На какой улице жили мастер и маргарита. Дом маргариты

«… Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. …»

ВЕРСИЯ №1: Спиридоновка, 17 - особняк Саввы Морозова (архитектор Шехтель). Именно здесь, по одной из версий, подкрепленных сложными рассчетами, жила Маргарита. С первого взгляда кажется довольно странным, что в таком роскошном доме мог жить даже "крупный специалист" со своей женой, да и строение не столько готическое, как в романе, сколько в восточном стиле, но посмотреть в любом случае стоит - тем более, что мимо него, догоняя Воланда, бежал по Спиридоновке Бездомный и он же в эпилоге "через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки". Особняк Зинаиды Морозовой - роскошный дворец жены Саввы Морозова, Зинаиды Григорьевны, выстроенный по проекту Фёдора Шехтеля в Москве на Спиридоновке, 17. Впоследствии принадлежал Рябушинским. Был построен в 1893-1898 годах богатым промышленником и меценатом Саввой Морозовым для своей жены Зинаиды на том участке, где в 1815 году А. Л. Витберг выстроил дом для поэта И. И. Дмитриева. Затем здесь жили Аксаковы, пока в 1893 году его не приобрёл Морозов. Архитектурный проект Шехтеля эклектичен, но преобладают в нём черты английской неоготики. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель. Стили внешнего и внутреннего оформления очень разнообразны и включают элементы ренессанса, рококо, ампира. Само здание украшено горельефами, витражами. Про это место ходила в Москве едкая эпиграмма: "Сей замок навевает много дум, И прошлого невольно станет жалко: Там, где царил когда-то русский ум, Теперь царит фабричная смекалка."

ПРИЗРАК САВВЫ: Здание, в котором нынче расположен Дом приемов МИД РФ, знаменитый миллионер и меценат Савва Морозов купил для своей жены. Когда его не стало (то ли сам застрелился, то ли все-таки «помогли» большевики), Зинаида Морозова вскоре особняк продала. Причина - панический страх: каждую ночь из кабинета умершего мужа раздавались шаги и покашливание, загадочным образом перемещались вещи… Кстати, Рябушинские, ставшие новыми владельцами дома, тоже не смогли в нем жить, уверяя, что им не давал покоя «дух Саввы».

Кстати, по той же экзотической версии, прототипом Мастера был Горький, дом, в котором он жил (особняк Рябушинскиих, архитектор Шехтель) также находится в начале Спиридоновки, рядом с Никитскими воротами.

ВЕРСИЯ №2: Дом Маргариты в Москве по адресу Малый Ржевский, 6. Вернувшись к площади Никитских ворот, продолждаем маршрут, повторяя путь Бездомного в эпилоге - по Большой Никитской улице до Ножового переулка и дальше в Малый Ржевский переулок, д.6 - именно здесь находится подходящий "кандидат" на дом Маргариты. Это действительно "готический особняк", точнее интересный образец модерна начала 20 века. Угол Малого Ржевского и Хлебного переулков - 6/13 - Собственный дом С. У. Соловьёва (1902-1903, архитектор С. У. Соловьёв), сейчас - секция интересов Грузии посольства Швейцарии в России. Серге́й Усти́нович (Иусти́нович) Соловьёв (15 (27) августа 1859, Москва - 5 октября 1912, Москва) - русский архитектор, реставратор и педагог, работавший в Москве. Действительный член Императорской Академии художеств (1902). В 1890 году С. У. Соловьёв вступил в Московское археологическое общество, став сначала членом-корреспондентом, а с 1896 года - действительным членом Общества. Состоял в Московском архитектурном обществе. В 1892 году несколько месяцев работал участковым архитектором Московской городской управы, с 1894 года являлся членом Строительного совета при городской управе. С 1899 года состоял членом Общего присутствия Хозяйственного управления Ведомства Православного исповедания при Святейшем Синоде. В 1902 году стал действительным членом Императорской академии художеств.

Расположен он в Арбатских переулках, но достаточно близко от Патриарших, так что многое роднит его с описанием Булгакова. Тот ли это "прекрасный особняк в саду в одном из переулков близ Арбата" - кто знает? Сейчас переулок плотно застроен, от сада нет и следа, а в доме располагается посольство Грузии в России.

Правда большое красивое окно второго этажа, в которое наверное высовывалась Маргарита, в любом случае смотрит в переулок и никак не могло выходить в сад.

ВЕРСИЯ №3: Дом Маргариты по адресу Остоженка, 21. По Мансуровскому переулку выходим на Остоженку и проходим немного налево, до д.21. Это последний "кандидат" на дом Маргариты. Небольшой и очень красивое здание действительно напоминает маленький готический замок, а в большом полукруглом окне второго этажа так легко представить Маргариту (кстати, именно из этого окна вылетала Маргарита в фильме Юрия Кары). Одна беда - шумная Остоженка ну никак не тянет на "один из Арбатских переулков". Излишне говорить, что сегодня никакого сада нет; тут военная миссия арабской страны. Особняк А. И. Кекушевой по адресу улица Остоженка, 21 - Объект культурного наследия федерального значения. Был построен в 1901-1903 годах архитектором Львом Николаевичем Кекушевым по собственному проекту (при участии В. С. Кузнецова). Дом предназначался для семьи архитектора, юридически им владела жена архитектора Анна Ионовна. Дом выполнен в московской вариации стиля модерн. Планировка дома свободная, асимметричная, отражает структуру интерьера. Разные по высоте объёмы создают контрастную композицию, центром которой является гранёная башенка. Над уличным фасадом возвышалась ныне утраченная фигура льва, которая являлась своего рода подписью автора и символизировала его имя. Каждый фасад представляет собой законченную композицию благодаря крупным штукатурным деталям, которые объединены в группы и выделяются на фоне красных кирпичных стен. Центральным элементом внутренней планировки является лестница, вокруг которой располагаются комнаты. Здание занимает Бюро военного атташе Египта.

