СССР. Почему модное быстро исчезает?… Андре?й Я?ковлевич Эшпа?й (15 мая 1925) - советский и российский композитор. Член Союза композиторов СССР с 1952 года. Демонстрационный материал к уроку музыки (программа «Музыка» под ред.
«Казахские музыкальные инструменты» - Но шертер был намного меньше и отличался более сильным звучанием. Уран. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки. В древние времена ударные инструменты имели широкое применение в жизни казахов. Шертер. Кроме тростниковых сыбызгы существовали и деревянные. Настройка струн производится колками и передвижением подставок.
«Игры музыкальные» - . Не разрешал перескакивать с линии на линию, говорил: «Гармония нарушается». Александр Сергеевич Пушкин. Педагог знакомит детей с игрой, объясняя задание. Классификация игр. На ложках: ТУК – ТУК – ТУК. На землю пришла зима! Когда звучала хорошая песня, то хвалили и композитора, и поэта. композитор Иоганн Себастьян Бах.
Советские джаз-оркестры 30-х - 40-хПервый джаз-оркестр был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первым выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е, прежде всего, в связи с деятельностью ансамбля, аккомпанировавшего актёру и певцу Леониду Утёсову (Ленинград). Кинокомедия с его участием Весёлые Ребята (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Вместе с Я. Б. Скоморовским, Утёсов сформировал оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внес Эдди Рознер композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Важную роль в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30-х и 40-х гг., которыми руководили Александр Цфасман и Александр Варламов. Джаз-оркестр Всесоюзного радио п/у А. Варламова принял участие в первой советской телепередаче. Единственным составом, сохранившимся с той поры, оказался оркестр Олега Лундстрема. Этот широко известный ныне биг-бэнд принадлежал к числу немногих и лучших джазовых ансамблей русской диаспоры, выступая в 1935-1947 гг. в Китае. Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х гг. во время борьбы с космополитизмом в СССР джаз переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам.
|