ВЕРСИЯ №4: Дом Маргариты по адресу Чистый переулок, 10. Доходный дом наследников Н. П. Циркунова. Здание 1908 года постройки, архитекторы В. С. Масленников и Н. И. Якунин. Напротив, В д.9 на втором этаже несохранившегося флигеля в 1924-1925 гг. Булгаков жил со своей второй женой Любовью Евгеньевной Белозерской. Здесь была написана книга «Дни Турбиных» и многое другое. Расположен в "тихом переулке". Большинство исследователей считают прототипом Маргариты не вторую, а третью жену Булгакова - Елену Сергеевну Шиловскую. Было бы странно, если бы он селил Маргариту в дом, который связан был совсем с другой женщиной...

ПРОФЕССОР: Чи́стый переу́лок (с конца XVII века по 1922 год - Обухов переулок) расположен в районе Хамовники Центрального административного округа Москвы. Проходит от Пречистенки до Большого Лёвшинского переулка. В Обуховом переулке стоит «калабуховский дом», в котором разворачивается действие повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Прототипом самого «калабуховского дома» стал дом, стоящий на углу Чистого переулка и правой стороны Пречистенки. Он построен в 1904 году архитектором С. Ф. Кулагиным (в повести он - Калабухов, отсюда «калабуховский дом»). До революции здесь жил дядя писателя Николай Михайлович Покровский, известный в Москве врач-гинеколог, послуживший прототипом профессора Преображенского

СТРАННАЯ АРХИТЕКТУРА: Композиция фасада асимметричная и многосоставная. Она нарочито уподоблена фрагменту городской застройки. Протяженность фасада невелика, но он четко разделен на 3 части, каждая из которых несет самостоятельную архитектурную тему. Крайняя левая выполнена в формах северного модерна - ее стены имитируют каменную кладку, а окна третьего этажа имеют характерные для этого варианта стиля скосы в верхней части. Средняя часть, вертикальная структура которой подчеркнута коринфскими пилястрами, облицованными белой керамической плиткой и объединенными орнаментальным фризом, - классична. Крайняя правая часть похожа на фасад особняка в стиле модерн с двумя башнями по сторонам и куполом над правой башней. Интересно обилие фактур на стенах. Входная дверь выполнена в формах модерна. На московских обитателей это здание поначалу произвело убийственное впечатление: некий критик в "Архитектурно-художественном еженедельнике" писал в 1916 что такие дома "ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно, красавице столице"... Показать бы тому критику наши новые "шедевры..." В 1920-е здесь жил писатель и профессор Московского университета Борис Житков.

ВЕРСИЯ №5: Дом Маргариты по адресу Малый Власьевский пер., 12. Однако он имеет достаточно посредственное сходство с тем сооружением, что был описан у Булгакова: хотя наличиствуют сад и чугунная решетка, и по размеру он как раз подходит для жилья преуспевающего инженера и его жены, и его никак нельзя назвать готическим. Поэтому многие считают, что Булгаков взял какой-то другой адрес и "перенес" его во Власьевский переулок. И вот по поводу того, какой именно объект Булгаков туда перенес, существует несколько мнений.

СОВРЕМЕННАЯ ЧАСТНАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ: Посреди улиц, наполненных историей, в тихом арбатском переулке уже более 100 лет стоит Усадьба. В 1903 году известный московский домовладелец, купец Иван Михайлович Коровин заказал проект строения с хозяйственными флигелями популярному архитектору тех времен Ивану Гавриловичу Кондратенко. Здание было выстроено под руководством архитектора уже в том же году. В архитектурном решении и декоре были использованы приемы и элементы различных направлений стиля модерн. Будучи нечуждым тенденциям того времени, здание отделено палисадником от Малого Власьевского переулка, а вдоль внутренних границ владения расположилась хозяйственная постройка. До настоящего времени здание сохранило первоначальную композиционную структуру и декоративное оформление фасадов. В интерьерах сохранилась первоначальная отделка, которая до настоящих дней радует глаз искушенного ценителя прекрасного. В 2015 году строение стало возможно даже купить. Возрождая старинные русские традиции, этот ансамбль городской усадьбы вновь готов стать фамильным, чтобы продолжить летопись своей истории... И, возможно, вашей семьи.

Ансамбль городской усадьбы начала XX века.
Состоит из жилого, двух нежилых строений и гаража.

Адрес объекта: г. Москва, М. Власьевский пер., д. 12, стр. 1, стр.2; М. Власьевский пер., д. 14/23, стр.2; д. 6, стр.1.

Общая площадь строений составляет 2 158,1 кв.м., в том числе:
. д.12, стр.1 - одноэтажное здание с мезонином и цокольным этажом - 1527,6 кв.м.,
. д.12, стр.2 - 353,8 кв.м.,
. д.6, стр.1 гараж - 35,6 кв.м.,
. д.23/14 стр.2 - 241,1 кв.м.

Высота потолков от 2,80 м до 6,0 м.
Электроэнергия: стр.1 - 25 кВт, стр.2 - 51 кВт / 47 кВт.

Общая площадь земельного участка составляет 0, 3101 га, в том числе:
. площадь застройки под д.12, стр.1 - 0,0935 га,
. площадь застройки под д.12, стр.2 и д.23/14 стр.2 - 0,0580 га,
. площадь придомовой территории - 0,1586 га.

Земля под главным зданием и строениями в собственности. Придомовая территория - в бессрочной аренде под благоустройство.

Наземная парковка во дворе комплекса на 31 машиноместо.
Два отдельных въезда на территорию с первой линии М. Власьевского переулка.

ВЕРСИЯ №6: Дом Маргариты по адресу Малая Никитская, 6. Упомянутый выше особняк Рябушинского. Строение окружено садом и кованой оградой. Он слишком большой, чтобы там мог занимать целый этаж даже самый хороший инженер. "Готическим" его можно назвать только с большой натяжкой.

Здание по улице Малая Никитская, 6 было построено в стиле раннего модерна по проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля в период с 1900 по 1903 годы. В качестве помощника был привлечен архитектор Иван Фомин. Заказчиком стал известный предприниматель Степан Павлович Рябушинский. Зодчий сумел соединить в формах и декоре здания элементы мавританского стиля и английской готики. Фасад декорирован глазурованными кирпичами светлых оттенков. Верхняя центральная часть оформлена мозаичным фризом, на котором изображены ирисы. Высотность здания всего два этажа, но разноуровневые оконные проемы, причем, различные по форме, создают визуальный эффект многоэтажности постройки. Решетки на окнах выполнены в стиле ар-нуво, представляя собой замысловатые по форме волнообразные узоры. Таким же образом оформлена и низкая ограда со стороны Малой Никитской. Внутренние помещения также были оформлены в стиле модерн. К работам привлекался известный художник Михаил Александрович Врубель. Федор Осипович Шехтель создал в интерьере холла на Малой Никитской улице, 6 иллюзию на тему подводного мира. Это подчеркивает «тающая» парадная лестница, выполненная в форме морской волны из белого мрамора. Люстра под потолком напоминает формы медузы, а внутренние стены выкрашены в бирюзово-зеленоватый цвет. Не остались без внимания и дверные ручки, отлитые по подобию морских коньков. Еще несколько слов о мраморной лестнице. Она была изготовлена в московской мастерской Михаила Дмитриевича Кутырина. Материалом послужил вазелемский мрамор, привезенный из Эстонии.

Впечатляют своей красотой и девять витражей, которые помимо декоративных функций, решают и некие архитектурные задачи. Так, самый большой по размерам пейзажный витраж с прописанными на нем соснами и уходящими в глубину полями, был призван создать в небольшом внутреннем пространстве иллюзию окна, что позволило визуально расширить ограниченный объем. Рисунки для всех витражей выполнил лично архитектор Шехтель, а исполнил художник Виноградов. Стоит отметить, что морские, а также растительные мотивы присутствуют и в оформлении других комнат особняка Рябушинского. Так как семья Рябушинских относилась к старообрядцам, архитектор Шехтель специально вписал в объем мансарды тайную молельню, которая расположена с северо-западной стороны дома. Купольная часть и стены комнаты стилизованы в духе древней церквушки. Догадаться о ее наличии, вглядываясь в особняк снаружи, невозможно. Формы дома выполнены с явным использованием кубического объема, который подчеркивается горизонтальными линиями вынесенных за плоскость фасада плит карниза. Этот замысел исполняют и ассиметричные выступы наружных стен, и индивидуально исполненные балконы, а также массивные крыльца. Хозяин дома на Малой Никитской, 6, Степан Павлович Рябушинский, оставил значительный след в русской культуре. Он был одним из первых людей в России, кто начал заниматься реставрацией древнерусских икон и их научной расчисткой. В этом доме им была оборудована реставрационная мастерская, а со временем строились планы, согласно публикациями в журнале «Русская икона» за 1914 год, о создании здесь же музея иконы. После революции 1917 года городской особняк Рябушинского национализировали. В разное время здесь размещались подразделения Наркомата иностранных дел, Госиздательство РСФСР, Психоаналитический институт, Общество культурный связей с заграницей и даже детский сад. С 1931 года история здания связана с именем писателя Максима Горького, который стал жить в этих стенах. В мае 1965 года здесь был создан его мемориальный дом-музей.

ВЕРСИЯ №7: Дом Маргариты по адресу Кропоткинский переулок, 13. Особняк Дерожинской. Факты за: Расположен в тихом переулке. Есть кованая ограда и сад. Факты против: Слишком большой для инженера и его жены. Не связан с биографией Булгакова. Очень условно может быть назван "готическим".

ВЕРСИЯ №8: Дом Маргариты по адресу Нащокинский пер., 8. Доходный дом, архитектор П. Щекотов. В литературе такого предположения не найдено, но вполне имеет право на существование. Сам Булгаков жил в Нащокинском переулке в конце своей жизни. Тогда же, когда он писал финальную авторскую редакцию Мастера и Маргариты, где и появилось, впервые за всю историю работы над романом, упоминание о том, что особняк был именно готическим. Доходный дом работы архитектора Альбрехта был расположен прямо напротив дома Булгакова. Не может ли быть, что этот самый дом с его неоготическими стрельчатыми окнами и натолкнул Булгакова на мысль, что именно таким и должен быть особняк, в котором жила наследница рода Валуа?

ВЕРСИЯ №9: Дом Маргариты по адресу Большой Ржевский переулок, 11. 5-й Дом Реввоенсовета. Здание, где жила со своим идеальным, но нелюбимым мужем Елена Сергеевна Шиловская - будущая жена непечатаемого, но гениального Булгакова, согласно общепринятой версии ставшая прототипом Маргариты.

© сайт



Невероятно, но дом, где жил булгаковский Мастер, цел до сих пор, и резко выделяется на фоне ближайших каменных домов. Он находится под номером девять в Мансуровском переулке.

Когда-то в этом дом жили друзья Булгакова: драматург Сергей Ермолинский и художник Сергей Топленинов. Ермолинский занимал весь первый этаж особняка, а подвальчик же, тот самый, в котором жил Мастер, занимал Топленинов. Булгаков частенько захаживал к ним в гости.

Куда может вести эта дверь в стене рядом, мне неведомо. Её размеры таковы, что моя крохотная половинка, сидя рядом, всё равно выше её.

Во двор не войти, железные ворота заперты (да оно и немудрено, учитывая количество поклонников Булгакова).

Но я как-то засунул объектив в щель и сфотографировал окно в подвальчик, в который Маргарита стучалась носком туфли.

Интересно было бы узнать, что сейчас в этом подвальчике.

Что ж, поехали искать дом Маргариты. Многие исследователи полагают, что это был особняк Саввы Морозова на Спиридоновке, д. 17 (сейчас тут Министерство иностранных дел). Савва Морозов был влюблён в актрису Марию Андрееву, один из прототипов Маргариты, но известному промышленнику и меценату она предпочла писателя Максима Горького.

Второй претендент - Малый Ржевский переулок, д. 9, на пересечении с Хлебным Это дом архитектора Соловьёва. До замужества здесь проживала будущая жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская.

Ещё есть мнение, что Маргарита жила на Остоженке д. 21, в доме Кекушева (сейчас здесь посольство Египта). Дочь Льва Кекушева, Мария, стала гражданской женой артиста Малого театра Сергея Топленинова, друга М.Булгакова. Пара поселилась как раз по адресу Мастера - в Мансуровском переулке, то есть совсем рядом.

Есть ещё кандидаты на дом Маргариты, например, Малый Власьевский переулок, д.9. Месторасположение переулка идеально подходит под описание, данное в романе. Кроме того, третья жена писателя Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала этот дом в Малом Власьевском.

Почитатели «Мастера и Маргариты» устремились к дому № 9 этого переулка и, не обнаружив ни малейшего сходства, нашли его в соседнем доме № 12.

Но этот дом одноэтажный, и из него было бы не удобно вылетать на индивидуальном транспортном средстве. Кстати, домработница Наташа это певица Наташа Королёва.

Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат, на Большой Николопесковский переулок. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова, прообраз критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита.

"Её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз, и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита»."

Ещё один кандидат на дом Драмлита - доходный дом купца Филатова на Арбате, называемый также «Дом с рыцарями». Есть версия, что статуям рыцарей на этом доме Булгаков обязан идеей сделать Коровьева рыцарем.

"Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот."

Последние похождения Коровьева и Бегемота в магазине "Торгсин" происходят явно в бывшем Смоленском гастрономе, по адресу Арбат, д.54. Слово "торгсин" - это сокращение от словосочетания " торговля с иностранцами". Позже эти магазины стали называть "Берёзка".

Дом, в котором происходили основные события романа выглядит вот так. У Булгакова он расположен по адресу Садовая 302-бис, ныне - Большая Садовая, д.10.

Сейчас здесь находятся два музея - "Булгаковский дом" на первом этаже и "Нехорошая квартира" на четвёртом. Но по ним будут отдельные две темы.

Ну и последнее, это то самое место, где сидели Воланд и Азазелло, любуясь Москвой, перед своим отбытием. Это знаменитый Дом Пашкова на Моховой / Воздвиженке.

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами."

В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.

Этот пост естественное продолжение начатой тогда темы. Здесь я хотел собрать и проанализировать все имеющиеся тексты романа «Мастер и Маргарита», которые по мере написания романа даже назывались по разному: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Вечер страшной субботы», «Великий канцлер», «Фантастический роман», «Золотое копье», «Князь тьмы». Поскольку, эти названия фигурируют в полном собрании редакций и вариантов романа «Мой бедный бедный мастер…» издательства «Вагриус» 2006 года, которым я пользовался при написании поста про погоню Ивана за Воландом, буду опять опираться на этот же текст. Позже в 2014 году издательством «Пашков дом» была выпущена книга М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. Основной текст» , там несколько другая структура черновиков, но, раз начал ссылаться на первый источник, продолжу ссылаться именно на него во избежании всякого рода путаницы.

Идея, собственно говоря, точно такая же, - собрать в одном месте все доступные авторские описания «особняка Маргариты» и все детали и детальки с ним связанные, - маршрут по которому Маргарита летела к Арбату, точное время, и так далее, - ведь с течением времени замысел Булгакова менялся. Или нет?

«Великий канцлер»

- Ровно в десять с половиной вечера, - строго глядя, заговорил Фиелло, - благоволите намазать губы помадой, а тело этим кремом.

- Сейчас время подходило к назначенной половине одиннадцатого.

- Самая длинная из стрелок наконец подошла и упала на нижнюю цифру «6».

- ...появился добрый знакомый Николай Иванович, проживающий в верхнем этаже.

- Отбросив штору в сторону, она легла грудью на подоконник, и тотчас луна осветила ее.

- Вынырнув из переулка, Маргарита пересекла Сивцев Вражек и устремилась в другой переулок.

- ...влетев в переулок, она едва не разбилась о старый газовый фонарь.

В справочнике «Вся Москва» на 1930 год есть такие цифры: на 1 октября 1929 года Москва освещалась 9.743 электрическими фонарями, 6.938 газовыми и 7 керосинокалильными. Выходит, что искать один единственный фонарь среди семи тысяч ему подобный, сродни поиску иголки в стогу сена.

- ...и вылетела на Арбат...

- ... разбила светящийся семафор, показывающий предельную скорость - тридцать километров...

- Откинув дугу трамвая № 4... покинула Арбат и повернула в Плотников переулок...

Фрагмент схемы трамвайных маршрутов треста МГЖД (Московских городских железных дорог) с 16 октября 1931 года.

Маршрут трамвая № 4 проходил от Сокольнической заставы до Дорогомиловской заставы, а именно: Сокольническое шоссе, Краснопрудная улица, Каланчёвская улица, Орликов переулок, Мясницкая улица, Театральный проезд, Охотный ряд, Моховая улица, Воздвиженка, Арбат, Смоленская, Большая Дорогомиловская улица. Причем маршрут трамвая № 4 с небольшими изменениями проходил именно так с 1907 по 1932 год, а с 1933 года следовал до Дорогомиловской заставы уже не по Арбату, а по улице Герцена. Единственный вывод, который можно из этого сделать, строки про дугу трамвая № 4 написаны Булгаковым не позднее 1932 года, далее упоминание про маршрут просто не имеет смысла, видимо упоминание трамвайного маршрута № 4 исключено из последующих редакций романа именно по этой причине.

«Мастер и Маргарита» Полная рукописная редакция.

- Маргарита проснулась около полудня в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка.

- Выйдя на Арбат, Маргарита Николаевна села в троллейбус и поехала в центр города.

- В Охотном ряду Маргарита поднялась, чтобы выйти, но судьба на некоторое время связала ее с парочкой граждан. Они тоже снялись в Охотном...

- Она пронеслась по переулку и вылетела в другой, пересекавший первый. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки...

- ...она едва не разбилась насмерть о старый покосившийся газовый фонарь на углу.

- При самом влете на сияющий Арбат освещенный диск с черной конской головой преградил всаднице дорогу.

Дорожные знаки образца 1927 года. Черная конская голова ни что иное, как знак запрещающий проезд легковым и ломовым извозчикам.

- Арбат надоел Маргарите, и, взмыв, она мимо каких-то сияющих зеленым ослепительным светом трубок на угловом здании театра вылетела в переулок.

- ...на уровне четвертого этажа в узком, но сравнительно хорошо сохранившемся переулке, причем и по левую, и по правую руку у нее были громадные, высокие дома, по левую - старой стройки, по правую - недавно отстроенные.

Итак, Большой Николопесковский переулок. Левая сторона: шестиэтажный дом 3 - год постройки 1914, шестиэтажный дом 5 - год постройки 1910, двухэтажный дом 7 - год постройки 1860, двухэтажный дом 9 - год постройки 1917, двухэтажный дом 11 - год постройки 1880, четырехэтажный дом 13 - год постройки 1890, двухэтажный дом 15 - год постройки 1859. Правая сторона переулка: пятиэтажный дом 4 - год постройки 1917, семиэтажный дом 6 - год постройки 1933, четырехэтажный дом 12а - год постройки 1936, восьмиэтажный дом 12 - год постройки 1937. Что, в целом, совершенно точно соответствует булгаковскому описанию.

- Так доплыла она до конца переулка, и тут ее внимание привлекла роскошная громада вновь отстроенного дома. Маргарита приземлилась и увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие...

Выше я уже говорил, что восьмиэтажный дом 12 по Большому Николопесковскому переулку постройки 1937 года.

«Мастер и Маргарита». Окончательная редакция.

- Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата.

- Все пять комнат в верхнем этаже особняка.

- ...хозяйка и домработница расстались. Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату...

- Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж.

С 1934 года вместо трамвая по Арбату ходил троллейбус. Маршрут № 2 от Дорогомиловской заставы до площади Революции. Большая Дорогомиловская улица, Смоленская улица, Арбат, улица Коминтерна, Манежная улица, площадь Революции (обратно через Охотный ряд и Моховую). И маршрут № 3 Дорогомиловская застава - Савёловский вокзал с 1937 года. Большая Дорогомиловская, Смоленская улица, Арбат, улица Коминтерна, одностороннее движение Манежная улица, площадь Революции; одностороннее движение Моховая улица, Охотный ряд; двусторонне движение Петровка, Каретный ряд, Садовая-Каретная, Каляевская, Новослободская улица. Строки ...мягкую спинку кресла в троллейбусе... не могли быть написаны ранее 1934 года.

- Сегодня вечером, ровно в половину десятого, потрудитесь, раздевшись донага, натереть этой мазью лицо и все тело.

- Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом.

- Маргарита рванула штору в сторону и села на подоконник боком, охватив колено руками. Лунный свет лизнул ее с правого бока. Маргарита подняла голову к луне...

- ...и действительно увидела Николая Ивановича, проживающего в нижнем этаже этого самого особняка. Луна ярко заливала Николая Ивановича.

- ...и между ветвями клена, хлестнувшими ее по лицу, перелетев ворота, вылетела в переулок.

- Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки.

- ...она не разбилась насмерть о старый покосившийся фонарь на углу...

- Третий переулок вел прямо к Арбату.

- ...у самого выхода на ослепительно освещенный Арбат, она немного промахнулась и плечом ударилась о какой-то освещенный диск, на котором была нарисована стрела.

Дорожные знаки образца 1937 года. Из журнала «За рулем» № 24 1937 года . Фраза освещенный диск, на котором была нарисована стрела не могла быть написана ранее 1937 года, ибо такого знака раньше просто не было.

- Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами.

- В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие...

Итак...

Негусто, но основное, что можно вынести из всех перечисленных мною здесь вариантов романа, - ориентацию, а, следовательно, и местонахождение арбатского особняка Маргариты, Михаил Афанасьевич не менял никогда, ибо лунный свет всегда падает на Маргариту когда она ложится или садится на подоконник. Лунный свет всегда, судя по тексту, или освещает Маргариту Николаевну, или лижет ее с правого бока .

Мало того, Михаил Афанасьевич был вынужден сдвинуть время, когда Маргарита Николаевна вылетела из окна своего особняка с 23:00 на 22:00, именно ради красного словца, что бы лунный свет не освещал Маргариту Николаевну, а именно лизнул ее с правого бока .

Воспользовавшись калькулятором фаз Луны достаточно несложно понять, в какой фазе находилась луна в то или иное время. Далее, выяснить восход и заход Луны в заданном населенном пункте и азимут восхода и захода Луны уже не представляется неразрешимой задачей. Поскольку интересует месяц май ...этого страшного майского вечера... и полнолуние ...с пятницы на субботу... , совершенно очевидно, что таких полнолуний выпадавших на майскую субботу за время написания романа в Москве было только два.

И еще, - огромное спасибо Евгении Шаровой за ликбез в области астрономии и понимании механики движения ночного светила.

В любом случае, в майское полнолуние луна встает над Москвой юго-востоке. Зная угловую скорость - четверть градуса в минуту, достаточно просто определить азимут луны на 10 часов вечера в пятницу.

Лично мне больше нравится пятница 13-е, но концептуально разница в три угловых градуса мало на что влияет, в любом случае, луна в 22:00 вечером пятницы была на юго-юго-востоке Москвы.

Собственно говоря, я подвожу вот к какой мысли. Был в сети роман Альфреда Николаевича Баркова «Мастер и Маргарита: Альтернативное прочтение», там в главе XXV «Готический особняк Маргариты» Альфред Николаевич делает такой вывод: ...зная, что в полнолуния по вечерам луна бывает только на востоке, сделать вывод о том, что трехстворчатое окно находится в восточной части дома, совсем нетрудно. Но, весь фокус именно в том, что в майское полнолуние луна появляется над Москвой на юго-востоке, что ломает всю весьма стройную и интересную версию, а к полуночи луна перемещается к югу.

Улица Спиридоновка дом 17. Особняк Зинаиды Морозовой построен Шехтелем в 1893-1898 годах в неоготичесом стиле. «Особняк Маргариты» по версии Альфреда Николаевича Баркова.

Вот так будет выглядеть тень в 22:00 от особняка по адресу улица Спиридоновка дом 17. В данной ситуации речи о том, что ...лунный свет лизнул ее с правого бока... , не может быть вообще. Фасад особняка в это время полностью находится в тени. Жалко, что сейчас подискутировать с Альфредом Николаевичем уже невозможно...

Опять же, Спиридоновка улица, а не переулок...

Причем показателен еще один момент, Альфред Николаевич в одном из интервью говорит , что год, месяц и день смерти Мастера Булгаков не только наметил с помощью всевозможных подсказок - скрытых временных меток, вплоть до дат полнолуния и солнечного затмения, но и задублировал эту информацию так, что ошибиться невозможно: это 19 июня 1936 года, день смерти Горького. Но, 19 июня 1936 года в Москве было новолуние, а не полнолуние, полнолуние было 4 июня 1936 года...

Малый Власьевский переулок, дом 12. Особняк Коровина постройки 1903 года, архитектор Иван Гаврилович Кондратенко. Говорят, незадолго до своей кончины жена Булгакова Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала дом 12 в Малом Власьевском переулке как «особняк Маргариты».

В 22:00 часа лунная тень полностью закрывает фасад дома 12 в Малом Власьевском переулке. На роль «особняка Маргариты» этот особняк не годится.

Староконюшенный переулок, дом 14. Особняк Филимонова постройки 1914 года, архитектор Василий Сергеевич Кузнецов. Версию, что это «особняк Маргариты» высказывал советский и российский журналист, писатель и москвовед Лев Ефимович Колодный.

Опять, лунная тень в десять вечера закрывает фасад особняка...

Улица Остоженка, дом 21. Особняк А. И. Кекушевой построен в 1901-1903 годах архитектором Львом Николаевичем Кекушевым в стиле модерн.

Не знаю, кому принадлежит эта версия, но в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» героиня живет именно в этом особняке.

И снова лунная тень закрывает фасад особняка...

А теперь попробуем вычислить, как должен был расположен «особняк Маргариты», зная что в десять вечера, а если быть уже совсем точным, то в промежутке от 21:57 до 22:00, луна должна освещать Маргариту Николаевну, а, следовательно, и фасад особняка. В первом приближении, фасад особняка должен выходить на юг, ибо луна находится в это время на юго-юго-востоке Москвы.

Далее, очень информативной выглядит на самом деле фраза, - ...села на подоконник боком, охватив колено руками. Лунный свет лизнул ее с правого бока. Маргарита подняла голову к луне... Информативность этой фразы заключается в следующем, - взгляд Маргариты Николаевны направлен прямо на луну, или на юго-юго-восток, ибо для двух человеческих глаз угол обзора по горизонтали равен почти 190 градусам, и, практически, в любом другом случае, Михаил Афанасьевич должен был употребить иную формулировку, - повернула голову. Эта, на первый взгляд, ничего не значащая фраза, несколько уточняет ориентацию особняка, - плоскость его фасада, опять же, в первом приближении, находится по линии северо-запад - юго-восток, а фасад особняка смотрит на юго-запад.

И еще одна загадочная фраза, уже из эпилога романа, - окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого - готический особняк... Назвать боком фасад, - уму не постижимо, а вот предположить, что фонарь расположен несимметрично по отношению к оси фасада и находится ближе к правому торцу здания, - вполне допустимо. Тогда получается, что и правый торец здания окрашен луною... , что еще раз подтверждает, фасад особняка направлен на юго-запад.

Таких переулков, расположенных южнее Сивцева Вражка и орентированных с северо-запада на юго-восток, на самом деле менее десятка, - Гагаринский, Большой и Малый Могильцевский, Пречистенский, Чистый, Чертольский, Хрущевский и Малый Левшинский.

Поискать в этом районе небольшой двухэтажный особняк с пятью комнатами на этаже, с решеткой перед садом на четной стороне переулка и с несимметричной к оси фасада башней с фонарем и трехстворчатым окном, - дело на пару часов.

Конечно, можно было тут налить воды, живописуя поиски особняка, но не буду этого делать, - вот он, - особняк еще цел до сих пор. Я скажу вам адрес, укажу дорогу.

Пречистенский переулок, дом 10. Особняк Марии Фёдоровны Якунчиковой построенный в 1899-1900 годах по проекту архитектора Вильяма Францевича Валькота в стиле модерн.

Между прочим, изначально переулок назывался Мёртвый. Ай да Булгаков! Ай да сукин сын!

Здесь луна полностью освещает фасад особняка и его правый торец,- «лунный тест» пройден.

И, обратите внимание, перед особняком установлен газовый уличный фонарь, использовавшийся в Москве со второй половины XIX века.

Фотография и описание особняка из архитектурного и художественно-технического журнала «Зодчий» № 1 от 5 января 1903 года.

Дом господина Якунчикова в Мертвом переулке‚ в Москве, построен Московским Торгово-Строительным Обществом в 1900 году по проекту и под наблюдением архитектора Виллиама Валькота. Как снаружи, так и внутри дом обработан в современном, но спокойном стиле; прямая линия преобладает везде.

Постройка обошлась около 80.000 рублей.

В первом этаже помещаются приемные комнаты и столовая с буфетом, сообщающаяся лифтом с подвалом, где находятся кухня, погреб и прочая.

Во втором этаже расположены спальни; в верхней части здания находится биллиардная образующая на фасад продолжение в виде «bow-window», в переводе с английского - «фонарь».

Небольшие комнаты по сторонам черной лестницы имеют меньшую высоту, и предназначены для прислуги.

Скульптурные украшения на фасаде сделаны из тесаного камня и выполнены московской фирмой Гладкова и Козлова; майолики исполнены в мастерской С.И.Мамонтова.

P.S. - О, как я угадал! О, как я все угадал!

P.P.S. А женская головка на воротах особняка - это Лорелея.

«В древние времена в сумерки и при лунном свете на скале Лурлей появлялась девушка, которая пела столь обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал. Многие пловцы разбивались о подводные камни или погибали в пучине, потому что забывали о своей лодке, и небесный голос певицы-волшебницы как бы уносил их от жизни».

Один из самых популярных романов 20 века - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - был окончен ровно 75 лет назад, 13 февраля 1940 года. Над ним писатель работал 12 лет, но при жизни автора роман так и не был опубликован. Именно роман «Мастер и Маргарита» является основой популярных туристических маршрутов по булгаковской Москве. Корреспондент РИАМО вместе с экскурсоводами музея «Булгаковский Дом» прогулялась по местам романа и узнала, где впервые встретились мастер и Маргарита, и что в столице сегодня напоминает о культовом произведении.

Патриаршие пруды

Действие романа начинается с Патриарших прудов. Именно здесь «в час небывало жаркого заката появились два гражданина» - известный литератор Михаил Берлиоз и начинающий поэт Иван Бездомный. Шли они из дома литераторов - МАССОЛИТа и присели на лавочке напротив дома с башенками в Малом Патриаршем переулке. Со стороны Ермолаевского переулка появился Воланд со своей свитой. Как рассказывают на экскурсии, Ермолаевский переулок когда-то назывался Коровий, потом Панкратьевский, отсюда и персонаж Коровьева, который машет ручкой Берлиозу в первых сценах романа.

Нехорошая квартира

Еще одно знаковое место - «нехорошая квартира» в доме №50 302-Бис, где поселились Воланд и его свита, на самом деле располагалась в доме на Большой Садовой, 10. Если сложить цифры номера квартиры (3+0+2), то получится пять, а при умножении на два, так как «бис» означает повторный выход, получится 10. Номер 50 тоже не случаен. Сам Булгаков жил со своей первой женой на Большой Садовой, 10, в квартире №50, где сегодня располагается его музей-квартира .

Расписывать стены в подъезде, где когда-то жил автор «Мастера и Маргариты» поклонники романа стали еще с 70-х годов прошлого века. Стены несколько раз белили, но послания продолжали оставлять. Среди работ было очень много иллюстраций профессиональных художников, а сегодня подъезд расписывают все подряд: рядом с цитатами из романа и иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», много фраз на отвлеченные темы.

Рядом находится частный музей - «Булгаковский дом» со своим театром , экскурсиями, квестами, и даже котом Бегемотом.

Театр Варьете

Также узнаваемым местом из романа является прототип театра «Варьете», где Воланд и его свита устроили сеанс черной магии с разоблачением. Несмотря на то, что такого театра в Москве не существовало, его прототипом стали цирк и мюзик-холл, которые располагались в нынешнем здании Театра Сатиры в 20-30-е годы прошлого века. Булгаков бывал на представлениях мюзик-холла и видел там и иностранных артистов, и цирковые трюки, и номера с животными . Отсюда - фокусы кота Бегемота, разоблачение председателя Акустической комиссии, неравный обмен советских нарядов на французские, трюк с отрыванием головы конферансье Жоржу Бенгальскому и пр. Здесь же, в саду «Аквариум», впервые администратор Варьете Варенуха встретился с котом Бегемотом и Азазелло.

Кроме того, в Театре сатиры когда-то репетировалась известнейшая пьеса Булгакова «Иван Васильевич», но до премьеры дело не дошло. Сегодня никаких следов романа «Мастер и Маргарита» в театре и саду «Аквариум» не осталось - единственное, что напоминает о «Варьете» (бывшем цирке) - купол на здании Театра Сатиры.

МАССОЛИТ в «Доме Грибоедова»

Выдуманный Булгаковым Дом Грибоедова, в котором он разместил литературную организацию МАССОЛИТ, тоже можно найти в Москве. Это Дом Герцена на Тверском бульваре, 25, где в 20-е годы прошлого века существовало множество литературных объединений, таких как РАМП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и другие. МАССОЛИТ литературоведы расшифровывают, как Мастерская социалистической литературы.

К создателю «Горя от ума» Александру Грибоедову дом никакого отношения не имеет, но именно здесь, по роману, поэта Ивана Бездомного объявляют сумасшедшим и отсюда увозят в клинику Стравинского. Интересно, что сегодня дом с сомнительной писательской историей по-прежнему наполнен литераторами - здесь располагается Литературный институт имени М. Горького.

Переулок Мастера и Маргариты

Особняк Маргариты на Спиридоновке

В романе говорится, что Маргарита с мужем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата . По одной из версий, прототипом мог стать красивейший замок на Спиридоновке, 17, построенный в конце 19 века по проекту архитектора Федора Шехтеля. Заказал его для своей жены известный предприниматель и меценат Савва Морозов.

Несмотря на то, что Спиридоновка от Арбата далековато, дом с садом и выстроен в готическом стиле , как и в романе. Сегодня в этом особняке - Дом приемов Министерства иностранных дел. Здесь проходил G8.

Дом Мастера

Под описания подвала Мастера, в который он переехал, чтобы работать над романом о Понтии Пилате, попадает дом в Мансуровском переулке, 9. Сам Булгаков часто бывал в этом доме, который принадлежал декоратору Сергею и актеру Владимиру Топлениновым, рассказывают на экскурсии. Полуподвальное помещение они сдавали драматургу Сергею Ермолинскому. И именно к нему часто наведывался Михаил Афанасьевич. Здесь он работал над «Мастером и Маргаритой», и даже читал некоторые главы романа. Весной дом утопал в сирени, как и рассказывает Мастер Ивану Бездомному, уточняет экскурсовод. Последние владельцы дома - потомки художника Курского. В 2013 году знаменитый «Дом Мастера» был выставлен на торги.

Впрочем, о связи с Булгаковым сегодня говорит табличка, рассказывающая о том, что дом является объектом культурного наследия , и уточняющая, что в 1926-1932 гг. здесь неоднократно бывал Михаил Булгаков.

Ольга Швенк

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"


Всё, что связано с "Мастером и Маргаритой", в Москве слегка окутано туманом тайны. Можно сказать, что это - особая фишка столицы. Но хочется верить, что прототипами произведения были реальные люди, которые жили, любили и мечтали о счастье, как мы.

Споры по поводу настоящего особняка Маргариты до сих пор не стихают. И Михаил Афанасьевич, этакий сказочник и мудрец, как-будто зная наперед, оставил потомкам загадку, примерно описав местоположение дома. "Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк цел еще до сих пор". До сих пор ищут, но лучшим вариантом представляется это московское здание.

Адрес: ул. Спиридоновка-17

Особняк З.Г.Морозовой, построенный в 1893-1898гг архитектором Ф. О.Шехтелем. Что примечательно, в отделке интерьеров принимал участие сам Врубель. В настоящее время в здании расположился МИД РФ.

Особняк с элементами готики. В эпилоге романа "Мастер и Маргарита" поэт Бездомный по описанию автора шел именно "через Спиридоновку… в Арбатские переулки" мимо тех же фонаря и нефтелавки, что и Маргарита. Также возле этого дома всегда был сад, о котором писал Булгаков.

Есть еще несколько претендентов на дом Маргариты.

Адрес: Малый Ржевский пер.-6

Это здание вполне вписывается в очертания, указанные Булгаковым. К тому же совсем рядом, в Б. Ржевском переулке, проживала Е.С.Нюренберг-Неелова-Шиловская, третья жена Михаила Афанасьевича. Говорят, прообразом Маргариты была именно она.

Не знаю, как вы, а я примерно так и представляла себе героиню романа. Острые черты, живые глаза, аристократизм и горячее сердце однозначной брюнетки. Нет! Не настало еще время настоящей Маргариты в нашем кинематографе.

Еще вариант по адресу Остоженка-21. Особняк А.И.Кекушевой
постройки 1900г. Архитекторы Л.Н.Кекушев и В.С.Кузнецов Дом очень похож на здание, описанное в романе, но от Арбата расположено немножко далековато.

Последнее подходящее здание

Адрес: М. Власьевский пер.-12-14.
Особняк Коровина постройки 1903г. Архитектор И.Г.Кондратенко.

Расположение дома булгаковедов устраивает, но описанию от автора соответствует похуже. Хотя там есть и сад.

Я выбираю свой любимый первый вариант. Пусть этот шикарный загадочный особняк, который так соответствует образу любимой женщины Булгакова, и будет домом Маргариты